автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетические взгляды Д. Юма

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Захарова, Ия Германовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эстетические взгляды Д. Юма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Захарова, Ия Германовна

ВВЕДЕНИЕ . . 3-

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ Д.КМА.

§1. Характерные черты и основные тенденции развития английской эстетики ХУШ века. ♦ . .18-

§2. Философско-гносеологические и психологические основания эстетики Д.Юма. . . . • .36

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА Д.ШОМ ОСНОВНЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

§1. Проблемы эстетики субъекта. Эстетическое чувство, вкус.54

§2* Категории прекрасного и трагического в эстетике Д.Юма. 79

§3. Искусство и нравственность. Социальные проблемы искусства в эстетике Д.Юма. . ♦ . .102

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Захарова, Ия Германовна

Марксизм-ленинизм как целостная система научного знания сложился в результате критического осмысления и творческой переработки теоретического наследия прошлых веков, В.И.Ленин' настоя-* тельно подчёркивал необходимость глубокого, вдумчивого отношения к духовным ценностям прошлого и, в частности, к идеологии эпохи Просвещения*, знание которой даёт возможность лучше понять истоки прогрессивных традиций современности, способствует развитию марксистско-ленинской теории.

Обращение к эстетике эпохи Просвещения в наши дни вызвано ^ разработкой в ней целого ряда проблем /эстетический вкус, соотношение нравственного и эстетического, воспитательная роль искусства в обществе/, имеющих важное значение в процессе коммунистического воспитания и представляющих интерес-для дальнейшего развития марксистско-ленинской эстетической теории. Актуальность этих проблем нашла отражение в материалах ХХУ1 съезда КПСС, июньского /1983г./ Пленума ЦК КПСС, посвящённого вопросам идеологической и политико-воспитательной работы партии. Об их значимости свидетельствует Всесоюзная конференция по проблемам эстетического воспитания, проведённая кафедрой марксистско-ленинской эстетики МГУ в июне 1983г. в Москве,

Актуальность исследования эстетики эпохи Просвещения определяется, помимо внутренних факторов, усилением идеологической борьбы на современном этапе, М.Ф.Овсянников пишет: "Социальная

I, См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.2, с,540-541 борьба на современном этапе заставляет идеологов эксплуататорских классов переносить острие борьбы в сферу искусства и эстетических теорий".* Используя искусство в целях воспитания у широких слоев населения, и прежде всего молодёжи, политической индифферентности, инертности, социального пессимизма, буржуазные идеологи переносят разработку эстетической проблематики в сферу проблем эстетики субъекта, о чём наглядно свидетельствуют получившие ши- \| рокое распространение на Западе течения интуитивизма, экзистенциализма, неопозитивизма и т.д.

В истории эстетики проблемы эстетического чувства, вкуса, эстетического опыта в их феноменалистической трактовке нашли наиболее полное выражение в английской эстетике ХУШ века в эстетических взглядах Д.Юма. Ориентируясь на наиболее слабые стороны философских и эстетических взглядов Юма /скептицизм, субъективизм/, буржуазные дцеологи поднимают на щит его эмпиризм и феноменализм, положив их в основу своих философских и эстетических построений. "Философия Юма с её богатством гениальных психологических анализов, а также с её строго проведённым теоретико-познавательным психологизмом, соответствует господствующим в наше вре- V мя тенденциям настолько сильно, что у неё не может быть недостатка в живом действии. Пожалуй, даже можно сказать, что Юм никогда не оказывал более сильного влияния, чем теперь, и довольно значительное число современных исследователей можно охарактеризовать как последователей Юма или юмистов", - пишет один из основателей

1. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978, с.5

2. Husserl Е. Logische Untersuchungen. Halle, 1900-1901. Цит. ПО кн.: Виноградов Н.Д. Философия Давида Юма. М., 1905, ч.1, с.4 немецкой феноменалогической школы Э.Гуссерль.

Исследование эстетики английского Просвещения имеет значение и для понимания истории эстетики, поскольку середина ХУШ века -время выделения эстетики в самостоятельную философскую дисциплину, и английское Просвещение стояло у истоков её формирования. Кроме того, эпоха английского Просвещения впервые поставила применительно к Новому времени целый ряд эстетических проблем, которые затем разрабатывались эстетикой французского и немецкого Просвещения. Определённое влияние на развитие немецкой классической эстетики оказали труды Д.Юма и Э.Бёрка.

Указанные факторы определяют повышенный интерес к английской эстетике ХУШ века в наши дни. Об этом наглядно свидетельствует выпуск издательством "Искусство" целого ряда книг в серии "История эстетики в памятниках и документах", содержащих трактаты, статьи, эссе наиболее видных представителей эпохи английского Просвещения по проблемам эстетики.1 За последнее время по эстетике английского Просвещения на кафедре марксистско-ленинской эстетики философского факультета МГУ были защищены кандидатские диссертации АлиV

Заде Р.А. "Эстетические взгляды Э.Шефтсбери" - 1978г., Гостевой Л.Ф. "Эстетическая теория Г.Хоума" - 1981г., Ницинской Т.Л. "Эстетические взгляды Э.Бёрка" - 1981г.

Тема настоящей диссертации - "Эстетические взгляды Д.Юма".

I. См.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. 1973; Шефтсбери Э. эстетические опыты. 1975; Хоум Г. Основания критики. 1977'; ■■ Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. 1979; Из истории английской эстетической мысли ХУШ века. 1982.

Она посвящена творчеству известного своими трудами в области философии, истории религии, политики, этики и эстетики английского /шотландца по происхождению/ философа ХУШ века Давида Юма /1711-1776/.1

Д.Юма с полным основанием можно отнести к основателям философской эстетики. В.Ф.Асмус, определяя этим термином творчество И.Канта в области эстетики, пишет: "Под этим термином мы понимаем эстетику, в которой учение о прекрасном и учение об искусстве сознательно /подчёркнуто мной - И.З./ обосновывается философски, ставится в связь и в зависимость от философского мирор воззрения автора". Безусловно, прав М.Ф.Овсянников, отмечая та-втологичность термина "философская эстетика", поскольку широта, обобщённость эстетических проблем уже указывает на их философо ский характер. Характеризуя этим термином эстетические взгляды Д.Юма, мы хотим лишь подчеркнуть тот факт, что связь эстетики Юма с его философией носит всё же иной характер, чем связь философии и эстетики в трудах других английских эстетиков этого периода. Ни у одного представителя английского Просвещения эстети

1. См.: Трактат о человеческой природе - 1738; Исследование о человеческом познании - 1748; эссе по проблемам экономики, политики, морали, эстетики - 1740-1757 /всего 49 эссе. Авторизиро ванное посмертное издание выпущено в 1777г./; История Англии в 6-ти томах - 1752-1778 /последние два тома выпущены посмертно/; Естественная история религии - 1757; Диалоги о естественной религии - 1776.

2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973, с.398

3. См.: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли, с.8 ка не мыслилась как самостоятельная часть, раздел его философской системы. Наиболее видные представители английской эстетики второй половины ХУШ века Э.Бёрк и Г.Хоум использовали в своих эстетических исследованиях философию Т.Гоббса и Д.Локка, а Хоум, помимо этого, в учении об ассоциациях опирался на философию Юма,

По мысли Д.Юма , его эстетика должна была завершать проводившееся им исследование человеческой природы.* Именно здесь, в эстетике, он видел широкие возможности для применения своей философии и теории этики, разработанных им в "Трактате о человеческой природе". К сожалению, свой замысел Юму реализовать не удалось. Единой стройной системы эстетического знания в его трудах нет. Отчасти это связано с неверными методологическими посылками философа /скептицизмом/, отчасти - с появившимися у него во второй половине жизни сомнениями по поводу основополагающих принципов "Трактата таких, как принцип симпатии, ассоциативный принцип и т.д.

Несмотря на отсутствие системы в эстетике Юма, она, тем не менее, представляет интерес разработкой существеннейших сторон теории: проблемы соотношения эстетического и этического, разработкой отдельных аспектов категории трагического /феномена катарсиса/, тонким психологическим анализом проблем эстетики су- V бъекта. Выбор проблем, их постановка и решение позволяют говорить о Юме как о характерном и ярком представителе английского Просвещения, несмотря на скептическую направленность его методологии, которая в Англии ХУШ века не нашла распространения. Следует отметить, что разногласия Г.Хоума и Д.Юма, активно сот

I. См.: Юм Д. Соч. в 2-х тт., М., 1966, т.1, с.81 рудничавших первое время, в значительной мере объясняются именно различием их исходных методологических установок.

В трудах Юма нашли отражение все основные тенденции раззития эстетической мысли данной эпохи: сенсуалистическая и эмпирическая методология, гносеологическая этико-эстетическая проблематика, психологазация .эстетики и др. Более того, эстетика Юма отличается ^ глубиной анализа поставленных им проблем. Так, исследуя принцип ассоциативной связи перцепций, имевший меото уже у Ф.Хатчесона, Юм указывает на бессознательный характер ассоциаций, определяет основные виды ассоциативных связей, рассматривает воображение и память как способность соответственно к продуктивному и репродуктивному ассоциированию. Уделяя большое значение причинно-следственной ассоциативной зависимости, Юм впервые ставит вопрос о роли привычки в восприятии прекрасного, трагического. Анализируя проблему нормы вкуса, определяет основные противоречия, требующие решения при её исследовании. Описывая механизм действия катарсиса, раскрывает психологическое единство эстетического и этического.

Исследователи творчества Юма неоднократно подчёркивали его заслуги в развитии психологической эстетики.* Однако, сам Юм, ви- V димо, чувствуя узость подобного подхода, предпринимал неоднократные попытки совместить его с социальным анализом, на что справедо ливо указывает английский эстетик П.Джонс. Действительно, эсте

1. Cm.: Brunius T. David Hume on Criticism. Stockholm,1952,p.118-119

2. Cm.: Johes P. Hume's Aesthetics Reassesed. - "Philosophical Quarterly", Edinburgh, 1976, v.26, N102, p.48 тическое чувство у Юма носит социальный характер; симпатия,по Юму, тоже социальна. Решая вопрос о возникновении и развитии искусства, он трактует его как общественное явление, тесно связанное с правом, политикой, нравственностью. Думается, что эта часть теоретического наследия Д.Юма заслуживает не менее пристального внимания, чем психологические аспекты его теории.

Таким образом, обращение к эстетике Юма имеет как историко-эстетическое значение, поскольку оно способствует расширению границ нашего знания об эстетике английского Просвещения, так и теоретическое. Разработка и применение Юмом ассоциативного принципа к проблемам эстетического восприятия, анализ механизма действия катартических явлений в искусстве, исследование психологических основ единства эстетического и этического дают богатый материал для развития современной теории художественного восприятия, а у также теории и практики эстетического воспитания на стыке психологии и эстетики.

Значительный интерес к теоретическому наследию Юма породил большое количество литературы о нём и его творчестве.* Наибольшим интересом зарубежных исследователей пользуется феноменалисти-ческий подход Юма к теории познания, разработанной им в "Трактате о человеческой природе". В этом они видят непреходящее значение р его философии. Р.Молль прямо указывает на общий подход Юма и

I. См.: Сабинина М.В. Давид Юм, его жизнь и философская деятельность. СПб, 1893; Cauendish А.Р. David Hume. N.Y., 1968; Mossner E.C. The life of David Нише. Oxford, 1970; etc.

2. Cm.: Price H. The Permanent Significance of Hume's Philosophy. - "Philosophy2, XV, 19^0, p.1o-36

Гуссерля к пониманию опыта. * Феноменалистическое решение Юмом вопроса о причинности находит одобрение в работах Б.Монтгомери, р

Т.Ричардса, М.Кидда и др. На связь неопозитивизма с философией Юма /в данном случае логическим позитивизмом/ прямо указывают работы А.Бассона и Ф.Забиха. Таким образом, видимо, не следует ограничивать влияние Юма на современную буржуазную философию лишь рамками прагматизма. В монографии Ю.Михаленко справедливо отмечается, что философия Юма является теоретической базой всего английского позитивизма XX века.4 Марксистский анализ философии Д. Юма и его связей с современной буржуазной философией и эстетикой заслуживает самого пристального внимания. К сожалению, фундаментальных трудов по этой проблеме в отечественной философско-эстатической литературе немного. Кроме указанной монографии Ю.Михаленко, можно назвать историко-философскую монографию И.С.Нарского

Давид Юм" и его же книгу о Д.Юме из популярной серии "Мыслители - я прошлого",0

1. См.: Mall R. Experience and Reason. The Phenomenology of Husserl and its Relation to Hume's Philosophy. The Hague, 1973

2. См.: Montgomery A.labid Hume. L., 1965; Richards T.J. Hume's Two Definitions of "Com?sei'-"Philosophical Quarterly", XY, 1965, p.247-253;-Kydd M. Reason and Conduct in Hume's Treatise.N. Y.1964

3. См.: Вasson A.H. David Hume. Harmondsworth, 1958; Zabeech F. Precure of Modern Empiricism. The Hague, 1960

4. См.: Михаленко Ю. Философия Д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX века. М., 1962

5. См.: Нарский И«С. Философия Давида Юма. М., 1967; Нарский И«С* Давид Юм. М., 1973

Проблемы эстетики Юма получили освещение в трудах М.Ф.Овсянникова: раздел в учебном пособии "История эстетической мысли" и вступительная статья к разделу английского Просвещения пятитомного издания "История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли".1 В.В.Прозерским написан раздел по английскому Прор свещению в учебном пособии "Лекции по истории эстетики". Следует также назвать разделы, посвященные эстетике Д.Юма, в уже упоминавшихся трудах И.С.Нарского, а также его вступительную статью о к книге Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. Во всех перечисленных работах даётся общий историко-эстетический анализ поставленных Юмом проблем.

В зарубежной литературе творчество Д.Юма исследуется более обстоятельно. Помимо общих историко-эстетических работ обзорного характера4, в которых эстетика Ша представлена как один из этапов истории эстетической мысли, существует большое количество работ по отдельным аспектам эстетики Д.Юма. Подавляющее болыпин

1. См.: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Под ред. М.Ф.Овсянникова. В 5-ти тт. М., 1962-1970, т.2.Вступительная ст.

2. См.: Прозерский В.В. Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С.Кагана. В 4-х тт., Л., 1974, т.2

3. См.: Нарский И.С. Эстетика Давида Юма и Адама Смита. Вступительная ст. в кн.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973

4. См.: Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., I960; Bosanouet в.

A History of Aesthetics. L., 1964; Atkins J.W.H. English Literary Criticism: 17-th and 18-th Century, b., 1951; Osborn H. Aesthetics in the Modern World. L., 1968 ство этих исследований тенденциозно,

К примеру, в центре внимания зарубежных эстетиков находится проблема трагического.* Отмечается заслуга Юма в разработке им принципа конверсии, раскрывающего сущность катартического перехода от аффектов страдания к аффектам прекрасного. Однако, акцентируя внимание на психологическом анализе Юмом феномена катарсиса, буржуазные эстетики упускают из вида момент связи эстетического и этического, раскрываемого Юмом через принцип конверсии.

Исследуя состояние проблемы вкуса в английской эстетике ХУШ о века , зарубежные эстетики обращаются к позиции Юма в этом вопросе. Поднимая на щит релятивизм Юма, буржуазные эстетики проявляют значительный интерес к тезису Юма об индивидуальности эстетического вкуса, усматривая при этом, как правило, противоречие в юмовской идее всеобщности вкуса.

Высоко в буржуазной эстетике оценивается разработка Юмом

1. См.: Paton М. Hume on Tragedy. - "British Journal of Aesthetics", 1973, N13» p.121-132; Green C.C. Tbe Neoclassical Theory of Tragedy in England during the 18-th Century. N.Y., 1966; White L. Some Remarcs on Hume's Conversion Theory in "Of Tragedy". - "Philological Quarterly", v.55, N2, 1976, p.287-290; Hippie W. The Logic of Hume's Essay "Of Tragedy". - "Philosophical Quarterly", v.6, 1956, p. 43-52

2. См.: Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., I960; Hooker E.N. The Discussion of Taste from 1750 to 1770 and the New Trends. PMLA., 1934, June; Wellek R. The History of Modern Criticism, v.VI, N.Y., 1955 ассоциативного принципа и использование его для защиты традиционных правил классицизма.^- Ориентация Юма на классицизм, с их точки зрения, не вызывает сомнения. Для подкрепления этого тезиса они обращаются к вкусам самого Юма в области-искусства и литературы. Следует отметить, что в советской литературе имеется другая точка зрения, согласно которой в искусстве юмовская эстетика ближе психологическое реализм?, чей классицизм?.2 На ваш взгляд это более верная позиция.

Следует особо отметить книгу Т.Бруниуса "Эстетика Давида Юма", в которой дана хорошая систематизация взглядов Юма по эстео тическим проблемам. Однако, отсутствие чётких философских позиций, эклектичность автора сказались на его оценках эстетики английского философа.

Завершая обзор зарубежной литературы по эстетике Юма, следует отметить отсутствие в ней научного подхода к ставящимся проблемам. Так, У.Хшшл подходит к анализу юмовского эссе "О трагедии" с точки зрения логико-структурного анализа, на позициях аналитической эстетики находится Г.Осборн, методологические установки Т.Бруниуса характеризуются эклектичностью. Используя часть из этих работ в своей диссертации, автор пытался критически подойти

1. См.: Kallich M. Associationist Criticism of-Frensis Hutcheson and David Hume. - "Studies in Philology", V.XL111, Chapter Hill, 19^6; Bate W. From Classic to Romantic. Premises of Taste in 18-th Century England. Cambridge, 1946; Brunius T. David Hume on Criticism. Stockholm, 1952

2. См.: Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973

3. См.: Brunius Т. David Hume on Criticism. Stockholm, 1952 к подбору материала в этих трудах, к его анализу и выносимым оценкам.

В работе над темой "Эстетические взгляды Д.Юма" автор опирался на работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в которых даётся исторический, политический и экономический анализ положения Англии в ХУШ веке, на характеристику философии Д.Юма, данную В.И.Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм", а также на отдельные замечания и высказывания классиков марксизма-ленинизма относительно культуры и искусства ХУШ века.

Исходным материалом для исследования послужили эстетические, философские и этические взгляды Д.Юма, изложенные им в "Трактате о человеческой природе", "Исследовании о человеческом познании" и целом ряде эссе. Дополнительным материалом, позволяющим уточнить основные характеристики эпохи английского Просвещения и обнаружить ведущие тенденции в развитии эстетической мысли этого периода, являются труды Э.Шефтсбери, Ф.Хатчесона, Э.Бёрка, Г.Хоума, А.Смита«

Целью данной работы является марксистский анализ проблем эстетики Д.Юма. При этом акцент делается на те проблемы, которым уделяется наибольшее внимание в зарубежной эстетической литературе. Анализ эстетики Юма проводится в контексте с эстетическими взглядами всего английского Просвещения. В силу этого задачи данной работы могут быть определены следующим образом:

- рассмотрение наиболее характерных черт и генеральных тенденций развития английского Просвещения;

- выявление методологических основ эстетики Юма;

- анализ юмовского решения проблем эстетического восприятия;

- анализ категорий прекрасного и трагического у Юма;

- рассмотрение соотношения этического и эстетического в трудах Юма;

- анализ социологии искусства в эстетике Юма.

Реализация указанных задач предполагает совмещение критического подхода к философско-эстетическим взглядам Юма с поиском позитивных сторон его исследования. Их решение позволяет установить место Юма в эстетике английского Просвещения.

Методологическими принципами, на которых строится анализ эстетики Д.Юма, являются основополагающие положения диалектического и исторического материализма, марксистско-ленинская теория отражения. Одно из требований марксистского анализа состоит в конкретно-историческом подходе к исследуемому явлению. В данной диссертации анализ эстетических взглядов Юма предваряется анализом исторических, политических и экономических условий, в которых получила развитие философия Д.Юма, исследуется генезис философских и эстетических взглядов Юма, а также используемой им методологии. Акцентируя внимание на проблемах эстетического восприятия, Юм исходит из скептицизма по отношению к объективной реальности, откуда и происходят многие ошибочные положения его эстетики. Часто интересная постановка вопроса не получает решения по этой же причине. Марксистско-ленинская теория отражения позволяет вскрыть методологические ошибки Юма, выделить позитивные моменты в его взглядах.

Выше отмечался интерес к эстетике Д.Юма советских и зарубежных специалистов. Специфика данной работы состоит, прежде всего, в попытке объединить отдельные замечания, фрагменты, небольшие эссе по проблемам эстетики в единое целое, определить соподчинение проблем в эстетике Юма, Такая возможность существует, еели за исходное начало в этом исследовании взять основные философские положения и принципы, разработанные Юмом в его "Трактате о человеческой природе", учитывая, безусловно, при этом те изменения, которые эти принципы претерпели к концу его жизни.

Подобная задача требует определенной систематизации имеющегося материала. У Юма основной проблемой, вокруг которой строится его эстетика, является проблема эстетики субъекта. Интерес к проблемам эстетического восприятия, эстетического чувства, вкуса не просто присутствует в его трудах, а доминирует, определяет постановку и решение им других проблем. Так, исследуя прекрасное и трагическое, Юм обращается к эстетическому чувству, как основному содержанию этих категорий, которые оказываются у Юма связующим звеном с проблемой соотношения эстетического и этического, поскольку психологические основы единства эстетического и этического раскрываются Юмом через механизм действия катарсиса.

Анализируя решение Юмом вопроса об эстетическом чувстве, вкусе, автор обращает внимание на связь, идущую от эстетики Юма к эстетике И.Канта, связь, которая имеет место не только в переоценке Кантом исходных методологических установок-1-, но и в определённом понимании этих категорий.

В диссертации впервые в отечественной литературе даётся подробный анализ принципа конверсии, действующего при восприятии трагического и раскрывающего механизм катарсиса.

В работе утверждается, что психологический анализ эстетических проблем у Юма проявляется в контексте с его пониманием чело

I. См.: Гегель Г.В.Ф. 1екции по истории философии. М.-Л., 1935, т.XI, кн.Ш, с.528 века как существа общественного»

Автор ввделяет социологию искусства Юма как отдельный раздел его эстетики. При этом обращается внимание на использование Д.Юмом отдельных элементов диалектики.

Исследуя эстетику Д.Юма в контексте творчества его современников, автор осуществил обзор развития эстетической мысли ХУШ века, что позволило ему определить место Д.Юма в истории английской эстетики эпохи Просвещения.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе даётся характеристика английского Просвещения, устанавливаются методологические основы эстетики Д.Юма. Во второй главе рассматриваются проблемы эстетики субъекта, категории прекрасного и трагического, вопрос о соотношении эстетического и этического и социальные проблемы искусства в эстетике Д.Юма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетические взгляды Д. Юма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетические взгляды английского философа ХУШ века Д.Юма отражают наиболее характерные стороны и тенденции развития эстетики английского Просвещения в целом и, в силу этого, представляют интерес как для исследования истории эстетической мысли, так и в плане дальнейшего развития современной эстетической теории. Пристальное внимание просветителей к человеческой природе, вызванное установкой на целенаправленное формирование социальных характеристик личности, нашло своё отражение в поставленной Юмом задаче создания единой науки о человеке, заключительным звеном которой должна была, по его замыслу, стать эстетика. Принадлежность Юма к идеологии Просвещения определяется постановкой и разработкой им в традиционном для этого периода духе проблем эстетического чувства, вкуса, нормы вкуса, основных эстетических категорий, проблемы соотношения нравственного и эстетического. Тесная связь Юма с эстетикой Просвещения прослеживается и в общей для всех просветителей методологии - эмпирическом сенсуализме. ^

В эстетике английского Просвещения взгляды Д.Юма выделяются глубиной психологической разработки эстетических проблем, попыт- 1 | кой совместить психологический анализ с социальным подходом к ис-1 I следуемым явлениям, тесной связью его собственной философской си-? т1" ) 1 стемы и этики с эстетическими взглядами. Фундаментальный анализ ] действия ассоциативного принципа в области философии и этики и ; его применение Юмом к объяснению катартического действия трагического, развитие принципа симпатии как одной из разновидностей V ассоциативной связи, играющей большое значение в восприятии прекрасного, определение единства эстетического и этического на уровне психологии оказали большое влияние на творчество его современников, в частности, Г.Хоума.*

Специфической особенностью эстетических взглядов Д.Юма, отличающей его эстетику от взглядов других английских просветителей середины - конца ХУШ века является его скептицизм по отношению к фактам объективной реальности, что определило идеалистическую ориентацию его эстетических воззрений, не характерную для этого периода. Как известно, английская эстетика этого времени тяготела к материализму. Именно противоположность исходных философских мировоззренческих позиций привела к серьёзным разногласиям между Э.Бёрком и Г.Хоумом с одной стороны, и Д.Юмом с другой, к резкой критике последнего.

К концу ХУШ века в Англии интерес к философии и эстетике Д.Юма значительно снизился. Это объясняется рядом причин. Во-первых, скептицизм Юма, как уже говорилось, встретил серьёзную критику со стороны английских эстетиков этого периода. Не только Бёрк и Хоум, но и представители шотландской школы "здравого смысла", возглавляемые Томасом Ридом, вели полемику с Кком. Во-вторых, критика христианства укрепила за ним "славу" атеиста, хотя атеизм Юма не был последовательны!,I и не мог быть ввиду его исходных скептических позиций. Французские просветители - Дидро, Валь

1. Ст.: Randall Н. The Critical Theory of Lord Kames. Smith Colledge Studies, v.XXII, 1W-1W, P.31 г тер, Гольбах, Гельвеций, - высоко оценившие юмовскую "Естественную историю религии", так и не дождались от него открытой острой полемики с церковью, что явилось одной из причин разрыва дружеских отношений с ним. Тем не менее, своими публикациями по критике христианской религии и христианской морали Юм приобрёл врага сильного и могущественного - церковь, которая и после его смерти не могла простить ему "вольнодумства". Кроме того, следует отметить, что во второй половине ХУШ века в Англии появились и получили широкое распространение труды по эстетике Г.Хоума. Т.Бруни-ус справедливо замечает, что "Во многом Хоум основывался на философии Д.Юма. Но юмовские исследования эстетики были разбросаны по всем его работам, в то время как эстетика Хоума появилась в печати в более последовательной и лучше организованной форме".*

Влияние эстетики Юма на его современников бесспорно. Его испытывал не только Г.Хоум, но и Р.Херд, Д.Рейнольде. Наиболее последовательно взгляды Юма на соотношение нравственного и эстетического, симпатический характер нравственного и эстетического чувства были развиты его другом и сторонником, известным экономистом ХУШ века А.Смитом. Появившаяся к концу ХУШ века эстетика И.Канта ^ несёт на себе следы юмовских размышлений об эстетическом чувстве, вкусе. Взгляды Гегеля на развитие искусства, его связь с такими общественными явлениями как политика, право во многом сходны с позицией Юма в этом вопросе.

Интерес к теоретическому наследию Юма вновь возникает и усиливается в XX веке. Объясняется это рядом факторов. С одной стороны, феноменалистический подход Юма к философско-эстетической проб

I. Brunius Т. David Hume on Criticism, p.124 лематике, явившийся закономерным следствием его скептицизма, нашёл дальнейшее развитие в современной буржуазной эстетике. Т.Бру-ниус пишет: "Юмовский анализ хорошо совмещается с семантической ^ эстетикой".*'- С другой стороны, к прогрессивным тенденциям в творчестве Юма направлено внимание марксистско-ленинской эстетики, где поиск позитивных сторон эстетических взглядов Юма ведётся на базе ~ о ( критического анализа слабых сторон его эстетики, поскольку эстетическое наследие Юма представляет собой последовательное и глубокое развитие в области эстетической теории основных задач эпохи Просвещения, практическая направленность которых определяется воспитательными функциями искусства.

I. Brunius Т. David Hume on Criticism, p.84-85

2". См.: Нарский И.С. Юм. с.115-148; Овсянников М.Ф. История эстетической мысли, с.109-117

 

Список научной литературыЗахарова, Ия Германовна, диссертация по теме "Эстетика"

1.1. Маркс К. К критике политической экономии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.167

2. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.907

3. Маркс К. Рецензия на статью Гизо "Почему удалась английская революция?" Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7,с.218-224

4. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, с.1 - 426с., ч.2 - 658с.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.338

6. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.294-320

7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Иаркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339-626

8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317

9. Энгельс Ф. Письмо П.Л.Лаврову от 12-17 ноября 1875г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.34, с.133-138

10. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. Маркс К., Энгелья Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.618-642

11. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс к., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230

12. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф.

13. Соч., 2-е изд., т.2, с.320 1.13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. собр.

14. Ленин В,И. 0 значении воинствующего материализма. Долн. собр. соч., т.45, с.23-33

15. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч., т.2, с.505-550

16. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч., т.12, с.99-105

17. Ленин В,И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29,

18. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., изд. политической литературы, 1977, с.255

19. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., изд. политической литературы, 1981, с.224

20. Материалы июньского /1983г./ Пленума ЦК КПСС. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Правда, 15 июня 1983г.

21. Амфитеатров Е.В. Исторический очерк о красоте и искусствен Издание академических чтений Е.В.Амфмтеатрова. Харьков, 1890, с.184

22. Аристотель. Об искусстве поэзии. Гослитиздат, 1957, с.183

23. Асмус Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., "Искус- ч ство", 1968, с.654

24. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., "Наука", 1973, с.531

25. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика ХУШ века. М., "Искусство",с. 7961963, с.309

26. Банфи А. Избранное. М., "Прогресс", 1965, с.289

27. Белинский В.Г. Собр. соч., т.1, M., 1948, с.515 v

28. Беркли Д. Сочинения. М., "Мысль", 1978, с.558

29. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., "Искусство", 1979, с.237

30. Богданов Б., Михайлов В. Проблема причинности в истории новой философии и диалектическом материализме. М., Партиз-дат, 1933, с.156

31. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. М., "Прогресс", 1973, v с. 326

32. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., "Искусство", 1975, с.175

33. Варьяш А. История новой философии, т.1, М.-Л., Госиздат, 1926, с.41-48

34. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., "Искусство", 1966, с.403

35. Вильчинский В.Я. Этика Д.Кка, её генезис и интерпретация в неопозитивистской философии морали. М., ЖУ, 1972, с. 174

36. Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками, т.1, СПб, 1908, с.478

37. Виноградов Н.Д. Философия Даввда Юма. ч.1-2, M., I905-I9II, с.347

38. Вожова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М., МГУ, 1976, с.282

39. Всеобщая история искусств. В 6-ти тт., т.4, М., "Искусство", 1968, с.576

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., "Искусство", 9 1968, с.576

41. Гегель Г.В.Ф. Соч. в 13-ти тт., М.-Л., 1935, т.9 538с., т.II - 574с.

42. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт., М., "Искусство", 19681973, Т.1-8120., т.2-326с., т.3-421с., т.4-475с.,

43. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М., 1938, с.486

44. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Изд. иностр. лит-ры. М., I960, с.684

45. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х тт. М., "Мысль", 1964, T.I-583C., т.2-748с.

46. Гольдендрихт С.С. О нрироде эстетического творчества. М., МГУ, 1977, с.248

47. Гольдендрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического v сознания. М., Высшая школа, 1974, с.103

48. Гриб В.Р. Избранные работы. М., Гослитиздат, 1956, с.416

49. Деборин A.M. Очерки по истории материализма Ш1-Ш1 веков. М.-Л., Госиздат, 1930, с.300

50. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., "Наука", 1966, с.505

51. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., "Искусство", 1975, с,447

52. Ивановский В.Н. Ассоционизм психологический и гносеологический. 4.1, Казань, типо-ллит. имп. ун-та, 1909, с.228

53. Из истории английской эстетической мысли ХУШ века. М., "Искусство", 1982, с.368

54. Иодль Ф. Давид Юм, его жизнь и философия. М., 1901, с.147

55. История европейского искусствознания. Под ред. Б.Р.Виппера v и Т.Н.Ливанова. В 3-х тт., т.1, изд. Академии наук СССР, 1963, с.438

56. История эстетики. Под ред. М.Ф.Овсянникова. В 5-ти тт., М., изд. Акадкмии художеств СССР, 1962-1970, т.2, с.835

57. Кант И. Сочинения. В 6-ти тт., М., 1966, т.4-ч.1-624с., т.5-565с.

58. Копнин П.В. Гносеологические и логические основания науки.v М., "Мысль", 1974, с.5674*59. Корнфорт М. Наука против идеализма. Критический анализ "чистого эмпиризма" и современной логики. чЛ-2. М., изд. иностр. лит-ры, 1948, с.336

59. Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве. М., "Мысль", 1968, с.141

60. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме, М.-Л., 1936, с. 484

61. Лифшиц М. Вопросы искусства и философии. М., 1937, с.317

62. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2-х тт., М., Соцэкгиз, I960, T.I-743C., т.2-5з2с.

63. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. v М., "Искусство", 1965, с.374

64. Маца И.Л. История эстетических учений. М., М1У, 1962, с. 106

65. Михаленко Ю.Г. Философия Д.Юма теоретическая основа ан- v' глийского позитивизма XX века. М., изд. Академии наук СССР, 1962, с.149

66. Молчанова A.C. На вкус и цвет . М., "Искусство", 1966, 41 с .199

67. Мотрошилова H.B. Познание и общество. Из истории философии ^ ХУП-CTI веков. М., "Мысль", 1969, с.276

68. Нарский И.О. Давид Юм. М., "Мысль", 1973, с.177 J

69. Нарский И.О. Пути английской эстетики ХУШ века. /Вступительная статья/. В кн.: Из истории английской эстетической мысли ХУШ века. М., "Искусство", 1982, с.7-41

70. Нарский И.С. Философия Давида Юма. М., МГУ, 1967, с.357

71. Нарский И.О. Эстетика Давида Юма и Адама Смита. /Вступительная статья/. В кн.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., "Искусство", 1973, с.270-301

72. Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М., "Искусство", 1979, с.343

73. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., "Высшаяшкола", 1978, с.352

74. Овсянников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки по истории эстетических учений. М., изд. Академии художеств СССР, 1963, с.451

75. Оганов A.A. Логика художественного отражения. М., "Искусство", 1972, с.119

76. Оганов A.A. Теория отражения и искусство. М., "Искусство", 1978, с.132

77. Павлов И.П. Полн собр. соч., M., 1951, т.3,кн.2, с.439

78. Рассел Б. История западной философии. М., изд. иностр. литры, 1959, с.515

79. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., ? изд. Академии наук СССР, 1958, с.147

80. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., изд. Академии наук I РСФСР, 1962, с.504х!

81. Сабинина М.В. Давид Юм, его жизнь и философская деятельность. СПб, 1893, с.211

82. Самсонов Н.В. История эстетических учений. Лекции, читанные на высших женских курсах I9I4-I9I5 уч.г. ч.2, М., типо-лит. С.М.Кухарского, 1915, с.178

83. Спиноза Б. Избранные произведения, т.1, М., 1957, с.631

84. Толстых В.И. Искусство и мораль. М., изд. полит, "лит-ры, v 1973, с.438

85. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., "Искусство", 1973, с.478

86. Хогарт В. Анализ красоты. M.-JE., "Искусство", 1958, с.338

87. Хоум Г. Основания критики. М., "'Искусство", 1977, с.615

88. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики, М., "Мысль", 1979, с.370

89. Шестаков В.П. Эстетикеские категории. М., "Искусство", 1983, с.359

90. Шефтсбери-Э. Эстетические опыты. М., "Искусство", 1975, с. 543

91. Юм Д. Соч. В 2-х тт., М., "Мысль", 1965, т.1-846с., т.2-926с.

92. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 7 "Искусство", 1964, с.86

93. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М., ^ "Высшая школа", 1972, с.70

94. Ярошевский М.Г. История психологии. М., "Мысль", 1976., v с.463

95. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М., "Наука", 1976, с.294- 131

96. Adams H.H. Dramatic Essays of the Neoclassical Age. 2J.Y.,1957, p.412

97. Albee E. History of English Utilitarianism. L.,IT.Y. The Macmillan Company, 1957, p.427