автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Скептицизм Д. Юма и современное буржуазное свободомыслие
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рубцова, Татьяна Николаевна
ВВЕДЕНИЕ . .3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКЕПТИЦИЗМА Д.ЮМА. . . . 10
§ I. Особенность буржуазного свободомыслия нового Бремени . 10
§ 2. Скептицизм Юма как одна из форм буржуазного свободомыслия .31
§ 3. Философские основы критики религии
Юмом.42
Глава П. КРИТИКА РЕЛИГИИ ЮМОМ . 67
§ I. Специфика анализа Юмом религиознофилософских учений.67
§ 2. Некоторые особенности критики Юмом религии .88
Глава ш. традиции юмовсяой критики религии в
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .109
§ I. Свободомыслие эпохи империализма . 109
§ 2. Критика религии в рамках философско-идеалистических учений /неопозитивизм и Б.Рассел/ . .128
Введение диссертации1979 год, автореферат по философии, Рубцова, Татьяна Николаевна
Углубление и расширение общего кризиса капитализма, характерного для настоящего времени, находит свое отражение в кризисе современной буржуазной идеологии. Одной из сторон данного кризиса является все углубляющийся и расширяющийся кризис религиозного мировоззрения*
Кризис религиозного мировоззрения влияет на особенности свободомыслия современного буржуазного общества, на процесс дифференциации внутри его. Специфика современного буржуазного свободомыслия заключается в том, что по сравнению с эпохий классического капитализма изменилась социальная база данного течения. Религия превратилась в составную часть буржуазной идеологии, способствующую затушевыванию реальных социальных противоречий и духовному закрепощению масс. Это вызывает переоценку соотношения религии и философии, которая осуществляется в настоящее время в рамках современной буржуазной философии, например, в неопозитивизме, который приходит к оправданию религиозного мировоззрения и тем самым способствует сближению религии и философии.
Чтобы понять особенность современного буржуазного свободомыслия и его роль в духовной жизни общества необходимо обратиться к исследованию его теоретических истоков, анализу учений непосредственных философских предшественников, которые в значительной степени повлияли на его формирование. Одним из таких теоретических источников является концепция английского философа ХЛ1 века Давида Юма.
В диссертации делается попытка проследить те внутренние изменения в неопозитивистском варианте современного буржуазного свободомыслия, которые приводят его на позиции оправдания и поддержки религии, и показать, что опираясь на философские идеалистические учения, свооодомыслие современного буржуазного общества утрачивает свои атеистические позиции.
Свободомыслие включает в себя различные степени отрицательного отношения к центральному моменту всех религиозных систем -к сверхъестественному. Это связано с прогрессом в духовной жизни общества, осуществляющегося на основе развития общественного производства и общественной практики, с помощью которой люди познают основные законы развития природы и общества и начинают использовать их в собственных интересах.
Свободомыслие колеблется от сомнения и стихийного противодействия религиозным представлениям, базирующимся на наивно-реалистическом отношении к миру, до убеждений, опирающихся на материалистическое учение и данные естественных наук. В различные исторические эпохи свободомыслие, в зависимости от степени освобождения сознания от религиозного мировоззрения, принимало такие, например, формы как скептицизм, антиклерикализм, деизм, панте изм.
Проблеме свободомыслия уделено достаточно большое внимание в советской литературе. Вопрос о свободомыслии вообще и его соотношении с атеизмом поднимается в работах таких авторов как Кича-нова И.М., Мчедлов М., Тажуризина З.А.*. Особенности и формы свободомыслия нового времени исследуются Богуславским В.Й., Лифшицеы Г.М., Мееровским Б.В., в книге "Из истории атеизма и свободомыс
См.Кичанова И. Противоречия буржуазного свободомыслия. -"Наука и религия", 1972, й 8: Кичанова й. О понятии "буржуазный атеизм". - Наука и религия, 1975, № 4; Мчедлов М. Судьбы свободо мыслия в буржуазных странах. - Наука и религия, 1974, 5: в прошлом и настоящем, й., I ч , . У, 1977, № 6 и^ишмиа н ииихи/ициш. И|. , проблем истории атеизма в СССР лия в Европе11* и др. Свободомыслие современного буржуазного общества анализирую? Кичанова Й.М., Мчедлов м., Гараджа В.Vi., Тар журизина З.А., Колесников A.c. . О неопозитивистском варианте современного буржуазного свободомыслия говорится в работах Колесникова a.C., Михаленко Ю.П., Быховского Б.Э., Кузнецова В.П., Журавлева л.А.,в книге "Современная буржуазная философия и реQ лигия»0.
Особое место в свободомыслии нового времени занимает Давид Юм, который является значительной фигурой в западно-европейской мысли того времени. Рассмотрена его учения посвящено огромаое т х См.Богуславский в.М. У истоков французского атеизма и свободомыслия. М.,1964; Богуславский В.М. Скептицизм возрождения и диалектика. - Вопросы философии, 1965, №3; Лифшиц Г.М.Свободомыслие и материалистическая философия в западной Жвропе (Вторая пол. ХУ11 в.) Минск, 1975; Мееровский Б.В. У истоков английского деизма ^Герберт Чербери и его религиозно-философская концепция)« -Вопросы научного атеизма, 1971, вып.12; мееровский Б.В.Свободомыслие английских деистов-материалистов ХУШ века. - Вопросы научного атеизма, 1972, вып.13; Мееровский Б.В.Английский деизм и Джон Локк. - Философские науки/1972, й 4; из истории атеизма и свободомыслия в Квропе, м.,1966; Яи Й.й. жан Малье и французский атеизм ХУш века, и.,1979.
См.Кичанова М.М.Английские свободомыслящие. -Наука и религия, 1971, Ш 9; Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма. М.,1976; Мчедлов М. Судьбы свободомыслия в буржуазных странах. - Наука и религия, 1974, ш 5: Тажуризина 3.А.Буржуазный атеизм в прошлом и настоящем. М.,1976; Колесников А.С.Свободомыслие и атеизм Б.Рассела. - Вестник ЛГУ, 1972.'К 5; Колесников д.с. свободомыслие Бертрана Рассела. М., 1978. з
Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела; Михаленко Ю.П. Об отноиении современного позитивизма к религии. - В сб. Философия марксизма и неопозитивизм. М.,1963; Михаленко JU.il. Современные позитивисты в роли проповедников фадеизма - В кн. Современные религиозно-философские течения в капиталистических странах. М.,1962; Михаленко Ю.П.Философия Д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX века. М.,1962; Быховский Б.Э., Мееровский Б.В* Атеизм Б.Рассела. - В сб.От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М.,1969; Кузнецов В.й. Современная буржуазная философия и религия. м.,197§; Журавлев Л.А. неопозитивизм на службе религии. В.,1962; Современная буржуазная философия и религия, М.,1977. количество литераторы как зарубежной, хек русской и советской. Ив зарубежной литературы о Юме автор выделяет работы, касашщит вся юмовского анализа религии . Исследования учения Юма в русской и советской литературе касаются в основном его философской проблематики2, а отношению Юма к религии уделялось до сих пор нез достаточное внимание . Поэтому пытаясь восполнить данный пробел, диссертант отводит основное место в своей работе вопросу об отношении Юма к религии,
Юмовские работы по вопросу религии оказали существленное влияние на развитие свободомыслия в Европе, способствуя разрушению феодально-религиозного мировоззрения. Заслуга Юма заключается в том, что он раскрыл психологические корни воявления и существова
1 //и s/i«// k, U, Ни »иг-, УыЬи q«(A Не df'b/f* ччри»-({»toSh, Hwtfuti RJ. ihiWfiiMtf lisbtffie $//сОец.
ЧУ-mt) basth Ji P Q, hm/U eAiJtbus of^&fM,— оц Ыъе inif^y e{}Utcs>oj,kу /f^c^hj fl-enefsJ' <f. W, l^vU^ h 'V
РМеЪо^ку ofrffoy/icJ HuniS, HZS) a' A«^ /¿илм"
Ои £>ioQ£fof*4.l9(£ и jp
2 Виноградов Н.Д., Философия Д.Юма,ч.1-2,М.,1905-1911; Д.Юм, его жизнь и философия, 1902; Сабанина М. Д.Юм, его жизнь и философская деятельность. Сиб. 1893; Реговин С.Деизм и Давид ЮМ. М.,1908: Селитренников A.M. О скептицизме Юма. Харьков. I9II, т.1; Шпетт т. Скептицизм и догматизм Юма. - Вопросы философии и психологии, М., I9IT, кн.1 /102/, Шпетт Г. Проблема причинности у Юма и Канта. Киев, 1907; Нарекий И.С. Философия Давида Юма; Михаленко Ю.П. Философия д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма; Вильчинский В.Ф.Этика Юма, ее генезис и интер-претазия в неопозитивистской философии морали. Автореф. Кад. дисс. М.,1972. 3
Реговин С. Деизм и Давид Юм. а., 1908: Виноградов Н.Д. философия Д.Юма, ч.2, М.,1911; Михаленко Ю.П. Философия Д.Юма -теоретическая основа английского позитивизма, М., 1962; Мееровский Б.В.Д.Юм и Шарль де Бросс. - Философские на^к, 1965; № 6; Нарский И.С. Философия Давида Юма. М., 1967; Нарский М.С. Давид Юм. М., 1973; Нарский И.С. Западно-европейская философия ХУШ в., М., 1973. аия религии не ограничился критикой существующих традиционных религий и убедительно показал слабость таких форм современного ему свободомыслия, как деизм.
Задача диссертации - на примере Д.Юма и на основе анализа неопозитивизма проследить взаимосвязь между критикой религии и ее философской основой, показать, каким образом агностические установки в теории познания влияют на данную критику и не позволяют ци ей выйти за рамки скептизма и перейти на позиции атеизма.
Скептико-агностическая критика религии Юма имела для своего времени определенное положительное значение, способствовала развитию науки и естествознания и была своеобразной формой скрытого материализма. Но в то же время подрыв религии означал и разрушение идейных основ защиты сложившихся классовых отношений, в данном случае защиты сложившегося класса буржуазии, который, придя к господству, понял необходимость сохранения религии как средства регулирования социальных отношений. Поэтому агностицизм, подрывающий возможности разума объяснить мир и ответить на основной вопрос философии, явился необходимым для буржуазии средством уйти от однозначного ответа на вопрос о соотношении религии и науки, веры и разума. То есть, невозможность ни доказать, ни опровергнуть существование бога обесценивало основывающийся на материализме атеизм как новую форму мировоззрения. Следовательно, критика религии с позиций агностицизма не может никогда превратиться в атеистическую критику. Отвергая одни средства защиты религии, исторически изжившие себя, агностицизм предлагает взамен более тонкие, поскольку аппелирует к иррациональным основам защиты религии. Таким образом, агностицизм связан с фидеизмом1. Как это происходит в современных условиях, достаточно хорошо видно на примере позитивистской критики религии.
1 Ленин В.Й.Полн.собр.соч. ,тЛ8, с.99,359. f
В последние годы современному буржуазному свободомыслию в ' его неопозитивистском варианте уделено определенное внимание.
Отношение неопозитивизма к религии отражено, например, в работах таких советских авторов как Михаленко Ю.П., Кузнецов В.Н., Колесников А.и., Экмалян A.M. и др.1 Кроме того, некоторый аспект данной проблемы затрагивается и в историко-философских исследованиях Нарского И.U., Богомолова А.С., в книге "Современная буржуазная философия2 и др.
Неопозитивистская концепция является современной разновидностью агностицизма. На примере эволюции неопозитивистского отношения к религии в диссертации показывается несостоятельность критики религии наданной основе и неизбежность в связи с этим сближения теоретических выводов неопозитивистов с фидеизмом, что в конечном счете приводит к открытой защите религиозной веры.
Определение цели и задач исследования влияет на структуру работы. Диссертация включает в себя три главы. Первая посвящена свободомыслию нового времени и философскому учению Юма и состоит из трех параграфов. В первом рассматриваются особенности свободомыслия нового времени и деизма, второй параграф касается скептической формы свободомыслия и в связи с этим скептицизма Юма. Параграф третий посвящен обзору философского учения шма, основное внимание уделяется здесь проблеме причинности и субстанции, которые являются теоретическими основами скептического отношения Юма
1 Михаленко В.П.Философия Д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма¡Кузнецов В.Н. Современная буржуазная философия и религия? Колесников А.С.Свободомыслие Бертрана Рассела; Экмалян A.M. Агностицизм и проблема знания и веры в буржуазной философии. Ереван, 1964.
2 Нарский И.С. Очерки по истории неопозитивизма. М., I960; Нарский и.С. Философия Давида юна: Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в, м., 1973; Современная буржуазная философия и религия, й., 1977; Современная буржуазная философия. М., 1978.
-А к религиозным проблемам* Вторая глава включает два параграфа, в которых выделяются особенности юмовского свободомыслия, рассматривается критика Юмом религии в связи с его отношением к так называемой "естественной религии", которой придерживались деисты, к традиционным религиозным и религиозно-философским учениям. Третья глава посвящена неопозитивистскому варианту современного буржуазного свободомыслия, поскольку представители неопозитивизма являются непосредственными идейными наследниками юмизма. В параграфе первом третьей главы дается характеристика современного буржуазного свободомыслия и определяется место, которое занимает в нем философско-идеалнстическая концепция неопозитивизма. Параграф второй представляет собой анализ эволюции критики религии, осуществляемой представителями данного учения. В качестве примеров взяты взгляды таких философов как Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Г.Прайс, Т.Макферсон, А.Флю, Г.Льюис, Д.Уиодом и др.