автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Эволюция ханбалитского учения и современность

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Маханов, Джамал Султанович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эволюция ханбалитского учения и современность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маханов, Джамал Султанович

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ 1. Историческое развитие мусульманского права и образование основных правовых школ в исламе.

РАЗДЕЛ 2. А. ибн Ханбал как основатель учения. Феномен михны" и его значение.

РАЗДЕЛ 3. Структура основных ханбалитских текстов и анализ их содержания. Основные пункты ханбалитской доктрины . .40 РАЗДЕЛ 4. Ханбализм после Ибн Ханбала (Основные представители раннего ханбализма).

РАЗДЕЛ 5. Ибн Теймийа и Абд аль-Ваххаб - продолжатели ханбализма.

РАЗДЕЛ 6. Единобожие (таухид) и осуждение культа святых стержень ваххабитской догматики. Ваххабизм и шариат.

РАЗДЕЛ 7. Проблема ваххабизма в Дагестане и Чечне.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Маханов, Джамал Султанович

В работе исследуется проблема религиозного (исламского) радикализма, являющаяся актуальной для целого ряда стран, в том числе и России (прежде всего ее Северокавказский регион), ставится и рассматривается вопрос о генезисе радикализма, теоретическом содержании основных близких к нему теологических доктрин (Ибн Ханбала, аль-Ваххаба), обсуждаются возможности идеологического и практического преодоления исламского радикализма. Автором привлекаются как сочинения средневековья арабских авторов, так и новейшие исследования по северокавказской проблематике.

Актуальность темы исследования.

Актуальность теоретического анализа ханбализма обусловлена:

1) необходимостью осмысления места и роли ханбализма -духовной атмосферы жизни мусульманских стран и народов,

2) важностью целостного исследования ханбализма, понимания существенных характеристик на различных этапах его развития, выявления его влияния на мусульманскую культуру как в средневековой, так и в современный период,

3) недостаточной изученностью ханбализма в отечественной религиозно-философской литературе.

Ханбалитство, будучи одним из четырех основных мазхабов (теолого-правовых школ) суннитского ислама, сформировавшихся еще в период раннего средневековья, в силу своего крайнего консерватизма, приверженности духу и букве раннего ислама оказало огромное влияние на идеологию ваххабизма - мощного и влиятельного течения в современном исламе. В настоящее время ареал деятельности приверженцев ваххабизма охватывает часть стран Ближнего и Среднего

Востока, некоторые африканские страны (Судан), а также ряд республик бывшего СССР.

В доктринальном плане ваххаблизм сочетает в себе ханбалитский толк суннизма (родоначальник Ахмад ибн Ханбал (780-855 гг.) и суфийское учение Ибн Теймийи (1263-1328). Выступая против сторонников рационалистического богословия, Ибн Ханбал стремился к чистому исламу через сунну (священные предания пророка Мухаммеда), в которой он видел источник толкования Корана. Опираясь на авторитет Ибн Ханбала, его сторонники разработали законченное учение исламского традиционализма, чуждые сомнительным нововведениям и стремящееся вернуться к чистой вере первоначального ислама. Ибн Теймийа также боролся против новшеств, выступал при этом за нерасторжимое единство государства и религии. По его мнению, без могущественного исламского государства религия будет в опасности. Ибн Теймийа резко осуждал использование власти в корыстных целях, проповедовал аскетизм и сохранение первоначальной чистоты ислама. В XVIII веке идеи Ибн Теймийа были возрождены Мухаммедом Абд аль-Ваххабом (1703/04-1792) и легли в основу вероучения ваххабизма, поддержанного династией Саудов, которые и ныне определяет оригинальную идеологию Саудовской Аравии. Для ваххабитов зачастую характерен максимализм предъявляемых современному мусульманскому миру требований (его они критикуют за недостаточное следование заветам и нормам раннего ислама), радикализм (как идеологический, так и практический) в средствах достижения своих целей. Очевидно, что феномен ваххабизма носит сложный и многоплановый характер, а его анализ требует взвешенного и объективного подхода, соответствующих теоретических исследований. Попыткой такого рода и является настоящая работа.

Степень научной разработанности проблемы. Хотя связь ханбалитского учения с идеологией ваххабизма упоминается в литературе нередко, самих исследований учения А. ибн Ханбала и его эпохи в отечественной литературе довольно мало. В качестве примера можно назвать диссертацию Д-В. Ермакова «Ранние источники по истории сложения ханбалитства вв.)» (Ленинград, 1985), где подробно излагаются взгляды А. ибн Ханбала и его ближайших последователей, содержаш;иеся в дошедших до нас рукописях, многие из которых подробно анализируются автором. Ситуация в Арабском Халифате эпохи деятельности Ибн Ханбала и его учеников довольно обстоятельно описана в книге И.М.Фильштинского «История арабов и халифата (750 - 1517 гг.)» (Москва, 1999).

Проблема возникновения ваххабизма анализируется в диссертации А.М.Васильева «Ваххабизм и первое государство Саудов в Аравии (1744/45-1818 гг.)» (Москва, 1966), посвяш;енных истории Саудовской Аравии от XVIII в. до наших дней.

Труды известного политолога-востоковеда К.И.Полякова (в частности, его работа «Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма») (Москва, 2001).

Касаются феномена исламского радикализма в арабских странах К.И. Поляков дает подробные изложение идеологии «братьев-мусульман», описывает национальные и последуюп];ие этапы деятельности этой известной экстремистской организации, апеллирующей, как это ни парадоксально, к «чистому» исламу и идеям социальной справедливости. К.И.Поляков со знанием дела дает анализ ситуации в основных ближневосточных странах в том, что касается борьбы с религиозным экстремизмом. В определенной степени арабский опыт в этой области может быть интересен и для стран СНГ. Исследования К.И. Полякова содержат массу полезного фактического материала, который служит базой для дальнейших обобщений и выводов.

Возрождение ислама на постсоветском пространстве, роль исламских политических организаций в современном СНГ, обстоятельно изучались многими российскими исследователями. Речь идет о трудах И.Ермакова и Д.Микульского «Ислам в России и Средней Азии» (Москва, 1999), М.Родионова «Ислам классический» (Москва, 2001) и ряде других.

Особенно хочется отметить работу Г.М.Керимова «Шариат. Закон жизни мусульман» (Москва, 1999), в которой содержится много ценного материала об основных установлениях шариата и о главных теолого-правовых школах суннитского ислама.

Все вышеназванные авторы внесли свой вклад в исследование рассматриваемой в данной диссертации проблемы, которая еще далеко не исчерпана, и происходящие на наших глазах события объективно добавляют все новые детали в обшую панораму этнорелигиозных конфликтов в исламских регионах, дают базу для все новых размышлений и исследований.

Цели и задачи исследования.

Цели работы - выявить и проанализировать основные черты и особенности ханбалитской школы права в суннитском исламе, продемонстрировать ее отличия от других суннитских школ права в решении конкретных вопросов частной жизни мусульман, показать особенности деятельности сторонников данного направления в России, а именно - на Северном Кавказе (в Дагестане и Чечне).

В ходе ее реализации перед автором стоят следующие задачи:

- провести на основании имеющихся источников и специальной экспертной литературы теоретическую реконструкцию взглядов А. ибн Ханбала и его школы в контексте религиозной и политической ситуации в Арабском Халифате в период 1Х-Х1 веков;

- осуществить реконструкцию взглядов М. ибн Абд аль Ваххаба в контексте религиозно-политической ситуации его эпохи (XVIII в.);

- сопоставить воззрения хабалистов (ваххабитов) с воззрениями представителей других суннитских теолого-правовых школ по конкретным вопросам мусульманского права;

- показать общую преемственную связь двух вышеуказанных крупнейших представителей ханбализма, указав при этом на промежуточные звенья между ними;

- изложить общую социально-политическую и религиозную ситуацию на Северном Кавказе, подробно при этом охарактеризовав в идейном и политическом плане лагерь «ваххабитов».

Методологическая основа и источники исследования. Автор опирается на сравнительно-исторический метод, разработанный в трудах отечественных и зарубежных исследователей. К источникам исследования относятся работы Ибн Ханбала и Абд аль-Ваххаба, комментарии к ним, работы историков (отечественных и зарубежных), посвященных проблемам социально-политической истории Халифата, общетеоретические и конкретные исследования российских и зарубежных текстологов, источниковедов и религиоведов, в статьи в периодической печати современных политологов, свидетельства непосредственных очевидцев описываемых событий. Диссертация написана с использованием общенаучных методов исследования общественных явлений, с применением научно-признанного категориального аппарата. В диссертации проведен синтез историко-философского и религиоведческого подходов.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринят философско-религиоведческий анализ феномена ханбализма и его влияния на общественно-политическую и религиозную жизнь северокавказских народов. Результаты исследования нашли выражение в следующем:

- ханбализм рассмотрен в историко-теоретическом плане, произведена реконструкция взглядов отдельных его представителей (А. ибн Ханбала, М.Абд аль-Ваххаба), а также дано ханбалитское толкование идеи единобожия («Таухид»), исключающее каких-либо посредников между верующим мусульманином и Аллахом;

- выявлены специфика и сущность ханбализма, показана его эволюция, проанализированы его особенности (прежде всего жесткий риторизм и консерватизм) в сравнении с другими суннитскими теолого-правовыми школами;

- на материале Дагестана и Чечни рассмотрена проблема ваххабизма.

- впервые введен в научный оборот новый материал, взятый из арабских источников.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты важны для дальнейших исследований по истории мусульманской теологии, а также для понимания места и роли ханбалитского учения в прошлом и настоящем.

Положения диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов политологии, социологии, религиоведения, истории философии, культурологии, а также привлечены для разработки проблем международных и межнациональных отношений.

Апробация работы.

По материалам диссертации были сделан доклады и сообщения в научных конференциях МГУ в 1999 - 2000 гг. Основные положения диссертации изложены в двух научных публикациях. Диссертация 8 обсуждалась на заседании кафедры Религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, семи разделов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция ханбалитского учения и современность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа представляет собой один из первых в отечественной литературе опытов системного обобщения идеологии и практики исламского фундаментализма (точнее, его ханбалитской разновидности) на протяжении длительного исторического отрезка - от раннего Средневековья (с IX в., когда жил и проповедовал основатель учения А. ибн Ханбал) до наших дней (в работе рассматривается активность современных ваххабитов в Дагестане и Чечне).

И в раннем Средневековье, и теперь ханбализм (и его позднейшая разновидность - ваххабизм) являлся наиболее ортодоксальной, тяготеющей к ригоризму богословско-правовой школой в исламе, признающей в качестве высшего авторитетного свидетельства только Коран и Сунну пророка (соответственно, не признающей авторитет разного рода суфийских шейхов, святых, мучеников, сподвижников Пророка Мухаммеда и т.д.).

В силу этого ханбализм стал наименее гибким, наименее понятным и близким большинству мусульман и в то же время наиболее космополитическим, наиболее радикальным в своих принципах, требованиях и заповедях направлением в исламе. В силу своих особенностей ханбализм не мог способствовать творческому развитию исламского богословия, но его максималистские социальные и нравственные программные требования (критика порочного образа жизни высших классов, отрицание ростовщичества, призыв к более справедливому распределению социальных благ (забота о неимущих), ориентация на нравы и обычаи ранней мусульманской общины времен Пророка Мухаммеда и "праведных халифов") могли способствовать и способствовали появлению радикальных религиозно-политических движений, смысл деятельности которых - претворение этих требований в жизнь (этот смысл может быть как истинным, так и ложным, представлять собой чистую видимость). Пример такого рода движений - "ваххабитское" движение в Чечне и Дагестане (отрицающее традиционное для Северного Кавказа тарикатистское направление в исламе, в котором особое внимание уделено почитанию духовных авторитетов - суфийских шейхов), отчасти "Братья-мусульмане" в Египте и ряде других стран Ближнего Востока.

Активность исламских радикалов - это не только результат деятельности их вдохновителей, спонсоров, вождей и теоретиков, это и проявление определенного рода глубинных политических и геополитических тенденций. В политическом плане активность исламистов - это реакция на недостаточную способность властей того или иного региона решить насущные социальные и экономические проблемы управляемого ими населения (это прежде всего проблемы бедности, высокой безработицы, высокого уровня преступности, массовой коррупции чиновничества), на отсутствие и и т-\ у людей всякой надежды на лучшее. В ложную альтернативу исламистов может поэтому поверить известное количество людей, порой довольно значительное, и это скорее беда, а не вина этих людей. Отсюда следует, что борьба с радикалами от ислама не может вестись чисто символами, военно-полицейскими методами, необходим также целый комплекс мер социально-экономического характера по оздоровлению общей ситуации в регионе, созданию новых рабочих мест, обузданию коррупции, стабилизации политической обстановки (у власти должны стоять люди, внушающие доверие). Только тогда (и то не сразу, а по истечению определенного периода времени) можно будет говорить о нормализации сатуации и надежной нейтрализации экстремистов (об этом также подробно говорится в диссертации).

Наконец, в геополитическом плане рост фундаментализма свидетельствует о недовольстве на мусульманском Востоке установлением однополярного мира и растущей политической и социокультурной экспансией Запада (прежде всего США). В этом случае рост фундаменталистских настроений в известной мере является утрированной защитной реакцией мусульманского Востока на экспансию Запада (речь идет о защите присущим мусульманам культуры, религии, образа жизни).

Отсюда следует, что именно создание многополярного (многополосного) мира, кроме обеспечения общей глобальной стратегической стабильности, могло бы привести к падению популярности идей радикализма в мусульманском мире, и тем самым, к достижению определенной региональной стабильности на Ближнем Востоке и Северном Кавказе. Это также один из основных выводов диссертации. Такова в целом общая логика теоретического содержания диссертации, которая, смеем надеяться, внесет свой посильный вклад как в прояснение определенного круга проблем, волнующих сегодня мусульманскую общественность России (и не только России), так и в формирование и совершенствование механизма решения этих (очерченных и указанных в данной работе) проблем, что было бы только на пользу делу мира и социальной стабильности, особенно в регионах с ярко выраженной внутренней политической и религиозной дисгармонией.

 

Список научной литературыМаханов, Джамал Султанович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Амин Ахмед. Духа ал-ислам. Каир, 1964 (на арабок, яз.).

2. Государство и право в развивающихся странах. М., 1976.

3. Ал-Бари Зикрийа, Фи Мадхал. Аль-фикх ал-ислами. Каир, 1974 (на арабск. яз.).

4. Hilmi Huseyn. Isik Filili Sunnet yolu. Estambuli, 1970.

5. Абу Захра Мухаммад, Абу Ханифа. Каир, 1947. (на арабск. яз.).

6. Муса М.У., Абу Ханифа. Каир, 1997 (на арабск. яз.).

7. Палестинский сборник. АН ССР. Российское палестинское общество. М., 1969 г.

8. Абу Ханифа ибн Сабит, Ал-Фикх аль-Акбар. Казань, 1914 (на арабск. яз.).

9. Абу Ханифа ибн. Сабит. Ал-муснад. Казань, 1911 (арабск. яз.).

10. Абу Йусуф. Китаб ал-харадж. Каир, 1933 (на арабск. яз.).

11. Абу Йусуф, Абад ал-Кади. Каир, 1911 (на арабск. яз.).

12. Зийдан Абд ал-Карим. Ал-Мадхали дисарат аш-шарна ал-исламита. Багдад, 1964 (на арабск. яз.).

13. Махмасани Субхи. Фалсафат ат-ташри фи-ал-ислам. Лейден, 1961 (на арабск. яз.).

14. Ал-Маргинани, Ал-Хидая. Ташкент, 1983 (на арабск. яз.).

15. Цветков П. Исламизм. Ашхабад, 1912.

16. Ан-Набхан Мухаммад Фарук. Алъ-Мадхал ли-т-Ташри ал-ислами. Бейрут, 1977. (на арабск. яз.).

17. Doi А., Rahman L The cardinal princeples of Islam (according to Maliki system). Ibadan, 1981.

18. Ар-Рази Фахр ад-дин. Манакиб ал-Имам аш-Шафрии. Каир, 1279 г. хиджры (на арабск. яз.).

19. Ал-Газали Абу Хамид Мухаммад. Ихиа улум ад-дин. Каир, 1933. (на арабск. яз.).

20. Ас-Субки Тадж-ад-дин. Табакат аш-шафийа ал-Кубра. Каир, 1906. (на арабск. яз.).

21. Ад-Дака Абд Фани. Фихрист махтута дар ал-Кутуб «Аз-захирийа». Фикх аш-шафии. Дамаск, 1963 (на арабск. яз.).

22. Аш-Ширази Абу Исхак. Ат-Танбих. Лейден, 1976 (на арабск. яз.).

23. Аль-Маварди. Аль-ахкам аг-Султанийа. Каир, 1893 (на арабск. яз.).

24. Ал-Хусайни Абу Бакр ибн Хидайат. Табакат ал-Шафииа. Багдад, 1358 г. (хиджры) (на арабск. яз.).

25. Абу Захра Мухаммад. Ибн Ханбал. Хайатуху ва асруху. Каир, 1947 (на арабск. яз.).

26. Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист. Каир, 1348 г. хиджры.

27. Ибн Ханбал Ахмад. Ал-Муснад. Каир, 197 (на арабск. яз.).

28. Всесоюзная конференция по проблемам арабской культуры памяти академика И.Ю.Крачковского. Тезисы докладов и сообщений. М., 1983.

29. Табакат ал-Ханбила. Бейрут, 1947, (на арабск. яз.).

30. Abiad. Culture et education arabo-islamiques an Sam pendant les rois premieres de l'Islam. Damas, 1981.

31. Мадхал ила Мазхаб ал-имаг. Ахмад б. Ханбал. Бейрут, 1947 (на арабск. яз.).

32. Ал-Фикх ал-акбар Абу Ханифа. Китаб ал-Фикх ал-акбар. Казань, 1324 / 1907. (на арабск. яз.).

33. Ислам в истории народов Востока. М., 1982.

34. Мухаммад аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах. Пер. с араб. М., 1984.

35. Ас-Субки. Табакат аш-шафиита ал-Хубра. Каир, 1324 г. хиджры (на арабск. яз.).

36. Ибн Ханбал. Муснад. Ал-Муджаллад I-IV, Каир, 1896.

37. Катаб тавил Мухталиф ал-Хадис фи Ладдала ада ахл ал-хадис. Каир, 1982.

38. Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М., 1984.

39. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

40. Ибн Кудама. Тахрим ан-назар, фи Кутуб ахл ал-калам.

41. Ed and trensl. by G. Makdisi. L., 1962.

42. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1992.

43. Chodkiewicz М. Le scean des Saints: prophetic et doctrine d'Ibu Arabi. Paris, 1986.

44. Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

45. R.Montague. La civilization du desert. Paris, 1947.

46. Суйти джала ад-дин. Танвир ал-хавалик: Шарх Муватта Малик. Каир, 1348 г. хиджры (на арабск. яз.).

47. Шераиуль. Ислам или законы мусульман шиитского вероисповедания. СПб., 1862.

48. Мухин В.Ф. Очерк магометанского наследования. СПб., 1898.

49. Mondoodi А.А. А short of Revivalist Movement in Islam. Lahore, 1979.

50. Поляков К.И. Пути и капканы «исламской революции» (С чем сталкивается российское общество на Северном Кавказе?). «НГ-религия», 29.08.1999.

51. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

52. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.53. «Дагестанская правда», 10.08.1996.

53. Ханбабаев К. Суфизм как основа общества. «НГ-религии», 30 мая 2001 г.

54. Яхиев С, Ляушева С. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе «НГ-религи», 27 марта, 1997 г.

55. Климович Л.И. Ислам. Очерки. М., 1962.

56. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1988.

57. Игнатенко A.A. В поисках счастья: общественно-полиитческие воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989.

58. Григорян СИ. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966.

59. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества: филсофско-метоодологический анализ. М., 1993.

60. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.

61. Саидбаев Т.С. Ислам и общество.

62. Ислам: традиции и новации, М,, 1991.

63. Васильев A.M. Ваххабизм и первое государство Саудов в Аравии (диссертация). М., 1966.

64. Ермаков Д.В. Ранние источники по истории сложения ханбалитства (IX-X вв.). (диссертация). Л., 1989.

65. Массэ А. Ислам. Очерк истории. Пер. с франц. М., 1982,

66. Грюнебаум фон Г,Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1298), Пер. с англ, М,, 1988,

67. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

68. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2001.

69. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.

70. Ротарь И. Под зеленым знаменем. Исламские радикалы в России и СНГ. М,, 2001 г,

71. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

72. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986,

73. Фильтинский И,М, История арабов и халифата (750-1517 гг.), М,, 1999,

74. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими, Книга единобожия, М,, «Бадр», 2000,

75. Керимов Г,М, Шариат, Закон жизни мусульман, М,, 1999,

76. Коран. Перевод и комментарии. В. Прохоровой. М., 1997.

77. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

78. Мухаммад ибн. 'Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Ислам. Перевод с арабского, введение и комментарий С.М.Прозорова. М., 1984.

79. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001 г.