автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетическое переживание времени в структуре художественного образа

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Лиманская, Людмила Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Эстетическое переживание времени в структуре художественного образа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетическое переживание времени в структуре художественного образа"

ОРДЗНА ЛЕНИНА И ДРУЖИ НАРОДОВ АКЛДКШ НОТ УКРАИНЫ ИНСТИТУТ ФМОООФИИ

На правах рукописи УДК V .01

ЛИМАНСКАЯ Людмила Юрьевна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРКЭДБАДОЕ БРЯЯШ В СТРУКТУРЕ ХУД02ЕСТВЕНН0Г0 ОБРАЗА

Специальность 09.00,04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ дисссртации па соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев - 1991

Работа выполнена в секторе эстетических проблем культуры Ордена Ледина и Дружбы народов Института философии АН Украины

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор МАЗЕПА В.И.

доктор философских наук, профессор ЯКОЕЧЕВ Е.Г. кандидат философских наук ПАНЧЕНКО В.И.

Ведущая организация: Киевская государственная консерватория им.П.И.Чайковского, кафедра общественных наук

Защита состоится "_" _1991 г. в "_" часов

на заседании Специализированного совета Д 016.26.01 при Институте философии АН Украины по адресу: 252001, Киев - I, ул.Трсхсвятительская, 4.

С диссертацией ¡.¡ото ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан _1991 г.

Учений секретарь Специализированного совета кандидат философских наук

В.П.Козловский

0£Ш ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развернувпился в напей стране пооцесс переориентации общественного самосознания в область новых соцчачьно-лсторическш: и х-укачптарных ценностей требует отказа от традиционных дог« л стереотипов а оценке и осмыслении искусства и культура. В созрэненноп эстетике и искусствознании диапазон отношения к социально-историческим и гуманитарным проблема« искусства значительно увеличился. Происходит радикальное переосмысление роли и места искусства в истории, культуре и ¿лзял человека. В ясскусстве усматривают альтернатлзу утраченным идеалам, пытаются посредством художественного образа возродить в сознании современного человека утраченные духовике ценности.

Эстетическое лере;.-;аза;1!1е времени в структуре художественного образа относится к сфере тех проблем, в которых объединяются усилия илрокого круга дасциплаа, стрешвдлхся сконцентрировать свое внимание на реаешш наиболее насущных задач современности. Поиски новых фор« вжцзашя искусства в обкестве.чное сознание заостряет внимание гуманитарных наук па антропологической проблематике. Эстетическое переэтвание временя в структуре художественного образа позволяет поднять ряд фундаментальных вопросов, освещающих различные аспект духовиол онтологии человека з мире. Отражая реалгч современного самосознания, проблема эстетического переживания времени задается целью обнаружения в индивидуальном настоящем человека общезначимых кежврзменних смыслов я связанных с ними ценностей.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется принципиальной важностью понятию-категориального аппарата, который способен отразить специфику процесса вживания общезначимых меавреыенних смыслов в щщиввдуальный контекст настоящего. Система покятил и категорий связывающая шшшздуаяьяое настоящее с общезначимым непременным отражает структуру современного сознания, котороесориентировано на духовное возрождение.

Особое внимание в современной переориентация сознания уделяется разработке проблем соотношения современно,! культуры и истории. В современное искусство одновременно включаотся большое количество по-новому узпденных, переосмысленных культурно-исторических ценностей, эстетическое пере;шзание которых связано с постоянны:/, самораскрытием в индивидуальном настоящем новых меквременных смыслов.

Анализ указанных процессов тем более необходим, что в искус--

ствозвашц; и эстетике наметилась тенденция к изучена искусства в контексте "картины мира", проведен ряд комплексных исследована,! пытадаисса преодолеть внутридисишшшарпую замкнутость отдельных гуманитарных отраслей знания. Проблема гуманизма, ориентирующаяся на философску» антропологии, в ряде искусствоведческих и эстетически направления начинает занижать ведуцее место.

Научные анализ проблеш эстетического пере:л:ван.1Я времени в структура художественного образа обусловлен характером и степенью воздействия пропаганды современных гуманитарных знаний на человека. На сегодншний день очевидна необходимость не только раскрепостить сознание, уиичтожгь мшированность и стереотипность самопонамания и самооценки, но и сориентировать все эти процессы в область обнаружения адекватных современному положении человека в мире ценностей и смыслов,'диалогязяровать сознание, включив его в разрешение актуальных проблем общественного бытия.

Степень разработанности проблемы. Как феномен эстетического переживания время впервые анализируется в философия II.Канта. И.Кант вносит значительный вклад в разработку проблемы эстетического переживания времени, анализируя ее с точки зрения принадлежности к миру субъективно« чувственности. Кант отмечает, что caw по себе, вне субъекта время есть ничто. Но для Канта время есть не дискурсивное понятие, а чистая форма чувственного созерцания. Разработанный И,Кантом трансцендентальный метод анализа эстетического аере:юив-.ния времени получает свое дальнейшее развитие в западно-европейско/i философии первой половины XX века, в частности, в "философии хизна", феноменологии, экзистенциализме и герменевтике. Для атих направлений характерен пбдход к рассматриваемой проблеме с точки зрения бытия рефлектируздего сознания. Значительное место в развитии трансцендентального метода принадлежит Э,Гуссерлю, который изучал определенные структуры сознания, благодаря которым может происходить осознание того пли иного временного фактора. Вслед за Э.Гуссерлем фундаментальный анализ временных параметров бытия сознаи::д проводят ¡И.Хайдеггер. Время рассматривается Хайдеггероы, как сущностная характеристика, как "бы-тле-созлание". Значительный вклад в содержательное развитие трансцендентального метода вносит Х.-Г.Гадамер . Гадамер рассматривает проблему эстетического перехивания времени, как сферу онтологии смысла.

Разрабатываемые в "философии хпзна", феноменологии, экзис-

теццлаллзме а герменевтике методологические принципы анализа проблемы находят свое последовательное воплощение в ряде 4;илосо<1.ско-эстетических и искусствоведческих концепций.

Исследование структуры художественного образа как $ореш, ст-раг-авщед определенную структуру сознания, значительное место занимает в семантической философии и секаодогьи структуралазт Э.Кас-слрера, С.Лангер, Я.фкарт.овского. Структура художественного образа рассматривается в этим концепции: как способ скыслозого конструирования реальности, как образная репрезентация /интерпретация/ определенной структура сознания.

Практическое применение для анализа истории искусства структурно-семантический подход находят в итномагагаеском методе, разрабатываемом Э.Пано£ски.\:, Э .У. .Генрихом, Д.Е.Хираем, Х.Гораном.

З.Паио&скоиу, основателю якопологячзского метода, принадлежит-заслуга соединеи:ш формально-стилистического анализа искусства с содертателыши. Иконология исследует художественны»! образ и систематизирует принципы репрезентации из по технике исполнения или качеству, а по кх значению. Э.Пшю^скпн разрабатывает концепцию "внутреннего смысла" эпоха, которые является отражением определенной структуры сознания. ПконологичзскиН метод находит свое последующее развитие з трудах Э.Гопбриха, Д.'З.лирша и Х.Горана. Работы этих исследователей характеризуются широкой культурологической ориентацией и опирается на комллексяш; подход к изучению проблемы художественного образа.

3 истории отечественной фжософско-эстетяческоИ иисяя значительное место в Изучении проблемы эстетического переливания времени принадлежит М.М.Бахтину. Им разрабатывается понятие "хронотопа", которое представляет собой скыслозую структуру, отражающую хизнь рефлектирующего сознания. Специфика временных характеристик в структуре античного художественного образа анализируется в работах А.Ф.Лосева. История проблемы времени, как ¿«¡ход человеческого бытия освежена в трудах Я.З.Лскпна, II,Н.Трубникова, социально-исторический аспект проблемы рассмотрен А.К.Лозм, фундаментальный анализ категории время з западно-европейской философии первом половл-ни XX века проведен П.П.ГаГщзнко, 3.П.Молчановым. Психологический аспект проблемы временных переглгзаний нааел свое отражение в исследованиях Л. С.Выготского, О.З.Заснлша, 2 .К .Голозахи, А .А .Кролика. Культурологически;! анализ категории "врем" з средневековом созншша проделан А .Я.Гуревкчгм. Структурно-семантический подход .

к толкованию временных представлений наблюдается а трудах ¡0,Д,Лот-шна к его школы. ?,{ировоззренческий анализ времени в жанровой дифференциации искусства проделан в работах Д.С.Лихачева.

. Но для отечественной науки все еще характерна разобщенность внутрвдисципликарных подходов, что приводит к преобладанию формально-логического и формально-стилистического методов анализа проблемы. При отдельных попытках преодолеть внутрвдисцшшшарнуы замкнутость, принципиальная разобщенность практических и теоретических „задач в исследовании приводит к тому, что предпринятые усилия не всегда дают должный результат.

. Разобщенность философских исследований и работ в области психологии временных переживаний приводит к загнутому характеру результатов, практическое применение философских и психологических методов анализа проблемы временных перехивакий оказывается возможно только в пределах круга проблем, которые относятся к философии или психологии. Мало изученным представляется круг вопросов, связанных с особенностями эстетического переживания времени, предполагающий объединенность философско-теоретическоя методологии с художественно*! практикой.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является' разработка принципов взаимодеиотвля философской, эстетической и искусствоведческой методологии анализа проблемы эстетического переживания в структуре художественного образа.

Для реализации целя исследования необходимо решение следующих задач: .. •

- обнаружить смысловое единство философско-эстатических и структурно-семантических аспектов эстетического переживания времени в структуре художественного образа;

- выявить исторические модели образной репрезентация эстетического перз-хизания времени;

- определить исторический статус "смыслового единства" эстетического переживания времени в искусстве XX века.через анализ принципов взаимодействия исторических моделей образной! репрезентации Бремени.

■ Методологические принципы исследования основаны на попытке комплексного применения структурно-семантического и иконологиче-ского методов анализа проблемы эстетического перелщвания времени в структуре"художественного образа. В качестве матрраалов иссле-

довшшя использованы памятники 4илософской мысли, литературы и изобразительного искусства.

Научная новизна исследования. Впервые в отечественной литературе разработан принцип комплексного аналнза проблемы эстетического пере.'швания времени в структуре художественного образа. Выявлен собственно эстетический статус временных переживании, обнаруживающий себя не в традиционном хронологическом чередовании прошлого, настоящего и будущего, а в принципе соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым непременным. Выявленный принцип соотнесения рассмотрен в контексте смыслового единства. Смысловое единство анализируется автором в структурно-семантическом и в иконологическом разрезе эпохи. Структура художественного образа, рассмотрена с точки зрения включенности ее структурно-семантических и шсонологических особенностей в смысловое единство эпохи и предстает в процессе анализа как .лвоз, развивающееся во времени понятие. В результате исследования обоснован ряд положений, отличающихся научной новизной:

- эстетическое переживание времени есть форма духовной онтологии человека в мире и находит свое отражение в принципе соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым мезвремеиным. Принцип соотнесения опирается на смысловое единство эпохи и имеет ряд структурно-семантических и иконологических особенностей, проявляющихся в структуре художественного образа;

■ - принцип соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым меявременншл опирается на антропологическую константу эпохи и несет в себе конкретную "смысловую предопределенность" эпохи. В античности принцип соотнесения опирается на онтологический универсализм и отражает универсальное оборотничество смысла, свойственное этому периоду. В средние века - это привнесенная христианством в принцип соотнесения антиномичяость временных представлений, отражаемая в постоянной "сокрытости" смысла антиноши время - вечность. В Новое время принцип соотнесения опирается на рационально-эмпирическое осознание конечности индивидуального настоящего по отношению к бесконечной общезначимости меавременного, Смысловая предопределенность Нового времени зивет мевду конечностью и ограниченностью человеческого знания и бесконечной не-познанностью Природы. Абсолютизация знания в Наше время существует наряду с абсолютизацией иррациональных принципов соотнесения. И в рационализме и иррационализме индивидуальное настоящее рас-

- 6 -

сматрпзается с точка зрения его обс,езнач!&5ости;

- пркяош соотнесена^ индивидуального настоящего с общезначимым ые.зре«енвим киев? ряд. исторических моделей репрезентации ашсловол предопределенности эпохи - кета£ору, символ и аялего-рли. Припиши отруктурно-сзмаатичс ского к акочодогичз ского взаимодействия иг тафо'ди, сдлшола я аллегории отрал:аат шявременную связь индивидуального настоящего эиохц с обцезяачтаю шзремен-ш. Структура художественного образа з контексте этих взаимодействии постоянно обретает смысловую и эстетическую "емкость". ео времени.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, . что сформулированные в диссертаций поло ••;егшя могут способствовать даяьнеЯаа:! разработке структурно-семантического и икокологи-ческого методов анализа проблемы эстетического перепивангл времени в структуре,художественного образа как в отдельные историческое периоды, так и в современном искусстве. Предложенные положения могут бить использованы как в области исторического искусствознания, так и для анализа исторического контекста современного искусства, йа^яш аспектом в практическом применении предложенных положении является разработка курса лекции по исто. рая мировой. а отечественное культуры и культуролог;:;;.

Апробация работы. По основным положениям диссертацаонпого лсследовашш автор выступил о сообщениями на республиканской на-учйо-мвтодокотаческо."конференции "Актуальные вопросы теории и практика нравственного'и эстетического воспитания молодел;" /Киев, 1984/, на межвузовской заучяо-практпчзской конференции молодых ученых "Социальная актавзооть искусства: нг.авственно-эстети-.ческае ароблеш" /Каев, 1985/, на У1 Всесоюзной школа молидых ученых "Спвццфйка философского знания и общественная практика" ''Москва, 1386/, на У1 Всесоюзных чтениях молодых ученых "Ускорение: проблемы духозного развития общества" /Москва, 1985/, на научно-практической конференции "Актуальные проблемы перестрой^ учебы пропагандистских кадров" /Харьков, 1988/, на Всесоюзно»! научной кЬяференши "Национальный аспект художественной культу, ры" /Вильнюс, 1989/, на конференции, молодых ученых "Ыистецтво

та народна творч^сть кнщя XX отол1ттл" /Киев, 1980/. Результат: • исследования внедрены при разработке курса лекций по "История искусства эпохи Возрождения" для студентов .¿акуль^ета теории и истории искусства Киевского государственного художественного ин

отиту га я пр{. разработке курса лекций по "Истории мировой1 и отечественной культура" для студентов Киевского технологического института легкой промышленности.

Структура работы и последовательность изложения материала обусловлены логикой раскрытия проблемы, историко-философским ао' пектам рассмотрения ряда вагнейшх ее вопросов, целью и.задачами .исследования.

Они обусловили необходимость раокрцтия в первую очередь сущ-: ности и содержания основополагающих понятии, способных отразить 1 специфическую особенность эстетической темпоральяооти в контексте,' переживания времени в структуре художественного образа. Это обусловило возможность комплексного подхода к анализу.временных пе- ' реяиваний и рассмотрение структуры художественного образа в контексте ее смыеловой предопределенности эпохой.

Диссертация состоит из Введения, тр^х глав и Заключения, а такзе списка основной использованной литературы.

. ОСНОВНОЕ (ХЩКШВПЗ РАБОТЫ ■ ■ ■

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проб.-емы, формулируются цели и задачи исследования,' излагается йаучяая новизна■ выносимых на защиту положений, их практическая значимость, характеризуется ■методологическая основа и источники диссертации, апробация и . внедрение результатов исследования, определяется структура работы.

В первой главо - "Эстетическое переживание времени как принцип соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым меявре-менным" анализируется сущность процесса эстетического переживания . времени и содержание основополагающих понятий, характеризующие ■ | принципы репрезентации времени в структуре художественного образа.' Исследуются вакнейшие направления эволюция взглядов'на проблему ■ и проводится анализ современных концепций» затрагивающих тот ила ' иной ее аспект. .... *

Глава первая состоит из двух параграфов. В первом'параграфе "Эстетическое переживание времени: содержание и взаимосвязь поня-тий"определяется ряд категорий и понятий, характеризующих проблему в ее историческом развития и становлении. Проведенный истори-ко-эстетический анализ проблемы1 временных переживаний дал основание выделить в качестве основополагающих временных характеристик 'эстетического переливания времени индивидуальное настоящее в'.его

соотнесения с общезначимым ме:.-.временны.\'.. Соотнесение этих временных параметров строится по принципу штенциональности. Эстетическое переживание времени представляет собой процесс ценностно-смысловых рефлексии и всегда предопределено ценностно-смысловым содержанием эпохи. Г1о;штие индивидуальное настоящее анализируется как исторически особенная ценностно-смысловая структура сознания, в пределах которой определяются границы человеческой :;.изни, обозначаются перспективы саморазвитш. Понятие общезначимого мек-временпого исследуется как система универсальных представлении, опираясь на которые человек объясняет и оценивает граница индивидуального настоящего. В античности - это Рок, Судьба, а средние века Провидение, в Новое время - Природа, в Наше время - ¿1сторш. В работе показывается, что индивидуальное настоящее и общезначимое мегвременкое органически взаимосвязаны, дополняют друг друга в процессе соотнесения.

После раскрытия основного поняттлю-категорцального аппарата автор показывает его истоки и эволюцию в трудах Августина, И.Канта, Э.Гуссерля, ¡Л.Хацдеггера, Х.-Г.Гадамера. Общим методологическим основанием в этих концепциях является последовательное развитие трансцендентального метода, который предполагает рассмотрение проблемы эстетического переживания времени через принцип соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым ме^временным.

Во втором параграфе "Метабора, символ и аллегория как формы образных репрезентаций .эстетического переживания времени в структура художественного образа" рассматриваются формы образной репрезентации пршилша соотнесения в искусстве. Метафора, символ и аллегория анализируются как формы-образной репрезентации смысловой предопределенности эпохи. Анализ метафоры, символа и аллегории в их историческом генезисе- показал, что в процессе соотнесение они могут выступать и как модель индивидуального настоящего и как семантический элемент общезначимого меквремеиного. В первом случае метафора, символ и аллегория являются сущностными характеристиками эстетической онтологии времени в структуре художественного образа, во втором, семантическими элементами образного .языка культуры. Проведенный в работе анализ форм взаимодействия сущностного и семантического статуса метафоры, символа и аллегории показал их взаимодополнение и взаимообусловленность содержательным развитием времени. Время в процессе этих взгигодействий выступает как величина /иди мера/ исторической сс-битийностк и

потому обладгзт одновременно и исторической и эстетической содержательной емкостью.

Понятие структуры художественного образа анализируется в работе исходя из того, что образ имеет переливающий центр не в себе самом, а в человеке и мире, и потому находится в постоянном соотнесении с ними. Структура художественного образа анализируется в работе двояко: как проекция исторического принципа соотнесения в историческую модель метафоры, символа и аллегории; и как образная репрезентация общезначимого в индивидуальном настоящем культуры. Мзтабора, символ и аллегория в процессе исследования представлены многозначно: как с исторической, так и с эстетической точки зрения,проделан анализ специфики их функционирования в структуре художественного образа.

Проделанный анализ :/.ета$ори, символа и аллегории позволяет сделать вывод, что репрезентация эотетичсзкого переглвания времени в структуре художественного образа контекстуальна и находится в прямой зависимости от ценностно-смысловой структуры сознания. Включенная'в принцип соотнесения структура художественного образа обретает двойную лшзнь: она воссоздает сущностной характер принципа репрезентации и одновременно вступает эо взаимодействие с существующим контекстом у.т.е на уровне семантического элемента образного языка сознания.

Во второй главе "Метафора,.символ и аллегория как исторические модели.репрезентации эстетического переживания времени в структуре художественного образа" анализируются особенности репрезентации времени в структуре античного, средневекового и новоевропейского художественного образа. В преломлении через цель л задачи данного исследования исторические модели репрезентации эстетического переживания времени выступают в качестве сущностной основы в соотнесении индивидуального настоящего с общезначимым■ меавременным. Опираясь на антропологическую константу эпохи, диссертант рассматривает исторические модели метафоры, символа и аллегории как отражение ценностно-смысловых структур сознания различных исторических периодов.

В § I "Метафора, как историческая модель онтологической репрезентации времени в структуре античного художественного образа" рассмотрена античная метафора как репрезентация античного принципа соотнесения, опирающегося на идею онтологического тождества индивидуального с общезначимым, построенного на представ- .

лета, о единородной связи всего сущего. Метафора анализируется в ; процессе исторического развития античного принщша соотнесения.

Первой формой в развитии античного принципа соотнесение является • зарождение мифологической структуры сознания. Раннее мифологичо-ское. сознание :шзет в пределах глобального я интегрального детерминизма. Сама мысль об этом детерминизме переживается как факт его объективации. Общезначимое существует в мифологичзском сознании как витальный код, обладающий "первородящей" силой и обладает наивысшей ценностно-смысловой значимостью в индивидуальном настоящем. В раннем шфологическом сознании метафора - сущностная объективация общезначимого, она "представляет" онтологическую сферу общезначимого, раскрывая ее через логику метаморфоз. Исто, рическое развитие античной мифология связано с появлением фито-, зоо-, антропоморфных представлений о мире. Соответственно и цикл 'метаморфоз, в которых вращается античная метафора связан с развитием этих представлений.

В предела:: фито-, зооморфных представлена;] человеческое сознание хивет в неразрывном единстве с окружающим шроы природы и . ■мыслит свои взаимосвязь через призму этих отождествлений. Этот ' этап в развитии античного мифа связан с пониманием метафоры, как сущностного проявлений идеи неразрывного единства человека с ок-; ругающим миром. Художественный образ в контексте этой мифологе- : ш такпе наделяется сущностный характеристиками и несет в себе "¡ одновременно черты ивдгввдуального настоящего и общезначимого мехвременного,. . . ' • :.

В период развития антропоморфных представлений система микологических взглядов начинает упорядочиваться в картину мирозда-' ния. Индивидуальное настоящее понимается как порождение общезна-,, чимого, которое наделяется ал^ропошрфныма характеристиками, Ме-; табора выступает как обозначение этой предопределенности и, в

структуре художественного образа, призвана отражать предопреде-.. леннуа зависимость индивидуального настоящего от общезначимого мезвре'ыенного. Понятие предопределенности в античном соотнесении, ' как показывают анализируемые в исследовании тексты Платона, геш-,' ническая поэзия и драматургия1;' определяют специфику античной ые-: \> тафсры, как сккслообразущего принципа, опирающегося на двуедин- ' ство индивидуального настоящего и общезначимого непременного. Двуединство античной метафоры предполагает "просвечиваемость" /общезначимого в индивиду?.льном, их органическую взаимосвязь. Это

позволяет рассматривать метафору как историческую модель онтологического принципа соотнесения и как образную репрезентацию онтологического двуединства индивидуального настоящего с общезначимым меявременным, отра^аицую ценностно-смысловую структуру античного сознания. .-'.'.

В § 2 "Си/зол, как историческая модель гносеологической репрезентации времени в структуре средневекового художественного образа", рассмотрены исторические особенности.средневекового ствола как образной репрезентации гносеологической антиномии время - вечность. Символ призван отражать надвременную сущность общезначимого, которая наделяется тварной силой по отношению к . '' творимому ею индивидуальному настоящему. Продолтая позднеантич- . ную традицию предопределенной зависимости индивидуального от об- ! щезначкмого, средневековая гносеология рассматривает их не по принципу метафоры /перенесения признаков одного явления на дру-. roe, усматривая в этом проявление их единородной связи/, а по' принципу символической антиномии, в которой общезначимое выступает как сверхпричина всего сущего. Символ в структуре художественного образа существует как обозначение надаременной сущности •," общезначимого и как источник ее распространения в индивидуальном ■ . настоящем. Таким образом,в работе показано, что в отличие от ая' тичной метафоры, которая отражает хизнь сознания в цели извечных, j;.- смысловых метаморфоз, средневековый символ погружает сознание . . человека в переживание надвременных воплощений смысла.

В процессе анализа философско-эстетических взглядов Августина, Дионисия Ареопагита, Гуго-Сен-Зикторсксго, а таюге литератур-но-худогественного процесса, выявлено два основных.принципа сим- ■ волического воплощения смысла в структуре художественного образа - условный и безусловный. Оказывается, что в символе, где происходит абсолютизация.условного, принцип соотнесения строится на абсолютизируемой в сознании, человека антиномии индивидуального f-общезначимого /что особенно характерно .для раннего христианства/. В символе, где условное рассматривается как воплощение без- . условного, сознание оказываетсяссрпзнтироваяним на снятие анти' лилии индивидуального - общезначимого, что становятся характер-no, в частности, для позднего мистицизма.

Анализ историко-философской мысли и художественной практики показал, что понятие антиномии в гносеологическом принципе соотнесения определяет структурно-семантический и эстетический ас-

- Г 12 -

пект развития образного сознания в средние века. Иадприродная сущность общезначимого молвреыенного ставит его в оппозицию по отношению к индивидуальному настоящему. Символ как смыслообразук>-щий принцип в условиях гносеологической антиномии время - вечность, опирается на обусловленную зависимость индивидуального настоящего от общезначимого меаврекенного. Образная репрезентация гносеологической антиномии предполагает причинно-следственную связь индивидуального с общезначимым, исторической моделью которой является символ. Б современной литературе рад исследователей считают, что метафора и символ почти тождественны. Это связано с тем, что изучение этих понятий носит не столько историко-эстетический, сколько стилистический характер. Поэтому важным представляется комплексный, историко-зстетический и структурно-семантический анализ проблемы, позволяющий рассмотреть стилистические формы как проявления сущностных и структурно-семантических характеристик сознания.

В третьем параграфе "Аллегория, как историческая модель ра-щюнально-эмпирическоп репрезентации времени в структуре новоевропейского художественного образа" проведен анализ сущностных и структурно-семантических особенностей рационально-эмпирического принципа соотнесения. Исследование особенностей образного сознания в Новое время показало, что определяющей репрезентацию сущностного и структурно-семантического развития эпохи становится аллегория. Аллегория отражает особенности рационально-эмпирического принципа соотнесения, который характеризовался на протяжения ис-тораческого развития стремлением преодолеть средневековую анти- • ношчность мышления - бытия. Анализ ясторико-эстетической мысли и особенностей развития художественного процесса показал, что Новое время погружает сознание человека в осознание конечности индивидуального настоящего и бесконечности природы. Снятие антиномии оказывается возможно лишь.на уровне онтологических проблем. Бесконечное осмысливается как первопричина конечного, конечное выступает как модус бесконечного. Что яе касается гносеологической проблематики, то антиномичность мезду ограниченностью разума и безграничной непознанностью Природы остается.

В работе проведен анализ исторических типов аллегории, которые получают свое образное развитие в стилевых системах Нового времени-ренессансе, барокко, классицизме, просвещения и роман-/ тизме.

Ренессансная аллегория отражает гуманистическую идею антропоцентризма с явно выраженной ¡¿.ормально-стилистическол ориентацией на греко-римскую античность. Г.'ысль Н.Кузаиского о том, что все сущее - произведение абсолютной красоты, сформированное по ее подобию, и это подобие совершается привлечением отражает основу принципа соотнесения, которил несет идею того, что индивидуальное, как продукт божественного творешш потому и индивидуально, что проявляет себя целиком в природном материале общезначимого. Ренессансная аллегория отражает мир через идею "привлечения" реального к идеальному, индивидуального к общезначимому. Видимая, созерцаемая гармония индивидуального н общезначимого содержит в себе проблематичность. Индивидуальное включено в общезначимость Природы наряду с множеством других индивидуальных времен, и потому "точное равенство" присуще лишь самогаэдественности общезначимого. Путешествие индивидуального духа в с^ере общезначимых представлений представлено в работе анализом аллегорической структуры "Божественной комедии" Данте.

Заложенная в ренессансноп структуре сознания проблематичность гармонии индивидуального духа и общезначимой Природы получает свое развитие в рефлексивных йормах аллегорической образности - в искусстве барокко и романтизма. Соотнесение индивидуального с общезначимым перемещается из с^еры антропоцентрического самосозерцания в область самопередивания, понимаемого как переход от видимого к ощущаемому, от внешнего к сокровенному /Тезауро/. Ивдивндуальное понимается'как видимое, общезначимое, как ощущаемое. Аллегория в рефлексивном созншпш барокко и романтизма через видимое обозначает ощущаемое, и как правило, несет в себе религиозное содержание. Общезначимый характер индивидуальных рефлексий 'свойственен и реалистическим тенденциям получивший свое развитие наряду с барочно-романтичзской ориентацией в искусстве просвещения.

Рационалистический подход к принципу соотнесения индивидуального с общезначимым нашел свое отражение в искусстве класса цизма. В качестве общезначимого в классицизме выступает теоретическая модель разума, которая классифицирует индивидуальное с точ-^ Кузанский Н. "Вся ты прекрасна,, возлюбленная моя..." П Эстетика Ренессанса. - IL, 1981. - T. I. - С. 116 - 122, 120.

■ - - 14 -

ки зрения его причастности к общезнг.шмому. Вслед за ренессансом, в классицизме идеальной моделью рационализированного общезначимого зыступает аллегория греко-римской античности. Анализ теорети- ■'•'

• ческпх трактатов II.Буало, П.Корнеля, Ф.Д.Обиньяка, показывает, ■ . что в классицистическом сознании аллегория используется. . .

; для обозначения через видимое - понимаемого. Классицистическая ' аллегория рассматривает индивидуальное, "какраз умное,правдоподобие" общезначимому.

В заключении раздела диссертант показывает, что метафора, символ и аллегория в процессе исторического развития находятся в " постоянном соотнесении мезду собой и входят в структуру художественного образа по принципу соотнесенности, т.е. не исключая, а Iвзаимодополкяя друг друга. Общей тенденцией в этом процессе явля-•'ется историческое ,и эстетическое накопление временных смыслов. i В третьей главе "Современный художественный образ как куль-'Г турно-историческая целостность" анализируется особенность антропологического принципа соотнесения индивидуального настоящего с

• общезначимым мегшременным и особенности его репрезентации в структуре современного художественного образа.

В первом параграфе "Антропологический принцип соотнесения & контексте современного самосознания" анализируется сущность и содержание современных,антропологических представлений об -индиви7 , - одальном настоящем и общезначимом ыеавременном. Исследование основных тенденций развития антропологической мысли XX века показывает, что принцип соотнесения индивидуального настоящего с обще^ ■значимыл'. меавременным шеет устойчивую тевденпш к отоядествленив ' , этих понятий. Пути отохдествления различны и развиваются по двум

• основным направлениям - иррашюналистическому и рационалистическому . Истоки современной антропологической проблематики восходят

:. к рациояально-омпирическому принципу соотнесения,;-в основу кото. poro была заложена одел, преодоления антиномии - мышление - бытие . ; Еешение этой антиномии, через отождествление этих понятий,

1 определяет проблематику современной антропологической мысли. -Ана-ч лиэ специфики временных концепций А.Бергсона/ ВДильтея показывает, что для иррационалистически ориентированной антропологии характерно, возведение индивидуальных рефлексий в сферу общезначимого, что по сути является продолжением барочно-романтической традиции, .кудьтизпровавпей в процессе соотнесения роль воображения i 'и памяти. Воображение и память в иррэдиШШсгическом соотнесении

раскрывают общезначимость прошлого а индивидуальном настоящем через цепь ассоциативных связей, подсознательных символов к т.д. Представителями иррацяоналастической мысли отстаивается идея "вг;.ивания" и "симпатизирующей вдентпфщ<ацил" в процессе соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым ме.»врамешшм. В:-ш-ваниз индивидуального настоящего в общезначимость памяти позволяет организовать процесс эстетического переливания времени как целостность. Целостность понимается в иррационалистическом соотнесении как "жизненный порыв" или ".тнзненное единстве" - как некая сумма истории и лизни, представленная в "рлтуалеках", "мифологемах", универсальных пра-образах культуры. Индивидуальное з процессе иррацпоналистического соотнесения "очищается", обнаруживает- свою архетипность - общезначимость, к тем самим тоздест-ве.чность обще значимому :.:е:гзременному. Особенностью иррациопалп-стичзского принципа соотнесения является его стремление к "очищению" /автоношзация/ индивидуального настоящего от внеанего опыта, абсолютизация индивидуальных рефлексий.

Исследование временных представлений М.ХшХцеггера, 2.-11.Сартра, которые выступили с критикой "метафизической" антропологии, показывает, что к середине XX века в антропологической проблематике возникает новый путь к разрешению антиномии мшление - бытие, "экзистенциально-онтологический", Индивидуальное настоящее в концепции'М.Хайдеггера - "временность" получает ряд нови харак-, теристшс: экстатичность, горизонтальность, направленность в буду-г щее /к смерти/. Общезначимое метврекзниое - "мировое время" относится к окружающему миру и.неразрывно связано с человеком, как и сам г/.пр. Соотнесение индивидуального с общезначимым строится на их слиянии через максимальную актуализацию открытости в мир индивидуального настоящего. Общезначимое мепзрэкеиное составляет цэ лостность индивидуального настоящего. Целостность '"е понимается нз как реконструкция ассоциативных связей памяти и воображения, а как открытость з-будущее возможность стать тем, чем ты не яз-ляепься. Ценностно-смысловая структура сознания оказывается в экзистенциальной антропологии свободна от натурфилософских рефлексий и представляет собой нерефлектпвное спонтанное сознание. 3. . качестве естественного центра, организовывающего принцип соотнесения индивидуального с общезначимым з антропологической концепции 2.-П.Сартра выступает творящий из Ничто свою экзистенцию субъект. Самотоздественность, слитность.индивидуального с обще-

- 16 -

значимым обозначает категория "Ничто", которая по мысли Сартра есть то, что отделяет предшествующее от последующего и представляет процесс онтологического конструирования сознания. Принцип соотнесения получает у Сартра ряд онтологических характеристик • настоящего - активное временное "для-себя-бнтие" и пассивное внесшее, плотное, непроницаемое, материальное - "в-себе-бмтие"-. Внешни мир - материальное воплощение "в-себе-бытпя" не содержит никакого движения или развития, он самотоддественен и нэ допускает раздвоения с самим собой. "Для-себя-бытне" - это граница с Ничто, т.е. постоянное движение, несовпадение с самим собой, это устремленность к тому, чем ты не стал - это представление о свободе. Онтологизаппл временных параметров приводит к онтологиза-ции самого сознания. Сартр приходит к определению, что тело - это физиологический субстрат сознания, тело - это сознание.

Таким образом, исследование принципа соотнесения в контексте современной антроплогическои проблематики показывает, что основной вопрос, на который питается, начиная с Нового времени, ответить антропологическая мысль - снятие дихотомии мышления - бытия, по существу, является продолжением новоевропейской ориентации сознания на решение этого вопроса через возрождение античного принципа двуединои целостности мышления и бытия.

Во втором параграфе "Новый кетафоризм" как модель образной репрезентации времени в структуре современного художественного образа" проведен анализ "нового метафоризма" как репрезентации антропологического принципа соотнесения в структуре современного художественного образа. Рассматриваемые в работе тенденции развития художественного процесса XX века позволяют определить его специфику в контексте существующей ^антропологической проблематики, как метафорическую. Анализ образных концепций М.Пруста, Мари-нетти, А.Бретона, С.Дали, дают основание для проведения сравнительного анализа интуитивизма с сюрреализмом, футуризмом, "литературой "потока сознания". Определяющую роль в репрезентации времени в этих направлениях играет память и воображение, которые организовывают структуру образа по принципу "ассоциативной метафо-рц". Метафора выступает в качестве трансформатора индивидуальных рефлексий в сферу общезначимого. Общезначимое, понимаемое как скрытость в индивидуальном его архетипности, в структуре метафорического образа предстает как скрытая сущность смысла, В "ассоциативной -метафоре" значения могут представлять.саму сущность

смысла.

Второй тип метафорической репрезентации времени проявляется в экзистенциально ориентированном художественном сознании л нашел свое программное воплощение в эстетике "абсурда" А.Камю. Поэтика "абсурдистской метафоры" строится на вдее растворения смысла в бытия. Проблема метафоры, как образной репрезентации эстетической онтологии смысла находит свое воплощение в постмодернизме. В постмодернизме метафора представляет собой открытую ипте-гратпвную смысловую структуру, стремящуюся к многозначности п включающую в себя на уровне семантических элементов различные исторические модели образной репрезентации времени - античную метафору, средневековый символ, новоевропейскую аллегорию. Одновременная включенность различных исторических шделей в структуру художественного образа говорит о стремлении современного антропологического сознания к исторической целостности бытия-сознания, к переживанию индивидуального настоящего в его историческом единстве с общезначимым ме.чшременным.

В заключении диссертантом подводятся итоги исследования, намечаются пути дальнейшей разработки проблемы.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

1. Эстетический аспект анализа категории времени в современной живописи // Специфика философского знания и общественная практика. Тезисы выступлений слушателей У1 Всесоюзной школы молодых ученых. - ¡Л., 1986. - С'. 59 - 62.

2. Роль эстетического переживания в активизации учебной деятельности /на ШКД/ // Актуальные проблемы перестройки учебы пропагандистских кадров. Тезисы докладов и виступлений участников научно-практической конференции. - Харьков, 1988. - С. 73 - 74.

3. Современный художественный процесс: проблемы культурно-исторического контекста // Национальный аспект художественной культуры. Тезисы докладов научной конференции. - Вильнюс, 1989. - С. 163 -165.

4. Пространство метаф.оры //'Творчество. - 1989. - В 2. - С. 19-21.

5. Худозесгвелиый образ как культурно-историческая память // Мис-тецтво та народна творч1сть К1нця XX стол1ття. Зб1рник матер¡ал1з конферзнцП молодих вчених. - Хи¥ь, 1950. - С. 5 - 6.

6. Зсгетичне перешшаяйя часу як 1сторичняи генезис суб"ективно-ст1 // Етика та естетика. - КиТв, вкп. 34, 1991. - С. 86 - 90.

Подписано в печать 12.11.91. — Формат 60x84/16. Бум.офс. Офс.печ. Усл.поч.п. 0,9.Уч!-иэд.л. 1,0, Тираж 100 акз. Зах. № 278. Бесплатно,

Полиграфический участок Ин-та псономикй АН Украины, 252011, Киев-11, ул.Паиаса Мирного,26.