автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Этногенез племенного мира Южной Палестины во второй половине второго тысячелетия до н. э.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этногенез племенного мира Южной Палестины во второй половине второго тысячелетия до н. э."
Заключение.
1. Шасу новоегипетских источников представляют собой этноним ( а не соционим - "номады"), неегипетский по происхождению и сопоставимый с библейским "шосим" - "грабители". Среди библейских народов ему соответствуют прежде всего амалекиты. Шасу не могут рассматриваться в качестве раннеизраильских групп в Палестине.
2. Библейские традиции о пребывании "старших" племен группы Леи в Центральной Палестине (Реувен, Шимон, Леви, Иехуда) отражают ранний период их истории в Ханаане.
3. Колено Леви исходно является секулярным племенем. Оно может быть определено как "египетская" группа.
4. Исход левитов из Египта, согласно библейской и египетской традициям, может быть отнесен ко времени Мернептаха.
5. В районе Кадеша происходит контакт группы Исхода с кенитско-мидианитской группой и приобщение к культу Яхве, который судя по библейским и египетским данным имел место на крайнем юге Палестины. Отрицание исходного существования т.н. кадешского цикла традиций в повествовании Пятикнижия в свете рассмотрения библейской традиции о Мериве представляется необоснованным. Вместе с тем нет достаточно данных для предположения о встрече в районе Кадеша группы Исхода с другими израильскими группами. Определенно такой контакт может иметь место уже в Трансиордании в районе удела Реувена (традиция о конфликте Моисея с реувенитами Датаном и Авирамом). Историческая традиция "группы Исхода" (левиты + кенитско-мидианитская группа Ховава) составляет основное содержание библейской истории Израиля начиная с книги Исход и кончая приходом в Ханаан к Иерихону. Завоевание Трансиордании может быть приписано заиорданским племенам Израиля; захват моавитской территории на север от Арнона из рук хешбонского царя мог быть осуществлен реувенитами.
6. Традиция об Иосифе судя по генеалогическим эпизодам в истории Иосифа (Быт. 48:1-12, 50:23) была воспринята израильтянами от местных центральнопалестинских групп.
7. Иисус Навин представляет Израиль остававшийся в Палестине и разгромленный там Мернептахом. Период его деятельности хронологически соотносится моменту воссоединения группы Исхода с палестинским Израилем. К свершениям Иисуса Навина наиболее определенно может быть приписана война с аморейскими царями в союзе с гивеонитами. Комбинация исторической традиции группы Исхода (движение от Раамсеса к Иерихону) и традиции о войнах Иисуса Навина в Палестине приводит к библейскому представлению о завоевании Ханаана из-за Иордана. Между тем Иисус Навин являлся скорее воителем, а не завоевателем; он может быть представлен как первый судья Израиля. Именно с фигуры Иисуса Навина начинается последовательная библейская история Израиля ("период Судей"), что соответствует деятельности Иисуса Навина по консолидации Израильского племенного союза ( разгромленного Мернептахом) под знаком культа Яхве, воспринятого от группы Исхода и гивеонитов.
8. Негевские иерахмеэлиты исходно связаны с реувенитским (а впоследствии иехудитским) кланом Хецрона. Они могут быть соотнесены с "сынами Иехуды" о миграции которых в приарадский Негев (ср. упоминание "Арада дома Иерахмеэла" в топонимическом списке Шешонка) вместе с кенитами (соседях иерахмеэлитов в Негеве во времена Давида) из района "Города Пальм" идет речь в Суд. 1:16. "Город Пальм" Суд. 1:16 должен соответствовать Иерихону. Идентификация иерахмеэлитов с "сынами Иехуды" района Иерихонского оазиса соответствует локализации примерно в этом районе реувенитско-иехудитских кланов Хецрона и Карми. Присутствие там кенитовсынов Ховава" соответствует традиционному маршруту группы Исхода, к которой присоединились кениты, из района Кадеша через Трансиорданию к Иерихону. Соответственно отрезок библейской истории "от Раамсеса к Иерихону" и может быть непосредственно быть связан с историей группы Исхода.
9. Идентификация "Города Пальм" Суд. 1:16 с Иерихоном с другой стороны приводит к отрицанию участия кенитов (и иерахмеэлитов) в т.н. "завоевании с Юга".
10. Рассмотрение цикла традиций о Хорме в контектсте истории шимонитов приводит к заключению, что подключение эпизода о завоевании Хормы к повествованию об истории группы Исхода не может отражать факт независимого прихода шимонитов с юга: предшествующий эпизод истории Шимона имеет место в районе центральнопалестинского Безека, где совместно с Иехудой он сражается с ханаанитами и периззитами, между тем, как для предположения о связи шимонитов с группой Исхода не имеется достаточно данных. Эпизод о поражении "до Хормы" также может считаться исходно шимонитской традицией. Речь может идти о конфликте шимонитов с их южными соседями -амалекитами, явивившимся следствием попытки шимонитов продвинуться далее на юг (Сеир), откуда они были отброшены обратно, "до Хормы". Если принять идентификацию Тель-Масоса одновременно с Хормой и с "Городом. Амалекитов", то этот конфликт как раз и мог привести к переходу Хормы в руки последних. Собственно к истории группы Исхода может быть отнесен эпизод о конфликте с «царем Арада» (Числа 21:1), первоначально не связанный с традицией Хормы.
И. Включение традиции о Калебе, сыне Иефунэ, в историю группы Исхода также может рассматриваться как вторичное. Вероятно, что оно также и не отражает приход калебитов в район Хеврона с юга. Рассмотрение положения Калеба в генеалогиях поазывает, что в аффилиации к Калебу отражается перестройка племенных связей кениззитских кланов и их вхождение в колено Иехуда. Исходно Калеб мог являться конкретным персонажем (Калеб сын Иефунэ, кениззит), традиция о деятельности которого заняла важное место в преданиях колена Иехуда. Процесс инкорпорации "калебитов" в колено Иехуда ко времени Давида уже был близок к завершению. Т.о., гипотеза о "завоевании с юга", предлагаемая на основе присутствия "конквестных" традиций южнопалестинских групп в контексте истории группы Исхода представляется не вполне обоснованной.
12. Группа потомков Хура на севере Хар-Иехуда представляет собой местные кланы, инкорпорированные в колено Иехуда. Они могут быть связаны с сеирскими хоритами. И те и другие соотносимы с историческими хурритами. С группой потомков Хура могут также быть связаны хиввиты Гивеона.
13. Включение Хура и его потомка Бецалеля в сюжет о Синайском Завете отражает гетерогенность источников проникновения культа Яхве в Израиль. Фигура Бецалеля может быть связана с Ковчегом Завета, чья история приводит в Кириат-Иеарим, один из городов потомков Хура и гивеонитской федерации. У потомков Хура и гивеонитов, учитывая их связь с хоритами Сеира, т.е. южнопалестинской группой потенциальных почитателей Яхве, мог быть распространен культ этого божества. Гивеонитское святилище Яхве видимо является собственно гивеонитским по происхождению, как Ковчег Завета иерусалимского Храма - кириат-иеаримским.
14. Представление об институировании колена Иехуда в период Хевронской монархии Давида лишено оснований. Ко времени Давида колено Иехуда не только существовало, но и успело фактически интегрировать в себя колено Шимон. Повествование Суд. 1:1-16 следует признать аутентичным источником для истории колена Иехуда; соответственно наиболее ранний эпизод из истории Иехуды - участие вместе с Шимоном в безекском конфликте.
177
15. Кланы колена Иехуда могут быть разделены на две группы: (1) от Бат-Шуа (собственно иехудиты) и от Тамар (кланы реувенитского и шимонитского происхождения). К сынам Переца могли первоначально принадлежать реувенитские Хецрон и Карми. Группы потомков Хура (как и хориты Сеира они могут быть соотнесены с хурритами) и кениззита Калеба (кенеззиты могут рассматриваться как хурризированные кениты) представляют местный инкорпорированный элемент.
16. Историческое содержание традиции о деятельности патриархов в Южной Палестине может соответствовать наиболее раннему периоду проникновения в этот район израильских групп (вероятно "старших" колен группы Леи), в контексте которого происходит переселение левитов в Египет.
17. Библейские хориты представляют лишь часть сеирских групп. Ведущую роль на Сеире должны были играть амалекиты.
Хронологическая таблица.
Век патриархов".
1400-1300 Вытеснение сутиев из Месопотамии и части Сирийской степи касситами (кампания Кадашман-Харбе I). Племенная реструктуризация и сложение новой общности "иврим". Еврейско-арамейские контакты в районе Дамаска и Гилеада Продвижение "иврим" в Палестину. Образование племенного Союза Израиль с центром в Шхеме. Пребывание старшей группы племен Леи в Центральной Палестины. Уход левитов в Египет.
1300-1200 Смещение племен Иехуды и Шимона на Юг.
Завоевание" Хеврона, Дебира, Хормы. Война Израиля с Сихоном. Поселение реувенитов на территории Хешбонского царства в Трансиордании. Разгром Израиля Мернептахом (1220 г.). Исход левитов из Египта. Контакт группы Исхода с "яхвистскими" группами в районе Кадета. Поражение шимонитов амалекитами "до Хормы". Образование амалекитского центра в Тель-Масосе (? -"город Амалекитов").
1200-1100 Воссоединение группы Исхода с Израилем.
Деятельность Иисуса Навина. Утверждение Яхве в качестве покровителя племенного союза Израиль. Возвышение Моава в Трансиордании. Упадок реувенитов. Миграция кенитов и "сынов Иехуды" (иерахмеэлитов) из района "горда Пальм"
179
1100 1020
1010
1000
925
Иерихона) в Негев. Песнь Деборы. Израиль без
Иехуды и Шимона(?).
Гидеон и Авимелех. Разрушение Шхема.
Колено Иехуда в составе монархии Саула. Разгром амалекитов и их негевского центра.
Деятельность Давида на Юге Палестины. "Дом Иехуды" под скипетром хевронской монархии Давида.
Учреждение Объединенной Монархии. Война Давида в
Эдоме. Строительство Соломоном крепостей на южных рубежах колена Иехуда.
Поход фараона Шешонка I в Палестину.
Генеалогические таблицы.