автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Этническая идеология как предмет социально-философского знания (анализ этнического самосознания абхазов и адыгов)

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Шаов, Асфар Аскерович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Этническая идеология как предмет социально-философского знания (анализ этнического самосознания абхазов и адыгов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этническая идеология как предмет социально-философского знания (анализ этнического самосознания абхазов и адыгов)"

На правах рукописи

РГБ ОД

2 9 МАЙ 2001

Шаов Асфар Аскерович

Этническая идеология как предмет социально-филосовского знания (анализ этнического самосознания абхазов и адыгов)

Специальность: 09.00.11 - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 2001 г.

Диссертация выполнена на кафедре политологии, социологии и права. Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор

Волков Ю.Г.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Дяпгерев А.К.

доктор философских наук, профессор Коновалов В.Н.

Ведущая организация - Адыгейский государственный университет

Защита состоится « 7 » июня_2001 года в « 13-00 »

на заседании диссертационного совета Д212.208.01 по философским и социологическим наукам в Ростовском государственном университете (344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК при РГУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной зональной библиотеке РГУ (ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан « 7 » мая 2001 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат социологических наук доцент

Маринов М.Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. В наши дни заметно возрастает интерес к этнологическим, культурологическим и социально-философским вопросам духовного наследия наших предков, в том числе их мировоззренческому (идеологическому) восприятию действительности. Процесс этот закономерный, так как усвоение и переработка наследия прошлого является непременным условием прогрессивного развития культуры современного общества. В процессе возрождения культурного наследия происходит регенерация ценностей мировоззренческого (идеологического) порядка как части исторической памяти народа. В то же время отмечается другая тенденция в научной и общественной мысли - усиление негативного отношения к нерелигиозным и неуважаемым религиозным идеям, национальным традициям и т.д.

В условиях трансформации России не учитывается в полной мере этнические идеологемы и приоритетным становится чужой образ жизни, чужая культура.

Как верно отмечают некоторые российские ученые, «на смену духовным, истинно человеческим ценностям россиян пришли материальные, предполагающие только материальное обогащение и плотское наслаждение. Причем, достижение этого обогащения допускается любыми средствами, имеющими в основном аморальный характер»1.

Подобное обстоятельство настоятельно требует исследования этноидеологических основ этнического самосознания, изучения

1 Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России) -М.,2000г.-С.74

взаимосвязи между этническим и религиозным мировоззрением и трансформацией России.

Отсюда логически вытекает, что социально-философский анализ этнического самосознания кровнородственных абхазов и адыгов, сохранивших себя, несмотря на все очень значимые разнообразные условия, представляет актуальную проблему. Вместе с тем объективная реконструкция этноидеологического потенциала и малочисленного народа должна стать вкладом во весь комплекс социально-философского знания.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы идеологии, ее место и роль в жизни общества вызывали и продолжают вызывать большой интерес. Об этом свидетельствуют многочисленные труды мыслителей разных направлений, особенно французских, немецких, русских, советских ученых. Сознательному введению понятия «идеология» мы обязаны мыслителям французского Просвещения, а именно Дестюту де Траси, который создал группу «первых идеологов». В представленном им пятитомном труде «Элементы идеологии», идеология по его мнению, должна изучать механизмы генезиса идей в сознании человека под воздействием внешней среды, а затем использоваться для исправления неправильно понятых идей.

Хотя само понятие «идеология» возникло сравнительно недавно, идеологические структуры общества существовали всегда и их изучали, обозначая другими терминами. В новое и новейшее время возникает понятие "религиоведение" одновременно с понятием «идеология». Промежуточную роль между предпонятием "идеология" в учениях об идеологии занимало понятие "философия религии".

Традиция понимать идеологию как ложное, оторванное от практической деятельности знание для обозначения искаженного

ложного сознания, восходит еще к основоположнику эмпирической философии английскому мыслителю Ф.Бекону и его учению об идолах разума.

XVIII век - ознаменован веком Просвещения. Французские просветители Кондельяк, Дидро, Гольбах, Гельвеция, Ламетри в своих произведениях не раз обращались к изучению общественных идей.

Неоценимый вклад в изучение феномена идеологии внесли такие мыслители Х1Х-ХХ столетия как К.Маркс, Ф.Энгельс, К.Манхейм, а также последователь марксизма в России В.И.Ленин, который вернул понятию "идеология" положительное содержание, введя понятие «научная идеология».

Конструированию проблемы мировоззренческих

(идеологических) понятий в национальном (этническом) контексте способствовали такие русские мыслители: Н.Я.Данилевский, исследовавший теорию культурно-исторических типов; представители российской общественной мысли XIX в П.Я.Чаадаев, П.Л.Лавров, П.Б.Струве, П.Н.Милюков, ПАСтолыпин и др., а также философы русского зарубежья: НАБердяев, ИАИльин, С.Л.Франк, Б.П.Вышеславцев, С.Н.Булгаков и др. Рассматривая судьбу русского народа, они обращались к вопросам национального духа, национальной идентичности, основам мировосприятия и ценностям своей нации.

В 20-30 гг. нашего столетия проблема эта становится в центре внимания такого крупного течения общественно-философской мысли как евразийство. Н.С.Трубецкой, П.П.Сувчинский, Л.П.Карсавин-представители специфической концепции о месте и роли России в мире - подходили к национальной культуре с позиции определенных этнических единиц нации или группы нации.

Если говорить о работах советского периода, то сводилась она, как правило, к изучению общественного сознания, его форм, социальной психологии масс и духовной жизни социалистического общества. Появлялись работы, в которых специально рассматривались проблемы создания марксистского идеологоведения, т.е. науки об идеологии. К этим работам, прежде всего, следует отнести исследования В.Иванова, Ж.Тощенко, М.Яковлева, Г.Шахназарова и др.

Понимание идеологии как выражения позиций какой-либо общественной группы и в силу этого являющееся односторонним и субъективным, стало доминирующим в западном обществознании. Имеются в виду такие мыслители, как М.Шелера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса и др.

Среди критиков идеологии особое место занимают представители Франкфуртской школы социальной философии и социологии Т.Маркузе, Ю.Хабермас.

Определенный вклад в изучение влияния идеологии на человека внесли такие современные западные идеологи, как П.Бергер, Т.Лукман, О.Лемберг.

Современные российские ученые Ю.Г.Волков, П.В.Алексеев, В.С.Бабурин, Б.Г.Капустин и др. считают, что идеология представляет собой духовное явление и существовать будет в обществе всегда, меняясь лишь в своих формах, типах и видах. Между тем, рассматриваемый в нашем исследовании феномен идеологии относится к форме этнической идеологии, являющейся недостаточно изученной и в ряде случаев страдает существенными недостатками. Последние являются следствием тех специфических условий, в которых вынужденно находилась советская гуманитарная наука на протяжении многих десятилетий XX века. Коммунистические

установки, тенденциозная политизированность и идеологизация научного знания породили искажение исторических, этнологических и философских концепций. Нарушение историзма и методологической точности отразилось отрицательно на общем уровне социально-философских, культурологических, историко-этнологических и других гуманитарных исследований.

В результате проблемы этнического самосознания и его основы до сих пор остались вне специального социально-философского анализа.

Слова абхазского ученого Г.В. Смыра о том, что «духовное состояние абхазского этноса исследовано слабо»,2 можно отнести и к состоянию научной разработанности этнической идеологии адыгов и других народов Северного Кавказа.

Цель исследования. Актуальность и недостаточная изученность проблемы определили цель исследования:

- выявление социокультурных основ этнической идеологии путем социально-философского анализа этнического самосознания абхазо-адыгов.

Задачи исследования. Из целей исследования вытекают следующие задачи:

проанализировать сложившиеся в философской научной литературе теоретические подходы к анализу феномена идеологии, ее форм, типов, видов и функций;

выявить через средства социально-философского анализа этническую природу феномена идеологии;

исследовать процесс возникновения этнической идеологии в этнокультурном контексте;

2 Смыр Г.В. Эволюция религиозных верований у абхазов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 1997. - С.4.

показать этапы становления и развития этноидеологии;

- раскрыть особенности и специфику ее функциональных механизмов;

- рассмотреть способы и формы передачи этнической идеологии;

- обосновать возможности этнической идеологии как фактора гуманизации общества.

Объектом исследования является абхазский и адыгский этносы.

Предметом исследования выступает процесс формирования этнической идеологии абхазов и адыгов.

Научная новизна основных результатов исследования состоит в следующем:

1. Показаны место и роль этнической идеологии в традиционной культуре абхазо-адыгов, ее органическое взаимодействие с другими элементами традиционной культуры;

2. Описаны различные подсистемы (традиционные институты) этнической идеологии, которые обеспечивали стабильность самосознания абхазо-адыгов, традиционной культуры абхазо-адыгской общности на различных этапах ее развития;

3. Показано, что в основе самосознания абхазского и адыгского этноса лежит феномен идеологии, который может быть интерпретирован в понятиях этнокультурной идентификации социума;

4. Определены статус, вид и форма этнической идеологии в социокультурном пространстве общества;

5. Рассмотрены основные этапы становления и развития этноидеологии и выявлена корреляция с присутствующими параллельно религиозными ценностями;

6. Определены этнические ценности этнической идеологии (идеи толерантности, гуманизма, благородства, доблести, совести и нравственности) и обоснована необходимость их использования в целях нормализации межнациональных отношений в России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. этническая идеология является важным фактором этнической идентификации, формой обнаружения этнического самосознания и средством интеграции членов этноса в единую жизнеспособную целостность, существующую на протяжении длительного времени;

2. ретроспективный анализ исторического прошлого показывает, что на всех этапах эволюции абхазо-адыгской общности весомые события его исторической судьбы были обусловлены влиянием на них этнической идеологии;

3. интердисциплинарный и полидисциплинарный характер методологии требует при анализе этнической идеологии необходимости исходить из многообразия исторических, культурных, природно-географических и социально-духовных факторов, порождающих дух народа - его национальный характер, одним из этапов становления которого является пробуждение этнического самосознания и его главной доминанты - этнической идеологии;

4. базовыми ценностями этнической идеологии, сохраняющими актуальность до сегодняшнего дня, являются заложенные в ней идея гуманизма и социальной справедливости;

5. этническое измерение идеологии определяется тем, что она формируется в этнокультурной среде, выполняя обновленные его разнообразные функции;

6. особенностью и спецификой этнической идеологии, как одного из типов идеологии, является ее этноформирующий фактор (механизм), выступающий в основе этнического самосознания и кристаллизирующийся в этнониме этноса;

7. в эволюции этнической идеологии существует корреляция с религиозными ценностями. Особенностью этого соотношения абхазо-адыгов являлось то, что абхазство-адыгство определяло восприятие этносом христианства и ислама, так как оно сложилось и стало идеологией у абхазов и адыгов раньше, а значит, в самосознании этническая идеология занимала доминирующее положение;

8. эффективность социальной системы определяется тем, как она синтезирует идеологемы, ценность своей этнической группы и достижения цивилизации. В современных условиях, когда национальное (этническое) испытывает влияние других ценностей, этот сложный диалектический процесс нуждается в тонком регулировании;

9. в понимании и решении глобальных проблем существует национальная специфика, связанная с исторически сложившимися отношениями к миру, природе, земле, людям своей и другой общности. Однако присутствует и другая ее сторона -универсальная, основанная на общегуманистических ценностях и идеалах, понятная одновременно для всех. На нее и надо опираться в деле поиска путей согласия, диалога и мирового сосуществования.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она разрабатывает малоисследованную область предмета социальной философии - этническую идеологию. По своей научной новизне она может быть использована:

- для разработки программ конкретных социологических исследований по проблемам идеологических процессов формирования этнического самосознания, а также в преподавании вузовских курсов философии, культурологии, политологии, этносоциологии, регионологии и др;

- при дальнейшем научном изучении- и осмыслении различных аспектов теории этноса, этнического самосознания и межэтнических отношений;

- в разработке и реализации национальной политики на Кавказе;

- для совершенствования российского федерализма, сохранения единства и целостности РФ;

- для анализа и решения ряда современных глобальных проблем;

- для разработки основ концепций национального воспитания, подчинения последнего воспитанию в целом.

Методологической и теоретической основой диссертации являются работы классиков философии и социологии, социально-философские, теоретические, эмпирические, социологические, исторические, психологические и другие методы и принципы исследования историко-философского и культурного наследства абхазов и адыгов. Использованы и учтены работы по общеметодологическим и конкретным вопросам, дающим ключ к теоретическому осмыслению, пониманию и решению поставленной проблемы. Этническая идеология рассмотрена нами в более широком контексте этнической культуры, этнического самосознания.

Структура и последовательность изложения материала подчинены главной исследовательской цели и задаче, работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения - «Списка использованной (цитированной) литературы.

В разделе «Основное содержание работы» показана структурная взаимосвязь диссертации. В рамках такой структуры впервые комплексно исследуются основные вопросы темы диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы данной работы излагались в научных статьях (общим объемом 2,7 п.л.) и докладывались на конференциях различного уровня, в частности, в опубликованных тезисах доклада: «Национальная идеология на Северном Кавказе (на материалах абхазо-адыгского этноса)» (г. Майкоп, 1999г.); «Этническая идеология как основа самосознания» (г. Назрань, 2000 г.).

Объем диссертации составляет 134 страницы текста и 6 страниц приложения. Список источников и литературы включает более 150 наименований на русском, абхазском, адыгейском языках. Использованы более 15 наименований газет и журналов на русском, абхазском и адыгейском языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается общая картина состояния разрабатываемой проблемы, обосновывается теоретическая и практическая актуальность темы, определяются цель и задачи, научная новизна исследования, характеризуется источниковедческая база работы.

Глава 1. Основы социально-философского анализа и определения феномена этнической идеологии и этнического самосознания.

В первом параграфе («Теоретические основания социально-философского анализа и определения идеологии») первой главы автор анализирует основные подходы к анализу идеологических

структур со времени, когда «их изучали, обозначая другими терминами»3. Эти подходы позволили заключить, что идеология существовала во всех обществах, на разных ее исторических этапах развития, принимала различные типы и формы и в целом характеризовалась общими чертами, всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в мире, стимулировала и направляла человеческое поведение и консолидировала при этом действия людей и общества.

В данном параграфе определены основные функции, формы, виды и типы идеологии мира, даны критерии для такого деления, главным из которых является отношение идеологии к определяющей роли в жизни различных социальных групп, классов, этнорегиональных и национальных общностей, в возвышении культуры потребностей и интересов общества.

В этой связи выделены основные этапы становления и развития идеологий мира.

Во втором параграфе первой главы («Теоретические основания социально-философского анализа и определения этнического самосознания») автор рассматривает определения исследователей различных школ и направлений понятий: этнос, этничность, этническая идентичность, нация. Значительное место отведено рассмотрению подходов к теории этнического самосознания.

Главное, на чем сходятся все эти подходы - это то, что этническое самосознание является, в конечном счете, решающим для определения принадлежности к той или иной этнической общности.

Этническое самосознание имеет сложную структуру. Идеологический феномен занимает важное место в этой структуре и

' Волков Ю.Г. Идеология - Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону, 1996г. - с.9.

имеет свою специфику. Этноидеология определила последний этап развития этнического самосознания, завершающийся осознанием собственной этничности и этничности своей общности.

Глава 2. Сущность, принципы и общие характеристики этнической идеологии.

В первом параграфе («Идеологические основы самосознания абхазского и адыгского этноса») второй главы автор, продолжая и обосновывая толкования вопросов первой главы на материале абхазо-адыгского самосознания, рассматривает абхазо-адыгские этносы, а впоследствии и их идеологические системы в едином контексте.

Анализ этно-культурных материалов абхазов и адыгов неоспоримо подтверждает, что их этническое родство выражается в тесной взаимосвязи языка, культуры, хозяйственного и психологического склада.

Автор приводит почти все определения «Апсуара» («абхазство», «Адыгагьэ» («адыгство»), сделанные абхазскими и адыгскими учеными. Естественно, много общего, особенно в определениях абхазского ученого Г.В.Смыра4 и адыгейского ученого А.Ю.Шадже5. Вместе с тем, соглашаясь со всеми обозначенными подходами и определениями, характеризующими понятия адыгства (абхазство), возникает ощущение о логической незавершенности и незаконченности этих определений, которые естественным образом напрашиваются на то, чтобы замкнуть их в целое и объемное понятие «мировоззрение (идеология)».

4 Смыр Г.В. Религиозные верования абхазов: этнокультурный аспект // Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа (Тезисы общероссийской конференции). - Пятигорск, 1997. — С. 118.

5 Шадже АЛО. Национальные ценное™ и человек (социально-философских аспект) -Майкоп, 1996г. -С78,79.

Во втором параграфе («Общие характеристики этноидеологии абхазов и адыгов») автор определяет идеологическую форму, лежащую в основе этнического самосознания абхазо-адыгского этноса, как этническую идеологию, где последняя выступает в качестве основного этнообразующего фактора этнического самосознания и актуализируется в этнониме самоназвания этноса, выделяет общие характеристики.

Все перечисленные в диссертации определения абхазства и адыгства, виды и формы, сущность и функции этнической идеологии, включая и сделанное нами определение этнической идеологии, и рассмотренные ее функции очевидным образом подтверждают определяемый нами статус как вид правящей идеологии общесоциального значения.

Глава 3. Способы и формы передачи этнической идеологии и использование ее как фактора гуманизации общества.

В первом параграфе («Способы и формы передачи этнической идеологии в традиционном обществе») третей главы установлено, что структура этнической идеологии, этапы ее становления и развития, а также способы и формы ее передачи непосредственно связаны со всей традиционной культурой в целом. Традиции и обычаи, транслируемые данной культурой, выступают основными регуляторами взаимоотношений членов общества. Сама же традиционная культура народа «функционирует через различные общественные институты»6, которые целиком и полностью зависят от особенностей социального организма общества.

Во втором параграфе («Использование этнической идеологии как фактора гуманизации общества») третьей главы раздельно

6 Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. - Нальчик, 1997г. - с.50.

рассмотрены значимость идеологических основ всех основных подсистем абхазства-адыгства для гуманизации общества, для сохранения единства преемственности между прошлым, и настоящим, для прогнозирования будущего.

В целях оптимального управления процессами гуманизации общества, по мнению диссертанта, необходимо:

1. Специальные исследовательские программы по изучению социально-психологических и идеологических проблем национального развития и межнационального общения;

2. Создавать соответствующие учреждения, национальные центры, национально-культурные ассоциации и т.д. для учета и реализации культурных потребностей людей различных национальных групп;

3. Разрабатывать механизм по обеспечению своевременной нейтрализации пагубных для этнического самочувствия и гуманизма, для межэтнической социально-психологической стабильности явлений и процессов;

4. Создание общественно-политического климата, благоприятного для национального развития, межнационального диалога и согласия.

В Заключении диссертации подводятся краткие итоги рассмотрения проблемы на основе всего исследования.

Итак, к сделанным выше выводам и научным рекомендациям добавим, что определяющей силой развития и функционирования всех сфер жизни общества, мира, несмотря на различные типы, виды и формы, являлась идеология, а потому должны получить свое дальнейшее развитие лишь те идеологические константы, которые

сохранили бы гуманистический потенциал, душу и чувства нации, ее физическое и духовное состояние.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Брошюра, статьи, тезисы докладов и выступлений

1. Этническая идеология в традиционном обществе. Майкоп, 2001.-2,2 п.л.

2. Готовится к печати статья Этноидеология как основа этнического самосознания абхазо-адыгов. Майкоп 2001. - 0,5 п.л.

3. Национальная идеология на Северном Кавказе (на материале абхазо-адыгского этноса) // Биосфера и человек. Тезисы международной научно-практической конференции. Майкоп, 1999. -0,1 п.л.