автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этнографические аспекты высокогорного земледелия Западного Памира и сопредельных областей (XIX - начало XX веков)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мухиддинов, Икромиддин
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Этнографические аспекты высокогорного земледелия Западного Памира и сопредельных областей (XIX - начало XX веков)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Мухиддинов, Икромиддин

ВВВДЕНИЕ .3

I глава ПРИРОДНЫЕ УС310ШЯ И НАСЕЛЕНИЕ .38

Природные условия .••.•••.•.•. 38

Поселения .•••••.••.«*•#«♦»♦.*•«.««••••••• 43

Этнический состав и характер расселения . 46

Общественные отношения «•«•««••*•••«•*••**#• 50

П глава ЗШЛВДЕДЬЧЕСКИЕ ОРУДИЯ . 93

Ручные землекопные орудия *.• 93

Пахотное орудие . 107

Прочие ручные земледельческие орудия . *. 126

Приспособления и способы переноса снопов. 144

Ш глава ТИП ИРРИГАЦИИ. СПОСОБЫ ОРОШЕНИЯ И ПРИШЫ

ПОЛИВА ПОЛЕЙ.«♦♦♦.♦.*.•.165

Источники орошения . 170

Традиционная оросительная система. Водораспределительные устройства .••«•»•«•.•,•.•• 171-181 Способы орошения и приемы полива *.•.•«•• 18М

II глава ВОЗДЕЛЫВАНИЕ ЗЕШВДЕЛЪЧЕСКИХ КУЛЬТУР .251

Народный земледельческий календарь.251

Возделываемые культуры и земледельческие работы .260

Посевные площади .260

Возделываемые культуры 267

Система земледелия ••••.«*•.••*«.•••.•••.» 282

Земледельческие работы •.••.•••••.•••••«• 295

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Мухиддинов, Икромиддин

Исследования в области агроэтнографии в последние годы приобрели особую актуальность,

Агроэтнографические исследования в наше время имеют важное значение, что показала широкая дискуссия, развернувшаяся в 1967-1976 годах на страницах журнала "Советская этнография" в бвязи со статьей Г.Г.Громова и Ю.Ф.Новикова "Некоторые вопросы агроэтнографических исследования" (Громов, Новиков,1967,-с.80-92). Эти авторы и А.А.Шенников (Шенников, 1968, с,99-106, 1973, с.76-77) считают только физико-географические и социально-экономические условия определяющими факторами в развитии и дифференциации типов сельскохозяйственных, главным образом, пахотных орудий, почти не учитывая этническую традицию в земледелии. Другие участники дискуссии, на наш взгляд, неоправданно преувеличивали ее значение. Поэтому оцределение функции этнической традиции в земледелии на основании изучения конкретного материала весьма своевременно.

Характерные особенности в хозяйстве и культуре народа, сформировавшиеся в определенных природных и социально-экономических условиях, передавались из поколения в поколение,закреплялись и становились этнической традицией.

В диссертации уделено большое внимание одной из актуальных проблем агроэтнографии - определению роли этнической традиции в земледелии. Без агроэтнографических исследований на данном этапе развития этнографии невозможно решение широких проблем хозяйственно-культурной типологии народов мира* Исследуя эту проблему нельзя не учитывать разработанную советскими этнографами С.П.Толстовым, М.Г.Левиным, Н.НЛебоксаровым, Б. В. Андриановым и другими концепцию хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических (историко-культурных) областей (Толстов, 1932, с.31-32; Левин, Чебоксаров, 1955, с. 10. Андрианов, Чебоксаров, 1972, с.3-16).

Этническая специфика форм народной культуры рассматривается советскими этнографами в рамках хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей. Эта концепция позволяет более отчетливо выявлять связи тех или иных ареалов культуры (систем земледелия, способов и приемов орошения, типов земледельческих орудий и т.п. ) с территориальными группами населения. Она дает возможность сочетать ареальные исследования этнических явлений и традиционно-бытовых культур с учетом , как местных, так и широких хозяйственно-культурных общностей.

Концепция хозяйственно-культурных типов обосновывает объединен ние в ареале определенного хо зяйственно-кулътурного типа различных по языковой и антропологической принадлежности народов (этносов), но характеризующихся близким уровнем социально-экономического развития и живущих в сходных природных условиях* Исследования, углубляющие и конкретизирующие разработанную советскими этнографами концепцию хозяйственно-культурных типов и ис торико-этнографических (историко-культурных) областей, имеют особую актуальность на современном этапе развития этнографии* Поэтому определение функции этнической традиции в земледелии на основании изучения конкретного материала весьма своевременно*

При изучении этнографической специфики в задачи исследователя, как отмечает Ю.В.Вромлей, Ъходит изучение не только особенного, но и того общего в образе жизни, культуре, и психологии народов, которое определяется их принадлежностью к одной социально-экономической формации, одному хозяйственно-культурному типу, одной историко-этнографической области и т*п." (Бромлей, 197В, с.264)*

В соответствии с целью и задачами исследования его объектом является орошаемое земледелие оседлого населения высокогорных аридных долин Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума. Автор диссертации на конкретном материале стремился доказать, что этническая традиция в зешеде-лии изучавшегося региона взаимосвязана с социально-экономическими и физико-географическигли факторами и многие черты хозяйственно-культурной общности у населяющих изучаемый регион народов обусловлены принадлежностью их к одному хозяйственнокультурному типу.

Научная новизна исследований автора диссертации закжн чается во-первых в планомерном исследовании хозяйственных традиций, проведенном впервые для крупного региона ~ Западного Памира, что представляет значительный вклад в этнографию Средней Азии, Во-вторых, это исследование впервые проведено при широком сопоставлении с соцредельными народами* Диссертантом обобщены этнографические особенности традиционной ирригации и земледелия в специфическом природном регионе - Западный Памир, Гиддукуш, Северные Гималаи и Каракорум - у населения высокогорных засушливых долин этого края. Все эти народы - оседлые зешедельцы-ирригаторы, сочетающие свое основное занятие со скотоводством в разной степени в зависимости от природных условий и особенно от вертикальной зональности» Таких исследований до настоящего времени не проводилось, В рамках общих проблем хозяйственной-культурной типологии народов и в агроэтнографии методические вопросы сбора материала, научного его анализа и практического значения мало разработав ны.

Впервые в этнографической литературе автором для этого региона разработан ряд типологий разных элементов земледелия, классификация пахотных и других орудий земледельческого трупа, определены ареалы выявленных им двух форм (ваханской и шут-нано-рушанской) пахотного орудия и других земледельческих орудий, Также впервые по данному региону автор предложил оригинальную классификацию способов орошения, характерных для высокогорного типа ирригации и практикуемых при этих способах традиционных технических приемов полива полей. Выявлены аре-I алы бытования этих способов и приемов. Составлены карты-схемы как оросительной сети высокогорного типа, так и выявленных способов орошения и технических приемов распределения воды на поле во время полива.

В-третьих новизна исследования проявляется также и в выявлении автором особого хозяйственно-культурного типа, распространенного на стыке крупных историко-этнографичеоких (или историко-культурных) областей л Концепция хозяйственно-культурных типов обосновывает объединение в границах-определенного хозяйственно-культурного типа различных по языковой и антропологической принадлежности народов (этносов), но живущих в сходных природных условиях и стоящих на одинаковом уровне социально-экономического развития. Концепция историко-этног-рафических областей обосновывает отличие традиционно-бытовой культуры разных народов друг от друга не отдельными деталями, "а прежде всего комплексами" компонентов культуры (Андрианов, 1976, 0.96-96).

Исследования, углубляющие и конкретизирующие разработанную советскими этнографами концепцию о хозяйственно-культурных типах и концепцию об историко-этнографических или историко-культурных областях, имеют особую актуальность на современном этапе развития этнографии. Это - важная часть общей теории современной этнографической науки. Создатели этих концепций М.Г. Левин и Н.Н.Чебоксаров, дав характеристику многим конкретным хозяйственно-культурным типам, подчеркнули, что "Этим, конечно, далеко не исчерпывается все разнообразие хозяйственно-культурных типов земного шара. Мы вовсе не касались таких, географически более ограниченных типов, как типы высокогорных земледельцев и скотоводов (Тибет, Памир, Кавказ и др.), кочевни-1 ков-охотников степей (прерии и пампасы Америки), примитивных ' рыболовов-собгфателей морских побережий (Огненная Земля, Андаманские острова) и др." (Левин, Чебоксаров, 1955, с.Ю)*

В диссертации характеризуется один из таких неизученных до настоящего времени типов, отсутствующий в глобальной классификации хозяйственно-культурных типов мира. Проведенное автором исследование этнографических особенностей земледельческого хозяйства в высокогорном регионе, объединяющем по природным условиям Западный Памир, Гивдукуш, Северные Гималаи и Каракорум, дало возможность доказать, что в высокогорных долинах этого региона в XIX - начале XX веков жшш народности, различающиеся по языковой и расовой цринадлежности, но имев« шие одинаковый уровень развития социально-экономических отношений и характеризовавшиеся одинаковым типом хозяйства - оседлым пашенным земледелием, основанным на искусственном орошении и сочетавшемся в той или иной мере со скотоводством в зависимости от вертикальной зональности» Сходство важнейших элементов материальной и духовной культуры обусловило правомерность выделения особого хозяйственно-культурного типа (или подтипа), названного автором "оседлые пашенные земледельцы-ирригаторы и скотоводы высокогорных зон Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума" (см. карту-схему ареала этого типа, рис.1).

В диссертации на основании методов, разработанных автором, определена возможность развития нового научного направления в решении ряда проблем хозяйственно-культурной типологии народов и в исследовании роли этнической традиции в земледелии. Результаты исследования млеют научно-практическое значение для развития сравнительной этнографии в свете задач хозяйственно-■ культурной типологии* Большой интерес для практики полевых исследований представляют разработанные автором методы фиксации этнографических особенностей традиционного орошаемого земледелия, в том числе способов орошения и технических приемов полива полей. Разработанные автором типологии способов и приемов орошения, орудий труда и составленные им карты ареалов их распространения имеют большое научно-практическое значение для составления региональных Историко-этнографических атласов, особенно Историко-этнографического атласа Средней Азии и Казахстана, Эти карты по региону Западного Памира составлены автором, Научно-практическая значимость результатов данного исследования - важный вклад в сложную теоретическую проблему определения роли этнической специфики земледельческой хозяйственной деятельности. Выводы, сделанные автором при сопоставлении материалов да народностям изучаемого региона позволяют выявить этническую специфику, в характере орудий земледельческого труда (способах работы с ними, различия в элементах конструкции, в приемах их изготовления), а также в навыках хозяйствования, способах орошения и приемах полива ,в земледельческих работах и т,п. Материалы эти дают возможность показать этническую специфику каждого отдельного народа, а также обменяют общность этнических традиций, проявляющуюся в основных элементах материальной культуры (жилище, од езда, пшца) и духовной (главным образом в календарной обрядности) у народов одного хозяйственно-культурного типа,

С,П#Толстов, учитывая, что хозяйственная деятельность определяется взаимодействием человеческого общества с природной средой его обитания, обосновал важное положение о неравномерности "темпа социального развития у обществ различных гео. графических зон, коренящегося в различии характера естественных ХЗ — г ресурсов производства", что лежит в основе хозяйственно-культурной типологии (Толстов, 1932, с,31-32).

Вслед за Н. И. Вавиловым С.П.Толстов особо подчеркивал то, что горное земледелие, основанное на террасированных полях с регулярным их орошением предшествовало дальнейшей стадии развития орошаемого земледелия, связанного со сложным ирригационным хозяйством речных долин (Толстов, 1932, с.32).

Древность и самостоятельность развития горно-террасовой земледельческой культуры, основанной на орошении, подтверждает и сама интенсивная система земледелия высокогорных зон. Н.И.Вавилов даже у такой изолированной народности, как нури-станцы (кафиры) Гивдукуша отметил наличие интенсивной культуры земледелия. (Вавилов, 1959, с.136). На протяжении столетий здесь сложились особые технические способы орошения и приемы полива полей, агротехнические навыки, система земледелия,которую следует считать весьма интенсивной. Все это результат многовекового развития орошаемого земледелия в условиях высокогорных засушливых долин.

Хорошо известно, что орудия труда и трудовые навыки.ладей, использующих определенный хозяйственный опыт своих предков -исторические категории. Они изменялись в процессе истории и теперь являются объектом историко-этнографического изучения для выявления общих и локальных черт культуры каждого этноса*

Истоки орошаемого земледелия на Памире восходят к глубокой древности. Мы полагаем, что в высокогорных долинах Западного Памира, Гималаев и Гиндукуша мог сложиться самостоятельный очаг ирригации именно высокогорного типа и земледелия,основанного на нем.

Действительно, как известно, население долины Инда в эпоху бронзы (от середины Ш до середины П тысячелетия до н.э*) уже занимались пашенным земледелием* Исследователи этой древ-неиндской культуры считают, что к этому времени можно отнести и применение плуга, и строительство первых ирригационных сооружений (Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии» 1981, с Л 2). Этому не противоречит и точка зрения С* А* Семенова на происхождение орошаемого земледелия, Он считает, что оно имеет несколько самостоятельных центров происхождения и в горных условиях возникло в глубокой древности (Семенов, 1974, с,158), Археологические материалы подтверждают и данные вед - священных гимнов древних индийцев, свидетельствующих, что в ХП-Х веках до н.э. индоарийские племена "были оседлыми пашенными земледельцами и скотоводами. Они выращивали ячмень, пшеницу, различные просяные, а позднее наг» чали культивировать рис, сахарный тростник и хлопок* Тягловой силой служил крупный рогатый скот. Более широкое распространение получила ирригация" (Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии, 1981, с.13)* Арийские племена появились в этот период на северо-западе Индии, и, возможно, их тип хозяйства оказал влияние и на хозяйство местного населения. К сожалению, состояние археологической изученности высокогорных долин Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума, подтверждающее заселение этих местностей человеком в глубокой древности (Ранов, 1975, сЛ36-157), не дает возможности точно определить время возникйовения здесь земледелия. В,А.Ранов считает, что часть племен гиссарской культуры (УМУ тысячелетие до н.э.), основой хозяйства которых было земледелие и скотоводство,.могли принести на Памир навыки этого хозяйства (Ранов, 1981, с,373-374). А.Н.Бернштам датирует памятники оседлого населения на Западном Памире да-ваньским периодом (греко-бактрийское время) (Бернштам, 1949, сЛ29)* Он считает носителей даваньской культуры (Ш-1 века до н.э.) земледельцами и скотоводами (Бернштам, 1947, с.87).

Археологические материалы свидетельствуют о том, что в сопредельных с Западным Памиром областях существовали древние земледельческие культуры, начиная с упоминавшейся нами Гиссар-ской (УМУ тысячелетия до н.э.), земледельческие культуры, объединяемые Б,В.Авдриановым в "ирано-среднеазиатском ареале"-У1-У тысячелетия до н.э. (Андрианов, 1968, с.25). Древнезем-леделъческие культуры в Афганистане датируются" В.М.Массоном У1-У тысячелетиями до н.э. (Массон, 1982, с.9-14, 17-21) и В.И.Сарианвди - 1У-П тысячелетиями до н.э. (Сарианвди, 1977, с, 17-21), а упоминавшаяся нами выше земледельческая культура долины Инда (Мохенджо-Даро и Хараппы) характеризуется сохранившимися памятниками ирригационных сооружений Ш-П тысячелетий до н.э. Археологические материалы при раскопках французскими археологами в бассейне Кокчи памятника Ай-Ханум позволили им предположить, что первоначальное устройство ирригационной сети относится к эпохе бронзы - Ш-П тысячелетия до н.э. (Сгвп-ЬеНе, 1978, с.71). Эта местность расположена в непосредственной близости к Западному Памиру, на севере афганского Бадахшана.

Археологические раскопки последних лет в Афганистане доказали, что Южный Афганистан в 1У тысячелетии до н.э. входил в зону распространения древнеземледельческих культур, а во П тысячелетии до н.э. оазисы дельты р.Балх населяли древние земледельцы (Сарианвди, 1977, с.4).

Следует учесть то обстоятельство, что в УП-Л веках до н.э. иранские земледельческие племена северного Афганистана, южного Узбекистана и южного Таджикистана входили в древнюю Бактрию, а в УМУ вв* до н.э. Бактрия в составе ахеменвд-окого государства укрепила в числе других свои связи с Индией (Мандельштам, 1957). Созданное после походов Александра Македонского Греко-Бактрийское государство расширило свои границы за счет южных областей Афганистана и северо-западной части Индии (в т.ч. современной территории Пакистана)» Для нас важно то, что предки современных народов этого региона были объединены в рамках Кушанского царства (Гафуров, 1972, 0.37,73,77-79, 97, 108-109, 127 ; Отависский, 1977, с.8-9), Кушанское государство объединило народы Средней Азии, Северной Индии,/Пакистана, Афганистана и Восточного Ирана.

Я.Г.Гулямов подчеркивает, что "экономическое, политическое и культурное наследие древней Бактрии времени тохаров (Греко-Бактрия) и Кушанского царства, а также дальнейшее развитие античной экономики и культуры Среднего Востока и Средней Азии составили ту основу, на которой развилась хозяйственная, государственная и духовная жизнь народов этого региона в эпоху феодализма" (Гулямов, 1974, сД21), Исторические, в т.ч. и археологические источники говорят о развитом здесь орошаемом земледелии (Гафуров, 1972, с.159)»

Рассматривая проблему воздействия человека на природные . условия, в которых он живет и ведет хозяйство, результаты взаимосвязи-человека с окружающей географической средой, А.Е&лиев отмечает, что ранние этапы кушанского периода характеризуются интенсивной хозяйственной политикой цроведения ирригационных систем и создания новых оазисов. Поливное земледелие.здесь основано было на самотечных каналах (Валиев, 1976, с,117).

Памятники Кушанского времени известны не только на территории центра государства, но они есть на Западном Памире и хорошо исследованы археологами А,Бабаевым (Бабаев, 1973) и А*Н. Зелинским (Зелинский, 1964а, 19646). Это подтверждается и мнением В. А. Ранова, полагающего, что возникшая на Западном Памире в Ш в. до н.э. система щюпостей служила защитой земледельческих поселений от набегов кочевников, Он особо подчеркивает, что "само появление крепостей на скалах" - яркое свидетельство существования земледелия по крайней мере со второй половины первого тысячелетия до н.э., хотя у нас есть все основания думать о том, что возникло оно здесь значительно раньше" (Ранов, 1981, с.368). Подтверждением этому, возможно, может служить бытование у земледельцев Западного Памира особых форм зерновых культур, в том числе "до недавнего црошлого встречалась компактная пшеница "тгх-Ысит СошрасЪша Нозъ",по-таджикски "киляк". Эта пшеница является самой древней формой пшеницы, находимой в остатках свайных построек в Европе" (Баранов, Гурский, Остапо-вич, 1964, с.65), а также "такое зерно было найдено и в пирамиде Дашура в Египте, относящейся к 3359 г. до н.э." (Баранов, Гурский, Остапович, 1964, с.78). Древнюю традицию земледелия на Западном Памире отмечал крупный ученый в области ботаники и растениеводства П.А,Баранов (Баранов, 1936, с.84).

Близость ареала древних земледельческих культур к изучаемым высокогорным зонам Западного Памира, Гиццукуша, Северных Гималаев и Каракорума позволяет сделать предположение о возможном периодическом проникновении носителей этих культур, сочетающих земледелие со скотоводством, в изучаемый регион. Много поколений земледельцев-ирригаторов изучаемых высокогорных долин сохраняли и приумножали опыт своих предков в ведении земледельческого хозяйства, основанного на террасировании склонов гор и самотечном арычном орошении.

Наши этнографические материалы, характеризующие чрезвычайно архаический облик традиционных орудий труда, традиционных земледельческих навыков и традиционную оросительную систему со сложными техническими приемами распределения воды на поле во время полива также дают основание предполагать,что земледелие и ирригацию цредки современных памирских таджиков освоили еще в глубокой древности, и зачатки их земледельческо-скотоводческого хозяйства возникли, вероятно, несколько тысяч лет тому назад в границах выделенного Б. В, Андриановым в его трудах по истории ирригации "иранско-среднеазиатского ареала", характеризующегося преобладанием горного рельефа* Ирригационное земледелие в этом ареале появилось в У1-У тысячелетии до н.э.

Носители древнеземледельческих культур - цредки современных народов этого высокогорного региона, конечно, принесли с собою навыки ведения земледельческого ирригационного хозяйства. .Археологические материалы, как мы видели, подтверждают заселение этих местностей человеком в глубокой древности - в каменном веке (Ранов, 1975, с.138-140, 142-154), 0 давности заселения Памира свидетельствуют и лингвистические данные, в частности, топонимика: "Названия большинства местностей и населенных пунктов Западного и Южного Памира не могут быть объяснены и расшифрованы с помощью современных языков; это указывает на архаичность этих названий, которая еще раз свидетельствует о давности заселения Памира, Не исключено, что какие-то из памирских названий могут быть субстратными, унаследованными пришедшими сада иранцами - предками нынешних памирцев - от неизвестного нам, но, возможно, автохтонного населения ; другие - явно иранского происхождения, как это видно из их построения. Однако и в том, и в другом случае их древность говорит о давности заселения Памира" (Эдельман,1975, с,51), К сожалению, подтверждая давность освоения этих высокогорных местностей человеком, у нас нет данных с достоверностью датировать зарождение в этом регионе ручного мотыжного, затем и пашенного плужного земледелия, основанного на ирригации, как и возникновение последней. Несомненно, что навыки горного земледелия с террасированием склонов и использованием принципа самотечного арычного орошения либо принесены разновременными волнами переселенцев, либо развивались автохтонно аборигенным населением, но в любом случае высокогорное земледелие имеет в этих высокогорных зонах давнюю традицию. Эта давняя традиция плужного земледелия, на наш взгляд, находит подтверждение в бытовании в долинах Западного Памира, Гиддукуша, Северных Гималаев и Каракорума пахотного орудия только одного типа - одно-рукояточного прямогрядильного рала в двух его формах Свахам ской и шугнано-рушанской), являющихся, если судить по предложенной Ю, А, Красновым схеме развития этого типа пахотного орудия, исходными его формами, тогда как в других местностях наряду с исходными существовали и более поздние, видоизмененные варианты этих форм, Ю»А,Ераснов подчеркивает "факт непрерывного бытования однорукояточных прямогрядильных рал в наиболее ранней (по археологическим данным) разновидности в Средней Азии, начиная со П тысячелетия до н.э. вплоть до наших дней. При этом такие орудия являются здесь единственной самобытной формой, вполне вероятно и древнейшей" (Краснов, 1975, с,84).

Проблема происхождения земледелия в изучаемом регионе еще мало изучена» Однако представляет большой интерес возможность привлечения для ее изучения не только археологических данных, но и исследований Н#И* Вавилова - выдающегося советского ботаника, генетика и селекционера, основателя науки географии культурных растений,

Н.И.Вавилов, внесший огромный вклад в развитие учения о происхождении культурных видов растений, стоял на позиции полицентризма в этом вопросе* Им были определены 8 основных очагов - мировых центров самостоятельного формообразования видов культурных растений и 3 второстепенных очага* Регионы Припа-мирья, Цригиндукушья и "Трансгималаи", по классификации Н.И, Вавилова, входят в Среднеазиатский очаг. (Вавилов, 1960, с*42; Вавилов, 1932, с*?)*

Среднеазиатский очаг является родиной мягкой, карликовой и круглозернистой пшениц, ржи, льна, люцерны, персидского клевера. .

Для этнозтрафов очень важно положение Н*И. Вавилова о том, что ".первобытные земледельческие культуры, основанные на разных родах и видах растений, возникли автономно, одновременно или разновременно. Им свойственны весьма различные этнические и лингвистические группы народов* Им свойственны разные типы сельскохозяйственных орудий и домашних животных" (Вавилов, 1932, с*14)*

В границах Среднеазиатского очага для автора особенно интересны варианты земледельческой культуры высокогорных долин указанных выше регионов, определяемые , высотою над уровнем моря, рельефом и этническими традициями.

Г.Н.Лисицина и Л.В.Пршцепенко, на наш взгляд, своевременно обращают внимание исследователей на то, что "В печати нередг ко проскальзывает мнение о том, что очаги, выделенные Н,И.Ва-виловым, должны соответствовать древнейшим областям возникновения оседлых земледельческих культур,.« Это не совсем так, ибо Н.И.Вавилов не отождествлял свои очаги с областями древнейших цивилизаций, он считал, что о каждом из них можно говорить лишь как о самостоятельном центре "введения в культуру различных растений*, т.е. в каждом регионе земледелие возникает на определенном этапе и характеризуется своими специфичен скими чертами" (Лисицина, Црищепенко, 1974, с.21)*

Н. И, Вавилов считал, что за необходимость объединения Пен«-дяеаба, Кашмира и восточной части советской Средней Азии говорит единство экологических условий, единство дикой и культур« ной флоры. Он считает, что несмотря на барьер Гималаев и Гин-дукуша, приходится объединить в единый очаг значительную часть Средней Азии с северо-западной Индией (Вавилов, 1960, с,42)*

Следует обратить внимание на близость культур народов Ирана, Средней Азии, Афганистана и соседних районов Индии и Паки« стана, характеризовавшуюся многими общими чертами этнокультурного наследия и тесными контактами еще в предахеменидскую эпоху (Гафуров, 1968, с,4 ; Йскавдаров, 1968, с.5, 7-18, 4СМ1), Это положение подтверждает высказывание Н.Н.Чебоксарова и М.Г.Левина о том, что один и тот же хозяйственно-культурный тип может быть представлен в совершенно различных историко-этнографических областях, у народов различных по происхождению и языку, даже разделенных такими природными границами,как высочайшие хребты Гиндукуша, Каракорума, Гималаев,

Народы, как было отмечено выше, живущие в высокогорных засушливых зонах изучаемого региона, занимались земледелием, основанным на искусственном орошении в сочетании со скотоводством оседлого типа и в зависимости от природных условий с преобладанием одной из его форм: яйлажной (крупный и мелкий рогастый скот), отгонной (яки, лошади, молодняк крупного и мелкого рогатого скота, верблвды) или в сочетании - яйлажно-отгонной, яйлажно-выгонной, яйлажно-стойловой. Отгонная форма практиковалась там, где было много пастбищ, при яйлажной существенную роль играли вертикальные перегоны скота на весенние, летние и осенние пастбища. На отгонных пастбищах выпасали яков (у бар* тангцев верховьев Бартанга, у шугнанцев верховьев Гунта и Шах-дары, у ваханцев, буришков, шина и ладакхов в Каракоруме) и верблюдов (у части бартангцев, рушанцев, кхо и нуристанцев). Разведение 1фупного рогатого скота - в том числе яков, мелкого рогатого скота - коз и овец, в меньшей степени лошадей, ослов и верблюдов оседлыми пашенными земледельцами-ирригаторами высокогорных зон изучаемого региона имело важное значение в их хозяйстве. Крупный рогатнй скот - быки (волы) и помесь яка с коровой - служили тягловой силой при пахоте. Использовали крупный рогатый скот и при обмолоте, прогонял его по снопам (галагоу). Помет скота, особенно собиравшийся в хлевах во время содержания его там зимой, использовали для удобрения каменистых и песчаных почв, которые без этого не давали желаемого урожая. Причем, как будет показано ниже, поле, в заг-висимости от культуры, которую на нем возделывали, удобряли пометом определенного скота. Осенью, после жатвы, крупный рогатый скот, а иногда овец и коз выпасали на стерне с целью лучшего удобрения пашни, причем в данном случае поля выполняли функцию общинного пастбища и весь скот членов сельской (кишлачной) общины выпасался на стерне, независимо от того, кому данное поле принадлежало.

От окота в условиях натурального хозяйства семья получав ла необходимые продукты: мясо, масло, молоко, сыр и т*п. Скот давал сырье для домашних промыслов: шкуры, кожу, шерсть и прочее*

При отсутствии колесного транспорта в специфических высокогорных условиях вьючными животными служили лошади, ослы,яки и верблюды*

В изучаемом высокогорном регионе большую часть стада у всех народов составлял мелкий рогатый скот, причем в XIX и начале XX веках у црипамирских народностей и у нуристанцев (кафиров) безлесных зон преобладали козы, у буришков « овцы (Snoy, 1975, с,99, 101 {Вавилов, Букинич, 1959, с. 109,136; ЙСкацдаров, 1968, С.47,49 ; Tisser imd Visser-Hooft, 1935, I, c,63 ; Пуляркин, 1956, с»215 ; Кудрявцев, 1963а, 0,369» 19636, с*782 ; Серебрянников, 1896, с,411 ; Андреев, 1927,с.27 ; Моногарова, 1971, с*68-70).

Скотоводство у земледельцев высокогорных зон играет шаг-чительную роль в хозяйстве* Эта тема, безусловно, заслуживает серьезного специального исследования. В данной работе нам хотелось бы лишь отметить, что в зависимости от природных условий в той или иной высокогорной долине и даже в разных частях той же долины соотношение земледелия и скотоводства в хозяйстве крестьян было различно.

В хозяйстве изучаемых народов удельный вес земледелия и скотоводства различается и у большинства из них скотоводство занимает второе место после земледелия, у кхо (читральцев) и у шина долины Багрота земледелие и скотоводство одинаково значимы. (Snoy, 1975). Однако у одного и того же народа, живущего в высокогорной долине в ее верховьях скотоводство несколько преобладает: у бартанщев верховьев Бартанга, части шугнанцев верховьев Гунта и Шахдары, части ваханцев и части кохистанцев долины Инда, таджиков долины Павджшнра, т.е. там, где много хороших пастбищ и мало пригодной для обработки земли. Но у всех этих народов в целом земледелие является основой хозяйства.

О Западном Памире Н.И.Вавилов писал; "меня, как агронома, привлекал Западный ПрипамирскиЙ район, так называемый Горный Бадахшан - область верховий Аму-Дарьи - Пявджа и впадающих в него рр»Гунта, Ванча, Бартанга и Шах-Дары, где в узких горных долинах издавна приютилось оседлое арийское земледельческое население, и где можно ознакомиться с первобытной высокогорной земледельческой культурой" (Вавилов, 1964,с.10)* Н.И.Вавилов подчеркнул, что "зона начального развития главнейших культурных растений приурочена в основном к полосе между 20° и 45° с.ш., где сосредоточены величайшие горные массивы Гималаев, Гиндукуша, Передней Азии, Балкан, Апденин" (Вавилов, 1960, с.59-60). Н.И.Вавилов накануне Великой Октябрьской социалистической революции посетил Западный Памир (Ругаан, Шугнан) и Дарваз. Здесь "впервые Н.И.Вавиловым было установлено, что горше области Советского Бадахшана и соседнего Афганистана являются одним из важных центров происхождения и многообразия мягкой пшеницы. Как раз на Памгфе у Н.И. Вавилова зародилась идея о значении горных стран^изоляторов в эволюции сельскохозяйственных культур, о возникновении культурной ржи из сорной в горных странах" (Баранов, Гурский, Остапович, 1964, о.5). Таким образом, древность земледелия на Западном Памире/в Гиндукуше и Гималаях доказана трудами ученых ботаников, генетиков и агрономов, в первую очередь, выдающимся исследователем - Н.И*Вавиловым, что ясно из вышеприведенных его высказываний.

При изучении земледельческого хозяйства и систем земледелия основополагающее значение имеет учение В*И.Ленина об общественно-экономических укладах, особенно у народов, живших в XIX - начале XX веков в условиях патриархально-феодальных отношений и патриархального натурального хозяйства (Ленин, Полн* собр. соч., т.39 ; т.41, с*244-246 ; т.43, с Л57-158 ; 207, 220« 223« См. также: Андрианов, Моногарова, 1970),

Земледельцы высокогорных зон Западного Памира, Гиндукуша и Гималаев в XIX - начале XX веков принадлежали к различным этническим общностям, но социально-экономические условия в это время у них всех определялись патриархально-феодальными отношениями, господством натурального хозяйства* Это обстоятельство в сочетании со сходными природными условиями обусловили у каждого из этих народов высокогорных зон возникновение и развитие основных черт вышеупомянутою единого хозяйственно-культурного типа* х х х

Специальных этнографических работ, посвященных традиционному орошаемому земледелию и ирригации на Западном Памире, кроме книг автора диссертации (Мухдддинов, 1975, 1984) нет, но все этнографы»публиковавшие исследования по этнографии населения Западного Памира и сопредельных с ним высокогорных областей,о . той или иной степенью подробности характеризовали и хозяйственную деятельность земледельцев. Однако этнографических исследований о населении этого региона, к сожалению, опубликовано мало.

Этнографическое изучение Советского Бадахшана подробно освещено в докторской диссертации Н.М.Акрамова (Арамов, 1975) и статье Л.Моногаровой и И.Мухщщинова (Моногарова, Мухщщинов, 1981, с.309-342). В книге И.й^хвддинова (Мухвддщюв, 1984) дан довольно полный обзор литературы, в которой содержатся сведения по высокогорному земледелию. Поэтому в диссертации автор дает краткий обзор источников и литературы по теме, определяющий степень ее разработанности, тем более, что основным источников диссертации служат полевые материалы автора, собранные им за время его ежегодных экспедиций и командировок в долины Западного Памира.

Работая в 1972-1974 и 1976-1980 годах в плане регионального Историко-этнографического атласа, автор проводил этнографические исследования во всех высокогорных долинах Западного Памира. Он совершил многократные экспедиционные маршруты в правобережной части долины верхнего Пянджа и его цритоков» Автор собрал полевой материал у всех памирских таджиков (язгу-лемцев, рушанцев, бартангцев, шутнанцев и их локальных групп, ваханцев и ишкашимцев, а также для сравнения - и у таджиков-ванчцев, горонцев и дарвазцев (у последних в Калаи-Хумбском районе ГВАО). Полевые материалы включают интересные сведения по высокогорному земледелию, народный опыт ведения орошаемого земледелия, устройства различных традиционных гидротехнических и водораспределительных сооружений, сезонных земледельческих работ, скотоводства. Уникальный материал собран по земледельческим орудиям, многие из которых используются и в наши дни, там, где по микрорельефу применить машины невозможно. Среди большого иллюстративного материала, собранного за время командировок много рисунков, фотографий, схем (ирригационной сети и схем поливов полей), выполненных автором. Для более точного составления схем поливов (от первого и до третьего, четвертого включительно) автор сам под руководством опытных крестьян проводил полив, нанося на карту поля очередность его полива по участкам, а в них - по валикам, бороздам или полосам, т.е. в зависимости от приема полива. Автор участвовал во всех земледельческих работах, при которых применялись традиционные орудия и приемы, на обрабатываемых площадях, расположенных на крутых горных склонах, где невозможно применять новую сельскохозяйственную технику.

Таким образом, автор цроводшг исследования в кишлаках, расположенных на всем протяжении долин по верхнему, среднему и нижнему течению соответствующих рек, так как необходимо было установить этнографические особенности традиционного земледелия и ирригации, обусловленные вертикальной зональностью, В своем библиографическом обзоре Н,А,Кисляков отмечает, что русские исследователи начали интересоваться культурой и бытом таджиков и соседних с ними народов с конца 60-х и начала 70-х годов XIX века, т,е, с момента присоединения Средней Азии к России (Кисляков, 1951, с,53),

Этнографические сведения о населении этого региона древних античных, китайских, арабских и европейских путешественников и ученых обобщены в трудах крупных русских исследовате^ лей-востоковедов (фистов, 1902, кн,1Х, кн.Х, кн,Х1 ; Бичурин, 1950, т,П; Минаев, 1879 ; Мандельштам, 1957),

Сводный труд И,Д,Минаева подвел итог научным знаниям о Памире и Црипамирье на конец 70-х годов XIX века.

Первыми европейцами, посетившими Вахан и Памир и по рас, опросным сведениям описавшими сопредельные црипамирские владения в ЗОН веке, были венецианские купцы Николло и Маффео Поло и сын Николло - Марко Поло (Кунин, 1941), первым из европейцев рассказавший о странах, которые он посетил, и правдиво описавший свои впечатления*

Впервые в 188Ы882 гг. Общество любителей естествознания субсидировало первого русского ученого доктора А.Э„Регеля для осуществления его экспедиции в верховья Пянджа* К сожалению, об этом своем путешествии А.Э.Регель опубликовал только две краткие заметки (Рагель, 1882, т*17, в*П;1884, т#20,в#3).

Для теш диссертации интересны объективные, хотя и фрагментарные описания хозяйства, сделанные военными и чиновниками колониальной администрации, публиковавшиеся в журналах, военных и статистических сборниках и газетах (см.библиографические обзоры: Биснек, Зельдович, 1940, в*П; Кисляков, 1951, с,53-66 ; Хайтун, Шибаева, 1955, с,47-66 ; Е^шов, 1968, с.87-92).

Особый интерес для этнографии представляют материалы экспедиций капитана генерального штаба Путяты (Путята, 1884, вД, с.1-88) и участника его экспедиции горного инженера Д.Л.Иванова (Иванов, 1884, т.XX, в.З; 1885а, Т.У1, № 23,24 ; 18856,т.Ш, кн.6; т.1У, кн.7). Б.Л.Громбчевского (Аярамов, 19746, Тромб-чевский, 1886; 1891а; 18916, т.27, в.2; агаьсгеигзк!, 1925 ; 1958), С.П.Банковского (Ванновский, 1892, в*56), С.И#Коржин-ского (йоржинский, 1897, серия 5, т.7, с.Ь Й-ЬШ ; 1898), Н.Л.Корженевского и А.Г. Серебрянникова (Серебрянников, 1894, № 1,12 ; 1895, т.226, В 11,12 ; 1896, Ш 55-60 ; 1900). Но ученых, занимавшихся собственно этнографией населения Западного Памира - памирских таджиков, было очень немного: А.А.Бобрин-ской, А,Е,Снесарев (Аццрей Евгеньевич Снесарев, 1973), А.А. . Семенов (Акрамов, Литвинский, 1971 ; Акрамов, 1974а,т.95,1975

М. С.Андреев (Писарчик, I960; Абрамова, Акрамов, 1973 ; Писарчик, 1977, в.УП), Й.И.Зарубин (Гафферберг, Кисляков,1963, с.17-21 ; Расторгуева, 1963, 1964, с.273-275 ; Розенфельд,1975, с.296-297), продолжавшие (кроме А.А.Бобринского) успешную научную деятельность и в советском востоковедении, этнографии и лингвистике.

Первая этнографическая работа по Западному Памад-, содержащая полезные сведения по земледелию опубликована М.С.Андреевым в соавторстве с А.А.Половцевым (Андреев, Половцев»19П). А.А.Бобринокой впервые описал распространенный в прошлом на?« родный календарь, по которому счет времени велся по частям тела мужчины. К сожалению, у него очень мало сведений по хозяйству. (Бобринской, 1902, кн.I ; 1908). Материальная и духовная культура, в т.ч. календарная сельскохозяйственная и семейная обрядности цредставлены в общих чертах. В XIX веке по этнографии весьма краткие сведения находим и у зарубежных ученых; Дж.вуда (Wood , 1872), Т.Гордона (Gordon » 1876), Свена Гедина (HedinSwen, 1894, v.XXIX j 1898, v. 1-П;1899), О.Олуфсена (Olufsen, в., 1897, ъа. 24 ; 1900, bd. 27 ; 1904).Для нас интерес представляют материалы о путешествии Б.Л.Громбчев-ского (Акрамов, 1974$, с.60-61, 66-69) в долине Ванча. Он 1фатко описывает внешний вид селений и перечисляет возделываемые культуры, технику земледелия, сообщает, что после уборки пшеницы эти же поля засевают просом; после уборки урожая землю перепахивают, чтобы корни сгнили и удобрили почву до следующего посева. Он отметил, что в Ванче не занимались скотоводством. В этом Б.Л.Громбчевский ошибался, скот разводили, без него было невозможно пашенное земледелие.

В первые десятилетия XX века интересные для нашей темы исследования краткие сведения мы находим в трудах крупных учетных ботаников; Б.А.Федченко (Федченко, 1902, т. 38, в.З; 1909, т. 30, вД), который описывает некоторые орудия, перечисляет возделываемые земледельческие культуры и Н.И. Вавилова (Вавилов, 1964, сЛО-25), совершившего в 1916 году свою первую экспедицию в эти районы Азии, в том числе на Западный Памир*

В своей работе Н.И. Вавилов нарисовал общую картину земледельческого освоения трех высотных зон Западного Памира и охарактеризовал основные земледельческие культуры, некоторые приемы традиционной селекции и агротехники. Он подчеркнул, что "наряду с различием в языке и некоторых бытовых явлениях, состав культурной флоры памир ских таджиков иной, чем у рядом живущих дарвазцев и кулябцев. Рожь возделывается только памирс-кими таджиками, и название ржи здесь совершенно другое» Ее называют здесь лошак, а солому ржи называют кальк" (Вавилов,1964, с.20), Н.И.Вавилов кратко описал земледельческие процессы,орудия труда, отметил бытование наряду с плужным и мотыжного земледелия, виды полей, упомянул об орошении, общинных работах (Вавилов, 1964, с.24-25).

Среди иностранных ученых, занимающихся одновременно со своими основными задачами и некоторыми этнографическими исследованиями среди населения этого высокогорного региона, в том числе и Западного Памира, следует назвать А.Гамильтона (НанХГЬоп, 1906, р.81-109, 165, 175, 242-268, фото на с.298). В его труде приведены 1фаткие сведения по хозяйству, фотография полей с ирригационной сетью1, некоторые сведения по одежце,

I На этой фотографии, сделанной Олуфсеном, изображен кишлак Вранг в Вахане, Подпись под рисунком - хлопковые поля, орошаемые из Аму-Дарьи. В этом Гамильтон ошибается, потому что быту населения Афганского Бадахшана и Вахана, автором использованы хорошие фотографии, сделанные Олуфсеном. Большое значение в накоплении этнографических материалов имеют работы А«Шульца (Schuitz, 1914, 1916), особенно изданная в 1916 году, где автор в целом характеризует хозяйство, материальную культуру, общественные и семейные отношения, религиозные верования» А«Шульц только упоминает о календаре по частям тела мужчины, в общих чертах характеризует ирригационное земледелие«

В 1926 г« был издан на русском языке интересный труд Бурхан-уд-Дин-хана Кушкеки (Бурхан-уд-Дш^хан Кушкеки, 1926), в котором довольно подробно рассматривается расселение народов Бадахшана и Каттагана, дается характеристика их хозяйства, перечисляются виды скота, приводится состав семей и другие материалы, интересующие нас в сравнительном плане«

Необходимо отметить важную статью о памирском сельскохозяйственном календаре Л,Майского (Майский, 1934) и интересную статью по верованиям П.Майского (Майский П« 1935),

Из иностранных ученых очень полезные этнографические материалы опубликовал в своих трудах немецкий востоковед и лингвист Вольфганг Ленц (Lenta, 1931, 1933, 1939)* Он уделяет особое внимание язгулемцам, перечисляет возделываемые культуры, отмечает, что земледелие поливное. В.Ленц приводит сведения о древнем календаре по частям тела мужчины. орошение полей вдет от горного ручья в ущелье фанг, а поля эти не хлопковые. В Вахаяе хлопок никогда не сеяли, а возделывают бобы; когда они цветут, то похожи на хлопок«

М.С. Андреев продолжал изучение памирских таджиков и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1943 г* он организовал экспедицию, в которой приняла участие и А.К.Писарчик в долину Хуф на Западном Памире. В результате полевых исследований М.С.Андреевым написана первая после Великой Октябрьской социалистической революции большая историко-этнографи-ческая монография в двух выпусках, посвященная одной из локальных групп памирских таджиков - хуфцам (Андреев, 1953, в#1 ; 1958, в.П).

Во втором выпуске этнографическим аспектам хозяйства -земледелию, скотоводству и народному календарю уделено основ*« ное внимание - как в материалах Андреева, так и в "Примечаниях и дополнениях" к этому трупу А.К,Шсарчик. Орошению - основе высокогорного земледелия в прщюдных условиях Памира, автор, к сожалению, уделяет мало внимания, но эти материалы являются фундаментом для дальнейших углубленных исследований этнографических особенностей традиционной ирригации* Пахота и сев, удобрение, прополка, жатва, перенос сжатых хлебов и трав в селение, молотьба, уборка зерна с гумна и т.п., характеризуемые М.С.Андреевым - все дает направление для дальнейших изысканий.

Большой заслугой является развитие исследований, продолжающих впервые начатые А.А.Бобринским по существовавшему у памирских таджиков календарному счету времени по отрезкам,называемым по частям тела мужчины. Серьезным вкладом в науку было установление зависимости размеров и лвдности селений в горах от расположения на них полей.

Так же тщательно рассмотрены скотоводство, промыслы,обычаи и обряды, и так же они намечают пути дальнейших исследований традиционной культуры у других дамирских таджиков.

Вторым после вышеупомянутого труда М. С.Андреева моногрги-фическим историко-этнографическим исследованием был труд Л.Ф.Моногаровой, посвященный этнографии язгулемцев (Моногаро-ва, 1959). Автор в общих чертах характеризует особенности зем~ леделия и скотоводства в прошлом и современные условия для ведения хозяйства в колхозах. В работе перечисляются возделываемые в прошлом и в настоящее время земледельческие культуры и виды скота, характеризуется кустарное ремесло.

Для нас представляет интерес в связи с описанием кишлачной общины социальная характеристика каумов в Язгулеме.

Впервые в науку введен материал о распределении мирских и факирских каумов по кишлакам долины (с указанием количества хозяйств в каждом на 1948 год) и доказано, что эти семейно-родственные группы представляют собою патронимию*

Книга Л.Ф.Моногаровой "Преобразования в быту и культуре припамирских народностей" СМоногарова, 1972). Для нас важны сведения второй главы "Социалистические праобразования хозяй** ства и материальной культуры припамирских народностей", в которой земледелию, к сожалению, на наш взгляд, уделено мало внимания. Однако автор характеризует в общих чертах основные традиционные приемы земледелия, традиционные сельскохозяйственные культуры, кратко описывает земледельческие орудия, традиционную ирригацию. Л.Ф.Моногарова характеризует в целом традиционное высокогорное земледелие, основанное на искусственном орошении, не останавливаясь на этнографической специфике земледелия у различных припамирских народностей (язгулемцев, ру-шанцев, шугнанцев и других).

Для нас большее значение имеют ее исследования общественных отношений в кишлачной общине дамирских таджиков, соотношение в ней патронимических (родственных) и кишлачных (соседских) общинных начал (Моногарова, 1972, с. 29-50,103-Щ),

Для анализа материалов по этнографическим аспектам социальных отношений большое значение имеют труды Б.И.Исканда-рова (Искандаров, 1960 ; 1962, ч.1 ; 1963, ч.П; 1968, 1983) , Н.А,Халфина (Халфин, 1965 ; 1975), а также З.Бахрамова (Бахра-мов, 1957, т,1 ; 1959, т.П), Т.Г.Абаевой (Абаева, 1964), А*Мад-жлисова (Маджлисов, 1967), Б.Г.Гафурова (Гафуров, 1972), А.Д. Давыдова (Давыдов, 1969, 1979) и археологов В,А.Литвинского (Литвинский, 1972), АД.Бабаева (Бабаев, 1973) и А.Н.Зелинского (Зелинский, 1964 а и б, в.З).

При изучении этнографических аспектов хозяйства, особенно земледелия в высокогорных долинах Западного Памира большую помощь оказывают труды крупных ученых Н.И.Вавилова и Д.Д.Буки-нича (Вавилов, 1964, 1936 | Вавилов, Букинич, 1959, т*1) П.А. Баранова (Баранов, 1940 ; "Земледелие Горного Бадахшана и пути его улучшения" - рукопись в архиве Управления сельского хозяйства ГБАО),

В трудах этих ученых характеризуются ареалы земледельческих культур, придается большое значение очагам происхождения культурных растений, в определении которых заслугу Н.Й. Вавилова трудно переоценить. Для этнографических аспектов изучения конструкции земледельческих орудий, особенно пахотных, в сравнительном плане полезна глава УП, написанная Д.Д.Букиничем в совместном о Н. И. Вавиловым упомянутом выше труде "Земледельческий Афганистан".

Для сравнительной характеристики при классификации способов традиционного орошения очень важны сведения Д,Д.Буки-нича (Вавилов, Букинич, 1959, с.140-170), где он предлагает классификацию способов орошения, практикуемую земледельцами в Афганистане,

Полезные сведения о земледелии памирских таджиков при выделений этнографических аспектов этой древней отрасли хозяйства содержит коллективный труд П.А.Баранова, А,В,Гурского, Л.Ф.Остапович (Баранов, Гурекий, Остапович, 1964), помогающий уточнить полевые материалы об ареалах поливных и неполивных культур, высотные пределы земледельческих культур, их соотношение в различных местностях Западного Памира, а также данные о давности земледельческого освоения его высокогорных долин, йз иностранных этнографов в наше время памирских таджиков в сопредельных странах изучают западногерманские этнографы Ф.Куссмауль (KuBmaul, 1965) и П.Сной (Snoy , 1965), К,Йет-тмар (lettnar, 1961, v. 105, "Й I, 1975) (в сравнительном плат-не),

Ф.Куссмауль и И, Сной довольно подробно описывают и занятия, и материальную, и духовную культуру, В общем, памирские таджики афганского Бадахшана в настоящее время сохраняют многое в быту и культуре от XIX - начала XX века, что уже изжито у памирских таджиков Советского Бадахшана. В трудах этих ученых даны довольно подробные описания занятий, материальной и духовной культуры зарубежных памирских таджиков и земледельцев высокогорных долин Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума.

По теме диссертации интересные материалы получены в ар« хиве востоковедов при Ленинградском отделении Института Востоковедения Ш СССР (фонд 115 - личный архив А,Е#Снесарева, фонд 121 - личный архив И.И*Зарубина), а также в архивах Гор-но-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР (фонд 25), Всесоюзного географического общества СССР (фоцц 45), Управления сельского хозяйства Горно-Бадахшанской области Таджикской ССР,

Для объективного решения ряда вопросов этнографии, в т.ч. земледельческих работ у памирских таджиков значение имеют и труды лингвистов, в которых привлекаются этнографические ма>-териалы, особенно с текстами, фольклором, например, статьи

Зарубина (Зарубин, 1937, i960), А,3,Розенфельд (Розенфельд, 1970а, 19706, 1975а, 19756), А.Л.Грюнберга (Грюнберг, 1972, 1980), И,М# Стеблин-Каменского (Стеблин-Каманский, 1975,1982) и других.

Важной задачей для всех этнографов Советского Союза является составление региональных историко-этнографических атласов. В программе сбора материалов к Историко-этнографическому атласу народов Средней Азии и Казахстана (Кисляков, Сазонова, 1967,.о,32) обосновано требование показа наиболее характерных черт земледельческой культуры, как общих для народов Средней Азии и Казахстана, так и специфически присущих отдельным народам и их локальным группам, расселенным в разных природно-хозяйственных зонах.

Для полевых сборов материалов к Историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана на Западный Памир были организованы экспедиции Институтом этнографии АН СССР им.Н.Н. Миклухо-Маклая и Институтом истории им.А.Дониша АН ТаджССЗР.

Результаты специальных полевых сборов материалов освещаются в статьях Л«Ф*Моногаровой (Моногарова, 1971| 1975а), Б. В. Андрианова (Андрианов, 1971) и автора настоящей работы (Мухвддинов, 1971а, 19716, 1972, 1973, 1975а, 19756, 1975в, 1978, 1979а, 19796, 1979в, 1980, 1982, 1984), но главным образом легли в основу данной диссертации, в которой обобщены многолетние исследования автора, стремившегося внести свой вклад в разработку проблем агрозтнографии и хозяйственно-культурной типологии народов мира»

 

Список научной литературыМухиддинов, Икромиддин, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. По наблюдениям автора, оставление под паром ж залежью очень широко применялось в Кулябской области, в Каратегине и Гис-сарской долине.

2. Бартанг 9 338 2 332 4 28512, Рушан 8 332 ** 12 320 3050

3. Шугнан (долина Пянджа) 5 228 I 27 194 6 2121 14# Шугнан (долина Тунт) 6 148 ет 73 75 1610 со ел сл

4. Шугнан (долина Шахдара) 36 146 21 84 41 1919 1

5. Ишкаишм и Горон (участок Наматгут-Андароб) 15 107 3 35 56 13 10527, Вахан (от Лянгара до Наматгута) 18 128 12 49 50 17 1525Всего: 57 1427 37 282 1062 40 14128