автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Этническая ситуация в Республике Мордовия на современном этапе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этническая ситуация в Республике Мордовия на современном этапе"
На правах рукописи
I
МОКШИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ЭТНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Специальность 07.00.07 этнография, этиология, антропология
' АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
САРАНСК 19П7
Работа выполнена и отделе археологии и этнографии ордена «Знак Помета» Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия
Научный руководитель: академик РАЕН, доктор исторических паук, профессор П. И. Пучков
Официальные оппоненты: доктор исторических наук Н. Л. Жуковская кандидат исторических наук Н. Ф. Беляева
Ведущая организация: Институт российской истории РАН
Защита состоится « » ¿¿'/-ОМ^Д' _ 1997 г. в на
заседании специализированного совета К 063.72.10 по защите диссертации па соискание ученой степени кандидата исторических наук при Мордовском государственном университете им. II. П. Огарева по адресу: 430000, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, главный корпус, конфсрсиц-зал, 2-п этаж.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мордовского государственного университета пм. II. П. Огарева но адресу: г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68.
Автореферат разослан « и » 1997 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических паук Арсентьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблемы межнациональных отношений, этнических конфликтов .и формирования повой государственности в течение последнего времени находятся в эпицентре общественно-политическом жизни нашей страны. События недавних лет как в России, так и в других постксмму-нистических странах выявили достаточно общую тенденцию: многие социальные процессы, если вообще не все, в условиях кардинальных преобразовании и реформ обретают не только этническую форму, но н этническое содержание. Обсуждение причин, форм и идеологии конфликтующее! этничностн стало одной из доминирующих тем для современных обществоведов, в гом числе и э'1 пологов.
Общество, его политические I! управленческие структуры все жестче предъявляют претензии к науке: дать взамен идеологических догм и постулатов, отброшенных суровыми реалиями жизни, подлинно объективный анализ как научное обоснование для принятия конкретных решений, рекомендации по осуществлению национально» политики.
Этнический фактор в полиэтнических государствах вссгда был и ноныше остается одним из наиболее важных факторов, определявших и определяющих их настоящее и будущее, их жизнестойкость. Этническая ситуация находится в тесном взаимодействии со всеми другими аспектами социального положения в стране. Ее научный анализ позволяет увидеть этнический облик соответствующей страны или региона во всей его многогранности, предусмотреть ведущие этнические тенденции, лучше копять локальные особенности этнической и гражданской истории.
Знание этнической ситуации важно не только дли правильного понимания и решения накопившихся острейших проблем I! сфере как межнациональных, гак н внутринациональных отношений. Без него невозможны разработка подлинно научной национальной политики, ее стратегии и тактики, прогнозирование этнических процессов, их регулирование.
Правильное понимание этнической ситуации необходимо не только при любых попытках привести административное деление государства в какое-то соответствие с существующим этническим составом населения, что особенно важно при организации страны на федеративных началах, по и при разработке экономических программ развития страны. Развертывая какое-нибудь производство в том или ином регионе, следует принимать в расчет не только экологическую обстановку, но и трудовые навыки населения данного региона, а они всегда в той пли иной мере этничны. То же самое можно сказать и о торговле.
Наконец, исследование этнической ситуации актуально и п культурном строительстве. Выбор языка преподавания в школах, подчас дифференцированно для различных классов, а также в дошкольных учреждениях, языка или языков делопроизводства, вузовского обучения, издательского дела, литературы, средств массовой информации, развитие самодеятельного и профессионального искусства — все это требует тщательного предварительного изучения этноязыковой ситуации как непременной составной части этнической ситуации в стране или регионе в целом.
Этническая ситуация в Российской Федерации в настоящее нрохш очень сложна, что связано с распадом СССР, суверенизацией Российской Федерации, радикальными социально-экономическими и политическими изменениями, происшедшими на ее обширной территории.
Объект исследования. Объектом данного диссертационно,го исследования является Республика Мордовия (в дальнейшем •юксте РМ. — Е. М.), се многонациональное население, состоящее в основном из мордвы (32,5 %), русских (60,8%) ,и татар (4,9 %)'.
Предмет исследования. Предметом исследования является этническая ситуация в РМ на современном этапе, познание которой представляет немалый научный и практический интерес. РМ в известной мере может служить моделью сохранения добрососедских межэтнических отношений в то время, когда во многих регионах Российской Федерации (в дальнейшем тек-С1С РФ. — П. Л\.) антирусские тенденции нарастают. Мордовия — единственная республика в составе РФ, не принявшая декларацию о суверенитете. Этническая ситуация в РМ, сложившаяся в постсоветский период, не была предметом специального монографического изучения, хотя по некоторым аспектам этой проблематики имеются публикации преимущественно жур-11 алне ге кого ха р а ктсра.
Территориальные рамки. Территориальные рамки объекта исследования составляет РМ в ее нынешних административно-территориальных границах. Это, разумеется, не означает, что в исследовании все замыкается пределами РМ. Учитывая дисперсность расселения <мордвы, которую можно встретить во всех субъектах РФ (в этом отношении с ней из аборигенных народов могут равняться разве только татары), автор по необходимости рассматривал этническую ситуацию в РМ не изолированно, а па фоне и в связи с таковой во всей РФ или в Поволж-ско-Приуральсксм исторпко-этногра фи ческам регионе.
1 Национальный состав населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М„ 1990. С. 116,
Хронологические рамки. Хронологические рамкН дпссерта-1П1П охватывают период, которому ист еще п десяти лет, по ьто — качественно новый период истории, начавшийся с распадом СССР, официально констатированным в декабре 1991 г. в г. Ми нскс ру ксп одптеля.мп России, Украины и Белоруссии, принятием Российской Федерацией суверенитета, а затем подписанием 31 марта 1992 г. Мордовской ССР Российского Федеративного Договора. И хотя Мордовия по инерции, пока действовал на се территории Верховный Совет, избранный в марте 1990 г. в бытность СССР, оставалась еще отчасти советской, в ней все больше проступали новые процессы, характерные для всей РФ постсоветского времени и диктовавшиеся переходом к рыночной экономике, другими преобразованиями.
Однако автор отдает себе отчет в том, что при анализе современной этнической ситуации нельзя ограничиваться лишь отмеченным периодом, иначе многие аспекты темы исследования могут оказаться неверно интерпретированными. По этой причине в диссертации нередко делаются экскурсы в прошлое. Лвтор постоянно стремился учитывать те моменты этнической и гражданской истории РМ, которые наиболее существенны для осмысления этнической ситуации, сложившейся в современной Мордовии. Следует также подчеркнуть, что несмотря на всю свою хронологическую краткость, постсоветский период истории РМ чрезвычайно смок, насыщен множеством неординарных процессов и событий, в корне изменивших прежнюю застойную этническую ситуацию.
Степень изученности проблемы. Современная этническая ситуация в РМ не была предметом специального этнологического исследования. Это, конечно, не означает, что те или иные составляющие ее элементы не привлекали внимания ученых. Так, изучением целого ряда проблем этнологии мордовского народа, основных этапов его формирования и развития, особенностей его этиоструктуры и этнического самосознания, его типологнзапнп. этногепетичеекпх и этнокультурных связей, религиозных верований и обрядов занимался Н. Ф. Мокший-. Он впервые раскрыл пути становления мордовской бннарности, деления мордовского этноса па два субэтноса (эрзю и мокшу). При анализе современной этнической ситуации в РМ принципиально важное значение имеет вывод Н. Ф. Мокшнна о том, что процесс этнической консолидации мордовского народа еще далек от завершения3.
2 Мокшин II. Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1997; Он ::сс. Мордовский этнос. Саранск, 1988; Он же. Танны мордовских имен. Саранск, 1991; Он же. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993.
3 Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. С. 248 — 249.
Для оцсчжп современной этноконфессиопалыюи ситуации и РМ определенный интерес представляет монография Н. Ф. Мок-шнна «Религиозные верования мордвы» (Саранск, 1968), в которой он не только рассматривает дохристианские верования и обряды мордвы как самобытную идеологическую систему, непременную составную ее традиционного менталитета, но л показывает эволюцию сложного синкретического религиозного комплекса, кото.рая происходила при социально-,культурном взаимодействии мордвы с другими народами, особенно с русским.
В качестве одной из сторон этической ситуации следует рассматривать и культуру этносов, выступающую как «совокупность способов, которыми институционализируются различные виды человеческой деятельности и которые обеспечивают функционирование и развитие этноса как социального организма»4. Неотъемлемой частью культуры в наиболее широком понимании этого слова является и язык.
Вопросам бытовой культуры сельской мордвы посвящены исследования В. А. Балашова, в которых автор рассмотрел процессы функционирования бытовой культуры, ее традиции и современные черты, социально-экономические и демографические условия, повлиявшие на се трансформацию5.'В. А. Балашов не только раскрывает тенденции развития бытовой культуры мордвы в не столь отдаленном прошлом или в настоящее время, но и дает научные рекомендации, направленные на возрождение и обогащение эт,побитовой культуры '.мордовского народа как важнейшего рычага в .преодолении процессов деградации села.
История любого парода неотделима от истории его взаимоотношений с другими пародами, и в первую очередь, этническими соседями. Именно этой проблеме посвятил свою книгу А. С. Лузпин0. Он пришел к выводу о том, что многовековое соседство русс,к пх с мордвой, как н другими народами Поволжья, имело большое прогрессивное значение. Совместная трудовая жизнь способствовала взаимообогащению культур.
Некоторые сведения истарпко-этпографического характера о татарском населении РМ имеются в работе Р. Г. Мухамедовой «Татары-лшшари»7.
При анализе этнической ситуации особое внимание уделяется этническим процессам, позволяющим определить ведущую тенденцию изменения этнического состава, вокрыть характер
4 Арутюнов С. А. Народы и культуры. М., 1989. С. 200.
г' Балашов В. А. Культура п быт мордовского колхозного сила. Саранск, 1975; Он же. Бытовая культура мордвы. Саранск, 1992.
г' Лузгин А. С. В тесном соседстве. Саранск, 1987.
7 Мухамедова Р. Г. Татары-мишарп. М., 1972.
Угнх процессов, выявит!, факторы, влияющие на них. В этом контексте .представляют интерес работы В. И. Козлова, посвященные этническим процессам у мордвы, особенностям ее расселения, анализу причин, вызвавших изменения в территориальном размещении и численности мордовского народа8.
Некоторые ценные для нас наблюдения содержатся в написанных коллективами авторов нсторико-этнографпческнх очерках «Мордва» (Саранск, 1981), нсторпко-культу.рных очерках «Мордва» (Саранск, 1994), в материалах научной конференции «Мордовский парод: история, современность, перспективы», состоявшейся в мае 1994 г. (см.: Возрождение мордовского народа. Материалы научной конференции. Саранск, 1995) и других изданиях.
Источниковая база исследования. Источники, .использованные диссертантом, можно подразделить на следующие основные группы. Первая — нолевые этнографические материалы, собранные экспедициями Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева в 1960 — 90-х гг. по тематическим анкетам, целыо которых было исследование этнического аспекта браков, миграций, этнического самосознания, этноязыковых процессов и этпоконфессиопалыюй ситуации в Мордовии. В конце 1980-х и в 1990-х гг. в этих экспедициях автор диссертационной работы принимал непосредственное участие, состоявшее не только в сборе эмпирического материала, по и в составлении инструментария исследования.
В эту же группу источников входят опубликованные материалы этносоциологичсских экспедиций 1991 — 92 н 1994 гг. ПИН регпопологни при Мордовском государственном университете, целыо которых было исследование современного состояния межнациональных отношений, выявление резервов их гармонизации'. В работе экспедиции 1991 — 92 гг. автор данной диссертации также принимал участие, заключавшееся как в сборе полевых данных, так и в последующей их подготовке для обработки на ЭВМ.
Вторая группа материалов — данные текущих архивов министерств юстиции, образования, культуры, экологии и природопользования, социальной защиты, труда и занятости населения, Мордовского республиканского управления статистики, Мпг-
5 Козлов В. II. Расселение мордовского народа в середине XIX — начале XX в. // Автореф. дне. ... канд. нет. наук. М., 1956; Он же. Расселение
мордвы // Вопросы этнической истории мордовского парода. М., 1960; Он же.
К вопросу об изучении этнических процессов у народов СССР // Советская
этнография. 1961. № 4.
9 Межнациональные отношения в Мордовской ССР. Итоги этиосоциологн-ческого исследования. Саранск, 1992; Резервы гармонизации социальных отношений п Мордовии. Итоги анкетного опроса. Саранск, 1994.
рационной службы РМ, свидетельствующие о современных процессах, связанных с возникновением п регистрацией тех пли иных общественных движении и партий, культурно-просветительных обществ и ассоциации, религиозных организаций, н 'юм числе н национальных, тенденциях развития народного образования, особенно .национально-республиканской его составляющей, социально-экономических, этнсдемографическнх, экологических .параметрах, влияющих ,на этническую ситуацию в РМ. Эти материалы, как .рукописные, так и публиковавшиеся в виде аналитических справок, докладов, квартальных, полугодовых и годовых сводок, отчетов и в других формах любезно были .предоставлены автору данной диссертационной работы руководителями указанных министерств и управлений, за что он выражает .им глубокую -благодарность.
К этой же категории источников следует отнести подготовленную В. В. Маресьевым книгу «Общественные движения в Мордовии. Документы. Материалы» (М., 1993), в которой автором-составителем собраны, проанализированы и опубликованы документы и материалы не только государственных органов РМ, но и, что для нас особенно важно, общественных организаций, движений и партии, та« или иначе затрагивающие этнические .вопросы, проблемы национально-государственного строительства в РМ.
Третья группа источников — материалы всеобщих переписей населения России, начиная с 1-й, состоявшейся в 1897 г., и последующих 'переписей населения СССР, вплоть до последней переписи 1989 г. К этой же группе .источников примыкают опубликованные в виде статистических сборников данные ми.кро;персппси населения, которая была проведена в РФ в 1994 году"'.
Четвертая группа источников — многочисленные средства массовой информации, ежедневно публикующие не только официальные материалы, по и разнообразные сведения, факты социально-экономического, экологического, политического, культурно-бытового, идеологического, этнического и демографического порядка, дающие возможность лучше понять то, что сегодня особенно волнует люден, влияет .на их этническое поведение.
Наконец, в пятую категорию источников, использованных в работе, следует отнести исторические, этнографические, демографические, экологические, географические, культурологические, лингвистические, литературоведческие .и другие научные
10 Основные итоги микроперепнеи населения 1994 г. Статистический сбор-пик. Саранск, 1995; Распределение населения России по владению языками (по данным микропереписи населения 1994 г.). Статистический сборник. М„ 1995.
Публикации, которые оказались полезными при характеристике основных тенденций этнического развития РЛ1 на современном этапе. Перечень н\ содержится в библиографическом списке диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Автор ставил перед собой цель — как можно полнее, всестороннее охарактеризовать современную этническую ситуацию в РМ, раскрыть как ее общие с другими регионами Российской Федерации черты, так и особенности, присущие этнической ситуации лишь в РМ; выявить факторы, приведшие к некоторому нарастанию напряженности не только во впутриэтнических, но и в межэтнических отношениях, наметить пути их стабилизации, нормализации.
Исходя из целей исследования, были поставлены и решались следующие задачи:
— рассмотрев в общем плане этнический состав и этническую структуру населения республики, этподемографпчеекпе процессы и экологический фон их протекания, определить характер и тенденции их последующего развития;
— дать анализ этнических п этноязыковых процессов в городе и на селе, показать тенденции их развития па ближайшую перспективу;
— раскрыть этнополитическую ситуацию н тенденции ее развития на современном этапе;
— проанализировать современное социально-экономическое положение в РМ, показать социально-экономическую обусловленность этнических .процессов и этнической ситуации;
— осмыслить современную этнокопфессиопальпум ситуацию, ее воздействие па этническую ситуацию.
Каждая из указанных задач в принципе могла бы составить самостоятельную тему для исследования, по оно не смогло бы дать общей картины этнической ситуации, сложившейся в РМ и настоящее время. Лишь комплексный анализ всех указанных вопросов позволяет осветить эту проблему в целом.
Л\етодология и методика исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются концепции в области теории этноса, выдвинутые С. Л. Токаревым, П. Н. Чебоксаро-вым, 10. В. Бромлеем, С. А. Арутюновым, П. Л. Жуковской, М. В. Крюковым, П. И. Пучковым, В. И. Козловым, В. В. Пи-мсновым, В. А. Тишковым, А. И. Першицем, С. И. Бруком, 10. И. Семеновым, Н. Ф. Мокшнны.м, С. В. Чешко п др., которые способствуют .пониманию феномена этпичпости, анализу процессов этнического развития, изучению нсторнко-стадиальных этапов эволюции этнических общностей, их структуры, самосознания, принципов их классификации.
При сборе эмпирнчеекпх данных автором диссертации использован ряд методов полевой этнографии и, прежде всего, мс-
чьд непосредственного наблюдения. Для получения массового материала применялся опрос, в том числе посредством анкетирования, позволяющий использовать затем статистический анализ собранных данных. Анкеты заполнялись методом интервью. Подготовка диссертации потребовала применения сравнительно-исторического, комплексного и некоторых других методов исследования, включала изучение литературы, материалов текущих архивов.
Научная новизна. Данная диссертация — первое в этнологической науке исследование, посвященное изучению современной этнической ситуации в РМ. 0.но представляет собой работу, написанную на основе широкого круга источников, в частности, полевого эмпирического материала, впервые вводимого в науку, и освещающую актуальные проблемы как межнациональных, так и внутринациональных (мордовских) отношении в РМ на современном этапе.
Практическая значимость. Тема диссертации непосредственно связана с разработкой и реализацией программы «Гармонизация межнациональных отношений в Республике Мордовия», в подготовке которой принимали участие ученые ряда ее научных учреждений и вузов. Содержащиеся в ней наблюдения и выводы могут помочь в осмыслении не только стратегических основ национальной политики в РМ как одном из субъектов Российской Федерации, но и ее тактики, особенно в таких ее чувствительных ипостасях, как этноязыковая и этнакопфесснональ-ная сферы. Многие положения диссертационной работы могут быть использованы при создании обобщающих и специальных трудов то этнографии Мордовии, как и смежным дисциплинам, связанным с этнографией, в подготовке материалов для «Мордовской энциклопедии», в разработке лекционных курсов и учебных пособий по этнологии и отечественной истории, краеведению, регионологпи, культурологии, этподемографнн, этнопеда-гогнки и этнопсихологии.
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях, заслушаны и обсуждены на заседаниях отдела археологии и этнографии Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве РМ, доложены па научных конференциях и конгрессах: Сафаргалиевских научных чтениях (Саранск, 1996), Огаревс.ких чтениях Мордовского университета 1991 — 96 гг., .научной конференции «Мордовский -народ: история, современность, перспективы» (Саранск, 1994), VIII Международном конгрессе фпнно-угроведов (Ювяскуля, 1995), Всероссийской научно-практической конференции «История, образование и .культура пародов Среднего Поволжья» (Саранск, 1997) и других научных форумах.
Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами исследования диссертационная работа состоит из «Введении», пяти разделов, «Заключения», библиографического списка и приложении.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, охарактеризованы объект п предмет исследования, очерчены территориальные н хронологические рамки, показана степень изученности проблемы, дан аналитический обзор основных групп источников и литературы, использованных при написании диссертации, сформулированы цель и задачи исследования. Введение знакомит также с теоретико-методологической основой диссертации, ее понятийным аппаратом, методикой исследования, его научной новизной и практической значимостью. Во введении указаны научные учреждения и форумы, где апробировались основные положения и выводы диссертации.
Первый раздел диссертации посвящен рассмотрению этнического состава населения Мордовии, экологических условий и эт-нодсмографических процессов в республике.
В его первом подразделе раскрывается история формирования современного этнического состава населения РЛ'1. Из ныне населяющих РМ народен (мордва, русские, татары) аборигенным се народом является мордва, относящаяся к финно-угорской группе уральской (уральско-юкагирской) языковой семьи. Русское население Мордовской земли, именуемое в древнерусских летописях «Пургаеовой Русыо», скорее всего, представляло собой крсетьяи-нерсселенцев, хотя не исключено, что отчасти его могли составить потомки плененных мордвой русских дружинников муромского князя Ярослава, который совершил неудачный для него поход на Мордовскую землю, потерпев здесь поражение 4 марта 1103 года".
Если славяно-русское население па этнической территории мордвы появилось еще в домонгольский период, то татарское население проникает сюда с монголо-татарским нашествием. Оно в основном концентрировалось первоначально в южной части этнической территории мордвы, в бассейне р. Мокши, где в конце XIII — начале XIV вв. на месте некоего мордовского поселения был построен город, названный монголо-татарами Мох-шн (современный город Наровчат в Пензенской области).
В конце XV в. в основном завершается присоединение Мор-
11 Лапрснтьсвская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 1. Л., 1926. С. 280.
довскон земли к Российскому государству, что имело большое позитивнее значение для обеих сторон. Мордва была первым крупным народом, присоединившимся к России. Ее пример оказал немалое воздействие па этнополитнчеакую ориентацию других народов Поволжья, да и не только этого региона, ,присоединявшихся к России непосредственно вслед за мордвой, по се стопам. Можно смело говорить, что присоединение мордовского народа к Российскому государству стало то существу основополагающим моментом его формирования как полиэтнического государства.
В результате длительного процесса (проникновения русских па Мордовскую землю, участия са.мой мордвы в освоении других территорий в качестве спутника русских « середине XIX в. расселение ,мордвы приобрело дисперсный характер. Это затрудняло в советские годы становление мордовской государственности. Если ряд .народов Среднего Поволжья обрел автономную государственность в первые годы советской власти, то мордовская автономия начинается с 1930 г., когда была создана Мордовская автономная область, преобразованная в 1934 г. в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.
В годы советской власти произошли качественные изменения не только в социальной структуре мордовского этноса, но и в его типе: стала складываться мордовская нация. Однако процесс этнической консолидации мордовской нации нельзя считать завершенным п поныне.
В настоящее время, в связи с распадом СССР п отходом от социализма, возвратом к рыночному хозяйству, социальная структура мордовского народа, безусловно, .будет изменяться, что в конечном счете отразится на его этническом типе. По каким он станет в ближайшем будущем, пока говорить преждевременно, поскольку это будет зависеть от многих параметров, но которым пойдет дальнейшее экономическое н этнополнтпче-ское развитие Российской Федерации. То же самое можно сказать о русском, татарском этносах п всех других народах, населяющих РФ.
Во втором подразделе освещается экологическая обстановка в Мордовии, возрождение экономики, культуры и этнического самосознания народов которой невозможно без обеспечения необходимых природных предпосылок их существования. В па-стоящее время на территории РМ с ее критической экологической обстановкой реализовать этнические потребности в надлежащем объеме весьма сложно. Главные экологические проблемы РМ: загрязнение почвы и атмосферы, дефицит доброкачественной питьевой воды; минерально-сырьевых п энергетических
ресурсов, деградация почвенного покрова; катастрофическое сокращение лесов и другой растительности, падение потенциала естественных рекреационных ресурсов, стихийная урбанизация.
Экологические «страсти» в РМ нарастают еще больше в связи с намеченным строительством па р. Мокше близ мокша-мордовского села Новое Мамапгино Ковылкннского района круп-нсншего промышленного объекта — ГРЭС, которая, как предполагается, будет работать на канско-ачимском угле из Красноярского края. Пока по существу остаются без внимания этнические последствия возведения Мордовской ГРЭС, которые могут быть по многом негативными, особенно для аборигенного населения региона, а именно мордвы-мокши. Как показывает практика, возведение таких мощных гигантов индустрии сопровождается притоком ипоэтннчной рабочей силы и специалистов со стороны, что влечет за собой изменение этнической ситуации в регионе, усиление процесса ассимиляции мордвы, который и без того очень интенсивен.
В третьем подразделе первого раздела характеризуются современные этнодемографические процессы в Мордовии. Отмечается, что в последние годы наблюдается падение рождаемости, увеличение смертности, старение населения. Продолжается процесс депопуляции мордовского этноса, негативно отражающийся на его этническом самочувствии. Наивысший показатель абсолютной численности мордвы в СССР был зафиксирован Всесоюзной переписью населения 1939 г. —■ 1 млн 456 тысяч. После данного показателя этнодннамическая траектория численности мордвы стала падать: п 1959 г. — 1 млн 285 тыс., и 1970 г. — 1 млн 263 тыс., 1? 1979 г. — 1 млн 192 тыс., в 1989 г. — 1 млн 154 тыс.1-
Улимплпсиле воспроизводства этно.са, превращение его из расширенного в простое, а затем и суженное не может не вызывать серьезной тревоги. Это симптом, свидетельствующий о необходимости глубоко задуматься над перспективами развития мордовского этноса, проанализировать причины, приведшие к таким результатам. Автор диссертации в различных ее разделах приводит целый ряд причин, которые воздействовали и продолжают воздействовать на этот процесс. В их ряду весьма существенное место занимает миграция, особенно усилившаяся в советские годы.
Во втором разделе диссертации рассматриваются этнические и этноязыковые процессы.
В первом подразделе характеризуются этнические процессы,
12 Итоги Всесоюзном переписи населения 1959 года. СССР (сводный том). ¡4., 1962, С. 185; Современные этнические процессы в СССР. М., 1975. С. 485; СССР п цифрах в 1989 году. Краткий статистический сборник. М., 1990. С. 40.
протекающие н современной Мордовии, особенно такие, как этническая консолидация и этническая ассимиляция, своими корнями уходящие не только в советское, но н в досоветское время. Главной причиной уменьшения численности мордвы является ее ассимиляция, выступающая в форме обрусения. Обрусение особенно заметно за пределами РМ, в мордовской диаспоре. В самой республике этот процесс протекает менее интенсивно. Численность мордвы в пей по переписи 1970 г. была выше (365 тыс.), чем по переписи 1959 г. (358 тыс.). Перепись 1979 г. ипервые показала начало уменьшения численности мордвы и в Мордовии. С 365 тыс. в 1970 г. она уменьшилась до 339 тыс. в 1979 г. и до 313 тыс. в 1989 г.13
В настоящее время более половины браков, заключаемых мордвой, проживающей в городах РМ, являются смешанными, главным образом, мордовско-русскими. Сельская мордва, « которой относится большинство мордовокого народа (в РМ в 1989 г. мордва составляла в городах 22,1 %, а в селах — 45,9 %), сохраняет эндогамность довольно прочно, однако н на селе наблюдается тенденция к росту частоты межнациональных браков14.
Во втором подразделе второго раздела исследуются этноязыковые процессы, раскрывается современная этноязыковая ситуация в Мордовии. В диссертации па основе полевых этнографических исследовании выделяются сферы функционирования мордовских (эрзянского и мокшанского), русского и татарского языков, определяются сферы их взаимодействия в реальном речевом поведении представителей разных этносов, проживающих в РМ, предполагаются перспективы изменения этноязыковой ситуации. Отмечается возрастание интереса к мордовским языкам п последние годы, расширение сети школ с преподаванием родного языка и литературы как в РМ, так и в других местах компактного проживания мордвы.
Третий раздел посвящен анализу этиаполптичсской ситуации в РМ на современном этапе. В нем рассматриваются этионолн-•шчеекпе и этнокультурные движения в Мордовии, их основные идеи и акции, направленные -на реализацию этих идей (общества н организации «Масторава», «Эрзянь мастор», «Русь», «Якта-шлар» н др.). В диссертации отмечается, что если во многих бывших союзных и авт-оно-мных республиках политическая -поляризация происходила преимущественно по этническому признаку, то в Мордовии этот процесс более сложен и запутан, связан с многочисленными расколами и последующими новыми
13 Национальный состав населения РСФСР. М., 1990. С. 116.
14 Мордва (историко-этнографичсские очерки). Саранск, 1981. С. 188 — 189; Национальный состав населения РСФСР. С. 11G.
объединениями разных групп, организации и движении, как национальных, так и «интернациональных», демократических и социалистических, светских и религиозных.
В этом разделе рассмотрены основные положения повои Конституции РМ, принятой в 1995 г., наиболее важные аспекты национальной политики нового руководства республики, пришедшего к власти после завершения работы Верховного Совета и выборов Государственного Собрания, а затем и Главы РМ. В Мордовии складывается многопартпйиая система. На сегодня Министерством юстиции РМ зарегистрировано 49 политических партий и общественных движений, в том числе эрзянско-мок-шанское молодежное движение «Од впй» («Молодая сила»), мордовское общество родного слова «Вангель» («Голос»), Фонд спасения эрзянского языка им. Л. II. Рябова, движение за равноправие и развитие «Эрзяпь мастор», Совет возрождения мордовского парода, ассоциация эрзянских женщин «Эрзява», ассоциация мокшанских женщин «Юрхтана» и др. Они принимают активное участие в выборах депутатов, референдумах, политических акциях, выражая свою точку зрения на происходящие в обществе процессы.
Этионолитнческая ситуация в Мордовии на современном этапе хотя и характеризуется мирными формами выражения общественно политических и национальных идей, однако не может считаться стабильной. Автор диссертации на конкретных, достоверных материалах," в ряду которых большое место занимают этнографические и этносоциологическпе опросы, показывает несостоятельность попыток расколоть мордовский парод и его государственность на Эрзянскую и ¡Мокшанскую республики или округа, либо преобразовать РМ в Саранскую область пли губернию.
Четверть!!! раздел диссертации посвящен анализу социально-экономической ситуации в Мордовии на современном этапе. В нем показываются экономические трудности реформ, кризисные явления в социальной сфере, во многом детерминированные трудностями в экономической жизни. Анализ социально-экономической ситуации в РМ свидетельствует, что в период социально-экономических преобразований Мордовия, подобно всем другим субъектам РФ, прошла, как минимум, два этапа. Первый из них (1991 — 95 гг.) характеризуется резким падением всех основных экономических показателей, обусловившим негативные последствия и в социальной сфере. Второй этап (с 1996 г. по настоящее время) знаменуется начавшейся, но еще далеко не устойчивой стабилизацией.
Кризисные явления в социально-экономической сфере, негативно сказывающиеся па благополучии широких масс населения Мордовии, играют существенную роль в нарастании межэтпиче-
ской напряженности. Лидеры русской общины, помимо общероссийских факторов, виновниками указанных явлений считают «мордовское засилье», неумение мордовских чиновников управлять республикой, игнорирование ими интересов русского населения, их стремление'К суверенизации, дистанцированию от федеральных властен. Лидеры же мордовских и татарского национальных движений корни этих бед ищут в у ни та р ист ск о - и м п ер -ской, русификаторской политике правящих кругов как самодержавной России, а затем СССР, так и нынешней Российской Федерации.
В пятом разделе автор освещает современную этноконфес-сиональную ситуацию в Мордовии. В первом подразделе этого ра-здела показан уровень религиозности населения в советское время, когда велась активная, целеустремленная антирелигиозная работа, сопровождавшаяся гонениями, репрессивными мерами не только против священнослужителей, но и рядовых верующих. Это приводило к тому, что часть населения, особенно интеллигенция, служащие, учащаяся молодежь скрывала свои религиозные убеждения, опасаясь репрессий со стороны официальных властей и идеологических организаций.
Во втором подразделе данного раздела раскрывается рост влияния религии н церкви после падения советской власти, когда было прекращено регламентирование директивными органами жизни религиозных общин, отвергнута практика воинствующего атеизма. Принятый в 1990 г. закон «О свободе вероисповеданий» закрепил за гражданами Российской Федерации право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, он вывел церковь из гетто, куда она была загнана советским государством, обеспечил реально (не на словах) равноправие всех религиозных объединений.
Легализация религиозных объединений в стране, восстановление старых, закрывавшихся в советские годы церквей и монастырей, открытие молитвенных домов и духовных учебных заведений, пропаганда религиозных ценностей в средствах массовой информации, активная миссионерская деятельность духовенства способствовали перемене отношения подавляющего большинства населения к религии и церкви, оно стало более уважительным и доброжелательным. Роль религии в общественно-политической жизни РФ заметно возросла, усилилось ее влияние на население. 29 января 1991 г. по решению Патриарха Московского ц всея Руси и Священного Синода Русской православной церкви церковные приходы РМ вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную епархию — Саранскую и Мордовскую в границах территории Мордовии. Если в 1988 г. па всю республику было 19 действующих православных прихо-
дои, то в настоящее время (по данным па январь 1997 г.) их стало 187.
Как показывают проведенные автором данной работы исследования, уровень религиозности мордвы несколько выше, чем у русских. Так было в прошлом, такая же ситуация сохраняется н в настоящее время. Конфессиональные ориентации населения РМ не ограничиваются православием и исламом. Имеются в ней и приверженцы иных деноминаций: евангельские хрпстнапе-баптисты, адвентисты седьмого дня, христиане евангельской верь^ пятидесятники), молокане и др. Активно ведут миссионерскую деятельность зарубежные проповедники («Саранский христианский центр», общество «Сознания Кришны» и др.). Одной из особенностей современной этноконфессиональной ситуации у мордвы следует считать оживление языческих верований и обрядов.
Третий подраздел пятого раздела посвящен анализу взаимоотношений религиозных объединений и национальных движений. Сели лидеры русской общины РЛ1 акцентируют внимание па своей приверженности к православию, выступают за укрепление его позиций, то лидеры некоторых национальных эрзянских движений буквально клеймят Русскую православную церковь за «крестовые походы» на эрзян, призывают отказаться от Христа и вернуться к язычеству. Особо они осуждают Русскую православную церковь за игнорирование церковного богослужения на родном языке.
«Исправить» такое положение попытались активисты создания Мокшэрзянской лютеранской церкви, официальное открытие первого прихода которой состоялось в 1991 г. в Саранске. Сейчас в РМ действуют три небольших лютеранских общины (две в Саранске и одна в Ковылкнпе).
Взаимоотношения православной и лютеранской церквей в РМ складываются непросто. Об пх антагонизме свидетельствует, в частности, «Обращение епископа Саранского п Мордовского Варсонофия ко всем верным чадам Православной церкви Мордовии», опубликованное 7 апреля 1995 г. В нем говорится, что лютеране занимаются «расколом мордовского парода, прикрываясь заботой о сохранении мордовских языков, сеют смуту в пароде, отчуждая его от русского парода». «Мы, — сказано в «Обращении», — находясь в лоне Православной Церкви, понимаем, что необходимо сохранить мордовский язык, но пе любой пеной, не ценой раскола народа по конфессиональному признаку!»'5.
Активно включилось в процесс исламского возрождения татарское население РМ, характеризующееся самым высоким
15 Варсонофий. Сочинения: В 5 т. Т. 1. Саранск, 1995. С. 178.
уровнем религиозности. Ислам является для татар очень важным фактором, помогающим сохранить свою самобытность. Гели в доперестроечные времена в РМ была одна действующая мечеть, то сейчас их десять. Помимо мечетей открылось немало молитвенных домов. Значительное место в духовной жизни татар РМ играют местные мусульманские религиозные организации. В 1996 г. мусульмане РМ создали собственное региональное духовное управление — Саранский муфтнят, прошедший регистрацию в Министерстве юстиции РМ.
Что касается Русской православной церкви, то она реальной практикой богослужения, миссионерства должна развенчать довольно распространенные представления о ней как инструменте духовно-нравственного и культурного обрусения нерусских народов Российской Федерации, в том числе мордвы, подавления их этнической самобытности, ущемления их национальных интересов.
В заключительной части работы подводятся некоторые общие итоги исследования, еще раз подчеркиваются ее этапные моменты, даются наиболее существенные, на взгляд автора диссертации, рекомендации, направленные на стабилизацию этнической ситуации в РМ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ В РАБОТАХ:
1. Динамика численности мордовского народа // Вестник Мордовского университета. 1993. № 2. С. 10 — 13.
2. Зярдо арсетяпо кельтиеде // Сятко. 1994. № 7. С. 71 — 73.
3. Фкя юронь тараттама // Мокша. 1995. № 7. С. 114 — 117.
4. Современная этнокопфессиональпая ситуация в Мордовии // Возрождение мордовского парода. Материалы научной конференции. 23 — 24 мая 1994 г. Саранск. 1995. С. 98 — 100.
5. Dynamics of qvantity of niordvinian people in the XX century // Pars 2. Sunimaria acroasium in sektionibus et symposiis fak-tarum. Congress Octavus International Fenno-Ugristarum. Jyvaskyla. 10. — 15.8.1995. P. 218 — 220.
6. О месте язычества в современной жизни мордовского народа // Гуманитарные науки н образование: проблемы и перспективы. Материалы 1 Сафаргалневских научных чтений. Саранск, 1997. С. 132 — 133.
Подписано с печать 19.05.97. Объем 1,0 п. л. Тираж. 100 экз. Заказ № 299. Типография Издательства Мордовского университета 430000, Саранск, ул. Советская, 24