автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Эстетический идеал Гусейна Джавида
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетический идеал Гусейна Джавида"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ 1Ш. НИЗАМИ
На правах рукописи
КУРБАНОВ РАСИЛ1 НАБИ оглы
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ГУСЕЙНА ДЖАВИДА.
10.01.02 — Литература пародов СССР (советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Баку — 1991
Работа выполнена в отделе советской литературы Института литературы им. Низами Академии наук Азербайджанской Республики.
Научный руководитель:
действительный член Академии паук Азербайджанской Республики, заслуженный деятель науки, профессор Джафаров М. 3.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, заслуженный деятель пауки, профессор Гаджиев А. А.
кандидат филологических наук Багиров Ю. А.
Ведущая организация — Бакинский Государственный Университет им. М. А. Расулзаде.
Защита состоится » мая 1991 года в «14» часов па заседании Специализированного совета Д. 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им. Низами Академии наук Азербайджанской Республики (адрес: 370143, г. Баку, пр. Азизбекова, 31, Главный корпус, V этаж)-
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азербайджанской Республики.
Автореферат разослан «^/Ц/» 1991 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат филологических наук
ОСМАНЛЫ С. Ю.
ОБЩАЯ ХАРЛКТЕРНСТ! ¡КА РАБОТЫ
дктуальнооть теш. Творчество Гусейн Джавида, пронизанное национальным духом и общечеловеческими идеями, нашло свою высокую сценку еще при жизни художника, а в последние 25-30 лет последовательно и интенсивно привлекалось к исследованию азербайджанскими литературоведами; о нем напиоано много статей, диссертаций и монографий. С каждым обращением к творчеству ДхаЕида научно-критическая и теоретическая мысль выявляла в нем ногые глубокий пласты этических я эстетических ценностей. В реферируемой диссертации предпринимается попытка комплексного изучения одного из этих пластов, а именно эстетического идеала Гусен Джавида.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего тем, что приве; женпость к эстетике романтизма, характерная для целого ряда азербайджанских художников начала XX века, и в том числе Хусейн Джавзда не может получить объективную научную оценку в сову мен-ном литературоведении без ясного представления об их эстетическом идеале. Эстетический идеал способствует прояснению художественного метода писателя, а в романтической эстетике он носит особенно концентрированный, целеполатающий характер. Игнорирование категории "Эстетический идеал", которая у романтиков определяет сложную, опосредованную коррекцию между искусством и действительностью, чревато искаженным представлением о мировоззрении столь непростого художника, как 1усейн Джавид, примером чему и являлась интерпретация его творчества на уровне принципов так называемого "вульгарного социологизма".
Анализ каждого конкретного произведения и отдельных образов в конечном счете служит определению эстетического идеала художника, выявлению его содержания и структуры. Однако и по сегодняшний день в критике нередко проскальзывает псевдонаучный подход, субъективное отношение к творчеству Джавида". Именно поэтому необход-.сим л актуальным остается исследование эстетического идеала ^успйн Джавида и его оценка па основе объективно-научных критериев.
Такое исследование представляется автору ваышм еще и потому, что искусство Джавида до сих пор практически изучено в контексте мировой эстетической мысли только ,с одной или другой стороны;даннпй всесторонний взгляд, анализ и синтез эстетического идеала драматурга поможет оценить его творчество на уровне достижений мировой лил ара-туры.
предмет исследования. К исследованию привлечено литературное наследие Давида - его стихи, поэмы и пьесы.в рофер.чруег,:ой диссертации использованы тпкже статья и письма драматурга и воспоминания о нем. Автор работы сконцентрировал внимание главным образом на ' , тех произведениях, которые содержат наибольшие возможности для оп-ределе''!> эстетического идеала драматурга.
Цель и задачи исследования. Цель реферируемой диссертационной работы - исследование эстетического идеала Дясавида, определение его специфики и граней. Для достижения данной научно? дали ставятся еле дугшие задачи: ' '
г- проследить историю исследования творчества ДжэЕида и рассмотреть уровень ого изучения в свете категории эсте-нческого идеала;
- дать общую характеристику факторов,способствованиях становлению художественно-эстетической концепции йяавида;
- определить основные худо.т.ественно-фнлесофскне понятия искусства Ддэвида;
- раскрыть социально-этические проблемы творчества Джавида; -научно а теоретические сформулировать эстетически!! :«яеа'л Дкаввд
Кауч"ая новизна уаботн. Ученые, исследовавшие творчество Дка вида,в той "ли иной форме затрагивали проблем эстетического идеала,. Однако впервые в предлагаемо!! роботе данная проблема становится как специальный "редует изучения и системно1-о анализа,Художественно-философские -понятия п социально-этические проблем» искусства Давида также-впервые привлекаются к комплексному исследованию. Следует тпкже отметить, что. реферируемая диссертация - первая научная работа в азербайджанском литературоведении л теорегнко-эйтетической мысли,где основной темой исследования является эстетический идеал конкретного художника.
Данная диссертация является первым исследованием такого рода.гд эстетический идеал конкретного художника изучается как единое худож ственное целое,Объединив основные идейно-художественные особенности в е'диную систему,.исследователь по методу-диалектической триады гыяв из творчества дравида ту кристаллическую клетку.которую оно содержи Это .новый подход в изучении творчества к синтезирования эстетическо идеала конкретного художника Ё национальном литературоведении,
Теоретическая основа' и методология исследования. Теоретическую основу работы составляют, труды великих мыслителей,литературных крит ков,писателей,их суждения и высказывания о литературе п искусстве.В процессе работы автор обращался к трудам известннх и признанных советских философов, искусствоведов,. исследованиям азербайджанских
литературоЬедов,изучающих твелчество Гусойи Дгавпда. ^Чпссср:ипт придерживался диалектической методология.
Теоретическое .и пгактическое значении реферируемой диссертации заключается прежде всегй в том,что она содержит концептуально-теоретические положения об эсшшческом идеале видающегося азербайджанского художника и (.'делителя Дуанида. ¡1 так тнкоьая предлагаемая диссертационная работа открывает сравнительно повое направленно в азербайджанском литературоведе»;»: и научно-тцо |.е-п: 'и-сисРхисли, которое призвано изучить аналогичную проблему на материале творчества других мастеров слова. В этом смысле в работе имеется и некоторые научно-методологические посылки, выходящие за рамки иасто-щей работы.
Работа представляет интерес прежде всего для эстетиков и литературоведов.Материал диссертации.выводы и обобщения,содержащиеся в ней,могут быть использованы при создании пособий по теории и истории литературы,по эстетике,а также в вузовских курсах лекций, на практических занятиях и спецсеминарах.
Апробация работы. Диссертация выполнена в отделе советской литературы Ордена Дружбы народов Института литературы им.Низами АН Азербайджанской Республики.Основные ее положения нашли отражение в статьях и тезисах,опубликованных в научных' изданиях и периодической печати. Некоторые результаты исследования представлены в докладах на республиканской ¡тучной конференции аспирантов (1905) на У республиканской конференции молодых литературоведов (19£7).
СТРУКТУРА диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачаи, методы исследования, раскрывается научная новизна я практическая значимость диссертации.
Е первой главе диссертации - "История исследования Гусейн Джавида и современный уровень научно-теоретического изучения его творчества в свете категории эстетического идеала" - раскрывается содержание, роль и функции категории .эстетического идеала; вкратце рассматривается существующая научная литература по этой
-
проблеме,Т
Таким образом,могно сказать, что категория эстетического идеала к ее место в искусстве довольно подробно изучено в науке. , Вместе с тек, крайне мало научно-теоретических'работ, где проблема эстетического идеала раскрывается на материале творчества конкретного автора, Гсжно привести лишь несколько примеров: эстетический идеал ?'.Шолохова изучается С.Салтаевой на материале "Тихого Лона" и "Поднято:": целины", Г.С.Калашников е своей докторской диссертации последовал эстетический идеал К.С.Станиславского, та кё проблема раскрывается в научных работах Л.Л.Рубеновича "Эстетические идеалы ?:.Г..гермонтоЕО" и И.П.Шурина "Эстетический идеал Достоевского: проблема положительного и прекрасного героя".^
Азербайджанские ке литературоведа, казалось, совершенно упустили иэ внимания эту проблему. Исключая несколько статей, не пре-тендуюичгх на всестороннее и глубокое изучение поставленной проблемы, азербайджанская эстетическая мысль не имеет сегодня какую-либо значимую научную работу на эту тему, несмотря на тс, что азербайджанская национальная литература дает прекрасный й богатый материал дтя исследования данной проблемы, и творчество Гусейн ДкаЕпца, как писателя романтического направлен/л имеет в этом смысле особое значение как с точки зрения адекватного прочтения его художественных произведений, так и осмысления категории • "Эстетический идеал",
Пгсейн джавэд стал объектом пристального внимания азербайджанской литературно-критической мысли с того момента, когда вышли в свет его первые стихи и пьесы. Fro называли "самым'глубоким,
I.Давидович В.Е.Теория идеала.Ростов-на-Дону .;'зд-во Рост.ун-та, I9P3:Громов К.С.Эстетический идеал.V..Госполитиздат,1931 ;''уриан В.Г..Эстетический идеал.и.,Искусство,1966¡Ястребова н.А.*>ормирова-нке эстетического идеала и искусство.?.!.,Наука, 1976;Калинкин А.Т. Эстетический идеал и познание в искусстве .?<. Л!зд-во 117 .1980: Хмара В.Эстетический идеал и творчество.!/.,"Сов.писатель,1983; Нванько Г.А.Соотношение общественно-политического и эстетического идеалов в искусстве.Автореф.дис...канд.филол.наук,f.;.,I9f6. .
2 Салтаева 0.Эстетический идеал в романах Ы.Шолохова"Тихий Дон" и
"поднятая целина".Автореф.дас. ..канд.о:илол.наук.Горький,1963; ■ Калашников Ю.С.Эстетический идеал К.С.Станиславского.Автооеф» дис...дока?.искусствоведения.!.?.,1965;Рубанович А.Л.Эстетические идеалы и.ю.Лермонтова.ИркутосЛркутс.гос.ун-т им.А.А.£д£нова, 1968;!1Урин И.Й.Эстети^ский идеал Ф.М.Достоевского:Проблеш положительного и прекрасного героя.Автореф.дис...канд.филол.наук, . Томск,1981 и др.
тонким,правдолюбивым поэтом среди кавказских мусульман", "первым поэтом "Кавказа"1 и т.д. Первые постановки его пьес били осуществлены после революции в 20-х годах. В 20-30-е годы к творчеству Джавида обращались такие критики и литераторы, как А.Наэим,:'.1'у-лиев, Х.Зейналлы, А.Шарпф, С.Гусейн, А.Каик, Дж.Дт.абарлы,Холил Ибрагим, Г'.К.Алекперли, М.Рафили, 1,'лусейн, Ю.ВЛеменземинли и другие. В их статьях рассматривались отдельные суждения и об эстетическом идеале автора. Видный поэт, писатель и педагог долулла Шаик сравнивая искусство 1Усейн Джавида с творчеством турецкого литератора Абдулхака Гамида, отмечал, что "их прекрасные произведения уводят людей от заурядности и обыденности жизни и призывает к высоким идеалам и великой истине".2
Начиная со второй половины 20-х г.творчество Гусейн ;жаинда стало подвергаться критике с позиций вульгарного социологизма. Ожесточаясь с каждым годом, эта критика в 30-е годы превратилась в клевету, оскорбление и, наконец, полное отрицание искусства Джавида.
Литературная критика и эстетическая мысль этого периода были насквозь пронизаны духом и идеями вульгарного социологизма. Главным критерием литературного творчества становилась его близость к пролетарскому мировоззрению; в анализе каждого произведения критика прежде гсего пыталась определить социально-политическую и социально-классовую позицию автора, совершенно игнорируя его художественно эстетические качества. Вульгарный социологизм имел свСН гносеологические, политические и психологические корни: с точки зрения гносеологической - наглядная, классово-поляризированная действительность требовала столь же плакатного отражения; с точки зрения политический - обостряющаяся классовая борьб? требовала бдительного распознавания "замаскировавшегося идейного враг;«"; с точки зрения психологической - доступность и понятность для широких м.асс становилась главным художественным критерием. В.пролет, .культовс-кой и рапповской интерпретации высбкому,романтическому искусству
Т Н^Я^^т^Я'^*?*" оглрг^озу.Ьоаот Й9 *-риы:ч*.л:г оя,^,-
2 Аб/'у^-а Шаиг. Нцса^щ ОДаОДда ыо'р м одобиИмг).
, на оЬыиЗотк.Осорлури.Еош чШуи;э> 1У ^.у,, врношр,о
3 йта ''«и-
нот места в общественной кигип, я рецидива такого подхода глубоко укогеш-лпсь я аперйзйдазноком литературоведении, тематическая и иде;!.чпя "чистота", идеологическая обнаженность сами по себе становились оценкой художественных проияреленип. Естественно,что г. при этом романтическое творчество ]^сойн Лкаклда,в котором ялоал прегалнр:1 лл над идеологией, попадало в разряд "буржуазного". Оловом, критика периода вульгарного социологизма и культа личности объчгнла "крестовый поход" на целую плеяду талантливых "буржуазных" поэтов и писателей. Гертпамп ее напалков стали Г.В.Чеменземин-ли. ".'"ущфик, С.Псейн, СЛ.'умтаз, А.Лжавпд, ".К.Сопыли,Кантемир и др.
С конца ГЛ-х годов у нас начинают издавать наследие ,>авнла, изучать его творчество, а его пьесы с тех пор пе сходят со сцены врербо!!л---лнского театра. Следует особо отметить заслуги академика !,'амида /»ат Ярова в деле изучения наследия дяавипа. Видны;! ученый-литературовед написал подробное предисловие к первой книге Дяа-вида, вктелгспй после его реабилитации в 1958 г., затем монографии "Гусейн ;:.тявип" и "Романтизм в азербайджанской литературе",* которое явились серьезным шагом и определенным этапом в дтавидоведешш. Определив 'основные идейно-Хилссо^окие и эстетические принципы романтизма, учений тем самим залот.ил основу изучения эстетического своеобразия искусства ггявида я других писателей-романтиков.
Проблема эстетического идеала Гусейн Давида в той или иной форме-затрагивалась такте в научных трудах ;;.та:;ара Хандана.Акпера Агаева, Али Султанлн. В последующие годы в дело изучения искусства Лжавида внесли свой вклад такие ученые и литераторы,1 как гехти :,'а-медов, !'асуд Алиоглу, Бахид Акперов, Абуль^'аэ Нбадоглу,Рафик 5ека, Теймурчян Офендиев, Лндар !!смяйлов, Рафаэль ТусеРлсв и другие.
Среди ученых, исследовавших эстетические проблемы творчества Дясавида в диссертации особо выделены заслуги литературного критика и литературоведа Яшара Караева. Именно ему удалось впервые раскрыть специфику художественного мира Д-гввяда, что стало возможна благодаря серьезному научному подходу, которого придерживался учепый, По мнению-Я.Караева ' "Дггавпда можно понять до конца л.таь
* М.Чо^ар/Ьусе^к '¡аплч. Еазш, ЛзорИ82!г,1СС0; •
■ ' Ы.Дзачяр» Г:'со::л Д-г"*::-,. Ь'а:;у, /к-.-га, 1СЬ2; ".ДмсГпу, Азф&Гщ'-.пс5; •„". г.*::]
Е?д:у,;;г::ч-1, с .12-127. •
з его поисках красоты и в луче света наведенном на красоту".*
Гусейн Джавид, как известно, принадлежал к романтическому направлению азербайджанской литературы, поэтому эстетический идеал великого поэта и драматурга может быть осмыслен только в контексте эстетики романтизма. В связи с. этим автор реферируемой диссертации в процессе исследования не раз обращался к научным трудам русских и советских ученых вообще я азербайджанских литературоведов, в которых раскрывается специфическое содержание азербайджанского романтизма. Он руководствовался некоторыми значительными теоретическими положениями таких ученых, как Камал Талыбзвде, Азиз Мирахмедов, Ариф Гаджиев, Ягуб Исмаилов, Рафик Зека Хандан, Сократ Мусаев, Вели Османлы.Камран Алиев, Шириндил Алышанов и др.
Романтическое мировоззрение строится на принципах панэстетизма, т.е. воспринимает действительность сквозь призму прекрасного. Для 'романтиков, основу мировоззрения которых составляет мечта о реализации идеала, не окружающий мир, с его случайными и низменными чертами, не события жизни, с их каждодневностью и будничностью, а идеальный прообраз мира, его внутренняя духовная сущность, выраженная в категории прекрасного, становится идеалом художника.
Игеал Джавида в определенной степени опирается на реальную жизнь И' реальные проблемы, однако отражает в сущности не просто действительность в ее развитии, а именно те стороны и тенденции действительности, пропущенные сквозь его мировоззрение и душу, которые ведут к совершенству - царству любви и красоты.' КрасЪта и любовь у Джавида неотделимы друг от друга.
Каждый раб уповает на что-то в мире У каждого народа - свой священный путь, • Каждый верует в ®оего бога, Мой бог - красота и любовь,^ "Мой бог" - стихотворение программного характера, оно наиболее полно выражает эстетический идеал, как раннего, так и зрелого периода творчества Джавида. Сам автор нигде не употребляет выражения 'эстетический идеал",но в его произведениях нередко встречаются сочетания алэми-лахут (нравственный,' божественный мир), э тила (духовная возвышенность), гайети-амал (цель, замысел) и т.п.
1 Яиар Караев, Гусейн Джавид, Баку, Знание, 1982, с.8. .
2 йуседн Чавид.Эсэрлэри.дерд чилддэ.1 чилд.Бакы, ^зичы,1982, с.оо (здооь и далее цитаты взяты аз этого четырехтомного издания} переводы подстрочные).
- 10 -
Гусейн Дчавлд был убекден: "без идеала спасение невозможно" поэтому человечество вправе мечтать о прекрасном будущем. Все творчество великого художника препставляет собой воплощение и воспевание царства любви и красоты. '
Втопая глава диссертации называется "Основные художественшо-' философские понятия искусства Гусейн Давида".
Определение художественно-философских понятий творчества художника является первым необходимым шагом на пути к раскрытию его эстетического идеала.
В реферируемой" диссертации выявляются следующие художественно-философские понятия искусства Гусейн Дкавида: I) прекрасное; '2) любовное, 3) низменное (пропасть); 4) дьявольское (дурные страсти); 5) божественное; 6) героическое.
Известно, что религиозно-философское направление суфизма и пантеистическое мировоззрение возникли как политический протест против ортодоксальных положений исламской религии и законов шариата. Они выражали прогрессивные тенденции в мировоззрении определенных слоев общества, стремящихся к свободе. Среди среглейековых поэтов, ученых и мыслителей Глижнего и Среднего Востока трудно найти такого, кто не испытал на себе влияние суфийско-пантеистп-ческого мировоззрения. Достаточно вспомнить такие имена как Фара-би, Ибн-Сина, Нбн-Ругад, Низами, Руми, Навои, Насимл.Набати и др.
.Гусейн Двдвид был "близко знаком с философскими основами суфизма и пантеизма, однако, как и всякий великий художник, не стремился к.художествеиной иллюстрации готовых идей и теорий, а переосмыслил их в соответствии со своими худолестве.ч.чкмя воззрениями. Он творчески воспринял суфийское и пантеистическое учения, которые стали мошньм импульсом его философского мышления и в свете этих учений попытался поднять самые насущные общечеловеческие проблемы действительности.
Гусейн-Джавид воспринимает красоту и любовь в неразрывном единстве. Его идеал - царство любви я красоты, где любовь существует благодаря красоте, а красота - благодаря любви. Красота и любовь .у Джавида являются в то же время созидательными силами: "есть две великие 'силы, призванные спасти этот млр -
1 Ьгсе^ц Чаппд. Оопрлэри. Дорд чилдца, I чидц, о.73.
красота и люоовь".^ Почти Есе положительные герои Дравида в то!! или иной степени преклоняются перед красотой и любовно, нередко даже клянутся ими.
Понятие прекрасного у Дц-авида включает в себя следующие компоненты: I) общественные отношения; 2) духовный мир; 3) отношения к жешчлне; 4) отношение к природе. В каждом проявлении красоты художник ищет глубокий смысл и значение, »на Джавида "иш-киназ ханум в своих воспоминаниях указывает, что"Красота для Дравида была воздухом и водой. Он не раз мне говорил, смысл красоты заключается в величия человека, в его добрых делах".^
Понятие любви в искусстве Джавида несет в себе три оункции I) любовь - Ееликая сила, господствующая во всем мире; 2) любовь -средство познания себя и бога; 3) любовь разделяет человечество на две части - влюбленных и аскетов. Эти функции соответственно можно назвать онтологической,гносеологической и аксиологической. Вершиной любви, высшей и совершенной формнй ее проявления художник считает материнскую любовь. Три функции любви в искусстве дравида действуют в неразрывном единстве. Порой в одном образе, все эти три функции как бы взаимопроникают. Так,например: Шекх-Санан (трагедия "I:'e;íx Санан") начинает с любви к Хумар как к реальной кенши-не (онтологическая функция), в процессе этой любви начинает постигать мир, вселенную (гносеологическая функция); и с этихжпозиций он оказывается в состоянии оценить события, происходящие в мире, корректирует свои представления о нравственно-духовных ценностях (аксиологическая функция). Любовь выступает в разных качествах и только она способна объединять людей, преодолевать людскую разобщенность и в конечном счете любовь оказывается тождественной идеалу.
Понятия красоты и лю6еи являются ключом к раскрытию эстетического идеала Гусейн Джавида и, в целом, понимания его искусства.
Низменное (пропасть) будучи реальностью жизни представляет ,обой анти-пдеал Гусейн Джавида. Трагедия "Пропасть" в этом смысле является некоей моделью этой действительности. Герой трагедии Джалал, обращаясь к своему времени, говорит:
I hYcoón "гллщ. 9cop."opu. Дорд чш-ддэ.П миля,Ела;,JaauMi:, Г.-'оЬ, и.371.
~ wcxvjüj:« Чаиэд, Чаьндин хитирларкаи,.'. Баки, iír.i.r, ТС70 ,с-.-;С
Пропасть: эта грязная, подлая зздзнь,
- Пропасть:весь этот-гар -бездна!...*
Худонественно-фидосовское понятия дьявольское (дурные страсти .заключает в себе подлость, вожделение, сладострастие, кивотные чувства. Все,,,что не соответствует, идеалу выступает в качестве уродливого и безобразного. Гусейн Джавцц,'продолжая традиции классической поэзии - Лвхади '.'араголы, Наоими, физули, Саиба Тебризи, • Иабати и других считает, что:
Слава- тому, у кого дух возвышен, ( .• Немошен тот, кто в плену вожделения.^ Алчность, тщеславие, жадность, сладострастие - все эти' соблазны объединяются в одном качестве - предательстве. Все подлости в мире начинаются с предательства. Если дшвольское - неотъемлемый атрибут черных сил, то предательство - сердцевина зла. В последнем двустишии, знаменитого монолога ДЬявола (трагедия "дЬчвол") эта мысль выражается особенно ярко:
Что такое Дьявол? _ .
- Причина всех коварств, предательств, Или - что такое человек, предавший каждого?
- ДЬявол!3 •
Это двустишие, стало классическим определением предательства, .. как выражение дурных страстей ("дьявольщины"). Антитеза дьявол -ангел (сатана - бог) является сквозной темой всего творчества Дравида. Антитеза-один из распространенных художественных приемов в творчестве романтиков. В мировоззренческом смысле антитеза подчеркивает, что безобразное так или иначе связано со злом, зло это "в конечном счете вносит дисгармонию'в мир, разругает идеал, разрушает гармонию внутреннего мира человека а мсгет вести к безумию ("Delix Санан", хотя подчеркнем, что в данном случае .внешняя психологическая аномалия есть одновременно способ противопоставить себя обыденности окружающего).
Необходимо также раскрыть, понятие божественного е искусстве Джавида, так как и оно'тесно связано с его эстетическим идеалом, 'Хотя у худокника преслежкрается порой пантеистическое отождествление бот с природой,4 но не это является сутью дедовского понимания и толкования' бога. Понятие божественного у неге имеет
1 lucejn Чавгл.Scарлорн,дорд чюядэ.П чилд,с.250
2 hvcejü Ча игл. 9с er лори, дорд чклпдеД чад;,«. 25
3 hvcciju Чйпзд. 0coj;j:эри,дорд.. ЧИЛДЛ.с ,11 чклд", с. 3-;2
философско-этическое содержание. Бог - это не просто совокупность высоких нравственно-этических качеств, но и среда, время, кото- ' рые дают возможность человеку обрести эти качества. Гог - совершенство красоты, сила - порождающая красоту и любовь - опекающая духовные богатства. Бог - это.свод законов царства любви и красоты, где все люди, независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности, живут свободно и счастливо (драма "Пророк").
Бог и истина неразделимы я цель каждого человека познать их, возвыситься до них и слиться с ними. А этого можно достичь победив Алвольгаину и искоренив предательство. Именно познанием истины (бога), обретением царства красоты и любни.запоминается Ёейх Санан - герой одноименной трагедия Дйавяда.
Понятие ' Ьерончнского в искусстве Джавида обусловлено тем,что именно герой является носителем идеала. Как правило это мятежный герой, обуреваемый стихией страстей, поиски и горения которого чаше всего оканчиваются трагически. Создание царства красоты л любви обуславливает борьбу героя за Претворение, в жизнь высоких целей. Значит красота и любовь, составляющие суть эстетического идеала Гусейн Д-авида могут реализоваться, .приобрести жизненную силу только в результате определенного героического акта.
Корни дкавидовского понимания героизма следует искать и в западной ^илссо|ил. Беликяй худогпик был близко.знаком с философией Сопенгауэра, с его объективацией гволи к жизни" и утверждением беспредельного эгоизма человека,' с романтическим иррационализмом Ницше, с его мж[ом о сверхчеловеке и культе сильной личности, с позитивизмом Спенсера', включающим в себя своеобразный социальный дарвинизм и творчески заимствовал'их ключевые идеи. Он создавал целую галерею сильных.героев с богатым духовным миром и ясной целью, ведущих борьбу за красоту и.любовь в реальном мире. (Шейх Санан, Пророк, Хромой Тимур, Сиявуи, Хайям). Они олицетворяют собой "героический дух мира" (Гегель).
В искусстве _Джавидэ путь к героическому проходит через два этапа: I) победив Есе подлые соблазны, обрести духовное совершенство; 2) стать сильной личностью, отдав все силы на борьбу за идеал. Герои Дравида совершенны, потому что они очистились от соблазнов. Но не все совершенные личности возвысились до ранга' героя, потому что им предстоит ешг сбрести красоту и любовь, Если для человека, искоренившего в сГбе дурные страсти, жизнь - это
удовольствие, то для борца за красоту и любовь прекрасное в жизни заключается в созидании. Последний ставит перед 006011 цель -построить мир красоты и любви: "Мой бог - красота, любовь". В искусстве Гусейн Дмеидо героизм выполняет функцию светлого начала, проливает свет в кромешной тьме "пропастей". Вылечить социальные раны; установить всюду мир идеала - вот что такое героизм для Джавида. По-мнению НадирОека, персонажи трагедии "А'арал" "настоящий героизм - это лечение ран, благоустройство".1
В третьей главе, названной "Основные социально-этические проблемы творчества Гусейн Джавида" раскрываются общечеловеческие проблемы, в творчестве выдающегося поэта и драматурга.
Произведения Джавида богаты сложными характерами, яркими образами, наделенными большой силой обобщения и типизации. Вместе с тем, искусство Джавида привлекает внимание прежде всего глубокими общественными проблемами и социально-этическим содержанием.
Социально-этические проблемы в творчестве Дравида, обуславливающие красоту и любоЕь как сокровенную мечту художника, обеспечи-вакшиеи&оплошен.ие и входящие в структуру эстетического идеала, заключается в следующем":
1) проблема совершенства человека (если исходить из панэстетиз-ма мировоззрения'Хусейн Дмавида, то* следует читать: проблема прекрасного человека);
2) проблема единства совершенных (прекрасных) людей в мирной (прекрасной.) жизни на земле;
3) проблема женщины, обретшей свободу (мир прекрасного) и счастливой (прекрасной) семьи.
Конечно, творчество Гусейн Джавида Бовсе не укладывается в рамки этих проблем. Вообще, практически невозможно окончательно сформулировать круг проблем творчества Джавида. У романтиков они многообразны и взаимопереходяши. Вместе с тем подчеркнем значение общественной доминанты идеала Джавида. Необходимость социально-этического совершенствования носит здесь программный характер, а следовательно можно сказать, что при всей романтизации окружающей действительности Дгавид высокое значение придавал необходимости ее социального преобразования. Конечно, Ддавид .остается романтиком и имплицитно в его эстетическом идеале можно проследить черты
I ЬУои.;,! Чаилк, Зиарлори-, дорд милддо, I чвдд, с.277 ,
характерного для романтиков двоемирия, т.е. раздваивания мира на мате'нально-низкую и одухотворенно высокую сферы.
Г-'ежду эстетическим ипеалом Ддавида и его слагаемыми существует внутренняя диалектическая связь; с одной стороны, эстетический идеал может реализоваться только посредством решения социально-этических проблем, с другой - эти проблемы могут быть решены только в том случае, если восторжествует эстетический идеал - красота й любовь.
Корня образа совершенного человека|следует искать в философии суфизма, в трагедиях, идущих от Ризами, Хайяма, Саади, Насими, Руми, Физули. Однако Гусейн Джавид изучая совершенного человека в контексте социально-этических проблем, раскрыл этот образ с позиций современности.
В суфизме совершенный человек - человек, познавший бога,слившийся с ним, а в искусстве Дкавида таким человеком считается обитатель красоты и любви. Согласно суфийской философии, только пророки и святые могут подняться в ранг совершенного человека, у джа-вида же каждый персонаж, искоренявший в себе подлость и предательство (дьявольское) и стремящийся к духовной красоте, обретает совершенство.
Создавая образ совершенного человека Гусейн Джавид использует в осноеном два приема: i) раскрывает внутренний мир, характер и мировоззрение персонажа с позиций сразу двух противоположных полюсов- совершенства и предательства (дьявольское); 2) противопоставляет и сталкивает между собой два различных образа, как носителей двух взаимоисключающих идей.
Ярким примером служит трагедия "Дьявол" и ее главный герой Лриф. Этот образ свидетельствует о сложности человеческого характера, о сосуществовании в нем духовной красоты и безобразия, величия и низости, нравственного совершенства и подлости, их взаимоперехода. Гусейн Джавид будучи романтическим художником видит трагедию человека в противоречиях его внутреннего мира. Поддавшись иску- , пениям,человек, может превратиться в дьявола,а победив их,он обретает совершенство.Таким образом, человек вечно находится перед выбором - подлость или духовная возвышенность.Нравственный выбор определяет судьбу, жизненный путь и смерть человека.В пьесе "дьявол" исследуются различные формы предательства к самому себе,' к друзьям и родственникам,родине г наконец, всему человечеству.
- Т6 -
В пьесах "Сиявуш" и "Хайям" созданы образы совершенного человека путем противопоставления двух крайне полярных духовно-нравстренныХ качеств.
Сиявуш совершенен, потому что он не поддался искушениям. Его духовное богатство, достоинство и стойкость раскрываются в составлении и противопоставлении с алчным Кейкавусом и честолюбивым Гершивезом. Сочетающий в себе физическую красоту и духовное совершенство Сиявуш олицетворяет собой средневековый идеал мужа, мужчину. Любовь СудабГ к.Сиявушу нельзя назвать чистой, возвышенной, скорее это бурная, опасная и порочная любовь. Эа эту любовь Судабу нельзя оправдать и поощрять,но и трудно обвинять. Сиявуш высоко ценит и понимает любовь СудабЫ, но не может ответить взаимно, так как она - его мачеха, жена отца. Гусейн Джавид глубоко постигает нюансы психологического поведения своих героев; проницательно вскрывает природу тайных страстей, .владеющих человеком. Глубина психологического анализа еще одно подтверждение художественного масштаба великого драматурга и поэта.
Духовное совершенство и нравственно-этические воззрения Хайяма в одноименной пьесе Дкавида выявляются в сопоставлении с Саббахом, несущим в сабе предательство (дьявольское), Пути Хайяма и Саббаха проходят в противоположных направленияхУейолее высоких вершин достигает совершенство Хайяма, тем глубже опускается Саб-бах в дьявольскую пропасть.
Образу жизни Хайяма в определенной степени присущ эпикуреизм, но ему абсолютно чужды разврат, безнравственность и вожделение. Хайям исходит из того, что человек не вечен в этом бренном мире и он должен пользоваться всеми его благами, сохраняя верность своему идеалу.
В эпической поэме "Азер" мы видим новый тип образа совершенного человека - сельского'учителя, олицетворяющего "здоровый дух в здоровом теле". Этот образ завершает художественно-философские раздумья Джавида в связи с проблемой .совершенного человека.
Другой социально-этической проблемой, входящей в структуру эстетического идеала Гусейн Джавида, является проблема единства совершенных людей и установления вечного мира на земле. В свое время Л.Толстой писал,- "что "задача христианского искусства осуществление братского единения". ; •
I Л.Н.Толотой. Что.такое'искусство, М., Современник,1965,с.279 -
В сущности все великие художники Востока и Запада христианского и мусульманского вероисповедания - призывали людей к единению, братству, установлению мира и спокойствия. Этот призыв получает иную форму в зависимости от мировоззрения и эстетического идеала конкретного художника.
Призыв Джавида к единению к миру имеет глобальный масштаб и общечеловеческую суть. В стихотворении "Война и крушение" он писал:
Единство! Вот великий идеал!
Тебя может спасти только единство,
В единстве заключается бытие.*
Красота и любовь восторжествует только тогда, когда объединятся все люди и народы, и они будут жить в условиях мира.
Художественно-философские мысли Джавида, связанные с этой проблемой, нашли отражение в драмах "Шейх Санан", "Шейда", "Пророк" и "Хромой Тимур". Эстетическая проблематика этих произведений заключается в искоренении расовых, национальных, религиозных, социальных различий, объединений людей вокруг одной идеи, цели и веры, установлении в общества мира и благоденствия.
Шей* Санан отрицает религиозную идеологию и преклоняется только перед любовью. Он восстает против религиозных сект и направлений, сегщих семена вражды между людьми,я призывает народы объе^ даниться под знаменем любвя.
В процессе самопознания человечества самопожертвования шейх саканов неизбежны и необходимы. Они прокладывают путь новым мученикам идеи общечеловеческой любвя.
Произведения на исторические те№не могут быть исследованы в отрыве от творческой личности автора и исторические драмы 1^сейн Джавида в этом смысле не составляют исключения. В этих драмах авторская личность выступает в единстве двух основополагающих качеств - исследовательского мышления ученого историка и нежной души художника.Оценивая исторические ллччостл и события с хладнокровностью ученого, автор в то яе время обобизет и типизирует их, оправдывает или отрицает с поэтической страстностью,
В драмах "Пророк" и "Хромой Тимур" авторская позиция Джавида также проявляется в двойственном отношении к историй: Джавида-
Ьгсь::: бсоу..\, ¡:, дорд ••и/дч.о, I чл-а,с.73.
- 18 -
историка и Джавида-художника.
Оценивая исторические события с позиции ученого, гусейн Джавид утверждает социальное, экономическое и культурное значение перехода от язычества к монотеизму, выступает за единство народов Востока, считает возможным и даже необходимым использование методов принуждения. Но как художник, автор обвиняет Тимуров и пророков за бесчинство и пролитую кровь; его поэтическая душа, настроенная на гуманизм,не может мириться с вандализмом. Мелек в "Пророке" и поэт Кирмани в "Хромом Тимуре" выражают художественную позицию автора.
В художественной интерпретации Джавида Пророк борется за объединение 360 языческих богов в одном едином Боге, 360 чувств любви в одной великой Любви. Бог (Аллах) для Джавида является своего рода идеологией, мировоззрением, великой силой, объединяющей людей. Проводя политику ыонотоизма, пророк стремится объединить сначала все арабские племена, а затем и все народы мира. Он создает новую религию, в основе которой лежит любовь и преклонение перед Единым Богом. Если говорить его словами: "Любовь-сакая великая религия"Для'пророка создание новой религии не самоцель, а средство для построения царства красоты и любви.
Перед пророком возникает дилемма двух путей для осуществления своей цели: убеждение силой слова (книга) и принуждение путем нааилия (меч). Отрицая кровопролитие и насилие, поэт Дкавид в то же время понимает, что без этого невозможно подчинить тиранов и деспотов. Именно поэтому данная коллизия к концу пьесы теряет силу. Джа-вид-художник и Джавид-историк приходят к единому выводу - сливаются идейно-эстетические линии Мелек (книга) и Скелета (меч): Лишь книга откроет глаза народу, Только мечом можно искоренить зло,2 Историческая личность Тамерлана и его военные походы предстают в пьесе "Хромой Тимур" в свете эстетического идеала Гусейн Джавида. Тамерлан - обобщенный и типичный образ героя, создающего царство красоты и любви. И в этой пьесе мы становимся свидетелями примирения художника и историка. '
Тема единства людей, как.социально-этическая .проблема,раскрывается и в других пьесах Гусейн Джавида. Например, в "Хайяме"
1 е°'эРЛ0Ги» .чидццэ, щ чили,Баки, 0азнчи,1934,
2 Ьтсе^Н Чаьзд,8озрлари,дорд .вдидда.Ш чилд,о.92
мудрый поэт на смертном одре завешает:
Смешайтесь,объединяйтесь,в этом счастье, В этом рай, придуманный шейхом.* В творчестве Джаввда мотив братства людей тесно связан с проблемой мирной жизни на земле. Его стихотворения "Против захода солнца", "Перед богом войны" пронизаны духом ненависти к войне. В первом стихотворении заход солнца олицетворяется как конец мира, полного счастья, свободы и любви, во втором - война представлена в образе дракона, извергающего огонь.
Художественно-философские раздумья Джавида о мире, как неотъемлемом компоненте царств красоты и любви, наиболее ярко выражены в пьесе автора 'Ч.'есть Дьявола". Пьеса неписана на современную тему, в ней встречаются образы генерала Франко, фашистов Италии1; Германии, Японии и Испании. Символом мира в этой пьесе выступают Сима и Ариф, а Туидяар является созидателем красоты и любви, борцом за эти идеалы. Пьеса пронизана духом веры в победу над Дьяволом - носителем подлости и предательства.
Одной из основных социально-этических проблем творчества Дравида является проблема женской свобода и семейного счастья.к которой обрашались практически все выдающиеся азербайджанские литераторы начала века - Длс.Уамедкулизаде, Сабир, А.Ахвердиев, с.В. Чеменземинли, Фирудин бек Кочарли, У.Гадхибеков, Н.Нариманов и другие.
Отношение Джавида к женщине и ее !/есту в общественной жизни можно охарактеризовать в следующих словах:' пещино - символ чистоты и святости; человечество поблекнет без духовной я физической красоты яеншины; женщина озаряет окружающий мир лучом света, она дарит людям счастье, поэтому не должна скрывать лицо под чадрой; женщина должна быть свободной. Эмоциональное богатство, душевная чуткость женской души выступагт как наглядное воплощение идеала, "Вечно женственное начало" обладает огромными возможностями в облагораживании и просветлении мира.
В творчестве выдающегося художника яеншина изображается в двух ракурсах: как мать и как спутница лизни*
Женщина прежде всего - Мать, Гусейн Джавид вкладывает в это слово весьма широкий общечеловеческий смысл; все люди на земле -
I '
Ьгсезн Чавил,Вс-)рлэри, Дорд чилддеДУ чялд.Бакы.Оазнчк,
1Г35, с.IX.
дети Великой Штерн и они должны Лить как родные братья и сестры, "Сказано: "Рай находится под ногами матерей".*
Женщина в понимании любимо"" и спутницы жизни интерпретируется в значении хранительницы семейного очага, залога семейного счастья. Свободная женщина, несущая в себе любовь и материнские чувства, вместе с человеком достигшим совершенства, закладывает основу счастливой семьи, а тем самым - царства красоты и любви, так как счастливая семья возможна лишь в обществе, где господствует красота и любовь. Семья, не основанная на единстве эротической и нравственно-этической связи совершенного человека'и свободной жещины, является искусственным и шатким союзом.
В пьесах Ч'ать", "Парад", "Пропасть", "Афет", "Князь" и во многих своих стихотворениях йкавид затрагивает и художественно исследует социально-этические проблемы свободной женщины,материнства и счастливой семьи. .
О&раэ Селывд из пьесы "Мать" можно поставить в один ряд с величашими образами матери в мировой литература. Этот характер как бы подтверждает мысль Максима Горького, что мать всегда про-,тивосгоит смерти.
Идейно-этический пафос трагедии "Марал" составляет проблема свободной женщины,и счастливой семьи. Хотя история любви Арслана и Марал кончается трагически, все же в отношениях других героев трагедии - Джалал бека и Хумай мы видим основу будущей счастливой семьи.
Лейтмотивом пьесы "Пропасть" является проблема взаимосвязи таланта и семьи, личности и семьи. Герой произведения художник Джалал не смог создать счастливой семьи, потому что он еще не постиг совершенства, а его жена Геерчин не свободна. Не устояв перед искушением, Джалал не избегает "пропасти". Одна из идейно-эстетических линий состоит- в том, что человек может быть поистине счастлив только в семье, только в семье он может до конца раскрыть свой талант, только семья создает благоприятные возможности для реализации своих духовных потребностей человека.
Счастье и все земные блага начинаются с соединения узами любви совершенного человека и свободной женщины. Такая семья и есть фундамент царства красоты и любви. Таким образом, в реферируемой диссертации рассматриваются социально-этические проблемы обуславли-
I 1т;«ми Ч;и«ц, А'ирлок, доры ЧЙ.-А'^О,'1У
вагшие реальное воплощение эстетического идеала Гусейн Джавида, и идейно-художественные компоненты, составляющие его структуру. '
В заключении подводятся итоги проделанной диссертантом исследовательской работы, обобщаются научно-теоретические положения, выдвинутые в трех главах диссертации.
Чтобы синтезировать эстетический идеал Гусейн Джавида и объективно-научно оценивать его, диссертант провел исследование комплексного характера, с этой целью всегда принималось во внимание воспитание и образование, полученное великим творцом в детские и юношеские годы, влияние, которое оказывала на него социально-культурная среда, питающие его художественно-эстетические и идейно-теоретк ческие источники, присущие только ему индивидуальные психические свойства характера и морально-нравственные качества.
Именно основываясь на таком исследовательском методе, диссертант попытался впяснить реально жизненное содержание эстетического идеала Джавида, его национальные и общечеловеческие качества.
Анализ - художественно-философских понятий и социально-этических проблем творчества Гусейн Джавида, в Конечном результате приводит к живому видению, понятию и синтезу эстетического идеала великого поэта и драматурга.
Этот эстетический идеал можно сформулировать следующим образом: созданноекак акт героизма царство красоты и/любви; в царстве красоты я любви обитают совершенные люди и свободные женщины; люди-мужчины, совершенны потому, что счистилиоь от дьявольприш(](Урных страстей) или же победили ее; женщины свободны, потому что они освободились от физических и нравственных цепей; совершенный мужчина я свободная женшина создают семью, основывающуюся на естественном единстве, гармонии нравственно-этического и эротического; царство красоты и любви образовалось как единство всех нвродоз и наций; здесь никто не выделяется или преследуется за свою веру и общественное положение; всех людей объединяют единое мировоззрение, единая идея, единая вера - любовь; здесь все формы общественного сознания - политика, религия, наука, право, мораль, искусство, основываются телтко на любви; в этом царстве красота порождает любовь, а любовь сознает красоту.
ГсноЕпые положения диссертации отражены в следующих публикациях (на азербайджанском языке):
1. Драма "Хромой Тимур" Гусейн Джавида. Известия АН Азерб.ССР. Серия литературы, языка и искусства, 1985, №3, с.67-71.
2. Любовь в искусстве Гусейн Джавида. Гатериалы республиканской научной конференции аспирантов. Баку, 1986, П кн., с.108-109.
3. Проблема единства людей в творчестве Гусейн Джавида.'У республиканская конференция молодых литературоведов. Тезисы докладов. Баку, 1987, с.86-87.
п
4. Искусство о красоте и любви.|"Адабият ве инджесенет" (Литература и иокуоство") 30 мая 1986 г.
5. Новая ступень самопознания (о трагедии "Шейх Санан" Гусейн Джавида), "Азербайджан муаллими" ("Учитель Азербайджана"), 4 мая, 1984 г. ' '