автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Хасавнех, Алсу Ахмадулловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хасавнех, Алсу Ахмадулловна

Введение.

Глава I Концепция терпения в творчестве поэта-суфия Ахметзяна Тубыли

1.1 Степень изученности суфийской литературы в татарском литературоведении.

1.2. Жизнь и творчество поэта Ахметжана Тубыли.

1.3. Философия терпения в литературах Востока и Запада.

1.4. Нравственно-этический аспект проблематики терпения в творчестве А. Тубыли.

1.5. Мотивы жалоб, испытаний терпения в тюремном цикле стихов А. Тубыли.

Глава И Любовная лирика Ахметзяна Тубыли

2.1. Мотив Божественной любви поэта в контексте арабо-персидской суфийской поэзии.

2.2. Пантеистические идеи в «Повествовании о Лейли и Меджнун» Ахметзяна Тубыли.

2.3. Эстетика прекрасного в поэзии А. Тубыли.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Хасавнех, Алсу Ахмадулловна

Актуальность темы

В советское время не уделялось достаточного внимания изучению культуры и литературы народов мусульманского мира. В истории, философии, литературоведении, в основном, преобладал евроцентризм. Часто общественно-культурная жизнь народов Востока расценивалась лишь в негативном плане.

В конце XX столетия в связи с усилением глобализации цивилизационных процессов изменилось отношение к культурам и литературам народов Востока. Стали проводиться конференции и издаваться книги о высоких достижениях мусульманского мира, об огромном духовном наследии, которое было оставлено им в истории человечества, а также сильном влиянии, оказанном мусульманской цивилизацией на развитие западной культуры1. Видные представители ученого мира России, Европы и Америки выступают за идею исследования восточной и западной литератур в едином контексте, взаимодействии и взаимосравнении. В Москве прошел ряд конференций, посвященных проблеме исследования взаимоотношений литератур Востока и Запада.

Конференции, посвященные актуальным проблемам восточной и западной литератур, проводились и в США. Например, в г. Вашингтоне на международном форуме «XX век на пороге в поисках новых мировых цивилизаций», состоявшемся в 1997 году, принял участие известный татарский публицист и литератор Рафаэль Мустафин. В процессе этой конференции возникли бурные дискуссии по вопросу о том, ценности какой культуры должны иметь наибольшую весомость в XXI веке: здравый прагматизм Запада или утонченная духовность Востока? «Мнения большинства выступающих склонились к

1 Генон Р. О влиянии мусульманской цивилизации на западную культуру // Вопросы философии. - 1991. — N4. - С. 51 - 54. необходимости синтезирования достижений обеих культур: будь то философские взгляды или их обычаи и традиции, а также необходимости обмена культурными ценностями»2.

На протяжении многих веков татарская литература росла и развивалась в рамках единой мусульманской культуры. Она пребывала в тесных отношениях с арабской, персидской и другими тюркскими культурами. С конца 80-х годов стали появляться научные исследования и книги, освещающие связи татарской общественной мысли и литературы с Востоком.

В наше время нередко происходит подмена подлинных духовных ценностей, основополагающих этико-эстетических категорий псевдодуховными ценностями и категориями Запада не только в области искусства, но и литературы. Особенно ярко это проявляется в молодежной субкультуре, агрессивной, наступательной, не содержащей никаких позитивных начал, направленной на разрушение общечеловеческих ценностей, выработанных на протяжении веков. Сегодня как никогда назрела необходимость возрождения этих культурных ценностей, которые помогли бы татарскому народу не утратить драгоценные зерна высокого духовного опыта, сохранить преемственность традиций в области культуры, философско-эстетической и этической мысли предков. Поэтому-то следовало бы обратить внимание на наше литературное наследие — истинную сокровищницу духовного опыта татарского народа. Включительно по XIX век она была представлена тремя направлениями: религиозно-дидактическим, суфийским и светским. Наименее изученной из них остается суфийская литература. Дело в том, что в советской общественно-философской мысли и литературоведении суфизм считался одной из «опасных» тем. Поэтому изучение его истории, этико-эстетического содержания, основных направлений и школ этого

2 Мостафин Р. Безгэ тессезлэну, милли йезебезне югалту куркынычы яный // Заман-Татарстан. —1997. — 4 июль. учения — одного из богатейших и неотъемлемых компонентов культурного наследия народов мусульманского Востока, оставалось в глубокой тени.

За последнее время суфизм стал объектом самого тщательного исследования философов, историков, филологов Запада и Востока. В эпоху Средневековья сфера влияния этого философско-религиозного учения была достаточно обширной. Оно сказалось не только в области историко-политической и общественной мысли, но и на культурной и литературной жизни татарского народа.

Суфизм — это сложное многогранное философско-религиозное учение, зародившееся как результат многовекового развития философской мысли народов Востока, где переплетаются многочисленные идейные направления и школы.

Большое количество уникальных рукописей по суфизму хранятся в архивных фондах Татарстана и ждет своего исследователя. В 2000 году в Казани прошла конференция, организованная центром Исламской культуры «Иман» под названием «Суфизм в Поволжье: история и специфика», участники которой пришли к общему мнению о том, что суфизм сыграл прогрессивную роль в развитии литературы и философской мысли татар3. Обзор литературы

По проблемам истории, истоках и теории суфизма имеются труды всемирно известных ученых-ориенталистов: Е.Э. Бертельса4, Р.А. Никольсона, Ф. Роузенталя5, Дж. С. Тримингэма6, Дж. Рипка, А. Арберри, 3. Тьерри7, М. Кемпера8 и др.

3 Идея буенда суфичылык: тарихы Ьэм узенчэлеклэре. («Иман» мэркэзе оештырган «тугэрэк естэл» материаллары). — Казан: «Иман» нэшрияты, 2000. -80 б.

4 Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. — М.: Наука, 1965. — 524 с.

5 Роузенталь Ф. Торжество знания: Концепция знания в средневековом исламе. — М.: Наука, 1978. - 372 с.

6Тримингэм Дж.С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989. — 326 с.

Изучению суфизма и суфийской литературы с методологической точки зрения посвящены труды таких исследователей, как М.Т. Степанянц9, А.Б. Куделина10 , Идрис Шаха11 , И.С. Брагинского12, А. Курбанмамедова13, А. В. Сагадеева14, которые осветили в своих исследованиях этико-эстетические воззрения суфиев различных эпох и направлений, раскрыли особенности суфийских образов-символов в философии и литературе Востока. Из российских исследователей суфизма можно также выделить труды А. В. Смирнова15, С.Н.

7 Тьерри 3. Суфизм в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума. — Казань, 1997. — С. 117 - 133.

8 Кемпер М. Между Бухарой и Средней Волгой: столкновение Абд ан-Насра ал-Курсави с улемами-традиционалистами // Мир Ислама. — Казань, 1999. — С. 159 - 170.

9 Степанянц М.Т. Восточная философия / Избранные тексты. - М.: Восточная литература РАН, 1997. - 503 е.; В поисках скрытого смысла /Духовное учение Руми/. —М.: Ладомир, 1995. —542 е.; Концепция «совершенного человека в суфизме // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. — М.: Наука, 1988. — С. 134 - 141.; Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987. - 192 е.; Философское наследие суфизма в современном мире // Философское наследие Востока и современность. — М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1983. - С. 124 - 136.

10 Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика (вторая пол. VIII - XI вв.). — М.: Наука, 1983. - 261 с.

11 Шах И. Суфизм. — М.: Клышников, Комаров и К , 1994. — 445 е., Суфии. — М.: Клышников, Комаров и К, 1993 . — 234 с.

12 Брагинский И.С. Изучение Из истории персидской и таджикской литературы. Избранные работы. — М.: Наука, 1972. — 524 с.

13 Курбанмамедов А. Эстетическая доктрина суфизма: Опыты критического анализа. — Душанбе: Дониш, 1987. — 108 с.

14 Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского Средневековья // Эстетика и жизнь: Сб. ст. — М.: Искусство, 1974. — Вып. 3. — С. lHG-i5Z.

15 Смирнов А.В. Великий шейх суфизма: Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. — М.: Наука, 1993. - 328 с.

Григоряна16, Е.А. Фроловой17, оценившие суфизм как неотъемлемую часть мусульманской культуры.

Несмотря на то, что учение суфизма привлекает все большее внимание со стороны ученых и исследователей, в отечественной востоковедческой литературе мало серьезных работ, освещающих отдельные аспекты этого сложного, многогранного философско-религиозного течения. В то время как в европейских, а также мусульманских странах существует большое количество литературы по суфизму. В этом плане уместно было бы назвать имена арабских ученых: Аднана Хусейна ал-Аувади18, Амина аш-Шейх Аляутдина19, Хазима Найфа абу Азаля20, Абдесаттара Ахмада Фираджа21, Абдельхалима Махмуда22, посвятивших свои труды изучению теоретических основ суфизма. Например, д-р Хана ал-Фахури рассматривает суфизм в историческом аспекте, выделяя различные его направления и формы23. Немало книг и научных монографий имеются по эстетике суфизма. В качестве примера можно было бы назвать имя известного ученого Дарвиша ал-Хабди24.

Степень изученности проблемы и темы

16 Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.

- М.: Наука, 1966. - 352 с.

17 Фролова Е.А. Человек — мир, бог в средневековой исламской культуре / Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. — М.: Наука, 1993. — С. 144

- 155.

Г < 1 - . И УЯ - -tJ2jxJiit o^ui (jU.lt18 j*aV i A . . \ Я V"\ iCijjjj- 4£jjL2I U /.iiJ* U ^Ibntlll jiiill ^i19

Г Г 1 . # \ Я Я \ ^UVi Jj - .i-ij-oill (jc j Ajuu^ii .<Ul jfc (Llj j»jU2li t^a V \ Я . . \ Я AT iajaUI) - juia jlj .(jjiaj j ja* j^JJ -A jliJ At21

T Я V - . \ Я Я T Яшка - jill j»UVI <1>ь OluiljJ j yi LIIUJI /yJl jiJl iiiAjl .J>ia-a j»obJl JJfr22

W.HA( ijlAj- .4jj Jt!l U^lill jujU.^j^iliJl Ua.23 -,ИЛТ ii j»liJ| . yJVI J& .^лрЛ (Jtijji14

Еще до недавнего времени имя поэта А. Тубыли, его творчество не были известны широкому кругу читателей. Заслуга открытия имени поэта А. Тубыли принадлежит ученому-текстологу Марселю Ахметзянову, который в 1982 году во время археографической экспедиции в деревне Сарабиккол Лениногорского района г. Казани нашел два рукописных сборника поэта. Им же были записаны четыре народных предания об А. Тубыли; осуществлена текстологическая работа некоторых стихотворных произведений поэта; проанализированы его письма, написанные из Тобольской тюрьмы и адресованные семье и друзьям. М. Ахметзянов определил и главные вехи жизненного и творческого пути поэта А. Тубыли, а также приверженность его к суфийскому ордену ан-Накшбандия.

Целью исследования является изучение этико-эстетических воззрений и своеобразия художественного мышления поэта А. Тубыли на примере суфийских мотивов терпения, любви и красоты, представленных в его рукописных произведениях. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: описательная характеристика рукописных сборников поэта Ахъметзяна Тубыли; изучение биографии и творческого пути поэта А. Тубыли по материалам его рукописных сборников; исследование нравственно-этического и эстетического аспектов понятия терпения в творчестве А. Тубыли, представленного в сложном соотношении с религиозно-коранической и суфийской философией; осмысление мотива смерти, пронизанного религиозно-суфийской этикой и эстетикой; раскрытие смысла аллегорических образов и особенностей художественного мышления автобиографичного цикла стихов «Хабсия» (Тюремные); сравнительно-сопоставительный анализ суфийских мотивов А. Тубыли о Божественной любви с лирикой арабо-персидских, тюрко-татарских поэтов-суфиев; выявление пантеистических черт в «Повествовании о Лейли и Меджнун» и эстетики прекрасного в поэзии А. Тубыли;

В качестве основного материала исследования послужил рукописный сборник поэта А. Тубыли, включившего в себя около ста стихотворений. В ходе исследования жизненного и творческого пути поэта были использованы литературные произведения, вошедшие в другой сборник автора, а также статьи ученого — первого исследователя творчества А. Тубыли — М. Ахметзянова25. Помимо этого, в качестве материала исследования были использованы труды арабских ученых по теории суфизма и стихотворные произведения арабских поэтов-суфиев мусульманского Востока: ал-Халладжа (ум. в 921 г.), Джунайда (ум. в 910 г.), аш-Шибли (861 - 945), РабиУа ал-Адавийа (ум. в 801 г.), ас-Сильми (XI в.) и др. Эти материалы послужили исходной теоретической посылкой, ключом к пониманию эстетического и этического содержания поэзии суфиев и творчества суфийского поэта А. Тубыли, в частности.

Научная новизна.

Впервые вводятся неизвестные литературной общественности произведения поэта А. Тубыли. Уточнен год его рождения. В целях сравнительно-типологического изучения в работу вовлечены произведения и теоретические работы ряда арабских поэтов-суфиев и ученых с подстрочным переводом диссертанта на русский язык. Данное исследование в некотором роде является первой попыткой в изучении

25 Ахметзянов М.И. Новые археографические материалы и их значение в исследованиях по истории татарской литературы: Автореф. дисс. докт. филол. наук, Казань, 1998. - 67 е.; Эхмэтжднов М. Дастаннар / Кама аръягынын кенчыгыш тебэклэре 1гэм татар эдэбияты тарихы. — Казан: Мэгариф, 1999. — 160 б.; Шагыйрь Эхмэтжан Тубыли // Нил Юзеев — шигъри жанлы акыл ияее. — Казан: Мастер Лайн, 2000. — 213 - 228 б. влияния арабских литературных традиций на творчество татарских поэтов-суфиев.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах по истории татарской литературы XIX века, теории литературы, в спецкурсах и семинарах, посвященных изучению суфийской поэзии. Основные положения исследования могут внести существенные дополнения в исследование творчества поэта А. Тубы ли — нового имени в татарской литературе.

Теоретической основой исследования послужили труды Е. Бертельса, М. Кемпера, М. Степанянц, И. Шаха, А. Курбанмамедова, А. Смирнова, С. Григоряна и др. При изучении творчества арабских поэтов-суфиев и теории суфийской поэзии мы опирались на исследования А. аш-Шейха Аляутдина, X. Найфа абу Азаля, С. ал-Хусейна, А. Махмуда и др. Важной предпосылкой в исследовании творчества А. Тубыли в контексте татарской литературы XIX века стали труды X. Миннегулова, Рашата Амирханова, Р. Ганиевой, А. Сибгатуллиной, Ф. Яхина, Ш. Абилова, М. Гайнетдинова, А. Саяповой и др.

Методологической основой исследования является герменевтика — теория об интерпретации смысла текстов литературных произведений.

Работая с произведениями суфийских авторов, нам приходилось сталкиваться со специфическими трудностями; перед нами стояла задача не только правильно интерпретировать смысл Слова, но и сохранить стиль самого произведения, его целостность. Здесь важно было не столько быть теоретически подготовленным в расшифровке суфийских символов и значений слов, сколько в умении проникнуть в духовный мир и мысли авторов изучаемых текстов. С несколько иного рода сложностями мы столкнулись при работе над переводом текстов арабских поэтов. Здесь особо важным было сохранить красоту языка, особый дух оригинала.

Герменевтическая трактовка поэзии А. Тубыли способствовала более глубокому пониманию своеобразия суфийских символов, аллегорий, этико-эстетических категорий в контексте татарской литературы XIX века. Одновременно с этим герменевтический подход обусловил исследование поэзии А. Тубыли в сложном взаимоотношении мотивов его творчества. Доминирующими мотивами в его поэзии являются мотивы терпения, любви и красоты. Помимо герменевтического в работе также применялись сравнительно-исторический, рецептивный, литературно-эстетический и функционально-типологический методы анализа. Сравнительно-историческое и типологическое сопоставление мотивов творчества А. Тубыли с мотивами, встречающимися в произведениях арабских авторов позволяет, с одной стороны, определить общие черты и закономерности развития обеих литератур, а, с другой — выявить особенное, специфическое в произведениях татарского автора, — то, что составляет их национальное своеобразие и колорит. Сопоставление произведений А. Тубыли с текстами других татарских поэтов-суфиев, помогает определить герменевтическую преемственность литературных традиций, а также место и роль поэта в истории татарской литературы.

Апробация работы. Основные положения исследования представлены в выступлениях автора на научных конференциях КГУ (1996, 1997, 2001), Всероссийской конференции молодых ученых (1997), на итоговой научно-практической конференции (2000), а также семи авторских публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Главы содержат внутри себя разделы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли"

Заключение

Суфизм, заполнив духовный вакуум, образовавшийся вследствие насильственной политики России, которая была направлена на ликвидацию государственности татар и натиска православного миссионерства, стал выполнять важные функции сохранения исторической и духовной самобытности татарского народа. Эти объясняется усиление суфийских идей в татарской общественной мысли, литературе XIX века и появление мощной плеяды татарских поэтов-суфиев, представленной именами Абельманиха Каргалый, Хибатуллы Салихова, Шамсутдина Заки, Гали Чокрый и др. К этому ряду мы можем включить и имя суфийского поэта Ахметзяна Тубыли (1826 - 189?).

Ахметзян Тубыли — новое имя в истории татарской литературы; представляет из себя личность яркую и неординарную. Это подтверждается тем, что круг его друзей, тех, с кем долгие годы общался поэт, составляли виднейшие представители татарской литературы и общественности. Его имя ни раз упоминается в знаменитом журнале «Шура», выпускаемом Р. Фахретдиновым. Творчество поэта носит энциклопедический характер, представлено в широком спектре жанров.

Мы поставили задачу продолжить изучение биографии поэта, начатую ранее видным татарским ученым М. Ахметзяновым. Так, в ходе исследования рукописных сборников А. Тубыли и других дополнительных источников нам удалось уточнить год его рождения. Также выяснилось, что он был женат на дочери поэта Г. У. Имяни, который оказал большое влияние на развитие творчества поэта, — человека, которого он почитал как своего учителя и наставника на протяжении всей своей жизни.

А. Тубыли выступает как истинный суфий своего времени. Это отражается в его любовной лирике, а также многочисленных стихах, в которых переплетены мотивы его жизненного пути с мотивами принятия судьбы от Бога, где центральной доминантой является философская категория терпения. Традиционализм автора в его произведениях проявляется в том, что они изобилуют сурами из Корана, в них содержится богатая система суфийских образов: свеча [шамгъ]; бабочка [парвана]; луч [нур]; чаша вина [джаме шараб] и т. д. Отличает эту систему то, что она представлена в многообразном спектре различных оттенков, ей свойственен глубокий символизм.

Мотивы терпения и любви являются основными мотивами творчества А. Тубыли. По нашему убеждению, стихи, отражающие философский мотив терпения, во многом помогают раскрыть внутренний мир поэта, так как в них находят место душевные переживания, они перекликаются с его собственным мировосприятием и мироощущением. Судьба поэта была не из легких. Находясь долгие годы в неволе, он создает цикл стихов о тюрьме. Произведения, включенные в этот цикл, в основном своем составе носят автобиографический характер. В них особый религиозно-философский дух и эмоциональность, присущие поэту, достигают своего пика. Выше уже отмечалось, что суфизм, помимо теории и божественного дара, включает в себя практический опыт или мистическое переживание. Поэтому каждый суфий открывает для себя это учение сообразно своему индивидуальному опыту. Стихи А. Тубыли из цикла стихов о тюрьме глубокомысленны по своему содержанию. Они, вне всякого сомнения, способны найти живой отклик в сердце читателя, ведь все, о чем пишет автор цикла, пережито и перечувствовано им самим.

В данном цикле А. Тубыли, следуя примеру своего учителя Г.У. Имяни, обращается к поэме «Кыссаи Иусуф» Кул Гали. Для него образ Йусуфа воплощает в себе идеал терпения и смирения, показательный пример для истинно верующих мусульман.

В процессе работы над рукописными сборниками А. Тубыли мы пришли к выводу, что он является сложной и противоречивой личностью.

Часто в стихах поэта звучат и пессимистичные нотки. В результате он приходит к внутренним противоречиям. Это проявляется у него в двойственном отношении к жизни: оптимизм поэта борется с его пессимизмом. Будучи поэтом-суфием, Тубыли подразделяет мир на истинный [хакики] и преходящий [маджази], а душа выступает в роли пленницы тела, символизируя птицу, помещенную в клетку. Суфийские поэты, в особенности суфии пантеистического толка, в своей любви ко Всевышнему были совершенно бескорыстны: они любили Его, не помышляя о награде и не страшась ужасов ада. В лирических стихах татарского поэта кроется и другое противоречие, которое проявляется в его двойственном отношении в беспристрастности к раю или аду. В некоторых стихах он просит Аллаха быть снисходительным и даровать ему блага рая. Такого рода противоречия свойственны поэтам-суфиям, более того, они изначально уже содержатся в них самих, т.к. они совмещают в себе одновременно поэта, который борется с жизнью, но всё же поддаётся влиянию её хода, и суфия, который отверг мир и сторонится людей; взамен этого устанавливает личную любовную связь с Богом, не поддающуюся никакому воображению.

Однако, по нашему мнению, несмотря на наличие пессимистичных настроений, которыми пропитаны поэтические строки А. Тубыли, он остается оптимистом. Сложные жизненные перипетии не побороли в нем силу духа и мужество, — тяжелые испытания, выпавшие на долю поэта, только закалили в нем веру в Бога. Поэт остается верен суфийским мотивам терпения и Божественной любви, которые красной нитью проходят в его произведениях и остаются незыблемыми на протяжении всего его творческого пути. Суфизм для него — это обретение духовной свободы, сохранение самобытности в творчестве.

В ходе исследовательской работы над второй главой диссертации была поставлена задача тщательного сравнительно-сопоставительного изучения влияния арабской литературы на творчество поэта А. Тубыли. Для этого мы изучили научные работы арабских исследователей о теории суфийской поэзии и творчестве восточных поэтов-пантеистов. В результате проделанной работы по анализу стихов ас-Сильми (XI в.), Самнуна (X в.), Джунайда (ум. в 290 / 910 г.), Зу Нуна ал-Мисри (ум. в 860 г.), Абу Бекра аш-Шибли (861 - 945), Рабига ал-Годувийа (ум. в 801 г.), Абу Язида ал-Бистами ( ум. в 261 / 875) и переводу их на русский язык, а затем, в ходе сопоставления их с произведениями А. Тубыли мы обнаружили, что влияние арабской литературных традиций наиболее сильно проявилось в любовной лирике поэта. Здесь: суфийские мотивы о вине, таинственных значениях арабских букв, связи души и тела, бескорыстности в любви, раскаяния о прошлом, расставании с Любимым, тоске по Родине, сильной страсти и т. д. Яркие пантеистические идеи отразались в «Повествовании о Лейли и Меджнун», где автор рассуждает о Божественной эманации света, рассеянного по всему миру. Это произведение пронизано сложными суфийскими символами (исцеляющая вода, яд), автор вводит завуалированные диалоги. Подобные идеи присутствуют и в многочисленных стихах, основной акцент в которых ставится на категории прекрасного. Для поэта красота материального мира есть отображение Абсолютной красоты, красоты Истины. Однако, в результате анализа творчества А. Тубыли мы пришли к выводу, что наличие пантеистических мотивов в любовной лирике поэта — это результат влияния арабо-персидской литературы. Поэтому данное обстоятельство не дает нам оснований причислить его к поэтам мистико-пантеистического направления. Ахметзян Тубыли — представитель умеренного суфизма, который был широко распространен на территории Поволжья, в чем мы убедились, анализируя произведения, отражающие мотив терпения.

Наряду с традиционными восточными мотивами в суфийской поэзии А. Тубыли нами выявлены и оригинальные черты, придающие его произведениям национальный колорит и своеобразие, ~ результат взаимопроникновения двух культур — арабо-персидской и тюрко-татарской. Индивидуальность автора проявляется в рассмотрении им традиционных суфийских символов: [джаме шараб] — чаша вина, [шамгъ] — свеча, [марвар] — жемчуг и др. Другой отличительной чертой творчества автора является то, что в стихах мотивы о Божественной любви и любви к пророку Мухаммаду совмещаются в рамках одного произведения. Говоря о любви к пророку, поэт чаще всего обращается к приему сновидения.

Как мы уже отмечали, у суфиев, в особенности восточных поэтов, как правило, трудно бывает отделить собственно эстетические взгляды от этических. Нами установлено, что в произведениях А. Тубыли в суфийских понятиях терпения, любви и красоты грань, разделяющая эти понятия размыта. «Терпение — прекрасно», красота облагораживает, а любовь есть созидание добра и духовных ценностей. Вследствие этого все три исследуемых понятия и мотивы относятся к этико-эстетическим. Кроме того, надо отметить, что категории терпения, любви и красоты находятся в диалектической взаимосвязи, дополняя друг друга. Так, любовь без опоры на терпение не выдерживает никаких испытаний, терпение без любви лишено смысла.

Таким образом, в творчестве А. Тубыли суфийские понятия терпения, любви и красоты, будучи взаимосвязанными этико-эстетическими категориями, совмещают в себе и благо, и прекрасное.

Следуя традициям восточных и тюркских литератур, А. Тубыли в своих стихотворных произведениях, использует суфийские принципы не шаблонно, а осмысленно, пропуская их через собственную призму взглядов и убеждений. Судьба и творчество поэта — неразделимы. В этом, по нашему мнению, его цельность и заключается. В рукописных произведениях А. Тубыли — отпечаток судьбы человека, прошедшего

 

Список научной литературыХасавнех, Алсу Ахмадулловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдельхамид Джуда ас-Сахар. История жизнеописания посланника Аллаха. — М.: Изд-во, 1992. — 230 с.

2. Адам Мец. Мусульманский Ренессанс. — М.: Наука, Гл. ред. Вост. ушт-ры, 1966. — 458 с.

3. Амирханов Рашад. Татарская социально-философская мысль средневековья (XIII серединаХ1У вв.): в 2-х книгах. / АН Татарстана, Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова. — Казань: ИЯЛИ, 1993. — 235 с.

4. Андреева И.И. Древняя и средневековая литературы народов СССР. — Казань: Казанский унив-т, 1990. — 134 с.

5. Арабская средневековая культура и литература. — М.: Наука, 1978. 215 с.

6. Асланов Р. Мировоззрение Сайд Ахмеда Сидцики: Автореф. дисс. кандидата филос. наук. — Ташкент, 1962. — 28 с.

7. Ахмеров Н. Притчи дервишей. — Казань: Тат. книж. изд-во, 2000. 68 с.

8. Ахметзянов М.И. Исследование татарских шеджере в источниковедческом и лингвистическом аспектах: (по источникам XIX XX вв.): Автореф. дисс. кандидата филол. наук. — Алма-Ата, 1981. — 28 с.

9. Ахметзянов М.И. Новые археографические материалы и их значение в исследованиях по истории татарской литературы: Автореф. диё. . докт. филол. наук, Казань, 1998. — 67 с.

10. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере: исслед. татар, шеджере в источников, и лингвист, аспектах по спискам XIX XX вв. / Казан, науч. центр АН СССР, Ин-т яз., литер, и истории им. Г.Ибрагимова/.

11. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. — 152 с.

12. Баласагунский Юсуф Хасс-Хаджиб. Наука быть счастливым.

13. М.: Худ. лит-ра, 1971. Перевод Наума Гребнева. — 158 с.

14. Баласагунский Юсуф. Благодатное знание. — М.: Наука, 1983. Перевод С.Н. Иванова.— 558 с.

15. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1985. 943 с.

16. Балашов Н.И. Проблема возможности ренессансных процессов в различных культурных ареалах, споры вокруг нее и вопрос о преемственности взглядов академиков В.М. Алексеева и Н.Н. Конрада.- РАН, Известия АН, том 56, N3. С. 12 - 21.

17. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: анализ зарубежных концепций. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1991. — 147 с.

18. Бартольд В.В. Ислам / Общий очерк/.-Пг.: Огни, 1918. — 146с.

19. Бартольд В.В. Культура мусульманства. — М.: Пг.: Огни, 1918. 112 с.

20. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. — М.: Наука, 1965. — 524 с.

21. Бертельс Е.Э. Низами. Творческий путь поэта. — М.: Изд-во АН СССР, 1965. — 262 с.

22. Бертельс Е.Э. Словарь суфийских терминов / Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. — М.: Наука, 1965. — С. 497 -513.

23. Брагинский И.С. Ибн Сина — поэт // Вопросы литературы.- 1980. N9. - С. 162 - 178.

24. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литератур. Избранные работы. — М.: Наука, 1972. — 524 с.

25. Бухари Исмаил. Изречения и деяния (хадисы) Пророка Му-хаммада. Перевод: В. Нирша. —М., 1998. — 78 с.

26. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. — М.: Наука, 1984. — 403с.

27. Винников И.Н. Коранические заметки. (Исследования по истории культуры народов Востока). — M.-JL: Гослитиздат, 1960. — 167 с.

28. Габиев С. Арабы: Ислам и арабо-мусульманская культура: Краткий истор. очерк. — Пб: Коммерческая скоропечатня, 1915. —118 с.

29. Габуния Г.Р. Критика религиозно-философской концепции суфизма : Автореф. дис. . кандидата философ, наук. — Махачкала, 1971. 18с.

30. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. — 306 с.

31. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. 173 с.

32. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и его традиции в тюркских литературах: Дисс. докт. филол. наук. — Казань, 1992. — 325 с.

33. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и его традиции в тюркских литературах: Автореф. дисс. докт. филол. наук. — Казань, 1992.- 38 с.

34. Ганиева Р.К. Философско-эстетические основы тюркских литератур средневековья // Научный Татарстан. — 2000. — N1. — С. 79- 85.

35. Гараева Н. Как перевести Коран? // Идель. — 1990. — N5. — С. 37 41.

36. Геворкян А.Р. Пессимизм и религия // Вопросы философии.- 1988. N 1. - С. 160 - 169.

37. Генон Р. Язык птиц // Вопросы философии. — 1991. — N4. — С. 87 -93.

38. Геюшев Н. Символ любви у Дж. Руми и М. Физули // Советская тюркология. — 1998. — N2. — С. 51 62.

39. Гоготишвили JI.A. Платонизм в зазеркалье XX века или вниз по лестнице, ведущей вверх / Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Наука, 1993. 293 с.

40. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. — М.: Наука, 1966.- 352 с.20 Ц

41. Грюнебаум Г.Э. фон. Литература в контексте исламской цивилизации / Арабская средневековая культура и литература (сб. статей зарубежных ученых). — М.: Наука, 1978. — С. 31- 45.

42. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо мусульманской культуры. — М.: Наука, 1981. — 218 с.

43. Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич А.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. — М.: Иск во, 1970. — 201 с.

44. Журавский А.Б. Своеобразие религиозной системы ислама. Материалы «круглого стола» на тему «Ислам и общество» // Вопросы философии. 1993. - N 12. - С. 5 - 11.

45. Зайончковский А. Старейшие арабские хадисы о тюрках (VIII- XI вв.) — ТС. К 60-летию А.Н. Кононова. — М.: Просвещение, 1966.- 201 с.

46. Зайнуллин Г.Г. Татарская богословская литература VIII нач. XX веков и ее стиле-языковые особенности: Автореф. дис. . докт. филол. наук. — Казань, 1999. — 107 с.

47. Идиятуллина Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII начала XIX веков (по материалам трактата «ал-Иршад ли-л 'ибад»): Автореф. . кандидата истор. наук. — Казань, 2001. — 22 с.

48. Из истории суфизма: источники и социальная практика. — Казань: Изд-во «Фан», 1991. — 560 с.

49. Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории. — М.: Прицельс, 1999. 167 с.

50. Изречения Мухаммада. Перевод на русский: Лазеев Б.Н., Новосибирск, 1995. — 270 с.

51. Инайат Хан X. Учение суфиев. — М.: Сфера, 1998. — 344 с.

52. Ислам в татарском мире: история и современность. (Материалы международного симпозиума). — Казань: «Панорама-Форум», 1997. N12. - Спец. вып. - 378 с.

53. Ислам и Арабский Восток. Научно-аналитический обзор. — М., 1980. 78 с.

54. Ислам: историографические очерки. Под общей ред. С.М. Прозорова. — М.: Наука, 1991. — 231 с.

55. Ислам: энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991. — 315 е., ил.

56. Каримова А.А. Идейно-эстетическая эволюция проблемы феминизма в творчестве Гаяза Исхака: Автореф. дис. . кандидата фи-лол. наук. — Казань, 2000. — 27 с.

57. Кемпер М. Между Бухарой и Средней Волгой: столкновение Абд ан-Насра ал-Курсави с улемами-традиционалистами // Мир ислама. Казань, 1999. - N1. — С. 159 - 170.

58. Керимов Г.М. О некоторых противоречиях между учением суфизма и ортодоксальным исламом / Известия АН Азерб. ССР. Серия общественных наук. — Баку, 1964. — N5. — С. 24 32.

59. Конрад Н.И. Запад и Восток: статьи. — М.: Наука, 1966. —519 с.

60. Коран. Перевод и комментарий И.Ю. Крачковского. — М.: Наука, 1990. 727 е., ил.

61. Коран. Перевод смыслов Валерии Пороховой. — М.: Изд-во, 1993. 622 с.

62. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Арабская средневековая художественная литература (Поэзия и проза). — M.-J1.: Изд-во АН СССР, 1956. т.2. - 702 с.

63. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Ранняя история повести о Меджнуне и Лейле в средневековой литературе. — M.-J1. : Изд-во АН СССР, 1965. т.2. - 702 с.

64. Кудевский Ф. Главные мысли и дух Корана. — Казань, 1875. 148 с.

65. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая пол. VIII XI вв.). - М.: Наука, 1983. - 261 с.

66. Кулизаде З.А. Насими — философ и поэт Востока. — Гяндж-лик. Баку, 1973. — 50 с.

67. Курбанмамедов А. Эстетическая доктрина суфизма: Опыты критического анализа. — Душабе: Дониш, 1987. — 108 с.

68. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. — М.: Искусство, 1992. — 656 с.

69. Материалы по истории татарского народа / АН Татарстана, Отделения гуман. наук, литературы и истории. — Казань, 1995. — 496 с.

70. Миннегулов X. Татарская литература и восточная классика. Казань: Изд-во КГУ, 1993. - 384 с.

71. Мирзоев A.M. Рудаки. — М.: Худ. лит-ра, 1968. — 316 с.

72. Мухаметдинов Р.Ф. Суфизм в исследованиях татарских ученых / Суфизм в Поволжье: история и специфика. — Казань: Иман, 2000. — С. 37 49.

73. Нурбахш Дж. Беседы о суфийском пути. — М.: Присцельс, 1998. — 164 с.

74. Очерки истории татарской общественной мысли. — Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. — 191 с.

75. Павлова И. Трансформация суфийской темы: Путешествие в маснави Икбала «Новый цветник тайн»/ Творчество Мухаммеда Икба-ла: Сб. статей. — М.: Наука, 1982. — С. 123 135.

76. Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока/ Подписная научно-популярная серия «Знание»: Культура и религия. — М.: Знание, 1991. N5. - С. 47 - 55.

77. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. — М.: Наука, 1991. — 219 е., ил.

78. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции (Материалы международной научно-практической конференции 2-3 окт. 1997 г.). — Казань: Изд-во «Заман», 1998. — 214 с.

79. Рифтин Б.J1. Типология и взаимосвязи средневековых литератур (Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада). — М.: Наука, 1974. 375 с.

80. Сагадеев А. Жизнерадостное свободомыслие Востока // Наука и религия. 1987. - N2. - С. 28 - 32.

81. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). — М.: Мысль, 1980. —253 с.

82. Сагадеев А.В. Из истории эстетической мысли народов Ближнего и Среднего Востока (эпоха средневековья): Автореф. дис. . кандидата филос. наук. — Москва, 1964. — 16 с.

83. Сагадеев А. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского Средневековья // Эстетика и жизнь: Сб. ст. — М.: Искусство, 1974. — Вып. 3. — 146 с.

84. Сагадеев А. Очерки истории эстетических учений. — М.: Изд-во АХ СССР, 1963. 205 с.

85. Садекова А.Х. Идеология ислама и татарское народное творчество. — Казань: Фикер, 2001. — 208 с.

86. Сады праведных. Из слов господина посланников. — М.: Издательский дом «Бадр», 2001. — 879 с.

87. Саяпова A.M. Дардменд и проблема символизма в татарской литературе начала XX века: Автореф. дисс. докт. филол. наук. — Казань, 1998. 46с.

88. Саяпова A.M. Дардменд и проблема символизма в татарской литературе начала XX века: Дисс. докт. филол. наук. — Казань, 1998.- 325 с.

89. Священный Коран. Перевод смыслов и комментарий: Мухаммад Маулана Али США: Ахмадийа анджуман Ишаат Ислам, 1997.- 1312 с.

90. Сибгатуллина А.Т. Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые осбенности): Автореф. дисс. докт. филол. наук.- Казань, 2000. 62 с.

91. Сидцики М.М. Ислам — религия любви. — Академия Даава Всемирный Исламский Университет Исламабад-Пакистан. — 15 с.

92. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма: Опыт парадигмально-го анализа философии Ибн Араби. — М.: Наука, 1993. — 328 с.

93. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1984. 1599 с.

94. Средневековая татарская литература VIII XVIII вв. — Казань: Фэн, 1999. — 238 с.

95. Степанянц М.Т. Восточная философия / Избранные тексты. — М.: Восточная литература РАН, 1997. — 503 с.

96. Степанянц М.Т. В поисках скрытого смысла /Духовное учение Руми. —М.: Ладомир, 1995. —542 с.

97. Степанянц М.Т. Концепция «совершенного человека в суфизме/ Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. — М.: Наука, 1988. — С. 134 141.

98. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. 192 с.

99. Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире / Философское наследие Востока и современность. — М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1983. — С. 124 — 136.

100. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока // Вопросы философии. 1991. — N3. — С. 140 - 151.

101. Толстой Л.Н. Путь жизни. — М.: Республика, 1993. — 430 с.

102. Ушаков В.Д. Фразеология Корана: Опыт сопоставления фразеоречий Корана и арабского классического языка. — М.: Издат. фирма «Восточная лит-ра» РАН, 1996. — 204 с.

103. Физули М. Лейли и Меджнун. — М.:Худож лит-ра, 1958 —421с.

104. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 837 с.

105. Фильштинский И.М. История арабской литературы. — М.: Наука, 1985. 525 с.

106. Фиш Радий. Джалаледдин Руми. Издание третье. — М.: Наука, 1987. 266 с.

107. Фролова Е.А. Человек — мир, бог в средневековой исламской культуре / Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, 1993. — С. 144 - 155.

108. Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев. — М.: Сфера, 1998. —343 с.

109. Хасавнех А.А. Любовь — вечности начало // Идель. — 2001. —N3. С. 41 - 46.

110. Хасавнех А.А. «Радость сердца при горечи судьбы», или что такое суфизм // Оазис. — 2001. — N9. — С. 19 22.

111. Хасавнех А.А. Сказание о Лейли и Меджнуне Ахметзяна Тубыли // Идель. 2001. - N7. - С. 56 - 60.

112. Хафизова А. Осторожно с суфизмом // Оазис. — 2000. — N2. С. 8 - 10.

113. Хисамов Н.Ш. Сюжет Йусуфа и Зулейхи в тюрко-татарской поэзии XIII XV вв. (Проблема версий). — Казань: Идель-Пресс, 2001. - 215 с.

114. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия Средневековья и классическая традиция. — М.: Наука, 1979. — 151 с.

115. Шарипов A.M. Творческое наследие Абдурахима Утыз-Имяни и светские мотивы в его поэзии: Автореф. дис. . кандидата филол. наук. — Казань, 1973. — 16 с.

116. Шафиков Я. Я знаю одно чудо. (Коранические и мусульманские мотивы). — Казань: Кыйбла, 1997. — 191 с.

117. Шах И. Суфизм.— М.: «Клышников, Комаров и К », 1994. 445 с.

118. Шекспир В. Избранные произведения. — т. 1. — М.: Худ. лит-ра, 1997. — 832 с.

119. Шидфар Б.Я. Арабская философская лирика (теория жанров литератур Востока). — М.: Мысль, 1985. — 267 с.

120. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы VI VII вв. — М.: Наука, 1974. — 252 с.

121. Шифман И.Ш. Исторические корни коранического образа Аллаха. — М.: Наука, 1987. — 11. с.

122. Юзеев А. Суфизм в религиозно-философских взглядах А. Утыз-Имяни / Очерки истории татарской общественной мысли. Казань , 2000. С. 109 - 114.

123. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII -начала XIX веков (эволюция, основные направления и представители): Автореф. дис. . докт. филол. наук. — М., 1998. — 35 с.

124. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. Изд. 2-ое, дополненное. — М.: Высшая школа, 1985. — 285 с.

125. Яхин Ф. Религиозная мистика и мифология в татарской поэзии: Автореф. дис. . докт. филол. наук. — Казань, 2000. — 50 с.

126. Список литературы на татарском языке:

127. Абилов Ш., Максудова 3. Нэваи Иэм татар эдэбияты // Вата-ным Татарстан. — 1967 — 9 июль.

128. Абилов Ш. Татар эдэбиятында Нэваи // Казан утлары. — 1966.- N6. 37 - 42 б.

129. Акмулла. Шигырьлэр. Тезучесе М. Госманов. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1981. — 272 б.

130. Эмирхан Р. Мэхэббэт фэлсэфэсе чыганагы // Мирас. — 1993.- N5. 35 - 41 б.

131. Эхмэтжанов М. Дастаннар. Кама аръягыныц кенчыгыш тебэклэре Ьэм татар эдэбияты тарихы. — Казан: Мэгариф, 1999. — 160 б.

132. Эхмэтжанов М. Шагыйрь Эхмэтжан Тубыли // Казан утлары.- 1997. N1. - 147 - 154 б.

133. Эхмэгжднов М. Шагыйрь Эхмэгждн Тубыли / Нил Юзеев -шигъри жанлы акыл иясе. — Казан: Мастер Лайн, 2000. — 213 228 б.

134. Бакиров М. Шигърият бишеге'гомумтерки поэзиянец яралуы Иэм ин борынгы формалары. — Казан: Мэгариф, 2001. — 343 б.

135. Бигиев М. ИлаИи мэрхэмэтнен дэлиллэре. — Казан: Казан унты нэшрияты, 1999. — 192 с.

136. Борынгы татар эдэбияты. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1963.- 578 б.

137. Борынгы торки 11эм татар эдэбиятынын чыганаклары / Тезучесе X. Госман. — Казан ун-ты нэшрияты, 1981. — 246 б.

138. Габдерэхим Утыз Имэни эл Болгари. Шигырьлэр, поэмалар.- Казан: Таткитнэшр., 1986. — 398 б.

139. Табдулла Тукай. Эсэрлэр. Биш томда. — 2 т.— Шигырьлэр, поэмалар (1909 1913). — Казан: Татар, кит. нэшр., 1985.-399 б.

140. Гайнуллин М.Х. Татар эдэбияты. XIX йоз. — 2-нче тулыл. басма. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1968. — 689 б.

141. Ганиева Р.К. Кенчыгыш традициялэрен устеРеп / Татар эдэбияты тарихы. — Казан: Таткитнэшр., 1986. — Зт. — 523 537 б.

142. Ганиева Р.К. Терки эдэбиятларда ижат методы мэсъэлэлэре / Хэзерге татар эдэбият белеменец актуаль мэсъэлэлэре. — Казан, 1979.- 97 105 б.

143. Ганиева Р. Урта гасыр татар эдэбияты // Мэгариф, 1997. — N3. 25 - 28 б.

144. Госман X Антитезалы тасвир кайлардан килэ? // Казан утла-ры. 1968. - N5. - 36 - 39 б.

145. Госман X. Татар шигыре (тарихи кузэту). — Казан: Татар, кит. нэшр., 1964. — 155 б.

146. Жэлэлиева М. Борынгы татар эдэбиятында кеше образы. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1968. — 91 б.

147. Идел буенда суфичылык: тарихы Ьэм узенчэлеклэре («Иман» мэркэзе оештырган «тугэрэк естэл» материаллары). — Казан: «Иман» нэшрияты, 2000. — 80 б.

148. Исэнбаев С. 19-нчы йез эдэбияты тарихына бер материал / Татар теле Ьэм эдэбияты. — Казан: Таткитнэшр., 1959. — 296 307 б.

149. Ислам. Белешмэ сузлек. Тезэтелгэн Иэм тулыландырылган 3-нче басма. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. — 93 б.

150. Исламов Р.Ф. Урта гасыр терки шигърияте усешендэ Шэрифнен «ШаЬнамэ»се. — Казан: Фикер, 2001. — 279 б.

151. Исме эгъзам китабы. АллаИ Тэгалэнен куркэм исемнэре. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. — 112 б.

152. Кныш А. Ислам вэ мистика // Идел, 1991. —v^lO, 11. — 5964 б.

153. Мэхмутов М.И., Хэмзин К.З., Сэйфуллин Г.Ш. Гарэпчэ-татарча-русча алынмалар сузлеге. — 2 томда. — Казан: Иман, 1993. — 1301 б.

154. Миннегулов X. Казан ханлыгы чоры язма мэдэнияте // Мирас. 1993. - 10, 11, 12 саннар.

155. Миннегулов X. Коръэн Ьэм татар эдэбияты // Мэгариф. — 1993. N3. - 15 - 17 б.

156. Миннегулов X. Суфичылык эдэбияты / Эдэбият белеме сузлеге. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. — 170 171 б.

157. Миннегулов X. Татарларда ислам дине // Мирас. — 1998. — N4. 112 - 115 б.

158. Миннегулов X Татарлык ислам дине белэн кечле. (Ислам дине 11эм татар эдэбияты) // Иман нуры. — 1994. — N2. — 26 35 б.

159. Миннегулов X., Садретдинов Ш. XIX йез татар эдэбияты ядкэрлэре. — Казан: Казан ун ты нэшрияты, 1982. — 142 б.

160. Миннегулов X., Сэдретдинов Ш. Урта гасыр Иэм XIX йез татар эдэбияты (урта мэктэп ечен дэреслек). — Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. 336 б.

161. Мостафин Р. Безгэ тессезлэну, милли йезебезне югалту куркынычы яный // Заман-Татарстан. — 1997. — 4 июль.

162. Мехэммэтдинов Р. Суфичылык Ьэм урта гасырларда Идел буе меселман мэдэнияты // Мирас. — 1993. — N 12. — 84 87 б.

163. Муса Бигиев: мирас Иэм хэзерге заман халыкара фэнни конференция материаллары. — Казан, 2000. —187 б.

164. Рэхим Г., Газиз Г. Татар эдэбияты тарихы. Борынгы дэвер: ике булектэ. — Казан: Типогр. им. Камиля Якуба, 1923. — 162 с.

165. Сэгъди Г. Символизм турында. — М.: Центриздат, 1932. —135 б.

166. Сэгъди Г. Татар эдэбияты тарихы. /Дэреслек-кулланма. — Казан: Татар, дэулэт нэшрияты басмасы., 1926. — 451 б.

167. Сэйф Сараи. Гелестан. Лирика. Дастан. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. — 296 б.

168. Сибгатуллина Э. Ил aim гашыйклар юлыннан. ( Суфичылык турында очерклар). — Казан: «Кыйбла» нэшрияты, 1999. — 144 б.

169. Сибгатуллина Э. Кадирия суфи тарикате // Мирас. — 1995. — N19. 132 - 134 б.

170. Сибгатуллина Э. Нэкышбандия суфи тарикате // Мирас. — 1997. N7. - 17 - 256.

171. Сибгатуллина Э. Суфичылык серлэре. (Терки-татар шигърия-тендэ дини-суфичыл символлар, образлар, атамалар).— Казан: «Матбу-гат йорты» нэшрияты, 1998. — 368 б.

172. Сибгатуллина Э. Татар эдэбиятында суфичылык (чыганаклар, тематика Иэм жанр узенч^леклэре): филол. фэнэре докт. . диссер. Алабуга, 2000. — 380 б.

173. Татар эдэбияты тарихы. — Казан»: Таткитнэшр., 1986. — 2 т. 575 б.

174. Татар поэзиясе антологиясе, 2 томда. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. 1055 б.

175. Татар теле, эдэбияты, тарихы — угкэне Ьэм бугенгесе. — Казан, 2000. 445 б.

176. Харисов Э. Башкорт халкыныц эдэби мирасы. Уфа: Башкор. кит. нэшр., 1965. — 415 б.

177. Хисамов Н. Беек язмышлы эсэр. — Казан: Таткитапнэшр., 1984. 333 б.

178. Хеснуллин К. Менэжэтлэр Ьэм бэетлэр. — Казан: Раннур, 2001. 723 б.

179. Хужа Эхмэд Ясэви. Хикмэтлэр. — Казан: Иман, 2000. — 248б.

180. Шэйдуллина JT. Исламны «яцарту» Ьэм хатын-кыз мэсъэлэсе.

181. Казан: Таткитнэшр., 1975. 125 б.

182. Шэрипов Э. Габдерэхим Утыз Имэни эл-Болгаринын тор-мышы haM ижат юлы. (Шигырьлэр Иэм поэмалар). — Казан: Таткитнэшр., 1986. — 167 б.

183. Ярми X. Татар халкынын поэтик ижаты. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1967. — 308 б.

184. Яхин Ф. Иман. — Казан: Таткитнэшр., 1993. — 208 б.

185. Яхин Ф. Олуг пэйгамбэрлэр: /Кыйсса/, 2 кит. — Казан: Татар. кит. нэшр., 1992. — 351 б.

186. Яхин Ф. Пэйгамбэрлэр тарихы. — Казан: Таткитнэшр., 1992.- 144 б.

187. Яхин Ф. Татар шигъриятендэ мистика Иэм мифология.- Казан: ТДГИ нэшрияты, 2000. — 265 б.

188. Библиография на арабском языке

189. A isiA^ll ^ Aiuiiill .( " ) b^Jj ^u. .ИЛЧ, tejAlill - Ajji гП ^illt^j^ili ^LaVi jb Jj^adll (jc. j^i J A Ibnl ( Lfljlj ^ jl^. ) aJI^C. jjj X1. ГП jSil! jta Ь ^cjl-SILJI J (JbL^all ^j-o ( ^tj-ojoj ) (jOjoirJt Гы tdijjjj

190. Y До Jllo (SjAlill - >C5i ( ^aJtlJl -llC- ) ^ '^ll £

191. ГХ^ .HAY (SjAlill - ^Jyajll ( (J^JJ^ ) .ejlUl cjfyl Udoc .4-L)-a Y .A . ИЛА (SjAlllI - . AjjJbdl (Jjl51*JI "о^Л .V

192. Г.Ч . ИУ1 - jj-^I J*-"^ .( U^2" CJ^^C- ) .A

193. Д-j.Viu''V^ aSJ^UI ^ Lo jA Lo ^ C5ic. ^jjjlll (jxei ) ^Aifiilill jo