автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Теория прогресса в творчестве П.Л. Лаврова

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Больдюсов, Сергей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Теория прогресса в творчестве П.Л. Лаврова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Больдюсов, Сергей Александрович

Введение. Раздел 1. Периодизация творчества П.Л.Лаврова в контексте его взглядов на социальный прогресс.

Раздел 2. Концептуализация проблем социального прогресса в трудах П.Л. Лаврова.

Раздел 3. Традиции изучения социального прогресса в современной отечественной социологии.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Больдюсов, Сергей Александрович

Актуальность темы исследования

Современное российское общество переживает период радикальных реформ. Их цель - создать гражданское общество и правовое государство. Сложные, противоречивые и болезненные процессы глобальных реформ затрагивают все без исключения стороны жизнедеятельности общества и требуют тщательного их осмысления.

Современные взгляды на процессы, происходившие в России XIX в., становятся несколько шире видения тенденций исторического развития страны, главенствующих в науке до недавнего времени. И это неизбежно придает рассматриваемым явлениям прошлого иную перспективу, иной масштаб, нетрадиционное содержание.

Нынешняя реформация в истории нашей страны не первая. Аналогичные проблемы стояли перед русским обществом и во второй половине XIX века. Именно в это время внутри народничества, идейной платформой которого было признание самобытности русского социально-экономического строя и возможности миновать в России стадию капиталистического развития как регрессивную, происходит зарождение субъективного (этико-психологического) направления российской социологии1. Представителями этого направления были П.А. Лавров, Н.К. Михайловский, H.A. Кареев.

Петр Лаврович Лавров, один из крупнейших представителей субъективной социологии, будучи ученым широкого плана, на протяжении всего своего творчества обращался к анализу социальных явлений и процессов, искал приемлемые пути их разрешения. На формирование его теории оказали значительное воздействие не только его революционно-демократические убеждения, но и идейно-политические концепции, и прежде

1 Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. С. 31всего - утопический социализм представителем которого являлся современник П.Л. Лаврова Н.Г. Чернышевский.

Вклад П.Л. Лаврова в науку неоценим. Перечислим наиболее значимые результаты его научной деятельности:

• разработал предмет, содержание и метод социологической науки;

• внес значительный вклад в разработку вопроса о роли личности в истории;

• раскрыл взаимосвязь социологии и истории;

• разработал теорию прогресса человечества;

• определил роль государства в жизни общества.

П.Л. Лаврова по праву можно считать одним из видных социологов XIX века. Но, на наш взгляд, разработанная им социологическая концепция по достоинству пока еще не оценена. Его идеи, по нашему убеждению, сегодня нуждаются в тщательном изучении. Для современного российского общества, когда солидарность, консолидация, взаимное доверие находятся в упадке, эти идеи значительны. У П.Л. Лаврова был особый подход к анализу социальных явлений. Научное наследие П.Л. Лаврова - наглядный пример слияния теории и практики, оно является важным звеном общего процесса развития науки, актуальность которого сохраняется и в наше время.

Степень научной разработанности проблемы

Научные исследования по истории российской дореволюционной социологии достаточно долго развивались односторонне. Особое внимание уделялось изучению марксистского течения и работам революционных демократов. Взгляды же таких представителей русской социальной мысли, как H.A. Бердяев, М.М. Ковалевский, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, рассматривались только в контексте борьбы с легальным марксизмом.

В настоящее время довольно активно переиздаются работы классиков отечественной социологии, возрастает число исследований по истории отечественной социологии. Взгляды дореволюционных социологов, в том числе и П.Л. Лаврова, освещаются в работах «Антология русской классической социологии», «Социология в России», «Российская социологическая энциклопедия»1.

Научные идеи, теории, концепции П.Л. Лаврова рассматривались учеными в различные временные периоды под тем или иным углом зрения.

Современники П.Л. Лаврова - Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Н.Г.Чернышевский и многие другие - давали высокую оценку его творчества. В частности, Н.И. Кареев, отмечает что «П.Л. Лавров может быть назван первым русским социологом, основоположником у нас социологии, с полным правом сохранить это название в истории данной науки в России. Он был одним из первых, кто начал знакомить русских читателей с идеями Огюста Конта, родоначальника позитивизма и инициатора науки, которую последний и окрестил именем социологии».

Следует отметить, что после смерти П.Л. Лаврова и примерно до 1930 года выходит довольно много работ о его жизни и творчестве. В основном публикуют материалы, в которых приводятся биографические сведения и дается идеалистическая оценка его научных идей. Среди них сочинения у

П.Витязева, A.A. Гизетти, Р. Иванова-Разумника, Л.Э. Шиенко и др. , а также работы, содержащие марксистскую оценку идей Лаврова - Ф. Энгельса,

1 Антология русской классической социологии. М., 1995; Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996; Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

Витязев П. П.Л. Лавров в эпоху 60-х годов и его статья «Постепенно». // Книга и революция. 1922 ., № 6(18), С. 9-16; Материалы для биографии П.Л. Лаврова. Под ред. П. Витязева. Вып. 1. Колос. СПб., 1921. С.89; Витязев П. П.Л. Лавров в 1870-1873 гг. Вступительная статья к письму П.Л. Лаврова. Неизданное письмо П.Л. Лавров к сыну. Былое. № 15. 1919. С. 63-88.; Витязев П. (Ф.И. Седенко). П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Птгр., 1917. С. 16.; Л.Э. Шишко. Общественное движение в шестидесятых и в первой половине семидесятых годов. М., 1920. С. 62-69.; Гизетти A.A. Воззрения Лаврова на литературу и эстетику. // П.Л. Лавров «Этюды о западной литературе». Колос. Петр., 1923. С. 7 - 21; Иванов - Разумник Р. П.Л. Лавров, в «Истории русской общественной мусли». СПб., Вып. V. 1918. С. 35-49.

Г.В.Плеханова, Б.И. Горева, П. Сапожникова, Б. Козьмина, JI. Троцкого, В.Быстрянского и др.1

Исключения составляли лишь работы Н.С. Русанова «П.Л. Лавров», A.A. Гизетти «П.Л. Лавров и Вл. Соловьев», а также работы Н.И. Кареева л

Теория личности П.Л. Лаврова» и «Лавров как социолог» , в которых исследователи остановились на каких-то определенных сторонах его творчества (проблеме личности, солидарности, истории мысли, культуре).

Историко-социологическая литература в нашей стране до конца 80-х годов XX века, как известно, находилась под воздействием официальной идеологии марксизма-ленинизма, и поэтому содержащаяся в ней критика научного наследия П.Л. Лаврова была не всегда объективной. Тем не менее, в советской исследовательской литературе (особенно в 50-80-е годы) были освещены некоторые аспекты научной и общественно - политической деятельности Лаврова, в том числе уделялось внимание и проблеме ф социального прогресса. Высказывания по этому поводу можно найти у

Я.Эльсберга, А.И. Володина, И.С. Книжника-Ветрова, A.A. Галактионова,

1 Быстрянский В. Отец народничества о рабочей революции. // Комм.Интерн. № 4, 1919. С. 577-590; Быстрянский В. П.Л. Лавров и диктатура пролетариата. // Петроградскоая Правда. № 29. 1920; Горев Б.И. П.Л. Лавров. // Горев. От Томаса Мора до Ленина. Изд. Л.Д. Френкеля. М., 1922. С. 94 -100; Горев Б.И. П.Л. Лавров и утопический социализм. // Под Знаменем Марксизма. № 6-7. 1923, С. 121-131; Козьмин Б. Ткачев и Лавров. Столкновение двух течений русской революционной мысли 70-х годов. // Воинствующий материалист. Сб. 1. М., 1924. С. 291-337; Плеханов Г.В. Письмо к П.Л. Лаврову. // Сочинения Г.В. Плеханова. Т.1. СПб., 1920. С. 159-173; Сапожников П. Лавров и эс-эры. // Современник. М., 1922. С. 108-119; Троцкий Л. Парижская коммуна и Советская Россия. // Терроризм и коммунизм. СПб., 1920. С. 66-87; Энгельс Ф. О П.Л. Лаврове и П.Н. Ткачеве. // Под Знаменем Марксизма. № 5-6, 1922. С. 53-63.

2 Гизетти A.A. П.Л. Лавров и Вл. Соловьев. // П.Л. Лавров. Сборник статей. Пг., 1922; Кареев Н.И. Теория личности П.Л. Лаврова. СПб., 1907; Кареев Н.И. Лавров как социолог. // П.Л. Лавров. Пг., 1922; Русанов Н.С. П.Л. Лавров. // Былое. 1907. № 2.

B.B. Богатова, П.Ф. Никандрова, В.Г. Хороса, А.П. Казакова и др.1

Однако методологический подход к анализу его творчества носил односторонний характер. Оно оценивалось в связи с политической программой народничества, которое рассматривалось как разновидность утопического социализма. Социологические воззрения трактовались в контексте присущего марксистам отрицательного отношения к позитивистской социологии. В качестве положительных аспектов народнической идеологии отмечались оппозиционность самодержавию, критика капитализма, демократические и гуманистические устремления. И вместе с тем его обвиняли в эклектизме, субъективном идеализме, мелкобуржуазной неустойчивости, связанной с позитивистскими основами его социологической концепции.

Творчество П.Л. Лаврова вошло в учебные курсы по истории отечественной социологии, однако специальных исследований социологического аспекта его работ появилось немного.

В последние десятилетия в связи с актуализацией проблем трансформации российского общества, где затрагиваются проблемы существования человека, решаются конкретные экзистенциональные, культурные, экономические, политические и коммуникационные задачи трансформирующейся России, наметились, на наш взгляд, тенденции более объективного подхода к творчеству П.Л. Лаврова. В связи с этим в научной литературе и публицистике последних лет особое внимание уделяется взглядам Лаврова на проблему личности, солидарности и достаточно высоко

1 Арефьева Г., Володин А. Лавров Петр Лаврович. // Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964; Богатое В. Философия П.Л. Лаврова. М., 1972; Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Философские и социологические учения революционного и либерального народничества. // История философии в СССР. Т.З. М., 1968; Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л., 1966; Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века. Л., 1969;Книжник-Ветров И.С., Окулов А.Ф. Вступительная статья. // Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 1. М., 1965; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Сб. документов и материалов. Т. 2. 1876 - 1882. М.;Л., 1965; Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978; Эльсберг Я. Лавров - предшественник социал-демократии и марксизма? // Вопросы литературы. 1961. № 2. оцениваются исследователями И.А. Голосенко, З.Т. Голенковой, Е.И. Кукушкиной, А.Н. Медушевским, С.С. Новиковой.1

Следует отметить, что все вышеназванные авторы не ставят себе цель специально исследовать теорию социального прогресса П.Л. Лаврова.

Значительных работ, посвященных творчеству П.Л. Лаврова, особенно его взглядам на прогресс, пока еще очень мало. Исключение, на наш взгляд, составляют монография А.П. Казакова «Теория прогресса в русской социологии XIX века» (1969г.), где автор изучает воззрения на прогресс трех отечественных социологов - П.Л. Лаврова, Н.К Михайловского, М.М.Ковалевского и монография О.Г. Антоновой «Отечественная социология о социальном прогрессе» (2001г.), в которой автор обстоятельно анализирует взгляды на прогресс представителей различных направлений и школ в отечественной социологии, в том числе и П.Л. Лаврова. Названные работы наиболее близи к теме нашего исследования.

Ведущие российские исследователи продолжают традиции П.Л.Лаврова, в частности в области социального прогресса, социологии личности, солидарности и т.д. Так, Ю.Г. Волков выдвигает и отстаивает идею гуманистического будущего России, личности и гуманизма в современных условиях; В.А. Ядов определяет принципиальные контуры будущей России; Ж.Т. Тощенко разработал теорию парадоксального человека; В.И. Жуков, рассуждая о будущем России, говорит о необходимости поиска её особого пути в мировой истории; В.И. Добреньков имеет свое видение будущего российского общества, отмечая, что теорию прогресса заменяет теория тенденций и т.д.

К вышеупомянутым проблемам обращаются и саратовские ученые. В диссертационном совете Саратовского государственного университета им Н.Г. Чернышевского защищены диссертации по проблемам социального

1 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX вв. М., 1995; Голосенко И.А. Социологическая литература в России второй половины XIX - начала XX вв. М., 1988; Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX вв. М., 1993; Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996. прогресса, личности. Это работы В.П. Воробьева, Е.В. Каминской, О.Ю.Мазаловой, С.А. Ровновой, Ю.Р. Хайруллиной и др.

Вместе с тем, специальных монографических работ на эту тему пока нет, это и предполагает дальнейшее исследование идей П.Л. Лаврова в области теории прогресса и определение его места в русской социологии.

Цели и задачи исследования

Цель данной диссертации - проанализировать теорию социального прогресса в творчестве П.Л. Лаврова и рассмотреть возможность ее использования в современной отечественной социологии. Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:

- проанализировать социально-политические, социально-экономические условия и процесс формирования мировоззрения П.Л. Лаврова;

- раскрыть социологическое учение П.Л. Лаврова о социальном прогрессе;

- изучить позицию П.Л. Лаврова: о роли личности в истории; в отношении российской интеллигенции, играющей особую роль в историческом развитии страны;

- рассмотреть вопросы солидарности, содержащиеся в творчестве П.Л. Лаврова, как актуальный пример использования его подхода к изучению современного общества;

- обосновать значение теории социального прогресса П.Л. Лаврова в условиях трансформации современного российского общества.

Объектом исследования является научное творчество П.Л. Лаврова.

Предметом исследования выступают социологические взгляды и идеи П.Л. Лаврова на социальный прогресс.

Теоретическая и методологическая основа

В анализе теории социального прогресса П.Л. Лаврова мы опираемся главным образом на его труды так называемого социологического периода, продолжавшегося с 1860 по 1900 год (эта периодизация является общепризнанной в литературе). Методологической основой работы является историко-социологический метод.

Научная новизна настоящей работы заключается в осуществлении попытки показать, что теория социального прогресса П.Л. Лаврова является целостной социологической концепцией, которая органически вписывается в структуру современного социологического знания. Поэтому в диссертационном исследовании:

- предложено авторское обоснование основных этапов формирования социологического мировоззрения П.Л. Лаврова;

- анализируются исходные социологические и идейно-политические предпосылки исследования П.Л. Лавровым концепции социального прогресса;

- рассматривается общий методологический подход П.Л. Лаврова к анализу социального прогресса;

- выявляются связи анализируемых П.Л. Лавровым явлений с современным состоянием российского общества;

- показано специфика исследования идей социального прогресса современными отечественными социологами.

Положения выносимые на защиту;

1. П.Л. Лавров создал целостную социологическую концепцию, все основные положения которой сходились и были сконцентрированы на социальном прогрессе. Она заслуживает внимательного изучения и дальнейшей разработки в социологической науке.

2. Теория социального прогресса П.Л. Лаврова содержит научный анализ духовной и идейной направленности социальных процессов, который позволяет определить патологические явления и процессы происходящие в обществе. Им были заложены основы теории личности, нравственности и эстетики, солидарности, позволяющие объективно оценивать социальные явления и процессы с точки зрения их позитивного или негативного влияния на социальную жизнь, которые важны для современной России, ищущей пути своего возрождения и вхождения в цивилизованное мировое сообщество.

3. Главным в теории прогресса Лаврова является рост и усиление солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивам действия личностей. Солидарность, по Лаврову, это общность людей с присущими им привычками, интересами, аффектами, убеждениями. Выделяя три формы солидарности и рассматривая их эволюцию, ученый вводит такие важнейшие категории, как «культура», «цивилизация», «мысль». Эти понятия являются связующим звеном двух главных элементов прогресса -«солидарного общежития» и «сознательных процессов». То есть в представлении Лаврова, объективными признаками прогресса являются рост солидарности в обществе и усиление сознательных процессов в личности.

4. Центральное место в теории прогресса Лаврова занимает проблема личности. По Лаврову, критически мыслящая личность - это не просто энергичный человек, который только стремится к формированию нового общественного идеала, но это человек, который старается его воплотить в жизнь, постоянно борющийся с отсталостью общественной жизни, общественным «злом» во всех его проявлениях.

5. Идеи П.Л. Лаврова, особенно его взгляды на социальный прогресс, актуальны для нашего современного общества, когда на исторической авансцене все большую роль играют страны, где наилучшим образом решаются проблемы существования человека.

Научно-практическая значимость исследования

Положения и выводы диссертации могут быть полезны при подготовке специальных учебных курсов по истории русской социологической мысли, социологии личности, этносоциологии, культурологии, социологии религии. Социологические идеи ПЛ. Лаврова, в частности, концепция социального прогресса, могут быть использованы в государственном строительстве, при проектировании социальных моделей общественного развития, в воспитательной работе с молодежью.

Апробация работы

Результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах, на межвузовских научных конференциях «Некоторые проблемы социально - политического развития современного российского общества» в 2001 - 2003 годах, на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы», проходившим в Москве 30 сентября - 2 октября 2003 года, нашли отражение в авторских публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и рекомендована к защите.

Структура диссертации определяется в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теория прогресса в творчестве П.Л. Лаврова"

Таковы основные выводы проведенного диссертационного исследования.

Бесспорно, что научное наследие П.Л. Лаврова существенно обогащает сокровищницу отечественной социальной мысли. Очевидно и то, что его социально-политические идеи имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

Его двенадцать заповедей

• храни в себе человеческое достоинство;

• развивай в себе телесные и душевные способности для стремления к истине и справедливости;

• стремление к истине возлагает на тебя обязанность безусловной критики, борьбы с призраками и идолами;

• изучай природу и владей ею;

• будь искренен в чувствах и в мыслях;

• путем критики иди к твердому убеждению;

• воплощай свое убеждение в дело и жертвуй для него всеми благами жизни;

• будь последователен в мысли и в жизни;

• стремление к справедливости возлагает на тебя обязанность не только воздавать каждому по достоинствам, но и охранять чужое достоинство также строго, как собственное;

• развивай в людях сознание человеческого достоинства, стремление к истине и к справедливости, критику мысли, искренность чувства, решимость жить согласно убеждениям;

• покоряйся необходимости, не падай духом; оценивай возможное, не увлекаясь чувством; стремись к наибольшему возможному благу, когда не можешь достичь лучшего;

• содействуй сознательно прогрессу человечества - и сегодня, звучат злободневно, так как они как никогда необходимы современному российскому обществу, потерявшему за последние пятнадцать лет нравственные устои, забывая при этом свою самобытность и тысячелетнюю культуру.

Заповеди П.Л. Лаврова, по своей сути, могут стать путеводной звездой для возрождающейся великой России. Ведь они учат человека чувству достоинства, взаимному уважению, доверию, совместимости и солидарности.

Сегодня нельзя не признать того, что П.Л. Лавров во многом предвосхитил современное развитие России. Ряд его идей и теоретических построений так или иначе оказались в центре внимания современных отечественных социологов и философов. Это относится прежде всего к теории прогресса, теории личности, культуре, солидарности.

Известный социолог XX века Питирим Сорокин сказал, что «Лавров как социолог, несмотря на известные просчеты и ошибки его теории, был и остается одним из наиболее выдающихся фигур в истории русской социологии. И, вероятно, он с полным правом может претендовать на «выдающееся место в мировой социологии»1.

Автор диссертационной работы не претендует на исчерпывающее освещение темы. Научное наследие П.Л. Лаврова и его теория прогресса поистине неисчерпаемы.

1 Сорокин П.А. Лавров как социолог // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы. Пг., 1922. С. 292.

Безусловно, социологическая теория прогресса П.Л. Лаврова нуждается в дальнейшем изучении, для того чтобы продолжить социальный анализ в свете современных явлений общественной жизни. Знание его творчества помогает лучше понять современные процессы в развитии социологической науки, увидеть истоки и пути решения тех или иных проблем.

Заключение

Подводя итоги исследования, отметим, что П.Л. Лавров является крупнейшим представителем отечественной социальной мысли XIX в. Отличительными особенностями его личности являются широта жизненных и научных интересов, энциклопедизм знаний, нетерпимость к социальному и политическому невежеству, любовь к своему народу, вера в его достойное будущее.

Формирование мировоззрения П.Л. Лаврова происходило в переломную эпоху отечественной истории и вобрало в себя, синтезировало все лучшие качества подлинного русского интеллигента. А последующая активная научная и общественно-политическая деятельность раскрыла, укрепила и усовершенствовала его индивидуальность.

Социологическое мышление П.Л. Лаврова складывалось на противоречивом материале: с одной стороны, он опирался на идеи Конта, Дарвина, Спенсера; с другой стороны, на его социологические воззрения оказали влияние субъективно-идеалистические и волюнтаристские концепции М. Штирнера и братьев Бауэр (понятие «критически мыслящая личность»).

Большое влияние на П.Л. Лаврова оказали взгляды Маркса и Энгельса.

Он писал, что «экономическим вопросам не посвящал особых работ, признавая себя учеником Марка с тех пор, как ознакомился с его теорией, но преимущественно исследуя вопросы социологии по отношению к теории прогресса, к этике и к истории»1.

Все основные вопросы социологии, которыми он занимался более тридцати лет, Лавров рассматривал в связи с социальным прогрессом. В См.: Лавров П.Л. Философия и социология. М., 1965. Т.2. С. 639. прогрессе он выделяет две стороны - теоретическую и практическую.

Теоретическая - это познание, т.е. цель и средства общественного развития, а практическая - путь осуществления идеала, т.е. реальные пути борьбы за коренные социальные изменения.

В формулу прогресса он включал, во-первых, развитие личности в ее физическом, умственном, нравственном отношении и, во-вторых, воплощение в общественных формах истины и справедливости.

Лавров намечает три фазы борьбы за социальный прогресс:

- появление отдельных провозвестников новых идеи;

- появление фанатических людей, рискующих, жертвующих, героических одиночек;

- завоевание на свою сторону широких слоев народных масс.

В 80-е годы XIX в. Лавров отходит от крайностей субъективисткой социологии и рассматривает личность как члена «коллективного организма».

Таким образом, ключевым пунктом для понимания развития общества по Лаврову является теория личности. По его мнению, прогресс заключается прежде всего в развитии личности: «для вывода социологических законов необходимо употребить субъективный метод, т.е. стать на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма. Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть, на мой взгляд, главный и единственный агент прогресса в человечестве»1.

Л П. Л. Лавров пришел к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. «.Пора бы людям мыслящим, - писал Лавров, - усвоить себе одну очень простую вещь: что различие важного и неважного, благодетельного и

Лавров П.Л. Избр. соч., Т.1. С. 417-418. вредного, хорошего и дурного есть различия, существующие лишь для человека, а вовсе чужды природе и вещам самим в себе.»'.

Исходя из этого, Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом.

Говоря о цене прогресса, Лавров обращал внимание на то, что в истории часто упоминают о героях, гениальных личностях, забывая о тех условиях, при которых они действовали и при которых человечество было «осчастливлено» их появлением. «Для того, чтобы эта маленькая группа могла образоваться, - замечал Лавров, - необходимо было, чтобы среди большинства, борющегося ежечасно за свое существование, оказалось меньшинство, обеспеченное от самых тяжких забот жизни» .

Противоречия между личностью и обществом порождаются или отсутствием у личности чувства собственного достоинства и идеи справедливости, т.е. идеи равноправности всех людей на всестороннее развитие, или несправедливым, безнравственным устройством общества. В первом случае общество обязано развивать личность, во втором - личность нравственно обязана перестроить общество на принципах «общественной солидарности и справедливости».

В общем контексте рассуждений Лаврова о национальностях просматривается доминирующая мысль: национальности - это «доисторическое начало», т.е., скорее, продукт природы, нежели истории. Национальность не есть, по сути, орган прогресса, не является сама по себе представителем прогрессивной идеи, хотя и может стать таковой. В соответствии с универсальным критерием прогресса Лавров признавал два права: во-первых, «прогрессивная национальность имеет право на

1 Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. М., 1934. Т.1. С. 193.

2 Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. М., 1934. Т. 1.С. 217. подавление сепаратистских стремлений менее прогрессивных и связанных с нею исторически государственным договором»1.

Отношение к общечеловеческому прогрессу для Лаврова - это критерий патриотизма. «Прогресс, - писал Лавров, - есть не безличный прогресс. Кто-нибудь должен быть его органом. Какая-нибудь национальность должна прежде других и может лучше, полнее других стать представителем прогресса в данную эпоху». Рациональный патриотизм заключается в стремлении сделать свою национальность самым влиятельным деятелем общественного прогресса, в наименьшей мере стирая её характеристические черты. Настоящий, или рациональный, патриотизм, по Лаврову, - это одна из черт «критически мыслящей личности», и этот патриотизм заключается в «осмыслении естественных требований своей нации критическим пониманием требований общечеловеческого прогресса». По Лаврову, прогресс заключается именно в развитии личности, составляющей не результат истории, а её исходный пункт: «критически мыслящая личность» вырабатывает нравственный идеал и активно претворяет его в жизнь, благодаря чему осуществляется прогресс.

В своих социологических изысканиях Лавров подчеркивает важность исследования взаимоотношения личности и общества: «Истинная общественная теория требует не подчинения общественного интереса личному и не поглощения личности общества, а слития общественных и частных интересов. Общественность становится реализированием личных целей в общественной жизни, но они и не могут быть реализованы в какой-либо другой среде».

Прогресс общества Лавров связывает с расширением и усилением общественной жизни: экономической, политической, умственной и нравственной. Он прослеживает формы солидарности от семьи, рода, племени до нации и государства, подчеркивая, что попытки человечества выработать новые формы солидарности через мудрость, через юридические

1 Лавров П.Л. Философия и социология. М., 1965. Т.1 С.331. законы, через религию не удалось. В буржуазном обществе, по мнению Лаврова, не дает установить солидарность эксплуатация, поэтому он считает что солидарность возможна лишь при социализме.

Таким образом, в своей теории ученый доказывает необходимость признания прогресса человечества, отдавая при этом главенствующую роль личности.

Автор видел свою задачу в том, чтобы теоретически осмыслить взгляды П.Л. Лаврова на социальный прогресс и посмотреть, насколько это проблема адекватна современным представлениям.

 

Список научной литературыБольдюсов, Сергей Александрович, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. Аберкромби Н., Хили С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань, 1997.

2. Александров Г.Ф. История социологии как наука. Минск, 1958.

3. Агафонова Н.В. Програсс и традиции в науке. М., 1991.

4. Амелина Е.М. Проблема общественного прогресса в русской религиозной философии начала XX века. // Социально-гуманитарные знания. 1999. №4.

5. Антология русской классической социологии. / Под ред.В.А. Ядова. М., 1996.

6. Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе. Саратов, 2001.

7. Антонович М.А. Избранные статьи. Л., 1938.

8. Арефьева Г., Володин А. Лавров Петр Лаврович. // Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964;

9. Арнольди С.С. (Лавров П.Л.). Задачи понимания истории. СПб, 1898.

10. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1993.

11. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. Философия. Социология. Политика. М., 1939.

12. Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже XIX XX веков. М„ 1995.

13. Берг Л.С. Труды по теории эволюции (1922 1930). Л., 1977.

14. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

15. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда //Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993.

16. Бегинин В.И., Дыльнова З.М., Климов В.А., Крахмалева А.Д. История русской социологии (дооктябрьский период). Саратов, 1994.

17. Блинников Jl.В. «Краткий словарь философских персоналий». М., 1997.

18. Богатов В.В. Н.Гж.Чернышевский в идейном становлении П.Л.Лаврова. // Вестн.МГУ. Сер. 7, Философия. 1978. № 4.

19. Богатов В.В. Философия П. Лаврова. М., 1972.

20. Богомолов A.C. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков. М., 1962.

21. Богучарский Б. Активное народничество 70-х годов. М., 1912.

22. Большой энциклопедический справочник. // Пер. с англ. М., 2001.

23. Бонч-Бруевич В.Д. Избр.соч.в трех томах.

24. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. // Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1999. Т.1.

25. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1999.

26. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980.

27. Быстрянский В. Отец народничества о рабочей революции. //Комм.Интерн. № 4, 1919.

28. Быстрянский В. П.Л. Лавров и диктатура пролетариата. //Петроградскоая Правда. № 29. 1920.

29. Бюиссон Ф. К вопросу о политическом прогрессе. // Новые идеи в социологии. СПб., 1913.

30. Василенко И.А. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы. // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 4.

31. Вахрушев И.С. Очерки русской революционно-демократической печати, 1873-1886 гг., Саратов, 1980.

32. Витязев П. П.Л. Лавров в эпоху 60-х годов и его статья «Постепенно». // Книга и революция. 1922 ., № 6 (18).

33. Витязев П. П.Л. Лавров в 1870-1873 гг. Вступительная статья к письму П.Л. Лаврова. Неизданное письмо П.Л. Лавров к сыну. Былое. № 15. 1919.

34. Витязев П. (Ф.И. Седенко). П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Птгр., 1917. С. 16.; Л.Э. Шишко. Общественное движение в шестидесятых и в первой половине семидесятых годов. М., 1920. С. 62-69.

35. Витязев П. Ссылка П.Л.Лаврова в Вологодской губернии и его занятия антропологией.

36. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М., 1995.

37. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. М., 2000.

38. Волков Ю.Г, Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

39. Волков Ю.Е. Прогресс социальный. // Российская социологическая энциклопедия. // Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

40. Володин А., Итенберг Б. Карл Маркс и Петр Лавров. // Прометей. 1971. №8.

41. Володин А., Итенберг Б. К истории научных контактов Ф.Энгельса с П.Л.Лавровым. // История СССР. 1970. № 5.

42. Володин А., Итенберг Б. Лавров. М., 1981.43. Вперед! Т. 3, 1874.

43. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л., 1966.

44. Гизетти A.A. Воззрения Лаврова на литературу и эстетику. // П.Л. Лавров «Этюды о западной литературе». Колос. Петр., 1923.

45. Гизетти A.A. П.Л. Лавров и Вл. Соловьев. // П.Л. Лавров. Сборник статей. Пг., 1922.

46. Главные теории прогресса в современной социологии. // Вестник знания. 1911. № 9.

47. Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии. // Социс. 1996. № 6.

48. Голенкова З.Т. Историко-социологическая проблематика. //Социология в России. М., 1998.

49. Голенкова З.Т. Теории модернизации // Российская энциклопедия /Под общ. Ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

50. Голосенко H.A., Козловский B.B. История русской социологии XIX -XX вв. М., 1995.

51. Голосенко И. А. Социологическая литература России второй половины XIX нач. XX века: Библиогр. указ. М„ 1995.

52. Голосенко И. А. Исторические судьбы идей Огюста Конта: трансформация позитивизма в русской социологии Х1Х-ХХ веков. //Социологические исследования. 1982. № 4.

53. Горев Б.И. П.Л. Лавров. // Горев. От Томаса Мора до Ленина. Изд. Л.Д. Френкеля. М., 1922.

54. Горев Б.И. П.Л. Лавров и утопический социализм. // Под Знаменем Марксизма. № 6-7. 1923.

55. Гражданское общество: истоки и современность, СПб., 2002.

56. Гуторов В.А. Современные концепции гражданского общества. //Гражданский форум. 2001. № 1.

57. Дейч Л.Г. Русская революционная эмиграция 70-х годов. Пг., 1920.

58. Де Роберти Е. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909.

59. Дмитриев A.B. Конфликтология. М., 2001.

60. Добреньков В.И. Социально-гуманитарные проблемы становления глобального общества. // Человек и современный мир. М., 2002.

61. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991

62. Жигунов Е.К. П.Л.Лавров и его связи с польским революционным движением 70-90-х годов XIX начала XX в. М., 1971.

63. Жуков В.И. Современный мир и Россия в условиях глобализации. Доклад на международной научной конференции «Современные процессы глобализации и социального развития мирового сообщества». 23 ноября 2001 года. М., 2001.

64. Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 гг. М., 1997.

65. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России. //Социологические исследования. 1996. № 3.

66. Заславская Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества. // Социс. 2001. № 8.

67. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

68. Зиятдинова Ф.Р. Образование и наука в трансформирующемся обществе. // Социс. 1998. №11.

69. Иванов В.Н. Реформы и будущее России. // Социс. 1996. № 3.

70. Иванов Разумник Р. П.Л. Лавров, в «Истории русской общественной мусли». СПб., Вып. V. 1918.

71. История буржуазной социологии XIX XX века. М., 1979.

72. История буржаузной социологии первой половины XX века. М., 1979.

73. История теоретической социологии. В 4-х тт. Т.1. М., 1997.

74. ИтенбергБ.С. Движение революционного народничества. М., 1965.

75. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (П.Л.Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский). Л., 1969.

76. Кальной И.И. Онтологические основания гражданского общества. //Гражданское общество: истоки и современность. СПб., 2002.

77. Капитонов Э.А. История социологии. Ростов-на-Дону, 1993.

78. Капитонов Э.А. Социология XX века: История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.

79. Кареев Н. И. Конт как основатель социологии. // Памяти Белинского. -СПб., 1899.

80. Кареев Н.И. Лавров как социолог. // П.Л. Лавров. Пг., 1922.

81. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории; В 2 ч. СПб., 1889. 4.1.

82. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

83. Кареев Н. И. Социологическая проблема прогресса. // Социология в России XIX начала XX века. М., 2001. Вып. 3.

84. Кареев Н.И. Теория личности П.Л. Лаврова. СПб., 1907.

85. К вопросу об эволюции в прогрессе. // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Вып.З. Отд.изд.: СПб., 1911.

86. Кива А. В. Социальные революции на исходе века (Размышления о проблемах общественного прогресса на Западе и Востоке). М-, 1992.

87. Кинг В. Л. Позитивизм в русской литературе. // Русское богатство. 1889. №3.

88. Кириченко Т.М. К вопросу об обществ.-политич. взглядах П.Л. Лаврова в 70-80х гг. XIX в., «Тр. Моск. истор.-архивного ин-та». 1963.Т.18.

89. Книжник-Ветров И.О., Окуяов А. Ф. Ветеран революционной теории. //Лавров П. Л. Философия и социология. М., 1965. Т. 1.

90. Книжник-Ветров И.С., Окулов А.Ф. Вступительная статья. // Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 1. М., 1965.

91. Ковалевский М. Прогресс. // Вестник Европы. Журнал науки-политики-литературы. Сорок седьмой год. Книга 2. СПб., 1912. С. 225260.

92. Ковалевский М. М. Современные социологи. // Ковалевский М. М. Соч.: В 2 т. СПб., 1997. Т. 2.

93. Ковалевский М. М. Социология. СПб., 1997.

94. Козлов К.А. Исторические письма П.Л. Миртова. // «Знание», 1871. №2.

95. Козловский В. В. Социологические альтернативы в дореволюционной России. //Вести. СПб. ун-та. Сер.6. 1993. Вып. 4.

96. Козьмин Б. Ткачев и Лавров. Столкновение двух течений русской революционной мысли 70-х годов. // Воинствующий материалист. Сб. 1. М., 1924.

97. Колосов Е. Е. Очерки мировоззрения Н. К. Михайловского. СПб., 1912.

98. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

99. Конт О. Краткий обзор позитивизма. // Родоночальники позитивизма. С-П., 1913.

100. Корнеев М.Я., Шульц B.JI. Критика основных направлений социологии знания.М.,1983.

101. Кравченко А. И. Социология: Учебник для студентов вузов» Екатеринбург-М., 1999.

102. Крисаченко В. С. Философский анализ эволюционизма. Киев, 1990.

103. Куда идет Россия? Материалы международных симпозиумов: В 3 т. / Под ред. Т. И. Заславской. М., 1994-1996.

104. Куделли П. Народовольцы на перепутье. JL, 1926.

105. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX начала XX вв. М., 1993.

106. Култыгин В.П. История российской социологии. // Лекции по истории социологии. М., 1994. Вып. 6.

107. Култыгин В.П. Публицистическая социология социально-политической жизни России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Наука. Политика. Предпринимательство. 1998. № 1/2.

108. Кучеркова Г.И. П.Л.Лавров и вопрос организации революционных сил России (конец 1860-х 1876 г.): Автореф. дис.канд.ист.наук. М., 1981.

109. Лавров П.Л. Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903. С. 61.

110. Лавров П.Л. (Арнольди С.С.) Задачи понимания истории. М., 1898. С. 129.

111. Лавров П.Л. За пределами России: Общее обозрение, декабрь 1883 г. // Вестн.»Народной воли». 1883. № 2.

112. Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8-ми томах. М.Политиздат, 1934. Т. 1-2.

113. Лавров П. Л. Исторические письма//Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. М., 1993.

114. Лавров П.Л. Народники-пропагандисты, 1873-1878 гг. Л., 1925.

115. Лавров П.Л. Опыт истории мысли. Спб., 1875. Т. 1. Вып. 1 С. 34.

116. Лавров П.Л. Опыт истории мысли нового времени. Женева, 1888. С. 79.

117. Лавров П.Л. Очерки вопросов практической философии. СПб., 1860.

118. Лавров П.Л. Собр.соч. Пг., 1917. Сер. 3. Вып. 2 С. 90.

119. Лавров П.Л. Собр.соч. Пг., 1918. Сер 3. Вып. 8. С. 133.

120. Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности: Старые вопросы. Пг., 1921.

121. Лавров П.Л. Философия и социология: В 2 т. М., 1965.

122. Лавров П.Л. Философский смысл истории. // Отечественные записки. 1870. № 11. С.42.

123. Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена. Спб., 1904. С. 221.

124. Лапин Н. И. Тяжкие годы России (Перелом истории, кризис, ценности, перспективы). // Мир России. 1992. № 1.

125. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли: Вторая половина XIX начало XX в. Л., 1974.

126. Левяш И. Я., Давидович В. Е. Общественный прогресс. //Философские науки. 1977. № 1.

127. Левяш И. Я. Содержание и критерии общественного прогресса. Саратов, 1973.

128. Левяш И. Я. Социологический критерий общественного прогресса. // Философские науки, 1969. № 6.

129. Левяш И. Я. Некоторые методологические предпосылки теории нравственного прогресса. // Философские науки. 1977. № 1.

130. Ленин В.И. Поли.собр.соч. Т. 22.

131. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. // Соч., изд. 4 Т.1.

132. Лобач-Жученко Б.Б. Марко Вовчок и П.Л.Лавров. //Лит.обозрение. 1984. № 1.

133. Ломовицкая В.М Социальный прогресс и глобальные проблемы современности. Л., 1989.

134. Лукин В.Н. Эстетические взгляды Н.К. Михайловского. Куйбышев. 1971.

135. Макаровский А. А. Общественный прогресс. М., 1970.

136. Майминас Е. 3. О социально-экономических особенностях развития России. // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

137. Малинин В. А. Исторический материализм и социологические концепции начала XX века / Отв. ред. А. Д. Сухов. М., 1986.

138. Маркина Н.Л. Социологические взгляды П.Л. Лаврова, в сб.: Тр. ин-та философии АН БССР, вып. 1, Минск. 1958.

139. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Изд. 2-е. Т.З.

140. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Маркс К., Энегельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 3.

141. Материалы для биографии П.Л. Лаврова. / Под ред. П.Витязева. Пг., 1921.

142. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

143. Мид Г. Общество. // Рабочие тетради. Вып.! Классики современной социологии. М.: МГУ (социолог.ф-т Б.Г.).

144. Миненков Т.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

145. Миронов Б.Н. История и социология. Л., 1984.

146. Моделирование социальных процессов. М., 1970.

147. Монсон П. Современная западная социология С.Пб., 1992.149. ' Миртов (Лавров П.Л.). Исторические письма. СПб., 1870.

148. Михайловский Н.К. Сочинения. Т. 6. Спб., 1885.

149. Михайловский Н.К. Герои и толпа. // Социология в России XIX -начала XX века. Вып. 3. М., 2001.

150. Михайловский Н. К. Что такое прогресс? // Социология в России XIX -. начала XX веков. М., 2001. Вып. 3.

151. Михайловский Н. К. Последние сочинения. СПб., 1905. Т.1.

152. Мишин В. И. Научно-техническая революция и общественный прогресс. М„ 1974.

153. Мишин В. И. Общественный прогресс. Горький, 1970.

154. Мчеделова М.М. Российская цивилизация: гражданское общество и культурная идентичность. //Гражданский форум. 2001.

155. Научно-технический прогресс и развитие социально-политической системы зрелого социалистического общества. Саратов, 1981.

156. Народоволец А. Михайлов. Сборник статей. М.-Л. 1925.

157. Наше отечество. Опыт политической истории. Т. 1, M., 1991.

158. Нестеров П. Н. Социальный фактор научно-технического прогресса. Красноярск, 1988.

159. Новиков Н. В. Исходные парадигмы русской социологии. //Свободная мысль. 1993. № 6.

160. Новиков Я. А. Сущность прогресса. // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб.З.

161. Новикова С.С. История развития социологии в России. М., 1996.

162. Новые направления в социологической теории. / Под ред. Г.В.Осипова. М.,1978.

163. Общезанимательный вестник. 1857. № 20.

164. Общественно-политические движения в Центральной Европе в XIX начале XX в.: Сборник статей и материалов. М., 1974.

165. Ольшанский В.Б. Ожидания социальные. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

166. Обзор теорий и основных проблем прогресса. // Новые идеи в социологии. Сб.З. Что такое прогресс? СПб., 1914.

167. Ойзерман Т. И. Научно-технический прогресс: возможности и границы предвидения. // Социс. 1999. № 8.

168. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. // Доклад на II Всероссийском конгрессе М., 2003. 30 сентября 2 октября.

169. Осипов Г. В. Современный эволюционизм и проблема социального прогресса. // Вопросы философии. 1971. №2. М., 1970.

170. Осипов Г. В. Техника и общественный прогресс. М., 1959.

171. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х частях. М., 1994.

172. Основы социологии. Опыт разработки лекционного курса. Саратов, 1992.

173. Отечественная социология. История и современность. Вып. 1. Саратов, 2001.

174. Оясерельев О. И. Критерии социального прогресса сегодня. //Общество и экономика. 1992. № 1-2.

175. Пестель Э. За пределами роста/Пер. с англ. М., 1989.

176. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественной мысли XIX первой трети XX столетия. М., 1997.

177. Плеханов Г.В. Письмо к П.Л. Лаврову. // Сочинения Г.В. Плеханова. Т.1. СПб., 1920.

178. Пуляев В. Т. Россия накануне XXI века: поиск новой парадигмы развития общества. // Социально-политический журнал. 1996. № 1.

179. Пушкарева Г. В. Общество: механизмы функционирования и развития. // Социально-политический журнал. 1998. № 1.

180. Радаев В. В. О критериях общественного прогресса. // Экономист. 1992. №4.

181. Радугин A.A., Радугин К.А. Социология. М., 1995.

182. Раппопорт X. Социальная философия Петра Лаврова. СПб.: 1922.

183. Революционное народничество 70-х годов XIX в. М.; Л., 1965. Т.2.

184. Резник Ю.М. Социокультурные основания гражданского общества. // Гражданское общество: истоки и современность.

185. Резник Ю.М., Смирнов A.C. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2001.

186. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г. В. Осипо-ва.М.,1998.

187. Российская социология / Под ред. А.О.Бороноева. С.-П., 1993.

188. Российская социология. Историко-социологические очерки /Под ред. А.О. Бороноева, В.В. Козловского. М., 1997.

189. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. // Тезисы докладов и выступлений на 11 Всероссийском конгрессе. М., 2003. Т. 1-3.

190. Русанов Н.С. П.Л.Лавров: (Очерк его жизни и деятельности). //Былое. 1907. № 2.

191. Русанов Н.С. Социалисты Запада и России. СПБ. 1999.

192. Руткевич M. Н. О диалектике прогресса. // Вестник РАН. 1992. №5.

193. Самойлов Л. Н. Глобальные проблемы общественного прогресса. Философские вопросы типологии и взаимосвязи. М., 1985.

194. Сапожников П. Лавров и эс-эры. // Современник. М., 1922.

195. Сштаяна Дж. Прогресс в философии. // Вопросы философии. 1992. №4.

196. Седов М.Г. П.Л.Лавров в революционном движении России. //Вопр.истории. 1969. № 3.

197. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

198. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.

199. Сорокин П. А. Обзор теорий и основных проблем прогресса. //Новые идеи в социологии. Сб. третий. Что такое прогресс? СПб., 1914.

200. Сорокин П. А. К вопросу об эволюции в прогрессе. // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Вып. 3. Отд. изд.:СПб., 1911.

201. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. М., 1993.

202. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

203. Сорокин П. А. Главнейшие теории прогресса в современной социологии. // Вестник знания. 1911. № 9.

204. Сорокин П. А. Основные проблемы социологии Лаврова. // П. Л. Лавров. Статьи, воспоминания, материалы. СПб., 1922.

205. Социально трудовая сфера России в 2002 году (по данным министерства труда и социального развития Российской Федерации), М., 2003.

206. Социологи России и СНГ ХК-ХХ вв. М., 1999.

207. Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX века. Л.: Наука, 1978.

208. Социология: наука об обществе. Харков, 1997.211. Социология. М., 1990.

209. Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». 27-30.1Х.2000. СПб., 2000.

210. Социология в России. М., 1996.

211. Социология в России конца XIX начала XX века. Хрестоматия /По ред. В.И. Добренькова. М., 2001.

212. Социология в СССР. Т. 1 / Под ред. Г.В.Осипова. М., 1965.

213. Социология в СССР. Т. 2. М., 1965.

214. Социология: Основы общей теории. М., 1996.

215. Стронин А.И. История и метод. СПб., 1896.

216. Сундиева A.A. П.Л.Лавров и «Народная воля»: Дис.канд.ист.наук. М., 1984.

217. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

218. Троцкий Л. Парижская коммуна и Советская Россия. // Терроризм и коммунизм. СПб., 1920.

219. Философская энциклопедия. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1967.

220. Фролов С.С. Социология. М., 1994.

221. Хвостов В.М. Основы социологии. «2-е изд. М.: Русский книжник, 1923.

222. Чагин Б.А. Очерки истории социологической мысли в СССР. Л., 1971.

223. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения, т.З, М., 1951.

224. Чернышеский Н.Г. Полн.собр.соч. Т. 7. М., 1950.

225. Человек и современный мир. М., 2002.

226. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Т.1. Москва 40-х., М., 1929.

227. Шагинян М. Первая Всероссийская. // Собр. соч. Т. 5. М., 1988.

228. Шамшурин В. И. История русской социологии и интеллектуальная история. // Социологические исследования. 1995. № 3.

229. Шанин Т. Идея прогресса. // Вопросы философии. 1998. № 8.

230. Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.

231. Шульц Э.О. Гражданское общество как фаза социального прогресса и продукт «диффузии» власти через самоуправление. //Гражданское общество: истоки и современность. СПб., 2002.

232. Шульц Э.О. Гармонизация общественных отношений -объективный закон развития общества. Доклад на секции № 1 Гражданского форума 22.02.02 (в печати).

233. Щипанов И .Я. Философия и социология русского народничества. М., Изд-во МГУ, 1983.

234. Эльсберг Я. Лавров предшественник социал-демократии и марксизма? // Вопросы литературы. 1961. № 2.

235. Энгельгардт М. А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб., 1899.

236. Энгельс Ф. О П.Л. Лаврове и П.Н. Ткачеве. // Под Знаменем Марксизма. № 5-6, 1922.

237. Энциклопедический социологический словарь. // Под ред. Г. В. Осипова. М.,1995.

238. Южаков С.Н. Определение общества. // Социология в России XIX-началаXX веков. М., 2001. Вып. 3.

239. Ядов В.А. А все же умом Россию понять можно. // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.

240. Ядов В.А. Россия в мировом пространстве. // Социс. 1996. № 3.

241. Nowak Stefan. Methodology of Sociological Research. General Problems. Transl. From the Polish by MO Leps. Warcawa Q.O., PWN Polish scientpubl., 1977.

242. Parsons, Talcott Essays in Sociological Theory. Revised Edit New-York-London. The Free-Press-Collior Machillan, 1964.

243. Rosman, Abraham, Rubel, Paula G. The Tapestry of Culture: An Introduction to Cultural Antropology.- Third ed New York Random House, 1989.

244. Sklair L. The sociology of progress. L., 1970.

245. Society and Social Change. Ed: G.Fotev, T.Petev, K.Koev A.O.Sofia. Svyat, 1986.

246. Stacey, Barrie Political Socializatic in Western Society: an analysis from a life-spanperspective London: Arnold, 1978.

247. Williams, Robin M. American Society a Sociological Interpretation 2nd. Edition, Revised. New York, A.A. Knopf, 1960.