автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Этноконфессиональные отношения в современной России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рагузин, Вадим Николаевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Этноконфессиональные отношения в современной России'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Рагузин, Вадим Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

ФАКТОРОВ

§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.

§ 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.

ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РОССИИ.

§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.

§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.

§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.

ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ

НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ПОЛИЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ.

§ 1. Религиозный фактор в развитии этнополитических отношений в Российском государстве.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Рагузин, Вадим Николаевич

Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х - 90-х гг. В межнациональных и религиозных отношениях стали наиболее наглядно проявляться конфликты на постсоветском пространстве, в том числе и в России. События в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии подтверждают этот вывод; сегодня они выглядят как пролог к новой войне, как подтверждение явной заинтересованности американо-британского ядра НАТО в стратегическом наступлении Запада на Россию с целью ее дальнейшего ослабления, вытеснения с Кавказа и национально-религиозного раздробления.

Основные конфликтообразующие причины происходящих процессов находятся в социально-политической и экономической сферах, национальный и религиозный факторы своеобразно транслируют нерешенность многих политических и социально-экономических проблем в сферу национального и религиозного сознания российских граждан. При этом, как закономерность, проявляется определенная диалектика исследуемых сфер, а именно: с одной стороны, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений зависит от хода реформирования, эффективной деятельности политических и экономических структур, с другой стороны, - последние зависят от того, насколько учитывается национальная и религиозная специфика страны в целом, и регионов в частности, доминирующих в массовом сознании настроения, ценностные установки и стереотипы.

Религия в общественной жизни практически никогда не выступает в так называемом "чистом" виде. Тесно связанная с другими формами общественного сознания и различными сферами жизнедеятельности человека, она вплетена в культуру, мораль, просвещение и, несмотря на декларативные заявления большинства лидеров религиозных организаций о своей аполитичности, в политику. Воздействующая и в определенной мере определяющая генезис этнических общностей, национальные культуры и национальные традиции, религия посредством своих ценностных установок активно влияет на межнациональные отношения. Вступая в сложное взаимодействие, межнациональные (межэтнические) и межрелигиозные (межконфессиональные) отношения предстают в своем единстве как этноконфессиональные отношения1 - сложный и еще более активно, чем межнациональные и межконфессиональные отношения в отдельности, влияющий на жизнь современной России феномен. Дело в том, что воздействие религиозного фактора на фактор национальный своеобразно усиливает действие последнего, и наоборот. Именно в единстве своем рассматриваемый феномен - этноконфессиональные отношения - выступает как неотъемлемый компонент этнополитической культуры населения России. И от уровня этой культуры зависит конкретная роль национального и религиозного факторов в общественной жизни - будут ли развиваться отношения между населяющими Россию народами, предста

1 Дефиниции и содержание понятий "религиозный фактор", "национальные (этнические) отношения", "межконфессиональные (межрелигиозные) отношения", "этноконфессиональные отношения" и др. раскрываются в первом параграфе первой главы диссертации. вителями различных религий и неверующими в сторону усиления их напряженности или же в направлении их урегулирования и гармонизации.

Проблема этноконфессиональных отношений чрезвычайно актуализируется также в связи с тем, что многие российские политические партии и движения сегодня предлагают в своих программных документах концепции будущего национально-государственного устройства, базирующиеся на том или ином видении взаимоотношений наций и религий, вплоть до создания государства на унитарно-национальной или моноконфессиональной основе. Значительная роль отводится этноконфессиональному фактору также и в разнообразных современных концепциях общенациональной идеи России (доктрина евразийства и базирующийся на этой доктрине проект Евразийского Союза; концепция "русской идеи" преимущественно в ее православной версии; идеология панславизма и проект создания нового межгосударственного образования - Славянского Союза - взамен недостаточно эффективно функционирующего СНГ и т.д.).

Бесспорно, вопросы этноконфессиональных отношений выдвинулись в последние годы на передний край теории и практики общественных преобразований. Становится очевидным, что будущее Российской Федерации, всех населяющих ее народов во многом зависит от их способности, а также от способности властных федеральных и региональных структур обеспечить необходимый уровень единства и взаимопонимания представителей многочисленных этносов и религий в сложных условиях переходного периода. Не осознав и не исследовав особенностей проявления национального и религиозного факторов в многонациональном и многоконфессиональном обществе, не уяснив направленность и содержание трансформирующегося этнона-ционального и религиозного сознания российских граждан, невозможно выработать научные рекомендации по взаимодействию федеральных и региональных органов власти с действующими на территории страны и региона этническими общностями и религиозными организациями, выработать целостную научную концепцию взаимодействия с ними вообще. В этой связи предпринятая диссертантом попытка дать социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России, выявить их "болевые точки" и наметить пути гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации - Оренбургской области - может рассматриваться как решение чрезвычайно актуальной этнополи-тической, философской и религиоведческой задачи.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексное исследование этноконфессиональных отношений возможно только в рамках междисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение изучаемого феномена с философской, религиоведческой, социологической, этнологической, политологической и культурологической точек зрения. Анализ литературы последних десятилетий показывает, что в рамках указанных дисциплин отечественными и зарубежными авторами накоплен значительный материал по национально-религиозной тематике, хотя в комплексном виде поставленная в диссертационной работе проблема не выдвигалась. Обращение диссертанта к проблеме, находящейся на стыке этнологии и религиоведения, потребовало включения в научный оборот большого массива литературы из данных областей обществознания, в том числе и источников, содержащих во многом еще дискуссионный понятийный аппарат эт-ноконфессиональной тематики.

Пожалуй, наибольшее количество работ отечественных авторов посвящено методологическим вопросам генезиса, сущности и функционирования наций и национальных отношений. В частности, методологический аспект данной темы активно разрабатывался с 60-х гг. и разрабатывается в настоящее время Р.Г.Абдулатиповым,

B.В.Амелиным, Э.А.Баграмовым, Ю.В.Бромлеем, В.Н.Басиловым, Ж.Г.Голотвиным, М.Н.Губогло, Л.Н.Гумилевым, М.С.Джунусовым, Л.М.Дробижевой, А.А.Знаменским, А.А.Игнатенко, С.Т.Калтахча-ном, В.А.Михайловым, Г.Т.Тавадовым, В.А.Тишковым, В.П.Тору-кало, Н.Н.Чебоксаровым, В.В.Чистовым. Эти ученые внесли значительный вклад в разработку понятийного аппарата этнонациональ-ной проблематики, стремясь дать дефиниции основных категорий этнологии ("этнос", "этническая идентификация", "национальное самосознание", "межнациональные отношения" и др.). На основе анализа работ названных авторов диссертант приходит к выводу о том, что в отечественной литературе существуют различные точки зрения на природу этноса и наций, что этнология пока еще не имеет общепризнанной методологии изучения и интерпретации национального и этнического. Данный вывод послужил основанием для диссертанта представить собственное видение рассматриваемой проблематики, дать свои определения основных этнологических категорий. Сказанное выше говорит прежде всего о сложности самого объекта анализа и нисколько не умаляет заслуг отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку социокультурного и этнополитическо-го аспектов изучаемой проблемы, в исследование влияния этнического фактора, этнических ценностей на процесс трансформации современного российского общества.

При изучении проблем взаимосвязи этносов и их культур диссертант опирался на обширную литературу, представляемую работами

C.С.Аверинцева, А.И.Арнольдова, В.Г.Бабакова, Э.А.Баллера, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Г.Д.Гачева, В.В.Журавлева, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, В.М.Межуева, Н.Н.Моисеева, В.М.Семенова и других авторов.

Исследуя проблему роли религиозного фактора применительно к современному российскому многонациональному и многоконфессиональному обществу, диссертант не мог обойти вниманием работы, выполненные в области теоретического религиоведения, - прежде всего они послужили методологической основой толкования религии как социального явления. Генезис, природа и структура религии, исследование ее социальных функций представлены в работах Ю.Ф.Борункова, В.И.Гараджи, Н.С.Гордиенко, И.Я.Кантерова, А.Н.Красникова, Л.Н.Митрохина, Л.З.Немировской, К.И. Никонова, М.П.Новикова, Ф.Г.Овсиенко, А.С.Попова, З.А.Тажуризиной, В.Д. Тимофеева, З.П.Трофимовой, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и др.

В исследовании проблем взаимосвязи межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране фактически сложились две научные школы, каждая из которых, изучая свой круг вопросов в рамках данной многогранной проблематики, довольно гармонично дополняет друг друга. Речь идет о кафедре религиоведения Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ (руководитель - проф. Н.А.Трофимчук), где исследование этнокон-фессиональных отношений имеет прежде всего прикладной характер; коллектив ученых кафедры (Л.А.Баширов, Ю.П.Зуев, Г.М.Керимов, Т.А.Кудрина, Р.А.Лопаткин, М.И.Одинцов, В.К.Пинкевич и др.) изучает характер взаимосвязей межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны с тем, чтобы представить федеральным органам власти конкретные рекомендации по их гармонизации. Разработка национально-религиозной проблематики на этой кафедре осуществляется в русле решения более общей задачи - выработки концепции государственно-церковных отношений в современной России. Вторая школа в изучении исследуемой темы представлена Центром "Религия в современном обществе" (директор - проф. М.П.Мчедлов), действующим в рамках Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП). Специфика исследований этноконфессиональной проблематики, осуществляемых учеными данного Центра (В.С.Глаголев, С.В.Медведко, А.А.Нуруллаев, Э.Г.Филимонов, Е.С.Элбакян и др.), заключается в том, что национально-религиозные отношения здесь рассматриваются преимущественно на уровне постановки и решения теоретико-методологических задач либо же в русле исторического и общецивилизационного подходов1. Весьма плодотворно разрабатывают этноконфессиональную проблематику такие ученые, как В.М.Викторин, Л.М.Воронцова, Л.Ф.Колесников, В.В.Локосов, В.Л.Махнач, С.Б.Филатов, Д.Е.Фурман, С.Я.Яковлев и др.

Особую значимость для нашего исследования имеют труды, посвященные роли в современном обществе так называемого "исламского фактора", что объясняется как усилением непосредственного воздействия указанного фактора на политический процесс в России в целом, так и в представляемом диссертантом многонациональном и многоконфессиональном субъекте Российской Федерации -Оренбургской области. Действие "исламского фактора" в сегодняшней России бесспорно, и если на Северном Кавказе оно выражается в попытках использования религии в качестве идеологии национал-сепаратизма, то на Южном Урале действие указанного фактора выражается в изменении геополитического положения региона, в изменении этнонационального состава населения Оренбуржья за счет усиления миграционных процессов, в снижении толерантности и росте взаимной неприязни лиц различных национальностей и религий. В этой связи для диссертанта большой интерес представляли работы

1 См. работы ученых Центра "Религия в современном обществе": Национальное и религиозное / Ред. колл. Горшков М.К. и др. - М.: Изд-во РНИСиНП, 1996; Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. - М.: Изд-во РНИСиНП, 1998; Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. - М.: Изд-во РНИСиНП, 1997. отечественных исламоведов Г.Р.Балтановой, Л.А.Баширова, М.В.Вагабова, А.И.Ионовой, Г.М.Керимова, А.В.Малашенко, А.А.Нуруллаева, А.Б.Юнусовой и др.

Следует отметить значительный вклад в разработку исследуемой темы проф. А.Н.Ипатова - этот ученый первым осуществил комплексный анализ проблемы этноконфессиональной общности. Его докторская диссертация "Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса)" (1980 г.) послужила своеобразным прологом для последующего изучения этноконфессиональных отношений в России, поскольку - и это вполне естественно - всерьез говорить о данных отношениях стало возможным лишь после предложенных дефиниций, исследования генезиса и природы этноконфессиональных общностей. Сами же этноконфес-сиональные отношения в современной России комплексному анализу (в рамках междисциплинарного исследования) пока еще не подвергались, в связи с чем настоящая диссертационная работа может рассматриваться как определенный вклад в решение данной задачи.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России на федеральном и региональном уровнях и последующая разработка концепции их гармонизации. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- уточнить содержание и сущность понятийного аппарата этноконфессиональной проблематики; в связи с наличием существенных различий в толковании многих основополагающих этнологических и религиоведческих понятий представить авторское видение понятий "нация", "этнос", "национальный фактор", "межнациональные отношения", "межконфессиональные отношения", "этноконфессио-нальные отношения";

- определить основные функции и специфику проявления религиозного фактора в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;

- на основе анализа репрезентативных данных социологических исследований установить характер взаимосвязи между этнонацио-нальным и религиозным сознанием российских граждан, выявить общее и особенное в содержании их этнокультурных и религиозных ценностных ориентаций;

- проанализировать основные концепции межнациональных и межконфессиональных отношений, концепции этноконфессионально ориентированного национально-государственного строительства страны, содержащиеся в программных документах ряда российских политических партий и движений;

- провести социально-философский анализ базирующихся на национально-религиозном факторе доктрин, выдвигаемых в качестве общенациональной идеи России (евразийство, русская идея на основе православия, панславизм, соборность и др.);

- посредством анализа общероссийского и регионального эмпирического материала установить характер и основные тенденции развития национально-религиозных отношений в современной России, рассмотреть механизм воздействия религиозного фактора на состояние и динамику межнациональных отношений в регионе;

- изучить опыт взаимодействия государственных и муниципальных органов в стране и в регионе (Оренбургская область) с этническими общностями и религиозными организациями по предупреждению и разрешению противоречий и конфликтных ситуаций между этнона-циональными и вероисповедными группами населения;

- на основе проведенного исследования разработать для органов государственной власти и муниципального управления практические рекомендации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, которые учитывали бы как общие закономерности протекающих в стране этноконфессиональных процессов, так и региональные особенности их проявления.

Теоретическая и методологическая база исследования. Цель, задачи и междисциплинарный характер предмета исследования определили его методологическую базу. Основу анализа этноконфессиональных отношений в современной России составили социально-философский, диалектико-аналитический и сравнительно-критический подходы к исследуемым процессам. При изучении проблемы автор исходил из принципов историзма, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности общественных явлений, научной объективности и непредвзятого отношения к различным этнонациональным и конфессиональным общностям, которые становились объектом изучения.

Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных философов, религиоведов, социологов, этнологов, политологов, без внимательного учета которых был бы невозможен социально-философский анализ изучаемого феномена. Источниками исследования стали публикации последних лет российских и зарубежных авторов, посвященные методологическим вопросам взаимодействия национального и религиозного факторов, места религии в эт-нополитической культуре граждан России, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической основой диссертации являются результаты комплексных социологических исследований, проведенных в 90-х гг. кафедрой религиоведения РАГС при Президенте РФ, данные социологических исследований, проведенных в тот же период ВЦИОМ, Институтом этнологии и антропологии РАН, Институтом социально-политических исследований РАН, Российским независимым институтом социальных и национальных проблем- Центром социологических исследований МГУ им. М:В.Ломоносова.

Эмпирическую базу исследования проблемы на региональном уровне составили материалы проведенного диссертантом в Оренбургской области социологического опроса экспертов на тему "Религия и межнациональные отношения: проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений" (февраль 1996 г.); регулярно проводимые в Оренбуржье при участии автора этнолого-религиоведческие мониторинга. Существенным источником эмпирической информации были личные наблюдения диссертанта и практический опыт разрешения межнациональных и межконфессиональных противоречий, накопленный в процессе многолетней работы в сфере государственно-церковных отношений.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, новизна диссертационного исследования. Диссертация является первым комплексным монографическим исследованием этноконфессиональ-ных отношений в России, выполненным в рамках междисциплинарного подхода, на стыке философии, религиоведения, этносоциологии и этнополитологии. Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором:

- разработан методологический подход к анализу понятийного аппарата этноконфессиональной проблематики; диссертант, отмечая, что в отечественной науке сложилось несколько основных подходов к определению понятий "нация" и "этнос" (нация - это определенный тип этноса; нация и этнос - полностью тождественные категории; нация и этнос - искусственные ненаучные мыслительные конструкции), аргументирует свою точку зрения о невозможности отказа от понятия "этничности" и предлагает собственные дефиниции исследуемых явлений, согласно которым национальное (этническое) все больше переходит из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания, в связи с чем традиционные определения понятий "нация" и "этнос" оказываются малоэффективными;

- даны определения понятий "национальный фактор", "религиозный фактор", "межнациональные отношения", "межконфессиональные отношения", "этноконфессиональные отношения";

- определены функции и специфика проявления религиозного фактора в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, выявлены условия, при которых данный фактор выполняет функции этноконфессиональной интеграции или дезинтеграции;

- установлен характер взаимосвязи и взаимообусловленности этно-национального и религиозного сознания российских граждан; на основе данных социологических исследований выявлено отношение различных этносов и религиозных групп к социально значимым ценностям;

- проанализированы основные концепции межнациональных и межконфессиональных отношений, а также этноконфессионально ориентированные концепции государственного строительства, содержащиеся в программах политических партий и движений центристской, демократической, коммунистической (социалистической) и "национал-патриотической" ориентации, а также в программах хри-стианско-демократических и религиозно-политических мусульманских партий и движений современной России; /

- осуществлен социально-философский анализ основывающихся на национально-религиозных критериях концепций, выдвигаемых в качестве объединяющей доминанты (общенациональной идеи) российского общества; показаны основные методологические пороки данных концепций и предложены критерии, в соответствии с которыми, по убеждению диссертанта, должны осуществляться современные разработки общенациональной доктрины России;

- обобщен опыт взаимодействия государственных и муниципальных органов федерального и регионального уровней с этническими общностями и религиозными организациями по предупреждению и разрешению противоречий и конфликтных ситуаций между этнона-циональными и вероисповедными группами населения;

- разработаны практические рекомендации для органов государственной власти и муниципального управления по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, учитывающие как общие закономерности протекающих в стране этноконфессио-нальных процессов, так и региональные (на примере Оренбуржья) особенности их проявления.

Практическая значимость исследования. Осуществленный в работе социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России способствует становлению методологии комплексного изучения состояния, тенденций эволюции межнациональных и межконфессиональных отношений. Материалы и результаты исследования дают возможность совершенствовать формы и методы деятельности органов власти, политических структур, органов и учреждений культуры, общественных организаций в сфере межнациональных отношений с учетом воздействия на нее религиозного фактора.

Выводы и практические рекомендации, сделанные автором на основе проведенного исследования, позволяют совершенствовать разработанные при участии соискателя и уже действующие "Целевую комплексную программу развития государственно-церковных отношений Оренбургской области" и "Модель национальной политики на базе Оренбургской области", и гармонизировать межнациональные и межконфессиональные отношения в регионе.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания в высших и средних учебных заведениях курсов религиоведения, философии, этнополитологии, этносоциологии, культурологии и др.

Апробация диссертации. Основные положения и содержание диссертации изложены в четырех монографиях, нескольких брошюрах, статьях. Теоретические положения, выводы, обобщения и рекомендации нашли практическое применение при подготовке концепций развития и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Оренбуржье.

Апробация работы осуществлялась также в форме научных докладов и сообщений автора на областной научно-практической конференции "Национальные проблемы народов Оренбуржья: история, современность" (15 октября 1993 г.), Всероссийской научно-практической конференции "Религия и межнациональные отношения" (Москва, 12-14 февраля 1996 г.), Всероссийской научно-практической конференции "Христианство и ислам на рубеже веков" (Оренбург, апрель 1998 г.), Международной конференции "Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе" (Москва, 23-24 марта 1999 г.).

Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы и заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этноконфессиональные отношения в современной России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществленное исследование зафиксировало наличие ряда серьезных проблем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, требующих внимания со стороны государственных и муниципальных органов. Их неконтролируемое развитие, особенно в ситуации противоборства различных политических сил, способно осложнить и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране, привести к трудноразрешимым конфликтам. Многоэтнич-ность и многоконфессиональность большинства регионов России является постоянно действующим фактором; это заставляет рассматривать задачу гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, тесно связанных между собой, в качестве одной из приоритетных задач государственной политики.

Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в стране непосредственно связана с решением основных проблем социально-экономического развития, ходом и результатами реформирования российского общества в социальной, экономической, политической и духовной сферах, с повышением общего уровня культуры государственного управления.

Как показано в исследовании, религия, будучи исторически включенной в систему жизни общества, региона, этноса, являясь подсистемой общества, неизбежно испытывает на себе влияние других подсистем и системы в целом и сама оказывает на них влияние (в том числе и на сферу национальных отношений) в качестве фактора их изменений. При этом действие религиозного фактора в большинстве случаев опосредуется влиянием политических, культурно-исторических, национальных факторов, но прежде всего, как мы это уже неоднократно подчеркивали, - действием социально-экономического фактора.

Несомненно, напряженность межнациональных и межконфессиональных отношений является во многом следствием экономического кризиса и политической нестабильности, низкого качества жизни наций и этносов. Спад производства, падение жизненного уровня в условиях многонационального и многоконфессионального состава населения страны обусловливает в той или иной мере поляризацию людей по национальному и религиозному признакам, появление настроений национального и конфессионального эгоизма и сепаратизма.

С сожалением приходится констатировать, что проводимые с середины 80-х гг. реформы характеризовались абсолютизацией экономического и структурного факторов и одновременно - недооценкой социокультурного (этнокультурного, этнополитического и этнокон-фессионального) фактора. Социокультурный же фактор - самый глубинный в ряду других факторов человеческого бытия, и не уделять должного внимания этой сфере, а в ее рамках сфере этноконфессио-нальных отношений - значит обречь себя на крупные ошибки и просчеты.

Коренное изменение политического строя, государственного устройства России вызвало большие изменения в структуре межэтнических связей, характере межнациональных отношений, в положении и деятельности религиозных организаций в обществе, что нашло выражение в более тесном переплетении религиозного и национального, в политизации и этноцентрической направленности деятельности религиозных организаций, актуализировало как интегрирующую, так и эт-носегрегирующую функции религии.

Обусловленная отмеченными выше причинами необходимость гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений предполагает не только более полное знание сложившейся ситуации, но и специальную разработку системы мер органами федеральной и региональной властей по согласованию интересов этнических и конфессиональных общностей. Равнодушие государственных и муниципальных органов к национальным и конфессиональным особенностям указанных общностей в различных регионах страны объективно выступает одним из источников социальной напряженности.

Унификация национальной и религиозной политики государства должна быть признана непродуктивной. Отсюда вытекает требование обязательного дифференцированного подхода, необходимость отыскания специфического в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны. Именно этим критерием, по мнению диссертанта, руководствовались органы государственного и муниципального управления при разработке практических рекомендаций по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Оренбургской области, рекомендаций, в разработке которых соискатель принимал самое непосредственное участие.

Наряду с принятыми и уже действующими на практике рекомендациями в сфере этноконфессиональных отношений, необходим, по убеждению диссертанта, дальнейший активный поиск мер, позволяющих предупреждать и сглаживать возникающие межнациональные и межконфессиональные противоречия, способствующих взаимопониманию людей разных национальностей и вероисповеданий. Осуществление этой задачи зависит от многих факторов:

- от строгого соблюдения конституционного принципа равенства религий; несомненно, реализация этого принципа будет способствовать созданию более благоприятного климата в сфере межрелигиозных и сопряженных с ними межнациональных отношений;

- от степени и форм сотрудничества или соперничества лидеров этнических и конфессиональных групп;

282

- от распространения и утверждения толерантных принципов культуры сосуществования и сотрудничества людей разных конфессий и национальностей и т.д.

Целесообразно решить вопрос о создании института по изучению межнациональных, межконфессиональных отношений, поручив ему разработать религиозно-этническую карту с учетом региональных особенностей страны в целях совершенствования государственного управления в сфере урегулирования межэтнических, межрелигиозных конфликтов. Наряду с этим необходима организация мониторинга в целом по России и в отдельных регионах, позволяющего фиксировать состояние и тенденции развития межнациональных и межконфессиональных отношений, прогнозировать возможные осложнения и производить своевременную корректировку политики в сфере данных отношений.

По глубокому убеждению соискателя, реализация указанных мер, непременно сопровождаемая решением основных социально-экономических проблем и политической стабильностью, в состоянии гарантировать движение многонационального и многоконфессионального российского общества в направлении подлинного гражданского мира и согласия.

 

Список научной литературыРагузин, Вадим Николаевич, диссертация по теме "Философия религии"

1. Абдулатипов Р.Г. Межнациональное согласие наша общая судьба // Этнополитический вестник, № 6 / Под редакцией

2. B.Я.Липкина, И.И.Осадчего, В.Н.Павленко, В.М.Слободчикова. М.: Этнополис, 1995. - С. 95-132.

3. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995. - 224 с.

4. Абдулатипов Р.Г. О национальном согласии и сегодняшней действительности // Жизнь национальностей. 1993. - № 1. - С. 6-9.

5. Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. М.: Политиздат, 1990. - 223 с.

6. Абрамов В.В. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные подробности. М., 1997. - 39 с.

7. Аверьянов А.Н. Система: Философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. - 188 с.

8. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты этнических конфликтов: Автореф. дис. д-ра филос. н. Ставрополь, 1997. - 31 с.

9. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: соц.-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997.- 75 с.

10. Азаматов Д.Д. Исламские организации в Башкирии: история и современные реалии // Исторические чтения. Челябинск, 1996.1. C. 139-141.

11. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII-XVIII вв. Уфа, 1978. - 236 с.

12. Акопян Р. Фундаментализм идеология исламской солидарности. Ереван, 1997. - № 5. - С. 21-22.

13. Акшин Г.К. Культурная интеграция или столкновение цивили-заций? // Третий международный философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток Запад". - М., 1997. - С. 10-14.

14. Александров В.Б. Сознание в России в период реформ // Горизонты культуры накануне XXI в.- Тверь, 1997. С. 41-46.

15. Алексахина H.A. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социс. М., 1988. № 2. - С. 49-54.

16. Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности: конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997. - 318 с.

17. Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. М.: Издательский центр "Росс", 1993. - 136 с.

18. Амелин В.В. Нациолнальная идея и проблемы русских регионов // Социс. М., 1997. - № 5. - С. 131-134.

19. Амелин В.В., Торукалов В.П. Оренбуржье в этнополи-тическом измерении. М.: ИЭА РАН, 1996. Т. 1. - 247 е.; Т. 2. - 266 с.

20. Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. - С. 20-40.

21. Ананьев В.В. Культура поликонфессиональной России как интегратор социума: Автореф. дис. д-ра филос. н. Н. Новгород, 1997. - 35 с.

22. Ануфриев Е.А., Лесная JT.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. - № 3. - С. 16-27; 1997. - № 5. - С. 24-32; 1997. -Т. 6. - С. 17-27.

23. Арипов М. Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие // Свободная мысль. 1991. - № 14.

24. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусо-колов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. - 255 с.

25. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник, 1931. - 127 с.

26. Атмурзаева Ф.И. Этнические конфликты: социально-философский анализ: Автореф. дис. к. филос. н. СПб., 1997. - 18 с.

27. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

28. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

29. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972. - 152 с.

30. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное собрание и национальная культура (методологические проблемы); РАН, Ин-т философии. М., 1996. - 70 с.

31. Бабинцев В.П., Дорожкин H.A. Диалектика национального и религиозного в русской культуре // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. - С. 11-34.

32. Балтанов Р.Г. Основные проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. н. (09.00.06). Казань, 1974. - 32 с.

33. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть. М.: б.и., 1997. - 161 с.

34. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992. - 144 с.

35. Беляева Л.А. Социальная модернизация России в конце XX века // РАН. Ин-т философии. М., 1997. - 173 с.

36. Беляев И.П. Ислам: религия и политика // Диалог. 1990. -№ 6. - С. 86-96.

37. Бердяев H.A. Самопознание. М. : Книга, 1991. - 446 с.

38. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. -М.: Луч, 1993.- 252 с.

39. Бессонов Б.Н. Русская идея, мифы и реальность. Ч. 1. М., 1995. - 189 с.

40. Бирюков H.H., Сергеев В.М. Соборность как парадигма политического сознания // Полис. М. 1997. - № 3. - С. 65. - 73.

41. Бондаренко Е.А. Перемены в российском обществе и их влияние на этнонациональные процессы // Россия: государство, общество, личность. М., 1997. - С. 93-96.

42. Борисова В.В. Национальное и региональное в творчестве Достоевского: Проблема этноконфессионального единства и многообразия // Достоевский. С-Пб., 1997. - Т. 14. - С. 58-70.

43. Борисов А. О национализме в РПЦ // Нужен ли Гитлер России?-М., 1996.-С. 191-194.

44. Бородай Т.Ю. Христианство и современная культура // Вопросы философии, 1996. № 8. - С. 140-152.

45. Бородой Ю.М. Этнос, нация, государство // Полис. 1992. -Т. 5-6.-С. 19-21.

46. Бортникова Н.Ю. Культура: этническое, национальное, религиозное // Проблемы культуры и искусста. С-Пб., 1997. - С. 22-23.

47. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новоых подходов. М.: Наука, 1988. - 207 с.

48. Бромлей Ю.В. Очерки теории этносов. М.: Наука, 1983.267 с.

49. Брычков A.C. Национальная безопасность России и проблемы формирования государственной идеологии // Вестник Международной конференции ЮНЕСКО. М., 1998. Т 2. - С. 95-104.

50. Будов А.И. Роль национально-религиозных традиций в развитии гражданского общества в России // Обновление в России: Трудный поиск решений. М., 1996. - Вып. 4. - С. 132-142.

51. Букин А.О. Диалог религиозно-нравственных ценностей Запада и Востока в творчестве Н.К.Рериха // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1997. - С. 241-244.

52. Бутенко А.П. Общенациональная идея для России как средство общественного компромисса // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. М. 1997. № 3. - С. 21-33.

53. Бурдюгов В. Ведет ли программа КПРФ к коммунизму? // Коммунист. М., 1998. - № 1. - С. 76-84.

54. Буянов P.A. О духовности и национальной идее // Социализм выбор историию - Новосибирск, 1998. - С. 76-81.

55. Вальдман П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств: Реф. / АН СССР. ИНИОН. М., 1990. - 22 с.

56. Василенков Н.Г. О специфике религиозной духовности // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. - С. 94-95.

57. Василик В.В. Проблемы христианско-иудейского диалога: взгляд справа. НГ-религии, 1998 (март), с. 15.

58. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. -416 с.

59. Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (исторический и концептуальный аспекты) РАН. М., 1993. - 72 с.

60. Веряскин H.H. Россия в поисках национальной самоидентификации // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. - 4 С. 143-146.

61. Викторин В.М. Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. -Казань, 1997. Т. 3. - С. 54-56.

62. Вишневский А.Г. Демографические изменения и национализм // Социологический журнал. М., 1994. Т 1. - С. 22-34.

63. Войтович С.А. Фактор социальный // Социологический справочник. Киев: Изд-во полит. Литературы Украины, 1990. - С. 117-118.

64. Володихин Д.М. Державность и религиозность // Возвращение в Россию. М. 1996. - С. 7-39.

65. Волчек В.А. Русская православная церковь как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Кемерово, 1996. - С. 5-8.

66. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс, 1995, № 11, С. 81-91.

67. Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика / РАУ, Социол. И социально-психол. Центр; Ин-т комплекс, соц. исслед.: Под общ. ред. Ж.Т.Тощенко; Ред.-сост. Левапнов Е. М.: Луч, 1993. - 42 с.

68. Гараджа В.И. Религиоведение. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.

69. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.

70. Гейдар Д. Чеченский кризис и исламский фактор // Клуб "реалистов". М., 1995. - № 11. - С. 49-51.

71. Глаголев B.C. Методологические проблемы взаимодействия национального и религиозного факторов в современной России // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1997. - Вып. 5. -С. 80-94.

72. Голенкова Е.З. Трансформация социальной структуры русского общества // Общество и экономика. М. 1995. - № 9. - С. 13-25.

73. Голубева E.H. Идеология и практика современных межконфессиональных молодежных движений: Автореф. дис. к. филос. н. -СПб, 1996. 18 с.

74. Гончаров С.З. Чем питает православие русскую культуру? // Экология культуры и образования: религия, философия, история. -Тюмень. 1997. С. 241-248.

75. Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. - 136 с.

76. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС. 1995. - 257 с.

77. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Под ред. Ф.Г.Овсиенко, М.И.Одинцова, Н.А.Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 252 с.

78. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии / РАН. Ин-т государства и права; Ассоц. По связям с соотечественниками за рубежом (Ассоц. "Родина"); Отв. ред. Н.С.Крылова. М., 1993. - 148 с.

79. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (6001258): Пер. с англ. М.: Наука, 1988. - 215 с.

80. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 782 с.

81. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. -М.: Экопресс, 1992. 336 с.

82. Давлетшин К.Ф. Нации и ислам. Казань: Татарское изд-во, 1986.- 199 с.

83. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата: Казахстан, 1990. 200 с.

84. Джунусов М.С. Национализм: Слов.-справ. М.: Слав, диалог, 1998.- 285 с.

85. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдато-ва Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 80-х годов. М.: Мысль, 1996. - С. 368.

86. Дугин А.Г. Основы геополитики: Геополитическое будущее России: Учебное пособие. М.: Арктогея, 1997. - 600 с.

87. Ермошина И. И. О некоторых тенденциях развития этнического возрождения // Вестник Ставрополььского гос. пед. ун-та, Социально-гуманитарные науки. Ставрополь, 1998. - Вып. 13. -С. 91-97.

88. Елкнин С.И. Национальные особенности религиозности // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. - С. 94-95.

89. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. -М.: Политиздат, 1989. 352 с.

90. Жириновский В.В. Очерки по геополитике // ЛДПР. М., 1997. - 71 с.

91. Жириновский В.В. Русский вопрос: пути решения // ЛДПР. -1997. 32 с.

92. Журавский A.B. Христианство и ислам: Социально-культурные проблемы диалога. М., 1990. - 108 с.

93. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. - 286 с.

94. Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Нижний Новгород, 1994. 79 с.

95. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Уч. пособие. М., 1996.- 318 с.

96. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.

97. Зобов Ю.С. Русские на Южном Урале, их роль в заселении и развитии края // Амелин В.В., Торукало В.П. Оренбуржье в этнополитическом измерении. Т. 2. М., 1996. - С. 44-59.

98. Золотова Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа: Автореф. дис. канд. филос. н. М., 1997. -22 с.

99. Зоркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 216 с.

100. Зотова З.М. Федеративное устройство России: Две позиции: Оптимизация взаимоотношений между Центром и регионами // ПОЛИС. М., 1998. - № 3. - С. 204-207.

101. Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России // Религия и политика в современной России. М., 1997. - С. 66-82.

102. Зуев Ю.П., Трусенева Н.В. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: РАГС, 1995. - С. 151-166.

103. Зуев Ю.П. Светское правоввое государство: трудности становления // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. - С. 8-12.

104. Иванов В.Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал. 1991. - Т 7/8. - С. 50-62.

105. Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Социологические исследования. 1993. - № 7. -С. 58-66.

106. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993. -Т 4. - С. 3-11.

107. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России // Социологические исследования. 1994. - № 6,- С.32-40.

108. Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М.: Нойес лебен, 1994. -169 е.; Библиог.-С. 134-167.

109. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Сов. Россия, 1985. 128 с.

110. Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление. (Проблемы взаимодействия религии и этноса): Автореферат. М., 1980. - 50 с.

111. Ипатов А.Н. Меннониты. (Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности)ю М.: Мысль, 1978. -213 с.

112. Ипатов А.Н. Этноконфессиональные отношения и государство // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993.-С. 41-45.

113. Ислам: Энциклопедический словарью М.: Наука, 1991.315с.

114. Исламишина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: Социологический очерк. Казань: Изд-во Казанского гос. тех. университета. 1996. - 247 с.

115. Исхаки Т. Мусульмане и национальная проблема // Панорама форум. - Казань, 1996. - № 2. - С. 142-152.

116. Ихлов Е. Фундаментализм, традиционализм и межконфессиональный диалог в России // Знамя. М., 1996. - № 7. - С. 27-31.

117. Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявления в отсчете истории // Вече: Альманах русской истории и культуры. СПб, 1997. - Вып. 10. - С. 23-38.

118. Казеннов С., Кумачев В. "Национальная идея" для России: бремя или инструмент политики? // Власть. М., 1977. - № 5. - С. 19-24.

119. Кавагучи Е. Развал СССР: межконфессиональные причины в ряду прочих причин // Вестник МГУ. Сер. 7 Философия. М., 1996. -№6. -С. 91-92.

120. Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня. М.: 1988. - 74 с.

121. Капустин B.C., Васечко E.H. Проблемы взаимоотношения национального и религиозного самосознания // Право и культура: проблема взаимосвязи. Ростов-на-Дону, 1996. - С. 93-96.

122. Карпов А.Б. Уральцы, Яицкое войско 1550-1725 гг. Исторический очерк. Уральск, 1911. - 904 с.

123. Керимов Г.М. Ислам и мусульманские организации в современном российском государстве // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. - С. 63-69.

124. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1978. - 223 с.

125. Кияшко JI.H. Народное православие и генезис национального самосознания в повести И.С.Шмелева "Непутевая чаща" // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад. -Владивосток. 1997. Вып. 3/4. - С. 133-137.

126. Клуб "Реалисты". Информационно-аналитический бюллетень. № 25. "Религия. Общество. Государство" (Материалы "круглого стола"). -М„ 1996. С. 74-120.

127. Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: Автореф. дис. к. полит, н. // РАГС. -М., 1996. 23 с.

128. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. В девяти томах. М.: Мысль, 1987. - Т. 1. - 427 с.

129. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1972. -№ 2. - С. 79-92.

130. Колесников Л.Ф. Реалии религиозной обстановки // Белоруссия: путь к новым горизонтам. М., 1996. - С. 277-295.

131. Колесников Л.Ф., Малышева Е.А. Межконфессиональные противоречия на Украине и в России // Украина: вектор перемен. М., 1997. - С. 133-145.

132. Кондаков В.А. Русская илдея и православие // Экология культуры и образования: филология, философия, история. Тюмень, 1997,- С. 201-208.

133. Кондратьев С.Н. Православие и государственность // Московский писатель. М. 1977. - № 1. - С. 85-88.

134. Конституция Российской Федерации. М., 1993. - 57 с.

135. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 547. 15 с.

136. Корнев В.И. "Невидимые" парадоксы религии и культуры. -М., 1991.- 63 с.

137. Королев A.A. Феномен российского сознания: развилки и тупики // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М., 1997. - С. 76-84.

138. Королева-Конопляная Г.И. Вопросы национально-государственного устройства в программах политических партий и движений России XX века. М.: Изд-во РАГС, 1997. - 61 с.

139. Корчаа Р.П. Межнациональные конфликты: причины возникновения и модели развития // Исследования РАГС. Сер. 1, Социология. М., 1996. -№3. С. 114-131.

140. Косухин Н.Д. Российский менталитет и национальное возрождение // Национальное возрождение, цивилизационная специфика и процессы международной интеграции. М. 1996. - С. 282-289.

141. Котанджян Г.С. Грани согласия-конфликта: Цивилизованные проблемы теоретической и прикладной политологии / РАУ Фонд нац. и междунар. безопасности. М.: Луч. 1992. - 183 с.

142. Котанджян Г.С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта: Теоретико-методологические проблемы цивилизационного анализа. М., 1992. - 110 с.

143. Кочетков Г. Церковь и государство в современной России // Континент. М., Париж, 1996. - № 89. - С. 220-228.

144. Кравченко С.Н., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М.: Анкил, 1997. - 404 с.

145. Крицкий Е.В. Религиозный фактор в экономической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России. М„ 1997. - С. 39-46.

146. Крянов Ю.В. Экономическая глобалистика и миссиология // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. М., 1996. -С. 15-32.

147. Кудрина Т.А. Религия и культура // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС, 1996. - С. 12-18.

148. Кудрина Т.А. Школа в системе средств оптимизации межнациональных и межконфессиональных отношений // Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. бюллетень, № 7. М.: Изд-во РАГС, 1996. - С. 12-18.

149. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс, 1995. -№11.-С. 91-99.

150. Кулешова И.В. Конфликтный характер проявления национального самосознания в политическом процессе современной России // Политическое управление: теория и практика. М., 1997. - С. 159-167.

151. Кулешова И.В. Роль национального самосознания в политическом развитии современной России: Автореф. дисс. к. политич. н. -М„ 1997. 22 с.

152. Куликов В.В. Противоречия социального реформирования российского общества и пути их разрешения // Социология власти. -М., 1997. №82.-С. 52-70.

153. Культура русских и немцев в Поволжском регионе (результаты комплексного междисциплинарного гуманитарного исследования). Вып. 1. История, теория, культура. Саратов: Слово, 1993. - 209 с.

154. Культура и самосоздание русских и немцев в Поволжье, Вып. II. Саратов: Слово, 1993. 209 с.

155. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтовЖ Подходы, решения, технологии. М., 1997. - 271 с.

156. Левин З.И. Политический аспект взаимодействия между исламом и национализмом // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. I. М.: Гл. ред. вост. л-ры, 1985. - С. 69-75.

157. Легай A.C. Социальное и духовное развитие многонационального государства: пути консолидации народов в условиях независимости: Автореф. дисс. д-ра филос. н. М., 1997. - 40 с.

158. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономи-зации" // Поли. собр. соч. Т. 45. - С. 356-362.

159. Ленин В.И. К деревенской бедносте // Полн. собр. соч. Т. 7. -С. 129-203.

160. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви // Полн. собр. соч. Т. 17. - С. 429-438.

161. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 24. - С. 113-150.

162. Ленин В.И. Об отношении к рабочей партии и религии // Полн. собр. соч. Т. 17. - С. 415-426.

163. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Полн. собр. соч. Т. 26. - С. 113-150.

164. Ленин В.И. О праве нации на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 25. - С. 255-320.

165. Ленин В.И. Социализм и религия // Полн. собр. соч. Т. 12. -С. 142-147.

166. Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М.: Знание. РСФСР, 1990. -80 с.

167. Локосов В.В., Яковлев С.Я. Поможет ли религия России // Религия и политика в современной России. М., 1997. - С. 21-31.

168. Лопаткин P.A. Легитимизация религиозного сознания // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. -С. 102-110.

169. Лопаткин P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: РАГС, 1994. -С. 220-257.

170. Лупарев Г.П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика): Дисс. на соиск. учен. степ. докт. юрид. н. М., 1992. - 318 с.

171. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М. , - 1996.182 с.

172. Малашенко A.B. Религиозно-политическая активность мусульман России: прошлое, настоящее и перспективы // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 1995. - С. 24-41.

173. Малашенко А. Религиозное эхо этнополитических конфликтов // Свободная мысль. 1994. - № 10. - С. 99-109.

174. Малашенко A.B. Русский национализм и ислам // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 2. М., 1997. - С. 8-22.

175. Мамонтов С.П. Русская идея: поиск формулы национального самосознания // Вестник Российского университета Дружбы народов, Сер. История. М., 1996. № 3. - С. 6-13.

176. Мапельман В.М. Межконфессиональный перекресток: распутье или . // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995. - С. 76-79.

177. Марданов Р. Этноконфессиональные конфликты в регионах распространения ислама: причины и особенности // Этнические и региональные конфликты в Евразии. М., 1997. - Кн. 1. - С. 35-50.

178. Маркс К. К критике гегелевской философии права, Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 1. - С. 414-429.

179. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. -Т. 3. - С. 7-544.

180. Матвеев П.Е. Хозяйственная этика православия // Рынок, право, мораль. Владимир, 1995. - С. 92-107.

181. Материалы круглого стола: "Национальные организации в многонациональном регионе. Оренбург: ДИМУР, 1986. - 105 с.

182. Мень М.А. Христианство и политика // Россия и современный мир. М., 1996. - № 1. - С. 98-102.

183. Милецкий В.П. Российская модернизация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. С-Пб, 1997. 127 с.

184. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации). М.: Наука, 1991. - 189 с.

185. Милославский Г.В. Содержание понятия "исламский фактор" в современных международных отношениях в Азии (70-е -пер. пол. 80-х гг.). Сб. статей. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1987. -С. 29-39.

186. Митрохин Л.Н. Религия и мы // Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. - 447 с.

187. Митрохин Л.Н. Философия и религия. VI.: Республика, 1995. - 416 с.

188. Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. - 148 с.

189. Моисеев H.H. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 256 с.

190. Мокшин Н.Ф. Этнические взаимоотношения в Среднем Поволжье и религия // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994. - С. 46-47.

191. Мокшин Н.Ф. Религия в системе межэтнического взаимодействия в Волго-Камье // Россия и Восток: филология и философия: Материалы IV Международной конференции. Омск, 1997. -С. 208-212.

192. Мухаметшин Р. Религиозный оттенок татарского национализма // Татарстан. Казань, 1997. - № 12. - С. 57-61.

193. Мчедлов М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996. - С. 4-22.

194. Мчедлов М.П., Нуруллаев A.A., Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религиозный фактор в социально-политической жизни России // Обновление в России: трудный поиск решений. Вып. 2. М., 1994. -С. 13-17.

195. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Религиозный фактор в формировании экономики // Вестник РАН. М., 1996. - Т. 66, № 9. -С. 823-831.

196. Мыльников А.Е. Исламский фактор в исторических судьбах народов сопредельных с Россией государств Среднего Востока (начало 50-х конец 80-х): Дисс. на соиск. уч. степени докт. ист. н. в форме науч. доклада. - М,: РАУ, 1992. - 251 с.

197. Мыльников А.Е. Исламский фактор и социально-политический конфликт в Иране (60 80-е годы). - М.: РАУ, 1992. -251 с.

198. Назаров М.М. Исследования политической культуры современного российского общества // РАН, Ин-т социально-политических исследований. М., 1987. - 202 с.

199. Национальная культура и религия. "Круглый стол", 16-17 января 1989 г. (Стенографический отчет). М.: АОН при ЦК КПСС, 1989. - 145 с.

200. Национальная политика в Российской Федерации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: Наука, 1993. - 178 с.

201. Национально-культурные автономии и объединения. В 3 т. / Под ред. М.Н.Губогло. М.: Наука, 1991. - 264 с.

202. Национальные процессы в СССР / Под ред. Губогло М.Н. -М.: Наука, 1991.- 264 с.

203. Национальные проблемы Оренбуржья: история, современность. Оренбург: Южный Урал, 1993. - 70 с.

204. Национальный состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения. 1989 г. // Госкомстат СССР. Информационно-издательский центр. М.: Финансы и статистика, 1991. - 160 с.

205. Немецкий российский этнос: вехи истории. М., 1994. - 135 с.

206. Новая Евразия: отношения России со странами ближнего зарубежья / Под ред. Е.М.Кожокина. М., 1995. - 150 с.

207. Новиков А. Разделенная нация: Предпосылки крушения, Пути созидания // Москва. М., 1998. - № 4. - С. 4-23.

208. Новое мышление и свобода совести: вопросы и ответы. М., Знание, 1989. 64 с.

209. Нуруллаев A.A. Равенство религий перед законом важное условие гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений // Государственно-церковные отношения в России. - М.: Луч РАУ, 1993.-С. 27-32.

210. Нуруллаев A.A. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1995. - С. 99-127.

211. Нуруллаев A.A. Религиозное возрождение и межконфессиональные отношения в российском пространстве // Цивилизации и культуры. М., 1995. - Вып. 2. - С. 105-119.

212. Нуруллаев A.A. Религиозно-политические движения мусульман современной России: проблемы, цели, перспективы // Обновленная России: Трудный поиск решений. М., 1996. - Вып. 4. -С. 160-169.

213. Нуруллаев A.A. Религиозный фактор в межнациональных отношениях // Возрождение культуры России. Спб. - 1996. - Вып. 4. -С. 71-80.

214. Нуруллаев A.A. Цивилизованные межконфессиональные отношения важное условие предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов // Национальное и религиозное. - М., 1996. -С. 123-139.

215. Нуруллаев A.A. Общественное мнение об этноконфессио-нальных отношениях // Национальное и религиозное. М., 1996. -С. 34-45.

216. Нуруллаев A.A. Проблема гармонизации славяно-тюркских и христиано-мусульманских отношений в СНГ// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1992. - Вып. 1. - С. 112-121.

217. Нуруллаев A.A., Дмитриева Л.М. Религия в системе отечественной культуры: влияние на этнонациональные процессы // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Омск, 1997. - № 2. - С. 66-73.

218. О беженцах. Закон РФ // Сборник законодательных актов РФ. Вып. V (XXV) 19-25 февраля 1993 г. М., Известия, 1993. - С. 17-25.

219. Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. М., 1997. - С. 75.

220. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1918. - № 18. - Ст. 263.

221. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук H.A. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. -М.: Изд-во РАГС, 1995. С. 5-25.

222. О вынужденных переселенцах. Закон РФ // Сборник законодательных актов РФ. Вып. V (XXV). 19-25 февраля 1993 г. М.: Известия, 1993. - С. 25-30.

223. Одинцов М.И. Вероисповедная политика Российской Федерации: Конституционно-правовые основы, содержание и приоритеты (1985-1995 гг.) // Государственно-церковные отношения в России. Ч. 1. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1995. - С. 74-98.

224. Одинцов М.И. Государсственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993. - С. 12-22.

225. Ожиганов Э. Теория этнополитического конфликта // Исследования РАГС. Сер. 1, Социология. М., 1996. - N 3. - С. 60-80.

226. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государстваю -Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1981. - 176 с.

227. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МИК, 1944. - 214 с.

228. О свободе совести и религиозных организациях. Закон СССР // Ведомости СССР. 1990. - №41. - Ст. 813.

229. Осипов Г.В. Национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. М., 1997. - № 10. - С. 3-12.

230. Осипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. - 207 с.

231. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. - 480 с.

232. Панарин С. Национализм в СНГ: мировоззренческие истоки // Свободная мысль. 1994. № 5. - С. 30-37.

233. Панков A.A., Подшиваленина В.И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе //Социс, 1995. -№ 11. С. 99-103.

234. Пантюркизм и проблемы национальной безопасности России // Материалы 1 -й Международной научно-практической конференции. М., 1994. - 86 с.

235. Панфилов О.М. Ислам и православие в духовной культуре современной России // Современный ислам в диалоге культур. -Н.Новгород, 1996. С. 136-140.

236. Панфилов О.М. Православие и ислам как факторы культурной интеграции философских культур. С-Пб., 1996. -С. 117-119.

237. Панюкова В.В. Некоторые причины возникновения межконфессиональных конфликтов в условиях модернизации российского общества: (На примере отношений РПЦ и Ватикана) // Политические теория и практика: тенденции и проблемы. М., 1995. - Вып. 3. -С. 87-95.

238. Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: Опыт и проблемы взаимодействия. -Автореф. дисс. к. политич. наук РАГС. - М., 1996. - 22 с.

239. Пацукова JI.A. Парадоксы русской ментальности // Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. - Вып. 1. - С. 106-112.

240. Полосин В. Христианство и политика в современной России // Политические партии и движения в России и на Западе: Процесс формирования, Методы исследования. М., 1994. - С. 71-79.

241. Поляков Ию Отношение церкви к национальному // Христианские чтения. С-Пб., 1997. - № 15. - С. 83-87.

242. Поляков JI.B. Путь России в современность // Модернизация как деархаизация // РАН. Ин-т философии. М., 1998. - 202 с.

243. Попов A.M. Становление многопартийности: История и идеология, Вологда; Ярославль, 1997. - 148 с.

244. Почта Ю.М. Мусульманский фактор и перспективы российской государственности // Вестник Российского ун-та Дружбы народов. Философия. М., 1997. - № 1. - С. 213-214.

245. Почта Ю.М. Проблема универсализма евроейского мышления // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX-XXI вв. СПб., 1996. - С. 7-8.

246. Празаускас A.A. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // ПОЛИС. М., 1997. - № 2. -С. 95-105.

247. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. -М„ 1982. 208 с.

248. Пырлин Е.Д. Политический аспект взаимодействия между исламом и национализмом // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. 1. М.: Наука. Гл. ред. вост. л-ры, 1985. -С. 69-75.

249. Рагузин В.Н. Межнациональные противоречия в религиозной среде // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1996. - № 7. - \ С. 27-31.

250. Региональные проблемы межнациональных отношений в России. Омск, 1993. - 322 с.

251. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.

252. Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Ин-т философии РАН, 1994. - 252 с.

253. Религия, национальное согласие и возрождение России / РАУ, Гуманит. Центр. Ноосфер.-экол. ин-т; Редкол.: Трофимчук H.A. и др. М.: Луч, 1993.- 162 с.

254. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. М., 1997. - № 10. - С. 13-28.

255. Романенко С.А. История и истории в межэтнических конфликтах в конце XX века. М., 1997. - 47 с.

256. Русская нация, русская идея: история и современность. Часть 1. Оренбург: ДИМУР, 1996. - 205 с.

257. Русская нация, русская идея: история и современность. Часть 2. Оренбург: ДИМУР, 1996. - 97 с.

258. Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // ИМЭМО. М., 1996.-№ 8.-С. 95-104.

259. Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах правослаия в России). Автореф дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. М.: МГУ, 1996. - 18 с.

260. Сагатовский В.Н. Православие и русская идея // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1995. Вып. 4. -С. 5-10.

261. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социо-логического исследования. М.: Наука, Гл. ред. вост. л-ры, 1978. -253 с.

262. Саликов М.С. Федеративное устройство России: О преимуществах и возможностях создания территориальной федерации // ПОЛИС. М., 1998. - № 3. - С. 207-210.

263. Салмин А. Национальный вопрос и религия в контексте госуарственного строительства в посткоммунистическом мире // Либерализм в России. М., 1993. - С. 21-45.

264. Самонов Ф. Церковь в переходном обществе // Свободая мысль. М„ 1997. - № 3. - С. 78-93.

265. Свобода совести в духовном возрождении отечества. М., 1994. - 154 с.

266. Свобода совести и возрождение гуманизма. "Круглый стол" // Коммунист. 1990. - № 3. - С. 69-80.

267. Сидякова H.H. Конфессиональный фактор политической культуры: (На примере Западной Европы II половины XX в.): Авторреф. дис. канд. филос. н. М., 1996. - 16 с.

268. Сикевич З.В. Русские: "образ" народа: (Социологический очерк). СПб., 1996. - Вып. 2. - С. 258-259.

269. Смирнов М.Ю. К вопросу о религиозной идентификации личности // Преемственность поколений: диалог культур. С-Пб., 1996. - Вып. 2. - С. 258-259.

270. Современные национальные процессы в Республике Татарстан / Отв. ред. Р.Н.Мусина. Казань, 1992. - 140 с.

271. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.- 389 с.

272. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 т. -М.: Правда, 1989. Т. 1.-647 с.

273. Состояние религиозности и адеистического воспитания в регионах традиционного распространения ислама (Материалы социологических исследований). М.: АОН, 1989. - 166 с.

274. Социально-этнические сообщества. Национальные отношения // Социология, Хрестоматия. М., 1993. - С. 54-70.

275. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М.: Наука, 1982. - 248 с.

276. Строганов В. Русский национализм. Его сущность, история и задачи. С-Пб., 1912.

277. Суворов В.Л. Политическое регулирование межнациональных конфликтов: современный опыт, проблемы, тенденции: Авторреф. дис. канд. политич. н. // РАГС. М., 1977. - 22 с.

278. Сухонос С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания. М.: АГАР, 1997. - 186 с.

279. Сыроедова А.К. К интеграции через локальность // Коллаж. Социально-философский и философско-антропологический альманах. М., 1997. - С. 76-86.

280. Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России // Социально-политический журнал. 1994. - № 11/12. - С. 35-45.

281. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию Казань, 1996. - 235 с.

282. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность// Социс: социологические исследования. М., 1998. - №6. - С. 61-68.

283. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. М.: Ин-т этнографии, 1989. - 54 с.

284. Тишков В.А. Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. Тишков В.А. М.: Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.

285. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России // РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М.: Русский мир, 1997.- 532 с.

286. Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. -№ 4. - С. 4-15.

287. Торукало В.П. Национально-культурная политика в регионе: опыт, проблемы, тенденции. Оренбург, 1995. - 118 с.

288. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. 384 с.

289. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: Этносоциологические очерки. М., 1997. - 214 с.

290. Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. Сб. статей. М.: Наука. Вост. л-ра, 1992. - 222 с.

291. Треушников И.И. Интеллигенция и ценностная ориентация личности // Современный ислам в диалоге культур. Н.Новгород, 1996. -С. 96-100.

292. Трошкин Е. Что такое русская соборность? М., 1993.104 с.297. 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией // Наука и религия. 1990. - № 1. - С. 3-12.

293. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд. - М., Мысль, 1985. - 270 с.

294. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. - 350 с.

295. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: мысль, 1980.271 с.

296. Фаизов Г.Б. Распространение мусульманства в Поволжье и Приуралье // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993.-С. 75-80.

297. Фактор // Энциклопедический словарь. Изд-е Ф.А.Брокгауз, И.А.Эфрон. Т. XXXV. С-Пб., 1902. - С. 244.

298. Фасхутдинова Н.Р. Православие как фактор державного строительства в России // Право и культура: проблема взаимосвязи. -Ростов-на-Дону, 1996. С. 93-96.

299. Федоров В. Христианское единство и задачи православской миссии // Христианское чтение. С-Пб., 1997. - № 14. - С. 46-60.

300. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965.414с.

301. Филимонов Э.Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих // Национальное и религиозное. М., 1996. -С. 48-66.

302. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.

303. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

304. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989. - 222 с.

305. Христианство. Словарь / Под общ. ред. Л.Н.Митрохина и др. М.: Республика, 1994. - 559 с.

306. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. -М., 1996. 184 с.

307. Чусовитин А. Иденя общечеловеческой цивилизации // Коммунист. М., 1997. - № 6. - С. 75-84.

308. Шапошников Л.Е. Философия соборности:очерки русского самосознания: Изд-во С-Пб ун-та. 1996. - 200 с.

309. Шарипова P.M. Ислам в национальном возрождении татар Поволжья // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 1995. -С. 42-63.

310. Шарипов У.З. К вопросу о причинах влияния "исламского фактора" // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Ч. III. М.: Наука. Гл. ред .вост. л-ры. 1985. - С. 28-33.

311. Шохин В. "Диалог религий": идеология и практика // Альфа и омега. М., 1997. - № 1. - С. 281-295.

312. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. - 240 с.

313. Энгельс Ф. "Анти-Дюринг" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.20. С. 16-326.

314. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. - С. 23-178.

315. Этническая мозаика Оренбуржья в цифрах (по данным переписи населения 1989 г.). Оренбург, 1993. - 14 с.

316. Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. - 325 с.