автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Этическое мышление как философская проблема

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Тухватуллин, Мурат Н.
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Этическое мышление как философская проблема'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этическое мышление как философская проблема"

Hr. лрагда. рукоияси

г г О ОЛ 13

ШВ«ШШ íí'íPAT ШИШМООИ

Э Í И Ч t" С К О Е МЫШЛЕНИЕ К Д :: а и Л О С О Ф С К Л Я í¡ ° С Б Л Е M А

09.00.11. - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание учопсЯ стопппи кандидата философских паук

УфП -

\

• . Работа выполнена в Башкирском государственном университете на кафедре этики, эстетики и культурологии. ,

' Научный руководитель: член-корр. АН РБ, доктор

философских наук, профессор Валеев Д.Ж.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор философских наук, профессор Садиков Ф.Б.,

доктор философских наук, доцент Орешников И.М.

Ведущая организация: .Уфимский государственный авиационный технический университет.

Завита состоится " мая 19Э6г. в М "час, на за -садэшга диссертационного совета К-064.13,02 по присуждению ученой степени кандидата философских наук па специальности: 09.QQ.II - социальная философия - при Башкирском государственном университете по адресу: г.Уфа, ул. Фрунзе, 32. Ауд. 01.

* С, . диссертацией моадо ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета. . .

' Автореферат разослан "лА" апреля 1996 года.

Ученый секретарь диссертациошюго

совета кандидат философских наук, /

доцент Ту хвату ллин Р.М,

ОНЩПЯ ХАРАКТЕРИСТИКА PftfiOTH

Актуальность исследования. В современных условиях становятся все более очевидной необходимость осмысления сути атичгскогб ьшиления как основного фактора в механизме usiaucfMHom регулирования. Дшкшизи социальной яизни усломнил вазнейаие аспекты бытия индивида и поставил в новой свете проблему аго вшивания. R небывалой степени обострился вопрос о нравственних позициях человека, о его месте в мире, о иго отношении к социуму. Йсе это актуализирует этическое «пиление и делает его неотъемлемый атрибут»« духовной культуры.

Сегоднятша действительность выявляет такие черти в ?и«лк1шн человека, ко горне могут оыть охарактеризован!.* кан имевшие гуманистические ориентиры. Острот,-». данной проблемы на нынемном зтапе развития человечества оогзснмется резким поворотом общественной мысли к пересмотру критериев человеческого поведения, что связана t •«йостринным «осприятиеи проблем цели и смысла «изни, позаовнос-Tit счастья и справедливости п обществе. Во многом этот интерес обусловлен происходящей в сознании и мыалении бывших строителей коммунизма борьбой и переоценкой духовных ценностей и иерворн-ентаций на новые. Исследования данной темы призваны обновить теоретические подходы к решении злободневных вонроечв битич человека в быстроненяяцемся мире, йсе -»тл должно быть нредуч.шо t этических позиций.

В условиях ичлидаш: пняиткздрои-шниг» ч(ици:тв.» нзцчкнио лихие • lioi'o «Ира челоым: i !Ц>идинаjiiiсь доллнего '.шачени«, Нгобхадк-а.нль ра ¡раоптки hi >.<;:;. »пре^елеутси iaKse ¡Ш;; гринты' 'г:: j i-т:3 iL>. i pa'iiniiiiy т 1 и •J - i i: 11 л h.i'ihh h iоциальной фн.тспфмк,

Кнарт и ') "'tf/ii>i::4"f:i.>->! f-'иерепин' i'-uimi лпдей Чг::-М вазни«

............... тооре". HMi.'i -vn- , Каяйд«:.!!». копцрнт-.мльиия te»ios

'»•¡¡>ь чс л.г-1>ч|ш-: t>:', г !("•»<»'• шшшаш, «»»ля чиличачаского >*iiii!>„ii<iH'iH"ta п. и t ..р-^д.икнчиь т.нол(.jundima И нрнплп

,!'••!; •>:'H1'H >.Г . t м-cojlb сяузит НеПбХОДи'-П> .',";,)!•■ I !!.•.)• >»•( !>•" <• « » tl:,i.r..i ; 1)>:Цл «РИОНТИРОН И-*" it - , Г;.,1 ' '1 ■ " tи .. (.;.(•

1, '■■.■,-.!■■!.. i-ч! :: « нраветшмшой !•".•■.: ; ¡, •, _

i ¡■.•ui'iii._издченнп-Г' ' - . "•, и i . ашшмшо и

генетически, и логически .неразрывно связано с развитием нравственного сознания. Проблемы последнего в этико-философской литературе представлены сравнительно полно. Однако этическое мышление как целостный феномен пока предметом специальных исследований не выступал. Поэтому и термин "этическое мышление" не получил широкого осмысления в научной литературе. Некоторые авторы в своих исследованиях,касаясь вопросов функционирования морали, используют термин "этическое мышление" (В.й.Бакштановский, Д.Ж.Валбвв, В.П.Кобляков, Ю.В.Согомонов; и др.). Часть- же авторов довольствуется понятием "нравственное мышление" (А.Г.Спиркин, А.И.Титаренко, А.К.Уледов и т.д.). Абсолютное большинство исследователей оперирует понятием "нравственное (моральное) сознание", неявно пр,едпологая понялш "мышление" и "сознание" тождественными.

В отечественной науке на понятие "этическое мышление" впервые обратил внимание В.П.Косяяков в монографии "Этическое сознание"1, где было представлено первоначальное освещение некоторых аспектов этого феномена. Здесь автор исходит из понимания этического мышления как активной работы сознания по осмыслению моральных понятий, знаний и идеалов, прочитанного и увиденного (там же, с.21). Далее им были выделены два способа этического мышления: абстрактно - философский и социально -исторический (там же, с.114-126).

В последующем проблемы этического мышления рассматривались в работах В. И. Еакштановского, Д.Ж.Валеева, Ю.В.Согомонова, В.Н.Шердакова. Они. определяют этическое ' мышление как функционирование морального сознания . ч^-рез

* оценочно-мотивациопную деятельность личности на основе нравственных понятий и оценок, принципов, норм и идеалов*. ■ Данное определение выступает в диссертации исходной посылкой.

Этическое мышление функционирует на стыке морали и этики,, культурологии и социальной философии, психологии и логики. Именно поэтому оно представляет собой философскую проблему.. Это вопросы, касающиеся проблемы психологии морали применительно к реальным задачам нравственной кизни. Необходимость соотнесения философской интерпретации этического мышления с психологической

Кобляков В.П. Этическое сознание.'-Л.: 1979. г См.напр.гВалеев'Д.Ж. Оо этическом мышлении и некоторых его отправных положениях //Мораль, традиции, воспитание, тезисы докладов тптсналывй конференции ."Уфа: -о.22.

- & -

объясняется тем, что мышление проявляется'в личностных формах. Далее могут Оить выявлены и другие сопутствующие задач;? - это прежде всего проблемы диалектики объективного и субъективного, соотношения нравствешюго и психологического, добра и зла, согласования духовного и душевного, требований морали и жизненных устремлений.

Б отечественной философии вопросы методологии исследования, духовных образований представлены в трудах 'Б."".Алексеева, П.В.Алексеева, л.И.Володина, Ф.Ф.Вяккерова, П.Л.Гайдэнко, 9.В.Ильенкова, В.Ж.Калле, П.В.Копшша, А,М.Коршунова, В.А.Лекторского, В.В.Маитатова, И.С.Царского, Т.И.Ойзермана, А.ИЛ'-акитова, А.Г.Спиркина, В.П.Тугаршюва, Л.П.Шоптулина и др.

Важным аспектом изучения этичоского мышления представляется вопрос о ого -генезисе, являющийся частью обширной философской проблемы происхождения мышления и сознания. Здесь необходимо отметить исследования В.Т.Ганжинз, А.А.Гусейнова, В.Ф.Зыбковца, . Д.Ж.Вллеевз, Д.В.Кряхтшт, В.П.Коблякова, И.С.Кона, л.ИЛ'итарепко и др. Однако надо заметить, что в большинства ■ работ этих авторов речь идет в основном о происхождении и становлении нравственного сознания. Сутвствотпм вкладом в этом плане представляется монография А.В.Ерахтина "Диалектика становления мышления и сознания" (Свердловск, 1989).

Вопросы структуры, функций и специфики нравственного сознания рассмотрены в исследованиях С.Ф.Акисшова, Л. М .Архангельского, В. И. Еакштановского, В. А. Блилсипа,

А.А.Гусейнова, и.Г.Дробницкого, Ю.Н.Тундикова, Ю.В.Согомонопа, Ф.Н.Нс-фбэка и др.

идиим из существенных аспектов в изучении этичоского " мншчшя выступает подрос ' о моральной оценке. Ее анализ представлен п росотах таких авторов, кач 0.Кроите, и. Г. Лрсошщкий, Л. В. Карвацкая, С .Ф. Анисимов, В.О ЛЫо.чаичбв, Л.М. Архангельский, Г. Н. Гумтщкий.

Моральная эцонка и мотивации опираются на систему понятий морали и категорий этшет. Вопросы спони<*Я1Ш тстятк рассмотрят з исследованиях Л.И.Архгнгел»сксго, ,ч.л,Ь'<р5б2т«1г:й, ОЛ'.ДрОбШЩКОГО, А.П.СкрШШЖ, йЛ!.Сс.ГОМ„Г|ОГ:Ч.

.V:; т1!!'.1гн и--;;, .а лг.п'.сього мышления является ого р- г.тлли! .г.г.ь. Вылвдешш диалогического характера шшммя г..'.1,:-о снимания уделили В.С.Сиблер и Л.ЬЛрушлшск»,*. Ли-и;»•. как. известно, восходит к лиал.жтикр. игл.ч-... •.<-.:-■. нч и

- & -

этической рефлексии нужно отметить прежде всего работы В.Т.Гашкина, В.Н.Коблякова, В.Н.Шердзкова. Рефлексивность этического мышления является пока одной из наименее разработанных аспектов в исследовании проблемы. В этом плаио большой интерес представляет коллективный труд "Морзлышй выбор" (М.; 1980), где моральной рефлексии уделено сравнительно большое внимание.

Вопросам субъективной стороны этического мышления гораздо большее внимание уделялось представителями западной "философии-.и этической Мысли. Так, налримэр, экзистенциалисты всех направлений придавали особое значение вопросам свобода человека, его ответственности за условия своего существования. Это К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Нам» и другие. Шог.;ы актуальные вопросы этического мышления разрабатывались • американским философом и психоаналитиком Э.Фроммом.

Ставя цель некоторого восполнения указанных недостатков, автор представленной диссертации отстаивает позицию, согласно которой сущность этического мышления неразрывно связана с человеком и его мировоззрением, убеждениями и ценностной ориентацией, его ' потребностью познать свое назначение, устремленностью к познанию и утверждению добра и справедливости, ■найти наиболее приемлемую форму реализации своих сущностных сил.

Объект исследования - функционирующая мораль; предметом исследования выступает этическое мышление, его философско -теоретические предпосылки, функции и критерии, взаимосвязь с формами нравственной деятельности.

Цель исследования - анализ научно-теоретических оснол и обоснование философского статуса этического мышления, выявление особенностей формирования самосознания и роли этического шмшшя на путях самореализации человека в процесса формирования самосознания.

Достижению поставлешюй цели и обоснованию выдвигаемых идей подчинены задачи:

Г. Опираясь на основные методологические принципы исследования духовных феноменов и рассматривая этическое мышление как диалектическое единство объективного к субъективного:

а) выделить субъекты и объекты, уровни и формы этического жалеши:

с) покг.зпть снязь послештх с мировоззрением и убеждениями

человека;

в> попытаться раскрыть взаимодействие ' этического с некоторыми другими видами социального мышления;

2. На основе дифференциации философски понятий "мшлавие" и "сйзнание" проследить эволюцию, генезис этического мышления от первоначзльнкх синкретических форм - представлений до выделения его в самостоятельную форму.

3. Рассмотреть изменчивый характер этического мышления па разных этапах истории и его влияние на социальную реальность.

4. Попытаться обосновать идею зависимости культура этического мышления человека от непрерывно, развивающейся культурной среди и от имманентных устремлений личности.

Ь. Выявить незавершенность, метафизичность этого нрсцасса.

С. Попутаться рассмотреть взаимосвязь этического мышления с ■ основными формами нравственной деятельности. .

Походя из выводов, вытекеуглп. в ходе решения стих задач, предлагаются некоторые рвхсмондацик практического характера.

Ндучко-таоретпческой и методологической. основой исследования послужили: фундаментальные положения и принципы диалектики, труда классиков философскс-этической мысли, рвботц отечественных этиков, философов, социологов, психологов.

При выявлении сущности этического мышления и его разлитых проявлений опорой служил общефилософский метод восхождения от абстрактного к конкретному, при анализе и оценке этических знаний как главного содержания этического мышления - метод этической рефлексии.

Ввиду недостаточной исследаеашюсти философско теоретических основ мышления разработка концептуально теоретической части диссертации обусловила 'привлечение глториалов ксслодовмтй из различиях областей наук - из истории филоссфско-этичоскоЛ мюли, из иоьвйвих дашшх омских каук о человеке, который были ¡юобходаш для выяснения, обоснования и развитая видвигаегах Ш. В работе частично исяользовыш статьи из научных, тучно - популяр:шх и общестсешю-политическах изпаний.

{ОДШШД исьиана исследования опрчяеляею»! щ-ехк« всего поставленными в диссертации осюыв.ми цел«ю| и задача»« И заючгччстс 1 ¡1 следуядом.

1. ¡1 сц^вделоиа сущность этического давления,

о:.:. у.:;1изя в правильном оперировании категориями этики и

- в -

моральными понятиями, э нранстаенных оценках и мотивации поведения, Этическое давление - это обоснование нравственного выбора. 2. Как обязательный элемент механизма морального регулирования, этическое мышление является важнейшим атрибутом нравственной культура и фактором ее • самореализации. Только опираясь на этическое мышление, можно осуществлять социологическое изучение морали, то есть вне этического мышления невозможна социология морали. •

3, Организующим ядром этического мышления выступает моральная оценка, пронизывающая все • формы морального воздействия.

4. Охват «оральным сознанием всеобщих проблем человеческого бытия и тот факт , чтч основным нравственным отношением выступает связь "человек-общество", поднимает этическое мышление до статуса философского.

Практическая значимость работы. Выводы диссертации могут Сыть активно использованы при чтении лекционных курсов по этике, социальной философии, логике и психологии.

Автор считает необходимым включить в программу курса этики тему "Этическое мышление".

Апробация работы. По тема исследования автором опубликован« статьи. Ряд положений и выводов диссертации были иалокенц на региональных и республиканских научно-прдктш>аскнх конференциях.

Некоторые раздали теш апробированы на занятиях по втике со студентами Башкирского государственного университета.

Диссертация неоднократно обсуадалась на заседаниях кафедры этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета И рекомендована к защите.

'Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (по }цза параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы по теме исследования - библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖА1Ш РАБОТЫ

Ш введащвд дано обоснование актуальности исследования, показана степень ее научной разработанности, формулируются цель и зада'га исследования, теоретическая и практическая значимость, апробация работы, .

Первая глава - "Методология изучения этического мышления" -посвяжона выявлению особенностей исследования этического мышления как социального феномена.

В первом параграфе "О философском статусе этического мышления" диссертантом раскрывается диалектический характер этического шшления как отражения, единства объективного и субъективного.

Е'носсологический подход к предмету исследования ггредпологаот рассмотрение прежде всего вопроса о том, что и как, в каких формах отражается и познается. В этическом мышлешт правомерно выделение объектов непосредственного (отношения "личность-оощостео" и межличностные) и объектов опосредованного отражения (экономика, политика, право и другие сферы общественной жизни). Суо?, ктом этического мьталения является Прежде всего конкретная личность. Автор считает, что также можно вести речь об этическом мышления лиц конкретной профессиональной группы, этноса и некоторых других общностей, способных "к самооценке.

Мыслить эхически - это значит подвергать нравственному суду, . моральной оценке какое-либо , общественное явление, деятельность объединений, общества и всего человечества, свои и чужие поступки, личные устремления, поведение и другие проявления духовно-практического отношения к йиру. ■ Субъект размышлений анализирует отношения между различными сторонами действительности и ■ принятыми ценностными ориентациями, убеждениями. На основе этого в форме нравственных суждений вырабатывается оценка и формируется отношение к различным аспектам реальности.

С нашей точки зрения, в качестве основных форм этического мышления могут быть приняты понятия морали и категории этики, моральные (этические) суждения и различные вида умозаключений.

Большое методологическое значение имеет рассмотрение проблемы уровней отражения. Представляется правомерным выделение обыденного и теоретического уровней этического мышления. Здесь мы исходам из того, что обыденный уровень этического шшления присущ уже развитому .индивидуальному сознанию.

Этическое мышление определяется не только Фактическими данными, сущим,' но также и системой ценностей. Моральные суждения имплицитно имеют в себе нормативно-оценочное содержание, определенную "дозу" побуждения к желательному, одобряемому. Отсюда, с гносеологической точки зрения, правомерно ли говорить об истинности моральных суждений, и в конечном счете всего этического мышления?

-До-

считается, что попытки поставить под сомнете правомерность оперировашя понятием истины применительно к моральным суадениям . идут ' от фыософа английского Просвещения Д;Ша, Мэаду эмпирическими суждениями о фактах со связкой "есть или не. есть" и моральными суждениями о предпочтительном со связкой "должно {не должно)", по его мысли, есть некоторая пропасть. Далее проблема' соотношения истинных . суждений с нормативными, ценностными ставилась неоднократно в учениях позитивистов. Согласно их принципа. верйфикащш как метода эмпирической проверки фактов, этические ' знания не могут быть отнесены к научным. Другой английский мыслитель Дж. Мур также ставит под сомнение научность этических норм и принципов, имеющих как раз общеобязательный'характер.

В действительности же моральные нормы и принципы . сформулированы как обобщения социального опыта многих поколений людей, из общего движения фактов? Здесь выводы фиксируются уже нр в описательных (в общепринятом смысле как в науке), а в мировоззренческих, философских суждениях. Выведение из последних суждений ценности (повелений, императивов и оценок) является уже не формально-логической операцией, а содержательной.

Философский харзктер этического мышления обусловлен и тем, • что оно: во-первых, в своих основаниях всегда аппеллирует к мировоззрению; во-вторых, ему свойственна такая черта, как всеобщность; в-третьих, оно носит метафизический характер и вовлекзет в размышления о себе все новые поколения людей.

Осознание своего отношения к миру, . к окружающим людям, далее - к себе и есть нравственно-этическое- размышление, связывающее субъективный мир индивида с мировоззренческими представлениями того или иного социума. Это вопросы о статусе человека в мире и положении личности в обществе, о достоинстве и предназначении ' человека, о направленности требований морали, о достижимости счастья и другие. Они находятся как бы в центре психологии личности и взаимосвязан» со всем ее внутренним миром. При этом нравстЕенно-этическов мировоззрение человека проявляет себя как скрытый духовный механизм, побуждающий оценивать все в ¡да человеческой деятельности.

Мировоззрение -в своей высшей форме проявляется в уоездгянях. они непосредственно связаны с развитием самосознания, шгкцм своей огторой способность к рефлексии. Для hîv! ко глявтшл! является нравственная позишм личности, поскольку

она задает программу размышления, "алгоритм" решения нравственных задач3.

В своих нравстпзшшх поисках лгпность от нг>звс?2Э1шаго мировоззрения часто поднимается на уровень этического мировоззрения. Последнее осуществлярт связь кок между ра «мчнк.<?и видам! духовной деяте-Г-пости и духовного ¡тролзводетва, так и мв*вд духовным миром и материальным, подвергая сопок'икую деятельность анализу "и моральпо-ьтпчэской оцешю.

Функционирование) и даяьиойнеэ развитие этического машкпия • тесно связано с историческим мышлением. Знании истории имеет особо важнее значение для »-ззвития самосознания человека, для уякгашл соотношения объективного и субъективного факторов В жизни общества и т.д. оно вакко л для осознания личностью сро°го места в конкретном обществе. с:"сда жизни, евгоп причастности к процессу райгагтш человечества.

•Главное во взаимодействии этического и правового мышлений -•их единство, неразрывная генетическая й функциональная связь, общее позитивное влияние на поведение людей и деятельность учреждений, организаций. Развитое правовое мышление позволяет обеспечить необходимое состояние солидарности общества на.основе учета как личных, так и групповых интересов. Взаимовлияние данных видов мышления особенно ярко заметно при рассмотрении некоторых категорий и понятий, яоторае функционируют в обеих сферах. Зто - "долг", "справедливость", "свобода", "честь", "достоинство" и другие. Многие слагаемые правосознания имеют нравственное содержание.

Сегодняшнее положение в российском обществе обостряет наше внимание к вопросу о соотношении морали и политики. Это проблема целей и средств, их разумного соотношения и мэры оправданности, адекватности объективным требованиям и • скрытым тенденциям в развитии общества. ; Признание своих партнеров равными сесе, учет мнений "оппозиции" (диалогический характер выработки политического курса), осознание йвобходимости гуманизации отношений мь.вду всеми социальными слоями и государствами - вот' некоторые . составные элемента цивилизованного развитого политического мышления.

В настоящее время этическое■мышление не мокет на обращаться к проблемам существования человека вообще, как часта природа.

3 см.: Архангельский Д.М. Марксистская этика. -М.: 19Ь5. -С.86.

Здесь оно взаимодействует с экологическим мышлением. Считаем: в дальнейшем термин "природопользование" должен рассматриваться не только как экономически и экологический, -ио и как нравственно-этический. К экологической экспертизе различных проектов должны он привлекаться и ученые в области наук о человеке, опирающиеся на развитое этическое мышление.

Рассмотрение данного взаимодействия еще раз свидетельствует о вездесущности морали, говорит о всепроникающем характере моральной оценки. Все это, яй. наш взгляд, свидетельствует о. та.л, что в структуре морального 'сознания необходимым его атрибутом является философский акцент. Это и поднимает этическое мышление до статуса философского.

Во втором' параграфе "Генезис этического мышлегмл" рассматривается становление и развитие этического мышления как , социального феномена.

Моральное сознание функционирует на эмоционально Ч5'вствекном, рациональном и научном (теоретическом) уровнях. Человек поднимается на уровень самосознания (то есть становится субъектом морального мышления), когда он становится способным к нравственной саморегуляции своего поведения. Это уже предпологает способность к моральной рефлексии. ■

В развитии морального сознания в онтогенезе выделяют три основных этапа ("доморальный" уровень, этап конвенциональной морали и этап автономной морали). О личности как субъекте этического шиле кия становится возможным вести речь с юношеского возраста (примерно 15-17 лет), когда- формируется "минимум социальной зрелости личности" (К.К.Платонов). К этому ко возрасту в основном завершается становление высшей нервной деятельности. Характерная особенность этого периода в развитии индивида еще и в том, что в нем формируется более или менее осознанная система моральных знаний, оценок, идеалов, мотивов, устремлений. Внутренним механизмом ее формирования выступает этическое мышление - активная .работа сознания по осмыслению моральных понятий, специфики нравственности на фоне реальности и выработки гзганенных ориентиров. В обыденной повседневной жизни его часто называют жизненной философией человека.

13 процессе длительного развития мышление человека в филогенезе поднималось от наглядных форм к высшей ~ понятийной, вероалъно-логпческой. Переход от рассудочного мышления к расу,'.кому вооружил человека способностью к рефлексии. Первым?

_ и -

исторически** формами моральной рефлексии .является размышления над природой совести, мал "угрызениями совести". Оии были присучи представителя* первобытного родового строя.

Я эппху'сглновлйния классового ойчестпа в размышлениях над противоречиями аизпи и морали зароздавтся этическая мысль, Далее в процессе ев развития были выработаны рефлективный метод и метод здравого скисла, относяциеся к эмпирическому уровни незнания нравственности. Поэтому им присуди все поло«ителыше и отрицательные черты обыденного «явления. Накопленные на основе этих методив знания (скорм всего, это различные советы, поучения) предстает как философско-этнческа« мудрость. В ХШ1-Х1Х веках были выработаны абстрактно - философский и социально-исторический методы познания мира нравственности. Они связаны с именами философов эиихи Просвещения, представителей немецкой классической философии ( в основном Канта и Гегеля5, основоположников марксизма и западных мчелитеяей - социЗюгов (Г.Сшшсер, Э.Диркгейи н др.).

Представители экзистенциализма <начиная с С.Къеркегора) роли субъективного придали ведущее значение.

В та »е время ориеПтироваиные^. иппности Н.Хайдеггер, К.Яснере, 1.-1!,Сартр, Л.Камв дали очцтииий толчок более адекватному осмыслении поломения человека в мире современной цивилизации и росту обцестаенпогз самосознания. Для полноценной реализации своих сущностных сил человеку необходимо иметь адекватные представления о своих ценностных ор^ентациях, определявших,типы социальна* характеров. Здесь, считает американский философ и психоаналитик 3.Фромм, необходима опора на психоанализ, Зто и есть, с его точки зрения, этическое мыилиние**.

Рассмотрение данного вопроса наглядно свидетельствует и то«, что этические мышление развивается о непосредственной связи с философским осмыслением мира, с углублением понимания места и ответственности человека за свое бытие, с иго миропониманием и самосознанием.

Вторам слана - "Механизм функционирования этического миэлеиия"

- состоит из двух параграфов.

В первом - "Место моральной оценки в этическом «ызлпкин"

представлен анализ основных элементов нравственной вцзнки. далее рассматривается сам осроаний вопрос.

Человек всегда занят оценкой. Здесь непосредственно проявляется познавательная способность и потребность человека. Познание предшествует оценке и субъектом мччярниз пренр.цается то*е в,опенку.

С».: •{р.,»* 3. Чек'шгк для с.-Пя. - Кинск: '442. - С.7-13.

. Взаимоотношения детей в любом общества сопровождаются взаимными ausiiKEtc.i и самооценками, Поэтому оценка мот.ет рассматриваться как необходимая, обязательная черта нравственных отношений. Она ¡дожат быть вырааена в самых различных формах. Это индивидуальные и коллективные, общие и частные, гласные и негласные {»зет, тон и т.д. >,. официальные и неофициальный, письменные и устные оценки. Последние в качестве опорных посылок имеют нравственные нормы.

В хода рассмотрения соотношения норм и оценок делаются следующие вывода, ^[ормы нацелены на регулирование действий в будущем, а оценки - на регулятивные выводы из объективных, реальных действий. Момент повелительности, иногда в неявной фэрме, присутствует и в оценке. По сравнению с нормами она «е обладает большим познавательным "потенциалом"3. Норма может выступать и . в качестве самостоятельного масштаба оценки индивидуальных поступков. Здесь проявляется своеобразная диалектика перехода от бытия к мышлению, от мышления к практике.

Понятия морали и категории этики получают логический смысл, развертываясь в оценочных суздениях. Но если в суадешш оценка выражена в развернутом виде, то в понятии (категории) она же содержится в снятом виде.

Человек в своей деятельности всегда ориентирован на достижение поставленных целей. Для достаточно объективной моральной оценки постпука необходимо высветить именно его внутреннее, то есть субъективное, основание. Это субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении есть мотив поступка (действия). Это то, ради чего человек проявляет данную 'актившеть. Моральный мотив имеет своей опорой ценностную ориентации личности, И.Кант абсолютизировал данное авено в отношении "мышление-поведение", на другой - противоположной -точке зрзния стояли та, кто призывал при моральной оценке исходить только из анализа результатов. Гегель расценил эти позиции как абстрактно рассудочные".

Любой акт деятельности человека представляет собой единства объективного и субъективного. Первое из них относится к соотношению конкретного результата действия и его идеальной модели. Это соотношение выявляется на основе оценки соответствия 3 См.i Тундыков В.И. Наука и мораль. -Свердловск: 1988. -С.17. * См.: Гегель Г.В.в. Философия права.-М.: 1990. -С.162.

(или несоответствия) деяния опрэделенным норкам. Вторая сторона обусловлена шбрзкинм да* обосэдаяия (епр»ш.пато> данного действия мотивом из некоторой совокупности, •.'оознрйич моттст и выбор из них соответствующего данному действий тгрптенйет процесс, называемый мотипадай. ь моральной изтрпзщт диссертант видит прежде всего осооий способ ^раясч данною ць.'.-дологажи, механизм, связывавший ценностные ориентации лтяи!С".а с миром нравствонннх реалий и тем самым рвзреиащий противоречие между жизнью и моралью.

В результате рассуждэний автор приходят к заключению, чт-меральная оценка любого поступка, действия догапз включать а себя анализ и сопоставление, взвешивание таких основных моментов. Это - моральность цчл? (катила), соответствие цели и сродства, результат деятельности. Одчачо п в.общественной, и в личной жизни нередко благие цели и результат служат jçsib прикрытием, оправданием аморальных действий и поступков. В этих случаях■ на помощь часто привлекаются оправдательные мотивы как перед обществом, так и перед своей совестью.

Проблемы моральной оценки имеют не только научно-теоретическое, но и большое практическое значение, оказывая весомое влияние на самочувствие личности. Тем самым оказывается влияние на активность и яизнаппуя позицию членов обиоства. Особую чуткость здесь проявляет чувство и сознание справедливости. Она выступает в моральном сознании как основание философского погадка 7. Будучи формой осознянял мира культуры и непосредственно нравственной еизни, отношений в обществе, она отражает интересы того или иного субъект; этического мышления.

Автор диссертации считает, что данное попятил пс ерзчнт-.:-с друпии попатпк'л морали осдаэ "загружено" оцмю'ят характером, шея уже в своей основе "правильную", о точки зрения субъекта мышления, модель, пропорции. Поэтому вса суждения, тети, вксказывгкмя отйссятелыга ызрг справодоюосг. (несправедливости) кзкогс-.дбэ факта общественно!! гзтгт ecih оценочные. '

Понятие это носит нормативный характер. Оно же s силу своего "всепроникающего" характера, посуедавщогс к активности фяхтсря, уттаореальпо. Справедливость мелют ик?тг«»»ь к.чк

7 -.к.: Цроопинккй 0.1', Структура нраасгзсппого сознания //Bon -роса вялосойкя. 19"?. .«з. --С.Р1.

и мера целей, как оценка и мера срадств, как оценка и мера результатов8. О точки зрения справедливости могут чыть подвергнуты нравственной оценке как все события прошлого так и происходящие в современности. Б работе подчеркивается, что оценки такого рода могут быть направлены как важнейший аспект и в прогнозах на будущее.

Зрелая личность в той или иной мера всегда проявляет свою субъективность через реакцию' одобрения или неодобрения в отношении самых различных явлений общественной тзтр ценностное отношение к другому человеку результируется в той или иной нравственной установке, симпатии или антипатии. Работа ума над этим отношением и есть этическое размышление. Оно в какой-то маре снимает противоречие самосознания и мировоззрения, самосознания и миропонимания.

Способность человека к самооценке вырайает основную черту его самосознания. В самом общем виде самооценка представляет собой эмоционально-ценностную рефлексию', связывающую пир внутренних стремлений, побуждений и Т.д. с имеющимися представлениями о должном. В . ряду способов самооценочного отношения наиболее глубоким, емким и индивидуально-интимным является совесть. Она, считают некоторые авторы, есть самоо значительное проявление духовности в человеке0. Это сложный нравственно-психологический феномен самосознания личности, понимаемый как способность личности осуществлять моральный самоконтроль, производить самооценку. Взаимодействуя в единстве с рациональной сферой сознания личности - мышлением, совесть выступает в качестве, меры и оценки не только совершенного поступка, .но и образа мыслей и всего нравственного потенциала индивида как его синтезирующая характеристика или оценка. Представляется правомерным выделение на ее основе уровней моральности людей.

Проблема нравственных критериев в оценке многообразных форм человеческой деятельности сегодня приобретает особое значение.-Услокаешш всех сторон тэт, рост информативной насыщенности и в то ае время ооозличанность социальных связей как бы подрывают

* См.: Давидович В.Е. Социальная справедливость: идо ал и прнн -цпп деятельности.-!,!.: 11-89. -С.31.

См. напр.: Арзоадкян А.Ь. Истоки духовности. Гелигия и ате -исм.-м.: -:ло-15.

авторитет внешнего контроля за деятельностью человека и повнв^'зт значение самоконтроля й самоуправления, роль чувств и сознания долга, ответствеггности. Сущностное ппизвание моральной сценки заключена как раз в стшулировашш чувства и сознания ответственности субъектов общества за спою практически-преобразовательную деятельность.

Бесконечно ■ творящий новые культурные ценности субъект сегодня нувдается в большей саморефлексии. Человек в своем стремлении к самоутверждению смелее и чаще полкен обращатье т к этической экспертизе*0- моральной оценке . различных форм деятельности. Сегодня проблема выживания человечестйа, не теряя своего философского содержания, становится вое более практической - Задачей наполнения деятельности человека и форм его активности этическим ассзктоа. Сук., га последнего, исходящего от представления о человека как самоценности, ■ сводится ныне к лаконичной формуле "жизнь-высшая ценность".

Резюмируя свои рассуждения, диссертант приходит • к заключению е том, что моральная оценка есть сущностная черта этического мышления: если нет моральной оценки, нет и морального отражения, и этического мышления. Именно через Механизм оценки реализуются прогностическая, регулятивная,. ценностно ' ориентирующая, ийтегративная и другие функции этического мышления. ...

. Во втором параграфе "Роль этического мышления в этическом просвещении и нравственном воспитании" анализируется взаимосвязь этического мышления с основными формами нравственной деятельности, которая реализуется через этическое просвещение и нравственное воспитание.

Данные формы нравственной деятельности призваны способствовать тому, чтобы нравственные ценности приобрели для человека личностный смысл. ; Если личность начинает идентифицировать себя с моралью и культурой, то это означает, что она стала способной к нравственному самовоспитанию. Главное же заключается, в том, \гобы были выработаны потребности: духовные (жить в гармонии не только с окружающими, но и со своими чувствами, волей и разумом) и душевные (стремление к познанию - себя, людей, мира). Только при этих условиях посредством адекватного самопознания . человек выходит на путь

см.: Скирбекк ГКсть ли у экспертизы этические основы? //Че -лопек. 1991. М. -С.86-93.

реализации своих сущностных сил.

Таким образом, в процессе этического просвещенш.-1 и нравственного воспитания этическое мышление:

1) делает предметом интереса личности ее собственные аспектации;

2) помогает интегрировать понятия морали в сугубо личностные ориентиры;

3) облегчает выбор моральных ценностей на основе их координации и субординации;

4) способствует формированию нравственных убеждений на рациональной основе;

Б) развивает в человеке потребность в ценностном видении всей лязнедеятельности общества и человечества в целом;

6) ориентирует .личность на путь самореализации своих сущностных сил.

Ь заключении диссертации подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего изучения проблем этического мышления.

Основные положения диссертации изложены в 'следующих публикациях автора.

1. Роль морали и права в перестройке //В сб. тезисов: Мораль, право, перестройка. Тезисы научной конференции. -Уфа: хэаэ. -с.33-34.

2. Обновление социализма и статус республики //Социология социально-политических проблем обновления ' социализма: региональные аспекты. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. -Уфа: 1090. -С.15-17. •

3. о'культуре мышления башкир //Культура Башкирии: история И современность. Сб. науч. трудов. -Уфа: 1993. -Сл42-15!3.

4. Этическое мышление как фактор духовного возрождения этноса //.¡¡уховное наследие этносов и проблем; национального возрождения. Мэквуз. науч. сб. -Уфа. 3994. -с.163-172.

'ГЛХЬА'ШШМ МУРАТ НАБИУЛЛШИЧ

ЭТИЧЕСКОЕ ШЛаЛЕИИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБ^УА

Специальность: Ü9.0G.II - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЙКЗ ЛР » 0202b» о i' золо.'л.

Подписано к печати T7.0i.96. Формат 60^94 Т'{6 Бумага типографская »1. Почать офсетная. Усл.печ.лД.иО. Уч.-изд.л. 1 ,£. Тираж icio экз.Заказ # 48Я Башкирский государстштшй ушяерситет Родякциогаю издят'Ш.оти!* стло/т Банкирского псу -дирстьсшюго унишрсатоте. Ьоюггрнн? БяшГУ. . г.Уфа, ул.Фрунзе,