автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Этнополитическая история Восточного Кавказа в III - VI вв.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Семенов, Игорь Годович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Этнополитическая история Восточного Кавказа в III - VI вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Семенов, Игорь Годович

Введение.

Глава 1. Источники по истории Восточного Кавказа III-VI вв. и историографический обзор.

1.1. Письменные источники.

1.2. Эпиграфические источники.

1.3. Археологические источники.

1.4. Историографический обзор.

Глава 2. Этническая карта Восточного Кавказа по данным античных греко-латинских и раннесредневековых армянских источников и некоторые вопросы ранней истории Алванского царства.

2.1. Этническая карта Восточного Кавказа по данным античных греко-латинских и раннесредневековых армянских источников.

2.2. Некоторые проблемы ранней истории Алванского государства.

Глава 3. Политическая ситуация на Восточном Кавказе в III-V вв.

3.1. Политическая ситуация на Восточном Кавказе в III-IV вв.

3.2. Политическая ситуация на Восточном Кавказе в первой трети V в.

3.3. Политическая ситуация на Восточном Кавказе в период правления шаханшаха Ездигерда II (439-457 гг.).

3.4. Политическая ситуация на Восточном Кавказе во второй половине V в.

Глава 4.

Вопросы политической истории Восточного Кавказа и сасанидская система обороны при шаханшахах Каваде I и Хосрове I Ануширване.

4.1. Политическая ситуация на Восточном Кавказе и восточнокавказские проходы в 500-571 гг.

4.2. Административно-политическая деятельность шаханшаха Хосрова I Ануширвана на Восточном Кавказе и восточнокавказские царства.

4.3. Сасанидское фортификационное строительство на Восточном Кавказе и вопросы локализации некоторых этнотопонимов.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Семенов, Игорь Годович

III-VI вв. - это важнейший период в историческом, этнокультурном, социально-экономическом развитии стран и народов Восточного Кавказа, уникального геополитического района, расположенного на стыке Европы и Азии. В сфере политической этот период характеризуется двумя основными тенденциями, определившими ход военно-политической истории края. С одной стороны, это время активизации, усиления военного давления, проникновения степных кочевых племен на Восточный Кавказ, в приморские зоны Западного Прикаспия, с другой стороны, это период активной военно-политической экспансии на Кавказ новой мировой державы - Сасанидского Ирана. Вместе с тем, III-VI вв. - это период очень активного развития политических форм общественной жизни на Восточном Кавказе, начавшийся в предыдущую эпоху. В сфере этнической этот период также занимает значительное место: параллельно с развитием процесса политогенеза на Восточном Кавказе происходят и сложные этнические процессы - на фоне острых событий военно-политической истории шла консолидация восточнокавказских племен. Это и время сложных процессов этнической миксации, формирования и развития новых этнических групп, время активного этнического взаимодействия кавказских племен и народов с иранским и тюркским миром, изменение этнической карты этого края. Изучению различных вопросов этнической и политической истории Восточного Кавказа в указанный период и посвящена настоящая работа. Хронологические рамки определены III-VI вв. и обусловлены, с одной стороны, наиболее активной ролью на кавказской политической арене Сасанидского Ирана, с другой, временем активного давления степняков - до продвижения в Северо-Западный Прикаспий войск Тюркского каганата. Исследование доведено примерно до 570 г., так как не позднее 571 г. тюрки подчинили себе значительную часть Восточного Кавказа, и рассмотрение вопросов, связанных с этими и последующими событиями, невозможно из-за ограниченного объема диссертации.

К рассматриваемому периоду относится довольно большое количество источников, позволяющих составить более или менее ясное представление об этнической географии и о ходе политических процессов на Восточном Кавказе, однако, при этом многие вопросы остаются спорными. Кроме того, остаются неясными и некоторые вопросы хронологии Восточного Кавказа этого же периода, а также особенности некоторых этапов сасанидского господства в этом крае. Все это делает необходимым, во-первых, тщательное рассмотрение соответствующих сведений источников, во-вторых, изучение историографии по этим вопросам, рассмотрение методических приемов и системы аргументации-исследователей, в-третьих, пересмотр некоторых из устоявшихся точек зрения, связанных с темой настоящей диссертации.

В специальной географической литературе выделение Восточного Кавказа как отдельной геоморфологической области производится по различным принципам1. В настоящей же диссертации установление географических рамок исследования связано, прежде всего, с необходимостью исключить из подробного рассмотрения этнополитической истории племен, населявших в сасанид-ский период Северо-Западный Прикаспий - берсил, хазар, савир и др.; в противном случае, это привело бы к значительному увеличению объему диссертации. На юге географические рамки исследования проведены по нижнему течению Куры. Это связано с тем, что в исследовательской литературе имеюются значительные разногласия относительно этнополитической истории областей, лежавших к югу от Куры, и подробное их рассмотрение также привело бы к значительному увеличению объема диссертации. И, наконец, из рассмотрения в диссертации исключено рассмотрение истории вайнахских племен в ранне-средневековый период. Это связано только с тем, что в письменных источниках крайне мало данных по их истории в III-VI вв. Таким образом в исследовании устновлены следующие географические рамки исследования: на севере - дагестанские предгорья, примыкающие к Терско-Сулакской низменности; на западе

1 См.: Региональная геоморфология Кавказа. М., 1979. С.5-74; Гвоздецкий Н.А. Кавказ. М, 1963. С. 107.

- течение реки Алазани до ее впадения в Куру; на юге - река Кура. Таким образом, территория исследуемого края представляет собой восточную часть Большого Кавказа с примыкающими к нему предгорными и равнинными зонами.

Восточнокавказские племена, находясь на периферии мира древних пе-реднеазиатских цивилизаций, имевших к исследуемому времени многовековой опыт государственности, не могли не испытывать их культурного и политического влияния. Некоторые из восточнокавказских племен еще в VI-V вв. до н.э. были включены в состав Ахеменидского государства. Двухсотлетний период пребывания в подданстве у ахеменидских царей не прошел бесследно: спустя некоторое время после падения державы Ахеменидов одно из восточнокавказских племен - алваны - создали собственное государство - не позднее начала I в. до н.э. В более северных областях Восточного Кавказа первые раннегосудар-ственные образования возникли еще позднее, в первых веках н.э., в раннесаса-нидскую эпоху, а в некоторых зонах - очевидно, даже в позднесасанидскую эпоху. Причем следует отметить, что процесс политогенеза на территории Северо-Восточного Кавказа, будучи обусловленным целым рядом внутренних и внешних социально-экономических факторов, происходил при непосредственном политическом воздействии Сасанидского Ирана. Ввиду необходимости и важности изучения процесса возникновения этих государств тема диссертации представляется весьма актуальной.

Целесообразность рассмотрения в рамках единого исследования проблем этнополитической истории областей, расположенных вдоль западного берега Каспия, объясняется тем, что в III-VI вв. материальная и духовная культура древнейшего земледельческого населения этого края была довольно однородной, хотя и с локальными особенностями. (При этом следует иметь в виду, что в низинных районах Восточного Кавказа довольно рано появилось полукочевое население, представленное первоначально ираноязычными, а затем и тюркоя-зычными племенами.) Кроме того, как полагают исследователи, язык алван был очень близок к языкам нахско-дагестанской группы и особенно к языкам лезгинской подгруппы2, то есть для восточнокавказских племен в эту эпоху было характерно и определенное этно-языковое единство. И, наконец, следует также отметить, что в сасанидскую эпоху полиэтничное население восточнокавказских областей объединяла и общность политических судеб: все или почти все они имели тесные военно-политические контакты со степняками и с Сасанид-ским Ираном и были, в конечном счете, включены в состав Сасанидской державы, а спустя некоторое время они стали яблоком раздора между Сасанидским Ираном и Тюркским каганатом. Все это позволяет говорить о том, что в сасанидскую эпоху племена этого края составляли конгломерат родственных племен, объединенных общностью происхождения и исторических судеб, или, используя терминологию О.М.Давудова, «восточнокавказскую этнокультурную общность»3.

Целью настоящей диссертации является воссоздание в возможной степени объективной картины этнополитической истории восточнокавказских племен в III-VI вв. н.э., а также уточнение, решение и освещение ряда спорных и слаборазработанных вопросов исторической географии Восточного Кавказа. В работе предпринято: 1) изучение этнической карты и политической ситуации, сложившейся на Восточном Кавказе непосредственно перед сасанидским завоеванием, 2) изучение этнонимики, локализация и идентификация ряда этнонимов Восточного Кавказа раннесредневекового времени, 3) изучение динамики политики Сасанидов на Восточном Кавказе, 4) определение основных этапов сасанидской экспансии и создания на Кавказе сасанидской системы обороны, 5)

Абрамян А. Дешифровка надписей кавказских агван. Ереван, 1964. С.69; История древнего мира. М., 1983. Кн.З. С.213. Прим.1. Мнение К.Г.Алиева, Г.А.Гейбуллаева и других о тюркоязычности алван вызывает справедливые возражения исследователей (см.: Гаджиев М.С. Лпиния (исторические факты, локализация, этническая принадлежность) // Дагестан в эпоху Великого переселения народов: (Этногенетические исследования). Махачкала, 1998. С.35. Прим.25; Он же. Современные тенденции в изучении проблемы этнической дефиниции племен Кавказской Албании // Современное состояние и перспективы развития исторической науки Дагестана и Северного Кавказа: Тез. докл. научной конференции. Махачкала, 1997. С.25-27. исследование административно-политической структуры Восточного Кавказа после его включения в состав Сасанидского государства, 6) рассмотрение и уточнение хронологии некоторых политических событий на Восточном Кавказе в III-VI вв., 7) рассмотрение и уточнение вопросов, связанных с интерпретацией и идентификацией топонимов Восточного Кавказа.

В настоящей диссертации сасанидский период этнополитической истории Восточного Кавказа, ограниченный рамками 226-570 гг., рассматривается в контексте политической истории Сасанидского Ирана и его политики на Кавказе, а также в контексте военно-политической истории кочевых народов Западного Прикаспия. Но поскольку влияние Ирана в этом крае, как правило, было преобладающим, то периодизация истории Восточного Кавказа в III-VI вв., принятая в настоящей диссертации, отражает отдельные этапы проникновения Сасанидов на Восточный Кавказ и усиления его влияния в отдельных частях этого края.

В диссертации также предложено понятие сасанидской системы обороны кавказских проходов - от северных кочевников.

Пока масштабы набегов северян на владения Сасанидов в Закавказье были относительно незначительны и не достигали территории собственно Ирана (ср.-перс. Эран-шахр), правители Сасанидской державы стремились обеспечивать свои интересы на Восточном Кавказе, главным образом, политическими средствами, но с течением времени, когда с конца IV в. активизировались вышедшие на историческую арену Европы гунны, давление на северные области Сасанидского государства несравненно возросло. Это и послужило толчком к созданию сасанидской системы обороны кавказских проходов, причем особо важная роль в ней отводилась восточнокавказским проходам как наиболее уязвимым рубежам Сасанидского государства.

Строительство укреплений в горных проходах явилось лишь одним из элементов этой системы. Другой ее составляющей являлись собственно персид

•j

Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени (III в. до н.э. - IV в. н.э. Махачкала, 1996. С.208. ские войска, расквартированные в различных крепостях. Однако, говоря об этой системе обороны, необходимо иметь в виду и другие ее элементы, прежде всего, политический, который выражался в создании в этой зоне буферных государств (шахств), состоявших в вассальных отношениях с Сасанидами или лояльных к ним4. Кроме того сасанидская система обороны восточнокавказских проходов имела и экономический элемент, который состоял в обеспечении расходов на поддержание фортификации и на ее расширение, выплате жалования войску, обеспечение продовольствием и фуражом и т.д. На протяжении V-VII вв. характер этой системы и характер отдельных ее элементов периодически менялся. Следует также добавить, что усиление влияния Сасанидского Ирана на Восточном Кавказе привело к созданию там в VI в. иранских военных колоний, и иранский этнический элемент стал еще одной составляющей сасанид-ской системы обороны.

В диссертации также рассмотрены отдельные этапы подчинения северокавказских степняков гуннами Аттилы, а некоторые из кочевнических набегов на Закавказье, о которых свидетельствуют источники, в диссертации прямо связываются с деятельностью Аттилы и его сыновей. В связи с этим вырисовывается достаточно целостная картина военно-политических конфликтов между державой Аттилы и Сасанидским государством, что позволяет рассматривать действия иранских властей по совершенствованию сасанидской системы обороны на Кавказе, как реакцию на усиление позиций Аттилы на Северном Кавказе и в Дагестане. Дальнейшее же совершенствование сасанидской системы обороны являлось реакцией на образование в начале VI в. в Северо-Западном Прикаспии могущественной Савирской конфедерации.

Многочисленные дискуссии в современной историографии вызывает неопределенность некоторых данных по топонимике и этнонимике Восточного

4 В.Г.Луконин определял статус образованных Сасанидами на Восточном Кавказе государств как полузависимые от Ирана (Луконин В.Г. Сасанидская держава в III-V вв. // История древнего мира. Кн.З. С. 183), а М.С.Гаджиев - как об-ладавшиих значительной автономией (Гаджиев М.С. Лпиния. С. 12-14).

Кавказа в сасанидскую эпоху. Поскольку почти все эти данные содержатся в источниках V-VII вв., то является целесообразным привлечение соответствующих материалов античных географов I-II вв. н.э. и корреляция их со сведениями источников более позднего времени. В связи с этим в диссертации представлена таблица соответствий восточнокавказских этнонимов и этнотопонимов, фигурирующих в пространной и краткой редакциях «Армянской географии VII в.» Эта таблица дает возможность более критического осмысления данных этого источника. Кроме того, в диссертации предложена новая локализация племен лпинов и чилбов, что, в свою очередь, позволяет по-новому представить географию расселения и других восточнокавказских племен.

В диссертации рассмотрены и некоторые вопросы ранней истории Алван-ского царства, а именно, тех из них, которые имеют отношение к политической истории Алвана в сасанидскую эпоху. Это связано, во-первых, с вопросом преемственности между Алванским царством I в. до н.э. - II в. н.э. и Алванским Аршакидским царством, первые надежные сведения о котором относятся к 371 г., и, во-вторых, с необходимостью выяснения вопроса о внутреннем административно-политическом устройстве Алванского государства, решения которого позволяет судить о характере алванской государственности в канун сасанид-ской эпохи.

Сасанидский период истории Восточного Кавказа нельзя рассматривать в отрыве от вопроса об основной коммуникационной артерии этого края - знаменитого Прикаспийского пути. Он проходил вдоль берега Каспийского моря: из Предкавказья и Северного Прикаспия - в район современной Махачкалы, далее, к городу Дербенту (Чор), оттуда к Самурской переправе; в районе современного города Кубы она разветвлялась - одна ветвь шла через Конахкендский перевал в Лагичскую долину и, далее, к Мингечаурской переправе через Куру, другая, основная ветвь направлялась вдоль Каспийского моря, в район Беш-Бармакской скалы, и оттуда, обходя юго-восточную оконечность Главного Кавказского хребта с юга, выводила к Мингечаурской переправе, к центральным областям Алванского царства. Эта трасса, соединявшая Предкавказье и Закавказье, Юго-Восточную Европу и Переднюю Азию, имела огромное международное значение, по ней двигались торговые караваны, военные отряды и целые племена кочевников, переселявшиеся, как правило, с севера на юг .

В северной части Восточного Кавказа горные хребты вытянуты, главным образом, по направлению к очень узкой приморской низменности, по которой и проходила международная торговая трасса. В южной же части края, к югу от Главного Кавказского хребта, больше равнинных районов (Алазанская, Авта-ранская и Ширванская равнины), а горные ущелья там ориентированы, главным образом, на юг, в сторону Куры.

Географические условия Западного Прикаспия уникальны для Кавказа и являются одними из составляющих геополитической значимости Восточного Кавказа. Кавказские горы, пересекая пространство между Черным и Каспийским морями, являлись естественной преградой на пути армий северных кочевников. В центральной части Главного Кавказского хребта переброска крупных военных отрядов в Закавказье была возможна только через Дарьяльское ущелье и ряд других менее проходимых перевалов, но значительно более удобным являлся путь вдоль западного берега Каспия, так как там горные хребты нигде не подходят к морю ближе, чем на 2,5 км. В тех местах, где Кавказские горы более всего приближаются к морю, образуются естественные проходы между горами и морем. Самыми узкими из них являются: 1) Махачкалинский проход, 2) Бой-накский проход, близ города Избербаш, 3) Дербентский проход, 4) Беш-Бармакский проход, близ горы Беш-Бармак. Ширина всех этих проходов была достаточно значительной (по сравнению с горными перевалами) для перехода сколь угодно крупного войска, но она была и сравнительно небольшой, чтобы можно было перекрыть любой из них оборонительными сооружениями.

От вторжений северных кочевников страдало население не только Ирана, но и Закавказья. Положение кавказских племен усугубли и ответные действия Ирана в отношение северных кочевников. В связи с этим следует заметить, что в отечественной историографии долгое время преобладало мнение о том, что сасанидская экспансия на Восточном Кавказе неизменно встречала ожесточенное сопротивление местных племен5. Позднее Ш.М.Ахмедов высказал точку зрения о том, что в виду частых набегов кочевников отношение дагестанских племен к Ирану не могло быть постоянно враждебным, оно «диктовалось конкретной исторической обстановкой»6. Исследователь также полагал, что долгое время союзнические отношения с местными племенами составляли основу са-санидской дипломатии на Восточном Кавказе, и угроза нападений со стороны северных кочевников способствовала сближению дагестанских племен с Ираном. Тем не менее, союз Ирана с местными народами «был основан на временном совпадении интересов в моменты кочевой опасности и, в силу своей внутренней противоречивости, не мог быть прочным», и, кроме того, в составе местных аристократических слоев были силы, поддерживавшие Иран, и силы, противившиеся влиянию Ирана на Восточном Кавказе .

Наконец, следует сказать о ряде терминов, используемых в диссертации. Так, в отношение города Дербента, применительно к раннесасанидскому периоду его истории, используется название «Чор», как одна из форм, встречающаяся в источниках того времени. Для обозначения Кавказской Албании используется наименование «Алван», так как употребление названия «Албания» невольно приводит к ассоциации с балканской Албанией, конструкция же «Кавказская Албания» представляется несколько громоздкой. Кроме того, кажется вполне вероятным, что греческое A^(3avia восходит к древнеармянскому Аг'ван-к, где фонема «г'» отражает отсутствовавший в древнеармянском языке звук «л», то есть исходной формой было Алван или Алуан. Следовательно, греческая «бетта» в данном случае должна передавать «в», а не «б». Существуют и другие гипотезы на этот счет, однако замечу, что авторы «Истории древнего

5 Очерки истории Дагестана. Т.1. Махачкала, 1957. С.31,49; Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964. С.30; История Дагестана. T.l. М., 1967. С.146-147; Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1968. С.43.

6 Ахмедов Ш.М. К вопросу о дагестано-сасанидских взаимоотношениях в III-VI вв. // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. С.63.

7 Там же. С.67,68. мира» используют написание «Алвания»8, но, как мне кажется, необходимо быть последовательным до конца и опираться именно на древнеармянскую форму.

Кроме того, в отношение иранской области Атарпатакан (арм. Атрапа-такан, греч. 'Атр07гатг|уг|, Атропатена; территория современного Иранского Азербайджана) в диссертации принята среднеперсидская форма Адурбадаган (Adurbadagan)9.

8 История древнего мира. Кн.З. С.192,202,205,209-217,219.

9 Алиев И.Г. Очерк истории Атропатены. Баку, 1989. С.35.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнополитическая история Восточного Кавказа в III - VI вв."

Заключение

Проведенное исследование позволило в определенной степени по-новому взглянуть на ряд вопросов этнополитической истории и исторической географии Восточного Кавказа, оценить роль и место Сасанидского Ирана в военно-политической истории этого края. Как нам представляется, в этнополитической истории Восточного Кавказа III-VI вв. выделяются три этапа.

I этап: III - конец IV ее. В начале этого этапа, в середине III в., почти весь Восточный Кавказ, до Дербентского прохода включительно, стал частью обширной Сасанидской державы. Весь этот край был разделен на несколько округов, управление которыми было передано преимущественно представителям местных аристократических родов. В надписи Нарсе в Пайкули (около 293 г.) одни из них титулуются царями (шах), другие «владетелями, государями» (хвадай), в чем отражено их иерархическое положение, место в сасанидской «Табели о рангах», значение тех или иных территориально-политических образований. Среди них были правители маскутов, Чора и, предположительно, Лак[ан]а (позднейшего Лакза, к югу от Самура), Сахура (Цахура?), Мукана и, вероятно, правитель района, примыкавшего к Самуру с севера (Аштабунан?). Судя по тексту надписи, все они находились в вассальной зависимости от шаханшаха.

По всей видимости, система управления восточнокавказскими областями, созданная еще при Шапуре I, не претерпела существенных изменений в последующие несколько десятилетий. Известно, что в 30-х гг. IV в. титул царя маскутов носил Санесан Аршакид. Вероятно, аршакидское правление в Стране маскутов также возникло при Шапуре I.

Как показал анализ событий 30-х гг. IV в. (когда маскутским царем Сане-саном по поручению шаханшаха Шапура II было организовано и возглавлено нападение восточнокавказских племен на Армянское царство), в этот период именно аршакидский трон в Стране маскутов и составил главную опору Сасанидов на Восточном Кавказе. Ситуация изменилась в середине IV в., когда лидирующая роль в этом крае перешла к алванскому аршакидскому трону, и соответственно именно он превратился в важнейшую опору Сасанидов на Восточном Кавказе. Впрочем, вполне вероятно, что алванские Аршакиды являлись преемниками маскутских Аршакидов. Основные особенности этого этапа этно-политической истории Восточного Кавказа состояли в следующем: вторжения северных кочевников в Сасанидский Иран через территорию Восточного Кавказа были сравнительно редкими; в тех районах, где еще не сложились традиции государственности, но уже существовали предпосылки для их появления, возникли первые государственные образования, поставленные в вассальные отношения с сасанидским шаханшахом.

II этап: конец IV - V вв. Начало второго этапа было связано с активным выходом на политическую арену Кавказа и Передней Азии гуннов. В 395 г. они пересекли Кавказские горы и совершили мощный набег на азиатские владения Византии. В 408 г. Иран и Византия, опасаясь новых вторжений гуннов, заключили договор о совместных расходах на охрану кавказских проходов.

Не позднее 421 г., когда в Иране воцарился шаханшах Варахран V, в Алване был введен пост марзбана, на которого были возложены военно-политические функции, связанные, прежде всего, с охраной кавказских проходов, защитой северных рубежей Сасанидского государства, контролем за политической ситуацией на Восточном Кавказе. Тогда же Варахран V распространил власть алванского марзбана и на территорию Картлийского царства. Это был более, чем своевременный шаг, так как несколько позднее, на протяжении второй трети V в. вторжения северных племен через кавказские проходы стали особенно частыми; в 441 г. гунны Аттилы во главе с его сыном Эрнахом (у Елишэ - ИЕран) вторглись в Армению, Картли и Алван; в 450 г. вновь гунны Аттилы через Дербентский проход ворвались в Алван и Адурбадаган; в 451 г. северокавказские кочевники, во главе которых стоял Эллак, старший сын Аттилы, вторглись в Алван и Адурбадаган; в течение 463-466 гг. оногуры и акациры (хазары) совершали постоянные набеги на Картли и приграничные с ней области Персармении. В 441 г. персы отразили гуннов и, преследуя их, заняли город Чор. Судя по всему, с этого времени Чор стал резиденцией марзбана Алвана. Тогда же для защиты от кочевников в Дербентском проходе была возведена сырцовая оборонительная стена, закрывавшая проход, а немного южнее город-крепость Шахристан-и Ездигерд (городище Торпах-кала). Эти укрепления не стали непреодолимым препятствием для степняков, и Сасанидам впоследствии приходилось концентрировать там основные силы, предназначенные для охраны восточнокавказского участка границы своего государства.

В V в. политика Сасанидов по отношению к своим подданным на Кавказе постепенно приобрела очень жесткий характер. В первую очередь, это было связано с распространением там христианства и с желанием шаханшахов укрепить военную и административную структуру закавказских областей таким образом, чтобы сделать ее более эффективной для отражения военной угрозы как со стороны предкавказских кочевников, так и со стороны Византии. В силу этих тенденций важнейшей особенностью кавказской политики Сасанидов в V в. стал курс на установление некоего единообразия в управлении закавказскими странами. Вследствие этого в 428 г. был упразднен армянский аршакидский трон, а позднее и трон алванских Аршакидов (около 461 г.), и управление этими странами было передано марзбанам.

В последние два десятилетия V в. власть Сасанидов в Закавказье значительно ослабла. Это стало следствием тяжелых поражений Ирана в войнах с эфталитами в Средней Азии и восстания армян и картлийцев в 482-484 гг. В результате этого аршакидское правление в Алване на некоторое время было восстановлено (487 г.), но ненадолго - после смерти царя Вачагана III оно было окончательно упразднено (510 г.).

В течение всего V в. в политическом треугольнике Иран — Византия - военно-политические объединения степняков Предкавказья международная геополитическая ситуация определялась, прежде всего, соперничеством Ирана и Византии, двух могущественнейших держав того времени, и на фоне ирано-византийских отношений роль кочевнического фактора была второстепенной.

Однако для политических судеб восточнокавказских областей в этот период определяющую роль играли взаимоотношения Ирана с северокавказскими кочевниками, так как влияние Византии в этом крае в тот период было незначительным, влияние же Ирана там было преобладающим, а влияние северокавказских кочевников - несколько меньшим.

Не менее важными для политических судеб восточнокавказских областей в V в. являлись внутренние факторы. Это, прежде всего, существование Алванского Аршакидского царства и других государств этого края.

III этап: 500-570 гг. В VI в. с образованием к северу от Дербента Савир-ской конфедерации, ситуация на кавказском участке границы Сасанидской державы стала еще более напряженной. Война Кавада I с савирами продолжалась пять лет (503-508 гг.). Угрозы новых нападений кочевников вынудили Кавада начать осуществление обширной программы по укреплению кавказских проходов. Большая часть этой программы была претворена уже при Хосрове I Ануширване, которому, к тому же, удалось нанести сокрушительное поражение савирам и присоединить к Сасанидскому государству ряд новых областей в Дагестане.

При Ануширване на всей территории восточнокавказских владений Ирана было введено единообразное административное деление: на основе существовавших этнополитических структур было образовано около двенадцати округов, правителям, которых были пожалованы титулы царей (шах). Исключение составил только правитель Дербента (Чор), который по-прежнему носил титул марзбана, причем в эту эпоху на Восточном Кавказе «марзбан» был более высоким титулом, чем «шах». Важное отличие состояло еще и в том, что дербентский марзбан принадлежал к высшей персидской аристократии и являлся представителем центральной власти в этом крае, а шахи принадлежали к местным аристократическим родам. Судя по всему, восточнокавказские шахи были поставлены в подчиненное положение по отношению к спахбеду Адурбадагана.

При Каваде I и Хосрове I Ануширване прекратились попытки массового обращения кавказских христиан в зороастризм, и христианство в его монофизитской форме надолго закрепилось в качестве наиболее популярной религии в областях, расположенных к югу от Дербента, и начало активно проникать в более северные районы.

По всей вероятности, восточнокавказские цари, находясь в политической зависимости от Хосрова Ануширвана и его преемников, обладали значительной самостоятельностью во внутренних делах, а основная их обязанность перед ша-ханшахом состояла в охране горных проходов, укрепленных при Ануширване, и защите рубежей Ирана в этом крае. Для того чтобы усилить свое влияние в этом крае, Ануширван создал там большое число поселений иранских колонистов.

Таким образом, политика Сасанидов на Восточном Кавказе в значительной степени диктовалась характером военных угроз со стороны кочевников предкавказских степей. На каждом из этапов политической истории Восточного Кавказа III-VI вв. мощь и натиск военно-политических объединений северокавказских степняков возрастала и соответственно усиливалась опасность для владений Сасанидов. Кроме того, проникновение кочевников на Восточный Кавказ влияло и на этническую карту края - в равнинных зонах существенно увеличивались иранский и тюркский этнические компоненты.

Вместе с тем, с одной стороны, включение Восточного Кавказа в государственно-политическую, административно-территориальную систему Сасанидского государства сыграло значительную роль в развитии государственно-политических форм общественного устройства, в развитии этнических процессов, протекавших в условиях бурного политогенеза (М.С.Гаджиев). С другой стороны, утверждение в IV в. в приморской зоне Дагестана гуннского военно-политического объединения, постоянные военные угрозы и давление кочевников явились важным фактором этнической и политической консолидации восточнокавказских племен.

Населяя северную окраину Сасанидского государства, народы Восточного Кавказа испытывали постоянный «тюркский прессинг» с севера (М.А. Агла-ров) и «иранское влияние» с юга, что характеризует Восточный Кавказ как кон

233 тактную зону между миром кочевников («первобытная периферия») и миром иранской культуры или, говоря шире, миром ближневосточной цивилизации («зона цивилизации»), причем понятие «контактной зоны» больше применимо к северной части Восточного Кавказа. Два указанных фактора в значительной мере определили развитие восточнокавказских областей вплоть до времени арабских завоеваний, открывших новую страницу в истории Кавказа.

 

Список научной литературыСеменов, Игорь Годович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Агафий. О царствовании Юстиниана / Перев., статья и примеч. М.В.Левченко. М.-Л., 1955.

2. Егише. О Вардане и войне армянской / Перев. с др.-арм. И.А.Орбели; Примеч. К.Н.Юзбашяна. Ереван, 1971.

3. Ибн-ал-Факих. Книга стран / Перев. Н.К.Караулова // СМОМПК. Вып.З 1. Тифлис, 1902.

4. Ибн-Хаукаль. Из «Книги путей и царств»/ Перев. Н.К.Караулова // СМОМПК. Вып.З8. Тифлис, 1908.

5. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Перев. с арабск., коммент., исслед-е, указ-ли и карты Н.Велихановой. Баку, 1986.

6. Из сочинения Я'куби «История» / Текст и перев. с арабск. П.К.Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Вып.4. Баку, 1927.

7. Из «Тарих ал-Камиль» (Полный свод истории) Ибн ал-Асира / Перев. П.К.Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1940.

8. Ал-Истахрий. Книга путей царств / Перев. Н.К.Караулова // СМОМПК. Вып.29. Тифлис, 1901.

9. История императора Иракла: Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века / Перев. с арм. К.Патканьяна. СПб., 1862.

10. История Каракайтага / Перев. и коммент. Т.М.Айтберова, А.Р.Шихсаидова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

11. Йакут ал-Хамави. Му'джам ал-булдан / Перев. с арабск. З.М.Буниятова и П.К.Жузе. Баку, 1983.

12. Летопись Византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Перев. с греч. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского; предисл.0.М.Бодянского. М., 1884.

13. Менандра Византийца продолжение истории Агафиевой // Византийские историки/Перев. С.Дестуниса. СПб., 1860.

14. Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк / Перев. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш.В.Смбатяна. Ереван, 1984.

15. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей: Извлечения сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана/ Перев. с др.-груз., предисл. и коммент. Г.В.Цулая. М., 1979.

16. Ал-Мукаддасий. Лучшее из делений для познания климатов / Перев. Н.К.Караулова // СМОМПК. Вып.38. Тифлис, 1908.

17. Мухаммед Аваби Акташи. Дербенд-наме / Перев. с тюркских и арабских списков, предисл., и библиография Г.М.-Р.Оразаева и А.Р.Шихсаидова; Коммент. Г.М.-Р.Оразаева. Махачкала. 1992.

18. Патканов К. Из нового списка Армянской Географии, приписываемой Моисею Хорнескому // ЖМНП. 1883. Март.

19. Пигулевская Н.В. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа // ВДИ. 1939. №1.

20. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941.

21. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: Трактаты и диалоги / Составл. С.Аверинцева; Вступ. ст. А.Лосева; Коммент. А.Столярова. М., 1997. Прокопий из Кесарии. Война с готами / Перев. с греч. С.П.Кондратьева; Вступ. ст. З.В.Удальцовой. М., 1950.

22. Прокопий Кесарийский. Война с персами: Война с вандалами: Тайная история /

23. Перев., ст., коммент. А.А. Чекаловой. М., 1993.

24. Птолемей Клавдий. Географическое руководство // ВДИ. 1948. № 2.

25. Сказания Приска Панийского / Перев. с греч. Г.С.Дестуниса // УЗ Второго отделения ИАН. Кн.7. Вып.1. СПб., 1861.

26. Страбон. География в 17 книгах / Перев., ст. и коммент. Г.А.Стратановского; Под общей ред. С.Л.Утченко; Ред-я перевода О.О.Крюгер. Л., 1964; М., 1994. Такайшвили Е.С. Источники грузинских летописей: Три хроники // СМОМПК. Вып.28. Тифлис, 1900.

27. Феофилакт Симокатта. История / Вступ. ст. Н.В.Пигулевской; Перев. С.П.Кондратьева; Примеч. К.А.Осиповой. М., 1957.

28. Флавий Иосиф. Иудейские древности / Перев. с греч. Г.Г.Генкеля. СПб., 1900; М, 1994.

29. Юлий Капитолин. Два Валериана // ВДИ. 1949. № 3.

30. Яков Цуртавели. Мученичество Шушаники // Грузинская проза: V в. первая половина XIX в. / Под ред-й К.Лордкипанидзе и С.Чиковани. Т.1. М., 1955.

31. Agathangelos. History of the Armenians / Transl. and Comm. by R.W.Thomson. Albany (N.Y.), 1976.

32. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari cum aliis ed. M.J. de Goeje. Ser. I-III. Lugduni Batavorum. 1879-1890.

33. The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci / Transl. by C.J.F.Dowsett. London New York - Toronto, 1961.

34. Hoffmann G. Ausziige aus syrischen Akten Persischer Martyrer // Abhandlungen fur die Kunde des Morgenlandes: Excurse. В.VII. № 3. Leipzig, 1880. Marcellini V.C. Comitis Chronicon // MGA AA. Т.П.

35. Moses Khorenats'i. History of the Armenians / Transl. and Comm. on the Literary

36. Sources by R.W.Thomson. Cambridge (Mass.) London, 1978.

37. Raabe R. Petrus der Iberer. Leipzig, 1895.

38. Victoris Tonnennensis Episcopi Chronica // MGA AA. Т. 11.2. Исследования

39. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. 1. М.-Л., 1949. Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. Абдуллаев И.Х. Микаилов К.Ш. К истории дагестанских этнонимов лезг и лак И Этнография имен. М., 1971.

40. Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975.

41. Абрамян А. Дешифровка надписей кавказских агван. Ереван, 1964.

42. Агларов М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнонимии в Дагестане:

43. Politica-ethnica. Махачкала, 1988.

44. Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908.

45. Айвазян К.В. «История Тарона» и армянская литература IV-VII веков: Историко-филологическое исследование. Ереван, 1976.

46. Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987.

47. Алиев А.А. Исследование оборонительных сооружений Северо-Восточного Азербайджана // Международная научная конференция «Археология и этнография Кавказа». Кратк. содерж. докл. Баку, 2000.

48. Алиев Б.Г. Арабские походы и судьба доисламской столицы Хайдака Жалаги // Вестник ДНЦ РАН. 3. 1999. Алиев И.Г. История Мидии. Б. 1960.

49. Алиев И.Г. Сармато-аланы на пути в Иран // История и культура Иранского государства. М., 1971.

50. Алиев К.Г. К вопросу о племенах Кавказской Албании // Сб. в честь академика Орбели И.А. М.-Л., 1960.

51. Алиев К.Г. Племена древней Кавказской Албании (I в. до н.э. I в. н.э.) / Авто-реф. дисс. . канд. истор. наук. Л., 1962.

52. Алиев К.Г. Об этническом составе населения древнего Азербайджана// Материалы семинара по проблеме происхождения и формирования азербайджанского народа: Тезисы докладов. Баку, 1965.

53. Алиев К.Г. Историческая топонимика // Изв. АН Азерб.ССР. Серия истории, философии и права. 1969. № 4.

54. Алиев К.Г. Новое о границах древней Кавказской Албании // V Всесоюзная сессия по древнему Востоку: Тезисы докладов. Тбилиси, 1971. Алиев К. Кавказская Албания (I в. до н.э. -1 в. н.э.). Баку, 1974. Алиев К.Г. Античная Кавказская Албания. Баку, 1992.

55. Аликберов А.К. О протографе Дарбанд-нама и его авторе // Восток: прошлое и будущее народов. М., 1991. Т.4.

56. Аликберов А.К. Ал-Лакзи Иусуф // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., 1998.

57. Аликберов А.К. Ал-Лакзи Маммус // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., 1998. Алиханов-Аварский М. Тарихи Дербенд-наме. Тифлис, 1898. Апакидзе A.M. Города древней Грузии. Тбилиси, 1968.

58. Апциаури Н.К. Источниковедческие проблемы распространения христианства на Кавказе (Цикл «Жития Григория Просветителя») / Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Тбилиси, 1989.

59. Артамонов М.И. Древний Дербент // С А. 1946. Т. 8. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.

60. Арутюнян Б.А. К вопросу о местоположении Лпинка // ИФЖ. 1981. № 1 (на арм. яз.).

61. Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку, 1993. Асланов Г.М. Из истории материальной культуры Кавказской Албании I-IV вв. // Вопросы истории Кавказской Албании. Баку, 1962.

62. Ахмедов Ш.М. К вопросу о становлении феодальных отношений в Дагестане // ВИД. Махачкала, 1975. Т.З.

63. Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.). Баку, 1983. Ашурбейли С. Интерпретация этнонимов Азербайджана по «Ашхарацуйцу» («Армянской географии») VII в. // Источниковедение и текстология средневекового Ближнего и Среднего Востока. М., 1984.

64. Бабаев И.А. К вопросу о возникновении государства Албании (Кавказской) //

65. Изв. АН АзССР. Сер. истории, философии и права. 1976. № 4.

66. Бабаев И.А., Ахмедов Г.М. Кабала (историко-археологический очерк). Баку,1981.

67. Бабаев И.А. Города Кавказской Албании в IV в. до н.э.-III в. н.э. Баку, 1990. Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам / Ред-я, коммент., примеч. и указ-ли З.М.Буниятова. Баку, 1991.

68. Бартикян P.M. «Дастакерт императоров» фантасмагория // ИФЖ. 1988. № 4 (на арм. яз.).

69. Бартольд В.В. Сочинения. Т.2. 4.1. М., 1963. Бартольд В.В. Сочинения. Т.З. М., 1965.

70. Бартольд В.В. К вопросу о происхождении «Дербент-наме» // Соч. Т. VIII. М., 1973.

71. Башкиров А.С. Изучение памятников старины // Дагестанский сборник. 3. Махачкала, 1927.

72. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир) // ИЗ. 73. 1963. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. 4.2. М., 1823.

73. Виноградов Ю.Г. Очерк военно-политической истории сарматов I в. н.э. // ВДИ. 1994. №2.

74. Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966. Гаджиев А.Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии). Махачкала, 1974.

75. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996.

76. Гаджиев М.С. К вопросу о местоположении сасанидского города Шахристан-и Иездигерд // Древние и средневековые археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1980. С. 144-152.

77. Гаджиев М.С. Южный Дагестан в III-V вв. / Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Махачкала, 1982.

78. Гаджиев М.С. К этнической карте Дагестана албанского времени // XIV «Круп-новские чтения» по археологии Северного Кавказа: Тез. докл. Орджоникидзе, 1986.

79. Гаджиев М.С. О местоположении Варачана // РА. 1995. № 2.

80. Гаджиев М.С. Между Европой и Азией: Из истории торговых связей Дагестанав албано-сарматский период. Махачкала. 1997.

81. Гаджиев М.С. Лпиния (исторические факты, локализация, этническая принад-лежность)//Дагестан в эпоху Великого переселения народов (Этногенетические исследования). Махачкала, 1998.

82. Гаджиев М.С., Магомедов А.Р. Раскопки форта Горной стены (сезоны 1996, 1998 гг.) // Кавказ и степной мир в древности и средние века. Материалы международной научной конференции. Махачкала, 2000.

83. Гаджиев М.С. Новые находки и топография среднеперсидских надписей Дербента // ВДИ. 2000. № 2.

84. Гаджиев М.С. Древний город Дагестана: Опыт историко-топографического и социально-экономического анализа. М., 2001 (в печати).

85. Гаджиев М.С. К изучению Limes Caspius // Межрегионал. научн. конф. V «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и музееведению Северного Кавказа «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии»: Тез. докл. Ставрополь, 2001.

86. Геюшев Р.Б. Исследование комплекса монастыря Егише-Аракел // АО. М., 1971 Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании (по данным археологии и письменных источников). Баку, 1984.

87. Гинзбург В.В. Этногенетические связи древнего населения сталинградского Заволжья (По антропологическим материалам Калиновского могильника) // МИА. № 60. 1959.

88. Гмыря Л.Б. Некоторые сведения о гуннах в Дагестане // Древние и раннесред-невековые памятники Дагестана. Махачкала, 1980.

89. Гмыря Л.Б. «Царство гуннов» (савир) в Дагестане (IV-VII вв. н.э.) / Автореф. дисс. . канд. истор. наук. М., 1980.

90. Гмыря Л.Б. Об общественных отношениях у гуннов Северо-Восточного Кавказа VI-VII вв. // Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988.

91. Гмыря Л.Б. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов: Могильники. Махачкала, 1993.

92. Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала, 1995.

93. Гоиладзе В.И. Политическое развитие Картли с начала VI в. до конца 30 гг. VIIв. / Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Тбилиси, 1979.

94. Голб Н. и Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М. Иерусалим, 1997.

95. Грантовский Э.А. Сагартии и XIV округ государства Ахеменидов по списку Геродота (111,93) // КС ИНА. 46. 1962.

96. Гукасян В.Л. К освещению некоторых вопросов истории Азербайджана в монографии «Азербайджан в VII-IX вв.» // Изв. АН Азерб.ССР. Сер. истории, философии и права. 1968. № 4.

97. Гумба Г.Д. Расселение вайнахских племен по «Ашхарацуйцу» («Армянской географии VII века») / Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Ереван, 1988. Гумба Г.Д. Кавказские хоны гуны. по «Ашхарацуйц-у» // Тр. Абхазского ун-та. Т.5. Сухуми, 1987.

98. Гумилев Л.Н. Алтайская ветвь тюрок-тюгю // СА. 1959. № 1. С. 105. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.

99. Гусейнзаде А. Об одном древнем этнотопониме Азербайджана (Билясувар) // СТ. 1979. №5.

100. Давудов О.М. Проблема северной границы Кавказской Албании и локализация племен на территории Северо-Восточного Кавказа // V Крупновские чтения по архелогии Кавказа. Махачкала, 1975.

101. Давудов О.М. Исследования в Южном Дагестане // АО. 1974. М., 1975. Давудов О.М. Гробница из сел. Ираги // Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность. Махачкала, 1979.

102. Джафаров Ю.Р. Оногуры византийских писателей и хайлндуры // ВВ. 1980. Т.41.

103. Джафаров Ю. Город Цри и страна чилбов в «Истории албан» Моисея Каланкатуйского // Древний и средневековый Восток. М., 1985. 4.1. Джафаров Ю.Р. Гунны и Азербайджан. Баку, 1985.

104. Енукашвили С.Я. Труды Петра Ивера (Псевдо-Дионисия Ареопагита) / Авто-реф. дисс. . канд. истор. наук. Тбилиси, 1963.

105. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Зап. ИВ АН СССР. Т.7. 1939. Еремян С.Т. Сюния и оборона Сасанидами кавказских проходов // Изв. Арм. ФАН СССР. 1941. №7.

106. Еремян С.Т. Народно-освободительная война армян против персов // ВДИ. 1951. №4.

107. Исаков М. Исчезнувший город в Дагестане // Исторический журнал. 1941. № 6. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана // МАД. Т.1. Махачкала, 1959.

108. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана (материалы к археологической карте). Махачкала, 1966.

109. Исми-заде О.Ш. Кабала столица древней Кавказской Албании//Вопросы истории Кавказской Албании. Баку, 1962. История армянского народа. Ч. 1. Ереван, 1951. История Дагестана. Т.1. Махачкала. 1967. История древнего мира. М., 1983. Кн.З.

110. Каграманян К.А. Источники «Истории страны Агванк» / Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Ереван, 1973.

111. Карахмедова А.А. Христианские памятники Кавказской Албании (Алазанская долина). Баку, 1986.

112. Касумова С.Ю. Новые находки среднеперсидских надписей в Дербенте // ВДИ. 1988. № 1.

113. Касумова С.Ю. Южный Азербайджан в III-VII вв.: (Проблемы этно-культурной и социально-экономической истории). Баку, 1983.

114. Касумова С.Ю. Среднеперсидская эпиграфика Кавказской Албании (Дербент): Города Ирана / Транскр. текста, перев., введ-е. и коммент. С.Ю.Касумовой. Баку, 1994.

115. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. СПб., 2000.

116. Котович В.Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана // МАД. T.I. Махачкала, 1959.

117. Котович В.Г. Археологические данные к вопросу о местоположении Семендера // Древности Дагестана. Махачкала, 1974.

118. Котович В.Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Бе-ленджера и Таргу // Древности Дагестана. Махачкала, 1974. Котович В.Г., Котович В.М., Салихов Б.М. Городище Таргу // Древние и средневековые поселения Дагестана. Махачкала, 1983.

119. Котович В.Г. Он же. Из истории Дагестана (сер. VII-перв. пол. VIII в.) // Новое в археологии Северного Кавказа. М., 1986.

120. Круглов А.П. Северо-Восточный Кавказ во II-I тысячелетиях до н.э. // Древние племена и народности Кавказа / МИА. № 68. 1958.

121. Крузе Ф. О важности южнокавказских областей России в отношении антикварном и о Пторлемее, главном писателе в рассуждении Географии сей страны // ЖМНП. 1835. 4.5.

122. Крымский А.Е. Страницы из истории Северного или Кавказского Азербайджана (классической Албании) // К деятельности Ольденбурга. М.-Л., 1934.

123. Кудрявцев А.А. Мусульманский город Дагестана. Махачкала, 1994. Кудрявцев А.А., Гаджиев М.С. Дагестан и сармато-аланский мир (к проблеме контактов и взаимовлияний) // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Махачкала, 1988.

124. Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа // МИА. 106. 1962. Кузнецов В.А. Аланы и раннесредневековый Дагестан (к постановке вопроса) // МАД. Т.Н. Махачкала, 1961.

125. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992

126. Лавров Л.И. Тарки до XVIII в. // УЗ ИИЯЛ. Т.4. 1958.

127. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран: Очерки истории культуры. М.,1987.

128. Луконин В.Г. Иран в III веке: Новые материалы и опыт исторической реконструкции. М., 1979.

129. Луконин В.Г. Сасанидская держава в III-V вв. // История древнего мира. 3. М., 1983.

130. Магомедов Д.М. Исторические сведения о дидойцах // Вопросы истории Дагестана. 2. Махачкала, 1975.

131. Магомедов М.Г. Верхнечирюртовское городище // УЗ ИИЯЛ. Т. 19. Вып.2. Махачкала, 1969.

132. Малачиханов Б. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане // УЗ ИИЯЛ. Т. 14. Сер. историч. Махачкала, 1965.

133. Мамедов Т.М. Албания и Атропатена по древнеармянским источникам (IV-VII вв.). Баку, 1977.

134. Мамедов Т.М. Кавказская Албания в IV-VII вв. Баку, 1993.

135. Мамедова Ф.Дж. Из истории раннефеодальных отношений Кавказской Албании//Изв. АН Азерб. ССР. Серия истории, философии и права. 1968. № 2.

136. Мамедова Ф.Дж. Агуэнские каноны 487/488 гг. как источник по социально-экономической истории Кавказской Албании // Изв. АН Азерб.ССР. Серия истории, филосифии и права. 1968. № 4.

137. Мамедова Ф.Дж. «История албан» Мовсеса Каганкатваци как источник по общественному строю раннесредневековой Албании / Автореф дисс. . канд. ис-тор. наук. Баку, 1971.

138. Мамедова Ф. «История албан» Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. Мамедова Ф.Дж. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н.э. VII в. н.э.). Баку, 1986.

139. Маммаев М.М. Ремесло Дагестана албано-сарматского времени (по материалам Урцекского городища) / Автореф. дисс. . канд. истор. наук. М., 1970. Марр Н. Житие Петра Ивера царевича-подвижника и епископа Майумского V века//ПС. Т. 16. Вып.2. СПб., 1896.

140. Мартиросян А.А. Гипотеза о разделе Великой Армении в III веке // ИФЖ. 1987. № 3 (на арм. яз.)

141. Мусхелишвили Д.Л. К вопросу о локализации Хунана-Хнаракерта // Археологические памятники феодальной Грузии. Тбилиси, 1974. Вып. II. Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии Восточной Грузии (Шаки и Гогарена). Тбилиси, 1982.

142. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972

143. Новосельцев А.П. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период // Кавказ и Византия. Ереван, 1979. Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья: (Опыт сравнительно-исторического исследования). М., 1980.

144. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

145. Нюберг Г.С. Материалы по истолкованию пехлевийских надписей Дербента // Изв. ООИА. № 8. Вып. 5. Баку, 1929;

146. Очерки истории Грузии. Т.1. Тбилиси, 1989; Т.2. Тбилиси, 1988. Очерки истории Дагестана. Т.1. Махачкала, 1957.

147. Очерки истории СССР: III-IX вв. М., 1958.

148. Пахомов Е.А. Беш-Бармак // Изв. Археологического комитета. Вып.2. Баку, 1926.

149. Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и Закавказья. Баку, 1926. Пахомов Е.А. Пехлевийские надписи Дербента // Изв. ООИА. № 8. Вып. 5. Баку, 1929.

150. Пахомов Е.А. К толкованию пехлевийских надписей Дербента // Изв. Азерб.ГНИИ. Т. 1. Вып.2. Баку, 1930.

151. Пахомов Е.А. Крупнейшие памятники сасанидского строительства в Закавказье //ПИМК. Л, 1933. №9-10.

152. Пахомов Е.А. Археологические экспедиции по районам Азербайджанской ССР // Изв. АзФАН СССР. 1938. № з.

153. Пахомов Е.А. Монетные клады Азербайджана и других республик и краев Кавказа. Вып. 1-8. Баку, 1938-1959. Пахомов Е.А. Монеты Азербайджана. I. Баку, 1959.

154. Пигулевская Н.В. Сирийский источник VI в. по истории народов Кавказа // ВДИ. 1939. №1 (6).

155. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941.

156. Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв.: Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник // Тр. ИВ АН СССР. 1946. Т.31. Пигулевская Н.В. К вопросу о городах Ирана в раннем средневековье // СВ. 1955. №6.

157. Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб., 1902 Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964.

158. Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). Казань, 1994.

159. Семенов И.Г. О происхождении горских евреев. М.,1997.

160. Семенов И.Г. О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар // Материалы Седьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. 4.2. История еврейского народа. М., 2000.

161. Симонович Ф.Ф. Описание Южного Дагестана. 1796 // История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О.Косвена и Х.-М.Хашаева. М., 1958.

162. Смирнов К.Ф. Археологические исследования в районе дагестанского селения Тарки в 1948-1949 гг. //МИА. № 23. 1951.

163. Смирнов К.Ф. Сарматские племена Северного Прикаспия // КС ИИМК. Вып.34. 1950.

164. Сорокин С.С. Среднеазиатские подбойные и катакомбные захоронения как памятники местной культуры // СА. 26. 1956.

165. Спасский П. Дербентские укрепления // Изв. Азкомстариса. 4. Тетр. 2. Баку, 1929.

166. Тот Т.А., Фирштейн Б.В. Антропологические данные к вопросу о Великом переселении народов: Авары и сарматы. JL, 1970.

167. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э. -VII в. н.э.). М.-Л., 1959.

168. Федоров Г.С. К вопросу о местоположении столицы Хазарского каганата Се-мендера // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). 2. Махачкала, 1975.

169. Федоров-Гусейнов Г.С. История происхождения кумыков. Махачкала, 1996. Федоров Я.А., Федоров Г.С. Ранние тюркские племена на Северном Кавказе. М., 1978.

170. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

171. Халантьян Г. Армянские Аршакиды. М., 1903. Т.1.

172. Халилов Дж.А. Материальная культура Кавказской Албании (IV в. до н.э. III в. н.э.). Баку, 1985.

173. Халилов Дж.А. Кавказская Албания // Археология СССР: Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.,1985.

174. Халилов Дж.А. Кошкарлы К.О., Аразова Р.Б. Свод археологических памятников Азербайджана: Вып.1. Археологические памятники северо-восточного Азербайджана. Баку, 1991. Хан-Магомедов С.О. Дербент. М.,1958.

175. Хан-Магомедов С.О. Башни и стены Дербентской крепости // Архитектурное наследство. 17. М., 1964.

176. Хан-Магомедов С.О. Раннесредневековая Горная стена в Дагестане // СА. 1966. № 1.

177. Хан-Магомедов С.О. . Дербент: Горная стена: Аулы Табасарана. М., 1979. Цулая Г.В. Историческая концепция грузинского историка XI века Леонтия Мровели // История СССР. 1987. № 4.

178. Чачанидзе В.И. Петр Ивер и археологические раскопки грузинского монастыря в Иерусалиме. Тбилиси, 1977.

179. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофо-на»: «Бревиарий» Никифора / Тексты, переводы, коммент. М., 1980. Шаумян Р. Яфетические языки «Шахдагской группы» // Язык и мышление. Т.10. М., 1940.

180. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1957. Т.З.

181. Шихсаидов А.Р. Ислам в раннесредневековом Дагестане (XII-XV вв.). Махачкала, 1969.

182. Шихсаидов А.Р. К истории изучения «Истории Ширвана и Дербенда» // УЗ ИИЯЛ. Т.20. Махачкала, 1970.

183. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

184. Шихсаидов А.Р. К вопросу о локализации Филана // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976.

185. Шихсаидов А.Р. Арабские источники IX-X вв. и вопросы социально-экономического и военно-исторического положения раннесредневекового Дагестана // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986. С.6-10.

186. Шмидт А.Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // УЗ ИВ. Т. 16. 1958.

187. Эрдели И., Агларов М. Предки // Советский Дагестан. 1986. № 6.

188. Эрдели И., Агларов М.-Х.А. Авары: Название // Тарих. № 2-3. 1996.

189. Эрдели И. Авары // Дагестан в эпоху Великого переселения народов: Этногенетические исследования. Махачкала, 1998.

190. Юшков С.В. К вопросу о границах древней Албании // ИЗ. 1. М., 1937. Яновский А. О древней Кавказской Албании // ЖМНП. 4.52. 1864.

191. Adalbert М. Bardesanes von Edessa. Halle, 1863. Christensen A. L'lran sous les Sassanides. Copenhaque, 1944.

192. Drijvers H.J.W. The Book of the Lows of Country: Dialogue on Fate of Bardaisan of Edessa. Assen, 1965.

193. Drijvers H.J.W. Bardaisan of Edessa. Assen, 1966.

194. Honigmann E. et Maricq A. Recherches sur les res Gestae Divi Saporis // Palais des Academies. T.47. Fasc.4. Bruxelles, 1953.

195. Marquart J. Die Entstehung der Armenischen Bistumer // Orientali Christiana. 27.2. Roma, 1932.

196. Minorsky V. A New Book on the Khazars // Oriens. Leiden, 1958

197. Minorsky V. Hudud al-'Alam: The Regions of the World, a Persian geography 3721. AH 982 AD. London, 1937.