автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бастрова, Анна Натановна
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАЧАЛ И ЭСТЕТИ
ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
§ I. Генезис техники и развитие личности.
§ 2. Социализм и творчество.
§ 3. Марксистская трактовка творчества.
§ 4. Эстетические аспекты творческой деятельности.
3. ГЛАВА П. РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРО
ВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА
§ I. Специфика инженерной деятельности.
§ 2. Некоторые общие вопросы эстетического воспитания на современном этапе.
§ 3. Опыт эстетического воспитания в техническом вузе.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Бастрова, Анна Натановна
Настоящее время ознаменовано движением общества к построению коммунизма, что зафиксировано в Программе КПСС как задача, с которой связаны все действия партии и правительства, все усилия народа. В процессе ее решения нет и не может быть второстепенных вопросов, поскольку при этом оказываются затронутыми как материальные, так и духовные стороны развития общества. В партийных документах постоянно подчеркивается, что, с одной стороны, "во главу угла выдвигается сегодня задача продумать и последовательно осуществить меры, способные дать большой простор действию колоссальных созидательных сил, заложенных в нашей экономике", а с другой - все проблемы, "стоящие перед советской экономикой., в итоге сливаются в одну - обеспечить рост благосостояния трудящихся, создать материальные условия для дальнейшего расцвета их духовной, культурной жизни, общественной активности"*. Эта творческая активность трудящихся - вопрос реальности планов партии, отмечает тов.Ю.В. Андропов, а в конечном счете - залог осуществления программы коммунистического строительства. Следовательно, в процессе осуществления главной цели необходимо предварительное решение тех ее частей, которые связаны с проблемами личности, формирования специалиста нового типа, обладающего способностями к творческим проявлениям в процессе производства. Теоретическому осмыслению возможностей, путей и средств, а также практики формирования такой личности среди будущей технической интеллигенции и посвящена данная работа. Нами затрагивается вопрос о роли, возможностях и месте эстетического воспитания в формировании творческой личности инженера. листического строительства в . .итиздат,1983,с.П-12. Андропов Ю.В. Учение некоторые вопросы социа
Актуальность такого исследования на современном этапе развития общества определяется рядом причин.
ХХУ и ХХУ1 съезды КПСС, а также партийные документы последнего времени обосновывают необходимость комплексного подхода к вопросам коммунистического воспитания. Реализация этого подхода определяет необходимость изучения взаимодействия эстетического воспитания с формированием творческой личности как личности целостной и всесторонне развитой.
Следует отметить, что в современном социалистическом обществе наметилось встречное движение двух тенденций. С одной стороны, социализм как "положительное упразднение частной собственности" (Маркс) создал необходимые условия для превращения человека из средства в цель производства и общественного развития, освободив труд от эксплуатации, изменив качество труда, представляющего собой не просто совместную деятельность, связывающую между собой работников технико-производственными функциями, а такой труд, который, включая в себя научно-исследовательскую деятельность, требует от трудящихся глубоких знаний, компетентности, культуры общения и т.д., ибо только в этом случае возможен обмен деятельностью. Эти условия составляют реальную базу для всестороннего развития личности, обеспечивают "широчайшие возможности для раскрытия способностей каждого гражданина"*. Кроме того, расширение демократии, включающее каждого человека в организацию и управление обществом и производством, развивает социальные связи и отношения людей, увеличивая сферу действительных отношений личности, что также становится условием для присвоения человеком своей всестор ронней сущности всесторонним образом . ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стеногр. отчет.- М.: Политиздат, 1981, т.2, с.£46. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.42, с.120.
С другой стороны, условия, которые обеспечивает зрелый социализм для становления и реализации каждой личности как всесторонней и целостной, становятся также и требованиями, предъявляемыми социализмом к личности, занятой в производстве, развитие и совершенствование которого также зависит от наличия в нем личности творческой, обладающей "абсолютной пригодностью человека для изменяющихся потребностей в труде", всесторонне развитого индивидуума, "для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности"''".
По мере нашего продвижения вперед, - отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества^.
Эти две встречные тенденции социализма ставят задачу теоретической разработки проблемы воспитания всесторонне развитой и целостной личности, способной обеспечить дальнейшее развитие производства, в свою очередь обеспечивающего дальнейший расцвет индивидуальных способностей, культуры и всего богатства личности. Организованные усилия общества, направленные на гармоническое развитие творческого потенциала личности, делают эту задачу особенно актуальной.
Развитие зрелого социализма и развертывание в его условиях НТР, существенно преобразившей производство, в котором наука становится непосредственной производительной силой, ведут к интеллектуализации всей человеческой деятельности. Однако в обществе сохраняется общественное разделение труда и, следовательно, специа
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.499. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- В кн.: Материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М.,Политиздат,1983г.,с.35. лизация, в первую очередь предъявляющая требования к усилению развития рациональных сторон мышления. Это, в свою очередь, приводит к противоречию: потребности производства одновременно как в узком специалисте, имеющем глубокую профессиональную подготовку, так и в специалисте, обладающем способностью панорамного, системного осмысления всей системы производства, понимания тенденций его развития, а также способного к управлению не только существующими процессами функционирования производства, но и самим протеканием НТР.
Таким образом, исследование роли эстетических моментов в качестве условия и катализатора творческой деятельности, и в качестве условия становления всесторонне развитой, гармонической, целостной личности диктуется самим течением и развитием современного производства и общества.
Заметим также, что для осуществления дальнейшего научно-технического прогресса, лежащего в основе роста благосостояния всего народа, необходима творческая деятельность самых широких масс трудящихся, следовательно, важно "активно формировать новый тип экономического мышления, нацеленного на инициативу и социалистическую предприимчивость, на повышение ответственности, творческий поиск путей, ведущих к наилучшему конечному народнохозяйственному результату при наименьших затратах"
Для успешного решения такого рода воспитательной задачи, стоящей перед обществом, необходимо выделить основные параметры творческой деятельности в отличие от нетворческой, определить общие и специфические черты различных видов творчества, раскрыть характер и особенности протекания творческого процесса, его основные атрибуты, аспекты и признаки. Это может иметь методологическое Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии.- с.40. значение для мобилизации творческого потенциала как личности, так и общества.
На современном этапе в построении комыдгнистического общества, развитии и совершенствовании материально-технической базы, коммунистических отношений, значительную роль в обществе играет инженерно-техническая интеллигенция. В силу этого актуальным становится выделение из сферы творчества именно инженерного творчества, охватывающего как создание новых систем машин, технологий и эксплуатацию, так и управление не только системой материального производства, но и системой производственных отношений, начиная от участия в создании и организации экономики, планирования и т.п. и до руководства конкретными производственными коллективами. Дискуссии о престиже инженерной специальности, которые ведутся в советской печати, отражают необходимость ликвидации противоречия между потребностями производства в инженере нового типа и наличием необходимости узкой специализации. Встает вопрос о том, какие возможности, заложенные в системе высшего специального образования, необходимо активизировать в целях разрешения данного противоречия и формирования типа инженера, отвечающего требованиям зрелого социалистического общества.
Кроме того, огромную важность приобретает не только проблема воспитания творческой личности, но и проблема воспитания такой личности. То есть необходимо исследовать как процесс воспитания нового человека, так и качества, которые соответствуют критерию творческой личности. В воспитании, как отмечается в партийных документах,важно не упустить и не уменьшить значимость ни одного из направлений, ни одного из аспектов всей сферы коммунистического воспитания*. Об интересе и важности проблем коммунистического воспитания говорит появление большого числа работ, касагор щихся его различных аспектов и частей . Надо отметить, что общая теория коммунистического воспитания находится в процессе развития, поэтому необходима разносторонняя разработка и углубление теоретических и методологических основ всех его сторон и частей. В этом плане особый интерес приобретает вопрос об эстетическом воспитании творческой личности советского инженера, о возможностях и предпосылках разрыва рамок узкой специализации, о компенсаторной и в то же -время побуждающей роли эстетического воспитания, реально открывающего пути к творчеству.
Следует также отметить, что обострение идеологической борьбы в мировом масштабе сказывается в сфере искусства и эстетики, так как эстетическая наука рассматривает проблемы пре1фасного и безобразного, комического и трагического, идеала, вопросы классовости, народности, партийности искусства и другие глубинные мировоззренческие проблемы. Однако буржуазная эстетика, предлагая свое решение этих проблем, тщательно скрывает, камуфлирует их классовую сущность, пользуясь тем, что в области эстетических взглядов, включающих в себя субъективные моменты, трудно стихийно стать материалистом. Для выработки материалистической позиции в этой сфере необходима целенаправленная и систематическая работа по всем аспектам эстетического воспитания. Кроме того, без См.: Суслов М.А. Дело всей партии,- "Правда", 1979, 17 окт., а также: Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник важнейших документов КПСС /1965-1972 гг./.- М.: Политиздат, 1972; КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов /1965-1976 гг./.- М.: Политиздат, 1976: материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат,1983.
2 Баллер Э.А. Коммунизм.Культура.Человек.-М.: Сов.Россия, 1979; Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме.-М.: Политиздат, 1982; Коммунистическое воспитание студентов в вузах железнодорожного транспорта во внеучебное время.- М.: Высшая школа, 19ои и др. развитых эстетических взглядов, подкрепленных логикой эстетической науки, нет и не может быть развитого мировоззрения. Зрелая, целостная и всесторонне развитая личность человека социалистического общества предполагает сформированную эстетическую сферу, которая охватывает в силу своей универсальности как сознание личности, так и ее практику. Ставя перед собой задачу формирования такой сферы, теория и практика эстетического воспитания требуют глубины и многосторонности, а также разработанности всех своих сторон.
В работах, посвященных проблеме эстетического воспитания, в трудах Апресяна Г.З., Борева Ю.Б., Бурова А.И., Гольдентрихта С.С., Джибладзе Г.Н., Егорова А.Г., Зися А.Я., Илиади А.Н., Кагана М.С., Когана Л.Н., Киященко Н.И., Лармина О.В., Лейзерова Н.Л., Овсянникова М.Ф., Органовой О.Н., Столовича Л.Н., Скатерщикова В.К., С^гны У.Ф., Толстых В.И., Шестакова В.П., Яковлева Г.И., Яковлева Е.Г. и др. осуществлен анализ форм, путей и средств эстетического воспитания, выявлена его специфика и сущность, роль и место в системе коммунистического воспитания и в жизни общества, осмыслены результаты социологических исследований, обобщен опыт и практика эстетического воспитания. Вместе с тем существует ряд проблем, требующих научного анализа. К ним, в частности, следует отнести исследование роли эстетического воспитания в формировании творческой личности.Кое-что в этом направлении уже сделано*.
I См.: Голубева Л.Н. Эстетический аспект формирования творческой личности в условиях развитого социалистического общества.Авто-реф. канд.филос.наук.-м.,1980; Зеленов Л.А. Эстетическое развитие личности.- В кн.: Проблемы этики и эстетики.- Л.,1973,вып.I; Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творчески активной личности. Автореф.д-ра филос.наук,- М.,1980; Макарская Т.В. Некоторый опыт Московских вузов в развитии творческой активности студентов.- В кн.: Эстетическое воспитание студентов: Материалы Моск.гор.науч.-метод.конф.-М.: МГУ, 1973; Органова О.Н. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей личности студента.- Там же; Садов Р.П. Художественная культура как элемент духовного производства.- В кн.: Коммунизм и культура.-М.: Наука, 1966 и др.
И все же вопрос об эстетических аспектах творчества, а также вопрос о возможностях эстетического воспитания как одного из факторов формирования творческой личности разработан явно недостаточно.
Серьезное значение в дальнейшем развитии общества принадлежит формированию творческих способностей и возможностей инженеров, как ведущей специальности современного производства, от которой в значительной степени зависит дальнейшее усовершенствование и создание новой техники, а также управление ею и влияние на развитие производительных сил и производственных отношений.
В существующей литературе, посвященной этой проблематике, по большей части рассматривается лишь воздействие каких-либо отдельно взятых эстетических факторов и явлений на личность, занятую в производстве, либо самые общие вопросы эстетического воспитания в его взаимосвязи с научно-техническим прогрессом и трудом*. Между тем инженерная специальность, которая занимает столь значительное место в современном производстве, имеет свою специфику, связанную с обучением, в основном направленном на развитие логического мышления, а в конечном итоге готовящим человека не столько к творческой деятельности, сколько к исполнительству и вместе с тем ограничивающим не только творческую активность личности, но и ее целостность и всесторонность. В связи с усилением роли интеллектуального начала в труде особенно значима разработка проблемы эстетического воспитания инженера, имеющая выходы как на личностный уровень, так и на уровень социальный. Раскрытие Искусство и творческая деятельность / Д.Ю.Кучерюк, Л.Т. Левчук, В.Й.Мазепа и др.: Отв.ред.Мазепа В.И.- Киев: Наукова думка, 1979; Киященко п.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс,- М.: Знание, 197I; Кондратенко Ф.Д. Коммунистический труд и эстетическое воспитание.- м.; 1980; Творческий процесс и художественное восприятие.- Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1978; Труд и эстетическое воспитание. - Рига: Зинатне, 1969 и
ДР. взаимосвязи эстетического воспитания и формирования творческой личности инженера - проблема многоаспектная, затрагивающая наряду с проблемой эстетического воспитания и проблем творчества.
Потребность производства в творческой личности, с одной стороны, и цель социализма - формирование всесторонней личности -с другой, вызвали к жизни пристальный интерес к проблеме творчества. В силу многоаспектности проблемы в ней присутствуют различные подходы. Так, традиционно изучение различных видов творчества и их специфики. Достаточно широко представлены труды, ис
I 2 следующие художественное и научное творчество. Менее всего разработана проблема технического творчества, чаще всего отождествляемого с изобретательством или ограниченного проектно-конструкQ торской деятельностью . Поэтому нам представляется важным иссле
Абрамян Д.Н. Об особенностях художественного творчества.-Ереван, 1979; Арнадгдов М. Психология литературного творчества. -М., 1970: Бахтин м.м. Эстетика словесного творчества.- М.,1979; Василев С. Теория отражения и художественное творчество.- М.: Прогресс, 1970; Выготский Л.С. Психология искусства.- М.,1968; Громов Е.С. Художественное творчество.- М., 1970; Ермаш Г.Л. Искусство как творчество.- М.,1972$ Лилов А. Природа художественного творчества.- М.,1981: Оганов А.А. Логика художественного отражения.- М.: Искусство,1972; Тасалов В.И. 0 социоприродной органичности художественного творчества.- В кн.: Искусство и точные науки.- М.: Наука, 1979 и др. р
Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики.- М.: Сов.радио, 1970; Бор Н. Избранные философ, труды. В 2-х т.- М.,1971: ВЬлков Г.Н. Социология науки: Очерки.- М.: Политиздат, 1976; Гиргинов Г. Наука и творчество.-М.д1979; Жариков Е.С. Научный поиск.- Киев, Изд.Киевского ун-та, 1961; Кедров Б.М. День одного великого открытия.- М., 1958; Он же. 0 процессах научного творчества.- В кн.: Художественное и научное творчество.- Л., 1972; Пойа Д. Математическое открытие.-М.: Наука, 1970; Пуанкаре А. Ценность науки.- М., 1906; Он же. Наука и метод.- Одесса, 1906; Эйнштейн А. Собр.научн.трудов. В 4-х т.- М., 1965-1967. о
Акципетров А., Розов М. 0 единстве познания и инженерно-конструкторской деятельности.- В кн.: Методология и логика научного познания.- Новосибирск, 1973; Антонов А.В. Психология изобретательского творчества.- Киев, 1978; Буш Г.0, Рождение изобретательских идей.- Рига.: Лиесма, 1976; Кудрявцев Т. Психология технического мышления /процесс и способы решения технических задач/.- М.: Педагогика,1975; Перепелица П.С., Рыбалка В.В. Психология изобретательской деятельности:/Метод.пособие для слушателей фак.психологии техн.творчества КНУШ/.-Киев: 0-во "Знание", УССР, 1981 и др. дование инженерного творчества в его современном понимании, включающем в себя не только техническую или технологическую деятельность, но и деятельность управленческую, в которую входит в конечном итоге и творчество общественных отношений. Именно этот аспект творчества менее всего изучен. Одновременно с разработкой проблемы инженерного творчества возникает и задача подготовки студента технического вуза к такого рода творчеству в процессе его обучения и формирования как специалиста. В настоящее время совершенно ясно, что инженер нового типа должен совмещать в себе профессиональное образование, высокую профессиональную культуру мышления с богатством личности, обладающей гуманитарными знаниями, имеющей развитую эмоциональную сферу. Но еще остается мало изученным вопрос о том, как ликвидировать недостатки, имеющиеся в подготовке специалиста-инженера, а также разработать и теоретически обосновать пути и средства формирования способности к творчеству в процессе подготовки инженера.
Главная цель диссертации и заключается в том, чтобы обосновать зависимость творчества как деятельности от эстетического развития субъекта деятельности, плодотворность и важность учета этой зависимости в теории и практике эстетического воспитания в техническом вузе.
Из главной цели диссертации вытекает задача исследования специфики творческой деятельности, ее атрибутов и условий, возможностей эстетического воспитания, ориентированного на формирование творчески активной личности. В связи с этим возникла необходимость рассмотрения различных видов творчества и выделения инженерного творчества как частного случая творческой деятельности, включающего в себя элементы научного, технического и исторического творчества. Другая задача связана с выявлением эстетических аспектов творчества причин и условий появления их в деятельности, места и роли эстетического воспитания в создании субъективных предпосылок для преодоления издержек узкой специализации.
Данная цель и задачи работы определили собой круг вопросов, подлежащих анализу:
- исследовать основные тенденции развития техники, как центрального звена производительных сил, и влияние ее на развитие личности как субъекта производства;
- раскрыть роль социальных условий и, в особенности, зрелого социализма в их значении для потребностей социалистического производства в творческой деятельности его участников;
- выделить роль и место инженера в системе современного производства и особенности инженерного творчества в контексте общей теории творчества;
- рассмотреть как негативные, так и позитивные последствия разделения труда и связанной с ним специализации; критически проанализировать некоторые концепции современных буржуазных ученых, стремящихся к гуманизации производства без изменения социальных условий через посредство образования и воспитания, а также концепции творчества в рамках узкой специализации;
- исследовать специфику эстетического воспитания современного советского инженера, учитывая особенности его обучения, направленность мышления, условия и характер будущей деятельности;
- обобщить многолетний опыт работы по эстетическому воспитанию в техническом вузе с ориентацией на развитие творческих потенций студентов.
Теоретико-методологической основой диссертации стали основные положения марксизма, принципы марксистской диалектики, материалистическое понимание истории, марксистско-ленинская концепция творчества, труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов КПСС, Пленумов и постановлений ЦК КПСС.
В процессе исследования мы также опирались на методологические и теоретические разработки видных советских ученых в области эстетики, философии, педагогики, психологии и социологии.
Кардинальной целью социалистического общества является формирование всесторонне развитой личности и при посредстве этого приумножение богатства общества, ибо "чем иным является богатство (общества.-А.Б.), как не абсолютным выявлением творческих дарований человека"*. Достижение этой цели неразрывно связано с формированием и развитием ее эстетической сферы. Творческий потенциал личности находится в прямой зависимости от сформированных эстетических чувств, взглядов, вкусов, идеалов, потребностей, представляющих собой устойчивые качества личности. Иначе говоря, эстетическое воспитание в системе коммунистического достигает двух целей: является фактором развития и становления всесторонней и гармонической личности и одновременно своеобразным катализатором выявления и практического применения ее творческих способностей.
Нам представляется необходимым в первой главе работы рассмотреть теорию творчества, выделив из него инженерное творчество и определив его специфику, ибо чтобы ставить и решать вопрос о формировании творческой личности инженера, важно выяснить основ ные параметры его деятельности, место и возможности творчества в ней. В работе исследуется генезис техники, требования, которые техника предъявляет к человеку самой направленностью своего развития и те условия для дальнейшего совершенствования человека, которые предоставляет техника своим прогрессом. Мы останавлива Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.476. емся на проблеме разделения труда и на тех последствиях, которые становятся тормозом к достижению целостности и всесторонности личности, необходимым как для восстановления полноты человеческих I проявлений, утраченных в капиталистическом машинном производстве, так и для дальнейшего научно-технического прогресса. В дальнейших рассуждениях мы анализируем преимущества социализма в достижении этой цели и одновременно те задачи, которые зрелый социализм ставит перед личностью в направлении мобилизации ее творческого потенциала. Последствия разделения труда, хотя и сменившего свое качество, но продолжающего существовать как необходимость сложной современной индустрии, привели к углублению узкой специализации в производстве конца 50-х годов, а это, в свою очередь, вызвало потребность ее преодоления. Такие попытки были предприняты в советской науке: в частности, на основе разработки разного рода методик, нахождения "алгоритма" предлагалось, не изменяя существа узкой специализации, дать толчок творческому поиску в решении постоянно возникающих в производстве технических и инженерных задач. Ничего не имея против такого рода попыток и признавая их положительную направленность, мы считаем их недостаточными для формирования творческой личности, ибо эти методики не компенсируют последствий узкой специализации. В этой связи была поставлена задача на основе анализа марксистских концепций творчества выделить общие аспекты и условия всех видов творчества. Было обнаружено, что процесс восхождения от абстрактного к конкретно^, как частный случай творческого мышления, присутствует во всех видах творческой деятельности в специфических формах; условиями творчества становятся свобода и целостность личности, без которых творчество не может состояться. Нами также исследуются эстетические аспекты всех видов творчества, что становится основой для выяснения тех сторон личности, которые могут быть развиты и сформированы при посредстве эстетического воспитания.
Во второй главе рассматривается роль эстетического воспитания в формировании творчески активного инженера*. Для этого выясняется место и значение инженерной деятельности в системе человеческой деятельности, ее возможности и ограниченность, возникающую на почве узкой специализации. Одним из способов преодоления названного выше противоречия между узкой специализацией и одновременной потребностью производства в творческой личности является эстетическое воспитание. Рассматривая его основные теоретические положения, мы приходим к выводу о том, что система эстетического воспитания, восполняющая издержки узкопрофессионального образования, ориентированного прежде всего на развитие логической сферы мышления, должна представлять собою триединство, включающее в себя формирование эстетического сознания, эстетическое образование и эстетическую практику. Опыт эстетического воспитания в техническом вузе анализируется по всем трем его аспектам. Развитие эстетического сознания осуществляется на основе направленного развития и взаимодействия всех его составляющих. Результатом такой установки и является новый уровень эстетического познания в целом. Важно в процессе этой работы обратить внимание на эстетические стороны каждой специальной дисциплины, на возможности встреч с прекрасным как в процессе обучения и воспитания, так и в практике.
Поскольку значительная часть специального образования будущего инженера обращена к логическому мышлению, необходима логи Мы рассматриваем воспитание как процесс целенаправленный, последовательный и поступательный. В формировании личности участвуют различные факторы, в числе которых присутствуют как предусмотренные всей системой воздействия на личность методы и средства, так и стихийные или случайные, объективные и субъективные моменты. ческая организация уже имеющегося у студентов стихийного эстетического опыта. В этом вопросе серьезная роль принадлежит эстетическому образованию - чтению курса марксистско-ленинской эстетики, изучению истории и теории искусства.
Учитывая, что главная цель эстетического воспитания - выработка у человека потребности "утверждать прекрасное и возвышенное в своем труде, общественных отношениях, в образе жизни, в быту, в области нравственных отношений"*, наш особенно акцентщ>уется роль эстетической практики, которая в техническом вузе отнюдь не должна ограничиваться сферой художественной самодеятельности. Она должна касаться в первую очередь тех сторон, которые связаны с будущей профессией, и одновременно затрагивать всю эмоциональную сферу человека в целом. Эстетическое начало должно органически входить в работу школы молодого лектора, факультета общественных профессий, общественно-политическую практику. При этом выявляется следующая закономерность: сформированное эстетическое научало неминуемо приводит молодого специалиста в своей последующей деятельности к творчеству, а элементы творчества, заложенные во всех видах деятельности студента в вузе, формируют эстетическую сферу личности.
Научная новизна исследования заключается:
- в выделении и исследовании инженерного творчества как специфического единства научного, технического и исторического творчества;
- в самостоятельном анализе эстетических аспектов инженерного творчества в его современном содержании;
Овсянников М.Ф. Подготовка национальных кадров по эстетике на философском факультете Московского университета. Вестн.Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1982, № б, с.54.
- в выяснении специфики эстетического воспитания в формировании творческой личности инженера;
- в обобщении конкретного практического опыта эстетического воспитания будущего инженера и его творческой направленности.
Теоретические положения данной диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических моментов эстетического воспитания, в практике учебно-педагогической деятельности по воспитанию не только специалиста нового типа, но и целостной, всесторонне развитой личности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера"
Результаты исследования и опыт работы позволяют дать следующие рекомендации:
1. Необходимость эстетического воспитания, подтвержденная практикой - настоятельная потребность современного социалистического общества и производства. Однако для успешного решения этого вопроса требуется наличие системы эстетического воспитания, включающего в себя обязательный курс лекций по марксистско-ленинской эстетике в сочетании с практическими занятиями, семинарами и определенной формой отчетности студентов. Эти занятия должны в продуманной последовательности дополняться внеучебной работой, охватывающей все без исключения сферы студенческой жизни и иметь обязательный выход в сферу практики, конкретного приложения полученных навыков в деятельности на протяжении годов студенчества.
2. Эстетическое воспитание должно вестись с учетом специфики вуза и осуществлять одновременно профессиональную подготовку студента в его будущем качестве - качестве творческого специалиста. В этой связи необходима разработка дифференцированных программ, учитывающих особенности специальных дисциплин.
3. Невозможен отрыв всех сторон эстетического воспитания друг от друга, так как это приводит к бессистемности, а она, в свою очередь, - либо к пассивному, созерцательному эстетству, либо к развитию какой-либо одной художественной способности, не ликвидирующей однонаправленности специального образования. Эффективность эстетического воспитания может быть обусловлена как взаимодействием и взаимопроникновением трех его сторон, так и последовательной согласованностью его с целями и задачами коммунистического воспитания.
4. Наш опыт эстетического воспитания в вузе подсказал настоятельную необходимость введения спецкурса по эстетическому воспитанию в системе повышения квалификации кураторов групп и вузовских преподавателей, что позволит им вести работу по формированию специалиста нового типа на научной основе, последовательно и эффективно.
Главной целью нашего общества является советский человек, его благосостояние, условия его жизни, его будущее. А.М.Горький говорил: "Эстетика - это этика будущего". Это означает, что высшим критерием человечности будет человек, несущий в себе идеал прекрасного, человек-творец, свободный и созидающий. Основы этого будущего человека закладываются в школьных классах и вузовских аудиториях сегодня. И эстетическое воспитание -та доминанта, без которой не может состояться гармония. Все усилия общества, направленные к созиданию этой гармонии, осуществление ее -выполнимая задача социалистического общества.
I. Маркс К.
2. Маркс К. со Маркс К.
4. Маркс К.
5. Маркс К.
6. Маркс К.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, мы можем сделать следующие выводы:
1. Развитие современной техники двояко сказалось на развитии человека. С одной стороны, ограничиваются возможности приложения человеком в сфере производства его универсальной сущности, всех его духовных и физических сил, доведя профессионализацию до той степени, когда возникает внутренняя потребность ее преодоления. С другой стороны, именно необходимость дальнейшего технического прогресса, его поступательное движение обусловлены как преодолением узкой специализации, так и наличием в производстве творчески активной личности.
2. Развитой социализм создал необходимые условия для развития всестороннего человека. "Положительное упразднение частной собственности" качественное изменение характера труда и коллегиальности, развитие демократии стали социальными предпосылками для постановки вопроса и решения основной задачи общества -формирования нового человека. Одновременно социальные условия предъявляют и требования к личностным качествам современного человека в плане его движения к гармоничности и всесторонности. Это становится залогом дальнейшего существования и укрепления социализма, его перерастания в коммунизм. "Не за счет трудящихся, а именно в их интересах у нас решаются проблемы повышения эффективности", - говорит тов.Ю.В.Андропов*, подчеркивая направленность общества на развитие всех и каждого из его членов.
3. Потребность в творческой личности на производстве вы* Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - М.: Политиздат, 1983, с. 13. звала повышенный интерес к изучению творчества во всех его аспектах. Выяснение общих моментов исторического, научного, художественного творчества, элементов творчества в труде привело нас к выводу, что вся позитивная, общественно значимая деятельность человека пронизана творческим началом, хотя и несводима к творчеству.
Оцределяя специфику инженерного творчества, представляющего единство научного, технического и исторического творчества, мы пришли к выводу, что условиями его, как и других видов творчества являются свобода и целостность личности, что способность к творчеству - качество воспитуемое, а не врожденное или случайное.
4. Рассмотрение эстетических аспектов творчества позволило выявить те стороны и качества личности, которые важно воспитывать: чувство меры, эстетическое восприятие материала в предмете труда, наслаждение процессом труда, ощущение формы в воплощении замысла, проекта и т.п., для чего необходимы фантазия, воображение, свободное ассоциирование, позволяющее находить новые, неожиданные связи между явлениями и процессами и на их основании совершать недискурсивные переходы от одного порядка явлений к другое, что ложится в основу открытия, изобретения, решения инженерной или управленческой задачи.
5. Это дало возможность, с одной стороны, выяснить специфику инженерного труда в целом, с другой стороны, наметить ту направленность эстетического воспитания, которая необходима как средство восполнения узкой специализации и как катализатор творческой активности. В плане такой направленности мы выделили три момента: формирование эстетического сознания, эстетическое образование и эстетическая практика, взятые в их взаимосвязи и взаимопроникновении. б. Опыт работы по эстетическому воспитанию в техническом вузе показал, что в тех случаях, когда есть возможность провести студента целенаправленно, систематически и непрерывно через все три аспекта эстетического воспитания на базе дифференцированного подхода, предполагающего учет личностных качеств, предыдущего опыта, уровня культуры студента, - во всех этих случаях без исключения выпускник вуза проявляет себя на производстве универсально, творчески и активно. Среди таких выпускников - руководители производства, партийные, комсомольские и общественные работники, молодые ученые, вузовские преподаватели, имеющие перспективы дальнейшего развития и реализующиеся ярко и творчески.
Список научной литературыБастрова, Анна Натановна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Энгельс Ф. Соч., т.З. Тезисы о Фейербахе.-с.1-4. Энгельс Ф. Соч., т.4. Нищета философии.-с.65-185. Энгельс Ф. Соч., т.4. Принципы коммунизма. -с.322-339.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12. Речь на юбилее "TfiG. реорte* рараг произнесенная в Лондоне 14 апреля 1856 г. с.3-5.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12. Из рукописного наследства1. К.Маркса, с.709-738.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13. К критике политическойэкономии. с.5-167.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17. Гражданская война во Франции. с.317-370.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. Анти-Дюринг. с.5-342.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. Диалектика природы.с.342-628.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32. Письмо Людвигу Кугельману,1. июля 1968 г. с.460-462.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42. Экономическо-философскиерукописи 1844 г. с.41-174.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.I Экономические рукописи1857-1859 гг. с.3-508.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.П Экономические рукописи1857-1859 гг. (первоначальный вариант Капитала). с.5-521.
12. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.12. Победа кадетов и задачирабочей партии. с.271-352.
13. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.15. Отношение к буржуазнымпартиям. с.368-388.
14. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.25. Рецензия. Н.А.Рубакин.
15. Среди книг, том П (изд-во Наука). М. 1913 г. -c.III-II4.
16. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29. Конспект книги Гегеля1. Наука логики". с.77-218.
17. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42. Доклад Всероссийского
18. Центрального Исполнительного комитета и Совета народных комиссаров о внешней и внутренней политике на Ш Всероссийском съезде Советов 22 дек. 1920 г.- с.118-128.
19. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза.
20. Стенографический отчет в Зх т.-М.: Политиздат, 1981.
21. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 223с.
22. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г.- М.: Политиздат, 1983. 80с.
23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшемразвитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" Правда, 1979, 12 июля.
24. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- М.: Политиздат, 1983.
25. Суслов М.А. Дело всей партии.- Правда, 1979, 17 октября.
26. Абрамян Д.Н. Об особенностях художественного творчества.
27. К методол.цробл.психологии искусства).- Ереван; Армпединститут, 1979. 84с.
28. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения вобласти математики.- М.: Советское радио,1970. -152с.
29. Акопджанян Е.С. Эстетическое в научном творчестве: Творческая сущность эстетического в науке.- Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1978. 118с.
30. Актуальные проблемы психологии управления.- М.: Наука,1977.154с.
31. Актуальные проблемы творчества в свете решений ХХУ1 съезда
32. КПСС. Методологические аспекты социального творчества. Научно-практическая конференция. М.,1982.-54с.
33. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и молодежи. Тез.докл.республиканской научно-практической конференции /апр.1982/. Могилев, 1982. - 157с.
34. Акципетров А., Розов М. О единстве познания и инженерноконструкторской деятельности.- В кн.: Методология и логика научного познания.- Новосибирск: Наука, 1973.-с.43-58.
35. Алексеева В. Роль художественного наследия в эстетическомвоспитании народа.- М.: Сов.художник, 1965.- 72с.
36. Алехин В.В. Инженерно-технический труд и творчество как предмет философского анализа.- Автореф. докт.филос.наук.- М.: Изд-во МГУ, 1982. 49с.
37. Алехин В.В. Техническое творчество инженеров-конструкторовгенезис, природа, специфика/.- Филос.науки, № 6,1978,- с.18-40.
38. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения.- М,: Моск.рабочий,1969,-269с.
39. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбов: Кн.изд-во,1961,- 128с.
40. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука.- М.: Сов.радио,1979,-175с.
41. Альтшуллер Г.С., Селгоцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решатьизобретательские задачи.- Петрозаводск: Карелия, 1980 224с.
42. Ангелов С. Свобода и ответственность личности.- В кн.: Идеологический процесс и воспитание личности.- М.:Прогресс,1980.- с.106-124.
43. Антипенко Л.Г. Об эстетике научного творчества.- В кн.:Наукав социальных, гносеологических и ценностных аспектах.-М., 1980.- с.36-45.
44. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. Рига:1591. Лиесиа, 1977. 43с.
45. Апресян Г.З. Человеку быть художником.- М.: Мол.гвардия,1965,- 127с.
46. Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания.
47. Спецкурс марксистско-ленинской эстетики.- Владимир, 1974. 134с.
48. Арнаудов М. Психология литературного творчества.- М.: Прогресс, 1970. 654с.
49. Арончик И.Л. Искусство и эстетическое воспитание личности вусловиях развитого социализма.- Саратов: Изд-во Сара-товск.ун-та, 1980,- 315с.
50. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика ХУШ века.- М.: Искусство, 1962.- 311с.
51. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество.- Вопросы литературы,2, 1961. с.88-109.
52. Афанасьев В.Г. Диалектика социализма: Управление и планирование.- Вопросы философии, 1979, № 6, с.31-46.
53. Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М.: Политиздат,1980.368с.
54. Баграмян С.А. Место и роль эмоционального начала в формировании эстетически:* 1 активной личности /эстетическое воспитание студентов технических вузов в условиях развитого социализма/. Автореф.канд.филос.наук.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- 21с.
55. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек.- М.: Сов.Россия,1979. 256с.
56. Баллер Э.А. Развитой социализм: культура и личность.- Молодой коммунизм, 1980, № 6, с;6-12.
57. Баллер Э.А., Косолапов С.М. Культура и мораль.- М.: Политиздат, 1979,- 62с.
58. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философскийпринцип.- В кн.: Проблема человека в современной философии.» М.: Наука, 1969. с.69-78.
59. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Худож.лит.,1975. 502с.
60. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество.- М.: Мир,1969,-168с.
61. Белик А.П. Социальная форма движения. Явления и сущность.1. М.: Наука, 1982. 270с.
62. Бернал Дж. Наука в истории общества.- М.: Иностр.лит.,1956.- 735с.
63. Битаев В.А. Эстетическое воспитание в комплексном подходек формированию нового человека. Автореф.канд.филос. наук.- Киев, 1979.- 24с.
64. Бобнева М.Н. Техническая психология.-М.:Наука,1966.- 127с.
65. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание,1981,-96с.
66. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи. 0 нешаблонном мышлении.1. М.: Прогресс, 1976. 143с.
67. Бор Н. Жизнь и творчество.- М.: Наука, 1967,- 2Пс.
68. Бор Н. Избр.филос.труды в 2-х тт.- М., 1971.
69. Бородай Ю. Воображение и теория познания: Критический очерккантовского учения о продуктивной способности воображения.- М.: Высш.школа, 1966.- 150с.
70. Бройль Лук де. По тропам науки.- М.: Мир, 1962.- 315с.
71. Бубенкова Н.А. Эстетические аспекты научного творчества.1. Томск, 1969. 74с.
72. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.:Мысль,1978.216с.
73. Букин В.Р. Восхождение к прекрасному.- Л.: Лениздат,1979.176с.
74. Бунге М. Интуиция и наука.- М.: Прогресс,1967.- 187с.
75. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства.-М.:Искусство,1956.- 120с.
76. Буш Г.О. Рождение изобретательских идей.- Рига: Лиесма,1976.- 127с.
77. Бычко И.В. Познание и свобода.- М.: Политиздат,1969.-215с.
78. Бычко И.В. Философские основы познавательного творчества.
79. Рига: Зинатне, 1980.- 45с.
80. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М.: Сов.художник, 1966. 118с.
81. Валери П. Об искусстве.-М.: Искусство, 1976.- 622с.
82. Василев С. Теория отражения и художественное творчество.
83. М.: Прогресс, 1970.- 496с. 54. ВейтлингВ. Гарантии гармонии и свободы.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 584с.
84. Виноградов И.И. Искусство. Истина. Реализм.-М.: Искусство,1975.- 175 с.
85. Винцгонас И.В. Общественно-исторические предпосылки творческого характера процесса познания. Автореф.канд.филос. наук. Вильнюс, 1971. 16с.
86. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: Социологическиепроблемы развития науки и техники.-М.: Политиздат,1976, 335с.
87. Волков Г.Н. Социология науки. Очерки.-М.: Политиздат,1976.- 142с.
88. Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающегопоколения /некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе/ -Казань: йзд-во Каз.ун-та, 1976.- 224с.
89. Волович Л.А. Эстетическое воспитание трудящихся в условияхразвитого социализма.-М.: Профиздат, 1976.- 95с.61