автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эволюция литературного творчества В. С. Высоцкого

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кулагин, Анатолий Валентинович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Коломна
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция литературного творчества В. С. Высоцкого'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Кулагин, Анатолий Валентинович

Введение.

Глава первая. Уголовная тема в лирике Высоцкого 1961-64 гг.

Глава вторая. Ролевое начало и историко-культурные сюжеты в творчестве 1964-71 гг.

Глава третья. Исповедальная поэзия 1971-74 гг. "Гамлет" как ведущая лирическая тема.

Глава четвёртая. Поэзия и проза 1975-80 гг. как синтез творческих достижений Высоцкого.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Кулагин, Анатолий Валентинович

Творчество Владимира Семёновича Высоцкого (1938 -1980) - одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России (тогдашнего Советского Союза) 60-х - 70-х годов. Ещё при жизни он стал фигурой мифологической, стал художником, заслужившим - при почти полном отсутствии возможностей официального выхода к читателю и слушателю - поистине всенародную любовь. Похороны поэта на Ваганьковском кладбище стали общественным событием и отчётливо обозначили его масштаб в национальном сознании. Последующие годы, вызвавшие многочисленные, подчас противоречивые, воспоминания о Высоцком1, с одной стороны, прояснили, а с другой -ещё более мифологизировали его образ.

Между тем литературная критика уже в начале 80-х, когда само упоминание о Высоцком в печати было актом гражданского мужества автора и редактора, пыталась осмыслить его творчество2. В те же годы появилась и первая собственно филологическая работа о Высоцком .

Ситуация стала резко меняться с 1986 года, с началом процесса демократизации общества. Прежде всего, стала возможной полноценная, без оглядки на цензуру, публикация текстов Высоцкого. До "перестройки" был издан только сборник "Нерв"4 с очень сильной редакторской правкой, объяснявшейся не только цензурными условиями, но и отсутствием текстологической традиции: Высоцкий как поэт особого типа, поэт поющий, имеющий многочисленные варианты одной и той же песни, часто не совпадающие с текстом автографа и т. д., - разумеется, не мог не поставить своих издателей в затруднительное положение. Не удивительно, что и первые "перестроечные" публикации произведений Высоцкого в журналах и газетах в 1986-88 гг. вызывали немало нареканий. Но тогда же началось и профессиональное текстологическое освоение его наследия. Первым опытом концептуального издания стало вышедшее в 1988 г. в издательстве "Советский писатель" "Избранное", подготовленное H.A. Крымовой, В.О. Абдуловым и Г.Д. Антимонием. За основу публикуемых текстов здесь был взят вариант автографа. Такой подход, в целом уместный в отношении к литературному наследию, в случае с Высоцким не мог, однако, не вызвать возражений: для него автограф часто был лишь началом творческой истории песни, которая впоследствии шлифовалась от выступления к выступлению. Принимать за канонический текст последний устойчивый авторский вариант песни предложил А.Е. Крылов, подготовивший в конце 80-х гг. несколько сборников произведений Высоцкого, а затем двухтомное (выпущенное издательством "Художественная литература"), наиболее авторитетное и ныне, уже неоднократно переизданное, собрание сочинений поэта5.

Наиболее полным на сегодняшний день является собрание сочинений, подготовленное С. Жильцовым и выпущенное им в Германии6; одновременно выходит (в тульском издательстве "Тулица") и его отечественный аналог7. Однако текстологический подход С. Жильцова лишён строгих научных критериев и порой страдает некоторой "импрессионистичностью", что и было о отмечено в печати . Но безусловной заслугой С. Жильцова является введение в научный оборот многочисленных текстов Высоцкого, в том числе набросков и черновиков.

Следует отметить, что ещё до появления текстологически выверенных отечественных изданий поэзия Высоцкого издавалась на Западе. Среди зарубежных изданий выделяется трёхтомное собрание сочинений поэта, подготовленное A.A. Львовым и А. Сумеркиным и изданное в США9. Имея возможность работать с фотокопиями автографов поэта, составители первыми опубликовали немалое количество текстов Высоцкого, в том числе и стихи "на случай", черновые наброски и т. п. Но, находясь вдали от России, они, конечно, не могли в раде случаев пользоваться источниками, доступными отечественным текстологам10 (впрочем, некоторые материалы из частных архивов вообще недоступны издателям и по сей день).

В то же время, во второй половине 80-х годов, творчество Высоцкого активно осваивает литературная критика. Первая печатная дискуссия о нём в журнале "Вопросы литературы" в 1987 г, (№ 4) продемонстрировала, помимо разных точек зрения на саму эстетическую ценность его, ещё и отсутствие каких-то чётких оценочных критериев. Это во многом подтвердила и реакция читателей журнала, вызвавшая даже редакционную заметку (1988, №2). Одновременно, однако, стали прорисовываться "филологические чертежи дома, который построил Высоцкий" (Вл. Новиков)11. В процитированной статье и других работах Вл. Новикова, выступившего впоследствии с книгой о Высоцком12, были сформулированы некоторые важнейшие особенности его поэзии: соотношение образов автора и лирического героя, "стиха и прозы", диалогичность мышления поэта ("смысл плюс смысл") и др. С другой стороны, критика пыталась уяснить не только эстетическую, но и социальную природу творчества Высоцкого, его место в поэзии и шире - в общественной жизни эпохи "застоя"13.

Между тем, на рубеже 90-х годов всё более очевидной становилась необходимость уже не критического (масштаб Высоцкого был признан всеми критиками, если не считать отдельных выступлений из "патриотического" лагеря14), а литературоведческого подхода. В начале десятилетия своеобразным центром высоцковедения становится Воронеж. В 1990 г. там выходит сборник научных статей "B.C. Высоцкий: исследования и материалы", в который были включены статьи как общего, так и более локального характера, связанные, например, с проблемой фольклорных и литературных традиций, синтеза искусств в творчестве поэта и т. д. Следом появилась работа А.В. Скобелева и С.М. Шаулова "Владимир Высоцкий: мир и слово" (Воронеж, 1991), в которой исследовались фольклорные и мифологические истоки творчества поэта, отражение в его лирике неких универсальных категорий, архетипов сознания ("Восток - Запад", "лево -право", числа и проч.). Созданная на стыке литературоведения, фольклористики и культурологии, эта работа во многом выявила глубинные первоосновы поэтического мира Высоцкого. Заметным событием в высоцковедении стал выход альманаха "Мир Высоцкого" (М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1997; вып. II - 1998), включающего самые разнообразные материалы - текстологические, литературоведческие, библиографические и проч. К ним мы не раз будем обращаться по ходу нашего исследования15.

Полноценное представление о наследии любого художника невозможно без изучения его творческой эволюции. В 1988 г. А.А. Гершкович, театральный критик, эмигрант (умер в США в 1992 г.), начал работу над биографической трилогией о Высоцком. Была написана лишь первая часть36, в которой автор выделил в качестве первого значительного рубежа 1968 год. Но при этом он руководствовался не столько поэтическим материалом (признаваясь, что его задача затруднена "диким разнобоем" в датах, естественным для текстологических представлений 1988 г.), сколько социально-политическим аспектом биографии художника. Чисто биографическую периодизацию предлагает и австрийский исследователь X. Пфандль17. Однако всё отчётливее ощущается необходимость именно литературоведческого осмысления творческой эволюции Высоцкого. Уже в 1990 г. появилась работа Евг. Канчукова18, посвященная раннему периоду творчества поэта. Песенное творчество начала 60-х годов впервые было рассмотрено в своей цельности, обусловленной, по наблюдениям автора, кругом чтения молодого поэта, социальными предпосылками, ролевым началом и т. д. Общая идея статьи заключалась в том, что после самых первых песен Высоцкого (1961) уже к 1962 году "дистанция между автором и героем начинает сокращаться" и что "это привело его в конце концов к отказу от попыток перевоплощения, к желанию воплотить себя в той или иной роли"19.

Думается, рискованно экстраполировать работу Высоцкого-поэта на работу Высоцкого-актёра или наоборот. Но главное здесь то, что столь стремительное (1961-1962) движение поэта навстречу себе", столь ранняя и заведомая предначертанность пути лишили бы его того запаса творческих возможностей, которых ему хватило ещё почти на два десятилетия, и сузили бы пафос его творчества, не объяснили бы общенациональный интерес к этой фигуре. Не удивительно, что в появившейся впоследствии книге Евг. Канчукова "Приближение к Высоцкому" (М., 1997) ощущается явная недооценка позднего творчества поэта, с которой мы никак не можем согласиться (подробно о нём см. в четвёртой главе нашей диссертации). Ряд наблюдений над творческой эволюцией Высоцкого содержится в работе И.П. Буксы20: автор, в частности, делит песни Высоцкого на три группы - "эпическую" (прежде всего раннее творчество), "лироэпическую" и "лирическую" (преимущественно поэзия 70-х годов). Но в целом творческая эволюция Высоцкого, одного из крупнейших русских художников слова двадцатого века, по сей день остаётся неизученной. Этим обусловлена актуальность избранной нами темы. Цель нашей работы - выявить основные закономерности творческой эволюции Высоцкого-литератора, обозначить и охарактеризовать периоды его творчества. Само литературное творчество Высоцкого - разумеется, в основных, наиболее показательных его проявлениях, включая прозу и кинодраматургию, является основным объектом нашего исследования.

Творчество Высоцкого тесно связано с традициями русской и мировой культуры. Будучи очень "органичным", "почвенным" художником, интуитивно обращенным к самым глубинам национального сознания, он одновременно был, по выражению академика Б. Пиотровского, "книжником и эрудитом". В поле внимания поэта попадали и творчески переосмыслялись такие пласты культуры, как античность и Библия, русский фольклор и классика XIX века, поэзия "серебряного века" и авангард. Оттуда он заимствует сюжеты, реминисценции, прямые цитаты. Без постоянного и предельно насыщенного диалога с культурной традицией творчество Высоцкого немыслимо. Авторы работ о Высоцком уже обращались к этой проблеме - как в традиционном историко-литературном21, так и в получившем распространение в последнее время интертекстуальном аспекте . В данном исследовании мы тоже будем неоднократно обращаться к проблеме традиции в творчестве Высоцкого, ибо такой подход позволяет уяснить некоторые важные моменты творческой эволюции художника.

В предисловии к публикации дневника Высоцкого 1975 г.23 Евг. Канчуков заметил, что выделенные самим поэтом в песне "О фатальных датах и цифрах" возрастные рубежи - 26, 33, 37 лет - оказались критическими и в его собственной биографии: 1964 - попытка самоубийства, приход в Театр на Таганке, начало "быстрого восхождения поэта"; 1971 - премьера "Гамлета", "завершение процесса самостановления" художника; 1974-75 - полугодовая творческая "пауза", срыв, депрессия. Главные вехи творческого пути Высоцкого он наметил, как нам думается, точно. Эта биографическая канва позволяет нам выделить четыре периода творческой эволюции художника:

1) 1961-1964 гг. - обращение к уголовной, уличной тематике, к традиции "блатного" фольклора;

2) 1964-1971 гг. - движение "вширь", создание поэтической "энциклопедии русской жизни"; протеистическое перевоплощение в героев разных профессий, образа жизни и мысли и т. д.;

3) 1971-1974 гг. - "гамлетовский" период; ограничение протеизма, усиление исповедального, рефлективного, философского начала;

4) 1975-1980 гг. - эпоха синтеза основных творческих достижений трёх предшествующих периодов.

Эта периодизация предопределила и структуру нашей работы, каждая из четырёх глав которой посвящена творчеству соответствующего периода. Сразу должны оговорить, что наша периодизация неизбежно схематизирует сложную реальную картину, где периоды могут "наплывать" один на другой: скажем, преобладание исповедальной интонации в лирике начала 70-х гг. вовсе не означает, что она не звучала у Высоцкого прежде. Мы же ориентируемся прежде всего на ведущие тенденции в творчестве того или иного периода.

Соглашаясь с тем, что "синтетический талант Высоцкого нуждается в синтетическом же таланте критиков"24 и, разумеется, исследователей, мы всё же считаем возможным анализировать его словесное творчество как явление литературы. Сам Высоцкий считал основой своего действительно синтетического, синкретического песенного искусства (а многие его стихотворные произведения песнями не стали) слово. "Самое главное в авторской песне, - говорил он, - текст, информация, поэзия. Это вообще не песня - это стихи, которые исполняются под гитару и положены на ритмическую основу, гитарную или аккордеонную - это неважно, это только для того, чтобы усилить воздействие на слушателей, а больше ничего"25. Высоцкий вообще обладал, на наш взгляд, сознанием литератора-профессионала: в пользу этого говорят и его неоднократные попытки напечататься, и наличие в его архиве немалого количества не ставших песнями собственно лирических произведений, и его прозаические опыты (показателен в этом отношении подзаголовок книги Вл. Новикова: "Писатель Владимир Высоцкий").

В своей работе мы, однако, не собираемся игнорировать другие грани дарования художника. Особенно важен для нашей темы его театральный, актерский опыт. Театр много дал Высоцкому-поэту - и на общеэстетическом уровне, и на уровне отдельных лирических ситуаций и реминисценций. Кроме того, анализ отдельных заказных, но важных для поэтического мироощущения Высоцкого произведений невозможен без учета сюжетного материала и проблематики спектакля или фильма, для которых они были написаны.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её выводы и положения могут быть использованы в общих и специальных курсах по русской литературе XX века, в школьном преподавании, а также при историко-литературном комментировании произведений Высоцкого.

Результаты исследования опубликованы в монографии "Поэзия B.C. Высоцкого: Творческая эволюция" (Коломна, 1996; издание 2-е, исправленное и дополненное - М., 1997), в ряде статей, апробированы в специальном курсе, с 1990 г. читаемом автором в Коломенском педагогическом институте, в выступлениях на научных конференциях "Владимир Высоцкий и русская культура 1960 - 1970-х годов" (Москва, ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998), "Владимир Высоцкий: новые книги, новые исполнители" (там же, 1996), "Поэзия и ГУЛАГ" (Иваново, 1995), "Пушкин в мире современной культуры" (Москва, 1992), "Пушкин и русская культура" (Новгород, 1996), "Болдинские чтения" (Б. Бол-дино, 1996), "Классическое наследие: методология исследования" (Минск, 1992), "Ищуковские чтения" (Тверь, 1993) и др.

Произведения Высоцкого, за исключением особо оговоренных случаев, цитируются нами по изданию: Высоцкий B.C. Сочинения: В 2-х т. / Сост., подгот. текста и коммент. А.Е. Крылова. М., 1993, с указанием в тексте номера тома и страницы.

ПРИМЕЧАНИЯ

В обширной мемуарной литературе о Высоцком выделяются следующие издания: Влади М. Владимир, или Прерванный полёт / Пер. М. Влади и Ю. Абдуловой. М., 1989; Демидова А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. М., 1989; Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. рСн.1] / Интервью и лит. запись В. Перевозчикова. М., 1988; то же. Кн.3, М., 1992 (книга вторая опубликована в №№ 6-9 Библиотеки журнала "Ваганг" за 1992 г.); Владимир Высоцкий: Человек. Поэт. Актёр / Сост. Ю. Андреев и И. Бо1уславский. М., 1989; Вспоминая Владимира Высоцкого / Сост. А. Сафонов. М., 1989; Старатель: Ещё о Высоцком / Сост. А. Крылов, Ю. Тырин. М., 1994; О Владимире Высоцком / Сост. и интервью И. Рогового. М., 1995.

2См.: Карякин Ю. О песнях Владимира Высоцкого // Лит. обозрение. 1981. № 7. С. 94-99; Крымова Н. 1) О Высоцком // Аврора. 1981. № 8. С. 98115; 2) "Наша профессия - пламень страшный" // Аврора. 1984. № 9. С. 12512

139 (кстати, Н. Крымова писала о Высоцком и при его жизни - см. её статью "Я путешествую и возвращаюсь" в журнале: Совет, эстрада и цирк. 1968. № 1. С. 6-8); Лавлинский JI. Без микрофона // Лит. обозрение. 1982. № 7. С. 5055.

3См.: Кормилов С. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви // Рус. речь. 1983. № 3. С. 41-48. Полный текст статьи и сведения об истории ее создания и публикации см.: Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. П. М., 1998. С. 165-193.

См.: Высоцкий В. Нерв. Стихи / Сост., вступ. статья Р. Рождественского. М., 1981; то же, 2-е изд. с уточнениями. М., 1982. Впоследствии переиздан А. Крыловым с учётом текстологических требований (изд. 5-е, испр. М., 1992; год. 6-е. М., 1998). sCm.: Высоцкий В. Сочинения: В 2-х т. М., 1990; то же - 1991, 1993 и др. См. также: Крылов А. К вопросу о текстологии произведений B.C. Высоцкого // B.C. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 169-177. бСм.: Высоцкий В. Собр. соч.: В 7-ми т. Справочный том. [Б. м.],

1994.

7См.: Высоцкий В. Собр. соч.: В 5-ти т. Т. 1-4. Тула, 1993-1997.

8См.: Тырин Ю. Непетые песни Высоцкого // Вагант. 1994. № 9/10.

С. 9-14.

9См.: Высоцкий В. Собр. стихов и песен: В 3-х т. N.Y., 1988.

10См. рассказ А. Львова в изд.: Вспоминай всегда про Вовку: Михаил Шемякин о Владимире Высоцком. М., 1991. С. 25-28. (Библиотека журнала "Вагант". № 2.)

Новиков Вл. Живой: К 50-летию со дня рождения Владимира Высоцкого // Октябрь. 1988. № 1. С. 196.

12См.: Новиков В л. В Союзе писателей не состоял.: Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991.

13См.: Чупринин С. Вакансия поэта: Владимир Высоцкий и его время: размышления после юбилея // Знамя. 1988. № 7. С. 220-225.

14См.: Жебровска А-И. Отражение феномена Высоцкого в советских ллературно-критических источниках (60 - 80-е годы) // Мир Высоцкого [Вып. Ц. М., 1997. С. 285-287.

Библиографию литературы см.: Владимир Семёнович Высоцкий. Что? Где? Когда?: Библиографич. справочник (1960-1990 гг.) / Автор-сост. A.C. Эгаигейн. Харьков, 1992; Владимир Семёнович Высоцкий. Что? Где? Когда?: (1991-1992) / Сост. В.А. Дузь-Крятченко // Мир Высоцкого. [Вып. I] С. 477-504; Владимир Семенович Высоцкий. Что? Где? Когда?: (19931994) / Сост. В.Ш. Юровский // Мир Высоцкого. Вып. Е М., 1998. С. 557608.

1бСм.: Гершкович А. Владимир Высоцкий. Кн. 1: Опальный стрелок. 1938 -1968. М., 1993.

17См.: Pfandl Н. Textbeziehungen im Dichterischen Werk Vladimir Vysockijs. Miuchen, 1993. (Specimina philologiae slavicae Supplementband 34.)

18См.: Канчуков Евг. Навстречу себе: Заметки о раннем творчестве Владимира Высоцкого // Лит. обозрение. 1990. № 7. С. 59-65.

19Там же. С. 65, 64. Анализ раннего творчества см. также в кн.: Скобелев A.B., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: мир и слово. Воронеж, 1991. С. 84-102.

20См.: Букса И.П. Жанрово-тематаческая природа поэзии B.C. Высоцкого // Высоцковедение и высоцковидение: Сб. науч. статей. Орёл, 1994. С. 5-18.

21См.: например: Дыханова Б.С., Шпилевая Г.А. "На фоне Пушкина.": (К проблеме классич. традиций в поэзии B.C. Высоцкого) // B.C. Высоцкий: исследования и материалы. С. 65-74.

22См.: Pfandl Н. Textbeziehungen im Dichterischen Werfe Vladimir Vysockijs (см. сокращённый перевод второго раздела этой работы в сб.: Мир Высоцкого. [Вып. I.] С. 225-250); Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии B.C. Высоцкого. Курск, 1995.

23См.: [Высоцкий В.] Самоволка: Дневник Владимира Высоцкого / Пред. ипублик. Евг. Канчукова // Октябрь. 1991. № 6. С. 194-195. мТоменчук Л. Хула и комплименты: (Песенно-поэтич. творчество Владимира Высоцкого и критика 60-80-х годов). М., 1993. С. 39. (Владимир Высоцкий: исслед. и материалы. Частный альманах. № 1.)

Высоцкий В. Четыре четверти пути. М., 1988. С. 119.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция литературного творчества В. С. Высоцкого"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Двадцатилетняя поэтическая биография Высоцкого имеет свою отчётливую логику. Четыре её периода, или, выражаясь словами самого поэта, "четыре четверти пути" ("Натянутый канат1'), не просто сменяют друг друга: творчество каждого нового, условно говоря, пятилетия, с одной стороны, диалектически "отрицает" творчество предыдущей эпохи, а с другой, - органично его продолжает и развивает. Если ранняя лирика Высоцкого, для которой главным ориентиром традиции становится "блатной фольклор", представляет собой, как мы видели, своеобразный монолог, обусловленный во многом единым типом сознания, единым типом героя, единой системой поэтических приёмов (иронии и пародии), то поэзия второй половины 60-х годов отмечена значительным расширением поэтического мира художника. Теперь это диалог - диалог героев разных профессий, разного социального положения и интеллектуального уровня, диалог эпох и культур. В этот период "протеизм" Высоцкого, кажется, не знает границ; всё может стать для него предметом поэтического творчества - от письма из деревни на сельхозвыставку до отчаянного крика загнанного охотниками зверя, от сказочного Лукоморья - до Древнего Рима. Весь этот материал, однако, не самоценен для поэга - он наполняется современным - значит, и универсальным - смыслом. В эти же годы расширяются возможности поэтической образности Высоцкого - он обращается (помимо уже освоенных им иронии и пародии) к иносказанию, гротеску, бурлеску, пишет целый ряд стилизаций, демонстрирующих свободное творческое "перевоплощение". Эта черта распространяется и на его прозаические опыты данного периода.

В начале 70-х поэтический мир Высоцкого вновь сужается и делается "монологичен". Но теперь это монолог не героя улицы, не героя из уголовного мира, как было десятью годами раньше, -теперь это монолог поэта-Гамлета, чья духовная рефлексия, напряжённые раздумья о человеке и мире, о смысле бытия, исповедальная интонация во многом определили творческий поиск Высоцкого в эти годы. В "гамлетовскую" эпох}7 он как бы углубляется в себя, в свой внутренний мир, по-настоящему осознаёт своё предназначение и свой масштаб, свое место в русской культуре. Не случайно многие стихотворения этих лет не становятся песнями, не выносятся на публику: творчество Высоцкого начала 70-х годов глубоко интимно, обращено им прежде всего к самому себе, нацелено на поэтическое самопознание. Иным становится в эти годы и диалог художника с литературной традицией. В программных произведениях Пушкина, Маяковского и других авторов он ищет теперь то, что не противостоит, а совпадает с его нынешним духовным и творческим опытом; поэтому заметно уменьшается количество комедийных песен.

Наконец, с 1975 года начинается последний период творческой биографии поэта. Пережив на рубеже 1974-75 гг. творческий кризис, он обрёл новое качество, заново обратившись и органично соединив свой творческий опыт всех трёх предшествующих пятилетий: здесь и уголовная тема, и протеистический охват жизни, и "гамлетовская" рефлексия. Это новый "диалог" -диалог Высоцкого с самим собой, где оказались востребованы его основные творческие достижения разных лет. (Теперь нам понятно, почему во второй половине 70-х гг. поэт обращается к темам и сюжетам второй половины 60-х; эти эпохи в его творческой биографии оказались типологически сходны - обе они "диалогичны".) Своеобразной квинтэссенцией такого синтеза стал, помимо лирики этих лет, прозаический "Роман о девочках". Вместе с тем "поздний" Высоцкий по-прежнему от крыт для разнообразных историко-культурных ассоциаций и реминисценций, в чем мы могли убедиться на примере пушкинских мотивов в его творчестве последних лет.

В таком синтезе нам видится главный итог творческой эволюции поэта, решившего этим для себя как художника проблему "личного" и "общего", сумевшего избежать, с одной стороны, бытописательства, с другой - субъективизма. Поэтому судьба лирического героя Высоцкого, в какой бы ипостаси он ни представал, неотделима от общенациональной судьбы, вплетена в общую поэтическую "энциклопедию русской жизни", явленную нам этим художником.