автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему: Этническое сознание московской школьной и студенческой молодежи: современное состояние и основные тенденции развития
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Омельченко, Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Российская молодежь на рубеже веков: опыт историографического анализа исследований современного состояния сознания.
ГЛАВА 2. К вопросу о самоидентификации современной московской молодежи.
ГЛАВА 3. Образ русского народа в представлениях молодежи (к вопросу об этнических автостереотипах).
ГЛАВА 4. Многонациональная Москва в зеркале представлений современной московской молодежи.
ГЛАВА 5. Практические вопросы формирования позитивной этнической идентичности и толерантных установок у школьников.
Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Омельченко, Елена Александровна
Актуальность исследования
Российское общество в течение последних пятнадцати лет переживает активные преобразования всей экономической, политической, социальной и культурной структуры. Причем условия и характер этих преобразований во многом уникальны. По мнению некоторых ведущих социологов, особенность российского трансформирующегося общества не в том, что оно преобразуется (серьезные изменения претерпевает вся миросистема), но скорее в том, что мы находимся в высокоактивной стадии социальных трансформаций, когда нестабильность социальной системы близка к состоянию «динамического хаоса»1.
В условиях глобализации, универсализма и одновременно актуализации различий, в том числе этнонациональных, расовых, религиозных, практически все государства мира столкнулись с явлениями распространения ксенофобии и экстремистских действий, частыми проявлениями противостояния, нетерпимого отношения к разным социальным и этническим группам. Для России, как и для других регионов, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, такие проблемы стали особенно болезненными и, естественно, привлекают к себе особое внимание ученых и исследователей.
Московский регион является одним из наиболее динамично меняющихся регионов нашей страны, а сам московский мегаполис -столица многонационального государства - переживает все преобразования, характерные для последних десятилетий развития российского общества, в значительно большем масштабе. Распад
1 Ядов В.А. А все же умом Россию понять можно. // Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В.А.Ядова. М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С. 12.
Советского Союза и рост числа вынужденных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, прибывающих на территорию России и Москвы, а также структурные изменения в экономике и увеличение российских потоков трудовых мигрантов, большая часть которых прибывает в столицу, осложнило межнациональный климат в городе.
Миграция - это важный фактор социально-экономического развития современной Москвы. Благодаря притоку иногородней рабочей силы обеспечена устойчивая работа многих секторов экономики города (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство и др.) За счет миграции поддерживается на приемлемом уровне состояние демографической ситуации в городе. Однако по целому ряду составляющих миграция, особенно незаконная, несет в условиях непростого состояния рынка труда серьезную угрозу экономической, социальной, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности столицы. Следует отметить, что большинство обосновавшихся в Москве приезжих, особенно из южных республик бывшего Союза, помогают своим землякам также переехать и разными способами закрепиться здесь2.
Миграционная ситуация в Москве оказывает сильное влияние на весь комплекс сложившихся в городе межнациональных отношений. В связи с ростом миграционных потоков и стремительно меняющейся жизнью распространяется экстремизм ксенофобского толка, основанный на этнорасовой нетерпимости, а также экстремизм неофашистского толка, основанный на идеях группового неравенства и отторжении культурных различий, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти3. Очевидно, что глобальные изменения всех сторон жизни в течение последних пятнадцати лет продолжают отражаться на этническом самосознании граждан России в целом и москвичей в
2 Мапькова В.К. Этнические авто- и гетеростереотипы в представлениях современных московских подростков. // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 215.
3 Подробнее об этом см.: Москва разыгрывает этническую карту. (Из интервью В.Тишкова газете «Известия» от 18 июня 2002 года). частности. На фоне характерного для немалой части представителей российского общества кризиса идентичности, в том числе этнической, возникают и развиваются разного рода этнические фобии, в том числе мигрантофобия.
Молодые москвичи, особенно школьники и студенты, активно вовлечены в события и процессы, происходящие в сфере межнациональных отношений. Московская школа становится все более многоязычной, и достаточно большой процент поступающих в школы детей довольно плохо владеет русским языком и мало знаком с российской культурой. Таким образом, московским подросткам и молодым людям все чаще приходится строить взаимоотношения со сверстниками - представителями других культур. Именно в этих условиях происходит формирование их этнических стереотипов, осознание собственной этнической идентичности. Этот процесс становится неотъемлемой частью процесса социализации молодежи в сложных условиях, когда в разных слоях населения наблюдаются значительные изменения системы ценностей, в ситуации серьезного межпоколенческого разрыва.
Особую актуальность в этой связи приобретает изучение тех аспектов этнического сознания молодых москвичей, которые касаются особенностей их самоидентификации и этнических автостереотипов, с одной стороны, и их восприятия «Москвы многонациональной», с другой стороны. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, сформулировать основные проблемы в этой сфере и проводить грамотную, адекватную национальную политику, в том числе в пределах московского мегаполиса, а во-вторых, в целях разработки методики работы, в условиях общеобразовательных учреждений, по преодолению негативных аспектов восприятия многонациональной Москвы, формированию позитивной этнической идентичности и толерантных установок школьников по отношению к представителям других этносов.
Теоретико-методологическая база исследования и основные понятия
За основу данного исследования взяты следующие положения: этнос является объективно существующей и познаваемой реальностью, а этническое сознание субъекта обусловлено объективными факторами и отношениями. Люди, сознающие свою принадлежность к тому или иному этносу, именуются этнофорами; они отражают в своем сознании независимую от них этническую реальность, т.е. их этническое сознание является "отражением объективно функционирующих признаков своего этноса"4.
Традиции исследования этнического сознания и самосознания имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу в отечественной исторической и этнографической литературе5. Но, безусловно, проблема этнического сознания не решаема в рамках одной только исторической науки - при ее изучении нельзя ограничиться применением только методов историко-сравнительного, историко-типологического и других типов исторического анализа. Сама постановка проблемы требует привлечения методов социологического исследования; ведь объектом исследования при изучении любых аспектов этнического сознания является социальная группа, включенная в общесоциальные, политические, культурные процессы. Сознание можно определить и как совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира, и поэтому к изучению этнического сознания важно привлекать методы психологической науки. Таким образом, при изучении этнического сознания необходимо практиковать междисциплинарный подход, который предусматривал бы рассмотрение этого феномена с собственно исторической,
4 Арутюнян Ю.В., ДробижеваЛ.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. С.257.
5 См., например: Брошей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Он же. Этнические процессы в современном мире. M., 1987; Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность». // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С.13-23; Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. // Советская этнография. 1974. №2. С.24-38; Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. // Расы и народы. Вып. 6. М.: Наука, 1976. С.53-63; Пименов В.В. Системный подход к этносу. // Расы и народы. М.: Наука, 1986. C.11-29; Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей. // Советская этнография. 1982. №2. социологической, психологической и политологической точек зрения. Этническое сознание само по себе является как бы «междисциплинарным» феноменом, в котором сочетается и социологическое, и психологическое, и политологическое видение единой проблемы.
Отечественные социологи изучают этническое самосознание довольно активно, начиная с 70-х годов двадцатого века. В качестве примеров таких работ можно привести исследования Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, З.В.Сикевич и т.п.6 Привлечение к изучению этнического сознания отечественных психологов началось несколько позже, когда была «реанимирована» этнопсихология как отрасль отечественной психологической науки. Учеными активно разрабатывались такие области этнопсихологии, как психология миграции (Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова), психология межкультурных отношений и методы этнопсихологического исследования (Т.Г.Стефаненко, С.В.Рыжова, Г.У.Солдатова), исследование 4 национального характера (И.С.Кон, К.Касьянова).7
В этой связи можно сказать, что методологической и методической базой данного исследования служит накопленный опыт этносоциологических и этнопсихологических работ, проводившихся на протяжении последних десятилетий в разных регионах России и СССР.8
6 См., например: Арутюнян Ю.В., ДробижеваЛ.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996.
7 См., например: Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа. // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М.-Л., 1984. Кцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис. канд. психол.наук. M., 1985; Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М, 1993; Леонтьев А.А. Личность как этническая категория. // Советская этнография. 1983. №3. С.35-44; Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Московского университета, 1993; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Рыжова С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования).//Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М., 1995; Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1995; и др.
8 Результаты этих исследований представлены в целом ряде научных сборников. См., например: Духовная культура и этническое самосознание. / Под ред. Л.М.Дробижевой. Вып. 1,2. М., 1990; Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. / Под ред. Л.М.Дробижевой. М., 1994.
Фундаментальная методологическая проблема, стоящая перед нами, -это проблема выработки конкретного механизма соотнесения теоретического и эмпирического уровней социологического анализа, их интеграция с целью выработки обобщенного знания о предмете.
В последние годы в отечественной научной литературе все чаще встречаются понятия «этническая идентичность», или «этничность», заимствованные из зарубежной социально-культурной антропологии и политологических исследований. В широком междисциплинарном ракурсе эти понятия нередко рассматриваются как тождественные между собой и одновременно понятию «этническое самосознание».9 Автор данного диссертационного исследования придерживается именно такого подхода, рассматривая этническую идентичность и этническое самосознание как комплекс представлений человека о своем этносе, а также сумму чувств и намерений, связанных с этими представлениями.
Базовые для данного исследования понятия самоидентификации и стереотипов подробно изучаются в соответствующих главах.
Предметом настоящего исследования являются определенные аспекты этнического сознания современной московской молодежи, изучаемые в их развитии и взаимодействии. Они включают в себя особенности самоидентификации и этнических автостереотипов молодых москвичей, а также их отношение к Москве как к многонациональному городу.
Необходимо учитывать, что сознание - философская категория, и при его изучении перед исследователем встает ряд методологических проблем. Это, в частности, проблема соотношения общественного и личного в структуре самосознания субъекта. Нужно отметить, что исследование самосознания того или иного субъекта возможно лишь в связи с изучением тех связей и отношений, в которые он вступает. Общественное самосознание личности - сложное многоступенчатое
9СолдатоваГ.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С.43. 4 образование, так как человек может идентифицировать себя со многими социальными группами и т.д. («Я - русский, врач, отец и т.п.). Оно отражает закономерности функционирования субъекта в системе общественных отношений, характеризует место, занимаемое им в этой системе.
При изучении фактора этничности в массовом сознании необходимо также учитывать следующие положения:
1) проявление «симпатии-антипатии» в межэтническом взаимодействии чаще всего носит иррациональный и неосознанный характер, имеет эмоционально-чувственную природу, а преобразование «чувств» в логически жесткую структуру социологического инструментария весьма затруднительно;
2) все этническое крайне мифологизировано (вспомним, сколько всего сказано о «русской душе»), а это усложняет адаптацию индивида к меняющимся социальным реалиям («это не соответствует ценностям русского человека» и подобные мысли); б 3)этничность - одно из самых сокровенных проявлений человеческой психологии (по словам Н.Бердяева, «русский почти стыдится того, что он русский»), и поэтому при составлении инструментария этносоциолог не может не учитывать вероятную «стыдливость» респондента;
4) «русская тема» всегда была искусственно политизирована, а сегодня на фоне растущего национализма и непрекращающихся межэтнических конфликтов эта тенденция еще более усилилась. Это нужно учитывать при анализе ответов, данных респондентом на вопросы, касающиеся русского этноса.
Следует отметить, что по сравнению с общетеоретическими работами по проблемам этнического сознания, целостные исследования этого феномена у конкретных народов-этносов, их локальных и социальных групп весьма немногочисленны.
Цель и задачи исследования
Основной целью работы является изучение этнического сознания современной московской молодежи, поиск путей формирования у юных москвичей позитивной этнической идентичности и толерантных установок по отношению к представителям других национальностей, а также преодоления негативных тенденций изменения молодежного этнического сознания.
Для достижения этой цели решается ряд взаимосвязанных конкретных теоретических и практических исследовательских задач:
1) Исследовать особенности самоидентификации современной московской молодежи, определив значимость и роль этнополитической идентификации.
2) Выявить признаки этнической самоидентификации современной московской молодежи.
3) Дать характеристику этническим автостереотипам юных москвичей, изучив их содержание и направленность.
4) Определить степень позитивности этнической идентичности московской учащейся молодежи как базового условия для формирования толерантных установок по отношению к представителям других этносов.
5) Охарактеризовать в целом отношение московской молодежи к Москве как многонациональному городу, выяснив, во-первых, насколько актуальными являются для учащихся вопросы межнационального и межкультурного взаимодействия в столице и, во-вторых, каково содержание стереотипов и установок по отношению к прибывающим в город мигрантам.
6) Разработать практические предложения-рекомендации по корректировке выявленных негативных тенденций этнического сознания московской молодежи, а также предложить методику обучения юных москвичей навыкам межкультурного общения и повышения общего уровня их осведомленности в этнологической области знаний.
Объект исследования
Объектом данного исследования является учащаяся молодежь московских средних образовательных учреждений. Для сопоставления приводятся также результаты опроса студентов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, предпринятого автором данной работы в 1999-2000 годах. Всего исследованиями охвачены более 300 человек. Аудитория опросов представлена разными возрастными (от 13 до 25 лет), половыми и социально-профессиональными группами.
С точки зрения социологического анализа поколений интересующие нас молодые люди, родившиеся в 80-х годах двадцатого века, - это те россияне, период формирования которых приходится на десятилетие экономических реформ. Поэтому следует учитывать, что 4 социализация этой молодежной группы проходила в кардинально новых исторических условиях. Особенности этих условий можно кратко сформулировать следующим образом: 1) растущее демонстративное неравенство в уровне и стилях жизни, 2) номинально высокие возможности «потребительского выбора» вместо привычного товарного дефицита; 3) ликвидация символической «границы» между Россией и остальным миром, как с точки зрения информационной (доступность литературы, средств массовой информации, новых информационных технологий, появление и распространение рекламы и Интернета), так и с точки зрения реальной возможности выехать за рубеж; 4) расширение возможностей индивидуального выбора; 5) массовый отказ от патерналистского типа сознания. Такие условия, несомненно, создают возможности и предпосылки для формирования нового поколения (в социологической терминологии - «поколенческого паттерна»), качественно отличного от предыдущих10.
Число школьников, которые участвовали в анкетном опросе, проводившемся в декабре 2002 - мае 2003 года, составило 227 человек. Это ученики 3-х московских образовательных учреждений, расположенных в трех разных округах города Москвы (Западный, Южный, Юго-Восточный). Школы отличаются по количеству учеников, преподавательскому составу и - субъективно - по оценке «престижности». Довольно разнообразен и социально-профессиональный статус семей учащихся, хотя семьи, в которых денег едва хватает на самое необходимое, представлены в данном опросе менее чем 10% респондентов.
В исследовании приняли участие 94 мальчика (42% от общего числа участников опроса) и 133 девочки (58%) в возрасте от 13 до 18 лет. Средний возраст респондентов составляет 16 лет, в таблице 1 можно более подробно ознакомиться с распределением участников опроса по возрастным группам.
Таблица 1. Распределение участников опроса по возрастным группам
Возраст Кол-во участников Кол-во в процентах
13 лет 18 8%
14 лет 53 23%
15 лет 49 22%
16 лет 82 36%
17 лет 22 10%
18 лет 3 1%
Итого 227 100%
10 Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений. // Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В.АЛдова. М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С.267-268.
Русскими себя считают от 88 до 90% опрошенных школьников (разница в конечной цифре зависит от того, причислять к русским детей, назвавших себя россиянами и москвичами, или нет). Таким образом, процентное соотношение русских и нерусских респондентов примерно соответствует процентному соотношению в общей структуре российского общества, по данным последней переписи.
Для сопоставления с результатами, полученными при этносоциологическом исследовании школьников, привлекаются данные этносоциологического опроса студентов МГУ, осуществленного автором в 1999-2000 годах. В рамках этого исследования были опрошены 75 человек - 0,3% от всех студентов, обучающихся в МГУ. Из 75 студентов, принявших участие в опросе, девушки составляют 38 человек, юноши - 32. Возраст респондентов колеблется от 17 до 25 лет, средний возраст составляет 20,3 года. В основной своей массе это люди, еще не создавшие собственные семьи - женаты и замужем только 8 человек (10%). Среди респондентов есть как коренные москвичи, так и люди, приехавшие в Москву (сравнительно давно и недавно). Практически все приезжие - горожане, только 3 человека прибыли из села. Большинство приехало из различных областей и краев России; из сопредельных государств - 5 человек (6%, в том числе Украина - 3 человека, Казахстан - 2), столько же - из национальных республик в составе РФ (Коми - 1, Северная Осетия - 2, Саха (Якутия) - 1, Удмуртия
Студенты, попавшие в выборочную совокупность, различаются по материальной обеспеченности. 30% заявили, что за последние годы их материальное положение улучшилось; 44% респондентов сочли его ухудшившимся, 13% сказали, что оно не изменилось. Тем не менее, только 5% студентов имеют возможность ни в чем себе не отказывать, определенными накоплениями обладают 46%, остальным денег хватает только на самое необходимое (36%; один студент, правда, признался, что денег ему не хватает даже на питание). При этом 46% молодых респондентов проживает в общежитии (это связано с большой долей приезжих, участвовавших в опросе), 64% - в квартирах самостоятельно или с родителями, только двое имеют комнату в коммунальных квартирах.
88% опрошенных студентов назвали себя «русскими», что сопоставимо с результатами, полученными по этому параметру опроса у школьников.
Итак, в выборочной совокупности студентов представлены респонденты различной материальной обеспеченности, ею охвачен весь "студенческий возраст", в опросе участвовало примерно равное количество юношей и девушек. По этим сведениям можно судить о достаточной для этнопсихологического исследования представительности выборочной совокупности, и по спектру мнений, которые высказывались респондентами в ходе опроса, можно примерно судить о позициях, занимаемых по тому или иному вопросу студенчеством МГУ в целом.
Количественные и качественные характеристики учащихся школ, принимавших участие в опросе, позволяют автору наметить основные тенденции современного состояния и динамики этнического сознания московских школьников как социальной группы. Для более точного подтверждения выводов данного диссертационного исследования, однако, будет полезно привлечь больший массив эмпирических данных.
Эмпирическая основа работы. Техника и инструментарий исследования.
Данная работа основывается на серии этносоциологических опросов и социально-психологических исследований, организованных и проведенных автором самостоятельно, под руководством д.и.н., профессора кафедры этнологии МГУ им. М.В.Ломоносова В.В.Карлова.
Исследование студентов как специфической молодежной социальной группы планировалось и проводилось в 1999-2000 годах как часть большого этносоциологического исследования русского этноса на рубеже веков (выборочная совокупность 1100 человек, авторы проекта В.В.Карлов и С.С.Савоскул). По не зависящим от автора причинам проект до сих пор не завершен, поэтому автор не имел возможности анализировать полученную им информацию в общем контексте, с привлечением сведений обо всех социальных, возрастных и т.п. группах респондентов. Основным инструментом для данного исследования был опросный лист «Россия и русский народ в конце XX века», разработанный В.В.Карловым и С.С.Савоскулом (Приложение №1). Респонденты заполняли анкету самостоятельно, после проведения соответствующего инструктажа. Было опрошено 75 человек - 0,3% от всех студентов, обучающихся в МГУ. Выборочная совокупность формировалась методом квот, на основании информации, предоставленной Центром статистики и информации МГУ. Соблюдался принцип равного соотношения респондентов по половому признаку и пропорционального - по основным факультетам.
Таблица 2. Распределение респондентов по факультетам МГУ.
Факультет Учится студентов Опрошено студентов
Механико-математический 2027 8
Вычислительной математики и кибернетики 1790 9
Физический 2433 12
Химический 1024 5
Биологический 976 5
Геологический 1050 4
Географический 1081 5
Исторический 855 4
Филологический 1405 5
Философский 717 3
Экономический 1805 5
Стран Азии и Африки 692 4
Иностранных языков 812 4
Психологический 711 2
Всего 17378 75
Этносоциологический опрос учащихся московских школ проводился в 2002-2003 годах в Южном, Западном и Юго-Восточном округах города Москвы (школы №729, 1016 и 476 соответственно). Было опрошено 227 школьников - учащихся 8-11-х классов. Инструментом для данного исследования служили опросные листы «Москва и москвичи» и «Этническое самосознание», разработанные автором настоящей работы при консультации и согласовании с д.и.н., профессором В.В.Карловым (Приложение №2). Респонденты заполняли анкету самостоятельно, после проведения соответствующего инструктажа. В обоих упомянутых исследованиях анкеты были анонимными.
В ходе подготовки к анкетному опросу весной 2002 года в одной из школ, включенных в план исследования, было проведено мини-анкетирование учащихся 8-х, 9-х и 11-х классов школы (количество опрошенных - 86 человек) по тесту М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» в его сокращенном виде (школьники должны были ответить на вопрос пять раз). Школьники отвечали на поставленный вопрос анонимно, подсказок интервьюером не давалось.
В дополнение к материалам анкетного опроса к исследованию в качестве источника привлекались сочинения, написанные школьниками 7-11-х классов - учащимися тех же школ - в разные периоды 2002-2003 учебного года. Ребятам на выбор предлагались 5 тем, связанных с различными аспектами их жизни в многонациональной Москве. Точные названия тем и распределение детских работ в зависимости от выбранной темы представлены в таблице 3.
Таблица 3. Выбор тем творческих работ (сочинений) учащимися.
Тема сочинения Кол-во школьников, выбравших данную тему
Люди нашей планеты отличаются друг от друга внешностью, они говорят на разных языках и принадлежат к различным культурам. Как вы считаете, почему мир создан именно таким и нужно ли что-нибудь менять? 26
Что такое интернационализм? Нужен ли интернационализм людям и как он проявляется в мире? 23
Вы - президент многонациональной страны. Что вы сделаете для того, чтобы обеспечить всем народам вашего государства достойную жизнь? 31
Как вы считаете, почему иногда возникают конфликты между людьми разных национальностей? Что можно сделать, чтобы избежать их? 46
Известно, что Москва - это многонациональный город. Что бы вы изменили в Москве, если бы стали мэром города? 70
Итого 195
Все полученные данные обрабатывались с помощью компьютера, с использованием пакетов программ Microsoft Excel 7.0 и Statistica 5.0.
К вопросу о методике этносоциологического анкетного опроса.
Представляется важным обратиться, хотя бы кратко, к общим вопросам методики получения достоверной социологической информации, организации опросов, подготовки анкетных материалов и т.п. На эту тему высказывались в основном ученые-социологи, занимающиеся общими проблемами планирования и проведения социологических исследований. Специальных методов этносоциологических исследований создано не было, все современные этносоциологи и этнопсихологи пользуются разработками социологов, уточняя методику и изобретая, в основном, новые формы вопросников и анкет.
Исследователи выделяют целый ряд сложных аспектов в планировании и подготовке материалов для массовых социологических исследований. Среди них и определение целевой аудитории опроса, и ограничение выборочной совокупности, и конструирование анкеты, и определение шкал измерения анкетных данных, и вопросы приспособления накопленных эмпирических данных к обработке с помощью современных компьютерных средств. На каждом из описанных этапов подготовки социологического исследования и обработки его результатов нужно быть предельно внимательным и аккуратным, чтобы не снизить качество получаемой в результате исследования информации.
Несмотря на то, что на практике анкетный опрос служит одним из основных источников эмпирических данных для общепризнанных научных методов: статистических, математических, социометрических и т.п.11, при его подготовке, на этапе создания анкеты, важно максимально стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты были однозначно воспринимаемы будущими респондентами. Создание
11 Каныгин Г.В. Предметная область при компьютерном моделировании анкетного опроса. // Социологический журнал. 1997. №1/2. С.112 анкеты для настоящего опроса проходило в три этапа: вначале формулировался и структурировался общий текст, который должен был быть включен в анкету, в соответствии с целями и задачами исследования. Затем для каждого из подготовленных опросов вводилась измерительная шкала: в анкету включены как закрытые, так и открытые вопросы. И, наконец, на третьем этапе определялся порядок следования вопросов, и оформлялась собственно анкета.
При составлении анкеты для настоящего исследования автор пытался избежать эмоционально окрашенных вопросов, во избежание появления «ошибок сообщения», связанных с необеспеченной анонимностью. На подобные вопросы некоторые респонденты, воспринимающие их как индивидуально острые, часто отвечают «не скажу» и «затрудняюсь ответить». Процент подобных ответов практически по всем пунктам анкеты редко превышал 10%, что ниже соответствующих показателей во многих известных автору исследованиях. Исследователи-социологи считают, что из вопросов социально-демографического блока, «сенситивными» (затрагивающими эмоциональную сферу») являются вопросы об уровне образования и
1 'У состояния в браке . В силу того, что в качестве респондентов в настоящем исследовании выступали старшие школьники, оба эти вопроса могли быть исключены из анкеты. Но отнюдь не эмоционально-нейтральным оказался вопрос о материальном положении и жилищных условиях участников опроса. Форма проведения опроса (респонденты отвечали на вопросы во время школьного урока, «не расставаясь» с соседями по парте) не позволяла обеспечить полную анонимность. Поэтому можно предположить, что ряд детей немного приукрасили реальное экономическое положение дел в своей семье, и процент неплохо обеспеченных респондентов настолько высок.
12 Мягков А.Ю. Статистические стратегии сенситивных измерений. // Социологические исследования. 2002. №1. С.111.
45% вопросов анкеты, составленной автором настоящего исследования, относятся к открытым вопросам, которые анализировались путем контент-анализа и составления часточного словаря высказываний. К методу открытых вопросов относятся и привлекаемые к анализу результатов исследования школьные сочинения (в социологии они называются «организованными текстами») на заданные темы. Открытые вопросы, по мнению теоретиков-социологов, хорошо служат исследователю при поиске основных составляющих широкого, недостаточно структурированного объекта, а во-вторых, чтобы избежать навязывания респонденту жестких идентификаций и рамок.13 Совокупность ответов позволяет обнаружить дифференцированное восприятие людьми глобальных объектов -предметов исследования.14 Примером эффективного использования открытых вопросов в авторской анкете служат вопросы «Что Вам нравится в Москве? За что Вы любите этот город?» и «Что Вам не нравится в нашем городе?», т.е. для оценивания предлагались позитивная и негативная составляющие социального объекта.15 Респонденты получили возможность назвать все черты, за которые они любят или не любят Москву, и освещение в рамках ответа на данный вопрос проблем многонациональной Москвы оставалось полностью на их усмотрение. Тем важнее полученная в ходе исследования информация о значимости для московской молодежи проблем межнационального общежития и межнациональных конфликтов.
Научно-практическая значимость работы.
Научная новизна данной диссертации состоит в том, что особенности этнического сознания московской молодежи изучаются во взаимосвязи с изучением отношения респондентов к
13 Саганенко Г.И. Сопоставление несопоставимого: обоснование сравнительного исследования на базе открытых вопросов. С. 154.
14 Там же. С. 149. и Там же. многонациональности города, где они живут, и большому притоку в него мигрантов. Принципиальным новшеством данной работы является ее практическая направленность на создание конкретных методик работы с учащейся молодежью в столице. В настоящем диссертационном исследовании делается попытка связать полученные в результате анализа эмпирических данных теоретические выводы с предложениями конкретных мер, нацеленных на обучение юных москвичей навыкам межкультурного общения и повышение общего уровня их осведомленности в этнологической области знаний.
Данное диссертационное исследование - не единственная работа в современной этнологической науке, целью которой было изучение тех или иных аспектов этнического сознания современной московской молодежи. Разрабатывая анкету для этносоциологического опроса и формулируя темы творческих сочинений, автор настоящей работы частично использовал методику и численные данные двух других массовых исследований московских подростков: специального опроса школьников на тему «Мой многонациональный город Москва» (часть результатов исследования «Проблемы социально-культурной адаптации этнических меньшинств в столицах постсоветских государств», выполняемого В.Мальковой, Л.Остапенко и И.Субботиной)16 и анкетный опрос 1999 года в пяти общеобразовательных московских школах, проведенный этносоциологом М.Г.Герасимовой17.
В задачи этносоциологического исследования, проведенного автором настоящей диссертации, входило оценить и описать состояние этнического сознания учащихся нескольких конкретных московских школ, наметив при этом общие тенденции современного состояния молодежного сознания и динамику его изменений. И, как будет видно из основного текста диссертации, полученные нами данные во многом
16 Малькова В.К. Этнические авто- и гетеростереотипы в представлениях современных московских подростков. // Этническая психология и общество. М., 1997.
17 Гграсимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. // Россия: трансформирующееся общество./ Под ред. В.А.Ядова. М., 1997. сопоставимы с результатами опросов, проведенных вышеупомянутыми исследователями. Полученные результаты представляют ценность как срез современного состояния этнического сознания московской молодежи, поскольку в эпоху бурной трансформации всей общественно-политической и экономико-социальной жизни изменения этнического сознания претерпевают серьезные и достаточно быстрые изменения. Автор настоящего диссертационного исследования убежден в необходимости регулярного (не реже чем раз в два года) мониторинга состояния и тенденций изменения этнического сознания молодежи города Москвы. Регулярное обновление данных даст возможность своевременно, совместными усилиями ученых и политиков, корректировать выявленные негативные тенденции, разрабатывать и реализовывать кратко-, средне- и долгосрочные комплексные междисциплинарные программы в сфере национальной и молодежной политики. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию и поддержанию в столице благоприятного психологического климата, станет базой для бесконфликтного межкультурного сотрудничества и общего улучшения качества жизни в московском мегаполисе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в нем эмпирический материал, а также теоретические положения и выводы могут быть использованы при написании как общих работ по социологии молодежи, этносоциологии и этнопсихологии, так и трудов, посвященных анализу отдельных аспектов этнического сознания и самосознания различных возрастных и социальных групп. Содержащиеся в исследовании сведения могут быть использованы при чтении курсов лекций и проведении семинарских занятий по этносоциологии. Материалы диссертации могут также стать основой спецкурса «Этническое сознание современной московской молодежи».
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации нашли отражение в пяти статьях. Диссертация обсуждалась, была одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Практические рекомендации по развитию этнологического образования, обучению детей основам межкультурного общения, формированию у молодежи позитивной этнической идентичности и корректировке этнических стереотипов апробированы в ходе реализации проекта по созданию на базе ряда образовательных учреждений города Москвы Молодежного Интерклуба «Этносфера».
Структура работы
Диссертация построена по проблемному принципу и состоит из введения, одной историографической и четырех основных глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений -опросных листов. Текст диссертации изложен на 174 страницах. Список литературы содержит 123 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническое сознание московской школьной и студенческой молодежи: современное состояние и основные тенденции развития"
Результаты исследования, приведенные в предыдущих главах настоящей работы, свидетельствуют о том, что уровень этнологической неграмотности в школьной среде довольно высок. Подростки, будучи плохо знакомыми с этнокультурными особенностями представителей тех или иных национальностей, нередко переживают неудачный опыт межкультурного общения и, как следствие, формируют негативно окрашенные стереотипы по отношению к своим инонациональным сверстникам. По отношению к мигрантам, прибывшим в Москву, а также к некоторым конкретным этническим группам, четко прослеживается настороженность, которая часто переходит в неприязнь, причем такие чувства подогреваются как средствами массовой информации, так и взрослой средой. В этой связи, как уже отмечалось в предыдущей главе, следует вести постоянную работу по корректировке этнических гетеростереотипов в положительную сторону, разъясняя школьникам, что не следует переносить отношение к отдельным представителям той или иной национальности на всю этническую группу.
В этой связи хотелось бы сформулировать несколько общих рекомендаций для педагогов, работающих в наше неспокойное время в многонациональных классах. Позиция учителя в обсуждаемых вопросах очень важна: выше уже упоминалось о том, что более 35% детей, по их собственному признанию, получают опыт общения с представителями других национальностей именно в стенах школы. Поэтому где, как не в образовательных учреждениях вести первоочередную работу по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности?
Прежде всего - знания, знания и только знания. Материал, касающийся различных аспектов этнической истории и культуры, многообразия социокультурного опыта тех или иных народов, должен включаться во все школьные предметы, прежде всего гуманитарного цикла. Полученные школьниками знания о многообразии, «многоцветий» культур помогут им научиться ценить исторический опыт, культурные и социальные достижения населяющих Россию народов. При этом в учениках, какого происхождения они бы ни были, следует развивать как гордость за их принадлежность к российскому государству и сложившейся в течение многих веков российской культуре, так и за ту этническую культуру, представителем которой осознает себя ученик (конечно, если он ощущает свою принадлежность к тому или иному этносу; в противном случае навязывать ребенку ничего не следует). Приобщение к собственной этнической культуре может происходить в форме изучения народного творчества (сказания, песни и т.п.), сложившихся обычаев и традиций, праздников и во многих других формах. Это будет способствовать формированию позитивной этнической и гражданской идентичности.
Во-вторых, педагог должен четко понимать сам и регулярно разъяснять детям, что этнические предубеждения и стереотипы являются всего лишь частью целого комплекса присущих людям предубеждений. Ни один человек не лишен стереотипов полностью. Очень важно научить детей понимать, что негативные этнические стереотипы, даже если они присутствуют, не должны служить основанием для активных действий по отношению к представителям других этносов. Над некоторыми специфическими моментами в жизни тех или иных этносов, особенностями их культуры, этническими формами и отличиями иногда можно и улыбнуться, и рассмеяться, отметив их непривычность, инаковость. Но в то же время их нужно принять такими, какие они есть, и научить себя уважать эти отличия -так же, как в отношениях с другими людьми. При работе с понятием «стереотип» нелишне будет вспомнить о популярных анекдотах с «этническим колоритом», попробовав подвести детей к пониманию того, что знакомый им представитель той или иной национальности, отраженной в анекдоте, может совсем не походить на созданный фольклором «стереотипизированный образ». Применяя этот метод, нужно, однако, быть довольно осторожным и основываться на хорошем знании особенностей и специфики данного класса или возрастной группы, чтобы не нанести вред психологической атмосфере внутри детского сообщества.
В-третьих, поскольку понятия «миграция» и «многонациональность» в сознании школьников тесно переплетены, нужно уделить время объяснению того факта, что миграция как перемещение людей из одного региона в другой (неважно, происходит она по собственному желанию людей или насильственно, в вынужденных обстоятельствах) имеет место в разных странах мира, что таковы постоянные процессы в истории человечества. Современная миграция в России, в том числе миграционная ситуация, сложившаяся в столице России - Москве, не является исключением из общемировых правил, насколько бы болезненной она ни была для граждан и горожан. Следует попытаться показать школьникам, что у «миграции» есть положительные стороны: как в социально-экономическом плане (здесь пригодятся выжимки из курса социально-экономической географии - в той ее части, где речь идет о демографических проблемах нынешней России и проблемах занятости), так и в информационном. Ведь то, что в Москву (Россию) прибывают люди из других стран, создает отличную возможность познакомиться с культурой и историей этих государств и культур, не выезжая из страны, города, даже в стенах школы. Пусть ребята внимательно присмотрятся друг к другу: наверняка в классе есть кто-то из недавно приехавших из других регионов и стран ребят, кто сможет рассказать что-нибудь интересное об обычаях, кухне, танцах и музыке своего этноса. В целях развития толерантного отношения к мигрантам следует не избегать разговоров о проблемах, с которыми они сталкиваются. Может быть, стоит попросить беженцев - учеников школы рассказать свою историю, обрисовать причины, заставившие его семью покинуть родную страну (предварительно стоит посоветоваться со школьным психологом, поскольку многие дети-беженцы страдают постстрессовым травматическим расстройством, и не всем такое участие в обсуждении может быть рекомендовано).
В-четвертых, одной из интересных форм работы с подростками по воспитанию толерантного отношения к представителям других культур и развитию критического подхода к анализу информации может стать совместный анализ материалов прессы, телевидения, радио, повествующих об этнических проблемах в современном российском обществе и, в частности, в многонациональном московском мегаполисе. Нужно не бояться говорить школьникам о том, что далеко не все журналисты объективно освещают происходящие события - и даже не из «злого умысла», а просто потому, что они, как и все другие люди, не лишены стереотипов мышления и порой представляют ситуацию, исходя из собственной позиции. Анализ материалов средств массовой информации способен показать школьникам, как неправильно употребленная терминология может стать причиной заблуждения читателя, как может проявляться позиция журналиста через употребляемые им эпитеты и т.п. Одновременно, с изучением «формы» не нужно забывать и о «содержании»: следует обязательно обсудить с учениками реальные этнические проблемы, о которых идет речь в материалах, и рассмотреть возможные пути их решения.
В-пятых, школьники, безусловно, должны быть знакомы с законами Российской Федерации, преследующими за разжигание межэтнической розни и содействие экстремизму, а также с другими основополагающими международными и российскими документами, закрепляющими понятия «прав человека», «социальных гарантий» и т.п. Знакомство с подобными материалами может происходить как на уроках обществоведения, так и в свободной форме - на тематических классных часах, в рамках дополнительного образования165.
165 При выработке рекомендаций использовались некоторые материалы «Учительской газеты». См., например, №33 (9958) от 12.08.2003 г.
135 * * *
Жителям Москвы необходимо уметь находить общий язык, поэтому очень важно, чтобы со школьной скамьи юные москвичи приобретали навыки межкультурного общения и учились применять их на практике. Развитие этнологического образования в школе представляет из себя, по мнению автора, один из наиболее эффективных путей создания атмосферы национальной терпимости, взаимодоверия, взаимопонимания в многонациональном столичном мегаполисе. В течение последнего десятилетия многие образовательные учреждения города Москвы, в том числе школы с этнокультурным компонентом образования, включали в план учебно-воспитательной работы специальные курсы, изучающие этническое и культурное наследие различных народов России и мира. В рамках системы дополнительного образования активно развиваются детские и молодежные танцевальные, хоровые, фольклорные студии и коллективы, работа которых также ориентирована на изучение этнокультурного наследия России.
Следует также отметить, что в последние пять лет государственные службы как на федеральном, так и на московском уровне уделяют несколько большее, хоть пока и далеко не достаточное внимание вопросам воспитания культуры межнационального общения, терпимости и миролюбия. В этих целях принята и реализуется Федеральная целевая • программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» и среднесрочная городская целевая программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)». С учетом упомянутых документов, автором настоящего исследования выработано несколько конкретных практических предложений и проектов, целевой группой которых является молодежь. В работе над проектами был использован опыт, накопленный Центром межнационального образования «Этносфера» по разработке и реализации программ развития межкультурного сотрудничества, воспитания в духе межэтнической толерантности и культуры мира (на базе этой организации на протяжении уже трех лет автор настоящей работы ведет практическую деятельность в сфере культурно-языковой адаптации детей вынужденных мигрантов).
По мнению автора, одним из средств развития этнологического образования и обучения детей и взрослых основам межкультурного общения может стать Интерклуб «Этносфера», работающий на базе образовательных учреждений и молодежных клубов в рамках системы дополнительного образования. Клубная форма работы позволяет объединить и поставить на единую методическую основу деятельность уже функционирующих в школе многочисленных кружков, студий, спецкурсов, ориентированных на изучение этнокультурного наследия России и мира.
Молодежный интерклуб - это информационно-культурный центр, где дети и их родители получают доступ к информации о странах и народах мира и возможность непосредственного общения с представителями различных культур. Первый этап апробации проекта «Молодежный Интерклуб «Этносфера» осуществляется, начиная с 2002 года, на базе школ №1016 Западного округа, №729 и №653 Южного округа, №476 Юго-Восточного округа и №1076 Восточного округа города Москвы.
Те школьники, которые при написании творческих работ выбрали тему «Что такое интернационализм? Нужен ли интернационализм людям и как он проявляется в мире?» сами говорили в сочинениях о необходимости учиться общаться с представителями других этносов, узнавать их историю и культуру: «Чтобы быть умным и интересным человеком, нужно знать о религии, деятельности и быте людей других стран; лучше всего о стране можно узнать от ее жителей», «Чтобы обеспечить мигрантам - приезжим достойную жизнь, в первую очередь надо с ними общаться, узнавать их», «Когда люди хорошо друг друга знают, знают обычаи и традиции друг друга, все живут в мире и согласии».
Автор считает необходимым остановиться на проекте «Молодежный Интерклуб «Этносфера» подробнее. Цели и задачи деятельности Молодежных Интерклубов можно определить следующим образом:
- создание оптимальных условий для интеллектуального развития детей, повышение их образовательного уровня, особенно в этнологической области знаний;
- удовлетворение интересов и дарований детей школьного возраста;
- предоставление различных возможностей для профессионального самоопределения и развлечений;
- формирование у ребят практических навыков общения с людьми других национальностей и культур;
- воспитание толерантности и культуры межнационального общения у подрастающего поколения;
- расширение сферы образовательного туризма, разработка программ культурного обмена с различными странами.
Деятельность Интерклуба должна быть ориентирована на общение, диалог. Заниматься в Интерклубе могут дети разных возрастов, что будет способствовать формированию самых разнообразных мини-групп. Планируется, что Интерклуб будет работать на многопрофильной основе, обучение там будет проходить как по долгосрочным, так и по краткосрочным программам, включая изучение иностранных языков. Интерклуб должен быть очень «гибкой» структурой и реагировать на любые запросы школьников и родителей, причем формы работы в Интерклубе могут быть самыми разнообразными. В будущем возможно создание целой сети Интерклубов, охватывающих всю Москву и, в перспективе, Московскую область.
При создании Интерклуба следует исходить из двух положений: 1) Интерклуб должен представлять собой информационный центр (библиотеку, аудио-, видео и фотоматериалы), где были бы собраны полезные сведения о различных странах и культурах мира; 2) Интерклуб должен предоставлять возможности общения российских школьников с представителями других культур и этносов посредством обмена письмами (в том числе через интернет) и дружеских встреч.
Молодежный Интерклуб «Этносфера» имеет Попечительский совет, определяющий долгосрочные перспективы развития проекта, решающий кадровые вопросы и осуществляющий общее позиционирование проекта в городе Москве. К работе в Интерклубе активно привлекается родительский актив.
Содержание образования в Интерклубе
Основополагающие образовательные курсы, на которых основывается учебная деятельность Интерклуба, - «Народоведение» (этнология для школьников) и «Основы компьютерной грамотности». Посещение этих курсов обязательно для всех членов Интерклуба. Программы этих курсов должны быть интегрированы и создавать особую учебно-познавательную среду. Основным пособием, используемым в учебном процессе, могло бы стать электронное интерактивное учебное пособие по народоведению: на его основе школьники смогут знакомиться как с текстовыми, так и с графическими редакторами, а также овладевать навыками работы в интернете, с поисковыми системами в сети и т.п. Автор считает, что успешное освоение детьми современных информационных технологий даст им возможность самостоятельно совершенствоваться в самых разных областях знания, в том числе и этнологической.
На вышеупомянутые базовые курсы можно «надстраивать» другие образовательные модули, в зависимости от интересов учеников и возможностей преподавателей. Среди возможных страноведческих и культурологических курсов могут быть следующие: языки народов мира и России, религии народов мира и России, праздники народов мира, игры народов мира (для младшего школьного возраста), деловой и бытовой этикет народов мира, кухня народов мира (для среднего и старшего школьного возраста), памятники мировой культуры (с использованием демонстрационных материалов, в том числе из всемирной сети интернет — от пирамид инков и египтян до статуй о-ва Пасхи, античных памятников Греции и Рима, российских памятников архитектуры и т.п.), танцы народов мира, музыка народов мира. Представляется логичным после прослушивания ряда курсов и/или сдачи ряда проектов съездить на «стажировку» в какой-либо регион или страну - по программам культурного обмена.
Интерклуб должен работать в тесном сотрудничестве с ведущими учебными и научными учреждениями: методическое обеспечение проекта может осуществлять кафедра международного образования Московского Института открытого образования, при содействии кафедры этнологии Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова и Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук. Полезными могут также оказаться связи с культурными центрами европейских стран в Москве (British Council, Институт им. Гете, Испанский культурный центр им. Сервантеса и т.п.). При работе со школьниками преподаватели должны активно использовать новые информационные технологии. Все члены клуба будут иметь доступ к интерактивной библио- и видеотеке.
Подход к каждому члену интерклуба должен быть строго индивидуальным: только в этом случае интерклуб может стать хорошей альтернативой другим учреждениям дополнительного образования и расширить возможности каждого учащегося. Преподавателям следует делать упор на самостоятельной работе школьников: личные исследовательские проекты, ролевые игры, кейс-стади (такое возможно и в этнологии!) Формы работы могут быть самыми разными: от классических: лекциоиио-семинарских до занятий-конференций и форумов по различным проблемам, в том числе с использованием всемирной сети. В учебных программах, используемых в интерклубе, обязательно должны присутствовать модули, развивающие речевую деятельность детей (например, по аналогии с клубами «Дебаты» -только рассуждать придется на темы международного и межкультурного сотрудничества).
Проектная и учебно-исследовательская деятельность, подразумевающая работу в группах, сама по себе учит толерантности и успешному взаимодействию с другими. Процесс учебно-исследовательской деятельности подразумевает совместный творческий поиск неизвестного учеником и учителем. Базовым основанием учебно-исследовательской деятельности выступает отказ от догматизма и абсолютизации истины, а основной формой взаимодействия одного человека с другим человеком выступает диалог166.
Возможна также организация на базе интерклуба курсов иностранного языка, но только разговорного интенсива (например, группа учащихся решает, что желательно посетить Баварию, следовательно нужно обучить их азам немецкого, наряду с информацией о культурных особенностях выбранного региона). Предоставление возможности изучения иностранных языков может привлечь дополнительные источники финансирования.
Обязательно следует проводить постоянный мониторинг образовательного процесса, опросы учеников с целью выяснения наиболее интересных тем и образовательных блоков.
Работа по формированию толерантных установок, по мнению автора, оказывается более успешной при сочетании просветительской деятельности с организацией реального социокультурного межличностного взаимодействия. Поэтому важной составляющей
Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. Оригинальный вариант статьи см. на сайте www.issledovatel.ru работы Интерклуба будет организация этнологических экспедиций и развитие образовательного туризма, причем желательно, чтобы члены интерклуба имели возможность посетить как различные уголки России, так и другие страны. Необходимо. развивать программы культурного обмена с различными учебными заведениями Европы и Америки. В экспедициях и различных поездках подростки, попадая в совершенно иные, неизвестные им культурные, религиозные, этнические традиции, сталкиваясь с особенностями общения, образа жизни, образа мысли, сами начинают приходить к осознанию необходимости сближения позиций и самостоятельно вырабатывать толерантные установки. Если же экспедиция преследует собой исследовательскую цель, это тем более подталкивает школьников к вступлению в социокультурный контакт с людьми разного возраста, социального слоя, этнической и религиозной принадлежности. Основной задачей ребенка становится понять другого, понять логику его мысли, его систему отношений к миру, другим, самому себе. Попытки подростков познать причины тех или иных традиций, обычаев, расширяют их мировоззрение, формируют уважение к другой культуре, развивают рефлексию167.
В целях освоения школьниками практических навыков общения с представителями других культур планируется в ближайшее время разработать на основе книг, выпущенных Центром «Этносфера» в серии «Практикум межнационального общения»168, компьютерные обучающие программы-игры, позволяющие моделировать конкретные ситуации межкультурного общения, в том числе по принципу культурного ассимилятора.
Еще одной формой работы с детьми может стать «Клуб интересных встреч» (встречи с представителями различных стран, этносов и культур, приглашение лекторов из различных учебных заведений, национальных автономий, представителей прессы и т.п.).
167 Мириманова М.С., Обухов А.С. Указ. соч. ftli Мартынова М.Ю. Такие разные, а так похожи. М., 2003. Где посеяны зубы дракона? М., 2003. (Серия «Практикум межнационального общения»).
На базе информационного поликультурного веб-портала Центра «Этносфера» создан постоянно действующий форум, где дети могут в онлайн-режиме общаться с ребятами из других стран. Возможна организация видео-конференций, вплоть до участия в онлайн-экскурсиях по музеям мира и другим интересным местам.
Нелевая аудитория Интерклуба
Членами интерклуба могут стать не только школьники, но и их родители. Поездки в другие страны и регионы России по программам культурного обмена могут совершаться как по отдельности, так и вместе с родителями: многие семьи заинтересованы именно в совместном проведении досуга.
Возможно, что наилучшим решением будет создание на базе одной школы интерклуба «Этносфера» сразу для нескольких школ - в целях расширения аудитории. В этом случае необходимо провести грамотную рекламную кампанию и разъяснить школьникам и родителям цели и формы деятельности интерклуба.
Кадровое обеспечение сети Интерклубов «Этносфера»
- Главный менеджер (управляющий) сети интерклубов «Этносфера». Функции: общее руководство, определение стратегии развития, подбор квалифицированных кадров, установление контактов, координация работы подразделений.
- Веб-мастер. Функции: поддержка веб-узла «Этносфера», создание и развитие форумов, конференций, создание и пополнение электронной библиотеки.
- Менеджер (руководитель) интерклуба «Этносфера» при каждой из школ. Функции: долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности интерклуба, работа с персоналом школы и преподавателями интерклуба, организация учебного процесса и культурно-досуговых мероприятий, мониторинг работы интерклуба, взаимодействие с родителями школьников, реклама деятельности интерклуба.
- Помощник менеджера по технической части. Функции: поддержка электронной библио- и видеотеки, интерактивных учебников; обеспечение работы компьютеров. Скорее всего, этот же человек будет вести базовый курс «Основы компьютерной грамотности».
- Помощник менеджера по учебной части. Функции: работа с педагогическим коллективом, составление расписания, сбор и обработка информации (пожелания школьников и родителей).
- Совет Интерклуба (несколько школьников + 1-2 родителя). Функции: определение видов деятельности, поддержка работы интерклуба.
Источники финансирования Интерклубов «Этносфера»
1. Бюджетные средства, выделяемые на программы дополнительного образования.
2. Платные дополнительные курсы на хозрасчетной основе.
3. Спонсорская помощь.
4. Бартерные услуги (программы международного обмена).
Структура Молодежного Интерклуба «Этносфера»
Работа в Интерклубе ведется по секторам, в основном по проектной методике. С учетом специфики организации учебно-воспитательного процесса и возможностей каждого из образовательных учреждений, на базе которых работает Интерклуб, секторы могут объединяться, а также могут, по решению Совета Интерклуба, быть добавлены дополнительные секторы. В центральном отделении Интерклуба, на базе кафедры международного образования Московского института открытого образования в ближайшее время начнет работу Городской методический кабинет, в функции которого входит разработка планов и программ деятельности Интерклубов. Среди основных секторов Интерклуба могут фигурировать:
• Музейный сектор
• Библиотечный сектор
• Сектор информационных технологий
• Сектор связей с общественностью
• Театральный сектор
• Экскурсионный сектор
• Сектор статистики
• Сектор Культуры Народов Мира
• Сектор межкультурного сотрудничества.
Все обучающие программы Интерклуба «Этносфера» реализуются в рамках системы дополнительного образования и представляют собой своеобразные «курсы повышения квалификации» для членов Интерклуба. От посещаемости и усвоения образовательных программ зависит дальнейшая успешная работа членов Интерклуба в рамках секторов, предоставление им права представлять проекты на внутри- и межшкольных мероприятиях, вероятность их утверждения на руководящие должности в Интерклубе.
В начале каждого учебного года Совет Интерклуба утверждает список этносов (культур), всесторонним изучением которых будут заниматься участники данного Интерклуба. Проекты, посвященные именно этим этносам (культурам), члены Интерклуба будут представлять на межшкольных конференциях, семинарах, фестивалях и других мероприятиях. Ежегодно в список рекомендуется включать 2-4 народа России и 2-4 народа мира.
На заседаниях каждого из секторов Интерклуба выбирается этнос (культура) из списка, утвержденного Советом Интерклуба, вырабатывается и утверждается план работы (с указанием сроков) по изучению этого этноса (культуры) в рамках данного сектора, определяются необходимые ресурсы (человеческие и материальные). В план работы обязательно должна быть включена окончательная защита проекта в форме, наиболее подходящей данному сектору (театральная постановка, демонстрация фильма, презентация книги или главы мультимедийной энциклопедии и т.п.).
Защита проектов по секторам происходит на внутришкольных и межшкольных семинарах и конференциях.
Рисунок 6. Структура Интерклубов «Этносфера» в московской общеобразовательной школе
Музейно-театральный сектор
Совет Интерклуба
Экскурсионный сектор
Библиотечный сектор по связям с ностъю
Для того чтобы проиллюстрировать содержание деятельности каждого из упомянутых секторов, в таблице 29 приведен примерный план работы по секторам на два месяца прошедшего года, составленный и принятый Советом Интерклуба одной из школ, где проходит апробация данного проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на примере школьников ряда московских школ и группы студентов МГУ проведено исследование определенных аспектов этнического сознания современной московской молодежи: особенностей их самоидентификации, содержания и интенсивности автостереотипов, восприятия многонациональной Москвы и приезжающих в столицу мигрантов. Нужно отметить, что нельзя говорить о значительной степени «актуализации» этнического сознания в молодежной среде. С одной стороны, этот факт положителен, поскольку можно с уверенностью сказать, что националистические настроения для респондентов, принявших участие в исследовании, не характерны. С другой стороны, низкая степень развитости этнического сознания нынешней молодежи может в будущем стать причиной равнодушия русских людей к проблемам своего этноса, недопониманию значимости сохранения всего многообразия российской и русской национальной культуры.
В ходе описанной выше исследовательской работы, результатом которой стала настоящая диссертация, автором:
• Проведена серия эмпирических этносоциологических и социально-психологических исследований, нацеленных на изучение особенностей этнического сознания конкретной социовозрастной группы.
• Осуществлен комплексный, системный анализ особенностей самоидентификации и этнических автостереотипов московской школьной и студенческой молодежи во взаимосвязи с их отношением к сложившейся в столице ситуации в сфере миграции и межэтнических отношений.
• Разработаны конкретные рекомендации по корректировке выявленных негативных тенденций этнического сознания московской молодежи.
• Изучен опыт образовательных учреждений по повышению уровня этнической толерантности современной молодежи и попыткам повышения этнологической грамотности юных москвичей.
• Предложена методика обучения юных москвичей навыкам межкультурного общения и повышения общего уровня их осведомленности в этнологической области знаний.
Настоящая работа намечает подходы к исследованию этнического сознания как единого, целостного образования. Полученные результаты могут рассматриваться как основные тенденции современного состояния и динамики изменений этнического и гражданского сознания современной московской молодежи. Автор надеется, что результаты данного исследования помогут представить, хотя бы в первом приближении, какова специфика этнического сознания изучаемой группы, с одной стороны, и как может быть исследован феномен этнического сознания и самосознания на примере этой группы, с другой стороны.
Вместе с тем проделанная работа позволяет сформулировать проблемы для дальнейших исследований. Чтобы выстроить общую модель этнического сознания молодежи как отдельной социовозрастной группы российского общества, необходимо организовать несколько других, «точечных» исследований: например, исследование этнических гетеростереотипов молодежи, изучить ценности и символы молодежного этнического сознания, рассмотреть вопросы, связанные с национализмом в молодежной среде. Но все эти специализированные этносоциологические и этнопсихологические исследования должны отражать системный подход к изучению этнического сознания и служить инструментами для комплексного исследования этого феномена, играющего немаловажную роль в современной жизни.
Описанные в диссертационном исследовании данные представляют ценность как срез современного состояния этнического сознания московской молодежи, поскольку в эпоху бурной трансформации всей общественно-политической и экономико-социальной жизни изменения этнического сознания претерпевают серьезные и достаточно быстрые изменения. Автор настоящего диссертационного исследования убежден в необходимости регулярного (не реже чем раз в два года) мониторинга состояния и тенденций изменения этнического сознания молодежи города Москвы. Регулярное обновление данных даст возможность своевременно, совместными усилиями ученых и политиков, корректировать выявленные негативные тенденции, разрабатывать и реализовывать кратко-, средне- и долгосрочные комплексные междисциплинарные программы в сфере национальной и молодежной политики. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию и поддержанию в столице благоприятного психологического климата, станет базой для бесконфликтного межкультурного сотрудничества и общего улучшения качества жизни в московском мегаполисе.
Необходимо также продолжать усилия по созданию и апробации конкретных методик работы с учащейся столичной молодежью в области развития этнологического образования и воспитания навыков межкультурного общения. Итоги очередного этапа реализации проекта «Молодежный Интерклуб «Этносфера» будут рассмотрены автором в дальнейших научных работах.
Список научной литературыОмельченко, Елена Александровна, диссертация по теме "Исторические науки"
1. Аверин Ю.П. Правый авторитаризм современной русской молодежи - многомерность и изменчивость. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -1995. -№1.
2. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность». // Этнографическое обозрение. 1996. №3.
3. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность. // Этнографическое обозрение. -1995. - №5.
4. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект. // Социологические исследования. 1999. №4.
5. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987.
6. Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
7. Бабилаев А.Н. Национальная психология как явление общественной жизни. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. М., 1991.
8. Барсенков А.С., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике. XX век. М., 1993.
9. Башкирова Е.И., Лайдинен Н.В. Имидж Москвы глазами россиян. // Социологические исследования. 2001. №2.
10. Божков О.Б. Компьютерные технологии в социологическом исследовании. // Социологический журнал. 1998. №1/2.
11. Боронаев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.,1994.
12. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
13. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
14. Буганов А.В. Русская история в памяти крестьян XIX века и национальное самосознание. М., 1992.
15. Валынкин П.В. Этническая идентичность, этноаффилиация и этнические стереотипы русских коренных жителей Саратовской области. // Этническая психология и общество. М., 1997.
16. Вдовин А.И. «Российская нация». Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.,1995.
17. Винер Б.Е. К построению качественной регрессионной омдели этнической идентичности. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. №3.
18. Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом. // Мир России. 2001. Т.Х. №2.
19. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2002. №1.
20. Горшков М.К. и др. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифов. // Мир России. -1996. №2.
21. Григорьев С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций. // Социологические исследования. 1998. №8.
22. Гудков Л.Д. Этнические фобии в структуре национальной идентификации. // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Бюллетень ВЦИОМ. -1996.-№5.
23. Гудков Лев. Комплекс «жертвы». Особенности массового восприятия россиянами себя как этнонациональной общности. // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. ВЦИОМ. 1999. №3(41).
24. Гудков Лев. Этнические фобии в структуре национальной идентификации. Динамика этнических стереотипов. // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1996. №5.
25. Гужавина Т.А. Социокультурный портрет современного студента. // Мониторинг общественного мнения. Экономическиеи социальные перемены в регионе. Вологда, НКЦ ЦЭМН РАН. 1999. Вып.7.
26. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке (основные аспекты проблемы). // Советская этнография. 1987. - №4.
27. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуации. // Социологические исследования в России. М., 1998. Вып.З.
28. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития. // Советская этнография. 1985. - №5.
29. Дробижева JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. // Советская этнография. 1991. - №1.
30. Дробижева JI.M. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации. // Мир России. 2001. №2.
31. Дробижева JI.M., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х гг. Москва, 1996.
32. Дубин Б.В. Прошлое в сегодняшних оценках россиян. // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Бюллетень ВЦИОМ. 1996. - №5.
33. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. СПб., 1994.
34. Заринов И.Ю. Социум этнос - этничность - нация -национализм. // Этнографическое обозрение. 2002. №1.
35. Здравомыслов А. Кто мы: «националы» или «граждане»? // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Бюллетень ВЦИОМ. 1998. - №1.
36. Здравомыслов А. Молодежь России: что она ценит и что она умеет? // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. №4.
37. Здравомыслов Андрей. Национальное самосознание россиян. // Мониторинг общественного мнения. №2 (58) март апрель 2002.
38. Здравомыслов Андрей. О национальном самосознании россиян. // Мониторинг общественного мнения. №1 (51) январь февраль 2001.
39. Зоркая Н. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение. // Мониторинг общественного мнения. Москва. №2(52) март апрель 2001.
40. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.
41. Иноземцев B.JI. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты. // Социологические исследования. 2003. №6.
42. Исламишина Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества. Социологический очерк. Казань, 1996.
43. Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в постголитарном мире. // Полис. -1994. №6.
44. Каныгин Г.В. Предметная область при компьютерном моделировании анкетного опроса. // Социологический журнал. 1997. №1/2.
45. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
46. Ковальченко И.Д. Методы исторических исследований. М., 1987.
47. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. // Советская этнография. 1974. - №2.
48. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я». // Социологические исследования. 1995. №5.
49. Количественные методы в исторических исследованиях. М., 1984.
50. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
51. Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994.
52. Кудрявцева JI.A. Ловушка общественного сознания. // Социологические исследования. 2003. №6.
53. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. // Психологический журнал. 1986. - Т.7. - №2.
54. Лапин Н., Беляева А. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996.
55. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
56. Левада Ю.А. «Человек советский» пять лет спустя. 1989-1994. // Куда идет Россия. М., 1994.
57. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
58. Малькова В. Москва многонациональная: конфликт или согласие? (к вопросу о национально-культурных объединениях).
59. Малькова В.К. Москва многонациональная: Конфликт или согласие? (Анализ московской прессы) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 115. М., 1998.
60. Малькова В.К., Остапенко Л.В., Субботина И.В. Москва многонациональная: Конфликт или согласие? (по данным опроса московских школьников) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №11. М., 1998.
61. Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе. // Социологические исследования. 2002. №8.
62. Минюшев Ф.И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди (прогноз социолога). // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1999. №3.
63. Михайлов В.А., Михайлова Л.Я. Национальный вопрос глазами студентов. // Социологические исследования. 1999. №12.
64. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. N212.
65. Моисеева Н.А. Глобализация и русский вопрос. // Социологические исследования. 2003. №6.
66. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества. Сборник докладов и статей. // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. №15 (103). М., 1999.
67. Молодежь двадцать первого века: толерантность как способ мировосприятия. Н.Новгород, 2001.
68. Молодежь Москвы: шаг в двадцать первый век. М. 2000.
69. Молодежь России на пороге нового тысячелетия. М., 1997.
70. Молодежь: тенденции социальных изменений. / Под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 2000.
71. Мягков А.Ю. Статистические стратегии сенситивных измерений. // Социологические исследования. 2002. №1.
72. Население СССР (по переписи 1989 года). М.,1990.
73. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи. // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2001. №1.
74. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994
75. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982-1997 годы). // Социологические исследования. 1999. №6.
76. Осадчая Г.И. Социализация молодежи в современной России. // Социальная политика и социология. МГСУ. Академия социологии и управления. 1999. №2.
77. Основы прикладной социологии. М., 1996.
78. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников. // Социологические исследования. 2002. №5.
79. Пименов В.В. Системный подход к этносу. // Расы и народы. М.: Наука. 1986.
80. Попков В.Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. №3.
81. Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения // Социологические исследования в России (материалы социологических центров и служб). М., 1998. Вып.1.
82. Романова O.J1. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., 1994.
83. Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997.
84. Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В.АДдова. М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001.
85. Россияне: жители города и деревни. М., 1995.
86. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда. // Социологические исследования. 2002. №5.
87. Русские. Этносоциологические очерки. М., 1992.
88. Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.
89. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998. №5.
90. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической деструктивности. I. Два облика национализма. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2001. №3.
91. Рыбаковский JI.JL, Сигарева Е.П., Харланова Н.Н. Этнический фундамент населения России. // Социологические исследования. 2001. №4.
92. Рязанцев В.В. Молодые русские россияне: особенности государственной и этнической самоидентификации. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1998. №3.
93. Саганенко Г.И. Сопоставление несопоставимого: обоснование сравнительного исследования на базе открытых вопросов.
94. Сергеев В.К. Молодые москвичи. Новое поколение обновленной страны. // Информационно-аналитический сборник «Симптом». 2001. №9 (115).
95. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике. // Социологические исследования. 1998. №11.
96. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи. // Социологические исследования. 2002. №5. (автор статьи профессор Московского городского педагогического института).
97. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов. // Социологические исследования. 1998. №3.
98. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании). // Социологические исследования. 2002. №1.
99. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей. // Советская этнография. 1982. №2.
100. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания. // Познание и общение. М.,1998.
101. Социология межнациональных отношений в цифрах. М.1999.
102. Социология молодежи. СПб., 1996.
103. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1993.
104. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995.
105. Сунгатуллина Г. А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности. // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2002. №3.
106. Сусоколов А.А. Русский этнос в XX веке: этапы кризиса экстенсивной культуры (гипотезы этноэкологической модели). // Мир России. 1994. - №2.
107. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // Социологические исследования. 1998. №6.
108. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология. // Социологические исследования. 1998. - №5.
109. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996.
110. У москвичек будут раскосые глаза. // АиФ-Москва. Интернет-версия. №39 (377) от 27.09.2000 г.
111. Уварова Т.В. Этносоциологические исследования в России в 1990-х гг.: итоги и перспективы. М., 1996.
112. Филиппов В.Р. Влияние социально-демографических факторов на этнические установки русских Подмосковья. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. М., 1991.
113. Филиппов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания. // Советская этнография. 1991. -№1.
114. Фирсов Б.М. Человеческие качества и ценности в условиях непредсказуемого будущего. // Социологический журнал. 1997. №1/2.
115. Фомичева Т.В. Изменение ценностного сознания российской молодежи: социологический анализ. // Социальная политика и социология. МГСУ. Академия социологии и управления. 1999. №2.
116. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. // Социологические исследования. 1999. №9.
117. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.
118. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. // Советская этнография. 1972. - №3.
119. Чупров В. Возродят ли Россию добры молодцы и красны девицы? // Москва. 1997. №9.
120. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социологические исследования. 1999. №4.
121. Этнокогнитология. Выпуск 2. Этносознание. Сб. статей. М., Российский НИИ культурного и природного наследия. 1996.
122. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.