автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эволюция жанра рассказа в литературе Бурятии второй половины XX в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Бадуева, Гунсэма Цыдыповна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция жанра рассказа в литературе Бурятии второй половины XX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бадуева, Гунсэма Цыдыповна

Введение.

Глава I. Развитие жанра рассказа в бурятской литературе 1950-1960-х годов.

1.1. Роль национальной традиции в становлении жанра.

1.2. Новые тенденции в развитии бурятского рассказа.

Глава II. Особенности эволюции рассказа 1970-1990-х годов.

2.1. Поиски новых жанровых форм.

2.2. Циклизация как путь к эпизации рассказа.

2.3. Жанр рассказа-миниатюры.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Бадуева, Гунсэма Цыдыповна

Почти за восемьдесят лет развития бурятская литература прошла сложный и своеобразный путь, накопила значительный художественный опыт и обогатилась новыми жанрами и жанровыми разновидностями. И хотя ее успехи часто связывались с развитием романа, немалую роль в становлении и формировании бурятской прозы, в том числе бурятского романа, сыграли малые эпические жанры. Малая форма в силу таких качеств, как оперативность, мобильность, цикличность, активизирует эпическое начало, которое было вызвано потребностью осмыслить связь времен, исторический путь, пройденный народом. Проблема ценности человеческой личности, ставшая в 60-е годы одной из основных в литературе народов России, получила наиболее активное художественное воплощение именно в рассказе, природа которого позволяла исследовать отдельную судьбу, характер человека в их конкретных проявлениях, соотносить насущные проблемы времени, определяющие изменения общественного сознания эпохи, с осмыслением внутреннего мира человека. Современный рассказ «успешно справляется с задачами, над решением которых размышляет большая проза» (1, 258).

Литературный процесс второй половины XX века, таким образом, не может быть изучен и понят в полном объеме без учета в нем места и роли жанра рассказа. Художественные достижения литературы Бурятии в этом жанре несомненны. На протяжении последних десятилетий наблюдается количественный рост опубликованных в периодике и в различных сборниках произведений малой эпической формы, появляются все новые имена писателей-рассказчиков, происходят интенсивные поиски жанровых форм. Значительные успехи жанра свидетельствуют о расширении его художественных возможностей. На каждом этапе своего развития жанр рассказа позволяет увидеть единство литературного процесса в республике, когда его деятелями становились писатели, писавшие как на бурятском, так и русском языках, возрождавшие, обновлявшие этот жанр. Его расцвет в литературном процессе республики связан с именами таких бурятских и русских прозаиков, как Ч. Цыдендамбаев, А. Бальбуров, Б. Ябжанов, Д. Эрдынеев, Ц-Д. Хамаев, А. Ангархаев, К. Балков, С. Бухаев, В. Митыпов, К. Карнышев, О. Серова, С. Захарова и др.

История развития рассказа требует своего изучения и осмысления, поскольку каждый новый этап в его эволюции имеет свою специфику, сопровождается существенными трансформациями жанровых форм. Анализ жанровой специфики рассказа позволит выйти к более широким закономерностям развития прозы второй половины XX столетия. Эволюция рассказа в литературе Бурятии имеет немало общего с развитием малого жанра в национальных литературах РФ и в то же время обладает своими специфическими особенностями, изучение которых представляет актуальную исследовательскую задачу.

Вопросы становления и формирования рассказа в литературе Бурятии в общем контексте развития эпических жанров подробно рассматривались в работах В. Найдакова, А. Соктоева, Г. Туденова, Ц.-А. Дугарнимаева, В. Махатова, С. Балданова и др. (2), а также в коллективных трудах: "Очерки истории бурятской советской литературы" (1959), «История бурятской советской литературы» (1967), «История бурятской литературы» (1995, 1997) и др. Отдельные вопросы развития жанра рассказа содержатся в работах С. Осоровой, В. Жапова, А. Паликовой, Э. Уланова, Н. Хосомоева, Г. Стариковой и других исследователей (3). Проблемы становления и развития бурятского рассказа обсуждались и в ходе дискуссии на страницах газеты "Буряад Унэн" в 1969 году.

Одними из первых фундаментальных трудов бурятского литературоведения, где в разделах, посвященных прозе, достаточно много внимания уделяется жанру рассказа, являются коллективные "Очерки истории бурятской советской литературы" (1959), а также

История бурятской советской литературы" (1967). Хотя в целом литературно-художественный процесс Бурятии рассматривался в них по родовому принципу - становлению и развитию поэзии, прозы и драматургии.

Третий том новой «Истории бурятской литературы» (1997) охватывает период развития с 1956 по 1995 годы. Исследователями выявлены основные особенности и главные тенденции литературного процесса на каждом этапе, на основе анализа большого количества произведений создана целостная картина развития литературы как исторически обусловленной эстетической системы. Существенную роль при этом играют общетеоретические вступительные разделы. В данном томе литература 1956-1995-х годов делится на три хронологических периода: 1956-1965-е годы, 1966-1984, 1985-1995-е годы, где о рассказе говорится в двух первых разделах с привлечением большого фактического материала, выделяются основные тенденции развития жанра.

Хотелось бы особо сказать о большом вкладе в литературоведение Бурятии В. Найдакова, способствовавшем определенной систематизации данной жанровой структуры (4). В своих работах ученый рассматривал многие вопросы, связанные со становлением и развитием рассказа, показал его место в современной литературе, анализируя произведения ведущих писателей Бурятии, работающих в малом жанре, - Ч. Цыдендамбаева, К. Балкова, С. Бухаева, В. Митыпова и др. В связи с нашей проблематикой следует считать фундаментальным теоретическим исследованием, внесшим заметный вклад в национальное и российское литературоведение, монографию В. Найдакова «Путь к роману. История формирования бурятской прозы» (5), в которой на большом теоретическом и фактическом материале раскрываются особенности становления и развития бурятской прозы, некоторые закономерности современного литературного процесса, в том числе и в связи с формированием жанра рассказа. Так, особая значимость этой работы для рассматриваемой нами проблемы заключается в том, что автор, исследуя формирование эпических традиций в бурятской прозе, привлекает к анализу именно первые рассказы молодой бурятской литературы 20-30-х годов («Сэсэг» Солбонэ Туя, «Смерть сирот», «Взыскание долга» и др. X. Намсараева, «Кровавая расправа» Ц. Дона). Отмечается, что лучшие рассказы этого периода, несмотря на их недостатки, «были глубоко новаторскими произведениями и по существу, и по форме» (5, 94).

Принципиально важной для исследования этапа становления бурятского рассказа является работа А. Соктоева (6), где рассматривались проблемы становления бурятской прозы, ее особенности перехода от устного эпоса к эпосу литературному как исторические предпосылки зарождения и малой эпической прозы, ее связь с фольклорными, восточными повествовательными формами. Одним из современных глубоких исследователей литературного процесса Бурятии следует назвать литературоведа С. Балданова (7), который дал, на наш взгляд, научно-обоснованную систематизацию фольклорных традиций в литературе, послужившую основой для данной работы. В области бурятского рассказа немало сделано и Ц.-А. Дугарнимаевым. Важным для проблематики нашего исследования является рассмотрение автором особенностей рассказа военных лет (8). С. Осорова в своей работе пишет о психологизме и принципах его изучения, рассматривает средства психологического анализа в произведениях бурятских писателей, в том числе в рассказах X. Намсараева, Ц. Дона, Д. Эрдынеева и др. (9).

Как видно из истории вопроса, литературоведами Бурятии немало сделано в области истории и теории жанра, систематизации его жанровых структур. Но рассказ второй половины XX века как самостоятельная жанровая структура и его существенные жанровые трансформации еще не становились предметом специального исследования. В диссертации дана первая попытка проблемного подхода к эволюции жанра бурятского рассказа в контексте общих закономерностей литературного процесса второй половины нашего столетия.

Рассказ, как известно, является одним из стержневых жанров эпики, и лицо бурятской прозы вплоть до 40-х годов выражалось успехами именно этого жанра. Он предоставляет возможность проследить движение художественного мышления писателей. Рассказ поэтому требует научного изучения и осмысления, определения его места в жанровой системе литературы Бурятии.

Рассказ, будучи мобильной жанровой формой, как нельзя лучше, на наш взгляд, отражает динамику и самой поэтики в ее историческом движении - от фольклорно-эпической картины мира к современным художественным реалиям, от фольклорных традиций, мифологических эпических бытований до эпоса реализма.

Не менее важной видится проблема интегративных возможностей в связи с жанровыми структурами рассказа. При всей своей специфике, обусловленной национальными и другими факторами, пути становления жанра, как показывает общероссийский литературный процесс, во многом сходны в национальных литературах в силу исторической общности описываемого периода и его событий. Художественный опыт становления рассказа перекликался с процессом формирования ведущих эпических жанров - повести и романа, особенно в аспекте освоения и преодоления фольклорных традиций, психологизации характера и других проблем становления реалистического письма на первых этапах развития бурятской прозы. Рассматривая развитие жанровой структуры рассказа Бурятии, нельзя не затронуть и проблему типологии жанра, поскольку объяснение процесса интенсивной жанровой трансформации рассказа к концу XX столетия невозможно без историко-типологического подхода.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды по истории и теории эпических жанров, монографические исследования по истории и теории жанра рассказа в русской литературе. Изучение жанра в общелитературном контексте началось, как известно, еще в 20-30-е годы. В работах М. Петровского, Б. Эйхенбаума, В. Шкловского, А. Реформатского, Б. Томашевского, И. Виноградова, В. Гоффеншефера, Ф. Якубовского (10) делаются попытки осмысления жанровой специфики рассказа. Важно то, что в них преобладал интерес к проблемам формы, которая рассматривалась как самостоятельное художественное явление, способное быть сведенным к модели, схеме. Кроме того, многочисленные статьи по теории и истории русского рассказа (всего 911 названий) учтены в специальном аннотированном библиографическом указателе "Русский советский рассказ. Теория и история жанра. 1917-1967", выпущенном в 1975 году Институтом русской литературы АН СССР. Однако наибольшая интенсивность исследований приходится на 60-70-е годы. Опубликовано немало статей, рецензий и работ, которые представляют значительный научный интерес в осмыслении эволюции малого жанра, его видоизменений. В них рассматриваются основные закономерности развития рассказа, его поэтики, проблематика конкретных произведений, исследуется творчество отдельных писателей, работающих и работавших в этом жанре. Появились работы, обобщающие художественный опыт рассказа, исследующие отдельные этапы и движение жанра в целом (11). Они дают не только широкую картину состояния жанра в современной литературе, в современном литературном процессе. В них прослеживается на теоретической основе развитие малой прозы и освоение ею традиций русской классики. Для нас представляют интерес работы, посвященные поэтике жанра (те, к примеру, где исследуются различные формы повествования, принципы раскрытия характера, художественное время, роль повествователя и др.).

Так, А. Нинов, рассматривающий проблемы рассказа второй половины XX века, попытался наметить развитие малого жанра, отталкиваясь от литературы начала XIX века (12). Для нас особое значение имеет интерес исследователя к явлению документальности рассказа. Однако историческая концепция движения жанра приобрела у автора книги, как верно отметил Э. Шубин, «излишнюю конструктивную жесткость», А. Нинов «слишком прямолинейно разграничивает этапы становления русского рассказа именами великих писателей» (13, 225).

В 1970 году вышло в свет фундаментальное исследование «Русский советский рассказ. Очерки истории жанра», где прослежен путь малого жанра за полвека, показано, как шло становление новых жанровых традиций, рассмотрены многие проблемы поэтики рассказа. Существенный вклад в разработку его теоретических аспектов вносит глава «О национальном своеобразии русского рассказа», написанная Э. Шубиным. В ней исследуются теоретические вопросы, разрабатывающиеся в ряде статей Э. Шубина и обобщенные в его книге «Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра» (1974). Характерным здесь является то, что исследователь раскрывает национальное своеобразие русского рассказа, выявляет истоки его формирования, определяя основные линии движения современного рассказа. Важным вкладом в исследование поэтики жанра явилась разработка Э. Шубиным вопроса о принципах раскрытия характера в современном русском рассказе и формах повествования в нем. Исследуя типы повествования, он обращает внимание на развитие форм «свободного повествования», отдельные проявления которого мы находим и в литературном процессе Бурятии (к примеру, "Так было" X. Намсараева, произведения Д. Эрдынеева и др.). По мнению автора, развитие и обогащение форм реалистического повествования отразилось и в трансформации сюжетов, фабулы и композиции художественных произведений (13, 147-172). Данная мысль подтверждается анализом рассказов К. Паустовского, Ю. Куранова. Пристальное внимание Э. Шубин уделяет процессу перерастания малого жанра в более широкие повествовательные формы (циклизация рассказов), который характерен и для рассматриваемой нами малой прозы Бурятии.

Глубокое изучение различных аспектов теоретических проблем жанра характерно для статей и книг А. Огнева. В его монографии «О поэтике современного русского рассказа» (1973) рассматриваются вопросы художественного времени, повествователя и сказа в их взаимосвязи. Литературовед подчеркивает, что образ автора по-разному обнаруживает себя в структуре повествования. Для современного русского рассказа наиболее характерен «монологический тип», в котором «авторская точка зрения главенствует и решительно подчиняет себе другие точки зрения» (14, 39). В стоящей перед нами проблеме национального рассказа мы тоже сталкиваемся с данным типом, связанным с дидактическими, буддистскими и другими традициями бурят-монгольского повествования. Вместе с тем «есть и опыты с заявкой на диалогический и полилогический рассказ».

В книгах В. Апухтиной «Современная советская проза. 60-70-е гг.» (1977, 1984), «Проза В. Шукшина» (1981, 1986) представляет интерес то, что прослеживаются творческие искания писателей в контексте современного литературного процесса, выявляются различные формы обобщения действительности в малой эпической прозе, исследуется поэтика жанра на материале творчества Ф. Абрамова, В. Белова, Ю. Казакова, В. Шукшина. Особый интерес ее работ для нашего исследования состоит в том, что автор рассматривает принципы циклизации современного рассказа, характерные и для малой прозы Бурятии, как поиск писателями эпических форм обобщения материала действительности, выявления особенности характерологии.

В. Скобелев рассматривает взаимосвязь компонентов структуры жанра: фабулы, сюжета, хронотопа, выявляет типологические особенности рассказа - видового явления на фоне эпического повествования как родовой категории (15). Литературовед считает, что жанр и его разновидности определяются хронотопом, рассказ, по мнению автора, «согласно сюжетообразующей логике хронотопа, стремится к сжатию, к системе центростремительного построения» (15, 59), отдельные черты которого характерны и для малой прозы Бурятии, отчасти в таких ее проявлениях, как миниатюризация.

О жанровой природе рассказа написаны диссертационные исследования Н. Брябиной, А. Казаркина, В. Кузьмука, Н. Локтева, Т. Рыбальченко, А. Чепиноги, Э. Шубина, А. Нинова и др. (16). Работы освещают разные проблемы. Так, диссертации Э. Шубина и А. Чепиноги посвящены вопросам поэтики жанра, диссертация Т. Заморий оценивает рассказ в связи с творчеством одного писателя, А. Нинов в своей работе ставит целью рассмотреть движение русского рассказа в общем процессе развития художественной прозы 1956-1966-х годов.

В обсуждении проблем жанра наравне с литературоведами во все времена активно участвовали сами писатели. В. Лидин, С. Антонов, Ю. Нагибин, С. Залыгин, Н. Атаров, В. Астафьев, В. Шукшин, Ч. Айтматов, В. Распутин, В. Белов, С. Воронин, А. Бакчентаев, Ж. Тумунов, А. Жамбалдоржиев, Ч. Цыдендамбаев и др. (17) пытались обобщить разносторонний практический опыт, как свой собственный, так и собратьев по перу. Здесь можно найти много важных теоретических наблюдений в области мастерства рассказчика, например, особенности типизации в рассказе, вопросы специфики его сюжета, композиции.

Как видим, в исследовании истории и теории русского рассказа сделано многое. Вместе с тем некоторые теоретические проблемы малого эпического жанра еще требуют изучения. Исследователи рассказа пришли к справедливому выводу о необходимости дальнейших теоретических поисков. В 1978 году А. Огнев правомерно заметил: «.не выработано еще достаточно четких представлений о современном русском рассказе как жанре, о принципах и законах его построения, о том, чем отличается он от повести и романа, от зарубежной новеллы и русского рассказа предшествующих эпох» (18, 3). К этому же выводу пришел и И. Крамов, считающий, что рассказ все еще недостаточно осмыслен со стороны своих жанровых признаков и особенностей (19, 15). Работы этих литературоведов и появившиеся вслед за ними исследования В. Скобелева, Г. Бондаренко, В. Пудожгорского в значительной степени восполнили пробелы в изучении истории и теории жанра. И все же дальнейшей разработки требуют вопросы эволюции рассказа, специфики его жанровой структуры, внутренних возможностей в контексте развития национальной эпической формы.

Вопросы развития, обогащения жанра рассказа поднимались не только в литературоведческих трудах, посвященных состоянию русского рассказа. Проблемы жанра характерны и для исследователей национальной литературы. В многонациональной советской литературе наиболее системно изучен армянский (Н. Адалян, С. Агабабян, Л. Гардишян), белорусский (Л. Голубева), казахский (Б. Акмуканова, Н. Габдуллин, 3. Кабдулов, С. Ширабасов, М. Адибаев), латышский (М. Мауриня), литовский (А. Залатарюс, Р. Пакальнишкис, А. Радзявичус), туркменский (Э. Ишанкулиев, А. Каюмов), узбекский (Н. Владимирова, У. Норматов, Ш. Турдыев, М. Султанова, К. Юлдашев, Ш. Адылов), украинский (В. Фащенко, О. Кундзич, Л. Раевская), киргизский (Б. Кебекова, Н. Кикипорец), грузинский (Г. Чиковани), эстонский (X. Пухвель), таджикский (Ю. Томашевский), молдавский (Н. Билецкий) рассказ. Труднее знакомиться с историей и теорией жанра рассказа автономных республик. Мало, скажем, работ по осетинскому, калмыцкому, каракалпакскому, бурятскому, балкарскому, абхазскому, хакасскому рассказу. Башкирский рассказ исследован в работах Р. Баимова, А. Бикчентаева, М. Гайнуллина, И. Шеховчева, мордовский - в статьях В. Бальцановой, М. Фетисова, диссертации Г. Девяткина, татарский - в обзорах Г. Халита, Э. Нигматуллина, Р. Мустафина, В. Манасыпова, Ф. Мусина, марийский - К. Васина, Б. Бассаргина, А. Александрова, А. Асымбаева.

Труды последних десятилетий способствовали вовлечению в научный оборот новых историко-литературных и теоретических

13 материалов, касающихся жанра рассказа, существенно дополнили картину развития современной литературы новыми сведениями, фактами, именами. К примеру, нам показалось интересным исследование Н. Локтевым принципов житийности, которые обнаруживаются, как нам кажется, и в русскоязычном рассказе Бурятии.

Итак, основная цель данного исследования состоит в том, чтобы дать по возможности полную картину развития рассказа Бурятии второй половины XX века, рассмотреть его характерные особенности, основные жанровые трансформации. В соответствии с названной целью определяются следующие задачи исследования:

- проследить эволюцию бурятского рассказа в контексте исторического развития литературы Бурятии;

- выявить жанровые модификации и разновидности рассказа, осмыслить их в аспекте обновления повествовательных форм;

- на материале жанра определить основные закономерности литературного процесса второй половины XX века в его единстве и целостности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция жанра рассказа в литературе Бурятии второй половины XX в."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной литературе рассказ занял важное место, значительно повлияв на ее жанровую систему. Изучение малого жанра представляет несомненный научный интерес. Это тем более ценно в виду того, что жанр рассказа в литературе Бурятии впервые рассматривается монографически. Исследование этапов его развития позволит глубже понять процессы содержательного и формального порядка, происходящие в прозе в целом и отразившиеся в малом эпическом жанре.

В настоящей диссертации мы стремились рассмотреть наиболее характерные тенденции развития рассказа. Мы отдаем отчет, что не все накопленное в этом жанре удалось проанализировать и охватить в должной мере. Наша задача - обозначить путь эволюции от периода формирования традиций до определенных завершающих ее этапов. Основная цель работы заключалась в том, чтобы показать пути становления и современного развития бурятской малой прозы. Нам важно было понять внутреннюю логику творчества известных художников слова, обращающихся к малой эпической форме, показать взаимосвязь рассказа с другими жанрами, исследовать особенности поэтики, позволяющие увидеть эволюцию жанра от рассказа-факта к сложному социально-философскому рассказу.

В решении поставленных вопросов мы опирались на труды ведущих ученых, таких как А. Веселовский, А. Лосев, Д. Лихачев, М. Храпченко и др., в которых содержится опыт сравнительно-исторического изучения литературной теории и практики. В изучении теоретических проблем жанра нам принципиально важна была методология, которая отчасти была найдена в работах Э. Шубина. А. Огнева, А. Нинова, коллективном исследовании "Русский советский рассказ. Очерки истории жанра" и др. Определяя основные тенденции развития рассказа, мы основывались и на выводах, сделанных в трудах А. Метченко, А. Овчаренко, Л. Ершова, а также критических статьях и высказываниях В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, С. Залыгина, Ю. Нагибина, В. Распутина, В. Белова, К. Карнышева, Д. Эрдынеева, В. Найдакова, Г. Туденова, А. Соктоева, Ц.-А. Дугарнимаева, С. Балданова, А. Паликовой, Н. Хосомоева, Э. Уланова, С. Осоровой, В. Жапова и др. Эти работы многое дали для понимания особенностей развития литературного процесса, помогли обосновать перспективы для научного изучения рассказа.

Вместе с тем нужно признать, что жанр рассказа еще ждет своего дальнейшего изучения. Всю сложность и разнообразие явлений, составивших различные этапы развития малой формы, в пределах одной работы охватить трудно. Главная задача исследования состоит в том, чтобы выявить те особенности эволюции, которые обнаружили свою устойчивость, позволили стать доминантой дальнейшего движения жанра. Надеемся, что исследование, осуществленное в данной диссертации, послужит основанием для дальнейших поисков.

Именно с жанра рассказа берет свое начало проза Бурятии. В нем начали свой творческий путь не только родоначальники литературы - X. Намсараев, Ц. Дон, у его истоков стояли такие образованные мыслители и просветители, как Б. Барадин, Солбонэ Туя и др. Истоками формирования рассказа явились фольклорная форма сознания и понимания, существовавшая в ее различных проявлениях: народные сказки, анекдоты, притчи, улигеры, их поэтика. Становление рассказа связано с освоением опыта восточной литературной традиции. Заимствовались темы, сюжеты, способы и средства изображения из разных его жанров. Он опирается на сюжетные основы легенд, преданий, сказок, притч, эпических поэм, анекдотов, шуток, прибауток и др. На пути к реализму разрабатываются и совершенствуются фольклорные фабулы, вследствие чего сюжет произведений становится более разнообразным, более гибким и индивидуальным. Становление литературной формы малого жанра было обусловлено соединением художественного опыта устного народного творчества и традиций собственно литературных. В творчестве писателей-классиков развивались и совершенствовались традиционные особенности рассказа: утверждение народных идеалов и нравственных норм, трактовка личности с позиций коллективизма, демократическая оценка различных явлений жизни, самой истории и др. Сыграл свою организующую роль в становлении рассказа, как нам кажется, фактор субъективно-специфический. Это деятельность, творческая и просветительская, Б. Барадина, Солбонэ Туя и др., это приход в литературу по-настоящему талантливых художников - X. Намсараева и Ц. Дона.

Ранний прозаический опыт первых писателей Бурятии нес в себе, таким образом, зачатки реалистического письма, которые были реализованы образованными и творчески талантливыми мыслителями, и зачатки художественного глубинного осознания фольклорно-поэтических и восточных литературных традиций. Отсюда для него были характерны не только незамысловатость и схематичность сюжетных линий, однозначность образов, натурализм, описательность, многословие, но и достаточно развитый социальный конфликт. Но даже при всех этих недостатках рассказы данного периода явились известным вкладом в развитие жанра малой прозы в литературе Бурятии.

В годы Великой Отечественной войны преодоление ограничивающих творчество рамок фольклоризма, свойственное предшествующему периоду, стало носить существенно иной характер. Процесс притяжения к реализму и отталкивания от фольклора происходил непросто.

В 50-70-е годы выделяются следующие основные моменты функционирования рассказа, представляющие интерес для исследования проблем эволюции рассказа: наблюдается процесс усложнения композиционной структуры, конфликт как основа рассказа претерпевает существенные изменения, переходя из производственной сферы в сферу человеческой души; соответственно углубляются средства психологического анализа, например, используется внутренний монолог, отражающий диалектику души человека. В формировании реализма рассказа в его теории и практике становления в литературе Бурятии можно выделить следующие характерные этапы: 1) рассказы Солбонэ Туя и Б. Барадина, где завершенность героев дана за кадром, 2) в 50-е годы предпринимается попытка расширения художественного пространства за счет вставных сюжетов, тем самым насыщая и обогащая рассказ и содержанием, и новыми художественными приемами, в частности композиционными.

Рассказ 70-90-х годов изображает человека многопланово, с позиций его общественного и нравственного бытия. В отличие от предшествующих десятилетий на первый план выдвинулись проблемы глубинной взаимосвязи личности и общества, воспитания, нравственного выбора, проникновения в глубины национального народного сознания, памяти как явления культуры, ментальности изображаемого характера и др.

Развитие жанра, его обогащение связано с темой войны, которая активно разрабатывается в творчестве Д. Эрдынеева, К. Балкова, К. Карнышева, Ц.-Д. Хамаева, Б. Ябжанова и многих других. Объяснить это можно тем, что их детство пришлось на суровые годы войны, что повлияло на формирование внутреннего мира, отразилось в творчестве.

Рассказ 70-90-х годов дает основание говорить о его серьезном прорыве к тому, что в литературе всегда называлось "загадкой человека". Исследование его в самых разных ракурсах состояния души, взаимоотношений с другими людьми, а следовательно, с обществом приводит сегодня рассказ к открытию новых типов. В шукшинском понимании слова, когда характер не только несет умело и точно схваченные черты человеческой натуры, поведения, но и накрепко спаян с гражданским чувством, размышлениями самого автора, с его болью и с его раздумьями о самом существенном в судьбах народных.

В процессе исследования определилась и подтвердилась и на жанровом уровне типологическая общность становления национального литературного процесса, особенно в освоении сюжетных основ легенд, сказок, сказаний и других фольклорных форм поэтики. Специфической формой трансформации жанра следует считать показанные нами процессы формирования циклов и миниатюр, которые, как нам кажется, подтвердили и заданность, и закономерность художественного явления: именно с цикла "Так было" начинал X. Намсараев эволюцию рассказа в начале XX века, как бы интуитивно предопределяя ее завершение к концу века тоже циклизацией рассказа, например, в сборнике рассказов А. Лыгденова "Морин-хуур", но уже на ином витке развития жанра. Это возвращение к исходному этапу происходит на новом уровне, развиваемом бурятскими и русскими писателями Бурятии, как бы демонстрируя спиралевидный цикл эволюции жанра. Этот феномен, очевидно, еще ждет своего исследования в будущем. Типологически характерными являются и пути создания характеров - от их прямого социологизирования до философского начала через усиление лирического и субъективно-личностного. Наконец, несомненным стало и то, что активность малой формы в своем тяготении к эпизации становится одним из необходимых истоков становления средней и большой эпических форм - повести и романа. Эти определившиеся в нашем исследовании факторы дают основания для выявления и других интегрирующих связей в общенациональном литературном контексте.

Эволюция современного рассказа отражает в специфической форме общие закономерности и особенности литературного процесса последнего 20-летия, которые состояли в достижении художественной правды о народе, обществе и человеке. Рассказу присущи оперативность, отклик на происходящие жизненные процессы, своевременность реакции и чуткость, умение за внешними колебаниями и переменами угадывать смысл происходящего. Решая задачи общелитературные, рассказ прокладывал пути большой прозе, во многом определяя ее развитие.