автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Естественнонаучный музей как центр формирования экологической культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Клюкина, Анна Иосифовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Естественнонаучный музей как центр формирования экологической культуры'

Текст диссертации на тему "Естественнонаучный музей как центр формирования экологической культуры"

Санкт-Петербургский Государственный Университет

культуры и искусства

На правах рукописи

КЛЮКИНА АННА ИОСИФОВНА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

24.00.03 — музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор культурологии, профессор, почетный академик РАО Г.П.Бутиков.

Санкт-Петербург

1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................стр. 3

Глава 1 .Научно — просветительская деятельность музея

как предмет культурологии и смежных наук..............стр. 18

1.1 Научное осмысление проблемы включения музеев

в процесс естественнонаучного познания мира..........стр. 18

1 ^Информационно — просветительский потенциал

музея и условия его реализации......................стр. 28

Глава 11. Пути включения музея в систему формирования естественнонаучных знаний и

экологической культуры................ . . . ........ стр. 56

2.1.Научная концепция экспозиции Дарвиновского

музея............................................стр. 56

2.2. Обеспечение единства познавательных и

эстетических начал в музейной экспозиции............. стр. 73

2.3. Дифференциация процесса вовлечения учащихся в творческое осмысление музейной

экспозиции................................ стр. 87

2.4.Взаимосвязь культуросозидающей деятельности

музея и экологического просвещения................ стр. 118

2.5.Использование 90 —летнего опыта функционирования Дарвиновского музея в формировании экологической

культуры.........................................стр. 140

Заключение.........................................стр. 165

Литература........................................стр. 168

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Становление информационного общества XXI века диктует необходимость существенно расширить инфраструктуру формирования общественного сознания. В систему институтов, обеспечивающих познание мира, жизнь требует включить наряду со школой и средствами массовой информации, учреждения культуры, центры познавательного туризма. Особое место среди них принадлежит музеям, которые, опираясь на аккумулированные в них историко —мемориальные, художественные, естественнонаучные и иные ценности, способны донести до разных групп населения и в первую очередь детей и молодежи богатейшую информацию, дополняющую их знания о мире, природе, обществе, историко-культурных процессах, современной художественной жизни, достижениях мировой и отечественной культуры.

Используя преимущества наглядности и интегрируя возможность одновременного воздействия на разум и эмоциональную сферу человека, музей конца XX века должен занять достойное место в формировании естественных и гуманитарных знаний населения, во всей системе познания окружающего мира. Однако эффективность этой деятельности сдерживается недостаточной разработанностью методологии и методики его культурно —просветительного воздействия, отсутствием оправдывающих себя и принятых широкой практикой механизмов сотворчества музея и школы, музея и семьи; внедрением в повседневную жизнь музея современных технических средств.

В последнее десятилетие НИИ культурологии, Российский научно — практический центр музейной педагогики Государственного Русского музея и ряд кафедр музееведения российских ВУЗов осуществили немало исследований в области организации и методики

музейной работы с юными посетителями. Однако, эти исследования касались художественных музеев, что касается музеев естественнонаучного профиля, то исследования, связанные с ними, проводились в самых ограниченных формах, а публикации по их результатам сводились лишь к отдельным статьям в специальной периодической литературе.

Обобщая ряд достижений в данной сфере духовной жизни, авторы публикаций констатировали, что в естественнонаучных музеях, за малым исключением, не проводятся разработки новых форм работы коммуникаций с посетителем, отсутствует изучение тенденций развития системы экологического просвещения музейными средствами и принципов повышения эффективного воздействия естественнонаучных экспозиций на посетителей.

Не богат и зарубежный опыт научного анализа функционирования музеев подобного типа (L. Steigen, S.M. Nair, J.Davallon, G.Grandmont< E. Granqyist, J.Maigret, G. Gardner, Y. Herreman, M. Ruse). В отдельных западно — европейских и американских публикациях рассматриваются области использования компьютерной техники в экспозиции, а также иные современные средства достижения высокой информативности и наглядности экспозиции. Однако, фундаментальных исследований всестороннего функционирования естественнонаучных музеев в последние годы в развитых странах запада не проводилось.

Музеи природы во всем мире претерпевают новый расцвет, в связи со все большим интересом населения к проблемам сохранения биологического разнообразия и глобального ухудшения экологической обстановки. Поэтому, в настоящее время разработка современной модели функционирования естественнонаучного музея как центра экологической культуры весьма актуальна.

Степень разработанности проблемы. Вопрос включения музеев в систему образования населения не нов. Еще в конце XIX начале XX веков многие музейные деятели того времени, например, Н.И. Романов (119) и другие ориентировали экскурсионные программы музеев на образование школьников. При этом речь шла прежде всего о художественном воспитании школьников, поскольку естественнонаучные музеи России в это время в значительно меньшей степени ориентировали свою работу на образовательные программы. Для естественнонаучных музеев начала века характерна была работа в основном со студенческими аудиториями.

Государственный Дарвиновский музей, созданный в 1907 году, также был ориентирован только на студентов. В то время это был единственный в мире музей, чьи коллекции и небольшая экспозиция были посвящены только проблемам эволюции, но при этом основатель музея профессор Александр Федорович Коте даже не помышлял о показе этих материалов школьникам.

Лишь во второй половине XX века, выражая единое мнение о * том, что музеи способны оказывать значительную помощь в воспитании гармонично развитого человека, передавая ему эстетический и социальный опыт, устойчивую потребность в искусстве, отечественные и зарубежные ученые стали рассматривать музеи как сложную коммуникационную систему, в центре которой находится посетитель, общающийся с музейной экспозицией и получающий определенную информацию от соответствующего специалиста.

Общие проблемы развития коммуникативной деятельности музеев глубоко и разносторонне рассматривались в исследованиях М.А. Ариарского (9), Г.П. Бутикова (15-17), А.З. Крейна (71), А.К. Ломуновой (76), Б.А. Столярова (127), М.Ю. Юхневич (144) и других музееведов, которые обосновали принципы приобщения личности к

историко-культурным ценностям, рассмотрели широкий круг проблем повышения уровня эстетического воздействия музейной экспозиции, выявили методы активизации познавательной активности посетителей. Значительный интерес представляют комплексные исследования НИИ культурологии, осуществленные в 50 —90 —е гг., результатом которых стало обоснование культурологических и педагогических основ архитектурно — художественного решения экспозиции.

Информационное воздействие современного музея нельзя рассматривать вне исследований в области культурно — просветительной работы (М.А. Ариарский (9), А.И. Голышев (38,39), Д.М. Генкин (36), А.П. Марков (79), Ю.А. Стрельцов (130) и другие), в которых был разработан принцип единства информационно — логического и эмоционально — образовательного воздействия музейной экспозиции и всей системы музейной работы на разные группы посетителей.

В конце 80 —х годов в результате интенсивного обмена опытом, в деятельности отечественных и зарубежных музеев, появилась возможность приступить к концептуальному теоретическому обобщению подходов и конкретных данных в области музейного образования (М.А. Ариарский (9), Г.П. Бутиков (21), Е. Ванслова (25), И.М. Косова (63) и др.). Именно в это время наиболее остро встал * вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения. Стало очевидно, что школьного образования явно недостаточно, чтобы воспитать экологически грамотного человека. Сложная экологическая обстановка, сложившаяся во всех регионах мира, заставила экологов, биологов, философов, социологов объединить свои усилия в формировании долгосрочных многопрофильных программ, позволяющих, начиная с самого юного возраста,

воспитывать подрастающее поколение в сознании личной ответственности за все, что происходит с окружающей средой.

Появилось много очень популярных и любимых зрителями телевизионных программ о природе. Причем если в 70 —80 —е годы эти программы просто рассказывали о жизни животных, расширяя общий кругозор населения, вызывая интерес к природе и желание охранить этот хрупких мир, то в последнее время на телевидении появились программы и фильмы, рассказывающие о проблемах эволюции, о борьбе за существование, о видообразовании.

Соответственно в этой обстановке и естественнонаучные музеи стали активно менять свои традиционные методы работы с посетителем. Эти годы характеризуются переосмыслением деятельности музея с учетом его огромного образовательного потенциала. И как показал опыт, для того, чтобы этот потенциал реализовался наиболее полноценно, необходима постоянная работа с посетителем в направлении его экологического воспитания. При этом совершенно очевидно, что особое значение эта работа приобретает, когда речь идет о самых юных посетителях музея. Появилась необходимость в разработке специальных экскурсионных методик, программ, воспитывающих у ребенка любовь к природе, желание защитить братьев наших меньших, сохранить то видовое разнообразие, которое нас окружает.

Активная музейно — педагогическая деятельность не всегда шла в ногу со стационарной — школьной, ориентированной на авторитарное отношение учителя к ученику, на приоритет академического знания по отношению к задачам развития личности. В этом отношении школа трудно шла навстречу музею.

Во второй половине 80 —х годов в результате изменений, которые стали происходить в самой школе, появляются разработки образовательных программ, ориентированные на всестороннее

развитие школьника как личности, происходит интеграция школьных и музейных программ. В частности в методических разработках курса биологии появилось обязательное посещение музея. Это привело и к позитивным изменениям в самих музеях, особенно краеведческих. Если до 70 —х годов в краеведческих музеях уделялось внимание только историческим экспозициям, а отделы природы ограничивались показом животного и растительного мира данного региона, то в 80 — е годы, благодаря активному запросу со стороны школы стали появляться экспозиции на общебиологические темы. Отделы природы краеведческих музеев стали строить экспозиции по происхождению и развитию жизни на Земле, по антропогенезу. И только в 90 —х годах стали появляться экологические экспозиции, рассматривающие все общебиологические проблемы с точки зрения глобальных эволюционных процессов, происходящих в природе.

В этих условиях определяющую роль играет предлагаемый музеем широкий спектр тем и форм взаимодействия со школой. Не только школьные группы стали активно посещать музейные экспозиции, но и музейные работники стали активно взаимодействовать со школой. Практически все музеи имели свою лекционную программу для школы. Чаще всего это были лектории, включающие в себя несколько тем, которые последовательно читались для постоянной школьной аудитории и таким образом обеспечивалось систематическое образование музейными средствами, поскольку музейные сотрудники практически никогда не приходили в школу с лекционной программой, не обеспеченной показом. Чаще всего это были слайды, но многие музеи имели специальный набор музейных предметов, с которыми они выходили на лекции к школьной аудитории. В частности, в Дарвиновском музее это была специально подобранная коллекция, с помощью которой можно было проиллюстрировать целый ряд основных положений

дарвинизма. Если школы, или дворцы пионеров (где также Дарвиновский музей проводил свои лектории) могли предоставить транспорт, вывозимые для показа коллекции представляли собой целый мини музей.

Естественно, лекции читали музейные сотрудники, владеющие навыками просветительской работы на экспозиции. Можно сказать, что благодаря этому сложился своеобразный тип музейной лекции, не только подобной любой лекции, рассчитанной на усвоение академических знаний, общей историко — культурной информации, но одновременно в явном или неявном виде подготавливающей школьников к посещению основной экспозиции и ее восприятию.

Лектории, подготовленные музейными сотрудниками, благодаря отбору и подаче материала предназначались для проведения их как в самом музее, так и вне него. При этом лектории рассчитывались на разные аудитории и адаптировалась применительно к их социопрофессиональным и возрастным особенностям.

Вместе с тем, типичные музейные лекции, читавшиеся в школе, как правило, не были координированы с ее учебно —воспитательной системой и таким образом оказывались своего рода формой

г

дополнительного образования. В настоящее время многие музеи, в том числе и естественнонаучные, продолжают активно использовать эту форму работу с населением. В Дарвиновском музее, в связи с переездом музея, в связи со строительством новой экспозиции, продолжавшимся три года, сотрудники перестали читать лекции в школах. Сформировалось совершенно иное направление работы и со школьниками и с одиночными посетителями — это их обслуживание при помощи индивидуальных «Обучающих гидов".

Естественно, в музее используются и традиционные формы неформального экологического образования — это лектории, . проводимые в музее, где темы лекций чаще всего отличаются от

программных школьных. Но в современно развитом обществе эта форма работы в том виде, в котором она используется традиционно, нам представляется мало эффективной.

В Дарвиновском музее наибольшее развитие в последнее время приобретают другие методы формирования естественнонаучных знаний музейными средствами — это во — первых, компьютерные программы, которые расширяют и углубляют экспозицию; во-вторых, внедрение расширяющейся системы "Обучающих гидов"; в — третьих, система обучающих программ, проводимых во время временных выставок.

Современная деятельность естественнонаучных музеев, как и музеев другого профиля строится на общепедагогических, . социально — психологических и культурологических принципах, обоснованных в трудах М.Х. Алешковского (4), Г.П. Бутикова (18 — 20), С.С. Гейченко (35), А.И. Голышева (39), А.З. Крейна (70), Д.А. Равикович (109), Т.В. Станюкович (126), Ф.И. Шмита (143) и других российских музееведов, опирается на философские и культурологические концепции отечественных и зарубежных ученых (И. Аве (1), М.М. Бахтин (12) и другие), в которых раскрываются общие закономерности включения личности в мир культуры. Однако, указанные выше авторы не ставили перед собой задачи раскрытия роли и места музея в процессе формирования конкретных знаний подрастающих поколений, не затрагивали проблемы включения музеев в систему непрерывного образования и информационного обеспечения социально — культурных процессов. Сегодня можно говорить о значительных успехах лаборатории музейной педагогики Государственного Русского музея в организации художественно — эстетического просвещения школьников, но в области формирования их естественнонаучных знаний средствами музейной деятельности » значительных научных работ, к сожалению, нет.

Существенное противоречие между объективной потребностью использовать воспитательный и просветительный потенциал современного музея в формировании духовного облика подрастающих поколений и реальным уровнем научного осмысления этой проблемы, обусловило целесообразность и необходимость осуществить теоретико — эмпирическое исследование, цель которого обосновать культуролога — методические принципы формирования естественнонаучных знаний средствами музейной деятельности.

Из этой цели вытекают задачи:

1. Определить роль и место естественнонаучных музеев в системе формирования естественнонаучных знаний.

2. На примере опыта Государственного Дарвиновского музея показать объективные возможности естественнонаучных музеев в экологическом воспитании подрастающих поколений и вовлечении их в природотворчество.

3. Раскрыть пути и методы превращения естественнонаучных музеев в центры неформального экологического воспитания.

4.Обосновать методику интенсификации научно — �