автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Муфтахутдинова, Диляра Шамиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Диссертация по политологии на тему 'Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья'

Текст диссертации на тему "Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья"

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Муфтахутдинова Диляра Шамилевна

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К МУСУЛЬМАНАМ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ (вторая половина XVI - начало XX вв.)

Специальность 23.00.03. Политическая культура и идеология

Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук, профессор Мифтахов 3.3.

КАЗАНЬ - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение.................................................... 3

Глава 1. Конфессиональная политика Российского государства 29 в условиях формирования и реализации принципов имперской идеологии............................

1.1. Переход к политике национально - религиозной 29 нетерпимости....................................

1.2. Политика московского правительства по отношению к 42 татарским феодалам..............................

1.3. Особенности политики Московского государства по 57 отношению к мусульманской конфессии в условиях господства имперской идеологии..................

Глава 2. Политика Российского государства и православной 84 церкви в конце XVIII - начале XX в.в,...............

2.1. Создание государственной системы управления 85 мусульманской конфессией........................

2.2. Отношение Российского государства к мусульманам 90 Казахстана и Средней Азии........................

2 з Конфессиональная политика России в конце XVIII первой половине XIX в.в........................

2.4. Особенности политики правительства по отношению к 115 мусульманской конфессии во второй половине XIX в.в. -1905 г.....

Заключение........................................................................................142

Источники 148 Список литературы..............................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в стране глубокие, всеобъемлющие изменения в сфере политических, социально - экономических отношений затронули существенным образом и сферу межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений. В условиях возрастания самосознания народов, усиления тяги к суверенизации, более открытого проявления элементов шовинизма и национализма особую актуальность приобретает изучение опыта конфессиональной политики поликонфессионального и многонационального Российского государства. Характер межконфессиональных отношений влияет на состояние общества и политическую культуру государства : политика государства, основанная на принципах веротерпимости воздействует как стабилизирующий фактор и благотворно влияет на многие стороны общественной и политической жизни страны, в то время как политика на основе религиозной конфронтации приводит к дестабилизации в стране. Это особенно наглядно видно в связи с обострением межконфессиональных отношений во многих регионах бывшего СССР. Оно влияет на психологию как отдельных людей, так и этноса в целом. Всё это в значительной мере актуализирует необходимость изучения политики Российского государства по отношению к мусульманской конфессии

Конфессиональная политика, проводившаяся Российским государством со второй половины XVI в. до начала XX в., была важнейшим элементом внутренней и внешней политики. Она в значительной мере определяла смысл и общую направленность многих правительственных решений.

Важность и актуальность проблемы взаимосвязи конфессиональной политики и политической культуры обуславливали интерес многих историков, философов к этой проблеме. Однако, как правило, исследователи освещали отдельные аспекты этой проблемы, большой частью в связи с решением других задач. Что касается эволюции политики Российского государства по отношению к мусульманской конфессии на протяжении значительного отрезка времени,, отсутствуют специальные работы, раскрывающие характерные черты, причинно-следственные связи этой эволюции. Выявление специфики политической культуры в соотнесённости с конфессиональной политикой будет способствовать, как мы полагаем, более полному раскрытию истории внутренней и внешней политики Российского государства указанного периода.

Из этой слржной, многогранной проблемы взаимоотношений между

государством и религиозными конфессиями мы вычленяем для исследования тему "Эволюция политики Российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья (вторая половина XVI - начало XX вв.) Изучение многовековых духовных традиций народов России и определение её роли в политической жизни страны будет способствовать выявлению концептуальных основ конфессиональной политики государства. Всесторонний анализ данной проблемы, как мы полагаем, также будет способствовать лучшему пониманию сложных процессов, идущих в настоящее время в сфере межнациональных отношений.

Областью нашего исследования является процесс взаимоотношения между государством, с одной стороны, и религиозными конфессиями, с другой. Предметом изучения в диссертации является политика Российского государства по отношению к мусульманской конфессии в период с 1552 по 1905 г. Эта проблема будет рассмотрена нами на конкретно-историческом материале, связанном с историей мусульман Поволжья и Приуралья.

Цель исследования - выявить причинно - следственные связи между конфессиональной политикой Российского государства и характером его политической культуры в целом и определить исторические условия, способствовавшие эволюции государственной политики по отношению к мусульманской конфессии.

Реализация поставленной цели требует решения ряда исследовательских задач'.

- проанализировать процесс взаимодействия Российского государства с религиозными конфессиями и определить этапы эволюции государственной политики по отношению к мусульманской конфессии;

- выявить и рассмотреть структуру и формы проявления имперской идеологии и на основе сравнительного анализа конкретно-исторического материала и имеющихся концептуальных положений определить степень её влияния на конфессиональную политику государства.

- проследить эволюцию российского законодательства по отношению к мусульманской конфессии;

- выявить взаимосвязь между политической культурой и конфессиональной политикой государства.

Политика Российского государства по отношению к религиозным конфессиям, проблема формирования традиции веротерпимости и её влияние на идеологию нами рассматриваются на конкретно-историческом материале. Эти проблемы по своей сути не могут быть рассмотрены вне исторического контекста. В тоже время

следует подчеркнуть: они не укладываются в рамки одной научной дисциплины. Поэтому нами применён междисциплинарный подход, а именно - историко-политологический.

В хронологическом отношении исследование охватывает период со второй половины XVI в. по начало XX в. Нижняя граница исследования является той гранью, с которой начались тесные взаимоотношения между русскими властями и мусульманской конфессией. Верхняя граница исследования, а именно конец XIX -начало XX вв. знаменует окончание реакционной политики проводимой властями по отношению к мусульманской конфессии. В ходе революции 1905-1907 г.г. правительство сформулировало новую государственную политику по отношению к неправославным конфессиям. Начавшиеся изменения в этой сфере или, по крайней мере, заявка на возможные изменения были зафиксированы в указе 17 апреля и манифесте от 17 октября 1905 г.

Методологической основой исследования является принцип историзма как универсальное основание для изучения тенденций общественного развития в целом и политики государства по отношению к религиозным конфессиям в частности. В соответствии с общим замыслом в работе применены такие методы исторического познания, как : исторический метод в сочетании с принципом историзма, сравнительно- исторический метод в сочетании с системно-структурным, а так же критический метод.

Историография проблемы. Литература по теме нашего исследования многочисленна, многообразна по содержанию и неравноценна по значению. Не претендуя на безапелляционность выводов и безоговорочность оценочных суждений, попытаемся систематизировать использованную литературу.

Историю как русской православной церкви, так и историю взаимоотношений государства и мусульманской конфессии в России стали изучать очень давно. Эту тему затронули в своих работах ещё в XVIII веке историки М. М. Щербатов и В.Н. Татищев. Особенно плодотворными в этом отношении были XIX в. и последние десятилетия XX века. Эту обширную литературу, с известной долей условности и в интересах анализа, мы подразделяем на три группы.

К первой группе мы относим труды, в которых по преимуществу освещается история русской православной церкви, ибо мы полагаем, что без опоры на знания

I

в этой области невозможно корректно определить характер взаимоотношений между различными конфессиями на территории России. Важнейшие вехи истории церкви как института подробно были освещены как иерархами русской православной церкви, так и светскими историками. По нашему мнению,

наибольший вклад в разработку проблемы истории развития русской православной церкви внесли харьковский архиепископ Макарий (Булгаков), Е.Е. Голубинский, Н.Ф. Каптерев, Н.М. Никольский, Б.Я. Рамм, Н.С. Борисов, A.B. Карташев, Д. Поспеловский, А. Полонский и другие1.

В трудах названных авторов содержатся не только важнейшие положения вероисповедных догматов но, что особенно важно для нас, прослеживается политика государства по отношению к церкви. Рассуждения авторов относительно проблемы взаимоотношения государства с церковью во многих своих аспектах опираются на фактический материал, строго логичны, но не совсем свободны от предубеждений. Трудам наиболее выдающихся дореволюционных исследователей истории русской православной церкви ( Макарий, Е.Е. Голубинский, Н. Ф. Каптерев) присущи достаточно высокий теоретический уровень, конкретность, хороший стиль изложения. Однако при написании этих трудов, над авторами довлела, с одной стороны , принадлежность к самой православной церкви, а с другой стороны, мера свободомыслия ограничивалась официальной идеологией присущей времени написания данных работ.

В советской историографии систематических исследований в области истории православной церкви практически нет, исключая труд Н.М. Никольского, изданного в 1930 г. Эта работа, отличающаяся новизной подходов по сравнению с дореволюционной историографией, переиздавалась и в 1983, и в 1988 г.г. Монографию отличает яркость изложения, историческая эрудиция автора, логическая стройность. Но труд не лишён издержек, связанных с распространёнными в 20-30 г. г. теориями " торгового капитала" и классовой борьбы.

В 1989 г. вышла в свет коллективная монография " Русское православие: вехи истории". Авторы её достаточно известные историки как в нашей стране, так и за рубежом2. В книге история православной церкви рассматривается в аспекте её роли в общероссийском историческом процессе. Это отразилось и в принятом авторами хронологическом изложении материала.

Для нас особый интерес представляли те части коллективной монографии,

1 Макарий . История русской церкви. - Спб., 1866; Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1917; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович; Никольский Н.М. История русской церкви . -М., 1930; Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв. - M-JI., 1959; Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. -М., 1986; Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви ,-М., 1991 (репринтное воспроизведение); Поспеловский Д. Русская православная церковь : испытания начала XX в.// Вопросы истории № 1, 1993; Полонский А. Православная церковь в истории России: синодальный период //Преподавание истории в школе № 1. 1996.

2 Я.Н, Щапов, A.M. Сахаров, A.A. Зимин, В.И. Корецкий, М.Я. Волков, П.Г. Рындзюнский, В.Г. Литвак, П.Н. Зырянов, Г.С. Лялина, H.A. Смирнов, Я.С. Водарский, А.И. Клибанов, Н.С. Гордиенко.

которые отражали политику светских властей по отношению к православной церкви в XVI - XIX вв., а так же глава, отражающая миссионерскую деятельность русской православной церкви. Это прежде всего главы: "Церковь в обществе развитого феодализма (XIV-XVI вв.)"; " Русская православная церковь в XVII вв."; "Церковь в дворянской империи (XVIII в.)"; "Русское православие в XIX в.". Отношение православной церкви к иным конфессиям раскрывает глава " Миссионерская деятельность церкви ( вторая половина XIX в. -1917 г.)" . Из этих глав было почерпнуто много информации, касающейся борьбы светской и духовной власти за первенство как в экономическом, так и в политическом плане; прослежено влияние православной идеологии на политическую культуру государства, в частности, на конфессиональную политику. Положительным моментом этого труда является и то, что авторы стремились отразить данные проблемы разносторонне и многопланово, опираясь на богатый и проверенный конкретно - исторический материал. Монография, по нашему мнению, лишена поверхностных суждений и "обличительного" тона, столь присущего более ранним работам по истории русской православной церкви советского периода. Однако она не претендует на исчерпывающее изучение всех затронутых проблем, а скорее лишь открывает завесу для будущих поколений историков.

Ко второй группе мы относим литературу, отражающую историю взаимоотношений российского государства и русской православной церкви на различных этапах их взаимодействия. Это прежде всего работы А. Головатенко, М.А. Дьяконова, И. Измайлова, А .Я. Шпакова и др.3Поскольку православная церковь была доминирующей конфессией в Российском государстве, то она оказывала сильное влияние на государственную политику по отношению к неправославным конфессиям. На некоторых этапах исторического развития церковь пыталась доминировать над государством, особенно эти попытки - наблюдались в XIV- XVI вв., когда происходило становление имперского сознания.

В русской историографии и общественной мысли интерес к проблеме складывания имперской идеологии в России зародился давно. В начале века эту проблему поднимали в своих трудах философы H.A. Бердяев, Г.П. Федотов, E.H. Трубецкой.4 Эти мыслители в своих работах рассматривали данную проблему в

3 Головатенко А. Имперская идея : истоки и приметы. //История России : спорные проблемы .- М., 1994 , с. 249-255; Дьяконов М.А. К истории древнерусских церковно-государственных отношений: историческое обозрение. -М.,1889; Измайлов И. Казанское взятие и имперские притязания Москвы. (Очерк истории становления имперской идеологии) \\ Мирас № 10, 1992; Шпаков А .Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от флорентийской унии до учреждения патриаршества . -Киев , 1907.

4 Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма . - М., 1990 (Репринтное воспр.); Федотов Г.П.

связи с историей большевизма. Они сравнивали имперские амбиции дореволюционной России и большевистский лозунг "об экспорте мировой революции". Так, например, H.A. Бердяев писал: "Третий интернационал не есть Интернационал, а русская колониальная идея, третий Рим".5

Комплексный анализ политической идеологии средневековой Руси XIII-XVI вв. дается в трудах И.У.Будовница, Я.С. Лурье, A.A. Зимина, И.М. Золотухиной.6 К работам, раскрывающим становление и характер имперских притязаний Московского княжества, относятся труды Я. Пеленески, И. Шевченко, Е. Кинана, О. Прицека.

К наиболее новым работам, детально рассматривающих эту тему, принадлежат исследования местных историков С.Х. ^¡ушжша, И. Измайлова.7

В работе И. Измайлова "Казанское взятие и имперские притязания Москвы" рассматривается процесс становления "русской державной идеи". Им анализируется идея преемственности русского православия и государственности от Византии посредством принятия христианства и браков русских князей с византийскими принцессами. Большое внимание автор уделяет анализу летописей и публицистических произведений XIV-XV вв., описывающих борьбу с "неверными", т. е. борьбу христиан с язычниками и мусульманами. Наиболее значимой для нас является та часть работы, которая ярко иллюстрирует целый ряд религиозных доводов в поддержку и в оправдание завоевания Казани.

К третьей группе мы относим те работы, в которых приоритетное внимание уделяется политике Российского государства по отношению к мусульманской конфессии в целом и к мусульманам Поволжья и Приуралья в особенности. Литературу такого содержания можно условно разделить на четыре подгруппы.

Первая подгруппа. В неё мы включаем труды тех авторов, которые преимущественно занимались интерпретацией основных законоположений по .отношению к мусульманской конфессии. Они принадлежали к так называемой "государственной школе".

О судьбе русской интеллигенции ,-М., 1991; Трубецкой E.H. Национальный вопрос , Константинополь и святая София. -М., 1917.

5 Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990 (Репринтное воспроизведение)

6 Будовниц И.У. Русская публицистика в XVI в. -М- Л., 1947; Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публ