автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Меремукова, Марина Газизовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Меремукова, Марина Газизовна

Введение

Глава I Этнокультурные ценности адыгов в научном и литературном творчестве Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея

Глава II Этноментальные основы художественного творчества писателей-просветителей С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Меремукова, Марина Газизовна

Творчество адыгских писателей-просветителей XIX века составляет значительный пласт художественной культуры народа. Учеными проделана большая работа по исследованию публицистической, просветительской и литературной деятельности адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. Кази-Бека (Ахметукова) и других. Учеными предприняты попытки осмыслить содержание термина «северокавказское просветительство». В работах О. М. Косвена, Т. X. Кумыкова, И. В. Трескова, Г. Ф. Турчанинова, А. X. Хакуашева, Р. Д. Туганова дана периодизация адыгского просветительства, обозначен вклад просветителей первой половины XIX века в общероссийское просветительское движение. Одновременно наметились тенденции монографического исследования творчества адыгских просветителей, введение в научный оборот их научных трудов и художественных текстов, а также исследование деятельности просветителей на том или ином этапе развития северокавказского просветительского движения.

Выдвинутая проблема не может быть до конца исследована без осмысления жизни адыгов в русской литературе XIX в. В этой связи нами исследуются причины, побудившие интерес прогрессивной русской интеллигенции, в том числе и русских писателей к горцам, шире к теме Кавказа. Вне этих проблем не может быть исследована проблема взаимосвязи, проблема преемственности традиция в творчестве адыгских писателей-просветителей.

Глубокому постижению жизни, быта, нравов горцев способствовали систематические издания, в которых освящались обычаи, нравы, фольклор народов Кавказа, в том числе и адыгов.

Цитация произведений русских писателей, обратившихся к кавказской тематике, основывается в диссертации на исторических фактах и событиях российской действительности.

При рассмотрении проблем, связанных с этногенезом, ролью этнохудожест-венных традиций, мы учли разностороннюю деятельность историков и этнографов, заложивших основы изучения этнографии адыгов, нравов, обычаев народов. Они первыми открыли России Кавказ, создали концепцию жизни народов Кавказа. Это Ян Потоцкий, П. С. Паллас, И. Ф. Ларамберг, Д. К. Кантемир. Их деятельность впоследствии продолжит Л.Г.Лопатинский, П.К.Услар, А.Ад.Берже и другие русские ученые, положившие начало научному осмыслению художественной культуры адыгов, их языка и обычаев.

В центре художественного интереса русских писателей оказались события, связанные с Русско-Кавказской войной. В связи с этим интересом получают художественное выражение кардинальные проблемы, связанные с понятиями: свобода, Родина, патриотизм.

В творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.Е.Салтыкова-Щедрина получает художественное выражение кавказская тематика, воссозданная в свете гуманистических идеалов русского просветительства. Русские писатели первыми подвергли критике политику царизма на Кавказе. Так, например, русский писатель В. Т. Нарежный в своем сатирическом романе «Черный год» или «Горские князья» (1829) подвергает критике деятельность, политику царской администрации, местных феодалов на Кавказе.

Во второй половине XIX века Л. Толстой в таких произведениях, как «Набег», «Рубка леса» дает художественную концепцию событий времен Кавказской войны, показывает ее антигуманный характер. В этом смысле интерес представляет повесть «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, в которой ярко выражена авторская позиция в отношении событий на Кавказе во второй половине XIX века.

Кавказская война осознается прогрессивными русскими писателями как трагедия. В то же время русские писатели симпатизируют свободолюбивым горцам, их готовности защищать честь и свободу. В этом мы усматриваем истоки проблем и тем в творчестве первых адыгских писателей-просветителей, видя в них закономерное положение означенных в русской литературе гуманистических и реалистических традиций.

Прав Ю. М. Тхагазитов, заявивший в своей работе «Духовно-культурные основы кабардинской литературы, мысль о том, что «впервые в Измаил-Бее Лермонтова возникает синтез жестокой действительности Русско-Кавказской войны, национального мира и типа сознания черкесов, романтическим художественным миром в одном произведении» (Нальчик, 1994, с. 60).

Важно подчеркнуть, что лишь в последнее десятилетие художественно-беллетристическое творчество писателей-просветителей стало востребованным в качестве выпавшего звена историко-литературного процесса. Включение в историю адыгских литератур творчества адыгских писателей-просветителей не стало бы возможным без огромной разыскательской и исследовательской работы, проделанной А. Хакуашевым, Р. Хашхожевой, Л. Голубевой в первую очередь.

Наш интерес к проблемам этногенеза, этнохудожественным и этнокультурным аспектам творчества носит не только историко-литературный характер. Он обусловлен тем, что важнейшая проблема художественного этнографизма, дающая возможность уяснить этноментальные особенности творчества адыгских писателей, оставалась недостаточно изученной.

Цели и задачи исследования. Цели данной диссертационной работы определяются необходимостью научного осмысления важнейших проблем, связанных с этногенезом адыгских литератур, ролью художественного этнографизма в литературном творчестве адыгских писателей-просветителей.

Ставиться цель исследовать проблему генезиса литературных жанров, уяснить опыт освоения реалистических традиций русской литературы, исследовать роль этнохудожественных традиций адыгов в формировании реалистических принципов изображения героя и действительности, национального характера и бытия народа.

В связи с выдвинутой задачей - исследовать проблемы связанные с национальным своеобразием и художественным менталитетом творчества писателей-просветителей.

Задача состоит в уяснении роли художественно-этнографических традиций в формировании поэтики и стилистики жанра, в осмыслении национального мировосприятия писателя, роли фольклорно-этнографических традиций в изображении героя и действительности, воссоздании национального характера. Ставится цель - проследить роль гуманистических и реалистических традиций русской литературы в становлении творчества первых адыгских писателей-просветителей - С. Казы-Гирея, С.Хан-Гирея, А.Г. Кешева, Ю. Ахметукова.

Проблема исследования литературогенеза до сих пор остается нерешенной. Не исследован в этом отношении этногенез северокавказских типов становления литературы, форма их зарождения и жанрового их развития на русском языке. Эстетика этих литератур возникает под непосредственным воздействием просветительских идей русского реализма.

В свете заявленной темы интерес представляет методологически важная мысль Р. Юсуфова о том, что: «Настало время монографических исследований об этнографическом эпосе Кавказа, Урала, Поволжья, Сибири и других областей России с точки зрения его роли в духовном процессе XVII-XX вв. К сожалению, в современном литературоведении эта проблема получила ограниченное истолкование. Авторы ищут в этнографическом очерке те или иные элементы художественного повествования, отыскивает в нем приемы сюжетостроения, композиции, выделяют в тексте прообразы национальной персонологии. Такой подход не лишен оснований, но мало перспективен. Его основной недостаток - изъятие этнографии из макрокультурного контекста и, как следствие, - непонимание функции этнографии в культурах с незавершенным литературогенезом» (168; 271).

Следствием событий в Западном и Центральном Кавказе было смещение литературного синтеза в хронологической границе нового времени. Адыги, абазины, ногайцы, кабардинцы, карачаевцы использовали в сношениях с Россией с XVII века русскую письменность. Отсюда две главные формы становления северокавказских литератур: 1) на русскоязычной основе с ориентацией на эстетику российского просвещения; 2) на исламской основе с опорой на народную поэзию и традиции арабской литературы» (168; 264).

Зарождение литературы у адыгских народов проходило путем преодоления языческого мировоззрения. Синтез нового художественного мышления в творчестве адыгских писателей-просветителей создавался на основе и теоретическом фундаменте российского просвещения. Художественное мышление представляло собой сплав фольклора и литературы. Творчество адыгских писателей-просветителей являет собой переход от фольклора к литературе. На первом этапе произведения просветителей представляли своего рода народно-эпическую литературу. Это была художественная литература переходного периода.

После окончания Русско-Кавказской войны на Северном Кавказе возникла новая идеологическая ситуация. Как отмечает Р. Юсуфов: «Преобразование средневекового исламского образа мира, философию творческой деятельности разума совершалось с опорой на естественнонаучные идеи. Эта модель просветительского интеллектуализирования сознания этноса отчетливо видна в северокавказских литературах в середине XIX - начале XX вв. Новое социально-историческое мировосприятие народов Северного Кавказа и Дагестана выражали разного рода истории, предания и многочисленные этнографические очерки. И далее, новый тип исторического знания формируется путем переосмысления героического эпоса. Классический пример «История адыхейского народа» 111. Ног-мова, а также примыкающий к ней очерк С. Хан-Гирея «Черкесские предания. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» (168; 270).

Велика заслуга Р. Хашхожевой в исследовании творческих биографий писателей-просветителей, в опубликовании их наследия, в осуществлении идейно-тематического анализа произведений. Ею было предпринято планомерное издание наследия просветителей в серии «Литературные памятники Кабардино-Балкарии». Без таких ее публикаций, как: «Избранные труды Кази Атажукина», «Избранные произведения Хан-Гирея», «Избранные произведения А. Г. Кешева», «Избранные произведения адыгских просветителей», «Паго Тамбиев. Избранное», «Поиски и находки» и др. невозможно было бы проблемное изучение наследия адыгских просветителей, осмысление их вклада в зарождение и дальнейшее развитие письменных форм адыгской литературы, художественной культуры в целом. Особого внимания среди публикаций Р. Хашхожевой заслуживает труд «Ю. Кази-Бек Ахметуков. Избранные произведения». Р. Хашхожева в своей докторской диссертации «Адыгские просветители второй половины XIX - начало XX века» первая высказала мнение о том, что Ю. К.-Б. Ахметуков является представителем собственно художественной литературы. Он автор восьми книг повестей и рассказов, одной драмы и многочисленных газетных и журнальных публикаций. К сожалению, творчество Ю. К.-Б. Ахметукова, как литератора, остается неисследованным. Написанная о его творчестве работа Р. Хашхожевой в свое время не была опубликована, так как Ю. Ахметукова обвиняли в контрреволюционных действиях.

Первую попытку исследования поэтики и стиля произведения Ю. К.-Б. Ахметукова предприняла Е. Золотухина в кандидатской диссертации: «Гуманистические традиции русской литературы конца XIX - начала XX вв. в творчестве адыгского писателя-просветителя Ю. К.-Б. Ахметукова», посвященная проблемам метода и жанра. Касаясь проблем метода и жанра Е. Золотухина в основном делает упор на освоение писателем гуманистических и реалистических традиций русской литературы. Роль русской литературы рассматривается Е. Золотухиной в качестве важнейшего фактора, предопределившего гуманистические искания крупнейшего адыгского писателя Ю. Ахметукова. В этой же связи ею исследуются проблемы художественного метода, поэтики и стиля в творчестве адыгских писателей-просветителей. Традиции русской литературы, жанровые искания русских писателей конца XIX - начала XX вв. по мысли исследователя сыграли важнейшую роль в формировании романтизма и реализма как творческого метода адыгских писателей-просветителей. Она мало говорит о роли национально-художественных традиций, о проблемах художественного этнографизма, о фольклорной основе произведений Ю. К.-Б. Ахметукова. Без этих важнейших факторов нельзя во всей полноте исследовать поэтику и стиль первых жанровых форм литературы в творчестве Ю. К.-Б. Ахметукова и других писателей, положили начало художественному развитию.

Большую работу по исследованию просветительского движения адыгов, развивавшегося в русле общероссийского просветительства, проделал А. Ха-куашев «Адыгские просветители дореформенного периода» (докторская диссертация). Все без исключения исследователи творчества первых адыгских просветителей обратили внимание на основополагающие проблемы, связанные с национальной принадлежностью литературы, созданной адыгскими просветителями, а также является ли она предысторией или неотъемлемой частью истории национальных литератур. На наш взгляд правы были те, которые усматривали в просветительской литературе генезис литературного развития, ее жанров, метода и стиля.

Рассматриваемая нами проблема художественного этнографизма помогает уяснить национальную самобытность, особенности художественного мировиде-ния писателей, создававших свои произведения на фундаменте адыгского фольклора с учетом этнографии, философско-нравственных традиций народа.

Большим вкладом в изучение важного периода исторического развития адыгских литератур явились труды А. Хакуашева и Р. Хашхожевой, положившие начало научному осмыслению творческого наследия адыгских просветителей.

Они первыми указали на факторы, стимулировавшие зарождение в рамках просветительства научно-этнографической и художественной мысли адыгов, сделали возможным заявку на сам факт существования художественно-этнографической литературы у адыгов, как и самих жанров, рожденных в контексте гуманистических традиций русской литературы.

В дальнейшем это дало возможность ученым выдвинуть новую концепцию развития литературно-художественной мысли адыгов и в этом смысле заново «перечитать и переосмыслить» историко-литературный процесс с учетом проблем генезиса и ранее неучтенных стадий развития литератур. Об этом свидетельствует недавно изданная фундаментальная работа «История адыгейской литературы» (58;142-175), в которой выделена глава «Писатели-публицисты конца XIX - начала XX вв.» и глава, посвященная «Первым шагам письменной адыгейской литературы на языках других народов». Авторы этих разделов А. А. Сха-ляхо и Ш. X. Хут рассматривают творчество адыгских просветителей как начальный этап истории адыгских литератур. Опираясь на многостороннюю деятельность адыгских фольклористов, этнографов, ученых и литераторов, таких как 111. Ногмов, С. Хан-Гирей, С. Казы-Гирей, А. Г. Кешев, Ю. К.-Б. Ахметуков, авторы исследуют проблемы генезиса адыгских литератур, отмечают особенности зарождения и развития литературных жанров, отмечают факторы, способствовавшие вступлению народа на путь литературного развития.

Эти проблемы становятся предметом исследований ряда адыгских ученых. В публикациях Л. Бекизовой, X. Хапсирокова, 3. Хапсирокова, Ю. Тхагазитова, А. Мусукаевой, В. Тугова, Ф. Китова, в диссертационных трудах М. Шаковой, С. Агержаноковой, Н. Золотухиной, был поставлен ряд важных вопросов, связанных с творчеством адыгских писателей-просветителей. Следует отметить, что наряду с жанровой характеристикой разностороннего творчества писателей-просветителей была поставлена проблема роли фольклора в создании литературных произведений (см. статью Л. Бекизовой в библиографии), а также других ученых, исследовавших жанровую природу литературного творчества просветителей. Кроме того, на материале творчества писателей-просветителей была исследована важнейшая проблема «контекста» и в этой связи роль русских реалистических и гуманистических традиций в зарождении письменных форм литературы у адыгов.

Опираясь на результаты этих и других исследований, фактически на первые исследования недостаточно изученного периода формирования литературного творчества в недрах просветительского движения адыгов, мы предприняли попытку в предлагаемом диссертационном труде рассмотреть роль этнохудожест-венных традиций адыгов в качестве важнейшего слагаемого литературного творчества, способствующего созданию национально-самобытных форм литературы. Кроме того, исследование творческого наследия первых адыгских литераторов под заданным углом зрения дает возможность решить проблему генезиса литературных жанров, уяснить опыт освоения реалистических традиций русской литературы, исследовать роль этнохудожественных традиций адыгов в формировании реалистических принципов изображения героя и действительности, национального характера и бытия народа.

Итогом всестороннего изучения адыгского просветительства явилась методологически важная для нас мысль о том, что: «Возникновение русскоязычной художественно-беллетристической адыгской литературы XIX века связано с просветительством.», и «что в адыгском просветительстве взаимодействуют исторический и духовный опыт русского и адыгского народов» (115).

Основополагающим для диссертационного труда является довод ряда исследователей о том, что осуществление гуманистических идеалов, романтизм искал в возрождении ряда национальных традиций, в обращении к народному творчеству, которое многими романтиками собиралось, изучалось, пропагандировалось и использовалось. В ряде отношений (социальный критицизм, психологизм и др.), романтизм предвосхитил реализм и исторически нередко переходил в него (см. Краткий словарь по эстетике). Опираясь на это положение, мы исследовали выдвинутую в диссертации проблему, рассмотрели роль этнографизма в формировании метода и жанра в творчестве адыгских писателей-просветителей. Наряду с исследованием романтических, реалистических и гуманистических исканий просветителей, обусловленных традициями русской литературы конца XIX века, мы, опираясь на конкретные произведения художественно-этнографического и литературного порядка: 111. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова и других. Исследуя выдвинутую проблему художественного этнографизма, решая в этой связи целый ряд литературоведческих проблем, в первую очередь, проблему идеала, национального характера, национальной действительности и бытия, мы придерживались комплексного подхода, опирались на все факторы, способствовавшие формированию жанров. Рассматривая роль этнохудожественных традиций адыгов в становлении литературных форм, мы приходим к выводу о том, что эта традиция уже в первых трудах 111. Ногмова, С. Хан-Гирея использовалась в качестве исторического и этнографического факторов, как источник для воссоздания истории народа, его обычаев, нравов. В дальнейшем художественно-этнографическая традиция в творчестве первых литераторов станет необходимым условием для создания художественных образов, для концептуального их осмысления, для изображения героя в его исторической эволюции.

Проблема национального характера, национального мировидения, базирующаяся на гуманистических представлениях народа в свете гуманистических идеалов передовой русской интеллигенции, не могла быть осмыслена без соблюдения героями правил адыгского этикета, без следования адыгским идеалам.

В этой связи правомочна постановка вопроса национального своеобразия исторического развития адыгских литератур, создававшихся, за неимением письменности, на языках других народов. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, является ли творчество писателей-просветителей собственно адыгской литературой, не есть ли оно явлением русской литературы? Выявление роли национальных этнохудожественных традиций в формировании поэтики и стилистики созданных ими жанров даст возможность в какой-то степени решить эту актуальную задачу. Тем более, что язык является не единственным фактором для уяснения принадлежности литературы тому или иному народу. Мы подходим к этой непростой задаче с позиций историзма.

Творческое наследие адыгских писателей-просветителей, созданное на русском языке, свидетельствует о том, что они были носителями национальной культуры, хорошо знали фольклор родного народа, их нравы и обычаи. Ш. Ног-мов, С. Хан-Гирей проделали большую работу по сбору и публикации адыгского фольклора, по исследованию обычаев, образа жизни, нравов своего народа. Эт-нохудожественная традиция была органичной для их научного и литературного творчества. Эта традиция легла в основу концепции мира, национального характера в их литературных произведениях. Проблема художественного этнографизма, диссертации рассматривается как необходимая составная проблемы художественного мировидения, художественного менталитета и национальной самобытности писателей-просветителей. Исследователи творчества адыгских писа-телей-просве-тителей обратили внимание на проблему нравственных исканий. Л. Голубева, Р. Хашхожева, А. Хакуашев и их последователи, исследовавшие жанровую природу художественной беллетристики просветителей, первых образцов очерков, рассказов и повестей, указали на историческую закономерность обращения писателей к актуальным темам, связанным с понятиями «России» и «Кавказа». Проблема национального характера героя в диссертации рассмотрена также в обусловленности временем, историей народа и той перспективой, которая открылась народам Кавказа в связи с присоединением к России.

Уже в первых историко-этнографических трудах Ш. Ногмова, написанных с опорой на этнохудожественные традиции адыгов, история народа воссоздана в жанре исторических хроник, в которых четко выражены авторская позиция и ориентация на союз с Россией. Оценка и переоценка материала жизни, национального характера в «Истории адыхейского народа» (60) Ш. Ногмова, в художественной беллетристике и этнографическом труде С. Хан-Гирея «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» (130) национальное бытие и характер предстает в оценках авторов и в их комментариях. Обращение писателей-просветителей к этнографии и образу жизни адыгов дало возможность им художественно осмыслить непреходящие для адыгских литератур темы жизни и судьбы народа, положение бедноты в дореформенный период и т.д. Кроме того, в недрах литературного творчества писателей-просветителей впервые были обозначены контуры национального характера и героя, воссозданные ими с опорой на фольклор и этнографию народа, на национальные идеалы, выраженные в монументальном эпосе «Нарты».

Мы согласны с Л. Бекизовой в том, что изучение феномена зарождения национально-художественной культуры у бесписьменных народов на русском языке весьма актуально для уяснения целого ряда литературоведческих проблем, связанных с преемственностью традиций, динамикой исторического развития культуры, а самое главное, для уяснения проблем взаимосвязи и взаимодействия адыгских литератур с национальной традицией, с традициями русской литературы, в контексте которой происходили творческие поиски, в осмыслении жизни и судьбы народа.

Творчество адыгских просветителей дает возможность увидеть подходы первых литераторов к изображению национального характера, национального бытия в реалистических формах. Писатели-просветители первыми задумались над проблемами национального бытия, просмотрели жизнь своего народа в свете гуманистических традиций русской литературы. Тем более, они сами являлись ее носителями, т. к. обучались на русском языке в Ставропольской гимназии, Петербургском университете и других учебных заведениях России. Опираясь на факты творческой биографии адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С.

Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова, мы хотели бы предпринять первую попытку исследовать художественные произведения названных писателей исходя из современных критериев литературоведческого анализа, предполагающего новый взгляд и новое прочтение литературного творчества писателей, в том числе и адыгских писателей-просветителей, составляющих не только веху, но, в определенном смысле, основу дальнейшего развития адыгских литератур. Не повторяя предшественников, лишь опираясь на их труды, мы хотели бы рассмотреть актуальные вопросы, связанные с генезисом и национальным своеобразием адыгских литератур.

В творчестве адыгских просветителей, прежде всего, в прозе Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, Адыль-Гирея Кешева, Ю. Ахметукова намечается тенденция развития собственно литературных жанров. Эти, а позднее другие адыгские писатели, опробовали свои силы в создании профессиональной литературы и литературной жанровой системы. Литературное наследие адыгских просветителей сегодня рассматривается в контексте истории адыгских литератур. Ученые-литературоведы Р. Хашхожева, А. Хакуашев, А. Схаляхо и другие исследователи литературного творчества в рамках творческой биографии названных писателей, отметили, что оно развивалось в силу определенных причин на русском языке в свете гуманистических традиций русской литературы, ее просветительских устремлений.

Крупный филолог-литературовед, доктор филологических наук Н. Надъяр-ных, размышляя в своей статье «Время перечтения» (89;6) над современными задачами, говорит о назревшей необходимости вдумчивого прочтения и перечтения литературного и культурного наследия каждого народа. В этой связи она поднимает вопрос о необходимости более раскрепощенных суждений о национальных литературах, освобождении от идеологизированных канонов, от конъюнктурной фразеологии, от чересчур социологических интерпретаций в трактовке литературного процесса. Она справедливо считает, что литературы России нуждаются в основательном перечтении, новом прочтении: «Перечтение, основанное на достижениях современном филологии, с учетом широкого историко-культурного этногенетического и географического контекста.» (89; 8).

Говоря о необходимости изучения взаимозависимости, определяющей жизнеспособность литературы: литература и история, литература и этнография, литература и язык, Н. Надъярных выдвигает проблему контекста национальной литературы или, говоря иначе, проблему связи национального текста во всем его содержательном и формальном объеме со своим контекстом литературным, историко-культурным, историческим, общественным и философским (89; 9).

Чтобы уяснить особенности мировосприятия героев, систему национальных ценностей и поведенческих стереотипов, присущих данному народу, необходимо увидеть связующую нить человечества и общества в контексте самого произведения.

Интерес представляют размышления доктора филологических наук Г. Гаче-ва, исследовавшего национальные образы моделей мира. Гачев возрождает традицию философски свежего восприятия национальных культур как не случайного, а органичного явления, обусловленного глубокими материальными и духовными принципами, среди которых он выделяет три: природа (космос), в которую погружен народ, склад его души (психея) и логика (логос). Гачев ставит задачу ответить на принципиально важный вопрос. В статье «Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр» (М., Просвещение, 1968), ставит вопрос о том, в чем состоит содержательность форм?

Анализ литературного наследия первых адыгских писателей подтверждает теоретический довод Гачева о том, что национальным художник становится не тогда, «когда он воспевает свой народ, Родину и жизнь. Это лишь низший вид национального в искусстве. Более высокий и смелый его вид я нахожу в способности художника к национальной самокритике. Если он и в этом, то есть во взгляде на свой народ глазами других народов, человечества сумеет говорить миру о Родине, останется национальным и выявит национальное, тогда он поистине велик» (33; 20).

Говоря о проблемах этнографизма в творчестве писателей-просветителей, мы придерживаемся прозорливой мысли Гоголя о том, что «национальное не в описании сарафана», а в том, чтобы смотреть на мир «глазами своей национальной стихии».

Таким образом, в ходе конкретного анализа творчества адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. К.-Б. Ахметукова и других нами подтверждается факт существования феномена литературного творчества как важнейшего изначального звена исторического развития адыгских литератур.

Мы считаем, что литература, ее первые жанровые формы у адыгов зарождалась на русском языке под воздействием общественно-исторических условий российской действительности XIX века.

Мы ставили целью рассмотреть этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей, усматривая в них наряду с гуманистическими традициями русской литературы важнейший фактор формирования метода поэтики, стилистики литературных жанров.

В свете проблем художественного этнографизма была поставлена задача исследовать важнейшую литературоведческую проблему национального характера, национального бытия, национального идеала. Эта проблема рассмотрена в соотнесенности с этнокультурными традициями адыгов, а также в их исторической обусловленности. В этой связи поднята проблема оценки и переоценки адыгскими просветителями традиционных понятий этических и эстетических представлений народа, национального героя в первую очередь.

В центре нашего внимания оказались проблемы исторической обусловленности развития характера, проблем его эволюции.

В свете новых тенденций развития науки о литературе, опираясь на труды предшественников, исследовавших творчество писателей-просветителей, мы попытались рассмотреть проблемы художественного этнографизма как основы национального художественного менталитета творчества адыгских писателей-просветителей, создававших свои произведения, за неимением письменности, на русском языке. Все это дало нам возможность увидеть динамику исторического развития адыгских литератур, начиная от ее истоков, уходящих корнями в творчество адыгских писателей-просветителей.

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды теоретиков, как отечественных, так и северокавказских ученых, этнографов, историков, философов, литературоведов.

В основу работы легли труды посвященные непосредственно творчеству адыгских писателей - просветителей, исследования О.М.Косвена, Т.Х.Кумыкова, И.В. Трескова, Г.Ф.Турчанинова, А.Х.Хакуашева, Р.Х.Хашхожевой, А.Схаляхо и ДР

Мы опирались на теоретические труды, посвященные проблемам жанрового развития адыгских и северокавказских литератур, в которых по необходимости речь о роли художественного этнографизма, формировании национальной самобытности литературы и ее жанров. В связи с решаемой в диссертации задачей мы опирались на труды известных литературоведов Н.Надъярных, Р.Юсуфова, Г.Гачева, в которых обращено внимание на проблемы этнографизма литературы, литературогенез в частности. В этом же контексте следует назвать работы адыгских литературоведов: А.Мусукаевой, Ю.Тхагазитова, А.Схаляхо, Ш.Хут, Х.Хапсирокова, К.Шаззо, В.Тугова, Ф.Китова. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что сделанные в ней обобщения и выводы позволяют раскрыть важнейший аспект проблемы генезиса творчества адыгских писателей-просветителей, увидеть особенности зарождения и становления письменных форм литературы, опиравшиеся на этнохудест-венную традицию адыгов и на гуманистические традиции русской литературы.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут обогатить сегодняшнее представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве адыгских писателей-просветитетлей.

Практическая значимость работы состоит в том, что она способствует определению места адыгских писателей XIX века в историческом развитии литературы. Данная концепция может лечь в основу истории литератур и учебников по адыгским литературам.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав литературное творчество адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. Ахметукова, создававшееся на разных этапах развития адыгского просветительства с опорой на этнохудожественные традиции народа, на гуманистические традиции русской литературы, мы пришли к следующим выводам:

1) литературное творчество адыгских писателей-просветителей - явление национальное. Факт зарождения у адыгов литературы на русском языке исторически обусловлен. Первые адыгские писатели-просветители решали идейно-эстетические задачи, связанные с историческим бытием народа;

2) творчество первых адыгских писателей-просветителей, ученых, этнографов, фольклористов, в первую очередь, Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея и их последователей было подчинено актуальным задачам своего времени. Главным в их творчестве было ознакомление через осмысление быта, нравов, образа жизни адыгов познакомить Россию со своим народом, кроме того, направить сознание народа на сближение с Россией, на формирование новых нравственных идеалов, прогрессивных гуманистических воззрений.

Творческое наследие первых адыгских писателей-просветителей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, Ю. Ахметукова дает возможность уяснить значение их деятельности в формировании литературного мышления адыгов, в создании первых образцов литературы. Известно, что 1860-е годы XIX века ознаменовались в России интересом к быту, нравам, положению горских народов, к жизни обездоленных слоев общества, национальным особенностям народов, проживающих на окраинах России.

111. Ногмов, С. Хан-Гирей, С. Казы-Гирей, как и другие адыгские просветители, были воспитаны на русской культуре. Под воздействием гуманистических традиций в творчестве адыгских писателей обозначились плодотворные искания в осмыслении обычаев, нравов, образа жизни горских народов, адыгов, в частности. Эта деятельность легла в основу художественного видения концепции героя и действительности, предопределила угол зрения на проблемы национального бытия народа, на понимание национального характера. В свете исследуемой нами проблемы роли - художественного этнографизма, деятельность первых ученых-этнографов Ш. Ногмова и С. Хан-Гирея, создававших на этнографической и фольклорной основе первые жанровые образцы научного и литературного творчества представляет значительный интерес, помогает уяснить пути становления, развития жанров художественной литературы адыгов. Творческие искания писателей-просветителей Ш. Ногмова и С. Хан-Гирея были продолжены С. Казы-Гиреем, Ю. Ахметуковым, А. Г. Кешевым, чье наследие составляет изначальное звено истории национальных литератур.

Уже в творчестве Ш. Ногмова появляются первые труды, литературные произведения, базирующиеся на фольклорной и этнографической основе. В этой связи представляют интерес жанровые формы историко-этнографического труда Ш. Ногмова «История адыхейского народа». Обращает на себя внимание характер повествования, написанного с использованием традиционной жанровой формы преданий-хабаров. В связи с этим трудом мы заявляем о зарождении жанра исторических хроник, вобравших в себя фольклорный и этнографический материал традиционной адыгской культуры.

В диссертации подробно анализируются первые образцы литературных жанров, созданных С. Хан-Гиреем. Хан-Гирей продолжил сбор и изучение адыгского фольклора и оставил после себя такие интересные работы, как «Мифология черкесских народов» (35), «Черкесские предания» (53;292-377) (отрывок из рукописи). В них он широко опирался на национальный фольклор. «Эти исследования явились как бы подготовительным этапом к его литературной деятельности и обусловили широкое, органическое использование образцов фольклора, обращение к его традициям. Как и Казы-Гирея, привлекают мысли его героев, стремящихся вступить на путь дружбы с Россией, сознающих необходимость прогресса и просвещения для адыгских народов.

М. О. Косвен так характеризует личность Султана Хан-Гирея: «Русской культуре, в ее сочетании с национальными традициями своего народа, обязан он был своим образованием, развитием, формированием личности и характера, развитием своих природных дарований» (78;208). Он считал необходимым распространение образования среди горцев и полагал, что укрепление законности позволит быть «довольным и счастливым названием честного человека, не владея ни знатностью, ни силой притеснять другого».

Его идеал - это человек-гражданин, имя которого он предпочитает «славе храброго воина, неправедной кровью наполняющего его нивы мирного селянина».

Фольклорный идеал, поэтизировавший храбрость, отвагу и воинскую доблесть, удальство, что было вызвано к жизни условиями быта горцев, вынужденных мечом защищать край родной, в новой исторической обстановке, при переходе к мирной жизни наполняется качественно новым нравственным содержанием.

Утверждая новый эстетический идеал, Хан-Гирей на примерах героев, представляющих различные горские сословия, вскрывает несостоятельность и бессмысленность целого ряда черт характера, выработанных и сложившихся в прошлом, в процессе исторического развития народа.

Поэтика и стиль повестей, очерков и рассказов С. Хан-Гирея целиком базируется на адыгском фольклоре и этнографии. Это предопределяет стилистическую манеру писателя, поэтику созданных им жанров. С. Хан-Гирей, как и Ш. Ногмов высвечивает из адыгского фольклора имена достойных адыгов, соответствующих этическим идеалам народа. Об этом свидетельствует анализ таких его произведений, как: «Князь Пшьской Аходягоко», «Князь Канбулат», «Наезд Кун-чука», «Бесльний Абат».

В диссертации сделан вывод о том, что деятельность Ш. Ногмова и С. Хан-Гирея, как ученых этнографов, о чем свидетельствует труд Хан-Гирея «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» неотделимо от их попыток в создании литературных жанров. Конкретный анализ текстов свидетельствует об этномен-тальных основах творчества писателей-этнографов, предпринявших попытку литературной деятельности.

Выдвинутая в диссертации проблема исследована нами на всех уровнях литературоведческого анализа. Анализ творчества С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. Ахметукова позволяет говорить о существенной роли художественного этнографизма как важнейшего слагаемого в формировании реалистических способов изображения национального характера, динамики его развития, а также в изображении национального бытия. С. Казы-Гирей, современник Пушкина, художественно исследовал, философски осмыслил жизнь своего народа, поднял в своем творчестве проблему национального идеала и исследовал его в эволюции. В диссертации выявлены этнокультурные истоки прозы С. Казы-Гирея как автора первых эпических жанровых форм литературы.

Творчество С. Казы-Гирея, родившегося в 1807 г. в Кубанской области, - образец успешного зарождения художественно-этнографической беллетристики.

Творчество и гражданская позиция С. Казы-Гирея сродни позиции его предшественника Ш. Ногмова. Он, по возвращении на Кавказ, стремится вызвать чувство отвращение к пожарищам войны, к беспросветной тьме и невежеству. В плодотворной творческой деятельности, отмеченной талантом, замеченным А. С. Пушкиным в предисловии к публикации повести черкесского писателя, обнаруживается стремление к культурным и экономическим сношениям горцев с Россией, выражается уверенность в закономерности и перспективности этих отношений.

В 1836 г. С. Казы-Гирей опубликовал очерк «Долина Ажитугай». Произведение написано в жанре путевого очерка, характерного для русской литературы начала XIX века. Повествование ведется от первого лица. Идет живописание увиденных красот природы и выражение к этому авторского, сыновнего и гражданского отношения.

Много места занимают лирические отступления, исповедальные вставки. Пытливый взор писателя замечает беспечность своих сограждан, молодых людей, занятых забавами, скачками. Писатель стремится дать портреты своих сограждан, всматривается в их быт и нравы. В восприятии жизни, быта, родных мест, природы края С. Казы-Гирей во многом повторяет романтическое восприятие Кавказа русскими писателями-романтиками.

Лексика «Долины Ажитугай» сродни лексике поэтов-романтиков, средствами которой они описывали грохочущие водопады, страстную влюбленность джигитов, похищающих красавиц, храбрые поединки героев-абреков и другие, условно говоря, «кавказские» темы.

Казы-Гирей, как и все остальные деятели культуры, приобщаясь к художественному творчеству, впервые пытается поставить опыт национально-художественного мышления народа на службу создаваемым им литературным творениям - художественно-беллетристическим. «Долина Ажитугай» часть задуманного им большого, цельного повествования. Напечатанный отрывок нельзя считать чисто путевым очерком. В данном случае налицо попытка сына своего отечества живописать портрет родного края, стремление осмыслить и дать развернутую картину жизни обитателей края в контексте основных тенденций эпохи.

Это налагает определенные обязанности на повествователя. Он видит природу родного края под определенным углом зрения, он описывает занятия ауль-чан, их заботы и настроения в соответствии с гражданскими принципами и политическими воззрениями самого повествователя. Именно поэтому, каждый факт, привязанный к той или иной местности, события, имевшие место в прошлой или настоящей жизни народа, свидетельствуют о намерениях автора придать своему сочинению определенное идеологическое звучание. Синтезируя самые разные пласты, приемы, идущие, как говорилось, и от фольклора, и от опыта русской литературы, Казы-Гирей и его последователи пытаются апробировать важнейшие для народа проблемы, возводя их на уровень общероссийских проблем.

Его последователи А. Г. Кешев, Ю. Ахметуков и другие дали новую характеристику своих героев в соответствии с просветительскими идеалами и ориентацией на европейское развитие. Литературоведческий анализ произведений названных писателей осуществляется в свете решаемой нами проблемы с учетом современных подходов в исследовании роли художественного этнографизма в художественном мировидении писателя.

Кроме того, творческие искания писателей-просветителей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева, Ю. Ахметукова рассмотрены в диссертации с тесной связи с гуманистическими традициями русской литературы, обратившей свой взор к социальным и историческим проблемам общества к обездоленному человеку, в частности. Еще больше углубил тему жизни черкесов писатель-просветитель XIX века Адыль-Гирей - воспитанник Ставропольской гимназии, участник студенческих волнений в Петербурге, редактор газеты «Тверские ведомости».

Целый ряд важнейших проблем, выдвинутых Кешевым-просветителем -экономическое положение народа, проблема женского равноправия и другие нашли художественное выражение и воплощение в его литературном творчестве.

Широко в социальном плане поставлена у него и проблема абречества. Он выступает страстным поборником дружбы, духовного и экономического единения черкесов и русских, мечтает об исчезновении вражды между этими народами, подчеркивает прогрессивную роль России в исторических судьбах героев.

Литературное творчество Каламбия по основным идеям и образам примыкало к демократическому крылу русской литературы. Каламбий выступил с циклом очерковых рассказов социально-бытового характера о жизни черкесского народа предреформенной поры.

Новые принципы анализа творческого наследия А. Г. Кешева дает возможность решить ряд актуальных вопросов, связанных, прежде всего, с ключевыми проблемами современного литературоведения, такими как национальное художественное мировидение, национальный характер и национальная действительность. Опираясь на произведения Кешева, мы предприняли попытку решения проблемы, связанной с ролью художественного этнографизма в формировании литературных традиций в прозе писателей-просветителей, чье творческое наследие, как было сказано, явилось предысторией дальнейшего развития реалистических традиций национальных литератур. Литературное наследие Кешева довольно значительно по разносторонности поднятых в нем проблем изображения быта адыгов.

Кешев отразил в своем творчестве классовый гнет, сопротивление простого народа, несправедливости жизни, бедственное положение. Подтверждение своим оценкам он находит в богатейшем фольклоре адыгов, в произведениях, рассказывающих о социальном гнете простого народа. Кешев стоит на позиции того, что простой народ является носителем лучших нравственных качеств. Ими он наделяет своих героев, для чего профессионально знакомится и исследует не только фольклор и его жанры, но и изучает обычаи, веру, нравы, образ жизни народа. Хорошее знание быта, нравов, образа жизни героев, как представителей адыгского народа, помогло писателю в создании реалистических произведений, ставших первыми образцами жанров художественной беллетристики, рассказа, очерка, повести. В таких произведениях, как «Два месяца в ауле», «Ученик джинов», «Чучело», «Абреки», «На холме», рассмотренных в данной диссертации, отмеченных высоким художественным мастерством, воспроизводились быт и нравы адыгов - малоизвестного русскому читателю народа. В «Записках черкеса» Кешев создает довольно разностороннюю картину национального быта адыгов, показывая типические для быта адыгов явления, конфликты, создает типические характеры в типических обстоятельствах. Уже здесь повествование ведется от имени образованного человека, кровно заинтересованного в судьбе своих соотечественников и, таким образом, явление адыгской действительности изображается через призму критического восприятия их просвещенным человеком. Обращает на себя внимание то, как Кешев реализует выдвинутое писателями-реалистами учение о связи человека с условиями жизни. Социальный гнет, материальные недостатки крестьян подчеркиваются постоянными разговорами о неудобствах быта. Об этом свидетельствует этнографическое описание в произведении «Два месяца в ауле». Это описание находится в полном соответствии с идеями произведения, которые сформулировал Кешев: «.Нужно же нам знать, что мы такое, и нужно, чтобы и нас узнали».

На примере творчества Ю. Ахметукова в диссертации мы предприняли попытку решения проблемы, связанной с ролью художественного этнографизма в формировании литературных традиций в прозе писателей-просветителей, чье творческое наследие, как было сказано, явилось предысторией дальнейшего развития реалистических традиций национальных литератур.

Широко опираясь на факты национальной жизни, Ахметуков воссоздает реальные типы адыгов. Открывая адыгский мир он адресуется к русскоязычному читателю, стремится познакомить его с правами и обычаями своего народа. Художественный этнографизм писателя Ахметукова обусловлен авторскими позициями, его взглядами, его оценками и переоценками.

Чувством глубокой симпатии к народу пронизаны все его произведения, герои которых - всегда готовы пожертвовать собой во имя родины. По своему мировосприятию, менталитету, он близок к героям адыгского фольклора, носителя идеалов народа. Так, например, выражая свою готовность выступить на защиту своей родины, Джембулат, герой одного из рассказов Ахметукова, чья слава храброго, честного патриота родины облетела всю Черкесию, заявляет: «Спасибо тебе, мой друг, .так нужно любить родину. Она нас выкормила и сделала свободными. Во славу ее можно пожертвовать жизнью».

Художественно исследуя, процессы национальной жизни, Ю. Ахметуков рассматривал адыгский народ как неотъемлемую часть общероссийского бытия. Однако писатель остается глубоко национальным художником в осмыслении нравственного мира своих героев, той национальной жизни, с которой он стремится познакомить русского читателя. Хорошее знание быта, нравов, образа жизни героев, как представителей адыгского народа, помогло писателю в создании реалистических произведений, ставших первыми образцами жанров художественной беллетристики, рассказа, очерка, повести. Важно отметить, что писатель в своем стремлении художественно выразить быт, нравы адыгов не стал хладнокровным летописцем жизни своего народа. Национальные образы и характеры воссоздаются им с учетом его новых просветительских взглядов, которые предопределяют оценку и переоценку событий и образов героев.

В этом состоят новаторские искания Ю. Ахметукова, сделавшего первый шаг к профессиональной литературе.

Об интересе адыгских писателей писателей-просветителей к социально-исторической проблематике свидетельствуют произведения Ю. Ахметукова «За правдою», «Месть Шамиля», «Знаменитый Кизильбич», в результате мы приходим к выводу о том, что адыгские писатели-просветители привнесли в российскую культуру свое видение Кавказа, кавказских горцев, свою концепцию национального характера адыгов.

Адыгские писатели-просветители привнесли с собой в общероссийскую литературу богатство характеров национальных типов, посредством которых они решали вопросы, выдвинутые временем и тревожившие передовых людей своего времени.

В заключение мы приходим к выводу о том, что в творчестве адыгских писателей-просветителей нашли художественное отражение психология, мировоззрение, этические нормы жизни, особенности национального характера. Словом идейно-эстетические искания литературы, созданной адыгскими писателями

128 писателями на русском языке с опорой на фольклор и этнографию народа, свидетельствует о путях формирования национально-художественного менталитета народа. Это дает нам основание говорить о том, что литература, созданная адыгскими просветителями составляет неотъемлемую часть истории национальных литератур.

Все остальные выводы и наблюдения сделаны в ходе исследования, а также в конце соответствующих глав.

 

Список научной литературыМеремукова, Марина Газизовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абитова С. Д. Реалистический метод и фольклорные традиции в адыгских литературах. //Труды КЧНИИ. - Вып. V1. - Черкесск, 1970.

2. Алексеев М. П. Многоязычие и литературный процесс // Сб.: Многоязычие и литературное творчество. Л.: Наука, 1981.

3. Андреев-Кривич С. А. Кабардино-Черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. Нальчик, 1949.

4. Архивные материалы о жизни и деятельности Хан-Гирея в 1836-1840 гг. Архив КБНИИ, № 1088-р, 276 л. (с. 32, 40, 78).

5. Аутлев М. Г. Слово о правде истории // Трагедия адыгов в XIX веке. -Майкоп, 1993.

6. Ахметуков Ю. Казы-Бек. В Мекку. М., 1896 (220).

7. Ахметуков Ю. Казы-Бек. Всего понемногу. М, 1896, (226).

8. Ахметуков Ю. Казы-Бек. В часы досуга. Владикавказ, 1902 (243).

9. Ахметуков Ю. Казы-Бек. Гурия рая. М., 1896 (143).

10. Ахметуков Ю. Казы-Бек. За правдою. М, 1896, (с. 220).

11. Ахметуков Ю. Казы-Бек. Знаменитый Кизильбич. М., 1896 (79, 112).

12. Ахметуков Ю. Казы-Бек. Избранные произведения. Нальчик: Эльбрус, 1993.

13. Ахметуков Ю. Казы-Бек. Избранные произведения. /Сост. вступ. статья и подг. текстов P. X. Хашхожевой/. Нальчик: Эльбрус, 1993.

14. Ахметуков Ю. Казы-Бек. Как надо любить. М., 1896, (2).

15. Ахметуков Ю. Казы-Бек. На покой. М, 1896 (217-218).

16. Ахметуков Ю. Казы-Бек. На разъезде. М, 1896, (205).

17. Ахметуков Ю. Казы-Бек. На родине. М., 1896 (226).18