автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Эволюция политических взглядов Г.Х. Шахназарова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция политических взглядов Г.Х. Шахназарова"
На правах рукописи
Коркмазов Артур Русланович
ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г.Х. ШАХНАЗАРОВА
Специальность 23.00.01 - Теория и философия политики, история и методология политической науки (политические науки)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени 2 9 АПР 21
кандидата политических наук
005568246
Ростов-на-Дону - 2015
Работа выполнена на кафедре политологии и этнополитики Южно-Российского института управления - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор политических наук, профессор Старостин Александр Михайлович
Жуковский Александр Георгиевич,
доктор политических наук, доцент, Донской государственный технический университет, профессор кафедры «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (г. Ростов-на-Дону)
Черноус Виктор Владимирович,
кандидат политических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, заведующий кафедрой конфликтологии и национальной безопасности (г. Ростов-на-Дону)
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Защита состоится «22» мая 2015 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.27, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, ауд. № 514.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЮжноРоссийского института управления - филиала РАНХиГС и на сайте http://www.uriu.ranepa.ru/
Автореферат разослан «21» апреля 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования состоит прежде всего в социально-политической значимости исследования в современной геополитической и глобальной ситуации, являющимися внешними и внутренними факторами развития России. Необходимость исследования и восстановления социально-философского и социально-политического наследия Шахназарова Г.Х. в этой связи обусловлена уникальным положением этого ученого в иерархии власти. Это был человек, видевший политику изнутри, работающий с тремя Генеральными секретарями СССР, зачастую являвшийся участником и инициатором многих политических решений, умевший понимать не только связи, лежащие на поверхности, но и сущностные закономерности социально-политических и социально-экономических процессов.
Тем самым уже сама личность и творчество Шахназарова Г.Х. представляет собой воплощение трансдисциплинарного подхода в исследовании социальных процессов. Как пишет сам Шахназаров Г.Х., «сознательное отношение к жизни требует от каждого человека ясного понимания, в чем состоит смысл современной эпохи, в каком направлении движется история» . Именно понимание движения истории, отражение понимания развития высших достижений общества в авторских социально-политологических исследованиях обусловливает актуальность избранной темы исследования.
Актуальность определена и методологией, которая направлена на восстановление социально-политической концепции Шахназарова Г.Х., разбросанной во множестве статей, книг, документов, писем, записок, рецензий. Его мировоззрение, как и у каждого интеллектуала, окончательно сложилось в конце жизни, и было выражено в книге «С вождями и без них», но эволюцию данного мировоззрения, философский контекст его формирования еще предстоит восстанавливать.
С практической точки зрения актуальность обусловлена предложенными Шахназаровым Г.Х. закономерностями развития властных отношений и международных социально-политических процессов. Но его положение в иерархии власти так или иначе обусловило и возникновение его социально-политических идей. Как признавался сам Шахназаров Г.Х., в своей автобиографии, времени, свободного от службы и исполнения непосредственных обязанностей, которое можно было бы посвятить систематизации идей, оставалось крайне мало. Но идеи и закономерности, выявленные Шахназаровым Г.Х., являются настолько ценными с точки зрения современных социальных и политических процессов, что оставлять их в несистематизированной форме будет нецелесообразно с точки зрения развития наук социально-гуманитарного комплекса.
Гуманитарный аспект актуальности состоит в поисках возможности осуществления основного вопроса развития социальных отношений: как создать разумные условия социальной жизни, при которых свобода каж-
1 Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. - М.: Вагриус, 2001. С.147.
дого обеспечит одновременно максимальную степень развития культуры, общества и человека. Данная проблема, появившаяся в трудах титанов Возрождения, развившаяся в эпоху Просвещения, отразившаяся в господствующей сегодня идеологии либерализма, и сегодня остается не до конца решенной. Одновременная идеалистичность проблемы свободы и необходимость ее решения воплощаются исключительно через максимальную степень сознательного отношения человека к окружающей его социальной действительности. Но подобный синтез свободы и осознания ее границ может быть обеспечен исключительно в образе философской биографии, т.е. жизни человека, при которой сама эта жизнь представляет собой единство непосредственности и рефлексии. Именно таковой и представляется жизнь политика, мыслителя, философа и серьезного ученого Шахназарова Г.Х. Г.Х. Шахназаров выбирает социально-философский путь, отталкивающийся от теоретического воззрения на предмет и конструирующий понятия, исходя из его пограничных форм применения. В частности, таковыми, Шахназаров считает право на голосование (политические выборы представителей интересов граждан) и право на референдум. Тем самым, Шахназаров охватывает, как синхроническое, так и диахроническое аспекты существования и развития социального бытия1.
В какой-то мере с Шахназаровым солидарен в теоретическом плане Т. Кронин, который указывает на три формы демократического управления: инициативу, отзыв и референдум2. Поскольку инициатива еще более неопределенное социально-философское и социально-психологическое понятие, постольку имеет смысл остановиться на пограничных понятиях, предложенных Шахназаровым Г.Х., как общем, вмещающем в себя частные проявления.
К высшее форме прямой демократии Шахназаров Г.Х. относил референдум , при этом не считая политические выборы окончательной формой участия народа в политической жизни общества. Тем самым Шахназаров Г.Х. оставлял за демократическими формами право на самокорреляцию, своеобразную теоретическую рефлексию политической практики.
В своей статье «демократия» в Философском энциклопедическом словаре4, вышедшем в 1983 г. Шахназаров Г.Х. таким образом определяет демократию: «Демократия ... - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы»5. Прибавление в определении достаточно существенное и опирающееся на более поздние работы
' См.: Шахназаров Г.Х. О демократическом централизме и аполитическом плюрализме // Коммунист. 1979. N 10. С. 37.
См.: Cronin Т.Е. Direct Democracy. The Politics of Initiative, Referendum, and Recall. Cambrige; Massachusets; London, 1989. Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия: Некоторые вопросы теории. М., 1974. С. 74. См.: Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с. / Шахназаров Г.Х. статьи: «Демократия», «Общественное самоуправление коммунистическое», «Равенство». Там же. / Шахназаров Г.Х статья: «Демократия».
Г.Х. Шахназарова'. Основной акцент в своих работах и статьях данного периода Шахназаров Г.Х. делает на различение демократии и свободы человека в странах социалистического и капиталистического блоков. Показывая ограниченность демократ™ в капиталистических странах, Шахназаров отмечает, прежде всего, эксплуататорский характер экономики и противоречие между лозунгами и реальной социально-политической обстановкой. Современная России столкнулась с подобными проявлениями «буржуазной демократии» и отрицать ее действительную ограниченность и лицемерность, которые отмечал еще В.И. Ленин, сегодня не представляется возможным. Частичность жизни каждого отдельного человека, погруженного целиком в свое материальное бытие, так или иначе, заставляет переосмыслить тексты авторов советского периода. В частности, это касается тотальной защиты социалистической идеологии, которую в переходный период перестройки М.С. Горбачева оценивали исключительно в негативных понятиях.
И в данном случае необходимо некоторое восстановление социальной и интеллектуальной справедливости: каждый государственный строй неизбежно вырабатывает свой способ защиты от возможных внешних и внутренних воздействий. Одним из способов защиты является национальная и государственная идеология государственной системы, основная функция которой состоит в создании динамического информационного баланса между внешними и внутренними информационными вызовами и ответами системы.
Сталкиваясь в данный период творчества Шахназарова Г.Х. с явно выраженной апологетикой советской идеологической системы, исследователь должен мыслить не стереотипно, стремясь влиться в общую тенденцию исследования, а попытаться герменевтически, изнутри понять обстоятельства той эпохи, в которую создавался тот или иной авторский текст. В связи с этим, тексты Г.Х. Шахназарова можно смело назвать не догматическими, а патриотическими, которые играли действительную информационно-аналитическую роль в борьбе двух полюсов мира - западной капиталистической системы и советского социалистического блока. Шахназаров Г.Х. был хорошо знаком с теорией государства и демократии и социально-экономическими условиями жизни в капиталистических обществах того исторического периода2. Именно поэтому мог с достаточной степенью уверенностью утверждать приоритет социалистической демократии перед капиталистическим социально-политическим устройством.
То, что можно наблюдать в современной России, Шахназаров Г.Х. описал следующим образом «власть капитала осуществляется не прямо,
1 См. Шахназаров Г.Х. Социализм и равенство. М. Госполитиздат, 1959; Шахназаров Г.Х. С чего начинается личность, М., 1979; Шахназаров, Г.Х. Фиаско футурологии (Критический очерк немарксистских теорий общественного развития). М.: Политиздат. 1979 г. 352 с. (вторая часть трилогии), Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М: Политиздат, 1981. - 445 с. (третья часть трилогии); Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии / Под общ. ред.: Шахназаров Г.Х.; Редкол.: Грацианский П.С., Гулиев В.Е., Каленский В.Г. - М.: Наука, 1982. - 335 е.; Шахназаров Г.Х. Социализм и будущее /АН СССР. Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1983.768 с. 1 См.: Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии / Под общ. ред.: Шахназаров Г.Х.; Редкол.: Грацианский П.С., Гулиев В.Е., Каленский В.Г. - М: Наука, 1982. - 335 с.
а косвенно»1. Но в советской политической системе власть осуществлялась еще более косвенными методами, которые в своей деградации свелись к власти узкого круга людей, связанных личными обязательствами друг перед другом. Подобная система власти чревата, прежде всего, ускоряющейся интеллектуальной деградацией, поскольку искусственно препятствует проникновению в ее структуры новых креативных кадров.
Шахназаров Г.Х. стоял у истоков формирования подобной власти и стал одним из интеллектуалов - источников новых идеи социального управления. Предвидеть будущую деградацию отдельных ветвей власти огромной страны интеллектуалам, посвятившим себя служению Родине, в то время не представлялось возможным. Тем более, что в России в ее специфической национальной интеллектуальной традиции, симпатизировавшей бунту интеллектуалов, творческое служение государству представало едва ли не антинародной деятельностью.
Отмечая пограничные формы проявления демократии, Шахназаров Г.Х. задает направление системных исследований в политологии, которая развивалась через диалоговое, диалектическое противопоставление полярных категорий, как в своей макротеоретической парадигмальной динамике, так и на уровне теорий среднего уровня, к числу которых относятся исследования Г.Х. Шахназарова.
История создания политологии в СССР тесно связана с именем Шахназарова Г.Х., который стал ее первым президентом. И здесь Шахназаров Г.Х. показал себя как истинный ученый и организатор науки. Советская ассоциация политической науки в своем создании прошла долгий и тернистый путь. «Партийная бюрократия не хотела и слышать о какой-либо политической науке, потому что усматривала в ней посягательство на свою монополию в сфере политики и принятия политических решений. Когда стало невозможным открыто противостоять давлению со стороны научной общественности, чиновники стали прибегать к различным уловкам. С марксистской точки зрения, - талдычили они, - все общественные науки политические. Георгий Хо-сроевич проявил тогда большую мудрость и тактическое мастерство. Он убеждал политологов, что главное - это создание ассоциации, и ради этого можно временно согласиться с тем, что в ее названии политическая наука будет во множественном числе»2. Реалистическая модель является одной из форм-выражений универсализма, полагающая общество первичным по отношению к человеку. Поскольку реалистическая модель социальной реальности фактически сложилась в произведение Августина Блаженного «О Граде Бо-жием», постольку данную модель социального в теоретическом плане можно считать первой из перечисленной моделей. Суть данной модели состоит в первичности идеального начала - духа, под которым в современной социаль-
1 Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В. Г.
Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с. / Шахназаров Г.Х. статья: «Демократия».
3 Красин Ю.А. Слово о Г. Шахназарове - человеке, учёном, политике // URL: http://wwv.vesmik.isra.ru/files/FileA'estoi^Onj^^
ной философии можно считать нормы, ценности, традиции общества. Реальное, эмпирически фиксируемое общество, как совокупность индивидов, тем самым обретает некоторую вторичность, выраженную в понятии теофании, т.е. обнаружении духа в эмпирическом мире. И если Пигров К.С. в большей степени настаивает на сакральном характер реалистической модели, реализуя модель Августина Блаженного о граде Божьем и граде земном, то для исследования авторской социально-политической концепция социально-политической реальности данная модель требует корректировки в сторону идеальности и приоритета норм и ценностей общества над эмпирическим бытием человека.
И здесь важным моментом выступает символическое значение норм и ценностей. Если авторский текст воспринять как текст символически суггестивный, то его можно будет сравнить с нормативными текстами как сакрального плана, так и светского. В данном аспекте огромное значение будет иметь степень адекватности авторского восприятия нормативности и действительной нормативности общества. Частично адекватность восприятия нормативности общества (идеальности общества) может объясняться близостью автора к властным кругам, что в случае с произведениями Шахназарова Г.Х. является серьезным основанием к рассмотрению его текстов в рамках реалистической модели социального.
Поскольку особую роль в социальной философии играет язык, стиль речи, сюжетика произведения, постольку необходимо обратить внимание и на особенности применения языка в авторских социально-философских произведениях. Язык всегда так или иначе дает нам не только материальное воплощение идеального ми креативного, но и некоторый срез исторической реальности. Согласно М. Хайдеггеру, язык задает «пространство коммуникативной соотнесенности»1. Реалистическая модель социального предполагает постоянство символического обмена посредством говорения, речи, коммуникации. Для данной модели «жизнь без речи... является мертвой» .
Текст же для реалистической модели является своеобразной опред-меченной речью. Текст становится способом фиксации норм и ценностей, способом материализации идеального. Но, будучи творением индивидуального ума, текст несет в себе и моменты изменений норм и ценностей, т.е. моменты оценки эмпирической реальности и ее соответствия тем нормам, которые представляются образцами социального действия. Именно в связи текста с оценкой реальности М.М. Бахтин говорил, что там, где нет текста, там нет и объекта для мышления3, фактически полагая себя в пара-дигмальных рачках реалистической модели. Обращение к М.М. Бахтину наталкивает на мысль о диалогичной сути реалистической модели. Идеальное существует и сосуществует с нормами и ценностями через механизм постоянного, непрекращающегося диалога, т.е. дух, как субстанция создается и
' См.: Событие и смысл. Синергетический опыт языка. М, 1999
2 Арендт X. Ситуация человека// Вопросы философии. 1998. №11. С.132.
3 Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и друпгх гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 297.
существует благодаря обмену идеальным в рамках единого нормативно-ценностного космоса. Но именно по причине диалогового характера реалистическая модель практически предлагает модель создания мира должного (мира свободы), т.е. мира человеческого общежития, где каждый должен быть свободен относительно каждого. Это может быть ответом на вопрос о происхождении морали, нравственности, которая в большей части создается в парадигмальных рамках реалистической модели.
Реалистическая модель социальности реализована в работах таких философов, как Мартин Бубер1, Пьера Тейяра де Шардена, а также в работах, посвященных разработке философии справедливости Дж.Ролза2. Но, поскольку данная работа посвящена восстановлению социально-политической концепции философа, творившего в рамках русской социально-политической традиции, особое внимание вызывают работы в рамках русской религиозной философии. И действительно, во многих работах, которые мы рассмотрим во второй главе, Шахназаров Г.Х. обращается к проблеме свободы, ставшей одной из центральных тем русской религиозной философии. «Бытие социального относится не к миру необходимости, а к миру свободы»3. В данной традиции, социальность понималось в качестве специфического бытия, отличного как от материального, так и от психического бытия. Здесь как нельзя лучше применимо понятие соборности, предложенное A.C. Хомяковым. «Соборность при своем обобщении дает понятие всеединство. Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу Есем. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы я само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»4.
Так или иначе, реалистическая модель находит свое начало в качестве идеи целого в сакральном, но, примечательно, что и завершение модели (синтез) также приводит исследователей к идее сакрального. Высшая форма сакральности - это диалог верующих по поводу Бога - церковь. Диалог, как мы уже писали выше всегда подразумевает некоторую аксиоматичную контекстуальность, позволяющую индивидам понимать целое без разворачивания его в речевом дискурсе.
Понимая необходимость построения политологии как науки, исходя из социально-философских категорий среднего уровня, Шахназаров Г.Х. по аналогии с категориями добра и зла в этике, прекрасного и безобразного в эстетике, пытается обосновать правомерность применения понятия демократии, выдвигая полярные социально-политические категории, характеризующие поведение народных масс - голосование и референдум. Следующим теорети-
1 Бубер М. Я и Ты. М., с.18.
* Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
■ Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С.323
4 Соловьев B.C. Первый шаг к положительной эстетике // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. T.2. М., 1988. С. 552.
ческим шагом для автора становится формирование ряда характеристик, возникающих на границе теории и практики социалистического времени.
Шахназаров Г.Х. в своем начальном социально-философском построении политологии как науки, выделяет семь характеристик социалистической демократии, отличая ее от демократии капиталистических государств1:
1. Демократия, как форма управления государством, является результатом социально-исторического и правового развития общества.
2. Следовательно, демократия не может и не должна быть догматической системой, ориентированной на теоретические принципы, а необходимо должна следовать конкретно социально-политическим и социально-экономическим обстоятельствам того или иного исторического периода.
3. Объектом демократического управления и контроля должны стать экономика и культура, динамика которых обусловливает появление тех или иных форм демократии.
4. Основой демократии является социальное согласие народа и власти, которое достигается через голосование, как положительное выражение различных интересов народа и референдум, как возможное отрицательное отношение народа к отдельным действиям властей. Тем самым достигается тождество интересов народа и власти.
5. Тождество интересов народа и власти приводит к максимизации выбора вектора развития всего общества в целом, согласовывая интересы как специфических, так и общенациональных интересов.
6. Единство национальной политики обеспечивает идеологическую безопасность государства и общества и способствует более ясному видению векторов развития общества.
7. Государство гарантирует баланс и неотделимость демократических прав граждан от их обязанностей друг перед другом и перед обществом.
Степень научной разработанности темы. Изучение творчества Шахназарова Г.Х. ещё не вполне обрело своих исследователей. Именно поэтому, проблема актуализации творческого наследия Шахназарова Г.Х. сегодня так стоит сегодня так остро, поскольку существует риск утраты теоретического наследия ученого. Данное исследование, фактически, является первым исследованием, целенаправленно ориентированным на реконструкцию социально-политического мировоззрения Шахназарова Г.Х. через систематизацию его концепции. В основном теоретическим наследием Шахназарова Г.Х. занимаются Российская ассоциация политической науки2, и Международный Фонд социально-экономических и политологических исследований («Горбачев-Фонд»)3, труды которых посвящены общим проблемам развития кон-
1 См. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с. / Шахназаров Г.Х. статья: «Демократия»; Шахназаров Г.Х. О демократическом централизме и аполитическом плюрализме // Коммунист. 1979. N 10. С. 46.-51; Шахназаров Г. X. Социалистическая демократия (Некоторые вопросы теории).
2 Сайт Российской ассоциации политической науки // URL: http://rapn.m/m.php дата обращ. 23.04.2012
3 Сайт Международного Фонда социально-экономических и политологических исследований («Горбачев-Фонд») \\ URL: http://www.gorby.ru/дата обращения 23.04.2012
цепции, предложенной Шахназаровым Г.Х. В качестве источников об окружении, которое являлось неотъемлемой частью творческой работы Г.Х. Шахназарова, были взяты следующие источники: «В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991)»1; мемуары Г.Х. Шахназарова «С вождями и без них»2.
Особое значение в степени разработанности темы имеют материалы, состоявшегося 19 мая 2011 года в Горбачев-Фонде Круглого стола — встречи «Ученьо;, политик, гражданин» - памяти Георгия Хосроевича Шахназарова (1924-2001), организованный Международным фондом социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд), Институтом государства и права Российской академии наук и Российской ассоциацией политической науки3. К наиболее существенным результатам данного круглого стола необходимо отнести понимание социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова тремя авторами: президента РАПН О.В. Гам а н-Голутв иной4, почетного президента РАПЫ М.В. Ильина5, почетного президента РАПН О.В. Малиновой6. Ими были высказаны основные ценные теоретические положения о роли Г.Х. Шахназарова в становлении отечественной политической науки, отмечена действенность и современная актуальность шахназаровской школы перспектив гуманитарных идей социализма, от которых Г.Х. Шахназаров не отрекся на протяжении всей своей жизни7. Г.Х. Шахназаров считал, что «..., отрекаясь от идеи социализма, наша наука, по сути дела, себя оскопила, потому что именно эта идея в разных ее ипостасях лежит в основе миросозерцания русского и других народов нашей страны, отвечает заложенной в русском национальном характере органической потребности правдоискательства»8. Тем самым, теоретические поиски Шахназарова Г.Х, коррелируются с русской социально-политологической традицией поиска русской идеи.
Имя Г.Х. Шахназарова неизбежно связывалось в докладах участников круглого стола с главным событием в политологии России - становлении отечественной политологии как науки. Круглый стол — встреча инициировал исследования политологической концепции, литературного творчества и социально-политической деятельности Г.Х. Шахназарова. М.С. Горбачев в своем предисловии к книге Г.Х. Шахназарова «Современная цивилизация и Россия» писал, что «Г. Шахназаров принадлежал
' В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназа-
рова (1985-1991). М.: Альпйна Бизнес Букс, 2006. - 784 с. _ Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. - М.: Вагриус, 2001.
' 19 мая в Горбачев-Фонде состоялся Круглый стол памяти Г.Х. Шахназарова // http://www.gorby.ruy'preззcenler/news/show_28504/дaтa обращения 12.01.2012.
4 Интервью президента РАПН О.В.Гаман-Голутвиной //
5 Интерзью почетного президента РАПН М.В.Ильина// http://www.gorby.ru/ и5егГ11е5/уоргозу_й!уа_1п1егууи_к_уесЬеги_рагпуа11_5НаЬпа2агоуа_1Нп.рёГ
6 Интерзью почетного президента РАПН О.В.Малиновой http://www.gorb>^ш/userfl!es/voprosy_dlyaJnteIЛ^
7 См. Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. - М.: Вагриус, 2001
8 Шахназаров Г.Х. Проблемы Российской политологии // Вестник РАПН, Лето, 2000. С. 18.
к числу академических ученых в лучшем смысле этого слова. Академическая наука, имеющая дело с логикой абстрактного мышления на высоком уровне теоретических обобщений, необходима...»1.
Обращение к идеям Г.Х. Шахназарова инициировало научное творчество многих современных политологов, социологов, философов и политических деятелей, среди которых можно назвать такие имена, как В.А. Медведев, Ю.А. Красин, A.A. Галкин, A.C. Черняев, A.C. Ципко, С.Н. Бабурин, P.A. Медведев, В.В. Милюков, A.A. Бессмертных, В.В. Смирнов, Б.В. Славин.
Г.Х. Шахназаров относился к числу исследователей, которые так или иначе стремились понять генезис своих идей и верифицировать их, доведя до состояния предельности их практической применимости. Это свойство настоящего ученого, находящегося на границе фундаментальной и прикладной наук, ярко отразилось в его художественно-литературной деятельности. Жанр научной фантастики, который он выбрал, как нельзя лучше подходил для социально-политической верификации идей, возникающих в творческом воображении. И его фантастические идеи находили своих приверженцев на постсоветском пространстве, что также могло спровоцировать целую плеяду исследователей социальных и политических проблем современности.
В центре научных интересов Г.Х. Шахназарова на последнем этапе его работы оказались две пересекающиеся темы: развитие демократии в новой России и место России в глобальном мире, построенном по новой модели глобализации. Эти две темы и сегодня разрабатываются серьезными учеными, использовавшими идеи Г.Х. Шахназарова, такими как, И .Я. Медведева и Т.Л. Шишова2, JI.E. Гринин3, Ю.Д. Железнов4. В.Ж. Келле3, Ф.И. Данилов6, А.И.Уткин7, В.Л. Иноземцев8, С.А. Караганов и В.А. Никонов9, Ф.Н. Юрлов10, Р.Г.Яновский11.
' Шахназаров Г.Х. Современная цивилизация и Россия / Пред. М.С. Горбачева. - М.: Воскресенье, 2003. Предисловие.
2 Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Логика глобализма // Наш современник. - 2001 .-№11.
3 Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет //История и современность. - 2005. - № 1. -С. 6-31; Гринин Л.Е.Истоки глобализации: мир-системный анализ//Век глобализации,- 2011,- №1,-С. 80-94.
4 Железнов Ю. Д. Разница в развитии - естественнонаучная причина глобальных проблем // Знание. Понимание. Умение, - 2005,- №3,- С. 119-120; Журавлев В. В. Глобализация: вызовы истории и ответы теории И Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 43-46.
5 Келле В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры И Знание. Понимание. Умение. - 2005 -№ 1.-С. 69-70.
6 Данилов Ф.И. Глобализм, регионализм и современный трансформационный процесс // Социол. исслед. 1998. №9.
7 Уткин А.И. Ракурсы глобализации// Политология. Зима 2000-2001. №4(18).
8 Иноземцев В. Л. Глобализация: экономические аспекты и интересы России. Тезисы доклада. Стенограмма заседания в рамках Программы СВОП "Россия в глобализирующемся мире". М., 2000. 19 декабря; Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2000.
9 Иноземцев B.JI., Караганов С.А., Никонов В.А. Россия в условиях глобализации. Тезисы для обсуждения на IX Ассамблее СВОП. М., 2001.
10 Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации //Социол. исслед. 2001. №7.
" Яновский Р.Г. Восток-Запад: социальные изменения и динамика геополитической ситуации // Социол. исслед. 1998. №7.
О продолжающемся и ускоряющемся сегодня процессе изучения социально-политологических идей Шахназарова Г.Х. говорит и факг учреждения Российской ассоциацией политической науки (РАПН) медали имени Г.Х. Шахназарова, вручаемой за вклад в развитие российской политической науки и образования, укрепление отечественных научных школ1.
Таким образом, основными направлениями изучениями философской и социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова являются, во-первых, концепция изучения закономерностей идеологических процессов и, во-вторых, концепция становления политологии как самостоятельной науки социально-гуманитарного комплекса.
Объектом исследования диссертационной работы является социально-философское, социально-политологическое и литературное творчество политолога Г.Х. Шахназарова. Объект исследования разделен на три дополняющие и логически связанные части - советский период, переходный и российский периоды творчества Шахназарова Г.Х.
Предметом исследования является эволюция социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова.
Гипотеза исследования. Социально-политологическая концепция Шахназарова Г.Х. объединена ранней темой гуманистического воззрения на развитие общества, мира и России. В зависимости от исторического периода, предъявлявшего свои требования, Шахназаров Г.Х., опираясь на законы политических (властных) отношений и функционирования идеологий, корректировал свои воззрения в направлении адекватности теории социально-исторической практике, неизменно сохраняя раннее гуманистическое ядро своей концепции. Социально-политическая концепция Шахназарова Г.Х. обладает высоким эвристическим и прогностическим потенциалом, который является следствием недогматического, творческого характера концепции, способной к формированию нового политологического мышления, переопределению роли, функции и сущности государственных структур и их зависимости от социально-исторических условий. Неизменно стремление концепции Шахназарова Г.Х. к теоретической конструкции, основанной на сохранении традиционных ценностей народа России. Указанные особенности концепции Шахназарова Г.Х. повышают степень актуальности исследования.
Цель исследования состоит в восстановлении, систематизации и создании целостной социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова.
Задачи исследования:
1. Выработать теоретико-методологические подходы исследования целостной авторской социально-политологической концепции.
2. Разработать и применить четырехкомпонентный методологический подход к изучению авторской социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х.
' Российская ассоциация политических наук. О выдвижении номинантов на присуждение медали Г.Х. Шахназарова//URL: http://rapn.ni/in.php?part=2iSigr=41&d=3690/ дата обращения 02.03.2012.
3. Провести теоретическую систематизацию социально-политологической концепции и выявить основные инварианты социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. в советский период его творчества.
4. Провести теоретическую систематизацию социально-политологической концепции и выявить основные инварианты социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. в переходный период его творчества.
5. Провести теоретическую систематгаацию социально-политологической концепции и выявить основные инварианты социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. в постсоветский период его творчества.
6. Провести целостное концептуальное исследование работ Шахназарова Г.Х. Выявить сходные и различающиеся черты советского, переходного и постсоветского периодов его творчества.
7. Выявить эвристически значимые элементы социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. выявить степень применимости целостной концепции и методологии исследования политических процессов Шахназарова Г.Х. к изучению современных политических отношений.
8. Раскрыть действительный прогностический потенциал философской и социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. Продемонстрировать применимость концепции Шахназарова Г.Х к конструированию возможного сценария будущего социально-политического состояния глобального мира.
9. Показать возможность воссоздания целостной социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. к разработке практически применимых стратегий совладания России с возникающими имманентными политическому процессу социально-политическими кризисами.
10. Раскрыть гуманистическую значимость философской и социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х., как тенденцию гуманистического развития современной глобальной цивилизации.
Методология и методы исследования. Несмотря на несистематизированный характер работ Шахназарова Г.Х., его труды достаточно часто встречаются в библиографических списках научных монографий, на него часто ссылаются как на авторитетного ученого современные политологи. Следовательно, при восстановлении социально-политической и философской концепции Шахназарова, будет продуктивным использование метода контент-анализа научного и публицистического текста.
Кроме того, при исследовании концепции опирались на диалектику, как основную методологию исследования социально-политических процессов, примененную Шахназаровым Г.Х. при создании им своих трудов.
Поскольку диссертационное исследование посвящено реконструкции авторской социально-политологической и политической концепции, постольку использованы результаты герменевтической философии, которые позволяют глубже проникнуть в суть восстановления именно авторской позиции по тем или иным историческим вопросам. Герменевтический метод был понят, как метод истолкования текстов и дискурса, благодаря которым сознание
фиксирует и выстраивает целостность гипотетической реальности. Поскольку социокультурная и политическая действительность конституируется через призму ценностей и интересов, постольку герменевтический метод в диссертационном исследовании становится методом оценки адекватности научного текста через его способность к прогнозному моделированию. Но применение различных методов исследование стало возможным благодаря опоре на методологию исследования социальной реальности, разработанную российским социальным философом К.С. Пигровым, которые предполагает, что наибольшая содержательная полнота исследования социальных проблем (в нашем случае восстановление авторской позиции к таковым проблемам) будет достигаться в случае использования четырех моделей социальной реальности: реалистической, натуралистической, деятельностной, феноменологической. Синтез данных подходов и составляет сущность, методологический фундамент данной работы.
Базовым методом поиска инвариантов социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова является эвристический метод, базирующийся на аксиоматичном допущении о применимости структурно-семантической концепции Г.Х. Шахназарова социокультурной реальности на конкретных исторических этапах ее развития. Данный метод позволяет провести текстологический анализ формирования семантики системы понятий.
В свою очередь, формирование целостной системы понятий авторской концепции основано на их первичной классификации по структурным и функциональным признакам. Благодаря этому достигается понятийная ясность и отчетливость исследования, являющаяся необходимым условием решения запланированных задач.
Все исследование подчиняется трем теоретическим философским принципам исследования: принципу приращения знания, принципу понятийной однозначности и принципу соответствия системы доказательств формально-логическим правилам построения умозаключений. Построение плана и хода исследования подчиняется принципу от абстрактного к конкретному.
Экзистенциальный метод применялся в исследовании литературного творчества Г.Х. Шахназарова, в котором отражалось в своей непосредственной целостности эмоциональное отношение автора к происходящим социокультурным событиям. Применение экзистенциального метода обусловлено, прежде всего, возможностью более глубокого выяснения авторских концептов, что способствует семантической ясности понятий авторской социально-политологической концепции. Применение экзистенциального метода было основано на общем изучении трудов Г.Х. Шахназарова и выявлении отрицания автором применения каких-либо позитивистских парадигмальных рамок по отношению к социально-культурному и социально-политическому бытию.
Одним из важнейших методов процесса воссоздания и эволюции авторской концепции стал метод хронологической и жанровой классификации работ Г.Х. Шахназарова. Данный метод помог создать динамическую картину изменения мировоззрения автора, что в свою очередь помогает воссоздать
творческую лабораторию Г.Х. Шахназарова, как ¡уманнстнчески ориентированного философа. Изучение служебных писем и записок, рецензий на научные статьи и монографии позволяет восстановить авторскую позицию на конкретные социально-политические и культурные события. Компаративистский анализ реакций Г.Х. Шахназарова на происходящие события, и его научных трудов предоставляет возможность воссоздания целостной авторской социально-политической концепции.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Проведен социально-философский концептуальный анализ творчества отечественного философа и политолога Шахназарова Г.Х. Выявлены сходства и различия в его социально-политологической концепции в советский, переходный и постсоветский периоды творчества.
2. Осуществлена теоретическая систематизация социально-политологической концепции и выявлены ее основные инварианты.
3. Доказана эвристическая ценность социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. Восстановлена методология политологических исследований Шахназарова Г.Х. Показана эффективность применения методологии политологических исследований Шахназарова Г.Х., понятых как структурно-семантическая модель социокультурного бытия, к анализу современных политических отношений.
4. Показан теоретический и прогностический потенциал философской и социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х., на основе которых представляется возможным разрабатывать и предлагать возможные сценария развития будущего социально-политического состояния глобального мира.
5. Воссоздана часть концепции Г.Х. Шахназарова, относящаяся к системе основных предлагаемых в разных работах Шахназаровым Г.Х. путей совладения России с возникающими имманентными социально-политическому процессу кризисами.
6. Доказана действительная гуманистическая ориентация социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х. как тенденция гуманистического развития современной глобальной цивилизации.
7. Раскрыта эволюционная направленность целостной социально-политологической концепции Шахназарова Г.Х., которая состоит в движение от деятельностно-натуралистической к реалистически - феноменологической модели социальности.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов для бакалавров и магистров в высших учебных заведениях по дисциплинам: «Социальная философия», «Политология», «Социология», «Межкультурные коммуникации». Положения новизны, представленные в исследовании, имеют эвристический и прогностический потенциал, и способны оказать консультационный эффект. Средства массовой информации, социологические центры могут использо-
вать выводы и положения диссертации для моделирования социально-политических процессов. В целом результаты исследования носят непосредственный рекомендательный характер для представителей власти всех уровней, служат источниковой базой для лидеров партий, политологов и социологов, могут использоваться в качестве элементов коррекции при составлении социологических форм опроса населения.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Показано, что творчество Шахназарова Г.Х. делится на три периода, которые можно назвать по составляющему их содержанию экстенсивным, (включающим в себя интерес авторы к проблеме равенства, социалистической демократии и футурологии); интенсивным, содержание которого составляла главным образом проблема западной и отечественной футурологии в их идеологических функциях и рефлексивным, в которой автор осмысливает свое социально-философское творчество и социально-политическую деятельность. Каждый из отдельных этапов составляет целостное содержание советского, переходного и постсоветского периодов его творчества соответственно. Объединяющим все три периода теоретическим положением является положение о стремлении социально-политологической теории к максимальной степени релевантности с действительностью. Критерием релевантности теории Г.Х. Шахназаров предлагает считать степень прогностических возможностей выдвигаемой социально-политической теории. Содержательно первый этап творчества можно назвать интуитивным созреванием научного мировоззрения Г.Х. Шахназарова, этапом накопления теоретического и практического материала и опыта в условиях сохранения стабильной и развивающейся социально-политической системы; качественное своеобразие содержания второго этапа творчества Г.Х. Шахназарова определяется возникшей возможностью проверки социально-демократического мировоззрения на практике. Здесь можно обнаружить элементы теории, относящиеся к рассуждениям о динамике социально-политической сферы жизни общества. Третий этап научной деятельности Г.Х. Шахназарова определяется отслеживанием последствий применения некоторых теоретических положений, а также изучением тенденций становления нового социально-политического порядка.
2. Научная концепция Г.Х. Шахназарова прошла путь от теоретического мировоззрения через социально-историческую практику внедрения к верификации следствий прошедшего внедрения. Уникальность положения Г.Х. Шахназарова как теоретика, литератора и политолога-практика позволяет говорить о целостности и творческом характере его социально-политической теории, опирающейся в равной мере как на социально-философские системы, так и на собственный опыт социально-политической практики. Целостное представление о теоретической концепции Шахназарова Г.Х. показывает, что его творчество пронизано главным мотивом научных поисков: найти критерий, теорию, которая помогла бы действительно прогнозировать социальное развитие. Отталкиваясь в своих поисках от марксистской кон-
цепции, Шахназаров берет в качестве критерия истинности способность теории к осуществлению, т.е. фактически подтверждение ее на практике.
3. Четырехкомпонентый метод анализа авторского текста, включающий исследование авторского текста в рамках четырех моделей социальной реальности показал неоднородность творческой концепции Шахназарова Г.Х. Если в первый этап своей деятельности, Шахназаров склонялся к деятельнсстному подходу, во второй этап - к реалистическому, то в последнем этапе своего творчества автор использует феноменологический подход к исследованию социальной реальности. Целостная социально-философская концепция Шахназарова Г.Х. эволюционирует от деятель-ностно-натуралистической к реалистично-феноменологической.
4. Выявление основных этапов научного творчества Г.Х. Шахназарова было осуществлено на основе предварительного поиска инвариантов его социально-политологической концепции. Установлены следующие инварианты социально-политологической и социально-политической концепции Г.Х. Шахназарова: 1. Мировоззренческие инварианты, стремление к научной однозначности с одновременной критикой логико-дедуктивных экстраполяций социально-исторического процесса. 2. Социально-политологическая концепция Г.Х. Шахназарова основана на приоритете идеологии и международного права. 3. В социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова малая роль отведена геополитическим закономерностям развития международных отношений.
5. Показана методология большей части исследований Г.Х. Шахназарова. Данная методология опиралась на идеологемы марксистской идеологии, представленных в качестве инструментов анализа социально-политической сферы жизни общества. Кроме того, значительному повышению эвристичности концепции Г.Х. Шахназарова способствовали его литературно-экспериментальные опыты написания социально-философских и научно-фантастических рассказов, повестей и романа. Постоянная консультационная практически ориентированная деятельность способствовала уникальному сочетанию теоретических рассуждений и их каждодневному согласованию с социально-политической практикой. Несомненно, что выводы концепции, которые не согласовывались с господствовавшей идеологией, Г.Х. Шахназаров, в той или иной мере, реализо-вывал в своих художественных литературных произведениях.
6. Показана сложность концепции Г.Х. Шахназарова, которая отражает современное состояние глокального социума - сложного общества. Продемонстрирована применимость концепции Г.Х. Шахназарова к разработке сценариев развития социально-политического состояния современного сложного общества в части идеологической (наиболее разработанная часть концепции), трансформационной, в части взаимоперехода политических режимов и трансформации идеологических форм, информационно-мотивирующего, в части влияния информации на массы населения.
7. Восстановлена часть социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова, относящаяся к путям совладания (политические coping -стратегии) с возникающими в России имманентными социально-политическому процессу кризисами. Тем самым осуществлена реализация методологии совладания (политические coping-стратегии), социально-психического, социально-идеологического (промежуточного этапа между социально-психическим и социально-политическим) и социально-политического бытия культуры с периодически повторяющимися кризисными явлениями.
Достоверность результатов исследования определяется опорой на современную нормативно-правовую базу, использование архивных материалов, контент-анализ выступлений и публикаций Г.Х.Шахназарова и представителей его научной школы, выверенные экспертные оценки в публикациях в ведущих научных журналах, касающихся творческого наследия Г.Х. Шахназарова.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в монографии и двух брошюрах, 5 научных статьях, из которых 3 в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ. Информацию по материалам исследования автор использовал также в учебном процессе при проведении семинарских и практических занятий. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС.
Структура работы. Структура диссертационного исследования обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее разработанности в научной литературе, ставятся цель и задачи исследования, показывается его научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации называется «Методология исследования социально-политических идей Г.Х. Шахназарова» и состоит из двух параграфов: 1.1. «Теоретико-методологические подходы к исследованию авторской социально-политической концепции» и 1.2. «Теоретический конструкт изучения авторской социально-политической концепции: реалистический, натуралистический, деятельностный и феноменологические аспекты». В них раскрываются теоретико-методологические основы данного исследования, обосновывается необходимость выбора методологии, позволяющей раскрыть поставленные задачи. Поскольку диссертационное исследование посвящено реконструкции авторской социально-политической и политической концепции, постольку использованы результаты герменевтической философии, которые позволяют глубже проникнуть в суть восстановления именно авторской позиции по тем или иным историческим вопросам. Герменевтический метод был понят как метод истолкования текстов и дис-
курса, благодаря которым сознание фиксирует и выстраивает целостность гипотетической реальности. Поскольку социокультурная и политическая действительность конституируется через призму ценностей и интересов, постольку герменевтический метод в диссертационном исследовании становится методом оценки адекватности научного текста через его способность к прогнозному моделированию. Но применение различных методов исследование стало возможным благодаря опоре на методологию исследования социальной реальности, разработанную российским социальным философом К.С. Пигровым, которые предполагает, что наибольшая содержательная полнота исследования социальных проблем (в нашем случае восстановление авторской позиции к таковым проблемам) будет достигаться в случае использования четырех моделей социальной реальности: реалистической, натуралистической, деятельностной, феноменологической. Синтез данных подходов и составляет сущность, методологический фундамент данной работы.
Базовым методом поиска инвариантов социально-политической концепции Г.Х. Шахназарова является эвристический метод, базирующийся на аксиоматичном допущении о применимости структурно-семантической концепции Г.Х. Шахназарова социокультурной реальности на конкретных исторических этапах ее развития. Данный метод позволяет провести текстологический анализ формирования семантики системы понятий.
В свою очередь, формирование целостной системы понятий авторской концепции основано на их первичной классификации по структурным и функциональным признакам. Благодаря этому достигается понятийная ясность и отчетливость исследования, являющаяся необходимым условием решения запланированных задач.
Все исследование подчиняется трем теоретическим философским принципам исследования: принципу приращения знания, принципу понятийной однозначности и принципу соответствия системы доказательств формальнологическим правилам построения умозаключений. Построение плана и хода исследования подчиняется принципу от абстрактного к конкретному.
Экзистенциальный метод применялся в исследовании литературного творчества Г.Х. Шахназарова, в котором отражалось в своей непосредственной целостности эмоциональное отношение автора к происходящим социокультурным событиям. Применение экзистенциального метода обусловлено, прежде всего, возможностью более глубокого выяснения авторских концептов, что способствует семантической ясности понятий авторской социально-политической концепции. Применение экзистенциального метода было основано на общем изучении трудов Г.Х. Шахназарова и выявлении отрицания автором применения каких-либо позитивистских парадигмальных рамок по отношению к социально-культурному и социально-политическому бытию.
Одним из важнейших методов процесса воссоздания и эволюции авторской концепции стал метод хронологической и жанровой классификации работ Г.Х. Шахназарова. Данный метод помог создать динамическую картину изменения мировоззрения автора, что в свою очередь помогает
воссоздать творческую лабораторию Г.Х. Шахназарова, как гуманистически ориентированного философа. Изучение служебных писем и записок, рецензий на научные статьи и монографии позволяет восстановить авторскую позицию на конкретные социально-политические и культурные события. Компаративистский анализ реакций Г.Х. Шахназарова на происходящие события, и его научных трудов предоставляет возможность воссоздания целостной авторской социально-политической концепции.
Вторая глава диссертационного исследования называется «Концептуализация социально-политических идей Г.Х. Шахназарова» и состоит из трех параграфов: 2.1. «Концептуализация социально-политической теории Г.Х. Шахназарова в советский период научного творчества (1952-1983)», 2.2. «Концептуализация социально-политической теории Г.Х. Шахназарова в переходный период научного творчества (1984-1991)» и 2.3. «Концептуализация социально-политической теории Г.Х. Шахназарова в постсоветский период научного творчества Г.Х. Шахназарова (1991-2001)». Данная глава посвящена поэтапному рассмотрению социально-философского творчества Г.Х. Шахназарова. Предложено связать социально-философское творчество Г.Х. Шахназарова с историей России, в которой и ради которой философ жил и работал. Следовательно, все произведения условно распределены на следующие исторические периоды: советский период научного творчества; переходный период социально-философского творчества; постсоветский период социально-философского творчества Г.Х. Шахназарова.
Условность подобного деления объясняется несколькими факторами. Во-первых, не всегда дата издания той или иной работы совпадает с датой ее создания: во-вторых, не представляется возможным проводить непосредственную корреляцию между событиями, происходящими в обществе и творчеством философа, поскольку в данном случае утверждается жесткая корреляция мышления бытием без учета возможностей творческой интерпретации событий. В-третьих, по прочтении того или иного произведения Г.Х. Шахназарова (особенно в советский период творчества), исследователь сталкивается с необходимостью дешифровки скрытых смыслов некоторых частей текста, что необходимо приводит к выводам о неполном согласии философа с происходящими в стране событиями и попытке заявить об этом.
Но в целом, предложенное деление творчества философа может быть подкреплено двумя аспектами. Первым аспектом является включенность автора в социально-политические процессы страны, а второй аспект -непосредственное выполнение в процессе написания того или иного произведения критической функции философии, которой Г.Х. Шахназаров овладел в полной степени, что будет более очевидно показано далее.
Советский период научного творчества Шахназарова Г.Х. занимает достаточно долгий и наиболее продуктивный период его деятельности. На протяжении этого периода Шахназаровым Г.Х. и под его редакцией были написаны: монографии (табл. 1), повести, рассказ, пьеса (табл. 2), учебник.
Из числа наиболее значимых статей, опубликованных в указанных период, необходимо указать на статью «О «державном» подходе к международной политике», опубликованную в журнала «Проблемы мира и социализма» .
Таблица 1
Социально-философское и научное творчество Шахназарова Г.Х.
Монографии н статьи Шахназарова Г.Х., созданные им _в советский период его творчества (1972-1983)_
1. Шахназаров Г.Х. О «державном» подходе к международной политике // Проблемы мира и социализма, 1972. № 5.
2. Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. Изд. 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1974. 336 с. (первая часть трилогии).
3. Шахназаров Г.Х. Фиаско футурологии (Критический очерк немарксистских теорий общественного развития). М.: Политиздат. 1979 г. 352 с. (вторая часть трилогии).
4. Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981.-445 с. (третья часть трилогии)
Шахназаров Г.Х. Социалистическая судьба человечества. М., 1978.
5. HavKaofi обществе / пер. под ред. Шахназарова Г.Х. М.: Прогресс, 1981
6. Ленин как политический мыслитель: Сб. статей / Редкол.: В.В. Загладин и др.; Введ. Г.Х. Шахназарова. М., Политиздат, 1981. 431 с.
7. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии / Под ред. Г.Х. Шахназарова. — М.: Наука, 1982
8. XXVI съезд КПСС и развитие Советского государства и права / Васильев A.M., Барабашев Г.В., Бородин C.B. и др. Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева, Г.Х. Шахназарова. М. Юрия, лит., 1982.
9. Шахназаров Г.Х. Социализм и будущее /АН СССР. Ин-т государства и права -М.: Наука. 1983.768 с.
10. Социалистический образ жизни и развитие советской литературы / В.И. Борщуков, Г.Х. Шахназаров, JI.H. Новиченко и др.; Редкол.: В.И. Борщуков (отв.оед.) и др. М.: Наука 1983.
Таблица 2 Литературно-художественное творчество Шахназарова Г.Х. Повести и рассказы Шахназарова Г.Х., созданные им в советский период его творчества (1972-1983):
1. Шах Георгий. О, Марсиане! // Мир приключений. 1980 г. (написано в 1972 г.) (повест ь)
2. Шах Георгий. Берегись, Наварра! // «Знание-сила», 1982. № 9. № 10 (повесть)
3. Шах Георгий. Если бы ее не уничтожили (Огненная колесница Гелиобала) / «Знание - сила», 1974, Л»7 (рассказ)
4. Шахназаров Г.Х. Шах и мат // Шахназаров Г. Всевидящее око: Сб. НФ произведений -М.: Наука 1989. С. 531-588. [Илл. А.М. Драгового! (Написан в 1980 г.)
Одним го наиболее значительных проектов, реализованных Г.Х. Шахназаровым в рассматриваемый период его творчества, является написание и публикация социально-политической трилогии, ставшей фактической и теоретической основой дальнейшего философского и социально-политического творчества автора.
1 Шахназаров Г.Х. О «державном» подходе к международной политике // Проблемы мира и социализма. 1972. № 5.
В число частей трилогии входят: Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории (первая часть трилогии)1; Шахназаров, Г.Х. Фиаско футурологии (Критический очерк немарксистских теорий общественного развития) (вторая часть трилогии)2; Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981. -445 с. (третья часть трилогии)3. Данная трилогия стала итогом социально-политических размышлений Шахназарова Г.Х. в советский период его творчества. На его трилогию была наложена рецензия директора Политиздата Н.В. Тропкина, суть которой сводится к следующему: работа носит футурологический, а не научно обоснованный характер, недостаточное внимание уделено классовой борьбе, отсутствует революционный оптимизм, недооценена вероятность победы социализма в капиталистических странах, чрезмерна и преувеличена роль научно-технической революции по сравнению с социальной революцией4.
Предпосылкой разработки социально-политической трилогии теории социалистической демократии для Шахназарова Г.Х. послужила его популярная монография, посвященная равенству отношений при социализме. Во введении к указанной публикации он пишет, что «пожалуй, ни одна проблема общественной жизни не привлекает к себе такого пристального внимания, как проблема равенства»5. Он ставит проблему в духе коммунистической идеологии, но при этом, четко указывая зависимость общественного сознания от социального классового бытия. Но при этом Шахназаров Г.Х. уходит несколько в сторону от социально-классовой проблемы, намечая уже в 1959 году не только сложности, возникающие в классовом обществе, но и проблемы тендерного и национального социального равенства.
Шахназаров Г.Х. прослеживает историю становления представлений о свободе и равенстве, опираясь при этом на формационную модель развития общества. Историческое развитие понимается им в данном периоде его творчества как линейное прогрессивное развитие социально-экономических, социально-политических и идеологических отношений.
Автор уже ставит проблему о формальном и фактическом равенстве, акцентируя внимание, прежде всего, на имущественном аспекте неравенства, находя ее истоки в самом генезисе общества. Поскольку социальная мысль во все времена искала способы устранения неравенства, Шахназаров Г.Х. указывает на христианский подход борьбы с неравенством, который на деле перерос в еще большее неравенство, выраженное в пирамиде иерархии средневекового общества и нашедшее свою легализацию в Священном Писании и Священном Предании.
1 Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. Изд. 2-е, доп. - М.:
Политиздат, 1974. 336 с. (первая часть трилогии)
Шахназаров, Г.Х. Фиаско футурологии (Критический очерк немарксистских теорий общественного развития). М.: Политиздат. 1979 г. 352 с. (вторая часть трилогии) ' Шахназаров Г.Х Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981. - 445 с. (третья часть трилогии).
4 См.: Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. -М.: Вагриус, 2001. С.129.
Шахназаров Г.Х. Социализм и равенство. М. Госполитиздат, 1959. С. 4.
Разворачивая картину неравенства в Средневековом, а затем и нововременном обществах, Шахназаров на протяжении всей работы фактически представляет читателю аргументацию в защиту одного тезиса, а именно, тезиса о том, что «частная собственность накладывает свою неизгладимую печать, и та, где она господствует, равноправие не может быть полноценным: оно во многом лживо, а во многом урезано»1. При этом фактически Шахназаров Г.Х. опирается на мнение Ленина В.П., который утверждал, что «действительного, фактического равенства не может быть, пока совершенно не уничтожена всякая возможность эксплуатации одного класса другим»2.
При этом Шахназаров уже на данном этапе пытается уйти от догматически ориентированного научного изучение общества, понимая бесперспективность построения общества на раз и навсегда заданных идеологических принципов. Это понимание проистекает из глубокой уверенности в необходимости диалектического взаимодействия социальной статики и социальной динамики. Он пишет, что даже «самое совершенное учение не в состоянии заранее предусмотреть ответы на все вопросы, которые ставит жизнь. Проект социализма нуждался в уточнениях и дополнениях»3. Тем самым Шахназаров Г.Х. задает критически ориентированный вектор своего социально-философского творчества. Поистине, «...нет пределов возможностям среднечеловеческого мозга, если он одушевлен поиском истины»4.
Несмотря на очевидный протекционистский по отношению к советскому государству общий настрой произведения, Шахназаров Г.Х. продемонстрировал в нем не догматичность, а, интеллектуальную форму патриотизма, которая в современном информационном обществе крайне востребована средствами массовой информации.
Не восхваление своего общества, государственного строя, но его освещение в положительных формулировках способствует укреплению уверенности рядового гражданина в стабильности, как сегодняшнего дня, так и будущего страны.
В заключении диссертации отражены основные выводы, ставшие результатом решения поставленных научных задач, показана действительная гуманистическая значимость философской и социально-политической концепции Шахназарова Г.Х., которая отражает общую тенденцию гуманистического развития современной глобальной цивилизации. В частности показаны идеи Шахназарова Г.Х. о необходимости создания мирового правительства в глобализирующемся мире и о непреходящей ценности идеи социализма.
Конкретные сюжеты теоретической деятельности Шахназарова Г.Х. в их концептуализированной форме можно указать как интерес к самоуправлению общества, исследованию демократии, идеологоведению, футурологии, а позднее (со времени перестройки) - анализу процессов ре-
' Шахназаров Г.Х. Социализм и равенство... С. 52.
2 Ленин В.И. Соч., т.28, стр. 232.
3 Шахназаров Г.Х. Социализм и равенство. М. Госполитиздат, 1959. С. 60.
4 Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. М.: Вагриус. 2001. С.165.
формации советского, затем кризисного состояния российского и других обществ, осмыслению политических проблем международного развития, становлению демократического мирового порядка.
При исследовании социально-политической концепции Г.Х. Шахназарова показана применимость четырехкомпонентного метода анализа авторского текста, включающего исследование авторского текста в рамках четырех моделей социальной реальности. Исследование, включающее в качестве методологического фундамента указанные модели реальности (реалистическую, натуралистическую, деятельностную и феноменологическую) показало неоднородность творческой концепции Г.Х. Шахназарова. Если в первый этап своей деятельности, Шахназаров склонялся к дея-тельностному подходу, во второй этап — к реалистическому, то в последнем этапе своего творчества автор использует феноменологический подход к исследованию социальной реальности. Тем самым, можно утверждать, что целостная социально-философская концепция Г.Х. Шахназарова эволюционирует от деятельностно-натуралистической к реалистично-феноменологической. Феноменологическими по сути являются его высказывания о том, что «превыше всего - для защиты главных ценностей общества, свободы, демократии, для защиты государства и его граждан -соблюдение законов. Когда мы все привыкнем к мысли, что никому, от президента до рядового гражданина, не дозволено преступать закон, тогда страна заживет совсем иначе».
Анализируя все творчество Шахназарова Г.Х., можно утверждать, что теоретическая деятельность автора делится на три периода, которые можно назвать по составляющему их содержанию экстенсивным, (включающим в себя интерес авторы к проблеме равенства, социалистической демократии и футурологии); интенсивным, содержание которого составляла главным образом проблема западной и отечественной футурологии в их идеологических функциях и рефлексивным, в которой автор осмысливает свое социально-философское творчество и социально-политическую деятельность. Каждый из отдельных этапов составляет целостное содержание советского, переходного и постсоветского периодов его творчества соответственно.
Неоднородность авторской концепции не должна оцениваться в качестве неустойчивости иди теоретической несостоятельности автора. В исследование данная изменчивость оценена в положительных интерпретациях, как способность автора чутко реагировать на действительные социально-политические изменения в социально-политической жизни страны.
Показано, что со времен начала своего творчества Шахназаров Г.Х. отдавал предпочтение прогностическим исследованиям, чем неоднократно навлекал на себя повышенное внимание руководства партии и государства. Теоретическая ориентация на дедуктивную проверку будущим своих социально-политических гипотез помогала Шахназарову Г.Х. верифицировать модельные построения реальности, создавала особую творческую ситуацию, в которой главным компонентом была попытка представления
будущего как несколько лучшего по-сравнению с наличным. Это говорило о философско-исторической направленности Шахназарова Г.Х. включающей в свое творчество линейное представление о развитии общества.
Несмотря на такое представление о развитии общества, в целом соответствующем марксистскому взгляду на человеческую историю на последнем этапе своего творчества, включающем феноменологическую модель социальности, Шахназаров пересматривает взгляды на прогресс общества и указывает на возможность развития разнонаправленных социально-политических и социально-экономических тенденций.
Шахназаров Г.Х. настаивал на установлении и сохранении строго баланса между ветвями власти, дисбаланс которых грозил стабильности общества. В целом, основным теоретическим пожеланием Шахназарова Г.Х. является гуманистическое по своему пафосу высказывание: «...видимо, главный урок, который нам предстоит извлечь из всего, что случилось, заключается как раз в восстановлении правильного соотношения между применением научных доктрин и реальными жизненными процессами. Важно понять, что возможность регулировать происходящие в обществе процессы отнюдь не безгранична, что, перейдя известный предел, мы вступает в сферу, где самые благие намерения обращаются негативными результатами» .
По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
1. Коркмазов А.Р. Политические взгляды Г.Х. Шахназарова в советской и постсоветской ретроспективе. Монография. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014. - 6,5 п.л.
Публикации в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК при Мннобрнауки РФ
2. Коркмазов А.Р. Концептуализация социально-политической теории Г.Х. Шахназарова в постсоветский период творчества (1991 - 2001) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. №4.-0,6 п.л.
3. Коркмазов. А.Р. Исследование авторской социально-политической концепции: теоретико-методологические подходы (на примере творчества Г.Х. Шахназарова) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. - 0,6 п.л.
4. Коркмазов. А.Р. Концептуализация социально-политической теории Г.Х. Шахназарова в переходный период научного творчества (1984— 1991) // Наука и образование: хозяйство и экономика: предпринимательство: право и управление. 2014. № 11 (54). - 0,5 п.л.
Другие научные публикации
5. Коркмазов. А.Р. Социально-философская модель изучения авторской социально-политической концепции. Брошюра. - Ростов н/Д.: РИЦ ЮРИУ РАНХиГС, 2013. - 2,25 п.л.
1 Шахназаров Г.Х. В поисках утраченной идеи. К новому пониманию социализма. - М.: Наука, 1990. С. 14.
6. Коркмазов. А.Р. Концептуализация социально-политической теории Г.Х. Шахназарова в советский период научного творчества (19521983). Брошюра. - Ростов н/Д.: РИЦ ЮРИУ РАНХиГС, 2013. - 1,75 п.л.
7. Коркмазов. А.Р. Базовый метод поиска инвариантов социально-политологической концепции Г.Х. Шахназарова / Лидер, элита, регион: материалы научно-практической конференции с международным участием. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014. - 0,5 п.л.
8. Коркмазов. А.Р. Научная концепция Г.Х. Шахназарова в политике и праве // Современные тенденции в государственном и муниципальном управлении, экономике, политике, праве: сборник материалов международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 27 ноября 2014 г. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2014,- 0,6 п.л.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Коркмазов Артур Русланович
Тема диссертационного исследования «ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ взглядов Г.Х. ШАХНАЗАРОВА»
Научный руководитель:
доктор политических наук, профессор Старостин Александр Михайлович
Изготовление оригинал-макета Коркмазов А.Р.
Подписано в печать 20.03.2015. Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,48
Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Отпечатано: Типография ЮРИУ РАНХиГС. Заказ № 'Ш/4 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70