автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Эволюция социально-философских основ концепции демократического социализма

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гущина, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Эволюция социально-философских основ концепции демократического социализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция социально-философских основ концепции демократического социализма"

р(-б он

- ,-л

/ Нижегородский ордена Трудового Красного Знамени архитектурно-строительный институт

На правах рукописи УДК 141.8 ГУЩИНА Елена Ивановна

ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ основ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА

09.00.11 — социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук ■

Н. Новгород 1993

Работа выполнена на кафедре гуманитарных н социальных наук Нижегородского ордена Трудового Красного Знамени института инженеров водного транспорта.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Нзраитель В. Я.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Матиашвили В. М.;

кандидат философских наук, доцент Спицыи В. К.

Ведущая организация — кафедра философии Нижегородского педагогического института.

Защита состоится 28 мая 1993 г. в 15 час. на заседании специализированного совета Д 064.09.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Нижегородском ордена Трудового Красного Знамени архитектурно-строительном институте.

Адрес: 603000, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, конференц-зал института.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского архитектурно-строительного института.

Автореферат разослан «_ » Ои<У(УЛьЛА |_1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета Д 064.09.02,

к. гф. н., доцент Е. В. Федотов

Тип. ГИИВТа, 1993 г., зак. 122, тир. 120

-I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ /

Актуальность темы исследования. Социализм переживает глубокий кризис. Крах мировой-системы социализма дискредитировал еде о социализма и нанес тяжелейший удар по движениям, которые ого поддерживали. Но несмотря ка кризис,социалистическая идея жива, действует влиятольноо социалистическое движение; социалистическая тенденция является одним из домитрущих направлений общественного развития; многие цели и принципы социализма стали общечеловеческими целями и ценностями.

Преодоление кризиса и дальнейшее развитие социализма в большой отепени будет зависеть от того, насколько тщательным <■« всесторонним будет анализ теории и практики социализма, причин несостоятельности социалистических проектов XX века и перспектив его развития в XXI в. Очень важно проанализировать успехи и ошибки всех течений социализма,интегрировать все лучшее иэ их идейного наследия и общими усилиями разработать новус теорию социализма, соответствуодуо реальности XXI века.

Опыт демократического социализма может быть весьма полезен для решения этих актуальных задач. Существующее более ста лет социал-демократическое движение доказало свою жизненность, способность к саморазвитию и совершенствовании, нашло адекватные ответы ка сложные проблемы современности, оказало большое влияние на современное мировое развитае.Под влиянием социализма произошла определенная "социализация" капитализма, осуществлены глубокие преобразования во всех сферах жизни. Ликвидация всех форм дкокряманации, всесторо»-

. I

Hse развитее де;.;окрами. социальная направленность окономи-чаского и общественного развития, защита врав человека постепенно становятся общеаризшг^ьш иоришк в большинство стран мира.

Исмодоьш№ идейкой оьолсда соьреыанной• оо;даал-дсмо-кратии оСуодовлив&от uc'jöxüw-ioaTi более объективной ее Х£Ь раглеристакь, преодоления '¿•свд-.'нциозкоози, характерной для советских исййедоЕашй оцредеяоивого цьраода» Ззолндая ог-'цийя-демох{ра!ив от symecoBoro езцзализиа к социализму oda¡o-человсчесякх цбкноог!зй, перохпя от фогаацгоикой к nsœioos-ыой метсдологаи oöisjotzshhoi'o рдэзнтия пргдотавляст большой интерес для современного сбцоствоБзден»!я. На ызнео актуальны-не только дте Ktjyais, ко и дал ооцпал,лса,йчес1шх дви:денай иршщиаы философского г-лухс.-.ао'».* и мировоззренческой •..''¿кротости 'современной соци£л~;,:..:окра'гл;1.

' ^теазнт ri:i:.na6oTa}.;;co, г; ироблемн. ПроЗлеаатшш о«.цчал- . демократий i. дклзкраги^сокиуо сецкслЕзаа явпяотоя одгсгд а» популярша каяраиделы! ооил'окей оСщесткюй иа^юи Су^о-отвуот ф^кдалзьтальшга хздцекздашэ patío«: is монографии,по-свящешше олред^ецнь^npoo;io:.:c¡-.a ооцИил-Л'Змократш!.

.Вся лптерЕлуро до SO-:í пч коошш идвологизирошышй характер; дья кзе хиракгеш; предвзятость, тсндзнцаозносзгл в освещения проблем сои:за*;-де;окрг!тга. Демократический социализм оценивался. как и wars.: отказ ог социализма,разновидность буржуазной идо плоти, пнтцетс фзлософяи и т.д.,

В последние геды покшлвоъ работы, доовящешше ооциад-демокрагии, которые отличается большей объективность!),научимте кратер;!»«! анааиза, преодолением идеологических штампов.

Сделаны только первые шага на пути подлинного научного ггозкаяия сущности демократического социализма.Необходим

комплексный и объективный анализ процесса формирования и развития теоретической доктрины современного социалистического движения, его идейней эволюции пт марксизма'к социальной теории, основанной на о б :;;е ч зл о в е ч о с к и х нравственно-этических целях и ценностях». постепенно трансформирующейся в один из вариантов современной глобальной философии.

Слабо исследованы методологические, социально-философские корни социал-демократической концепции, влияние идеологического плюрализма демократического социализма.

Попытка исследования некоторых из'этих проблем предпринято в настоящей дассертацпп, открытой дпя конструктивной научной критики и полемики.

Дтссертация посвящена исследованию Оазисной социал-демократической модели социализма. Демократический социализм отказался от какой-чпибо единой модели социализма, поэтому в диссертации речь идет о тех общепризнанных ценностях, которые положены в основу национальных и глобальных вариантов социал-демократических проектов общественного развития. ^

Цели и основные задачи. Цельо диссертации является исследование эволоцни социально-философских основ 'концепции

\

демократического социализма. При реализации этой цели были решены следующие задачи:.

исследован генезис социал-демократического мировоззрения;

раскрыт процесс эволвции демократического социализма от идеологического монизма к философскому плюрализму;

. 3

осуществлен ссцкалыю-философский анализ ценностной концепции социализма;

дана характеристика основных черт социал-демократиче-окого аволвционизма и реформизма;

проанализированы особенности социал-демократической интерпретации философии глобалистика и проекты решения глобальных проблем современности.

Методологическая и 1&точниковедчеокая база исследования. При написании диссертации автор придерживался принципа — 4

методологического и теоретического плюрализма. Теоретические истоки современного социализма невозможно понять без работ К.Маркса, ф.£йгельса, В.И.Ленина, Э.Бернштейна, К.Каутского, Г.Плеханова и др.

В диссертации использованы работы современных лидеров Социнтерка (В.Брандта, О.Лафонтена, М.Харрингтона, Н.Кинно-ка и др.), теоретиков социал-демократии (Т.Майера, А.Герра, П.Монсоиа, Х.-Ф. Тесаноса и др.), представителей других социалистических и либеральных направлений (М.Дтиласа, I. Зл-лекстейна, А.Шаффа, Р.Дарендорфа, В: Сормана и др.).

•Для понимания философских основ демократического социализма большую ценность представляет труды И.Канта, М.Вебера, К.Поппера, К.Ясперса, Э.Фромма и др.

Изучено большоо число работ советских авторов,среди которых необходимо отметить труды Б.С.Орлова, В.Я.Швейцера, А.Б.Вабера, И.Т.Фролова, Г.Дилигенского, Н.Н.Моисеева и др.

Основные источники исследования - программные документы Социалистического интернационала, материалы конгрессов

Социнтерна, программы некоторых социалистических и социал-демократических партий.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она . дает обобщающий с о цтл ал ьн о~фи л о с сфс ки Я анализ эволюции концепции демократического социализма, анализирует ее систему целей, принципов, це:1ностей,-их диалектику и модификацию в

СООТВвТСТСИ'Л О ПОВ1ГЛ1! условия.'.«'!»

В работе исследуются недостаточно разработагаагэ пройле-глн социал-демократической интерпретации философии глобализ- ' ма в социалистическом мировоззрении, распивается процесс глобализации целей и принципов социал-демократии.

Практическая значимость угЛачу. Диссертация может бить полезна для последователей, занзмапцихсл проблематикой социал-демократии, для преподавателей и студентов вузов. Некоторые части диссертации могут бить использованы для подготовки учебных и методических пособий для учебных заведений.Материалы работа могут представлять иптерзс лля партий социалистической ориентации России и СНГ п подготовка их программных документов, разработке стратегии и тактики деятельности, в преодолении идейных разногласий и поиска интегрирующих идей.

Апробация работы, По теме диссертации состоялось несколько выступлений на научных конференциях; опубликованы статьи и тезисы в межвузовских и вузовских сборниках: ХУ1 межзональном симпозиуме. Горький, 1980; ХУЛ межзональном симпозиуме, Горький, 1989; XIX межзональном симпозиуме, . Н.Новгород, 1991; Ежегодной итоговой научной конференции ■ профессорско-преподавательского состава Внегородского социально-политического института, Н.Новгород, 1991.

Структура диссертации. Диссертация ооотоит из введения, трех глав^оеста параграфов и заключения, бийяиоцафпг. Объем, диссертации - 1Й2 стр.

П, ОСНОВЫ® С0ЦЕРЖА.Н!1Е ДИССЕРШШ

Первая глава "Генезис социально-философских основ концепции демократического социализма" посвящена исследованию процесса зарождения и развития ооцита-демократического мировоззрения, формирования идейно-теорагичвских основ демократического социализма, анализу сволюции. социал-демократии от идеологического монизма к (философскому плюрализму.

В конце XIX века, когда шел процесс формирования соцк-ал~демократичвокого движения, доминируйщкз позиции в нем ванял марксизм, давний убедительный иколомический и социологический анализ раннего капитализма и выдвинуший тезио о неизбежности революционной замени капитализма новым общественна.! строем, оонованноы на общественной собственности на средства производства и политическом господства пролетариата.

Первую серьезную попытку смени парадигмы марксистской теории предпринял в конце XIX в. Э.Бериштойн. В свооИ книге "Предо ос ыл к: социализма к задачи.социал-демократии" Берн-штейн доказывал, что тенденции, прогнозируемые в "Коммунистическом манифесте", не подтверждаются. Поляризации общества не происходит. Средние слои не иочезают. Великой социальной катастрофы не предвидится. Двигаться к социализму ыокно не путем скачков, революций, а через постепенные ре-форлы. Социализм представлялся Бернштейну не в виде конкретной модели общества, а как идеал справедливого общественного устройства и как постоянный процебс преобразования общества.

На основе анализа новых тенденций в общественном развитии (прогрессирующее обобществление производства, возможно-

6

сти демократии, изменение социальной отруптуры общества в конце XIX - начале XX в.) Э.Еернштейн предложил социал-демократическому движению альтернативную политпчеокуп линяв реформ и компромиссов, которая была направлена на овсмвцив капитализма в социализм. Высказанные им идеи о возможности кирного, эеолсциопного процесса- прообраопвания капитализма, использования в этих целях кооперация, демократических институтов общества ч государства, подчеркивание приоритета морально-этических, а не социально-экономических' критериев социализма, выводы о смягчении и преодолении антагонистических противоречий между рабочими и предпринимателями в результате новых явлений в развитии капитализма стали теоретической основой реформизма XX в, а затем п демократического социализма.

Однако появление реформистской идеологии даже в условиях организационного раокола и оформления самостоятельного оо-цнал-демократичеокого движения не сопровождалось разрывом с марксизмом.

В основе социальной философии партий Рабочего социалистического интернационала сохранялись важнейшие положения марксистской теории: анализ капитализма и его противоречий, признание классовой борьбы и необходимости завоевания ( у большинства партий мирно) пролетариатом власти, обобществления частной собственности на средства производства и т.д.

Оформление самостоятельной идейно-политической доктрины демократического социализма сопровождалось ококчателыим размежеванием о марксизмом и переходом на принципа философакого плюрализма. Отказ от марксизма как доминирущей социально-ф::-лософской основы демократического социализма, на наш взгляд, был связан с тем, что революционная.теория не соответствовала

7

ковши реальностям второй иаловины XX века: капитализм продемонстрировал свос способность к динамическому развитию в различных сферах; Н1Р способствовала преодолению 2-х классовой социальной структуры общеотва; политика социальных реформ и демократизации позволила снять остроту ооциально-класоовых антагонизмов'« выработать механизм социальной интеграции в обществе. Переход социал-демократии на позиции философокого плюрализма отражает нараотащее многообразие общественных интереосв, стремлений и идеалов.,

С точки зрения социал-демократов, провозглашение философского плюрализма необходимо для преодоления идеологического тоталитаризма и догматизма, неизбежных в уоловиях идейно-теоретического монизма. Однако отказ от марксизма как доминирующей идеологической основы не означал отрицания диалектико-материалистической методологий анализа общественного' развития.

Осуществленный в диссертации анализ философских основ демократического социализма показывает, что он испытал воздействие всех крупных философских направлений XX века,,особенно философии Канта и неокантианства, неопозитивизма и критического рационализма, критической теории франкфуртской школы, христианского и этического социализма, технократизма. Социально-экономическая теория социал-демократии восприняла многие идеи кейнсианства. На идеях кантиантской и христианской этики вырос этический социализм, который стал общепризнанной. философией социал-демократии...

Этика Канта, его "категорический императив", определяющие характер ценностей личностных и общественных отношений,- неокантиантские представления о разуме, свободе,го-

8

сударстве являются теоретической основой социал-демократической сиотемы ценностей, целей и нравствешивс идеалов. Исходной предпосылкой этики Канта было убеждение, что всякая личность - самоцель п из должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы ото бшш задачи всеобщего блага, Кант Еолед за идеологами французской буржуазной революции акцентирует внимание на абоо-лютном достоинстве и ценности каждой личнсоти, что легло в •основу социал-демократической концепции ценностной ориентации личности.

Критика западного типа цивилизации, "репрессивной демократии", "варвароких" последствий индустриализации, "тождественной культуры", а такие разработка новых типов рациональности, идеи новой альтернативной культуры, морали, образа жизни, новых форд сознания и т.д. - эти стороны "кри— ■ тической теории" франкфуртской иколы о разали влияю; е на ми-ровоззре1ше социал-демократов, усиливали их критическое отношение к современной действительности.

Философия критического рационализма близка многим социал-демократам. Защита демократии-, гуманизма, исследование феномена тоталитаризма, отделение науки'от-идеологии,рациональные методы решения проблем .научно-технического прогресса, культура, личности, общества служат теоретической базой для решения многих проблем социал-демократии. Особой популярностью пользовались философские идеи К.Поппвра (концепция "закрытого" и "открытого" общества, индивидуальной свободы, частичных реформ, не затрагивающих главные общественные структуры и т.д.).

В 50-70-е гг. социал-демократия пережила увлечение технократическими идеями Дж.Гэлбрейта, у.Ростоу, Д. Белла, Э.Тоф~ флера и др., на основе которых намеревалась создать "государство всеобщего благоденотвия", разрешить противоречия капитализма и т.д. Техницистские теории помогли социалистам осмыслить характер радикальных перемен в мире, противоречивый характер научно-технического прогресса, изменения ооци-адьно-классовой структуры индустриального общества; способствовали овладения техническими методами исследования обще-

ствешшх процессов*

Б диссертации мы рассматривали теоретические разработки М.Вебера (типология власти, форм демократии, теория "идеального типа" и т.д.), Э.Дюркгейма (теория ооциалыюй солидарности; плюрализм как высшая данность; государство как коллокг.ттй рануы) 9 В.Парло (модель равновесия систем, "теория алиа", концепция идеологии как ложного сознашй).

-Многообразие философских и теорэтических идзй обогащало и обновляло теоретический багсл; социал-демократии, что > позволяло ей бистрее реагировать ¡¿а ппролонц в мира я находить правильные отиотц на сло.каие пробдеиа совроиенноотк. Несмотря на огрсшш! идайко-теоротический ароенал, имеваий-ся в расаорякошк социал-демократии, "она перадила в 70-80-а годы идеологический кризис. Он выразился прежде всего в отставании теория социализма от быотро изменяицейся обстановки в миро, в неспособности объяснить многие новые явления общественного развития, в неудаче реформистских проектов', создания "общества всеобщего благоденствия" и 'т.д. Несомненно, что "идейный кризис" социал-демократии обусловлен и многоликоотьо, неопределенностью, противоречивостью ее философских основ, отсутствием четких методолотаческих принципов.

Неоднозначно оценивая философский плюрализм социал-демократической теории, автор.убежден, что только на базе конвергенции идей, •'открытой идеологии" могут формироваться " конкурентоспособные" современные идеологические течения. Хотя в первоначальном варианте концепции демократического социализма были провозглашены ценноотные ориентиры социал-демократии,в целом сохранялась формационная методология пе-

Ю .

рзхода от капитализма к социализму.. В качестве главной задачи социал-демократии вцдвигалооь требование замены демократическими срэдствами капитализма социалистическим обществом, в котором власть будет принадлежать народу, преобладающей будет общественная собственность на средства производства, установится политическое и социально-экономическое равенство ладей г

Важнейшая черта последу идей ояолющга концепции демократического социализма - это преодоление фср'лационного видения социализма п утверждение ценностной концепции социализма»

Акснодогичоскач методология общественного развития была обусловлена необходамсотьо преодолеггия абсолптпзацтг оо-цвальио-«'»!;оис«пчзег.ого детерда^язма? а:;туа-лзацпе.1- глобальных проблем; узцлшшом 'многообразия. и Рльторнетиклис вариантов ос-саотлзн^ох-о развития} процессш/л ксхдзргбпцьи общэот-вогш«с систем; возриоташим ролч о^-бъзгтив'шх факторов в развития об'цзства. /.¡нога? пз епх про,1;ьм ;;э :.:огу? бить разрешены в рамках фэрациозлой г, егод-гюггни

Вое цонноотз демократического соц;:алпг>*а рассматриваяг-ся в качество морал&но-э? ттчеоедх патогсрвй, вираяаапнг цели соцназ-демокрптичеокого ;;гл;г?е:::1я, кригсрлг; ооцнадкстачоско-т-э общества п основгшэ пршщш'.» модэртлзапип современного гара» Хагатм образом, утБС-рдзшпдиСя в гсчзотво официальной и общепризнанной .фалеоофяп "огпчеокпй социачагк" обосновывает ооцяаяпотичзскуа иг.эо кз ооцпэяьпэ-гкош!и*еокш5, а нравет-ввюлглп и отачоокпкз категория:п. Па паи взгляд, морально-этические претгцшп и ценности демократического социализма наполнены соцааяьно-оконаллчесгам содержанием. .

II

Социализм интерпретируется как непрерывный процесс социальной и экономической демократии, реализующий осковшо ценности демократического социализма - своооду, социальную справедливость и солидарность» Триада принципов рассматривается в качестве основополагающих целей и ценностей демократического социализма, Эти принципы равны и взаимозависимы.

Свобода провозглашаются основной целью социашстическ;)-го движения, гла-шнм критерием социалисма. Свобода мыслится как одна из аакнойшх общечеловеческих цонностоГи Оставаясь' на позициях единству и взаимосвязи индивидуадьющ. и коллективных свобод, демокмтичоскай социалвлы преодолел существовавшую прожди нчдооценху индивидуаль);ой ивободы, вк'лзе;;-зировал разработку проблем личности и услогай оа раэк'.гля, "нового индивидуализма", итртгащсго ооьективьио щшц. юса индавидуадизсшл: соврэмагаюго сэщоотга, Содасл-дсч*о::ратц выдвигают цель - ооздошк: оптимальных условий ллл разклп;л способностей человека, удо ид и творения его материал ышх. " духои)ых потребностей,

■ Каллзктисш'э свобод» трактуются ну только как способ вырзяаная о&ух интересов, но. а кек средство расимрегия "пространства свобод«" для индазида, его' ссмоопрсдэлешл к оамореализацча. Гармония личных и общзств*шигс интересов монзт быть осуществлена п обществе, в котором "свободное развитие каждого есть условно свободного развития всо;:'; Гармонизация личных и коллективных интересов в условие атоммзации общества выступает в качестве одной из актуальных и слокньг-: проблем демократического социализма»

Достижение свободы в концепция демократического социа-

12

лизма неразрывно связано с осуществлением принципа социальной справедливости и равенства, который трактуется как реализация "равных возможностей" граждан, т.е. равенство политических, экономических, юридических прав, равное отношение к средствам производства, равный доотуп к материальным и духовным благам, защита наиболее слабых и малоимущих и т.д.

Принципы социальной справедливости и равенства хорошо разработаны о точки зрения их конкретного социально-экономического, политического,, гуманистического содержания, преодолеют эгалитаристского мышления. Равенство не должно вести к унификации, усредненноети, обезлпченности общества, к поощрению потребительского поведения и т.д. В. то но время теоретическое осмысление проблемы соотношения свободы, социальной справедливости и равенства не завершено; идут споры об иерархии этих принципов, границах, их реализации в современном мире.

Серьезную эволюцию претерпел принцип солидарности.Преодолен преимущественно классовый характер солидарности. Солидарность носит всеобъемлющий и глобальный характер.4 Это практическое выражение общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости. В эпоху индивидуализма солидарность мыслится не только как процесс взаимодействия больших социальных групп, крупных общественных организаций, но и как интеграция индивидов.

Итак, базисная социал-демократическая модель социализма - это система философских и этических принципов овободы, равенства, социальной справедливости, солидарности. Па наш взгляд, социал-демократический подход к моделированию обще-

отвенного развития близок к "идеальному типу" М.Вебера, который определялся им как теоретическая конструкция, выражающая интерес эпохи. Демократический социализм определяет одну из ведущих тенденций и основные принципы развития человечества.

По нашему мнению, социал-демократическая модель общественного развития не завершена и нуждается в дальнейшей разработке. К числу наиболее важных упущений можно отнести такие проблемы, как критерии экономического и социального прогресса, диалектика взаимодействия социальных и общечеловеческих факторов, экономических и нравственно-этических принципов общественного развития, субъекты социализма в XX и XXI веках.

Вторая глава посвящена анализу ценностной концепции социализма, раскрытию содержания самих ценностей, их диалектики и методов осуществления в социальной практике.

В определении путей общественного развития демократический. ооциализм придерживается философии эволюционизма, которая обосновывает процесс "самоликвидации" капитализма, его постепенной трансформации в новое общественное устройство. Отцом социал-демократического эволюционизма является Э.Еерн-штейн. Два его главных вывода лежат в основе социал-реформизма. Во-первых, это вывод о возможности изменения самого капитализма, преодоления разрушительных экономических кризисов и постепенного ослабления антагонистических противоречий. Во-вторых, вывод о возможности использования буржуазной демократии для осуществления реформ в различных сферах жизни • и преобразования капитализма в социализм.

Современная концепция социал-демократического эволюцио-

14

низма утратила классовый характер п ориентируется на гуманистические и демократические цели. Ее основное содержание сводитоя к обоснованию объективных.и субъективных факторов трансформации индустриального общества, к определению характера, сущности реформ и разработке стратегии реформ.

Государство, формы собственности, смешанная рыночная экономика рассматриваются в качестве основных инструментов модернизации общества.

Концепция реформ как квинтэссенция того общего, что присутствует в национальных вариантах, представляет собой компромисс двух точек зрения, существующих в социал-демократии и противостоящих друг другу. Одну точку зрения представляют сторонники системостабилизируацих реформ, т.е. постепенных частичных преобразований, не затрагивающих основ экономики, государства, политической системы, способствуг-щие стабилизации общества. Другая точка зрения защищает си-отемопреобразупцие реформы, которые должны привести к ко-ренньм преобразования« ;сех структур современного капитализма и их замене новой экономикой и политической системой.

Анализ концепции реформ, осуществленный в диссертации, позволил сделать вывод о том, что она не претерпела существенных изменений. Основу этой концепции традиционно составляют три основных направления преобразований: экономическая, политическая и социальная демократия. Приоритет принципов этического, социализма обусловил новое направление,получившее название "культурной демократии", понимаемой как равноправие всех культур,'равный доступ к культурному наследию, образовгниг, знаниям, информации, помощь каждому человеку в развитии его интеллектуального потещцала и т.д.

15

Исследование сущности и характера реформ позволило сделать вывод о недостаточной разработанности целостной концепции демократических преобразований, в которой были бы определены необходимые отруктурные реформы, их содержание, приоритеты, последовательность и взаимосвязь, а также механизмы их реализацш!.

В диссертации раскрыв&етсн изменение позиции социал-демократии по вопросам собственности и рыночной экономики.

Долгое время социал-демократы придерживались того мнения, что нельзя покончить с капитализмом и утвердить социализм, не ликвидировав господство частной собственности, не превратив основные средства производства в общественную собственность. Концепция демократического социалиама зафиксировала изменение позиции по этим вопросам^ Так, уже Франкфуртская декларация допускает частную собственность на средства производства, формулирует принципиально новый подход к еа обобществлению, выражающийся в том, что дкя достижения социалистических целбй важно не столько обобществление частной собственности, сколько социалистическое планирование и демократический контроль.

В последующие десятилетия защита частисй собственности, рыночной экономики усилилась, все больше утверждалось мнение, что обобществление собственности не ведет к равенству, а национализированные отрасли экономики, как.правило, менее эффективны,чем чаотные предприятия.

Пооле долгих споров возобладала точка зрения о необхо-. дамосхи плюрализма форм собственности как основы смешанной экономики. Ока зафиксирована в обновленной концепции демократического социализма. Выбор форм собственности определя-

16

отся экономической оффсктявнсктз и принципами ооцяалыгсй справедливости. Но каково соотношение нзяду общественно.! п чаотной собственноетьо» каковн особеншпти чаотяоЯ аобст-вошшоти Е условия:: социализма и границы со существования? Концепция ¡¡о содэрапг ответов пч эти вопроси»

Поддерживая ршгачнуэ :жонс-лаку, социач-демократн глг-сгупют против го'пглрэпауля а чей больного эпгявоа- Яо их глнонло, далокрш.'й'йскоо общества долякс устранять иедоотзт-jai, издержка да;«; ог.-лоП разумноI рточзюй глсточ!» Госудшр--отьо дол;.«!'.« рпеуллрозать руно к л интересе* я дал б'аггд лд-дай. Гшюк да*,дай р/ководотвоватьсн ооилазгшьъ'п цвлягл до-uoRp'nnvooForo ейзгатэз«'

патич *с t.?» court?.та зм «од^орктшз. ¡jynvacrouyr мо-дэль pcÇot^i, c'u^ii госуд-чротг.о гловну- ггртсм.;»

раз a ¡за К";; 4!'îijc;-i":'!. Ii ггоа.ю:,. лор.гад лоцилл-.

стрс*.':'.,ч,!";т. оот:ч'"т. ''соллгл гзл'-'Дглл:t,¡/' :: дек.;-.

JiiWh ¡¡a-íiii,:: уъ • чэр'-лз'пгог^'тэг ;;з;;р;л1>г к

ЛУ'илратлл'.зчогл лълаапллй ¡ie о^'^-ч^гзло.' ел лгаллзл.! з осз'Цс,-^-Tir, í:o плслсллко еллглплл, „зрр^'.'гаруог

"ГС, оояс-й?*.:я 1ч>оу,чэро?до:ыо9 /не::; лел^лтгл я п

УСИЛЧПОЯ ;ЛНЬ ДГЭДГрЛТЛЧЛОЛОГС1 ЛОЛЛрПЛД, '.¡Л -Üj, ¡. D-î^^еГ':Я рЛ-

Отглл» олуллолл, л л'-л*-

С гелгл зроплл гоця 1:-,\и.*о-;рггсой лсл^агк л-<л- л7;<л:лл

ГОСуДСрСУГЛ 'CïlKî' О n«.ïVR3 . ""СЬ 'Л Л Л:Ч\>;ЛНЛ ¡ ù О™

!л;и ¡¡рлил'лл ли;;;/;;1 ■ : к v. : j j ;tí -j : j j о ü ь « ; ;т др'^лллзы л

другие осглпвеннкс- эргагазац'ть и оснончошю^ лшлдекплг; демократачесчи-л ооц^ялцямя с-.'Дсг^аюл ядомтэдил л раочлгсс-jíiíü вогмо^кзетеЛ гглялан атияг.- «а арюхт;.? зконс-дачеокля и социальных рогияп'а на рабочем месте, л отраолз, ira до-

калыюм, национальном и международном уровнях, о социально« контроле за внедрением новой техники к технологии, за состоянием жизненной среди, о повышении прав потребителей по отношении к производителям и т.д.

Анализ концепции эволюционизма и реформизма привел автора, к выводу о том, что нет полной ясности в определении характера и содержания оистемопреобразуодих рефор»:, приоритета и последовательности демократических преобразований, пределов реформирования индустриального общестза3 Самое слабое место концепции - недостаточное теоретическое обоснование экономических преооразованик.

Третья главз диссертации прослеживает новый этап эволюции демократического социализм. - этаа глобализации ого целей и принципов. Поиыткс ос:.шсдэш;я глобальных проблем выявила ограниченность концепции демократического социализма и потребовала радикального пересмотра теоретических основ, принципов, целей, задач демократического социализма. Нс.исц~' кий социал-демократ Т.ИаЗер назвал этот процесс "новым ревизионизмом". В.Браццт,проводя ту ко параллель, утверждал, что за свов более чем столетию« историю социализм порзяива-ет второй эпохальный перелом..

Социал-демократам пришлось пересмотреть основы своей социальной философии, понять современный мир как противоречивую и целостную скотому, обратиться к проблемам эволюции человечества, взаимодействуя человока и природы, осознать кризис современной'цивилизации. Демократический социализм включил в свои основныо ценио'сти, наряду с триадой традиционных ценностей, задача сохранения мира, защиты окружающей среди и развития Юга* Вое цели и ценности демократического

13

социализма получили глобальную фнлооофско-мировоззренческую ориентацию.

Социал-демократы внесли значительный вклад в теоретическую а практическую разработку глобачышх проблем. В. Врандт, У »Пальме, Г.Х.Брундтланд наряду со кнагили учеными мира могут быть названы основателями философии глобалиотики - формирующейся особой сферы знания а мировоззрения.

Исследование позволило выделить основные черты социал»

демократической философии глобалистики.

Во-первых,социалисты рассматривают глобальные проблемы

о

как систему природообразупдих, научно-технических и социальных факторов. Социалисты не разделяют ни оптимизма техницистов, ^ни нигилизма экологистов по отношению к научно-тзхниче-скому прогрессу. Они сторонники Н'Ш, который не наносит вреда окружающей среде и способен стать средством решения проблем экологии.

Во-вторых, доминирующим в глобальной философии ооциал-демократов является социальный фактор. В их понимании все - глобальные проблемы являются социальнши и по своему происхождению, и по содержанию, и по методам их разрешения. Демократический социализм проектирует новую цивилизацию, исходя из принципов свободы, социальной справедливости, равенства, демократии и т.д. Все демократические и социальные завоевания, достигнутые в передовых странах, должны стать общечеловеческими нормами.

В-третьих, впервые демократический социализм ставит задачу осуществления своих принципов в глобальном масштабе, интерпретируя свои цели и ценности в качеотве общечеловеческих. Социал-демократы связывают решение глобальных проблем

с социалистической тонденцпеК мирового развития, справедливо указывал на необходимость изменения всей социальной организация общества и мирового сообщества, сознания и поведения людей, замени современного,, во многом губительного для природу и человека ооцественяого порядка, окоокономиче-скии, высококультурны^ нравственным обществом. Но ото -ьадача будущего. Новый паровой порядок не монет бить основан только на социалистических принципах, на какой-либо одной идеологической доктрине. Его философия будет интегрировать идеи всех существующих доктрин, в том число гуманистические и общедемократические идеи.демократического социализма.

В-чатвортцх, совдал-демократы-сторошшки не стихийного, а управляемого и направляемого развития человечества. Человечество сможет выжить только при определенных довольно ■ йоотких условиях, которых будут придерживаться всо страны, всо люди. Это касается пределов природопреобразуицей деятельности, 1раниц современного Н'Ш, нового способа бытия и т.д.

В-пятых, глобализация демократического социализма значительно усиливает гуманистическую направленность его социальной философии, изменяет оущность и формы гуманизма. Существовавшая прежде антропоцентристская форма гуманизма,рассматривавшая человека в качестве хозяина, властелина природы, заменяется новым гуманизмом, исходящим из единства человека а окружающей среда, ориентирующего общество и его членов на самоопределение и самоограничение, защиту всех ценностей цивилизации.

Разработка теоретических основ глобалистики Социнтерна

не завершена. Более того, В.Ерандт ирнзнавал, что на глобальные вызовы удалось найти лишь "частичные ответы".

Глобализация целей, задач, принципов Соинтерна привела к смене исторической парадатан демократического социализма. Суть новой парадигмы - это защита естественных основ жизни людей, обеспечение прав человека, гарантия сохранения мира и ооздание эффективной системы международной безопасности, создание нового мирового сообщества на принципах демократии и справедливости. Осуществление этих целей социалисты называет "новой миссией" социал-демократиче-• ского движения.

Из всего многообразия глобальных проблем в'диссертации рассматриваются четыре основных, которые выделяются социал-демократами качестве основополагающих целей. Это -проблемы прав человека, экологии, международной безопасности и развития стран Юга.

По нашему мнению, в философии глобалистики социал-демократии преобладает влияние стереотипов техногенного 'мышления, европейской культуры с её идеалами силы, разума,успеха и т.п. Не используется восточная философия, ориентирующая на гармонию человека с'природой, сохраняющая приверженность традиционным нормам культуры, морали, и т.д. Современная глобальная философия не может не основываться на' синтезе различных-типов мировоззрений и культур.

Проблема прав человека и его гармонического развития стала ключевой в новой концепции демократического социализма. Человек из средства общественного развития должен стать целью развития общества, современной цивилизация. Права человека универсальны и глобальны; они должны соблюдаться по

21

oTiunemm ко всем людям, независимо от пола, возраста, клао-са, нации, религии, и во всех странах.

Соцаитерн признает комплексность ы многообразие крав человека - гражданских, политических, окономическнх, социальных, культурных и т.п. Eco они взаимосвязаны, но могут быть противопоставлены друг другу. Личные и общественные права дотеки увязываться ирк решешгл национальных и глобальных проблем»

В концепции прав человека Соинтерна базови-î блоком является соцмалышо ц шеономнчезкио права, лекащиа в ' основа ерлкцшов свобода ïï социальной справедливости. Не менее вш:-ной дая ооцпал-дзмократов является неразрывная связь прав чоло£й{со и демократии.

В цздом концепция Соццнтерка по правам человека не отличается болшш своеобразнее; в ней много декларативного, неопределенного,"Ъообешга в области гарантий прав человека. В основу проблемы прав.человека положена "западная модель", которая не' всегда применима в странах "третьего мира". Диалектика гуманистических и социальных сторон проблемы прав человека разработана недостаточно.

Задачи сохранения и восстановления окружающей среды являются приоритетными в глобальной стратегии социал-демократии. Для социал-демократов экология - явление не биологическое, а прежде всего социальное. В качестве важнейшего критерия экономического прогреоса выдвигается сохранение окру» ющей среды.

Характерная особенность социалистического восприятия экологии - это всеохватывающая глобальность, т.е. включение в экологию всех элементов жизни "мирового дома": безопас-

22

нооть, экономическое и социальное равэиство, дшократичеокое устройство, права человека, хунанизациэ общественных отношений, моральные и культурные цеииоотц.

Экологизация гуманизма - одна нз существенных оторон глобального мкашнгая социаи-дзкократов.. Гуманное, отношение к использозапт окрукагсдсй среди возможно только в демократическом общество, уважающем человеческую личность, проявлявшем заботу о его здоровье, культуре, интеллекта. Пряодолонпэ раз-ругателышх процессов в природа требует активного учаотия всех граждан в деятельности, направленной на оздоровление •лсгугавще."! срэды, разумного ограничения своих потребностей Ii т. д»

Экологическая платформа Социнтерна сг.язывает достижение экологической безопасности о реформированием мирового сообщества, о укреплением механизма международного сотрудничества. В ней сфпрлулирована концепция нового пнтершщноналигна и Вфлозона.программ модернизации оущэотвуспей системы международных отношений».

Демократический социализм всегда считал защиту мира и решение проблем безопасности- своей Баянейаей задачей. Социал-демократы имеют большие заслуги в разработке проблем безопасности и практической их реализации, ihn предложено немало новых подходов к проблемам мира а бозопаоноохн. Проблема безопасности не ограничивается только военнщи аспектами, а включает весь комплекс условий, обеспочивзсцих выя!ва;ше и развитие человечества: защита окружеггдзй среды, экономическое и технологическое развитие, культурные, гуманитарные, социальные аспекты и т.д.

Безопасность в современном мире может быть только гло-

23

бальной. Стабильный кар требует ire только более низкого уровня вооружения, но и обстановки взаимного доверия, переориентации военных расходов на цели развития, создания более справедливого мирового порядка*. Однако, на наш взгляд, в настоящее время социал-демократия не имеет концепции глобальной безопасности, соответствующей изменившимся условиям (крах UCG, распад СССР, Югославии, Чехословакии, объединение Германии, роспуск ОВД, исчезновение биполярного мира).

Проблема разЕлгля отсталых отран Юга в с^лооофопо-тиороия-чесжом смысле разработана,на нал взгляд, слабо, фрагаенгарно. К положительным моментам осмысления ото*.; проблемы следует отнести обоснование ео глобальности, всестороннего воздействия на международную обстановку, окономичоокое; политическое развитие есэго мирового сообщества» Следует отметить поддержку социал-демократами демократической и социальном направленности развития молодых государств, защиту угнетенных и подворгащихоя различит формам дискриминации,прпзна-irae многовариантности путей к моделей общественного развития».

В то яе время демократический социализм не разработал четкой концепции развития молодых государств. Много абстрактных, расплывчатых формулировок. Отсутствует характеристика ■ социальных, национально-этнических отношений в этих странах; не сформулированы ближайшие и перспективные цели, этапы преобразований ; пе определены силы, являющиеся "носителями" прогресса..

Социал-демократы исходят на возможности осуществления целей и принципов демократического социализма в странах Юга,. Однако концепция демократического социализма уделяет недостаточно внимания специфике реализации принципов свободы,

24

справедливости и оодидарнооти в" молодых государствах«.

В заключении диссертации дана общая оцошш демократического социализма и высказаны соображения о направленности его развития.

Таким образом, анализ ооциальро-филоссфоких сонов демократического социализма позволил определить ооновныо направления его эволюции:

от теоретического монизма к философскому плюрализму;

от формационной методологии к цонностной ориентации;

от классовой направленности к глобальным целям;

от социально-экономической детерминированности к этическому обоснование социализма.

Содержание диссертации нашло свое отражение в следующих публикациях:

1. История, теория и практика социал-демократии. //Политология. Учебное пособие /Под ред. доктора филооофоких

наук, профессора Израителя В.Я. - Н.Новгород, ШИВТ,Х991.-I п.л.

2. История, теория и практика социал-демократии. //Политология. Учебное пособие под ред.-доктора философских наук, профессора Израителя В.Я.' - Н.Новгород, ГИИВТ, 1993. -I п.л.

3. Новая программа Социалистического лнтернационаяа,, //Философские я социально-политачеояие проблемы развития современного общества. - Н.Новгород, НСПИ, 1991. - 0,3 ц.л.

4. Проблема прав человека в концепции демократического социализма (тезисы). //Проблемы антропономии. - Н.Новгород, НАСИ, 1991. - 0,2 п.л.