автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетические аспекты постструктурализма в контексте художественной практики

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Сипкина, Наталия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Эстетические аспекты постструктурализма в контексте художественной практики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетические аспекты постструктурализма в контексте художественной практики"

На правахрукописи Сипкина Наталия Николаевна

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО КОЛЛАЖА)

09.00.04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Москва 2005

Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики в Московском государственном университете культуры и искусств

Научный руководитель Официальные оппоненты:

Ведущая организация

доктор философских наук, доцент ЛарисаНиколаевнаВоеводина

доктор философских наук, профессор Михаил Яковлевич Сараф

кандидат философских наук Ирина Петровна Леонтьева

Московский государственный университет им.. М.В. Ломоносова, кафедраэстегики

Защита сссгоится чпу> (рИфШЯ 2005 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу.

141406, Мсковская обл., г.Химки-6, ул. Библиотечная, 7, корпус 2, ауд.218 (Зал защитыдиссхертаций).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан « 2005 г.

Учёный секретарь диссертационного совета. кандидат философских наук, доцент

И.В.Малыгина

1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Эстетическая проблематика в философии постструктурализма привлекала многих исследователей на протяжении трёх последних десятилетий. Исследования, посвященные становлению постструктуралистской мысли, позволяют установить следующее: проблема, связанная с философией постструктурализма как существенная в эстетическом плане, осознавалась многими крупнейшими исследователями второй половины XX столетия; она присутствует в исследованиях философского, психологического, семиотического, литературоведческого, искусствоведческого плана. При этом в интересующем нас преломлении - в связи с современным русским изобразительным искусством - проблема остаётся недостаточно изученной. В работе анализируется опыт инновационной художественной практики сквозь призму эстетики постструктурализма как нового способа изучения художественного произведения с помощью критической рефлексии.

Наличие постструктуралистской тематики в современной художественной практике очевидно. Поэтому столь широкое распространение философии постструктурализма и её влияние на отечественное современное искусство усиливает потребность в философском осмыслении постструктуралистской эстетики. Эстетика современного русского изобразительного искусства показывает, в какой степени сама художественная практика соотносима с философией постструктурализма. Применительно к художественной практике философские термины постструктуралистов активно используют теоретики постмодернизма, поднимая проблему современного искусства и констатируя в связи с этим постструктуралистское влияние на творчество современных художников.

Конечно, ни философы-постструктуралисты, ни теоретики-постмодернисты не говорят в связи с художественной прак-

тикой или отдельными её сферами об особом направлении или художественном методе, которые могли бы быть обозначены словом «постструктуралистские». Для учёных, однако, очевиден ряд философско-методологических подходов философов-постструктуралистов к осмыслению художественной практики и интерпретации текстов и объектов культуры на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода. Теоретики искусства подчёркивают откровенное доминирование в современной художественной практике неклассической эстетики, берущей истоки в философии постструктуралистов; её изучение является актуальной задачей, весьма существенной для дальнейшего развития эстетической теории. Эта доминанта и позволяет использовать термин «постструктуралистская эстетика» в отношении изобразительного искусства русских современных художников. Мы применяем термин «постструктуралистская эстетика» в отношении русского неоконцептуального и абстракционистского искусства второй половины XX века, рассматриваемого нами на примере коллажа. Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между активным обращением художественной практики к постструктуралистской эстетике и недостаточным теоретическим осмыслением этого процесса.

Степень разработанности темы исследования. Современное состояние осмысления философии постструктурализма свидетельствует о существовании многочисленных методологических и теоретических подходов к изучению данного направления. Тенденция к исследованию философско-эстетических аспектов французского постструктурализма отчётливо проявилась в отечественной науке к середине 80-х годов XX века. Становилось всё очевиднее, что понять истоки искусства постмодернизма с множеством заимствованных направлений, школ и жанров можно, лишь рассматривая его в новом философско-эстетическом контексте. В этом отношении можно указать на работы 80-х годов И.П.Ильина и исследова-

ния 90-х годов Е.Бобринской. В последние десятилетия XX века интересующие нас проблемы прямо или косвенно обсуждались в публикациях по проблемам искусства Е.Дёготь, М.Колдобской, В.Мизиано, Н.Молок, М.Орловой, Н.Чечот и других авторов.

Специфика французской философии но многом определяется столкновением рационалистических традиций национальной культуры с иррационализмом экзистенциалистско-персоналистской ориентации. Франция, в отличие от некоторых европейских стран, сохранила традицию рационалистического мышления от Декарта до современных эпистемологов-неорационалистов. В то же время Франция наиболее напряжённо пережила и период влияния иррационалистического субъективизма в период второй мировой войны, что закономерно в конце 1960-х годов привело к кризису рационализма или так называемой логике тождества, к которой свелась французская феноменология и структурализм, о чём подробно сообщают В.Декомб в своей работе «Современная французская философия» (1980) и П.Андерсон в работах «Размышления о западном марксизме» (1976); «На путях исторического материализма» (1983).

Обращаясь к истокам философии французского постструктурализма, современные учёные ссылаются в плане преемственности на работы русских формалистов (структурная лингвопоэтика Р.Якобсона, описание системы персонажей из «Морфологии сказки» В.Я.Проппа), французских структуралистов (труды по структурному психоанализу Ж.Лакана, структурной антропологии К.Леви-Строса, ранние работы Р.Барта и М.Фуко), концепцию «языковых игр» Л.Витгенштейна, версию «Феноменологии духа» Г.В.Ф.Гегеля в обстоятельном комментировании А.Кожева, феноменологию Э.Гуссерля, объяснение К.Марксом общества как целостной системы, часть учения Ф.Ницше, выразившуюся в идее «переоценки всех ценностей», теорию знака Ф.Соссюра, логи-

ко-философские труды Г.Фреге, труды З.Фрейда и проблемные поля (вопросы смысла, значения, сущности, бытия, времени и др.) М.Хайдеггера.

Основополагающими для нашего исследования были труды французских постструктуралистов, а именно: Ж. Дерри-да, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяра, Ю. Кристевой.

Кроме того, в ходе анализа мы используем рассуждения русских исследователей о постструктуралистской эстетике и философии, опираясь на отдельные статьи и монографические исследования Н.С. Автономовой, А.В. Гараджи, Б. Гройса, С.Н. Зенкина, И.П. Ильина, Г.К. Косикова, В.Ю. Кузнецова, В.Е. Лапицкого, Н.Б. Маньковской. ВА Подороги, М.К Рык-лина, СЛ. Фокина, М.Б. Ямпольского и других учёных.

В последнее десятилетие философско-эстетические проблемы неклассического искусства рассматриваются с попыткой оценки этих проблем сквозь призму мировой художественной культуры, а также с позиций их социальной обусловленности. Вот имена некоторых исследователей этой проблемы: М.Н. Афасижев, Е. Бобринская, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, Л.Н. Воеводина, Б. Гройс, К.М. Долгов, ОА Кривцун, А.С. Мигунов, АА. елипенко, О.В. Туркина и другие.

Исследования этих авторов позволяют достаточно объёмно представить различные подходы, выявляющие идеологические, информационные, маргинальные, мифотворческие и другие истоки современной эстетики и искусства. И хотя названия работ некоторых авторов номинально совпадают с обозначенной нами проблемой, мы не можем сказать, что сама проблема оказалась разрешённой в окончательной форме. Поэтому нами и предпринята попытка рассмотреть постструктуралистскую эстетику и современное русское искусство в их взаимосвязи.

Объект исследования; эстетика постструктурализма как одно из наиболее влиятельныхмировоззренческих оснований современного искусства.

Предмет исследования: степень и характер воплощения постструктуралистскоп эстетики в искусстве русского коллажа конца 1970-х - начала 2000-х годов.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выявление связи между философско-эстетическим наследием французских постструктуралистов и спецификой современного русского изобразительного искусства, а именно, коллажа, а также определение сущностных характеристик и тенденций развития современного коллажа.

Поставленная цель предполагала решение следующих

задач:

• выявить эстетические и общественно-политические истоки формирования французского постструктурализма;

• проанализировать философско-эстетические взгляды основных представителей французского постструктурализма;

• описать специфику современного русского искусства в контексте постструктуралистской эстетика;

• определить, в какой степени коллаж и сама русская современная живопись носят постструктуралистский характер;

• выявить следы влияния постструктурализма на современное изобразительное искусство, проявляющегося в сю-жетике, тематике, приёмах и методах на примере русского коллажа.

Методология исследования. Несмотря на то, что в настоящее время существует множество работ, посвященных отдельным художникам и целым направлениям современного искусства, общая методология эстетического описания постмодернистского искусства ещё не сложилась. Это особенно характерно для отечественной научной практики.

Указывая на методологические принципы, которые мы попытались применить в своём исследовании, мы отдаём отчёт, что не можем рассматривать такой многоаспектный феномен, как современное изобразительное искусство, в рамках единственной методологии.

Кроме того, в контексте настоящего исследования мы рассматриваем искусство не только как явление, обладающее эстетической силой воздействия, но и как форму социально-философского дискурса.

В основных своих подходах наше исследование опирается на следующие традиционные и новейшие концепции:

• классические и современные, отечественные и зарубежные школы философской эстетики (Г.-В.-Ф.Гегель, М.Бланшо, В Беньямин, Г.Ульмер, Ю.М.Лотман и др.);

• концептуальные работы в области искусствоведения, истории и теории отечественной художественной культуры и искусства (Е.Бобринская, О.Туркина, Б.Гройс, М.Орлова, В.Курицын, ААпресян и др.);

• семиотические традиции истолкования художественного произведения (Р.Барт, Ю.Кристева, Ю.Лотман);

• на формирование постструктуралистской эстетики в современном русском искусстве сильное влияние оказывает общественно-политический контекст новой посткапиталистической эпохи Методологически значимыми с этой точки зрения являются работы английского постструктуралиста ПАндерсона и теоретика современного искусства Б.Гройса, которые подчёркивают идеологическую обусловленность культуры и общества послевоенной Европы. С этих же позиций в диссертации использованы труды современных авторов М.Рыклина, О.Хархордина и других.

Мечты исследования. Проблематика и цель исследования предполагает обращение к идеям философского синтеза современного искусства и единства гуманитарных наук, к принципам историзма и преемственности в художественной практике. Общей методологической

практике. Общей методологической установкой диссертационного исследования является принцип единства общественно-политического, онтологического и гносеологического анализа современного искусства. Этот комплексный подход позволит, на наш взгляд, точнее представить специфику последнего.

Говоря о параметрах специфики современного русского искусства, мы опираемся на контекстуальные принципы экспозиции и субъективные принципы кураторов ведущих художественных галерей и проектов.

Научная новизна исследования связана с тем, что впервые русский коллаж рассматривается как форма постструктуралистского дискурса:

• выявлено, что одним из источников современного неоконцептуального и абстракционистского русского изобразительного искусства стали идеологически обоснованные философские взгляды ведущих французских постструктуралистов;

• в результате анализа философско-эстетических аспектов французского постструктурализма установлено, что взгляды основных представителей явились высокопродуктивными в художественном контексте, проявившись в сюжетике, тематике, приёмах художественного произведения;

• обосновано, что современная художественная практика, в том числе и русский коллаж последних двух десятилетий, явилась опытом осмысления постструктуралистских идей.

Всё это позволяет интерпретировать изобразительное искусство последнего художественного поколения как художественную практику с ярко выраженным постструктуралистским характером, проявляющимся в тематике, сюжетике, приёмах и методах исполнения.

Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении степени и характера влияния философии постструктурализма на художественную практику русского

коллажа. Эстетика постструктурализма проиллюстрирована на примере современного русского коллажа.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в учебно-педагогической деятельности по курсам: «История изобразительного искусства», «Семиотика», «Теория искусства», «Эстетика», а также другим дисциплинам. На основе исследования в учебный процесс гуманитарных вузов может быть введён спецкурс «Постструктуралистская эстетика и художественная практика».

Положения, выносимые на защиту:

1. К возникновению постструктурализма приводит кризис рационализма, связанный со столкновением рационалистических традиций французской культуры с иррационализмом экзистенциалистско-персоналистской ориентации. Главным направлением в философской парадигме становится анализ нестабильных, неравновесных систем, а также причин и обстоятельств, вызывающих потерю устойчивости и переход к хаосу. Нестабильность и неопределённость превращаются в основные характеристики универсума, вызывая потребность в новых средствах методологического анализа.

2. Появление художественных практик неофициального искусства в Советском Союзе происходило параллельно с формированием философии постструктурализма, во многом удовлетворяя потребность художников по-новому взглянуть на мир. Таким образом, художественная практика русского неофициального искусства и его вариаций сыграла своего рода роль философского дискурса. Та часть проблем, что во французских философских кругах была актуализирована постструктуралистами, во многом соотносится с русской художественной практикой.

3. Русские художники-неоконцептуалисты и авангардисты конца XX века продуктивно используют философско-эстетические концепции постструктуралистов. Это демонст-

рирует, прежде всего, ведущую роль философского посг-структуралистского дискурса сегодня для названной группы художников и указывает на его возрастающее значение для будущего художественного процесса.

4. Восприятие целого в современном коллаже как многоуровневой аппликации формирует особую систему коллаж-ного видения и мышления. В этой системе современный русский коллаж разрушает условность посредством живописных объектов и несёт в себе элементы идеологического раскола, которые, по нашему мнению, носят постструктуралистский характер.

Апробация работы

1. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите по специальности: 09.00.04 - эстетика - на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университега культуры и искусств «6»октября 2004 (протокол №2).

2. Материалы исследования внедрены в учебный курс «Эстетика» на кафедре теории культуры, этики и эстетики.

3. Основные положения и содержание диссертации отражены в публикациях автора. Отдельные аспекты диссертации были представлены в выступлениях на межзвузовских научно-практических конференциях молодых учёных в Московском государственном университете культуры и искусств: «Новые пути наук о культуре» (6-7 декабря 2001 г.), «Науки о культуре: современный статус» (10-11 декабря 2003 г.), «Мир культуры в универсуме сознания» (2 ноября 2004 г.).

Структура работы определена целями, задачами и методологией диссертационного исследования Диссертация со-стоитиз введения, двухглав, заключения, спискалитературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении анализируется степень разработанности проблемы; обосновывается актуальность выбора темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования; формулируются научная гипотеза и положения, выносимые на защиту, определяющие новизну исследования и практическую значимость; представлены методологические основания и источники исследования, сведения об апробации диссертации, охарактеризована её структура.

В первой главе - «Эстетика постструктурализма как современный опыт осмысления художественной практики», которая состоит из двух параграфов, автором выделяются общественно-политические аспекты генезиса постструктурализма и центральные философско-эстетические теории французских постструктуралистов.

В первом параграфе первой главы, озаглавленном «Философско-эстетические и общественно-политические аспекты формирования французского постструктурализма», прокомментировано становление философских основ французского структурализма и постструктурализма. Здесь проанализированы политическая ситуация и отношение к политической обстановке во Франции с целью выявления особого мировосприятия французских постструктуралистов.

Обозначив общественно-политическую природу формирования постструктурализма, мы с этой позиции анализируем ниспровержение всякого рода «вечных истин», что было сформулировано французскими философами наряду с отторжением официальной эстетики в неофициальном искусстве в связи с одно временным кризисом власти.

Столкновение рационалистических традиций французской культуры с иррационализмом экзистенциалистско-персоналистокой ориентации приводит к кризису рационализма. Прагматизм и функциональность рациональной целесооб-

разности, которая должна была обеспечить комфортность бытия, обернулись дегуманизацией социальных связей. Главным направлением в философской парадигме становится анализ нестабильных, неравновесных систем, а также причин и обстоятельств, вызывающих потерю устойчивости и переход к хаосу. Нестабильность и неопределённость превращаются в основные характеристики универсума, вызывая потребность в новых средствах методологического анализа.

Смена политических вех Франции сформировала особый климат, который привнёс свойственную данным философам леворадикальную позицию высказываний.

Мы устанавливаем, что в основу формирования философского и философско-эстетического аспекта французского постструктурализма была заложена динамика политического развития.

Во втором параграфе первой главы, озаглавленном «Философско-эстетические взгляды основных представителей французского постструктурализма», с акцентом на философскую основу взглядов каждого из философов, проанализированы и представлены наиболее значимые философско-эстетические концепции французских мыслителей. Анализ основных концепций Ж.Деррида, М.Фуко, Р.Барта, Ж.Лакана, Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Бодрийяра, Ю.Кристевой, Ж.Делёза и Ф.Гваттари даёт представление о сущности философии эстетики постструктурализма.

Центральные философско-эстетические концепции складываются на фоне обращения в контекст ранее возникших художественных практик. А именно: у Ж Деррида - обращением к тематике телесности А.Арто и литературному авангарду через семиологию и этнологию; у М.Фуко - установкой на эпистемологическое исследование западноевропейской культуры ХУ1-ХХ веков, творчество В.Кандинского, Р.Магритта, П.Клее; у Р.Барта - к анализу нелитературных знаковых систем, к семиологическим исследованиям текста и искусства ки-

но. В обращении: у Ж Лакана - к художественным опытам сюрреалистов; у Ж.-Ф.Лиотара - к искусству авангарда; у Ж.Бодрийяра - к абсурдизму Э.Ионеско и творчеству Ж.Батая; у Ж.Делёза и Ф.Гваттари - к наследию литературно-философского авангарда (Л.Кэрролла, Ф.Кафки, ААрто, У.Хогарда и другие); у Ю.Кристевой - к работам сюрреалистов, романистов (Джойса, Пруста, Кафки) и поэтов (Рембо, Лотреамона, Малларме). Внимание к ранее возникшим художественным практикам обеспечивает художественное проектирование, интеллектуальный обмен между философами и художниками-практиками, интенсивную циркуляцию идей, приёмов, стратегий, тактик и моделей конструирования между данными областями.

На основе проведённого анализа с использованием комментариев отечественных и зарубежных исследователей сделан вывод о том, что общая картина философско-эстетических взглядов основных представителей французского постструктурализма в своих актуальных конфигурациях находит объяснение с помощью методологических теорий в специфических формах особого обращения с историческим материалом. В отношении механизмов смыслообразования постструктуралистская специфика признает ведущую роль негативности, насильственных переосмыслений и уничтожения отбракованных смыслов в процессе становления культуры, что отображается в контексте художественной практики.

Во второй главе диссертационной работы - «Современное русское искусство в контексте постструктуралистской эстетики», имеющей эмпирическую природу, в первом параграфе - «Специфика современного русского искусства в контексте постструктуралистскойэстетики» выявляется специфика изобразительного искусства сквозь призму постструктуралистской эстетики. Показывая близость философских традиций России и Франции и одновременную потерю ценностей идеологического порядка, так называемый кризис

власти, мы отмечаем тенденцию к возникновению новых идей, идеалов и художественных методов.

Появление художественных практик неофициального искусства в Советском Союзе параллельно формированию философии постструктурализма во многом удовлетворило потребность художников по-новому взглянуть на мир. Таким образом, художественная практика русского неофициального искусства и его вариаций сыграла своего рода роль философского дискурса. Та часть проблем, что во французских философских кругах была актуализирована постструктуралистами, во многом задействовала пространство русской художественной практики. Русская современная культура нашла в себе механизмы, которые позволили отбирать эстетические особенности философии постструктуралистов и стабилизировать их как явление на уровне артефактов современного искусства. Постструктуралистская проблематика соотношения структуры общества и субъекта перешла в поле исследовательских интересов, продолжая традицию философского дискурса неофициального (абстракционистского и концептуального) искусства становиться основой современной эстетики, что проявляется в характере произведения и способе исполнения у русских художников.

Во втором параграфе второй главы «Коллаж и его постструктуралистская направленность» мы выделяем из всего многообразия материала современного изобразительного искусства - коллаж.

В данном параграфе отмечается, что стратегия современных неоконцептуальных художников была обращена к культурной памяти, к её фундаментальным образам, прошедшим через формы деконструкции, цитацию и автоцитацию, что в совокупности со множеством средств выразительности открыло возможность интерпретации изображаемого произведения в его принципиальной многослойности. Поэтому семантическое пространство современного коллажа, содержащее в

себе элементы идеологического раскола, образует новые механизмы смыслообразования, что свидетельствует о брикод-лажной структуре мышления русского человека. Организующим центром создания моделей реальности становится художник-философ, имеющий натуру концептуалиста и сочетающий не вполне логически сочетаемые идеологические конструкты. В своём творчестве он сочетает пропагандируемые идеи, услышанные с трибун фразы с практической смекалкой и антигосударственной повседневной моралью, ведя в равной степени искренне публичную и приватную жизнь.

Восприятие целого в современном коллаже Г.Басырова, В.Мамышева-Монро, В.Пушницкого, Э.Гороховского как многоуровневой аппликации формирует особую систему коллаж-ного видения и мышления. Коллаж в современной художественной системе разрушает условность посредством живописных объектов, подобно технике В.Кошлякова в «неоакадемическом» проекте «Выбор масштаба», и несёт в себе элементы идеологического раскола, которые, по нашему мнению, носят постструктуралистский характер. Поэтому можно сказать, что постструктуралистская направленность в коллаже (В. Мамы-шева-Монро, В. Кошлякова, Т. Новикова, К. Звездочётова, Э. Гороховского, Г. Басырова и других художников) характеризуется опрокидыванием структур и освобождением от навязанных образов и единственно возможной истины.

Мы обращаем внимание на то, что русские художники конца XX века эффектно используют философско-эстетические концепции постструктуралистов, что демонстрирует ведущую роль философского постструктуралистского дискурса в настоящем времени, а значит и не последнюю в будущем современной художественной системы. Наше обращение к анализу постструктуралистской эстетики и соподчинение категорий постструктуралистской эстетики и современного русского искусства с целью обогащения классической фи-лософско-эстетической методологии позволяет расширить

пространство для будущих научных изысканий в области эстетики.

В Заключении диссертации излагаются общие выводы и намечаются перспективы развития в дальнейшем этой темы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Критика постструктурализма: пародии и мистификации //Созидательная миссия культуры: Сб.науч.ст. -М.: МГУКИ, 2004. -С.11-17.

2. Эстетика постструктурализма как новый опыт осмысления реальности //Науки о культуре: современный статус: Сб. текстов докл. межвуз. научно-практ. конф. молодых учёных. -Ч.2. -М.: МГУКИ, 2003. -С.51-55.

3. Эстетика русского современного коллажа //Науки о культуре: актуальные проблемы: Сб.тез.науч.докл. -Ч.2. - М: МГУКИ, 2004. -С.98-100.

4. Политические истоки французского постструктурализма //Культура: философско-исторические аспекты изучения и развития: Сб.науч.ст. -М., 2005. -0,4 пл.

5. Эстетические рефлексии французских постструктуралистов как ракурс исследования виртуального пространства //Новые пути наук о культуре: Сборник текстов докладов межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГУКИ, 2001. -С.19-22.

ТТ_____*_____ ________ 1Л Л1 <%ллг

¿хидии^/йпи И 11СЧЛ1Ь I .

Объём 1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №_. Ротапринт МГУКИ

/ 5

15 ОЕЗ

13 1185