автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Этнические аспекты брака и семьи сельского населения Карельской АССР в 1950-е - 1970-е годы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнические аспекты брака и семьи сельского населения Карельской АССР в 1950-е - 1970-е годы"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им• H.H. МИКЛУХО-МАКЛАЯ
На правах рукописи
Б И Р И Н Виктор Николаевич
ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕШ БРАКА И СЕИЬИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЕ-КАРЕЛЬСКОЙ АССР В 1950-е - 1970-е ГОДЫ
Специальность 07.00.07. - этиология (этнография)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
МОСКВА - 1992
Работа выполнена в секторе этнологии Института языка, литературы и истории Карелъокого научного центра Российской Академии Наук.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
академик РАН Ю.В. Арутюнян
доктор исторических наук, профессор В.В. Пименов
кандидат исторических наук В.К. Малькова
Петрозаводский государственный университет
</Ц 1992 г.
Запдата состоится н /f' часов на заседании Специализированного совета К.002.76.01 Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук (I17334, Москва, Ленинский проспект,д. 32а
С диссертацией модно ознакомиться в библиотеке Института этиологии в антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук.
Автореферат разослан
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук
с\ МиъАА,_ 1992 г.
Л.В. Никулина
(с) институт этнологии п антропологии им. ii.fi. ккшхск l'Ai'Sj Я P0CCruiCK0;i акаеяш паук г.
ОЩАЯ ХАРАКТЕРШТША РАБОТЫ
Актуальность темы. Семья как социальная микроячейка общества представляет неотъемлемую часть общественной системы, тесно связанную с другими ее элементами. Проблемы семьи,, ее место в системе общественных связей, роль по отношении к обществу, с одной стороны, и к индивиду - с другой, постоянно привлекали и продолжают привлекать внимание представителей различных общественных наук. Для этнографии семья традиционно является оджгм из главных объектов изучения, особенно если исследования направлены на выявление общих закономерностей и специфических черт ее развития у отдельных народов Л В настоящее время изучение елоашх и многообразных процессов, происходящих в сфера брлчио-ссмейних отнопе-ний, необходпю для услспного репенпл социально-эконошгае-сгеих, демографических и культурных задач стоящих перед нашил обществом.
Изученность тени. Семья в■ Карельской АССР целенаправленно стала изучаться с конца 1950-х годов. Работа велась в сравнительно-историческом плане: с одной стороны, сравнивалась семья традиционная /дореволюционная/ и современная /на тот период времени/, с другой - рассматривалось развитие семьи у лесопрсмытленшх и сельскохозяйственна :х рабочих Карелии. Основные результаты исследований были изложены в работах Р.Ф. Тароевой и А.П. Санниковой.^ В Т970-е годы эта иема затрагивалась при освещении проблем иного поряд-
* Семья и семейный быт народов СССР. П., 1990. С. 3-6.
^ Тароева Р.Ф. Семья и семейный быт // Верхний Олонец -поселок лесорубов. И,-Л., 1964. С. 329-363; она же. Семья и семейный быт // Каредч Карельской АССР. Петрозаводск, 1983. С. 136-152.
о
Санникова А.П. Социально-бытовые особенности дореволюционной и современной семьи в Карелии. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1970; она же. Изменения я структуре к численности семьи рабочих Карельской АССР // Советская этнография. Т970. № 4. С. 97-106.
П
„» 4
ка.
Особо хотелось бы подчеркнуть гот факт, что целенаправленно изучалась только сельская семья карел в основных ареалах их расселения. Хотя самим исследователям еще в Т960-е годы стало ясно, что "современную семью только одной национальности изучать в Карелии невозможно, ибо население живет в условиях большого национального разнообразия" .5
Предлагаемая работа является первой попыткой сравнительного исследования брака и семьи у основных этнических групп Карелии - карел, русских и белорусов - народов с различным историческим прошлым, длительностью межнациональных связей, проживающих ныне в одинаковых социально-экономических и культурно-бытовых условиях, тесных контактах во всех сферах жизнедеятельности. Ее цель состоит в том, чтобы: во-первых, проследить характер основных изменений, происшедших в демографических характеристиках брака и семьи сельского населения в течение тридцати послевоенных лет; во-вторых, показать, как данные изменения протекали у представителей отдельных национальностей.
Основной источниковедческой базой диссертационной работы послужили данные государственной статистики, материалы похозяйственных книг сельсоветов 1949, 1959, 1969 гг. и массового эгносощояогтескаго исследования, проведенного сектором этнографии ИЯЛИ © АН СССР в 1979 г. среди сельского населения республики. Статистическая информация отчетного характера, содержащаяся в опубликованных справочниках о^народном хозяйстве и итогах переписи населения, а также хранящаяся в фондах Центрального государственного архива Карельской АССР и Карельского республиканского управления статистики, позволила проследить изменения основных нтнодемографических и этносоциальных характеристик
Пименов В.В.. Тароева Р,Ф. Этнические процессы в Советской Карелии /7 50 лет Сойотской 1Св.релии. Петрозаводск, 1970. П. 274-24?; Сурхаско ¡О.Ю. Карельская свадебная об-ряпнпсть. М Т977; он жг. Семейные обряды и верования кпр"Л. Л., 1985.
С «»школа А.П. Социально-бытовые особенности...С.ТО.
брака и еемьи в динамике. Материалы нехозяйственных книг, также содержащие развернутые характеристики сельской семьи и условий ее визнедеятедьностн, дали возможность сравнить особенности этих изменений в различных социальных и этки-ческих средах. И, наконец, материалы этносоциологического исследования позволили определить, как реальное поведение людей, проявляющееся через призму сформировавшихся установок на тот или иной вид деятельности в сфере брачно-семей-ных отношений, влияет на изменение вышеназванных характеристик. О характер? использованных данных, достоинствах и недостатках этого материала, а такае о примененных методах исследования подробно говорится в соответствующих разделах работы. В качестве источников сравнительной информации использовалась этнографическая, демографическая, социологическая и историческая литература.
Научная новизна работы предопределяется решением задач, поставленных автором. Впервые было проведено сравнительное исследование брака и семьи у основных этнических групп Карельской АССР. Впервые такое исследование состоялось на стыке этнографии, демографии, социологии и истории с использованием методов, характерных для каящой из данных наук. Впервые в научный оборот вводится огромный новый статистический материал, который прецде был закрыт и недоступен исследователю.
Выводы работы позволяют судить как о тенденциях развития брака и семьи среди сельских жителей Карелии в послевоенный период, об их особенностях в различных этносоциальных средах, так и о тенденциях этнических процессов в сельских районах Карелии, о перспективах этнодемографичеокого и этнокультурного развития каддой из названных этнических групп, об издержках национальной политики, проводимой государством в предшествующие годы.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации были использованы: I. При подготовке отчетов о научно-исследовательской работе: "Оценка влияния жилпоселка энергетиков на межнациональные отношения в районе строительства АЭС с
учетом интересов коренной национальности", "Выбор площадок для размещения мощных энергоисточников"Проблемы рационального природопользования и социально-экономического развития Заоненья", выполненных по заказу Совета Министров КАССР; 2. При подготовке очерка по семье карел в коллективной монографии "Семейный быт народов СССР". (М., 1990); 3. Народными депутатами Верховного Совета Карельской АССР при подготовке документов, касающихся выработки принципов проведения национальной политики в республике; 4. Для пропаганды знаний по этнической истории народов, в лекционных курсах по проблемам современной семьи и брачно-семейных отношений; 5. В лекциях и консультациях при ознакомлении зарубешых коллег (Финляндия, США, ФРГ) с проблемами национальных отношений в Карелии.
Кроме того, они могут быть использованы при подготовке работ по этнической истории народов СНГ, при планировании социально-экономического и культурного развития села в республике Карелия, службой семьи, а также в качестве сравнительного материала при проведении аналогичных исследова -ний в других районах и областях России.
Теоретической основой исследования является марксистская концепция возникновения и развития брака и семьи, разработанная в трудах советоких ученых. В диссертации данные вопросы рассматриваются преимущественно в двух аспектах: этнодемог;рефическом и.этносоциологическом. Соответственно использовалась методика и методология, применяемая в названных общественных науках при изучении и описании явления, объекта, предмета, события и т.п. Каждый из затрагиваемых вопросов рассматривается в динамике, с учетом конкретно-исторических, социально-экономических и этнокультурных условий с обязательным прогнозом его развития в ближайшей перспективе. Р-ыбор и применение того или иного метода вырьи-ровал в зависимости от решения конкретных задач исследорания.
Апробпция работы. Основные положения диссертации были иэлпжгны в многочисленных устных выступлениях (лекции, се-минпрм, круглые г толы) пср"п населенном республики, в рес-
публиканских средствах кассовой информации (пресса, радио, телевидение), а такие в докладах на: Всесоюрной научной конференции "Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества" (Махачкала, 1985); этнографическом совещании "Современны® этнические и культурно-бытовые ° процессы у народов Урало-Поволльл и Европейского' севера СССР" (Устинов, Т985); научно-практической конференции;молодых ученых "Актуальные проблемы развития общественных наук на современной этапе" (Петрозаводск, 1986); круглом, сголо "Национальный вопрос и иеотациональныв отношения в СССР: история и современность" .(Москва-,- 1989); научно-практической конференции "Карзлы: этнос, язык, культура и экономика . Проблемы и пути развития в условиях соверзенстзоваг нил цегнациональкых отношений в СССР" (Петрозаводск, 1989); международной конференции "Арктика" (Петрозаводск, 1990); Всероссийской научной конференции "Европейский север: история и современность" (Петрозаводск, 1990); По теме диссертации опубликовано 7 статей.
< Диссертационная работа обсуддсна, получила полопптадь-ную оценку и рекомендована г? защите на заседании сектора этнологии Института ЯЛИ Карельского научного центра РАН, отдела этносоциологии Института этнологии н антропологии км . H.H. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук.
Структура работы. Диссертация состоит из.введения, трех глав и заключения, а такае списка использованной литературы. Текст диссертации включает в себя 57 таблиц и 14 рисунков-диаграмм.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, показывается степень ее изученность, формулируются цель и задачи исследования, его новизна, дается обзор литература и источников, описывается методика и техника сбора, обработки , и обобщения материала.
Первая глава " Возраст вступления, в брак" посвящена анализу одного из основных показателей брачности. В основу • положено исследование материалов текущего учета браков за
1959, 1970 и 1979 гг. методом условного поколения.
В § I рассматривается возраст первого брака кенихов и невест. Отмечается, что для брачносги мужчин характерно мед-' ленное нарастание ее интенсивности после достижения человеком минимального брачного возраста, резкое увеличение числа браков в оптимальном брачном возрасте (в 22 - 24 года в 1959 г. ив 21-23 года в 1970 и 1979 гг. с ярко выраженным брачным пиком в 23 ив 22 года соответственно) и постепенное их снижение в дальнейшем. Невесты не имеют такого "пикового" брачного возраста. Пик венской брачности растягивается на три года (20-22 года в 1959 г., 19-21 год в 1970 и 1979 гг.), в каждом из которых заключалось примерно равное количество браков.
Сравнение показателей среднего возраста вступления в брак свидетельствует, что. брак заметно помолодел. Произошло это как'за счет активизации ранней брачности, так и за счет резкого сокращения случаев позднего вступления в брак. В конце 70-х; гг. в селах КарелшгИоэрасте старте 30 лет, заключенный женихом и невестой впервые, становится редкостью, в то время как брак 18-19-летних распространяется повсеместно. В,целом, для рассматриваемого периода была характерна все нарастающая концентрация браков вокруг "пикового" возраста.
Ранняя брачносгь традиционна для сельской местности. В этом проявлялась одна из особенностей кизни крестьянина. И в настоящее время специфика сельского образа кизни если не способствует, то, по крайней мере, не противоречит ранней брачности. Занятие сельскохозяйственным трудом далеко не всегда требует высокой квалификации и длительного специального обучения. Конечно, получение образования и профессионализация в известной степени одерживают уровень брачности в ранш.х возрастах. Однако в сельской местности Карелии это справедливо лишь по отношению к женщинам.' №ленно женщины с высшим, а часто и со средним специальным образованием выходят замуж на 2-3 года позднее своих сверстриц.
Тенденцию к омоложению браков все же следует считать не вполне благоприятной. Сна означает, что часть молодых людей ¡¡трнится и выходит за'-нчс »т.!'1 не достигну* социальной зрелое-
ти, не -став вполне самостоятельным, оставаясь под опекой ро дителей. Это особенно справедливо в отношении сверхранних браков, в момент заключения которых возраст зениха, а чаще всего невесты, нияе минимального установленного законом срока. Расширенна добрачных половых связей, усугубленное контрацептивной безграмотностью, нензбеано приводило к беременности, а та - к браку. В итоге, все сверхранние и подавляющее большинство ранних браков'были стимулированы ожиданием ребенка, что, помимо вышесказанного, не могло не отразиться на их стабильности.
Одной из ва~шейших особенностей брачности в селах Карелии является сглагаюание этнической дифференциации брачного возраста. Тем не менее, карелы, которые при дифференциации Срочности гегсцин по этническому признаку были отнесены мноо к "европейскому типу брачности", вступают в брак в целом позднее, чем их русские и белорусские сверстники, что связано с традицией. Однако сана традиция под влиянием изменения условий пизни постепенно начинает трансформироваться, о чем свидетельствует и факт онолопения брачного воэрас -та, затронувшее все национальности, и то, что в период оп-тималышх сроков вступления в брак этническая дифференциация ослабевает.
§ 2 посвящен исследовании такого малоизученного социального явления, как повторные браки, доля которых в период с 1959 по 1979 г. у мупчин выросла в 2,5 раза, у яенщин - в 2,7 раза. Установлено, что этот рост прямо связан с усилением разводимое™. В 1979 г. браки разведенных составили 86$ всех повторных браков мукчин и 78$ - пенщин.-Особое внимание обращает на себя увеличение повторной брачности в интервалах оптимального брачного возраста. Так у мугсчин молоке 24 лет доля повторых браков увеличилась в 8 раз, у аенцин -в 4 раза, а в возрасте 25-29 лет - соответственно з 5 раз и в 4,5 раза. Это новое для карельского села явление, целиком вызванное ростом раэводимости молодых супругов, брак которых к тому ае не был продолжительным. В возрасте старше 30 лег каядый второй брак мужчин и каждые два брака из трех у иен-щин били повторными. В конце 70-х гг. половина всех годовых
■г
повторных, браков мужчин и венщин заключалась в возрасте до 30 лет. вместе ,с омоложением первых браков произошло омоложение к повторных браков.
Повторная брачность, а отличие от первой, имеет два возрастных пика: 25-29 лет (его образуют преимущественно разведенные!) и 40-49 лет (. в нем велика роль вдовых). Причем, мужчины, в такой брак чаще встпуают после 30 лет, а кенщины - до 30 лет. Этнические особенности повторной брачности обусловлены этническими особенностями разводимости и изменяются вслед за ней.,В более молодом возрасте новую семью создают мужчины и женщины русской .национальности: у них самая высокая разво-цимость среди молодега..
В § 3 рассматривается соотношение возрастов кенихов и невеет.' В 50-е - 70-е гг. браки заключались, как правило, медду женихами й невестами близких, друг другу возрастов. Доля супружеских союзов ровесников составляет примерно половину всех заключенных' браков. Среди браков с разницей в возрасте таннха и невесты преобладают те, в которых муи старше кены (более трети- брако,'в;), но случаи, когда возраст иены превышает воз-рас^ муиа', такке не являются редкостью (от II до 17$). В таких браках чаще встречаются союзы, когда разница в возрасте не. превышает в основном четырех лет. Семьи, в которых мув на 5-9 лет старше Еены, создаются в 3 раза чаще, чем наоборот. Значительная разница в возрасте супругов (10 лет и более) встречается крайне .редко и в основном при повторных браках.
В .течение рассматриваемого периода господствовала тенденция на сокращение разницы в возрасте мевду супругами, что в первую."очередь было связано с нормализацией половозрастной структуры населения,. Вместе с тем было установлено, что соотношение .возрастов брачащихся существенно зависит от возраста вступления в брак мужчин и женщин. В раннем браке возраст супругов нередко имеет большую разницу, чем вобычном. Для него типична юная жена и находящийся в расцвете сил мук. Хотя все чаще стали встречаться юные супруги-ровесники. В оптимальном брачном возрасте превалирует брак ровесников. Е)ступление в брак ч позднем возрасте тачке ведет к дифференциации возрастов супругов, которая образуется в основном за счет браков
Ю
мужчин старших и пожилых возрастов с молодыми иенщинами.
В целом, происшедшие в брачном возрасте женихов и невест изменения - результат постепенного перехода населения к новым формам демографического поведения.
в
Вторая глава " Межнациональны брак" посвящена изучению динамики, тенденций, факторов и последствий межнациональной брачности.
в § I подчеркивается, что Карелия по удельному весу национально-смешанных семей занимала одно из первых мест в СССР и являлась единственной из автономных республик, где более высокая их доля зафиксирована не в городе, как обычно, а в сельской местности. В 70-е гг. самой высокой межнациональной брачностью (до 91%) отличались в селах Карелин белорусы и украинцы, семой низкой (примерно треть) - русские. У карел межнациональным был каддый второй заключаемый в течение года брак. В известной степени такой расклад предопределяется долей данных этнических групп в населении, среди которых доминируют русские.
Как показал анализ брачного возрасте, проведенный в §2, в конце 70-х гг. в селах Карелии яенихи и невесты в межнациональный брак вступали более молодыми, чем в однонациональный. В большей степени это характерно для лиц карельской и белорусской национальности, в меньшей - для русского населения. Традиционный брачный возраст данных народов проявился и в смешанной брачности: у лиц карельской национальности межнациональный брак в среднем старше, чем у русских и белорусов. Причем, очередность брака практически не влияет на его смешанность или однородность у мужчин, но сказывается у женщин.
§ 3 посвящен изучении вариативности брачных пар. В В 1960 г. в сельской местности Карелии среди карел существовало 22 варианта межнациональных браков: 16- с участием мужа-карела и 21 с участием жены-карелки. Более широкий набор национальностей среди женихов карельских невест является следствием более активной миграции в республику мужчин.
Среди всех супружеских союзов, образованиях карелами до середины 1960 г., браки с русскими, составляли: у мужчин -
И-
более двух третей, у женщин - более половины всех межнациональных браков. Второе место занимали браки с белорусами: каждый'пятый у женщин и каждый шестой у мужчин. Помимо суп- ' ружеских союзов с русскими и другими восточно-славянскими народами., которые занимали ведущее место в качестве брачных партнеров карел (85%), относительно широко распространены браки с родственными народами, в первую очередь с вепсами, эстонцами, коми, мордвой и особенно финнами. Встречаются также браки с экзотичными для данных мест тгоркоязычными народами , (татары, чуваши, узбеки) и прочими представителями большой многонациональной страны, которых судьба забросила в Карелию. Частота различных сочетаний, поскольку она зависит от численности данной национальности, колебалась от единиц и десятков до нескольких сотен. Однако сам факт разнообразия сочетаний свидетельствует о расширении мешацио-нальных контактов карел.
Диапоэон брачной избирательности карел самым тесным образом связан с этнической структурой районов и поселений, с ,од:юй стороны, и с их собственной численностью в них - с другой. В районах с более смешанным населением наблюдается и гораздо большее разнообразие брачных сочетаний. Широкая вариативность брачных пар говорит не только о расширении брачного рынка,- вовлечении в него практически всех проживающих в республике нароцов, но и об углублении и упрочении межнациональных связей между ними, что благоприятно сказывается на общем климате-межнациональных отношений в Карелии.
.Национальная предпочтительность брачного выбора, анализируемая.в § 4, зависит от многих факторов: половая диспропорция и близость культур контактируемых народов, исторически. сложившиеся отношения межру ними, положительный или отрицательный этнический стереотип в оценке друг друга, общий климат межнациональных "отношений в республике, а также исто- -ричоская традиция межнациональной брачности этносов, сложившийся у них круг родственных сэя'оей, включающий представителей разных национальностей, отношение общественного мнения к межнациональным брпка вообще и с. представителями конкретного народа г> частности и т.м. Все это причудливо переплетено
и тесно спаяно между собой таким образом, что порой бывает трудно отделить одно от другого и точно определить, какие факторы первичны, а какие - вторичны.
Статистическое распределение межнациональных браков показывает, что и коренное карельское население, и пришлые белорусы с украинцами при вступлении в смешанный брак предпочтение отдают русбсим. В свою очередь, у русских превалируют браки с карелами и белорусами, составляя примерно равновеликие доли. При этом мужчины чаще женятся на карелках, а женщины выходят замуж за белорусов. Соотношение показателей вариантов межнациональных браков с теоретически вероятным показывает, что наиболее распространенные карельско-русские браки на самом деле заключаются значительно реже, чем можно было бы ожидать, исходя из теоретической вероятности. Они составляют немногим более половины их теоретически возможного числа. Напротив, наблюдаемая частота русско-украинских и белорусско-украинских браков не только приближается к их теоретической вероятности (жена - русская, муж - украинец ) и даже равна ей (муж - украинец, жена - белоруска), но нередко и превосходит ее (жена - укрианка, муж - белорус и муж - русский., иена - украинка). Можно утверждать, что в названных сочетаних национальная принадлежность не принимается в расчет.
Самый низкий индекс брачности имеют карельско-белорусские браки. Это означает, что между этими народами продолжают сохраняться определенные культурно-бытовые отличия, которые снижают их взаимную брачную предпочтительность. В частности, и карелы, и белорусы обнаружили наибольшее расхождение позиций в оценке друг друга, касающихся качеств, которые наиболее свойственны как данным этносам в целом, так и "идеальному супругу" в частности.
В целом, на протяжении всех 70-х гг. наблюдалось сближение реальных показателей межнациональной брачности с ее реоретичесяой вероятность». В этом плане действительная картина смешанной брачности в селах республики в известной степени соответствовала ее объективной возможности.
ТЗ
Тенденциям меотациональной брачности и ее факторам посвящен § 5. Данные похозяйственных книг, обработанные по методу когорт (возможность применения которого при изучении межнациональных браков подробно обосновывается) свидетельствуют, что в поколении карел, вступивших в брак в 1910 -1919 гг., в 1949 г. состоящих в межнациональном браке насчитывалось 6%. В четырех случаях из пяти это был супружеский союз с русскими, которые, в свою очередь, также отдавали предпочтение бракам с карелами.
Тесные, регулярные и всеобъемлющие контакты карельского и русского населения, насчитывающие многовековую историю, совместное расселение карел и русских (нередко в пределах одного поселения), равные юридические права тех и других в системе землепользования, владения промысловыми и сельскохозяйственными угодьями, совместная работа на различных казенных и частных предприятиях, общее православное вероисповедание, отсутствие национальной предубежденности, сходный образ кизнн, распространение русского языка - способствовали естественному сблиненню этих двух народов в зонах этнического порубеаья и особенно в районах известной изоляции их отдельных групп от основных этнических массовое. Естественно, что у них слогались и общие во многом основы брачно-семейных отношений. Однако слабое социально-экономическое развитие края, проявившееся, в частности, в стабильном сохранении ограниченности расселения русских и карел, и национальная политика царского правительства, поддерживаемая идеологией бурауазного национализма и официальной церковью, сдврдивали рост межнациональных браков населения до революции.
Хозяйственно-экономическое освоение края в 20-е-30-е гг., вызвавшее приток инонационального населения, с одной стсроны, и сорвавшее с наслоенных мест часть местного населения - с другой, способствовало усилению контактов разно-этнических групп. Расширение старых и появление новых этно-контактных зон (места крупных строек, первые лесные поселки лесозаготовителей) явились дополнительным благоприятным фак-тороы развития традиций межнациональной брачности в советское время. Рост смешанных браков ь эти годы произошел глав-14
нш образом за счет продолдавшегося сближения русских и карел. Доля браков между ними увеличилась в 1,5 раза. К началу 40-х гг. примерно каждый десятый брак карел был национально-неоднородный. '
Многочисленные потери мужского населения в годы войны и репрессий, создавшие ощутимую половозрастную диспропорцию, начавшаяся в связи с промышленным развитием региона массовая миграция в республику белорусов п украинцев, а такде русских, что усложнило этническую ситуацию, проникновение вновь прибывших на территорию прежде заселенную преимущественно карелами, и расселение их там в создаваемых в большом количестве лесопромышленных поселках, с самого начала отличавшихся высокой полиэтничностью,- - вот основные факторы резкого увеличения общего числа наднациональных браков в послевоенные годы.
Карелы и русские по-преднему оставались в эти.годы наиболее близкими брачными партнерами, хотя число пх браков с представителями других национальностей такде увеличилось. В первую очередь это относится к их бракам с белорусйго, которые у обоих народов вышли на второе после браков ыед-ду собой место и оставались на не.м в дальнейшем. Причем, никогда больше карелы не вступали в брак с белорусами так часто, как в 50-е годы. 1Сарелы приняли белорусов подобросо-седски п практически без адаптационного периода, характерного для новопоселенцев, хотя основная их масса встретилась с данным этносом впервые. Вполне возмогло, что решаюэдю роль в этом сыграла именно половая диспропорция, которая, по-видимому, способна отодвинуть и преодолеть фактор национальной предпочтительности. Основная масса меднациональных браков заключалась в эти года в лесных поселках, хотя для каддого этноса существовали свои особенности.
В бО-е-7О-0 гг. темпы роста смешанных браков стабилизировались, хотя процесс мепнациональной брачности продол-дал углубляться: каждое последующее поколение вступало в брак с представителями не своей национальности активнее я шире, чем предыдущее. Так, в возрастной группе 40-49 лет имели родителей разных национальностей только 9% респом-
дентов, а среди 20-29-летних - 38%. В действие вступили новые, "внутренние" факторы, которые в потенции были заложены ранее, в основном в 50-е гг. Решающее значение имела интернационализация родственно-соседских и дружеских связей на бытовом повседневном уровне, когда почти каддый человек независимо от пола, возраста, образования и профессии, часто сам находясь в однонациональном браке, имел близких родственников, не говоря угхе о соседях и друзьях, состоящих в браке с человеком другой национальности. Именно это обстоятельство более всего способствовало сближению народов, усилению их доверия друг к другу, формировавшее благоприятный климат межнациональных отношений.
Особое внимание было уделено такому последствию межнациональной брачностл, как ассимиляция, существенно влияющей на судьбу "малых" народов. По данным исследования 1979 г., 40% лиц, родившихся от смешанных браков с белорусами, не причисляет себя к белорусской национальности. Как этническая группа белорусы в селах Карелин сохраняются за счет населения преимущественно старших возрастов. Если се принять во внимание девяносгопроцентную межнациональную брачность белорусской молодежи, то при сохраняющейся ситуации белорусы скорее всего будут ассимилированы русскими укэ в недалеком будущем.
Ассимиляционные процессы среди карел таксе весьма значительны. Особенно сильно в этом плане влияют карельско-русские семьи, дети в которых чаще "выбирают" русскую национальность. Ликвидация "неперспективных деревень", существенно нарушившая естественную этнокультурную среду пропивания карельского этноса, снижение уровня рождаемости, подорвавшие демографический потенциал народа, а также курс на слияние наций, наиболее активно проводившийся государством в 70-е гг., привели к тому, что дальнейшая судьба карел стала выглядеть весьма проблематично. Это относится к вепсам и финнам. Единственным народом, сохраняющим прогрессивный тип ьопроиэводства своего этноса, являются русские.
В Карелии заключение браков между людьми разных нацио-нагькг-сгей стало упе традиционным явлением и давно носит мас-
совый характер. Это свидетельствует о тон, что развитие национальных отношений идет по пути интерграции проживающих здесь народов. Данный процесс имеет благоприятные перспективы при условии проведения государством стабильной и действительно гуманистической национальной политики.
В третья главе "Структура семьи п тенденции ее изменения" рассматриваются качественно-количественные изменения, происшедшие в численном и родственном составе семьи, а также основные факторы, более всего на них повлиявшие.
В § I анализируются семьи, дифференцированные по родственному составу, подробно прослеживаются тенденции изменения каждого выделенного типа семьи. В конце 40-х гг. в селах Карелии среди всех этнических групп преобладали семьи двух типов: супруяесгсая пара с детьми и один из супругов с детьми, доли которых были примерно равны. Основной причиной широкого бытования неполных семей была война, вызвавшая большие потери муаского населения. Она пе предопределила высокий уровень семей, в которых объединялись родственники, чтобы противостоять военному лихолетью. В конце 70-х гг. превалировали сулрупеская пара с детьми (44%) и супружеская пара без детей (30%). Количество неполных семей стабилизировалось на уровне 13%.
В 40-е-50-е гг. неполные семьи состояли преимущественно из военных вдов и детей, начиная с 60-х гг., преобладающими становятся семьищ которых с детьми нипет разведенный супруг, как правило мать с маленькими детьми. С отцом чаще всего просеивают дети младшего школьного возраста. Резкое повышение разводпмости в 70-е гг. не принесло адекватного роста неполных семей - в период с 1970 по 1979 г. она увеличились всего на полпроцента - свою компенсаторскую роль сыграла повторная брачность и миграция. Особенно много неполных семей было зафиксировано у вепсов и финнов.
Несмотря на характерный для всего послевоенного периода процесс нуклеаризации сельской семьи, доля трехпоколен-ннх семей продолжала сохраняться. В 50-е - 60-е гг. основным источником их форшрования являлась неполная семья, поэтому их сокращение во многом зависело от стабилизации чис-
Т7
ленности последних. В конце 70-х гг. доля грехпоколенных семей не превышала уве 9$. Чаще всего такие семьи встречались у карел и вепсов. В свою очередь, уменьшение общего числа грехпоколенных семей спороводдалось реэйим ростом бездетных супругов. Образованию и накапливанию "вторичных супрукеских пар" способствовали два основных фактора: постарение сельского населения, усугубленное миграцией молодежи из села, и процесс нуклеаризации семей. Поншгая бездетная пара в 70-е гг. чаще всего встречалась у финнов -самого старого по возрасту населения республики. Молодая, супружеская пара, в течение длительного времени остающаяся без детей, для сельской местности Карелгщ не характерна. Процессы урбанизации создают предпосылки для функционирования малой нуклеарной семьи. Самой высокой степенью г;у^яеа-ризациисемьи из трех) отличались в 70-е гг. национально семьи. Слошые и трехпок о ленные семьи продолжали существовать преимущественно у.коренного населения, проживающего в мелких населенных пунктах в "своей" этнической среде.
Численный состав семьи, рассмотренный в Р 2, шел тенденцию к сокращению. В процессе его трансформации сельская . семья шла вслед за городской, испытывая воздействие городских норм и стандартов. В Карелии в конце 70-х гг. семьи „ из пяти человек стала слуснгь границей ыевду иалыми и большими по размеру семьями. Все более типичной становится семья из двух человек: пошзлой супрукеской пары и матери с ребенком - до 30^. В результате средний размер семьи в белах Карелии резко уменьшился и оказался самым низким среди всех автономных республик РСФСР, составив 3,2 человека. В конце 70-х гг. более многочисленная семья была характерна для карел, русских п белорусов, а малочисленная - для финнов, вепсов и украинцев.
На численный состав семьи абсолютное влияние оказывают два основных фактора: родственный состав и число детей. Коэффициент взаимной сопряженности признаков показывает, что в 40-е~50-е гг. число членов в семье больше зависело от ее состава, а в 60-е-70-е гг. - от детности.
В 70-е гг. уровень рождаемости у женщин всех национальностей снизился, по сравнению с 50-ми гг., более чем в двое и заметно сблизился. Отмеченные этнические различия в уровне рождаемости ввиду высокой межнациональной брач-ности не играют существенной 'роли в дифференциации семей этнических групп по детности. Так, более высокая рождаемость белорусок повысила детность не белорусских (в них проживал в основном один ребенок), а карельско-белорусских и русско-белорусских семей, в которых чаще встречались трое детей. В целом, детность национально-смешанных семей выше, чем однонациональных.
Процесс трансформации численного и родственного состава семьи характерен для представителей всех национальностей, но интенсивность его у них различна. Это связано с большей сохранностью традиции совместного, проживания родителей и взрослых детей, силы родственных связей у коренного населения , которая особенно проявляется в сохранении сложных семей и большей детности. Социально-экономические факторы по-разному воздействуют на данную традицию, усиливая или ослабляя ее действие. В конечном итоге, решающее влияние оказывает тип поселения с определенной этнической средой и конкретной демографической ситуацией.
В Заключении формируются основные выводы. Повышенный приток инонационального населения, прибывшего в Карелию в 40-е - 50-е гг. в связи с реализацией планов промышленного развития края, заметно улучшил половозрастную структуру сельского населения и значительно усложнил его этнический состав. Развитие последнего пошло по пути стремительного наращивания в селах и деревнях Карелии славянского населения. Миграция благоприятно сказалась на брачном рынке,сгладив половую диспропорцию в оптимальных брачных возрастах. Уровень брачности сельских жителей, особенно женщин, заметно повысился. Резко сократилась доля неполных семей, нормализовалась демографическая структура семьи. Высокая рчждес-мость» сохранявшаяся во всех этнических группах, спчг.пбсг«-вала увеличению детности семей и закладывала надежные лси'1".-для нормального воспроизводства каждого из этносов, прду-павших в республике.
Ликвидация "неперспективных деревень", а также лесных поселков, исчерпавших свой сырьевой потенциал, стимулировали миграцию молодежи из сельской местности, что вызвало существенное постарение сельских жителей и резко изменило ситуацию на брачном рынке, на котором образовался стойкий "дефицит" невест, обострившийся в 70-е гг. Брачность мужчин в возрасте до 30 лет начала снижаться, образовались значительные группы "старых" холостяков, повысилась социальная напряженность. Упростилась этническая среда сельских поселений, но межнациональная брачность продолжала углубляться. Проживающие в селах Карелии представители различных этнических групп все меньше отделяли себя и других по этническому признаку. Национальность жениха и невесты при выборе брачного партнера и вступлении в брак в расчет не принимается и практической роли не играет.
Межнациональная брачность стала массовым, обычным и привычным явлением. В то Ев время она явилась естественным каналом реализации принятого государством курса на слияние наций, результатом которого стала ассимиляция малочисленных этнических групп как пришлого, так и местного коренного населения русскими. 1Ь<енно ассимиляция в сочетании со снижением рождаемости и повышением смертности подорвала демографический потенциал названных этнических групп, которые в дальнейшем не смогут воспроизводить себя и в перспективе могут исчезнуть.
В развитии демографической структуры семьи в послевоенный период можно выделить три этапа. Первому этапу (40-е -50-е гг.) были свойственны процессы нормализации семьи, ликвидации негативных последствий войны. Наиболее характерным для него явилось резкое сокращение доли неполных семей, превращение их в нуклеарные и трехпоколенные. Для второго этапа (60-е гг.) присуще упрощение родственного и численного состава, сокращение доли трехпоколенных семей, стабилизация процессов нуклеаризации и образования неполных семей. Третий этап, начавшийся в 70-е гг., являет собой образование и стремительное накопление "вторичных супружеских кар" -пожилых бездетных супругов. Тенденция сохраняется.
Хронологические рамки работы охватывают большой период жизни советского общества, в который /произошло много неоднозначных событий, наложивших существенный отпечаток нп жизнь людей, на развитие всех социальных институтов, в том числе л на семью. Семья оказалась на сломе времен. Это обстоятельство как раз и демонстрируют все происшедшие в рассматриваемый период качественно-количественные изменеия ее структуры н брачных отношений. Тем не менее, семья по-прежнему продолжает сохранять свое значение и как социальный институт общества, и как малая социальная группа.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Некоторые аспекты современного брачного выбора // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества". - Махачкала, 1985. - С. 182-184.
2. Динамика национально-смешанных семей сельского населения Карельской АССР // Современные этнические и культурно-бытовые процессы у народов Урало-Поволпья н Европейского севера СССР: Тезисы докладов и сообщений. - Устинов, 1985. -- С. Т40-Т42.
3. Этнографическое изучение семьи сельского населения Карельской АССР (итоги п перспективы) // Актуальные проблемы развития общественных наук на современном этапе: Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых
29 марта Т986 года. - Петрозаводск, 1986. - С. 38-40.
4. Этническая дифференциация брачного возраста (на примере сельского населения Карельской АССР) // Этнокультурные процессы в Карелии. - Петрозаводск, Т986. - С. 20-32.
5. Демографическая ситуация у вепсов Карелии в Т950-Т970-е годы // Проблемы истории культуры вепсской народное ти. - Петрозаводск, 1989. - С. 43-55.
6. Продуманно и взвешенно относится к ичционалмн.м проблемам // Вопросы истории. - Г989. - № 6. - С. Т30-132,
7. Karjelen АЗЯТюва aflu^ien kerjaleieten demostr*finen tile 1950 - 1970-lurullle // Cerelln.- 1991.- 11.3. 146-1 ЬЭ»