автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Этнокостюм в художественной культуре адыгов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнокостюм в художественной культуре адыгов"
На правах рукописи
Хокон Сайда Энверовна
этнокостюм
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ АДЫГОВ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
17 янв т
Москва 2012
005048517
Работа выполнена на кафедре философии, социологии и педагогики федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет».
Научный руководитель:
кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» Сиюхова Аминет Магаметовна.
Официальные оппоненты:
Кирсанова Раиса Мардуховна, доктор искусствоведения, профессор, федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Государственный институт искусствознания», ведущий научный сотрудник.
Николаева Елена Валентиновна, кандидат культурологии, доцент, федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии», доцент.
Ведущая организация: федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет».
Защита состоится «21» января 2013 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 210.004.01 в ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» по адресу: 103009, Москва, Козицкий пер., д. 5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания.
Автореферат разослан «_» декабря 2012 г.
Автореферат размещен на сайте ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания» Министерства культуры РФ http://sias.ru/aspirant/areferat/ и на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ www.vak.ed.gov.ru «_» декабря 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета кандидат культурологии
Стракович
Юлия Владимировна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Одежда выступает одним из важнейших компонентов культуры социумов, в том числе, определяемых как «архаические» и «традиционные». Наряду с другими элементами они представляет собой единую систему жизнеобеспечения этнических общностей, которые сохранили базисные элементы своей традиционной культуры. В соответствие с дефиницией культуры как внебиологического механизма адаптации человека и социума к окружающей природно-социальной среде, традиционный костюм представляется важным элементом культуры и искусства, являясь универсальной формой адаптации человека к условиям окружающей среды, к ее природно-климатическим и ландшафтным особенностям. В костюме находит отражение тип хозяйственно-культурной деятельности. Отбор временем определил не только логическую рациональность народного костюма, но и сделал его визуально-пластическим отражением этнической картины мира. В традиционном костюме воплощаются метафизические ценности этноса, коллективные представления об окружающем мире и его структурных элементах, обеспечивающие адекватное восприятие бытия, его прошлого и настоящего. Этнокостюм через сложную систему норм регулировал правила поведения человека и деятельность всего общества, организовывал и контролировал их взаимодействие в ходе повседневной жизни и сакрально-ритуальной практики.
В современную эпоху всеобщей глобализации традиционная культура представляет особый мир смыслов и ценностей и зачастую выступает той основой, на которой базируется решение различных социокультурных задач, стоящих перед региональными сообществами. Сегодня практически никто из исследователей не оспаривает мнения о том, что в ходе культурной экспансии, выступающей орудием глобализации, происходит унификация национальных культур; традиционные культуры постепенно принимают специфические черты, выражающиеся в частичной утрате этнических ценностей. Роль научного сообщества на современном этапе заключается в сохранении вербальных и невербальных языков, необходимых мировой культуре. Важность сохранения для духовного здоровья человечества национального лица,
языка, традиций и обычаев, фольклора подчеркивают многие ученые1. Особую актуальность проблема идентичности приобретает в полиэтничном регионе, когда в ограниченных пространственных рамках соседствуют множество разнообразных культур и вполне логично встает вопрос самосохранения этнического самосознания. В этой связи особую роль приобретает изучение различных культурных феноменов, способных сохранить пласт традиционной культуры. Традиционная одежда как фактор национальной идентичености в данном процессе играет важную роль выразителя миропонимания и мироощущения этноса, переводя его на интернациональный язык художественно-эстетического восприятия.
Сегодня подлинные образцы народного костюма можно найти лишь в музейных коллекциях. Вследствие этого с каждым годом их уникальность и ценность лишь возрастают. Существуют противоречивые культурологические оценки значения этнокостюма в современной художественной культуре. В некоторых исследованиях отмечается, что «локальная культурная самобытность» сегодня более концентрируется исключительно в своих карнавальных проявлениях на сцене и уже практически утратила свой утилитарный прагматический характер2. Можно согласиться с таким мнением, однако данная мысль в большей степени актуальна для мегаполисов. В региональных сообществах традиционные ценности сохраняются в более устойчивой форме, вследствие чего этнокостюм может восстановить некоторые аутентичные функции в бьггу (к примеру, празднично-обрядовые), а также быть полноценным средством выразительности в современном художественном творчестве.
Активное использование этнокостюма в художественных практиках современной Адыгеи приводит к появлению новых форм интерпретации костюмного комплекса. Однако современные образцы, равно как и способ их производства, зачастую далеки от аутентичных, что вполне естественно приводит к необходимости осознания критериев допустимости отклонения от эталона. Обозначенные выше аспекты создают определенное проблемное поле для культурологического исследования и, несомненно, требуют научной проработки.
] Так, Д. С. Лихачев в «Декларации прав культуры» (Раздумья о России. СПб.: Издательство «Logos», 1999. С. 635-640) говорит о необходимости построения концепции глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс между великими культурами и культурами малых этносов.
- Флиер А. Я. Науки о культуре после постмодернизма. Постфутурология // Обсерватория культуры.
Степень научной разработанности темы.
В современной науке сложилось несколько специальных подходов к анализу феномена костюма и его функций: культурологический (А. Б. Гофман, Л. М. Горбачева, Н. А. Дмитриева, Н. Которн, К. Руан), этнографический (Л. П. и В. Л. Сычевы, Е. Н. Студенецкая, 3. В. Доде, А. А. Иерусалимская), искусствоведческий (О. Б. Вайнштейн,
М. Н. Мерцалова, Т. П. Неклюдова, Ф. Ф. Комиссаржевский),
дизайнерский (Т. О. Бердник, Л. А. Сафина, Л. Тэйлор), специально-технический (Д. Ю. Ермилова, Т. В. Козлова и др.). В последнее десятилетие в гуманитарных науках наметились новые аспекты в исследовании костюма, позволяющие выявить его содержательные, структурные и статусные (социальные) свойства. Костюм рассматривается: как элемент коммуникативной культуры (Л. В. Петров, Е. и Н. Сорины); как фактор витальной необходимости (Ф. Дэвис, Б. Люси); как элемент эстетической (Н. Юдина, Т. Г. Маринко) и демонстрационной культуры (Э. Холландер, В. Стилл).
К началу XXI в. появились работы по теории костюма, рассматривающих его с точки зрения системного анализа. На концепцию данного исследования значительное влияние оказали работы отечественного искусствоведа, историка костюма Р. М. Кирсановой, которая рассматривает костюм как отражение истории, выявляет сущность и способы его социального и художественно-эстетического функционирования. Важным научным положением Р. М. Кирсановой является тезис об утрате культуры народного костюма в повседневной практике, и о том, что именно город аккумулировал в музейных собраниях и научных учреждениях сохранившиеся объекты и элементы аутентичного костюма: «Сейчас именно из города исходит знание об обрядах и костюмах, правилах их применения и использования. Художники по костюму обращаются к народному костюму, ориентируясь на лучшие музейные образцы, само существование которых стало возможным благодаря бережному отношению к костюму в русских деревнях и селах. Обращение современных художников, проектирующих городскую моду и создающих сценические костюмы к старинному народному искусству -результат длительного и сложного взаимодействия города и деревни» .
3 Кирсанова Р. М. Русский народный костюм: этапы развития. (К вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988. С. 82.
Исследования последних лет в области костюма зарубежных авторов М.Бернарда, Ф. Дэвиса, Л.Тейлор, Э. Холландер, Э. Лури, С. Кюхлер, Д. Миллера и др.4 также реализуют системный подход. Работы Л. Тейлор построены на стыке искусствоведения, истории, этнографии и культурологии. Теоретический анализ костюма автор сопровождает подробным описанием всех видов одежды, начиная с середины XVI в. В исследовании Э. Лури одежда выступает в первую очередь в качестве важного носителя информации о человеке. Автор популярной работы «Взгляд сквозь одежду» Э. Холландер отражает свое видение истории одежды в контексте социально-экономических реалий, сквозь призму моды определяет роль костюма в искусстве.
Среди работ, в которых объектом исследования выступает непосредственно традиционный костюм адыгов, представляют интерес исследования Е. Н. Студенецкой. Автор прослеживает историю развития костюма, начиная с XVI до XX вв., а также выявляет типологию и классификацию адыгского костюма. Весьма ценны работы М. 3. Азаматовой, в которых описывается традиционная одежда адыгов и дается подробная характеристика национального орнамента. Классифицирует орнаментальные композиции в художественно-прикладном искусстве адыгов Е. М. Шиллинг. Достаточно подробно исследует цветовую символику адыгского девичьего костюма Н. А. Нефляшева. В историческом дискурсе рассматривает одежду адыгов XIX - XX вв. Э. Л. Коджесау.
Анализ существующих источников выявил определенный пробел в культурологическом осмыслении адыгского костюма как парадигмы культуры этноса. Следует отметить, что в исследовательской литературе этнокостюм адыгов как элемент художественной культуры, его семиотический статус, равно как и проблемы его адаптации в современных условиях, не получили должного освещения, что вызывает необходимость культурологического исследования традиционной адыгской одежды.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе является традиционный костюм адыгов, а предметом -
Barnard M. Fashion as a communication. Oxford, New York: Routledge, 2008; Davis F. Fashion Culture and Identity. University Of Chicago Press, 1994; Hollander A. Seeing through clothes. Univ of California Press 1993; Kiichler S., Miller D. Clothing as Material Culture. Berg Publishers, 2005; Lurie A. The Language of Clothes. London: DIoomsbury, 1992; Taylor L. Establishing dress history. Manchester University Press, 2004; Taylor L. The study of dress history. Manchester University Press, 2002.
место и роль этнокостюма в художественной системе традиционной культуры адыгов, а также его адаптация в современных художественных практиках.
Цели и задачи исследования
Основная цель работы - выявить значение традиционного костюма адыгов как парадигмы культуры в художественных практиках этноса.
В связи с этим в диссертации поставлен ряд определенных исследовательских задач:
1. Обосновать теоретические подходы к исследованию прикладной художественной деятельности в сфере этнокультуры.
2. Определить важнейшие культурологические подходы к анализу феномена костюма и его функций.
3. Выявить культурно-эстетические основы символики в традиционном костюме.
4. Выявить функциональные особенности аутентичного костюма по различным значимым критериям (природно-климатический, исторический, функциональный, половозрастной и др.)
5. Комплексно исследовать художественные принципы этнокостюма адыгов через архетипические и образные смыслы его элементов.
6. Раскрыть особенности использования национального костюма в художественной практике современной Адыгеи, а также способы его современной реконструкции.
Решение поставленных задач направлено на доказательство рабочей гипотезы, заключающейся в следующем: этнокостюм адыгов как визуально-пластический способ отражения этнической картины мира и морально-этического комплекса «Адыгэ хабзэ» в условиях современной жизни и художественной практики этноса выполняет этномаркирующую, культуротворческую и стилеобразующую функции.
Теоретико-методологические основы исследования
Системный подход при анализе костюма как социально-культурного объекта, представляющего самостоятельную художественную ценность в историческом дискурсе, осуществляется с опорой на труды Р. М. Кирсановой.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы последних лет в области изучения традиционного костюма: С. А. Яценко (концепция историко-культурной реконструкции костюма на основе комплексного подхода), З.В.Доде (типология реконструкций:
аутентичная, аподектическая и гипотетическая), В. В. Давыдовой (системный подход к анализу костюма). При рассмотрении теоретических аспектов художественной деятельности в основу анализа были положены идеи классиков философской мысли и современных ученых, работающих в области фундаментальной эстетики: Г. Гадамера, Ю. Б. Борева, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, М. Н. Афасижева, В. В. Бычкова и др.; философов и культурологов, изучающих особенности мифологического сознания: А. Ф. Лосева, О. М. Фрейденберг, А. Голана.
Необходимой основой диссертационного исследования стали теоретические работы, использующие этнографические методы исследования костюма в традиционных культурах (Л. П. и В. Л. Сычевы); труды философов, раскрывающих семиотические аспекты функционирования вещей в традиционных обществах (Ю. М. Лотман, П. Г. Богатырев, Б. А. Рыбаков, А. К. Байбурин, В. П. Руднев); исследования искусствоведов, рассматривающих костюм как искусство, изменяющееся в зависимости от контекстов эпохи (М. Н. Мерцалова, Т. П. Неклюдова, Ф. Ф. Комиссаржевский и др.).
Таким образом, в работе в рамках системного подхода привлекались следующие методы: метод культурно-исторической реконструкции; метод сравнительного анализа; комплексный метод; метод реконструктивной экстраполяции по документальным источникам и музейным экспонатам; семиотический метод.
Эмпирическую основу исследования составляют несколько видов источников. Важным источником сведений об адыгском традиционном костюме являются ранние труды этнографического характера, содержащие частичное описание одежды адыгов европейскими путешественниками (XV - XVII вв.): Ж. де Люка, Д'Асколи, Дж. Интериано, Э. Челеби, Я. Стрейса, Э. Кемпфера, Б.Тавернье и др.; работы исследователей культуры адыгов в эпоху Кавказской войны: К. Коха, Т. де Мариньи, Ф. Дюбуа де Монпере, И. Ф. Бларамберга, Дж. Лонгворта, Э. Спенсера и др. При исследовании костюма XVIII - XIX вв. богатым источником послужили описательные исторические и этнографические материалы советских исследователей по одежде адыгов: Е. Н. Студенецкой, М. 3. Азаматовой, Е. М. Шиллинга, Л. И. Лаврова, Э. Л. Коджесау, Н. А. Нефляшевой, С. X. Мафедзева, Л. Г. Нагайцевой и др.
Ценнейшие материалы представляют собрания музеев, в частности коллекции одежды, музейные фотоматериалы (Национальный музей
Республики Адыгея, Северо-Кавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока, г. Майкоп). Художественный альбом из серии «Бесценное наследие адыгов» из коллекции Национального музея Республики Адыгея представляет публикацию уникальных изделий адыгского золотошвейного искусства XIX - XX вв.
Визуальным источником диссертационного исследования послужили фотоматериалы Е. Н. Студенецкой в монографии «Одежда народов Северного Кавказа XVIII - XX вв.», а также рисунки У.Аллана, Г. Гейслера, П. С. Палласа, Ф. А. Рубо, И. Г. Георги, К. Гиллера, А. Орловского, Г.Г.Гагарина и др., опубликованные на специальных сайтах сети Интернет5. Особую ценность использованным фотоматериалам придает то обстоятельство, что они всегда сопровождаются точным указанием на местность, где они были сделаны. Богатым источником исследования этнокостюма в художественных практиках РА послужило творчество современных авторов: живописцев и графиков Ф. Петуваша, А. Берсирова, Т. Ката; театральных художников и модельеров Л. Дауровой, Ю. Сташа, В. Мастафова, М. Хацуковой, М. Саральп и др.
Научная новизна настоящего исследования следует из выбора предмета изучения, который представляет традиционный костюм с позиции занимаемого места и роли в художественном пространстве культуры адыгов. В настоящем исследовании:
- проанализированы системные качества этнокостюма как результата прикладной эстетической деятельности;
- выявлены характеристики этнокостюма, отражающие этническую картину мира адыгов;
определена связь этнокостюма с мифологическими представлениями традиционных адыгов;
- систематизированы художественные приемы, технологии, использованные при создании этнокостюма;
выявлено значение этнокостюма адыгов как источника новых идей для современных художественных практик;
- впервые проанализированы формы и результаты включения этнокостюма в систему современной художественной практики адыгов.
5 По материалам сайтов: http: //www.adygi.ru; http: //www.community.livejournal. com/costume_history; http: //www.mith.ru/; http://ffr.nm.ru/ UNESCO - recommendation.htm, http://www.taby27.ru/; http: www.mkra.ru/rar/l_daur.html и др.
Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту:
1. Традиционный костюм адыгов, как один из основополагающих элементов традиционной культуры, является важным источником при изучении этнокультуры адыгов в целом.
2. В традиционном костюме адыгов сочетаются принципы ландшафтного и антропного детерминизма, обусловленные этическими и эстетическими нормами этноисторического морального кодекса «Адыгэ хабзэ».
3. Адыгский национальный костюм выступает объектом и ярким выразительным художественным средством различных видов искусства. Символические и художественно-эстетические функции костюма приобретают особую значимость в практике сценического искусства современной Адыгеи.
4. В современной практике употребления этнокостюма возможно использование всех форм реконструкции костюма. Однако, в художественном пространстве Республики Адыгея наиболее актуальны аподектичный (обобщающий), основанный на совокупном комплексе источников при отсутствии артефактов, и гипотетический -базирующийся на обоснованных материалами предположениях, типы реконструкции костюма.
5. Этнокостюм адыгов в современном обществе выполняет этномаркирующую, этностабилизирующую функции, а также функцию формирования художественного вкуса регионального социума.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Комплексное исследование функций традиционного костюма ведет к уточнению категориального аппарата культурологии в исследовании традиционных культур, способствует становлению культурной регионалистики, ее взаимосвязи с краеведением, историей, этнологией, искусствоведением.
Выводы исследования могут также применяться для анализа проблем этно- и культурогенеза народов Северного Кавказа, стать теоретической предпосылкой для искусствоведческих, этнографических и культурологических работ в сфере художественной культуры адыгов. Работа имеет научное значение для проведения сравнительно-исторических и типологических исследований в культуре народов данного региона. В частности, результаты настоящей работы могут найти
применение при сравнительном изучении традиционной материальной и духовной культуры адыгов и других северокавказских народов.
Результаты настоящего исследования также могут быть использованы в преподавании дисциплин, связанных с изучением традиционной культуры, традиционного костюма, культурологии, истории и культуры адыгов, культурной антропологии, истории костюма и пр. в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вместе с тем материалы исследования помогут найти новые оригинальные решения современным создателям одежды.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Диссертационное исследование соответствует пункту 19 «Культура и этнос» паспорта специальности научных работников 24.00.01 - Теория и история культуры.
Апробация диссертационной работы. Отдельные положения диссертации нашли свое отражение в виде докладов на научно-практических симпозиумах и конференциях: «Неделя науки МГТУ» (г. Майкоп, ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2007 - 2010 гг.), «Региональная культура: традиции и современность» (г. Майкоп, ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2007 г.), «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона» (г. Майкоп, ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2008 г.), «Развлечение и искусство - 3» (г. Москва, ГИИ, 2010 г.), «Региональное управление - XXI веку (Международная научно-практическая конференция)» (г. Майкоп, 2010 г.), «Кто я? И как искать моих? Процессы идентификации на ТВ и в сетях» (г. Москва, ГИИ, 2011 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, общим объемом более 4 п. л., в том числе в трех журналах, рекомендуемых ВАК.
Структура работы. Диссертация изложена на 141 странице, состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка использованной литературы, включающего 185 источников на русском и английском языках. В приложениях представлены фотографии и иллюстрации к тексту, раскрывающие содержание параграфов диссертации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются предмет и объект исследования, его цели и задачи, рассматривается теоретико-методологическая база, определяется научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту, устанавливается теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические аспекты исследования традиционного костюма» состоит из трех параграфов. В первом параграфе - «Теоретические аспекты исследования прикладной художественной деятельности в сфере этнокультуры» -
рассматриваются основные теоретико-методологические основания прикладной художественной деятельности.
Художественная деятельность как главный формообразующий вид народной художественной культуры, ядром которой является народное искусство, пронизывает все виды и формы художественного творчества (В. Е. Гусев). Именно в художественной деятельности и ее результатах ярче всего выявляется культура этноса, причем этнокостюм является одним из наиболее ярких ее воплощений.
М. С. Каган выделяет художественную культуру в самостоятельный вид человеческой деятельности, считая, что ее определяет такая особенность, как единство материальной и духовной деятельности человека. Он рассматривает художественную кулыуру как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей, которая содержит унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая технологии их хранения, распространения, репродукции, пропаганды.
В области художественной культуры, где проявляет себя собственно образное мышление, возникает потребность в эстетическом. Обоснование современного понимания эстетической потребности и на этой основе -определение роли изображения и слова в процессе их возникновения и эволюции в искусстве во временных границах первобытной художественной культуры было предложено М. Н. Афасижевым. Автор по-новому трактует характер и структуру эстетической потребности как
энергетической основы возникновения неутилитарных форм художественной деятельности.
Народная художественная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом и, одновременно, информационная матрица, задающая последующее развитие общества и его культуры. Представители информационно-семиотического подхода (Ю. М. Лотман, Г. Г. Гадамер, В. С. Степин и др.) проводят параллель между социальной и биологической составляющими человека и человеческой жизнедеятельности. По мнению исследователей, система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся социальные организмы. Именно таким культурно-генетическим кодом и предстает народная художественная культура. Смыслы мировоззренческих универсалий «природа», «космос», «пространство», «время», «человек» и т. д., формируют целостный образ человеческого жизненного мира, выражают шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры и реализуются в системе народного художественного творчества (М. Ю. Спирина).
Таким образом, ценностная природа эстетического, реализующаяся в костюмном комплексе, выступает зеркалом структурного изменения духовной культуры этноса. Прошедший «эстетическую экспертизу» временем, помимо основных функциональных характеристик, костюм способен нести в себе информационную функцию, выступая в качестве культурного генетического кода, обеспечивающего устойчивость традиций. При этом костюм как функциональное изделие, в процессе производства которого используются технологические процессы, является совокупным способом и продуктом художественной деятельности людей.
Во втором параграфе - «Костюм как культурная универсалия: методологические подходы культурологического анализа» - одежда рассматривается как антропологическая константа существования человека.
В настоящем исследовании реализуется культурологический подход, основанный на анализе костюма как целостного феномена культуры, т.е. в единстве его утилитарных и символических функций. Р. М. Кирсанова вводит в научный оборот определение костюмоведения как синтетической научной дисциплины, имея в виду сложность разграничения сюжетов искусствоведческого, культурологического и исторического характера,
встречающихся в одной и той же работе. В ее трудах раскрывается роль искусства (литературы, живописи) как богатого источника для исследования, как самого костюма, так и способа его бытования в различные эпохи. Такой ракурс рассмотрения костюма является эффективным для выявления роли этнокостюма в художественной культуре адыгов.
Важным аспектом анализа является выявление семиотической функции костюмного комплекса в целом и его отдельных элементов, отражающих этносоциальное устройство общества, религиозно-магические представления, политическую организацию, художественно-эстетические воззрения и т.п.
Понимание универсализма костюма в культуре в поле двух полюсов -материально-практическом и художественном - предлагает В. В. Давыдова. Автор выделяет в функциональной плоскости системы костюма определенный спектр форм, по-разному сочетающих эти два начала: от чисто практических (комбинезон) до художественных (коллекции от-кутюр). Среди всего многообразия функций исторически первой и основополагающей обобщенной функцией костюма является инструментально-практическая, т.е. функция защиты тела от различных воздействий окружающей среды. Социальные функции костюма образуют две основные ветви: функции информирования и функции формирования. Информирование связано с тем, что костюм несет сведения о его носителе как индивиде, и как о представителе определенной социальной группы. К данной ветви относятся функции указания на вероисповедание, на профессиональную принадлежность, на половозрастную принадлежность, на бытовые различия в сфере семейных отношений, на вид занятий, отражения этнической принадлежности, сословная функция и др. Функции формирования выражаются в способности одежды придавать желаемую форму телу, вызывать определенное настроение и создавать художественную образность. К ним относят функции формирования фигуры, художественного образа, обрядовую функцию. В реальной жизни каждый конкретный костюм, в частности - этнокостюм адыгов, как правило, реализует взаимодействие этих исходных функций в различных пропорциях. Переплетение с другими системами культуры расширяет функциональное поле костюма, что порождает неповторимые действа, разворачивающиеся в пространстве культуры.
Проанализировав разнообразные методологические подходы к анализу костюма, диссертант определил основные положения для
собственного исследования, заключающиеся в следующем: универсализм костюма в культуре реализуется через многообразие его функциональных значений: во-первых, костюм содержит в себе ряд утилитарных и символических функций, одинаково значимых для всех культур; во-вторых, костюм является отражением конкретного типа культуры (традиционный костюм, религиозный и светский костюм, обрядовый костюм и т.д.); в-третьих, костюм является стимулом для дальнейшего духовного развития восприятия и сознания этноса, т.е. костюм рассматривается как эстетический, художественно значимый объект.
В третьем параграфе - «Культурно-эстетические основы символики в традиционном костюме» - рассматриваются основные подходы к теоретическому осмыслению феномена символа.
В традиционном костюме закодирована сложная и сущностная информация о миропонимании человека, он отражает религиозные представления этноса об окружающем мире. Семиотическая природа традиционной одежды проявляется в контексте мифологического мышления. Если архетип - «костная ткань» мифа и схема бессознательного мышления, тогда предметный мир как признак культуры предстает материализованной формой сознания человечества. Вещь синонимична мифу в смысле творения некоей реальности. О. М. Фрейденберг6 писала о родственной природе вещи и мифа, имея в виду единство их происхождения, обусловленное архетипическим сознанием человека, поскольку именно мифологическим было сознание человека в момент возникновения самой материальной культуры. В художественной традиции создания одежды передается как бы архетипический «образ мира» и каждый следующий мастер — носитель этой народной памяти - передает его последующему поколению. Так, важным элементом устойчивости жизненного мира является представление этносов о некоей ценностной вертикали - своеобразном образе Древа Жизни, удерживающем в культурном сознании постоянство свойств функционирования и развития этноса и раскрываемом в существовании оппозиций «верх» — «низ», «высокое» - «низкое», которые коррелируют с представлениями «хорошее» - «плохое», «доброе» -«злое».
6 Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М.: Главная редакция вост. литературы, 1978 (дополн. изд. - 1998). - С. 228.
Орнаментальный язык является одним из первых способов символического освоения человеком окружающего мира. Благодаря устойчивости форм и технических приемов исполнения, в нем сохранились наиболее архаичные представления общественного сознания. Орнамент традиционного аутентичного костюма интерпретируется как визуальный знак семиотической системы, осмысляемый на уровне категорий пространства и времени. А. Голан по поводу расшифровки графических начертаний элементов орнамента высказывает гипотезу о том, что они представляют собой условно-графическую фиксацию давно забытых религиозных понятий. В подтверждение стабильности бытования системы графических символов автор приводит примеры сохранения языческой символики до XIX в. у восточных славян и дагестанцев, несмотря на многовековое господство христианской и мусульманской религий. Похожее обстоятельство устойчивости древних символов можно обнаружить и в традиционном адыгском костюме (мировое древо, солярные знаки и т.п.).
Принцип, по которому образовывались орнаментальные элементы, с других позиций объясняет А. Д. Столяр: «Вычленение наиболее характерной детали целостного образа на основе логического правила первобытности «часть вместо целого» и ее последующей схематизации»7. Так, древнейший по происхождению геометрический орнамент включает в себя простейшие формы: кружки, треугольники, линии, сочетание ломаных линий. Символику круга исследователи трактуют как движение, развитие, осознание цикличности времени, соединяющей календарный год, а, следовательно, небесной (солнечной) красоты и силы. В народном орнаменте круг связан с солярной и женской символикой. Апотропейное (обереговое) значение придается изображению концентрических кругов, креста в круге, звезды, вписанной в круг8. Разного рода наклонные линии проникнуты осмыслением движения человека по водному пути, а также небесных потоков влаги, заключающих в себе живительные и грозные силы природы. Треугольник - самый устойчивый геометрический символ, связанный с ощущением надежности, опоры, стабильности. В адыгской интерпретации он символизирует гору.
Цвет - наиболее сильный семиотический знак традиционного костюма, представляющий собой закодированное визуальное
7 Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. - М.: Искусство, 1985. - С. 101-103.
Белова О. В. Круг / Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общ. ред. Н. И. Толстого. -Т.З. - М.: Международные отношения, 2009. - С. 11-12.
информационное сообщение этнокультуры (идеи, чувства, образы, эстетические нормы). Созданное коллективным интеллектом и усваиваемое благодаря традиции, это сообщение передается из поколения в поколение. Преобладание теплых, либо холодных цветов, монохромности, либо полихромности, наличие или отсутствие цветовых контрастов могут передавать специфику символического воплощения картины мира этноса через костюм. Усложнение символической системы этнокультур способствовало усилению аксиологической природы знака и символа, проявляющегося в том, что один и тот же знак мог иметь различные функции, что зависело от того, наряду с какими другими знаками он сочетался (П. Г. Богатырев).
В параграфе делается вывод о том, что символика костюма реализуется на нескольких уровнях: на уровне целостности как выражение вписанности индивида и социума в природную среду и социальные отношения — костюм как отражение этнической картины мира; на уровне составляющих костюма (крой, орнаментика, колористика) как проявление индивидуальных характеристик представителей этноса. Основными способами выражения символики являются характеристики архитектоники (геометрия, пропорции), цветовые сочетания, фактура ткани, фигурность орнаментики и пр. Совокупная сущность символической системы костюма выступает зеркалом формирования и развития духовной культуры социума.
Вторая глава «Символика традиционного адыгского костюма» также состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Адыгский этнический костюм: особенности, типология, структура, технологии» анализируются основные составляющие костюмного комплекса адыгов.
Исторические формы одежды адыгов, фиксируемые исследователями на начало XVIII в., явились результатом длительной эволюции этой сферы материальной культуры, включавшей как спонтанную, внутреннюю динамику саморазвития, так и органическую адаптацию иноэтнических заимствований (Е. Н. Студенецкая). Традиционный мужской костюм адыга состоял из рубахи, штанов, бешмета, черкески, бурки, бараньей шубы, каракулевой папахи, войлочной шляпы, башлыка и обуви (чувяк, сапог и поршин). Необходимым дополнением как мужской, так и женской одежды были пояса, выполненные, как правило, из шелковой ленты и декорированные металлическим набором. Наибольший интерес представляет верхняя
одежда из сукна, обычно называемая черкеской. Особенностью черкески XIX в. является особый покрой с зауженной по талии спинкой, вследствие чего верхняя часть туловища была плотно обтянута, а от талии к низу силуэт плавно расширялся. Черкеску шили без воротника с широким вырезом на груди, по обеим сторонам которого располагались газырницы. Помимо данного элемента адыгского мужского костюма в параграфе достаточно подробно рассматриваются и другие, перечисленные выше, базовые элементы мужского костюма.
Адыгский женский костюм состоял из верхнего распашного платья (cae), корсета, нижней и верхней рубахи, шаровар, кафтанчика, пояса, головного убора и обуви. Распашное платье, надеваемое поверх кафтанчика, украшалось галуном по швам, золотошвейным узором по бортам, подолу и рукавам, а иногда и накладными серебряными бляхами. Знатные женщины праздничные платья шили главным образом из плотных шелковых тканей, бархата и парчи различных расцветок, иногда с узорами. Своеобразным видом нательной одежды являлись девичьи корсеты, носившиеся с подросткового возраста до замужества, препятствовавшие раннему развитию груди. Как правило, их шили из сафьяна или кожи более простой выделки. В XIX в. адыгейки носили круглые шапочки (татар-паlo), вероятнее всего заимствованные у монголов. Остроконечные шапки являлись привилегией знати.
В работе представлена типология женских украшений народов Северного Кавказа. Е. Н. Студенецкая подразделяет их на нашитые или прикрепленные к одежде (застежки, подвески, бляхи, пуговицы, накладки и т. п.) и надеваемые отдельно, съемные (кольца, браслеты, ожерелья, серьги, цепочки и др.). У адыгов, судя по имеющимся данным, начиная с XVIII - первой половины XIX вв., преобладали нашитые или прикрепленные украшения, часто имевшие и функциональное значение (застежки на кафтанчике или платье, пряжки на поясе).
Анализ этнографических сведений показал, что адыгский этнокостюм представляет сложный комплекс, сочетающий в себе функциональные и технологические характеристики, придающие ему самобытность и оригинальность. Ярче всего своеобразие адыгского традиционного костюма проявляется в следующих характеристиках: 1) многослойность одежды при одинаковой значимости как видимых, так и скрытых элементов костюма, свидетельствующая о сложном мировосприятии этноса; 2) антропность -подчеркивание фигуры посредством кроя и отделки обусловлено
ценностью человеческого тела; 3) функциональность и удобство -осмысление личности как субъекта деятельности; 4) эстетичность как отражение ментальной черты адыгов - любви к красоте и гармонии.
Во втором параграфе «Искусство национального костюма: стилеобразующие факторы» исследуются художественно-эстетические составляющие костюмного комплекса адыгов.
В традиционной культуре адыгов мифолого-символические значения играли особую роль и зачастую были связаны с дуальными понятиями картины мира, что отображалось также в этнокостюме. В структуре костюмного комплекса адыгов отчетливо прослеживается оппозиция понятий «верх-низ»: архитектоническое деление одежды посредством подчеркнутой поясом талии на верхнюю и нижнюю части костюма олицетворяла собой Небо и Землю (вертикальная проекция мифологической картины мира). В орнаменте женского головного убора, по-видимому, отражается горизонтальная проекция картины мира, т.к. визуализируется четкая ориентация по четырем сторонам света. Между тем, подчеркнутая линия талии позволяет также рассматривать этнокостюм в другой проекции: архитектонически костюм напоминает сочленение двух треугольников. Значение треугольника архетипически связывается с символикой гор и является онтологическим фактором древней мифологии адыгов. Акцент на изящество фигуры и мужчин, и женщин сообразуется с требованием морально-этического кодекса «Адыгэ хабзэ» быть физически развитым, умеренным в пище, проявлять постоянную заботу о своем теле как величайшей ценности.
Цветовая гамма имела определяющее значение в традиционной одежде: праздничный костюм отличался от будничного более светлыми, насыщенными тонами, яркостью отделки, качеством ткани. Самым нарядным считался красный цвет. Л. Г. Нагайцева и Е. Н. Студенецкая говорят о темно-красном цвете, как привилегии женщин высших сословий. К темно-красному платью полагались близкие по тону кафтанчик и подвески, оранжевая, желтая или белая рубашка. В обиходе присутствовали также платья черного, коричневого, синего, темно-зеленого цветов.
В традиционном костюме органично слились эстетически определяющие компоненты декоративно-прикладного искусства адыгов, одним из которых является золотошвейное искусство. Особенностью золотого шитья адыгов было гармоничное сочетание вышивки с галунами,
шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных нитей. Золотым шитьем украшали праздничную женскую одежду, мужские башлыки, а также мелкие предметы обихода - кисеты, мешочки для рукоделия, кобуры, подчасники, кошельки, вешалки для полотенец, веера. В орнаментике золотого шитья, в первую очередь, отразились культово-идеологические составляющие культуры этноса. О древности орнаментального искусства адыгов свидетельствуют элементы звериного стиля, напоминающие изображения животных. Существенно помогают воссозданию наиболее архаичных представлений общественного сознания анализ композиционных приемов, используемых при создании отдельных деталей костюма. Так, структура золотошвейного узора выстраивается по вертикальной линии, при этом рисунок композиции редкий, но крупный. В нем остается незаполненным большое пространство. Как указывает Е. М. Шиллинг, это не является недостатком композиции, а, наоборот, подчеркивает лаконичность и монументальность, отражающие ментальные качества адыгов.
В рамках канонов, установленных в традиционном костюме, предполагалось некоторое разнообразие его решения. Сегодня из-за концертного применения национальной одежды, ставшей уже практически униформой, инвариантность исполнения костюма свелась к минимуму. В массовых образцах произошло расширение цветовой палитры, упростилась орнаментика (рисунок схематизируется, смысл символики утрачивается), архитектоника мелких деталей получила большую свободу, изменились технологии производства. При этом в костюме стабильно сохраняется архитектоника крупного масштаба.
Рассмотрев традиционный костюм с позиций его отношения к искусству, можно сделать определенные выводы. Во-первых, в традиционном костюме адыгов нашли свое воплощение разнообразные образные, символические элементы, придававшие каждый раз неповторимость и оригинальность изделиям, превращая этнокостюм в произведение искусства. Во-вторых, золотошвейное искусство как яркий элемент декоративно-прикладного искусства адыгов выступает одним из эстетически маркирующих признаков адыгской традиционной культуры. В-третьих, этнокостюм как значимый сегмент картины мира адыгов отражал основные эстетические нормы согласно кодексу «Адыгэ хабзэ» — пропорциональность, соразмерность, красота окружающего мира и пр..
В третьем параграфе - «Особенности использования национального костюма в художественной практике современной Адыгеи» - определяется место и роль этнокостюма как организующего начала художественного пространства Республики Адыгея. Сегодня можно наблюдать возврат интереса к этнике в деятельности региональных дизайнеров одежды и аксессуаров. Художник-модельер В. Мастафов в своих работах сохраняет классическую основу костюма, не внося модернизацию в его крой и орнамент. Аутентичные образцы адыгского женского костюма воспроизводит М. Хацукова, тогда как Ю. Сташ, А. Табухова, М. Саральп и др. создают стилизованные адыгские костюмы. Авторская одежда модельера 3. Нахушевой органично сочетает в себе использование современных материалов и элементов кроя со старинным орнаментом и отделкой тканей.
Тема национального образа прослеживается в работах известных в республике живописцев. В творчестве Ф. Петуваша, А. Берсирова, Т. Ката и др. адыгский костюм изображается в различных вариациях: в технике графики, в рисунках гуашью, в живописных полотнах. Художники, обращаясь к сюжетам нартского эпоса и традиционной обрядности, по-своему обыгрывают стилистику костюмов персонажей, характеризуя костюмный комплекс как целостную систему, художественно-эстетически сопрягающую архитектонический контур с другими элементами этнического образа.
Потребность в этническом костюме сохраняется во многом благодаря сценическому искусству, большей частью в его современной интерпретации. В параграфе анализируется деятельность театрального художника по костюмам Л. Дауровой, использующей современные методы реконструкции этнокостюма (аподектичный и гипотетический типы реконструкции). В сценическом костюме, в равной степени, используются как базовые конструктивные, так и эстетические характеристики аутентичного костюма. Широкое применение костюма остается в практике музыкально-хореографических коллективов. В известной степени стилистика адыгских народных танцев определяется именно этнокостюмом, который отличается эргономическими характеристиками, поддерживающими свободу и пластику танцора.
Этнографический костюм в последнее время все чаще выступает объектом теле- и киноискусства. Среди научно-популярных телепередач республиканского телевидения, посвященных адыгскому костюму,
заслуживает внимание документальный фильм М. Емиж «Уроки истории». В структуре фильма изображение костюма имеет значение формообразующего фактора. Произведение четко подразделяется на тематические разделы посредством изображения различных модификаций (исторической, дизайнерской, живописной и пр.) адыгского этнокостюма. Первая художественно-этнографическая кинокартина «Сумерки надежд» передает самобытность адыгской культуры и этнический колорит во многом благодаря использованию традиционного костюма.
Диссертант приходит к выводу о том, что этнокостюм представляет собой средство передачи национального характера и яркое художественное средство, способное осваиваться визуальными современными формами художественного творчества. Посредством этнокостюма современные художественные произведения продуцируют эмоциональное и эстетическое воздействие на аудиторию художественных принципов традиционной культуры адыгов.
В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются общие выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки поставленной темы. Отмечается, что в традиционном костюме адыгов гармонично сочетаются принципы ландшафтного и антропного детерминизма, обусловленные этическими и эстетическими нормами этноисторического морального кодекса «Адыгэ хабзэ». Обосновывается положение о том, что адыгский национальный костюм выступает объектом и ярким выразительным художественным средством различных видов искусства. Символические и художественно-эстетические функции костюма приобретают особую значимость в практике сценического искусства современной Адыгеи, в рамках которого используются все формы реконструкции костюма. При этом оказываются наиболее актуальными аподектичный (обобщающий) метод, основанный на совокупном комплексе источников при отсутствии артефактов, и гипотетический метод — базирующийся на обоснованных материалами предположениях. Основной вывод диссертации касается подтверждения гипотезы о значимости использования этнокостюма в художественной культуре Адыгеи. Подтверждается, что посредством включения этнокостюма в современные культурные и художественные практики решается ряд значимых этноэстетических и культуротворческих задач, таких как актуализация этнических ценностей, укрепление межэтнических коммуникаций. Таким образом, этнокостюм адыгов в
современном обществе выполняет этномаркирующую,
этностабилизирующую функции, а также функцию формирования художественного вкуса регионального социума.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
Статьи в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
1. Хокон С. Э. Адыгский национальный костюм как выразительное художественное средство сценического искусства // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки, 2012. Вып. 4.2 (28). -С. 212-225 (0,5 пл.).
2. Хокон С. Э. Космизм в символике традиционного адыгского костюма // «Вестник Адыгейского государственного университета». - 2011. - Вып. 1 (74).-С. 185-189(0,4 пл.).
3. Хокон С. Э. Преломление эстетической идеи адыгского этнокостюма в художественном сознании современных авторов // Научный журнал МГТУ «Вестник Майкопского государственного технологического университета». Вып. 4. - Майкоп: Изд-во ИП Солодовникова, 2011. -С. 159-165(0,4 пл.).
Статьи в других изданиях:
4. Хокон С. Э„ Сиюхова А. М. Этнический костюм как объект и художественное средство телеискусства // Художественная культура. -Вып. 1. - 2011. Адрес доступа: http://sias.ru/magazine/vypusk-1/уагу1а/399.Ыт1 (0,66 п. л.)
5. Хокон С. Э. Особенности бытования элементов традиционного адыгского костюма в современной культуре // Социально-политические и культурные аспекты жизни современного общества. Материалы научно-практической конференции «Неделя науки МГТУ». Сборник статей. -Майкоп: ООО «Качество», 2007. - С. 74-81 (0,4 пл.).
6. Хокон С. Э. Символика адыгского сценического костюма // Актуальные проблемы гуманитарного развития региона. Материалы региональной научно-практической конференции. - Майкоп: Глобус, 2008. - С. 57-62 (0,4 пл.).
7. Хокон С. Э. Особенности орнаментики адыгского женского костюма XIX века // Социально-политические и культурные аспекты жизни
современного общества. Материалы научно-практической конференции «Неделя науки МГТУ». Сборник статей. Вып. II. - Майкоп: Магарин О.Г., 2009.-С. 136-145 (0,6пл.).
8. Хокон С. Э. Прикладная эстетическая деятельность: структурные и функциональные особенности // Актуальные проблемы гуманитарного развития региона. Материалы научно-практической конференции. Вып. III. - Майкоп: Магарин О.Г., 2009. - С. 61-66 (0,3 пл.).
9. Хокон С. Э. Отражение Космоса в символике традиционного адыгского костюма // Социально-политические и культурные аспекты жизни современного общества. Материалы научно-практической конференции «Неделя науки МГТУ». Вып. III. - Майкоп: Магарин О.Г., 2010. - С. 165171 (0,4 пл.).
10. Хокон С. Э. Особенности орнаментики адыгского женского костюма // Наука и искусство в социокультурном пространстве России и Абхазии (проблемы, решения, перспективы развития). Материалы Международной научно-практической конференции. - Краснодар: ОАО Изд-во «Советская Кубань», 2011. - С. 265-270 (0,31 пл.).
Хокон Сайда Энверовна
ЭТНОКОСТЮМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ АДЫГОВ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Подписано к печати 14.12.2012. Бумага типографская №1. Формат бумаги 60x84 '/i6- Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 120 экз. Зак. 0191.
Отпечатано с готового оригинал-макета на участке оперативной полиграфии ИП Магарин О.Г. 385008, г. Майкоп, ул. 12 Марта, 146. Тел. 8-906-438-28-07. E-mail: olemag@yandex.ru