автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Эволюция образов вождей в советской монументальной скульптуре, 1918-1985 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Тарасов, Валерий Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эволюция образов вождей в советской монументальной скульптуре, 1918-1985 гг.'

Текст диссертации на тему "Эволюция образов вождей в советской монументальной скульптуре, 1918-1985 гг."

( .ч у/ .у / ;

!! /, : " / / /

1 " Д.-/ .

/

Российская академия художеств Научно-исследовательский институт теории и

истории изобразительных искусств

на правах рукописи УДК 73 /470/

ТАРАСОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ ВОЖДЕЙ В СОВЕТСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЕ (1918-1985 гг.)

17 00 04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель -доктор искусствоведения, профессор Н.К. Соловьев

г. Москва, 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................стр. 3

Глава 1

Эволюция образа Ленина в монументальной скульптуре.................стр. 7

Глава 2

Образы Сталина и Кирова в монументальной скульптуре..............стр. 49

§ 1 Образ Сталина....................................................................стр. 56

§ 2 Образ Кирова.....................................................................стр. 72

§ 3 Роль и место памятников вождям в системе советского монументального искусства......................................................стр. 83

Заключение.............................................................................стр. 94

Примечания...........................................................................стр. 104

Библиография........................................................................стр. 109

ВВЕДЕНИЕ

Каждое цивилизованное общество ставит памятники. Вначале - богам, потом - героям, королям, полководцам, и, наконец, - знаменитым людям. В Греции и Риме еще с античных времен, В Европе с ХУ-ХУ1 вв., в России - с XVIII века памятники стали такой же традиционной частью городского пейзажа, как бульвары и скверы, церкви и костелы, театры и фонтаны. Но если о храмовой и городской архитектуре мы знаем очень много, то памятники удостоились гораздо меньшего интереса исследователей, а если и удостаивались то, в основном, чисто художественного искусствоведческого анализа. Между тем, как и любое произведение искусства, памятники очень много говорят не столько о господствовавших в момент их сооружения художественных вкусах, сколько о самом обществе, о его социальной организованности, о его конфессиональной ориентированности, о его отношении к своей истории, о его идеалах и т.д. Представляет значительный интерес даже пропорциональное соотношение, например, памятников королям и иным властителям, с одной стороны, и памятников писателям, ученым, музыкантам - с другой.

Не менее показательно для суждения об обществе количество и распространенность памятников одному и тому же лицу, например, а России -Петру Великому. Для характеристики общества весьма показательно время, когда устанавливались памятники какому-либо выдающемуся лицу - тотчас же после его кончины или спустя длительные сроки. Это, в частности, говорит об уроне самосознания социума, а также и о значении деяний самого увековечиваемого лица - сразу ли оно было понято или же обществу необходимо было «дорасти» до более полного осознания смысла и результатов этих деяний. И, несомненно, конечно, внешний вид памятника, его масштаб, соотношение отдельных частей, а также его художественные особенности раскрывают перед исследователем не только особенности структуры социума и господствующих в нем политико-нравственных поступков, но и

приверженность к тем или иным художественно-стилистическим

направлениям, вкусам, эстетическим нормам.

Р/

Для истоика-социолога и искусствоведа несомненный интерес представляет так же каноничность, или же, наоборот, художественно-психологическая изменяемость трактовки самой личности увековеченной в памятнике, особенно в тех случаях, когда в разные исторические периоды воздвигались памятники одному и тому же лицу. Здесь художественный анализ особенностей в частности, памятников Петру работы Фальконе, Антокольского и Церетели говорит не только о различии вкусов и стилистических кредо, названных трех авторов, но и о мировоззренческих различиях, господствующих и социально-психологических пристрастиях общества.

Наша страна, в рамках СССР или нынешней России представляет для

изучения всех перечисленных вопросов уникальные возможности. Это

единственный в мировой истории полигон для художественных и социально-

психологических исследований, ибо сохранившийся в натуре или

зафиксированный в фото-кино документах материал, особенно по памятникам

«вождям», огромен, по сути дела даже не изучен. По недавним подсчетам

«Литературной газеты», в стране было установлено более

а)

двух тысяч памятников В.И. Ленину. Над ними работали лучшие скульпторы отечества. Естественно, что они выражали не столько собственные, сколько официальные, идеологические взгляды и установки, господствующие в правящей коммунистической партии. Под их руками эти взгляды принимали законченную художественную форму. В задачу диссертации как раз и входит на основе художественного анализа попытаться выявить эти основополагающие партийные установки, тем более что они практически никогда не были четко сформулированы господствующей властью и, лучшем случае, лишь угадывались за общими стандартно-обтекаемыми закамуфлированными фразами в положениях об условиях различных конкурсов или при выдаче официальных заказов.

В таком аспекте история нашей монументальной пропаганды ни разу еще не рассматривалась. Существует лишь значительное количество статей по отдельным памятникам В.И. Ленину, В.И. Сталину, С.М. Кирову и ряд монографий о наиболее известных скульпторах. Это монографии о Николае и Вячеславе Андреевых, Л. Кербеле, М. Манизере, Н. Томском, И. Шадре и некоторых других ваятелях. Их список приведен в Библиографии к диссертации. Единственным трудом, формально совпадающим с нашей тематикой, является книга Р.Я. Аболиной об образе В.И. Ленина в изобразительном искусстве. (2)

Однако написанная в связи со 100-летием со дня рождения В.И. Ленина, она отражает вполне официальную идеологию того времени и представляет для нас ценность только с фактической стороны. Вопросы исторической эволюции образа Ленина в ней не поднимаются.

Непосредственно трактовкам образов вождей в монументальном искусстве послевоенного периода посвящена специальная глава в исследовании Н.В.Воронова. (3) Его книга рассматривает процесс возникновения и становления новой концепции городского памятника, прошедшего периода 1960-1980-х годов, что далеко не полностью соответствует наше теме, а, кроме того, книга так же не свободна от апологетики господствовавшей в те годы партийной идеологии. Интересный и новый, причем близкий к нашей постановке вопроса материал содержится в диссертации E.H. Короткой «Проблема героя в советской монументальной пластике 1918-1941 гг.» и С.И. Орлова «Сергей Меркуров и русская пластика первой трети XX века», защищенных в 1996 и 1998 гг. Однако, работа E.H. Короткой охватывает лишь предвоенный период и посвящена, в основном плану монументальной пропаганды, а в диссертации С.И. Орлова анализируется все творчество Меркурова и в сравнительно небольшой степени его памятники И.В. Сталину, т.е. вопрос наиболее важный для нашей работы.

Все это определяет новизну предлагаемого исследования, ибо в таком социально-искусствоведческом аспекте памятники коммунистическим вождям,

установленные на территории бывшего СССР еще не рассматривались. Исключение представляет лишь небольшая статья Н.В. Воронова, где предпринята попытка проследить исторические изменения в трактовке образа В.И. Ленина в монументальной скульптуре, но написанная еще с до-перестроичных позиций.

Наше исследование касается периода 1924-1985 гг. т.е. того времени, когда сооружались памятники В.И. Ленину и другим вождям, а географически охватывает территорию бывшего СССР. Исключение сделано лишь для нескольких памятников, созданными советскими скульпторами за рубежом.

Основная цель диссертации - выявить и изучить историческую эволюцию трактовок монументальных памятников вождям большевистской партии, вскрыть причины этой эволюции, определить ее хронологические рамки и те результаты, к которым она привела.

ГЛАВА 1

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЛЕНИНА В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЕ (1924 - 1985 гг.)

В газете "Известия" 2 августа 1918 года опубликован "Список лиц, коим предложено поставить монументы в Москве и других городах Российской Федеративной Социалистической Советской Республики". Вместе с декретом от 12 апреля того же года "О снятии памятников в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции", этот «Список» являлся основополагающим документом ленинского плана монументальной пропаганды. В нем перечислено 6 категорий лиц, достойных увековечивания победившим пролетариатом: "революционеры и общественные деятели" (31 персона), "писатели и поэты" (20 персон), "философы и ученые" (3 персоны), "художники" (4 художника, 2 скульптора, 1 архитектор - всего 7), "композиторы" (3 персоны), "артисты" (2 персоны). Как видим, в этом перечне нет еще понятия "вождь". По воспоминаниям A.B. Луначарского, этот термин отсутствовал и при обсуждении апрельского декрета. В частности, замечания В.И. Ленина сводились к тому, что дело установки новых памятников нельзя пускать на самотек и, прежде всего "надо составить список тех предшественников социализма или его теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т.п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры". (1)

Но, как известно по тем же воспоминаниям, В.И. Ленин весьма настойчиво требовал, чтобы среди памятников революционерам был, прежде всего, сооружен монумент Карлу Марксу. 30 июля 1918 года на заседании Совнаркома по его предложению в связи с рассмотрением упомянутого выше Списка, было решено:

"а) поставить на первое место постановку памятников величайшим деятелям революции - Марксу и Энгельсу". (2)

В.И. Ленин предлагал ассигновать 1 миллион рублей на сооружение памятника Марксу на его могиле в Лондоне. Он выступил на открытии памятника Марксу и Энгельсу скульптора С.А. Мезенцева 7 ноября 1918 года на площади Революции в Москве. Особенно упорно добивался осуществления своего памятника Марксу на четырех слонах скульптор С.Д. Меркуров и В.И. Ленин согласился лично принять его и рассмотреть проект, хотя и высказался против такой экстравагантной идеи.

Важно отметить, что во всех своих высказываниях, связанных с увековечиванием памяти Маркса, В.И. Ленин нигде не именует его вождем пролетариата. Нет такого определения и в известной статье Ленина о Марксе для 7-го издания словаря Граната и в отдельной брошюре вышедшей на основе этой статьи уже после революции в 1918 году. И лишь впервые в информационной заметке "Известий" о закладе памятника Марксу на площади Свердлова 4 мая 1920 года сказано, что "В.И. Ленин обратился к присутствующим с краткой речью о значении Маркса как социалистического" вождя. (3) Так впервые в прямой связи с монументальным искусством было произнесено по отношению к Марксу слово "вождь", правда, не в контексте "мирового пролетариата", но как вождь "социалистический".

Тем самым была введена новая категория памятников в сферу монументальной скульптуры, причем категория принципиально отличная от существовавших до сих пор. Все памятники Европы и Америки, вплоть до таких произведений-символов, как памятник Свободы или памятник "1000-летия России" оперировали с личностями - королями, поэтами, героями, богами - а также с их деяниями, представляемыми в виде атрибутов или аллегорических фигур. Социальной же категории "вождей", что предполагало, по-видимому, введение в монументальное искусство в какой-то форме и тех, кого этот вождь ведет и направляет - до памятника Марксу не существовало. В только что начавшей свою историю советской монументальной пластике эта

категория появилась сразу, причем она заменила собой то, что еще в июле 1918 года при последнем обсуждении Списка, значилось как "революционные и общественные деятели". И эта подмена произошла еще при Ленине и фактически по его инициативе.

Выделение категории "вождей" было важным новшеством, потому что оно предопределяло характер трактовки монументальных произведений. Общественный деятель или революционер заняты своим конкретным делом -они руководят кружками, издают газеты и изготавливают взрывчатку и т.д., а вождь поднимает людей на борьбу, ведет их вперед и, как правило, приводит к победе. Вождь - это, прежде всего победитель, это своего рода образец, идеал, существо без страха и упрека, почти божество, хотя и земное. И проект памятника Марксу впервые показал нам, как должны были реализовываться эти предположительные социально-психологические постулаты.

Как уже отмечалось, первой мыслью при создании образа вождя в изобразительном искусстве является предложение воспроизвести рядом с ним тех, кого он ведет, призывает и направляет. И действительно - в наиболее раннем проекте скульптора С.С. Алешина (соавторы A.M. Гюрджан, C.B. Кольцов) ниже фигуры Маркса стоял некий персонаж в сапогах и с газетой в руке, по-видимому, агитатор или толкователь идей Маркса, а рядом с ним молодой кузнец-молотобоец с орудием своего труда. Затем количество этих представителей трудящихся в каждом последующем варианте проекта возрастало. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с описанием окончательного и утвержденного Малым Совнаркомом 23 февраля 1920 года Проектом (4), принадлежащим современнику и свидетелю событий тех лет П.Новицкому, последнему ректору ВХУТЕИНа, впоследствии репрессированному. В статье, опубликованной в 1927 году, т.е. непосредственно перед прекращением работ над сооружением памятника, П. Новицкий писал: "Памятник представляет собою монолитную массу высотой в 15 м, состоящую из гранитного постамента (5. 1/2 м) и бронзовой группы (9. 1/2 м.). В плане постамент - пятиугольник, от которого в постепенном

нарастании громоздятся по спирали гранитные глыбы. На одной из глыб устроена трибуна.

Группа, по замыслу автора, выражает несокрушимую мощь революционного человеческого гения, торжествующего над слепыми стихиями природы ... Над группой высится фигура Маркса. Непосредственно слева к ней примыкает фигура профессионального революционера-коммуниста, партработника и идеолога. Эта группа олицетворяет мозг класса, ту группу теоретиков, которые разрабатывают марксистское понимание истории и действительности и помогают рабочему классу усвоить это понимание и сделать его орудием борьбы. Рядом могучая фигура ждущего рабочего, олицетворяющего волю класса, достигшего зрелости революционного сознания. К партии, к авангарду класса примыкают революционно оформившиеся массы, творящие новую жизнь. Такова "идея" фигуры рабочего. Рядом с ней - фигура женщины-пролетарки, товарища рабочего в бытовой жизни и революционной борьбе. Замыкается вся группа фигурами пионера и молодого революционера-комсомольца, полного энтузиазма и героической решимости, несущего на плечах знамя пролетарской революции. Так партия ведет за собой живую массу рабочей молодежи. Памятник Марксу показывает марксизм в действии, воплощенный в массах современного и идущего ему на смену рабочего класса". (5) Такова была концепция совершенно нового для мирового искусства памятника - памятника вождю. При всей критике большевиками теории "героев и толпы", этот проект явно соответствовал этой теории. Наверху изображался герой-вождь, реальная портретная фигура, а ниже - "живая масса", народа, идущего со знаменем за вождем. Работа над памятником велась очень интенсивно: была ассигнована значительная сумма денег, доставлялся гранит из Финляндии, готовился котлован. Но в апреле 1926 года все работы были прекращены специальным решением Совнаркома. Официально причиной этого был назван недостаток финансовых средств. Но очевидно были и другие причины, о которых история пока умалчивает, поскольку в это же время шла интенсивная работа над

памятниками Ленину, которых в 1926 году было установлено около 10, в том числе 2 - в Ленинграде. По-видимому, причины были идеологического порядка. Но так или иначе, новая идея - установка памятников не "революционерам и общественным деятелям", а вождям, уже была высказана и по отношению к Ленину, а затем и Сталину, она начала многократно реализовываться.

Уже 26 января 1924 года в Постановлении II Съезда Советов СССР о сооружении памятников В.И. Ленину сказано "Образ великого вождя должен быть увековечен для всех грядущих поколений" (6), т.е. с самого начала речь идет не о революционере, не о теоретике марксизма, не о председателе Совнаркома, а именно о вожде. Таким образом, термин, употреблявшийся в русском языке, в основном, по отношению к предводителям американских индейцев и африканских племен впервые был применен в 1920 году для характеристики руководителей коммунистических партий и достаточно быстро вошел в повседневную разговорную практику для обозначения данного рода деятелей, а с 1924 года зафиксирован