автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Эволюция Н.М. Карамзина-журналиста

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Акчурина, Александра Романовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция Н.М. Карамзина-журналиста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция Н.М. Карамзина-журналиста"

На правах рукописи

Акчурина Александра Романовна

ЭВОЛЮЦИЯ Н.М. КАРАМЗИНА-ЖУРНАЛИСТА

Специальность 10.01.10- журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

005541981

Москва-2013

005541981

Диссертация выполнена на кафедре истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Пирожкова Татьяна Федоровна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Сапченко Любовь Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии историко-филологического факультета Православного Института Св. Иоанна Богослова Греков Владимир Николаевич

Ведущая организация - Российский государственный гуманитарный университет

Защита состоится «Х^Г» _^^_ 2013 г. в ^^^часов

на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27

Автореферат разослан _2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

В. Славкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Интерес к личности Николая Михайловича Карамзина существовал на протяжении веков — не угасает он и в наши дни. Внимание исследователей к его творчеству обусловлено тем, что Карамзина отличали разнообразные таланты — литератора, журналиста, историка. Карамзин достаточно изучен как писатель и историк, но его наследие в области журналистики не получило целостного осмысления, в силу чего не оценено по достоинству. Дореволюционный исследователь А.К. Бороздин отмечал: «Недостаточно определено значение Карамзина в развитии нашей журналистики»1. Необходимость исследования журналистской деятельности Карамзина возникла давно, однако ситуация до сих пор остается неизменной. Последующие поколения исследователей довольно редко обращались к творчеству Карамзина-журналиста, в связи с чем возник пробел в истории русской журналистики.

Актуальность исследования заключается, во-первых, в восстановлении недостающего звена в истории журналистики. Отсутствие должного внимания к Карамзину-журналисту умаляет его роль в развитии отечественной культуры и общественной мысли. В частности, отходит на второй план его новаторство при создании первого литературного рубрицированного журнала («Московский журнал»), альманахов («Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности») и литературно-политического издания («Вестник Европы»),

Тема также представляется актуальной и для развития современной прессы, которая имеет возможность учесть богатейший издательский опыт прошлого. Достижения Карамзина на посту редактора и издателя могут помочь сегодняшним СМИ в поиске новых форм подачи материалов, взаимодействия с аудиторией и других оригинальных решений.

1 Бороздин А.К. Литературные характеристики. Девятнадцатый век. - СПБ, 1902. - Т. I. - С. 21.

Цель настоящей работы - изучение всех этапов становления Карамзина-журналиста - от сотрудничества в 80-е годы XVIII века в журнале «Детское чтение для сердца и разума» до редактирования «Вестника Европы», выходящего уже в начале XIX столетия, - и выявление произошедшей эволюции его деятельности. Основной цели

сопутствуют следующие задачи:

□ систематизация известных сведений о журналистской

деятельности Карамзина;

□ анализ изданий: определение их типа, структуры, тематики, круга сотрудников, художественного стиля, оформления;

□ выявление особенностей редакторской и издательской деятельности Карамзина, специфики его работы, определение элементов ее новизны;

г] наконец, анализ пройденного Карамзиным пути на журналистском поприще, оценка развития его как творческой личности на различных этапах его деятельности. В ходе решения задачи автор ответил на основополагающий вопрос: как редактор «Детского чтения» пришел к изданию литературно-политического журнала «Вестник Европы» и что способствовало подобной динамике? Настоящая задача напрямую связана с целью исследования и является финальной стадией на пути к ее достижению.

Научная новизна диссертации состоит в рассмотрении эволюции Карамзина-журналиста, ранее исследователи не предпринимали попыток объединить все этапы журналистского пути Карамзина в рамках одного труда. В настоящем исследовании диссертант попытался выявить тенденции и закономерности развития различных изданий, предпринятых Карамзиным, проследить динамику его журнально-издательской деятельности, что ликвидирует, таким образом, одну из многочисленных

лакун в истории отечественной журналистики конца XVIII - начала XIX веков. Благодаря проделанному исследованию журналистское творчество Карамзина, недостаточно оцененное исследователями, предстало в настоящем объеме, что в полной мере соответствует цели работы.

В диссертации впервые подробно изучена история журнала Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума», в котором Карамзин в 1787 - 1789 гг. сотрудничал в качестве редактора и переводчика, рассмотрена тематика и идейное своеобразие публикаций. Подробно проанализирована история и структура других изданий — «Московского журнала», «Вестника Европы», альманахов «Аглая», «Аониды» и «Пантеон иностранной словесности».

Также впервые предметом изучения стал журналистский материал в «Письмах русского путешественника» Карамзина — в диссертации проанализированы зарубежные газеты и журналы, ставшие для Карамзина образцами при создании «Московского журнала». Автор диссертации составил перечень европейских изданий, упоминаемых на страницах «Писем...» и охарактеризовал их качества, которые начинающий редактор впоследствии заимствовал и привнес в собственный журнал.

Диссертантом проделана обстоятельная работа по изучению круга авторов, сотрудничавших в «Московском журнале» и альманахе «Аониды». По подписям и псевдонимам восстановлено большинство имен писателей, публиковавших свои произведения и переводы, что позволило расширить представление не только о содержании изданий, но и о деятельности ряда литераторов конца XVIII века.

Никогда ранее исследователи не изучали художественное оформление изданий Карамзина — два раздела настоящей работы посвящены дизайну «Московского журнала» и альманахов «Аглая» и «Аониды». Привлечен богатый иллюстративный материал, проделан анализ шрифтов и художественных элементов.

Прежде от внимания исследователей ускользала и деятельность Карамзина в «Московских ведомостях», тогда как в течение всего 1795 года он редактировал рубрику «Смесь», в каждом номере газеты выходили его материалы. В диссертации рассмотрены методы редакторской работы Карамзина и жанровое своеобразие заметок рубрики.

Предмет изучения работы - история изданий, в которых сотрудничал Карамзин и которые он издавал, их особенности, круг авторов, структура тематика, жанры, целевая аудитория, объект -журналистская деятельность Карамзина, этапы его пути на данном поприще. Благодаря анализу периодических изданий конца XVIII — начала XIX вв., связанных с именем Карамзина, в диссертации прослежен процесс его перехода от начинающего редактора и переводчика в «Детском чтении для сердца и разума» к издателю литературного «Московского журнала» и литературно-политического «Вестника Европы». Карьерный и личностный прорыв, совершенный Карамзиным с 1787 по 1803 годы, - более широкая область исследования, к осмыслению данного явления можно прийти только после тщательного изучения каждого его издания в отдельности.

Хронологические рамки исследования, соответственно, определены периодом деятельности Карамзина в журналах и других изданиях — с 1787 по 1803 годы.

Исследование подтвердило рабочую гипотезу диссертации -эволюция, проделанная Карамзиным, имела положительный характер и свидетельствовала о значительном развитии его талантов и способностей. В качестве журналиста Карамзин прошел долгий путь - от переводчика и редактора детского журнала до основателя первого в России крупнейшего литературно-политического издания, ориентированного на широкую аудиторию. По мере профессионального роста стремительно формировалась личность Карамзина, благодаря чему стал понятен процесс

его перехода от писательской деятельности к исторической. В диссертации отмечены признаки, которые еще на стадии издания «Московского журнала» свидетельствовали о тяге Карамзина к истории и его интересе к анализу событий прошлого.

Источниковую базу работы составили издания Карамзина -непосредственный предмет наблюдений и дальнейших выводов. Диссертантом рассмотрены следующие периодические издания: журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1787 - 1789), «Московский журнал» (1791 - 1792), альманахи «Аглая» (1794 - 1795), «Аониды» (1796 - 1799) и «Пантеон иностранной словесности» (1798), газета «Московские ведомости», где в 1795 году Карамзин вел рубрику «Смесь», и, наконец, «Вестник Европы» (1802 - 1803).

В большинстве случаев автор руководствовался собственными наблюдениями, так как до настоящего времени исследователи не рассматривали, в частности, издания, послужившие образцом для «Московского журнала» Карамзина в период заграничного путешествия, не занимались подробно вопросами авторства в его журналах и альманахах, не изучали их художественное оформление и не анализировали отдел «Смесь» в «Московских ведомостях».

В исследовании не только воссоздана динамика журнально-издательских предприятий Карамзина, но и определено их место в мире русской печати - рассмотрены журналы, которые выходили одновременно с карамзинскими или после них: «Чтение для вкуса, разума и чувствований» (М„ 1791 - 1793), «Собеседник любителей российского слова» (СПБ., 1783 - 1784), «Приятное и полезное препровождение времени» (М., 1794 - 1798), «Московский Меркурий» (М., 1803), «Журнал для милых» (М., 1804) и ряд других. Их издатели во многом подражали нововведениям Карамзина. Знакомство с данными изданиями необходимо, чтобы проследить журнальную традицию, созданную талантливым

редактором «Московского журнала», и выявить его новаторство, совершенно очевидное на фоне журналистики конца XVIII - начала XIX веков.

Необходимость решения поставленных в диссертации задач потребовала обращения к мемуарной литературе и переписке современников2, которые помогли создать полноценную картину эпохи, оценить степень воздействия изданий Карамзина на читателей и на жизнь русского общества в целом. Значительная часть материала почерпнута из писем Карамзина к его другу И.И. Дмитриеву3. Последний сотрудничал в нескольких изданиях Карамзина («Московский журнал», альманахи «Аглая» и «Аониды»), письма содержат ценные сведения о процессе их работы и об участии различных авторов в журналах и альманахах Карамзина.

Степень научной разработанности темы

Литература, проанализированная в ходе исследования, убеждает в том, что до настоящего' момента выбранная нами тема не изучалась в полном объеме. Как правило, труды исследователей посвящены одному или нескольким изданиям Карамзина, и объемы их работ относительно невелики. Подобную ситуацию можно наблюдать, а частности, в работах П.Н. Беркова4, А.И. Комарова5.

2 Погодин М.П. Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников.

- М.: Типография А.И. Мамонтова, 1866. - Часть I. - 397 е.; Греч Н.И. Записки о моей жизни. - СПБ.: Издание A.C. Суворина, 1886. - 504 е.; Неизданные отрывки из писем А. А. Петрова к Н. М. Карамзину // «Русский архив». - 1866. - № 11-12; Письма Н.М. Карамзина к князю П.А. Вяземскому. - СПБ.: Типография М. Стасголевича, 1897. - 204 е.; Аксаков С.Т. Воспоминания // Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 5 тт. - М.: Правда, 1966. - Т. II. -497 с. и др.

3 Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. - СПБ.: Типография Императорской Академии наук, 1866. -727 с.

4 Берков П.Н. Журналистика последней четверти XVIII века // Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. - M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1952. - С. 308-542; Берков П.Н. Журналистика 1770

- 1790-х гг. // Очерки по истории русской журналистики и критики. - Л.: Изд-во Ленишрадского ун-та им. A.A. Жданова, 1950. - Т. I. XVIII век и первая половина XIX века. - С. 82-111.

5 Комаров А.И. Журналы Н.М. Карамзина и его направления // Очерки по истории русской

журналистики и критики. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та им. A.A. Жданова, 1950. - Т. I. XVIII век и

первая половина XIX века. - С. 132-152.

Несколько статей посвятила журналу «Детское чтение для сердца и разума» Е.П. Привалова6, объем каждой из них едва достигает 10 страниц. Наиболее содержательна ее работа, посвященная социальным проблемам на страницах журнала7.

Среди исследований, посвященных «Московскому журналу», наиболее ценной работой стали для нас лекции Т.Ф. Пирожковой8, в них рассмотрена история издания, его содержание и направленность, особенности журнальной политики Карамзина. Исследовательница уделяет внимание и критической деятельности Карамзина, и его редакторству в «Детском чтении для сердца и разума», которое предшествовало изданию собственного журнала.

Для нас особенно важна литература о «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина, так как именно они составляли основу каждого номера «Московского журнала». Объемный и основательный труд посвятил произведению дореволюционный исследователь В.В. Сиповский9, работы по данному вопросу принадлежат Ю.Н. Тынянову10, Ю.М. Лотману11.

В работе Н.П. Смирнова-Сокольского12 тщательно проанализированы истоки альманашной традиции и прослежена ее история на различных этапах. Изучение культуры альманахов продолжено

Привалова Е.П. О сотрудниках журнала «Детское чтение для сердца и разума» // Русская литература XVIII в. Эпоха классицизма. - М.-Л.: Наука, 1964. - С. 258-268; Привалова Е.П. «Детское чтение для сердца и разума» в оценке читателей и критики // Роль и значение литературы XVIII века в истории ¡русской культуры. - М.-Л.: Наука, 1966. -С. 254-260.

Привалова Е.П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова «Детское чтение для сердца и разума» // XVIII век. - Сборник 11. Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени -Л.: Наука, 1976. - С. 104-112.

МГУ>°1978Ва ^ Н М Карамзин ~ издатель «Московского журнала» (1791 - 1792). Лекции. - М.: Изд-во

9 Сиповский В. В. Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». - СПБ ■ Типография В.Демакова, 1899.-578 с.

Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. С.

См.: Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» и их место в развитии русской литературы» //Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.-Л.: Наука 1984 -С 525 606. - (Лит. памятники). '

Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII - XIX вв. - М.: Книга, 1965. 590 с. *

и современными исследователями (В.Д. Рак и Ю.Б. Балашова)13, результаты их трудов учтены в диссертации.

Большое количество работ посвящено журналу «Вестник Европы», однако нередко в них идет речь об истории журнала после 1803 года, когда Карамзин перестал его издавать. Исключение составили работы Г.В. Зыковой14 и С.Я. Махониной15.

Большинство работ о Карамзине носят биографический характер и не всегда касаются его журналистской деятельности. Особняком среди них стоит работа авторитетного исследователя жизни и творчества Карамзина Ю.М. Лотмана. В монографии «Сотворение Карамзина» (М., 1998) автор привел обширный объем информации о деятельности Карамзина-журналиста, хотя она не являлась главным предметом его исследования. Анализ журналов и сборников, редакторской и издательской деятельности Карамзина в рамках биографической монографии трудно осуществим, тогда как в нашей диссертации акцент сделан исключительно на журналистской деятельности Карамзина.

Особую ценность имели для нас библиографические указатели и справочники периодической печати, изданные в разные годы Н.М. Петровским, С.И. Пономаревым, А.Н. Неустроевым и другими16.

Одной из интереснейших работ последних лет можно назвать сборник статей о Карамзине в серии «Pro et contra», составленный Л.А.

Рак В.Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII века. -СПБ.: Академический проект, 1998. - 336 е.; Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. - СПБ.: Изд-во СПБГУ, 2011. - 363 с.

Зыкова Г.В. Журнал Московского университета «Вестник Европы» (1805 - 1830 гг.): Разночинцы в эпоху дворянской культуры. - М.: Диалог-МГУ, 1998. -129с.

Махонина С.Я. Журнал «Вестник Европы» (1802 - 1830).-М.: Факультет журналистики МГУ 2009 -

106 с.

Петровский Н.М. Библиографические заметки о русских журналах XVIII века. - СПБ.: Типография Императорской Академии наук, 1907. - 70 е.; Пономарев С.И. Материалы для библиографии литературы о Н.М. Карамзине: К столетию его лит. деятельности (1783 - 1883). - СПБ.: Типография Императорской Академии наук, 1883. - 152 е.; Неустроев А.Н. Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703 - 1802 гг. - СПБ.: Типография товарищества «Общественная польза», 1874. - 878 е.; Русская периодическая печать (1702 - 1894). Справочник под ред. А.Г. Дементьева, A.B. Западова, М.С. Черепахова. - М.: Государственное издательство политической литературы,1959. - 835 с.

Сапченко и вышедший в 2006 году17. В сборнике представлены разнообразные оценки деятельности Карамзина, иногда диаметрально противоположные. Отметим и другие ценные труды Л.А. Сапченко, вышедшие ранее этого сборника18.

Кандидатские и докторские диссертации 1990 - 2000 гг.19, посвященные Карамзину, в основном анализируют его писательскую деятельность и имеют литературоведческий характер. Отдельного упоминания заслуживает диссертация Т.Г. Комарды20, в одной из глав которой рассматриваются журналы сентиментального направления («Московский Меркурий» П.И. Макарова, «Аглая» П.И. Шаликова и др.), для которых «Московский журнал» Карамзина был образцом для подражания.

В настоящей работе учтены достижения дореволюционных и современных ученых. Несмотря на обширность литературы о Карамзине, обобщающего труда, посвященного его изданиям, так и не появилось. Вопрос о Карамзине-журналисте не может считаться исчерпанным, он требует более обстоятельного рассмотрения, чем это возможно в рамках учебных пособий и биографических работ.

Автор выносит на защиту следующие положения:

1. Карамзин - создатель новых для России типов изданий: первого

литературного рубрицированного журнала («Московский журнал»),

17 «Карамзин: pro et contra: личность и творчество Н. М. Карамзина в оценке рус. писателей критиков исследователей» (сост. Л,А. Сапченко). - СПБ.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии 2006. — 1080 с. '

Сапченко Л.А. Карамзин и русская литература 2-ой половины XIX века. - Ульяновск ■ УлГУ 2001 -109 е.; Сапченко Л.А. H.M. Карамзин: судьба наследия (Век XIX). - М.: МПГУ - Ульяновск- УлГУ 2003 -380 с. '

Архангельская Е.С. Повести H.M. Карамзина и их ранние английские переводы ■ Проблемы стиля ■ автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 Ульян, гос. пед. ун-т им И Н Ульянова -Ульяновск, 2003. - 19 с.; Биткинова В.В. Творчество Н.М. Карамзина 1780-х-середины 1790-х годов : К Г®ЛГ"РЗДР0МаНТЮМа В РУССК0Й литеРатУРе : автореферат дис.... кандидата филологических наук ■ 10.01.01 Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2004. - 22 е.; Сорникова М Я Жанровая ' структура « Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина: автореферат дис кандидата филологических наук: 10.01.01 Коломен. гос. пед. ин-т. - Коломна, 2006. - 19 с • Алпатова T А Проза Н.М. Карамзина : поэтика повествования : автореферат дис.... доктора филологических наук • 10 01 01 Моск. гос. обл. ун-т. - Москва, 2012.-43 с. и др.

Комарда Т.Г. Карамзин и карамзинизм в литературном сознании современников : диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01.-Москва, 2001.-206с.

первых альманахов («Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности»), первого литературно-политического журнала («Вестник Европы»). Новаторство Карамзина в журналистике является безусловным, что подтверждается сравнением его изданий с литературными журналами конца XVIII - начала XIX столетий. Последние в большинстве своем имели подражательный характер и не оказали заметного влияния на журнальную традицию эпохи;

2. Типы журналов, созданные Карамзиным, не устарели в наши дни и могут служить образцами для современных качественных изданий, так как придерживаются принципов элитарной журналистики, рассчитанной на просвещенную и грамотную аудиторию;

3. Карамзин-журналист выработал нетривиальные издательские и редакторские методы: высокие критерии отбора материалов, соответствующих направленности и стилю издания, четкое деление на рубрики и отделы, взаимодействие с аудиторией в форме дружеского диалога, изящное оформление. Приемы талантливого редактора конца XVIII — начала XIX веков не теряют актуальности и в видоизмененных формах продолжают существовать в новейших средствах массовой информации.

4. Путь, проделанный Карамзиным от редактора «Детского чтения...» до издателя «Вестника Европы», представляет собой подлинную эволюцию, движение вперед. Журналы и сборники, за издание которых брался Карамзин с 1787 по 1803 годы, отражали стадии его развития в указанный период. Всего за шестнадцать лет молодой человек, публиковавший переводы европейских писателей и собственные первые литературные опыты (повесть «Евгений и Юлия» в «Детском чтении...»), стал главой сентиментализма, кумиром читающего общества, издателем альманахов, а впоследствии политическим обозревателем в «Вестнике Европы»;

5. Деятельность Карамзина-журналиста тесно связана с его литературным и историческим творчеством, и все три стороны личности дополняют друг друга. Несмотря на то, что в работе преимущественно уделено внимание лишь одной его грани, диссертантом установлены связи между всеми видами деятельности Карамзина.

Говоря о научно-практической стороне исследования, стоит отметить значение работы для историков печати и других ученых родственных областей, студентов факультетов журналистики различных вузов, изучающих историю отечественной периодики конца XVIII - начала XIX вв. Мы полагаем, что работа содержит познавательный материал для любого человека, интересующегося историей общественной мысли конца XVIII - начала XIX вв. В исследовании акцент сделан на еще одной грани таланта Карамзина, которую большинство исследователей прежде обходили стороной. За пределами узкоспециализированного научного сообщества Карамзина признают в основном как родоначальника сентиментализма в русской литературе и автора «Истории государства Российского», но не как новатора в мире прессы.

Практическая значимость диссертации определена возможностью использования ее результатов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики, в спецсеминарах и спецкурсах, а также в работах, посвященных творчеству Карамзина.

Для сопоставления культурных и исторических явлений в работе применялся сравнительно-исторический метод. В частности, он стал основным методом при сравнении изданий Карамзина с предшествующими и последующими журналами и сборниками и позволил проследить динамику журнального процесса конца XVIII - начала XIX веков. В диссертации соблюдены принципы объективности и историзма

- несмотря на преемственность явлений, события прошлых веков рассматривались нами в контексте изучаемого периода.

Апробация работы

Проблематика работы была обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. В 2011, 2012 и 2013 гг. автор делал доклады на ежегодных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», тезисы по теме исследования опубликованы за все три года.

Апробация работы проходила не только в Москве: дважды, в октябре 2011 года и в мае 2012 года, диссертант выступал с результатами своих исследований на научных конференциях в Воронежском государственном университете (в 2011 году в пленарном заседании), а в апреле 2012 года - в Тверском государственном университете.

Структура работы определена ее темой и задачами, требующими четкой последовательности и следования хронологии в изложении материала. Разделы работы посвящены различным изданиям Карамзина. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 215 наименований и двух приложений. Основной текст диссертации изложен на 220 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет; представлена степень изученности темы и охарактеризованы используемые источники; определены цель и задачи исследования, его методологическая основа, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

В первой главе «Школа юного журналиста — "Детское чтение для сердца и разума" (1787 - 1789)» рассмотрен начальный этап журналистского пути Карамзина, в ходе которого он вошел в круг Н.И. Новикова и его Дружеского общества, где произошло его духовное взросление. За время сотрудничества в детском журнале Новикова Карамзин знакомил русского читателя с произведениями европейских писателей — переводами Жанлис он подготовил публику к пониманию сентиментальной литературы, которая впоследствии заняла главное место в «Московском журнале». Здесь начинающий журналист приобрел навыки редактирования и создания текстов (в «Детском чтении...» опубликованы его первые работы - в частности, повесть «Евгений и Юлия») - получил все то, что применил в «Московском журнале» в 1791 - 1792 гг. Замысел собственного журнала, появившийся еще до отъезда в Европу (1789 -1790), несомненно возник под воздействием работы редактором в «Детском чтении...».

Глава «Издатель, редактор, переводчик, критик: "Московский журнал" (1791 - 1792)» посвящена журналу, издание которого Карамзин предпринял после возвращения из зарубежной поездки.

В параграфе 3.1. речь идет о западноевропейских изданиях, которые упоминались на страницах «Писем русского путешественника» («Психологический магазин» Карла Морица, «Друг детей» Вейсе, «Зритель» Аддисона и Стала, «Мерюор де Франс»). Газеты и журналы, с которыми путешественник знакомился в Европе, послужили для Карамзина примером при последующем издании «Московского журнала», поэтому их изучение представляется чрезвычайно важным. Ранее исследователи не изучали журналистский материал в «Письмах...», в диссертации он рассмотрен как непосредственный источник вдохновения и полезных сведений для Карамзина-редактора.

В разделе 3.2. проанализированы содержание и структура «Московского журнала». Издание Карамзина является первым литературным рубрицированным журналом, поэтому в работе подробно рассмотрен литературный материал и круг сотрудников. В «Московском журнале» публиковались оригинальные и переводные произведения, существовали регулярные библиографический и театральный отделы, что являлось одним из нововведений Карамзина. До «Московского журнала» в отечественных изданиях не существовало полноденных критических рубрик, и его пример вызвал волну подражаний среди изданий конца XVIII - начала XIX вв. (И.А. Крылов, издававший журнал «Зритель» в 1792 году, публиковал вслед за Карамзиным критические статьи о театре).

Количество авторов, печатавших произведения в «Московском журнале», было небольшим, основной объем заполнял издатель-редактор, однако он публиковал произведения анонимно или под различными псевдонимами, порой довольно экзотическими (повесть «Бедная Лиза» вышла за подписью «Ы.», «Наталья, боярская дочь» - «Ы.Ц.Ч.»).

В настоящем разделе выделены особенности редакторской и издательской работы Карамзина, которому удалось добиться ощутимых успехов, о чем свидетельствовало немалое количество подписчиков (почти 300 человек, что для издания конца XVIII столетия являлось значительным достижением). Число читателей было в несколько раз больше, так как номера журнала передавались из рук в руки. Многие произведения Карамзина, появившиеся на страницах журнала, вошли в его сборник «Мои безделки» 1794 года, второе издание увидело свет в 1797 году, а в 1801 - 1803 гг. Карамзин выпустил второе издание «Московского журнала».

В параграфе 3.3. речь идет об оформлении «Московского журнала», на которое ранее исследователи не обращали внимание. Дизайн издания, несмотря на небольшие возможности типографий того времени, отличался изяществом и продуманным стилем. На страницах издания можно

встретить разнообразные виньетки, виды шрифтов, благодаря чему журнал обрел приятную для глаз форму.

В главе «Журналистская деятельность Н.М. Карамзина 1794 -1799 гг.» исследована деятельность Карамзина-журналиста, когда он издавал альманахи «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранных авторов», а также редактировал отдел «Смесь» в газете «Московские ведомости».

Параграфы 4.1. - 4.3. посвящены альманахам «Аглая» и «Аониды». Альманах «Аглая», две книги которого вышли в 1794 и 1795 годах, стал первым русским альманахом в полном смысле слова. Он содержал большое количество качественного и оригинального литературного материала, имел четкую периодичность, обладал ярко выраженным, изящным стилем и пользовался популярностью у читателей. Ни один из предшествующих «Аглае» сборников не обладал всеми перечисленными чертами (например, тираж альманаха М.М. Хераскова «Российский Парнас» 1771 года не был распродан). Сборник состоял практически • полностью из произведений Карамзина, в связи с чем в настоящей работе «Аглая» названа моноальманахом. Тип моноальманаха (данный термин впервые введен диссертантом) является идеальным для самореализации писательского потенциала, так как при подготовке сборника издатель, редактор и автор в одном лице получал неограниченную свободу действий и имел возможность публиковать собственные произведения вне зависимости от предпочтений сторонних издателей.

Поэтический альманах «Аониды» 1796 - 1799 гг. объединил вокруг себя гораздо более широкий круг авторов. В настоящей работе впервые тщательно исследованы псевдонимы, под которыми писатели публиковались в «Аонидах», и составлен их перечень. Анализ подписей и псевдонимов в альманахах Карамзина послужил источником определенных выводов о культуре анонимности конца XVIII века. Практически все авторы альманахов Карамзина старательно уходили от полных имен и фамилий. Сочетания букв чаще всего легко подлежали

расшифровке, не составляя проблемы для ограниченного дворянского круга, где многие фамилии были известны всем представителям сословия. Большинство читателей знали, кто автор произведения, и публикация под псевдонимом содержала в себе определенную долю кокетства - автор известен публике и не хотел бы лишний раз напоминать о собственной персоне, хотя внимание ему приятно.

В параграфе 4.4. содержится анализ художественного оформления альманахов. Их дизайн, во многом следовавший традициям «Московского журнала», отличало по сравнению с ним большее разнообразие. Так, страницы альманахов украшены значительным количеством виньеток, расположение их обуславливалось не только художественными целями, но и функциональностью - отделение фрагментов текста друг от друга, концевые виньетки и т.д.

Раздел 4.5. посвящен сотрудничеству Карамзина в газете «Московские ведомости» — редактированию им рубрики «Смесь» в 1795 г. В основе рубрики лежал принцип энциклопедичности — -туда попадали материалы о географических открытиях, забавные истории, исторические анекдоты, описания интересных происшествий (в 20-е годы XIX века энциклопедизм стал главной чертой отечественных журналов -«Московского телеграфа», «Библиотеки для чтения» и многих других). В «Смесь» редактор помещал материалы различных жанров, которые и стали предметом изучения. Сотрудничество Карамзина в «Московских ведомостях» не вызывало пристального внимания исследователей, тем не менее анализ рубрики «Смесь» выявил новые особенности его редакторской деятельности - например, навыки работы с большим объемом развлекательного литературного материала (анекдотами, занимательными отрывками).

В параграфе 4.6. речь идет о последнем альманахе Карамзина «Пантеон иностранной словесности», три книги которого увидели свет в 1798 году. «Пантеон...» состоял из переводных произведений

иностранных авторов - от отрывков из античных («Цицерон о Боге») и персидских писателей («Последние слова Козроэса-Парвиса, сказанные им сыну своему» поэта Саади) до рассказов американского политического деятеля и журналиста Бенджамина Франклина («Челобитная левой руки», «Нога хорошая и дурная»), «Пантеон иностранной словесности» завершил альманашную деятельность Карамзина. В сборнике не печатались произведения самого издателя, однако благодаря «Пантеону...» он, как и прежде, знакомил просвещенную публику с трудами западных авторов.

В последней главе «Из журналиста в историки: "Вестник Европы" (1802 - 1803)» проанализирована деятельность Карамзина в литературно-политическом «Вестнике Европы» - журнале нового типа, призванном освещать мировые события и анализировать сложившуюся ситуацию на международной политической арене. Начало главы посвящено отделам «Литература и смесь» и «Политика», анализ деятельности Карамзина в «Вестнике Европы» показал его умение готовить увлекательные статьи на злободневные темы - журнал отвечал требованиям времени и вызывал живой интерес современников, о чем свидетельствовало немалое число подписчиков (к 1803 году оно возросло до 1200). Большое значение при подготовке номеров имело и знакомство редактора «Вестника...» с зарубежными изданиями, так как в отделе «Политика» чаще всего публиковались переводы из европейских газет и журналов. В заключении раздела подведен итог деятельности Карамзина в журнале, логическим завершением которой стало начало его исторических трудов.

В Заключении сформулированы основные выводы исследования.

В диссертации прослежены основные этапы журналистского пути Карамзина, пройденного им с 1787 по 1803 годы, и дана оценка различным сторонам его деятельности - издателя, редактора, критика, публициста, переводчика. В каждой сфере он смог применить свой талант, действовал своевременно, открывал новое, совершенствовал старое. Во время

начального периода деятельности Карамзина в журнале Новикова «Детское чтение для сердца и разума» начинающий редактор приобрел базовые знания, которые впоследствии мастерски применил в собственных изданиях. В «Детском чтении...» Карамзин развился как литератор — публиковал первые произведения (повесть «Евгений и Юлия»), совершенствовал стиль и слог изложения. Сотрудничество в журнале повлияло и на нравственное воспитание писателя — многие взгляды, вкусы и предпочтения закладывались именно тогда. Кроме того, решение отправиться в Европу созрело в душе писателя под воздействием настроений новиковского круга. Не состоялась бы заграничная поездка — наверняка не увидели бы свет «Письма русского путешественника».

«Письма...» стали основой и смысловым ядром «Московского журнала», который прославил Карамзина как издателя и писателя. Диссертантом выделены главные особенности редакторской деятельности Карамзина в годы работы над журналом:

□ Систематизация и последовательность - сильная сторона Карамзина-редактора (регулярность выхода и постоянное ведение тематических рубрик, тщательный отбор литературного материала, внимательное отношение к переводам, включавшее нередко изменение текста оригинала, подробные списки подписчиков, по которым нетрудно определить их социальный состав и географию распространения журнала);

□ Постоянный диалог с читателем в сносках, комментариях, приписках - поиск обратной связи и умение найти подход к аудитории;

□ Стремление сделать предприятие выгодным в коммерческом отношении, для чего использовалось привлечение читателей литературными новинками, развлекательным материалом;

□ Интерес к внешнему виду издания: оформление журнала отличалось изяществом и продуманностью, приятной для глаз формой (пусть и не в такой степени, как впоследствии в альманахах).

В альманахах «Аглая», «Аониды» и «Пантеон иностранной словесности», которым посвящена третья глава настоящей работы, Карамзин продолжал совершенствовать свой журналистский талант. На посту издателя и редактора он добился нескольких важных целей:

□ Издание интересных сборников нового для отечественной журналистики типа;

□ Объединение вокруг издания широкого круга незаурядных писателей первого и второго ряда (за исключением моноальманаха «Аглая»);

□ Появление на страницах альманахов достойных произведений (Вынужденный необходимостью заполнить объем выпуска, Карамзин печатал в сборниках и посредственные творения молодых авторов. Придирчивый издатель, обладавший превосходным литературным вкусом, он не мог одобрить их в полной мере, и в подобных случаях сопровождал произведения начинающих писателей сносками и комментариями с указанием их ошибок и рекомендациями по совершенствованию слога);

□ Соответствие требованиям публики и завоевание ее интереса;

□ Коммерческий успех изданий у читателей.

Наконец, финальным этапом в журналистской карьере Карамзина стал литературно-политический журнал «Вестник Европы» - новое для русской прессы явление, как и все прочие начинания издателя-редактора. Данный тип издания в дальнейшем прочно утвердился в русской журналистике всего XIX века («Телескоп», «Отечественные записки»,

«Библиотека для чтения» и другие). Сочетание литературы и политики рождало двухчастную структуру журнала, однако личность Карамзина, как связующее звено, объединяла разные составляющие издания, превратив его в вестник не только европейских новостей, но и взглядов самого писателя.

В 1802 - 1803 гг. Карамзин продемонстрировал новые грани журналистского таланта, отмеченные в диссертации:

□ Сменил «маску» сентиментального писателя на «титул» политического журналиста;

□ Ввел новый тип издания - литературно-политический журнал, являвшийся не только новостным изданием, но и выразителем редакторской позиции по целому ряду вопросов (образование, творчество писателей, состояние современной отечественной литературы);

□ В приемах подачи материалов ввел новаторские элементы для журналистики начала XIX века (внимательное отношение к источникам материалов, приведение большого количества статистических сведений, верификация данных);

□ Благодаря умелому сочетанию литературных, политических и исторических публикаций придал сложной структуре журнала целостность и полноту.

Во введении к настоящей работе гипотеза исследования сформулирована следующим образом: эволюция, проделанная Карамзиным-журналистом, имела положительный характер, способствовала развитию его профессиональных и личностных качеств. При подведении итогов совершенно очевидно, что эволюция в данном случае предстает в гораздо более широком контексте. Вместе с эволюцией Карамзина-журналиста совершалась еще одна - эволюция журнального процесса конца XVIII - начала XIX веков.

Издания Карамзина выполнили функцию своеобразного рычага, двинувшего историю журналистики вперед. Каждое издание Карамзина давало толчок для нового витка развития общественной мысли, его восхваляли, порицали, высмеивали, спорили с ним (тщетно - в полемику журналист никогда не вступал). И параллельно он имел непосредственное отношение к истории отечественной журналистики, истории культуры, наконец - к истории страны. Именно последней из них решил посвятить перо Карамзин - став выдающимся журналистом и писателем, он осознал, что и миссия историографа ему по силам.

Приложение I содержит статью «Н.М. Карамзин о М.В. Ломоносове. Реформы языка Ломоносова и Карамзина», подготовленную диссертантом к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова в 2011 году. В ней проанализированы высказывания о Ломоносове в стихотворениях, критических статьях и иных произведениях Карамзина, на основании которых сделаны выводы об отношении издателя «Московского журнала» к Ломоносову, оценке им достижений основателя Московского университета и его роли в развитии отечественной культуры.

В Приложение II вошли списки подписчиков «Московского журнала», которые Карамзин помещал в конце практически всех книг издания. Часть списков представляют собой копии страниц журнала, часть из них из-за невозможности сделать копии с оригинала перепечатаны. Списки расположены в хронологическом порядке, как они были опубликованы в книгах «Московского журнала».

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Н.М. Карамзин о М.В. Ломоносове. Реформы языка Ломоносова и Карамзина (Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 4,2011). - С. 115 -124. - 0,6 п.л.

2. Заграничное путешествие Н.М. Карамзина 1789 - 1790 гг.: в преддверии «Московского журнала» (Медиаскоп. 2013. № 2 // URL: httr>://www.mediascope.ru/node/1342 (дата обращения 24.05.2013). - 0,8 п.л.

3. Авторы и культура анонимности в альманахах Н.М. Карамзина «Аглая» и «Аониды» 1790-х гг. (Медн@льманах. 2013. № 3). - С. 64 - 71. - 0,6 п.л.

4. Н.М. Карамзин и его «Московский журнал» // Русская литература и журналистика в движении времени. Ежегодник кафедры истории русской литературы и журналистики. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. -С. 156- 164.-0,4 п.л.

5. Школа юного журналиста: Н.М. Карамзин и «Детское чтение для сердца и разума». // Тезисы конференции «Ломоносов-2011».-0,1 п.л.

6. Русские и зарубежные писатели в «Московском журнале» (1791 - 1792) Н.М. Карамзина. // Тезисы конференции «Ломоносов-2012». - 0,2 п.л.

7. «Аглая» Н.М. Карамзина как моноальманах (1794 - 1795 гг.). // Тезисы конференции «Ломоносов-2013». - 0,1 п.л.

8. Н.М. Карамзин о М.В. Ломоносове. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации и новые подходы-2011» в Воронежском госуниверситете. - С. 63 - 64. -0,2 п.л.

Общий объем публикаций 3 пл.

 

Текст диссертации на тему "Эволюция Н.М. Карамзина-журналиста"

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики Кафедра истории русской литературы и журналистики

На правах рукописи

!! Л Л ~г

1!I(

Акчурина Александра Романовна

ЭВОЛЮЦИЯ Н. М. КАРАМЗИНА-ЖУРНАЛИСТА

Специальность 10.01.10 - Журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Т. Ф. Пирожкова

Москва 2013 г.

Содержание

1. Введение.................................................................................3

2. Школа юного журналиста - «Детское чтение для сердца и разума» (1787

- 1789)................................................................................................................20

2.1. Идейное своеобразие журнала.................................................31

3. Издатель, редактор, переводчик, критик: «Московский журнал» (1791 -1792)..................................................................................................................38

3.1. В преддверии «Московского журнала»: заграничное путешествие 1789- 1790 гг. ......................................................................43

3.2. Содержание и структура «Московского журнала»........................60

3.2.1. Литературный материал и авторы «Московского журнала».......61

3.2.2. Рубрики «Московского журнала» и их содержание..................77

3.3.Оформление «Московского журнала».........................................96

4. Журналистская деятельность Н. М. Карамзина 1794 - 1799 гг..........111

4.1. Сборник «Аглая» как моноальманах (1794 - 1795).......................111

4.2. Поэтический альманах «Аониды» (1796 - 1799)..........................123

4.3. Культура анонимности в альманахах «Аглая» и «Аониды»............128

4.4. Художественное оформление альманахов «Аглая» и «Аониды»......132

4.5. Газетная и журнальная деятельность Карамзина в 1795 - 1797 гг... ..143

4.6. Альманах «Пантеон иностранной словесности» (1798)...............153

5. Из журналиста в историки: «Вестник Европы» (1802 -

1803).................................................................................................................167

5.1. Отдел «Литература и смесь»..................................................174

5.2. Отдел «Политика»...............................................................195

5.3. На пути к «Истории государства Российского»...........................209

6. Заключение............................................................................213

7. Библиографический список........................................................219

8. Приложение 1........................................................................238

9. Приложение II........................................................................250

Введение

Универсализм Николая Михайловича Карамзина не подлежит сомнению — гармонически развитая личность, талантлив во всем, успешен в различных начинаниях. В полной мере осознать все таланты Карамзина можно, лишь тщательно рассмотрев каждую сторону его творческого пути. В настоящей работе мы исследовали его журналистскую деятельность — область, недостаточно изученную, но имеющую немалое значение как для развития самого Карамзина, так и для отечественной журналистики в целом. Карамзин лучше изучен как писатель и историк, но и на журналистском поприще он занял не менее важное место. В каждой сфере он оставил заметный след: ему достаточно было написать «Бедную Лизу», чтобы войти в круг русских писателей, стать главой сентиментального направления в литературе, начать издание «Московского журнала» — чтобы обогатить основы отечественной журналистики, и создать «Историю государства Российского» — чтобы стать крупнейшим историком.

Тема нашего исследования формулируется как «Эволюция Н. М. Карамзина-журналиста». Несмотря на то, что тема работы посвящена «делам давно минувших дней», она представляется нам современной и актуальной. Без осмысления истории, обращения к прошлому мы не имеем возможности двигаться вперед, творить настоящее и планировать будущее. Наследие Карамзина в области журналистики не исследовано систематически, в силу чего не оценено по достоинству. Поскольку представление о Карамзине как об авторе сентиментальных повестей и истории России нельзя назвать всесторонним, оно последовательно приводит к неверным представлениям о его роли в развитии отечественной культуры, так как достижения Карамзина не исчерпывались писательской и исторической деятельностью.

Курсы истории отечественной журналистики, на наш взгляд, предоставляют студентам факультетов журналистики недостаточный объем знаний по данному вопросу. В программу входит изучение деятельности Карамзина в «Московском журнале» и «Вестнике Европы», но его работа над альманахами, сотрудничество в газете «Московские ведомости» остаются за рамками курса. Настоящее исследование направлено, в том числе, на то, чтобы дополнить число источников, которые могут использовать в дальнейшей работе как преподаватели, так и учащиеся.

Тема также представляется актуальной и для развития современной прессы, которая имеет возможность учесть богатейший издательский опыт прошлого. Достижения Карамзина на посту редактора и издателя могут помочь сегодняшним СМИ в поиске новых форм подачи материалов, взаимодействия с аудиторией и других оригинальных решений.

Источниковую базу работы составили издания Карамзина — предметом нашего пристального внимания стали выпуски «Детского чтения для сердца и разума», «Московского журнала» и «Вестника Европы», альманахи, номера газеты «Московские ведомости» за 1795 год, где появлялась редактируемая Карамзиным рубрика «Смесь».

В исследовании не только воссоздана динамика журнально-издательских предприятий Карамзина, но и определено их место в мире русской печати — рассмотрены журналы, которые выходили одновременно с карамзинскими или после них: «Собеседник любителей российского слова» (СПБ., 1783 - 1784), «Приятное и полезное препровождение времени» (М., 1794 - 1798), «Московский Меркурий» (М., 1803), «Журнал для милых» (М., 1804) и ряду других изданий, во многом подражавших нововведениям Карамзина. Знакомство с ними мы посчитали необходимым, чтобы проследить журнальную традицию, созданную талантливым редактором «Московского журнала».

Литература, проанализированная в ходе исследования, убеждает в том, что до нас настоящая тема не изучалась в полном объеме. Как правило, труды исследователей посвящены одному или нескольким изданиям Карамзина, и объемы их работ относительно невелики. Несколько статей посвятила журналу «Детское чтение для сердца и разума» Е.П. Привалова1, объем каждой из них едва достигает 10 страниц. Наиболее содержательной нам кажется ее работа, посвященная социальным проблемам на страницах журнала2.

В «Истории русской журналистики XVIII века» П.Н. Беркова говорится о «Московском журнале» и альманахах, однако главы о каждом издании занимают всего несколько страниц. То же самое можно сказать и о статье Беркова «Журналистика 1770 - 1790-х гг.»4 в «Очерках по истории русской журналистики и критики».

В области исследования «Московского журнала» наиболее ценной работой стали для нас лекции Т.Ф. Пирожковой, посвященные данному. вопросу5. В них рассмотрены различные аспекты журналистской деятельности Карамзина в годы издания журнала, содержится богатый фактический материал по истории издания. В работе уделено внимание и критической деятельности Карамзина, и его редакторству в «Детском чтении для сердца и разума», которое предшествовало изданию собственного журнала.

Оценку журналистской деятельности Карамзина дал А.И. Комаров в

1 Привалова Е.П. О сотрудниках журнала «Детское чтение для сердца и разума» // Русская литература XVIII в. Эпоха классицизма. - М.-Л.: Наука, 1964. - С. 258-268; Привалова Е.П. «Детское чтение для сердца и разума» в оценке читателей и критики // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 254-260.

2 Привалова Е.П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова «Детское чтение для сердца и разума» // XVIII век. - Сборник 11. Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. — Л.: Наука, 1976.-С. 104-112.

3 Берков П.Н. Журналистика последней четверти XVIII века // Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - С. 308-542.

4 Берков П.Н. Журналистика 1770-1790-х гг. // Очерки по истории русской журналистики и критики. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та им. A.A. Жданова, 1950. - Т. I. XVIII век и первая половина XIX века. - С. 82111.

5 Пирожкова Т.Ф. H.M. Карамзин - издатель «Московского журнала» (1791-1792). Лекции. - M.: Изд-во МГУ, 1978.-57 с.

статье в «Очерках по истории русской журналистики и критики»1. Она имеет обзорный характер, но содержит большое количество полезной информации. В частности, Комаров дал оценку критической деятельности Карамзина в «Московском журнале».

При подготовке главы о «Московском журнале» мы обращались к литературе о «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина, так как они составляли основу каждого номера. Объемный и основательный труд посвятил произведению дореволюционный исследователь В.В. Сиповский , работы по данному вопросу принадлежат Ю.Н. Тынянову3, Ю.М. Лотману4. Интересной показалась нам книга А.Н. Балдина5, который проанализировал географический маршрут поездки Карамзина и его мотивы при выборе того или иного города.

Несколько разделов в нашей работе посвящены авторам «Московского журнала» и альманахов. Определить имена писателей на основании текстов изданий удавалось далеко не всегда, в связи с чем мы привлекли литературу

¿г 7

о псевдонимах , прежде всего - словарь псевдонимов И.Ф. Масанова . Отметим и замечательную монографию В.В. Виноградова о проблеме авторства8, в которой исследователь рассмотрел важный в рамках нашего исследования вопрос об авторстве публиковавшихся в «Московском журнале» произведений.

При подготовке глав об альманахах Карамзина полезной для нас

1 Комаров А.И. Журналы H.M. Карамзина и его направления // Очерки по истории русской журналистики и критики. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та им. A.A. Жданова, 1950. - Т. I. XVIII век и первая половина XIX века.-С. 132-152.

2 Сиповский В. В. H. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». - СПБ.: Типография В.Демакова, 1899. - 578 с.

3 Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.-С. 255-269.

4 См : Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» и их место в развитии русской литературы» // Лотман Ю.М. Карамзин. - СПБ.: Иск-во СПБ, 1997. - С. 484-564.

5 Балдин А.Н. Протяжение точки: литературные путешествия: Карамзин и Пушкин. - М.: Эксмо, 2009. -574 с.

6 Показатель псевдонимов. Список современных русских писателей, носящих псевдонимы. — Казань: издание M.A. Гладышевой, 1868. - 6 е.; Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя (из истории анонимов и псевдонимов). - М.: Наука, 1977. - 311 с.

7 Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. — М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1956 - 1960.

8 Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: ГИХЛ, 1961. - 611 с.

оказалась работа Н.П. Смирнова-Сокольского1. Исследователь тщательно проанализировал истоки альманашной традиции и проследил ее историю на различных этапах. Благодаря данному труду нам удалось познакомиться со сборниками-предшественниками «Аглаи» и «Аонид» и их последователями. Изучение культуры альманахов продолжено и современными исследователями (В.Д. Рак и Ю.Б. Балашова) .

Большое количество работ посвящено журналу «Вестник Европы», однако нередко в них идет речь об истории журнала после 1803 года, когда Карамзин перестал его издавать. Мы не принимали в расчет данные труды,

о

исключение составила брошюра Г.В. Зыковой , где журнал рассмотрен в начале его издания. Отметим и работу С.Я. Махониной4, часть которой повествует о периоде, когда Карамзин еще занимался изданием «Вестника...».

Значительная часть деятельности Карамзина-журналиста связана с переводами из иностранных книг и периодических изданий. В журналах и альманахах Карамзина указывались далеко не все изученные им источники, и статьи исследователей5 помогли восполнить пробелы в данной области.

' Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII-XIX вв. - M.: Книга, 1965. -590 с.

2 Рак В.Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII века. — СПБ.: Академический проект, 1998. - 336 е.; Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. — СПБ.: Изд-во СПБГУ, 2011. - 363 с.

3 Зыкова Г.В. Журнал Московского университета «Вестник Европы» (1805 — 1830 гг.): Разночинцы в эпоху дворянской культуры. - M.: Диалог-МГУ, 1998. - 129 с.

4 Махонина С.Я. Журнал «Вестник Европы» (1802 - 1830). - М.: Факультет журналистики, МГУ, 2009. - 106 с.

5 Алексеев М.П. К литературной истории баллады «Граф Гваринос» // XVIII век. - Сборник 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. - Л.: Наука, 1969. - С. 179-189; Арзуманова M.A. Перевод английской рецензии на «Письма русского путешественника» из бумаг A.C. Шишкова // XVIII век. - Сборник 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века. - Л.: Наука, 1969. - С. 309-323; Быкова Т.А. Переводы произведений Карамзина на иностранные языки и отклики на них в иностранной литературе // XVIII век. - Сборник 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. - Л.: Наука, 1969. - С. 324-342.

Предметом изучения часто являлась критическая деятельность Карамзина (статьи М.А. Арзумановой, И.А. Кряжимской, Л.И. Кулаковой, В.И. Кулешова)1. Данная область представляется нам достаточно исследованной, в связи с чем мы решили не выделять ее в отдельный раздел нашей работы.

Большинство работ о Карамзине биографические, они не всегда касаются его журналистской деятельности . Особняком в этом перечне стоит работа авторитетного исследователя жизни и творчества Карамзина Ю.М. Лотмана. В его насыщенной многочисленными фактами монографии «Сотворение Карамзина» (М., 1998) содержатся ценные сведения о журналисте. Однако анализ журналов и публицистики в рамках масштабного биографического исследования трудно осуществим. Хотя Лотман привел обширный объем информации о деятельности Карамзина-журналиста, она не являлась главным предметом его исследования. В центре внимания Лотмана - различные этапы жизни Карамзина, становление его как журналиста, писателя, историка, и каждую веху автор рассматривал, соответственно, как часть мозаики, элемент целого. Масштабный подход Лотмана не применим в рамках нашей работы, так как мы сконцентрировались лишь на одном виде деятельности Карамзина.

Лотман выявил немало особенностей работы Карамзина над изданиями. В главе о «Вестнике Европы» автор в меньшей степени сделал акцент на истории журнала, его интерес вызвала политическая позиция

1 Арзуманова М.А. Русский сентиментализм в критике 90-х годов XVIII в. // Русская литература XVIII в. Эпоха классицизма. - М.-Л.: Наука, 1964. - С. 197-223; Кряжимская И.А. Театрально-критические статьи H.M. Карамзина в «Московском журнале» // XVIII век. - Сборник 3. — М.Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 262-275; Кулакова Л.И. Эстетические взгляды H.M. Карамзина // Русская литература XVIII в. Эпоха классицизма. - M.-Л.: Наука, 1964. - С. 146-175; Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. - Л.: Просвещение, 1968. - 343 е.; Кулешов В.И. Формирование предмета русской литературной критики в 30 - 90-х годах XVIII века // Кулешов В.И. История русской критики XVIII-XIX веков. - M.: Просвещение, 1978. - С. 10-64.

2 Бестужев-Рюмин K.H. Николай Михайлович Карамзин. Очерк жизни и деятельности. — СПБ.: Типография Главного управления уделов, 1895. - 17 е.; Булич H.H. Биографический очерк Карамзина и развитие его литературной деятельности // Статьи, написанные для произнесения в торжественном собрании Казанского университета в столетний юбилей Карамзина. — Казань: издание редакции «Известия и ученых записок» Казанского университета, 1866. - С. 1-113.; ГротЯ.К. Очерк деятельности и личности Карамзина. - СПБ.: Типография Императорской Академии наук, 1866. - 26 е.; Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. - M.: Современник, 1978. - 302 с. и др.

редактора. Исследователь сравнил материалы «Вестника Европы», которые Карамзин подавал в качестве переводных, со статьями из зарубежных изданий, откуда они, по мнению Лотмана, были взяты. Сопоставление статей позволило автору монографии сделать вывод, что «переводы» Карамзина значительно отличались от оригинальных текстов. Таким образом, взгляды, изложенные в журнале, Лотман рассматривал как политическую позицию редактора, и этот анализ представляется нам очень основательным и подробным.

Общественно-политические взгляды Карамзина рассматривались и в

других работах: в двух сборниках «Русская социально-политическая мысль

1

XIX - начала XX века» , статьях Н.Д. Кочетковой , монографии Л.Г. Кислягиной .

Некоторые аспекты журналистской деятельности Карамзина Лотман рассмотрел также в отдельных статьях4, однако они не позволяют проследить все этапы пути Карамзина-журналиста в рамках одного научного труда.

В монографии Н.Я. Эйдельмана «Последний летописец»5 рассматривается деятельность Карамзина-историка, тем не менее автор остановился и на предшествующих этапах его биографии и проанализировал истоки интереса Карамзина к истории на протяжении всего его жизненного пути. В настоящей работе мы, в свою очеред