автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Эстетика Антонио Менегетти
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетика Антонио Менегетти"
Сергеева Ольга Борисовна
ЭСТЕТИКА АНТОНИО МЕНЕГЕТТИ
Специальность 09.00.04 - Эстетика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
8 СЕН 2011
Екатеринбург - 2011
4852814
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин НОУВПО Гуманитарный университет (г. Екатеринбург)
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Закс Лев Абрамович,
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Панпурин Вольфрам Александрович
кандидат философских наук, доцент Постникова Елена Петровна
Ведущая организация: ФГОУВПО «Санкт-Петербургский
государственный университет»
Защита состоится 20 сентября 2011 г. в « » часов на заседании диссертационного совета Д 212.285.20 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» по адресу: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 248.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Автореферат разослан « » августа 2011 года
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор социологических наук, профессор
Л. С. Лихачева
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования продиктована, прежде всего, оригинальностью, масштабностью, репрезентативностью фигуры Антонио Менегетти с точки зрения современного искусства, а также философской значимостью его эстетического наследия, до сих пор не ставшего предметом научного анализа. Между тем, это наследие достаточно велико - к настоящему моменту философом опубликован ряд значительных трудов, среди которых такие, как «Онто-Арт. Ин-се искусства», «Образ и бессознательное», «Искусство, сновидение, общество», «Кино. Театр. Бессознательное», «Синемалогия», «Музыка как порядок жизни», «Мудрец и искусство жизни».
Антонио Менегетти - современный итальянский философ, эстетик, психолог, художник и общественный деятель - родился в Италии в 1936 году. Имеет степень доктора в области философии, теологии, психологии, является академиком нескольких международных и национальных академий. Менегетти является также успешным предпринимателем, имеющим глубокие деловые и научные связи с Россией и Екатеринбургом. Менегетти начинал свою профессиональную жизнь в качестве католического пастора, затем стал психотерапевтом и разработал собственное психологическое направление, которому начиная с 1998 года обучают на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Искусством он начал профессионально заниматься в 70-х годах, создал художественное направление и школу ОнтоАрт. В настоящий момент галереи с экспозициями его произведений действуют в Берлине, Риме, Пекине, Сан-Паулу, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Менегетти имеет несколько международных наград в области искусства, архитектуры, психологии. Им разработана оригинальная система взглядов, охватывающая ключевые проблемы эстетики и философии искусства. При этом его эстетическая система находится в сложных и многосторонних отношениях как с историей мировой эстетики, так и с современной художественной практикой, включая авангард и абстракционизм.
Своей эстетикой Менегетти отвечает на вызов современного искусства, кризисного, утерявшего гуманистические ориентиры. Эстетика Менегетти утверждает ценности Бытия и человеческой жизни в новых условиях, когда для их защиты нужны неклассические методы. Современное искусство часто направлено против человеческой личности, оно изобилует негативным, патологическим содержанием, утверждая духовное бессилие, агрессию, низводя роль и образ самого человека. Личность художника все чаще маркирована психологическими отклонениями. В связи с этим в обществе возникает потребность вновь поставить вопрос, каково назначение искусства и какими средствами можно обновить его гуманистическую направленность. На эти вопросы по-своему отвечает эстетика Менегетти.
Еще один аспект актуальности темы связан с недостаточным развитием психологии искусства и ее философско-эстетического осмысления в отечественной науке. Одна из причин такого положения - многомерность психического плана художественной деятельности, где, наряду с сознательными, большую роль играют бессознательные процессы, особенно в искусстве XX века. Проблемы, с которыми искусство сталкивается сегодня, все чаще требуют совместных ответов именно со стороны психологии и эстетики. Возникли вопросы, которые, возможно, не имели прежде такой важности. Должно ли искусство защищать ценности человеческой жизни? Может ли носитель патологии создавать подлинное искусство? Должен ли реципиент быть способен отделить здоровое искусство от патологического? Эстетика Менегетти дает свои ответы на эти вопросы, связанные с болезненными явлениями в современном искусстве.
Традиционно психология искусства занимается преимущественно классическим искусством, основанным на фигуративном образе. Однако абстракционизм внес радикальные изменения во все аспекты художественной деятельности. Изменились выразительные средства, психология творческого процесса, законы восприятия картины, критерии оценки качества. Все это предполагает разработку нового инструментария для изучения воздействия абстрактного искусства на реципиента. Эстетика Менегетти предлагает такой инструментарий, и его опыт поучителен для философско-эстетического осмысления современного искусства. Большую поддержку оказывает и то обстоятельство, что у нас есть возможность познакомиться не только с теоретической эстетикой Менегетти, но и с ее практическим воплощением. Искусство Менегетти представлено в России, здесь проходят его персональные выставки (в том числе, в Эрмитаже), многие наши соотечественники уже знакомы с искусством ОнтоАрта, а другие имеют возможность открыть его для себя.
Целью исследования является рациональная реконструкция и целостное осмысление эстетических взглядов и философии искусства Ан-тонио Менегетти в историко-философском, историко-эстетическом и эс-тетико-психологическом контекстах.
Цель исследования диктует реализацию следующих задач:
1. Показать историко-эстетические и историко-психологические истоки формирования эстетических взглядов и философии искусства Менегетти, их генетические и диалогические связи с классическими и современными концепциями философской эстетики и психологии искусства.
2. Определить основные теоретические концепты и идейную логику философии искусства Менегетти, в том числе его понимание философско-психологических проблем художественного сознания и творчества.
3. Осмыслить и раскрыть предложенные Менегетти типологию искусства, теоретическую модель ОнтоАрта и концепцию абстракционистского художественного языка.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются эстетические взгляды и философия искусства Антонио Менегетти. Предмет исследования - место эстетики Менегетти в историко-эстетическом контексте и в контексте современной художественной культуры.
Методологические основания исследования
Сформулированные выше цель и задачи диссертационного исследования определили методологическую базу и инструментарий историко-эстетического и историко-психологического анализа:
1. Философско- эстетический подход, опирающийся на общефилософские принципы анализа и интерпретации, с одной стороны, и на концепцию природы, сущности и назначения искусства, с другой.
2. Герменевтический анализ.
3. Историко-эстетический сравнительный анализ.
4. Междисциплинарные методологические интенции, ориентированные на выяснение логики взаимодействия теоретических представлений и понятий философской эстетики и психологии.
Степень научной разработанности проблемы
Всестороннее и углубленное изучение эстетических взглядов А. Менегетти остается делом будущего. Данная работа является скромным вкладом в решение этой задачи. Насколько нам известно, какой бы то ни было научный анализ философии искусства и эстетических взглядов А. Менегетти, их философских источников, их актуальности и оригинальности до сих пор не проводился. Менегетти обладает ярким, своеобразным стилем мышления, его манера изложения часто носит образно-метафорический характер. Составной частью нашей работы было не только выделить главные эстетические концепты Менегетти и связать их в единую логику, но и установить общезначимое эстетико-теоретическое содержание идей и понятий, содержащихся в различных книгах автора, проинтерпретировать их с точки зрения тех концептуальных оснований, которые свойственны отечественной историко-эстетической традиции.
Не имея возможности опираться на источники, посвященные воззрениям Менегетти, за их отсутствием, автор исследования широко опирался на историю эстетической мысли, прежде всего, европейской, от античности до современности, с которой Менегетти и его система взглядов находятся в постоянном - осознанном и неосознанном - диалоге (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Ф. Ницше, Б. Кроче, А. Бергсон, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, Р. Ингарден, Н. Гартман, Р. Дж. Коллингвуд). С другой стороны, анализ философии искусства Менегетти осуществлялся с опорой на большой опыт отечественной теоретической эстетики XX века, в том числе советского и постсоветского периода. Любой анализ философско-эстетических подходов к искусству неизбежно предполагает, что исследователь имеет в качестве теоретической предпосылки собственную теоретическую модель искусства, т. е. определенное понимание
его природы, сущности, специфики и назначения. В основе нашего видения искусства лежат взгляды ведущих отечественных эстетиков и психологов искусства (М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, В. В. Бычков, JI. С. Выготский, А. В. Гулыга, Б. Гройс, JI. А. Закс, А. Ф. Еремеев, М. С. Каган, О. А. Крив-цун, А. Ф. Лосев, М. Е. Марков, Б. В. Орлов, В. А. Панпурин, С. X. Раппопорт, Л. Н. Столович, Р. О. Якобсон). Автор опирался на теоретические труды классиков русского и зарубежного авангарда (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан), а также на работы западных философов и эстетиков, осмыслявших художественную практику XX века (В. Вор-рингер, Т. Адорно, Ж. Лакан, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гватгари, Ж. Ли-отар, Р. Арнхейм, Т. J. Clark, М. Fried, J. Siegel). В связи с тем, что эстетика Менегетти имеет глубокие связи с религиозной эстетикой, для нас представляли интерес работы религиозных философов и эстетиков, как европейских (Оригена, Дионисий Ареопагит, Григорий Палама), так и отечественных (В. Н. Лосский, П. А. Флоренский, С. С. Хоружий), а также русское святоотеческое наследие. В эстетико-психологической части работы автор опирался на труды классиков психологии (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Дж. Морено, А. Маслоу, Э. Фромм). Немаловажное значение среди источников имела также традиционная китайская и японская эстетика дзен. В ходе исследования автор обнаружил самостоятельную научную значимость осмысления логики соединения в рамках единой системы взглядов Менегетти различных в идейном, мировоззренческом и методологическом отношении взглядов, направлений, школ за длительный период существования эстетики.
Основные положения исследования, составляющие научную новизну и выносимые на защиту:
1. Выявлены основополагающие историко-эстетические, историко-философские и историко-психологические истоки эстетики Менегетти: онтология Хайдеггера, феноменология Гуссерля, интуитивизм Бергсона и Кроне, эстетика Гегеля, апофатическая теология, христианский мистицизм, концепция бессознательного Фрейда, теория самоактуализации Маслоу. Выявлено, что в основе эстетических взглядов Менегетти лежит онтологический трансцендентальный априоризм, ведущий свое происхождение от платонизма и классической метафизики, синтезированный с этикой самосозидания, берущей свое начало в гуманистической психологии середины XX века. Менегетти выстраивает логику обретения чистого (эстетического) сознания в экзистенциальном праксисе, понятом как творческое деяние.
2. Эстетическое мировоззрение Менегетти носит онтико-гуманис-тический характер. Прекрасное понимается как эпифания, или проявление Бытия (абсолюта) в предмете. Эстетический субъект рассматривается как устремленный к Бытию и реализующий эту интенцию посредством
исторического самосозидания на основе импульсов души (т-ве)1. Эстетическая цель совпадает с онтической и предполагает преодоление разрыва между Бытием и существованием в экзистенциальном опыте субъекта.
3. Менегетти строит свою эстетику (в том числе и философию искусства) на основе онтологической методологии. Эстетическая способность рассматривается им как параметр, обусловленный этической зрелостью личности. Субъект способен создавать и понимать эстетическое в той степени, в какой он актуализировал собственную духовную сущность (т-Бе), связывающую его с Бытием. Познание эстетического происходит на опыте самосозидания по проекту т-эе, главной творческой задачей субъекта выступает он сам.
4. В эстетике Менегетти можно концептуально выделить две части. Первая, этическая, сосредоточена на проблеме существования и выступает пропедевтикой ко второй части - чистой эстетике, основанной на понятии Бытия. Этическая часть необходима, поскольку она отвечает на вопрос, как возможна чистая эстетика, или созерцание Бытия в существовании. Согласно Менегетти, эстетика возможна на основе исполненной этики, решенной проблемы существования, т. е. реализации субъектом собственной духовной сущности. Как следствие этической зрелости такого родаЛ субъекту открывается эстетическое - способность познавать Бытие в существовании и создавать (творить) по проекции Бытия.
5. Основные теоретические концепты Менегетти можно, соответственно, отнести к двум разделам: этическому и собственно эстетическому. К этическому разделу относятся:
- концепция экзистенциальной этики как приведения личности в соответствие с душой (ш-Бе),
- концепция метанойи, или очищения сознания,
- концепция интуиции, или априорного (чистого) сознания,
- концепция проективного искусства как этического в своей сущности экрана становления личности,
- концепция фигуративного языка как атрибута проективного искусства.
К эстетическому разделу относятся:
- концепция эпифании (проявления Бытия в существовании) как эстетического предмета,
- концепция онтовидения (видения Бытия в существовании) как эстетического созерцания,
1 Важное для Менегетти понятие ¡п-Бе (в-себе) означает единство души и духа в человеческом существе. Можно сказать, что ¡п-ве - это представленность Бытия в человеке.
- концепция чистого искусства как эстетического в своей сущности экрана онтического акта,
- концепция абстракционистского языка как атрибута чистого искусства.
6. Менегетти рассматривает эстетическое в диалектической сложности. Он предлагает оригинальные концепции патологического и чистого искусства, вынужденной (обусловленной давлением бессознательного) и открытой (креативной) фантазии, здорового и извращенного эстетического удовольствия, позитивного и негативного абстракционизма. Тем самым он анализирует как высшие, так и низшие проявления творческого потенциала.
7. Типология искусства, предложенная Менегетти, основана на отношении художника к действительности, которое определяется уровнем его экзистенциальной, или этической, зрелости. Отсюда Менегетти выводит проективное (основанное на личной проекции) и чистое (основанное на откровении Бытия) искусство. Проективное искусство, до-эстетическое по природе, является экраном становления личности, цель которого состоит в преодолении разрыва между личностью и душой, существованием и Бытием. Проективное искусство приобретает позитивный характер, если художник решает задачу становления, и негативный характер, если он терпит в ней поражение. Чистое искусство, эстетическое по природе, возникает как результат достигнутой этической зрелости художника, обретенного им чистого сознания, которому становится доступно онтовидение, или откровение Бытия. Если в проективном искусстве ведущее значение принадлежит образу, то в чистом искусстве ведущее значение принадлежит акту.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты работы расширяют представление о возможных подходах к анализу искусства и личности художника, отличных от существующих в классической и современной эстетике. В работе реконструируется оригинальная версия типологии искусства, психологии творчества, философии абстракционизма. С историко-эстетической точки зрения в оборот вводится новая литература, до сих пор не привлекавшаяся для анализа, а также система новых понятий. С практической точки зрения основные результаты исследования могут быть использованы для разработки вузовских курсов по эстетике, психологии искусства, истории искусства XX-XXI веков, а также в курсах практического обучения художников.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 155 страниц. Библиография включает 124 наименования.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, освещается степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, указываются его источники, методологическая основа, положения, раскрывающие теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе - «Эстетика А. Менегетти в контексте истории эстетики, философии и психологии» - раскрываются множественные связи идей Менегетти с философской эстетикой и психологической наукой, как классической, так и современной.
Параграф 1 главы 1 - «Эстетические взгляды А. Менегетти в контексте истории философии и эстетики». Идейная логика Менегетти в целом тяготеет к онтологическому и феноменологическому подходам. В центре его теоретических построений стоит категория Бытия как трансцендентный источник эстетического, совершенного, истинного. Человеческое существование приближается к эстетическому в той мере, в какой оно приближается к Бытию. Отсюда мы делаем вывод, что проблема эстетического у Менегетти предстает как задача субъекта преодолеть разрыв между Бытием и существованием.
Основополагающие концепции Менегетти-концепции эстетической интуиции, проекции, эпифании - обнаруживают связь как с историко-философскими и историко-эстетическими, так и с религиозными источниками. Эта связь была показана в данном параграфе, однако обстоятельный анализ самих концепций был предпринят в последующих главах.
При анализе эстетического сознания Менегетти вводит понятие эстетической интуиции, опираясь на концепцию априорного, или чистого, сознания, которая восходит к учению Платона о сверхчувственном познании эйдоса, а также к «чистому Я» Гуссерля. В отличие от Бергсона, Кроче и Гартмана, Менегетти представляет интуицию не иррациональным, а духовным феноменом, который является естественным следствием экзистенциальной зрелости.
Анализируя проблему творчества, Менегетти вводит понятие психологической проекции автора (а на его основе - идею проективного искусства), которое находит свое обоснование в концепции интенциональ-ности Гуссерля. Отсюда возникает требование к художнику предпринять метанойю (очищение и изменение сознания в соответствии с импульсами души), чтобы стать зрелой личностью. Эти идеи носят этический характер и опираются на теологический опыт Менегетти, перекликаясь с религиозной эстетикой и православной святоотеческой литературой, где также присутствуют требования к нравственной чистоте творца.
Важное место в эстетике Менегетти занимает мистическое сознание, открывающееся на высших этажах чистого искусства. Здесь он вводит концепцию эпифании как способности искусства раскрывать полноту Бытия в эстетическом знаке, которая восходит к немецкой класси-
ческой философии, к учению о представленности всеобщего в конкретном. Связанные с концепцией эпифании категории откровения, онтови-дения, преображения, метафизического света имеют глубокие корни в религиозной и мистической мысли.
Критические взгляды Менегетти на современное искусство во многом диалогизируют с критическими теориями XX века, обнаруживая, одновременно, и существенные отличия. Менегетти близок к Хайдеггеру в понимании природы искусства как способа раскрытия Бытия в существовании, в трактовке Вот-Бытия как экзистенциального события (откровения, по Менегетти) Бытия, в идее отчужденного состояния индивида (Das Man), превращаемого в посредственную массу. В своей критике современного искусства, опирающейся на понятие мема (Докинз), Менегетти близок к идее симуляции Бодрийяра. «Негативную диалектику» Адорно, а также «шизо-анализ» Делёза и Гваттари можно рассматривать как введение к «искусству патологической проекции», концепцию которого Менегетти разрабатывает в рамках своей типологии искусства. Адорно, Делёз и Гваттари рассматривают негативные художественные стратегии в искусстве XX века как борьбу за освобождение индивида от порабощения, навязываемого социальной системой. В отличие от них Менегетти считает борьбу с социальной системой в искусстве патологической стратегией этически незрелого художника, поскольку ответственность за аутентичное становление он возлагает на самого индивида. Главное отличие мировоззренческой позиции Менегетти состоит в том, что для него идея поступательного духовного развития человека - это не разоблаченная утопия, как это выглядит в случае его оппонентов, а экзистенциальная философия, не имеющая альтернативы. В отличие от метода трансгрессии как тотальной негации, применяемого его оппонентами, Менегетти использует метод трансценденции как последовательного духовного восхождения. Как выход Менегетти предлагает свою альтернативу «негативному искусству» - сначала «позитивное», а затем «чистое искусство».
Параграф 2 главы 1 - «Взаимосвязь эстетических взглядов А. Менегетти и психологической науки» - раскрывает связь эстетических идей Менегетти с классической психологией искусства (Фрейд, Юнг, Башляр), а также с экзистенциальной психологией Маслоу.
Менегетти использует ряд идей психоанализа. Так, он рассматривает художественный образ как выражение, чаще всего бессознательное, внутреннего мира художника. Однако философские основания эстетики Менегетти противоположны идеям философии фрейдизма. Менегетти исходит из трансцендентальной мировоззренческой установки и рассматривает человека как существо, движимое внутренним духовным принципом (in-se) и устремленное к Бытию. В соответствии с этим он описывает эволюцию психики художника от незрелого состояния к зрелому и далее к мудрецу, «человеку без мифов». Фрейд, напротив, исходил из
естественно-научных материалистических представлений о человеке и не усматривал в его природе императива духовной эволюции. Главное отличие воззрений Менегетти на творчество сосредоточено в концепции априорного сознания, которой не существовало в классической психологии искусства. Взгляд Фрейда на искусство как на внешне эстетичную маскировку подсознательных желаний находит свое место в эстетике Менегетти, но только в качестве обоснования «низших этажей» искусства, создаваемых этически незрелыми художниками.
Фрейдова теория дает обоснование «патологической» эстетике, наличие которой Менегетти признает, которую он научно препарирует и которой он, тем не менее, противостоит как теоретик и художник. Менегетти вводит понятие терапевтического искусства, истинной целью которого является высвобождение вытесненного и компенсация неудовлетворенности. Однако он также вводит и понятие чистого искусства, целью которого является эпифания, или празднование Бытия. Менегетти также отрицает идею Фрейда о противостоянии принципа удовольствия и принципа реальности. Согласно Менегетти, эстетическое удовольствие может носить как иллюзорно-компенсаторный, незрелый характер, так и характер благодати, которая не только не противостоит принципу реальности, но, напротив, маркирует собой контакте Бытием, т. е. истинную духовную реальность, достигаемую зрелой личностью. Менегетти также противоположен Фрейду в трактовке эстетической игры. Для него игра - это не инфантильный эскапизм, а результат реальной достигнутой свободы. В отличие от Фрейда, идеализацию Менегетти рассматривает не как компромисс с давлением Сверх-Я, а как следование априорной форме.
Исходя из противоположной Фрейду предпосылки бесконечного развития личности по направлению к целому Бытия, Менегетти описывает сложный путь достижения аутентичного эстетического сознания - онто-видения. Онтовидение можно понимать как способность к созерцанию Бытия (или красоты, что в данном случае синонимично) в реальном существовании. Анализируя психические источники образов, Менегетти выделяет не только низшее, но и высшее бессознательное, с которым связаны такие феномены, как мудрость, откровение, благодать. Рассматривая эстетическое наслаждение, он выделяет как негативное, так и позитивное удовольствие. Однако все упомянутые позитивные феномены не даны, а исторически «зарабатываются» индивидом ценой достижения зрелости. Говоря о концепции архетипов Юнга, Менегетти также не отрицает наличия таких структур в искусстве, однако рассматривает их как признак незрелого художественного сознания. В данном случае художник подчинен безличным формам коллективного бессознательного и далек от истинной креативности.
Теорию самореализации Маслоу во многом можно рассматривать как психологическое введение к эстетике Менегетти. Их взгляды на природу человека обнаруживают множество идейных пересечений, которые мы сочли возможным соединить в нижеследующей таблице.
Таблица 1
Идейные пересечения во взглядах А. Маслоу и А. Менегетти
Маслоу Менегетти
Значение категории Бытия Человек как существо, развившее свою Самость и устремленное к Бытию Человек - это онтический проект в земном воплощении
Эволюция художника и тип искусства 1. Психология Бытия 2. Психология становления 3. Психология неполноценности 1. Чистое искусство 2. Позитивное искусство 3. Негативное искусство
Понятие зрелой личности Самоактуализация как эмоциональная зрелость, продуктивность, подлинность, полноценность Аутентичность как приведение личности в соответствие с душой (¡п-Бе)
Мотивация к творчеству 1. Дефицитарная мотивация преодолеть нехватку 2. Бытийная мотивация к развитию 1. Искусство негативной проекции 2. Искусство позитивной проекции
Гуманизм В творческой самоактуализации на первом месте стоит личность, а не ее достижения Высшим произведением является сам человек, созидающий себя по проекции души (¡п-эе)
Целостное понимание человеческой природы Высшие потребности (самоактуализация) опираются на удовлетворение низших (выживание) Условием достижения духовной эстетики является здоровье и функциональность
Понимание природы удовольствия 1. Патологически мотивированные удовольствия 2. Удовольствия, мотивированные здоровьем Здоровое и извращенное удовольствие
Понимание экзистенциальной динамики 1. Движение к высшей нирване (инстинкт жизни, по Фрейду) 2. Движение к низшей нирване (инстинкт смерти, по Фрейду) 1. Позитивная динамика (¡п-ве - априорное Я - личность) 2. Негативная динамика (комплексы - стереотипы -личность)
Вторая глава - «Философия искусства А. Менегетти» - посвящена анализу философских взглядов Менегетти на художественное творчество и его теоретической модели искусства.
Параграф 1 главы 2 - «Менегетти об онтико-гуманистиче-ских основах художественного творчества». На наш взгляд, у Менегетти можно выделить две главные функции искусства: онтическую (направленность к Бытию) и гуманистическую (утверждение и защиту жизни). Контакт с Бытием как трансцендентным началом он рассматривает как уникальную и незаменимую функцию искусства в обществе. Под гуманистической задачей он понимает преодоление «культуры несчастья» и ориентацию искусства на служение ценностям жизни. Наряду с понятием Бытия краеугольным камнем эстетики Менегетти является
понятие души (т-Бе). Душа связывает индивида с Бытием и лежит в основе всех эстетических процессов: видеть красоту значит проницать ¡п-эе вещей, заниматься творчеством значит создавать по проекции души и т. д. Отсюда можно сделать вывод, что у Менегетти этика первична по отношению к эстетике. Чтобы прийти к Бытию и чистой эстетике, художнику необходимо сначала решить этическую задачу - преодолеть проблему существования как разрыва с Бытием, достичь самореализации в соответствии с требованиями души, познавая последнюю с помощью интуиции. Лишь этот путь приводит к тому, что сознанию открывается эстетическое измерение реальности. Можно заключить, что интуиция, этическая зрелость, самореализация и творчество оказываются у Менегетти неразрывными этапами единого процесса - обретения Бытия.
Значение этики у Менегетти мы также усматриваем в том, что с ее помощью он теоретически выстраивает экзистенциальный путь художника к априорному сознанию как основанию креативного воображения. Менегетти выделяет два базовых типа образов: матричные и априорные, а также семь этапов их интерпретации. Матричные образы отражают негативную психическую динамику и становятся основой для создания патологического искусства. Априорные образы, в свою очередь, выражают позитивную динамику и становятся основой для чистого искусства. Поскольку образы, возникающие в воображении художника, являются проекцией его внутреннего мира, для формирования творческой личности наряду с профессионализмом оказывается необходимым духовное и нравственное становление, вне которого невозможен доступ к априорному сознанию.
Анализируя творческое воображение, Менегетти впервые вводит различение вынужденной (подчиненной бессознательному) и открытой фантазии. Он подчеркивает тот факт, что расхожее понятие «свобода воображения» в большинстве случаев ошибочно. Свободу воображения Менегетти ставит в прямую зависимость от экзистенциальной зрелости художника. Анализируя значение бессознательного в творческом процессе, он поднимает проблему психического и морального здоровья художника. Эту проблему впервые акцентировал Платон в концепции «священного безумия». Сегодня эстетике не хватает критериев, позволяющих отличать психическую патологию от мистических откровений, деградацию рассудка от его превосхождения. Такие критерии призвана дать теория Менегетти.
Одним из элементов эстетики, противостоящей «культуре несчастья» у Менегетти, на наш взгляд, является понимание того, что есть здоровое удовольствие. Исследуя эстетическое наслаждение, Менегетти описывает путь, ведущий от биологически-здорового удовольствия к духовному. Высший уровень эстетического удовольствия фундируется контактом с целым Бытия, в результате чего реципиент переживает экстраординарное состояние тотальной целостности и первозданности (априорности), что возобновляет в нем действие души. Но базовым условием
вкуса является нормальное благоденствие индивида на экзистенциальном уровне. Сама способность к проживанию эстетического удовольствия зависит не только от произведения, но и от этической зрелости субъекта. Индивид познает идеал в той мере, в какой реализовал идеал самого себя. Постигая красоту собственной души, он может распознавать ее вовне и воплощать в искусстве. Удовольствие у Менегетги есть важный психический регулятор, призывающий субъекта к познанию внутренней гармонии и реализации ее в существовании. Это позволяет сделать вывод, что Менегетти синтезирует эстетический трансцендентализм с жизненной повседневностью. Освоить логику наслаждения и обрести вкус позволяет не столько искусство, сколько повседневное следование экзистенциальной этике во всех мелочах жизни. Метанойя предписывает ментальную гигиену, ведущую к чистоте ума, без чего нельзя притязать на создание и восприятие красоты.
Важным достижением эстетики Менегетти является впервые вводимое различение негативного и позитивного воздействия искусства, что, безусловно, отражает противоречивую роль искусства в современном мире. Позитивное удовольствие характеризуется холистическим усилением субъекта, задействуя и организмическую, и духовную сферу. Извращенное удовольствие действует частично, расщепляя субъекта, лишая его идентичности. При этом Менегетти акцентирует телесно-орга-низмический аспект эстетического восприятия. По его мнению, при оценке искусства приоритет должен принадлежать не теоретическому анализу, а реакции организма здорового и аутентичного человека {орга-низмический критерий). Прежде чем претендовать на высокие смыслы, искусство должно быть гигиенично, т. е. безопасно для здоровья. Гигиенично то произведение, которое повышает биопсихическую витальность как автора, так и реципиента. Повышение витальности регистрируется висцеральной зоной человеческого организма, которая является телесным индикатором интуиции.
Отсюда закономерно возникает проблема здоровой чувствительности и эротизма, также едва ли не впервые поднимаемая в эстетике. Креативности вне эроса не существует, считает Менегетти, поэтому и художнику, и зрителю важно исцелить свой эротизм - первоначально на биологическом уровне, а затем прийти к духовному, или «белому эротизму», объединяющему с Бытием. Для этого необходимо восстановить висцеральную чувствительность как интуитивное «сознание» тела.
В параграфе 2 главы 2 - «Теоретическая модель искусства и концепция ОнтоАрта» - раскрываются взгляды Менегетти на историю искусства, описывается его типология искусства, в рамках которой выделяется проективное и чистое искусство (ОнтоАрт), а также рассматривается специфика творческого процесса в сфере чистого искусства.
С нашей точки зрения, теоретическая модель искусства у Менегетти основана на отношении художника к действительности, которое, в свою очередь, отражает этапы его развития как личности. Менегетти вскры-
вает генезис как низших, так и высших проявлений творческого потенциала. Он исходит из представления об искусстве как экране становления личности от инфантильной незрелости вплоть до самореализации, когда сознание тождественно бытию. Этапы становления субъектности непосредственно отражаются в трех типах искусства. Искусство негативной проекции отражает отказ от становления и моральное поражение. Искусство позитивной проекции отражает сам процесс становления как решения экзистенциальной проблемы и обретения зрелости. Наконец, чистое искусство отражает результат становления, достижение цели экзистенциального пути, обретение Бытия в существовании. Психическим источником чистого искусства выступает уже не личная проекция автора, а откровение Бытия, трансцендентное по своей природе. Становление зрелости позволяет субъекту обрести чистое сознание и тем самым прийти к онтовидению, к эпифании как открытию Бытия в существовании, что и есть красота, или эстетическое. Можно заключить, что, если «патологический» художник своим творчеством отрицает Бытие, «этический» художник - борется за Бытие, то онто-художник играет с Бытием и наслаждается им.
Таблица 2
Сравнение трех типов отношения художника к действительности
Искусство патологической проекции Искусство этической проекции Чистое искусство
Содержание воображаемого Негативная проекция автора Позитивная проекция автора Откровение, эпифа-ния Бытия
Отношение к Бытию Отрицание Бытия Борьба за Бытие Созерцание Бытия
Отношение к проблеме Фиксация на проблеме Решение проблемы Игра, или притворство проблемой
Мотивация творчества Обозначать, чтобы получить облегчение Обозначать, чтобы быть Творить, или обозначать, чтобы обозначать
Отношение к становлению Патологическая фаза сопротивления росту Этическая фаза роста Эстетическая фаза наслаждения
Тип удовольствия Извращенное удовольствие от разрядки негативных чувств Позитивное удовольствие от победы Белый эротизм, благодать
Этическое измерение Негативное искусство Позитивное искусство Чистое искусство
Воздействие на реципиента Разрушительное Помогающее Аутентифицирующее
Направленность Антигуманистическая Гуманистическая Онтическая
Характеристика творческой энергии Выплеск негативной энергии Вложение позитивной энергии Отдача избытка энергии (благодати)
Собственно креативность, по Менегетти, имеет место лишь на этапе чистого искусства. Автор определяет творчество как созидание по проекту души, так что высшим искусством выступает самосозидание личности. При этом, как мы считаем, мистические феномены (мудрость, благодать) лишаются иррациональности и выступают как результат пре-восхождения нормальной экзистенциальной зрелости.
Менегетти формулирует педагогику, условия формирования и отличительные черты творческой личности. Главной особенностью гениальности он считает не чрезмерную выраженность какой-либо черты, а интегральное развитие, единство действия, дающее взаимообратимость и вовлеченность всех способностей. Поэтому требуется последовательное развитие без скачков. Оригинальной, на наш взгляд, является идея, что гения отличает ответственный гедонизм, умение наслаждаться аутентичным действием, так как креативность питается удовольствиями. Это позволяет творцу обрести атараксию, защищающую его уникальность перед лицом всевозможных форм системного управления. Менегетти подчеркивает, что художнику необходимо правильно выстроить отношения с социальной системой, предостерегая как от ангажированности, так и от эскапизма и инфантильного протеста. Главной ценностью остается здоровье интимного мира. Также, по его мнению, нельзя говорить о творческой способности при отсутствии здоровья, как физического, так и психического.
Глава 3 - «Концепция абстракционизма в эстетике А. Менегетти. Менегетти не только теоретик искусства, но и художник, работающий в технике абстракции. Он доказывает, что язык абстракции является наиболее адекватным для решения духовных задач искусства вообще и ОнтоАрта в частности.
В параграфе 1 главы 3 - «Концепция абстракционизма Менегетти в контексте истории философии, эстетики и художественной практики XX века» - раскрывается концепция абстракционистского языка, предложенная Менегетти, во взаимосвязи с античной философией и апофатическим богословием. Во второй части параграфа проводится сравнение двух концепций творческого процесса: концепции Менегетти и концепции, утвердившейся в абстракционизме середины XX века.
Проблема взаимоотношений фигуративного и абстрактного имеет духовный характер и первоначально решалась в рамках религиозного единобожия. Обсуждалась опасность идолопоклонничества при изображении невидимого духовного мира. Древние примеры движения к беспредметности (византийское иконоборчество, исламская арабеска, буддийская мандала) символизировали тот факт, что истинная реальность не может получить адекватного выражения в физическом облике. Платон и Аристотель обозначили это противоречие философски, когда первый выступил как сторонник нефигуративных (сакральных) способов выра-
жения, а второй - фигуративных (миметических). Менегетти занимает в этом вопросе диалектическую позицию, считая обязательным освоение фигуратива на этапе обучения. Затем, при достижении зрелости, фигу-ратив может быть трансцендирован для перехода к более высокой реальности, поскольку мимезис связан с познанием внешнего мира, а абстракция - внутреннего.
В средневековой апофатической теологии шла дискуссия о том, способно ли искусство выражать духовную реальность. Последняя описывалась антиномически, что указывало на необходимость владения интуицией. Подобным образом Менегетти обосновывает необходимость интуиции в эстетическом познании, определяя духовное прекрасное как «трансцендентного прохожего», чья сущность не под дается рациональной фиксации.
Одна из центральных идей Менегетти, что художник призван быть не только профессионалом, но личностью, чья зрелость делает возможным онтовидение, находит подтверждение в философии ареопагитиков, в русской религиозной эстетике, в традиционной эстетике Китая, где был обоснован не только мистический способ познания истинной реальности, но и необходимость духовного совершенствования (метанойи) и экзистенциального праксиса для его обретения. Отсюда закономерно вытекают требования к личностной зрелости художника, стремящегося к овладению высшей красотой.
Анализ психологии творчества, сложившейся в рамках абстракционизма как направления современного искусства, позволил нам выделить две противоположные мотивации в качестве психологических источников этого направления: духовный поиск и протест. Есть основания считать, что в середине XX века возобладала протестная мотивация. Она состоит в стремлении к «разрушению миметической иллюзии» (Б. Гройс) и основана на активном нигилизме, понимании творчества как тотальной нега-ции. В абстракционизме произошел разрыв между художественной практикой и экзистенциальной этикой. Возникло представление, что разрушение фигуратива ведет к более высокой реальности. Свобода творчества стала пониматься как отрицание классических правил, спонтанность- как бесконтрольный жест. Спонтанный метод был поверхностно, без этической подоплеки, перенят из дзенской эстетической традиции. Тесно связанный с абстракционизмом, Арт-брют (творчество умалишенных) можно рассматривать как вершину эстетики бессознательной спонтанности, извращенно истолковывающей платоновскую формулу «священного безумия». В результате сформировался образ художника как девиантного субъекта, ищущего самоуничтожения. На место эстетического удовольствия была поставлена фрустрация зрителя.
Все эти искажения, по нашим оценкам, делают необходимым и обоснованным различение «позитивного» и «негативного» абстракционизма, предпринятое у Менегетти и раскрытое нами в следующем параграфе.
В параграфе 2 главы 3 - «Художественный язык абстракции в ОнтоАрте» - проводится сопоставление фигуративного и абстрактного художественного языка, исследуется концепция позитивного и негативного абстракционизма и выделяются специфические черты абстрактного художественного знака в чистом искусстве на примере Он-тоАрта.
Менегетти раскрывает возможности абстрактного языка как выразителя духовного начала, сопоставляя его с фигуративным языком. Опираясь на это сопоставление, мы вывели из него ряд экспликаций, представленных в следующей таблице.
Таблица 3
Сравнительный анализ фигуративного и абстрактного языка
Фигуративный язык Абстрактный язык
Цель обозначения Обозначение содержания, выразимого в знаке Указание на содержание, не выразимое в знаке
Инструменты восприятия Органы чувств и рациональное сознание Организмическое восприятие и интуиция
Означаемое (референт) Ставшее сущее как материальное следствие (апостериори) Проект сущего как духовная причина (априори)
Что выражает знак Результат, объект, готовая форма Акт, становление, действие
Механизм прочтения Обращение к культурной памяти, к словарю символов Актуальное событие здесь теперь
Результат восприятия Узнавание заложенного смысла Рождение смысла
Формы данности Статика, фиксация в материальных границах Динамика "жизненного порыва"
Условия прочтения Необходимость культурного образования Необходимость экзистенциального опыта созидания
Роль зрителя Восприятие Генерирование
Смысловая структура знака Стремится к определенности Стремится к открытости
Источник гармонии Гармония в объекте Гармония в психике
Психический процесс Отражение посредством ментальных структур Бытие как акт
Характер коммуникации Социальная коммуникация, опосредованная знаками Непосредственнная коммуникация "от души к душе"
Познавательная функция Внешнее познание реальности как совокупности мифов Внутреннее познание реальности как действия, созидания, акта
Социальная функция Базовый уровень освоения реальности, социальное научение Зрелый уровень освоения реальности, мудрость
Формы искусства Проективное искусство Чистое искусство
Однако оперирование абстракционистским языком, согласно Мене-гетти, требует экзистенциальной зрелости, в противном случае возникает негативный абстракционизм. Из противопоставления позитивного и негативного абстракционизма мы также сочли возможным сделать ряд экспликаций, представленных в следующей таблице.
Таблица 4
Сравнительная характеристика негативного и позитивного абстракционизма
Негативный абстракционизм Позитивный абстракционизм
Семантическая единица Искаженный стереотип Априорный образ
Философский метод Трансгрессия Трансценденция
Художественный метод Случайность и произвольность Интуитивная точность и единственность
Творческий метод Раскрепощение Духовная дисциплина
Отношение к рациональному Выключение сознания Очищение сознания (метанойя)
Цель творчества Удаление цензуры сознания для высвобождения бессознательного Контакт с Бытием на основе интеграции сознания и бессознательного
Мотивация Освобождение от ограничений Духовное познание
Отношение к фигуративному образу Разрушение, или деградация фигуративного образа Выход за границы, или пре-восхождение фигуративного образа
Психический источник образов Бессознательное, давление вытесненного Априорное сознание, интуиция
Понимание свободы Возможность выражать подавленные импульсы Возможность выражать высшие состояния
Роль классики Отрицание классической школы Интеграция классической школы при обучении
Социальная функция Бунт против буржуазных ценностей Обретение духовных ценностей
Природа жеста Психический автоматизм Естественность как психотелесная интеграция
Психическое содержание Содержание вытесненного Содержание откровения
Познавательная цель Стремление к иррациональному Стремление к духовному
Отношение к рациональному сознанию Стремление уничтожить рацио как препятствие на пути к бессознательному Стремление интегрировать рацио в единство действия
Природа вдохновения Стимуляция для вхождения в измененные состояния сознания, психические отклонения высшие состояния сознания
Отношение к реальности Неприятие, бегство, негация, трансгрессия, критика Созерцание Бытия в повседневности
Предпринятое различение позволяет, на наш взгляд, отделить духовный поиск в абстракционизме от невротического самовыражения, а превосхождение и трансцендирование образа - от сублимированной агрессии, направленной на разрушение фигуративного образа.
Доказав преимущества абстрактного языка перед фигуративным и отделив позитивный абстракционизм от негативного, Менегетти описывает формулу абстрактного онтического знака как языка, имеющего целью контакт с Бытием. Здесь формальные характеристики связаны с ценностными, психическими и метафизическими. Главная характеристика онтического знака - быть проводником жизни. Это способность активизировать живое начало в реципиенте и связывать физический мир, получающий фиксацию в знаке, с духовным миром как актом, выходящим за пределы любого знака. Можно сделать вывод, что Менегетти вводит примат воздействия знака над его формой. Онто-знак - это действующая динамика, чья материальная структура не самодовлеюща, а «прозрачна», служебна по отношению к креативному импульсу. Онто-знак не столько объект, сколько напряженная интенция, устремленная к Бытию. При этом форма знака понимается как изменчивая, открытая, подвижная, мини-малистичная, предельно концентрированная.
Лишь с опорой на весь предыдущий анализ метафора «трансцендентный прохожий» раскрывается в полной мере, утверждая суть эстетического как проявления Бытия в существовании. Эта метафора подчеркивает моментальность, событийность, темпоральность и актуальность (новизну) в воздействии онтического знака. Новизна состоит не в оригинальности формы, как считается в модернизме, а в событийности рождения Я, которое происходит всякий раз, когда сознание встречается с душой. Искусство с помощью онтического знака призвано создать эту встречу, которая вновь высвечивает трансцендентные корни души, подтверждая, что «Я есть». Актуализация духовного начала («Вот Бытие!») -это единственное событие, которое всегда ново. Метафора прохожего также подчеркивает аспект таинства. Эпифания представляет собой скрывающее раскрытие, которое не исчерпывает и не профанирует свой предмет, сохраняя его от смысловой инфляции и превращения в мем.
Восприятие онтического знака закономерно основано на онтологическом принципе. По замыслу Менегетти здесь должны совпадать субъект и объект, сознание и Бытие. Эстетика Менегетти посвящена искусству Бытия (ОнтоАрту), а Бытие познается онтологически. Поскольку у онтического знака нет предметного значения и весь его смысл сводится к чистому действию, к непрерывному порождению актуальности, то воспринять такой смысл субъект может, лишь сам будучи таким же актуальным обновляющимся действием, постоянным творческим свершением, ОнтоАртом.
В Заключении формулируются положения, составляющие элементы новизны и выносимые на защиту.
Публикации по теме диссертации
Основные положения диссертации выносились на обсуждение на российских научных конференциях в Екатеринбурге в 2010-2011 гг. и стали основой для 7 публикаций, в том числе трех в научных рецензируемых изданиях.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных
журналах ВАК:
1. Сергеева О. Б. Проблема образа и творческого воображения в эстетике Антонио Менегетти // Известия Уральского государственного университета. - Серия 3 : Общественные науки. - 2011. - Вып. 2. - № 92. -С. 131-140.-1 п. л.
2. Сергеева О. Б. Концепция абстракционизма в эстетической теории Антонио Менегетти // Вестник Челябинского государственного университета. -Направление : Философия. Социология. Культурология. - 2011. - Вып. 21. - С. 152-156. - 0,4 п. л.
3. Сергеева О. Б. Типология искусства Антонио Менегетти [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - Шифр Информрегистра: 0421000093\0033. - URL : http://www. teoría-practica. ru/3-2011.№ 3.2011.-0,4 п. л.
Статьи в других изданиях:
1. Сергеева О. Б. Концепция повседневного самосозидания в философии искусства А. Менегетти // Культурное наследие и перспективы социокультурного развития России: Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2010. - С. 93—96.
2. Сергеева О. Б. Методологические подходы к оценке качества современного искусства в эстетике А. Менегетти // Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции ГУ. - Екатеринбург, 2010. -Т. 1. - С. 240-244.
3. Сергеева О. Б. Новый взгляд на проблему «художник и безумие» в эстетике А. Менегетти // Позиции философии в современном обществе : Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 45-летию УрГУ. - Екатеринбург, 2010. - Т. 2. - С. 230-236.
4. Сергеева О. Б. Опыт удовольствия в эстетической теории А. Менегетти // Человек в мире культуры: культура повседневности : Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых. - Екатеринбург, 2011. - С. 326-329.
Подписано в печать 25 июля 2011 г.
Бумага для множительных аппаратов Формат 60x84 1/16
Усл.печ.л. 1,4. Уч.изд.л. 1,22
Тираж 100 экз. Заказ № 49
Гуманитарный университет
620049, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 19 Отпечатано с оригинал-макета в копировальном центре Гуманитарного университета 620041 г. Екатеринбург, ул. Железнодорожников, 3
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сергеева, Ольга Борисовна
Введение.
Глава 1. Эстетика А. Менегетти в контексте истории философии, эстетики и психологии.
§ 1. Эстетические взгляды А. Менегетти в контексте истории философии и эстетики.
§ 2. Взаимосвязь эстетических взглядов А. Менегетти и психологической науки.
Глава 2. Философия искусства А. Менегетти.
§ 1. Менегетти об онтико-гуманистических основах художественного творчества.
§ 2. Теоретическая модель искусства и концепция ОнтоАрта.
Глава 3. Концепция абстракционизма в эстетике А. Менегетти.
§ 1. Концепция абстракционизма. Менегетти в контексте истории философии, эстетики и художественной практики XX века.
§ 2. Художественный язык абстракции в ОнтоАрте.
Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Сергеева, Ольга Борисовна
Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования продиктована, .прежде всего, оригинальностью, масштабностью, репрезентативностью с точки зрения современного искусства, а также философской значимостью эстетического наследия, Антонио Менегетти, до сих пор не ставшего предметом научного анализа. Между тем, это наследие достаточно велико - к настоящему моменту философом опубликован ряд значительных трудов, среди которых такие, как «ОнтоАрт. Ин-се искусства», «Образ и бессознательное», «Искусство, сновидение, общество», «Кино. Театр. Бессознательное», «Синемалогия», «Музыка как порядок жизни», «Мудрец и искусство жизни».
Антонио Менегетти - современный итальянский философ, эстетик, психолог, художник и общественный деятель — родился в Италии в 1936 году. Имеет степень доктора в области философии, теологии, психологии, является академиком нескольких международных и национальных академий. Менегетти является также успешным предпринимателем, имеющим глубокие деловые и научные связи с Россией и Екатеринбургом. Менегетти начинал свою профессиональную жизнь в качестве* католического пастора, затем стал психотерапевтом и разработал собственное психологическое направление, которому, начиная с 1998 года, обучают на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Искусством он начал профессионально заниматься в 70-х годах, создал художественное направление и школу ОнтоАрт. В настоящий момент галереи с экспозициями его произведений действуют в Берлине, Риме, Пекине, Сан-Паулу, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Менегетти имеет несколько международных наград в области искусства, архитектуры, психологии. Им разработана оригинальная система взглядов, охватывающая ключевые проблемы эстетики и философии искусства. При этом его эстетическая система находится^ в сложных и многосторонних отношениях как с* историей мировой эстетики, так и с современной художественной практикой, включая авангард и абстракционизм.
Своей эстетикой- Менегетти отвечает на вызов современного искусства, утерявшего гуманистические ориентиры. Эстетика Менегетти утверждает ценности Бытия и человеческой жизни в новых условиях, когда для их защиты нужны неклассические методы. Современное искусство часто направлено-против человеческой личности, оно изобилует негативным, патологическим содержанием, утверждая духовное- бессилие, агрессию,- низводя- роль и образ самого человека. Личность художника все чаще маркирована психологическими отклонениями. В связи с этим в обществе возникает потребность вновь поставить вопрос, каково-назначение искусства и какими средствами можно обновить его гуманистическую направленность. На эти вопросы по-своему отвечает эстетика Менегетти.
Еще один аспект актуальности темы связан с недостаточным развитием психологии искусства и ее философско-эстетического осмысления в отечественной науке. Одна из причин такого положения — многомерность психического плана художественной деятельности, где, наряду с сознательными, большую роль играют бессознательные процессы, особенно в искусстве XX века. Проблемы, с которыми искусство сталкивается сегодня, все чаще требуют совместных ответов психологии и эстетики. Возникли вопросы, которые, возможно, не имели прежде такой важности. Должно ли искусство,защищать ценности человеческой жизни? Может ли носитель патологии создавать подлинное искусство? Должен ли реципиент быть способен отделить здоровое искусство от патологического? Эстетика Менегетти дает свои ответы на эти вопросы, связанные с болезненными явлениями в современном искусстве.
Традиционно психология искусства занимается преимущественно классическим искусством, основанным на фигуративном образе. Однако абстракционизм внес радикальные изменения во все аспекты художественной деятельности. Изменились выразительные средства, психология-творческого процесса, законы восприятия картины, критерии оценки качества.
Все это предполагает разработку нового инструментария для изучения воздействия абстрактного искусства на реципиента. Эстетика Менегетти предлагает такой инструментарий, и его опыт поучителен для философско-эстетического осмысления современного искусства. Большой поддержкой для исследования является наличие возможности познакомиться не только с теоретической эстетикойМенегетти; но и«с ее практическим воплощением. Искусство, Менегетти представленош России, здесь проходят его персональные выставки (в том числе, в Эрмитаже); многие наши соотечественники уже знакомы с искусством ОнтоАрта, а другие всегда могут открыть его для себя.
Целью исследования является рациональная реконструкция и целостное осмысление эстетических взглядов и философии искусства Антонио Менегетти в историко-философском; историко-эстетическом и эстетико-психологическом контекстах.
Цель исследования диктует реализацию следующих задач:
1. Показать историко-эстетические и историко-психологические истоки формирования эстетических взглядов и философии искусства Менегетти, их генетические и диалогические связи с классическими и современными концепциями философской эстетики и психологии искусства.
2. Определить основные теоретические концептыш идейную логику философии искусства Менегетти, в том числе его понимание философско-психологических проблем художественного сознания и творчества.
3. Осмыслить и раскрыть предложенные.Менегетти типологию искусства, теоретическую модель ОнтоАрта и концепцию абстракционистского художественного языка.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются эстетические взгляды и философия искусства Антонио Менегетти. Предмет исследования - место эстетики Менегетти в историко-эстетическом контексте и в контексте современной художественной; культуры.
Методологические основания исследования
Сформулированные выше цель и задачи диссертационного исследования определили методологическую базу и инструментарий историко-эстетического и историко-психологического анализа:
1. Философско-эстетический подход, опирающийся на общефилософские принципы анализа- и интерпретации,, с одной стороны, и на концепцию природы, сущности и назначения искусства, с другой.
2. Герменевтический анализ.
3. Историко-эстетический сравнительный анализ.
4. Междисциплинарные* методологические интенции, ориентированные на выяснение логики взаимодействия теоретических представлений и понятий философской эстетики и психологии.
Степень научной разработанности проблемы
Всестороннее и углубленное изучение эстетических взглядов А. Менегет-ти остается делом будущего. Данная работа является скромным вкладом в решение этой задачи. Насколько нам известно, какой бы то ни было научный анализ философии искусства и эстетических взглядов А. Менегетти, их философских источников, их актуальности и оригинальности до сих пор не проводился. Менегетти обладает ярким, своеобразным стилем мышления, его манера изложения часто носит образно-метафорический характер. Составной частью нашей работы было не только выделить главные эстетические концепты Менегетти и связать их в единую логику, но и установить общезначимое эстетико-теоретическое содержание идей и понятий, содержащихся в различных книгах автора, проинтерпретировать их с точки зрения тех концептуальных оснований, которые свойственны отечественной историко-эстетической традиции.
Не имея возможности опираться на источники, посвященные воззрениям Менегетти, за их отсутствием, автор исследования широко опирался на историю эстетической мысли, прежде всего, европейской, от античности до современности, с которой Менегетти и его система взглядов находятся в постоянном — осознанном и неосознанном — диалоге (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Ф.
Ницше, Б. Кроче, А. Бергсон, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, Р. Ингарден, Н. Гарт-ман, Р. Дж. Коллингвуд). С другой стороны, анализ философии искусства Мене-гетти осуществлялся с опорой на большой опыт отечественной теоретической-эстетики XX века, в том числе советского и постсоветского периода. Любой-анализ философско-эстетических подходов к искусству неизбежно предполагает, что исследователь, имеет в качестве теоретической предпосылки собственную теоретическую модель искусства^ т. е. определенное понимание его природы, сущности, специфики и назначения. В основе нашего видения искусства лежат взгляды ведущих отечественных эстетиков и психологов искусства (М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, В. В. Бычков, JI. С. Выготский, А. В. Гулыга, Б. Гройс, JI. А. Закс, А. Ф. Еремеев, М. С. Каган, О. А. Кривцун, А. Ф. Лосев, М. Е. Марков, Б. В. Орлов, В. А. Панпурин, С. X. Раппопорт, Л. Н. Столович, Р. О. Якобсон). Автор опирался на теоретические труды классиков русского и зарубежного авангарда (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондри-ан), а также на работы западных философов и эстетиков, осмыслявших художественную практику XX века (В. Воррингер, Т. Адорно, Ж. Лакан, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Лиотар, Р. Арнхейм, Т. J. Clark, М. Fried, J. Siegel). В связи с тем, что эстетика Менегетти имеет глубокие связи с религиозной эстетикой, для нас представляли интерес работы религиозных философов и эстетиков, как европейских (Оригена, Дионисий Ареопагит, Григорий Палама), так и отечественных (Н. Лосский, П. А. Флоренский, С. С. Хоружий), а также русское святоотеческое наследие. В эстетико-психологической части работы автор опирался на труды классиков психологии (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Дж. Морено, А. Маслоу, Э. Фромм). Немаловажное значение среди источников имела также традиционная китайская и японская эстетика дзен. В ходе исследования автор обнаружил самостоятельную научную значимость осмысления логики соединения в рамках единой системы взглядов Менегетти различных в идейном, мировоззренческом и методологическом отношении взглядов, направлений, школ за длительный период существования эстетики.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты работы расширяют представление о возможных подходах к анализу искусства и личности художника, отличных от существующих в классической и современной эстетике. В работе реконструируются оригинальные версии типологии искусства, психологии творчества, философии абстракционизма. С историко-эстетической точки зрения в оборот вводится новая литература, до сих пор не привлекавшаяся для анализа, а также система новых понятий: вынужденная и открытая фантазия, организмическое восприятие, априорный образ, позитивный и негативный абстракционизм, проективное искусство, до-эстетическое художественное, гигиена восприятия. Эти инструменты позволяют подойти к решению проблем современного искусства, требующих совместных усилий со стороны эстетики, этики и психологии.
Основные результаты исследования могут быть использованы для разработки вузовских курсов по эстетике, психологии искусства, истории искусства ХХ-ХХ1 веков, а также в курсах практического обучения художников.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетика Антонио Менегетти"
Заключение
Основные положения исследования, составляющие- научную новизну и выносимые на защиту.
1. Выявлены основополагающие историко-эстетические, историко-философские и историко-психологические истоки эстетики Менегетти: онтология Хайдеггера, феноменология Гуссерля, интуитивизм Бергсона и Кроче, эстетика Гегеля, апофатическая теология, христианский мистицизм, концепция бессознательного Фрейда, теория самоактуализации Маслоу. Выявлено, что в основе эстетических взглядов Менегетти лежит онтологический трансцендентальный априоризм, ведущий свое происхождение от платонизма и классической метафизики, синтезированный с этикой самосозидания, берущей свое начало в гуманистической психологии середины XX века. Менегетти выстраивает логику обретения чистого (эстетического) сознания в экзистенциальном праксисе, понятом как творческое деяние.
2. Эстетическое мировоззрение Менегетти носит онтико-гуманистический характер. Прекрасное понимается как эпифания, или проявление Бытия (абсолюта) в предмете. Эстетический субъект рассматривается как устремленный к Бытию и реализующий эту интенцию посредством исторического самосозидания на основе импульсов души. Эстетическая цель совпадает с онтической и предполагает преодоление разрыва между Бытием и существованием в экзистенциальном опыте субъекта.
3. Менегетти строит свою эстетику (в том числе и философию искусства) на основе онтологической методологии. Эстетическая способность рассматривается им как параметр, обусловленный этической зрелостью личности. Субъект способен создавать и понимать эстетическое в той степени, в какой он актуализировал собственную духовную сущность (т-яе), связывающую его с Бытием.
146
Познание эстетического происходит на опыте самосозиданияг по проекту т-эе, главной творческой задачей субъекта выступает он сам.
4. В эстетике Менегетти можно концептуально выделить две части. Первая, этическая, сосредоточена на проблеме существования и выступает пропедевтикой ко второй части — чистой эстетике, основанной на понятии Бытия. Этическая часть необходима, поскольку она отвечает на вопрос, как возможна чистая эстетика, или созерцание Бытия в существовании. Согласно Менегетти, эстетика возможна на основе исполненной этики, решенной проблемы существования, т. е. реализации субъектом собственной духовной сущности. Как следствие этической зрелости такого рода, субъекту открывается эстетическое — способность познавать Бытие в существовании и создавать (творить) по проекции Бытия.
5. Основные теоретические концепты Менегетти можно, соответственно, отнести к двум разделам: этическому и собственно эстетическому. К этическому разделу относятся:
- концепция экзистенциальной этики как приведения личности в соответствие с душой (ш-эе),
- концепция метанойи, или очищения сознания,
- концепция интуиции, или априорного (чистого) сознания,
- концепция проективного искусства как этического в своей сущности экрана становления личности,
- концепция фигуративного языка как атрибута проективного искусства.
К эстетическому разделу относятся:
- концепция эпифании (проявления Бытия в существовании) как эстетического предмета,
- концепция онтовидения (видения Бытия в существовании) как эстетического созерцания,
- концепция чистого искусства как эстетического в своей сущности экрана онтического акта,
- концепция абстракционистского языка как атрибута чистого искусства.
6. Менегетти рассматривает эстетическое в диалектической сложности. Он предлагает оригинальные концепции патологического и чистого искусства, вынужденной (обусловленной давлением бессознательного) и открытой (креативной) фантазии, здорового и извращенного эстетического удовольствия, позитивного и негативного абстракционизма. Тем самым он анализирует как высшие, так и низшие проявления творческого потенциала.
7. Типология искусства, предложенная Менегетти, основана на отношении художника к действительности, которое определяется уровнем его экзистенциальной, или этической, зрелости. Отсюда Менегетти выводит проективное (основанное на личной проекции) и чистое (основанное на откровении Бытия) искусство. Проективное искусство, до-эстетическое по природе, является экраном становления личности, цель которого состоит в преодолении разрыва между личностью и душой, существованием и Бытием. Проективное искусство приобретает позитивный характер, если художник решает задачу становления, и негативный характер, если он терпит в ней поражение. Чистое искусство, эстетическое по природе, возникает как результат достигнутой этической зрелости художника, обретенного им чистого сознания, которому становится доступно г онтовидение, или откровение Бытия. Если в проективном искусстве ведущее значение принадлежит образу, то в чистом искусстве ведущее значение принадлежит акту.
Список научной литературыСергеева, Ольга Борисовна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Аверинцев С. Иди и посмотри Электронный ресурс. URL: http://www. pravmir. ru/torzhestvo-pravoslavija/
2. Адорно Т. Социология музыки / Избранное. M. ; СПб., 1998.
3. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.
4. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. JL, 1982.
5. Андреев JL Г. Сюрреализм. История. Теория. М., 2004.
6. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978.
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
8. Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. Псков, 2003.
9. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы Электронный ресурс. URL: http://psvlib. org. ua/books/kipke01/.
10. Баранд P., Баранд И. Психоанализ во Франции Электронный ресурс. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 4. URL: http://psviournal. ru/i3p/pap. php?id=2000040711. Барт P. S/Z. M., 2001.
11. Бахтин M. M. Проблемы поэтики Достоевского. M., 1979.
12. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993.
13. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
14. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2007.
15. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы. 2000. № 9.
16. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. С. Зин-ченко. СПб., 2003 Электронный ресурс. URL: http://www. gumer. info/bibliotek Buks/Psihol/diet/14. php
17. Борев Ю. Б. Эстетика. M., 2002.
18. Бычков-B. Авангард и русская православная икона. М., 1995.
19. Бычков В. Эстетика. М., 2008.
20. Василий Великий. Избранные творения. М., 2006.
21. Воррингер В. Абстракция и вчувствоваиие // Современная книга по эстетике. М., 1957.
22. Воннегут К. Судьбы хуже смерти // Собрание сочинений. М., 1993. Т. 5.
23. Выготский JI. С. Психология искусства. М., 1986.
24. Гадамер Г. Искусство и подражание // Актуальность прекрасного. М., 1991.
25. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.
26. Гегель. Эстетика : В 4 т. М., 1968. Т. 1.
27. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960.
28. Гирш В. Гениальность и вырождение. СПб., 2005.
29. Горных А. Лакан Ж // Большая философская энциклопедия. М., 2001.
30. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.
31. Гройс Б. Топология современного искусства // Художественный журнал. 2006. № 61-62.
32. Гулыга А. В. Кант. М., 1977.
33. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 2001.
34. Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии // Логос. 1991. № 1.
35. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.
36. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, или священноначалии. М., 1786.
37. Добротолюбие. М., 1900. Т. 5.
38. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.
39. Закс Л. А. Художественное сознание. Свердловск, 1990.
40. Зеленский В. Образ // Толковый словарь по аналитической психологии. СПб., 2000.
41. Илиева JI. П. Гастон Башляр: особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества // Вестник МГУ. Серия 7 : Философия. 1998. № 2.
42. Каган М. С. Эстетика как философская наука. Спб., 1997.
43. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992.
44. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. N. Y., 1967.
45. Кандинский В. Ступени. М., 1989.
46. Кант И. Критика способности суждения. М., 2006.
47. Керимов Т. Шизоанализ // Современный философский словарь. М. ; Бишкек; Екатеринбург, 1996.
48. Концевич И. М. Исихазм Электронный ресурс. URL: http://pravoslavie. by/catal. asp?id=1870&Session=100
49. Копытин А. И. Многообразие форм арт-терапевтичекой работы // Практикум по арт-терапии. СПб., 2000.
50. Кривцун О. Психология искусства. М., 2009.
51. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 1920.
52. Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности. М., 2007.
53. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003.
54. Лиотар Ж. Состояние постмодерна. М., 1998.
55. Лисовой Н. Н. Преображение Господне: иконография и смысл праздника // Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995.
56. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1998.
57. Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. СПб., 2009.
58. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974.
59. Лосский В. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991.
60. Лосский В. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Арёопагита // Богословские труды. 1985. № 26.
61. Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Т. 1.
62. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 42.
63. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
64. Менегетти А. Ин-се искусства и творчество. Екатеринбург, 1997.
65. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное : В 2 т. М., 2001.
66. Менегетти А. Мир образов. М., 2008.
67. Менегетти А. Музыка как порядок жизни. М., 2010.
68. Менегетти А. Образ и бессознательное. М., 2000.
69. Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. М., 2010.
70. Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. М., 2004.
71. Менегетти А. Женщина: секс, власть, благодать. М., 2003.
72. Менегетти А. Тезаурус. М., 2007.
73. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М., 2007.
74. Митрополит Филарет Московский об иконе Электронный ресурс. URL: http://www. pravmir. ru/izobrazhava-boga/
75. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993.
76. Новая Философская Энциклопедия: В 4 т. М., 2001.
77. Новейший философский словарь. М., 1998.
78. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М., 2000.
79. Общая психология : Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 2005 Электронный ресурс. URL: http://slovari. yandex.ш/~книги/ 0бшая%20психология/~0/
80. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 2008.
81. Палама Григорий. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 2011.
82. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
83. Платон. Государство // Соч. в 4 т. М., 1994. Т. 3.
84. Платон. Филеб // Соч. в 4 т. М., 1992. Т. 2.
85. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994.
86. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002.
87. Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. М., 1957.
88. Рубинштейн С. JI. Эмоции и потребности // Психология эмоций. СПб., 2007.
89. Рыклин М. Введение // Делёз Ж., Гватари Ф. Капитализм и Шизофрения. Анти-Эдип. Екатеринбург, 2007.
90. Секацкий А. Эстетика в эпоху анестезии // Критическая масса. 2003. № 1.
91. Семенова В. Н. Das Man // Новейший философский словарь. М., 1998.
92. Силичев Д. А. Проблемы восприятия в эстетике Дюфренна // Вопросы философии. 1974. № 12.
93. Скорупская Ю. Г. Живопись-действие в контексте современного авангардистского искусства // Полигнозис. 2009. № 1(34).
94. Соловьева Г. Г. Негативная диалектика. Два образа критической теории Т. В. Адорно. Алма-Ата, 1990.
95. Собрание синаксарей Постной и Цветной Триоди. Синаксарь в неделю первую Великого поста Электронный ресурс. URL: http://omolenko. com/bogoshizhenia/prolog. htm?p=8#tocl 0
96. Стоглав. Собор бывший в Москве при Великом Государь Царе и Великом Князе Иван Васильевиче в лето 7059. СПб., 2005.
97. Сэкида Кацуки. Практика дзэн // Дзэн-буддизм. Бишкек, 1993.
98. Татаркевич В. История шести понятий. М., 2007.
99. Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского // Аскетические опыты. М., 1998. Т. 2.
100. Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1994: Кн. II:
101. Умное делание. О молитве Иисусовой // Сб. поучений Св. отцов и опытных его делателей. М., 1998.
102. Флоровский Г. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992.
103. Фрейд 3. Положение о двух принципах психической деятельности //
104. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа., СПб., 1998.
105. Фрейд 3. Психологические этюды // Поэт и фантазия. М.,1912.
106. Фрейд 3. Тотем и табу // Я и Оно. Тбилиси, 1991.
107. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.
108. Фромм Э. Концепция человека у Карла Маркса // Душа человека. М., 1992.
109. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2010.
110. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет. М., 1993.
111. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.
112. Хоружий С. Аналитический словарь исихастской анропологии // Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия: М., 1995.
113. Хоружий С. Выготский, Флоренский и исихазм в проблеме формирования современной антропологической модели // Антропологические матрицы XX века. М., 2007.
114. Чернов JI. Что значит изображать вещи естественно и в натуральном виде? // Неожиданная современность : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета. Екатеринбург, 2010.
115. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2010
116. Щуцкий Ю. К. Китайская классическая Книга Перемен. М., 1960
117. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Юнг К. Г. Соч. М., 1992. Т. 15.
118. Юнг К. Г. Психологические типы. М'., 1992.
119. Abstract Art in The Late Twentieth Century. Cambridge, 2002.
120. Clark T. J. Farewell to an Idea. New Heaven, 1998.
121. Fried M. Three American Painters: Kenneth Noland, Jules Olitski, Frank Stella // Art and Objecthood. 1998.
122. Meneghetti A. OntoArte. Roma, 1988.
123. Pollock & After. The Critical Debate. London, 1985.
124. Siegel J. Painting After Pollock. Structure and Influence. N. Y., 1999.t