автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Этика человеческого достоинства в условиях глобализации
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этика человеческого достоинства в условиях глобализации"
На правах рукописи
Воропаева Юлия Петровна
ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Специальность 09.00.05 - этика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
28 0КТ 2015
Москва - 2015
005564027
Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» на кафедре этики философского факультета.
Научный руководитель: Коломиец Галина Григорьевна,
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты: Нехамкин Валерий Аркадьевич,
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (профессор кафедры философии факультета «Социальные и гуманитарные науки»)
Садикова Ольга Георгиевна,
кандидат философских наук, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (доцент кафедры «Философия и культурология»)
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена»
Защита состоится «22» декабря 2015 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.09 на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4 («Шуваловский»), философский факультет, ауд.А-518.
С диссертацией можно ознакомиться:
• в Научной библиотеке ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8-й этаж, комн. 812 (отдел диссертаций Фундаментальной библиотеки).
• на официальном сайте диссертационных советов МГУ имени М.В.Ломоносова по адресу: http://istina.msu.rU/dissertation_councils/councils/718886/.
Автореферат разослан «_»_2015 г.
Учёный секретарь диссертационного совета
Скворцов Алексей Алексеевич
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития философской мысли наблюдается переосмысление этического знания. Современная этика реконструирует идеи классической, нормативной этики в связи со сложившейся в мире ситуацией, получившей определение переходной эпохи, характеризующейся изменением социокультурного пространства, глобализацией, сменой мировоззренческих и смысложизненных ориентаций.
Признанные в истории философской мысли этические категории и классические добродетели все больше осмысляются как моральные ценности, способные в новых условиях изменяющегося мира нести наднациональное, всемирное значение в транскультурном пространстве. Так, в «Декларации тысячелетия ООН» от 8 сентября 2000 г. говорится, что среди главных принципов и ценностей в современном мире перед главами государств и правительств выступает помимо индивидуальной ответственности перед отдельными собственными обществами также коллективная ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства (курсив - Ю.В.) на глобальном уровне, особенно перед наиболее уязвимыми из людей, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее1.
В философской рефлексии глобализационных процессов возрождается утверждение абсолютных ценностей, которые конституируют мир человека. Человечество столкнулось с тем, что необходим совместный поиск решения сущностных проблем бытия человека. В современном философском дискурсе абсолютные ценности наполняются расширенным содержанием, трактуются как жизненные идеальные установки коллективного сознания человечества в целом.
1 Декларация тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 г. // URL: http: www.val~s.narod.ru/summitec.html
3
Мировое сообщество составляют конкретные люди, осознающие свое человеческое достоинство. В связи с этим в глобализирующемся мире выступают принципы толерантности, ненасилия, основывающиеся на уважении к Другому, на признании за ним человеческого достоинства в свете свободных пространственных связей, взаимозависимого положения людей по отношению друг к другу. Следовательно, актуальным представляется исследование этической категории «человеческое достоинство» в современном глобализирующемся мире.
Степень разработанности темы. Изучение философской литературы, связанной с темой «Этика человеческого достоинства в условиях глобализации», показало, что понятие «человеческое достоинство» как сложная философско-этическая категория исследовано в контексте процессов глобализации недостаточно системно, что определило обращение к теме диссертации.
Понятие «чувство собственного достоинства» встречается в философской мысли, начиная с Античности, в этике Аристотеля. Для раскрытия темы диссертации важными стали работы философов эпохи Возрождения и Нового времени, непосредственно посвященные человеческому достоинству: «Речь о достоинстве человека» Дж. Пико делла Мирандолы, «О достоинстве и превосходстве человека» Дж. Манетти, «О достоинстве и низменности человеческой природы» Д. Юма, «Принципы нравственной философии, или опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом Ш***» Д. Дидро, «О грации и достоинстве» И.Ф.Х. Шиллера, «О достоинстве человека» И.Г. Фихте и другие.
В истории философской мысли значимыми для исследования являются этические идеи И. Канта, изложенные в «Основоположениях к метафизике нравов», «Критике практического разума», «Метафизике нравов», в которых определено, что истоком человеческого достоинства является моральный закон, а само человеческое достоинство есть уважение к моральному закону.
Особое внимание было уделено труду русского философа начала XX века В.М. Хвостова2 «Этика человеческого достоинства», который исследовал проблему человеческого достоинства на основе критики пессимизма и оптимизма, обстоятельно рассмотрев вопрос о ценности жизни, выделяя психологическую сторону проблемы: не рационализм долженствования и не эвдемонистический утилитаризм, а переживание человеческого достоинства является фундаментом нравственного принципа.
Идеи, близкие к теме исследования, были обнаружены в работе философа русского зарубежья П.С. Боранецкого3 «О достоинстве человека: Основания героической этики». Человеческое достоинство понимается им в контексте героической этики, а его осуществление видится через претворение деятельностных, творческих сил человека, ориентированного на моральные ценности.
В исследовании обращено внимание, что в советской этике с 60-х гг. XX века наблюдается достаточное количество работ по достоинству человека в связи с марксистской теорией «ценностей культуры и ценностей жизни» (В.П. Тугаринов). Среди них труды А.Ф. Шишкина «О личном достоинстве и чести советского человека», JI.H. Блюмкина «Категории достоинства и чести в марксистко-ленинской этике», Г.Д. Бандзеладзе «О понятии человеческого достоинства».
Ценным для исследования представилось рассмотрение человеческого достоинства в современной отечественной этике: с точки зрения собственного предназначения (Р.Г. Апресян), чувства собственного достоинства (Е.В. Золотухина-Аболина), общественной значимости человека (A.B. Разин), моральной ценности человека как представителя человеческого рода (А.П. Скрипник). Теме достоинства человека были посвящены диссертационные работы В.В. Кузнецова «Достоинство как нравственная ценность», С.А. Шаракшанэ «Достоинство человека: опыт философско-
" Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма / Изд. 3-е. стереотипное. -М.: КомКнига, 2007. - 176 с.
3 Борапецкий П.С. О достоинстве человека: Основания героической этики. - Париж, 1950. - 768 с.
5
антропологического осмысления», O.E. Подолько «Достоинство: личностное измерение и риск ответственности» и другие.
В сравнительном анализе с работами современных отечественных этиков изучались взгляды современных зарубежных ученых, таких как Г. Кельман, Дж. Катеб, Ф. Фукуяма, Д. Пулмэн, Т.А.Ф. Келли и других, рассматривающих феномен человеческого достоинства в условиях цивилизационных процессов с разных точек зрения и во взаимосвязи с внутренней ценностью самодостаточного индивида, с его социальной значимостью.
Для диссертации, исследующей человеческое достоинство в условиях глобализации, принципиальное значение имеет понятие глобального этоса, развиваемого в работах A.A. Гусейнова: «Глобальный этос как проблема», «Еще раз о возможности глобального этоса», «Возможно ли глобальное общество без глобального этоса?». В раскрытии темы диссертации был важно обратиться к поиску единых ценностных оснований глобального общества.
Методологической основой исследования явилась совокупность принципов и методов философского исследования, в частности, метод философской реконструкции, позволяющий сочетать учения классической и современной этики, диалектику, концепцию единого закономерного мирового процесса и человеческой деятельности в нем, идею глобального этоса, теорию ценностей.
Приоритетным является аксиологический подход, который на современном этапе философской мысли допускает сочетание антропоцентрического, рационалистического, эмпирического,
трансценденталистского, эволюционно-глобалисткого методов философского знания, что позволяет в основании феномена человеческого достоинства находить субъективные и интерсубъективные связи с абсолютными ценностями, обнаруживая ценность долженствования и ответственности, выражающих причастность индивида к социальному миру.
В диссертации также использованы другие подходы. Историко-философский подход помогает целостно подойти к анализу понятия человеческого достоинства, сложившегося в историческом развитии западноевропейских этических учений и русской этической мысли. Системно-синергетический подход определяет человека как продукт космической эволюции, человечество как составную часть биосферы Земли, которое формирует особую эволюционную линию - историю человечества -в контексте активной деятельности, ориентированной на регуляцию отношений в социальном пространстве. Деятельностный подход позволяет выделить индивидуальную и коллективную ответственность за результаты деятельности человека, принимающие принципиально новые очертания в условиях глобализации.
В качестве теоретической основы исследования анализировались и использовались труды по следующим направлениям:
1. Истории этической мысли - П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Аристотель, H.A. Бердяев, П.С. Боранецкий, Дж. Бруно, Л. Валла, Г.В.Ф. Гегель, Р. Декарт, Д. Дидро, И.А. Ильин, И. Кант, Н.О. Лосский, Дж. Манетти, Ф. Ницше, К. Маркс, Л. Петражицкий, Платон, Плотин, B.C. Соловьев, Б. Спиноза, М. Фичино, И.-Г. Фихте, П.А. Флоренский, В.М. Хвостов, Цицерон, Шефтсбери, И. Шиллер, Д. Юм и др.
2. Критические исследования философско-этических учений - Р.Г. Апресян, А. Вебер, А.Г. Гаджикурбанов, А.Н. Гулыга, A.A. Гусейнов, В.В. Зеньковский, Е.В. Золотухина-Аболина, В.Г. Иванов, A.A. Лосев, Н.В. Мотрошилова, A.B. Разин, А.П. Скрипник, В.В. Соколов, В.М. Хвостов, Ю.Н. Шрейдер и др.
3. Теории ценностей - Р.Г. Апресян, Н. Гартман, Н.О. Лосский, А. Печчеи, М. Шелер, Л.Н. Столович, В.П. Тутаринов, Р. Шейерман, В.К. Шохин.
4. Теории цивилизации и культуры - А. Гхош, К. Маркс, B.C. Степин, А. Тойнби.
5. Теории глобалистики - Э.А. Азроянц, А. Аппадураи, Х.А. Барлыбаев, 3. Бауман, У. Бек, И. Валлерстайн, И.А. Гобозов, Д. Гольдблагг, Ю.Д. Гранин, В.И. Добреньков, B.JI. Иноземцев, Э. Киш, В.А. Лось, Э. Макгрю, Д. Перратон, А.Б. Рахманов, А.И. Уткин, Д. Хэлд, А.Н. Чумаков и др.
6. Философская и научная мысль по эволюционной проблематике -
B.И. Вернадский, В.И. Данилов-Данильян, H.H. Иорданский, И.П. Ильин,
C.П. Капица, А.Д. Урсул, в том числе эволюционная этика — Ч. Дарвин, Г. Спенсер.
7. Этика ненасилия - Р.Г. Апресян, М. Ганди, Ж. Госс, A.A. Гусейнов, М.Л. Кинг, Ж. Семлен, М.Т. Степанянц, Л.Н. Толстой, Р. Холмс, Дж. Шарп.
Объект исследования - этическая категория «человеческое достоинство» как ценность.
Предмет исследования - этика человеческого достоинства в пространстве современных процессов глобализации.
Целью исследования выступает осмысление понятия «человеческое достоинство» в свете глобализации.
Объект, предмет, цель исследования определили следующие задачи:
1. Произвести реконструкцию понятия «человеческое достоинство» в истории западноевропейской философии.
2. Проанализировать взгляды на человеческое достоинство в русской философской мысли.
3. Представить сравнительный анализ взглядов на человеческое достоинство в современной философско-этической мысли.
4. Рассматривая человеческое достоинство в контексте процессов глобализации, изучить интерпретации понятия глобализации и этические проблемы человеческого достоинства в современных условиях изменяющегося мира.
5. Исследовать философское понимание человеческого достоинства в свете современных цивилизационных процессов, способствующих развитию глобальных трансформаций в социокультурном пространстве.
6. Обосновать этику человеческого достоинства во взаимосвязи с проблемой ненасилия в свете глобализации.
7. Вывести сущностные характеристики этической категории «человеческое достоинство» в условиях глобализации, дать её определение и доказать, что человеческое достоинство выступает как особая ценность.
Научная новизна исследования заключается в следующих полученных результатах:
1. Осуществлен анализ категории человеческого достоинства в истории западноевропейской философии с опорой на два теоретических основания: 1) конституирование нравственных добродетелей как критериев человеческого достоинства и 2) нормативно-ценностное содержание понятия «достоинство», сформированное в связи с расширением горизонта человеческой деятельности в Новое и Новейшее время.
2. Реконструировано и проанализировано понятие «человеческое достоинство» в русской философской мысли.
3. Выявлены и представлены в сравнительном анализе взгляды на человеческое достоинство в современной этике; предложено определение этической категории «человеческое достоинство» в условиях глобализации.
4. Выделены основные подходы к пониманию процесса глобализации в философско-этическом контексте.
5. Раскрыто значение человеческого достоинства в пространстве глобализирующегося мира.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ философско-этических взглядов на человеческое достоинство в истории философии показал, во-первых, что данное понятие трактуется многообразно; вместе с тем представление о человеческом достоинстве соотносится с нравственными добродетелями. Во-вторых,
человеческое достоинство как феномен представляет собой сложную структуру, основу которой составляют субъективная и интерсубъективная направленности, выявляющие три взаимосвязанные линии философско-этических взглядов на человеческое достоинство - субъективно-личностную, социально-ориентированную, антропологическую.
2. Представлено определение этической категории «человеческое достоинство» в условиях современного глобализирующегося мира: человеческое достоинство - абсолютная этическая ценность, содержащая в себе неизменное ядро добродетелей (мудрость, ответственность, справедливость и др.) и принимающая конкретные значения в современном социокультурном пространстве путем осуществления человеком своей моральной сущности, утверждающей себя в творчески-созидательной деятельности, общении и являющейся гарантом ответственности человека в разных ипостасях субъект-объектных отношений.
3. Этика человеческого достоинства, возведённая в ранг наднациональных ценностей, способна играть значительную роль в стратегии диалога культур, в условиях поиска транскультурного подхода к новым ценностям: насколько расширяется цивилизационное пространство, настолько углубляется ценность достоинства. Человеческое достоинство, являясь ключевой категорией в определении наднациональных (всечеловеческих) ценностей, обусловливает в качестве идеала глобальный этос, гипотетически достигаемый в свете творчески-созидательной деятельности человека.
4. Этическая категория «человеческое достоинство» выступает как возможность выбора ненасилия в условиях глобализации, протекающих благодаря развертыванию цивилизационных процессов, расширению коммуникативных связей, глобальному транскультурному взаимодействию, когда принципы демократии, правового положения человека, толерантности, устойчивого развития предполагают рациональность, имеющую в основе нравственное содержание. Ценностным стержнем человеческого достоинства
в условиях глобализации является ответственность, а в качестве его идеальной философской модели выступает движение к этике ненасилия.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что реконструировано понятие «человеческое достоинство» в истории философской мысли, а также изучена его трансформация в условиях глобализации. Показано, что в современной ситуации утверждается наднациональная ценность человеческого достоинства, имеющая всеобщее, абсолютное, транскультурное значение. В современном этическом знании человеческое достоинство выделено как особая категория, имеющая свой статус и содержание; показана её взаимосвязь с другими категориями морального сознания: долг, ответственность, справедливость, честь, свобода И т.д.
Научно-практическая значимость заключается в том, что проведенное исследование категории человеческого достоинства расширяет научно-практическое представление о человеке в междисциплинарном образовании. Материалы диссертации могут служить научно-практической базой для совершенствования курсов по истории этических учений и теории морали, а также для разработки специального гуманитарного курса «Этика человеческого достоинства».
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного
исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры этики
философского факультета Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова, кафедры философской антропологии
Оренбургского государственного университета, на международных и
всероссийских научных конференциях, а именно на: I Всероссийской
научной конференции с международным участием (19 ноября 2010) в
Липецке; IV Международной научно-практической конференции
«Образовательные стратегии переходного общества: коммуникация и
социогуманитарные технологии» (24 ноября 2010) в Санкт-Петербурге;
Всероссийской заочной научно-практической конференции (25 декабря 2010
11
- 25 января 2011) в Уфе; Всероссийской научно-практической конференции «Христианство. Философия. Культура» (22-25 марта 2011) в Курске; IX Всероссийской научной конференции «Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе: Человек и общество в пространстве инноваций» (19 мая 2011) в Липецке; Научно-образовательном Форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге. Философия и образование в современном мире» (15-17 ноября 2012); VIII Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтениях (12-16 марта 2012) в Курске; VI Российском философском конгрессе «Россия в современном мире: диалог мировоззрений» (27-30 июня 2012) в Нижнем Новгороде; ежегодной Международной научной конференции «Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании» (17 - 19 октября 2012) в Москве; Всемирном философском форуме - Ш Диалектическом симпозиуме «Лучшие философские идеи для воспитания, консолидации и трансформации Человечества в единое Гражданство Земли-ХХ1» (1-17 октября 2012) в Афинах; 1П Алиевских научных чтениях «Диалог культур: в поисках идей, ценностей и практики» (13 ноября 2012) в Москве; ХХШ Всемирном философском конгрессе «Philosophy as inquiry and way of life (Философия как изучение и образ жизни)» (4-10 августа 2013) в Афинах; научно-практической междисциплинарной конференции с международным участием «Культура в глобализирующемся мире: вызовы и перспективы» (16-17 октября 2014) в Москве; VI Международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы» (20-22 ноября 2014) в Санкт-Петербурге; международной научной конференции «Культура и глобализация: традиция, память, идентичность» (20-21 ноября 2014) в Тамбове; VII Российском философском конгрессе «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (6-10 октября 2015) в Уфе.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения библиографии.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени разработанности, сформулированы теоретико-методологические основы, определены объект и предмет исследования, цель, гипотеза и задачи работы, обозначены новизна и положения, выносимые на защиту, а также установлена теоретическая и научно-практическая значимость диссертации, ее апробация и структура.
В первой главе - «Этика человеческого достоинства в истории философской мысли» - человеческое достоинство исследовано как этическая категория в западноевропейской мысли (параграфы 1 и 2), рассмотрены этические представления о человеческом достоинстве в русской философской мысли (параграф 3), проанализированы взгляды на понятие человеческого достоинства в современной этике (параграф 4).
В параграфе 1 «Человеческое достоинство в западноевропейской философии: Античность и Средние века», опираясь на исследования A.A. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, А.Г. Гаджикурбанова, В.Г. Иванова, В.А. Лекторского, А.Х. Горфункеля, В.В. Бибихина и др., отмечено, что идея человеческого достоинства возникает в эпоху Античности, развивается в Средние века, приобретает категориальный статус в Новое время.
В диссертации указано, что в древнегреческих источниках выделены два термина, которые близки по значению к понятию достоинства - «ар£тг)» (арете) и «асш» (аксиа). Основываясь на мнении А.Ф. Лосева, исследующего сочинения Платона, в содержании «арете» выделено значение достоинства как обобщенного понятия нравственной ценности. Если «арете» как «достоинство» является высокой характеристикой вещи, свойством предмета или человеческого нрава, то «аксиа» выступает как оценка, признанное обществом достоинство. Обнаружено, что в содержании двух терминов, обозначающих «достоинство», намечаются субъективное и
интерсубъективное основания, связанные с индивидуальным и общественным совершенствованием.
Исходя из эвдемонистического характера древнегреческой этики, указано, что достоинство человека мыслилось с точки зрения нравственно совершенной, наилучшей, счастливой жизни как достоинство добродетельного существа. Подчеркнуто, что человеческое достоинство есть добродетель, выражающая совершенствование личных качеств, индивидуальное нравственное усилие благодаря собственному разуму. Смысл личного человеческого достоинства видится в связи с государством-полисом, задача которого - воспитать нравственно совершенного человека.
По Платону, достоинство присуще каждой вещи, которая предстает во всей своей красе. Критерием достоинства является, прежде всего, красота, которая трактуется в единстве трех метафизических сущностей красоты-добра-истины. Достоинство понимается как качественная характеристика явления, вещи, в том числе человеческой сущности. Поскольку сущность человека определяется в способности мыслить бытие в единстве с идеей Блага, постольку указано, что, начиная с Платона, добродетели «мудрость», «мужество», «рассудительность», «справедливость» определяют достоинство человека, предстающее в умеренности в страстях как способе приближения к Благу с помощью добродетелей.
Реконструкция человеческого достоинства в философских взглядах Аристотеля показала, что оно выражается как «чувство собственного достоинства (5стпо1ех)»4 - особая добродетель, нравственно прекрасное, которое определяется с точки зрения общения достойных людей между собой, и связано с понятием гордости. Поскольку Аристотель определяет добродетели как меру, «золотую середину» между двумя чрезмерными страстями, то чувство собственного достоинства и самооценка выступают рефлексией в ситуации нравственного выбора между вознесением себя (гордыней) и уничижением.
4 Аристотель. Евдемова этика. - М.: ИФРАН, 2005. - С. 39.
15
При обращении к эпохе эллинизма выявлено развитие идеи человеческого достоинства; акцент смещается на индивидуальную этику, чувство собственного достоинства представлено в контексте атараксии (Эпикур) и апатии (Л.А. Сенека, Марк Аврелий). В неоплатонизме, в частности у Плотина, понимание достоинства исходит из понятия «достойного», имеющего субстанциальный смысл как характеристика идеального бытия, эманации Единого. По Плотину, «достойное» в своем высшем, трансцендентном смысле есть достоинство Мировой Души и условие осуществления как мирового процесса, так и человеческой субъективности. Для исследования важным явилось то, что понимание достоинства человека претерпевает существенные изменения от психологического, субъективного представления к субстанциальному.
Согласно средневековой теологической философии, достоинство является качеством (атрибутом) Бога (Августин Блаженный). В связи с этим особое внимание было обращено на идею противопоставления достоинства, которое у Бога, чувству собственного человеческого достоинства, обусловленного свободной волей и гордостью. Было обнаружено, что в поисках решения проблемы свободы воли в намерениях и поступках, в рациональном познании мотива выделяется путь к пробуждению человеческого достоинства (Ансельм Кентрберийский, Пьер Абеляр, Бернард Клервоский, Фома Аквинский). В диссертационном исследовании продемонстрировано, что идеи Средневековья о человеке как творении Божием и поставленные вопросы свободы выбора были основаниями для развития идеи человеческого достоинства в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения мысль о человеческом достоинстве становится одной из центральных этических идей гуманизма (Г.С. Померанц, Л.М. Брагина, В.В. Бибихин, В.П. Шестаков). Отмечается, что наряду с собственно христианским учением, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Обращается внимание на то, что Л. Валла, рассуждая об «истинном» и
«ложном» благе, по сути, поднимает проблему достоинства человека через переосмысление античных добродетелей, ценностей наслаждения и личного блага. Углубленное видение проблемы человеческого достоинства появляется в работах Дж. Манетти (человеческое достоинство, состоящее в долге перед нравственным Абсолютом, перед человечеством и самим собой), М. Фичино (человеческое достоинство в свете частных и общественных добродетелей). Отмечено представление человеческого достоинства Дж. Пико делла Мирандолой, которое выступает как «досотворение» человеком самого себя. Согласно Дж. Бруно, человеческое достоинство предполагает восхождение героического энтузиаста к нравственному совершенствованию. Обращается внимание, что идея Дж. Бруно нашла продолжение в героической этике П. Боранецкого.
Во втором параграфе «Человеческое достоинство в западноевропейской философии: Новое и Новейшее время» исследован плюрализм взглядов на человеческое достоинство, существующий в антитезах этического рационализма, субстанционального пантеизма, эмпиризма, сентиментализма, трансцендентализма. Замечено, что, по Р. Декарту, собственное достоинство мыслится как индивидуальный моральный выбор человека, следующего рациональному самопознанию на основе принципа благоразумия. Подчеркнута важность философских идей Б. Спинозы: достоинство человека представляется в свете необходимого самоосуществления, благодаря особой нравственной силе -интеллектуальной любви к Богу.
Прослежено, что в этическом сентиментализме человеческое достоинство рассматривается с точки зрения чувственного сознания субъекта, где моральное чувство есть гармония индивида и социума (Шефтсбери), моральное чувство противопоставляется разуму, благодаря чему субъективно-индивидуальная психологическая рефлексия не позволяет человеку быть безнравственным (Д. Юм), моральное чувство усилено общественными аффектами (Д. Дидро). Вместе с тем исследуются идеи
И.Ф.Х. Шиллера о том, что эмпирический человек в собственном несовершенстве способен возвышаться над самим собой благодаря обнаружению в себе моральной силы.
Этика И. Канта обосновывает новый гуманистический дискурс о ценности и достоинстве человека. Опираясь на современное прочтение И. Канта, в частности, на идеи Н.В. Мотрошиловой, показано, что борьба долга и склонностей демонстрирует современные противоречия глобализации, когда понятие долга приводит к развитию представлений об ответственности человека в качестве коллективного и личностного субъекта. Сделан вывод, что моральная ценность свободы как возможность выбора поступка из соображения долга и уважения к нравственному закону составляет сущность человеческого достоинства.
В работе И.Г. Фихте «О достоинстве человека» было обнаружено, что человеческое достоинство осуществляется в актах самосознания и волевого самополагания. Абсолютное духовное Я призывает человека к великой, непрестанной, активной деятельности. Выдвигается мысль об объединении человеческих душ и образовании единого духа во многих телах, что приведёт к новой ступени развития человечества. Замечено, что взгляд И.Г. Фихте являет собой высшую точку в представлениях об индивидуальном достоинстве в сравнении с человеческим достоинством по И. Канту, которое связывается со всеобщностью нравственного закона.
Г.В.Ф. Гегель обращается к понятию человеческого достоинства в «Лекциях по философии религии», где мораль доводится до понятия всеобщего. Диалектически развивая индивидуальную мораль и социальную нравственность, в контексте исследования «двух этик» - индивидуальной и социальной, - отмечено, что Г.В.Ф. Гегель снимает противоречие между моралью субъекта и общественной нравственностью. Достоинство человека, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в подчинении природного духовному, благодаря свободе воли, когда поведение человека соответствует нравственному, божественному закону.
В Новейшее время человеческое достоинство рассмотрено в философии жизни, марксизме, утилитаризме, эволюционной этике, феноменологии, экзистенциализме. В сравнительном анализе представлены идеи Ф. Ницше и К. Маркса. Отмечено, что при различии мировоззренческих взглядов феномен человеческого достоинства переосмысливается и переоценивается в свете культурного развития человечества. Выделено, что Ф. Ницше, разделяя понятия достоинство, чувство собственного достоинства, человеческое достоинство, определяет достоинство на уровне сверхчеловека, в антитезе дионисийского и аполлонического как торжество дионисийского начала бытия. В отличие от Ф. Ницше человеческое достоинство, по К. Марксу, связывается с антропологической сущностью человека, формирующейся в результате развития исторического процесса.
При рассмотрении идей утилитаризма особое внимание обращено на сочетание субъективно-личностного и социально ориентированного подходов к представлению о человеческом достоинстве. Так, согласно Дж. С. Миллю, человеческое достоинство рассматривается как личностное проявление человеческой активности, развитие собственной индивидуальности в качестве важнейшего элемента общественного благосостояния и прав человека. Социальный мотив, важный для понимания человеческого достоинства, выявляется также в эволюционной этике (Г. Спенсер, Ч. Дарвин).
В исследовании подчеркнута важность использования аксиологического (М. Шелер, Н. Гартман) и экзистенциального (К. Ясперс, А. Камю) подходов к определению человеческого достоинства. В этике М. Шелера было установлено, что любовь как ценность обусловливает существование человека и является основанием феномена человеческого достоинства, в связи с тем, что человек есть любящее существо, жизненный мир которого организован согласно уровням любви (ordo amoris). Было показано, что человек, ведомый ценностями, обнаруживает в себе деятельностную, творческую силу. Рассуждения о достоинстве в философии
А. Камю показали, что человек обязан найти истинную меру в пределах своих возможностей. Человеческое достоинство определяется как мера, поиск «срединного» человека, находящегося между человеком абсурдным и бунтующим.
Третий параграф озаглавлен «Этика человеческого достоинства в русской философской мысли». В нём отмечается, что впервые в отечественной философии концептуально исследовал понятие человеческого достоинства B.C. Соловьев. Им была обозначена взаимосвязь индивидуального и общественного совершенствования, которую философ представлял как единое целое, не противопоставляя индивидуальную ценность человека тем условиям, в которых он находится как исторический деятель. Согласно B.C. Соловьеву, достоинство человека заключается в его роли участника богочеловеческого процесса, осуществляющего активную деятельность во всемирно-историческом процессе.
Далее рассматриваются взгляды на сущность человеческого достоинства В.М. Хвостова. Философ подходит к проблеме с психологической точки зрения и сосредотачивается на переживании человеком собственного достоинства, детерминированного осознанием своего высокого предназначения, развития во имя блага человеческого рода. Определяя онтопсихологический статус человеческого достоинства, В.М. Хвостов пишет о незаконченности бытия, о закрытости окончательной развязки происходящего в мире процесса борьбы противоположностей. Согласно В.М. Хвостову, человеческое достоинство понимается как следование совершенству, голосу совести, имеющему трансцендентный источник происхождения, и рассматривается в контексте широкого социального пространства, всего человеческого рода.
В работе проанализированы идеи B.C. Соловьева, В.М. Хвостова, H.A.
Бердяева, Н.О. Лосского об активной, творческой, преобразовательной роли
человека и человечества в мироздании. На основании этого утверждается,
что в русской философии постепенно складывается целостное представление
20
о предназначении человека, нравственном совершенствовании, что становится определяющим в понимании человеческого достоинства.
Определено, что в русской философской мысли человеческое достоинство понимается как «высшее человеческое назначение» (В.В. Розанов), «нравственное призвание» (П.И. Новгородцев), «высшее проявление призвания Человека в мире» (П.С. Боранецкий). В философии всеединства, призывавшей к мировому единению людей с точки зрения нравственности, человеческое достоинство обнаруживает глубинную связь с Софией (B.C. Соловьев), всеединым, ценностным бытием (C.JI. Франк), вненациональным всечеловеком (С.Н. Булгаков).
Отмечено, что советская этика, развиваемая в связи с марксистской теорией во второй половине XX века, определяет человеческое достоинство как этическую категорию и выдвигает несколько подходов: нормативный (А.Ф. Шишкин, JT.M. Архангельский, О.Г. Дробницкий), аксиологический (С.Ф. Анисимов, Г.Д. Бандзеладзе), перфекционистский (Я.А. Мильнер-Иринин).
В четвёртом параграфе «Понятие человеческого достоинства в современной этике» было обращено внимание на исследования современных отечественных и зарубежных философов. В научно-философской литературе обнаружено три линии философско-этических взглядов на понятие «человеческое достоинство», в каждой из которой выделяются сущностные основания исследуемого понятия: субъективно-личностное (М.К. Мамардашвили, Р.Г. Апресян, Ю.А. Шрейдер, A.B. Прокофьев, Е.В. Золотухина-Аболина); социальное (A.B. Разин); антропологическое (A.A. Гусейнов, А.П. Скрипник, А.Е. Зимбули, А.К. Судаков).
Субъективно-личностное представление о достоинстве предполагает совершенствование человека и его соответствие собственному предназначению. В социальном контексте человеческое достоинство связывается с оценками, выносимыми человеку со стороны конкретных
общественных групп и общества в целом. В антропологическом ключе человеческое достоинство рассматривается как принадлежность к человеческому роду, побуждающая личную и коллективную ответственности, чувство долга.
В работе установлено, что зарубежные исследователи часто рассматривают человеческое достоинство также в единстве субъективно-личностного, социального и антропологического (Г. Кельман, Дж. Катеб, Ф. Фукуяма, Д. Пулмэн, Т.А.Ф. Келли).
По итогам рассмотрения в первой главе был сделан вывод, что человеческое достоинство является сложным, многоуровневым, многозначным, интегральным нравственным понятием, базирующимся на представлении о внутренней нравственной ценности человека.
Во второй главе - «Человеческое достоинство в условиях современного мира» - исследовано понятие глобализации как условия переосмысления ценности человеческого достоинства (параграф 1), рассмотрено значение человеческого достоинства в современных цивилизационных процессах (параграф 2), этическая категория «человеческое достоинство» представлена как фактор ненасилия, определяющий возможность построения глобального этоса (параграф 3).
Цель данной главы - рассмотреть трансформацию представлений о человеческом достоинстве в условиях современного глобализирующегося мира.
В первом параграфе «Глобализация как условие переосмысления ценности человеческого достоинства» на основании проведённого исследования определено шесть подходов к пониманию глобализации: 1) глобализация как многовековой естественноисторический процесс (А.Н. Чумаков, Э.А. Азроянц, В.А. Лось, Г.Г. Дилигенский, Гж. В. Колодко); 2) глобализация как самодвижущийся процесс, исходящий из социогенеза при зарождении человеческой цивилизации (Х.А. Барлыбаев); 3) глобализация как мегатенденция XX века, универсализация отношений в различных сферах
жизни общества (Ю.Д. Гранин, А.И. Уткин, А.Б. Вебер, В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов, Э.Э. Киш, А. Аппадураи); 4) глобализация как исторический переход в третье тысячелетие, связанный с формированием единого и целостного мира (B.JI. Иноземцев, А.И. Неклесса); 5) глобализация как проявление власти, стремящейся доминировать над миром (Д. Хэлд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон, У. Бек, И. Валлерстайн, И.А. Гобозов, A.C. Панарин); 6) глобализация как международная экономическая интеграция (Д. Келнер, Ань Цинянь, B.C. Васильев, A.A. Зиновьев, В.А. Корецкий).
Для данного исследования важно обозначить глобализацию как объективный, естественноисторический процесс, характеризующийся развитием планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенными изменениями окружающей среды. Основное внимание было сосредоточено на литературе, где глобализация рассматривается в контексте становления единых культурно-цивилизационных связей.
Опираясь на идеи П. Наторпа, К. Поланьи, Э. Агацци, указано, что само изменение качества общественных отношений в сторону творческого преобразования жизни в индустриальной среде, основанной на свободном выборе деятельности, которая способствует самореализации человека, являются условиями для развития идеи человеческого достоинства в современном мире. В этой связи одним из важнейших оснований человеческого достоинства считаются представления о правах человека. Приводятся идеи Ю. Хабермаса, X. Махмуди, У. Бека, А. Сена, М. Шойера о равных, неотчуждаемых правах для всех людей, исходящих из признания нравственной сущности человека.
Утверждается, что человек (человечество), следуя представлению о достоинстве, разумно регулируя свою деятельность, способно противостоять глобальным вызовам (А. Печчеи, И.В. Бестужев-Лада, И.Ф. Кефели).
Представлено философское осмысление проблемы сохранения человечества и поиска выхода из глобальных противоречий.
Во втором параграфе «Человеческое достоинство в контексте современных цивилизационных процессов» показано, что именно ценностное взаимодействие между человеком, природой и обществом выступает как острая проблема в условиях глобализации, поиска наднациональных ценностей, которые требуются для переосмысления ценностей общества потребления и обращения к абсолютным, нравственным устоям. В процессе переоценки ценностей, происходящей в современных условиях глобализирующегося мира, осуществляемой с целью укрепления достоинства человека, были обозначены следующие направления:
1) представление об окружающей среде как о саморазвивающемся живом организме, предполагающее нравственное (ответственное) отношение со стороны человечества. Здесь выражаются пределы «технологического» отношения человека к природному пространству, благодаря которому обозначаются возможности установления глобальной взаимозависимости людей;
2) ответственные взаимоотношения в условиях диалога культур, способствующие утверждению человеческого достоинства в условиях глобализации, когда проблемы развития демократических процессов, правового положения человека требуют обращения к принципам толерантности, взаимопомощи;
3) переосмысление либеральной и неолиберальной идеологии (У. Бек, 3. Бауман, Мануэль Ф. Монтес, Ф. Фукуяма) в современных условиях глобализации способствует выработке новых наднациональных ценностей, основой которых выступают этические ценности, среди которых важнейшая -человеческое достоинство.
Анализируя значение человеческого достоинства в свете цивилизационных процессов, исследование опиралось на концепцию цивилизации B.C. Степина как «некоторого целостного социального
организма, предполагающего определенный тип культуры».5 При этом современные культурно-цивилизационные и эволюционно-глобалистские процессы рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Поэтому все большее значение приобретает характер научной, технологической рациональности, которая вступает в сложные противоречия с нравственной сущностью человека вследствие проблемы дальнейшего выстраивания преобразовательной деятельности с учетом высокого предназначения человека.
В диссертации доказано, что в современных экологических условиях необходима минимизация вреда человеческой деятельности, наносимого окружающей среде. Но это станет возможным только в том случае, если в деятельности человека решающими фактором становится принцип ответственности, который определяет сущность человеческого достоинства.
В работе подчеркнута значимость аксиологического и системно-синергетического подходов в раскрытии человеческого достоинства в контексте современных цивилизационных процессов. Аксиологический подход указывает на ценность человеческого достоинства в современных условиях и способствует утверждению абсолютных наднациональных ценностей, среди которых главнейшие - ценность жизни, долголетия, здоровья, природы, труда, счастья. Системно-синергетический подход позволяет определить человека и в целом человечество как важнейшую часть природы-биосферы - живой оболочки планеты Земля. В этом плане достоинство определяется как забота о выживании и развитии живой природы.
В третьем параграфе «Человеческое достоинство как фактор ненасилия и возможность глобального этоса» обращается внимание, что человеческое достоинство проявляется, прежде всего, в коммуникативных связях, в межличностных отношениях. Высказано предположение, что
5 Степик B.C. Цивилизация и культура. - СПо.: СПбГУП. 2011. - С. 81.
25
стремление к единению человеческого рода посредством солидарности и ответственности способно создавать условия для развития идеи ненасилия, актуальной для современного глобализирующегося мира, где выстраиваются транснациональные отношения. В связи с этим определены ценностный и коммуникативный подходы к понятию ненасилия; доказано, что человеческое достоинство является выражением возможности движения к этике ненасилия.
Понятие ненасилия получает в современной философии следующие толкования: как индивидуальное нравственное совершенствование человека и совершенствование общества (М. Ганди, М.Т. Степанянц); как философское обобщение, тождественное закону любви и как философия, образ жизни, основанный на правде (A.A. Гусейнов, Ж. Госс); как способ социально-политической борьбы объединенных высокой идеей людей (M.JI. Кинг, Дж. Шарп, Р.Г. Апресян).
Сделан вывод, что ненасилие определяет ценностную связь людей друг с другом, благодаря тому, что каждый человек обладает достоинством с точки зрения личностной ответственности перед собой, социумом и природой. Подчёркивается, что на нынешнем этапе развития человечества актуальными являются вопросы как о философско-теоретическом осмыслении идеи ненасилия в условиях глобальных процессов, так и о социально-практическом осуществлении ненасилия. В связи с этим было обращено внимание на идеи М.Т. Степанянц, которая показывает, что новаторство М. Ганди выразилось в понимании им ненасилия не только как личного совершенствования, но и как улучшения общества посредством индивидуального усилия. Утверждается, что в эпоху глобализации, когда человечество подошло к необходимости практической реализации ненасилия в широких масштабах, каждый человек в своем достоинстве не может быть использован в качестве средства для целей отдельных групп, общностей, коллективов, государств (Ю. Хабермас, О. Шахтер, Р.Г. Апресян).
В связи с развитием идей A.A. Гусейнова6 отмечено, что будущее человечества в его идеальном выражении выступает как возможность глобального этоса, который задается поиском наднациональных ценностей. В контексте исследования высказано предположение, что фундаментом, на котором возможно построение глобального этоса, является ценность человеческого достоинства, предполагающая творчески-созидательного человека. В этом контексте представлены сущностные характеристики человеческого достоинства как абсолютной этической ценности, содержащей в себе неизменное ядро добродетелей (мудрость, ответственность, справедливость и др.) и принимающей конкретные значения в современном социокультурном пространстве путем осуществления человеком творчески-созидательной деятельности, выраженной в поведении, общении и являющейся основанием ответственности человека в разных ипостасях субъект-объектных отношений.
В заключении подводятся итоги исследования, доказывающие положения, выносимые на защиту.
6 Гусейнов A.A. Возможно ли глобальное общество без глобального этоса? // Философия - мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. - СПб.: СПбГУП. 2012. - С. 638-641. Гусейнов A.A. Еще раз о возможности глобального этоса // Век глобализации. №1. 2009. — С. 16-27. Гусейнов A.A. Этос глобальный // Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред.: И.И. Мазур, A.H. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». - М.- СПб.- Нью-Йорк: «ЕЛИМА». «Питер». - 2006. - С. 10931094. Гусейнов A.A. Глобальный этос как проблема // Этос глобального мира. — М.: Восточная литература РАН, 1999.-С. 14-23.
III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для обнародования результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:
1) Воропаева Ю.П. К проблеме этики ненасилия в условиях глобализации // Вестник Оренбургского государственного университета. №7. 2011. С. 96-99.
2) Воропаева Ю.П. Понятие о человеческом достоинстве в Античности / Ю.П. Воропаева // Перспективы науки. №9. 2012. С. 52-59.
3) Воропаева Ю.П. Человеческое достоинство в ракурсе экологической этики // Вестник Оренбургского государственного университета. №7. 2013. С. 123-129.
4) Коломиец Г.Г., Воропаева Ю.П. Этика человеческого достоинства в Новое время // Вестник Оренбургского государственного университета. №3. 2015. С. 57-64.
Публикации по теме диссертации в других изданиях:
5) Воропаева Ю.П. Нравственная целостность должного и сущего // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания [Текст]: сборник статей и тезисов докладов I Всероссийской научной конференции с международным участием. 19 ноября 2010. 4.1. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2011. С. 117-118.
6) Воропаева Ю.П. Мораль в центре духовности // Свобода совести и культура духовности (философско-этические, религиозные и культурологические аспекты): тр. междунар. науч.-практ. симп.-диалога
(Пермь, 12-13 мая 2011г.): в 2-х ч. 4.1. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2011. С. 226-228.
7) Воропаева Ю.П. Альтруизм как социально-этический феномен в современном мире // Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе: Человек и общество в пространстве инноваций [Текст]: сборник статей и тезисов докладов IX Всероссийской научной конференции. Май 2011. Липецк-Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2011. С. 11-13.
8) Воропаева Ю.П. Человеческое достоинство и этика Православия в современном мире // Христианство. Философия. Культура [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках VII Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (2225 марта 2011 г.). Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2011.
9) Воропаева Ю.П. Значение этики как философской дисциплины в современных условиях российского вуза // Личность. Образование. Общество: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (25 декабря 2010 года - 25 января 2011 года). Уфа: Издательство ИРО БР, 2011. С. 123-127.
10) Воропаева Ю.П. Социальность как основа понимания смысложизненных проблем человека в современном мире // Образование и воспитание гражданина в контексте церковно-общественного сотрудничества [Электронный ресурс]: материалы VIII научно-образовательных Знаменских чтений (12 марта-15 марта 2012 г.). Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2012.
11) Коломиец Г.Г., Воропаева Ю.П. Этика человеческого достоинства в контексте новой переоценки ценностей // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса. В 3 т. Т. П. Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 283.
12) Воропаева Ю.П. К вопросу о профессиональной этике архитектора // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании:
научное издание / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «МГСУ». -М.: МГСУ, 2012. С. 660-662.
13) Воропаева Ю.П. К вопросу об этике человеческого достоинства в условиях современного изменяющегося мира // Международный научно-исследовательский журнал Ч.З. 5 (5) 2012. С. 103-104.
14) Воропаева Ю.П. Лишение жизни: отрицание ли человеческого достоинства в человеке? // Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. Сборник статей / Под. ред. В.Ю. Перова, Д.А. Гусева. СПб.: Издательство РХГА, 2012. С. 105-109.
15) Воропаева Ю.П. Этика человеческого достоинства и ненасилие // ХХШ Всемирный философский конгресс (4-10 августа 2013 г. Афины). Abstracrs. Greek Philosophical Society.
16) Воропаева Ю.П. Гуманитарное знание: на пути к модернизации образования в России. Этический аспект // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013.
17) Воропаева Ю.П. Профессионализм как основной принцип профессиональной этики // Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы: материалы VI Международной конференции. Этика. Наука. Политика. СПб.: Институт философии СПбГУ, 2014. С. 46.
Подписано в печать 14.10.2015 г.
Усл.п.л. - 1.5 Заказ №27879 Тираж: 120 экз.
Копицентр «ЧЕРТЕЖ, ру» ИНН 7701723201 107023, Москва, ул.Б.Семеновская 11, стр.12 (495) 542-7389 www.chertez.ru