автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Этнокультурные стереотипы производственного поведения в трудовых коллективах (на примере трудовых коллективов Республики Саха (Якутия)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнокультурные стереотипы производственного поведения в трудовых коллективах (на примере трудовых коллективов Республики Саха (Якутия)"
РГ8 ОД
:.санкт-петсрЬургский государственный университет
На правах рукописи.
ПОДОЙНИЦЫНА ИРИНА ИВАНОВНА
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
(на примере трудовых коллективов Республики Саха (Якутия)
Специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты,образ жизни
АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Санкт-Петербург 1993
Работа вы'полш-па па кафедре теории и истории социологи! факультета социологи!! Санкт-Петербургского государственно:; университета.
Научный руководитель — доктор философских нг.у;;
профессор Боропеев Л. О
Официальные оппоненты — доктор фплсетфскн:
наук, профессор Хабибуллмн К. Н. кандидат фпл:с; фски наук, доцент Кукушкин В. И.
Ведущая организация — Санкт-Петербургский
государственный педагогически ■унпЕср.нтст им. А. П. Герцена
Защита состоится « » 199,'} г. н час. на за
седании Специализированного совета K-003.57.C3 по присуждении ученой степени кандидата социологических паук п СПбГУ по ад ресу: 193060, Санкт-Петербург, Смольный, 1/3, подъезд 9-й, фа культет социологии СПбГУ, ауд. 20!.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотек.
СПбГУ.
Автореферат разослан « » 1993 I
Ученый секретарь Спецп ал ими роза иного совета, кандидат философских паук
Мельников Е. Г
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Одна из характерных особенностей се-., годняшнего времени — взлет этничности, который исследователе именуют «этническим парадоксом современности». Это означает, что, с одной стороны, наблюдается дальнейшая интернационализация материальной и духовной жизни народов мира, а с другой — повсеместно отмечается рост этнического самосознания и стремление этносов ко все большей этнической консолидации.
Перед учеными стоит задача выработки путей (моделей) национального консенсуса. Этот вопрос принято рассматривать в основном на макроуровне (оформление государственности наций, решение проблем суверенитета и т. д.). Поиски консенсуса приобретают особую актуальность в нашем мире, где наряду с позитивным межэтническим взаимодействием наблюдаются, к сожалению, и факты межэтнической напряженности (и крайняя форма ее проявления — межнациональные конфликты).
Однако для того, чтоб сделать общение представителей различных наций более гуманным, основанным на императивах альт-\ рунзма и человечности, необходимо, на наш взгляд, установить понимание вначале на мезоуровне социума. Ведь этнос поддерживает преемственность культуры и нормативную целостность именно в разрезе мезоструктуры или посредством ее (Сусоколов, 1990).
В «традиционном» обществе базовыми элементами мезоструктуры являются родственные общины. В «современном» — профессиональная деятельность, неформальные контакты (при сохранении определенной роли семьи).
Еще в конце прошлого века Э. Дюркгейм заметил, что «нация может поддерживать свое существование только в том случае, ее- / ли между государством и отдельными лицами внедряется целый N ряд вторичных групп, достаточно близких к индивидам» (Дюрк- / гейм, 1893). Такими вторичными группами являются «профессиональные группы», или трудовые коллективы. По мысли французского ученого, в основе общественного прогресса лежит трудовая солидарность индивидов.
Обращение к изучению трудовых коллективов оправдано еще и потому, что интегрирующим центром всех назревших качественных изменений в современном социуме являются экономика н
сфера труда, вот почему так важно ставить вопрос о совершенствовании культуры межличностных (в том числе — и межнациональных) отношений именно в этой области.
Итак, выясняя реальное положение дел в трудовых коллективах, специфику контактов этносов в процессе труда, мы способствуем решению двух созидательных задач, соответствующих двум доминирующим тенденциям общественной жизни. Во-первых, мы определяем, возможна ли экономическая интеграция народов, существуют ли для этого реальные предпосылки (такой реальной предпосылкой может быть взаимная комплимеитарность контактирующих в процессе труда этносов). И во-вторых, каким образом можно использовать профессиональные навыки, высокий профессиональный статус на нужды внутрпэтипческой консолидации (учтем, что упрощение социально-профессиональной структуры этноса понижает уровень его самоорганизации).
Степень разработанности темы.
Содержательно представляет этнические традиции чувашского парода эгпопедагогический очерк Г. Волкова (Волков, 1970). 10. Бромлей, 10. Лрутюияи, Л. Переиелкнп рассматривают в своих статьях национальные трудовые традиции как важный фактор интенсификации производства (Бромлей, Шкаратан, 1983, Ару-тюнян, 1985, Перепелкин, 1989). О влиянии культурных (и религиозных) традиций Востока на хозяйственную деятельность пишут Е. Примаков, Н. Лычагина, А. Чамкин (Примаков, 1982, Лыча-гипа, Чамкин, 1989).
Единственным самостоятельным исследованием, посвященным проблемам этнической экономики в нашей стране, является книга, вышедшая под редакцией О. Шкаратапа «НТР и национальные процессы» (Шкаратан, 1987). О. Шкаратан выдвигает идею этнокультурного разделения труда, однако, в отличие от сторонников доктрины модернизации общества, он не поддерживает концепцию «зависимости», «центра — периферии» (разделение на «развитые индустриальные» и «отсталые аграрные» нации). В основе его теории — признание того факта, что на производственное поведение индивида влияют как социокультурные, так и этнокультурные факторы (т. с. производственное поведение детерминируется этнической психологией).
Из зарубежных авторов представляют интерес переведенные у нас в стране труды японских ученых У. Оучи, М. Моритани, X. Окумура, пропагандирующих японский менеджмент, основанный на использовании «человеческого фактора». Канадские социологи X. Финклер, Р. Янг, П. Макдермотт исследуют мотивации обращения аборигенного населения Аляски к не традиционным для них видам труда, характер взаимодействия малых народностей Севера с представителями европейских этносов.
В отечественной литературе достаточно основательно изучена проблема формирования соцналыю-пснхологического климата кол-2
лектива (Н. Обозов, Г. Щскин, Ж. Тощснко, П. Смирнов, Л. По-горадзе, Г. Соколова, Б. Парыпш, А. Петровский и др.)- Вместе с тем вышеперечисленные ученые не освещают в своих трудах такую грань межличностных отношении как межнациональные отношения, что свидетельствует о явной недооценке значения межнациональных отношении в жизни трудового коллектива.
Полезная информация была почерпнута диссертантом из газет и журналов 20-х годов «Жизнь национальностей» (статьи деятелей Комитета Севера В. Богораза-Тана, С. Бутурлина, П. Смидо-вича и др.).
Методологической основой диссертации являются общенаучные методы исследования, а также «методологические гипотезы» (термин В. Ядова) 1). биоэнергетической модели этноса Л. Гумилева, 2). «хозяйственно-культурных типов» (оп^рационализпруется в понятие «этнической детерминированности» профессионального выбора и традиционных хозяйственных занятий), 3). этнокультурного разделения труда О. Шкаратана.
В практической части диссертации автор опирался главным образом на методические подходы признанного мастера демоскопии Э. Ноэль (Ноэль, 1978) и советских ученых В. Голофаста и Г. Оси-пова («Логика социологического исследования», 1987).
Итого использовано 164 источника, из них 7 — переводы автора диссертации с английского языка, 4 Статистических сборника республики Саха н Статистический сборник ЦСУ СССР (М., 1981).
Цель и задачи работы. Основная цель данного диссертационного исследования — изучение этнокультурных стереотипов производственного поведения в трудовых коллективах. Поскольку этнокультурные стереотипы — один нз главных признаков, позволяющих отграничить один этнос от другого (Гумилев, 1990), следовательно, можно предположить, что каждый этнос будет проявлять себя своеобразно и в процессе труда, его представители будут оригинальным образом реагировать на те или иные производственные ситуации (скажем, выбор профессии, удовлетворенность трудом и т. д.). Выяснение модусов производственного поведения (в нашем случае — якутов и русских) поможет совершенствованию культуры труда па производстве, оптимизации межличностных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить частные задачи:
В теоретической части работы'—
а) определить специфику решения национального вопроса па Крайнем Севере, специфику взаимодействия двух крупных этносов, проживающих совместно на территории Якутии (якутов и русских) ,
б) выявить, какие компоненты культуры этноса способны оказать влияние на производственное поведение индивида (этнофора),
в) проанализировать опыт применения этнических характерис-
тик рабочей силы в передовых странах мира — Японии, Канаде, Америке,
г) определить место и роль межнациональных отношений в структуре производственных отношений, влияние межнациональных отношений на формирование социально-психологического климата в коллективе,
д) определить значение формирования культуры межнациональных отношений в трудовых коллективах.
В практической части работы —
а) на основе качественно-количественного анализа ответов респондентов (простых процентных распределений, построения двухмерных и трехмерных таблиц, схем, концептуализации проблем и т. д.) рассмотреть проблему функционирования вышеназванных явлений на микроуровне (т. е. возможность реального применения в коллективах этнических традиций труда якутов и русских, реальное самочувствие и настроение представителей обоих этносов в конкретных производственных условиях и т. д.),
б) изучить вопрос о национально-специфических ориентациях на выбор той или иной профессии якутов и русских, о существовании «идеальных типов» работников, об отношении к промышленному освоению представителей того и другого этноса. Следует учесть, что последние 70 лет межэтническое взаимодействие в республике Саха развивалось на фоне углубляющегося процесса индустриализации.
Научная новизна работы.
Впервые проведено комплексное сравнительное исследование этнокультурных стереотипов производственного поведения якутов и русских в промышлешю-транспортных коллективах республики Саха.
Исследована проблема отношения якутов и русских к промышленному освоению республики, возрождению традиционных видов труда. Выяснен вопрос национально-специфических ориентаций якутов и русских на выбор популярных в республике профессиональных занятий (горняков, швейников, полиграфистов, дерево-обработчиков, связистов, строителей, водителей).
С целью выяснения влияния национальной принадлежности и возраста (принадлежности к той или иной возрастной когорте) на характер оценки состояния межнациональных отношений в трудовых коллективах впервые применен метод корреляционного анализа.
На теоретическом и практическом уровнях рассмотрена проблема влияния динамики межнациональных отношений на формирование социально-психологического климата в трудовых коллективах.
Практическая значимость диссертации.
Содержащиеся в ней теоретические положения, методические приемы сбора, обработки и анализа социологической информации могут быть использованы:
— в прикладных исследованиях трудовых коллективов либо в сравнительных исследованиях межнациональных проблем на мезо-и макроуровнях общества,
— в расширении возможностей подготовки нового субъекта труда в республике Саха. По глубокому убеждению диссертанта, ирофориентациониая работа должна проводиться с учетом этнических характеристик будущих специалистов промышленного производства,
— в подготовке лекций и семинаров в вузах по специальностям этническая социология, культурантропология, этническая экономика.
Апробация работы.
Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ и на 3-х научно-практических конференциях (в гг. Якутске, Санкт-Петербурге) .
Структура работы.
Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста. Состоит из Введения, 2-х глав, Заключения, Приложения и списка использованной литературы. 1-я глава (теоретическая) подразделена на 4 самостоятельных параграфа. П-я глава (эмпирического характера) содержит анализ данных конкретных социологических исследований, которые сгруппированы помимо того в 10 таблиц п 3 схемы. Всего автором диссертации было опрошено 1515 респондентов на 12 предприятиях в гг. Якутске, Алдане и Алданском районе (пп. Солнечный, Нижний Куранах). Исследование проводилось в 4 этапа: в декабре 1989, феврале 1991, августе 1991 ц в августе 1992. Имеется Приложение-—анкета.
Во Введении отмечена актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, аспект разработанности темы, определена ее научная новизна. Кроме того, имеется обзор основных этносоциологических концепций. Подчеркивается, что автором избран путь запланированного поиска, направляемого сформулированной гипотезой.
Глава I. Этнические аспекты труда.
В 1920 году был утвержден Народный комиссариат по делам национальностей. В 1924 году создай Комитет содействия народностям северных окраин, или сокращенно Комитет Севера. Основное его назначение — борьба с голодом, помощь северянам продовольствием и товарами. Вместе с тем Комитет Севера проявлял настоящую заботу о профессиональных занятиях аборигенного населения (повсюду по Северу открывались мастерские по пошиву меховой одежды, создавались товарищества по выпасу оленей, промысловые товарищества охотников, рыбаков и т. д.).
Деятели Комитета строили немало планов по «хозяйственному устроению Севера», в том числе и по привлечению туземцев к промышленному производству. Однако, просуществовав 10 лет, Ко-
митет Севера был упразднен, с его ликвидацией практически и прекратилась целенаправленная работа по социальной защите жителей Крайнего Севера.
Современные исследователи (Иванов, Никитин, 1990) предлагают рассматривать народы Севера как гомеостатические этносы, находящиеся в равновесии со своим ландшафтом. Связь между этносом и ландшафтом поддерживается через преемственность адаптпвных навыков между поколениями. При нарушении этого цикла включается механизм необратимой (па этническом уровне) дезадаптации.
В первом параграфе дается также историческая ретроспектива событий: освещается судьба контактов 2-х этносов, проживающих на территории республики. Доказывается, что история этих контактов свидетельствует о взаимной комплиментарное™ 2-х этносов и о созвучии их стереотипов поведения.
Отмеченная предрасположенность русского и якутского этносов к взаимовыгодному и плодотворному взаимодействию (в том числе и в сфере труда) может быть объяснена не только глубиной этнических контактов во времени, но и психологическими причинами — сходством модусов национальных характеров (определение «национального характера» находим у А. Бороноева и П. Смирнова— Бороноев, Смирнов, 1992). Можно найти этому подтверждение, опираясь на развитые теории — энергетической модели этноса (Л. Гумилев, К. Иванов) и переживающей ныне ренессанс теории евразийства (Л. Карсавин, П. Савицкий, Дж. Вернадский, И. Трубецкой).
Далее дается сравнительный анализ «традиционного» и «современного» обществ и соответствующих данной классификации социумов «традиционной» и «современной» этнических культур, что помогает определить место п роль этнических традиций труда в этих культурах. Мы отвечаем на вопрос, возможен ли синтез элементов этих культур в современных условиях, межпоколенная трансмиссия этнокультурных ценностей. Или же, действительно, согласно Маргарет Мид, существует «громадный разрыв» между отцами и детьми (Mead, 1978). Рассмотрение 2-х типов обществ помогает уяснить, почему этнос тяготеет к тому или иному виду труда.
Мы полагаем, что этнос, хорошо адаптированный в своей экологической нише (что характерно для «традиционного» общества прежде всего), опирается в профессиональной (трудовой) деятельности на строго определенные виды труда, благодаря которым этнос исторически закрепляется и воспроизводит сам себя па данной территории. Профессиональный выбор детерминируется этнической психологией и имеет соответствие в ее структуре в виде динамичных моделей профессиональной престижности, характерных для того или иного этноса. Профессиональные занятия имманентно связаны с самим фактом закрепления этноса на земле как 6
организованной общности людей, как природного коллектива. Традиционные профессиональные занятия тесно связаны с этническими традициями труда.
Если рассматривать этнические традиции труда в гЛобалыюм плане, то стоит учесть, что трудовая деятельность является опосредующим звеном между природной средой и психологией этноса. Этнические традиции труда ведут свой отсчет от доиндустриаль-ного социума. Формирование традиционных трудовых занятий, традиционных форм организации труда (этнических традиций труда), этнической традиции освоения территории — все это служило важным средством приспособления к природно-климатическим условиям среды. Этой же точки зрения придерживаются сторонники концепции «хозяйственно-культурных типов» (Богораз-Тан, 1923, Чебоксаров, Левин, 1955 и др.).
Япония являет собой уникальный пример смелого и продуктивного соединения элементов «традиционной» культуры этноса (в частности «духа» крестьянской общины) с условиями сегодняшнего производства.
И патриархальная община, и индустриальные коллективы урбанизированной Японии 90-х годов построены по принципу коллективизма и «холизма» — подчиненности части целому. Коллективизм, как стиль производственного поведения, есть внешнее проявление глубинных, протекающих на невербальном уровне этнических процессов. Коллективизм — это отражение этнической традиции японцев грудиться сообща, в содружестве и ориентироваться на успех группы. Это находит свое проявление и в мотивациях японцев преимущественно на содержательность и обществен-но-полезпые результаты труда (па «служение своей нации»). В то время как американцы настроены на индивидуальный успех, запинание собственного «дела» (Мнлкман, 1992). Л у западных немцев последнее время вообще наблюдается падение трудовой морали, их интересы перемещаются во внетрудовую сферу (Шпакова, 1990).
Японские менеджеры активно используют этнические характеристики рабочей силы, что приносит своп экономические плоды и способствует установлению «человеческих отношений» на производстве. К слову сказать, японцы позаимствовали «человеческие отношения» у американцев — эту теорию сформулировал чикагский экспериментатор Э. Мэйо в 30-х годах нашего века.
Итак, японцы активно используют коллективизм, холизм, принципы «группизма» (группового принятия важного решения), привлекают па службу производству ритуальные формы этническою поведения (расневанне национальных гимнов перед началом трудового дня), делают ставку на применение черт национального характера (скажем, предпочтение компромисса перед решением проблемы через конфликт и т. д.). Они с уважением относятся к занятиям предков (искусство миниатюризации в электронной про-
мышленности основано на древнем занятии изготовления «нэцке» и «бонсай»).
Определенный интерес может представить для нас канадская система Обучения рабочих кадров, функционирующая с 1967 года и готовящая аборигенное население для работы в новых сферах труда — на нефтепроводах, в системе технологического обслуживания аэропортов, в социальной сфере, сфере обслуживания (Young, Me Dermott, 1988).
В самом северном регионе Канады — Новом Квебеке, по своим климатическим и социально-демографическим характеристикам достаточно близком Якутии, аборигенное население (эскимосы, индейцы) но-прежнему занимаются трапперством, рыболовством, кустарными промыслами, т. е. исконными ремеслами. Однако урбанизированные эскимосы успешно несут службу на государственных предприятиях, сотрудничают в сферах бизнеса, туризма. В регионе Форт-Смпт трудятся на золотых приисках.
С одной стороны, это вынужденное обращение к не традиционным для своей этнической группы занятиям и вызвано оно упадком промыслового хозяйства. С другой же, аборигены добровольно решили работать по найму: благодаря доверию промышленным фирмам, которые осуществляют провозглашенный правительством курс на приоритетность найма коренных жителей и предоставления им льгот.
Эффективность ведения хозяйства и уровень жизни в аборигенных территориях Канадского Севера выше, чем на Якутском Севере.' В чем здесь дело? По мнению 3. Соколовой и В. Тишкова, это происходит потому, что промышленное освоение Канадского Севера способствовало внедрению достижений НТР в технологию традиционных отраслей хозяйствования (Соколова, Тишков, 1991). Кроме того, средства от промышленного освоения Северо-Западных территорий правительство Канады отчисляло на развитие культуры II языков аборигенного населения. Оно получает компенсации за разработку полезных ископаемых на своей территории.
В следующем параграфе уточняется содержание основных понятий, являющихся ключевыми для диссертационной работы. Понятие «этнических стереотипов» дается в трактовке Л. Гумилева (Гумилев, 1990). Понятие «трудовых коллективов»—-в трактовке II. Обозова и Г. Щекина (Обозов, Щекин, 1990). Если Обозов и Щекин определяют трудовой коллектив как «группу, где межличностные отношения людей опосредуются общественно-полезным или же личностно значимым содержанием совместной деятельности», то авторы Краткого словаря по социологии дают идентичное определение, только рассматривают трудовой коллектив как «организованную общность людей» (Словарь, 1985). Думается, что и та, и другая формулировки адекватны действительности.
Автор диссертации выражает несогласие с радикальной точкой зрения на то, что понятие трудового коллектива устарело, ассо-S
ипнруется с периодом строительства социализма и т. д. Можно назвать его «профессиональной», «корпоративной группой» (как это делал Дюркгейм), «свободными трудовыми ассоциациями» и т. д., по социологическая суть этих социальных образований (групп, организованных общностей) от этого не изменится. На наш взгляд, понятие «трудовой коллектив» не песет никакой идеологической нагрузки (точно также как и понятие «трудовой солидарности», которую можно фиксировать во всех типах обществ).
Что касается термина «производственное поведение», то оно является наименее разработанным (удалось встретить на этот счет только статьи В. Верховипа — Верховип, 1991). Социологи более успешно оперируют понятием «социальное поведение» (Вебер, 1913, Сорокин, 1920, Щснаньскнн, 1969). Поэтому мы попытались дать самостоятельное определение. Производственное поведение— это одна из разновидностей социального поведения, подразумевающая взаимодействие людей в процессе совместного труда и выражающаяся в определенных поступках членов трудового коллектива.
Производственное поведение индивидов есть реакция последних па комплекс стереотипных ситуаций, повторяющихся в процессе труда (ситуация выпуска брака, недопоставки материалов, выборов бригадира, производственной интриги и т. д.). _
Культура труда есть не просто усвоение знаний или (удельных операций, «в этих делах достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки» (Ленин, 1923). Готовность к труду имеет социально-культурные и этнокультурные корни.
В данном параграфе сознательно «сталкиваются» две точки зрения: 1). «...социально-профессиональная группировка совершенно не коррелнруется с национальностью» («Социально-культурный облик советских наций», 1986), 2). «промышленное производство чувствительно ко многим характеристикам этнической культуры» («НТР и национальные процессы», 1987). Автор диссертации придерживается второй точки зрения.
По мнению Шкаратана, существует ряд компонентов культуры этноса (связанных преимущественно с традиционной этнической культурой), которые прямо воздействуют на трудовую деятельность. Данный тезис подробно рассматривается и комментируется диссертантом, иллюстрируется примерами.
На трудовую деятельность, скажем, серьезное влияние оказывают религиозно-культовые традиции этноса. Один из самых ярких русских религиозных праздников — храмовые пли престольные праздники, которые в качестве составляющих аграрного календаря имели особое значение в трудовой жизни крестьянской общины. Народный календарь сельскохозяйственных работ — это первоначально языческая традиция, которая затем приобрела самостоятельное значение в качестве этнической традиции труда. Ныне она относится к числу реккурентных (возвращающихся).
У чуваш известны помочи — трудовая традиция, уходящая в глубину веков — дружное выполнение всем миром работы, непосильной одной семье. У узбеков и таджиков до сих пор популярен хашар — совместный труд. У якутов в середине XX века возрожден ысыах — национальный праздник труда, устраиваемый после сева, в начале лета.
На первый взгляд очевидно, что если в трудовом коллективе трудятся представители нескольких национальностей, то между ними устанавливаются те или иные межнациональные отношения. Однако в отечественной литературе но социологии труда, социальной психологии это либо отрицалось, либо упускалось из виду.
Производственные отношения людей как таковые можно разложить на составляющие: деловые отношения между работниками одного уровня, функционально-деловые отношения между начальством и подчиненными, межличностные (нравственно-эмоциональные) отношения между людьми.
Доминирующее значение в производственной среде играют отношения ответственности, функциональпо-ролевой взаимозависимости. Вместе с тем Л. Погорадзе отмечает, что не стоит преуменьшать значение нравственно-эмоциональных отношении, ибо без них невозможна «...оптимальная система всех внутриколлектив-ных отношении» (Погорадзе, 1990).
Межнациональные отношения в трудовом коллективе являются гранью, особым проявлением межличностных отношений и оказывают самостоятельное влияние па производственный процесс в целом. Межнациональные отношения прежде всего воздействуют на социально-психологический климат и через его посредство — на динамику производительности труда. Зависимость роста про изводитсльности труда от влияния субъективного фактора производства дебатируется в научной печати еще со времен Хоторнских экспериментов. Сегодня существование данной зависимости — неоспоримый научный факт.
Итак, с одной стороны, межнациональные отношения воздействуют на социально-психологический климат, а с другой, сами являются его производной. Межнациональные отношения прямо зависимы от психологических условий труда, психологической культуры взаимных отношений сослуживцев.
На формирование нормальных межнациональных отношений оказывают влияние такие компоненты культуры производства как культура условий труда (технологических и физических), организация трудового процесса, управления производством и культура самого работника. В конце концов, как писал один из исследователей, паша культура должна соответствовать нашим станкам. 11 только усовершенствовав общую культуру производства, можно добиться и улучшения психологических взаимоотношений людей в коллективе.
Стоит отметить также, что культура межнациональных отпо-
шепни на производстве подразумевает не всякое взаимодействие субъектов межнационального общения, а только качественный характер общения люден разных национальностей.
Глава II. Сравнительный анализ производственного поведения представителен различных этносов, проживающих на территории республики Саха (Якутии)
Данная глава представляет собой эмпирическую интерпретацию вышеназванных рабочих гипотез, которые проверялись в ходе социологических исследовании.
В качестве предмета исследования выступает изучение этнокультурных стереотипов производственного поведения в трудовых коллективах. Объектом исследования служат представители различных этносов, проживающих на территории республики Саха и занятые общественно-полезным трудом па производстве. Согласно итоговых данных последней переписи населения (на 12 января 1989 г.), население республики составляет 1094065 чел. Из них якутов — 33,4%, русских — 50,3%. В народном хозяйстве занято 610261 человек (якутов— 178604 чел., русских — 315072 чел.).
Мы сочли необходимым воспользоваться методом многоступенчатой квотной выборки. Вначале пз всей генеральной совокупности способом систематической случайности были отобраны 12 про-мышленно-трапсиортных предприятий, относящихся к трем большим этапам промышленного освоения Севера и одновременно представляющие собой типологические занятия населения этого региона в сфере промышленности (I этап. 20-е годы нашего века. И этап. 50-е — 60-е годы. III этап. Стройки конца 80-х годов). Затем внутри страт (отдельных предприятий) была применена репрезентативная квотная выборка.
Методика проведения исследования.
1. Использование анкет, 2. пестандартпзнровапного интервью, 3. зопдажных и повторных исследований, 4. качественно-количественного анализа высказывании респондентов, 5. компьютерной обработки данных.
Тактика проведения опросов.
Несмотря на оперативность аудиторных опросов, мы тем не менее предпочли индивидуальный метод работы, который сводился к беседе-интервыо с респондентом.
Анкета была составлена на основе этносоцпологического опросника, который был- разработан и утвержден в отделе социологии Якутского института языка, литературы и истории ЯИЦ РАИ. Анкета включает 10 открытых п полузакрытых вопроса, объединенных в 5 блоков.
Ведущая роль в воспитании уважительного отношения к людям других национальностей респондентами была отдана семье (так считают 60% работников СМП-574 треста «Тындатрансстрой» и Нижне-Куранахской золото-извлекателыюй фабрики, 69,2% — в Производственном строительно-монтажном объединении «Восток-
техмоптаж», 88,9% — в Тнмптоно-Учурской геолого-разведочнон экспедиции и т. д.).
Однако симптоматично то, что па каждом предприятии явственно проявляет себя группа респондентов, которые полагают, что мпкрогруппы на производстве (референтные группы) также способны оказывать серьезное влияние на формирование взглядов респондентов в национальном вопросе. Как показал опрос, референтные группы на производстве важны для опрашиваемых в любом возрасте, а не только в молодости, как представляется иногда в специальной литературе. Некоторое снижение интереса происходит после 50 лет.
Удивительно единодушны респонденты в своем ответе на вопрос, какие из официальных институтов (печать, радио, телевидение, институт народных депутатов) способны повлиять на формирование взглядов респондентов в национальном вопросе. Выражая «вотум недоверия» политическим лидерам, с осторожностью высказываясь о деятельности печати, участники опроса ответили, что «доверяют только личному опыту и житейским наблюдениям» (60% работников типографии, 67,6%—«Востоктехмонтажа», 71,4% —на Домостроительном комбинате и т. д.).
Это свидетельствует о росте аптпассимиляторских тенденций общественного сознания. По-видимому, времена конформизма прошли и люди не торопятся менять устоявшуюся точку зрения под воздействием внешних обстоятельств. Но есть здесь и негативная сторона, именуемая «инерцией обыденного мышления».
Вопросы, связанные с проблемой профессионального выбора, демонстрируют явную предрасположенность представителей русской нации к выбору специальности золотодобытчика (хотя престиж этой профессии упал по сравнению с 20-ми годами), геолога-разведчика, строителя, монтажника технологического оборудования, полиграфиста, водителя. Как видим, русские склонны к индустриальным видам труда.
Представители якутской нации охотно выбирают профессии полиграфиста, дереиообработчика, связиста, швейника, строителя. 85,51% занятых на сувенирной фабрике «Сардаана» — якуты. Это единственное предприятие в республике, где осуществляется попытка материализовать духовные образцы культуры этноса в промышленных изделиях (одежде, обуви и т. д.). Стоит подчеркнуть, что вышеперечисленные виды промышленного труда не относятся к числу традиционных занятий якутской нации (до сих пор подавляющее большинство якутов трудится в сельском хозяйстве). Однако якуты довольно успешно адаптировались в новых видах труда, что свидетельствует о динамичности и эластичности иерархической модели профессиональной престижности этноса.
Полученные нами данные были соотнесены с данными Статбю-ро республики Саха. Ниже приводится одна пз таблиц, дающая наглядное представление о частоте выбора той или иной спецналь-12
ности в зависимости от этнической принадлежности (Стат. сборник, ноябрь 1991).
Таблица
Распределение населения отдельных национальностей по занятиям (на 1000 мел. соответствующей национальности)
Занятия
в том числе
якуты 1 русские | украинцы | др. нац.
занятия физич. труд., всего
— горняков
— деревообраб.
— полиграфист.
— швейников
— автотрансп.
— связистов
— строиматср.
— сел. хоз.
1000
659 19 9 1 10 91 10 3 73
1000
639
12
■18 9 1
190
1000
653 25 9 1
9 108 11 4 18
1000
689 41
118 7 5 14
1000
719 23 9 1 12 104 8 5 66
Как видим, русские в 25 раз чаще выбирают профессию горняка, в 4 раза — строительные специальности, в 2,3 раза чаще — специальность водителя, зато позиции русских и якутов по отношению к занятиям деревообрабогчпка, полиграфиста, связиста, швейника примерно равны.
Выявилось также, что 33,3% якутов (от общего количества лиц этой национальности, задействованных в опросе) и 43,9% из русских, т. е. практически в равной степени представители обоих крупных этносов заинтересованы в том, чтобы Якутия не была просто сырьевым придатком России, а имела бы собственную перерабатывающую промышленность. Особенно активны в ответе па этот вопрос лица с высшим образованием.
Нам удалось также определить модусы трудового поведения, характерные для якутов и русских (на основе самооценки респондентов). Якуты склонны оценивать самих себя скорее как «исполнителей». Русские же в большей степени стремятся к проявлению инициативы в процессе труда и оценивают себя как «рационализаторов» и «профессионалов». В будущих исследованиях полезно было бы сравнить самооценку работников с оценкой степени их трудовой активности сослуживцами, начальством, экспертами.
Рабочие русской национальности также значительно чаще, нежели якуты, подчеркивают, что важнейшим стимулом в работе для них выступает «уважение товарищей по труду», это значит, что они в большей степени рассматривают свой труд как коллективный и настроены на общение в процессе труда.
В вопросах о производственной дисциплине представители обеих национальностей занимают позицию активной «трудовой установки», что свидетельствует о большом запасе творческого потенциала в трудовых коллективах. •
С помощью построения трехмерных таблиц, использования коэффициента корреляции Пирсона мы попытались выяснить, в какой мере национальная принадлежность респондента и его возраст влияют па характер оценки межнациональных отношений в коллективе и существует ли связь между этими 2-мя неременными.
Возьмем для примера мебельную фабрику. Здесь молодежь как русской, так и якутской национальности настроена довольно доброжелательно. Процент «не совсем довольных» (давших «удовлетворительную» оценку состоянию межнациональных отношений) незначителен. В возрастной группе от 31 до 40 лет процент доброжелательных оценок понижается — как у русских, так и у якутов. У якутов резко возрастает количество «недовольных». В возрастной когорте свыше 50 лет вновь увеличивается число положительных мнений и даже достигает своей максимальной величины (100%).
Для того, чтобы выяснить, в какой степени доброжелательность у русских зависима от их возраста, рассчитаем коэффициент корреляции. Получаем г = 0,076. Как видим, связь переменных незначительна. У якутов та же оценка плотнее коррелирует с возрастом— г = 0,73. г для якутов, давших удовлетворительную оценку, равен —0,52. Проверяем статистическую значимость полученных коэффициентов, используя 1 — коэффициент Стыодента. В обоих случаях (для якутов) при уровне значимости <х=0,10 1 -<1кр., что свидетельствует о том, что нулевая гипотеза (Н0) верна и коэффициенты не отражают случайной зависимости.
В республиканской типографии и на сувенирной фабрике прослеживается та же тенденция — более тесная связь между X и У у якутской нации, нежели у русской. В типографии для отметивших доброжелательность якутов г = 0,86. Для «недовольных» г =—0,80. Коэффициенты статистически значимы и в том, и в другом случае (при и=0,10). На сувенирной фабрике у якутов, отметивших доброжелательность, г = 0,88. Для якутов, настроненных па выявление недостатков в сфере межнациональных отношений, г =—0,70. У «недовольных» русских г = —0,26. Коэффициенты во всех перечисленных вариантах не обусловлены случайностью.
С чем связано то, что молодежь гораздо более сдержанна в оценке недостатков, нежели «средний возраст» (от 31 до 40 лет)? Возможно, это объясняется меньшей степенью когортной солидарности «среднего возраста», повышенной социальной конкурентностью у респондентов от 31 до 40 лет, большим уровнем притязаний и т. д. Данный аспект требует специальных социологических обследовании.
Выводы
1. На производственное поведение индивидов в трудовом коллективе, помимо социально-экономических детерминант, оказывают влияние компоненты культуры этноса — система общих цен-
постой культуры, иерархическая модель профессиональной престижности, этнические традиции труда, этнические предрассудки. Это находит свое проявление в национально-специфических орнен-гациях на выбор той пли иной профессии, в самооценке трудовой активности (у русских доминируют типы работников — рационализаторов и профессионалов, у якутов — ncno.innre.ieii).
2. Особое влияние на процессы социализации и этпизации оказывают «сообщества сверстников», которые мы определяем пе только как когортпые, но и как этносоциальные группы, формирующие собственные системы ценностей. Выявилась также высокая оценка значимости референтных групп па производстве в формировании межнациональных взглядов индивида.
3. Представители аборигенных народов Севера испытывают необходимость в возвращении к традиционным ремеслам, рассматривая этот процесс в контексте своего национального возрождения. Однако их ориентация на относительно новые специальности может быть и вполне продуктивной.
4. Как якутский, так и русский этносы выступают за равноправное развитие и традиционных, п промышленных отраслей производства и за выработку конечного продукта производства в республике.
5. Явно проявляет себя взаимная комплимептарность 2-х крупных этносов (якутов п русских), проживающих па территории Якутии, их обоюдное стремление к установлению межнациональных контактов в сфере труда.
6. Оценка состояния межнациональных отношений в трудовых коллективах зависима как от национальной принадлежности респондента, гак и от его возраста. Русские несколько чаще, чем якуты, склонны давать положительную оценку межнациональным контактам. Молодежь и люди пожилого возраста (от 51 года и старше) настроены более доброжелательно респондентов, принадлежащих к возрастной когорте от 31 до 40 лет. Тенденция роста неудовлетворенности в этом возрасте рельефнее видна у якутской нации.
7. Межнациональные отношения в трудовом коллективе являются составной частью производственных отношений. Они зависимы от психологических условий труда. В то же время они сами способны оказывать значительное влияние на формирование со-пиалыю-психологнческого климата коллектива.
8. Достижение зрелой культуры межнациональных отношений в трудовом коллективе является одним из путей совершенствования обшей культуры производства, условием взаимовыгодного партнерства (на путях к экономической интеграции народов). И в более широком плане должно способствовать подъему нравственной культуры личности и установлению национального консенсуса в нашем плюралистически развивающемся мире.
ПО МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Алексеев Е. Е. Подойницына II. И. Особенности адаптации переселенцев из Крымской области в селах Якутии // Межнациональные отношения в регионе (сб. науч. статей).— Якутск, 1990.— С. 130—139.
2. Головин Н. А. Подойницына II. И. Международная конференция по социологии национальных движений // Вестник Санкт-Петербургского Университета,—1992,—серия 6,—вып. 4,—С. 123—124.
3. Подойницына И. И. «Доверяю только личному опыту...» (по итогам социолог. исслед.). // Социалистическая Якутия.— 1991.— 16 марта.
4. Подойницына И. И. Не хлебом единым // Алданский рабочий.— 1991.— 17 октября.
5. Подойницына И. II. Культура межнациональных отношений в трудовых коллективах // Национальные отношения в регионах страны (сб. науч. статей).— Якутск, 1992,—часть I.—С. 143—149.
6. Подойницына II. II. Этические особенности трудового поведения в условиях Севера // Человек и Север. Исторический опыт, современное состояние, перспективы развития (сб. науч. статей).— Якутск, 1993.— Т. 2.— С. 85—93.
ГШП. Зак. 15-100