автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Дун Моли
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Дун Моли

Введение.

Предисловие. Роль этико-ритуальных учений в китайской цивилизации.

ГЛАВА I. ЭТИКА И РИТУАЛ В УЧЕНИИ КОНФУЦИЯ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

1.1. Конфуций об обществе и государстве.

1.2. Этика Конфуция в трактате "Луньюй".

1.3. Этика и ритуал в трактате "Ли цзы" и " Чжуан-цзы ".

1.4. Последователи Конфуция - Мэн-цзы и Сунъ-цзы.

ГЛАВА II. ЭТИКО-РИТУАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ПОСЛЕ КОНФУЦИЯ.

2.1. Социальная утопия и эгалитарный экстримизм Мо-Ди.

2.2. Этические позиции протодаосизма и даосизма (Лао-цзы).

2.3. Легизм как доктрина оптимальной системы управления.

2.4. Этика материалистов (Ван Чун).

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В

ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Дун Моли

Актуальность исследования. Каждая из великих цивилизаций Востока по-своему уникальна. Уникальность традиционной культуры Китая прежде всего связывается с китайским церемониалом. Это идущие из глубокой древности этико-ритуальные традиции, проявляющиеся в жестко фиксированных стереотипах поведения и высказываниях, нормах взаимоотношений и определенной структуре общественного устройства.

Именно в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были непреложными ценностями для всего китайского общества еще со времен древности. Этико-ритуальные правила определяли восприятие мира китайцами и заменили собой как религию так и мифологию. Следствием подобной десакрализации и демифологизации этики и ритуала было формирование уникального социокультурного генотипа, который на протяжении тысячелетий стал основой для воспроизводства и саморегулирования общества, государства и всей культуры Китая.

Этот социокультурный стереотип стал формироваться еще в эпоху Чжоу, в начале I тыс. до н.э. Возникшая тогда концепция небесного предопределения, или мандата (тянь мин) строилась на принципе этической основы в управлении людьми (Небо отбирало право на управление Поднебесной у порочного правителя и вручало его обладателю высшей добродетели). Это не только подорвало господствующую до того веру в безусловность сакральной санкционированности существующей власти, но и сделала этическое начало главным принципом представлений о мире. Это имело для Китая далеко идущие последствия.

Место мифических культурных героев заняли демифологизированные мудрые правители, величие и мудрость которых были самым тесным образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков. В "обожествлении" семейно-клановых отношений огромную роль играли этика и ритуально-обрядовые нормы. Иными словами, религия и мифология по всем пунктам отступали под натиском эти-ко-ритуальных норм.

Этика и ритуал стали нормативным эталоном и за последние два тысячелетия практически не претерпели изменений.

Вместе с тем, остается не вполне ясным и научно не изученным вопрос о том, как традиционные этико-ритальные нормы Китая могут быть совмещены с современными процессами социокультурной модернизации страны. Исследование этого вопроса, систематизация тех элементов этико-ри-туальных традиций, которые органично вписались в жизнь современного Китая, и анализ причин, по которым это произошло, составляют основу актуальности данной работы

Степень изученности проблемы. В исследовании проблемы этики и ритуала мы опирались в основном на те источники - труды древних и средневековых китайских мыслителей, - в которых эти вопросы являлись приоритетными. Главным образом в основу исследования легли труды классической китайской мысли: Конфуция, JIao-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и других, а так же сочинения таких китайских ученых, как: Гуань фэн, Бань Гу, Сюй Дишань, Сыма Цянь, Цуй Дахуа и др.

Безусловно, учения древних мыслителей Китая на протяжении многих веков привлекали к себе внимание многих ученых, как в Китае, так и во всем мире. В изучении этого пласта традиционной культуры Китая участвовали такие известные синологи, как В.Тернер, В.Бауэр, Х.Крилл, Д.Лутон, В.Рубин, российские исследователи Н.Конрад, А.Кобзев, Ф.Быков, Л.Васильев, В.Малявин, Л.Преломов, Н.Чебоксаров и др., китайские ученые Сыма Цянь, Чанг Чунг-юань и множество иных. Все эти исследования так или иначе оказали влияние на нашу работу.

Одновременно, существенным для нас являлось выявление особенностей философской методологии в древней китайской культуре. С этой целью мы старались сопоставлять традиционный китайский взгляд на собственную историю и культуру с выводами российских и западных ученых.

Целью диссертационного исследования был анализ учений древнего Китая с точки зрения выявления сходства и различия взглядов мыслителей этого времени на этику и ритуал, а также теоретический анализ особенностей философской методологии древней китайской культуры.

В этой связи были сформулированы следующие задачи работы:

- определить сущность и этическую направленность конфуцианского учения в древней культуре Китая;

- проанализировать и определить место древних мыслителей, живших после Конфуция, различные школы и их особенности, их влияние на духовную жизнь Китая;

- выявить истоки и механизм устойчивого исторического воспроизводства традиционной культуры Китая;

- проанализировать особенности философской методологии древних китайских мыслителей.

Объектом исследования являются традиционные этические учения древнего и средневекового Китая и их особенности.

Предметом исследования служат различия взглядов древних мыслителей на этику и ритуал и их сравнительный анализ, а так же особенности методологии философии древнего Китая.

Методология и методы исследования. В основу работы положен системно-исторический подход к анализу исследуемого материала, основывающийся в целом на методологии классического эволюционизма. В качестве основных методов исследования использовались: сравнительно-исторический, генетический, факторный, лингвистический анализ и метод теоретического обобщения.

Новизна диссертационного исследования. В работе впервые аргументируется и доказывается:

- что сила, стабильность и социальная гармония традиционного Китая в существенной мере сформировались, благодаря интеллектуальным усилиям великих мыслителей древнего Китая, что и поныне составляет фундамент китайской цивилизации;

- что этико-ритуальные учения древнего Китая не только стали нормативным эталоном социального поведения людей, но также создали прочную, ие-рархизированную структуру государственной власти, чем было обусловлено ее историческое воспроизводство на протяжении двух тысячелетий;

- что большинство элементов этико-ритуальной системы традиционного Китая сохраняют свои социально регулятивные потенции и в условиях идущей в стране социокультурной модернизации и никак не противоречат современным социально-экономическим установкам процесса развития общества;

- что этико-ритуальные концепции традиционного Китая могут быть сис-тематизирваны на новых основаниях, в частности, с опорой на социально-функциональный принцип упорядочивания материала;

- что философская методология традиционного Китая не только опиралась на принципы натурфилософии, нерушимость гармонии природы и культуры, аналогичности иерархии природных стихий - политическому ми-роустроению и т.п. (что издано общеизвестно в науке), но и на идеи естественной (природной) детерминации социальных интересов и потребностей человека;

- что сами основания традиционной китайской этики базировались на мифологических принципах синкрезиса природы и социума, разумеется, прошедшими через серьезное рационализирующее переосмысление в трудах ранних китайских мыслителей.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дают основания для определенной коррекции теоретических представлений о соотношении религии, мифологии и рационалистического знания в идеологии традиционного Китая в пользу доминирования установок социального прагматизма. Создается теоретическая основа для дальнейшей проработки проблемы роли прагматической социальной этики в формировании как собственно философских, так и мистико-религиозных доктрин в Китае.

Практическая значимость работы. Научные выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы руководящими органами управления идеологией и культурой Китая для корректировки отдельных положений социальной и культурной политики. Помимо того результаты систематизации и анализа различных учений мыслителей древнего и средневекового Китая могут быть использованы при создании вузовских курсов по истории цивилизации и культуры Китая, общей этике, истории ритуала и церемониала и др.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Этико-ритуальные принципы, ставшие нормативным эталоном для социального поведения и миропредставлений китайцев, за последние три тысячелетия изменились весьма незначительно.

2. Созданная древними мыслителями идейно-институциональная система оказалась высоко прагматичной и практически эффективной для становления и развития цивилизации Китая.

3. Особенности методологии древней философии, основанные на синтезе парадигм натурфилософии и социального прагматизма, определяют основные параметры специфики китайской культуры и цивилизации, национального социокультурного генотипа.

4. Ранняя китайская мифология древнейшего периода истории оказалась вполне конструктивным материалом для ее последующего переосмысления и рационализации философами эпохи цивилизации и во многом легла в основу традиционных этических учений Китая.

5. Культурно-воспроизводственный потенциал традиционной китайской этико-ритуальной системы доказывает свою жизнеспособность уже на протяжении трех тысяч лет и вполне органично вписывается в современные процессы социокультурной модернизации страны.

Апробация работы.

1. Основные положения работы докладывались автором в докладах: "Объединение и существование китайской и западной культур" на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученных МГУК

Человек в мире духовной культуры» (24-25 марта 1999 г.) и "Роль этико

Ч/ W U II . . ритуальных учении в китаискои цивилизации на научно-методической конференции Высшей школы культурологии "Современные методы исследования культуры" №3 (6 марта 2002 г.).

2. Материалы исследования использовались автором при подготовке книги "Китайский фольклор" (в соавторстве с Цзяо Дуньцзянем).

3. Работа прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории культуры МГУКИ от 18 апреля 2002 г. (Протокол №9)

Структура работы. Диссертация объемом в 138 стр. состоит из Введения, Предисловия, трех глав, Заключения и списка литературы на русском, китайском и английском языках (всего 113 наименований).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности этико-ритуальных учений Древнего Китая определяются переходом от родоплеменных отношений через выдвижение родовой аристократии (как следствие разложения рода и появления частной собственности) к образованию ряда государств во главе с правителями. Острота социальных кризисов в период объединения Китая под эгидой династий Цинь и Хань обусловили особый интерес древнекитайских мыслителей к проблемам этики, морали и организации общества.

Анализ древнейших мировоззренческих учений и особенностей философских методов позволяет составить представление об идейном багаже, который представлял собой фундамент традиционной культуры Китая. Также обращает на себя внимание и то, насколько практически полезной оказалась созданная на этой основе идейно-институциональная структура империи. Иными словами, усилия, затраченные древними мыслителями Китая, начиная с Конфуция, не пропали даром: выработанные и реализованные ими и их последователями идеи и институты не только вошли в кровь и плоть Поднебесной, составив надежный ее каркас, но и гарантировали необходимую прочность структуры, включая механизм ее самовосстановления в кризисной ситуации.

Стабильность, сила и неисчерпаемые восстановительные потенции традиционного Китая - в его имманентной и почти автоматической ориентации на великий порядок, основой которого всегда считалась социальная гармония, этические принципы, поведенческие каноны и в конечном счете -справедливость. Разумеется, традиционное китайское представление о социальной гармонии, основанное на строгой иерархии, варьировалось от конфуцианских норм морали до моистского эгалитаризма. Однако именно социальная гармония, нравственно-этические принципы и справедливость служили первоосновой сильного, централизованного государства. Этика и ритуал в китайском обществе играли огромную роль, скрепляя традиции общества и определяя привычную систему ценностей и норм, выступали в качестве стабилизирующих сил в периоды исторических катаклизмов и катастроф. Ели же учесть, что китайская цивилизация -древнейшая из ныне существующих, то изучение столь мощного социо-интегративного фактора приобретает не только историко-культурное, но и актуальное теоретическое значение.

Наконец, несколько слов о формуле счастья в китайской культурной традиции. Счастье - это богатство и престиж, большая семья, правильное поведение в жизни, соблюдение этических принципов и ритуальных норм и правильное поведение в отношениях с людьми. Не всем выпадают богатство и престиж. Но уж соблюдать нормы этики и ритуала, правильно вести себя с другими и иметь семью - право каждого и в возможностях любого. Найти в этом свое счастье - в конечном счете, дело самого человека. И если он не слишком привередлив и достаточно неприхотлив и ориентирован на высшие добродетели цзюнь-цзы, никто не сможет лишить человека счастья.

Анализируя древнейшие мировоззренческие этико-ритуальные учения, хочется подчеркнуть, что в своем зрелом виде они стали незыблемым эталоном и за последние два тысячелетия изменились весьма незначительно. Это позволяет составить достаточно полное представление об идейном багаже, который имела традиционная китайская культура и с которым она пришла в XXI в.

Важно также обратить внимание на то, сколь практически полезными для общества оказались идеи различных древних мыслителей, для институциональной структуры Китая. Иными словами, усилия, затраченные великими мыслителями древности, начиная с Конфуция, не пропали зря: выработанные и реализованные ими и их последователями идеи не только вошли в плоть и кровь Поднебесной, составив надежный ее каркас, но и гарантировали необходимую прочность ее структуры, включая стабильность и механизм ее самовосстановления в кризисных ситуациях.

Стабильность, сила и неисчерпаемые регенеративные потенции традиционного Китая заключаются в его имманентной и почти автоматической ориентации на Великий Порядок, основой которого всегда считалась этика норм поведения и, в конечном счете, социальная гармония. Разумеется, традиционное китайское представление об этой социальной гармонии и должном поведении, основанное на строгой иерархии, варьировалось от конфуцианских представлений до моистских и даосских доктрин.

Однако именно социальная гармония и Великий Порядок, предельная суть которых воспринималась всеми, столь различными мыслителями, всегда одинаково и была в основе всех учений. А в них главным по существу оставалось создание сильного централизованного государства, бдительно следящего за порядком в Поднебесной.

Весь приведенный в диссертационном исследовании материал достаточно убедительно свидетельствует о той роли, которую сыграли в этом процессе этика и ритуал. Это фундамент, на котором держатся идейно-институциональные принципы всей китайской цивилизации. Менялись века, но Китай при этом оставался самим собой, то есть структурой, привыкшей не только к порядку, но и к трезвой и практической оценке реалий. И сегодняшний экономический рывок Китая, мощь которого поразила многих,

- это тоже наследие традиционной культуры, корнями уходящей в глубь веков. И этим Китай не только подтвердил силу своих потенций, но - главное

- продемонстрировал жизненность традиций, базирующихся на морально-этических нормах, которые как и на протяжении тысячелетий, дают почву к усвоению того необходимого нового, что способствует самосохранению страны в изменяющихся обстоятельствах.

 

Список научной литературыДун Моли, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1.Абаев Н.В. Культура в средневековом Китае. Новосибирск, 1996, С. 271.

2. Адалис А. Поэты Востока. М., 1988, С. 333.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976, С. 406.

4. Бодце Д. Мифы древнего Китая // Мифология древнего мира. М., 1977, с.175-199.

5. Буров В.Г., Титаренко М.К. Философия древнего Китая. М., 1972, С. 389.

6. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1976, С. 242.

7. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970, С. 483.

8. Васильев Л.С. Возникновение и формирование китайского государства // Китай: история, культура и историография. М., 1977, С.390.

9. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989, С. 309. 11 .Васильев Л.С. Предисловие // Дао и даосизм в Китае. М., 1982, с. 3-28.

10. Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961, С.462.

11. Го юй (Речи царств) (пер. с кит. В. С. Таскина). М., 1987, С. 471. Н.Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982, с. 95-124.

12. Дао и даосизм в Китае. М., 1982, С. 287.

13. Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1972-1973, С.747.

14. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986, С. 234.

15. Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978, С. 112.

16. Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М.-СПб, 1999, С.237.

17. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975, С. 439.21.3ыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967, С. 240.

18. Иванов А.И. Китай и его жизнь. СПб., 1914, С.200.

19. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982, С. 343.

20. Карапетьянц A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982, с. 11-35.

21. Карапетьянц A.M. Об истоках и буквальном смысле понятия "сань-у" // Пятнадцатая научная конференция "Общество и государство в Китае. Ч. 1.М., 1984, с.65-69.

22. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С. 387.

23. Кобзев А.И. Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. М., 1987, С.353.

24. Кобзев А.И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988, с. 17-55.

25. Крюков В.М. Дары земные и небесные (к символике архаического ритуала в раннечжоуском Китае) // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988, с. 56-84.

26. Кроль Ю.Л. Конфуцианская и легистская концепции человеческой v природы в "Янь те луне" // Конфуцианство в Китае (проблемы теории ипрактики). М., 1982, с. 55-87.

27. Конфуций. Уроки мудрости. Луньюй. М., 1999, С. 958.

28. Кобзев А.И. Китайский эрос. М., 1993, С.504.

29. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, С 352.

30. Крюков М.Ф. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967, С. 201.

31. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977, С.621.

32. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966, С. 519.

33. Конрад Н.И. Избранные труды. История. М., 1974, С.469.

34. Крюков М.В. и др. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978, С. 342.38a. Крюков M.B. Система родства у китайцев. М., 1972, С.378.

35. Кычанов Е.И. Ли и право // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988, с. 299-308.

36. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности. М., 1989, С. 475.

37. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983, С. 536.

38. Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика // "Природа", 1978, № 4, с. 1420.

39. Мартынов А.С. Традиция и политика в период Цяньлун // Конфуцианство в Китае. М., 1982, с.207- 230.

40. Мартынов А.С. Государственное и этическое в императорском Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988, с.274-298.

41. Малявин В.В. Китай: традиция и культура. М., 1995, С.287

42. Малявин В.В. Гибель древней империи. М., 1983, С.224.

43. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988, с. 256-273.

44. Мелетинский Е.Н. Палеоазиатский мифологический эпос. М., 1979, С. 229

45. Мюллер М. Религия Китая. СПб., 1901, С.88.

46. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1901, С.397.

47. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985, С. 309.

48. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, С.407.

49. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992, С.335.

50. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981, С.331.

51. Позднева JI.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, С. 404.

52. Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910, С.126.

53. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1905, С.248.

54. Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая. М., 1970, С. 496.

55. Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов. М., 1976, С. 231.

56. Сыма Цянь. Избранное. М., 1956, С.359.

57. Сыма Цянь. Исторические записки. T.l М., 1972, С. 439. 61а. Сыма Цянь. Исторические записки. Т.2, М., 1972, С.578.

58. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985, С. 264.

59. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Т.1.М., 1980, С. 671.

60. Мифы народов мира. Т.2. М., 1982, С.719. 64а. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983, С.277.

61. Фань Вэньлань. Древняя история Китая. М., 1959, С. 293.

62. Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М. 1998, С. 473.

63. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976, С. 254.

64. Франкфорт Г и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984, С.421.

65. Штейн В.М. Гуань-цзы. М., 1959, С. 179.

66. Штейн В.М. Экономические и культурные связи между Индией и Китаем в древности. М., 1960, С.329.71 .Штукин А.А. Шицзин. M, 1997, С. 611.

67. Шуцкий А.А Китайская "Книга перемен" // Уроки мудрости. М. 1999, с. 429-608.

68. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1985, С. 572.

69. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М,- Л., 1950, С. 267.

70. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1994, С.429.

71. Дао-дэ цзин // Сер. Чжуцзы цзичэн. т.З., ч. 1. Пекин. 1956, С. 518.

72. Ле-цзы // Сер. Чжуцзы цзичэн. Т.З, ч.З. Пекин, 1957, С. 688.

73. Луньюй // Сер. Чжуцзы цзичэн. Т. 1, ч. 1. Пекин 1956, С. 624.

74. Мо-цзы // Сер. Чжуцзы цзичэн., т.4., ч.1. Пекин, 1956, С. 652.

75. Мэн-цзы // Сер. Чжуцзы цзичэн. Т.1, ч.2. Пекин 1956, С. 498.

76. Сюнь-цзы // Сер.Чжуцзы цзичэн. Т. 2. Пекин, 1956, С. 590.

77. Хань Фэй-цзы // Сер. Чжуцзы цзичэн. т.5. ч.4. Пекин. 1956, С. 567.

78. Цзинь шу// Сер. Эрши сы бонабэнь. Т.5. Шанхай, 1958, С. 598. 83.Чжоули // Сер. Шисань цзин. Т. 12-14. Пекин, 1957, С. 424.

79. Чжуан-цзы // Сер. Чжуцзы цзичэн. т.З, ч.2. Пекин, 1956, С. 527.

80. Шан-цзюнь шу// Сер. Чжуцзы цзичэн. т. 5., ч.4. Пекин, 1956, С. 476.

81. Лицзи // Сер. Шисань цзин. Т. 19. Пекин, 1957, С. 488.

82. Сунь-цзы // Сер. Чжуцзы цзичэн. Т. 4, ч. 2. Пекин, 1956, С. 562.

83. У Фэн, Сун И-фу: "Чжун Хуа Жу Сюэ Тон Дянь" ("Общий словарь китайского конфуцианства"). Хайкоу, 1992, С. 382.

84. Чжао Ц., И.Е: "Миньсу ли и" (Быт и ритуалы Китая"). Пекин, 1999, С. 465.

85. AbeggL. The Mind of East Asia. L., 1952, P. 351.

86. Ames R.T. The Art of Rulership. A Study in Ancient Chines Political Thought. Honolulu. 1983, P. 575.

87. Ames R.T. Is Political Taoism Anarhism? JCP. Vol. 10,1983, n.10. p. 39126.93 .Analects of Confucius. L., 1938, P. 143.

88. Bauer W. China and the Search for Happiness. N.Y., 1976, P. 219.

89. Bender F. L. Taoism and Western Anarhism. JCP. Vol. 10. 1983, P. 174.

90. Bodde D. Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // Studies in Chinese Thought. Chicago, 1953, p. 112-179.

91. Chang hung-yuan. The Philosophy of Taoism Accordin to Chuang Tzu // PEW, Vol. 27, 1977, n .4, P. 271.

92. Creel H. Confucius: the Man and the Myth. L., 1961, P. 337.

93. Creel H. Shen Pu-hai. Chicago-London, 1974, P. 297.

94. Fung Yu-Lan. A Histori of Chinese Philosophy. Vol. 1-2. Princeton, 1952-1953, P. 738

95. Giles H.A. Chuan Tzu. Mystic, Moralist and Social Reformer. Shanghai, 1926, P.463.

96. Chan Wing Tsit. Chinese Theory and Practice // The Chinese Mind. Honolulu, 1967, p. 143-187.

97. Graham A.C. Chuang Tzu. The Inner Chapters. L., 1982, P. 274

98. Hall D.L. Process and Anarchy Taoist Visin of Creativity. REW. Vol. 28. 1978, P. 156.

99. Hall D.L., Arms R.T. Getting in Right. On Saving Confucius from the Confucians. REW. Vol. 34. 1984,n.l, p. 96- 125.

100. Hart J. A. The Speech of Prince Chin. A Study of Early Chinese Cos-molody. Chico., 1984, P. 432.j 107 .Henderson J. B. The Development and Decline of Chinese Cosmolody. N.1. Y., 1984, P. 532.

101. Maspero H. La Chine antique. P., 1927, P. 299.108a.Munro D. The Concept of Man in Early China. Stanford, 1969. P. 469.

102. Nakamura H. Parallel Developments. N.-Y.- Tokyo, 1995, P. 493.

103. O.Sheldon W. Main Contrast Between Eastern and Western Philosophy // Essays in East-West Philosophy. Honolulu, 1971, p. 86-112.

104. I Tong P.K.K. Understanding Confucianism. IPQ. Vol. 9. 1969, n.4. p. 283- 324.

105. Watts A. Tao: the Watercours Way. N.Y. 1985, P.327.

106. Wright A. Confucianism and Chinese Civilization. N.Y., 1989, P. 252.