автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этико-философские воззрения С. Л. Франка

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Чашина, Жанна Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Этико-философские воззрения С. Л. Франка'

Текст диссертации на тему "Этико-философские воззрения С. Л. Франка"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.П. ОГАРЕВА

на правах рукописи

уда

141 Франк (043.3)

ЧАШИНА ЖАННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ С.Л. ФРАНКА

Специальность 09.00.05 - этика

Научный руководитель -

доктор философских наук, профессор Александрова Р.И.

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Саранск - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

Глава I. Становление этической концепции C.JI. Франка

§ 1. Истоки морального творчества философа......................11

§ 2. Этические положения идеал-реализма C.JI. Франка ... 35 § 3. Онтологическое обоснование этических взглядов

мыслителя................................................................................54

Глава II. Центральные проблемы этики C.JI. Франка

§ 1. Соотношение права и нравственности..............................85

§ 2. Интерпретация темы зла в учении C.JI. Франка............108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................135

Библиографический список......................................................................139

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная духовная ситуация конца второго тысячелетия характеризуется встречей с "нравственными сумерками". Все острее ощущается равнодушие к чужой экзистенции, все труднее ведутся диалоги между различными государственными деятелями, политическими партиями, религиозными конфессиями. Кризис гуманизма, проявившийся в весенние месяцы 1999 г., заставляет совестливых людей планеты, обладающих здравым смыслом, обратиться к пересмотру основ нравственного бытия.

В этой связи плодотворен анализ русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. В ней переплетены национальное своеобразие и традиции мировой философии. Наиболее ярко синтез западноевропейской и русской мысли выражен в творчестве С.Л. Франка. Поэтому обращение к изучению этико-философских воззрений мыслителя не случайно.

Актуальность темы определяется тем, что характерной чертой религиозной философии Франка является ориентированность на этическую проблематику. Моральность понималась им как внутренняя работа личности над собой. По его мнению, моральным человек делает себя сам, причем стремление к совершенствованию заложено в нем изначально.

Заслугой Франка является развитие нового углубленного понимания личности как вечной и неизменной ценности, призванной открыть в себе нравственное начало творческой тревогой духа и отождествлением себя с другими, коренящемся во внутреннем субстанциальном единстве всех людей как духовных существ.

Кроме того, восприятие нравственного опыта как одного из важнейших источников познания бытия, по Франку, предстает в современной исторической ситуации актуальной с точки зрения не только теории, но и в особенности практики.

В этой связи надо сказать, что вопросом вопросов в жизни, судьбе, творчестве мыслителя было постижение метафизической природы зла и преодоление его наиболее уродливых форм. Данная проблема одна из насущных во все времена, а ныне она приобрела более острые формы и поэтому поиски путей ее разрешения весьма актуальны.

Рассмотрение таких важнейших проявлений общественной жизни, как право и нравственность, определяющих гуманность общества, не утратило своего значения и по сей день. По Франку, эти ценности имеют духовные корни, уходящие в философию всеединства, "религию человеческой личности".

Необходимо отметить, что своеобразие подхода C.JI. Франка к сущности изучаемых им проблем определяется его вниманием к будущему России. Он стремился найти способы ее духовного возрождения, что особенно ценно в условиях современного состояния нашего общества.

Не услышанное своевременно предупреждение Франка о возможных ужасах революции и "мирового" террора при новом осмыслении должно привести к новому государственному бытию, а главное, к новому государственному мышлению, основанному на нравственных ценностях.

Степень научной разработанности темы. Традиция изучения русской философии "серебряного века" складывается на наших глазах. Однако даже в сравнении с другими русскими мыслителями конца XIX - начала XX в. творчество C.JI. Франка предстает одним из наименее исследованных. Первыми его критиками в контексте борьбы материализма и идеализма в России были Л.И. Аксельрод (2), В.И. Ленин (65), A.B. Луначарский (66), Г.В.Плеханов (84) и др. В 20 - 30-е годы эту линию продолжили прежде всего философы-марксисты: В.В. Адоратский (1), И.К. Луппол (68). В то же время ряд ученых (Н.И. Бочкарев (22), Е.А. Будилова (24), В.А. Кувакин (57), И.П. Чуева (151), В.П. Шкоринов (154), И .Я. Щипанов (157)) делали

попытки конструктивного исследования философских, этических идей С.Л.Франка.

Основными источниками по изучению творческого наследия мыслителя служат труды русских философов H.A. Бердяева (17), В.В. Зеньковского (49), Н.М. Зернова (50), В.Н. Ильина (52), И.И. Лапшина (60), С.А. Левицкого (62), Н.О. Лосского (72), Н.П. Полторацкого (86), Г.В. Флоровского (111). Эти авторы рассматривают преимущественно онтологию, гносеологию, метафизику, социальную философию. Кроме того, существуют работы, анализирующие отдельные аспекты социально-политических, религиозно-философских воззрений С.Л. Франка, а также множество биографических и обзорных заметок, авторами которых являются Н.С. Арсеньев (11; 12), Л.Бинсвангер (21), Б.П. Вышеславцев (28), С.Н. Гессен (34), С.Лурье (69),

A.Ф. Лосев (71), А. Мень (74), Р.Д. Редлих (88), H.A. Струве (104),

B.Франк (113), В.Ф. Эрн (160), Б.В. Яковенко (161).

Высокую оценку наследие С.Л. Франка получило в трудах зарубежных исследователей русской философской мысли. Ни один из крупных курсов по истории русской философии, ни один словарь или энциклопедия по социально-философской проблематике на Западе не обходят вниманием идеи Франка. Его аргументированная критика марксизма, отстаивание идей веховской философии, религиозно-мистические взгляды приобрели там широкую популярность и стали предметом исследования таких авторов, как R. Glueser (172), F. Copleston (164; 165), которые рассматривают онтологию и гносеологию мыслителя; R. Tannert (178) излагает теорию знания Франка; W. Goerdt (173) исследует преимущественно социально-политические взгляды философа. Творчеству Франка посвящены работы и таких зарубежных авторов, как Р. Anderson (163), Н. Dahm (166), W. Davies (167), G. Flikk (168), A. Gelin (170), L. Georgel (171), R. Kindersley (174), R. Pipes (175; 176), A. Schmemann (177), V. Terras (179), A. Walicki (180), K.Wojtyla (181; 182).

В последние годы творчество C.JT. Франка все чаще становится объектом изучения отечественных специалистов, среди которых следует выделить работы П.В. Алексеева (8), Г. Аляева (9), В.П. Акулининой (3), B.C. Библера (20), И.К. Гаврюшина (29), П.П. Гайденко (30), A.B. Гулыги (37), И.И. Евлампиева (44), A.A. Ермичева (45), А.Ф. Замалеева (48), В.В. Куликова (59), Ю. Кублаковского (56), М.Л. Свердлова (93), Н.П. Сенокосова (94), И.М. Сухарева (105), Л.А. Фокиной (112), С.С. Хоружего (149), E.H. Чубу-ковой (150), П.С. Шкуринова (155).

Из научных трудов, представленных на соискание ученой степени кандидата философских наук, следует назвать работы Т.В. Голубковой (36), E.H. Долгих (41), Г.Н. Завольской (47), Е.В. Лучук (73), E.H. Некрасовой (77), Т.Н. Резвых (89), В.В. Сухорукова (106), Г.П. Токмаковой (109), в которых рассматриваются социально-философские взгляды С. Л. Франка, его историография, метафизика, проблема человека, и только диссертация Е.В .Лучук посвящена этическому учению Франка. Единство онтологии и этики, на что обратила внимание в своем исследовании Лучук, представляет своеобразие учения Франка. На наш же взгляд, это единство является уникальной чертой творческого наследия мыслителя и имеет практический выход в решении государственно-правовых и нравственных проблем.

Нами предпринята попытка без идеологических и политических пристрастий проанализировать этико-философские воззрения С.Л. Франка.

Цель и задачи исследования. Наследие русских мыслителей "серебряного века" составляет часть общечеловеческой культуры. Многие религиозные философы, осмысляя катастрофы отечественной истории, разрабатывали государственные, правовые, а также религиозные и нравственные основы строительства будущей России. Они верили в то, что их труды будут востребованы. И наш долг - изучать, интерпретировать наследие русских мыслителей, являющееся частью духовной истории нашей Родины. В

соответствии с этим целью данной диссертации является анализ этико-философских воззрений одного из представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. C.JI. Франка.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- дать общую характеристику историко-культурному контексту "серебряного века";

- определить общетеоретические истоки и научно-философское влияние, обусловившие формирование личности С.Л. Франка и его мировоззрения;

- рассмотреть основные этапы развития философско-этических взглядов мыслителя;

- определить своеобразие его нравственно-философского творчества;

- выделить ключевые проблемы в этической концепции философа, в частности:

а) развитие мыслителем нового углубленного понимания личности;

б) отношение Франка к вопросу соотношения права и нравственности;

в) осмысление им темы зла.

Методологические основания диссертации. Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этические работы, среди которых в первую очередь следует отметить труды Р.И. Александровой (5; 6), Р.Г. Апресяна (10), A.A. Гуссейнова (38; 39), О.Г. Дробниц-кого (43), В.В. Ильина (51), А.П. Скрипника (95), А.И. Титаренко (108) и других. Разработанный ими категориальный аппарат этической науки использован в данной работе.

Для определения своеобразия философии Франка, анализа специфики основных аспектов его концепции, выявления культурно-исторического значения деятельности мыслителя в работе применяется сравнительно-исторический метод.

Важное значение в работе имело применение метода комплексного этического анализа, объединяющего функциональный и субстанциональный подходы к анализу морали на основе непротиворечивого использования их научного аппарата.

Использование герменевтического метода позволило интерпретировать ценность и актуальность наследия мыслителя.

При исследовании творчества Франка в диссертации использован принцип металогического, трансрационального единства противоположностей, составляющий основу философского метода самого мыслителя, сущность которого обнаруживается как единство раздельности и взаимопроникновения.

Научная новизна работы. До сих пор рассматривались или социально-политические, или религиозно-философские взгляды С.Л. Франка либо выявлялись отдельные аспекты этической концепции философа. Нами предпринята попытка на основе принципа металогического, трансрационального единства, составляющего основу его философского метода, систематически изложить этико-философские воззрения мыслителя, показать, что его личный опыт является неотъемлемой частью становления его мировоззрения. Выявлена возможность реализации метафизических оснований Франка в практической деятельности человека как соучастника творения абсолютного бытия, ответственного за все происходящее в мире.

На защиту выносятся следующие положения:

- рассмотрение преемственности и взаимопроникновения мировоззренческих традиций Запада и Востока, а также единства метафизического, антропологического и религиозного подходов, позволяющих Франку в гуманистическом ключе разрешить проблему знания и веры;

- раскрытие нравственной природы человека как духовного существа, понимаемого Франком в нераздельно-неслиянном единстве с Абсолютом и

эмпирическим миром, проявляющем свою свободу не в отвлеченной сфере чистой духовности, а в глубине человеческой личности;

- выявление специфики этического творчества Франка в аспекте преодоления им разрыва между отвлеченным моральным теоретизированием и практикой, что находит применение в определении таких явлений общественной жизни, как право и нравственность. По мысли философа, право есть производная нравственности и они находятся в неразрывном соотношении;

- стремление в контексте анализа размышлений Франка о теодицее показать зло как метафизическое явление несубстанционального характера, проявляющееся вследствие неправильного свободного выбора человека.

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике и истории философии, социальной философии, истории религии, антропологии, культурологии, психологии, а также оказать помощь в дальнейшем изучении философского наследия С.Л. Франка.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на заседании кафедры этики МГУ имени Н.П. Огарева, на I Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 1997), на ежегодных Меркушкинских научных чтениях (Саранск, 1997), Сафаргалиевских научных чтениях (Саранск, 1997), Второй Всероссийской научной конференции "Образование и педагогическая мысль российского зарубежья. 20 - 50-е годы XX века" (Саранск, 1997), на IV Бахтинских научных чтениях" (Саранск, 1998), XXVII Саранских международных Огаревских чтениях (Саранск, 1999). Кроме того, идеи, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в материалах V Российского симпозиума историков русской философии

"Отечественная философия: русская, российская, всемирная" (Нижний Новгород, 1998), Всероссийской научной конференции "Вехи" (Пенза, 1999). Материалы и выводы диссертации были использованы при подготовке учебного пособия по этике.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка литературы.

и

Глава I

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

С.Л. ФРАНКА

§ 1. Истоки морального творчества философа

Изучение философско-этического наследия С.Л. Франка (1877-1950) предполагает принятие во внимание целого ряда культурно-исторических тенденций, духовных исканий, политических событий, характерных для России конца XIX - начала XX столетия. Формирование морального творчества одного из крупнейших представителей философии "серебряного века", видимо, невозможно представить вне его отношения к традициям и новациям как западно-европейской культуры, так и отечественной общественной мысли. Время вхождения С.Л. Франка в науку совпало с началом последнего, наиболее плодотворного периода развития русской философии, когда она поставила своей задачей, выражаясь словами Н.Я. Грота, "построить цельное, чуждое логических противоречий учение о мире и жизни, способное удовлетворить не только требования ума, но и запросы сердца" (Цит. по: 45, 5).

В этой связи автор диссертации предполагает определить круг проблем, рассмотрение которых позволило бы проследить в динамике эволюцию и становление философско-этической концепции Франка. С этой целью необходимо выяснить те культурные, философские, духовные факторы, которые могли способствовать становлению личности философа. С этой целью необходимо проанализировать тот путь, которым шел Франк-ребенок, подросток, гимназист, студент, революционер, оппозиционер, творческая личность. Семен Людвигович был рожден русским духовным ренессансом, и потому важно определить его место в этом культурном пространстве.

Русский "серебряный век" значим тем, что часть отечественной интеллигенции осознала ущербность материалистически-позитивистского мировоззрения, нравственную несостоятельность марксистской идеологии, признало реальность религиозных ценностей, поисков путей к Богу. Эти проблемы автор предполагает рассмотреть в данном параграфе.

Вот характеристика этого времени, данная Д. С. Лихачевым: "Серебряный Век. Недолгая, но блестящая - как и требует имя! - эпоха русской культуры. Из ее богатейшего наследства, из необозримой литературы о ней явственно выступает, заставляя задуматься, одна важнейшая черта: некий новый уровень и новый облик, который приобретает здесь извечный конфликт российского культурного развития - конфликт Востока и Запада, славянофильской и западнической установок. Живой материал культуры, равно как и выводы культурологов, согласно нам говорят, что культура Серебряного Века в немалой мере сумела осуществить сочетание и сотрудничество, "синергию" соперничавших установок и благодаря этому явила собою новый культурный феномен, даже культурный тип - некий духовный Восток - Запад или "Восток и Запад одновременно" (Цит. по: 148, XVII).

Именно в общеевропейских формах, в культурных явлениях мировой значимости, как отмечает С.С. Хоружий, находили свое воплощение самобытные начала русского духовного мира. И сами формы культуры, и ее темы при этом обретали новые измерения, расширяясь иным опытом и подходя ближе к завещанному Достоевским идеалу всечеловечнос-ти (См.: 148, XVII).

Особый интерес представляет вопрос о соотношении этических взглядов Франка и российской этич�