автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эволюция жанра миниатюры в прозе И.А. Бунина

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Проходова, Валерия Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Эволюция жанра миниатюры в прозе И.А. Бунина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция жанра миниатюры в прозе И.А. Бунина"

"""" Московский ордена ленина,

ордена октябрьской революции И ордена трудового красного знамени государственный университет имени м. в. ломоносова

филологический факультет

па правах рукописи УДК 82.32.+ 82.0 (Бунин;

ПРОХОДОБА Валерия Павловна

ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА МИНИАТЮРЫ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА

специальность 10.01.02 —

Литература народов СССР (советский период)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва — 1990 г.

>

Работа иыио.п{еаа на кафедре истории советской литера туры филологического факультета Московского государствен пого университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель — доктор филологических наук, про

доктор.филологических.наук, профессор Ю. В. БАБИЧЕВА; кандидат филологических наук Р. С. СПИВАК. Ведущая организация — Симферопольский государственны! университет им. М. В. Фрунзе.

15 ... ча^ии на оа^едапил ^исциа^шом^иоаппи! ^^£ 1с

Д.053.05.12 .при Московском государственном университет! им. М. В. Ломоносова.

Адрес: Москва, 119899, В-234, ГСП, Ленинские горы, МГУ 1 корпус гуманитарных факультетов, филологически! факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологи чес кого факультета МГУ.

фсссор А. Г. СОКОЛОВ.

Официальные оппоненты:

г

Автореферат разослан « :У. » . . 19,?/

»

г.

Ученый секретарь Сп ализированного совета доктор филологических наук, доцент

}

Общая характеристика габоты

Диссертация посветена рассмотрению идейно-художественного своеобразия творчества Ивана Алексеевича Бунина под знаком жанровой эволюции.

Актуальность теин определяется возрастающим интересом современного литературоведения к проблемам творческой индивидуальности, художественной самобытности писателя. Творчество Бунина уже привлекало внимание литературоведов в 1960-1970-е годы и было направлено на постижение общих закономерностей его художественного творчества, на выявление этико-философской позиции писателя, эстетических принципов его метода, места Бунина в развитии русского реализма конца XIX - начала XX века (работы В.Н.Афанасьева, О.Н.Михайлова, Д.В.Крутиковой, В.А.Келдыша, А.К.Бабореко, А.А.Волкова, Л.А.Смирновой, Р.С.Спивак, Л.К.Кожемякиной, В.Я.Линкова и др.). Обобщение опыта изучения разных аспектов прозы И.А.Бунина позволяет сделать новые шаги в исследовании своеобразия творческого развития крупнейшего русского прозаика - в частности, жанровой эволюции его прозы в связи с менявшейся эстетико-фялософской концепцией бытия у писателя.

Задачи исследования; Постижение художественного мира писателя, эстетических принципов его творчества, ханрового мышления в связи с эстетико-философской концепцией жиаки. Решению этой -ро-блеин подчинены в работе принципы отбора исследуемого материала (проза И.Бунина 1890-1930-х годов); структура работы в целом.

Обращение к осмыслению теоретических проблем - история ханра миниатгры и его типология, модификации ханра в раннем творчестве . писателя, проблема цикла и циклизации, помогает рассмотреть и

проблему эволюции жанра миниатюры в прозе писателя, к проблему |

творческой индивидуальности Бунина.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в литературоведении проблема яанра прозаической миниатюры Бунина и цикл миниатюр 7как"особое жанровое образование) еще не были предметом специального изучения. В круг исследовательских проблем впервые вовлечены история и теория жанра миниатюры э русской литературе; выявлены некоторые черты типологии ыхкиатсрн, показано развитие жанровой системы Бунина и модификации аанра миниатюры в его творчестве.

Цикл "Краткие рассказы" 1930-х годов рассматривается как эс-тетико-фшософская и художественная целостность, выявлена поэтика цикла. В работе исследована творческая история цикла на основе ар» хивных материалов фонда И.А.Бунина.

В качестве приложения даются рецензии русской зарубежной критики на книгу Бунина "Божье древо" и цикл "Краткие рассказы". В итоге изучение жанрового новаторства Бунина-реалиста позволяет обогатить представления о творческой индивидуальности писателя, • самобытности его творческого метода.

Методологической основой исследования является ленинская теория отражения, общетеоретические положения марксистского литературоведения о единстве содержания и формы, о роли мировоззрения в художественно« творчестве, современные теоретико-литературные представления о художественной индивидуальности, методе и жанре. При анализе конкретных прюизведений использовались принципы сравнительно-типологического к целостного анализа, с

Практическая ценность работы определяется возможностью йс- ■ пользования ее материалов и выводов в разработке вузовских курсов

ПО русской литературе XX веха, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам жанрового развития русской литературы, творческой индивидуальности писателя, в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов.

Апробация работы. Основные положения работы били изложены в докладах на Областной научной конференции по развитию современных сибирских языков и литературы (Омск, 1585); на У научной ыея-вузовской конференции по проблемам метода и жанра (Томск, 1935); з сообщениях на сёыинаре при кафедре истории советской литературы МГУ; в докладах на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Усть-Каменогорского педагогического института.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Имеется приложение, содергащее в себе архивные материалы по тема исследования. Библиография содержит 385 наименований .

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, дается краткая характеристика степени изученности темы, сделан краткий обзор основных направлений в буниноведекии, формулируются цели и задачи работы, обосновывается выбор историко-литературного материала.

Глава I "Понятие литературной миниатюры. История и теория жанра. Типология миниатюры, ее структура" посвящена проблеме бытования жанра ыикиатсры в русском литературной процессе конца XIX -начала XX иека.

Исследование проводится в двух аспектах - теоретическом и историко-литературном. Анализ литературной ситуации, сложившейся

-б -

з конце XIX - начале XX века, позволяет говорить о новом этапе жанрового развития русского реализма, особенностью которого стало внимание к нетрадиционным малым жанровым формам - рассказу, новелле, миниатюре, отодвинувших на второй план лидировавшую в XIX веке крупную эпическут форму романа. Говорится о том, что миниатюра, как жанр предельно краткий, была своеобразной реализацией художественной формулы веиа, в свое время выдвинутой А.Чеховым ("Краткость -сестра таланта"; "Будь я миллионером - л бы писал вещи с ладонь величиной"). Минкагсра представлена в литературе конца XIX - начала XX века в творчестве И.Тургенева, И.Анкенского, Я.Полонского, К.Тетма^ера, Н.Полилова, В.Гарзина, В.Короленко, М.Коцюбинского, А.йемоевсяого, Н.Евреинова; получаст распространение переводные ыкнкатсры О.Шрейнер, П.Альтенберга.

Отмечается, что такое проявление жанровой активности миниатюры было симптомом нового качества развития реалистического метода, поэтому в диссертация исследуются причины активизации малой жанровой $орны миниатюры. Подчеркнуто, что историзм в понимании жанра требует выяснения тех оСцественно-исторических причин, которые влияет на возникновение новых жанровых форм.

Краткий экскурс в историю западно-европейских литератур позволил исследовать в некоторых чертах историю зарождения жанра миниатюры б эпоху романтизма 1540-х годов во Франции (А.Бертран); в 1850-1860-е годы появляются "стихотворения в прозе" И.Бодлера; выявлены также основные "показатели" жанра миниатюры,введенные поэтами-романтиками (лирическое осмысление реальной действительности. скльнад авторская позиция, всеобщность, универсальность изображаемых характеров и явлений), Рассматривается бытование жал» ра шниагеры на русской почве, в русской литературе конца XIX -начала XX века, стимуджрованной появлением в 1833 году ноэого

жанра - "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева. Диссертант показывает также влияние на поэтику русской миниатюры эстетяко-филосс^-ской концепции символизма.

Анализ пирокой репрезентативности миниатюры как жанра в русской прозе конца XIX - начала XX века дает основание считать, что шниатюра вычленяется как полноценный художественный жанр из жанровой системы малых повествовательных форм, обретает свои жанровые каноны, выкристаллизовывает устойчивую жанровую структуру, "вживается" в литературный процесс и обретает право на существование.

Убедительное подтверждение этому дает сам историко-литературный контекст того времени - в русских журналах того времени ("Еизнь", "Русская мысль" и др.) появляется масса миниатюр - их пишут Я.Полонский, В.Гарзмн, А.Неыоевский, К.Тетыайер, Н.Полилов, цикл миниатюр ,, Quiopi£Q появляется у Я.Анненского, создают драматические ' "спенки" А.Чехов, А.Аверченко,.Н.Тэффи; кроме того, о многом свидетельствует пародирование в яурнал® "Стрекоза" в 1883 году "Стихотворений в прозе" Й.С.Тургенева: структура жанра становится узнаваемой, жанровые признаки - стабильными, а сам жанр входит в литературу кал полноценная художественная реальность.

3 ев85Я с ®ти51 в диссертации говорят«« о необходимости теоретического а типологического осмысления малого эпического жанра -миниатюры. В раСоте проводится мысль о том, что, хотя определение жанра должно опираться на анализ эмпирического материала, однако в центре теоретического анализа должна стоять как категория содержания, так и категория поэтики.

Наблюдения над жанром в историко-литературном хсятексте отразились в диссертации в выделении двух структурно-ткполо гкче с-ких разновидностей жанра миниатюры - лирической или бесфабульной

("стихотворение в проза0); таковая наблюдается в творчестве И.Тургенева, И. Анне некого, В.Гаршша, К.Тетыайера, в советское время -¡¿.Пришвина, И.Лаврова и др.; к эпической - фабульной - миниатюры . ("краткий рассказ3) - И.Бунин, А.Куприн, Е.Зозуля, В.Вересаев.

Далее кратко характеризуется структура лирической и эпической кккиатвры, где в качестве аанрообразувщего и ванроогранячительно-го фактора слукит скаегнал ситуация, вид сюгета в миниатюре. На основе струглуркнх и типологических признаков миниатюры, принятых з качестве научной позиции, диссертант подвергает в работе критическому анализу теоретическое понятие литературной ьшшаторы, су-ществушцсе до сшс пор в литературоведении (в Литературной энцикло-пздкк 1934 года к .Краткой литературной энциклопедии 1967 года).

ста сочка зрения внеаэает возражения, так как в определении Г£Нрз не выработаны достаточно определенные теоретияо-лктератур-

П ССТСХПчССКЬЮ ьроГГвр-Ш.

Еш;£лс'шгло х.-анрсво-содергагсльнае признаки шишатвра позво-и сЕ'горз* пок£за«ь функционирование тапологичееккх раоиовлднос-кспра е поюткстс историко-литературного процесса начала XX Ееха на ордере творчества'К.Тстма£ера ("Горный ыотилен0, "Одна из сказок") и Я.Полонского ("Раз, ка иарком сго-востоке..,е), выделить из глярового ряда к кудсЕестЕенно слабые, подражательные . формы (А.Корнев, Н.Полилов). Акалио позволяет сделать выводы о ток, что в творчество различных писателей, обращавшихся к ханру ьглниа-твры в процессе своего кудо&естЕенногс развития, зтот гсакр был сданы из этапов эвелшзш сбразно-худопестЕенного постизения цира, результатом оеоявциы фклоеофско-сстетаческой концепции ботик, хоти етст данр сакккад неодинаковое по значимости иесто внутри нанровой системы художнике., У одних (Я.Полонский, С.Скиталец, В.Гаргки, К.Готмайср) обращение к каяру кшшатюры носило спонтанный характера

у других (И.Тургенев, И.Анненский, В.Вересаев, И.Бунин) яанр складывался как эстетически значимое и полноценное явление.

Во второй главе "Наст миниатюры и его место в творчестве И.Бунина 1890-1900-х годов" продолжено изучение специфики бытования миниатюры как яанра в русском сзадизме. Глазное внимание в ной

п

уделено занровой системе прозы раннего Бунина (1890-1900-е годы), исследованы эстетико-философские позиции писателя этого времени, прослежен путь художника от социально окрашенной прозы 1890-х го-, дов до лирико-философсяих рассказов 1900-х годов, делается выводы о том, что жанровые поиски писателя связаны не только с развитием его эстетико-философской системы, творческой индивидуальности, но и с обеими закономерностями развития русской реалистической прозы этого времени, охарактеризованными как процессы аяризации и фило-софязации, остротой жанрово-родовых взаимоотношений, прозы и поэзии. Бунин как писатель не мог не быть вовлечен в "водоворот жанровых контактов эпохи" и идет в своем художественном развитии в русла творческих исканий своего врзмени. "Стихотворения в прозе" стали в России довольно популярным жанром в эпоху господства малых жанровых форм - повести, рассказа, очерка, этюда; Бунин же, обращаясь к новому з его творчестве ханру - "стихотворений в прозе", ищет также через ритм, усиленную метафоризацию, мелодическую организацию прозаической речи выражения в прозе собственных стихотворческих импульсов - к таким выводам приводит анализ лирико-психологи-ческих этюдов Бунина 1890-1900-х годов ("Перевал", ,"В Альпах", "С высоты"). о

Диссертант показывает типологическую близость "стихотворений в прозе" И.С.Тургенева и лирико-философских рассказов И.А.Бунина начала века, выразившуюся в композиции сюжета как прихотливой смены настроений, ассоциативном принципа "монтажной" композиции, сильной авторской позиции, ритмическом образном параллелизма, но дела-

- 1Ц-

ются выводы о том, что, обращаясь к "стихотворениям в прозе" И.С.Тургенева как я жанровому прототипу, Бунин все же трансформировал жанр, наполняя его индивидуально-художническим содержанием.

В дзльнайаеЯ части работы конкретизируется трансформация тургеневского жанра миниатюры ("стихотворения в прозе") в реализме Бунина 1900-х годов, определяются общие структурные признаки жанра - в композиции ссжета, в поэтике, и исследуется конкретный литературный материал ("Надежда"-, "В Альпах", "Тишша"), делаются выводы о том, что индивидуально преломленная Буниным в жанре ли-ркко-психологическэго -философского рассказа тургеневская кодель жанра дазала еэзыохяость писателю проявить в новоы для него жанра к"»:ниатвры новые качества развивающегося реалистического метода писателя, структура жанра Буниным переосмыслена в свете схлады-Еахиегося эстетического идеала художника. Заключительная часть главы псказызает, что эволюция жанровой системы раннегч Бунина в конце 1890-1900-х годов привела его к творческочу освоению жанра "стихотворения в прозе".

Предшествующи опытом классической литературы, опытом Тургенева Бунин как бы корректировал свою художественную концепцию жизни и духовного мира личности, и бунинский лирико-философский рассказ начала века стал как бы его индивидуальным вариантом "стихотворения в прозе", уже трудно узнаваеиьм, но все же сохранившим основные черты целостной жанровой структуры.

Впоследствии Бунин вновь вернется к жанру миниатюры, но это произойдет уже в 1930-е годы, в цикле "Краткие рассказы".

Глава Ш "Краткие рассказы" И.А.Букина 1930-х годов как выражение эстетических исканий позднего Бунина" посвящена дальнейшей эволюции жанра миниатюры в творчестве И.А.Бунина.

В этой главе на основе архивных катэркадэч показана творческая история цикла "Краткие расаказц", вцервы? появившегося кал целостное идейно-художественное единство 5 ЯВДГ0 Ц,Бунина "Божье древо" (1931).

Диссертант исследует тш(9 два варианта сущазтзоаадая цикла "Краткие рассказу" - д книге рассказов "Бонье^дрззо" (1931) и

IX томе Собрания сочинений Бунина (Берлин, Петррцолис, 1935), ука-

'6

зывая, что творческая история цикла в литературоведении ДО сих пор не имеет целостного и полного освещения.

Автором работы восстановлена по архивным материала» и рукописям Бунина творческая история создания писателем некоторых ми^ ннатюр цикла "Краткие рассказы" ("Полдень", "Ландо", "Портрет горбуна", "Убийца", "Стропила"), реконструирована последовательное^ и методика работы писателя (через его пометки, черновые наброоки).

Все это помогло характеризовать эстетические принципу Бунина' художника в работе над жанром миниатюры. Сделаны также выводи о характере бунинской корректуры, о "краткости" как основном тврр« ческом принципе Бунина.

Анализируя материалы исследования цикла в критика, диссертадт показывает степень изученности "Кратких рассказов" в советском и зарубежном русском литературоведении, .оценивается по архивны^ материалам реакция критики русской эмиграции на книгу Бунина "Божье •древо", где впервые был представлен цикл "Кратки? рассказ«", и подчеркивается, что уже в 1930-е годы критиками В.Ходасевичем и Ф.Степуном была замечена как необычность жанра миниатюры и его нд» визна в "Кратких'рассказах", так и философски-ценностная содержа* тельность всего цикла.

В.Ходасевич и Ф.Степун в отзывах на новую бунинскую прозу, каждый по-своему, наметили дальнейшие пути художественного рсмуд»

ления цикла - через новаторство языка ("бунинскую филологию") -В.Ходасевич; и через новаторство жанра - короткого, философски-концептуального рассказа (Ф.Степун).

В дальнейшем в работе рассматривается авторский замысел цикла "Краткие рассказы* и его воплощение в книге "Божье древо" и IX томе. Собрания сочинений Бунина 1935 года, подчеркивается, что в 1930-е годы у Бунина состоялось идейно-эстетическое "открытие" новой кадровой фоски - "Краткого рассказа", в которой писатель стремился воплотить свою философско-эстетическую концепцию России, русского человека, национального характера, ту "пеструю душу" народа, постижению духовно-нравственных начал которой Бунин посвятил 2СЮ жизнь.

Изучение этой проблемы имеет немаловажное значение для понимания художественного мира писателя и жанрово-родовой природы его творчества, поэтому в исследовании выделены некоторые аспекты эволюции философско-эстетнческой системы писателя, необходимые для понимания жанровой природы цикла "Краткие рассказьГ'.

Диссертант выделяет в качестве таких эстетических категорий -проблему личности художника-творца, очень важную дяя Бунина; эстетическое любование красотой жизни (жизнь как саыодовлещая ценность); бесконечная ценность каждого мига жизни - ибо он - частица этой жизни; проблему памяти, проблему любви, смерти и бессиертия личности (художника-творца); проблему русского национального характера, русского человека; тему родины, России, воспоминаний.

Из философии мига, бесконечно-ценного как проявление частицы жизни для Бунина, складывается основной конструктивно-художественный принцип цикла "Краткие рассказы", породивсий жанровую модель мира в цикле, где каждая миниатюра - это художественное воплощение жизненного мига, не только преходящего и скоротечного,

но 'л точного з сзое'й субстанции РЛандо'', "Обреченный дом", "Небо над стеноЛ% "Журавли", "Ущелье").

Эстетическая ценность мгновения породила и асссциативно-"мон-тажную" композиции пик.та, где связи между миниатюрами - опосредованные, ассоциативные, а не каузально-хронологические. ЗаЕериен-ность цикла подчеркивается перекличкой сюжетно-тематической, переплетением мотивов, формируших цикл, композиционным приемом контраста на разных уровнях.

Предметом внимания диссертанта стало и циклическое единство "Кратких рассказов3 пак явление, малоизученное в литературоведении, проблема же прозаической циклизации требует решения. Сложность изучения циклических образований (как поэтических, так и прозаических) отмотается в том, что до сих пор нет. научно выверенного опрэделенпл цякла (хотя накоплено вполне достаточно сатирического материала, но речь в оольшинстве случаев идет о значитель-?'см количестве обследовгнннх поэтпчеекпх циклов); про-сапческис цвклн привлекаю? к собе геньпе внимания исследователей.

Исследование цикла как гвярового сбразссания и теоретическом к практглеегто'л аспекте позволило выделить несколько обпит, формально и содержательных черт цзкяа - как лирического, та:; и прозаического - э^о такие понятия как "авторский цикл", где единство ганровей форта обусловлено авторским замыслом; роль г а г л а л ил (в случае с "Краткими рассказами" И.Бунина это условие к? действует - цикл под таким названием существует в к р к т и к с); "относительная устойчивость цикла в нескольких изданиях" ? непременная концептуальность цикла; "дополнительные смысл ы" (В.Фоменко), Еосникагпие иеяду отдельными элементами цикла и рожденные цикло-обр&зуидкки связями (подтекст всего цикла).

и -

Таким образом, дао "Краткие рассказы", исследованный иного-| аспектно, по всем параметрам циклического образования, показывает, • что "Краткие рассказы" были выражением идейно-эстетической концепции писателя, его философско-художесгвенной моделью лира, России, русского человека, показом' граней национального бытия и национального характера, воплощением его концепции России - по общей целостности и замыслу, эстетическим видением мира художником через жанр микрорассказа, эпической миниатюры ("Русак", "Марья", "Поддень", "Бродяга", "Муравский илях", "Пожар", "Небо над стеной").

Целостность "Кратких рассказов* как цикла обеспечивается и единством идейно-художественного мира писателя - те же темы России, народа, русского человека, тоски эмиграции объединяли как ' миниатюры цикла, так и Солее крупные аанровые формы в. реализме Бунина 1920-1930-х годов - рассказы "Теиир Аксак-Хан", "Алексей Алексеич", "Подснежник"; роман "Кизнь Арсеньева".

Дальнейшее исследование идейно-художественного своеобразия цикла Бунина "Краткие рассказы" привело к выделению нескольких "циклов внутри цикла" групп миниатюр, условно обозначенных в диссертации как "Город" - "Деревня" - "Война", своеобразных, "теы тических узлов" внутри цикла, "микроциклов" в общем екаете цикла "Краткие рассказы" - в них наблюдается внутренняя циклическая замкнутость, тематическая с'ажр®ейнйсть, причем каждый "микроцм отличается своей темой » катастрофичности бытия в ит

. цикле "Город"; в кикроцикле "Деревня" - бунинское решение пробл! русского национального характера, русского бытия; в микроцикле "Война* вновь наблюдается у Бунина возвращение к тематике перво раздела ("Город") - к мотиву драматизма жизни, к теме смерти. Россия показана здесь на грани социального разлома, возникает т ыа империалистической войны ("Письмо") я подспудно - тема револ

- I э -

ция ("Канун1*, "Третий класс").

Художественное единство циклу придает и скаозной сюжетный мотив - мотив дороги, пути, движения. В диссертации исследованы также типологические разновидности жанра мициатюры (рассказ-эпизод -"Убийца", "Пожар"), миниатюра - психологически портрет ("Марья", "Дедушка", "Стропила"); целостность поэтики цикла прослежена на жанрово-композиционнои уровне (соотнесенность начала и конца в миниатюре; конструктивность пейзажа как важного средства поэтики миниатюры; роль портретно-психологической характеристики); гироккм использованием приема контраста на разных уровнях - образной системы, точек зрения автора и героя, уровне композиции ("Людоедка", "Комета", "Слезы", "Стропила"; "Роман горбуна"),

Кроме того, в исследовании выделены циклообразующие связи, конкретизируются функции заглавия миниатюр ("Бродяга", "Дедушка", "Марья"), делается вывод о том, что заглавия миниатюр в цикле соотносятся как части целого я раскрывают идейно-образную и даже ритмическую концепцию цикла.

Диссертант также рассматривает такую художественную категорию как образ автора и его роль в цикле "Краткие рассказы", ибо сама эстетическая проблема личности художника, творца была доминантной во всей эстетико-философской системе Бунина.

Никл "Краткие рассказы" реализовал прежде всего авторскую позицию писателя, его идейно-эстетическое отношение к жизни. Образ автора был необходим Бунину в цикле, ибо художники (по Бунину) -о

"особый разряд" людей, обладающих способностью чувственной Памлти и тем самым могущих уберечь все живое и лившее от забвения, гибели, смерти, сохранить все "хотя бы в слове".

Доминанта образа автора во всем творчестве Бунина (и в "Кратких рассказах") - эстетизация жизни, показ красоты жизненного

игноЕения. Этны и определяется идейно-эстетическая модель мира, реализованная в "Кратких рассказах". Образ автора рассматривается в работе как цбраз носителя "идеологии" всего цикла; образ автора сопряаен со веек кажущимся хаосом случайных событий и человеческих отношений в цикле - и именно он, объединяя все ми-ииатврн, создав? целостное единство' "Кратких рассказов?

В диссертации расснатривается многообразие проявления авторской позиции в цикле, выделяется две основные тендск-ин б проявления аЕ'горской позиции. Одна из них выразилась в стреилсвкн к отделению авторского сознания от сознания героя-рассказ-чина ("Стропила*, "C'íEpyxa", '"Телячья головка15, "Слон55); Другая г 'особенность авторской позиции - в стремлении к слияпна с точкой зрешш героев, с их мировоззрением, нравствекш&ги и эстет! чеыши принципами, иде&но-эмоционаяькей точкой зрения ("Идол", "Канун", "Угас", "Уцельс", "Первая любовь").

3?ем к объясняется различные смлиетиче'скке приемы, каблгха e¡£Ks в поэткко миниатюр - егклиеэдчеекая оппозиция "автор - геро ретардация; введешь приемов сказового повествования;, использова ние- подтекста.

Многообразие проявления ангорского сознания в цикле "Кратки рассказы" говорит не только о ио&оы типе полицентрнческого художественного сознания, пояЁйЁвегося у Бунина в цикле "Краткие рас сказы", в отличие от ионоцйотрипеекого типа в романе "Жизнь Арсе ева", но и ношх качествах бункнекого реализма.

Завертая исследование, диссертант останавливается на рассмс рении роли народно-поэтических элементов в цикле Бунина "Кратки« рассказы" и прослеживает многоаспектыость фолышоризма писателя в миниатюрах цикла - через использование фольклорных образов, н< сущих символический подтекст ("Канун"); в создании колоритных ф1

рассказчиков - людей из народа ("Стропила", "Письмо")"; в использо- • ванни стилистики народной рзчи, ее живых, разговорных форм ("До победного конца", "Капитал55, "Свидание"); фольклорнж форм исторического времени ("ЫтравскиЯ шлях"); исходя из основного ганрового

п

закона миниатюры - предельной краткости, экономии изобразительных средств, Бунин использует также песни,- поговорки, частушки, иногда могущие определять и ритнико-интонационный строй миниатюры ("Марья"); фольклорные типы нищенки и дурака с их своеобразной идеологией ("Слезы").

Фольклор может выполнять, по наблюдениям автора диссертации, в бунннском цикле и сюжетообразующую роль ("Убийца", "Старуха"); формировать образнуп систему миниатюры ("Каяун%; иногда Бунин эбраааэтся в цикле я к жанру анекдота ("Грибок"),.

Делаются выводы, что использование Буюпша фольклорных элементов в поэтике миниатюр не только усиливало эстетический аспект изображения в цикла, но н подчеркивало искони присущее русской национальной жизни художественное начало.

В заключении подводятся итоги исследования. Утверждается, что гипологическое исследование прозы И.А.Бунина в аспекте жанровой эволюции раскрывает масштабность творческой личности писателя, -армоническое единство эстетшсо-фклософской концепции жизни и жанрового мышления художника.

Бунин существенно обогашает возможности реализма как художественного метода, Гвводя в него новые жанровые формы художественно-^ философского отражения действительности.

Особую ценность бунинского реализма и его сегодняшнюю акту-шьность определяют изображение русского человека и руеской истоми, национального характера и судьбы страны, создалшх представ-[ение о России как о целом, вписывающемся в общую судьбу мира.

£_яри_лбхерии "Архивные материалы. Русская зарубежная критика о книге "Божье древо" (193П и цикле "Краткие рассказы" И.А.Бунина" впервые приводятся архивные материалы (рецензии из газет, курналовЧ русской критики эмиграции (В.Хйдасевич, Ф.Степун, М.Адрианов, П.Би-цилли, Г.Адамович и др.), не публиковавшиеся ранее и впервые использованные в научных целях в работе.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. К истории и теории жанра миниатюры в русской прозе конца XIX - начала XX века.// Социально-культурные процессы в Советской Сибири (Тезисы докладов областной научной конференции по развитию современных сибирских языков и литературы1 т Омск, 1985. - С.121-124 (тезисы').

2. Автор и герой в прозе И.А.Бунина I9I0-I9I5 годов ("Хорошая жизнь", "Грамматика любви"). //Иван Бунин и литературный процесс.начала XX века (до 1917 года). - Ыеквуз. сб. научн. тр. -Л.: ЛГПИ им .А.И .Герцена, 1985. - С.123-130.

3. 0 поэтике малой формы (образ автора в цикле миниатюр М.Коцюбинского ,.Зп,1егтег2о" и "Кратких рассказах" И.Бунина). // Вопросы литературы народов СССР: Республ. межведом, научн. сб. - Киев-Одесса: Вища школа, 1986. - Вып.12. - С.107-116.

4. Образ автора в цикле И.А.Бунина "Краткие рассказы". // Проблемы литературных жанров (Материалы У научн. межвузовской конференции 15-16 окт. 1985 г.) - Томск: ТГУ, 1987. - С.101 (тезисы).