автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Эволюция верховной власти у алан в I - X вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кодзаев, Казбек Муратович
Введение.
Глава 1. Потестарные структуры ранних алан (I - V вв.).
1.1 Механизм выделения знати в архаическом обществе.
1.1.1 Ранние формы управления.
1.1.2 Военно-иерархические структуры и политогенез.
1.2 Этносоциальная характеристика алан в начале н. э.
1.2 Л Харак I ерные черты экономического развития ранних алан.
1.2.2 Особенности социальной организации.
1.3 Эволюция структур верховной власти у алан в I - V вв.
1.3.1 Корпоративные мужские союзы.
1.3.2 Военный вождь и дружина в структуре верховной власти.
1.3.3 Верховная власть алан в I - V вв. Генезис и тенденции.
Глава 2. Этнические процессы и организация власти (V - VII вв.).
2.1 Седентарнзационные процессы в аланском обществе.
2.1.1 Взаимоотношения ираноязычных кочевников с автохтонным населением Северного Кавказа. Освоение аланами гор и предгорий.
2.1.2 Формирование раннесредневековой аланской народности.
2.2 Аланская элита в раннесредневековый период.
2.2.1 Потестарные структуры в эпоху седентаризации и этнических процессов
2.2.2 Дифференциация воинского сословия. Военно-дружинная знать в процессе политогенеза.J
2.2.3 Верховная власть и эволюция религиозной системы алан.
Глава 3. Потестарные структуры аланских вождеств.
3.1 Эволюция структуры управления в аланском обществе.
3.1.1 Консолидация аланских племен. Образование западного и восточного ЭСО.
3.1.2 Формирование аланских протогосударственных объединений. Легитимизация новых форм власти.
3.2 Аланскос общество VIII - нач. X вв.
3.2.1 Алапекие вождества в системе северокавказских обществ.
3.2.2 От вождества к раннекласовому обществу. Механизм реализации власти.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Кодзаев, Казбек Муратович
Ко о о важным задачам российской историческои науки относится анализ генезиса и развития этносоциальных организмов и первых государственных структур, в частности, генезиса раннеклассового общества. Для понимания этой проблемы чрезвычайно важен кавказский материал, и в этом смысле изучение позднепотестарного (доклассового) и условия формирования раннеклассового общества у алан Северного Кавказа представляется интересным и целесообразным.
На фоне активных дискуссий последних лет по актуальным вопросам скифологии и сарматоведения несколько в тени оказалась «аланская проблема». И если вопросам этногенеза и политической истории определенное внимание уделялось, то в социальной истории алан имеется немало белых пятен. Слишком полярны оценки уровня развития общественного строя ранних и средневековых алан, не совсем ясны факторы и механизмы, влиявшие на эволюцию их социальных отношений.
В последние годы появились работы, освещающие социальные отношения в аланском обществе в разные периоды его развития:
- ранние аланы и протоаланы1;
- аланы VIII - IX вв., по материалам салтаво-маяцкой культурьГ;
- аланское общество IV - IX вв. и X - XII вв., по материалам археологических исследований3.
Актуальность настоящего исследования состой! в том, что до настоящего времени не было специальных работ по потестарным структурам алан, начиная с самого раннего периода их истории до формирования раннеклассового общества. Между тем изучение данной проблемы имеет, на
1Гутн(н; Ф. X. Ранние аланы. Проблемы этносоциальной истории. Владикавказ. 2001.
2Афанасьев Г.Е. Донские аланы. Социальная структура алано-асско-буртасского населения бассейна среднего Дона. М., 1993.
3Савепко С.Н. Характеристика социального развития аланского общества по материалам катакомбных могильников X - XII вв. Автореф. канд. дисс. М., 1989. Коробов Д.С. Социальная организация алан Северного Кавказа IV- IX вв. н. э. Автореф. канд. дисс. М. 1999. наш взгляд, научное и практическое значение, поскольку является необходимым звеном в цепи исследований по формированию на Северном Кавказе протогосударственных и раннеклассовых образований.
Разумеется, в любом обществе, и в классовом - в особенности, образ жизни людей неоднороден, что позволяет говорить о существовании разных культур внутри одного социума. Необходимость изучения подобных фактов и отношений в историческом плане еще четверть века назад подчеркивал Г.Е. Марков, а позднее и В. А Шнирельман1. Проблема становления и функционирования племенных элит (во взаимосвязи с этническими процессами) вписывается в контекст научных исследований как своевременная и общественно-значимая. «Ее изучение становится сейчас одним из важных направлений мировой исторической науки»2. Не секрет, что исследование структур верховной власти ранее не входило в число традиционных и дискуссионных. Обладавшие формально или не формально долей публичной власти, высшие слои общества - элита, достаточно долго находились на задворках исследований, и чаще всего о них вспоминали при общей характеристике социальной структуры общества.
Историография. Предлагаемая работа опирается на существующую историографию - труды дореволюционных, советских и современных авторов. Общественный строй предков осетин давно привлекал внимание исследователей. Наиболее ранние публикации (путевые заметки русских и иностранных путешественников, материалы экспедиций, организованных Академией Наук России) появились во второй половине XVIII - XIX вв. Ценность этих работ состоит в накоплении фактических данных, так как путешественники описывали то, что видели, а интерпретация увиденного отступала на второй план. Так, автор первого сводного труда о народах России Мирков Г.Е. Этнос, этнические процессы и проблемы образа жизни'/Расы и народы. Вып.7, 1977. С.24-31/ Шнирельман В.А. Классообразование и дифференциация культуры // Этнографическое исследование развития культуры. М., 1985. С. 64-122. Буданова В.П. «Оуйм» в судьбе германских племенных элит. // Элита и этнос средневековья. М., 1995. С. 19-26
И.Г. Георги об осетинах написал единственно, что они «состоят из многих малых колен, из коих некоторые имеют собственных мурз, а прочие стоят под властью своего князька»1.
С начала XIX в. изучению осетин уделяется все больше внимания. Наиболее обсуждаемой проблемой остаются вопросы этногенеза. С этих пор распространяется теория о ираноязычном происхождении осетин, о том, что они являются ветвью алано-асов. В этот период среди исследователей горских народов появляются офицеры русской армии на Кавказе: П.Г. Бутков, С.М. Броневский, А.П. Берже, А. Зиссерман, B.C. Толстой и др.
Особо следует отметить двухтомный труд С.М. Броневского «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», завершенный в 1810 г. и выпущенный в 1823 г. На основе материалов путешественников и собственных наблюдений автор впервые дал общую характеристику общественного строя этносов региона, отмечая, что здесь известны «три главных вида правления: монархическое, аристократическое и демократическое». Во второй книге характеризуются социальные отношения отдельных народов. Отечественная историография советского периода оценивает труд С.М Броневского как «первую в историю науки попытку общей характеристики общественного строя народов Кавказа и вместе с тем попытку установить различные формы этого строя».
На рубеже 60-х гг. XIX в. на Кавказе появились новые периодические издания: «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник сведений о Кавказе», газета «Терские Ведомости» и др., на страницах которых публиковался В.Б. Пфафф. Трижды совершив продолжительные путешествия по горным районам Осетии, он собрал большое количество этнографического и исторического материала. Полевой материал В.Б. Пфафф дополнил сообщениями римских, греческих, византийских, арабских, грузинских и армянских авторов.
Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПб., 1776.
Исследования Пфаффа - первая попытка систематизированного написания истории Осетии с древнейших времен. Отдельный интерес представляет периодизация «феодального века» Осетии, которая выдержала немало критики. По Пфаффу, первый период - VII - IX вв. - время зарождения сословий, «время борьбы рыцарей с разлагающимся патриархальным обществом». Второй период - IX - X вв. - время борьбы рыцарей между собой, т. е период феодальной раздробленности. Третий период - с XI в. - образование единого государства. С этих пор феодалы становятся вассалами «и обязаны беспрекословным повиновением царю»1. В данном случае В.Б. Пфафф явно перенес некоторые феодальные институты Западной Европы на осетинскую действительность. Несмотря на слабость методологических установок, работы В.Б. Пфаффа долго оказывали влияние на последующих исследователей. К бесспорным заслугам следует отнести первую широкую и разностороннюю характеристику социальных отношений у алан.
Несомненный интерес для нашей темы представляет третья часть «Осетинских этюдов» В.Ф. Миллера . Изучая прошлое осетин, В.Ф. Миллер широко использовал как разнообразные исторические сведения об аланах, так и данные нетрадиционных источников — лингвистики, топонимики, нумизматики и др., стремясь извлечь из них «хотя бы долю исторической истины». Проанализировав корпус античных источников, древнеармянских и древнегрузинеких сочинений, он, в определенной мере, воссоздал образ жизнь аланских племен I - VI вв. Особый интерес для настоящей работы представляли социально-политические процессы в Алании VIII - X вв., которые осветил В.Ф. Миллер, опираясь на византийские и арабские источники. Исследования ученого, посвященные древнему и средневековому периоду истории «осов» (алан) имели большой резонанс в Осетии и за ее пределами, дали новый мощный импульс изучению прошлого осетин.
1 Пфафф В.Б. Материалы для истории осетин//ССКГ, Вып.IV, С. 22-30. " Mui-i-icp В.Ф. Осетинские этюды. М., 1887. Ч. III.
Наряду с трудами В.Ф. Миллера специалисты по аланской истории огромное значение придают монографии Ю. Кулаковского «Аланы по сведениям классических и византийских писателей», вышедшей в 1899 г. Обобщив многочисленные источники, ученому удалось, в основных чертах, проследить политическую историю алан от времени их появления на европейской арене до монголо-татарских походов. Несмотря на то, что социальные процессы рассматривались в монографии лишь вскользь, определенное внимание автором было уделено анализу аланских потестарных терминов, встречающихся в исторических сведениях. Отдельного упоминания достойна специальная работа Ю. Кулаковского, посвященная распространению христианства у алан1. Для настоящего диссертационного исследования интерес к ней заключался в освещении ряда аспектов: влияние монотеистической религии на верхушку аланского общества; взаимоотношения между христианством и воинствующей языческой идеологией.
Отмечая большой вклад, который внесли в изучение прошлого осетин дореволюционные авторы (главным образом, В.Б. Пфафф, В.Ф. Миллер, Ю. Кулаковский и др.), в то же время необходимо отметить тот факт, работы, напрямую касающиеся темы нашего исследования, фактически отсутствуют. Рассмотрение проблемы в большинстве означенных монографий носит либо попутый характер, либо затрагивается в контексте вопросов общего характера.
Новой вехой в изучении аланской истории стало появление советской школы кавказоведения. В 20-х гг. начала свою плодотворную работу Е.Г. Пчелина, много сделавшая для изучения истории алан. Благодаря ее исследованиям были уточнены представления о социальном строе средневековой Алании, взаимоотношениях с Византией, Ираном, странами Закавказья2. Весомый вклад в изучение истории Осетии внес Б.В. Скитский. Основным кругом научных интересов ученого являлись проблемы
1 Ку.шковскии Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. Он же Христианство у алан// ВВ, 1898. №1. С. 1-18 Пче.шиа Е.Г. Два погребения времени алано-хазарской культуры И5 селения Лац//Труды САРАНИОИ. М. 1929.T.IV. С. 408-426. Она же. Крепость "Зильде-машиг"//СЭ, 1934. №3. С.87-101 общественного строя алан-осетин, взаимоотношения кавказских народов, связи с Византией. Определенное внимание было уделено теме верховной власти у алан в работе «Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867»'. З.Н. Ванеев в цикле работ о средневековой Алании рассмотрел разнообразные аспекты: этногенез и общественный строй, особенности религиозной системы и отношения с соседними странами и народами2.
Особо следует отметить многолетнюю плодотворную работу специалиста-археолога В.А. Кузнецова, исследования которого заполнили один из важнейших пробелов в историографии - историю Алании. Высказав много идей в вопросах этногенеза алан, ученый большое значение придавал изучению социальной структуры аланского общества, в контексте которых рассматривались вопросы верховной власти в аланских племенах. Своеобразным итогом глубоких научных поисков стала монография В.А. Кузнецова «Очерки истории алан» - первый, наиболее обобщающий труд по истории алан.
Необходимо упомянуть работы А.В. Гадло по этносоциальной истории Северного Кавказа в период с IV - XIII вв. Рассматривая вопросы политической и этнической истории Северного Кавказа после Великого переселения народов, исследователь отдельно коснулся проблемы формирования раннефеодального государства Алания и осветил некоторые характерные черты в эволюции потестарных институтов алан3. В настоящей диссертационной работе рассмотрены условия и факторы формирования во второй половине I тысячелетия аланских протогосударств-вождеств (на базе западного и восточного ЭСО). В этом локальном исследовании весьма полезными оказались специализированные работы В.А.Кузнецова, Б.М. Керефова, В.Б. Виноградова,
1 Скитский Б. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г.// Известия СОНИИ, 1947, т.Х1 Ванеев З.Н. Народное предание о происхождении осетин. Сталинир, 1956. Он же. Средневековая Алания. Сталинир, 1959. ГаО.ю А.В. Этническая история Северного Кавказа IV - X вв. JL: Изд. ЛГУ. 1979
Е.П. Алексеевой, Дзаттиаты Р.Г., осветившими следующие аспекты проблемы как: процесс оседания кочевников-алан (под давлением широкого конгломерата тюркских племен); этапы, иллюстрирующие традиционные отношения горцев и степняков; т.е. те этнообразующие факторы, которые сыграли в центрально-кавказском регионе решающую роль в формировании раннесредневекового аланского общества1.
Из трудов последних лет выделяются работы А.Р. Чочиева, посвещенные изучению социальной структуры осетинского общества эпохи военной 2 демократии (военной иерархии) по материалам нарте кого эпоса .
Отечественная и зарубежная нартологическая литература, включая труды таких корифеев как В.И. Абаев и Ж. Дюмезиль, необычайно многообразна. Но даже на этом богатом фоне книга А.Р. Чочиева привлекает внимание нетривиальностью подходов, оригинальностью выводов, умением автора обобщить разнородный, на первый взгляд, не связанный между собой материал.
Хотя А.Р. Чочиев по-прежнему анализирует преимущественно две категории источников - данные традиционной осетинской этнографии и всемирно известный нартский эпос, - значение данной работы выходит далеко за рамки осетиноведения, поскольку явно или неявно в ней поднимается целый ряд методологических и методических вопросов, связанных с определением самих принципов социо-исторической реконструкции.
Немалый интерес представляет монография Р.А. Габриелян «Армяноаланские отношения (1-Х вв.)», в котором автор рассматривает различные
1 Кутсцов В.А. Иранизация и тюркизация Центральнокавказского субрегиона.// МИАР, 1997, № 1.С. 153-177. Керефов Б.М. К вопросу о сарматизации племен центральной части Северного Кавказа (I этан)// Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1980. С. 5269. ВишкупкЮв В.Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа. Грозный, 1965. Алексеева Е.П. Памятники меотской и сармато-аланской культуры Карачаево-Черкессии// Груды КЧНИИ. Ставрополь. 1966. Вып. V.C. 132-261. Дзаттиаты Р.Г. Пряжки и поясные наборы Едысского могильника (VI - VII вв. н.э.)//Аланы: история и культура. Аланика 111. Владикавказ, 1995. С.107-123. Он же. Раннеередневековый могильник в сел. Едыс // СА, 1986, №2, С.198-209. Чочиев А. Р. Очерки истории социальной культуры осетин. Цхинвал , 1985. Он же. Нарты-арии и арийская идеология. М., 1996. вопросы армяно-аланских взаимоотношений на протяжении I тысячелетия. Большое внимание уделено теме военно-политических отношений. В контексте настоящего исследования интерес представлял раздел, посвященный социальной истории алан по армянским источникам1.
За последнее десятилетие увидел свет ряд статей Ф.Х Гутнова, в которых автором затрагиваются различные аспекты настоящего исследования: «Генезис и структура верховной власти у ираноязычных племен Северного Кавказа в период военной демократии», «Социальные аспекты эволюции религиозной системы алан», «Господский двор и вотчина у алан», «Воин-купец в истории Юго-Восточной Европы»2. Особо стоит выделить работы, посвященные военной аристократии алан.
Смежные вопросы, касающиеся социальных отношений и политической истории кочевых обществ, освещены в исследованиях A.M. Хазанова, Ю.Г. Виноградова, М.Г. Мошковой, Г.Е. Маркова, JI.JI. Викторовой, В.В. Крадина, С.М. Абрамзона3.
Как видно, в изучении социальной истории Алании сделано немало. Отдельные вопросы проблемы получили освещение, однако, обобщающей работы, посвященной изучению эволюции верховной власти у алан в Гаориелян Р.А. Армяно-аланские отношения (1-Х вв.). Ереван, 1989. Гутшю Ф. X. Генезис и структура верховной власти у ираноязычных племен Северного Кавказа в период военной демократии//Аланы и Кавказ. Владикавказ, 1992. Он же. Социальные аспекты эволюции религиозной системы алан //Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992. Вып. 2. С. 160-169 Он же. Господский двор и вотчина у алан//Аланы: история и культура. Владикавказ. 1995. С. 363-372. Он же. Воин-купец в истории Юго-Восточной Европы//Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Ставрополь, 2001. С.88-90.
Хаитов A.M. Социальная история скифов. М., 1975; Виноградов Ю.Г. Очерк военно-политической истории сарматов в I в. н. э.// ВДИ, 1994, № 2. С. 151-170; Машкова М.Г. Хозяйство, общественные отношения и связи сарматов с окружающим миром // Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М., 1989; Марков Г.Е. Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии // СЭ, 1970, № 6; Викторова Л.Л. Становление классового общества у древнемонгольских кочевников // Проблемы истории докапиталистических обществ. М. 1968; Крадин Н.Н. Общественный строй кочевников: дискуссии и проблемы // ВИ, 2001, № 4. С. 21-31; Абрамзон С.М. Некоторые вопросы социального строя кочевых обществ // СЭ, 1970, № 6; Яценко С.А. Аланы в восточной Европе в середине I - середине IV в.в. н. э. (локализация и политическая история) II ПАВ, 1993, № 6. С. 83-88 догосударственный период и раскрывающей тему во всех ее аспектах, до сих пор было.
Источниковедческая база исследования. Основными источниками по истории алан являются сочинения античных, византийских и восточных авторов, древнегрузинские и армянские летописи и хроники. Разумеется, перечисленные источники создавались в иной этнической среде, что иногда приводило к перенесению на алан не свойственных им социальных представлений (органов верховной власти) и, тем самым, к искажению реальности.
Сочинения древних авторов охватывают историю Кавказа довольно продолжительного периода. Интерес к этим источникам неослабевает уже несколько веков. Особенно интенсивно выявление, изучение и комментирование текстов велось на рубеже XIX - XX вв. Выборку сведений об аланах классических и византийских авторов сделал Ю. Кулаковский. Аналогичную работу применительно ко всему Кавказу провел К. Ган1. В это же время выходит работа М. Джанашвили - обзор грузинских летописей о Северном Кавказе и Осетии2. Но самый фундаментальный труд принадлежит
B.В. Латышеву. Ему удалось издать полный корпус извлечений из сочинений античных авторов о Скифии и Кавказе . Из последних источниковедческих работ стоит выделить «Аланику» Ю.С. Гаглойти, в которой обобщены сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах4.
1 Ган К. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе // СМОМГЖ, 1884, 1890. Вып. IV - С. 1-248. Вып. IX-С. 1-215 Длсашпивши М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России.// СМОМПК, 1897. Вып. XXII. С. 1-196
3 Лагышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе// ВДИ, 1947, №1. С. 253316. .№2. С. 247-332. №3 С. 235-315. №4. С. 169-289. 1948, №1. С. 221-315. №2. С. 213-314. №3.
C.217-330. №4. С. 225-298
АЛ:ш1шки. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах - ясах. // Дарьял, 2000, № 2. С. 234-255
В рамках небольшого обзора не представляется возможным даже кратко охарактеризовать исторические сочинения древности, поэтому мы остановимся на основных памятниках.
Римские и византийские источники. Из античного корпуса источников одним из самых уникальных является «География» Страбона1. Проведя часть своей жизни недалеко от Кавказа, он собрал большую информацию о кавказских народах и их общественном строе. По мнению историков Страбон работал как исследователь, стремясь создать пособие для начинающего государственного деятеля. В реконструкции структуры верховной власти ранних алан сведения Страбона о социальном устройстве горских племен, Иберии и Армении оказались очень полезными.
Важные данные, относящиеся к I в. оставил Иосиф Флавий - один из немногих античных авторов, произведения которого дошли до нас почти в неизменном виде. Описывая события, свидетелем и участником которых он был, Иосиф приводит такие подробности происходящего, каких не найти не у других античных авторов. Едва ли не первым из писателей древности он назвал этноним «аланы» и оставил их краткую характеристику. Так, например, в описании войны Иберии с Парфией, Иосиф Флавий, отмечая активное участие в ней сарматских племен на стороне обеих воюющих сторон, в то же время упоминает, что кочевники были вовлечены в конфликт иберийско-албанской стороной при помощи «подарков»2, преподнесенных скептухам (родовой знати алан).
Из римских историков императорского периода особняком стоит Корнелий Тацит (55 - ок.120 г.). Его труды «Анналы» и «История» - несмотря на неполную сохранность, важны для изучения прошлого Кавказа. Сочинения охватывают период с 14 - по 70 гг. н.э. - периода, богатого крупными Страдой. География. JL: Наука, 1964. " Иосиф Флавий. Иудейские древности//ВДИ, №1. С. 274-277 политическими событиями. Много внимания уделяя взаимоотношениям Рима с провинциями и соседними странами, в т.ч. с Арменией, Албанией, Иберией, он также коснулся роли алан (сарматов) в политической жизни региона. Весьма актуальным для настоящего исследования оказался другой труд Тацита
Германия». Характеризуя военно-демократический быт германских племен, находящихся на одном, социально-экономическом уровне развития с ранними аланами, историк приводит интересные для нас сведения о структуре 1 верховной власти у германцев .
Крупнейшим римским историком эпохи заката империи, которого одновременно рассматривают и как первого византийского историка, был Аммиан Марцеллин (333-391 гг.). Сочинения Марцеллина охватывают события римской истории от конца I в. до 378 г. Из 31-й книги до нашего времени первые 13 не дошли. В оставшихся работах, там, где описаны события 353-378 гг., Аммиан выступает как современник и очевидец происходящего, что придает его ценность. Работе. Марцеллин приводит объемные сведения о Грузии, Армении, Албании, но особенное значения для нас имеют сведения о у скифо-сарматских племенах и его первая подробнейшая характеристика алан .
Прокопий Кесарийский бесспорно является крупнейшим историком ранней Византии. Историк оставил несколько произведений, важных для понимания происходивших в середине VI в. на Кавказе событий. В VIII книге «Войны с готами» он приводит очень ценные сведения о народах Кавказа и Северного Причерноморья. Прокопий сообщает интересные, часто достаточно точные географические сведения, описывая племена и народы, населяющие Кавказ3. В тоже время, весьма существенно его позицию характеризует негативное отношение к «внешним варварам». Такую позицию византийского автора следует учитывать, используя его труды.
Из более поздних сочинений византийских писателей отметим Феофана (ок. 760-818 гг.). При императоре Льве IV (775-780 гг.) он, несмотря на Корнелий Тацит. Соч. в 2-х томах. J1.: Наука, 1968. Он же. Германия// ВДИ. 1949. №3. J Аммиан Марцеллин. История // ВДИ, 1949, № 3. С. 303-305 ' Прокопий ю Кесарии. Война с готами. Пер. С. П. Кондратьева. М„ 1950 молодость, получил титул спафария. Повествование его «Хронографии» начинается с 284 г. и доводится до 813 г. Интересны его упоминания о пребывании спафария Льва, будущего императора Льва III Исавра в Алании, о западноаланском вожде Итаксисе, а также характере взаимоотношений алан с византийцами, авасгами, наличие у алан караванной торговли с окружающими народами.
Важнейшим византийским источником раннего средневековья, бесспорно, является сочинения императора Константина VII Багрянородного. (905-959 гг.) «Об управлении империи». В нем представлен уникальный материал по политической, социально-экономической и этнической истории государств и народов на стыке Европы и Ближнего Востока1. Самый большой по объему раздел озаглавлен «О народах». Интересно, что характеристике народов, населявших юг России, посвящено 18 глав, и еще 4 - Грузии и Армении. Из одного этого видно сколь важен труд Константина Багрянородного для истории Кавказа. Данные, характеризующие аланское общество относятся к периоду формирования раннеклассового общества, и титул «эксусиократор», который император применяет по отношению к правителю Алании, подчеркивают одновременно и возрастание роли Алании в международных делах и усложнение структуры управления в пользу оформления наследственной княжеской (царской) власти.
Армянские источники представляют немалый интерес для нашей темы. В 1985 г. увидели свет три выпуска «Армянских источников об аланах» (сост. Р.А. Габрйелян) - первый и наиболее обобщающий сборник армянских исторических, агиографических сведений о ранних и средневековых аланах2. Обзор источников охватывает довольно продолжительный хронологический период - на протяжении I тысячелетия, и открывается сведениями, относящимися к нашествия алан 72 г. н. э. Данные армянских авторов
Константин Багрянородный. Об управлении империей./ Под ред. Г.Г. Литаврина, Н.П. Новосельцева. М. Наука, 1989 Армянские источники об аланах I Сосл. Р. А. Габриэлян. Ереван, 1985. Вып I. 11,111. приобретают большое значение для реконструкции верховной власти алан. Так, например, аристократия в аланском обществе I-III вв., согласно источникам V в., занимала ведущие позиции. К элите, помимо «военных чинов», причисляли «царей», «дворцовых чинов» и нахараров, особо отделяя последний термин от военных вождей. В целом, сведениями армянских историков об аланских «царях» и полководцах пестрят сообщения, относящиеся к разному хронологическому периоду.
Одним из ранних и важных сочинений является труд Фавстоса Бузанда «История Армении», созданный в 70-х гг. V в. Сохранившаяся часть «Истории» содержит рассказ о борьбе армянского царя Хосрова II Котака с царем маскутов, которых Фавстос Бузанд (а также Егише и Мовсес Хоренаци) отождествлял с аланами.
Среди армянских источников также можно выделить «Историю Армении» и «Послание Ваану Мамиконяну» Лазаря Парпеци, которые служат своеобразным продолжением сочинений Фавстоса Бузанда. Как и у Фавстоса, здесь можно встретить сведения об аланах. Один из самых интереснейших памятников древнеармянской литературы, до сих пор вызывающий споры исследователей, является «История Армении» Мовсеса Хоренаци. С момента завершения труд Мовсеса стал едва ли не самым читаемым в армянской культуре, а автор получил титул «отца армянской истории». Для настоящей работы интерес вызывали отдельные эпизоды армяно-ал анских взаимоотношений - военные вожди аланских дружин в набегах 72 и 135 гг.; Арташес и аланская «царевна» Сатиник; междоусобицы в Алании после смерти отца Сатиник; принятие христианской религии «вторым царем» алан Барлахом.
Следующим важным источником является «Армянская География» Анания Ширакаци (VII в.). В своем объемистом труде автор опирался на сведения Птолемея, Паппа Александрийского, мемуары путешественников, географические сочинения. В «Ахшарацуйц» много интересных данных о расселении этносов Кавказа, об экономических, политических, и этнических процессах в VII в.
Из остальных источников, используемых в данной работе, прежде всего, выделим «Историю страны Алуанк» Мовсесом Каганкатваци (Каланкатваци) -VII в., а также сочинения авторов VIII - X вв. - Шапуха Багратуни, Степаноса Таронского.
Древнегрузинские летописи и хроник. Среди письменных источников по истории алан особое место занимают грузинские летописи и хроники, в первую очередь - широко известный свод «Картлис Цховреба», в котором собраны основные грузинские исторические сочинения. Изучение сведений КЦ древних периодов еще не завершено, хотя библиография об источнике (от публикаций в начале XIX в. до наших дней) очень велика. Как уже отмечалось, «Картлис Цховреба» представляет собой свод летописей и хроник. В числе наиболее древних - «Жизнь картлийских царей» епископа Леонтия Мровели и «Жизнь Вахтанга Горгосала» Джуаншера Джуаншериани. Все списки КЦ начинаются работой Леонтия (XI в.), освещавшей события V-VIII вв1. Относительно личности Джуаншера и времени создания его труда все еще существуют разногласия. Установленным можно считать, что «летописец в качестве источников использовал местные хроники и некоторые персидские предания»2. Наряду с явными преувеличениями и даже фантастическими сообщениями, особенно в разделах о времени царствования царя Вахтанга, в работах Мровели и Джуаншера можно встретить интересные сообщения об истории Кавказа раннесредневекового периода, в т.ч. сведения о потестарных структурах ранних алан, в основном военных вождей - предводителей аланских дружин.
Интересные сведения, касающиеся темы настоящего исследования встречаются в «Хронике Ксанских Эриставов». В источнике хронист упоминает о переселении в эту историческую область в раннеередневековый период представителей аланской элиты. В другом сообщении говорится о возвышение потомков «осетинской ветви Сидамонов». «Памятник эриставов» связывает
1 Мровели Л. Жизнь Картлийских царей // Пер., предисл., и коммент., Г.В. Цулая. М., 1979
2 Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгосала. II Пер., введ. и примеч., Г.В. Цулая, Тбилиси, 1986
3 «Памятник эриставов». Пер., исслед. и примеч. С.С. Какабадзе. Тбилиси, 1979 этот факт с осуществлением ими военного руководства: «если куда предпринимались походы, они становились предводителями сражающихся и не находилось никого, кто мог бы сразится в противоборстве с Ростомом. И возлюбил его весь народ цхразмис-хевский»3
Восточные источники. Трудно переоценить значение восточных (особенно арабских) источников в освещении различных политических, социальных, этнических вопросов на Кавказе в раннее средневековье. Немалый интерес представляет "Книга путей и царств" Ибн-Хордадбека, одного из ранних арабских авторов. В этом источнике, основанном на официальных данных, приводятся названия провинций и городов, дорожные маршруты. Особенно важна социальная информация, позволяющая пополнить наши знания о процессах формирования раннеклассовых образований на Кавказе. Ибн-Хордадбек перечисляет этносы Кавказа титулы владык. В частности аланский "царь" назван "шахом" (мукан). Из других авторов в работе приводится сообщение Баладзори, арабского историка X в.1
X в. справедливо называют «золотым веком» мусульманской географической литераттуры. Авторы этого периода большей частью являлись путешественниками и имели возможность непосредственно наблюдать быт и нравы отдельных народов. В отличие от географов классической школы, которые свои сочинения посвящали преимуществено мусульманскому миру, Масуди (род в конце IX в. - ум. в 956 г.) испытывал постоянный интерес к истории и быту немусульманских народов. Его основное сочинение - Мурадж ад-дзабах - описание Кавказа и его племен, на русский язык переводится по-разному: «Луга золота и рудники драгоценных камней» (Н.А. Караулов), «Промывальни золота» (В.М. Бейлис), «Россыпи золота» (В.Ф. Минорский). Данное сочинение представляет собой уникальное историко-географическое описание многих народов2.
1 БаккУюри. Книга завоевания стран /Пер. П.К. Жузе. Баку, 1927
- Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX и X веков о Кавказе, Армении и
Азербайджане. Гифлис, 1902, 1908. Вып. II, III.
Подробные сведения о европейских народах имеются в кампиляции Ибн-Русте «Книга драгоценных камней». Ибн-Русте не был путешественником, используя текст «Записки» анонимного автора с описанием структуры управления в странах Восточной Европы и Кавказа. Создается мнение, что автор «Записки» располагал разнообразной информацией о жизни и быте описываемых им народов, специально обращая внимание на прерогативы правителей. Ему были известны их титулы, а некоторых случаях и имена. В целом, источник в какой-то мере отразил этапы перехода от предгосу дарственного образования к раннеклассовому обществу: «от патриархальной разобщенности и отсутствия особой военой организации у буртасов до государственности у хазар, алан и других народов.»'.
Среди других видов источников привлекались данные археологии, фольклора, лингвистики, топономики и генеологии.
Вопросы методологии. Изучение социальной истории алан затрудняется рядом факторов. Немало проблем создает неразработанность современной методологии. Изыскания исследователей осложнены неясностью терминологии, отсутствием хотя бы относительного единства в характеристике раннеклассовых обществ и т.д. В последние годы все настойчивей высказываются сомнения в правомерности формационного подхода к периодизации и объяснению этапов всемирной истории. Методологической основой настоящей диссертации послужили определенные теоретические достижения современной исторической науки. К числу наиболее фундаментальных достижений западной исторической науки, получившей распространение в отечественной научной среде относиться теория вождества. В рамках схемы уровней социальной интеграции (локальная группа - община -племя - вождество - раннее государство) вождество занимает среднюю ступень, и по признанию последователей стало первым в истории человечества опытом ведения политической иерархии.
1 Бекшс В.М. Арабские авторы IX-первой половины X в. о государственном и племенном строе народов Бврогты //Древнейшие государства на территории СССР. 1985. М„ 1986
Среди исследователей-марксистов эти идеи до рубежа 70-80-х гг. не получили существенного отклика. Долгое время развитие позднепервобытных обществ в марксистской науке было принято рассматривать по Ф. Энгельсу в рамках концепции военной демократии. Такая идеализированная модель предгосударственного общества не могла адекватно отразить конкретное многообразие исторического процесса, и со временем под этими терминами исследователи стали понимать совершенно разные, подчас несопоставимые явления. В конечном счете, с начала 70-х гг. получила распространения точка зрения, что военная демократия непосредственно не предшествовала государственности, а сменялась другими предгосударственными формами, когда большинство населения отстраненено от управления, но еще отсутствуют эксплуатация, классы и политическая организация. Одним из первых A.M. Хазанов предложил для характеристики данного типа общества термин вождество. Несколько позже JI.C. Васильев подробно ознакомил отечественных специалистов с сутью данной концепции, и с конца 80-х годов многие отечественные исследователи используют термин вождество или «чифдом»1.
Насколько широко вождество было распространено во всемирной истории? Среди исследователей, активно использующих это понятие нет единства: одни поддерживают тезис об универсальности (JI.C. Васильев), другие отрицают его (J1.E. Куббель, А.И. Першиц). В тоже время большинство отечественных специалистов традиционно продолжает изучать процесс перехода от первобытнообщинного строя к ранней государственности в рамках концепции военной демократии. Прослеживается тенденция рассматривать понятия «вождества» и «военной демократии» как синонимы.
Это обстоятельство вынуждает обратить внимание на различие в данных терминах. В настоящей работе автор исходил из следующих принципов. Военная демократия - это горизонтально организованная социальная
1 Хаитов A.M. Классообразование: факторы и механизмы // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С.125-188. Васильев JI.C. Протогосударство-чифдом как политическая структура // Народы Азии и Африки. 1981, №6. С. 157-175 структура. В ней динамически сосуществуют три равноправных органа управления: народное собрание, совет старейшин и вождь. Вождество -является не горизонтально, а иерархически организованной формой управления, в котором народ отстранен от непосредственного принятия решений. Следовательно, вождество - более сложная структура управления и власти. Все признаки в обществах уровня вождеств в сравнении с военно-демократическими обществами выглядят более развитыми. Вождества более централизованны, в них, ярче выражена социальная стратификация общества, иерархия поселений, внутренняя структура власти.
Опыт настоящего исследования свидетельствует, что на определенном этапе в генезисе ряда раннесредневековых северокавказских обществ просматриваются признаки протогосударства-вождества. В течение VI - VII вв. на Северном Кавказе явно обозначается тенденции к образованию на базе крупных кочевых союзов (конфедераций) предклассовых политических структур, стремившихся к объединению и расширению своих хозяйственных границ.
Для исторического исследования эволюции верховной власти у алан одним из основных методов послужил метод междисциплинарного подхода. В реконструкции структур верховной власти аланского общества определенное значения приобретают данные таких научных дисциплин (субдисциплин) как археология, этнография (потестарно-политическая этнография), фольклор (эпос), лингвистика.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период аланской истории с момента появления этнонима «алан» в I в. н. э. до формирования раннеклассового общества в X в. Выбор столь широких хронологических рамок не случаен. Автор исходил из объективно востребованной научно, историко-исследовательской проблемы сформировать, возможно, более целостный взгляд на динамику формирования и развития потестарных институтов у алан с дальнейшей трансформацией в раннеполитические. Рамки исследования позволили выделить в этом процессе три условных этапа: 1 этап — I-V вв.; 2 этап - V-VII вв.; 3 этап - VI1I-X вв.
Цели и задачи исследования. Опираясь на анализ письменных источников, этнографические материалы, существующие научные (теоретические) разработки в данной области, мы попытались воссоздать реальную, максимально детализированную картину генезиса структур верховной власти у алан на протяжении I тысячелетия. Соответственно намеченной цели, определен круг задач и рассмотрены наиболее важные аспекты темы:
- особенности социальной организации аланских племен в период военной демократии;
- роль мужских корпоративных союзов в институализации власти;
- генезис должности «сезонного» военного вождя, дифференциация воинского сословия;
- роль караванной торговли в складывании социальновозвышенных слоев;
- верховная власть и эволюция религиозной системы;
- механизмы реализации власти в аланском вождестве VIII - IX вв.
Научная новизна исследования. Как уже было отмечено, в последние 1015 лет увидели свет работы, посвященные социальной структуре аланского общества. Как правило, они освещали отдельные периоды аланской истории и исследовали, главным образом, аспекты социальной дифференциации в обществе. Зачастую, вышеупомянутые исследования носили чисто археологический характер, что делало их интересными только для узкого круга специалистов археологов. Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что в ней поднимаются вопросы, которые еще не были предметом углубленного исследования. Работа направлена на всестороннее изучение и освещение структур верховной власти у алан и их генезиса в продолжительный исторический промежуток (I тысячелетие н. э.).
Особое внимание уделено проблеме формирования во второй половине I тысячелетия протогосударственных образований (вождеств) на базе аланских
ЭСО с усложнением иерархической надлокальной системы управления обществом. Для этой цели привлечены имеющиеся исторические сведения об аланах, а также новейшие методологические разработки, в русле которых обобщен материал, относящийся к VI - IX вв., что ранее вообще не практиковалось в отношении изучения аланской потестарной культуры.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция верховной власти у алан в I - X вв."
Заключение.
Анализ процесса трансформации позднепотестарных институтов алан в I тысячелетии, различных механизмов институализации и реализации власти, позволил нам выделеть три основных этапа эволюции верховной власти алан.
1-й этап. Ранние аланы. По мере обособления аристократии в раннеаланском обществе, усиливался параллельный процесс, связанный с дифференциацией управленческих функций. Среди элитарных групп раннеаланского общества выделяются, согласно источникам, представители традиционной знати (скептухи) и военные вожди («военные чины» армянских источников).
Взаимоотношения «управленческой» и «военной» аристократии складывались по-разному. Вождь и его дружинники, используя свои не зависимые от традиции материальные возможности, авторитет организованной силы, с успехом соперничали со старой знатью за власть и влияние, в случае необходимости, военный вождь мог обязать последнюю считаться со своей волей. В кочевнических обществах, где размежевание людей по социально-экономическому интересу, отличалось неизжитыми полностью родоплеменными связями, старой родовой и новой служилой знати приходилось маневрировать в сложной системе общественных отношений, достигая желаемого лишь в итоге использования разнообразных связей с окружающей социальной средой. Как правило, все социальные конфликты между верхушкой общества и простыми скотоводами решались в рамках осуществления экзоэксплуатации. «Поголовно вооруженная» рядовая масса непосредственных производителей прямо принуждалась поступаться прибавочным трудом в форме военных служб в пользу родоплеменной знати.
Изменения в соотношении военной и традъщиоиной знати к сер.1 тысячелетия. На протяжении эпохи военной демократии традиционные институты управления претерпевали значительные изменения, как изменялись и отношения между военными вождями и родоплеменной верхушкой. Важный момент изменения структуры управления у алан в начале IV в. зафиксировал Аммиан Марцеллин: «Судьями они выбирают тех, которые отличаются долгое время на войне». Это указывает на серьезное наступление военной аристократии на позиции родоплеменной знати. Наше исследование показывает, что именно в эпоху миграции и переселений в среде аланской знати происходила эволюция верховной власти, активно изменялись взаимоотношения между представителями традиционных властных структур и военной элитой в пользу усиления последней.
По-видимому, процесс борьбы между традиционной родоплеменной знатью и новой аристократией, военной по происхождению, носил универсальный характер и заканчивался, как правило, победой новой аристократии, а старая оттеснялась на второй план. В аланском обществе к V в. в руководство выдвинулись представители новой аристократии - багатары, исполнявшие функции военных лидеров.
2-й этап. VI - VII вв. Период в истории алан, который характеризуется весьма сложными этносоциальными процессами, в основе которых - переход к оседлому хозяйству, активная этническая миксация и формирование раннесредневековой аланской народности. Обозначенные процессы напрямую связанны со сложившейся в раннее средневековье на Северном Кавказе, интегральной системой этносоциальных связей. Развиваясь, эта система привела к трансформации некоторых северокавказских обществ от в значительной степени аморфных, гетерогенных объединений к этносоциальным организмам предгосударственного типа (вождество), с усложнением иерархической надлокальной системы управления обществом.
Седеитаризация, этнические процессы и аланская элита. Потестарные структуры играли важную роль в формировании протогосударственных и раннегосударственных образований на Северном Кавказе. Процесс расширения территории аланского социума, тем более его единство в новых рамках, особенно на первых порах, попросту был, на наш взгляд, немыслим вне достаточно эффективной структуры власти. J1.E. Куббель справедливо отмечал, что этнически специфические черты формировавшегося ЭСО, во многом оказывались обусловлены именно характером его потестарных структур. Более того, во всех без исключения раннесредневековых северокавказских обществах верховная власть не только способствовала консолидации, но и весьма действенным способом стимулировала изменение типа этнической общности.
В эпоху, наступившую после Великого переселения народов, институт верховной власти алан, стоящие во главе социума элитарные группы, несомненно, играли немаловажную роль в возникновении самосознания формирующейся средневековой народности. Будь то военные столкновения или мирные взаимоотношения, взаимодействие пришельцев и местных популяций - они не могли не регулироваться потестарно, причем институт, осуществляющий потестарную власть, во всех обстоятельствах был заинтересован в победе своего этноса и в растворении в нем аборигенов. Наличие отдельных богатых погребений раннесредневекового периода на Северном Кавказе (хронологически связанного с процессами оседания кочевников-алан и началом активной этнической миксации) свидетельствует о присутствии в аланском обществе слоя социально значимых личностей. Их общественные возможности, с потестарной точки зрения, не могли не быть значительнее, чем у рядовых членов коллектива.
Сведения об аланах этого периода, к сожалению, весьма не многочисленны, однако имеющиеся источники не оставляют сомнений в том, что Аланская конфедерация, в этот, период, не только продолжала играть важную роль в жизни племенных образований Северного Кавказа, но и расширяла свою территорию. В VI - VII вв., аланами были освоены равнинные, предгорные и горные районы Северного Кавказа, главным образом, Центральное Предкавказье. Аланы локализуются в средней части Северного Кавказа - от верховьев Терека до верховьев Кубани и Большой Лабы, где их соседями названо горное племя брухов. На Северо-Востоке Предкавказья -гунны-савиры
По мнению некоторых авторов, в VII в. начинают формироваться известные аланские земли-княжества - будущие феодальные владения князей-алдаров. Однако, на наш взгляд, этот процесс вряд ли мог иметь место в этот период. Вообще, проблема формирования господского хозяйства, вотчины у алан остается дискуссионной. В.Б. Ковалевская с сожалением указывала на то, что «не изученность раннесредневековых поселений Северной Осетии является досадной лакуной в наших знаниях об истории алан I тысячелетия н. э., а изучение их представляется задачей первостепенной важности». Известные нам письменные источники по средневековой Алании указывают лишь на существование хозяйства знати, не определяя пути их формирования. Следует отметить, что эти данные относятся к X - XII вв., а не к VII в.
На основании организации аланских городищ исследователями (Б. Скитский) сделан вывод о существовании в аланском обществе более сильных родов, живших в «замках» центральных укреплений. Главы сильных родов были военными начальниками всей организации, входившей в систему этих укреплений. Главенствующее место, в локальной иерархии, отводилось т.н. «царям», о которых упоминают источники. В целом, такого же мнения придерживался А.В. Гадло, считавщий, что союз аланских племен или этнотерриториальных групп, возглавляли «цари овсов»» и «соцарствующие» архонты - совет страны.
Среди военно-потестарной части общества попрежнеме ведущее место отводиться багатарам. Следующая прослойка обозначалась одним из ранних полувоенных, полусословных терминов - аглдар, военный предводитель средней руки. Кроме того, существовала прослойка конных воинов, живших главным образом, крестьянским трудом и почти ничем не отличавшихся от рядовых общинников.
Формирования протогосударств. Генезис образа верховного вождя. Анализ имеющегося материала свидетельствует о сложных социальных процессах, протекавших в аланском обществе VI - VII вв., связанных с изменением в структуре верховной власти, перерождением архаических институтов управления в единоличную власть военно-политического вождя конфедерации. В этот период в Центральнокавказском регионе формируются аланские протогосударственные объединения на базе западного и восточного ЭСО. Процесс консолидации западных алан, завершился на рубеже 40 -50-х гг. VI в. социальным переворотом, в результате которого родоплеменная знать («соцарствующие архонты») была отстранена от управления. В источниках неоднократно упоминается независимый правитель («повелитель», «глава», «басилевс») Саросий, правление которого совпало со временем демографического «взрыва» в аланском обществе в VI в. Значительные массы населения появляются в горных и предгорных зонах. Поэтому появление серии поселений с системой строго продуманной организации обороны по всем горным долинам, уходящим к перевальным путям, не выглядит случайным. Немаловажное значение для усиления западноаланской конфедерации приобретал ряд других факторов.
Ирано-византийская война заставила изменить трассу «Великого шелкового пути» и направить его в обход Ирана через северокавказские земли. Эксплуатация крупнейшего международного торгового пути позволила местной социальной верхушке в западноаланском ЭСО быстро обогащаться, что, в конечном счете, вело к ускоренным (сравнительно с восточной частью Алании) темпам социально-экономического развития и форсировало процесс классообразования. Усиленный приток значительных материальных ценностей обеспечивало наемное союзничество, и не случайно во многих могильниках этого времени встречается масса дорогих ювелирных изделий, в основном византийского или причерноморского происхождения.
3-й этап. VIII-IX вв. Усиление позиций военной аристократии привело к необходимости утверждения первенства дружинного культа. Процесс утверждения военного культа приходится на VI - IX в., т.е. археологически подтверждаемого периода существования культа вождей и до официального принятия христианства. Формирование единоличной власти, раскол общества на два основных класса, тенденция к образованию единого государства настоятельно требовали религиозной реформы, подкреплявшей социальные перемены идеологическими средствами. Попытки преобразовать языческий пантеон с учетом новых условий не увенчались успехом, и привилегированные слои в X в. обратились к христианству.
Формирование наследственной княжеской власти. К концу I тысячелетия в социальной структуре аланского общества происходят важные изменения, получившие отражение в источниках этого периода. Главным их итогом явилось следущее: приход на смену временным военным вождям института наследственной княжеской («царской») власти, имеющей сакральный характер, исполнявшей важные функции военно-политического руководства и создававшей более обширное, чем ранее, и более устойчивое политическое образование.
Усложнение структуры верховной власти, связанное с генезисом образа верховного вождя, формированием наследственной княжеской власти и, что особенно важно, тенденцией образования единого раннеклассового государства подтверждают данные арабских и византийских источников. В них приводятся сведения, наглядно отражающие изменения в титулатуре аланских правителей в этот период.
По ал-Масуди, царь Алании носил титул к-р-к-ндадж, имеющий тюркское происхождение. В высшей иерархии хазарского двора оно соответствовало заместителю фактического главы государства каган-бека [15, с.53]. Ибн-Рустэ, сведения, которого о Северном Кавказе отражают реальность более раннего времени, сообщает, что наследственным титулом царей Алании является титул багатар - «царь аланов называется Б.гаир, каковое имя прилагается к каждому из их царей» [24, с.221].
Это расхождение между Ибн-Рустэ и ал-Масуди, отражает процесс усиления аланской общности и увеличение ее веса в системе политических образований связанных с каганатом. Титул «багатар» первоначально применялся по отношению к полководцам в ранний период формирования алано-овсского объединения (V - VII вв.).
Являвшийся «внутренним овсским наименованием», в дальнейшем титул багатар используется в качестве обозначения первых «царей», как бы указывая на связь с определенным типом знати — военной аристократии. К середине X в. титул багатар, очевидно, уже не соответствовал возросшему политическому положению Алании (в тюркской социальной номенклатуре эпохи Хазарского каганата он стоял значительно ниже титула, приведенного ал-Масуди). Поэтому в практике межгосударственного общения Алании с каганатом и с другими государственными образованиями Востока стал употребляться титул, соответствующий исключительному положению, которое занимал царь {малик, багатар) Алании в иерархии вассальных по отношению к каганату областей [5, с.142].
Византийская дипломатия также перестала называть правителя Алании традиционным для него титулом кюриос, и к X в. ввела для него новое наименование эксусиократор. Официально византийский двор обращался к нему как к независимому владетелю, связанному с империей единством религии.
Изменение титулатуры правителя Алании означало не только усиление аланского объединения по сравнению с предыдущим периодом (VII в. - нач.IX в.), но являлось также отражением социальных процессов, происходивших внутри этого объединения, прежде всего отрыва аристократии от основного массива своих соплеменников и превращение ее в единственную надстройку, стоящую над всем социумом. Вместе с тем, оно отражало также процесс дальнейшей консолидации племен и этнических групп, вошедших в Аланское раннеполитическое объединение.
Таким образом, рассматривая эволюцию структур верховной власти в аланском обществе на протяжении I тысячелетия необходимо отметить главные оссобенности ее модели, которые позволяют представить ее генезис, как результат узурпации багатарами (опиравшимися на дружину), функций управления прежними догосударственными структурами, включая право взимать приношения и принуждать к повинностям, необходимым для выполнения этих функций.
Подобный вариант возникновения классов и государства, в условиях, когда общество уже оказалось в состоянии производить прибавочный продукт, достаточный для содержания господствующего класса - «корпорации воинов» во главе с верховным правителем - был характерен и для истории других обществ - соседей алан (русов, хазар, булгар, гуннов-савир). Именно в рамках военно-иерархических структур в дальнейшем зарождались отношения характерные для классического феодализма, и отдельные воины - члены «корпорации» превращались в феодальных землевладельцев.
Список научной литературыКодзаев, Казбек Муратович, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах ясах // Дарьял, 2000, № 1,2. 1- С.234-255; 2-С. 234-255.
2. Армянские источники об аланах / Сост. конспект. Р. А. Габриэлян. Ереван, 1985. Вып I 64 е., вып. II - 56с.
3. Аммиан Марцеллин. История // ВДИ, 1949, № 3. С. 288-308.
4. Баладзори. Книга завоевания стран / Пер. П.К. Жузе. Баку, 1927- 42с.
5. Бейлис В.М. Арабские авторы IX-первой половины X в.о государственном и племенном строе народов Европы // Древнейшие государства на территории СССР.1985. М., 1986 С.140-149.
6. Ган К. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе // СМОМПК, 1884, 1890. Вып. IV С.1 -248, Вып. IX - С. 1 -215.
7. Геродот. История. В 9-ти кн. Пер. Г. И. Стратановского. М.: «Издательство Аст», 1999.- 752с.
8. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России.// СМОМПК, 1897. Вып.22. С. 1-196.
9. Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгосала/Пер., введ.и примеч., Г.В. Цулая, Тбилиси. Мецниереба, 1986 150с.
10. Зетейшвили С.Г. Сведения об Аланах в «Хронографии» Феофана II Древнейшие государства на территории СССР. М., 1976. С.81-87.
11. Иванов А. История монголов (Юань-ши) об аланах-асах // Христианский Восток. Спб., 1914. Т.П. Вып.З. С.281-300.
12. Избранные отрывки из «Истории» Агафия Миринейского. Перев. М.В. Левченко. ВВ, т. III, 1950. С.305-349.
13. Иордан. О происхождении и деянии готов // Пер., вступ. Статья и коммент. Е. И. Скрижинской. М.: I960.- 435с.
14. Иосиф Флавий. Иудейские древности // ВДИ 1947, №4. С.215-211.
15. Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX и X веков о Кавказе, Армении и Азербайджане. Тифлис,1902, 1908. Вып. II, III. Вып. II 64с. Вып. III- 130с.
16. Константин Багрянородный. Об управлении империей./ Под ред. Г.Г. Литаврина, Н.П. Новосельцева. М.: Наука, 1989.- 493с.
17. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л.: Изд. АН СССР, 1932.- 134с.
18. Корнелий Тацит. Германия // ВДИ, 1949, № 3. С.208-222.
19. Корнелий Тацит. Соч. в 2-х томах. Л.: Наука, 1970. Т. 1,2. Т.1 370с. Т.2 - 444с.
20. Кулаковский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899 312с.
21. Куланж Ф. История общественного строя древней Франции. Т.З. СПб, 1907.-819с.
22. Лукиан Самосатский. Токсарис // ВДИ, 1949. № 3. С. 310-311.
23. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. T.III. М., 1887 191с.
24. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X XI веков. М.: Вост.лит., 1963.-265с.
25. Мровели Л. Жизнь Картлийских царей / Пер., предисл., и коммент., Г. В. Цулая. М.: Наука, 1979. 103с.
26. Нарты кадджьгтсе. Орджоникидзе, 1975 (на осет. яз)
27. Осетинское народное творчество. / 77од ред. З.М. Салагаевой. Орджоникидзе: Ир, 1961. Т. 1 624с., Т. 2 - 692с.28. «Памятник эриставов». Пер., исслед. и примеч. С.С. Какабадзе. Тбилиси: Мецниереба,1979. 54с.
28. Памятники народного творчества осетин. Владикавказ, 1925, 1927, 1928. Вып. 1-3. Вып. 1.-123с. Вып.2.- 158с. Вып.З.- 142с.
29. Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1941.- 171с.
30. Повесть временных лет./ Подготовка текста Д.С. Лихачева и Б.А. Романова. Под ред. В.П. Андриановой. М.-Л., АН СССР. Ч. I-II. 1950. -404с.
31. Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. С. П. Кондратьева. Вступ. статья 3. В. Удальцовой. М.: Изд. АН СССР, 1950 515с.
32. Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами / Пер. С. Дестуниса. СПб., 1862.-302с.
33. Сказания о нартах. Осетинский эпос. М.: «Сов. Россия» 1978 — 512с.
34. Страбон География. // ВДИ, 1947, № 4. С. 177-247.
35. Страбон. География. Пер., статья и коммент. Г.А. Сгратановского. Л.: Наука, 1964.-943с.
36. Флавий Арриан. Тактика // ВДИ, 1948, № 1. С.281 282.
37. Шифнер А. Осетинские тексты. СПб., 1868.-204с.
38. Эннодий Магн Феликс. Панегирик, сказанный всемилостивейшему царю Теодорику // ВДИ, 1949, №4. С.303-304.1. Книги.
39. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949.-598с.
40. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 1 655 с. Л.: Наука, 1973, т. II - 448 с. 1979 т. III. 1989 т. IV
41. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.- 523 с.
42. Афанасьев Г.Е. Население лесостепной зоны бассейна среднего Дона в VIII IX вв. АОН. Вып. 2. М.: Наука, 1987.-200с.
43. Афанасьев Г.Е. Донские аланы. Социальная структура алано-асско-буртаского населения бассейна среднего Дона. М., 1993,-181с.
44. Бахрах Б. Аланы на Западе. М.: Ард, 1993. 191с.
45. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 2-е изд. М.: Мысль, 1983.- 206с.
46. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.- 412с.
47. Ванеев 3. Средневековая Алания. Сталинир. 1959.-184с
48. Виноградов В.Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа. Грозный, 1965.-223с.
49. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973.- 208с.
50. Габриэлян Р.А. Армяно-аланские отношения. 1-Х в.в. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 198.9-НЗс.
51. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа. IV-X в.в. J1.: Изд. ЛГУ, 1979.-216с.
52. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X XIII вв. СПб., 1994.-238с.
53. Гумилев Л.Г. Древние тюрки. М., 1993-525с.
54. Гумилев Л.И. В поисках вымышленного царства. СПб.: Абрис, 1994.-383 с
55. Гутнов Ф.Х. Генеалогическое предание осетин как исторический источник. Орджоникидз: Ир, 1989-176с.
56. Гутнов Ф.Х. Средневековая Осетия. Владикавказ: Ир, 1993. 229с.
57. Гутнов Ф.Х. Аристократия алан. Владикавказ: Ир, 1995.-144с.
58. Гутнов Ф.Х. Ранние аланы. Проблемы этносоциальной истории. Владикавказ, Ир, 2001-256с.
59. Древняя Русь. Город, замок, село. /Отв. ред. Б.А. Колчин. М.: Наука, 1985-431с.
60. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Вост. Лит-ра, 1976 276с.
61. История крестьянства на Западе. Эпоха феодализма. T.l. М.: Наука, 1985.- 608с.
62. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. Пиотровского М., Наука, 1988. -544с.
63. История первобытного общества. Эпоха классообразования М.: Наука, 1988.- 568с.
64. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987—384с.
65. Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы. М.: Наука, 1984.-192с.
66. Куббель Л.И. Очерки потестарно-политической этнографии. М.: Наука, 1988.-270с.
67. Кузнецов В. А. Алания X -XIII вв. Орджоникидзе: Ир, 1971 -247с.
68. Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1980. -136с.
69. Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта.-Владикавказ: Ир, 1990 200с.
70. Кузнецов В А. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир, 1992.-392с.
71. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Изд. АН СССР, 1960.-520с.
72. Мннаева Т.М К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь, 1971.-248с.
73. Очерки истории Ставропольского края. T.I. Ставрополь: Кн. изд-во, 1986.-462с.
74. Плетнева С.А. Кочевники средневековья. М.: Наука, 1982. 188с.
75. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М.
76. Скитский Б. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г.// Известия СОНИИ, 1947, т.Х1.-197с.
77. Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986.- 416с.
78. Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М.: Наука, 1984.- 184с.
79. Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР. М.: Наука, 1981 -304с.
80. Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984.
81. Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гононоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин (история религии в истории народа). Владикавказ, 2000.-503с.
82. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1995.-439с.
83. Фрай Р. Наследие Ирана. Материалы и исследования. М.: Наука, 1972.-468с.
84. Хазанов A.M. Очерки военного дела сарматов. М.: Наука, 1971 343с.
85. Хазанов A.M. Социальная история скифов. М., 1975.- 31 Зс.
86. Цагаева А. Дз. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе, 1971, 1975.4.1, II. 4.1 238с. Ч. II-561с.
87. Чочиев А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин. Цхинвал: Иристон, 1985 -288 с.
88. Чочиев А.Р. Нарты-арии и арийская идеология. М.: Акалис, 1996-264с.1. Статьи.
89. Абаев В.И. Нартский эпос осетин.//Изв.СОНИИ, Дзауджикау,1945. Т.Х. Вып. 1.-118с.
90. Абрамзон М.Г. Тема борьбы с племенами Европейской Сарматии и Скифии в монетной чеканке Римской империи //ВДИ, 1999, №2, С. 177-187.
91. Абрамзон С.М. Некоторые вопросы социального строя кочевых обществ // СЭ, 1970, № 6, С.61-74.
92. Абрамович Г.В. К вопросу о критериях раннего феодализма на Руси и стадиальности его перехода в развитой феодализм // ИСССР, 1981, №2. С.60-78
93. Алексеев В.П. Бромлей Ю.В. К изучению роли переселения народов и формирования новых этнических общностей // СЭ,1968, №2. С.35-46.
94. Алексеева Е.П. Памятники меотской и сармато-аланской культуры Карачаево-Черкессии // Труды КЧНИИ. Ставрополь, 1966. Вып. V. С. 132261
95. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект управления // Социально-гуманитарные знания, 2001 № 1. С.7-12
96. Батчаев В.М. Предкавказские половцы и вопросы тюркизации средневековой Балкарии // Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1980. С.79-95.
97. Батчаев В.М. Феодальные замки Алании //Аланы и Кавказ. (Аланика-П). Владикавказ, 1992. С.136-152.
98. Безуглов С.И. Позднесарматское погребение знатного воина в степном Подонье // СА, 1988, №4. С. 103-115.
99. Блаватский В.Д. О скифской и сарматской этнономике // КСИА, 1975. Вып. 143
100. Буданова В.П. «Оуйм» в судьбе германских племенных элит. // Элита и этнос средневековья. М., 1995. С. 4-13
101. Васшьев Л.С. Протогосударство-чифдом как политическая структура // Народы Азии и Африки. 1981, №6. С. 157-175
102. Викторова Л.Л. Становление классового общества у древнемонгольских кочевников // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968. С.546-575.
103. Виноградов В.Б. Сиракский союз племен на Северном Кавказе // СА, 1965, №1, С. 108-122.
104. Виноградов В.Б., Мамаев Х.М. Аланский могильник у с. Мартан-Чу // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984.С.62-87.
105. Виноградов Ю.Г. Очерк военно-политической истории сарматов в I в. н. э.// ВДИ, 1994, № 2. С.151-170.
106. Гаглойти Ю.С. К истории северокавказских аорсов и сираков // Изв. ЮОНИИ, 1969. Вып. XV. С. 23-41.
107. Гадло А.В. Страна Ихран (Ирхан) дагестанской хроники «Дербенд-намэ» // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 118-138.
108. Гадло А.В. Отражение социальной борьбы внутри хазарского племенного объединения VII в. в памятниках «Еврейско-хазарской переписки»// Генезис и развитие феодализма в России. JL, 1985. С. 18-27.
109. Гадло А.В. Основные этапы и тенденции этносоциального развития этнических общностей Северного Кавказа в период раннего средневековья // Вестник ЛГУ, 1986. Вып.1. С. 11-24.
110. Горский А.А. Дружина и генезис феодализма на Руси // ВИ, 1984, № 9. С. 17-28.
111. Гугуев В.К. Кобяковский курган // ВДИ, 1992, №4. С.116-130.
112. Гутнов Ф.Х. Из истории формирования военно-служилой знати у алан (IV X века)// Изв. СКНЦВШ. Ростов н/Д, 1988, №4. С.66-72
113. Гутнов Ф.Х. Структуры и характер раннесредневековых обществ Северного Кавказа // Изв. СКНЦВШ. Ростов н/Д, 1990. С.80-85.
114. Гутнов Ф.Х. Социальные аспекты эволюции религиозной системы алан //Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1992. Вып.2. С. 160-169
115. Гутнов Ф.Х. Господский двор и вотчина у алан //Аланы: история и культура. Аланика III. Владикавказ, 1995. С.363-372.
116. Гутнов Ф. X. Воин-купец в истории Юго-Восточной Европы // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Ставрополь, 2001. С.88-90
117. Дворецкая И.А. Из Паннонии в Италию (христианизация завоевателей и генезис варварской государственности в Италии VI VIII вв.)// Античность и раннее средневековье. Н.Новгород, 1991. С. 128-142.
118. Деопик В.Б. Северокавказские аланы // Очерки истории СССР III- IX вв. М., 1958. С.616-633.
119. Джиоев М.К Сведения армянских агиографических памятников об алано-армянских связях // Аланы и Кавказ. Аланика II. Владикавказ, 1992. С.51-56.
120. Дзаттиаты Р.Г. Раннеередневековый могильник в селении Едыс // С А, 1986, №2, С. 198-209.
121. Дзаттиаты Р.Г. «Цитлосан» хроники ксанских эриставов // Изв. ЮОНИИ. Цхинвал, 1990. Вып. XXXIII. С.43-47.
122. Дзаттиаты Р.Г. Пряжки и поясные наборы едысского могильника (VI-VII вв. н.э.) // Аланы: история и культура, Аланика III. Владикавказ 1995. С.107-123.
123. Иванова О.В. Формы политической организации славянского общества в центральных и южных частях Балканского полуострова в VII -VIII в.// Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987. С.56-66.
124. Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // СЭ, 1988, №5, С.38-49.
125. Иерусалимская А.А. О северокавказском «шелковом пути» в раннем средневековье// СА, 1967, №2. С.55-78.
126. Каминский В.Н. Военное дело алан Северного Кавказа // Понтийско-кавказские исследования. Краснодар, 1993. Вып. I. С.90-114.
127. Керефов Б.М. К вопросу о сарматизации племен центральной части Северного Кавказа (I этап).// Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1980, С.52-69.
128. Ковалевская В.Б. Поясные наборы Евразии IV IX вв. Пряжки./САИ, 1979. С.57.
129. Корсунекий А.Р. О социальном строе вестготов в IV в.// ВДИ, 1965, №3. С. 62-74.
130. Кочиев К К Тутыр владыка волков // Изв. ЮОНИИ, 1987. Вып. XXXI. С.58-66.
131. ХЪЬ.Крадин Н.Н. Кочевые общества в контексте стадиальной эволюции // ЭО,1994. № 1. С.62-72.
132. У1.Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации. М., 1995. С. 11-62
133. Крадин Н.Н. Общественный строй кочевников: дискуссии и проблемы // ВИ, 2001, №4. С.21-31.
134. Куббель Л.Е. Этнические общности и потестарно-политические структуры доклассового и раннеклассового общества // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982. С. 124-147.
135. Кузнецов В.А., Рунич А.П. Погребения аланского дружинника IX. в.// СА, 1974, №3. С. 196-204.
136. Кузнецов В.А. Христианство в Алании до X в.// Изв. ЮОНИИ. Вып. XXIII. Цхинвали, 1978. С.29-36.
137. Кузнецов В.А. Иранизация и тюркизация Центральнокавказского субрегиона//МИАР, 1997, №1,. С. 153-177.
138. Кузнецов В.А. Аланы и асы на Кавказе (некоторые проблемы идентификации и дифференциации) // Древности Северного Кавказа. 1999. С. 169-182.
139. Кулланда С.В. Царь богов Индра: юноша воин - вождь // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.,1995. С. 104-126.14Ъ.Лащук Л.П. О характере классообразования в обществе ранних кочевников //ВИ, 1967, №7. С.111-121.
140. Лащук Л.П. Кочевничество и общие закономерности истории // СЭ, 1973, №2. С.83-96.
141. Ложкин М.Н. Аланы на Урупе // Вопросы археологии и этнографии осетин. Орджоникидзе, 1984. С.29-62.
142. Луцков Д.Ю., Чипирова Л.А. Общество и государство: к вопросу о психосоциальных механизмах политогенеза // Кавказ и цивилизации Востока в древности и средневековье. Владикавказ 1993. С. 143-152
143. Марков Г.Е. Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии // СЭ, 1970, № 6. С.74-90.
144. Наглер А.О. Чипирова JI.A. К вопросу о развитии хозяйственных типов в древних обществах // Античность и варварский мир. Орджоникидзе, 1985. С.87-91
145. Налбандян Г.Н. Армянские личные имена скифо-алано-осетинского происхождения // Вопросы иранской и общей филологии. Тбилиси, 1977. С.206-215.
146. Петрухин В.Я. Русские князья и дружины в IX начале XI в.в. Социальная терминология и этнические связи // Элита и этнос средневековья. М., 1996, С.86-98.
147. Пранда А. Влияние биллингвизма на некоторые явления народной культуры. // СЭ, 1972, №2, С. 17-26.
148. Рикман Э.А. Некоторые черты общественного строя племен низовьев Днестра и Дуная в первых веках нашей эры // СЭ, 1970, № 6. С.27-36.
149. Рунич А.П. Аланские катакомбные могильники V VIII вв. в городе Кисловодске и его окрестностях // МАДИСО, Орджоникидзе, 1969, т.Н. С.97-112
150. Рунич А.П. Скальные захоронения в окрестностях Кисловодска.// СА, 1971, №2.С. 167-179.
151. Савенко С.Н. Количественный состав погребенных в раннесредневековых катакомбах Центрального Предкавказья как социальный показатель.// Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа. Грозный, 1984. С.63-69
152. Савенко С.Н. Предметы египетского, китайского, иранского происхождения в комплексах I тысячелетия н. э. Пятигорья // Кавказ и цивилизации Востока в древности и в средневековье. Владикавказ, 1993. С.130-141
153. Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия во II-IV в.в. (некоторые проблемы исследования // СА, 1982, № 2. С.43-57.
154. Скрипкин А. С. К вопросу истории сарматов первых веков нашей эры // ВДИ, 1996, № 1.С. 160-168
155. Смирнов К.Ф. Сарматские племена Северного Прикаспия // КСИИМК, вып. 34, 1950. С. 104-110.
156. Смирнов К.Ф. Основные пути развития сарматской культуры среднего Прикубанья//КСИИМК, вып. 46, 1952. С. 13-18
157. Токарев С.А. О религии как о социальном явлении // СЭ, 1979, №3. С.87-106.
158. Толстое С.П. К истории древнетюркской социальной терминологии // ВДИ, 1938, № 1. С.72-82.
159. Туаллагов А.А. К вопросу об аланском этногенезе осетин //Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: "Минаевские чтения" по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Ставрополь 2001. С.71-73
160. Федоров Я.А. Хазария и Дагестан // Кавказский этнографический сборник. 1972, №5. С. 18-47.
161. Флоря Б.Н. Эволюция социальных и общественно-политических структур и возникновения государства // Раннефеодальные государства и народности (южные и западные славяне). М., 1991. С. 190-207
162. Хазанов A.M. Военная демократия и эпоха классообразования // ВИ, 1968, № 12.
163. Хазанов A.M. Скифское жречество //СЭ, 1973, №6. С.41-51.
164. Хазанов A.M. Первобытная периферия докапиталистических обществ // Первобытное общество. Основные проблемы развития. М., 1975. С.88-139.
165. Хазанов A.M. Классообразование: факторы и механизмы // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С.125-188.
166. Чеченов И.М. Новые материалы и исследования по средневековой археологии Центрального Кавказа // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Т.З. Нальчик, 1987. С.40-170
167. Шаскольский И.П. Возникновение государства на Руси и в Скандинавии //Древнейшие государства на территории СССР. М., 1986. С. 95-99.
168. Шилов В.Г. Аорсы (историко-археологический очерк) // История и культура сарматов. Изд. Саратовского университета. 1983. С.34-47.
169. Шнирельман В.А. Классообразование и дифференциация культуры// Этнографическое исследование развития культуры. М., 1985. С.64-122.1%.Яшенко В.П. Правящий род ашина: истоки и продолжения // Элита и этнос средневековья. М. 1996. С.64-67.
170. Яценко С.А. Аланская проблема и центрально-азиатские элементы в культуре кочевников Сарматии рубежа 1-11 вв. н.э.// ПАВ, 1993, №3. С.60-72.
171. Яценко С.А. О сармато-аланском сюжете росписи в Пантикапейском «склепе Анфестерия»// ВДИ, 1995,№3. С.188-195.1. Афторефераты и рукописи.
172. Гадло А.В. Северный Кавказ IV X вв. (проблемы этнической истории) М., 1984. Автореферат докт. дис - 32 с. В надзаг: Ин-т этнографии АН СССР
173. Коробов Д.С. Социальная организация алан Северного Кавказа IV IX вв. н. э. Автореферат канд. дисс. М., 1999 - 21 с.
174. Куссавва С.С. Археологические памятники Восточной Осетии VI IX вв. /Чми, Балта/ как исторический источник. Л., 1953. Рук. канд. дис. - 298с.1. ВВЕДИ -ВИ исонии1. ИСССР-июонии1. КСИА ксиимк кчнии
175. МАДИСО МИАР -ПАВ -СА -СКНЦВШ СМОМПКсэ 1. ЭО