автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Эволюция творчества О. П. Смирнова в контексте современной советской литературы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция творчества О. П. Смирнова в контексте современной советской литературы"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 113.08.11
На правах рукописи
КУЧЕРОВА Надежда Алексеевна
УДК 882 09 Смирнов
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА О. П. СМИРНОВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Специальность 10.01.02 — литература пародов СССР (советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1990
Работа выполнена в Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.
доктор филологических наук, профессор В. А. ЛАЗАРЕВ
доктор филологических наук, профессор А. А. ЖУРАВЛЕВА кандидат филологических наук, доцепт Н. С. БУХАНЦОВ
Ведущее научное учреждение — Институт русского языка имени А. С. Пушкина.
Защита диссертации состоится 1 октября 1990 года
в ............ часов на заседании специализированного совета
К 113.08.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, ауд..............
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПП имени В. И. Ленина. Адрес института: 119453, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.
Научный р у к о в о д н т е л ь:
Официальные оппоненты:
Автореферат разослан «..<
Ученый секретарь специализированного совета
Т. В. ЗУЕВА
. ОВДАЯ ХАРАКТШСТЖА. РАБОТЫ * Диссертация посвящена исследованию творческой эволюции писателя Олега Павловича Смирнова в контексте советской литературы 40-80-х годов.
Актуальность теш исследования определяется, во-первых,постановкой ряда спорных вопросов развития послевоенной литературы, во-вторых, возможностью в процессе достижения творчества как целостного литературного явления обогатить представление о психологии писательского мастерства, мотивах и причинах эволюции автора.
При изучении любого явления или процесса / в том числе литературного / следует учитывать все составляющие элементы этого явления или процесса. Нельзя правильно и до конца пенять закономерности литературного развития, основываясь липь на изучении творчества' известных мастеров, не учитывая произведений писателей, в- силу разных причин не'являвшихся объектом пристального внимания литературоведов и критиков. Справедливо считает А. Бочаров: "Г«!ы лишь тогда изучал литературу, когда объектом окажут.— ся на только значительные, но и по возможности все пооизведения: изучаемой эпохи"1.
Творчество О.П. Смирнова / род. 27 ноября 1921 г„ /'начинается в конце 40-х годов и продолкается поныне,, то есть приходится на значительный период развития советской литературы,. ,2с~. тествекно, в его творчестве не:могли не отразиться, основные.тенденция п закономерности литературного процесса.. О возможности и плодотворности исследования историко-литературного процесса, через изучение зволвдии отдельных авторов свидетельствует ¿.работы А. Вушяна, М, Храпченко п других литературоведов„ которые., доказали необходимость подобных исследований, так г,позволяет понять вадуалш закозамерностн в развитии- даяе^ури»., узадеть со художественной'разнообразна ж богатстзо.
Правомерность Езучзщш творчества О.П, Схлгнс~а: обусловлена значительяоети) и актуальность» яробле?латижг,. вдогообразием гтагатвкп и достаточно васомм художественна» уровней.прозы пи-езтвля.
Основная тома произведений Ф.Я.Смирзгааа Великой-
1.Бочаров А. Человек а война, йзаа емдаишйтячйсг-сго.гуканязка: ■• з поолопорпной проза о войне'. - М.»
« с. 329, * .........
Отечественной войны. Долгой врегз являясь ведущей в литератур-, ном процессе, военная проза наиболее полно отразила закономерности и общий уровень художественного развития зга современном этапе. Правдивая, исторически конкретная проза .О.П.Смирнова о Великой Отечественной войне позволяет по-новому взглянуть на некоторые трудные проблемы истории война, особенно ее начального этапа и завершающей операции / О.П.Смирнов является одним из немногих писателей, кто обратился к художественному изображению последней операции Второй мировой войны - разгрому' Кзантунской армии Японии /. - ■ '..-';г; У "У'У У
Советская литература всегда с особенным вниманием относи-■ лась к внутреннему миру человека.. Важнейшая роль в раскрытии человеческой души принадлежит лирической прозе. Анализ ,творчества О.П.Смирнова показывает, что поиски собственного пути велись автором именно в направлении лирической прозы. Органичное взаимопроникновение эпических и лирических -начал в произведениях писателя представляют большой- интерес для. исследователя с ~ точки зрения определения жанрово-стилёвых особенностей его прозы; . ;■ .'-л"'. У У': ' •.-"/' У'/.'У'':/
В начале творческого пути основным средством самовыражения писателя был рассказ. Эволюция творчества О.Смирнова определяем ся движением от рассказов к романам. Такой путь характерен для многих литераторов. Работая над рассказами,' писатель проходил хорошую школу мастерства. М. Горышй рзюйеццовал 'гзаатгн катерам писать "молзош рассказы" : "Начинать работу болышяш ро:.!а-нами - ото очень дурная манера, и- именно ей ш обязазш-там,' что . у нас создастся етолоство словосйого В связи с этт
представляотся иптяраенш и ахотуяяьнш иосяодомтш пезхологян творчества, ояродояония причт? дащдшю автора о? "какой фор-Е*' рассказа г, крупнта повесхвоватояшщ формам.
Своеобразно гадивцдуальноЯ уворчсоко8.шшр!1'ш1оагеля, йак-ты его творческой биография, направленно и коршаор свозкеш, отражение » ого прозо ведущих аондоцций яжгорсаурзого гфдасоа делают задачу изучения наследия О.П.Сшрлова ошюлокзрзой п актуальной. . 1 ' У ' .У.' ■ у . '
Конкретным об^ектоц нсследоэааап аас^свдоЗ работа ябдшхш! все творчество О.П. Смирнова. В полз врэиш ЕСйгпдезгявяя 1ШО»У Г.Го^ький А.М.1зес0ДЫ с молещшш. CotJp.oo4.jD За-га т. -Т.27.-С.
■ дятся стихи, рассказы, повестя, романы, созданные писателем с. конца 40-х годов, но настоящее время, а также его публяцистиче- ~ ■ ские и литературно-критические выступления. ' ' • ' ' -
. Дель, диссертации состоит в монографическом исследования " -творчества р.Д,Смирнова в контексте современной советской литературы.';. '■. . \ ;
" В соответствии с намеченной нелью предполагалось решить следующие конкретные, 'задачи, ;
- проследить эволюции писателя, определить пр-шципы периодизации творчества и; охарактеризовать основные этапы ;
'- определить,особенности гражданской позиции, эстетических и литературно-критических взглядов писателя ;
- выявить главные тематические аспекты произведений, их мотивы и идейно-худояественную проблематику ; .
»"проанализировать наиболее, значительные произведения писателя,
установив их роль и значение в'эволюции автора ; ~ выявить характер взаимодействия творчества О,П.Смирнова с литературно-общественным контекстом .
Для решения поставленных задач использовались историко-ге-нетическгй и сраввнтельно-типологичесзтй нетодн исследования , широко применялся конкретно-тзкстуалъннй анализ произведений, ставших глазным объектов изучения.
Научная новизна.исследования определяется его объектом. Творчество 0.П. Сгшрнова никогда, не являлось .фактом системного литературоведческого анализа. Работы критиков не могли дать полного представления об 1щцивядуалъности автора, посвящайзсь, в основном^ отдельным произведениям. Попытки осмысления эволюция писателя и определения его коста з литературном процессе бшш предпринят Д.Дячхо, В. Мэзоековш,. В. Повлневым, Н-. Са-востпннм и Др. Однако ратяш нурнальной или газетной статна, не позволяли сделать ётоглубоко а всесторонне* Б данной дй'ссер-тагш впервнэ анализируется весь творческий путь писателя з широком лпторатурнсу контексте. ■
д, «атадолотедеско^,. основой дяссуртз'Ш'д» аз-гтагся труду влаесякоэ иаркеззт-лензвнзуа о загонах а ЕД5 глтерпаяистэтесйоЗ диалектик:!, сй^еметсаолсгачесж) аг?.то2о~ г~л о едпнетйэ содэрааздя я форп, програлзыэ дог^сеггп ййртпя л правительства до ярб&гонал тоерз! а лсторна вул&яузру, «сдус-
ства и литературы, историко-теорэтические положения советского литературоведения.
Практическое значение диссертации. Материалы, выводы и обобщения диссертационног о исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по истории советской многонациональной литературы, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по послевоенной прозе, при разработке тематики курсовых II дипломных работ.
Апробация материалов исследования осуществлялась на межвузовской научной конференции молодых ученых / ШШ им. В.И.Ленина, 1988 /. Работа обсуздалаеь на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры советской многонациональной литературы МГОИ имени В.И.Ленина.
Основные положения диссертации отражены в двух публикациях.
Структура и объем диссертации определены задачами л логикой исследуемого материала. Работа состоит из введения» двух ' глав, заключения и списка использованной литературы. Основная ее-часть изложена на 170 страницах машинописного текста. Спксох*. использованной литературы ссдогглт 263 падае-невашш. . .
ОСНОВНОЕ СОДРАН!!*! ржгш
Ви гке-аетг обосксвкзгахс,. вкс5ор жим, »а/шшйюм. а ко • р^с-'/ы, (рзи.г/.^фу^оя цош а задачи, д^тея харак.^.сти»« & .и:-¿хл'урх..:-с-^всккаго ¿'»ииодша, в ¿¿лыи КОХО^Л'Э Дро-*
основа гпссертйцк: с структура« щзакотласк&к анй'паюс?;» пуачк исло*.ж& <- ¿¿зулагагс:; лселсдоагад»..
В илогггссуйб 0.11. Слшрас^а шшо гьдсл;;^ два пср^сда ; первый „иаши^ся а копии ¿С-;; -сдо^ к до второй
с конца 50-:-: по настоящее :уг""";.
Пэт-.-''-~ "Творчество О.П. С:.ар:;05 а 'Ю-бО-х годе»'» " аоозяцакс наследованию ражих срсизвгдешй / сбогаидое ст рассказов /, повестей к романа ''Северная Корона" кап « точп; зрения становления канров в творчестве пксаяалл, «тег, з с V.-.) зрения тематики к проблематики.
Становлении Смирнова-прозаика предшествовал коротки]! пари-од его поэткческйй деятельности- В отег период £ор.Ч2руйтсм ас~
Которые особенности художественного мира писателя, возникают факторы, которые обеспечили возможность его дальнейшего развития.
Тематическое, разнообразие лирики Смирнова обусловлено биографией страны, его личной биографией, широкой географией его жизненного пути, а также некоторыми особенностями развития послевоенной советской литературы. .
- Художественное освоение действительности начинается с изображения родственного авто"ру слоя жизни. Оснсву поэтических сборников составляют стихи о Великой Отечественной войне, стихи о пограничниках и о ставшем для него родным и близким Забайкальском крае. Анализ сборников" "Часовые мира" / 1950/ и "На восточном рубеже" / 1953 / показывает, что отличительными особенностями поэзии Смирнова являются простота, демократичность,, .-ла-. хонизм формы, острое чувство современности.
В стихотворениях Сгирнова видно стремление не себя .выразить, а .рассказать о других, о том, что его окружает. Его .поэзия эпическая, но не в стслв широты охвата событий, аз-жом смысле, который вкладывал в это определение- В.С. .'Белинский :: "Здесь не видно поэта : мир, пластически определенный, развивается сам собой и поэт является как бы простым .цовеетвоватзлем того, что совершилось само собой. Это поэзия эпическая"1. Однако личность поэта присутствует и здесь, выражаясь ;в отборе картин и событий,' в способе изображения, в поэтическом .строе произведения.
Поэзия Смирнова тяготеет к прозе,но -не ташс© аютому, что в стихах много прозаизмов, диалогов, правд® рет, а прежде всего потому, что поэт стремиться создат* да,тайгер .объемный., многогранный» что в коротком лирическом стихотворение сделать довольно сложно* Поэтому переход от стихов о враге был для Смирнова закономерным в оправданным. 0 своих стихах,, жак свидетельствует Д. Днчко, "писатель говорит с улыбкой, с хгхоЯ обычно взрослый отзывается об увлчениях прошедшей шэсга, Дравда, он признает, что стихам обязан тяготением к точяжу, шкому слову, предельно сжатому, лаконичному описании , Стремление к широте охвата жизненного материала, к эпичности адобраяения, к точности и ¿.ьелннский.¿л'^обр.-^оч^В 9-ТЯ 1,3» Художественная
2 Дычк^Що* звезд'рукой падать //Заезд, -1970. -Кн.12. -С. 233.
\
правдивости деталей привело к тому, что писателю стало тесно в ракках поэзии и он нечал пробовать себя в прозе.
Первые рассказы писателя являются прямым продолжением его стихов на содержательном уровне. Три основные темы разрабатыва-Л ет Смирнов : тема Великой Отечественной войны, тема современной армии / она нашла свое выражение в произведениях о пограничниках / и тема послевоенной действительности. Темы не изолированы друг от друга, постоянно соприкасаются, так как в основе творчества писателя лежит исследование человеческого характера, изображение судьбы человека, современника писателя, прошедшего вместе с ним и со всей страной трудный путь испытаний.
Почти одновременно со стихами выходят сборники рассказов "Китайская граница" / 1954 /, "В сосновой пади" / 1955 / и др., главными героями которых являются пограничники. Значение, которое придает писатель этой теме, место, которое она занимает в • его творчестве, позволяют отнести 0. Смирнова к "ветеранам писательской пограничной гвардии" /Козлов И./, Интерес к теме обусловлен не только фактами биографии / после окончания вейны Смирнов ещз десять лет сложил в пограничных войсках Забайкальского военного округа /, но преаде всего тем, что материал, положенный в основу произведений, позволял выявить чзловеческуа сущность в условиях критических.
В литературе, посвященной границе, слогаикоь достаточно прочные традиции изображения пограничной действительности и чз- ' ловека, охраняющего труд к покой государства. Традиция отк берут начало в произведениях 20-30-х годов - в рассказах, очерках и повестях С. Диковского, Л. Канторозича, Л. Линькоза, М. Сло~ нимского, в стихах В. Луговского, А. Суркова, II. Тихонова п других литераторов, где будни границы показаны в аспекте герои-' ческом, где человек постоянно стоит нерад необходимость» свершения подвига. В послевоенное время пограничная гега находит свое воплощение в произведениях А. Авдезпко, Г. Ананьева, В. Андреева, Е. Белянкина, Е. Воеводина, 3. Ппекотитза к др. Данную тему активно и охотно разрабатывав? и 0. Сищггоа» }хо названных сборников рассказов с теь:о£ граница связала повоил "Барханы" / 1266 /, " В отрогах Копот-Дата* /1970/, "Зололоя осень" / 1970 /, писатель является автором сцснарня нескольких фильмов телесериала "Государственная гршшца".
• Рассказы писателя трздинионны : в центра - главный герой, действующих лиц немного, основным событием рассказов является, как правило, нарушение государственной границы. Служба героев произведений по охране государственной границы проявила глубинную, скрытую от постороннего глаза суть юс характеров. Пограничники Смирнова молоды, но характеры их определенны. Раскрытие сути уже сформировавшегося характера - особенность рассказов писателя о лвдях границы. В прошлом у них, как правило, работа в поле, на заводе.. Свои солдатские обязанности они выполняют так .не добросовестно, как работу токаря или пахаря. По Смирнову, слуяба в армии - это работа, служба в пограничных войсках -работа наиболее трудная, к 'тому же и опасная. Писатель не романтизирует военную службу, как это делалось во многих .произведениях об армии. Он ввдит свою задачу в том., -чтобы доказать жизнь таковой, какова она есть, не приукрашивая., не (Создавая-.романтический ореол, но и не упрощая, не сводя все ас .-будничности.
Армия 60-х годов представлена в произведениях 'Смирнова как хорошо сформированный организм, в котором нет маета :расхлябанно-сти я анархии, армия у Смирнова - это дисциплина, взаимопомощь, четкое выполнение воинского долга; В последние годы при характеристика армейских- взаимоотношений часто применяют определение "неуставные отношения". В творчестве Смирнова проблема неуставных отношений не ставится и не рассматривается. Связано это, по-звдшлому, о тем, что,во-первых, "неуставные отношения" в том виде, в каксм они существуют сейчас - это "благоприобретение" аргяз более позднего времени ; во-вторых, рассказы о пограничниках носят очзркезнй характер, .автор вздел свою задачу в том, чтобы дать положительный пример, увидеть и показать привлека-тэльпоэ э будничной слузбе.
Вызадиая в 1566 г. певзеть '"Барханы", а затем повести "В отрогах Ксяет-Дага" н "Зэлетая .осень" свидетельствуют о новом подхедо писателя а азойрзахзяз '"человека с ружьем". Впервые в щюяэвадспитх Смирнова шдадаэтея образ кадрового военного, а емзстэ о нш расаиряэтея крут вопросов, исследуем:« автором : каковы тэ внешняэ а вяутрогииэ изменения, которые происходят в чэлозояз, пэбраваш арщ® лвоей судьбой. Образы капитана Долгова /"Барханв" / а капагеда Строганова /"В отрогах Копет-Дага"/ рсзягстпчтш, почти доз^эптадыш, Армия, где все регламэктяру-
етса уставом, казалось, не дает возможности для проявления самостоятельности. Однако сЛицеры-пограничншад в произведениях Смирнова отличаются творческим отношением к выполняемой работа, независимостью взглядов и бескомпромиссностью в спорах.Все это связано с пониманием ими той глубины ответственности, которая на них лежит. ■ ■
Появление в творчестве О.П.Смирнова тематики и проблематики, связанной с послевоенной действительностью, обусловлено не только внутренним стремлением более глубокого постижения жизни во всех ее проявлениях, но и неодобрительным отношением критики к "затянувшемуся",как она считала, военному периоду в биографиях многих литераторов.1 Б. Субботин вспоминал:"Нам было сказано, что все в нашей судьбе зависит от того, как скоро мы перейдем на мирные теш. Довольно решительно нас переключали на эти мирные темы"2.
Произведения о современной послевоенной жизни связаны с активными поисками писателя в области лирической прозы.Обращение писателя к лирической прозе потребовало овладения новыми нормами письма. Объективированное описание, присутствовавшее в рассказах о пограничниках, сменилось "субъективны!,; началом в описании объективного предмета V'!. Мжо1шн/" ?
Проблематика рассказов разнообразна, затрагивает многие ас« 0 пекты низки современника. Разнообразны и способы изображения: от публицистически 'откровенных выотупжопуЛ до филсссфск-гх рас-мышлений о смысле человеческого сздсстооааайя.'
Исследователе русского советского рассказа указавши, чхо и 50-е годы егшр рассказа претерпел существенные кзмепишя. Боли до середины 50-х годов рассказчик;; брас: йразехвокшгй и гражданский обжи-: героев как нечто дашгео, давно сдашвгоеея, "»о середина 50-х годов стала врекепег керооц&кк« цонпсехоЯ, з процессе этой поргоцезки опроделклеез, повое отсоаешгс чеясБвку» В конце 5С-х годов ебьоктом худс:.:оств8нног-о сгаст
пе^сона^и, гялекяс от совершенств;., "СхРКДартаа
Х.См. ,напт>< .деиошьвв В. Огнешш;: иосг.Кнпгд о пези^;. - :
''ссковск;± рабочпп, 1970. г.Цит. пс ;<п. -Колет А. Перочигсз«я гош>?. ¿статут*»-:;. -
скис очегкя, '(удоглестЕогнат «0,1;.;:,
Г;.Орехова -Т.А. Современная люркчезхая проза, ем;;:- г-;
.чанга :.л70Ьгэ.д;:си. . .лсап^.и/.агол.кау;;.» «»•!.; ..121"! .г.:, .*».', -русско... -1533. - С.7.
- Э -
герои в этот период осуждаются как слишком схематичные, сухие и безжизненные"*.
В творчестве 0. Смирнова этот переломный момент прослеживается довольно отчетливо. Уже в начале 50-х годов среди его героев появляются такие, которых трудно назвать положительными / Тебеньковы из рассказа "Незваный гость", Зубов из одноименного рассказа /..Вышедший в 1956 г. сборник "Степной пожар" сги-детельствует о многообразии творческих интересов писателя, расширении проблемно-тематического содержания его произведений, углублении психологического анализа героев. '
Как бы ни была разнообразна тематика рассказов, то ли это тема деревни / "Степной пожар" /, то ли военная тема / "На Смоленщине" / писателя интересует преяда всего человек. Для него характерно напряженное внимание к быту, внешне неярким характерам и судьбам. Он рассматривает нравственную сторону человеческих взаимоотношений. Рассказы "Медвежий хребет" и "Попутчик" -об ответственности мужчины, мужа, отца, "Макушка лета" - о сложной женской судьбе, о ранимости ребенка, в рассказе "Взрослые • дети ставится проблема взаимоотношений отцов и детей. Хорошее и плохое часто соседствует в рассказах писателя. Смирнов никогда не рисует своих героев только одной краской. Непростым оказался характер Бориса Забродина / "Год" /, сложной судьба Потапа /"Потоп" /.
• Обостренное внимание к нравственной проблематике определило и вЕбор писателем ряда'художественных приемов : интерес поддер^ апваотся по острш сгпотсм, на динамикой событий, неожиданными лсворотал действия, а вниманием к внутреннему миру человека, к :-го чувствам,. разжлленипм, дувевнш движениям. Психологизм поз-'dosier автору выявить сущность человека, то, что скрыто от внеш-:тзго ззгляяа,пепрсявлено во внешнем действии. Интересен с этой "очет зршпгя рассказ "Епзоз в Сосенки", близкий по своей сти-" светлой пнтонацш: рассказу С.Антонова "Весна". Психоточно я чощо выписаны Смирновым нюансы в быстро ме-•■г.пел": гггстрссняя горопгк рассказа Катя, воо двияеняя ее душ.
*?л!псоЙ.Отечественной война неизбежно должна была '••03tCTisr/-r. -д прозе писателя, поскольку память постоянно сбрм;а-
- ' 1 гггя ":;o~op"uQ не забудутся"".
' ■ J Vycciuü советский рассказ. -Л. ¿ 1975. - С. 271. -ЛДснь.которкй не забудется //Ллт.газ, -1931.-17ивня, •
- 10 -
Первыми попытками осмысления этой теш являются рассказы 60-х годов, Их немного, но они свидетельствуют о направленности творческих поисков. Эти поиски определялись развитием всей советской литературы, прежде всего, литературы о прошедшей войне и,одновременно, определяли зто развитие. С "Судьбы человека" М. Шолохова начинается новый этап в развитии современной советской литературы о во#не, главная особенность которого состояла в том, что "вместе со стремлением к исторической правде во всех этих книгах на первый план подчеркнуто выдвигались образы рядовых советских лвдей, тех, кто вынес на своих плечах тяжесть самой кровопролитной в истории человечества войны, закончив ее своей великой победой"1.
. Первые рассказы Смирнова о войне свидетельствуют, что его творческие установки соответствовали общему курсу в развитии военной прозы. Здесь важно ааметить, что в 50-е годы в советской литературе доминировал жанр рассказа и что в' 50-е годы в начале творческого пути первыми произведениями Смирнова были также рассказы. Молодому писателю пока не под силу были ни панорамное изооражение минувшей войны, ни глубокие философские обобщения. Поэтому такое совпадение развития творчества аиоатодя е общего направления в развитии литературы было закономерно.
Рассказы писателя о войне тесно связаны с его рассказами о мирной послевоенной кпани, Б сущности,она об одном и чоа ;:о ~ о 'человеке. Любимыэ горой Смирнова - геологи, металлурги, охотники, пастухи, лоди самые разные, часто носамотные - показаны на войне."
Таким образом, рассказа писателя явилась хорошй ШШ)8 ш> сательского мастерства, В них обнарушзаэтея ваашэ 1:ачзства ого прозы ! внимание к внутреннему миру человека, способно»?!, организовать сшет таким образогл, что "огйриэаотоз •»озйовяомь саан» выражения героя, умение строить диалога, которпз двпгаат нозее?-вованке и в которых раскрывается сукшость чэлозэчоского карайго-ра. •
Вышедшие в 1336-67 г.г. повести "Барханы" и "Девичья Слобода" / первая продолжает те&!у границы,' вторая - военнув млу / несут в себе признаки новеллистического взапа, виоото о я&з
евушательегауют о том, что в произведениях углубляят-ся- вспхоло-Глспер и. Ради жизни на земле. Летература и во кнаЛрздкцкй. Решения,Героя. -Изд.3-е. -г»!. ¡Советский, писатель, 1985. -С. 438,
гический анализ, судьба человека рассматривается в широком контексте истории.
1966-1970 г.г. являются своеобразшм переходным периодом в .творчестве писателя : от новеллистического этапа к этапу крупных форм. В это время повяляются повести "Барханы"/1966/, "Девичья Слобода" /1967 /, роман."Северная Корона" /1968/, рассказа "На границе" /1969/, повести "Июнь" /1969/, "Зеленая осень" /1970/. Писатель одновременно работает в нескольких жанрах : рассказ, повесть, роман.
Романом "Северная Корона" завершается первый период творчества. Если в рассказах и повестях автор имел возможность обратиться к исследовании отдельной человеческой судьба, глубоко проникнуть в психологии отдельной человеческой личности, поста- , вив ее в ситуацию крайне напряженную, стрессовую, то рамки романа позволили показать эту личность в многочисленных взаимосвязях. Значительно расширив круг героев, писатель мог исследовать природу массового героизма советского народа в войне. Смирнов нэ ослабляет напряженности своих произведений, по-прежнему его . герои нередко проходят проверку на прочность в сложных, а порой п критических условиях, однако писатель стал уделять больше вникания тему, что предшествует подвигу. Рамки произведения по-звалзла показать тот самый окопный быт, без которого немыслима человека на война.
• "Северная Корона" принадлежит к числу произведений о война, а которых, рассказывается история превращения человека не--аеэппого з сс.~ата, •' защитника Родины, Процесс превращения штатского чзлегояа а воина так или инйчо показан во многих произведениях о еойнэ / достаточно назвать такие, выходившие в разное -зрегь ¿Ж "Нюзаз и иаришо* К.Симонова, "Крещение" И.Акулова, "йкаа" ¿.Гоиязгаша /.
"го сролзяшгойдэ является первой, достаточно удачной по, пг;:-:."'гзяя тторнэз хроникально-панорманым способом.' Сю;:;»? определяется ходом войны, строится на основе тех со-саотавядая содержание повседневной солдатской мгг.-::о глрхсп. нр'пвалн, егадпввннй изнурительный труд, еЗэгдйкггл:'а•шкяупатёлшгв боа, гибель товарищей, Парал-о ';.;:л аяе? прецзео формирования солдатского коллектива, йдот еаа один процесс : процесс становления,пак
- 12 -
воина, главного героя романа Сергея Пахомцева.
Роман "Северная Корона" один из самых "бытовых" романов писателя. Г.Бакланов заметил, что в этом произведении "есть...то, 5 что всегда...было сильнейшей стороной нашей военной прозы :вни-мание к будням, к тем подробностям, которые составляют повседневный солдатский быт и без чего ни жизнь, ни подвиг невозможны"1.'
Действие в романе происходит в 1943 г. накануне и в начале Курской битвы. Подчеркивая обыкновенность своих героев писатель определил их в первое отделение первого взЬода-первой роты одного из стрелковых полков, И хотя в романе уделено много места командирам - от лейтенанта до командира дивизии - главный его герой - рядовой. Б диссертации подробно анализируются способы создания характеров героев, обращается особое внимание на эволюцию характера главного героя, , ,
•Роман "Северная Корона" свидетельствует о том, что тема Ве~ , ликой Отечественной войны прочно заняла основное место в творчестве писателя. Эволюция военной теш идет в двух направлениях. Первое представлено романами /"Северная Корона", "Эшелон","Прощание", "Неизбежность"/, Начало второму положила повесть "Июнь", а продолжили повести "Обещание «ить", "Поиск", "Красный дым", "Гладышев из разведроты" и др. Безусловно, оба направления взаимодействуют и взаимовлшгот друг на друга.
Возможность выделения двух направлений в эволюции военной темы определяется не только тем, что первое представлено романами, а второе - повестями. Основанием для выделения служит то обстоятельство, что в исследовании истоков победа автор вдет двумя путями.
Во второй удаве - ""Творчество О.П.Смирнова 70-80-х годов" -анализируются.особенности воплощения военной'темы в творчества писателя в соотнесении с основными тенденциями развития советской прозы о Великой Отечественной войне.
В главе доказывается возмоанооть.ввделвння двух направлений в развитии военной темы Смирновым, подробно анализируется эволюция романной .формы, гдо писатель вдет к создании ю-горичо-ского романа о великой Отечественной войне, к такой его разновидности как военнд-исторзчаский роман. При этом по способу ог 1.бакланов г. Свой Добрый век мы пролили как лвди //Октябрь.
а» 1 йм И А — П у1 1
ганизации сюжета выделяются хроникально-панорамный роман и роман-хроника.
С целью историко-литбратуриого и теоретического обоснования жанра военно-исторического романа диссертант обращается к работам М.СеребрянскЬго и других исследователей1, а также к , диссертациям В.М.Калиты2 и P.A. Кудрявцевой
Вслед за Кудрявцевой считаем, что для военно-историчес-ого / или ис$орико-военного у Кудрявцевой/ романа характерно следующее : 1/ объектом художественного исследования и основой проблематики является историческое прошлое ; 2/ 'изображаемые собы- -тия отодвинута от современности, в которой живет писатель, на определенную временную дистанцию, благодаря которой событие предстает завершенным ; 3/ документальность / воспроизведение , исторических событии и реально существующих лиц / выступает принципом типизации и композиционной основой произведения , не исключая 3' то же время художественный вымысел, и сочетается с пря-iístí включением документа в текст повествования ; V аксессуары
• эпохи, язык и характер тшатш оо представителей во многом определяю')? стилевые и изобразительные средства произведения.
По способу оргайазишго маторкала, характеру времени и пространства, сягогго-кочпозлииотш': осибоиностяя в ьоопно-асторнчо-ско?1 рожне когио юшшггь »«сколько ланровпх газяовддпостой : pormtt-dnorpa'Tcttr, рсмед-уропика, хрошпсаитю-пзпор'тапкл ртолан п панорг-тоя!! pcvwt, блпзквП к Два из кях - рай>д-з:рои?ка а
2ротя?ллмт<ьпго1орда«Л1 рсмяв - дешгтгея объекте-i ijsjrí&nira в доц-пой главе.
К хронга/глыго-пянорамиому способу организация; сипота про--изведст'Ля Олфиоа обратился »породе в романе "Северная Кореша",
• '1.|>рг»огзвяо'гй м. сонетский исторппесхвЗ pe?,сои /1933/ j. Лвдрь-
см К).Д. русский советский исторический Ьогиан: 20-30-е годы /1962/; ?>)1!ЮБ Я. Русский советский роман /1067/; Александрова .Т.П. Copf>T«w(í исторический рог-'ач и вопросы псторпзиаД971/ Лс_.то;; СЛ.". Русский советский исторический роман /1980/; ' Чгь'чо;; MJu и::сат(3ль и история : 0 советском историческом ро-
'2,К:г;;;?а B.W. Советский исторический роман 70-80-х годов о Ку-
л"г".'0?;0й битве традиции и копаторсгвоДЗбЗ/, Я.Кудг"■•■цова P.A. Советский историко-воеткшй рокап 60-80-:: годе.; Гусаров, С.Длнгулов, И.Стаднюк / / 1987/.
Роман "Эшелон" является-новым-этапом в овладении писателем данным способом,-В "Эшелоне" удачно соединились хроникально-панорамный способ•организации сюжета с, глубоким психологическим ' анализом. Кроме того, написанный от первого лица, шетацийав--тобиограггическуто основу, роман является серьезным достижением . . •В области лирической прозы, . .-.':/ ;'/.,.'"
Диссертант считает большим достижением писателя•создание образа Петра Глушкова , Как любой, другой'роман, хроникально-панорамный роман невозможен без полнокровных, человеческиххарйк-. теров. Однако здесь категория характера имеет отличительные особенности. Характер раскрывается не только в поэтапном.жиа-' ' ненном движении героя, не просто в последовательности течения событий, а в моменты высшего трагического испытания обстоятельствами,
"Эшелон" многопроблемен» Диссертант.останавливается на трех из них : проблема истоков победы, проблема цены победы и проблема "человек и война", поставленная в романе в аспекте ' влияния войны на нравственный мир ладей : каким человек вышел -из войны? . .. •, • ;
Новым шагом на пути к созданию военно-исторического романа является роман "Прощание". Для него характерны хроникальный способ изложения'матернала, сильная документальная основа,1 реализм деталей в сочетании с трагизмом повествования,'В нем писатель вновь возвращается к уже опробованного им в.раосказах и • ■ повести "Ишь" начальному периоду Великой Отечественной войны»' Диссертант обнаруживает теологическое сходство данного произведения с такими как "Ишь 1941 года" Г, Бакланова, "Послед- ' ниедве недели" А.Резона, "Еквыо и мертвые" К.Симонова, Авторы книг в стремлении глубкз проникнуть в. суть описываемых ещ исторически;: событий по могли обойти вопрос о причинах■наших поражений на первом этало войны, О.Сшфнои -з отлично от езогг коллег не рассматривает проблему очень широко, он по отазпт ' своей задачей найти е назвать, жшенно виновников, а аоаазиш-ет обстановку на гранила наканупа. а в -самом начала вордц зхзк* как чувствует а нокшаот со оашй ^шздшяй из ¿зюышщвррг « лейтенант. Образ лейтенанта Игоря С:жорцова стоит в озцкгл ряду -с образами Петра Глушкова /"Згедоп11/, лойтепапта Шха&Кйса /"Йшь"/. ■ •• V
' -15 - •
Вместе с тем он не является их повторением. Обнаруживающаяся общность не исключает индивидуальности.
"прощание" свидетельствует, что Смирновым сделан еще один .шаг к созданию исторического романа о Великой Отечественной ■ войне..Формально это выразилось в том, что произведение изобилует документальными материалами, что позволило критикам заявить, что писатель перегрузил свой роман историческими документами /Г. Бровман/,. Однако внимательный анализ документов в контексте ромайа показывает, что их использование оправдано.
Дуть писателя к созданию военно-исторического романа завершился созданием хроникально-панорманого романа "Неизбежность", последнего пока крупного произведения в творчестве О.П. Смирнова* Роман является одним из немногих произведений, в ко- , тором показан/последний зающчительный период войны, крупномасштабная операция по разгрому Квантунской армии. Являясь частью дилогии / "Эшелон" к "Неизбежность составляют дилогию / "Неизбежность" тесно связана с первым романом, прежде всего системой образов. Бместе с тем, появление среди персонажей книги таких . действующих лйц, как Малиновский, Василевский, монгольские ру-; .ководители, расширило границы повествования. В отличие от "Заю- -лона", где паяораиность видения войны временная, то есть война доказана в ее протяженности во временя, панорамность "Неизбежности" пространственная» Она возникает за счет сочетания раз-дпчных пластов военной действительности, иэобраяения войны с разных углов'зрения к яз солдатского окопа, и из армейского ■ : става. 1 - ■ .
Для творческой манеры 0.Смирнова характерно стремление к создгщпз'зрупйозгасштабЕЫХ. произведений-. Вместе о тем, на всем •прохлгояпп творчества ко ослабевает его интерес к повести» Его о'бьяскяЬгся' возмсиостйш самого жанра, -В повести в отли-- что о? романа пнеахель шлеет вовгазяность сосредоточить свое ■ спогнга па конкретной проблеме. Повесть дает менее широкую' " ;£пгЕЗу гзззпй, ¿о выриссвивает какую-то часть действительности . Содсо отчоглшго» ; ' -
. .. Еслл первые совести /"Барханы", "Зеленая осень" я др./ ■ гдадо. расоятрЗвать^как этап, на пути к созданию более крупных. . дроцзведензЗ,.»о, повес~я 70-80-х годов штаат самоценное аначе-
Диссертант считает, что повести Смирнова органично и естественно вписываются в контекст литературы 70-80-х годов, устанавливает сходство и различна повестей писателя с произведе- >, ниями В.Астафьева, В.Быкова. Эм.Казакевича, З.Ковдратьева.
Исследуя истоки народного подвига б Великой Отечественной войне, Смирнов сосредоточивает свое внимание на таких проблемах, как проблемы долга и чести, совести и ответственности, углубляет понимание подвига как самоотверженного деяния на благо Родины. В повестях писателя розче обозначилась его позиция в разговоре о том, как нужно писать о войне.
Глава заворлается анализом публицистических и литературно-критических выступлений писателя, прежде всего, по вопросам развития военной прозы. Анализируются такие его статьи, как "Сурово,правдиво, мужественно", "Нет, эта проза никогда не устанет", "Немеркнущий свет его .слова" и другие. В выступлениях Смирнова соединяются аналитизм и эмоциональность, высокая гражданственность и четкость художнической позиции.
В заключении подводятся основные итоги работы. Произведенное исследование позволяет говорить о.том,, что анализ творчесн кой эволюции О.П. Смирнова в соотнесении с развитием литературного процесса помогает выявить многие закономерности как в эволюции писателя, "так и в развитии литературы, дает материал для размышлений о природе писательского творчества*
По теме диссертации опубликованы следующие работы : , : 1.Идейно-тематаческое и худокественно-стилевоэ своеобразно рассказов О.П.Смирнова.-Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР -17,01. 1989. £ 30686. - 28 с. 2.Отражение начального периода Великой Отечественной войны в творчестве О.П.Скирнова / Читатель и современный литературный процесс Тезисы г;>пэдоэ региональной научной конфорзнцаи* - Грозный, - тп? "2 с, ■ - --