автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Этнические гетеростереотипы в американской языковой картине мира

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Журтова, Асият Зауровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Этнические гетеростереотипы в американской языковой картине мира'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнические гетеростереотипы в американской языковой картине мира"

005060949

На правах рукописи

ЖУРТОВА АСИЯТ ЗАУРОВНА

ЭТНИЧЕСКИЕ ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

10.02.19-теория языка

6 ИЮН 2013

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НАЛЬЧИК 2013

005060949

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор

Аликаев Рашид Султанович

Официальные оппоненты: Габуния Зинаида Михайловна

доктор филологических наук профессор, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова», профессор кафедры русского языка и общего языкознания

Алимурадов Олег Алнмурадович,

доктор филологических наук профессор, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный университет», профессор кафедры западноевропейских языков и культур

Ведущая организация: Волгоградский государственный социально-

педагогический университет

Защита состоится 28.06.2013 на заседании диссертационного совета Д.212.076.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук при ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» по адресу: 360004, КБР, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

Текст автореферата размещен на официальном сайте Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова 23.05. 2013 г. Ьйр//кЬзи.ги

Автореферат разослан 24.05. 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,— — Т.А. Чепракова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Процесс интеграция в мировое сообщество приводит не только к усилению кросс-культурных контактов в общественно-политической сфере, укрепление деловых связей и культурный обмен, но также активизацию межличностных интересов. Эффективность глобализации, с одной стороны, обусловлена позитивными изменениями имиджа России и россиян за рубежом на всех уровнях и, с другой стороны, осложнена намеренным поддержанием идеи о негативном влиянии России в мире. Языковая экспликация сложившихся амбивалентных суждений представляет собой плодотворную почву для исследования.

Картина мира каждого этноса содержит не только социальные предписания, нормы, традиции и обычаи, правила поведения, соответствующие определенным этническим сценариям, автопредставления (уникальную комбинацию «мы-образов»), но и стереотипизированные представления о других этносах (систему «они-образов» или образов «чужих»).

В ходе реальной или виртуальной межкультурной коммуникации мощнейшим средством ориентации, манифестированном в языке, является гетеростеретип - образ другого народа и страны его проживания. Матрицы стереотипов играют роль эталонов, в соответствии с которыми проектируется коммуникативное поведение и осуществляется оценка этнических образов.

Национально-культурная специфика языковой реализации этнической гетеростереотипизиции в американском языковом сознании проявляется в комбинаторике когнитивных признаков, реализующейся различными способами языковой фиксации. «Этническое видение и понимание мира осуществляется с помощью национального языка. Язык воплощает и национальные образы, и национальный характер, и национальные идеалы. Язык обеспечивает межпоколенную трансляцию как стереотипов национального мировиде-ния в обыденном сознании, так и совокупность общечеловеческих ценностей» [Вепрева 2005:202].

Лингвистический анализ этностереотипов, по мнению Л.П. Крысина, заключается в выявлении способов и средств передачи информация о свойствах этноса [Крысин 2005: 453].

Этнические стереотипы служат моделями репрезентации в национальном сознании образов представителей других лингвокультурных сообществ в контексте канонов собственного мировоззрения, ориентируя в глобальной картине мира и поставляя паттерны для коммуникативного поведения.

Необходимость выявления и описания сложных механизмов кросс-культурного социального взаимодействия в аспекте межэтнических контактов и их языковой репрезентации как междисциплинарного явления обусловливают актуальность настоящего исследования.

Повита диссертационной работы шключается в том, что впервые осуществляется комплексное изучение стереотипных представлений американцев о России и русских, выявляются механизмы стереотипизации, описы-

вается структура гетеростереотипов, раскрывается содержание и выделяются разновидности языковой реализации этнических гетеростереотипов в американской ментальное™.

Объектом исследования послужил концептуальная область американской картины мира, вербализующей гетеростереотипы о России и русских и сегмент русской картины мира, воплощающий образы Америки и американцев.

Предметом исследования является языковая репрезентация когнитивного, эмоционально-оценочного и конативного пластов, характеризующих гетеростереотипы «Russia» и «the Russians» стереотипов в американском языковом сознании и фрагменты ассоциативного поля стереотипов «США» и «американцы» в русской ментальное™.

В основу предпринятого исследования положена следующая гипотеза:

Этнический стереотип как когнитивно-языковой феномен, формируется на основе комплекса «они-образов», стержневыми элементами которых служат полу фольклорный, мифологический, актуальный и деактуализиро-ванный блоки когнитивных признаков и их комбинаций, обладающих относительной устойчивостью, и создающих эффект эмерджентности.

Цель данной работы состоит в выявлении социокультурных характеристик гетеростереотипов «.Russia» и «the Russians» на базе американских и русских Интернет-материалов, американской паремиологии и афористики, по данным ассоциативного эксперимента и фрагментов ассоциативного поля стереотипов «США» и «американцы» в русской ментальное™.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1) определить понятие этнического гетеростреотипа;

2) выявить разновидности гетеростереотипов;

3) описать способы категоризации гетсростереотипных представлений о России и русских в американском языковом сопшнии;

4) определить когнитивное содержание изучаемых стереотипов;

5) выявить эмоционально-оценочные и конативные

характеристики исследуемых стереотипов;

6) выявить тендерные подвиды, структурирующие стереотип ««the Russians»;

7) построить ассоциативные модели стереотипных представлений американцев о России и русских и русских об Америке и американцах;

8) зафиксировать позитивные, нейтральные и негативные стереотипы о России и русских;

9) проследить причины негативной стереотипизации русских в американском языковом сознании.

Комплексный подход к изучению специфики мировидения, закрепленного в стереотипных фрагментах языковых американской и русской картин мира осуществлялся на основе применения следующих методов и приемов исследования: метод когнитивной интерпретации эмпирического материала, компонентный анализ, метод контекстологического анализа, аналити-

ко-описательный метод, свободный ассоциативный эксперимент, метод полевого моделирования, тендерный анализ, дискурсивный анализ, метод сопоставительного анализа, метод статистической обработки данных, метод сплошной выборки и классификационный метод.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии (Е. Бар-тминский И.С., Кон, А.Н. Леонтьев, A.A. Налчаджян, Т.Г. Стефаненко, З.В. Сикевич, Ю.П. Платонов, П.Н. Шихирев, У. Липпманн, Д. Кемпбелл, Г. Тешфел, Дж. Хилл), этнолингвистики (Ю.Д. Апресян, Ю.В. Бромлей, В.В. Красных, Л.П. Крысин, В.А. Маслова, Ю.А. Сорокин, Ю.Е. Прохоров), психолингвистике (A.A. Леонтьев, А.Г.Шмелев, Х.С.Коммагер ), социологии (B.C. Агеева, А.К. Байбурин, Г.У. Солдатова, К.К.М. Клакхон , Г. Оллпорт, М. Хардт), культурологии и межкультурной коммуникации (А.Л. Баскина, Т.Г. Грушсницкая, Д.В.Гулкоп, U.M. Лебедена, O.A. Леонтович, В.А. Маслова, Т.С. Слмохина, И.А. Стерннн, М.А.Стернина, С.Г. Тер-Минасова, Р.Д. Лыоис, Дж. Хсу).

Изучению гетеростереотипных представлений с различных лингвистических позиции посвящен незначительный ряд диссертационных работ, затрагивающих отдельные аспекты заявленной проблематики на материалах различных языков.

Сопоставительные лексико-семантические исследования проводились в русле анализа влияния этнических механизмов стереотипизации:

- национально-культурная специфика реализации признака этнично-сти в семантике языка прослеживалась на материале соотносительных этнонимов в русском и английском языках (Буряковская В.А. 2000);

- описывались языковые средства экспликации этнических стереотипов русских, казахов и немцев в этнических анекдотах (АльбидиноваЖ. Б. 2011);

- отражение этнического стереотипа-имиджа голландской культуры и голландцев в словарном составе английского языка рассмотрено на материале лексико-фразеологического пласта (Голубовская Е.А. 2006);

В широком лингвокультурологическом плане описаны:

- этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре на примере отношения белокожих американцев к выходцам из других стран - латиноамериканцам, азиатам, арабам, афроамериканцам, белым американцам, а также американским индейцам и народностям Аляски ( Горшунова Е.Ю. 2009);

- рассмотрена языковая репрезентация этнической принадлежности в американском суперэтносе на примере стереотипных образов Ирака и иракцев (Косяков В. А. 2009).

Концептологические исследования вербальной стереотипизации решали следующие задачи:

- лингвистическое моделирование феномена национального характера нак основе выявления этнокультурной специфики стереотипов-концептов

национального характера «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» американской лингвокультуры (Ноженко Е.В. 2008);

- описание этнических, возрастных и тендерных концептов в русских, английских и татарских паремиях с целью выявления общего и специфического в национальных картинах мира этих народов ( Салеева Д.А. 2004).

- осуществление дискурсивного анализа высказываний, отражающих стереотипы взаимовосприятия англичан и французов и лингвистические механизмы, реализующие и сопровождающие высказывания, отражающие стереотипы (Некрасова А.Е. 2009).

В русле дискурсивных изысканий:

- осуществлен анализ высказываний, отражающих стереотипы взаимовосприятия англичан и французов и лингвистические механизмы их реализующие (Некрасова А.Е. 2009);

- изучены тендерные стереотипы в политической сфере современного российского общества (Рябова Т.Б. 2009).

Материалом исследования послужили результаты опроса 50 американских и 50 русских респондентов, данные американских англоязычных, американских русскоязычных, русских форумов, блогов и социальных сетей, лексикографические источники и паремиологическлй фонд американского английского языка, а также американская афористика, отражающие стереотипные представления о России и русских в американской лингвокультуре.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования полученных результатов при разработке лекционных курсов и спецкурсов по лингвоконцептологии, лингвокультурологии, психолингвистике, социолингвистике, страноведению, межкультурной коммуникации, теории дискурса, а также в практическом курсе американского английского языка. Используемые в работе подходы и предлагаемые методы анализа применимы для исследования стереотипов различных типов на разноплановом эмпирическом материале.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории стереотипа, уточняя отдельные положения лингвокультурологии, лингвокогнитоло-гии, социо- и психолингвистики: в нем осуществляется анализ структуры стереотипы, выявляются их разновидности, подвиды, типажи и когнитивные доминанты, предлагаются две методики описания стереотипизированных языковых феноменов, определяются тенденции и причины сохраниения и трансформации стереотипов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В содержании этнических гетеростереотипов различают относительно устойчивое, ригидное ядро и периферию, отражающую подверженные изменениям и ломке суждения о другом народе.

2. В структуре этнических гетеростереотипов как относительно устойчивых, схематичных представлений о другом этносе и стране его проживания выделяются когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий блоки.

3. Гсчеростереотлпы американцев о России и русских сформированы на основе четырех когнитивных доминант - полуфольклорного, мифологического, актуального и деактуализированного блоков признаков и их комбинаций.

4. Арсенал гетеростереотипов, манифестирующих образы России и русских в американском языковом сознании представлен следующими разновидностями: эксплицитный, имплицитный; прямой, переносный; истинный, ложный, псевдостереотип; позитивный, нейтральный, негативный; недифференцированный стереотип - калейдоскоп (набор разносемантических признаков-ассоциаций); псевдогенерализованный стереотип (недифференцированные, синкретичные представления, объединнные на ложном основании); интериоризированный русский автостереотип; гибридные разновидности стереотипов: амбивалентный стереотип; амбивалентный дифференцирующий стереотип; бинарно оппозитивный стереотип; комплексный многозначный стереотипный стереотип.

5. Представления американцев, связанные с Россией и русскими включают синкретичный набор стереотипных атрибутов, обусловленный отдельными фактами, историческими событиями, относящиеся в большей степени к прошлому страны и передающими аксиологически различные оценки. Преимущественно негативный образ русских противопроставлен положительному имиджу России.

Апробация. Основное положения и результаты диссертационного исследования прошли апробацию на спецкурсах и спецсеминарах по лингво-культурологии и теории языка на 3-5 курсах и на лингвистическом семинаре института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова, были доложены на 9-ом съезде Российского союза германистов(24-2б ноября 2011 г., г.Казань) и изложены в 6 научных стать-ях(общее количество печатных листов - 2.87 п.л.), две из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК МОИ РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из перечня использованной литературы (222 наименования), списка словарей (14 наименований) и источников (18 наименований). Общий объем работы - 190 стр. машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается обоснование выбора темы, актуальности и научной новизны исследования, формулируются цель и задачи работы, описываются материал и методы исследования, его теоретическая и практическая значимость, приводятся положения, выносимые на защиту, и данные об апробации работы.

Первая глава «Теоретическо-методологические основания стереоти-пизации» посвящена анализу существующих подходов к изучению стереотипа; рассмотрению разновидностей стереотипов; выявлению специфики стереотипа как важнейшего компонента этнического самосознания; дифференциации стереотипа и смежных явлений - предубеждения и предрассудка; определению функций этнических стереотипов, структуры и их основных функций; определению стереотипа как объекта лингвокультурологин.

В отечественной традиции этническое сознание, понимается как концепт, включающий такие компоненты, кик: лническая самоидснтифика-ция, модальные ценности, система этнических авто- и гетеростереотипов, социокультурные установки и оценки.

Исследование стереотипов осуществляется с позиций индивидуального и коллективного походов.

В зависимости от понимания природы феномена стереотипизации и основных функций стереотипов различают когнитивный, социологический, социокультурный, психологический и другие подходы к анализу данного феномена.

Среди существующих видов стереотипов традиционно выделяют социальные, культурные, этнические, этнокультурные, ментальные, языковые, социально-психологические и общепсихологические стереотипы.

Социальный стереотип - это устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании на основе личного жизненного опыта и с помощью многообразных источников информации.

Предрассудки, предубеждения и стереотипы являются элементами культуры. Они представляют собой устойчивые, широко распространенные элементы обыденной культуры, которые передаются посредством межпоколенной трансляции и сохраняются при помощи обычаев инормативных актов.

Социальные стереотипы, будучи специальными психологическими образованиями, входят в состав предубеждений. Предубеждение, как и предрассудок- это предварительное мнение, априорное суждение, общая установка, изменяемая под воздействием новой информации и личного опыта. Стереотип представляет собой более устойчивое социально-психологическое образование - готовое мнение, служащее средством рационализации, оправдания и объяснения предрассудка.

Национальный стереотип как социологическое явление репрезентирует государственность, в то время как этнический стереотип культурологический феномен отражает культурное наследие этноса.

Адекватность содержания этнических стереотипов весьма проблематична: этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий опыт активных контактов, позитивный или негативный характер взаимоотношения народов. Доминанта стереотипного образа передавать истинное или ложное когнитивное содержание, которое продуцировано реальностью [Леонтьев 1983:255].

Этнические стереотипы подразделяют на стереотипы поведения и стереотипы мышления/восприятия, а последние - на стереотипы-мнения и стереотипы-убеждения.

Этнический автостереотип понимается как относительно устойчивый, но трансформируемый во времени комплекс стандартов и моделей поведения членов этнической системы, регулируемых этнокультурной доминантой, содержащей ценностные установки и императивы определенной эпохи или этапа этнического развития.

Этнический гетеростереотип - это относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям другой этнических общностей, передающий оценочные мнения и предписания к действию по отношению к представителям какой-либо национальной общности национальности.

В структуру стереотипа входят образы, знания и оценочные суждения - положительные, отрицательные, амбивалентные или комплексные в соответствии с тремя типами межэтнических взаимоотношений - субординация, противостояние (оппозиция, конфликт) и сотрудничество, которые порождают положительные, отрицательные, амбивалентные либо многозначные стереотипы.

Переносные авто- и гетеростереотипы актуализируют социально обусловленные схематичные предположение о суждениях «чужие» о своем и «другом» этносе.

Выделяют поверхностные и глубинные стереотипы. Поверхностные стереотипы отражают представления о народе, обусловленные временными факторами - исторической, международной, внутриполитической ситуацией. Они устойчивы и не подвержены изменениям.

Этнический стереотип как регулятивный элемент этнического самосознания выполняет следующие основные функции: экономии мышления, адаптивную, ориентационную, конфликто-разрешающую, познавательную, коммуникативную, защиты позитивной этнической идентичности, мобилизационную, функцию делегитимизации; и специфические функций сохранения существующего общественного строя, выражения протеста, искажения реальности.

Стереотипы как разновидность социальных установок пластичны: они трансформируются в зависимости от типа взаимодействия, соответственно, ранжируются и лаже ломаются, меняя свое содержание на аксиологически противоположное или многозначное.

В содержании этнических стереотипов различают относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и

трудовых навыков и периферию - ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.

В структуре этнических стереотипов выделяют три блока или пласта: обязательные - когнитивный и эмоционально-оценочный и факультативный -поведенческий или конативный.

Во второй главе «Система американских ценностей» рассматриваются базовые американские ценности; рассматриваются особенности мульти-культурного американского типа личности; выявляются этнокогнитивные основания американского коммуникативного поведения в сопоставлении с русским; описываются этнопсихологические особенности американской вербальной коммуникации.

Исключительность американской нации, обладающей собственными ценностями, особенностями поведения и восприятия мира, обоснована, в первую очередь, особенностями ее генезиса, среди которых особая роль принадлежит формированию новой общности из различных этнических групп в относительно короткий исторический период, территориальной изоляцией данной нации, отсутствием влияния неблагоприятных предрассудков и социальных установок [Ratner, Coben 1983; Токвиль 2000; Павловская 2003; Huntington 2004; Уткин 2005].

Наиболее часто американскую нацию описывают, как оптимистичную, патриотичную, религиозную, ориентированную на идею равенства и индивидуализма [Lipset, Horowitz 1966].

Американский этнос представляет собой соединение отдельных этнических групп и индивидов, сохраняющих этническую самобытность и индивидуальные особенности в процессе этнокультурного взаимодействия. Разнообразие этнического состава в США проявляется не только в превалированию общего над частным, но и во множественной идентичности.

Современное американское мультикультурное общество характеризуется отсутствием четких представлений о структуре национальной идентичности - оно не имеет объединяющей весь народ религии и национальной культуры.

Основу американского национального характера составили англосаксонские корни, перенесенные на новую почву.

Американские ценности и жизненные позиции американского гражданского общества включают в себя патриотизм, идею равенства и индивидуализма, активный оптимизм, религиозность, антиавторитаризм, автономию, принцип добровольности, инновационность и открытость к новому опыту.

Одна из базовых американских ценностей - свобода, рассматриваемая в рамках закона (свобода действий, выбора, слова и др.). Функция правительства заключается в охране естественного права на человека свободу и предотвращении посягательств на нее.

Свобода личности, самореализации и самоопределения на основе уважения к личности рассматриваете* как высшая ценность.

Американский индивидуализм порожденный европейским индивидуализмом, восходит к требованию политического равноправия. Американская уверенность в себе является выражением индивидом воинственного требования экономического, социального и политического равенства.

Феномен американской нации заключается в том, что образующим нацию стержнем является идейная принадлежность. Идея абсолютной непогрешимости общественного устройства, этики, философии и религии, триумфа культурных идеалов свободы и равенства над реальностью в вид расизма и религиозной нетерпимости характерен для американского общественного сознания.

Американский патриотизм служит основной формой консолидации гражданского обшестпа.

Стержнем американской культуры стала ментальная ориентация на практическое деПстпие, имеющая н основе сиоей субъективную точку зрения.

Отличительным признаком американской менталыюсти и ключом к пониманию их мировоззрения является положительное отношение как к самому себе и окружающим, активная и целенаправленная деятельность как способ личного прогресса.

В американской культуре, ориентированной на достижение, значим социальный статус, положение в обществе, организации, коллективе, достигаемое собственными усилиями. Поэтому ключевым концептом культуры становится лаку-нарный концепты self-made man «человек, который сделал сам себя» и achiever «someone who is successful because he is determined and work hard».

Поскольку социальный статус в США достигается в результате профессиональных достижений и оценивается по достигнутому положению и финансовому обогащению, американцы движимы стремлением непрерывного карьерного роста.

Американский активный оптимизм проявляется на невербальном уровне в открытой улыбке, раскованной манере поведения, на вербальном - в повышенной акцентуации уверенности в успехе, достижении желаемого, радости и благополучии. Позитивное отношение к происходящему является ведущей коммуникативной стратегией американцев, нацеленной только на демонстрацию достижений и успехов.

Оппозиция «коллективизм-индивидуализм» ярко проявляется на уровне мотивации, поведенческих стратегий и организации общественной жизни как противопоставление и сосуществовоние принципов автономности и значимости общественного одобрения.

В американской индивидуалистской культуре дифференцируются общественное и личное пространства, вторжение в которое рассматривается как покушение на личные права.

Система образования в США нацелена на культивацию в гражданах уверенности в себе, своей уникальности, способностях и высоком предназначении, что на уровне лексической системы американского английского языка отражено в развитой группе слов с префиксом self-, передающей разные оттенки понятия «самоуважение»: self-respect «самоуважение» и self-assurance «самоуверен-

ность», self-confidence «уверенность в себе», self-esteem «чувство собственного достоинства», self evaluation «самооценка», self-worth «самооценность».

Демократизм английского языка проявляется в отсутствии особой формы обращения к уважаемым, старшим или малознакомым людям, компенсируемой другими способами проявления вежливости, которые маркируют статус или значимость собеседника.

Американский прагматизм проявляется в размере и характере речевых сообщений, которые тяготеют к краткости и конкретности. Для американцев общение не является самоценностью, оно подчинено прагматическим целям.

В межличностном общении американцы тяготеют к неформальному, дружескому общению, быстрому установлению контакта, эмоционально выражают позитивное отношение к собеседнику. Улыбка служит невербальным эквивалентом дружелюбного отношения и приветливости.

Вместе с тем они вербально категоричны, напористы, публично высказывают неодобрение. Агрессивная американская самореклама проявляется уже на начальном этапе установления контакта.

Общность национальной ментальности американцев и русских детерминирована их этнической неоднородностью и значительными размерами территорий данных стран. Вместе с тем, изолированное географическое положение США определило своеобразие культуры и политического генезиса данного государства. Особенности проявления национального менталитета обусловлены системами ценностей, социальными ориентирами, укоренившимися установками, предрассудками и стереотипами.

В третьей главе «Языковая манифестация гетеростереотипов американцев: когнитивно-аксиологический аспект» рассмотрена вербализация гетеростереотипов о чертах характера американцев и русских по данным опроса общественного мнения; описана реализация гетеростереотипов о России и русских и об американцах и Америке по материалам опросов общественных организаций и международных проектов; определена специфика репрезентации гетеростереотипов о США и американцах и о русских, проживающих в Российской Федерации по данным ассоциативного эксперимента; проанализированы особенности вербализации стереотипов разноэтнических американцев о русских американцах и России по материалам русскоязычного американского форума: реализация отрицательных, положительных, нейтральныэх и гибридных видов стереотипных представлений о России и русских в американской ментальности; рассмотрен стереотипный образ России и русских по данным американских Интернет-форумов и блогов: экспликация положительных, нейтральных, негативных и гибридных стереотипов о России и русских в американском языковом сознании; представлена языковая актуализация фемининного гетеростереотипа и ее разновидностей в амери каннском английском языке; выявлены разновидности языковой реализации маскулинного гетеростереотипа американцами; определены пути распространения негативных стереотипов о России и русских в США; описаны способы категоризации гетеростереотип-ных представлений о России и русских в американском языковом сознании; рассмотрены переносные гетеростререотипы о России и русских.

По данным опросов общественного мнения и часнонаучных исследований, проведенных с 1994 по 2012 годы, структуры образов типичного американца и типичного россиянина совпадают, сводясь в русском и американском языковом сознании к представлению об обычном человеке.

Тем не менее, россияне характеризуют американцев как «предприимчивых» и «богатых, обеспеченных», а американцы россиян - как «трудолюбивых», «дружелюбных» и «бедных» людей.

Из положительных качеств американцев россияне выделили патриотизм, законопослушность, культуру, образованность, а американцы - отметили в русских дружелюбие и образованность.

Среди отрицательных качеств американцев русские назвали самоуверенность, бахвальство, глупость, наглость; американцы упоминали в первую очередь пьянство, угнетенность, забитость, недружелюбие россиян.

Таким образом, американец для россиянина - это обычный человек: обеспеченный, предприимчивый человек, живущий в согласии со своим государством; россиянин для американца — трудолюбивый, дружелюбный, но материально не обеспеченный, притесняемый государством и склонный к пьянству.

Символы России для американцев связаны либо с идеологией (серп и молот, коммунизм, СССР), с военными действиями и развитием космоса {танки, военный, спутник), либо с традиционными полуфольклорными атрибутами {снег, холод, водка, шапка-ушанка, медведи). Значимыми составляющими образа России для американцев являются события недавнего прошлого, связанного с ситуацией начала 90-х прошлого века.

Незначительное большинство (52%) опрошенных ответило, что у них сложилось очень (6%) или в основном (46%) благоприятное мнение о России, тогда как 42% отметили, что негативные представления американцев о роли России, и ее влиянии в мире только усугубляются. Американское общество еще не готово отбросить свои опасения, связанные с Россией, и поменять сложившиеся стереотипы, тем не менее, американцы согласны с тем, что с Россией необходимо поддерживать отношения.

Вывод аналитиков сводился к тому, что Россия - это многомерная, динамичная система, в которой происходит много положительного и отрицательного.

Проведенный ассоциативный эксперимент с 50 американцами и 50 россиянами позволил прийти к следующим выводам.

Ассоциативное поле гетеростереотипов американцев о России и русских по данным свободного ассоциативного эксперимента, поведенного с американскими респондентами различных возрастных групп, представлено следующими когнитивными признаками, формирующими ядерную зону: природно-климатические особенности: снег; холод; зима; медведи (snow; cold; winter; bears) - 74.4%; географические сведения: Москва (Moscow) -94.8%; исторические факты: коммунизм (communism) -85.9%; этнокультурные реалии: водка, матрешка (vodka, Russian doll) - 97.1%; культурное достояние: литература; Кремль; балет; музыка (literature; Kremlin; ballet;

music ) - 68.1%; общественно-политические особенности и персоналии: коммунизм; КГБ; холодная война; шпион; перестройка; мафия; Путин; Горбачев (communism; KGB; cold war; spy; perestroika; mafia; Putin; Gorbachev) -83,1%; экономика: нефть; газ (oil; gas) - 71%; общекультурные достижения: спорт; космос (sports; space) - 68,8%; внешность: красивые женщины (eeautiful women) - 52.6%; коммуникативное поведение: мрачные; не улыбаются; недружелюбны (gloomy; don't smile; unfriendly) - 58,6%.

Периферию ассоциативного поля гетеростереотипа о России и русских составили такие когнитивные признаки, как: природно-климатические особенности: бескрайние просторы; леса (boundless open spaces; forests) -26,8%; географические сведения: Санкт-Петербург; Сибирь (St. Petersburg; Siberia) - 31,6%; исторические факты и персоналии: Ленин; Сталин; Великая Отечественная война (Lenin; Stalin; the Great Patriotic War) - 34/5%; этнокультурные реалии: борщ; русская кухня; шапка-ушанка (borsch; cabbage soup; Russian cuisine; cap with ear-flaps) — 35%;культурные достопримечательности и персоналии: Большой театр; Пушкин; Толстой; Чехов /Достоевский (The Bolshoy Theatre; Pushkin; Tolstoy; Chekhov; Dosto-evsky) -29.3%; общественно-политическое устройство: многонациональ-ность, бюрократия (multinational^; bureaucracy) - 38%; общекультурные достижения: олимпиада; атом (Olympic Games; atom) — 40%; внешность: полные и красивые женщины; высокие, темноволосые мужчины (stout and beautiful women; high, dark-haired men) — 42,5%; характеристики этнической личности: трудолюбивы; сердечны; заносчивы; талантливы (hardworking; warm; arrogant; talented) - 23,5%.

По результатам ассоциативного эксперимента, проведенного с американскими респондентами, были выявлены наиболее частотные признаки, описывающие гетеростереотипы американцев и России и русских: этнокультурные реалии - 97.1%; географические сведения - 94.8%; общественно-политические особенности и персоналии - 83,1%; природно-климатические особенности — 74.4%; экономические характеристики — 71%;

Данные свободного ассоциативного эксперимента, поведенного с русскими респондентами различных возрастных групп, позволили выявить следующие когнитивные признаками, формирующие ядерную зону гетеростереотипы русских о США и американцах: ницнонилыю-кулыурныс особенности: Голливуд -57.2 %; географические спеленнн: Голлинух); Нью-Йорк; Вашингтон; Лос-Анжелес; Калифорния - 79,4%; исторнксыныип ические событий: il Сентября - 85.2%; политические персоналии: Обама - 89.5%; спортивные достижения: спорт; бейсбол - 83%; национально-культурные реалии: попкорн; фаст-фуд; гамбургеры; кока-кола; Макдональдс — 73%; внешность: жирное население; толстяки; тучные — 83,1%; коммуникативное поведение: голливудские улыбки — 64.1%; социально-экономические характеристики: помешанные на деньгах и карьере - 56.7%;

Периферия ассоциативного поля гетеростереотипа об Америке и американцах формируется следующими когнитивными признаками: нацио-

нально-культурные особенности персоналии: мюзиклы; Брюс Уиллис; кантри; негры-джазмены - 38.3%; архитектурные достопримечательности: небоскребы - 36.5%; природно-климатические особенности: прерии; каньоны - 23,3%; географические сведения: Лас-Вегас; Техас; Сан-Франциско; Большое яблоко - 35.2%;политические персоналии: Буш — 41.7%; социально-политические особенности: расизм; свободная продажа оружия; убийства в школах; 37.4%; спортивные достижения: американский футбол; баскетбол; хоккей -28.7%; национально-культурные реалии: чизбургеры; сэндвичи; банджо; желтые нью-йоркские такси; кэбы; айфоны -32,9%; характеристики этнической личности: эгоисты; тупые мачо -30,8%; социоэкономическис характеристики: бизнес; живут в кредит -38.3%; коммуникативное поведение: всегда улыбаются -42.5%; нормативно-правовые особенности: законопослушные люди - 31.3%.

Наибольшую частотность обнаружили такие когнитивные признаки, описывающие гетеростереотипы русских о США и американцах, как: исто-рико-политические политические события: - 85.2%; внешность - 83,1%; спортивные достижения - 83%; географические сведения - 79,4%; национально-культурные реалии - 73%.

Содержание гетеростереотипов русских, в отличие от американцев, актуализировано, характеризуется глубиной, детализированностью и много-признаковостью.

Представления американцев, связанные с Россией и русскими включают синкретичный набор свободных ассоциаций-стереотипов, обусловленных отдельными фактами, историческими событиями, относящиеся в большей степени к прошлому страны и передающими аксиологичсски различные оценки.

Исследование гетеростереотипов американцев о России и русских по материалам Интернет-форумов и блогов позволило выявить их структуру и содержание на основе дифференциальных признаков.

Геретостереотип о России. Когнитивный блок (нейтрально оценочные суждения) описывается на основе актуальной, полуфольклорной и деак-туализированной доминант такими признаками, как: социально-географические особенности - 89.7%; национально-культурные реалии -68,8%; этнические характеристики — 3% исторические события - 2%.

Таблица 1

Нейтральные признаки гетеростереотипа о России

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Социально- географические особенности Moscow; Saint-Petersburg; Siberia; Urals; Baikal; village 72,7%

Национально-культурные реалии балалайка; матрешка; гармошка; национальный костюм; самовар; водка; vodka; balalaika, matrioska (Russian doll); samovar; 68,8%

troika (three horses harnesses abrest); ushanka (cap with ear flops);

Этнические характеристики multiethnicity 3%

Исторические события Word War II 2%

Позитивный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной доминанты следующим кластером признаков: культурно-исторические особенности - 89.7%; культурные достижения - 89.3%; национально-культурные реалии - 78.5%; спортивные достижения -.63.2%; общая положительная оценка -58.1%; научно-технические достижения России - 49.7%; общественно-политические характеристики - 48.7%; промышленно-технические достижения - 15.9%; социально-культурные характеристики - 2.2%; социально-поведенческие характеристики - 7.8%; религиозные особенности -1.2%.

Таблица 2

Позитивные признаки гетеростереотипа о России

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Культурно- исторические особенности the Kremlin; the Bolshoy Theatre; the Mariin-sky Theatre; Pushkin; Tolstoi; Checshov; Dostojevski; "War and Peace"; rich history 89,7%

Культурные достижения русская культура; благоговеют перед русской культурой; culture; great culture; the best in literature and classical music; literature; films; the Russian language; to learn the Russian language 89,3%

Национально-культурные реалии вареники; национальная кухня; devine food; vodka; pelmeni; cuisine; borsh 78,5%

Спортивные достижения Sports; Olympic Games; winter sports; skiing; figure stating 63,2%

Общая положительная оценка I cannot wait to come to Moscow and Russia! the overwhelming beauty of this country; fantastic country to visit; pleasurable experience; many aspects pull back to Russia; the meeting place between the East and the West 58,1%

Научно-технические достижения the best in science; cosmos; atom; everything can be worked out 49,7%

Общественно-политические характеристики Putin; Gorbachev; Perestroika; 48,7%

Промышлсшю- техпическне достижения Rosnell and Gusproni; giunl Russian energy firms; huge entities on the global gas and oi markets 15,9%

Социально-культурные характеристики collectivistic culture 8,7%

Социально- политические особенности was trying to make a living in very difficult condition 2,2%

Религиозные особенности Christian religion 1,2%

Негативный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной, деактуализировакной, мифологической полуфольклорной доминант следующим кластером признаков: природно-климатические особенности - 91.9%; социально-правовые характеристики - 50.2%; общественно-политические особенности - 76.2%; милитаристические особенности — 11.8%; социально-психологические особенности - 5.1%; социально-географические характеристики -2.3%; производственные характеристики - 1.8%. Таблица 3 Негативные признаки гетеростереотипа о России

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Природно- климатические особенности severe cold; winter; cold 91,9%

Общественно-политические особенности коммунизм; communism; the Cold War; KGB; Spy 76,2%

Материальное положение extreme poverty; poverty; poor 74,3%

Социально-правовые характеристики мафия; mafia; the dumnest bureaucracy; milis/police; corruption; 50,2%

Милитаристические особенности танки; tanks 11,8%

Социально- психологические особенности sad unsatisfied people 5,1%

Социально- географические характеристики Russian cities are grey and boring 2,3%

Производственные характеристики nothing works 1,8%

Поведенческий (конативный) блок гетеростереотипа сложившийся на базе актуальной, деактуализированной и мифологической доминант, отражает следующие характеристики: призыв к знакомству с богатейшей русской культурой; рекомендации посетить необычную страну на перекрестке Запада и Востока, увидеть ее редкую природу, достопримечательности и архитектуру; предупреждение о бюрократизме и произволе милиции/полиции.

В качестве актуальных стереотипов отмечается культурное и духовное богатство России, перед которым преклоняются американцы - искусство, литература, музыка, архитектура; признаются достижения России в области спорта и развития космоса; отмечается магнетизм страны для туристов; в качестве объединяющего фактора приводится христианская религия. Деак-туализированные представления о России отражают десемантизированные признаки, описывающие эпоху коммунизма.

Гетеростереотип о русских. Когнитивный блок (нейтрально оценочные суждения) описывается на основе актуальной доминанты такими признаками, как: коммуникативное поведение — 84.6%; внешность — 82%; историко-политические персоналии — 70,2%; эмоционально-психологические особенности - 54.1%; этнические характеристики — 25%; общая нейтральная оценка — 14%; стиль одежды -8%; экономические персоналии — 5%; техногенные события - 1.2%.

Таблица 4

Нейтральные прншикн I псростсрснмнш о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Коммуникативное поведение talk louder and faster (it doesn't mean they are angry, violent or in constant argument); don't interpret this behavior as coldness or un-friendless; pop in unexpectedly; "vi"-"ti" 84,6%

Внешность не отличаются от коренных американцев; like asian; of half asian; not quite white; pronounced East Asian appearance; look very Asiatic; stereotypically East Asian; more than one stereotypical appearance look white; very pale; pale; tan; different facial structure; blond(e); brown-haired; blue-eyed; brown-eyed; blue eyes and blonde hair; chinky eyes, even if blue; more than one stereotypical appearance 82%

Историко- политические персоналии Peter I; Lenin; Dzerzhinsky; Stalin; Gagarin; Eltzin 70,2%

Эмоционально-психологические загадка; непредсказуемы; enigma; nothing like you think they are; every- 54,1%

особенности thing you think they are and so much more

Этнические характеристики a hodge podge of dozens of ethnic groups and languages; culturally different 25%

Общая нейтральная оценка There are good people and bad ones like everywhere else 14%

Стиль одежды a long black coat; dark color of shoes; wear house shoes 8%

Экономические персоналии Roman Abramovich 5%

Техногенные события Chernobl 1,2%

Позитивный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной доминанты следующим кластером признаков: интеллект и творческие способности — 62.1%', общеэтнические ценности - 51.3%; черты характера - 49%; семейные ценности - 48.2%; материальное положение -39.1%; коммуникативное поведение — 1.5%; общая положительная оценка -15.4%; культурные особенности - 5.4%; международная политика - 0.7%.

Таблица 5 Позитивные признаки гетеростереотипа о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Интеллект и творческие способности genius; talent; talented; intelligent; great sense of humor 62,7%

Общеэтнические ценности collectivistic culture; collectivistic; value friendship; ready to help their close friends; sacrifice their own interests; don't require any gratitude in exchange; hospitable; hospitality; relationship oriented; help senior citizens; help the elderly; help each other; loyal to the institution they work lor; patriotic 51,3%

Черты трайлера трудолюбивые; шкаленнме; сердечные; сила духа, strong; resilient; hard working 49%

Семейные ценности family; you are your parents' child forever; support and help parents when they grow really old 48,2%

Материальное положение the richest men in the world; billionaires; rich family 39,1%

Коммуникативное поведение once you're friends: open, smile, laugh with you 31,5%

Общая положительная оценка хорошие люди; великий народ; победили Гитлера; interesting people 15,4%

Культурные Особенности unique culturally 5,4%

Международная политика good ambassadors 0.7%

Негативный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной, деактуализированной, мифологической и полуфольклорной доминант следующим кластером признаков: общая негативная оценка - 67.2%; коммуникативное поведение - 62.3%; черты характера - 32.4%; эмоционально-психологические особенности — 11.2%; поведение — 57.3%; нормативно-правовые характеристики - 52.5%; социально-статусные характеристики — 7%; эмоционально-психологическое состояние американцев по отношению к русским — 6.3%; социально-политические особенности — 0.8%. Таблица 6 Негативные признаки гетеростереотипа о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

1 2 3

Общая негативная оценка a nation of alcoholics; Ivan is a bad guy; I have never seen a good Russian/Slavic person in an American TV; if they were Slavic, they were trouble; all of them are dirty in some manner; uncultural 67,2%

Коммуникативное поведение необщительность, неразговорчивы тяжело общаться невежливые, очень редко улыбаются, мрачные, недружелюбные, не улыбаются; coldness; unfriendliness; seldom smile; do not smile; don't laugh much, impassive; aloof; associates with caution; the working class staff members: friendly and warm 62,3%

Черты характера высокомерие; расточительность; жадность; заниженная самооценка; заносчивость; poor payers; do not tip waiters 32,4%

Эмоционально-психологические особенности русских нервные; беспокойные; нетерпеливые; deeply unhappy; depressed; very unfriendly; gloomy; traumatized survivors; not mentally well; personality disorders; emotional disregula-tory disorder; unsatisfied people; downtrodden; Rusputin - "Mad Monk" - Russian image 11,2%

Поведение пьяницы; лодыри; очень шумный народ; нет чувства меры; демонстрация значимости; loud; drank drinks; having fun of all the time; 57,3%

11ормн тниио- правоиыс характеристики мафия: мафно ut; не шкононослушныс; нарушение закона; воры, бандиты; драки; разборки; mafia; mafioso; drove roughly and very threatening manner; killers; drug-dealers; mob lords; 52,5%

1 2 3

Социальные характеристики русских американцев многочисленность; нежелание учить английский язык; нежелание социализироваться 31%

Материальное положение poor; Russians live better than average Americans; dress nicer; drive better car; can afford exotic vacations once a year; don't have enormous debt 15,1%

Социально- статусные характеристики попрошайки; бывшие сотрудники КГБ 7%

Эмоционально-психологическое состояние американцев по отношению к русским) страх перед русскими иммигрантами; can not be trusted 6,3%

Социально- политические особенности Repressed 0,8%

Поведенческий (конатпвный) блок гетеростереотипа сложившийся на базе актуальной, деактуализированной и мифологической доминант, отражает следующие особенности: содержится предостережение о том, что русские люди непредсказуемы; незаконопослужны; непунктуальны; отмечается наличие двух видов коммуникативного поведения у русских — сдержанность и отстраненность с малознакомыми людьми, и открытость и доброжелательность с друзьями и знакомыми; в качестве особенности русского коммуникативного поведения подчеркивается семиотическая нагруженность улыбки как знака хорошего расположения или флирта; рекомендуется обращаться на «вы» к незнакомым и старшим людям, а в официальной ситуации — к имеющим более высокий статус; фиксируется, что в России взаимоотношения между полами строятся по иной гендерной схеме - мужчины инициативны, внимательны и берут расходы на себя; в русской коллективисткой куль-

туре ценится гостеприимство, бескорыстная дружба и взаимопомощь; принято приходить в гости без предупреждения; для русской культурной традиции характерны тесные семейно-родственные связи и расширенная многопоколенная семья, когда родители, дети и другие родственники супругов, поживающие совместно; в качестве предупреждения информируется о том, что не допустимо переносить американские нормы поведения на русскую почву -класть ноги на стол и находиться в помещении в головном уборе.

Поскольку Америка, как и Россия, населена многочисленными этническими группами, говорящими на разных языках, американцы не выделили антропометрические признаки типичного русского, подчеркнув разнообразие фенотипов.

Не сложились представления и о гипичпом образе россиянина н силу функционирования двух противоположных стереотипов: с одной стороны, русские - это талантливые, умные, образованные люди, сердечные, трудолюбивые, обладающие сиюй духа, носители великой русской культуры', с другой стороны - пьяницы, лодыри, правонарушители, бандиты, мрачные, недружелюбные, подавленные, некультурные люди.

Этнические ярлыки русских в Америке не носят негативных смысловых оттенков, а выполняют характеризующую функцию. Русских именуют па основе транслитерации Rusky, Russkie, русских проживающих в районе Брайтон-бич называют собирательно Brigton-Beach.

Для обобщенного название русского мужчины американцы прибегают к имени Ivan «Иван». Кроме того закрепился этнический ярлык Bear «Медведь» и прозвище Cabbage-eater «любитель капусты, щей».

Дифференцирована оценка русских и России - русские оцениваются в большей степени отрицательно, а Россия - положительно, таким образом, достижения культуры, и люди, их создавшие, сегрегируются.

Русский фемининный стереотип. Когнитивный блок (нейтрально оценочные суждения) описывается на основе актуальной доминанты такими признаками, как: внешность - 59.6%; возрастные характеристики - 3.6%.

Таблица 7

Нейтральные признаки фемининного гетеростереотипа о русских

Когнитивные признаки | Вербальная репрезентация %

Внешность no particular impression of Eastern European women; brunettes; not blonde; brown-eyed; hazel eyes; brunette hair; blonde-haired; blue-eyed; blonde; 59,6%

Возрастные характеристики either young or old 3,6%

Позитивный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной доминанты следующим кластером признаков: внешность - 82.2%; семейные ценности - 47.5%; семейные отношения - 41%; черты характера -24.4%; эмоционально-психологические особенности - 15%; этнические ценности -12.6%; образование и интеллект - 12%; социальный статус - 12.5%; поведение - 12.3%; здоровье - 11.7%; общая положительная оценка - 10%; родственные отношения — 7%; материальное положение — 6.1%.

Таблица 8

Позитивные признаки фемининного гетеростереотипа о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Внешность самые красивые в мире; очарование; настоящая красота; красивые женщины; полные и красивые женщины; beautiful woman; very pretty; super model; the most beautiful in the world; closer to the "real woman"; over feminine; helpless princess; genuine smile; real beauty; 82,2%

Семейные ценности консервативны; traditional family values; family; marriage; children; value family traditions a lot 47,5%

Семейные отношения domestic work; female duty; good wife; dedicated to their families and children; marriage and family is their priority; do everything you can to your children; grandmother often help to raise the children; women have actually more power than men in families 41%

Черты характера скромны; submissive; not submissive; submissive lady 24,4%

Эмоционально- психологические особенности supperaffectionate; weak emotional; giving towards her child 15%

Этнические ценности value culture and history; value tradition; 12.6%

Образование и интеллект культурные; educated; refined; sense of humor; great sense of humor; share of jokes; 12%

Социальный Статус have a good job; want to be useful to the society; have no interest in a career; women work as much as men do 12,5%

Поведение не помешаны на сексе; pny attention to their appearance (at the market and at the club) 12,3%

Здоровье здоровые; 11,7%

health

Общая положительная оценка mystifying creature; I quite like the Russian accent 10%

Родственные отношения women are strongly attached to their fathers; father is the only male figure she listens 7%

Материальное положение had a better life in economical sense; no difference in salaries between men and women 6,1%

Негативный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной и мифологической доминант следующим кластером признаков: коммуникативное поведение - 62.2%; отношения с мужчинами - 20.1%; нормативно-правовые характеристики - 7.8%; поведение - 2.3%.

Таблица 9

Негативные признаки фемининного гетеростереотипа о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Коммуникативное поведение don't smile; don't laugh much; heavy accent 62,2%

Отношения с мужчинами women will be jumping all over you; a lot of prostitutes; Brighton bitch 20,1%

Нормативно-правовые характеристики scammers 7,8%>

Поведение dressed up (for class) 2,3%

Поведенческий (конативный) блок гетеростереотипа сложившийся на базе актуальной и мифологической доминант, отражает следующие особенности: содержит предупреждение, что русские женщины «охотятся» за американцами, стремясь выйти за них за муж любым способом; русские невесты по переписке могут вступать в контакт с американскими мужчинами только с целью совершения денежных афер; им свойственно «легкое» поведение; русские женщины не имеют представления о культуре одежды.

У американских респондентов не сложился типичный перцептивный образ русской женщины по разнообразию внешних данных она не отличается от американок и европейских женщин. Отмечено сходство темпераментов русских и итальянских женщин. Тем не менее, бесспорно признается необычайная женственность н красот русских жсшиин. Ценится их образованность, приверженность фишшпшшмм семейным ценностям, умение сочетай, карьерный рост с домашними заботами. Неодобрительная оценка русского фемининного образа основана на стереотипизация отдельных намеренно негативно маркированных характеристик.

Внутри русского фемининного стереотипа выделен гетеростереотип «Olga» (сопоставимый с афроамериканским типажем «Саффи») и его подвид

бабушка {babushka). И псевдостереотип «Petra» (сопоставимый с афроаме-риканским типажем «Иезабель») окказионально противопоставляемый типажу « Татьяна». Выявлены общие когнитивные основания для трансформации гетеростереотипа «Petra» в стереотипный типаж «Olga».

Русский маскулинный гетеростереотип. Когнитивный блок (нейтрально оценочные суждения) описывается на основе актуальной доминанты признаком внешность - 27.1%.

Таблица 11

Нейтральные признаки маскулинного гетеростереотипа о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Внешность no particular impression of Eastern European women; brunettes; not blonde; brown-eyed; hazel eyes; brunette hair; blonde-luiireil; blue-evcd, blonde; 59,6%

НоЗрнС! II I.I V характеристики either young or old 3,6%

Позитивный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной доминанты следующим кластером признаков: межгендерные отношения - 72.6%; внешность - 29.2%; семейные отношения - 11.3%; родственные отношения - 6.4%; поведение - 2.5%.

Таблица 12

Позитивные признаки маскулинного гетеростереотипа о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Межгендерные отношения the boy initiates the relationships; he pays for a girl; men still pay the bill on dates 72,6%

Внешность strong; sport 29,2%

Семейные отношения Father is considered to be the head of the family 11,3%

Родственные отношения EE guys being very attached to their mothers; father take care of his grown-up daughter; father fight for of his grown-up daughter 6,4%

Негативный эмоционально-оценочный блок формируется на базе актуальной и мифологической доминант следующим кластером признаков: внешность - 27%; семейные отношения - 8.5%; поведение - 5.2%; межгендерные отношения — 4.1%.

Таблица 13

Негативные признаки маскулинного гетеростерсотипа о русских

Когнитивные признаки Вербальная репрезентация %

Внешность strong; high; very macho; overweight; bad coordination 27%

Семейные отношения a man dislikes his mother-in-law 8,5%

Поведение unpatien; do not accept to fail 5,2%

Межгендерные отношения мужской шовинизм; sexist 4,1%

Образ русского мужчины интересен американцам прежде всего с позиции другого стиля тендерного поведения в свете не распространенного в России феминистического влияния, его главенствующей роли в семье и, вытекающим отсюда влиянием на членов семьи, прежде всего, дочерей. Отмечается высокий рост русского мужчины, сила и крепкое телосложение.

Негативная стереотипизция русского мужчины также проистекает от трактовки его поведения как шовинистического. Деактуальная и мифологическая стереотипизация категоризует русского мужчину как источник зла и неприятностей.

Были выявлены персонифицированные маскулинные стереотипы В. Путина, получившего суперлативную оценку у американцев, Р. Абрамовича и Г. Распутина, признанного олицетворением русского непредсказуемого характера.

Гетеростереотипы американцев о России и русских сформированы на основе четырех когнитивных доминант - полуфольклорного, мифологического, актуального и деактуализированного блоков признаков и их комбинаций.

В процессе анализа были выявлены следующие разновидности гетеросте-реотипов: эксплицитный, имплицитный; прямой, переносный; истинный, ложный, псевдостереотип; позитивный, нейтральный, негативный; недифференцированный стереотип — калейдоскоп (набор разносемантических признаков-ассоциаций); псевдогенерализованный стереотип (недифференцированные, синкретичные представления, объединнные на ложном основании); интериоризированный русский автостереотип; гибридные разновидности стереотипов: амбивалентный стереотип; амбивалентный дифференцирующий стереотип; бинарно оппозитивный стереотип; комплексный многозначный стереотипный стереотип.

В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования и определяются дальнейшие перспективы изучения гетеростерео-тинной составляющей американской языковой картины мира.

Комплексное изучение гетеростереотипов «Russia» и «the Russians» стереотипов в американской языковой картине мира с применением элементов сопоставления с ассоциативными представлениями об Америке и американцах, закрепившихся в русском языковом сознании, по данным опросов респондентов, американских и русских форумов, блогов выявило базовые механизмы процессов стереотипизиции, лежащих в основе категоризации русского фрагмента и американского сегмента глобальной картины мира,

определило сложные структурные особенности этнических гетеростереоти-пов и причины трансформации их содержания.

В результате анализа обширного эмпирического материала была подтверждена гипотеза о том стержневыми элементами этнического стереотипа которых являются полуфольклорный, мифологический, актуальный и деак-туализированный блоки когнитивных признаков и их комбинаций, обладающих относительной устойчивостью, и создающих эффект эмерджентности.

Этнические стереотипы американцев о России и русских отражают устойчивую совокупность представлений, фрагмент окружающей действительности, формирующийся в сознании на основе индивидуального опыта и при помощи различных источников информации. Этнические стереотипы включают относительно устойчивые оценочные представления и мнения о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнической общности.

Гетеростереотипизация русских и России в американской ментально-сти чаще всего основывается на гипертрофировании отдельных признаков, характеризующих русских и страну проживания, на ложных основаниях, искаженной реальности, деактуализированных сведениях, установках собственной культуры, характере межэтнических отношениях.

В структуру русского этнического гетеростереотипа входят образы, знания и оценочные суждения: положительные стереотипы передают положительные суждения н оценки определенных черт этнического сообщества, отрицательные - отражают негативные признаки, гибридные - комплекс положительной, отрицательной и нейтральной оценочности.

Когнитивный, позитивный и негативный эмоционально-оценочные блоки и поведенческий (конативный) блок гетеростереотипов о России и русских в американской лингвокультуре эксплицированы широким диапазоном когнитивных признаков, отражающих сложные структуры образов россиян и РФ в языковом сознании американцев.

Глубина и длительность межкультурных контактов оказывают значительное влияние на оценочный характер восприятия другого этноса, однако, в американском обществе поддерживается тенденция к сохранению в массовом сознании негативного образа России и русских: проводится определенная языковая политика по созданию и тиражированию негативных гетеростереотипов с целью оказания мощного ориентирующего воздействия на американских граждан.

В американских СМИ и кинематографе распространены два противоположных образа русского человека: в соответствии с одним русский - некультурный человек, пьяница и бандит; другой отражает обобщенное представление о русском как об интеллигенте, носителе культурных традиций, умном, талантливом человеке с загадочной душой; а также о самых красивых в мире женщинах.

Амбивалентный образ России в американском языковом сознании связан с представлениями о ней как о стране снега, холода, медведей; коммуниз-

ма и угрозы для всего мира. В качестве актуальных стереотипов признается историческое и культурное богатство России, достижения в области спорта, космоса и науки.

В полиэтнических государствах, к которым относятся Россия и США, проблема успешного внутригосударственного межэтнического общения имеет большую актуальность. Процесс мсжкультурной коммуникации кроме расширенных знаний о «чужой» культуре, традициях, обычаях и языке требует знания гетеростереотипа - эталона, в соответствии с которым мотивируется собственное поведение и ожидается определенный тип поведения от представителей другого этноса. Проведенное исследование в значительной степени способствовало реализации данной задачи.

В качестве перспективы исследования представляется описание гете-ростереотипов в расширенном сопоставительном аспекте - американцы о России и русских и россияне о (ЛИЛ и американцев па разноплановом эмпирическом материале, предполагающим использование текстов художественной литературы и разножанровой массмедийной продукции. Значительный интерес представляет также глобализирующий аспект иузчения стереотипов, предполагающий рассмотрение лингвокультур всего англоговорящего мира.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

I. Статьи, опубликованные Сведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Журтова А.З., Аликаев P.C. Способы категоризации гетеростерео-типных представлений в американском языковом сознании // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. - Том II, №3. - Нальчик. 2012. - С.68-72.(0.4 п.л. )

2. Журтова А.З.Содержательные особенности языковой реализации фемининного и маскулинного гетеростереотипов американцами // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - № 1. -Пятигорск, 2013. - С.83-85. ( 0.37 п.л.)

И. Статьи, опубликованный других научных изданиях:

3. Журотова А.З. Особенности реализация гетеростереотипов о России и русских и об американцах и Америке по материалам опросов общественных организаций и международных проектов // Основные вопросы лингвистики. Лингводидактики и межкультурной коммуникации: сборник научных трудов по филологии № 8. 15 февраля 2013 г., г. Астрахань/ сост. P.P. Бике-шева, О.В. Чувашова. - Астрахань: Издательский дом: «Астраханский университет», 2013,- 130с,-С.55-61.(0.5 п.л.)

4. Аликаев P.C., Журтова А.З. Этнокогнитивные основания американского коммуникативного поведения: сопоставительный аспект// Русская гер-

манистика: Ежегодник Российского союза германистов. Спецвыпуск. — Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2012. - 186 с. - С. 13-18. (0.4 п.л.)

5. Журтова А.З. Структурно-функциональная парадигма этнических стереотипов в аспекте лингвокультурологии // Основные вопросы лингвистики. Лингводидактики и межкультурной коммуникации: сборник научных трудов по филологии № 8. 15 февраля 2013 г., г. Астрахань/ сост. P.P. Бике-шева, О.В. Чувашова. - Астрахань: Издательский дом: «Астраханский университет», 2013. - 130с.-С.61-71.(0.8 п. л.)

6. Журтова А.З.Этнопсихологические особенности американской вербальной коммуникации // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Спецвыпуск. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2012. - 186 с. — С. 65-76. (0.4 п.л.)

В печать 20.05.2013. Тираж 100 экз. Заказ № Ь^О^ Полиграфический участок ИПЦ КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

 

Текст диссертации на тему "Этнические гетеростереотипы в американской языковой картине мира"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»

ЭТНИЧЕСКИЕ ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

а правах рукописи

04201360424

ЖУРТОВА АСИЯТ ЗАУРОВНА

10.02.19 - теория языка

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук профессор Аликаев Р.С.

НАЛЬЧИК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................ 4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ................................................... 11

1.1. Существующие подходы к изучению стереотипа................. 11

1.2. Разновидности стереотипов............................................ 17

1.3. Смежные явления: стереотип, предубеждение, предрассудок...... 23

1.4. Основные функции стереотипов....................................... 25

1.5. Стереотип как важнейший компонент этнического самосознания............................................................... 26

1.6. Этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. Стереотип как объект лингвокультурологии....... 32

1.7. Структура и основные функции этнических стереотипов........ 40

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.............................................................. 43

Глава 2. СИСТЕМА АМЕРИКАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ..................... 46

2.1. Мультикультурный американский тип............................... 46

2.2. Базовые американские ценности....................................... 49

2.3. Этнокогнитивные основания американского коммуникативного поведения: сопоставительный аспект.............................. 56

2.4. Этнопсихологические особенности американской вербальной коммуникации............................................................. 63

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2............................................................. 76

Глава 3. ЯЗЫКОВАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ АМЕРИКАНЦЕВ: КОГНИТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ..................................................................... 79

3.1. Вербализация гетеростереотипов о чертах характера американцев и русских по данным опроса общественного мнения...................................................................... 79

3.2. Реализация гетеростереотипов о России и русских

и об американцах и Америке по материалам опросов общественных организаций и международных проектов........ 82

3.3. Репрезентация гетеростереотипов о США и американцах и о русских Российской Федерации по данным ассоциативного эксперимента......................................... 91

3.4. Вербализация стереотипов разноэтнических американцев

о русских американцах и России по материалам русскоязычного американского форума.................................................. 96

3.4.1. Положительные и нейтральные стереотипы о России и русских ... 96

3.4.2. Отрицательные стереотипы о России и русских... 98

3.4.3. Гибридные виды стереотипных представлений о России

и русских................................................................... 102

3.5. Стереотипный образ России и русских по данным американских Интернет-форумов и блогов......................... 106

3.5.1. Положительные и нейтральные стереотипы о России и русских... 106

3.5.2. Негативные стереотипы о России и русских....................... 111

3.5.3. Нейтральные гетеростереотипы-рекомендации о России и

русских............................................................................. 115

3.6. Языковая актуализация фемининного и маскулинного гетеро-стереотипа американцами............................................. 120

3.6.1. Разновидности языковой реализации фемининного гетеростереотипа американцами.................................... 129

3.6.2. Разновидности языковой реализации маскулинного гетеростереотипа американцами .................................... 133

3.7. Пути распространения негативных стереотипов о России

и русских в США...................................................... 136

3.8. Способы категоризации гетеростереотипных представлений

о Россини русских в американском языковом сознании....... 139

3.9. Переносные гетеростререотипы о России и русских.............. 144

Выводы................................................................................. 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 169

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................... 172

ВВЕДЕНИЕ

Процесс интеграции в мировое сообщество приводит не только к усилению кросс-культурных контактов в общественно-политической сфере, укреплению деловых связей и культурного обмена, но также активизации межличностных интересов. Эффективность глобализации, с одной стороны, обусловлена позитивными изменениями имиджа России и россиян за рубежом на всех уровнях и, с другой стороны, осложнена намеренным поддержанием идеи о негативном влиянии России в мире. Языковая экспликация сложившихся амбивалентных суждений представляет собой плодотворную почву для исследования.

Картина мира каждого этноса содержит не только социальные предписания, нормы, традиции и обычаи, правила поведения, соответствующие определенным этническим сценариям, автопредставления (уникальную комбинацию «мы-образов»), но и стереотипизированные представления о других этносах (систему «они-образов» или образов «чужих»).

В ходе реальной или виртуальной межкультурной коммуникации мощнейшим средством ориентации, манифестированном в языке, является гете-ростереотип - образ другого народа и страны его проживания. Матрицы стереотипов играют роль эталонов, в соответствии с которыми проектируется коммуникативное поведение и осуществляется оценка этнических образов.

Национально-культурная специфика языковой реализации этнической гетеростереотипизиции в американском языковом сознании проявляется в комбинаторике когнитивных признаков, реализующейся различными способами языковой фиксации. «Этническое видение и понимание мира осуществляется с помощью национального языка. Язык воплощает и национальные образы, и национальный характер, и национальные идеалы. Язык обеспечивает межпоколенную трансляцию как стереотипов национального мировиде-ния в обыденном сознании, так и совокупность общечеловеческих ценностей» [Вепрева 2005:202].

Лингвистический анализ этностереотипов, по мнению Л.П. Крысина, заключается в выявлении способов и средств передачи информации о свойствах этноса [Крысин 2005: 453].

Этнические стереотипы служат моделями репрезентации в национальном сознании образов представителей других лингвокультурных сообществ в контексте канонов собственного мировоззрения, ориентируя в глобальной картине мира и поставляя паттерны для коммуникативного поведения.

Необходимость выявления и описания сложных механизмов кросс-культурного социального взаимодействия в аспекте межэтнических контактов и их языковой репрезентации как междисциплинарного явления обусловливают актуальность настоящего исследования.

Новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые осуществляется комплексное изучение стереотипных представлений американцев о России и русских, выявляются механизмы стереотипизации, описывается структура гетеростереотипов, раскрывается содержание и выделяются разновидности языковой реализации этнических гетеростереотипов в американской ментальности.

Объектом исследования послужили концептуальная область американской картины мира, вербализующая гетеростереотипы о России и русских, и сегмент русской картины мира, воплощающий образы Америки и американцев.

Предметом исследования является языковая репрезентация когнитивного, эмоционально-оценочного и конативного пластов, характеризующих гетеростереотипы «Russia» и «the Russians» в американском языковом сознании и фрагменты ассоциативного поля стереотипов «США» и «американцы» в русской ментальности.

В основу предпринятого исследования положена следующая гипотеза:

Этнический стереотип как когнитивно-языковой феномен, формируется на основе комплекса «они-образов», стержневыми элементами которых служат полуфолыслорный, мифологический, актуальный и деактуализированный

блоки когнитивных признаков и их комбинаций, обладающих относительной устойчивостью и создающих эффект эмерджентности.

Цель данной работы состоит в выявлении социокультурных характеристик гетеростереотипов «Russia» и «the Russians» на базе американских и русских Интернет-материалов, американской паремиологии и афористики, по данным ассоциативного эксперимента и фрагментов ассоциативного поля стереотипов «США» и «американцы» в русской ментальности.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1) определить понятие этнического гетеростереотипа;

2) выявить разновидности гетеростереотипов;

3) описать способы категоризации гегеросгереогипных представлений о России и русских в американском языковом сознании;

4) определить когнитивное содержание изучаемых стереотипов;

5) выявить эмоционально-оценочные и конативные

характеристики исследуемых стереотипов;

6) выявить тендерные подвиды, структурирующие стереотип ««the Russians»;

7) построить ассоциативные модели стереотипных представлений американцев о России и русских и русских об Америке и американцах;

8) зафиксировать позитивные, нейтральные и негативные стереотипы о России и русских;

9) проследить причины негативной стереотипизации русских в американском языковом сознании.

Комплексный подход к изучению специфики мировидения, закрепленного в стереотипных фрагментах языковых американской и русской картин мира осуществлялся на основе применения следующих методов и приемов исследования: метод когнитивной интерпретации эмпирического материала, компонентный анализ, метод контекстологического анализа, аналитико-описательный метод, свободный ассоциативный эксперимент, метод полевого моделирования, тендерный анализ, дискурсивный анализ, метод сопоста-

вительного анализа, метод статистической обработки данных, метод сплошной выборки и классификационный метод.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области психологии (Е. Барт-минский И.С., Кон, А.Н. Леонтьев, A.A. Налчаджян, Т.Г. Стефаненко, З.В. Сикевич, Ю.П. Платонов, П.Н. Шихирев, У. Липпманн, Д. Кемпбелл, Г. Тешфел, Дж. Хилл), этнолингвистики (Ю.Д. Апресян, Ю.В. Бромлей, В.В. Красных, Л.П. Крысин, В.А. Маслова, Ю.А. Сорокин, Ю.Е. Прохоров), психолингвистики (A.A. Леонтьев, А.Г.Шмелев, Х.С.Коммагер ), социологии (B.C. Агеева, А.К. Байбурин, Г.У. Солдатова, К.К.М. Клакхон , Г. Оллпорт, М. Хардт), культурологии и межкультурной коммуникации (А.Л. Баскина, Т.Г. Грушевицкая, Д.Б.Гудков, Н.М. Лебедева, O.A. Леонтович, В.А. Маслова, Т.С. Самохина, И.А. Стернин, М.А.Стернина, С.Г. Тер-Минасова, Р.Д. Льюис, Дж. Хсу).

Изучению гетеростереотипных представлений с различных лингвистических позиций посвящен незначительный ряд диссертационных работ, затрагивающих отдельные аспекты заявленной проблематики на материалах различных языков.

Сопоставительные лексико-семантические исследования проводились в русле анализа влияния этнических механизмов стереотипизации:

- национально-культурная специфика реализации признака этничности в семантике языка прослеживалась на материале соотносительных этнонимов в русском и английском языках (Буряковская В.А. 2000);

- описывались языковые средства экспликации этнических стереотипов русских, казахов и немцев в этнических анекдотах (Альбидинова Ж. Б. 2011);

- отражение этнического стереотипа-имиджа голландской культуры и голландцев в словарном составе английского языка рассмотрено на материале лексико-фразеологического пласта (Голубовская Е.А. 2006).

В широком лингвокультурологическом плане описаны:

- этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего социума и их вербализация в американской лингвокультуре на примере отношения белокожих американцев к выходцам из других стран - латиноамериканцам, азиатам, арабам, афроамериканцам, белым американцам, а также американским индейцам и народностям Аляски ( Горшунова Е.Ю. 2009);

- рассмотрена языковая репрезентация этнической принадлежности в американском суперэтносе на примере стереотипных образов Ирака и иракцев (Косяков В. А. 2009).

Концептологические исследования вербальной стереотипизации решали следующие задачи:

- лингвистическое моделирование феномена национального характера на основе выявления этнокультурной специфики стереотипов-концептов национального характера «уверенность в себе», «патриотизм», «успешность» в американской лингвокультуре (Ноженко Е.В. 2008);

- описание этнических, возрастных и тендерных концептов в русских, английских и татарских паремиях с целью выявления общего и специфического в национальных картинах мира этих народов ( Салеева Д.А. 2004).

В русле дискурсивных изысканий:

- осуществлен анализ высказываний, отражающих стереотипы взаимовосприятия англичан и французов и лингвистические механизмы, их реализующие (Некрасова А.Е. 2009);

- изучены тендерные стереотипы в политической сфере современного российского общества (Рябова Т.Б. 2009).

Материалом исследования послужили результаты опроса 50 американских и 50 русских респондентов, данные американских англоязычных, американских русскоязычных, русских форумов, блогов и социальных сетей, лексикографические источники и паремиологический фонд американского английского языка, а также американская афористика, отражающие стереотипные представления о России и русских в американской лингвокультуре.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования полученных результатов при разработке лекционных курсов и спецкурсов по лингвоконцептологии, лингвокулыурологии, психолингвистике, социолингвистике, страноведению, межкультурной коммуникации, теории дискурса, а также в практическом курсе американского английского языка. Используемые в работе подходы и предлагаемые методы анализа применимы для исследования стереотипов различных типов на разноплановом эмпирическом материале.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории стереотипа, уточняя отдельные положения лингвокультурологии, лингвокогнитоло-гии, социо- и психолингвистики: в нем осуществляется анализ структуры стереотипы, выявляются их разновидности, подвиды, типажи и когнитивные доминанты, предлагаются две методики описания стереотипизированных языковых феноменов, определяются тенденции и причины сохранения и трансформации стереотипов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В содержании этнических гетеростереотипов различают относительно устойчивое, ригидное ядро и периферию, отражающие подверженные изменениям и ломке суждения о другом народе.

2. В структуре этнических гетеростереотипов как относительно устойчивых, схематичных представлений о другом этносе и стране его проживания выделяются когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий блоки.

3. Гетеростереотипы американцев о России и русских сформированы на основе четырех когнитивных доминант - полуфольклорного, мифологического, актуального и деактуализированного блоков признаков и их комбинаций.

4. Арсенал гетеростереотипов, манифестирующих образы России и русских в американском языковом сознании представлен следующими разновидностями: эксплицитный, имплицитный; прямой, переносный; истинный, ложный, псевдостереотип; позитивный, нейтральный, негативный; недифференцированный стереотип - калейдоскоп (набор разносемантических признаков-

ассоциаций); псевдогенерализованный стереотип (недифференцированные, синкретичные представления, объединнные на ложном основании); интерио-ризированный русский автостереотип; гибридные разновидности стереотипов: амбивалентный стереотип; амбивалентный дифференцирующий стереотип; бинарно оппозитивный стереотип; комплексный многозначный стереотип.

5. Представления американцев, связанные с Россией и русскими включают синкретичный набор стереотипных атрибутов, обусловленный отдельными фактами, историческими событиями, относящиеся в большей степени к прошлому страны и передающими аксиологически различные оценки. Преимущественно негативный образ русских противопоставлен положительному имиджу России.

Апробация. Основные положения и результаты диссертационного исследования прошли апробацию на спецкурсах и семинарах по стилистике и художественному дискурсу на 3-5 курсах Института филологии КБГУ, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры немецкого и иностранных языков Института филологии КБГУ. Результаты работы отражены в 6 научных публикациях (общее количество печатных листов - 2.87 п.л.), 2 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК МОН РФ для публикации результатов кандидатских диссертаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из перечня использованной литературы (222 наименования), списка словарей (14 наименований) и источников (18 наименований). Общий объем работы - 190 с. машинописного текста.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ

1.1. �