автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Этические воззрения отечественных социологов XIX - начала XX веков
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Приклонская, Вероника Викторовна
Введение.
Раздел 1 Проблема генезиса морали в трудах отечественных социологов. 10 Раздел 2 Социальная детерминирбванность нравственности.
Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Приклонская, Вероника Викторовна
Актуальность темы исследования определяется двумя ключевыми моментами. Первый связан со значимостью данного исследования в плане приращения научного знания в области истории отечественной социологии, её методологии.
Последние несколько лет характеризуются в социологической науке повышенным интересом к творческому наследию русской социологии. Процесс его изучения, по существу, находится лишь в самом начале. Это объясняется современной доступностью источников, а, главным образом, переоценкой сложившихся стереотипов и методологических подходов.
Отечественные социологи видели в морали и нравственности один из мощнейших инструментов регулирования общественной жизни. Одним из наиболее значимых вопросов, рассматриваемых русскими мыслителями середины 19 - начала 20 вв. - механизм взаимосвязи этических представлений, укоренившихся в обществе, «нравственного идеала» с нормами поведения каждого человека, типами социального взаимодействия. Анализ данной проблемы имеет важное значение для разработки ряда частных социологических теорий, а также помогает по-новому взглянуть на общие парадигмы социологии, например на проблему взаимодействия духовной сферы жизни общества с другими социетальными подсистемами.
Вторым аспектом, актуализирующим данную проблему, безусловно, является современное критическое состояния российского общества. Десятилетие реформ, вызванной ими перекройки социальной структуры привело к целому спектру социальных изменений. Одним из них стала утрата нашим обществом морально-нравственных ориентиров развития. Как часто происходит в переходные периоды развития общества, старое уже разрушено, а новое ещё не создано. Социокультурное пространство современной России не имеет сложившейся системы этических принципов. Именно поэтому так важно для нас в поисках ответов на многие вопросы нашей жизни обратиться к наследию русских мыслителей - социологов. 4
Предельно актуально звучат для нас слова Михайловского: «Наша жизнь сложилась так, что нравственные вопросы имеют особенную привлекательность для русского человека. Тяжёлые внешние условия могут с особенной силой направить мысль внутрь души и сосредоточить весь интерес духовной жизни на нравственном вопросе".
Степень научной разработанности проблемы. Этическую проблематику в социологических теориях российских социологов так или иначе затрагивали все исследователи, обращавшиеся к истории основных течений социологической мысли, поскольку морально-нравственный аспект присутствует в той или иной мере в каждом теоретическом построении об обществе их представителей. Это касается как дореволюционной литературы,1 где вопросы этики не выделялись в особый объект изучения и рассматривались в связи с общими вопросами истории философской и общественной мысли, так и в советской,2 где освещение данного аспекта
1 Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. В 2 т. СПб., 1907; Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Пд., 1920. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.,1996. л
Очерки истории русской этической мысли. М., 1976; Очерки этической мысли в России конца XIX - начала XX века. М. 1985; Бочкарёв Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. Л., 1978.;Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Л., 1963.;Бочкарёв Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. Л., 1978.; Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Л., 1963.;Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России.-М.,1986.;Очерк истории этики. М., 1969;Бочкарёв Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. Л., 1978;Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Л., 1963;Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России.-М.,1986 ;Очерк истории этики. М., 1969. 5 ограничивалось рамками рассмотрения отдельных социологических концепций. Большое внимание уделялось рассмогрению этических воззрений революционных демократов, непосредственных предшественников В. И. Ленина, вкладу самого Ленина в разработку марксистской этической мысли и других российских марксистов. Представители немарксистской ориентации общественной мысли рассматриваются постольку, поскольку они попадали в круг критики Лениным их этических концепций. Особенно в этом смысле повезло Михайловскому, так как полемика с ним была наиболее ожесточённой. Таким образом, анализ этических воззрений российских социологов рассматриваемого периода, не принадлежащих к марксистскому направлению, осуществлялся через призму их идейного противостояния марксизму. Но несмотря на явный идеологический уклон в методологии указанные работы содержит весьма подробный анализ этических концепций некоторых авторов. Наиболее подробно исследованы этические воззрения отечественных немарксистских социологов в работах Шашкова Н.И. и Сербенко Н.И. 1
В последнее время вышло множество монографий и публикаций, обращавшихся к изучению творческого наследия отечественной социологии Х1Х-ХХ веков1. Однако морально- нравственный аспект социологических
1 Шашков Н.И. Этическое воззрение Плеханова. Кишинёв, 1987; Сербенко Н.И.
Социология морали» П. Сорокина в русский период его эволюции (1913-1922). - В сб.: Из истории буржуазной социологической мысли. М.Д986.
3 Кукушкина Е.И. Русская социология 19-Н.20 вв. М., 1993; Медушевский А.Н. История русской социологии .- М., 1993; Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19-Н.20 вв.-М.Д995; Новикова С.С. История развития социологии в России. - М. -Воронеж, 1996;; Харчева В. Основы социологии. М., 1997; История теоретической социологии. В 4-х т. М., 1997, 1998; Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. 6 концепций русских мыслителей оставался за рамками данных работ. Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время не существует ни одной монографии, посвященной анализу места и значения этики в развитии общества в понимании отечественных социологов.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ этических аспектов воззрений отечественных социологов 19 - начала 20 вв.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие исследовательские задачи: охарактеризовать основные направления развития этических воззрений отечественных социологов проанализировать работы виднейших отечественных социологов, в которых рассматривались проблемы роли нравственного фактора в общественной жизни определить взгляды представителей различных школ русской социологии на происхождение морали и нравственности выявить сходства и различия в подходах отечественных социологов к решению вопроса об этическом регулировании социальных взаимодействий.
Объектом исследования является теоретическое наследие русской социологии.
Предмет исследования - взгляды отечественных социологов на роль морально-нравственных факторов в общественной жизни.
Методологическая основа и источники исследования. Подобная цель и задачи требуют целостного подхода и привлечения достижений разных областей современного социального знания. Этим и объясняется стремление использовать концептуальную схему методологического плюрализма в качестве методологической основы. В работе используются труды многих 7 классиков социологической и философской мысли. В качестве ориентира при решении исследовательских задач выступали методы структурно-функционального и сравнительного анализа, а также системный подход. Теоретической и методологической основой исследования, обобщения полученной информации послужили также современные теории общества и социального развития. При изучении проблем социологии этики автор опирался на конструктивные идеи и предложения, высказанные в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе и периодике последнего времени.
Научная новизна диссертационного исследования связана с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в литературе. В диссертации впервые осуществлена попытка комплексного рассмотрения этических воззрений отечественных социологов определены основные парадигмы развития этических концепций в отечественной социологии доказано, что проблемы морали и нравственности находились в центре внимания учёных с самого момента возникновения отечественной социологии проанализирована специфика этических взглядов мыслителей, принадлежащих к различным школам и течениям отечественной социологии показано необычайно высокое значение, придававшееся отечественными мыслителями этическому фактору общественной жизни
Положения, выносимые на защиту: 1. Проблемы морально-нравственного регулирования общественной жизни традиционно были предметом пристального внимания русской социальной мысли. Возникшая в середине 19 века отечественная 8 социология продолжила эту традицию, поставив исследование этических факторов общественного развития в ранг глобальных социальных проблем.
2. Вопросы «нравственного идеала» развития общества, изучения механизма морально-нравственного регулирования социальной жизни ставились и решались в рамках всех течений и школ русской социологии начиная с субъективистов вплоть до ортодоксальных марксистов.
3. Различные мнения и представления сложились в отечественной социологии по вопросу о происхождении морали и нравственности. Одни учёные утверждали, что корни этических убеждений нужно искать в природе личности, другие считали, что источник нравственности - общество, детерминирующие с её помощью определённые виды социальных взаимодействий, третьи полагали, что мораль имеет природное, биологическое происхождение.
4. Исходя из решения вопроса о происхождении нравственности, отечественные социологи решали вопрос о её роли в общественной жизни - одни утверждали, что «нравственный индивид» суть источник развития общества, другие полагали, что общество, развиваясь, вырабатывает для индивида набор морально-нравственных норм, регулирующих его общественную жизнедеятельность.
5. Несмотря на разногласия по проблеме происхождения нравственности, практически все отечественные мыслители приходили к одному единодушному выводу - роль этических составляющих в организации общественной жизни очень велика и мораль занимает одно из первых мест в ряду факторов регулирования социальных взаимодействий Научно - практическая значимость проведенного исследования определяется прежде всего актуальностью в плане решения глобальной задачи - поддержания стабильности в современном формирующемся российском обществе. Эта значимость так же связана с тем, что полученные 9 теоретические выводы являются определенным приращением знаний в области существования научных идей и истории социологии вообще. Основные положения диссертации могут использоваться в научно-педагогической деятельности при чтении лекционных курсов по общей социологии, по истории социологии, а также в разработке спецкурсов по социологии этики.
Теоретические положения, методические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались автором в 1997 - 2000 гг. на ежегодных итоговых конференциях кафедры социологии и массовой коммуникации Саратовского госуниверситета, а также в 3-х публикациях.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории и истории социологии социологического факультета СГУ.
10
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этические воззрения отечественных социологов XIX - начала XX веков"
Заключение.
Отечественные социологи видели в морали один из мощнейших инструментов регулирования общественной жизни в процессе исторического развития. Одни учёные утверждали, что мораль имеет корни в природе личности - биологической или социальной, другие указывали на социальное происхождение нравственности, но независимо от того, где те или иные мыслители обнаруживали основу морали, общим для обоих течений было традиционное вообще для русской общественной мысли придание необычайно существенного значения нравственному аспекту регулирования общественной жизни.
В своих исходных посылках социология с позиций субъективного и неокантианского направлений представляла собой концепцию, исходящую из первичности индивидуального субъекта (личности) и сочетания естественных социальных законов с моральной санкцией, реальности и идеала. А прогресс понимался как реализация известных социальных и нравственных идеалов. Социология, по их мнению, изучает не только сущее, но и желательное и то, насколько оно возможно, то этим в неё вносится этический элемент. Поэтому своеобразным фокусом, в котором сосредоточены основные социальные вопросы, стала постоянно развивающаяся, самосовершенствующаяся личность, перед которой ставилась грандиозная задача осуществления нравственного императива. В этом с ними сближались представители натуралистических концепций в российской социологии, которые видели задачу науки в изучении духовных процессов с точки зрения их воздействия на другие виды деятельности. В ряде случаев социология напрямую отождествлялась с этикой, понятие общественного с понятием нравственного.
Представители направлений экономического материализма и неопозитивизма утверждали социальное происхождение нравственности.
113
Они переместили акценты в изучении общества с должного на сущее. Как те, так и другие провозгласив строго научные подходы в изучении общества с опорой на эмпирические знания придавали морально-нравственной стороне жизни общества большое значение. Особенно всему, что касается практической деятельности. Неопозитивисты, мысля социологию как теоретическую науку об обществе, вырабатывающую общие законы его развития, обязательно полагали вторую её сторону -прикладную, в которую входила этика. Для социологов рассматриваемого направления характерно отношение к своей науке, как к инструменту служения практическим задачам общества по установлению в нём прочной гармонии.
Более прагматичный характер имело истолкование этики применительно к процессу общественного развития у последователей социологической теории К. Маркса. Нужно отметить, что именно по вопросу отношения к морально-нравственным аспектам произошёл раскол внутри течения на ортодоксальных и легальных марксистов в России. Последние считали, что главный порок концепции экономического или исторического материализма принципиальное отрицание этики. Многие из легальных марксистов в последствии вообще отказались от экономического материализма и стали основателями христианской социологии. Ортодоксальные марксисты при всём своём явном детерминизме признавали, что сознание в определённые моменты может влиять на экономическую основу.
В большинстве своём российские социологи принимали активное участие в общественно-политической жизни страны и прямо связывали социологию с наличной общественной ситуацией. В связи с этим вставал вопрос научной нравственности или корректности, так как между преобладающими воззрениями и основным строем общественной жизни всегда существует тесное отношение. Большинство социологов склонялись к тому, что на результаты социального познания влияют практические
114 интересы, но возвыситься над множеством точек зрения позволяет этика, нравственное сознание, исходящее из интересов человека вообще, что и делает возможной единую общественную науку. В отличие от ортодоксальных марксистов, которые прямо заявляли о политической ангажированности социальной науки.
Несмотря на различия во мнениях о происхождении нравственности и в подходах к решению вопроса об этическом регулировании социальных взаимодействий морально-нравственный аспект явился важнейшим компонентом социологических теорий отечественных учёных. Общим для них являлась вера в прогрессивную направленность происходящих в обществе изменений, обусловленных всё более нарастающим этическим фактором. Российские социологи считали, что постепенно определяющим фактором общественной жизни становится её нравственная сторона, которая способствует укреплению социальной связи и нарастанию общечеловеческой солидарности в общественной жизни (что является мерилом прогресса): общественный прогресс санкционируется морально-нравственной нормой, его направление определяется регулятивной нравственной идеей. Решение социальных проблем связывалось в большинстве своём с моральным переустройством общества, с нравственным совершенствованием личности. В более совершенном обществе нравственный элемент приобретёт решительный перевес.
115
Список научной литературыПриклонская, Вероника Викторовна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Бачинин В.А. Методологические проблемы: изучение морали. // Социологические исследования. 1995, №11.
2. Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже 19-20 вв.-М.,1995.•3. Беляева Е.В., ЗеленковаИ.Л. Этика. Минск, 1998.
3. Бердяев H.A. Критика исторического материализма // Мир Божий. 1903, №10.
4. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.
5. Богатов В.В. Философия Лаврова. М.,1972.
6. Бочкарёв H.H. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. Л., 1978.
7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
8. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.
9. Ю.Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
10. П.Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. М., 1999.
11. Вагнер В. М.М. Ковалевский как социолог // Вестник Европы. 1916, №8.
12. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.14."Вперед". Сб. статей, посвященных памяти П.Л. Лаврова. Пг.- М., 1920.
13. Гайденко П.П. Под знаком меры. // Вопросы философии. 1992, № 12.
14. Гальперин С.Н. Критика теорий биологизации человека. Л., 1960.
15. Гизетти А. Индивидуализм и общественность в мировоззрении Михайловского//Заветы. 1914, № 1.
16. Голосенко И.А. Социологическая литература России 11 пол. XIX -начала XX века. М., 1995.
17. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19 н.20 вв. М.,1995.116
18. Голосенко И.А. Основоположник русской традиции историко-критического анализа социологических учений // Социс. 1985, № 3.
19. Голосенко И.А. Неокантианские идеи в буржуазной социологии России//Социологические исследования -1979,№ 2; 1980, №4.
20. Горбунов В.В. Нравственные уроки В.И. Ленина. М., 1990.
21. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
22. Дижур И.Н. Эволюция социологии // Вестник знания. 1917, № 6, 8-9.25.3еньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Л., 1991.
23. Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Л., 1963.
24. Иванов-Разумник Р.И. История русской общественной мысли. Пг., 1918.
25. Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России.-М.,1986.
26. История буржуазной социологии первой половины 19 века. М.,1979.
27. История нашего времени. (Современная культура и её проблемы). Пг., 1914. Вып. 27.
28. История теоретической социологии. В 4-х т. М., 1997-1998.
29. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897.
30. Кареев Н.И. О субъективизме в социологии/ЛОридический вестник. 1880, №4.
31. Кареев Н.И. К вопросу о роли субъективного элемента в социальных науках // Юридический вестник. 1884, №2.
32. Кареев Н.И. Экономический материализм в истории // Вестник Европы. 1894, №7, 8,9.
33. Кареев Н. Американская книга о "русской социологии "//Русские, записки. 1916, №4.
34. Кареев Н.И. Категория долженствования и возможности в русской субъективной социологии //Русское богатство. 1918, № 4-6.
35. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.117
36. Кареев Н.И. Историко-философские и социологические этюды. СПб, 1895.
37. Киселёв A.A. В.И. Ленин и вопросы этики. Львов, 1969.
38. Кистяковский Б. Категории необходимого и справедливости при исследовании социальных явлении //Жизнь.-1900,№5,6.
39. Кистяковский Б. В защиту научно- философского идеализма //Вопросы философии и психологии. 1907, кн. 86.
40. Кистяковский Б. Проблема и задача социально- научного познания // Вопросы философии и психологии. 1912, кн.112.
41. Кистяковский Б. Реальность объективного права// Логос. 1910, №2.
42. Ковалевский М.М. Социология //Сочинения. В 2-х т. СПб.,1997;.
43. Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в к. 19 и в н. 20 века. В кн.: История нашего времени. Современная культура и её проблемы. Вып. 27. Пг.,1914.
44. Ковалевский М.М. Михайловский как социолог.//Вестник Европы.-1913,№4.
45. Ковалевский М.М. Современные французские социологи //Вестник Европы,-1913,№ 7.
46. Ковалевский М.М. Е. В. Де-Роберти // Вестник Европы. 1915, №5.
47. Колеров М.А., Плотников Н.С. Творческий путь П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992, № 12.
48. Колосов Е.Е. Н.К. Михайловский. Пг.,1917.
49. Колосов Е.Е. Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского. Пг.,1912.
50. Кон И.С. Позитивизм в социологии. М., 1964.
51. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991.
52. Кропоткин П. А. Современная наука и анархия. Пг.-М.,1920.
53. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса./ Пер. с англ. В.П. Батуринского. Пг.-М., 1922.
54. Крутова О.Н. Человек и мораль. (Методологические проблемы ленинского анализа нравственности). М., 1970.118
55. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.
56. Кукушкина Е.И. Русская социология 19-начала 20 вв. М., 1993.
57. Лебедев Н.К. П.А. Кропоткин. М., 1925.
58. Лавров П.Л. Современные учения о нравственности и её история //Отечественные записки.-1870, №3.
59. Лавров П. Л. Научные основы истории цивилизации //Знание. 1972, №2.
60. Лавров П.Л. О методе в социологии // Знание. 1974, №1.
61. Лавров П.Л. Философия и социология. В 2-х т. М.,1965.
62. Лавров П.Л. Опыт истории мысли. СПб.,1875. Т.1.
63. Лавров П.Л. Философия истории славян //Отечественные записки.-1870, №7.
64. Лавров П.Л. Собрание сочинений. Пг. ,1918,4 серия. Вып.1. П.Л.
65. Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы. — Пг., 1922.
66. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 4-ое изд. М.
67. Лилиенфельд П.Д. Мысли о социальной науке будущего. СПб., 1872. Т.1.
68. Лиоренцевич И.Г. Основные этапы развития субъективной школы в русской социологии //Социс. -1975, № 2.
69. Лозинский Е. Неокантианское учение в марксизме // Жизнь. 1900, №12.
70. Лосский О.Н. История русской философии, М., 1991.
71. Матковская И.Я. Проблемы развития прогрессивной этической мысли России. М.,1990.
72. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.
73. Мечников Л.И. Доазбучная цивилизация //Дело. 1977, №5, 6.
74. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Киев-Харьков, 1899.
75. Мечников Л.И. Вопросы общественности и нравственности //Дело. 1879, №11.
76. Мечников Л.И. Школа борьбы в социологии //Дело. 1884, № 4.119
77. Мечников Л.И. Социологические очерки // Дело. 1880, № 7.
78. Мечников И.И. Из истории животных обществ// Научное, слово. 1904, №2
79. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
80. Михайловский Н.К. Что такое счастье?//Отечественные записки. 1972, №3, 4.
81. Михайловский Н.К. Литература и жизнь: о преступной толпе // Русское богатство. 1893, №5, №6.
82. Михайловский Н.К. Теория Дарвина и общественная наука //Собр.соч.-СПб.,1896. Т.1.
83. Михайловский Н.К. Записки профана//Собр. соч. СПб.,1897. Т.З.
84. Михайловский Н.К. Философия истории Луи Блана.// Собр. соч. СПб., 1897. Т.З.
85. Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность// Собр. соч. СП6.Д896.Т.1.
86. Михайловский Н.К. Критика утилитаризма// Собр. соч. СПб.,1897. Т.З.
87. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Собр. соч. СПб., 1896. Т.1.
88. Михайловский Н.К. Новый взгляд на происхождение общества // Русское богатство. 1903, №9.
89. Михайловский Н.К. Письма о правде и неправде //Собр. соч. СПб., 1909. Т. 4.
90. Мораль и этическая теория. М., 1974.
91. Новгородцев П.И. Мораль и познание // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 64.
92. Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий// Сочинения. М.,1995.
93. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права// Сочинения. М.,1995.
94. Новгородцев П.И. Кант, как моралист//Сочинения. М.,1995.120
95. Новгородцев П.И. Об общественном идеале //Вопросы философии и ПСИХОЛОГИИ.-1917. Кн.139/140.
96. Новгородцев П.И. Введение в философию права. М.,1996.
97. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М.,1914.
98. Новикова С.С. История развития социологии в России. М. -Воронеж, 1996.
99. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века. М., 1994.
100. Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.
101. Очерк истории этики. М., 1969.
102. Очерки по истории теоретической социологии Х1Х-н. XX века. М, 1994.
103. Очерки этической мысли в России конца XIX начала XX вв.-М.,1985.
104. Петражицкий JLH. Природа этических явлений и правосознания как мотивов человеческих поступков // Научное обозрение. 1903, №1.
105. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли Х1Х-перв. трети XX столетия. М.,1997.
106. Плеханов Г.В. Несколько слов в защиту экономического материализма // Русская мысль. 1997, №9.
107. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т. М., 1956.
108. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Пг., 1920.
109. Де Роберти Е.В. Наука и метафизика //Знание.-1875, № 5.
110. Де Роберти Е.В. Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии // Вестник Европы,-1912, № 12.
111. Де Роберти Е.В. Идея прогресса // Новые идеи в социологии. Б.г.
112. Де Роберти Е.В. Социология. СПб., 1880.
113. Де Рберти Е.В. Задачи социологии // Вестник знания. 1908, №7, 8.121
114. Де Роберти E.B. Новая постановка основных вопросов социологии. М.,1909.
115. Роговин В.З. Из нравственного наследия В.И. Ленина и его соратников. М., 1987.
116. Российская социология/Межвуз. сб. СПб.,1993.
117. Самсонова Т.Н., Татарникова С.Н. Идолы и идеалы на весах гуманизма. (О творчестве М.И. Туган-Барановского) // Социс. 1991, №10.
118. Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. М.,1960.
119. Соколов В.И. Социология морали // Социологические исследования. 1984, №3.
120. Сорокин П.А. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник знания. 1911, № 9.
121. Сорокин П.А. Социологическая теория религии//3аветы.1914, №3.
122. Сорокин П.А. Законы развития наказания с точки зрения психологической теории права Л. Петражицкого // Новые идеи в правоведении. 1914.Сб. 3.
123. Сорокин П.А. Обзор теории и основных проблем прогресса //Новые идеи в социологии. 1914. Сб. 3.
124. Сорокин П.А. Категория "должного" и ее применимость к изучению социальных явлений // Юридический вестник. 1917. Кн. 17.
125. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М. ,1994.
126. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество// Сборник статей. М.,1992.
127. Социологическая мысль в России. Л.,1978.
128. Социология в России. М., 1998.
129. Социология в России 19-H.20 вв. Тексты. М.,1997. Вып. 1,2.
130. Стронин А. Политика как наука. СПб., 1872.122
131. Стронин А.И. История и метод. СПб., 1869.
132. Струве П.Б. Основной дуализм общественно-экономического процесса и идея естественного закона // Вопросы философии и психологии.-1910. Т. 21. №4.
133. Струве П.Б. Интеллигенция и народ // Вопросы философии. -1992, № 12.
134. Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.
135. Ткачев П.Н. Ташкентец в науке // Дело. 1872, №12.
136. Туган-Барановский М. И. Общественно-экономические идеалы. Спб., 1913.
137. Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма. СПб.,1905.
138. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему: Сборник социально-философских произведений. М., 1996.
139. Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь. СПб., 1894;
140. Туган-Барановский М.И Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историко-экономическое исследование. СПб., 1898
141. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989.
142. Туган-Барановский М.И. Борьба классов как главное содержание истории // Мир Божий. 1904, №9.
143. Фёдоров М.Г. Русская прогрессивная мысль XIX в. от географического детерминизма к историческому материализму. Новосибирск, 1972.
144. Харчева В. Основы социологии. М., 1997.
145. Хвостов В.М. Социальная связь.//Вопросы философии и психологии.-1918. Кн. 141/142.123
146. Хвостов В.M. Природа человеческого общества // Научное слово. 1903, № 9.
147. Хвостов В.М. Общая теория права. M., 1906.
148. Хвостов В.М. Классификация наук //Вопросы философии и права.-1917. Кн. 139/140.
149. Хвостов В.М. Предмет и метод социологии //Вопросы философии и психологии.-1909. Кн. 99.
150. Хвостов В.М. Нравственная задача человечества.//Вопросы философии и психологии.-1912. Кн. 111.
151. Хвостов В.М. Основы социологии. Элементарный очерк. M., 1920.
152. Хвостов В.М. Науки об общем и индивидуальном //Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103.
153. Хвостов В.М. Социальная связь // Вопросы философии и психологии. 1918. Кн. 141—142.
154. Чернов В.М. Н.К. Михайловский как этический мыслитель // Заветы. 19114, №1.
155. Шашков H.H. Этическое воззрение Плеханова. Кишинёв, 1987.
156. Шишкин A.C. Из истории этических учений. М., 1959.
157. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.
158. Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества. М.,1983.
159. Южаков С.Н. Субъективный метод в социологии // 3нание.-1873, № 10.
160. Южаков С.Н. Социологические этюды. Этюд 3 // 3нание.-1873, №3.
161. Южаков С.Н. Условия появления естественного подбора в обществе // Знание. 1873, №3-5.
162. Южаков С.Н. Нравственные начала в общественной борьбе // Северный вестник. 1888, №9, №11.124
163. Hecher J.F. Russian Sociology. A Contribution to the History of Sociological Thought and Theory. N.Y., 1915.