автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетическое сознание: сущность и функционирование в условиях развитого социализма (опыт социологического исследования)

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Аринина, Нэлли Леонидовна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эстетическое сознание: сущность и функционирование в условиях развитого социализма (опыт социологического исследования)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Аринина, Нэлли Леонидовна

Глава I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАЕШЯ ИССЛЩОВАНИЯ

1.1. "Эстетическое", "эстетическое отношение", "эстетическая деятельность" и "эстетическое сознание" в системе категорий марксистсколенинской эстетики

1.2. Система эстетики и система методов

Глава 2. ГЕНЕЗИС ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

2.1. Марксистская концепция деятельности и диалектика антропосоциогенеза

2.2. Эстетическое отношение как сущностная сила человека «

Глава 3. СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

3.1. Первичная эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Эстетический предмет

3.2. Эстетическое познание

3 3 Эстетическое творчество

Глава 4.ФУНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (ПРОБПЕШ УПРАВЛЕНИЯ ЭСТЕТР1ЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ Б УСЛОВИЯХ СССР)

4.1 Личность в системе эстетической культуры

4.2. Механизм развертывания системного процесса

4.3. Степени роста системы эстетического воспитания (основы управленческой деятельности) ЗАКШОЧЕНИЕ

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по философии, Аринина, Нэлли Леонидовна

Очевидно, что задачи, стоящие перед нашей общественной наукой, могут быть решены лишь при условии самой тесной ее связи с жизнью. Схоластическое теоретизирование может лишь тормозить наше движение вперед. Только связь с практикой может поднять эффективность науки, а это сегодня - одна из центральных проблем

Из материалов ХХУ съезда КПСС

В условиях острейшего противоборства двух мировых общественных систем нравственным кредо каждой науки и представляющего ее ученого является активное участие в решении практических задач человечества.

Грядущий век, двадцать первое столетие Зеглди в силу диалектики общественного развития может и должно стать веком подлинного гуманизма, эпохой победы Человека, его всемирным освобождением из "царства необходимости". Оптимизм марксистского мировоззрения, его поэтическая прогностика строго реалистичны, они рождены диалектико-материалистическим методом рассмотрения социальной формы движения материи. Марксистская социология обосновала переход к качественно новым формам общественной жизни как движение в "царство свободы", как революционный скачок в развитии системы общественных отношений, когда деятельность человека превращается в его "самодеятельность", когда получает простор развитие всех его сущностных сил*.

Конкретно-исторические формы социальной жизни характеризуются различными уровнями развития общественной самодеятельности ши

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 67. , роких народных масс. К.Марксу принадлежит глубокая мысль о действительной самоотчужденности работника в условиях капитализма,' о враждебности капитализма человеку. Наиболее яркой формой отчуждения человека от самого себя является современный империализм. Окруженные изобилием вещей и идей о свободе трудящиеся капиталистических стран самими условиями действительности отстранены от подлинного творчества своей жизни, от "самодеятельности". В своей первой жизненно-необходимой сфере деятельности - в труде человек выступает односторонне лишь как товар. Его универсаль- О ность оказывается излишней роскошью, на которую нет "спроса". Эстетическое отношение человека к действительности в этих странах надзирается его величеством долларом.

Система капиталистических общественных отношений в эпоху монополистического капитала разрослась чудовищным отчуждением от подлинно гуманной культуры. Враждебность гуманистическому идеалу 9 поставила империализм вне истории, но это не означает, что исчез-' ! ла опасность его растлевающего воздействия.

Как отмечает Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" империализм стремится "с помощью самых изощренных методов и современных технических средств отравить. сознание клеветой на советскую действительность, очернить социализм, приукрасить империализм"-*-.

В этих международных условиях перед общественными науками встают новые исторические задачи, важнейшей из которых является исследование диалектики становления человека нового типа, закономерностей формирования его духовной культуры, потребностей, вкусов, идеалов. Во всех партийных документах, Программе КПСС и ре-т

См.: Коммунист, 1979, й 7, с. 12. шениях съездов подчеркивается ленинская мысль о том, что в условиях социализма творческая активность трудящихся масс является главной созидательной силой, непременным условием строительства новой жизни. Коренная перестройка всей системы общественных отношений на коммунистических началах - дело самих трудящихся, форма их социального творчества. На ХХУТ съезде партии вновь отмечалось, что уровень сознательности, культуры, подлинно творческого отношения к жизни приобретают сегодня особое значение. Съезд подчеркнул также необходимость изучения "особенностей и интересов каждой группы нашего общеетва"*. Такая постановка вопроса на съезде свидетельствует об актуальности конкретно-социологических исследований, способных представить картину реального функционирования социальных явлений. Для четкого планирования воспитательной деятельности общества нужно знание закономерностей формирования тех или иных структур сознания личности, самих механизмов активности.

В этих социальных условиях перед советской эстетикой встают задачи исследования особенностей становления, развития и конщют-ного проявления эстетического сознания трудящихся. Наибольший интерес представляет молодежь, с деятельностью которой связаны перспективы общественного развития. ^

Исследование эстетического сознания обучающейся молодежи ар туально с идеологической, экономической и культурной точки зрения, в теоретическом и практическом аспектах.

В идеологическом плане актуальность исследования эстетического сознания определяется его социально-классовой обусловленностью, противоположностью эстетических идеалов буржуазии и трудящихся масс. В-эстетическом сознании советских людей прочную победу одер-"

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М., 1981, с. 54. жали гуманистические тенденции. Укреплению и развитию этих основ служит вся духовная культура социализма и в первую очередь социалистическое искусство. Программа утверждения коммунистического эстетического идеала средствами литературы и искусства была выдвинута в Отчетном докладе ЦК партии ХХУ1 съезду КПСС в качестве важнейшей политической задачи. Съезд призвал советских писателей активнее формировать духовные интересы и потребности советских людей, способствовать утверждению социально-экономической политики партии. Дальнейшее развитие это требование получило в постановлении ЦК КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства", в котором отмечается: "Новые поколения советских людей нувдаются в близком им по духу и времени положительном герое, который воспринимался бы как художественное отбытие, влиял на поступки людей, отражал бы судьбы народные". Литературно-критические работы,подчеркивается в постановлении, не должны обнаруживать мировоззренческую путаницу, неумение рассматривать общественные явления исторически, с четких классовых позиций-1-. ЦК КПСС рекомендовал Союзу писателей активнее поддерживать художественные поиски в сфере зоциально-значимой проблематики, утверждать достойные советского теловека жизненные цели, последовательно развенчивать аполитизм и ютребительскую психологию.

В условиях современной идеологической борьбы международный [мпериализм стремится использовать эстетическую неопытность моло-;ежи, навязать ей буржуазные представления о красоте. Целям "раз-шления" эстетического сознания советских людей подчинено искус-тво и формы пропаганды буржуазного образа жизни. Бескопромиссная орьба против буржуазной идеологии определяет,, таким образом, ак

Правда, 1982, 30 июля.

- 6 дуальность проблемы в идеологическом плане.

Актуальность исследования эстетического сознания молодежи в экономическом плане особенно очевидна в свете решений ХХУ1 съезда КПСС, отметившего, что "стержнем экономической политики партии становится дело казалось бы самое будничное, простое -хозяйское отношение к общественному добру, умение использовать все, что у нас есть"*. Отношение молодежи к труду во многом определяется их представлениями о его красоте и общественной значимости. Эстетические установки, вкусы, потребности выступают важнейшей основой борьбы за качество выпускаемой продукции, ее соответствие лучшим мировым и отечественным образцам. Социалистический труд обнаруживает родство с формами творческой деятельности, выступает проявлением "самодеятельности" для многих молодых людей, способных видеть целесообразность, меру материала, потребности людей, гармонию, функции изготовленного продукта. Развитие эстетического вкуса, способности наслаждения результатами своего и чужого труда, оценка с позиций идеала условий тру-*а, общения и результатов деятельности, умение преобразовывать лир сообразно мере и потребности человека (К.Маркс) - все эти элементы эстетического сознания являются необходимым условием фоизводительного высококачественного труда. Важность этого воп-юса также была подчеркнута в Постановлении ЦК от 30 июля 1982 юда, где отмечается, что советские писатели призваны сосредото-ить внимание на решающих направлениях социально-экономического >азвития страны, ибо новые задачи развития советской экономики :еразрывно связаны со всей сферой общественных отношений, с фор-ированием нового человека. "Литература может многое сделать для оспитания у молодежи любви к земле, к природе, к сельскому тру

Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 42. ду"^. Для искусства социалистического реализма нет более важной задачи, чем утверждение советского образа жизни, норм коммунистической нравственности, красоты и величия наших моральных ценностей.

Таким образом, все острее ощущается взаимозависимость и неразрывное единство эстетической сформированноети работника и его дела, и это вновь подтверждает экономическую значимость и актуальность исследования выдвигаемой проблемы.

Изучение эстетического сознания обучающейся молодежи актуально и с культурологической, социальной в широком смысле ело- ) ва точки зрения. Эстетическая культура социалистического образа ' жизни включает в себя как идеологические, так и материальные образования, в структуре которых наряду с эстетическим сознанием творческой интеллигенции особое место занимают вкусы, потребности, эстетические чувства, установки и идеалы рабочих, колхозников, различных групп нашего общества, в том числе молодежи. Однако, как же именно осуществляется формирование эстетического сознания молодежи под воздействием художественных и эстетических идей, эстетического содержания быта, условий труда, под воздействием всей системы воспитательной деятельности? Какие из структур сознания формируются раньше, в какой именно последовательности? Как реально функционирует сформировавшееся сознание молодежи в системе эстетической культуры развитого социализма? Для теории и практики эстетического воспитания важно также знание путей присвоения эстетической культуры социализма молодыми, форм адаптации в системе ее достижений и тенденции к воспроизводству Культуры. Рассмотрение сознания молодежи как явления эстетической культуры позволяет увидеть, что социальную деятельность при

1 Правда, 1982, 30 июля. своения и умножения культуры осуществляет целостная человеческая личность, что в обществе функционируют не только опредмеченные в культуре вкусы, чувства людей, но и реальные люди, наделенные вкусами, чувствами. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность проблемы в теоретическом аспекте.

Теоретический интерес к проблеме эстетического сознания заключается в том, что исследования пока ведутся на уровне таких его компонентов, как эстетическое чувство, восприятие, потребность, вкус, идеал и в основном в плане гносеологического анализа. Социологический аспект этой проблемы, диалектика становления/ целостного эстетического сознания личности в конкретных социально-культурных обстоятельствах, сущность и функционирование эстетических закономерностей в условиях развернутого строительства коммунизма остаются важной теоретической задачей. Советская эстетика стоит перед необходимостью теоретического осмысления механизма эстетической активности человека в конкретных социально-культурных обстоятельствах. Положение ХХУ1 съезда о науке как возмутительнице спокойствия имеет прямое отношение к эстетике, призванной наряду с другими общественными науками быть методологическим основанием воспитательной практики. Эстетическая теория должна не только объяснять эстетические явления, но и активно участвовать в формировании нового человека, эстетической культуры коммунизма, показать, на каких участках воспитательной деятельности ". наметился застой и отставание, хде современный уровень знаний дает возможность двигаться вперед быстрей, успешней"^. Речь идет о более эффективном использовании достижений науки, в том числе и эстетической теории в практике коммунистического воспитания, развитии эстетико-культурных, эстетико-педагогических и пси

1 Материалы ШТ съезда КПСС, с. 43. хологических исследований, комплексном изучении явлений художественного и эстетического сознания. Такова теоретическая значимость и актуальность выдвигаемой научной проблемы.

Разработка проблемы эстетического сознания, его природы и функционирования в условиях развитого социализма имеет и огромную практическую актуальность. Социальное управление, планирование всей воспитательной работы невозможно вне знания особенностей формирования и проявления эстетического сознания той или иной группы людей. Б практике эстетического воспитания нередко делает-зя упор либо на развитие вкуса, либо чувства, а чаще всего раз-, эивается потребность в наслаждении прекрасным. Учительская общест-зенность, например, ориентирована на формирование познавательной 5труктуры эстетического сознания учащихся. Развитию конетруктив-10-творческих способностей, как правило, уделяется значительно юныпе места. Для изменения ориентации воспитывающих организаций шмалую роль может сыграть исследование структуры эстетического юзнания молодежи, субординационной связи его компонентного состава, очередность, последовательность формирования тех или иных* ¡го элементов в зависимости от воздействующих средств. Постижение «аконов эстетического развития личности, ее сознания будет способ-твовать повышению эффективности воспитательной работы, что позво-ит более четко планировать организационные усилия. Именно об этом ла речь на ХХУТ съезде КПСС, о возможности перевода научного зна-ия в неотъемлемую часть механизма социального управления, о заме-е стихийных воспитательных действий научно-обоснованными, проду-анными в плане более глубокого их социального воздействия.

Таким образом, очевидна актуальность проблемы в идеологичес-ом, экономическом, культурном, теоретическом и практическом зна-ениях.

- 10

Следует отметить, что научные традиции рассмотрения эстетического сознания связаны с исследованием его художественной формы, искусства. Об этом свидетельствует вся история эстетики*. Марксистско-ленинская эстетика внесла достойный вклад в развитие мировой эстетической мысли, обратившись к анализу художественного сознания со стороны восприятия произведений искусства миллионными массами трудящихся. Была обнаружена новая грань жизни художественного сознания, функционирование через зрителя и посредством него. Словом, этому вопросу посвящена огромная литература, рассмотрение которой не входит в наши задачи.

Марксистский методологический анализ эстетических явлений, как известно, не ограничивает эстетический объект только художественными формами. Эстетическому восприятию, оценке подлежит природа, эстетическое содержание труда, быта, поведение людей и т.д. Идеологические образования в виде чувства наслаждения и т.п. от объектов такого рода выступают проявлением эстетического сознания, изучение которого в нашей литературе занимает пока еще незначительное место. Именно эстетическое сознание выступает мета-понятием по отношению к сознанию художественному, оно является функцией и необходимой стороной эстетической деятельности^, которая включает в себя деятельность художественную.

Общеметодологической разработке проблемы эстетического соз-яания в аспекте теории отражения посвящены работы советских ученых А.Г.Егорова, А.Я.Зись, М.С.Кагана, О.В.Лармина, М.Ф.Овсянни См.: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли.- М., 1978. См.: Зись А.Я.,:<; Лазарев И.Л. Эстетическое и художественное сознание. В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования.- М., 1981, с. 55. кова, Е.Г.Яковлева и др. Успешно занимаются этими вопросами ученые социалистических стран. Работы Т.Павлова, А.Натева, В.Момова обращены к методологии исследования социального функционирования духовных образований. Из зарубежных ученых капиталистических стран особого внимания заслуживают книги А.Моля. Этот автор дает анализ сознания личности, функционирующей в социодинамике культуры.

Следует сказать о работах советских ученых, касающихся проблемы эстетического сознания в каком-то одном из ее аспектов. Так А.Ф.Еремеев рассматривает гносеологический и ценноетно-ориента-ционный уровни функционирования эстетического отношения. Л.Н.Коган, А.С.Молчанова, В.К.Скатерщиков исследовали эстетический вкус, С.Х.Раппопорт рассмотрел эмоцию, О.Н.Органова - специфику эстетического восприятия, И.А.Дкидарьян проанализировала эстетическую потребность, Г.Х.Шингаров - природу эстетического чувства. Структура эстетического сознания является предметом коллективного изучения кафедры марксистско-ленинской эстетики Московского университета им. М.В.Ломоносова.

Накоплению научного знания по данному вопросу способствуют ;оциологические исследования. Они позволяют "схватить" факт реаль-юй жизни интересующего нас духовного образования, тем самым по-ючь его теоретическому осмыслению. Так методами конкретной со-щологии исследуется культурная деятельность сотрудниками Ураль-лсого Научного центра, ведется работа по рассмотрению эстетичес-сого отношения, эстетической культуры в социологических центрах [иева, Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Еревана и др.

Таким образом, проблеме эстетического сознания уделяется достаточное внимание, что объясняется, как отмечалось выше, актуальностью и теоретико-практической важностью самого вопроса. Вместе ! тем теоретический и конкретно-социологический анализ эстетичесхого сознания идет вглубь, он ведется на уровне его компонентов: ручаются вкус, чувство, идеал, оценки. Конкретно-социологические юследования ориентированы на констатацию наличных вкусовых сужде-шй, потребностных ориентаций - внешнее выражение эстетической '.убъективности, которое не всегда адекватно ее целостности. В изу-[ении эстетического сознания, как правило, обращаются к его гносео-югической структуре, конструктивно-творческие возможности созна-[ия исследуются в аспекте художественной деятельности, творчества удожника, дизайнера. Познавательные и творческие возможности ря-;овой личности, "не-художника", в собственном смысле слова, изу-аются больше в педагогической, методической литературе. Цело-т но е. исследование эстетического сознания (молодежи, в частости) , как социального феномена в многообразных его духовных и рактических проявлениях, в его функционировании не осуществля-эсь^. Это объясняется трудностями самой задачи, тем, что такого эда социологическое рассмотрение нуждается в определенной теорети-эской модели как исходном образце, проверяемом и уточняемом эмпи-1ческим фактом. Налицо проблема теоретико-социологического анали-1. Взаимная необходимость теоретического и социологического рас-ютрения ощущается особенно остро в наше время, когда наряду с )угими науками эстетика призвана выступить методологическим осно-шием эстетической практики советских людей, преобразующих соци-ъное и природное бытие.

Накопленное эстетикой знание о компонентах структуры эстети-ского сознания позволяет двигаться в изучении этой проблемы быст-е и успешнее. В целях прироста научной информации по данному воп-су в диссертации предлагается в качестве нового подхода теоретико'

Такой подход предложен Институтом философии АН СССР. См.: "Эстетическое сознание и процесс его формирования'.- М., 1981. зоциологический анализ эстетического сознания в единстве его ^ ^ познавательной и творческой функций, целостное рассмотрение эстетического сознания как механизма отражения и творчества. ^

Диссертация ставит цель теоретико-социологического изучения зроблемы эстетического сознания на опыте конфетного исследования 1 особенностей формирования эстетического сознания обучающейся молодежи (учащихся школ, профессионально-технических училищ, студентов вузов). В задачи исследования включается разработка социологической модели эстетического сознания и проверка ее метода-ш конкретной социологии. Программа социологического исследования )риентирована на изучение наличия и зрелости эстетических чувств, К зкусов, идеалов, отношения молодежи к эстетическим ценностям при- ->оды, труда, быта, общения и уровня готовности к творческой деятельности в сфере материального и духовного производства.

Кроме того, автор рассматривает опыт работы учебных заведе-[ий по эстетическому воспитанию обучающейся молодежи, разрабаты ает рекомендации но вопросам организации и управления процессами ютетического образования и воспитания.

Сложность поставленных задач определяет граница предлагае-юго -исследования, которое не претендует на всестороннее и исчер-ывающее освещение. Рассмотрение эстетико-познавательного процес-а, его функционирования на уровне сознания отдельного индивида существляется в определенном аспекте: в плане восприятия эстети-еской культуры социализма и ее трансформации в собственно-эстети-ескую активность. Другие вопросы остаются за границами исследова-ия, затрагиваются частично или ограничиваются их постановкой.

Таким образом, диссертация предполагает исследование природы, труктуры и особенностей функционирования эстетического сознания в словиях развитого социализма.

- 14

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетическое сознание: сущность и функционирование в условиях развитого социализма (опыт социологического исследования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 327

 

Список научной литературыАринина, Нэлли Леонидовна, диссертация по теме "Эстетика"

1. . Произведения основоположников марксизмгьяенинизма 1 .1 . Маркс К. Дебаты о свободе печати и опубликовании протоколов С-ОСЙОВНОГО собрания. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I . с . 30-84.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. - Соч., т. 2 , с. 3-230,

3. Маркс К,, Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. 3 ,с . 7-544.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т. 3 , с . I - 4.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.Соч., т. 4, с. 419 - 459.

6. Энгельс Ф. Принцшш коммунизма.- Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т. 4, с . 322 - 339.

7. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 18571958 годов). - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с . 709 - 738.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Введение.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с . I - 167. .

9. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т. 20, с . 5 - 342.

10. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяныв человека. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486 - 499.

11. Маркс К. Капитал, т. I . - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т. 2 3 . - 907 с .

12. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1894 г.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 174 - 177.

13. Маркс К, Экономическо-философские рукописи 1844 г.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, ч. I , с . 41 - 174. - 336 - п.

14. Маркс К. Экономические рукописи 1857 - 1859 годов.Марко К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I , 559 с , ч. 2, 618 с .

15. Маркс К., Энгельс Ф. О воспцтании и образовании.М., 1957. - 398 с .

16. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1976. - 575 с , 719 с.

17. Маркс К. Заметки по поводу книги Джемса Милля.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 5 - 40.

18. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они вонготпротив ооциая-демократов.- Полн. собр. соч., т. I , с. 125 - 346.

19. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества.Полн. собр. соч., т. I , с . 347 - 534.

20. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литера- )тура.- Полн. собр. соч., т. 12, с. 99 - 105.

21. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн.собр. соч., т. 18, с. 7 - 784.

22. Ленин В.И. Л.Толстой. - Полн. собр. соч., т. 20,с . 19 - 24.

23. Ленин В.И. Философские тетраци. - Полн. собр. соч.,т. 29 - 752 с.

24. Ленин В.И. О пролетарской культуре. - Полн. собр. соч.,т. 41, с . 336 - 337.

25. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн. собр. соч.,т. 41, с . 298 - 318.

27. Конституция СССР. - М.: Политиздат, 1977. - 62 с.- 337

28. Материалы Л У съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976.256 с,

29. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981,223 с.

30. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитанияучащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1977, дек.

31. О дальнейшем усилении нравственного и эстетическоговоспитания студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений. - йол. MB и ССО СССР, 1980, № 2 , с. 2 - 3 .

32. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.-^:Изд-во ЖУ им. А.А.Жцагнова. I96I. - 156 с.

33. Арефьева Г.С. Социальная активность.-М.: Политиздат,1974. - 230 с.

34. Аринина Н.Л, К вопросу о формировании эстетическихвкусов учащихся профтехобразования. - В кн.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии.- Челябинск, ЧШИ, 1967, с. 165 175.

35. Аринина Н,1. ^Художественный совет в училище. - Профессионально-техническое образование, 1967, № 5, с. 25 - 26.

36. Аринина Н.Л. Опыт социологического исследования эстетических вкусов молодежи. - В кн.: Материалы конференции ученых Челябинской области. - Челябинск, 1967, с. 22 - 25, - 3 3 9

37. Аринина H.JT. К вопросу об определении категории "эстетическое чувство". - В кн.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии. Вып. 2 . - Челябинск, ЧШИ, 1969, с . 115 - 124.

38. Аринина Н.Л. Некоторые актуальные вопросы практики эстетического воспитания. - В кн.: Некоторые вопросы марксистсколенинской философии. Вып. 2, - Челябинск, ЧШИ, 1969, с . 125-137.

39. Аринина Н.Л. Эстетический ввус - социальная способностьиндивдда. - Уч. зап. т. 42. Вып. 6. Вопросы развития личности/ ВлаЩ1М. Гос. пед. ин-т.-Владимир, I97I, с . 225 - 243.

40. Аринина H.I. Вщвство образования и эстетического воспитания. - В кн.: Материалы Ш Всероссийского симпозиума молодых г ученых. Эстетическое воспитание и социальный проресс. - М., I97I, с. 17 - 22.

41. Аринина Н.Л. Некоторые вопросы теории эстетическоговоспитания. - В кн.: Эстетическое воспитание детей и учащейся молодежи: Тез. докл. науч. практ. конф.- Владимир, 1972, с. 6 - 9 .

42. Аринина Н.Я. К вопросу о специфике эстетического воспитания. - В кн.: Эстетическое воспитание детей и учащейся молодежи: Тез. докл. науч. практ. конф .-Владимир, 1972, с. 9 - 13.

43. Аринина Н.Л. К всесторонности и гармонии. - В кн.: Форйирование профессионально-педагогической направленности студентов тедагогического вуза. Материалы науч. конф.-^адимир, 1972, с. 45 Ю.

44. Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитэгшя: Спецкурс марксистско-ленинской эстетики. - Владимир, 1974. 35 с .

45. Аринина Н.Л. Сузкдение вкуса. - В кн.: Вопросы развитиягичности. Вып. 2 . - Владимир, ВШИ, 1974, с . 93 - 106.

46. Аринина Н.Л. Эстетическая деятельность и эстетическое- 340 сознание. - В кн.: Вопросы развития личности. Вып. 3 . - Владимир, ВШИ, 1975, с . 146 - 163.

47. АрининаН.1., кузнецрв В.П. Конституция СССР о расширении реальных возможностей для всестороннего развития личности, - В кн.: Развитие личности в условиях социализма. Вып. 4. Владимир, ВШИ, 1978, с . 48 - 67.

48. Аринина H.JE. Пути эффективности эстетического воспитания студентов. - Б кн.: Совершенствование коммунистического воспитания учащейся молодежи: тез. докл. науч. практ. конф. Владимир, 1980, с. 125 - 128.

49. Аринина H.JE. Эстетический характер профессиональнонравственного поведения учителя. - В кн.: Профессиональная этика: производственные и непроизводственные аспекты: тез. докл. обл. науч. конф. - Владимир, 1982, с . 133 - 135.

50. Аринина Н.Л. Эстетический идеал и проблемы социальногоуправления. - В кн.: Человек как философская проблема и мировоззрение. - Владимир, ВШИ, 1982, с . 115 - 127.

51. Аринина Н.Л. Личность в системе художественной культуры. - В кн.: Художественная культура: Проблемы и суждения. - М.: Знание, 1982, с . 22 - 36.

52. Аристотель. О душе. - Собр. соч.: В 4 т. М.: Шсль,1975, т. I , с . 369 - 448,

53. Арнольдов А.й. 1^льтура и современность. - М.: Шсль,973. - 159 с.

54. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теориишчности. - М.: Шсль, 1974, - 221 с .

55. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике: Спец. курс для вузов. - М.: Высшая школа, 1974. - 318 с.

56. АсмоловаВ.И. Социологические исследования эстетическою воспитанил. В сб.: Проблемы эстетического воспитания и современ- 341 ность. М.: Советский художник, 1963, с. 138 - 140.

57. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. -М.:Искусство, 1968. - 654 с . 335. ксщс В.Ф. Немецкая эстетика 18 века. М.: Исвусство, 1963. - 311 с.

58. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.- М.:Политиздат, 1973. - 392 с.

59. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании. - Вопросы философии, 1973, № 6, с. 98 - 111.

60. Афанасьев В.Г. В.И.Ленин о научном управлении обществом. - Вопросы философии, 1974, В I , с . 17 - 29.

61. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.:Политиздат, 1977. - 382 с.

62. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. - М.:Наука, I97I. - 128 с .

63. Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. - М.:Знание, 1979. - 63 с. ^

64. Афасижев М.Н. Эстетические проблемы в эпоху научнотехнической революции. - М.: Знание, 1975. - 65 с .

65. Ахутин А.В. У истоков теоретического мышления. - Вопросы философии, 1973, № I , с. 123 - 134,

66. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального войцестве. - М.: Политиздат, 1977. - 143 с .

67. Батенин С. Человек в его истории. - Л.: Изд-во ЛГУ,1979. - 295 с .

68. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского. - М.;1972. - 381 с.

69. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. - Ташкент: Изд-во ФАН, 1975. - 244 с.

70. Белинский В.Г. Полное собр. соч., т. 5. Изд. АПН СССР,- 342 1955. - 864 с.

71. Велик А.П. Эстетика и современность. - 2-е изд.- М.:Политиздат, 1967. - 224 с.

72. Боголюбова Е.В. Современная буржуазная культура и?нео1уманизм".- М.: Изд-во МХУ, 1971,-72 с. 3 .51. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории,- М.: Высшая школа, I960. - 446 с .

74. Брушшнский А.В. Психология мышления и кибернетика.М.: Мысль, 1970. - 191 с.

75. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личноети.-М.:Изд-во МХУ, 1968. - 268 с. 355. ^ е в а Л.П. Личность и ее социальная деятельность.В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. - М.: Мысль, 1970, с . 160 - 213.

76. Дуева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Шсль,1978. - 216 с,

77. Д^рдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. - М. :Высшая школа, 1979. - 175 с. 358. буржуазная эстетика сегодня. - М.: Наука, 1970. - 319 с.

78. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры.- М.: Искусство,1975. - 175 с.

79. Бюхнер Карл. Работа и ритм. - Спб, Новая жизнь, 1923.326 с.

80. Валентайн. Психология красоты. - Л-М.:Пучина, 1926.

81. Ванслов В.В. Проблемы прекрасного. - М.: Госполитизцат, 1957. - 263 с.

82. Ванслов В. В. Прогресс в искусстве.- М.: Искусство,Г973. - 255 с. - 343

83. Василев Теория отражения и художественное творчество.- М.: Прогресс, 1970. - 467 с.

84. Васильчук Ю.А. Диалектика производительных сил. - Вопросы философии, I97I, № 9, с. 38 - 52.

85. Вахеметса. А.Л., Плотников Н. Человек и искусство.М.: Мысль, 1968. - 198 с.

86. Ведин И.Ф. Некоторые аспекты содержания понятий объективного и субъективного. - Философские науки, I98I, i^ 6, с . 125 127.

87. Винер Н, Кибернетика и общество.- М.: Иностранная литература. 1958. - 238 с.

88. Волков Г. Общество, человек, управление.- Коммунист,977, J^ 14, с . 116 - 119.

89. Волков В.В „зеркале проката.- Советский экран, 1978,^ 1 , с. 15.

90. Волкова Е.В. Произведение искусства - предмет эстетигеского анализа. - М.: Изд-во М1У, 1976. - 286 с .

91. Волкова Е.В., Новикова 1.И. К вопросу о предмете и метоах эстетики.- В кн.: Вопросы истории и теории эстетики.- М.: Изд-во ОУ, 1975, с. 3 - 28.

92. Волович Л.А. Эстетическое воспитание трудящихся в услоиях развитого социализма.- М.: Профиздат, 1976, - 95 с .

93. Володин :э.Ф. Исвусство и мировоззрение.- М.: Изд-во МГУ,982. - 174 с . .

94. Вопросы психологии способностей школьников. - М.: Провещение, 1964. - 256 с .

95. Вопросы социологии искусства.- М.: Наука, 1979. - 351 с.

96. Вопросы теории эстетического воспитания: Об, (Под ред,.3.Апресяна,- М,: Изд?во МГУ, 1970. - НО с . - 344

97. Воробьев 1.В., Фурманов Г.Л. Исторический материализм.М.: Изд-во ШУ, 1973. - 448 с .

98. Воронов Н,В., Шестопап Я.Е. Эстетика техники.- М.: Советская Россия, 1972. - 176 с.

99. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.Мыпшение и речь,- М.: Изд-во ШВ РСФСР, 1956. - 519 с.

100. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство.1965. - 380 с.

101. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.М.: Изд-во Мт РСФСР. I960. - 500 с .

102. Гараи Ласло. Динамика личности и общественное бытие.Будапешт, 1969.

103. Гароди Р. О реализме и его берегах. - Иностранная литература, 1965, № 4.

104. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания,- М.: Искусство, 1972. - 199 с.

105. ЗТвишиани Д.М. Организация и управление,- М.; Наука,1970. - 3 8 4 с,

106. Гегель, Эстетика,-В 4 т. М.: Искусство, 1968, т. I ,308 с.

107. Гегель. Эстетика, В 4 т. М.: Искусство, 1969, т. 2 .J26 с.

108. Гегель. Энциклопедия философских наук.- Собр. соч. в3 т. М.: Мысль, 1977, т. 3 . - 471 с .

109. Гендин A.M. Потребности, интерес, цель,как факторы детерминации человеческой деятельности. Проблемы философии и научною коммунизма,- Ученые записки, Вып, 6, Красноярск, I97I.

110. Георгиев Ф.И. Об идеальности сознания, - В кн,: Ленин-кая теория отражения и современная наука,- М,: Наука, 1966, :, 224 - 243, - 345

111. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике.М.: Знание, 1966. - 64 с.

112. Глазычев В. О дизайне.- М.: Искусство, 1970. - 191 с .

113. Глезерман Г.Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. - Вопросы философии, 1976, № 4, с. 27 - 41.

114. Гольдентрихт С, Гаяьперин М.П. Специфика эстетического сознания.- М.: Высш. школа, 1974. - 103 с.

115. Гольдентрихт СО. О природе эстетического творчества.М.: Изд-во МГУ, 1977. - 248 с.

116. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы.- М.:Наука, 1972. - 368 с.

117. Гордон Л.А., Клопов Э.В., Петров Т.А. К изучению социалистического образа жизни: развитие быта советских рабочих в ретроспективе и перспективе.- В кн.: Рабочий класс и современный мир. 1976, № 2, с. 30 - 43.