автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этнокультурное развитие иньвенских коми-пермяков в XX веке

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Дерябин, Валерий Семенович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Этнокультурное развитие иньвенских коми-пермяков в XX веке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнокультурное развитие иньвенских коми-пермяков в XX веке"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

удмуртский государственный университет ?Гб од

На правах рукописи

1 Ц <П|)

> /111

ДЕРЯБИН ВалериЗ Семенович

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

ИНЬВЕНСКИХ КОМИ-ПЕРМЯКОВ В XX веке.

Специальность 07.00.07. — этнография, этнология и антропология

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ижевск 1998

Работа выполнена в отделе этнографии и фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Научный руководитель — старший научный сотрудник, кандидат

исторических наук 10. П. Шабаев ,

Официальные оппоненты — доктор исторических наук

Г. Н. Чагин

кандидат исторических наук Г. К. Шкляев

Ведущее учреждение — Сыктывкарский государственный

университет

Защита состоится «. _ 1998 в часов

на заседании специализированного Совета К 064.47.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Удмуртском государственном университете.

Адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета.

Автореферат разослан «» __ 1998 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

/ /

кандидат исторических наук / У/ - ^ "' | О- М. МЕЛЬНИКОВА

/'

/

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Глубокая социально-экономическая трансформация российского общества и начавшаяся с 1992 года структурная перестройка хозяйства страны принципиально изменяют условия жизни, особенно системы жизнеобеспечения населения, проживающего в сырьепроизводящих регионах России, где больше сохраняются традиционные черты культуры и быта. В Коми-Пермяцком автономном округе изменения в традиционной культуре особенно сложны и требуют пристального внимания исследователей.

Этнокультурное своеобразие и демографическое благополучие любого народа также складывается из особенностей составляющих его локальных групп (популяций), исторически населяющих конкретные территории и обладающих собственными системами жизнеобеспечения. Согласно концепции, разработанной В. И. Козловым, система жизнеобеспечения этноса включает в себя как черты, объединяющие локальные группы в один народ, так и специфические особенности, отражающие историко-культурные и природные условия территории расселения каждой локальной группы и тем самым придающие каждой из них ее неповторимый характер. Следовательно, только изучение истории, современного состояния и анализ перспектив будущего развития локальных групп, составляющих тот или иной народ, может быть основой для корректных выводов более общего плана о нынешнем и вероятном положении этноса в целом.

Этническая эволюция любого народа предстает сложным и неоднозначным процессом. Помимо собственных культурных традиций, выработанных в результате адаптации к условиям проживания, каждый народ в той или иной степени приобретает черты, заимствованные от этносов, с которыми он устанавливает близкие отношения. Изучение особенностей взаимодействия культур, процессов и результатов исторических контактов по-прежнему остается актуальным и перспективным в этнографической науке.

Этническими процессами принято считать изменения, происходящие в тех признаках, которые определяют этнос и выделя-

ют его среди других общностей людей. Наряду с языком, самосознанием, характером и представлениями об окружающей среде этнические особенности многообразно проявляются в традиционной народной культуре. В диссертационной работе исследуются этнокультурные процессы у одной из локальных этнографических групп коми-пермяков: иньвенцев. Анализируются изменения в их расселении, социально-демографической структуре, материальной и духовной культуре на протяжении XX века, а так-'Же характеризуются современные этноязыковые процессы и особенности этнической психологии. Поэтому данные проблемы нашли отражение в названии работы и отдельных ее разделов.

Исходя из исторических условий формирования развития и проявления как традиционной, так и современной культуры финно-угорских народов необходим более глубокий научный подход к анализу начальных форм и динамики конкретных компонентов культуры. Применение сравнительно-исторического метода на современном этапе становится более совершенным благодаря изданию в 1950-е—1990-е гг. специальных и обобщающих трудов по истории, этнографии как российских, так и зарубежных финно-угорских народов. Актуальность избранной темы вызвана необходимостью изучения процессов этнического развития коми-пермяков, и прежде всего иньвенцев, которые являются ядром этноса и обладают наилучшими возможностями для воспроизводства этнической культуры и самосознания. Кроме чисто научного значения ? это изучение имеет и практический смысл, поскольку позволяет предложить конкретные меры, направленные на оптимизацию культурных процессов как у самой вышеназванной группы, так и у всего этноса в целом.

Объектом и предметом исследования являются иньвенские коми-пермяки, проживающие в южной части Коми-Пермяцкого автономного округа, являющегося по Конституции РФ 1993 года полноправным субъектом Российской Федерации. Территориальные рамки, включающие в себя Кудымкарский, Юсьвинский районы, городские поселения — г. Кудымкар, п. г. т. Майкор, Пожву, были обусловлены тем, что этот регион населяет наиболее стабильная часть коми-пермяцкого этноса. Наши исследования основаны на исторических источниках, архивных материалах, современной методике этиологической науки, этносоциологичес-ких опросах, анализе статистических данных, собственных полевых наблюдений.

Интерес к иньвенским коми-пермякам обусловлен этноисто-рическими процессами, проходившими в течение нынешнего столетия в России, Пермской области, Коми-Пермяцком автономном округе, так как иньвеицы, являясь одной из четырех

— Б —

основных, оставшихся к началу XX в. этнографических групп коми-пермяков, способны к этническому воспроизводству и «подпитке» этноса в целом.

Цель и задачи исследования. Несмотря на то, что коми-пермяцкий этнос и его отдельные этнографические группы исследуются на протяжении двух веков, надо признать, что обобщающих научных работ по эволюции их этнокультурного развития в XX веке весьма незначительно.

В связи с этим, целью данной диссертационной работы является изучение современных этнических процессов, обусловивших ускоренную эволюцию традиционной культуры коми-пермяцкого этноса, оценка современного состояния характера и тенденций его этнокультурного развития как на макро- так и на микроуровне. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

1. Изучить этническую историю коми-пермяков в XX веке на примере его наиболее устойчивой локальной группы — инь-венцев.

2. Исследовать культурные изменения у иньвенских коми-пермяков.

3. Определить возможности различных элементов традиционной культуры иньвенских коми-пермяков в их этнокультурном потенциале.

4. Определить варианты дальнейшего этнокультурного развития иньвенских коми-пермяков.

Хронологические рамки исследования охватывают нынешнее двадцатое столетие. Выбранный нами период обусловлен рядом причин. В XX веке наиболее ярко проявилась противоречивость развития этнических процессов у коми-пермяков, их зависимость от политических доктрин. События 1990-ых годов во многом повторяют историю в 1920-ых — 1930-ых годов. Проблемы разновременных эпох очень схожи в вопросах укрепления административно-территориального и национально-культурного статуса Коми-Пермяцкого автономного округа («национального» с 1925 по 1978 гг); законодательного признания родного языка в регионе; развития национальной системы образования и культуры; культуры межнационального общения в общероссийском информационном пространстве и т. д.

Именно в уходящем веке интенсивно проходили процессы, приведшие, с одной стороны, к вытеснению традиционной культуры из повседневной жизни и вызвавшие в разные его периоды^ с другой стороны, всплеск национального самосознания коми-пермяков. Этот фактор через пассионарные действия иньвенских коми-пермяков будет оказывать существенное влияние на состояние этноса в целом и в XXI веке.

-е-

Методология и методика исследования. В диссертации использованы различные источники: государственная и ведомственная статистика, материалы средств массовой информации (СМИ), этнографические наблюдения, коллективные отчеты этнографических экспедиций, личные наблюдения и т. д.

Основным источником информации, обеспечивающим системный анализ этноса, являются материалы массового статистико-этнографического обследования, проведенного с помощью специального «Этнографического вопросника», а также материалы экспертного опроса, проведенного в округе 1993 году.

Базовым является «Вопросник», который использовался для опроса коми-пермяков на территории округа. Он содержит 96 вопросов, которые сведены в несколько блоков: «Социально-демографические характеристики, семья» (36 вопросов), «Этническая психология и этнические контакты» (12 вопросов), «Язык» (12 вопросов), «Материальная культура и семейный быт» (9 вопросов), «Духовная культура и досуг» (24 вопроса). Блоки вопросов позволяют получить информацию о всех существенных сторонах жизни иньвенских коми-пермяков.

Вопросы в основном ориентированы на выявление наличия (отсутствия) признака, определение уровня знания, отношения к явлению и т. д. Большинство вопросов закрытые, имеют набор вариантов ответа, открытые вопросы закодированы.

Опрос экспертов проведен с целью выявления проблемных ситуаций и уровня знания различных сторон этнической культуры применительно к массовому респонденту.

Степень изученности проблемы. Этнографическое изучение коми-пермяков начинается с начала XIX в. Среди первых серьезных исследователей их культуры и быта следует назвать Н. Е. Попова, Ф. Волегова, Н. Хлопина, В. Берха, В. Хлопова, Н. Доб-ротворского, Ф. Теплоухова.

Особое место в этой когорте исследователей занимает Н. А. Рогов, опубликовавший ряд материалов в 1855—1858 гг. о традиционном быте инородцев — коми-пермяков, крепостных графа Строганова, известных как «Иньвенская дача и хозяйственный быт населяющих их пермяков», «Материалы для описания быта пермяков», «Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь». Он довольно обстоятельно описал основные занятия коми-пермяков, их семейный быт и семейные обряды. Эти сведения, несомненно, интересны для понимания психологии народа, мотивов его поведения и деятельности, ценностных этнокультурных установок.

Литературно-публицистический очерк, о коми-пермяках Ф. М. Решетникова «Подлиповцы», вызвавший огромный общественный резонанс в России, дает достаточно объективную оцен-

Ку национальной политики царской России конца XIX века. Описание занятий вотчинных иньвенско-обвинских крестьян, их обязанностей, условий жизнями находим также у П. А. Волегова, управляющего имением графини С. Строгановой. Этногенезу инь-венских коми-пермяков, их быту и занятиям посвящено фундаментальное исследование А. А. Дмитриева «Пермская старина», в котором описана древняя история Пермяцкого края, этническая культура его народов, история русской колонизации Верхнего Прикамья и т. п. Столь же основателен труд В. И. Шишонко в «Пермской летописи». Следующей объемной работой явилась монография И. Н. Смирнова: «Пермяки. Историко-этнографи-ческий очерк», вышедшая в Казани в 1891 году. Кроме большого объема ценного фактического материала, это исследование содержит важные наблюдения, касающиеся этнической психологии и этнокультурных ориентации коми-пермяков. С позиции дореволюционной российской этнографической науки описана традиционная культура иньвенских коми-пермяков петербургским ученым-этнографом В. М. Яновичем в журнале «Живая старина» (СПб., 1903, вып. 1 и 2). Наряду с общими работами появляются и работы, которые посвящены локальным этнографическим группам. К таковым следует отности исследования М. Подосенова и, в частности, его работу «Пермяки Ошибского прихода».

Традиция описаний этнографических групп была продолжена и в первые десятилетия XX в., когда вышли в свет работы ЕНВишневского «Иньвенские пермяки» и И. Шестакова «Верхнекамские инородцы». Впрочем,даже в работах более общего плана как в XIX, так и в начале XX вв. в основном изучались южные, иньвенские коми-пермяки, а косинско-камские оставались вне сферы научного внимания исследователей. Также слабо были исследованы язьвинские и зюзьдинские коми-пермяки, и полностью оставались неисследованными переселенческие группы коми-пермяков в Сибири. Значительный вклад в изучении этнической культуры как южных, так и северных коми-пермяков, вдес известный ученый и просветитель Иньвенского края И. Я. Кривощеков.

Последним из ученых, кто серьезно занимался коми-пермяками в первой четверти XX в., был А. Ф. Теплоухов. Наиболее содержательными в этом плане являются его статьи, опубликованные в пермских краеведческих и научных сборниках: «Пермяки и зыряне», «Обзор данных о географическом распространении пермяков», материалы о женских головных уборах пермяков и др. ,

После всех вышеназванных работ, вышедших до революции, д историографии о коми-пермяках наступает долгий период

молчания. Только в послевоенный период публикуются ряд книг. Одной из первых работ стало исследование И. Н. Шишкина «Коми-пермяки» (Молотов, 1947), коллективная монография «Коми-Пермяцкий национальный округ» (Москва—Ленинград, 1948), а также основательная работа В. Н. Белицер «Очерки по этнографии народов коми. XIX — начало XXвв.» (Москва, 1958).

Последняя интересна тем, что автор достаточно подробно изучил историографическую досоветскую литературу, на основе личных этнографических наблюдений обстоятельно осветил вопросы материальной и духовной культуры коми и коми-пермяков. К сожалению, В. Н. Белицер не отразила в своем исследовании этноязыковые процессы у народов коми, проблемы, связанные с созданием их литературных языков. Нет в работе социально-демографических характеристик этих народов, нфпи-саны миграционные процессы, происходившие на территории Верхнего Прикамья в досоветский и советский периоды.

Значительный шаг вперед в этом вопросе был сделан исследованиями В. А. Оборина, начатыми во второй половине 50-х годов. Благодаря автору, который в основу своего анализа положил материалы археологических раскопок в Прикамье, была внесена определенная ясность в дискуссии об этногенезе коми-пермяков. Выводы ученого значительно дополнены археологическими исследованиями Р. Д. Голдиной.

Большое значение для понимания национального самосознания имеют фольклорные материалы, а именно: предания, легенды, которые дают пищу для размышления над проблемами национальных чувств, психологии, черт национального характера. Свою лепту в изучении данного блока у коми-пермяков внесли Л. С. Грибова и М. Н. Ожегова. Эта тематика освещена также в работах Н. Д. Конакова и ряда других авторов.

В основу диссертационной работы положены статьи современных авторов, которые освещают теоретические вопросы этнической культуры и этнопсихологии народов России. Прежде всего к ним причислим работы Г. М. Андреевой, Г. П. Про-ведченко и Ю. А. Шерковина, Б. П. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Л. С. Гумилева, а также публикации, изданные в 1990-ых годах Институтом этнологии и антропологии в серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии».

Вторую группу составляет литература о коми-пермяках, в которой освещены различные вопросы истории и развитии народа. Это работы, в которых мы находим общие сведения о коми-пермяках: территория, характер расселения, численность и т. п. Сюда же входят работы по проблемам этногенеза и этнической истории коми-пермяков, а также работы историко-эт-нографического характера, освещающие различные аспекты ма-

Сериальной и духовной жизни коми-пермяков и родственных км народов.

Третью группу источников составляют этнографические, эко-лого-географические и демографические исследования, проведенные на территории Коми-Пермяцкого округа в 60—90-х годах XX в. Пермским государственным университетом и Пермским областным краеведческим музеем. В 1988 году в связи с открытием в г. Кудымкаре Коми-Пермяцкого отдела общественных наук, созданного по инициативе Института ЯЛИ Коми НЦ АН СССР и окружных властей начинается планомерные исследования эволюции этнокультурных традиций коми-пермяков. Первое пилотажное исследование в форме этносоциологическо-го опроса провели в 1989 г, сыктывкарские ученые О. В. Котов

и Ю. П. Щабаев. Их опубликованная работа послужила толчком для комплексных исследований по культуре и истории края.

Итоги работы ученых были подведены на двух научных конференциях (г. Кудымкар, — 1991; 1992) по проблемам преподавания истории и культуры коми-пермяцкого народа; международной научно-практической конференции (г. Кудымкар, 27—28 мая 1995) «Коми-пермяки и финно-угорский мир»; в изданных научно-популярных сборниках в 1995—1998 гг. Кроме того, этнокультурная ситуация у коми-пермяков в XX в. и, в частности,у иньвенцев, частично отражена в ряде диссертационных работ, защита которых состоялась в течение 1993—1997 гг.

К четвертой, основной группе материалов, относятся неопубликованные источники. Это прежде всего документальные архивы Пермского областного и Коми-Пермяцкого окружного краеведческих музеев; документы и материалы, извлеченные из Коми-Пермяцкого окружного государственного архива (КПОГА), текущих архивов Кудымкарского городского, районных, поселковых и сельских администраций Иньвенского края. Большой фактический материал собран на основе периодически обрабатываемых, текущих данных Пермского областного, Коми-Пермяцкого окружного управлений государственной статистики.

К этой же группе относятся материалы полевых наблюдений автора, которые были проведены в течение 1991—1996 гг. по программе, разработанной старшим научным сотрудникам Института ЯЛИ Коми, НЦ УрО РАН к. и. н. Ю. П. Шабаевым.

Подводя итоги историографическому и источниковедческому обзору этнокультурного развития иньвенских коми-пермяков в двадцатом столетии,необходимо отметить, что благодаря изменению подхода к обществоведческим дисциплинам, и прежде всего к этнографии, этнологии и антропологии, появилось достаточно большое количество работ российских ученых, ранее огра-

ничиваемых в новаторских публикациях в области упомянутых дисциплин. Это дает возможность адекватно оценивать эволюционные процессы в традиционных культурах всех народов России, в т. ч. и коми-пермяков, имевших место как в прошлом, так и настоящем столетии. Сегодня,как никогда^должны быть новые теоретические подходы в области этнической культуры народов, они должны быть более глубокого содержания, необходима переоценка положений и выводов с позиции сегодняшнего и завтрашнего дня. Учитывая требования исторической эпохи конца XX в.,и определяется выбор темы диссертации.

Научная новизна. Хотя история изучения коми-пермяцкого этноса насчитывает более двух веков, диссертационная работа является новым исследованием, в котором изучение одной из этнических групп коми-пермяков, а именно, иньвенцев, доведено до наших дней и при этом в нем представлены довольно слабо затрагиваемые прежде темы, такие,как социально-демографические процессы у сельских, городских коми-пермяков, этноязыковые процессы, особенности национальной психологии и этническое самосознание, эволюция традиционной материальной и духовной культуры. Более половины работы занимают разделы, написанные не по литературе, а на основе нового и более достоверного источника — результатов этно-социологического опроса населения, методика проведения которого раскрыта во введении. На основе сбора обширного и разнообразного статистико-этнографического материала показано, как традиционные элементы национальной культуры вытесняются и видоизменяются под влиянием новаций XX в. Особое внимание уделено всестороннему процессу урбанизации образа жизни сельского и городского населения, распространению стандартов «городской» культуры. Здесь важное значение имеет группировка сельского населения по месту жительства, ибо их поселения появляются той мезосредой, которая серьезно влияет на ход этнических процессов у коми-пермяков. В качестве типологических групп выделяются населения 24 сел и деревень и трех городских поселений. Влияние уровня урбанизированности поселений самым существенным образом, как доказывает исследование, сказывается на приверженности населения к традиционным элементам культуры, на противоречивые тенденции в их ориентациях в сфере материального и духовного потребления и жизнеобеспечения. Серьезно сказывается на приверженности к этнической культуре и такой показатель как возраст. В наименьшей мере ориентированы на этнические традиции младшие возрастные группы, в наибольшей — старшие. Традиционное обычное право в XX веке в советское время утратило свое значение в укреплении диахронных связях этноса. Все

эти процессы оказали негативное влияние на состояние этнического самосознания иньвенских коми-пермяков.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы на шести международных конференциях (Йошкар-Ола, 1991; Оулу (Финляндия), 1992; Пермь, 1993; Сыктывкар, 1993; Кудымкар, 1995 г. Уфа, 1997), трех региональных (Сыктывкар, 1993; Йошкар-Ола, 1994; Сыктывкар, 1994) и двух окружных научных конференциях, они нашли отражение в 19 опубликованных работах общим объемом 6,2 п. л. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этнологии и регионологии Удмуртского государственного университета.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты проведенной работы дают материалы для детального исследования этнической культуры коми-пермяцкого народа. В связи с развитием системы национального образования, сохранением и укреплением национального самосознания, укреплением культуры межнационального общения,диссертация может быть использована в виде учебного пособия для преподавания как в Пермской области, так и в Коми-Пермяцком автономном округе. В связи с плановой темой фундаментальных исследованкий, утвержденной Российской АкадемиейНаук в 1996 г. для Коми-Пермяцкого отдела общественных наук ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН на 1996—2000 гг. «Коми-пермяки: очерки истории традиционной и современной культуры», диссертационная работа является существенным дополнением к этой научной программе.

В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. В приложениях включены этнографические вопросники, с помощью которых осуществлял ся сбор этностатистического материала, список сокращений и пояснений. Иллюстрированное приложение состоит из 20 фотографий и четырех карт.

Основное содержание работы.

Во введении обоснованы выбор и актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, рассматривается степень изученности коми-пермяцкого этноса в историографии, а такясе определены научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава. «Основные этапы этнической истории коми-пермяков» .состоит цз двух параграфов. .

В первом параграфе описаны процессы этнической истории иньвенскнх коми-пермяков, показывается их роль в культурном развитии всего этноса. Из трех частей, составляющих пермскую ветвь финно-угорских народов, коми-пермяки образуют своего рода связывающее звено между двумя большими этносами: коми-зырянами и удмуртами. Коми-пермяки проживают в верховьях Камы и ее притоках, южнее, чем коми-зыряне. Поэтому коми-пермяков зачастую называли южными коми. Таким образом, коми-пермяки занимают промежуточное географическое положение внутри пермской ветви финно-угров.

Как в советской, так и зарубежной этнографической науке вплоть до конца 80-х годов нынешнего столетия коми-пермяков нередко отождествляли с коми (зырянами). Однако уже в XIV-^XV вв. они сформировались в два разных территориальных объединения: «Пермь Вычегодскую» и «Пермь Великую».

Коми-пермяки относятся к пермской группе финно-угорских народов. Сами себя они называют коми (коми морт — коми человек, коми отир — коми йоз — коми народ). Окрестное русское население называло и называют их пермяками, и сами коми-пермяки нередко используют этот этноним. Термин ♦Пермь» («пермяки») наиболее вероятно произошел от западно-финского «Пера маа» (pera maa), что значит"отдаленная, «задняя земля». Географическое название «Перем» имелось и древнерусском языке. Существовало несколько мест, носивших название «Пермь», а именно: Пермь Вычегодская, Пермь Великая, Пермь старая и т. д. Венгерский лингвист Петер Хайду считает, что, как правило, так назывались признанные центры торговли пушниной. Русские, впервые столкнувшиеся с коми как с торговцами пушниной, называли их пермь, пермитин, перми-чи, пермяне. Первоначально этими терминами обозначали занятие, но затем он превратился в общее название для удмуртов и коми. Впервые этнографический термин «пермин» и «пермяне» появился в XIV в.

Несмотря на долгую научную дискуссию археологов длящуюся почти полтора столетия, известный российский ученый-исследователь из Ижевска д. и. н. Р. Д. Голдина считает, что вопрос о прародине и изначальном этногенезе коми-пермяков разрешен. В настоящее время в Верхнем Прикамье известно около 350 памятников ломоватовской культуры (V—IX вв.) — предков коми-пермяков, более 300 . памятников родановского времени (X—XV вв.) — на основе которой началась развиваться этническая культура современных коми-пермяков.

Таким образом, территория «Перми Великой», описанная Епифанием Премудрым в «Жизнеописании святого Стефана Пермского», .может отождествляться- с коми-пермяками, о чем

свидетельствуют археологические данные. Она охватывает пространство между р. Чусовой с притоками по Каме, Нижней Ви-шере и Колве до озера Чусового. На востоке она простиралась до Уральского хребта, а на западе эта территория несколько не доходила до р. Вятки.

В течение длительного времени между Новгородом и Москвой шло соперничество за земли Перми Великой, которое в 1472 г. увенчалось победой Московского княжества. Русская колонизация сопровождалась и усиливающимися попытками христианизации края. Пермские князья вместе с жителями Чердынского края были крещены епископом Ионой в 1463 г. в р. Колве, близ г. Чердыни, Однако, Н. А. Рогов считал, что среди иньвенских коми-пермяков христианство утвердилось или в конце XVI или в начале XVII столетия. До этого времени оно,по его мнению, уживалось с языческими верованиями. Однако последующие этнографические исследования со второй половины XIX—XX вв. показывают, что элементы язычества иньвенские коми-пермяки сохраняют по сей день.

Иньвенский край с относящимся к нему бассейном реки Велвы подвергался постепенному закрепощению сольвычегод-скими солепромышленниками Строгановыми с 1558 года по 1702 год: с Указа царя Ивана Васильевича Грозного, даровавшего им землю по р. Каме на 88 верст, ограниченную устьем; р. Лысьвы до р. Чусовой, до Указа 1702 г., подписанного Петром^ — земли по реке Иньве, Обве, Косе были окончательно закреплены за Григорием Дмитриевичем Строгановым.

Надо отметить, что иньвенские коми-пермяки вплоть до этого периода считали себя вольными землепашцами. Край был редко заселен. В писцовых книгах Михаила Кайсарова отмечено, что в Кудымкарском погосте насчитывалось 24 селения со 132 дворами. Пермский ученый-этнограф д. и. н. Г. Н. Чагин в монографии «Этнокультурная история среднего Урала в конце XVI — первой половине XIX века» (Пермь, 1995. — С. 31) приводит следующие данные первой четверти XVIII века: в Чер-дынском уезде (государственные крестьяне) проживало 3026 коми-пермяков, а в вотчине Строгановых (иньвенско-обвинские коми-пермяки) — 4763 человека.

Начиная с XVIII и кончая серединой XX в.^Иньвенский край являлся центром развития горнозаводской промышленности: Пожвинский (1756 — 1953 гг.), Майкорский (1810—1955 гг.), Кубинский (1856—1909 гг.) медно-чугунолитейные и железоделательные заводы оказали значительное влияние на этнокультурные процессы у коми-пермяков в XIX — начале XX вв.

Обэтнической культуре и самосознании иньвенских коми-пермяков исследователями уже в XIX веке зафиксированы еле-

дующие моменты. Русские переселенцы, как правило, беглые крестьяне, раскольники-старообрядцы, работные люди в течение XVII — XIX вв. активно заселяли Иньвенский край, именуемый ранее Отхожим станом. Именно в это время полностью ассимилировались этнографические группы чердкнских, усольских, ка-рагайских, сивинских, обвинских, коми-пермяков. С другой стороны, локальные группы русских переселенцев, обосновавшихся в Иньвенском крае, перенимали культуру, язык местного аборигенного населения. Таким образом, миграционные процессы, связанные с политической и экономической колонизацией Прикамья Русским государством, значительно отдалили этнографические группы коми-пермяков,проживающих на левобережье Камы, южной и юго-западной части Верхнего Прикамья. Местом их компактного проживания стал лишь Отхожий стан, т. е. территория современного Коми-Пермяцкого округа.

Исторические предпосылки способствовали консолидации лишь иньвенских, косинско-камских, кочевских коми-пермяков. Этнообразующим ядром стали иньвенцы, так как к началу XX века они имели административную территорию, именуемую Инь-венским округом, на основе кудымкарско-иньвенского диалекта с выходом в 1894 году первого коми-пермяцкого букваря стал формироваться единый литературный язык.

Именно из их среды выделились лидеры, настоявшие на создании 1925 году Коми-Пермяцкого национального (автономного с 1978) округа. В период становления национально-культурной, административно-территориальной автономии политическая элита Иньвенского края настояла на прийятии местных законодательных актов по признанию коми-пермяцкого языка в качестве государственного наравне с русским языком. Период «ко-мизации» (1926—1936 гг.) оставил заметный след в истории национальной культуры коми-пермяков.

Хотя язьвинские и зюзьдинские коми-пермяки имели вплоть до 1936 года статус национально-автономных районов, они так и не смогли войти в административное подчинение округа. Впоследствии они не участвовали в этноинтеграционных процессах с сородичами, проживающими в округе.

С середины 50-х — до середины 90-х годов происходят противоречивые процессы в развитии этнической культуры коми-пермяков. Тем не менее, на современном этапе с укреплением правового статуса округа, как полноправного субъекта Российской Федерации, передачей властных полномочий законодательным и исполнительным органам округа, появилась возможность правовой и административной поддержки национальной культуры титуального населения края, зюзьдинских и язьвин-ских коми-пермяков. , ......

Второй параграф «¡Изменения в системе расселения и социально-демографические сдвиги в Иньвенском крае в XX в.» освещает динамику демографических процессов у иньвенцев в сравнении с другими этнографическими группами на протяжении нынешнего столетия.

Статистические данные свидетельствуют, что темпы прироста коми-пермяков значительно отстают от родственных пермских народов. Более того, в диссертации отмечено, что если практически во всех 89 субъектах Российской Федерации, из-за социально-экономического кризиса, с 1993 года начался демографический кризис, то отрицательное сальдо между рождаемостью и смертностью у коми-пермяков значительно выше, чем у других финно-угорских народов. Эту ситуацию обусловили предыдущие десятилетия, поскольку в округе развивались только две сырьедобывающие отрасли: лесозаготовительная и сельскохозяйственная, которые в настоящее время находятся в упадке. Более оптимистично обстоят дела в Иньвенском крае, где более или менее развивалась перерабатывающая промышленность.

Два района края: Кудымкарский и Юсьвинский, окружной центр — Кудымкар,менее страдают от последствий кризиса. В этих сельских регионах исконно были сосредоточены многоотраслевые сельскохозяйственные производства. Если в Кудымкарском районе местные органы власти не могли удержать резкий спад производства, то в Юсьвинском — предпринимали все усилия по сохранению коллективных хозяйств. В этих сельских регионах 72% крестьянских подворий продолжают оставаться производящими хозяйствами. Численность населения в сельских регионах (без городских поселений) продолжает оставаться стабильной, а в некоторых сельских территориях она даже и растет.

В этом же параграфе отражены конкретно-исторические условия, которые обусловили изменения людности поселений как в сельской, так и городской местности, отражена динамика роста (падения) новых видов поселений — лесных поселков. Замечены тенденции, связанные с ассимиляцией коми-пермяков через межнациональные браки и из-за миграционной подвижности населения округа.

Поскольку в основном все городские поселения образовались на территории Иньвенского края, в этом разделе дан анализ особенное™ их культуры и быта. Исследуется этнокультурная ориентация горожан.

Во второй главе «Эволюция традиционной, материальной и духовной культуры иньвенских коми-пермяков» освещаются условия, приведшие к быстрым изменениям в этнической культуре коми-пермяков в нынешнем столетии. Исследование показало, что традиционная культура во многом схожа с культурой- сосед-.

них народов: коми, удмуртов, русских. Прежде всего она испы-т;' ала на себе мощное русское влияние. Это сходство проявляется во многих компонентах: жилище, утвари, фольклоре, мифологии и т. д. Побществу, у русских были заимствованы целые культурные пласты. Этому способствовала и географическая близость, и вовлеченность коми-пермяков в среду православно-славянской культуры, и мощное колонизационное давление русских.

Первый параграф посвящен процессам, связанным с изменением материальной культуры иньвенских коми-пермяков, которые были обусловлены природно-экологическими особенностями региона. Если до 80-х годов XIX в. коми-пермяки, жившие в лесах, имели беспорядочную застройку, то под административным влиянием земств была введена регулярная застройками большинство сельских поселений приобрело уличную планировку.

Разные части поселений, особенно в крупных деревнях и селах имеют собственные названия, которые прежде являлись названиями отдельных починков или деревень. Обычно жители старшего возраста помнят, что деревня называлась по имени первопереселенцев. К примеру, в селе Архангельское Юсьвин-ского района и поныне центральную часть называют посадом. Окраинные же части села, Карпово и Власово, раньше являвшиеся самостоятельными деревнями, ныне упоминаются как части единого поселения. Часто местные жители называют свою деревню не официальным названием, а исконно укоренившимся: деревню Алексеевка Кудымкарского района местные жители упорно и поныне именуют Чивизгина.

Традиционное жилище иньвенцев «керку» почти всегда одноэтажное. Избы рубили в угол. Коми-пермяцкая крестьянская усадьба, как правило, состоит из избы (керку), клети (чома), конюшни (карта), бани (пывсян).

Со второй половины 80-х годов наступило некоторое оживление индивидуального строительства, как в сельской, так и городской местности. Сохраняя традиционные приемы строительства, иньвенские коми-пермяки вносят существенные изменения в планировку, конструкцию и оформления жилища. В частности, вместо бревен используют брус, дома ставят на ленточных фундаментах. При двухполутораэтажном строительстве: первый уровень, как правило, сложен из кирпича, второй — из бревец или бруса. Крыши кроют не тесом, а шифером или железом. При каждой отдельной усадьбе имеется участок. В сельской местности он занимает площадь от 25 до 40 соток, в городе — от 6 до 30 соток.

Пища коми-пермяков продолжает оставаться традиционной:

картофель, луде, капуста, морковь, свекла, редька. Начиная с 70-х годов практически все сельские коми-пермяки, как впрочем и городские, имеющие земельные участки, выращивают в парниках огурцы, помидоры.

Традиционными блюдами иньвенских коми-пермяков являются блюда из грибов и ягод, рыбы и мяса: («тшакъяшыд» —похлебка из грибов, «черинянь» — рыбный пирог, «пельнянь» —; пельмени, «тупоссез» — шаньги и др.). Традиционными напитками продолжают оставаться: квас (ырбш), домашнее пиво (сур). Не случайно 81,8% иньвенских коми-пермяков отметили, что они питаются блюдами, которые относятся к национальной кухне.

Национальная утварь и одежда практически исчезли из обихода, хотя народный женский костюм, как правило, хранится почти в каждой крестьянской сельской семье.

Второй параграф главы посвящен духовной культуре коми-пермяков. Уровень образования как коми-пермяков, так и соседних восточно-финских инородцев был низким. На рубеже XIX и XX в. уровень грамотности среди титульного населения Пермяцкого края составлял около 4%. Круг людей, получивших образование выше начального, был чрезвычайно узким. С учреждением в 1872 году под руководством Николая Ильминского Казанской учительской семинарии начинается просветительская деятельность ее выпускников в Пермяцком крае. При настойчивости И. Я. Кривощекова, И. Шестакова — настоятеля Свято-Никольской церкви, земства в 1904 году^в с. Кудымкар открывается народный дом, а еще ранее (в 1894 г.) Г. Попов составляет и издает первый коми-пермяцкий букварь.

Народный дом в с. Кудымкар сыграл большую роль в подъеме национальной культуры. Он способствовал созданию краеведческого музея, драмкружка, впоследствии — национального драм-театра. При содействии А. Зубова и М. Лихачева, основоположников коми-пермяцкой литературы, началось проведение культурных вечеров — «Коми рыттэз». Несмотря на то, что они были репрессированы в 30-х годах, как «буржуазные националисты», их идеи продолжали жить вплоть до 60-х годов нынешнего столетия. Так,в 1962 году была создана коми-пермяцкая писательская организация, в которую вошли — С. И. Караваев, И. Минин, М. Д. Вавилин, Н. В. Попов. Их традиции продолжают развивать литераторы: Ф. С. Истомин, Г. М. Бачева, В. В Климов, А. С. Истомин, А. Ю. Истомина и многие другие.

Необходимо отметить, что востребованность произведений коми-пермяцких прозаиков и поэтов весьма невысока среди различных категорий коми-пермяцкого народа. Читают регулярно художественную национальную литературу только четверть оп-

роШенных коми-пермяков. Старшее поколение знает местных писателей больше, младшее — меньше. Одна из главных причин их невостребованности, на наш взгляд, кроется в том, что тираж произведений коми-пермяцких писателей и поэтов весьма невысок. Литературный язык после 1930-ых годов практически не развивался, его функционирование было сужено до уровня преподавания в школе. ,

Драматическое искусство в округе представлено окружным драматическим театром им. М. Горького, созданным в 1934 г. Заслуги его в культурном просвещении местного населения достаточно высоки. Коллектив театра отмечен правительственными наградами: Орденом «Дружбы народов» (1984 г.), Государственной премией им. Станиславского (1987 г.). Тем не менее в настоящее время национальный театр переживает тяжелейший кризис из-за нерегулярного финансирования. Шоу-мероприятия, которые имеют место, как источники пополнения внебюджетных средств, в центральных театрах, в г. Кудымкаре не прижились. В целом авторитет художественной национальной культуры в округе продолжает оставаться низким. ,

Национальное музыкальное профессиональное творчество в Иньвенском крае представлено профессиональными композиторами,' А. Клещиным, пишущим музыку на стихи местных поэтов, и В. Куликовым, написавшим несколько арий и произведений для симфонического оркестра, а также Н. Пахоруковым — самодеятельным композитором, чье творчество получило высокую оценку музыковедов. Серьезную подпитку национальному искусству в Иньвенском крае дает Кудымкарская школа искусств (открыта в 1959 г.), профессиональный ансамбль «Шонд1-бан» (восстановлен в 1992 г.).

Развитие культуры в округе несомненно зависит от отлаженной системы образования. В 30-х годах в г. Кудымкаре были открыты четыре средне-специальных заведения: педагогическое и медицинское училища, лесотехнический и сельскохозяйственный техникумы. В 40-х годах была попытка создать систему высшего образования. Однако учительский институт, созданный в 1940 году, был закрыт в 1959 году. С 1995 года в Кудымкаре открыт филиал Удмуртского университета, в котором на дневном и заочном отделении обучается около 500 человек.

Управление образования и науки Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа еще в 1990 году разработало комплексный план по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обучения коми-пермяцкому языку и литературе, приобщения к национальной культуре учащихся школ, профтехучилищ, детских школьных учреждений. Срок его выполнения был

Ьймечен на 1995 год. К сожалению, этот план выполнен всего лишь на одну треть, так как планируемая программа финансировалась частично.

Проблемы в развитии традиционной и современной материальной и духовной культуры в XX в. у иньвенцев были обусловлены прежде всего тем, что она испытывает на себе все противоречия современной эпохи. Волевые действия руководителей округа зачастую не подкрепляются финансированием для развития необходимой инфраструктуры в области национальной культуры и образования.

В третьем параграфе «Язык как главный носитель этнической культуры» в диссертации на основе социологических данных исследуются особенности его функционирования в различных ситуациях межличностного общения: обыденном (разговорном), литературном, информационном и т. д.

Вне сомнения, языковая ситуация в Иньвенском крае, как?впрочем,и в "округе, довольно сложная. Если в Кудымкар-ском районе сохраняется традиционная языковая среда, то в Юсьвинском обстановка несколько иная — в этом регионе очень велико влияние обрусевшего русскоязычного населения, которое в основном проживает в п.г.т. Пожве, Майкоре, с. Купрос. Это обусловлено рядом причин. Наличие этих русских ареалов оказывает сильнейшее воздействие на коми-пермяцкое население.

В XX в. влияние русского языка еще более возрастает. Большинство иньвенских коми-пермяков воспринимают русский язык, как язык первого порядка, а родной — второго порядка. Об этом свидетельствуют результаты массового опроса населения, которое показало, что 18,4% детей наших респондентов свободно владеют родным языком, в 23,4 % семей родители отметили, что их дети владеют коми-пермяцким языком плохо, 39,4% указали, что их дети в той или иной мере понимают коми-пермяцкую речь, но не говорят, а 29,3%, то есть почти треть, указали, что дети полностью не владеет родным языком.

Исследование показало, что тенденция по сужению функции коми-пермяцкого языка может усилиться, если не будут применяться административно-правовые меры по его сохранению и дальнейшему развитию. Одной из основных мер должно стать повышение статуса коми-пермяцкого языка как языка официального, что должно быть поддержано властными структурами округа. На наш взгляд, он частично должен функционировать как государственный в коми-язычных территориях, в судебно-правовых органах. Кадры языковедов желательно готовить в своей национальной среде, как это было при учительском институте (1940—1959 гг.), а не в Перми. Для этого есть все ус-

ловия. На наш взгляд, коми-пермяцкое отделение Кудымка^-ского педучилища надо поднять до уровня колледжа. Законы Российской Федерации «О государственных языках», «О национально-культурной автономии» являются базисными для местной законодательной и исполнительной власти. Их исполнение зависит от выработанного регионального административно-правовою механизма.

Необходимо отметить, что, несмотря на противоречия в этноязыковой ситуации в округе и ^частности, в Иньвенском крае, многие родители считают- необходимым, чтобы их дети знали родной язык. Это обстоятельство свидетельствует о том, что есть положительные явления, которые могут способствовать сохранению и развитию языка.

Третья глава «Этническое самосознание иньвенцев» освещает природно-географические и исторические факторы, которые оказали влияние на этническое сознание иньвенских коми-пермяков. Это положение отражено в первом параграфе. Некоторые особенности психологин иньвенцев отмечали исследователи еще в XIX веке, когда было подчеркнуто, что в ряде регионов края у коми-пермяков наблюдается ослабленное этническое самосознание.

Экономическая нестабильность, начавшаяся с 1992 года, сильно повлияла на молодое коми-пермяцкое поколение. Округ с 1990-х годов входит в «десятку» нестабильных территорий России по преступности. Он занимает одно из первых мест среди субъектов Федерации по уровню безработицы, низкой заработной плате. На наш взгляд, стабилизировать ситуацию в крае сможет правительственная программа по выполнению Указа Президента РФ «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа», который был принят еще в 1992 году.

Второй параграф отражает состояние современного этнического самосознания у разных социальных групп коми-пермяков Иньвенского края. Если исследователи прошлого века отмечали, что в Егвинском, Ошибском, Белоевском и Верх-Иньвенском приходах можно еще изучать «чистого пермяка», то сегодня само-индификация титульного населения намного усложнилось. Это произошло потому, что изменились сам тип их расселения, социальная структура, усилились межнациональные контакты, возник иной тип информационного воздействия на этнос. Исследование показало, что уровень этнической лояльности коми-пермяков весьма невысок. В моноэтнической среде Кудымкарского района, где менее нарушены система расселения и традиционный тип крестьянских хозяйств, сохранены фольклорные и исторические традиции, этническое самосознание стабильнее, чем у

-âi- ,

других этнографических групп. С другой стороны, коми-пермяки, родившиеся в Кудымкарском и Юсьвинском районах, подвержены более активной миграции. Эта тенденция обусловлена прежде всего их мобильностью, предприимчивостью, связями с родственниками, проживающими вне территории округа. В конце 1990-ых годов из-за высокой безработицы иньвенские коми-пермяки начали заниматься «отхожими промыслами», т. е. оставляя семью, выезжают на заработки в другие регионы России.

В заключении диссертации подведены итоги исследования и изложены варианты выхода из этнокультурного кризиса инь-венских коми-пермяков и этноса в целом.

Основные положения диссертации отражены в следующих

публикациях

1. Modern ethnical situation and problems of nationfJ educational systen in Komi-Permian autpnwnus okrug. //Международная научно-практическая конференция «Этнокультура и образование финно-угорских народов». — Йошкар-Ола. 18—21 ноября 1991.

2. Влияние современной демографической ситуации на этнокультурные традиции коми-пермяков //История и культура коми-пермяцкого народа в школьной программе. Материалы первой и второй научно-практических конференций в г. Кудымка-ре. — Кудымкар, 1993. — С. 141—145.

3. Коми-Пермяцкий округ: от первых дней к современности (О национально-культурном развитии коми-пермяков) //Газета ♦ГГарма» № 131, от 3 июля 1992 года).

4. Городские коми-пермяки: особенности культуры и быта// Эволюция и взаимодействие культур народов северо-востока Европейской части России. Труды ИЯЛИ. Вып. 57. — Сыктывкар, 1993. — С. 6—15« D

5. Between Assimilaioni Accomodation: Problems от Komi-Per-mak Jdenti&:y Maintenante© //Studia Slavica Finlàndensia. Tcjmus XI. Helsinki, 1994. — P. 101—118.

6. Идея национального единства коми и коми-пермяков: история и современность //Самоопределение и автономия народов России. Исторический опыт и уроки. — Йошкар-Ола, 1995. — С. 55—57.

7. Традиционные семейные отношения у иньвенских коми-пермяков //Коми-пермяки и финно-угорский мир: Тез. докл. на международной конференции. Кудымкар, 26—28 мая 1995. — Сыктывкар, 1995, — С. 93—94.

8. Коми-пермяцкие духи //Указанный сборник. — С. 100— 101. .. -

5. Современная этнокультурная ситуация в г. Кудымкаре //Сб. «Наш край» Вып. 7. — Кудымкар, 1995. — С. 53—58.

. 10. Origins and development of the Komi-Pprmuan migrant groups the 20 th century /'/Congressus primus historia© fenno-ug-ricae. — Oulu, 1996. — C. 167—169. j

11. Komipermiaisten siirtoiaisryhrmn muodostumisen ja keni-tyksen historial900-Iyvulla //Congressus primus historias fenno-ug-ricae. — Oulu., 1996. — C. 169—170.

12. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития //Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102. — М., 1997. 1,5 п. л. — С, 3—45.

13. Этническое самосознание коми-пермяков //Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы I Международной научно-практической конференции, г. Кудымкар, 26—27 мая 1995 г. — Кудымкар, 1997. — С. 44—58.

14. Современные коми-пермяки: население и этнокультурное положение //Указанные материалы. — С. 79—96.

15. Роль коми-пермяцкого языка в современных этнообразу-ющих процессах //Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Часть III. — Пермь, 1997. —С. 3—7.

16. Динамика этнических изменений и перспектив этнического развития коми-пермяков //Второй международный конгресс этнологов и антропологов. Часть I. — Уфа, 1997.

17. Проявление этнической психологии у коми-пермяков при похоронно-поминальном обряде //Издательство Удмуртского государственного университета — Ижевск, 1998. (В печати).

18. Роль конкретно-исторических условий в становлении и развитии административно-территориальной и национально-культурной автономии коми-пермяков //Труды ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. — Сыктывкар, 1998. (В печати).

19. Некоторые этноисторические уроки по развитию местного самоуправления и землевладения в коми-пермяцкой деревне //Труды ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. — Сыктывкар, 1998 (В печати).