автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема Эроса в русской философии

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Косарев, Алексей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема Эроса в русской философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Косарев, Алексей Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТСТРУКТУ-РАЛИСТКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ЭРОСА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Истоки и развитие проблемы Эроса в европейской культуре.

2.Проблема Эроса в контексте русской культуры и философии 19-го -20-го веков. Проблема «Русского Эроса».

ГЛАВА И: ПРОБЛЕМА ЭРОСА В ФИЛОСОФИИ И ПОЭЗИИ

В. С. СОЛОВЬЕВА.

1.Учение В.С.Соловьева о красоте как пример практической положительной») философии, предваряющее учение о любви. . . .60 2*Преображение»Платона в эротической философии В.С.Соловьева.

3.Учение В.С.Соловьева о половой любви.

ГЛАВА III: ФИЛОСОФИЯ-РЕЛИГИЯ «ПОЛА» В.В.РОЗАНОВА

1.В.В.Розанов, его жизнь и творчество.

2.Учение В.В.Розанова о красоте и его полемика с учением о красоте В.С.Соловьёва.

3.Религиозно-метафизическое учение В.В.Розанова о «поле», развиваемое в рамках христианской культуры.

4.Религиозно-метафизическое учение В.В.Розанова о «поле» и его полемика с христианством.

ГЛАВА IV: ЭРОС И ЛИЧНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.БЕРДЯЕВА.

1 .«Самопознание» Н.А.Бердяева и революция эротического духа.

2.Эротическая философия пола и любви Н.А.Бердяева.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Косарев, Алексей Михайлович

Темой данного исследования является проблема Эроса в том виде, как она решалась тремя русскими философами: Соловьевым, Розановым и Бердяевым.

Актуальность темы обусловлена как широким общественным интересом к проблемам любви и пола, связанным с распадом коммунистической идеологии и поиском новых путей к самопознанию и новой культурной идентичности, что выразилось в обостренном внимании на уровне социума и личности к проблеме «Русского Эроса», впервые широко обсуждавшейся в конце 19-го - начале 20-го столетия, так и более узким философским интересом к проблеме Эроса как такового, который, как известно, в качестве особого философского понятия был введен Платоном из религиозной и поэтической мифологии в философию как метафора силы, влекущей человека к самосовершенствованию и открывающей ему путь в философию.

Три философа, рассматриваемые в этой диссертации, выбраны не случайно. Их идеи пронизывают «Серебряный век» русской культуры конца 19-го - первой половины 20-го столетия. Тема половой любви и Эроса, развитая В.С.Соловьевым в статьях «Смысл любви», «Красота в природе», «Жизненная драма Платона» и других, является своеобразным продолжением как древнегреческих и христианских учений о любви, так и «темы сердца», которой занимался учитель В.С.Соловьева П.Д.Юркевич, почерпнутой из византийской православной традиции философствования. Особое внимание к чувству любви, к Эросу, уделяемое русской философской культурой на рубеже 19-го и 20-го веков, свидетельствует, по-видимому, о структурном развитии русского национального, в том числе и философского, сознания, вплотную приблизившегося к рефлективному изучению собственной эротической структуры, то есть основ собственной религиозности.

Приступая к данной теме, теме Эроса, необходимо более или менее четко очертить ее границы. Эрос, или любовное влечение, будет пониматься нами в самом широком смысле: и как стремление к Добру (этическое измерение), и как стремление к Красоте (эстетическое измерение), и как стремление к Истине (эпистемологическое измерение). В этой работе речь пойдет о религиозном измерении Эроса, любовном влечении к Богу, которое и есть стремление к Истине, Добру и Красоте, а также о сексуально-психологическом измерении Эроса, под которым понимается любовное влечение к сексуальному объекту (субъекту) и которое, подобно Фрейду и Розанову, я буду находить в религиозном стремлении к Богу. Перечисленные пять измерений, конечно же, не исчерпывают всей полноты этих измерений, среди которых можно обозначить и любовное влечение к живой природе (растения, животные), и любовь к неживой природе (строения, архитектура и т.д.), и любовь к труду (экономическое измерение Эроса), а также любовь к политике или власти (политическое измерение Эроса). Основными объектами моего внимания в рассматриваемых текстах будут любовное влечение к человеку, имеющее сексуальный оттенок, и любовь к Любви, которая является ничем иным как христианской любовью к Богу. Первое я выше обозначил как психологическую структуру, вторую -как метафизическую, или онтологическую, структуру. Разновидностью последней является религиозная структура, представляющая собой синкретизм или синтез первого и второй. Космическая и лирическая любовь древних, о которой речь пойдет в рассматриваемой ниже статье Лосева, является синкретической религиозной структурой. Недаром, краткое упоминание Эроса у Гесиода, как и обращение к Эросу как к виновнику трагедии Антигоны у Софокла, характеризует его как врага разума. В философию понятие Эрос, любовь, входит именно через религию. В философии любовь впервые характеризуется как разумная. Так образовалось трансцендентально-эротическое поле европейской культуры, в котором существует «расстояние», «астральное пространство», между двумя структурами. Философия поэтому в чистом виде содержит в себе то, что И.Кант называл «Чистым Разумом», то есть трансцендентальную форму, получившую у Августина название Любовь к Любви. Выше было отмечено, что религиозная структура является разновидностью метафизической, однако, если иметь в виду синкретическую религиозную структуру, или миф, то необходимо внести поправку, что синкретическая, философская, или метафизическая структура является разновидностью религиозной синкретической структуры, содержа в себе философский миф, а именно, синтетической религиозной структурой.

В данной диссертации будут рассмотрены три метатекста о любви: три философско-метафизические структуры Эроса, включающие «жизненный мир» или «событие». Философия любви Соловьева и философия-религия «пола» Розанова обычно причисляются к европейской «философии жизни»; философия Свободы, Личности и Творчества Бердяева, образующая третью рассматриваемую здесь метаструктуру Эроса, обычно относится к философскому направлению религиозного экзистенциализма и персонализма первой половины 20-го века. Поэтому для целей этой

U U диссертации здесь полезно сравнить «биологическии», религиозныи и этический (социальный) подходы к проблеме любви в 20-м веке, а затем вкратце рассмотреть их синтез в постструктурализме и постмодернизме.

В первые годы советской власти тема Эроса была идеологизирована, а затем вовсе закрыта для исследований. В «Философском энциклопедическом словаре» 1983 года, правда, есть статья «Эрос», в списке литературы к которой не названо ни одной работы на русском языке. К статье «Любовь» в том же словаре в качестве литературы для чтения названа статья В.С.Соловьева «Смысл любви». Здесь же называются некоторые работы Маркса, Энгельса, письмо Ленина к И. Арманд. Среди послереволюционных работ названа только одна книга Ю.Б.Рюрикова «Три влечения» (1967 г.).

Такое игнорирование темы Эроса в философии советского периода свидетельствует, по-видимому, о вытеснении рефлексии «Русского Эроса» из общественного сознания. «Русский Эрос» продолжал существовать, но он перестал осознаваться и исследоваться в советской культуре с конца 20-х годов. Если вспомнить фильмы советской эпохи, все положительные герои выглядели внешне привлекательными, так сказать эротичными, все же отрицательные герои - наоборот - всегда некрасивы и неэротичны: люди «из футляра». Однако, из последнего можно было встретить и исключение, которое скорее только подтверждает правило: Эрос, эротичность часто, как в большинстве пьес Вампилова, показаны как корень безнравственности и источник соблазна. Другими словами, там, где Эрос не осознавался, он использовался идеологией в её интересах, а там, где он осознавался хотя бы в качестве чистой эстетики, там он объявлялся безнравственным. Советская идеология как бы постаралась полностью заменить собой эротический дух, вытеснив любую философскую и литературную рефлексию относительно собственной эротичности. Если понимать Эрос в постструктуралистском духе М.Фуко, как «отклонение» половой потребности от кодированных Властью возможностей её удовлетворения, как «сексуальное инакомыслие», можно констатировать, что Советская власть, присвоив себе право на инакомыслие в социальной сфере, то есть избрав неестественный некапиталистический путь развития, постаралась полностью запретить всякое другое инакомыслие.Отсюда, по-видимому, - тюремное наказание за гомосексуальную связь.

Именно поэтому экспликация «эротического сознания», широко происходящая в последние 5-6 лет в российской общественной жизни и отраженная множеством периодических и книжных изданий, является очень важной как с точки зрения непосредственного освобождения «эротического духа», так и с точки зрения его дальнейшего осмысления и философской рефлексии над ним. Последняя, по-видимому, должна быть обязательной целью освобождения «Русского Эроса» из пут идеологии, без чего такое освобождение не имеет смысла.

Степень разработанности проблемы соотносится с отмеченным выше обстоятельством вытеснения проблемы Эроса из общественного сознания в сталинский советский период. Обостренное внимание к проблеме Эроса на рубеже 19-го и 20-го столетия исследуется нашими современниками лишь последние 6-10 лет, за которые появилось немало книг и статей о В.С.Соловьеве, В.В.Розанове и Н.А.Бердяеве. Тем не менее, работ, посвященных проблеме Эроса у рассматриваемых здесь авторов, не очень много. В большинстве работ можно найти только краткие, так сказать поверхностно-содержательные рассмотрения интересующей нас темы, в которых практически отсутствует концептуальный анализ логики развития структуры Эроса в психоисторическом и философско-историческом плане.

Тем не менее, в данной диссертации я использовал труды следующих авторов, прямо или косвенно относящиеся к исследованию проблемы любви и Эроса в русской культуре и философии. Это: Брылина И.В., Власова M.JL, Гачев Г.Г., Генис А.А., Гозман JI.O., Губин В.Д., Крофеев В., Жанбуржина Р.Б., Исупов К.Г., Кельнер М.С., Тарасов К.Е., Лейбин В.М., Кон И.С., Пишун В.К., Пишун С.В., Руткевич A.M., Рюриков Е.В., Смирнов И.П., Смирнова З.В. Фатеев В.А., Шестаков В.П., Эткинд А.С. и др.

Мною также были использованы работы современных западных мыслителей, посвященные проблеме Эроса вообще и проблеме Эроса в русской культуре и философии. Это прежде всего труды Ж.Батая, Ж.Делёза, Ж.Деррида, Дж. Доллимора, Дж.Д.Корнблатг, Д.Лори, Г.Маркузе, Э.Пэйглс.

Д. де Ружмона, Г.Сантаса, Р.Слесинского, М.Фуко, Р.М.Шотт, Л.Энгелстайн, и др. Особое значение имеют для меня работы Фуко, Делёза и Деррида, поскольку я попытался применить их метод анализа текстов культуры к исследованию проблемы Эроса в русской философии.

Большое значение имели для меня также работы, посвященные анализу русской философии в целом. Эго работы А.И.Абрамова, А.И. Алёшина, В.В.Бибихина, П.П.Гайденко, А.А.Ермичева, А.Ф.Замалеева, В.В.Зеньковского, А.Ф.Лосева, Б.М.Парамонова, В.В.Сербиненко и др.

Из всего вышесказанного вытекают цель и задачи данного исследования.

Целью данного исследования является выяснение условий «освобождения» и «очищения» эротического духа, под которым понимается осмысленное в терминах совершенствования любовное влечение к объекту (субъекту). Эта работа осуществляется путем анализа конкретного философского материала: философии В.С.Соловьева, В.В.Розанова и Н.А.Бердяева. Ставится основная задача рассмотреть философию Эроса и половой любви Соловьева в качестве «тезиса», философию-религию «пола» Розанова - в качестве «антитезиса», а эротическую философию Свободы, Личности и Творчества Бердяева - в качестве «синтеза».

Кроме того, в данном исследовании ставятся следующие задачи:

- обосновать возможность постструктуралистского анализа проблемы Эроса в русской философии, имея в виду, что подобный анализ даёт возможность исследовать психические основания творческой деятельности, связанной, в частности, с производством философских текстов;

- дать общую характеристику «Русского Эроса» как философско-исторического феномена;

- найти «событие» или «обстоятельство» в жизни философа, которое могло быть толчком для образования соответствующего психического «комплекса», или в котором этот «комплекс» отчетливо проявился;

- рассмотреть эстетические, философские и религиозные воззрения с точки зрения изменения субъект-объектного отношения, которое в Новое время можно характеризовать как отношение к телесности и которое здесь называется «комплексом»;

- показать, что «комплекс» и его преодоление являются точкой пересечения индивидуального и универсального, религиозного и исторического;

- показать, что преодоление «комплекса» способствует «очищению» эротической структуры от исторических и идеологических напластований и что таким образом платоновская идея Эроса, лежащая в основе философских теорий рассматриваемых здесь русских мыслителей, «самоочищается» и индивидуализируется, обретая конкретное бытие.

Методология исследования носит постструктуралистский характер. Прежде всего она включает принцип единства онто- и филогенеза, то есть принцип диалектического единства психологического, логического и культурно-исторического (которое в данном случае является историко-философским, по преимуществу).

С точки зрения подхода к конкретным структурным явлениям, мой метод можно определить как реконструкцию трансцендентально-эротического поля. Она также включает в себя деструкцию культурной метафизической структуры и конструкцию собственной «неометафизической» структуры, как и метод деконструкции Ж.Дерриды, но отличается от деконструкции, как я считаю, сохранением подлинного «плюрализма» и качественного многообразия структур. По моему мнению, западный постструктуралистский «плюрализм» является лишь количественным, квантитативным, и в нем, как у Гегеля, «все кошки серы». Качественный, квалитативный, плюрализм есть подлинный плюрализм, гак как он гарантирует индивидуальную, личностную, модель развития.

Такие особенности методологии данного исследования определяют его научную и философскую новизну.

Данная диссертационная работа содержит ряд положений, которые являются новыми для российских историко-философских исследований последних десятилетий, и поэтому спорных с точки зрения сложившейся традиции. Прежде всего новым является сам постструктуралистский анализ такого рода, примененный в отношении выдающихся представителей русской философии. Спорным может оказаться определение комплекса Соловьева, Розанова и Бердяева как садо-мазохистского. Под садомазохизмом в данном случае понимается такое отношение к ментальному и физическому телу, которое нацелено на его изменение, а не «теорийное» изучение, «созерцание», в платоновском смысле. Это есть Эрос, не свободный от идеологических стремлений и телесных желаний: под садизмом понимается желание переделать чужое ментальное или физическое тело, под мазохизмом - свое. В общем, садо-мазохистский комплекс является основой всей культурной и творческой деятельности человека, и преодолеть его окончательно не возможно. Однако, философское творчество, построенное на мистическом видении пределов собственной культуры, на мой взгляд, предполагает стремление к преодолению садомазохистского отношения к действительности, так как субъект и объект здесь сливаются мистическим образом, то есть естественно, без какого бы то ни было насилия субъекта в отношении объекта, даже если объектом является сам субъект. Особая медитативная практика или «умное делание», которое я здесь называю «философским творчеством», есть такое действие, которое построено на знании реальности и имеет опыт преодоления садомазохистского комплекса в прошлом. Я считаю, что изучение философских теорий с точки зрения существования в них остатков садо-мазохистского комплекса позволяет выявить культурный пафос философа, понять его как человека, но ни в коем случае не нацелено на его унижение и разоблачение. Наоборот, исследуется, как такому философски мыслящему человеку удалось в значительной мере преодолеть свои культурно-исторические, идеологические и физические зависимости и как он смог придать своим личным привязанностям и трудностям общекультурное и даже общечеловеческое звучание.

Практическая значимость данного исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по проблеме Эроса в европейской и русской философии и культуре.

Апробация работы.

Материалы диссертации были доложены на конференции: «Философская традиция, её культурные и экзистенциальные измерения» и на конференции:«М.Хайдеггер: «Бытие и время». 70 лет» в выступлении: «М.Хайдеггер и Н.Бердяев. К вопросу об экзистенциальной онтологии».

Результаты диссертационной работы докладывались на теоретических семинарах кафедры Истории отечественной философии РГГУ.

Результаты исследования отражены также в публикации автора в журнале «Философские исследования».

Структура диссертации включает введение, четыре главы и заключение. Имеется также оглавление и список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема Эроса в русской философии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое мною исследование касается как общеевропейского культурного и философского развития, связанного с понятием «Эрос», так и развития проблемы Эроса в русской философии и культуре 19-го - 20-го веков.

Анализ проблемы Эроса в европейской культуре и философии показал, что понятие «Эрос», введённое в философию Платоном, к концу 20-го века потеряло исходный метафизический смысл «силы», влекущей человека к совершенству, и максимально натурализировалось в качестве «неометафизического» понятия «Желание». Этот процесс натурализации метафизических понятий, называемый ныне на Западе «концом западноевропейской метафизики», по моему мнению, должен означать не прекращение метафизического восприятия культурных феноменов в терминах «сущностей», но простое переключение внимания, «перемену зрения» философа с культурных «сущностей» на их культурный контекст, усматривание динамики их развития.

Данное исследование, выдержанное в рамках такого подхода, показало, что понятие «Эрос» как «культурная сущность», рассматриваемое в историко-философской перспективе, содержит, с одной стороны, платоновскую трактовку Эроса, которая является своего рода «зерном», то есть первичной синтетической трансцендентальной интерпретацией, а с другой, культурно-историческое и индивидуальное восприятие данного понятия, которое должно быть изучено с точки зрения культурно-идеологических и индивидуально-психологических особенностей автора конкретной интерпретации Эроса.

В связи с проведённым исследованием трёх самых значительных, по мнению автора диссертации, интерпретаций Эроса в русской философии и культуре 19-го - 20-го веков, необходимо сделать следующие выводы: 1. Приближение к или удаление от основной, или первичной, интерпретации Эроса у Платона, рассмотренное в данной диссертации на примере философии В.С.Соловьёва, В.В.Розанова и Н.А.Бердяева, соответствующим образом означает, приближение к формам античного мышления, произошедшее, по моему мнению, в западноевропейской философии (поскольку здесь наблюдается сохранение трансцендентальной эротической формы, связывающей аналитическое и мифологическое мышление без преобладания одного над другим), или удаление от античных форм, которое произошло, очевидно, в русской религиозной философии.

2. Удаление от первичной платоновской интерпретации Эроса в философии и поэзии В.С.Соловьёва, по мнению автора диссертации, означает, что, с одной стороны, В.С.Соловьёв явился выразителем поисков целостности бытия и мышления, Эроса и Логоса, в русской религиозной философии, а с другой, что он не смог в достаточной мере освободиться от психологических комплексов, сковывающих его свободное философское мышление рамками идеологии.

3. Удаление от первичной платоновской интерпретации Эроса в философии и литературе В.В.Розанова, по мнению автора диссертации, подобным образом, означает, что, с одной стороны, В.В.Розанов успешно продолжил поиски русской религиозной философии, связанные с самообоснованием Русского Эроса-Логоса, и нашёл необходимую культурную форму «семейного» Эроса, или Эроса «частной» семейной жизни, а с другой, что в личном плане этот мыслитель не смог освободиться от психологических комплексов и возвыситься достаточно высоко над собственной культурой и идеологией.

4. Из трех рассмотренных интерпретаций Эроса самой близкой к платоновскому понятию Эрота, является, по мнению автора диссертации, интерпретация Эроса у Н.А.Бердяева. Это, очевидно, означает, что Бердяев больше Соловьева и Розанова имел автоэротическую направленность сознания, которая также характеризует античного человека, что способствовало его освобождению от индивидуальных и общекультурных идеологических форм.

5. Я считаю, что близость бердяевской интерпретации Эроса к платоновской не является случайной и что она означает как его религиозный и экзистенциальный синтез двух сторон садо-мазохистского комплекса (подобный платоновскому синтезу «космического» и «лирического» Эроса), так и новый «виток» возрождения античных ценностей в рамках христианской религиозной идеологии, а также более тесное сближение русской религиозной философии в лице Бердяева с западной философией и культурой.

6. По моему мнению, этот «виток» главным образом означает еще большую «атомизацию» и «автономизацию» индивида в условиях всеобщей культурной, идеологической и технической связанности современной цивилизации.

Я не претендую на всеобъемлющий анализ исследуемых здесь интерпретаций Эроса, но считаю, что проведённое мною исследование помогает лучше понять вклад русских мыслителей в общеевропейскую проблему Эроса, поставленную Платоном в его философии и имеющую непреходящее значение.

 

Список научной литературыКосарев, Алексей Михайлович, диссертация по теме "История философии"

1.Бердяев Н.А. Собр. соч. в 3-хт.т. Под ред. Н.А.Струве. Париж, 1989.

2. Бердяев Н.А. Сочинения (Сост.,ст. А.В.Гулыги). М. :Раритет, 1994.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.:Лениздат,1991

4. Бердяев Н.А. Самопознание: Мемуары. М.:ДЭМ,1990.

5. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт филос.автобиографии. М. .Мысль, 1991.

6. Бердяев Н.А. Самопознание (Опытфилос. автобиографии).М.:Книга,1991.

7. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.,1990.

8. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА- пресс, 1990.

9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

10. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-хт.т. .М. :Искусство, 1994.

11. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М.: Прометей, 1989.

12. Бердяев Н.А. Судьба России. М.:Советский писатель. 1990.

13. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.

14. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

15. Бердяев Н.А. Субъективизм и идеализм в общественной философии. СПб.,1901.

16. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма. М., 1902// Проблемы идеализма.

17. П.Бердяев Н.А. Кризис рационализма в современной философии // Вопросы жизни, № 9, 1905.

18. Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании (Д.Мережковский) // Вопросы жизни, № 9, 1905.

19. Бердяев Н.А. К вопросу об отношении христианства к общественности // Век, 24 июня, 1907.

20. Бердяев Н.А. Декаденство и мистический реализм // Русская мысль.1907, №621 .Христос и мир (Ответ В.В.Розанову) // Русская мысль. 1908, № 1.

21. Бердяев НА. По поводу одной замечательной книги (О.Вейнингер. Пол и характер) // Вопросы философии и психологии. 1909, № 9.

22. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Перевал. 1907, № 5,6.

23. Бердяев Н.А.: pro et contra. Антология. Книга 1. СПб.: РХГИ, 1994.

24. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М.: «Танаис», 1996.

25. Розанов В.В. О себе и о жизни своей. М.: Московский рабочий, 1990.

26. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. М., 1990.

27. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М. : Республика, 1992.

28. Розанов В.В. Среди художников. М. : Республика, 1994.

29. Розанов В.В. Мимолетное. М.: Республика, 1994.

30. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. М. : Республика, 1994.

31. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. М.: Республика, 1995.

32. Розанов В.В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.

33. Розанов В.В. Темный лик. Метафизика христианства. СПб., 1911 (2-е изд.-1913).

34. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995.

35. Розанов В.В. Природа и история. СПб., 1900 (2-е изд.-19020.

36. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Т.т. 1-2 СПб., 1902.

37. Розанов В.В. Избранное. Нью-Йорк, 1956.

38. Розанов В.В. Избранное. Изд.: А.Неманис, 1970.

39. Розанов В.В. Мысли о литературе. М. : Современник, 1989.

40. Розанов В.В. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990.

41. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.

42. Розанов В.В. Соч. в 2-х т.т.: Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Правда, 1990.

43. Розанов В.В. Иная земля, иное небо. М.: «Танаис». 1994.

44. В.В.Розанов: pro et contra. Антология.Кн.1-2 СПб.: РХГИ,1995.

45. Соловьев B.C. Собр. соч. и писем: в 10 т.т. Репр. изд. М.,1992.

46. Соловьев B.C. Соч.: в 2-х т.т. М. : Мысль, 1988.

47. Соловьев B.C. Соч.: в 2-х т.т.: Приложение к ж. «Вопросы философии» . М.: Правда, 1989.

48. Соловьев B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.» Стихотворения. Проза. Письма. М. : Московский рабочий, 1990.

49. Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990.

50. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. СПб., 1994.

51. Соловьев B.C. Смысл любви. Избранные произведения. М. .Современник, 1991.

52. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

53. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Изд. 3-е. СПб., 1897.

54. Соловьев B.C. Жизнь и произведения Платона // Творения Платона. Т.1.М., 1899.

55. Соловьев B.C. Собр. соч. в 10 т. т. 2-е изд. СПб., 1911-1914.

56. Соловьев B.C. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974.

57. Соловьев B.C. Письма в 4-х т.т. СПб.-Пг., 1908-1923.

58. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.-448 с.

59. Адо П. Плотин или Простота взгляда. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. М., 1991.

60. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура (философия искусства Н.А. Бердяева) // Серия Эстетика. М., 1991, № 6.

61. Аксаков Н.П. О браке и девстве // Русский труд, 1899, № 43. С. 7-9; № 44. С. 10-14.

62. Басанин М. Рец. на кн.: Розанов В.В. Семейный вопрос в России // Новоевремя. 1904, 21 июля.64.Барт P. s/z. М., 1994

63. Жорж Батай: Танатография Эроса. СПб., 1994.

64. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

65. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993.

66. Белокоскова Е.В. Язык и культура в работах В.В. Розанова. Историко-философский анализ. Автореф. дис. на соиск. уч. канд. филос. наук. М., 1996.

67. Белый А. Арабески. М., 1911.

68. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1990.

69. Блох И. История проституции. СПб., 1994.

70. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.

71. Бродский И. Набережная неисцелимых. Тринадцать эссе. М., 1991.

72. Брылина И.В. Феномен «Русского Эроса» как объект социально-философского исследования. Дис. на соиск. уч.ст. канд. филос. наук. Владивосток, 1995.

73. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

74. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.

75. Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974.

76. Вадимов А.В. Вступительная статья к публикации: Бердяев Н.А. Самопознание // Наше наследие. 1988, № 6.

77. Введенский А. О мистицизме и критицизме в теории познания B.C. Соловьева // Вопросы философии и психологии, 1901, № 1.

78. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1994.

79. ВеберМ. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

80. Вейнингер О Пол и характер. М., 1992.

81. Вейнингер О. Последние слова. Киев, 1995.

82. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. 2 изд. СПб., 1994.

83. Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Жиль Делёз. Зигмунд Фрейд. М.Д992

84. Вехи. Сб-к статей о рус. интеллигенции . М., 1990.

85. Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1) М., 1994.

86. Волжский (Глинка) А.С. Мистический пантеизм В.Розанова // Из мира литературных исканий. СПб, 1906.

87. Волынский (Флексер) А.Л. «Фетишизм мелочей» (В.В.Розанов) // Биржевые ведомости (утренний выпуск). 1916, 26,27 января.

88. Власова М.Л. Феномен эротической любви в традициях российской философско-социологической школы. Дис. на соиск.уч.ст.канд.филос. наук. М., 1992.

89. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997.

90. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994

91. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М. : Искусство, 1991.

92. Гайденко П.П. «Вехи» : неуслышанное предостережение // Вопросы философии, 1992, №2. С. 103-122.

93. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

94. Гальцева Р.А. Николай Александрович Бердяев // Лит. газета. 2-е авг., 1989 (№31).

95. Гальцева Р.А. Николай Бердяев философ творчества и теоретик культуры // Н.А.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. Сб.ст.Т.1.М., 1994.

96. Гачев Г. Русский Эрос. «Роман» Мысли С Жизнью. М.: Интерпринт, 1994.

97. Гевлок Э. Мужчина и женщина. СПБ., 1898.

98. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.

99. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1-2. М., 1970-71.

100. Ю2.Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

101. ЮЗ.Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. /Эссе. М.,1997. (Серия «Культурология»).

102. Гельман И. Половая жизнь современной молодежи (опыт социальнобиологического исследования). М., 1923. Ю5.Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка: в 2-хт.т. М. : Искусство, 1988.

103. Гиппиус З.Н. Влюбленность // Новый путь. 1904, № 3. С. 180-192. Подпись А. Крайний.

104. Гиппиус З.Н. Живые лица. Воспоминания. Книга П. Задумчивый странник («О Розанове»). Тбилиси : «Мерани», 1991. С.88-126.

105. Глинский Б.Б. Рец. на кн. : Розанов В.В. В мире неясного и нерешённого. 2-е изд. // Исторический вестник. 1904, № 6. С. 153- 155.

106. Гозман Л. О возможности социально-психологического исследования любви // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.

107. Ю.Голиков В. Люди лунного света и солнечный Розанов // Неделя. 1912, 8-е июля.

108. Голлербах Э.Ф. Влад. Соловьев и Розанов // сб. Стрелец. Пгд., 1922, №3. С. 1244-143.

109. Голлербах Э.Ф. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. М: Квазар, 1991.

110. Горбач К.И. Проблема «Россия-Запад» в философии русского религиозного Ренессанса XX века (В.Ф.Эрн, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов). МД997.

111. Грифцов Б.А. Три мыслителя (Мережковский, Шестов, Розанов). М., 1910. С. 7-82.

112. Гроссман Л.П. Одна из подруг Достоевского // Русский современник. 1924, №3. С. 248-252.

113. Пб.Гроф С. За пределами мозга. 2-е изд. М., 1993.

114. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М.: УДН, 1987.

115. Губин В. Д. Проблема человека в современной философии.М. :УДН, 1990.

116. Губин В.Д. В.В. Розанов и его учение о человека // Вече. Альманахрусской философии и культуры. Выпуск 5. СПб., 1996. С. 38-52.

117. Гурвич Е. Владимир Соловьев и Рудольф Штейнер. М., 1993.

118. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. СПб., 1993.

119. Гусейнов А.А.Этика ненасилия //Вопросы философии. 1992,№ З.С.72-81.

120. Гуссерль Э. Логические исследования. Часть 1-я. СПб., 1909.

121. Данте А. Божественная комедия. М.: Интерпракс, 1992.

122. Дарвинизм и теория познания Георга Зиммеля и Фридриха Ницше. СПб., 1899.

123. Деррида о дружбе : за и против. // Общественные науки за рубежом. РЖ «Философия и социология» (Серия 3). № 1. М., 1990. С. 19-24.

124. Жак Деррида в Москве. Пер. с фр. и англ. М., 1993.

125. Деррида Ж. Введение к работе Э.Гуссерля «Начало геометрии» // Гуссерль/Деррида. Начало геометрии. М., 1996. С. 9-209.

126. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

127. Долгов К. Искатель религиозного единства жизни // С.Н.Булгаков. Свет невечерний: Созерцания и Умозрения. М., 1994. С.358-364.

128. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. М., 1983.

129. Дубинский М. (М.Полтавский). Женщина в жизни великих и знаменитых людей. Тбилиси, 1990.

130. Ермичев А.А. Вступительная статья // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Книга 1. СПб.: РХГИ, 1994.

131. Ерофеев В. Великий Розанов глазами эксцентрика // Зеркала. Альманах. М., 1989. С.32-45.

132. Жанбуржина Р.Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект. Дис. на соиск.уч.ст.канд.филос. наук. Уфа, 1996.

133. Закржевский А.К. Карамазовщина. Психологические параллели. Киев, 1912. С. 69-94, 139-141.

134. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1-2. Л.: «Эго», 1991.

135. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, !974.

136. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.

137. Из глубины: Сб-к статей о русской революции. М.: Новости, 1991.

138. Ильин И.П. Постструктурализм.Деконструктивизм.Постмодернизм.М.: Интрада,1996.

139. Исупов К.Г. Русский Эрос, или Философия Любви в России // Вопросы философии, № 12, 1992. С.150-153.

140. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995.

141. Кант И. Критика чистого разума. Спб., 1993.

142. Капитализм и шизофрения. Беседа Катрин Клеман с Жилем Делезом и Феликсом Гватгари. // Ежегодник Лаб. постклас. ис. ИФРАН. М.Д994.С.394-405.

143. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

144. Кельнер М.С., Тарасов К.Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. М., 1989.

145. Козырев А.П. Гностические влияния в философии В.С.Соловьева. Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд.филос. наук. М., 1997.

146. Книга о Владимире Соловьеве. М.: Советский писатель, 1991.

147. Кон И.С. Дружба. М.: Политиздат, 1987.

148. Кон И.С. Введение в сексологию. 2-е изд., доп. М.: Медицина, 1989.

149. Кон И.С. Вкус запретного плода: (Сексология). М.: Молодая гв., 1991.

150. Косарев A.M. Н.А.Бердяев: Революция эротического духа // Философские исследования. М., 1997, № 1. С. 197-213.

151. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

152. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М.: Знание, 1988.

153. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990.

154. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

155. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990.

156. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.

157. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1994.

158. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 1. М.: Искусство, 1992.

159. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994.

160. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

161. Лукьянов С.М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Т. 1-3. Пг., 1916-1921.

162. Лосский И.О. Учения психологии с точки зрения волюнтаризма. 2-е изд. СПб., 1911.

163. Лосский И.О. Мир как органическое целое. М., 1917.

164. Лосский И.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

165. Людвиг Витгенштейн : человек и мыслитель. Пер. с англ. М., 1993.

166. Льюис К.С. Любовь, страдание. Надежда : Притчи. Трактаты. М., 1992.

167. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.:Прогресс, 1990.

168. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

169. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте: (Психологическая топология пути). М., 1995.

170. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

171. Мамардашвили М.К.Стрела познания (набросок естественноисторичес-кой гносеологии). М., 1997.

172. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.

173. Маритен Ж. Письма к Н.А.Бердяеву 1926-1936 // Пугь.1992,№ 2.С.ЗЗЗ-346.

174. Маркиз де Сад и XX век. Пер. с фр. М., 1992.

175. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

176. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М., 1992.

177. Мережковский Д.С. Собр. соч. в 4-х т. М.: Правда, 1990.

178. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

179. Межуев В.В. Отечественные истоки философии В.С.Соловьева (социокультурный контекст 70-90-х г.г. XIX в.). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1997.

180. Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви. М., 1991.

181. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 63-216.

182. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.

183. Начала. Религиозно-философский журнал. 1992, № 3.

184. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1990.

185. Норрис К. Деррида // Общественные науки за рубежом. РЖ »Филосо-фия и социология» (Серия 3). М.: ИНИОН, 1989, № 6. С. 9-16.

186. Ориген. О началах. Самара, 1993.

187. Ортега-и-Гассет,Хосе. Эстетика.Философия культуры. М.:Искусство, 1991.

188. Парамонов Б.М. Славянофильство и кризис русской религиозной философии. Дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Д., 1971.

189. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» Розанова. Владивосток, 1994.

190. Пишун С.В. Социальная философия В.В.Розанова. Владивосток, 1993.

191. Платон. Собр.соч в 4-х т. М.: Мысль, 1993.

192. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб., 1995.

193. Подорога В.А. Выражение и смысл . М., 1995

194. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992, №2. С. 123-140.

195. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992.

196. Пришвин М.М. Дневники. М.: Правда, 1990.

197. Пришвин о Розанове // Контекст-90. М. : Наука, 1990.С.161-218.

198. Проблемы идеализма : Сб-к статей. Изд. Моск. Псих, об-ва, 1902.

199. Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе. Реферативный сб-к. М.: ИНИОН, 1989.

200. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913.

201. Рачинский Г.А. Взгляд В.С.Соловьева на красоту // Вопросы философии и психологии, 1901, № 1.

202. Рашковский Е.Б. Лосев и Соловьев // Вопросы философии, 1992, № 4. С.141-150.

203. Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры: Сб-к статей.М.: Прогресс,1990.С.416-434.

204. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

205. Роцинский С.Б. Н.А.Бердяев и философия духа русской революции // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования. Вып. YII. «Вехи» и веховцы. М., 1992.

206. Русская литература в за рубежных исследованиях 1980-х годов (Розанов, Хлебников, Ахматова, Мандельштам, Бахтин): сб-кобзоров. М.: ИНИОН, 1990.

207. Русские философы: Антология. Вып. 1. М., 1993.

208. Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

209. РуткевичА.М. В.М. Лейбин. Фрейд, психоанализ и современная западная философия // Вопросы философии. 1990, № 6. С. 171-173.

210. Рюриков Ю.Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра. 2-е изд., доп. Кемерово, 1984.

211. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии). Спб., 1995.

212. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

213. Сборник статей о В.Соловьеве. Брюссель, 1994.

214. Свасьян К.В. Иоганн Вольфганг Гете. М.: Мысль, 1989.

215. Сенокосов Ю.П. К читателю//Н.Бердяев.Самопознание.М.: ДЭМД990.

216. Слоним М. Три любви Достоевского. М., 1991.

217. Смирнов Игорь П. Бытие и творчество. Марбург, 1990.

218. Смирнов Игорь П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Нов. лит. обозр., 1994.

219. Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму» : М.И. Туган-Борановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, М.,1995.

220. Смирнов И.П. Н. Бердяев о революции: взгляд сквозь призму личности

221. Метод в историческом исследовании. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной школы семинара. Минск,1991.С.130-132.

222. Смирнов З.В. Из истории критики фрейдизма в советской философии (двадцатые годы) // Философия и история культуры. М.: Наука, 1995. С.307-317.

223. Современная западная философия: Словарь.М.: Политиздат, 1991.

224. Соловьёв С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьёва. Брюссель, 1977.

225. Социо-Логос. Вып.1. М.: Прогресс, 1991.

226. Струве П.Б. Великая Россия. Интеллигенция и народное хозяйство. Розанов, большой писатель с органическим пороком. Индивидуализм и социализм // Вопросы философии, 1992, №12.С. 65-90.

227. Сумерки богов. М.: Политиздат., 1990.

228. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

229. Три века поэзии русского Эроса.Публикации и исследования. М.: Издательский центр театра «Пять вечеров», 1992.

230. Фатеев В.А. В.В.Розанов. Жизнь. Творчество. Личность.Л., 1991.

231. Фатеев В.А. Вступительная статья // В.В. Розанов : Pro et contra. Т. 1-2. СПб.: РХГИ, 1995.

232. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.:Мысль, 1982.

233. Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.: Наука, 1987.

234. Философия любви. Т. 1-2. М.: Политиздат, 1990.

235. Философов Д.В. Рец. на кн. : В.В.Розанов. В мире неясного и нерешённого // Мир искусства. СПб., 1901, № 5. Худ.хроника. С. 285-286.

236. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

237. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.

238. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.: Наука, 1989.

239. Франк C.J1. Сочинения. М.: Мысль, 1990.

240. Франк C.J1. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992.

241. Франк С Л. Философия и жизнь. СПб., 1910.

242. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

243. Фрейд 3. Избранное. Т.1. Лондон, 1969.

244. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.

245. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси, 1991.

246. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

247. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990.

248. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

249. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

250. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

251. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

252. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и удовольствия Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.

253. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М., 1995.

254. Фуре В.В. Философия М.Фуко и проблема человека во французском постструктурализме. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук, Минск, 1997.

255. Хайдеггер М. Бытие и время. М, 1997.

256. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. М. : Мысль, 1979.

257. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

258. Хёсле В. Гении философии нового времени. М. : Наука, 1992.

259. Христианство. Энциклопедический словарь: в 2-х т. М., 1993.

260. Цвейг С.Статьи, эссе. «Вчерашний мир. Воспоминания европейца». М.: Радуга, 1987.

261. Цвейг С. Казанова, Фр. Ницше, Зиг. Фрейд. М., 1990.

262. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991.

263. Человек : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995.

264. Шеллинг Ф.В.И. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1989.

265. Шестов JI. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс-Г'нозис, 1992.

266. Шопенгауэр А. Собр. соч. Том 1. М., 1992.

267. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

268. ЭволаЮ. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996.

269. ЭкхартМ. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991.

270. Эрос. Россия. Серебрянный век/ Серия «ИнтерЭрос». М., 1992.

271. Эрос. Франция ХУ111 / Серия «ИнтерЭрос». М., 1993.

272. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в Росии. СПб., 1993

273. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М, 1996.

274. Юнг К. Психологические типы. СПб. М., 1995.

275. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

276. Bataille G. Eroticism: Death and sensuality. San-Francisco, 1986.

277. Bataille G. Inner experience. New York, 1988.

278. De Rougemont, D. Love declared: Essays on the myths of love. New York, 1963.

279. Engelstein L. The keys to happiness. New York & London, 1992.

280. Foucault, M. The history of sexuality. L.: Penguin books, 1990. Vol.1: An introduction. Vol. 2 (1992): The use of pleasure. Vol. 3: The care of the self

281. Foucault M. Power/Knowledge. Selected interviews and other writings 1972-1977. New York : Pantheon Books, 1980.

282. Kenneth Baynes, ed. After philosophy: End or transformation. London, 1987.

283. Kornblatt, Judith Deutsch. SoloVev s androgynous Sopia and the jewish Kabbalah//Slavic Review 50(1991), pp. 486-496.

284. Kornblatt, Judith Deutsch. The transfiguration of Plato in the erotic philosophy of Vladimir Solov ev//Religion and Literature 24,2(Summerl992}.

285. Lowrie, Donald A. Rebellious prophet: A life of Nicolai Berdyaev. New York: Harper and Brothers, 1960.

286. Dollimore, Jonathan. Sexual dissidence: Augustine to Wilde, Freud to Foca-ult. Oxford Univ.Press, New York, 1991.

287. Nygren, Anders. Agape and Eros: A study of the Christian idea of love. New York: Macmillan, 1932.

288. Pagels, Elaine. Adam, Eve and the Serpent. New York: Random, 1988.

289. Poggioli, Renato. Rozanov. New York: Hillary House Publishers Limited, 1962.

290. Santas, Gerasimos. Plato and Freud: Two theories of love. New York-Oxford: Basil Blackwell.

291. Schott, Robin May. Cognition and eros: A critique of the Kantian paradigm. Boston: Beacon press, 1988.

292. Slesinski, Robert. Berdyaev and the relation of sex, love and marriage. Proceedings of the American Catholic Philosophical Association, 1986.

293. Walsh, John V. Love and Philosophy. See: The Human Person and the World of Values ed. by Balduin V. Schwarz. New York: Fordham University Press, 1960, p.36-48.