автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Современная мордовская повесть; традиции и новаторство, 1970-1990 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Левина, Наталья Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Своеобразие формирования мордовской повести.
ГЛАВА 2. Жанровые разновидности современной мордовской повести.
ГЛАВА 3. Современная мордовская повесть. Основные тенденции развития.
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Левина, Наталья Николаевна
Прослеживая эволюцию мордовской повести от истоков до ее современного состояния, можно заметить, что именно в 70-90-е годы она качественно изменилась, обогатилась новыми жанровыми разновидностями. Достижения современной мордовской повести отчетливо проявляются в национальной самобытности жанра, художественных средствах, своеобразии организации произведения, принципах отображения действительности, характере взаимодействия художественных традиций и новаторства. Если повести конца 20-х и 30-х годов еще не имели отчетливой композиционной формы, изобиловали описательными элементами, конфликты чаще всего принимали формы открытого столкновения так называемых положительных и отрицательных героев (авторы не обнажали динамику внутреннего мира человека), то на современном этапе мордовская повесть динамично преодолевает схематичность изображения действительности.
Важным фактором, породившим коренные изменения в развитии мордовской повести, явилась перемена социальной обстановки. Современный писатель все чаще обращается к внутреннему миру героя, высвечивает самые потаенные уголки его души. В разработке характера героя прослеживается тенденция к раскрытию нравственно-психологических мотивов поведения.
Существенные изменения произошли в сюжетно-композиционной структуре произведения. Хотя мордовской повести в целом характерен линейный тип сюжета, где события излагаются в хронологической последовательности, например, «Мекольдень атямсь» («Последний гром»), «Миртть-рьват» («Супруги») А. Тяпаева и др., в последнее время традиционный» сюжет постепенно изживает себя. На его смену приходит более динамичная структура: не соблюдается хронология сюжетного времени (развитие сюжета от завязки до развязки). Например, в повестях «Пичетне ваныхть шадоти» («Сосны смотрят в ручей») И. Кудашкина, «Ожудова, вишке коволхт.» («Подождите ж, быстрые облака.») Ю. Кузнецова, «Мекольцесь Каргужста» («Последний из Каргужей») Г. Пинясова финал реальных событий вынесен в начальную часть сюжетного времени. Иными словами, распространен прием ретроспективного времени, посредством чего картины воспоминаний героев организуют самостоятельную сюжетную линию. К таким повестям можно отнести «Командир подземного гарнизона» А. Соболевского, «Эсь берякозонза» («К своему берегу») В. Мишаниной и другие.
На современном этапе развития повести заметно расширяются ее проблемно-тематические границы, обогащаются способы повествования, индивидуализируется стиль.
Мордовская литература достигла уровня художественной зрелости. Хотя показателем зрелости литературы как целостной художественной системы является развитие романного жанра, идейно-художественный рост прозы в целом с особой силой обнаруживается в жанре повести. Значительные успехи повести привлекают к себе и внимание критики.
Требуют дальнейшего осмысления и глубокого анализа не только сам факт активизации этого жанра (хотя и сам этот факт самодостаточен для научного исследования), но, главным образом, идейно-художественные и сюжетно-композиционные изменения.
Это и обусловливает актуальность исследования. Необходимость такого исследования обусловливается и тем, что в современном мордовском литературоведении данная проблема (и именно в этом ракурсе) до настоящего времени не получила не только обобщенного, но и достаточно многостороннего рассмотрения.
Вследствие этого, современная мордовская повесть может стать предметом специального исследования.
В исследовании жанра повести в мордовском литературоведении достигнуты определенные результаты. Отдельные вопросы ее истории, теории освещены в таких монографиях, как трехтомная «История мордовской советской литературы», «Начало пути», «Обретение зрелости» В. Макушкина, «Притоки» Н. Черапкина, «Арьсемат» («Размышления»)
A. Алешкина, «Признание» В. Горбунова, «Конфликты и характеры»
B. Соколовой, двухтомная «Современная мордовская литература (60-80-е годы)», «В едином строю» А. Брыжинского и др.
Так, А. И. Брыжинский в книге «Процессы жанрового развития мордовской прозы» (17) стремится проследить художественную эволюцию мордовской прозы от очерка до крупных жанров и сопоставляет ее общие тенденции с закономерностями развития многонациональной литературы, а также со специфическими региональными особенностями.
Предметом исследования повесть стала в работе В. Е. Соколовой «Конфликты и характеры» (64), где автор анализирует повести 50-60-х годов И. Кишнякова, А. Карасева, П. Левчаева, JI. Макулова. Исследователь прослеживает, какие художественные приемы используют писатели для создания психологических портретов с целью изображения национального характера героев.
Проблема жанра поднимается в отдельных трудах ряда других авторов. Так, литературоведы М. Малькина и Т. Кубанцев на примере творчества некоторых мордовских писателей рассматривают тенденции развития повести (114. С. - 134-138), М. Имяреков, Г. Горбунов, Е. Чернов и другие - идейно-тематические и жанровые особенности (29; 23; 72).
Тем не менее, большинство работ перечисленных авторов освещают лишь отдельные вопросы эволюции повести, что дает нам основание считать, что проблемы, связанные с развитием жанра повести, разработаны недостаточно. В данной диссертации делается попытка восполнить этот пробел. Работа является в некотором роде дополнением к уже имеющимся трудам по теории повести в мордовском литературоведении. Кроме того, в ней прослеживаются жанровые особенности и основные тенденции развития мордовской повести 70-90-х годов, а также дается классификация ее жанровых разновидностей.
Среди авторов повестей, несущих высокий заряд мысли, чувств, следует выделить Ю. Кузнецова, Г. Пинясова, В. Мишанину, Н. Эркая, В. Радина, А. Тяпаева, И. Кудашкина, М. Моисеева и других. Поэтому в данной работе мы в основном будем исследовать круг идей, мир мыслей и представлений названных авторов, а также диалектику художественных средств и форм, соотношение в их произведениях традиционного и новаторского как основы эволюции жанра. Необходимо учесть, что традиции и новаторство, взаимодействуя во всех сферах, компонентах художественного творчества, проявляются, очевиднее всего, в тематике и идейной проблематике, заметно в интерпретации характеров героев и изображении типической среды, и наиболее приглушенно, специфически - в стилевой манере автора. Поэтому, руководствуясь стремлением как можно полнее представить картину развития современной мордовской повести, в диссертации избран комплексный путь исследования. В упомянутых работах мордовских исследователей наиболее широко представлен проблемно-тематический аспект. Поэтому в данной работе особое внимание уделяется поэтике повести - способам повествования, принципам сюжетосложения, композиции, созданию характеров, форме и содержанию и т. д. Чтобы реализовать эту задачу, главным методом анализа в работе выбран системный подход, позволяющий рассмотреть теоретические аспекты в сочетании с конкретным анализом художественного текста.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой опыт монографического исследования одной из малоизученных проблем в современном мордовском литературоведении. В ней предпринимается попытка целостного и комплексного исследования мордовской повести 70-90-х годов минувшего столетия в содержательно-тематическом и структурно-композиционном плане, так как последний аспект чаще всего оказывается вне поля зрения критиков и литературоведов. Кроме того, в данном исследовании впервые рассматриваются мордовские повести, созданные в 80-90-е годы, не введенные пока в научно-исследовательский оборот.
Целью исследования является раскрытие на материале современной мордовской повести диалектической взаимосвязи традиций и новаторства, определение закономерностей эволюции этого жанра и освещение ее малоизученных сторон.
В связи с этим выдвинуты следующие задачи:
- представить картину развития современной мордовской повести в аспекте диалектики традиций и новаторства;
- выявить, насколько расширились границы жанра;
- исследовать динамику идейно-тематической эволюции.
Основным материалом исследования являются повести Н. Эркая, Г. Пинясова, А. Тяпаева, В. Мишаниной, А. Цапко, А. Инчина, В. Радина, А. Соболевского, И. Кудашкина, В. Еремкина, Ю. Кузнецова и других авторов, по произведениям которых в основом определяется художественный уровень современной мордовской повести, а также материалы критического характера, посвященные изучению этого жанра.
Методологической и теоретической основой работы является опыт классической и современной критической и литературоведческой мысли (труды В. Белинского, А. Метченко, М. Бахтина, А. Бочарова, Г. Поспелова, Д. Лихачева, Н. Гея и др.), исследования мордовских ученых, имеющие общетеоретическое значение (труды Н. Черапкина, Б. Кирюшкина, В. Горбунова, А. Алешкина, В. Макушкина) и работы других критиков и литературоведов.
Теоретическая и практическая значимость. Ценность работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в исследование некоторых проблем современной мордовской литературоведческой науки. Полученные результаты могут быть использованы при изучении мордовской литературы в сравнительно-типологическом плане; при составлении учебников и учебных пособий по литературе для школ, высших и средних учебных заведений, разработке семинаров преподавателями вузов, написании дипломных и курсовых работ студентами. Работа может найти применение и в практике преподавания мордовской литературы в школах республики.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры финно-угорских литератур Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в статьях, тезисах, опубликованных в республиканских литературно-художественных журналах и в специальной печати, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях разных уровней (ежегодные Огаревские чтения - 1998, 1999, 2000; IV, V конференции молодых ученых МГУ - 1999, 2000; Всероссийская научная конференция финно-угроведов, Саранск, 2000).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная мордовская повесть; традиции и новаторство, 1970-1990 гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пройдя нелегкий путь развития, расширяя свои жанровые границы, современная мордовская повесть накопила немалый художественный опыт. Сегодня она не только разнообразна по тематике, поэтике, но и глубоко проблематична по постановке и решению сложнейших жизненных вопросов.
На современном этапе развития литературы мордовская повесть является популярной формой прозаического повествования. На первых порах развития, пожалуй, происходит скорее ее тематическое обогащение, нежели жанровое качественное расширение. В 70-90-е годы, когда возрос удельный вес повести в общей массе литературных произведений, наблюдается иная картина: начинается обогащение повести как жанра. Наряду с традиционными и уже устоявшимися формами повестей стали появляться произведения новаторские, отличающиеся не только обращением к новым темам, но и к новым формам. Можно утверждать, что развитие современной мордовской повести идет в основном следующими путями: с одной стороны, ее жанровые традиции и новаторство отражаются наиболее ярко в проблемно-тематическом аспекте. Это направление сегодня достаточно традиционно. На суд читателя писатели представляют повести, освещающие семейно-бытовые, нравственно-этические, социально-производственные и другие проблемы. Многие темы в последние десятилетия получили новое решение. Повести, посвященные Великой Отечественной войне, к примеру, в первые послевоенные десятилетия были преимущественно событийными. Основной упор в них делался на героизм народа, на торжество победы. В 70-90-е годы центр тяжести писательского интереса переместился на отдельного человека, на его внутренний мир.
Что касается усиленного интереса к отдельной личности, ее внутреннему миру, то эта тенденция стала одной из основных в мордовской литературе последних десятилетий. Авторы начинают обращаться к героям активным, философски воспринимающим жизнь, выступающим в роли творцов самих себя. Иными словами проблема личности, ее гармонического развития становится главной. В современный период усложняется исследование нравственно-психологического мира героя. Оно предполагает наличие сложных форм художественного изображения (ситуация выбора: «Жаркое лето» Г. Пинясова, «Командир подземного гарнизона» А. Соболевского, «Подождите ж, быстрые облака.» Ю. Кузнецова; развитая монологическая или диалогическая форма самораскрытия характера: «Последний из Каргужей» Г. Пинясова, «Одуванчики» Н. Мирской, «К своему берегу» В. Мишаниной, а также воспоминания, ретроспекции, размышления и другие приемы).
С другой стороны, эволюция современной мордовской повести представляет собой творческие поиски и новаторство в структурно-композиционном плане, области художественно-выразительных средств, обогащении языка и стиля произведений. Повесть 70-90-х годов развивает более живую, подвижную композицию. Авторы нарушают хронологию сюжетного времени, активно включают в ткань повествования отступления лирического и философского характера, ретроспективное, биографическое время героев, что имеет немаловажное значение для жанровой структуры произведений. Одновременно происходит не только дифференциация, но и сближение, синтез различных стилей: «от объективированно-реалистических до психолого-аналитических и экспрессивно-романтических» (92. С. - 14), что стало одной из основных примет повестей современного периода. Повести «Сосны смотрят в ручей» И. Кудашкина, «К своему берегу» В. Мишаниной, «Куковала кукушка» В. Кижняева, например, написаны в ключе экспрессивно-психологических стилевых форм. Стилевой окраской военных повестей является документальность и автобиографичность, а произведения о деревне больше тяготеют к лирическим интонациям. Иначе говоря, традиционные формы прозы постоянно обновляются за счет усиления черт психологизма, лиризма, документальности.
Во всех мордовских повестях, разных по тематике и по своим художественным достоинствам,можно выявить одно общее: в них правдиво запечатлены процессы, происходящие в обществе, драматические судьбы людей, борьба передового с отживающим. Мордовская повесть несет в себе характерные для современной прозы черты: многопроблемность, усиление художественного интереса к психологической сущности героя, его внутренней жизни, гуманистический пафос, лиризм, документальную достоверность. Разумеется, нельзя утверждать, что все эти черты являются характерными только для современной мордовской повести. О повестях более ранних (50-60-х гг.), например, литературовед В. Горбунов писал: «.мордовская повесть характеризуется эмоциональной насыщенностью повествования и документальной достоверностью, при этом достигается завершенность повествования, сюжет строится из сцепления поступков героев, а в основе конфликта лежит борьба положительных героев за социалистические идеалы; в ходе повествования важную композиционную нагрузку несут драматические ситуации и переживания героев.» (19. С. -40). Как видно, в повестях ранних и современных наблюдается много общего. Однако нелишним будет еще раз подчеркнуть то, что мордовская повесть 70-90-х годов качественно отличается от повести предшествующего периода, а именно - характером решения проблем. Это отличие в какой-то мере обусловлено своеобразием современной эпохи. Речь при этом идет не только о социально-нравственном, но и о художественном качестве произведений (это сюжеты, характеры, коллизии, стили и т. д.). И все же было бы ошибочно утверждать, будто художественная эволюция того или
Список научной литературыЛевина, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Алешкин А. В. Арьсемат (Размышления). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 198 с.
2. Алешкин А. В. Единство традиций. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978.- 192 с.
3. Аспект 1990: Исследования по мордовской литературе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 120 с.
4. Аспект 1991: Исследования по мордовской литературе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. -240 с.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. литература, 1985. - 502 с.
6. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. литература, 1986. - 541 с.
7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. литература, 1972. - 496 с.
8. Белая Г. Закономерности стилевого развития современной прозы. -М.: Наука, 1977. 254 с.
9. Белецкий А. И. В мастерской художника слова. М.: Высш. шк., 1989.- 158 с.
10. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 1. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953. - 575 с.
11. Борисов А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 189 с.
12. Бочаров А. Г. Бесконечность поиска. М.: Сов. писатель, 1986. -424 с.13.16.