автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Одаев, Хамзат Магомедович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни"

На правах рукописи

005016877

Одаев Хамзат Магомедович

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА (ФИКХА) В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЧНИ

(конец XX - начало XXI вв.)

Специальность: 09.00.14 - философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 С [..А;, 201

Москва-2012

005016877

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научные руководители: доктор философских наук

Башнров Лёма Ахмадович

доктор философских наук Семедов Семед Абакаевич

Официальные оппоненты: Глаголев Владимир Сергеевич,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии МГИМО(У)МИДРФ Ряжапов Нил Халиуллович, кандидат философских наук, главный специалист муниципалитета внутригородского муниципального образования Куркино в г. Москве

Ведущая организация - ФГОУ ВПО «Чеченский государ-

ственный университет»

Защита состоится 29 мая 2012 года в _час. на заседании

диссертационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84,_уч. корпус, ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС

Автореферат разослан «28» апреля 2012 года

Ученый секретарь диссертационного совета

Семедов С.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом проблем политического, социально-экономического, инонационального и конфессионального характера, крайне обострившихся в последние десятилетия в северокавказском регионе, в частности в Чеченской Республике. Причем каждая из этих проблем, так или иначе, связана с исламом, исламским правом, традициями и реалиями правовой жизни чеченского народа, неоднозначной ролью государства - федерального центра и местного управления в их постановке и разрешении.

На современном этапе развития российского общества особую значимость приобретают проблемы связи права и нравственности, правового идеала и правовой реальности, законности и справедливости, социальной ценности права и правосознания. Разрешение этих проблем предполагает дальнейшее исследование адатного (обычного) и мусульманского права и, прежде всего, преодоления распространённых стереотипов в их понимании как исключительно религиозных или морально устаревших, за которыми остаётся недооцененной социально-регулятивная ориентированность этого феномена.

Слабое теоретическое осмысление и соответствующее практическое разрешение проблем межнациональной и конфессиональной жизни российских народов оборачиваются тяжелыми военно-политическими конфликтами, ещё более углубляющими эти проблемы. Чтобы эти конфликты не переходили в вооруженные столкновения, необходимо знать мусульманские правовые нормы, национальные обычаи и традиции, формирующие мировоззрение мусульманина.

Знание и понимание традиционных этноправовых систем могло бы предостеречь российское общество и российские СМИ от разжигания этнофобии и исламофобии.

Адатное и мусульманское право в чеченском обществе имеет многовековую историю и не исчерпало себя до настоящего времени. И сегодня адат и шариат сохраняют роль вектора, формирующего правосознание, правоотношения и этические ценности в этномусуль-манском социуме. Более того, в последние десятилетия внимание к адатному и мусульманскому праву заметно возросло.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и качественно новой ситуацией, в которой находится Российское государство и российское право после развала Советского Союза. Новый геополитический статус Российской Федерации требует комплексных исследований правового строя России как целостного, самостоятельного явления, отражением которого в науке выступает категория правовой системы.

Важно определить, каковы роль и значимость правовых систем российских народов, в частности, адатно-шариатских ценностей чеченцев в общегосударственной правовой системе: выступают ли они в качестве подсистем единой российской системы права или ограничиваются некоторым влиянием на таковую; как формируется единое правовое пространство в условиях многонационального и многоконфессионального государства?

Особую актуальность имеет изучение этноправовых систем Северного Кавказа, где стабильность правового порядка всегда поддерживалась юридическими, нормативно-регулятивными (адатно-шариатскими) системами горских народов. Актуальность мусульманской правовой традиции для современной России и современного мира,

известный российский ученый Л.Р. Сюкияйнен в своей статье «Найдётся ли шариату место в российской правовой системе?» обосновывает рядом факторов. В качестве важнейших он выдвигает два: природа и сущность самого ислама - его универсальность как религии и образа жизни; особенности состояния ислама в современной России.

Современная трактовка адата и шариата требует переосмысления их содержания и сущности как факторов правовой культуры мусульманских этносов России. Распространённые с советских времён субъективные представления об этих правовых образованиях как «тормозе» общественного развития сознательно опровергают неоспоримые и очевидные их достоинства - способность к творческому обновлению в ответ на запросы реальной жизни и неизменную верность духовно-нравственной (ментальной) основе народа.

Исследование правовой культуры традиционно-мусульманских народов Российской Федерации, в том числе чеченского, актуально не только с позиций историко-правоведческой науки - необходимости восполнения «белых пятен» в истории правовой культуры вайнахских народов как части истории отечественного права, что, безусловно, важно для объективной оценки традиционных правовых систем и перспектив обогащения их позитивным опытом российского государственного законодательства.

Такие исследования актуальны и для совершенствования современной юридической практики в республиках Российской Федерации. По мнению российских ученых, традиционные системы права, в частности адат и шариат, и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя зачастую не только наряду, но и в противовес нормативно-правовым актам государства. При этом следует иметь в виду, что неформальное, вне русла официальной правовой

политики, применение в Чеченской Республике адатного и мусульманского права неоднозначно влияло на общее состояние правового порядка.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование традиционного права северокавказских народов началось в середине XIX века в рамках «этнографической юриспруденции», общей и военной истории и религиоведения (религиозной философии). В исторической и этнографической литературе тех лет освещались отдельные стороны и аспекты горского обычного права и шариата. Однако их юридические характеристики, институционная, нормативно-регулятивная значимость не изучены в полной мере.

Мотивацией активного развития этой области знаний в то время были прагматичные цели империи, связанные с завоёванными народами: обстоятельное знакомство с системами их внутреннего управления и нрава предполагалось использовать как необходимую информацию для работы колониальной администрации. В то же время, объективно, работа российских ученых имела огромную научную ценность, положив начало новой области знания о кавказоведении.

Тема обычаев и обычного права вайнахов привлекала внимание многих известных кавказоведов, среди которых А.П. Берже, С.М. Броневский, П.И. Головинский, Б.К. Далгат, Н.С. Иваненко, М.М. Ковалевский, Е.И. Крупное, Ф.И. Леонтович, JI.IO. Маргошвили, К.Г. Мартиросян, Б.В. Скитский, A.B. Фадеев, Н.Ф. Яковлев и др.

Солидный вклад в эту область знания внёс известный русский юрист и социолог М.М. Ковалевский - родоначальник нового научного метода -сравнительного правоведения. Он был убеждён, что глубокое понимание системы права горских народов имеет не только научное, но и важное практическое значение: «кавказское право» (этот термин ввёл в научный оборот М.М. Ковалевский), осмысленное с позиций Европы и России,

поможет последней выработать позитивную внутреннюю политику на Кавказе. Труды М.М. Ковалевского по своему качеству (глубине анализа и богатству собранного материала) до настоящего времени являются образцом научной добросовестности исследователя в изучении северокавказского традиционного права.

Не потеряли своей ценности для современников и научные исследования другого русского ученого XIX века - Ф.И. Леонтовича, в частности его обширный труд «Адаты кавказских горцев», в котором систематизированы сведения об обычном праве и шариате. С целью выяснения общих коренных законов развития правовых идей и институтов» ученый искал и описывал доказательства взаимодействия норм адата, шариата и российского права. Свод адатов кавказских горцев, изданный Ф.И. Леонтовичем, содержит богатые материалы и комментарии автора по обычному семейному праву горцев, представляющие интерес и для современных исследователей обычного права-адата.

Сохранили свою научную значимость и работы русских этнографов М.О. Косвена, В.Б. Миллера, H.H. Харузина, Г.Ф. Чурсина, исследовавших различные аспекты обычного права российских народов. Среди авторов, публиковавшихся в известных сборниках («Сборнике сведений о кавказских горцах», «Сборнике сведений о Терской области», «Терском сборнике» и «Сборнике материалов по этнографии» Дашковского музея) следует отметить очерки о вайнахах Г. Вертепова, Е. Максимова, У. Лауда-ева, Ч.Э. Ахриева, H.H. Харузина.

Нормы обычного права (адата) оказывали огромное влияние на общество в различные этапы исторического развития северокавказских народов. Поэтому глубокое и всестороннее изучение этого феномена как одного из основных социальных институтов горского общества всегда было важным и актуальным в научном и политическом смысле. В

последнее время возрос интерес к юридической области кавказской этнографии, представленной такими именами, как В .К. Гарданов, М.О. Косвен, A.M. Ладыженский.

Монография A.M. Ладыженского «Адаты горцев Северного Кавказа»1, изданная в Москве в 1947 году и переизданная в Ростове-на-Дону в 2003г., и сегодня продолжает представлять научный интерес историков, юристов, этнографов, политологов и политиков-практиков, занимающихся проблемами современного Северного Кавказа, которые трудно понять и, тем более, принять по ним верные решения без осмысления сущности традиционной системы права горских народов. Заслуга автора состоит в том, что, взяв за объект своего исследования традиционное право всех народов Северного Кавказа, опираясь на богатый конкретный историко-этнографический материал, он проследил зарождение и формирование обычного права как социального феномена.

A.M. Ладыженский считал, что зарождение правовых норм происходило уже в условиях родового строя. Именно A.M. Ладыженский выдвинул и обосновал гипотезу о том, что в условиях родового строя и в ранний период его разложения главным фактором упорядочения внутренней жизни северокавказских этносов был так называемый «неправовой обычай». И только в период становления феодализма, основанного на имущественном и классовом расслоении горского общества, сформировалось обычное право - адат. Из этой гипотезы следовал очень важный вывод: «у народов Северного Кавказа к моменту завоевания их Российской империей первобытно-общинный строй уже перерос в классовое общество и адаты из норм чисто бытовых становились

1 См.: Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. М., 1947; Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Подготовка текста и комментарии И.Л. Бабич. -Ростов-на-Дону, 2003.

в значительной степени правовыми»1. Он также отмечает, что «горские адаты превратились в юридические нормы, защищающие интересы привилегированных классов»2. По его мнению, превращение родовых норм в юридические есть одно из проявлений превращения родового общества в классовое и теснейшим образом связано с постепенным образованием органов государственной власти3.

Вопросы взаимоотношений горских народов с российской властью (государственным правом), а также положение мусульманских народов в православном государстве, организация государственного управления и судопроизводства нашли отражение в работе С. Эсадзе «Историческая записка об управлении Кавказом», построенной на материале и официальных документах Кавказского наместничества «Собственной его императорского величества канцелярии» и Государственного Совета, которые не только собраны, но и прокомментированы автором.

Важную методологическую роль в исследовании догматики и истории распространения ислама и исламского права сыграли труды отечественных и зарубежных исламоведов, историков и этнографов: В.В. Бартольда, П.А. Головинского, И. Гольдциера, Н.Ф. Грабовского, Г.Э. фон Грюнебаума, Н.Ф. Дубровина, И.Ю. Крачковского, У. Лаудаева, А. Массэ, А. Меца, Н.И. Покровского, H.A. Смирнова, У.М. Уотга, P.A. Фадеева, А.Э. Шмидта и др.

В советский период нашей истории была впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения феномена адатного и мусульманского права на Северном Кавказе. Важную роль в концептуальном осмыслении этой проблемы сыграли работы Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф.

1 См.: Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Подготовка текста и комментарии И.Л. Бабич. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 120.

2 Там же.-С. 132-133.

3 Там же.-С. 133.

Болтенковой, В.О. Бобровникова, А.Б. Веягерова, Ф.А. Гантемирова, Г.Н. Генко, Н.П. Гриценко, Л.Е. Кубеля, Ф.И. Кудузовой, E.H. Кушевой, М.А. Мамакаева, А.И. Першица, И.М. Саидова, Я.С. Смирновой, Г.Ф. Чурсина, Д.Ю. Шапсугова и других.

Значительный вклад в исследование мусульманского права и шариата внесли отечественные ученые Е.Ю. Барковская, Г.М. Керимов, З.Х. Мисроков, JI.P. Сюкияйнен и др. В современном российском исламоведении вопросы общественно-политической и правовой жизни мусульманских народов Северного Кавказа наиболее полное освещение получили в работах В.Х. Акаева, A.B. Авксентьева, И.Ю. Алероева, А.К. Аликберова, Л.И. Бабич, JI.A. Баширова, А.О. Булатова, Х.М. Думанова, A.A. Игнатенко, A.B. Малашенко, Д.Д. Межидова, Т.С. Саидбаева, С.А.Семедова, А.И. Шамилева, А.Д. Яндарова и др.

Среди современных авторов, работающих в сфере исторического, философского, этнографического и религиоведческого осмысления духовной жизни вайнахов, нельзя не отметить особую роль плеяды грузинских ученых, обогативших не только исследовательскую, но и источниковую базу знаний о чеченском и ингушском народах. Многие важные исторические сведения о распространении среди вайнахов ислама и формировании адатно-шариатской (традиционной) системы права представлены в грузинских источниках, введённых в научный оборот грузинскими исследователями: В.Д. Итониашвили, Г.А. Меликишвили, А.И. Робакидзе, Г.Д. Тогошвили, PJL Харадзе, А.Ж. Шавхелишвили.

Цель диссертационного исследования. Изучение сущности и генезиса современного правосознания чеченского народа, связанных со специфическими особенностями его исторического развития, процесса исламизации и формирования этнического менталитета.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить и определить сущность понятий «мусульманское право», «обычное право», теорию соотношения шариата, фикха и адата.

2. Исследовать и охарактеризовать теоретические источники мусульманского права и особенности религиозно-правовых школ (мазхабов), получивших распространение в ЧР.

3. Определить качественные характеристики социокультурного и социопсихологического феномена - национального менталитета чеченцев.

4. Выяснить характер влияния национального менталитета на процесс формирования правовой и духовной культуры чеченского этноса.

5. Исследовать причины правового синкретизма и современные проблемы правовой жизни в Чеченской Республике.

6. Проанализировать возможность легализации некоторых норм традиционного права мусульманских народов в контексте государственного права Российской Федерации.

7. Исследовать проблемы создания единого правового пространства РФ и учёта специфики национальных традиционных систем права.

Объект диссертационного исследования - современное правосознание чеченского народа, его сущность и генезис: обычное право (адат), шариат, позитивное право (мусульманское право, шариат и обычное право, и их влияние на формирование правосознания чеченцев).

Предмет диссертационного исследования - влияние ислама и исламского права на формирование современного правосознания чеченского народа в условиях послевоенной Чеченской Республики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые проведено комплексное (историко-религиоведческое,

юридико-этнографическое, социологическое, социопсихологическое) исследование проблем правовой жизни в современной Чеченской Республике, значительно осложнённой последствиями двух войн. В этой связи по-новому осмыслены многие вопросы, в частности:

- раскрыто влияние на чеченское общество и его правовую культуру суфийского (традиционного) ислама и радикального крыла фундаменталистского ислама, получившего распространение в годы последних войн. Именно радикальный «ваххабизм», привнесённый на Северный Кавказ извне, идейно питал сепаратизм и экстремизм, хотя их причины обусловлены социально-экономическими и политическими условиями, сложившимися в постсоветской России;

- выявлены особенности чеченского национального менталитета и его связь (взаимовлияние, взаимодействие) с традиционным правом и шариатом;

- рассмотрена перспектива применения мусульманского права (фикх) и адата в чеченской и общероссийской правовых системах;

- проанализированы взаимосвязь и взаимовлияние адата как феномена правовой культуры вайнахов с шариатом и мусульманским правом;

- устанавливается необходимость инкорпорирования в российское законодательство некоторых норм традиционного права народов России, в том числе и чеченцев

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мусульманское право (фикх) в Чечне не получило своего классического оформления. Фикх в Чечне не сформировался и не практиковался ни в прошлом, ни в настоящем.

2. Традиционное право чеченцев представляет собой взаимосвязь народного права (адата) и шариата. Причем адат в общественном поведении и сознании доминирует над шариатом.

3. Современное правосознание чеченского народа - это синтез адата, шариата и государственного (российского) права, где последнее по возможности игнорируется.

4. Правовой нигилизм современных чеченцев - это следствие игнорирования центральной властью (царской, советской, демократизирующейся российской) традиционного чеченского права (адата).

5. Правовой нигилизм в современной Чечне является моральной подпиткой экстремизма.

6. Чеченский этно-национальный менталитет выступал и выступает сегодня активным субъективным фактором политической истории Чеченской республики.

7. Игнорирование Федеральным центром значимости этно-национального менталитета чеченского народа как самостоятельного фактора внутренней политики негативно влияет на политическую обстановку в северокавказском регионе.

8. Модернизация правовой жизни в современной Чеченской республике должка основываться на обогащении единого общероссийского правового поля нормами-извлечениями из традиционного чеченского права, расширяющими права всех граждан Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования является диалектический метод познания, включающий в себя принципы объективности, историзма и системности.

Теоретико-философской основой исследования является положение о том, что общероссийская правовая культура — понятая и принятая

всеми народами России, не провозглашенная номинально, а действующая реально на всей территории страны, может сформироваться только как система взаимодействия этнических правовых культур. А это невозможно без понимания механизма самоорганизации жизнедеятельности каждого отдельного российского этноса. Причем не только понимания механизма внутреннего развития, но и создания необходимых условий для раскрытия его творческого потенциала через всемерное (моральное, материальное) поощрение национальных инициатив, опирающихся на опыт следования образцам, ценностям и обычаям, отвечающим интересам сохранения этнической самобытности.

Современное правосознание чеченского народа, формировавшееся из трёх основных источников (адат, шариат и позитивное право) требует историко-философского осмысления этих феноменов с позиций историзма, то есть историко-хронологического подхода к изучению социокультурных явлений, к каковым относятся система доисламских верований, традиций, обычаев, обычного права (адата), ислама и исламского права.

Исходя из этих методологических требований, в настоящем диссертационном исследовании рассматривается система чеченского традиционного права именно как составной части национальной духовной жизни чеченского народа, важными факторами которой выступали и продолжают выступать адат, шариат, мусульманское право, мусульманский образ жизни и этнический менталитет чеченцев.

Источниковая база исследования. В качестве теоретических источников по исламу и мусульманскому праву диссертант использовал не только доктринальные источники ислама - Коран, Сунну, труды западноевропейских и отечественных исламоведов, а также известных исламских теологов, таких как Ибн аль-Араби «Мекканские откровения», Сайд Мухаммад Накыб аль-Атас «Введение в метафизику ислама. Изложение

основополагающих элементов мусульманского мировоззрения», Абдул-лаха Ахмеда Ан-Наима «На пути исламской реформации» и др.

Научно-практнческая значимость диссертации заключается в том, что её положения и выводы могут быть использованы государственными органами власти, политиками и общественными деятелями, причастными к выработке национальной, религиозной и правовой политики на Северном Кавказе. Рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, могут помочь более глубокому пониманию проблем чеченского общества, восстанавливающего мирную жизнь, права и свободы граждан Чеченской Республики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в ходе выступлений диссертанта на различных научных форумах, проходивших в Грозном, Махачкале, Пятигорске, посвященных проблемам взаимоотношения традиционного ислама и радикалистских течений в исламе, противодействию религиозно-политическому экстремизму, роли суфизма в становлении и развитии этнической культуры народов Северного Кавказа, в том числе и чеченцев.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Основные положения исследования содержатся в опубликованных автором статьях общим объёмом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введепии обосновывается актуальность, отмечается степень разработанности темы диссертации, приводятся методологические основания. Формулируются цели и задачи, определяется объект, предмет исследования, научная новизна, а также обосновывается практическая значимость и апробация полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы и природа мусульманского права (фикха)» осуществляется теоретический анализ проблемы, раскрывается содержание понятий «мусульманское право -фикх», а также их устанавливается их взаимоотношение. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей религиозно-правовых школ (мазхабов), получивших распространение в Чечне в царский период и ныне продолжающих существовать.

В первом параграфе «Соотношение шариата и мусульманского права (фикха)» рассмотрены понятия «шариат» и «мусульманское право (фикх)». В ходе анализа раскрыто содержание понятия «шариат» (правильный путь к Богу), представляющего собой комплекс юридических норм, правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной жизни, приводящей мусульманина в рай. Главным источников шариата является Коран как слово Аллаха и хадисы Пророка Мухаммада. Как отмечает Абдаллахи Ахмед ан-Наим: «Техника выведения шарита из божественных источников и формулировка его основных идей и принципов, безусловно, продуктом интеллектуальных, социальных и политических процессов в мусульманской истории»1.

Шариат как мусульманская правовая система регулирует внешние формы отношения людей к Всевышнему (правила культа), людей друг к

1 Ан-Наим A.A. На пути к исламской реформации / Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. - М., 1999. - С. 25.

ДРУГУ» а также определяет систему наказания за допускаемые мусульманином нарушения: «Шариат, как любая другая правовая система, развивался в соответствии с основными этапами развития общества, жизнью которого он должен был управлять»1.

Шариат является фундаментом, на основе которого строится фикх (юриспруденция), понимаемый как мусульманское правоведение. Фикх изучает культовые предписания, порядок исполнения мусульманами исламских обязанностей, нормы регулирующие отношения между людьми, государства со своими подданными, межконфессиональные и межгосударственные отношения. Кроме того, в мусульманское право включаются религиозные, юридические, нравственные нормы, правила вежливости и этикета. В нем четко выделяются следующие поступки человека: обязательные, рекомендательные, разрешаемые, порицаемые и запретные.

Во втором параграфе «Специфические особенности религиозно-правовых школ (мазхабов), получивших распространение в Чечне» рассматриваются два из четырех известных в суннитском исламе мазхабов (ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский). Ими являются шафиитский и ханифитский мазхабьг.

Мазхаб шафи получил название от имени мусульманского теолога Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии (767-820), уроженца Палестины. Его проникновение на Северный Кавказ связано с завоевательными походами арабов. Распространившись среди дагестанцев, он проникает и в Чечню. Его придерживаются аварцы, лакцы, лезгины, даргинцы, часть кумыков. Мазхаб ханифи произошел от имени другого мусульманского теолога Абу Ханафи (умер в 767 году), уроженца иракского города Куфа. По времени он на Северном Кавказе появился позже, среди чеченцев не распространен,

^Ан-Наим A.A. На пути к исламской реформации. М., 1999. - С. 25..

его придерживаются тюркские народы, а также ногайцы, турки-месхетинцы, живущие в Чечне.

Шафиитский считается эклектичным, ибо сложился под сильным влиянием ханифитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Этот мазхаб Коран и Сунну рассматривает как единый источник. Сунна сторонников этого мазхаба является дополнением к Корану, а потому она не может дать мусульманским правоведам материал для сравнения и выведения среднего решения. Для шафиитов хадисы Пророка Мухаммада, исходящие от передатчиков-мединцев, являются достоверными.

По сравнению с ханифитским шафиитский мазхаб позволяет уклониться от сложного логического анализа, приняв суждение по прямой аналогии, и он не требует подробного знания правового комплекса мединской общины наряду с текстом Корана и сунны. Между тем для большинства факихов такое послабление просто невозможно.

Во второй главе «Взаимодействие мусульманского права и адата (обычного права) в Чечне» раскрываются взаимосвязь адата и шариата в чеченском национальном самосознании, исторический опыт судоустройства в Чечне, сферы функционирования фикха и адата.

В первом параграфе «Адат и шариат в системе чеченского национального менталитета. Исторический опыт судоустройства в Чечне» установлено специфическое место адата и шариата в сознании чеченцев. Как и у всех народов России ментальные качества чеченского этноса имеют свои особенности, складывающиеся под воздействием образа жизни, поведения, соответствующих обычаев, традиций, ритуалов, часто имеющих сакральный характер.

Адат, будучи исторически сложившейся формой народных обычаев, народного права, имеет важное значение для формирования мировоззре-

Ш1Я и образа жизни, как чеченцев, так и для многих кавказских этносов. Его можно интерпретировать в двух аспектах: широком и узком. В широком смысле — это совокупность народных обычаев, следование которым означает причастность человека к конкретной этнокультуре, а в узком смысле — это «способ разбирательства судебных дел», «суд по обычаям или обрядам»1. В этом смысле адат как правовая система противоположен шариату, оправляющему суд по религиозным (мусульманским) законам.

Современная религиозно-правая культура чеченцев, сочетая как положения адата, так и шариата, представляет собой синкретическую систему, в которой эти положения согласуются, стирая их противоположные аспекты. Было бы неверно, если утверждать, что различного рода отношения между людьми в Чеченской Республике регулируются на основе адата или шариата. Объективная ситуация здесь другая. Они регулируются на основе российского законодательства, специалистам в области адата и шариата категорически запрещено вмешиваться в различные спорные ситуации даже этого просят конфликтующие. Власть ставит задачу ограничить правовое и политическое влияние религиозных авторитетов в обществе.

Исторически в Чечне формировались несколько систем судоустройства: адатская, шариатская, адатско-шариатская и светская. До принятия чеченцами ислама доминировала судебная система, основанная на народных обычаях. С приятием ислама предпринимались попытки ввести в образ жизни чеченцев шариат. Этого добивался и Шамиль, но успех был временным.

1 Мусукаев АЛ., Маттис Похан. Предисловие // Лгонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2002. - С. 19.

После утверждения управления царизмом в Чечне создана адатско-шариатская система, в соответствии с которой допускались отправления суда как по адату, так и по шариату. При этом осуществлялась попытка уменьшить значение шариата.

В 20-30 годы XX столетия советская власть позволяла использовать элементы шариата в светском судопроизводстве. Такая политика заигрывания проводилась в Средней Азии, на Кавказе, в частности, в и Чечне. С укреплением советской власти усиливается роль атеизма в обществе и поэтому эти начинания были прекращены. Однако в подпольных условиях в бывшей ЧИ АССР действовали шариатские суды, что следует признать как явление протестное, направленное против «неправедной» судебной системы государства.

Но в истории Чечни трудно найти период, в который шариат получил бы полное признание чеченцев. Этого не произошло даже тогда, когда в начале 1999 года в Чечне А. Масхадовым было введено полное шариатское правление.

Во втором параграфе «Основные сферы функционирования фнкха н адата» анализируются сферы функционирования фикха и адата в чеченском социуме. В ходе исторического развития чеченцев в сфере семейно-брачных отношений шариат, мусульманское право постепенно стал доминировать над адатом. Это связано с тем, что шариат как более устойчивая правовая система детально прописывает взаимоотношения, вступающих в брачные отношения, или их расторгающих.

Нормы шариата лучше обеспечивают права женщин, что размыто в нормах адата. В современном чеченском обществе при решении вопросов наследования предпочтение отдается не светскому законодательству, а мусульманскому праву. Что касается гражданского и уголовного права, то они применяются в регулировании соответствующих отношений. Вместе с

тем, если светскими органами допущена несправедливость, то регулирование между противоположными сторонами будет завершено. Окончательное решение остается за шариатом.

В третьей главе «Мусульманское право и светское законодательство в условиях современной Чеченской Республики» раскрывается советская практика сближения светского судопроизводства с образом жизни и мировоззрением мусульман, возможности использования мусульманского права в российском законодательстве.

В первом параграфе «Советская практика внедрения элементов мусульманского права в светское судопроизводство: деятельность махкамов, кадиев и муфтиев» осмысливаются возможные пути использования мусульманского права в осуществлении судопроизводства, основанного на светских законах.

Существующая ныне в России судебная и правоохранительная системы могли бы учитывать особенности правосознания и мировоззрения мусульман в правоприменительной практике. Местные обычаи и доказавшие свою эффективность правовые традиции регионов, связанных с исламом, можно было бы использовать в законодательной практике субъектов федерации.

Во втором параграфе - «Мусульманское право и светское законодательство в исторической перспективе России» - утверждается, что обращение к основам шариата и мусульманского права возможно при соблюдении определенных условий. Такие условия формируются, когда в полиэтническом и поликонфессиональном обществе возникает значительный интерес к альтернативным правовым системам, в которых более успешно решаются вопросы регулирования некоторых правовых отношений. Так, шариат может получить признание общества и

государства в России вне рамок религиозного культа при решении сугубо бытовых вопросов.

Необходимо использовать опыт других правовых систем, например, некоторых мусульманских стран, которые сочетают европейскую правовую систему с шариатом.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и предложения.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях диссертанта.

В изданиях из перечня ВАК:

1. Одаев Х.М. К вопросу о соотношении шариата, мусульманского права (фикха) и адата в Чечне // Социология власти: научный и общественно-политический журнал. 2009. № 6. - 0,5 п.л.

2. Одаев Х.М. Чеченская ментальность и проблемы политико-правовой жизни в Чечне // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 2. - 0,5 п.л.

В других изданиях

3. Одаев Х.М. Толерантность глазами мусульманина // Исламское просвещение: в помощь мусульманину. Уфа, 2011. — 0,5 п.л.

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Одаев Хамзат Магомедович

Социально-этическая роль мусульманского права (фикха) в общественно-политической жизни Чечни (конец XX - пачало XXI вв.)

Изготовление оригинал-макета Одаев Х.М.

Подписано в печать 26.04. Тираж 80 экз.

Усл. пл. 2,5 Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 66

119606, г. Москва, пр-т. Вернадского, 84

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Одаев, Хамзат Магомедович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИРОДА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.

1.1. Соотношение шариата и мусульманского права (фикха).

1.2. Специфика религиозно-правовых школ (мазхабов), получивших распространение в Чечне.

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА И АДАТА (ОБЫЧНОГО ПРАВА) В ЧЕЧНЕ.

2.1. Адат и шариат в системе чеченского национального менталитета. Исторический опыт судоустройства в Чечне.

2.2. Основные сферы фикха и адата: семейно-брачные отношения, наследование, гражданское и уголовное право, государственное и международное право.

2.3. Мусульманское право и светское законодательство в условиях современной Чеченской Республики.

 

Введение диссертации2012 год, автореферат по философии, Одаев, Хамзат Магомедович

Актуальность исследования обусловлена комплексом проблем политического, социально-экономического, этнонационального и конфессионального характера, крайне обострившихся в последние десятилетия в северокавказском регионе, в частности в Чеченской республике. Причем каждая из этих проблем, так или иначе, связана с исламом, исламским правом, традициями и реалиями правовой жизни чеченского народа, неоднозначной ролью государства - федерального центра и местного управления в их постановке и разрешении.

На современном этапе развития российского общества особую значимость приобретают проблемы связи права и нравственности, правового идеала и правовой реальности, законности и справедливости, социальной ценности права и правосознания. Разрешение этих проблем предполагаем дальнейшее исследование адатного и мусульманской) права и, прежде всего, преодоления распространённых стереотипов в их понимании как исключительно религиозных или морально устаревших, за которыми остаётся недооцененной социально-регулятивная ориентированность этого феномена.

Слабое теоретическое осмысление и соответствующее практическое разрешение проблем межнациональной и конфессиональной жизни российских народов оборачиваются конфликтами, ещё более углубляющими эти проблемы. Чтобы эти конфликты не переходили в вооруженные столкновения, необходимо знать, мусульманские правовые нормы, национальные обычаи и традиции, формирующие мировоззрение мусульманина.

Знание и понимание традиционных этноправовых систем могло бы предостеречь российское общество и российские СМИ от разжигания этнофобии и исламофобии.

Адат (обычное право) и мусульманское право в чеченском обществе имеет многовековую историю и не исчерпало себя до настоящего времени, й. сегодня адат и шариат сохраняют роль вектора, формирующего правосознание и правоотношения в этом этномусульманском социуме. Более того, в последние десятилетия внимание к адатному и мусульманскому праву заметно возросло.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и качественно новой ситуацией, в которой находится Российское государство и российское право после развала Советского Союза. Новый геополитический статус Российской Федерации требует комплексных исследований правового строя России как целостного, самостоятельного явления, отражением которого в науке выступает категория правовой системы.

Важно определить каковы роль и значимость правовых систем российских народов, в частности - чеченского, в общегосударственной правовой системе: выступают ли они в качестве подсистем единой российской системы права или ограничиваются некоторым влиянием на таковую; как формируется единое правовое пространство в условиях многонационального и многоконфессионального государства?

Особую актуальность имеет, изучение этноправовых систем Северного Кавказа, где стабильность правового порядка всегда поддерживалась юридическими, нормативно-регулятивными (адатно-шариатскими) системами горских народов, имеющими сложный синкретический характер. Об актуализации мусульманской правовой традиции для современной России пишет известный российский, ученый Л.Р. Сюкияйнен в своей статье «Найдётся ли шариату место в российской правовой системе?» 1 В ней он возникновение этого вопроса обосновывает рядом факторов, в качестве См.: Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе?/ Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. важнейших выдвигает два: природа и сущность самого ислама - его универсальность как религии и образа жизни; особенности состояния ислама в современной России, находящегося на стадии возрождения.

Современная трактовка адата и шариата требует переосмысления их содержания и сущности как факторов правовой культуры мусульманских этносов России. Распространённые с советских времён субъективные представления об этих правовых образованиях как «тормозе» общественного развития сознательно опровергают неоспоримые и очевидные их достоинства - способность к творческому обновлению в ответ на запросы реальной жизни и неизменную верность духовно-нравственной (ментальной) основе народа.

Исследование правовой культуры традиционно мусульманских народов Российской Федерации, в том числе чеченского, актуально с позиций историко-правоведческой науки, оно позволяет восполнить «белые пятна»-в истории правовой культуры народа, что, безусловно, важно для объективной оценки традиционных правовых систем и перспектив обогащения их позитивным опытом российского государственного законодательства.

По мнению российских ученых, традиционные системы права, в частности адат и шариат, и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя зачастую не только наряду, но и в противовес нормативно-правовым актам государства. При этом следует иметь в виду, что неформальное, вне русла официальной правовой политики, применение в Чеченской Республике адата и мусульманского права оказало неоднозначное влияние на общее состояние системы правового порядка.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование традиционного права северокавказских народов началось в середине XIX века в рамках «этнографической юриспруденции», общей и военной истории и религиоведения (религиозной философии). В исторической и этнографической литературе тех лет освещались отдельные стороны и 5 аспекты горского обычного права и шариата. Однако их юридические характеристики, институционная, нормативно-регулятивная значимость не изучены в полной мере.

Мотивацией активного развития этой области знаний в то время были прагматичные цели империи, связанные с завоёванными народами: обстоятельное знакомство с системами их внутреннего управления и нрава предполагалось использовать как необходимую информацию для работы колониальной администрации. В то же время, объективно, работа российских ученых имела огромную научную ценность, положив начало новой области знания по кавказоведению.

Тема обычаев и обычного права вайнахов привлекала внимание многих известных кавказоведов, среди которых А.П. Берже, С.М. Броневский, ПИ. Головинский, Б. Далгат, H.Ç, Иваненко, М.М, Ковалевский, Е.И. Крупнов, Ф.И. Леонтович, JI. Маргошвили, К.Г. Мартиросиан, Б.В. Скитский, А.В. Фадеев, Н.Ф. Яковлев и др.

Солидный вклад в эту область знания внёс известный русский юрист й социолог М.М. Ковалевский - родоначальник нового научного метода -сравнительного правоведения. По его мнению, глубокое понимание системы права горских народов имеет не только научное, но и важное практическое значение: «кавказское право» (этот термин ввёл в научный оборот М.М. Ковалевский), осмысленное с позиций Европы и России, поможет последней выработать позитивную внутреннюю политику на Кавказе. Труды М.М. Ковалевского по своему качеству (глубине анализа и богатству собранного материала) до настоящего времени являются образцом научной добросовестности исследователя в изучении северокавказского традиционного права.

Не потеряли свцей ценности для современников .научные исследования другого русского ученого XIX века - Ф.И. Леонтовича, в частности его обширный труд «Адаты кавказских горцев»1, в котором систематизированы сведения об обычном праве и шариате народов Северного Кавказа. С целью выяснения общих коренных законов развития правовых идей и институтов ученый искал и описывал доказательства взаимодействия норм адата, шариата и российского права2.

Свод адатов кавказских горцев, изданный Ф.И. Леонтовичем, содержит богатые материалы и комментарии автора по обычному семейному праву горцев, представляющие интерес и для современных исследователей обычного права-адата.

Сохранили свою научную значимость и работы русских этнографов М.О. Косвена, В.Б. Миллера, H.H. Харузина, Г.Ф. Чурсина, исследовавших различные аспекты обычного права российских народов. Среди авторов, публиковавшихся в известных сборниках («Сборнике сведений о кавказских горцах», «Сборнике сведений о Терской области», «Терском сборнике» и «Сборнике материалов по этнографии» Дашковского музея) следует отметить очерки о вайнахах Г. Вертепова, Е. Максимова, У. Лаудаева, Ч.Э. Ахриева, H.H. Харузина.

Нормы обычного права (адата) оказывали огромное влияние на различные этапы исторического развития северокавказских народов. Поэтому глубокое и всестороннее изучение этого феномена как одного из основных социальных институтов морского общества всегда было важным и актуальным в научном и политическом смысле. Значителен научный интерес

1 См.: Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск I. Нальчик: Изд. центр «ЭЛЬ-ФА», 2002. Он же. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск II. Нальчик: Изд. центр «ЭЛЬ-ФА», 2002. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Выпуск I. С. 33. к юридической области кавказской этнографии, представленной в исследованиях В.К. Гарданова, М.О. Косвена, A.M. Ладыженского.

Монография A.M. Ладыженского «Адаты горцев Северного Кавказа», изданной в Москве в 1947 году и переизданной в Ростове-на-Дону1 и сегодня продолжает представлять серьезный научный интерес для историков, юристов, этнографов, религиоведов, политологов и политиков-практиков, занимающихся проблемами современного Северного Кавказа. В ней осмысливается сущность традиционной системы права горских народов и ее динамика в контексте социально-экономических процессов. Заслуга этого автора состоит в том, что, взяв за объект своего исследования традиционное право всех народов Северного Кавказа, и опираясь на богатый конкретный историко-этнографический материал, он проследил зарождение и формирование обычного права как социального феномена.

A.M. Ладыженский считал, что зарождение правовых норм происходило уже в условиях родового строя. Он выдвинул и обосновал гипотезу о том, что. в условиях родового строя ии в ранний период его разложения главным фактором упорядочения внутренней жизни северокавказских этносов был так называемый «неправовой обычай» . И только в период становления феодализма, основанного на имущественном и классовом расслоении горского общества, сформировалось обычное право -адат. Из этой гипотезы следовал важный вывод о том, что у народов Северного Кавказа к моменту завоевания их Российской империей первобытно-общинный строй перерос в классовое общество и адаты из норм

1 I 1

См.: Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 18. Ростов-на-Дону, 2003.

2 Там же. С. 13. чисто бытовых становились в значительной степени правовыми \ В этих процессах горские адаты превращались в юридические нормы, защищающие интересы привилегированных классов. По его мнению, превращение родовых норм в юридические есть одно из проявлений превращения родового общества в классовое и теснейшим образом связано с постепенным образованием органов государственной власти 2.

Вопросы взаимоотношений горских народов с российской властью (государственным правом), а также положения мусульманских народов в православном государстве, организации государственного управления и судопроизводства нашли отражение в работе С. Эсадзе «Историческая записка об управлении Кавказом», построенной на материале и официальных документах Кавказского наместничества, «Собственной его императорского величества канцелярии» и Государственного Совета, которые не только собраны, но и прокомментированы автором.

Важную методологическую роль в исследовании догматики и истории распространения ислама и исламского права сыграли труды отечественных и зарубежных исламоведов, историков и этнографов: В.В. Бартольда, П.А. Головинского, И. Гольдциера, Н.Ф. Грабовского, Г.Э. фон Грюнебаума, Н.Ф. Дубровина, И.Ю. Крачковского, У. Лаудаева, А. Массэ, А. Меца, Н.И. Покровского, H.A. Смирнова, У.М. Уотта, Р.А. Фадеева, А.Э. Шмидта и др.

В советский период нашей истории была впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения феномена адатного и мусульманского права на Северном Кавказе. Важную роль в концептуальном осмыслении этой проблемы сыграли работы Р.Г. Абдулатипова, И.Л. Бабич, Л.Ф. Болтенковой,

1 См.: Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИПГЖ при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 18. Ростов-на-Дону, 2003.

2 Там же.

В.О. Бобровникова, А.Б. Веягерова, Ф.А. Гантемирова, Г.Н. Генко, Н.П. Гриценко, JI.E. Кубеля, Ф.И. Кудузовой, E.H. Кушевой, М.А. Мамакаева, А.И. Першица, И.М. Саидова, Я.С. Смирновой, Г.Ф. Чурсина, Д.Ю. Шапсугова и других.

Значительный вклад в исследования мусульманского права и шариата внесли отечественные ученые Е.Ю. Барковская, Г.М. Керимов, З.Х. Мисроков, JI.P. Сюкияйнен и др. В современном российском исламоведении вопросы общественно-политической и правовой жизни мусульманских народов Северного Кавказа наиболее полное освещение получили в работах: В.Х. Акаева, A.B. Авксентьева, И.Ю. Алероева, .ДА. Баширова, A.A. Игнатенко, A.B. Малашенко, Д.Д. Межидова, Т.С. Саидбаева, А.И. Шамилева, А.Д. Яндарова и др.

Среди современных авторов, работающих в сфере исторического, философского, этнографического и религиоведческого осмысления духовной жизни вайнахов, нельзя не отметить особую роль плеяды грузинских ученых, обогативших не только исследовательскую, но и источниковую базу знаний о чеченском и ингушском народах. Многие важные исторические сведения о распространении среди вайнахов ислама и формировании адатно-шариатской (традиционной) системы права сохранились исключительно в грузинских источниках, введённых в научный оборот грузинскими исследователями: В.Д. Итсщиашвили, Г.А. Меликишвили, А.И. Робакидзе, Г.Д. Тогошвили, P.JI. Харадзе, А.Ж. Шавхелишвили.

Цель диссертационного исследования. Изучение сущности и генезиса современного правосознания, чеченского, народа, связанных со специфическими особенностями его исторического развития, процесса исламизации и формирования этнического менталитета.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить и определить сущность понятий «мусульманское право», «обычное право», теорию соотношения шариата, фикха и адата.

2. Исследовать и охарактеризовать теоретические источники мусульманского права и особенности религиозно-правовых школ (масхабов), получивших распространение в ЧР.

3. Определить качественные характеристики социокультурного и социопсихологического феномена чеченского этноса - чеченского национального менталитета.

4. Выяснить характер влияния национального менталитета на процесс формирования правовой культуры чеченского народа.

5. Исследовать причины правового синкретизма и современные проблемы правовой жизни в Чеченской Республике.

6. Изучить возможность легализации некоторых норм этнического традиционного права мусульманских народов России в масштабе (в контексте) государственного права РФ.

Объект диссертационного исследования - современное правосознание чеченского народа, его сущность и генезис: обычное право (адат), шариат, позитивное право (мусульманское право, шариат и обычное право и их влияние на формирование правосознание чеченцев.)

Предмет диссертационного исследования - влияние ислама и исламского права на формирование современного правосознания чеченского народа в условиях послевоенной Чеченской Республики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые проведено комплексное (историко-религиоведческое, юридико-этнографическое, социологическое, социопсихологическое) исследование проблем правовой жизни в современной Чеченской Республике, значительно осложнённой последствиями двух войн. В этой связи по-новому осмыслены многие вопросы, в частности: и

1. Проанализировано влияние на чеченское общество и его правовую культуру суфийского (традиционного) ислама и радикального крыла фундаменталистского ислама, получившего распространение в годы последних войн. Именно радикальный «ваххабизм», привнесённый на Северный Кавказ извне, идейно питал сепаратизм и экстремизм, хотя их причины обусловлены социально-экономическими и политическими условиями, сложившимися в постсоветской России.

2. Выявлены особенности чеченского национального менталитета и его связь (взаимовлияние, взаимодействие) с традиционным правом и шариатом.

3. Рассмотрены перспектива исламского права (фикх) и адата в чеченской и общероссийской правовых системах.

4. Проанализированы взаимосвязь и взаимовлияние адата как феномена правовой культуры вайнахов с исламским правом и шариатом.

5. Доказана необходимость инкорпорирование в российское законодательство некоторых норм традиционного права народов России, в том числе и чеченцев.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мусульманское право (фикх) в Чечне не получило своего классического оформления. Фикх в Чечне не сформировался и не практиковался ни в прошлом, ни в настоящем

2. Традиционное чеченское право представляет собой сочетание адатного права и шариата. Причем адат превалирует над шариатом.

3. Современное правосознание чеченского народа - это синтез адата, шариата и государственного (российского) права, где последнее по возможности игнорируется.

4. Правовой нигилизм современных чеченцев - это следствие игнорирования центральной властью (царской, советской, демократизирующейся российской) традиционного чеченского права (адата).

5. Правовой нигилизм в современной Чечне является моральной подпиткой экстремизма.

6. Чеченский этно-национальный менталитет выступал и выступает сегодня активным субъективным фактором политической истории Чеченской республики.

7. Игнорирование Федеральным центром значимости этно-национального менталитета чеченского народа как самостоятельного фактора внутренней политики негативно влияет на политическую обстановку в северокавказском регионе. , ^

8. Модернизация правовой жизни в современной Чеченской республике должка основываться на обогащении единого общероссийского правового поля нормами - извлечениями из традиционного чеченского права, расширяющими права всех граждан Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования является диалектический метод познания, включающий в себя принципы объективности, историзма и системности.

Теоретико-философской основой исследования является положение о том, чтр общероссийская правовая культура - понятая и принятая всеми народами России, не провозглашенная номинально, а действующая реально на всей территории страны, может сформироваться только как' система взаимодействия этнических правовых культур. А это невозможно без понимания механизма самоорганизации жизнедеятельности каждого отдельного российского этноса. Причем не только понимания механизма внутреннего развития, но и создания необходимых условий для раскрытия его творческого потенциала через всемерное (моральное, материальное) поощрение национальных инициатив, опирающихся на опыт следования образцам, ценностям и обычаям, отвечающим интересам сохранения этнической самобытности.

Современное правосознание чеченского народа, формировавшееся из трёх основных источников (адат, шариат и позитивное право) требует историко-философского осмысления этих феноменов с позиций историзма, то есть историко-хронологического подхода к изучению социокультурных явлений, к каковым относятся система доисламских верований, традиций, обычаев, обычного права (адата), ислама и исламского права.

Исходя из этих методологических требований, в настоящем диссертационном исследовании рассматривается (системы чеченского традиционного права именно как составной части национальной духовной жизни чеченского народа, важными факторами которой выступали 'и продолжают выступать адат, шариат, мусульманское право, мусульманский образ жизни и этнический менталитет чеченцев.

Источниковая , база исследования. В качестве теоретических источников по исламу и мусульманскому праву диссертант использовал не только доктринальные источники ислама - Коран, Сунну, но и труды западноевроейских и отечественных исламоведов, известных исламских теологов, таких как Ибн аль-Араби "Мекканские откровения", Сайд Г

Мухаммад Накыб аль-Атас "Введение в метафизику ислама. Изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения" и др.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что её положения и выводы могут быть использованы государственными органами власти, политиками и общественными деятелями, причастными к выработке национальной, религиозной и правовой политики на Северном Кавказе. Рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, могут помочь более глубокому пониманию проблем чеченского общества, восстанавливающего мирную жизнь, права и свободы граждан Чеченской Республики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации содержатся в опубликованных автором статьях общим объёмом 1,0 п.л.:

1) «К вопросу о соотношении шариата, мусульманского права (фикха) и адата в Чечне»/ Х.М. Одаев / Социология власти: научный и общественно-политический журнал. - 2009. -N6. 0,5 п.л.

2) «Чеченская ментальность и проблемы политико-правовой жизни в Чечне» / Х.М. Одаев / Государство, религия, церковь в России и за рубежом: научный информационно-аналитический, культурно-просветительский журнал. - 2010. - N2. - 0,5 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государствен-ной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе осуществленного исследования ставилась цель выявление сущности и генезиса современного правосознания чеченского народа, связанного со спецификой его исторического развития, влияния процесса исламизации, взаимодействия адатных и исламских ценностей, способствовавших формирования этнического менталитета, отличающегося симбиозным, синкретическим содержанием.

Реализовывая поставленную цель, диссертант на основе последовательно изучил понятия «мусульманское право» и «обычное право», установил их взаимосвязь, раскрыл соотношение фикха и адата. При этом предложил авторскую концепцию, состоявшую в том, что шариат исторически сложился на основе адата, обычного права, многие нормы которого вошли в сакрализованной форме в шариат. В свою очередь шариат не является неизменным сводом исламских законов: несмотря на свою «консервативность», его некоторые нормы меняются или дополняются. Это происходит в результате часто на основе принятия различного рода фетв известными мусульманскими правоведами. Адаптировать шариат к современности, научно-техническому прогрессу, социальным преобразованиям, глобальным процессам.

Была поставлена и реализована задача исследования теоретических источников мусульманского права, религиозно-правовых школ, особенно тех, которые получили распространение в прошлом и настоящем в Чечне. Прежде всего - это шафиитский, ханифитский и ханбалитский мазхабы. Первым среди чеченцев утвердился шафиитский мазхаб, что связано с арабскими завоеваниями, второй утвердился среди тюркоязычных народов Северного Кавказа, с которыми чеченцы находились в экономических, культурных и родственных отношениях. Проникновение хан^алитского мазхаба как четвертой по счету догматико-правовой школы в исламе сопряжено с деятельностью так называемых ваххабитов, которые навязывали молодежи идеологию, отрицающую суфийские ценности, укоренные среди чеченцев, а также нормы адата, например, уважение старших, преклонение перед ними, считая их не соответствующими «чистому исламу», носителями которого они считают только себя.

В ходе исследования решалась задача определения качественной характеристики чеченского национального менталитета как социокультурного и социопсихологического феномена этноса. Формирование его связано воздействием на образ жизни, культуру, психологию чеченского этноса ценностей адата, ислама, советской идеологии, массовой культуры, плюрализма постсоветского периода. В контексте этих социокультурных феноменов формируется ментальность, самосознание, этническая идентичность чеченцев, образующую противоречивую синкретичность.

Наличие в ментальности чеченцев различных векторов воздействия приводит к формированию сложной, противоречивой правовой культуры чеченцев. Она не является только, светско ориентированной, ибо в ней присутствует религиозная ориентации. Нередко конфликты, возникающие между чеченцами не на основе, существующие в государстве законов, а на основе шариата или адата. Только в этом случае разрешение спора приобретает в чеченском обществе, ментальности чеченцев легитимный характер. Подобная ситуация складывается и среди других мусульманских народов России, придерживающихся в быту норм шариата.

Причины правового синкретизма в образе жизни чеченцев имеют под собой историческую основу. Российская власть в царский и советский периоды подвергала их либо русификации, либо интернационализации. Навязывала «цивилизационные» правовые н^рмы, которые не коррелировались с их образом жизни. Они не воспринимались как справедливые, должным образом наказывающими виновную сторону или допускающими возможность примирения без отбытия отбытие тюремного срока за совершенное преступление. Часто власть своей политикой подавления свободы личности, этноса вызывала не только открытое сопротивление, но психологическое неприятие ее судебно-правовой системы.

Это исторически сформировавшиеся проблемы не остались в прошлом, они в условиях новой России реанимировались. Высказываются различные точки зрения, полагающими возможность применения норм шариата и адата мусульманских народов России в масштабах (в контексте) российского государственно-правового пространства.

В связи с этим актуализировалась перспективная задача осуществление исследовании проблемы создания единого правового пространства Российской Федерации на основе учёта специфики национальных традиционных систем права. Для ее разработки следовало на государственном уровне принять соответствующую программу.

 

Список научной литературыОдаев, Хамзат Магомедович, диссертация по теме "Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология"

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М.: Мысль, 2002.

2. Абувов И.М. Мазхабы и имамы мазхабов. Махачкала: Нуруль-иршад, 2011.

3. Авксентьев А.В. Коран, шариат и адаты. Ставрополь, 1966.

4. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994.

5. Акаев В.Х. Ислам и горские. адаты на Северном Кавказе // Традиционализм и модернизм на Северном Кавказе: возможность и границы совместимости. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.

6. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.

7. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Дисс. на соискание ученой степени док. философ, наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2004.

8. Акаев В.Х. Исламское возрождение в Чеченской Республике / КНИИ РАН. Грозный, 2011.

9. Ю.Акаев В.Х., Шамсуев М.-Э.Х. Безопасность юга России: информационные угрозы социальных сетей // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2011. №2 (15). С. 156-158.

10. Акты Кавказской Археографической Комиссии. Том XI1. С. 1254.

11. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. Швеция. Лулео. 1999. №4.

12. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик (XI-XII вв.)» . М.: Вост. лит., 2003.

13. Ан-Наим A.A. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право) / Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. М., 1999.

14. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII -начало XX в.): Сборник материалов. М.: Наталис, 2006.

15. Арутюнов С.А. «Закрытое общество» альтернатива мегаполисному потребительству ? // Адат. Кавказский культурный круг: Традиции и современность / Международный научно-исследовательский институт народов Кавказа. Москва-Тбилиси, 2003.

16. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991.

17. Беляев Е.А. Предисловие к книге Р. Шарля "Мусульманское право". М., 1959. , •

18. Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2008.

19. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный: ГУЛ «Книжное изд-во», 2008.

20. Бетильмерзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов-на-Дон: Издв-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.

21. Бернард Дж. Вайсс. Дух мусульманского права. СПб.: «Изд-во «ДИЛЯ», 2008.

22. Берсанова 3. Система ценностей современных чеченцев (по материалам опросов) // Чечня и Россия: общества и государства. М.: «Полинформ-Талбури», 1999.

23. Блиева М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М.: Россет, 1994.

24. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. М.: Мысль, 2004.

25. Буттаева A.M. Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и практические аспекты. Махачкала: ДНЦ РАН, 2011.

26. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала: ГУП «Дагест. книжн. изд-во», 2002.

27. Бернард Дж. Вайсс. Дух мусульманского права. СПб.: «Изд-во «ДИЛЯ», 2008.

28. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1Т45 г. конец XX в.). М.: «Классика плюс», Книжный дом газеты Труд, 1999.

29. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М., 1983.

30. Васильев Л.С. История религий. Учебное пособие. М.: КДУ, 2008.

31. Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.2. Тифлис, 1869.

32. Гайнутдин Равиль. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004.

33. Гадаев В.В. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. Грозный, 2011.

34. Гамзатова П. О ваххабизме. Часть вторая. М.: Изд-во «Ислам», 2008.

35. Гарданов В.К. Из выступления на заседании Ученого Совета Чечено-Ингушского Государственного Университета. Стенограмма от 23 апреля 1971 года.

36. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй ассоциацииIарабистов. М-Л., 1941.

37. Гойтинский Абдурахман. Дневник кади (Исламское судопроизводство). -Баку, 2002.

38. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2008.

39. Джавахадзе Н.В., Чиковани Г.Д. Чеченская тайпа // Адат. Кавказский культурный круг: Традиции и современность / Международный научно-исследовательский институт народов Кавказа. Москва-Тбилиси, 2003.

40. Дмитриев В.А. Способы преодоления насилия в традиционном обществе горских народов Северного Кавказа // Адат Кавказский культурный круг: Традиции и современность / Международный научно-исследовательский институт народов Кавказа. Москва-Тбилиси, 2003.

41. Игнатенко A.A. Ислам и политика: Сб. статей, 2004.1 , I '

42. Изложение начал мусульманского законоведения. 1СП6., 1850.

43. Ильясов JI. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М., 2004.

44. Ислам классический: энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгорд, 2005.,

45. Ислам. Энциклопедцческий словарь. М.: «Наука», 1991.

46. Ефремова Ж.Д. К вопросу о национальном менталитете. Ливенский филиал ОрлГТУ. Дивны. 2002.

47. Записки А.П. Ермолова. 1798-1826. М., 1991.

48. Исламоведение: Пособие для преподавателя. М.: Изд-во Моск. исламского ун-та, 2008.

49. Ислам и исламизм. М., 1999.51 .История Грузии. Тбилиси, 1963.

50. Тауфик Ибрагим. На пути к коранической толерантности. Н. Новгород: Изд. дом «Медина», 2007.

51. Кавказ в сердце России: На вопросы современности ответы ищем в истории. М.: Пашков Дом: Фонд им. И.Д. Сытина, 2000.

52. Кадыров A.A. Российско-чеченский конфликт: генезис, сущность, пути решения. Дисс-я на соискание ученой степени канд. политических наук / Институт социально-политических исследований РАН. М., 2003.

53. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., "Наука", 1978.

54. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: «Изд-во «ДИЛЯ», 2007.

55. Керимов М.М. Традиционная мусульманская культура России в условиях модернизации / Чеченский государственный университет. Грозный, 2009.

56. Кимилев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Изд. дом «Nota Bene», 1998. .,1. ' ' I '

57. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. М., 2004.

58. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. В 2-х т. Владикавказ: Алания, 1995.

59. Козлов Б.И. Неизбежное будупдее- экологический социализм // "Кентавр". 2003. №11.

60. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. 1961.63.ал-Кутб Мухаммад Али. Основатели четырех мазхабов. СПб.: «Изд-во «ДИЛЯ», 2005.

61. Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.

62. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск У1, Тифлис, 1872.

63. Леонтович Ф.И Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882.

64. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск I. Нальчик: Изд. центр «ЭЛЬФА», 2002.

65. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск II. Нальчик: Изд. центр «ЭЛЬФА», 2002.

66. Ливен Анатоль. Война в Чечне и упадок российского могущества // Чечня и Россия: общества и государства. М.: «Полинформ-Талбури», 1999.

67. Мамакаев М.А. Чеченский тайп в период его разложения. Грозный, 1973.

68. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

69. Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. М.: Изд-во «Весь Мир», 2006.

70. Малашенко A.B. Ислам для России. М., 2007.

71. Массэ А. Ислам. М., 1961. ,ч» О < I I ,( I

72. Межидов Д.Д. Мудрость обычая (обычаи и традиции вайнахов). Грозный: Чечен.-инг. книж. изд-во, 1989.

73. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992.

74. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.

75. Морган Л. Древнее общество. Л., 1975.

76. Мусса Мухаммад Юсуф. Ал Ислам ва хаджат ал-инсан идайхи. Каир, 1961.,

77. Мутаххари Муртуза. Исламское мировоззрение. М.: Изд. «Исток», 2010.

78. Мюллер А. История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004.

79. Ан-Навави. Сады праведных / Пер. с араб. М., 2007.

80. Нанаева Б.Б. Политические традиции в социокультурном наследии чеченцев. Назрань: ООО «Полигрим», 2009^t ,

81. Нанаева Б.Б. Социокультурные традиции как феномен самосознания этноса. Назрань, 2009.

82. Невская В.П. Сельская община и феодализация горских обществ Северного Кавказа. Тезисы доклада на Региональной научной конференции "Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа". Махачкала, 1980.

83. Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность (Философско-культурологический взгляд). М.: Республика, 2005.

84. Покорённый Кавказ. Санкт-Петербург, 1904.

85. Попов И. Ичкерийцы // Сборник сведений о Терской области. Том 1. Вып. Владикавказ, 1878.

86. Постановления и( рекомендации Совета ЭДсламской Академии правоведения (фикха). Фетвы. Перевод с арабского М.Ф. Муртазина. М.: "Ладомир", 2003.

87. Потто В.А. Кавказская война. Том 1. Ставрополь, 1994.

88. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: Вост. лит., 2004.

89. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.

90. Религиозный экстремизм в современном мире: учебное пособие. Сост. A.A. Семедов. М.: Изд-во РАГС, 2011.

91. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2000.

92. Ас-Садр Мухаммад Бакир. История,Ильм аль-Усул. М.: Изд-во «Исток», 2009.

93. Санаи Мехди. Мусульманское право и политика: Учебное пособие. М., 2004.

94. Сайдумов Д.Х. Природа адата и тейп в обычном праве чеченцев. Грозный: ЧТУ, 2006. ,,1. 11'-'

95. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965.

96. Сборник сведений о Терской области. Том 1. Вып. 1. Владикавказ, 1878.

97. Силантьев Роман. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм, 2007.

98. Солженицын Александр. Архипелаг ГУЛАГ. Малое собрание сочинений. Том 7. М., 1991.

99. Субхи Махмасани. Фалсафат ат-ташри фи-л-ислам. Бейрут, 1952.

100. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., "Наука", 1986.

101. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4 (5).

102. Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

103. Сюкияйнен Л.Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 3 (21).

104. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие // Отечественные записки. 2003. №2 (11).

105. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1937.

106. Трошев Г.Чеченский рецидив. Записки командующего. М., 2003.

107. Филипс Абу Амина Биляль. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. М.: "UMMAH", 2002.

108. Фролова И.А. Чеченское сообщество в тендерном измерении. Интернет.

109. Фурман Дмитрий. Самый трудный народ для России // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999.

110. Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX начало XX вв.). М., 2007.

111. ЦГА РД. Фонд,379. Оп. 3. Дело 13-а. Том 1. Л. 189.

112. Шарль Р. Мусульманское право. Перевод с французского С.И. Волка. Под редакцией и с предисловием Е.А.Беляева. Изд-во Иностранная литература, М., 1959.

113. Чеснов Я.В. О книге и её авторе. Предисловие к книге Алероева И.Ю. «Язык, история и культура вайнахов». Грозный, 1990.

114. Чеснов Ян. Быть чеченцем: личность и этнические идентификации народа // Чечня и Россия: общества и государства. М.: «Полинформ-Талбури», 1999.

115. Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. СПб., 1912.

116. Эспозито Джон. Ислам: Почему мусульмане такие. М.: Эксмо, 2011.

117. Lieven Anatol. Chechnya. Tombstone of Rassian Power. Yale University Press. New Haven and Londen. 1998.