автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии XX века

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Найданова, Виктория Аюшеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии XX века"

На правах рукописи

/

НАЙДАНОВА Виктория Аюшеевна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ XX В.

Специальность 10.01.02 - литература народов Российской Федерации (сибирские литературы: алтайская, бурятская, тувинская, хакасская, якутская)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 с [.-/Г4 ощ.

005548388

Улан-Удэ-2014

005548388

Работа выполнена на кафедре бурятской литературы ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, кандидат

филологических наук, профессор Махатов Валентин Баторович|

доктор философских наук, доцент Болдонова Ирина Сергеевна

Официальные оппоненты: Карамашева Виктория Алексеевна

доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет», профессор кафедры литературы

Дамдинова Елена Юролтовна

кандидат филологических наук, ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии» Сибирского отделения РАН мл. науч. сотрудник отдела литературоведения и фольклористики

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская

государственная академия культуры и искусств»

Защита состоится «11» июня 2014 г. в 13.30 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.022.04 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: http://www.bsu.ru/

Fax:(3012)210588 E-mail: dissovetbsu@bsu.ru Автореферат разослан 30 апреля 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Жорникова М.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Актуальность данного исследования обусловлена как мало-изученностью творчества известных бурятских критиков и литературоведов в целом, так и необходимостью осмыслить литературную критику Бурятии с точки зрения жанрового содержания. Без глубокого знания творческих исканий критиков и их достижений в области разработки публицистических и литературоведческих жанров невозможно представить себе целостную картину развития бурятского литературного процесса.

Категория жанра позволяет проследить как содержательные моменты, так и процесс структуризации этого содержания и его оформления. Именно в движении жанров отражается и воплощается суть идейных исканий эпохи, изменение всего историко-литературного контекста.

В критике и литературоведении Бурятии сегодня происходят закономерные изменения, вызванные сложными и противоречивыми социально-экономическими, общественно-политическими и идеологическими процессами развития общества, государства и литературы. В культурной и духовной жизни Бурятии формируются эстетические принципы, литературно-критические ориентиры, их осмысление в связи с пересмотром, а порой и разрушением отдельных сложившихся взглядов. Диахронический анализ периода становления и развития жанров литературной критики открывает новые возможности для понимания современного литературного процесса и дальнейшего развития критики и литературоведения Бурятии.

Между тем процесс формирования и развития жанров бурятской литературной критики еще не становился предметом специального научного исследования. Необходимо дифференцированное изучение отдельных этапов его развития, выявление преемственности и закономерностей становления научно-критической мысли, рассмотрение наследия ведущих представителей бурятской критики. Необходимостью также является обновленная оценка роли творческой индивидуальности критиков в выборе определенных жанров с целью осмысления главных эстетических и литературных проблем времени.

( \

Хронологические рамки развития бурятской критики, литературоведения охватывают следующие периоды:

- 1920-1940-е годы - зарождение и становление бурятской литературно-критической мысли;

- 1950-1980-е годы - зарождение профессиональной бурятской критики и литературоведения, дальнейшее развитие литературно-критических жанров.

Основное внимание в работе уделено изучению становления системы основных жанров литературной критики в логической временной последовательности и диалектическом взаимодействии. В диссертационном исследовании изучаются основные тенденции эволюции критических жанров в историко-литературном процессе Бурятии XX в. С учетом того, что анализируется большой промежуток времени с 1920-х по 1980-е годы, в каждом периоде рассматривается по преимуществу один доминирующий жанр литературной критики Бурятии XX века.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучению жанров русской литературной критики посвящен ряд работ - М.Я. Полякова, Б.И. Бурсова, Б.Ф. Егорова1. В их трудах рассматривается развитие критических жанров на основе изучения наследия В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского и др.

Существенный вклад в изучение проблемы жанра в критике внесли Л.П. Гроссман, В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев, B.C. Барахов, A.M. Штейнгольд, О.В. Маркова, Т.М. Коля-дович, Ф.С. Капица2 и др.

Одним из первых осуществил попытку классификации жанров литературной критики Л.П. Гроссман, в работе которого насчи-

' Поляков М.Я. Поэзия критической мысли. О мастерстве Белинского и некоторых вопросах литературной теории. - М.: Советский писатель, 1968; Бурсов Б.И. Критика как литература. - Л.: Лениздат, 1976; Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиции, стиль. — Л.: Советский писатель, 1980.

2 Гроссман, Л.П. Жанры литературной критики. - Т. 2. - М.: Искусство, 1925; Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика; Барахов, B.C. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). - Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1995; Штейнгольд A.M. Анатомия литературной критики (природа, структура, поэтика). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003; Маркова, О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007; Колядович Т., Капица Ф. Русская проза XXI века в критике (Рефлексия. Оценки. Методика описания): учеб. пособие. — М.: Флинта. Наука, 2010.

тывается семнадцать жанров без объединения в более крупные образования или группы. В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев характеризуют критику как общественное явление, анализируют природу критической деятельности, определяют степень ее художественности, разрабатывают критерии различения жанров. Ориентируясь на объект исследования (произведение, автор, процесс), ученые выделяют три опорных критических жанра -рецензию, творческий портрет, статью. Анализируя теоретические проблемы литературной критики, B.C. Барахов рассматривает поэтику литературного портрета, раскрывает его эстетические возможности и определяет разновидности типологии жанра. A.M. Штейнгольд выделяет значимость полемичности и диалогичное™ критических статей. О.В. Маркова противопоставляет литературные и живописные портреты, показывая их в системе биографических жанров. Т.М. Колядович, Ф.С. Капица обосновывают классификацию и композиционное устройство ведущих критических жанров в контексте современного литературного процесса.

Заслуживают внимания исследования национальной критической мысли. О национальной критике в диссертационных исследованиях писали Т. Какишев, К. Рысалиев, М.П. Татаринцева, Р. Вейдеманн, Цэвээний Максар3.

Что касается бурятской литературной критики, то мы лишь располагаем несколькими публикациями ученых. Это прежде всего статья М.П. Хамаганова «Критические заметки о бурят-монгольской литературе» 1948 г., в которой рассматриваются первые критические выступления и полемические заметки. В справочнике «Писатели Советской Бурятии» 1959 г. впервые был подготовлен раздел «Критики и литературоведы», в котором да-

3 Какишев Т. Пути зарождения и становления казахской литературной критики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Алма-Ата, 1971; Рысалиев К. Становление и развитие киргизской советской литературной критики (1926-1954 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Фрунзе, 1971; Татаринцева М.П. Развитие литературно-критической мысли в Туве: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Кызыл, 1983; Вейдеманн Р. Эстонская советская литературная критика. -1958-1972 гг. (Отношение к литературе. Метод. Поэтика): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Таллин, 1984; Цэвээний М. Современная монгольская литературная критика: художественный опыт и уроки: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Улаанбаатар, 1996.

ются краткие сведения о биографии и творчестве самых известных критиков. Библиография по литературоведению и критике в «Истории бурятской советской литературы» 1967 г. включает развернутый перечень работ, начиная с 1955 г. В работе

A.Б. Соктоева «Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода» изучается литературная критика 1920- 1930-х гг., отмечается появление первых критических заметок, в которых констатируется создание новой художественной литературы, «национальной по форме, социалистической по содержанию». В разделе «Критика и литературоведение» «Истории бурятской литературы» дана оценка литературно-критических и литературоведческих взглядов, отмечен вклад бурятских ученых-литературоведов, представлен в хронологическом порядке обзор основных литературно-критических трудов с выявлением тематических и идейно-художественных тенденций в области поэзии, прозы, драмы и детской литературы. Научному наследию известных сибирских литературоведов, критиков и фольклористов посвящен сборник статей «Творческое наследие ученых-литературоведов». В нем рассматриваются как вопросы творческого, обобщающего характера, так и проблемы, решение которых имеет практическую направленность, связанную с пропагандой литературно-критического и фольклорного наследия.

B.Б. Махатов в научном издании «Литературно-критическая мысль Бурятии» проводит исторический обзор малоисследованной литературной критики, тем самым заполняя лакуну, образовавшуюся в бурятском литературоведении. Г.О. Туденов в работе «Творчество Солбонэ Туя», С.Ж. Балданов в статье «В.Ц. Найда-ков и бурятское литературоведение», Б.Д. Баяртуев в работе «Научное наследие Ц.-А. Дугар-Нимаева» и другие исследователи анализируют, осмысливают литературное наследие бурятских критиков. По вопросам развития критики и литературоведения пишут Ц.Ж. Дамдинжапов в статье «За решительный подъем литературной критики», В.Ц. Найдаков в работах «Уран зохёолой шэнжэлгэ, шуумжэлгэ тухай» (О литературоведении и критике), «Высокий долг литературно-художественной критики»,

C.С. Имихелова в статье «Современное литературоведение и ситуация духовного кризиса на рубеже ХХ-ХХ1 вв.», Е.Е. Балдан-максарова в работе «Культурно-исторические основы зарождения

литературы монгольских народов (XIII - нач. XX вв)4. В трудах отмечается мастерство писателей, обозначаются существующие проблемы и определяются задачи, общие тенденции развития литературно-критической мысли Бурятии.

Таким образом, исходя из анализа степени научной разработанности проблемы мы пришли к следующему выводу. В настоящее время в бурятской литературной критике и литературоведении отсутствуют научные исследования, посвященные проблеме становления и развития жанров; не обобщены труды бурятских ученых по данной проблеме, не намечены пути развития литературно-критической мысли и формирования жанровых разновидностей. Жанровая система еще не становилась предметом научного изучения.

Цель диссертационной работы заключается в выявлении особенностей становления, развития жанров в бурятской литературно-критической мысли XX в.

4 Хамаганов М.П. Критические заметки о бурят-монгольской литературе // Записки БМНИИК. - Улан-Удэ, 1948. - Вып. 8. - С. 181; Писатели Советской Бурятии. Биобиблиографический справочник. - Улан-Удэ, 1959; История бурятской советской литературы / АН СССР, Сибирское отделение, БИОН. - Улан-Удэ, 1967; Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода. - Улан-Удэ, 1976; Творческое наследие ученых-литературоведов: сб. ст. / Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. — Улан-Удэ, 2001; История бурятской литературы. Т. III. Современная бурятская литература (1956-1995) / ИОН БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ, 1997; Творческое наследие ученых-литературоведов: сб. ст. / Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. - Улан-Удэ, 2001; Махатов В.Б. Литературно-критическая мысль Бурятии. — Улан-Удэ, 2004; Туденов Г.О. Творчество Солбонэ Туя // Советская литература и фольклор Бурятии. - 1961. - Вып. 1. - С. 29-35; Балданов С.Ж. В.Ц. Найдаков и бурятское литературоведение // Филологический сборник. - 1998. - С. 14; Баяртуев Б.Д. Научное наследие Ц.-А. Дугар-Нимаева // Творческое наследие ученых-литературоведов. - Улан-Удэ, 2001. - С. 38-53; Дамдинжапов Ц. За решительный подъем литературной критики // Байкал. - 1950. -№ 2. - С. 137-147; Найдаков В.Ц. Уран зохёолой шэнжэлгэ, шуумжэлгэ тухай (О литературоведении и критике) // Буряад унэн. - 1972. — 24 февр.; Найдаков В.Ц. Высокий долг литературно-художественной критики // Правда Бурятии. - 1983. - 9 сент.; Имихелова С.С. Современное литературоведение и ситуация духовного кризиса на рубеже XX-XXI вв. // Найдаковские чтения - 2: материалы науч. конф. - Улан-Удэ, 2006. - Ч. 1, 2. - С. 78-86; Балданмаксарова Е.Е. Культурно-исторические основы зарождения литературы монгольских народов (XIII - нач. XX вв.). - Улан-Удэ: Бэлиг, 2011. - 236 с.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть проблему выделения жанров в литературно-художественной критике;

- определить значение жанра рецензии в период становления бурятской литературной критики;

- рассмотреть особенности формирования эстетических взглядов и принципов в писательской критике на примере творчества С. Туя, М. Саридака и Ц. Дона;

- раскрыть особенности функционирования жанра критического обзора и его роль в литературном процессе;

- исследовать закономерности развития литературного процесса и жанров литературной критики в 50-60-е гг. XX в.;

- определить роль и место литературного портрета как одного из доминирующих жанров в литературно-критическом процессе последней трети XX в.;

- проанализировать закономерности функционирования жанра критической статьи в процессе развития литературно-критической мысли в 70-80-е гг. XX в.

Объектом исследования явилась история зарождения, становления и развития литературно-критической мысли в Бурятии.

Предмет исследования - процесс становления и развития основных жанров литературной критики Бурятии XX в.

Теоретико-методологической основой исследования ^ послужили труды современных исследователей - Б.И. Бурсова, Б.Ф. Егорова, М.Я. Полякова, В.И. Баранова, А.Г. Бочарова, Ю.И. Суровцева, Т.М. Колядович, Ф.С. Капицы, Л.П. Гроссмана, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева. В работе автор также опирался на наследие бурятских литературоведов — В.Ц. Найдакова, Ц.-А. Ду-гар-Нимаева, А.Б. Соктоева, В.Б. Махатова, С.Ж. Балданова и др. Их труды содержат отдельные моменты теоретического осмысления процесса развития бурятской литературной критики.

Специфика изучаемого материала обусловила особенности исследовательского подхода выданной диссертации. Теоретической базой работы служит комплекс сложившихся в современном литературоведении представлений о литературной критике как целостной и развивающейся системе, сформировавшейся под влиянием социокультурных факторов и выполняющей ценностно-ориентационные функции.

В основе методологии научного исследования лежат принципы исторической поэтики А.Н. Веселовского, с помощью которых были изучены эволюционные изменения жанровой картины на каждом отдельном этапе развития бурятской литературной критики.

Методология исследования основывается, таким образом, на принципе историзма, который предполагает изучение материала типологически и функционально, поэтому в работе дается целостный анализ с акцентированием сравнительно-типологического и исторического аспектов в изучении^литературной критики.

В работе используются методы литературоведческого анализа, метод историографического, историко-функционального исследования и интерпретации.

Учитывается историографическая работа по созданию историй национальных литератур, национальной литературной критики, способствовавших формированию литературоведения Бурятии.

Материал исследования

В качестве материалов исследования послужили публикации бурятской критики с 20-х по 80-е гг. XX в.

В диссертации были проанализированы критические работы, хранящиеся в отделе редких книг Национальной библиотеки РБ. Статьи 1920-х годов написаны на бурятском языке латиницей, но в период зарождения критики многие работы были написаны на старомонгольском языке.

Так, впервые были введены в научный оборот рецензии Б. Барадина «Отрывок из бурятской народной литературы» (1910) и Ц. Жамцарано «Образцы народной словесности мон-гольскихъ племенъ» (1918). В диссертации также использовались архивные материалы газеты «Голос бурят-монгола» (г. Чита, издается с 1920 г.), где были напечатаны статьи С. Туя «О бурят-монгольской народной поэзии» (1924), «О развитии бурят-монгольской национальной литературы» на старомонгольском языке, были проанализированы архивные материалы журналов «Соёлой хубисхал» (Культурная революция) «Жизнь Бурятии» (г. Верхнеудинск, издается с 1924 г.). Диссертантом также было исследовано содержание журнала «Бата зам» (Верный путь), альманаха «Тэмсэлэй шэмэг» (Украшение борьбы) из семейного архива критика Ц. Дона, журналов «Весна республики», «Советская

Бурятия», «Звонарь», «Наши достижения», «Свет над Байкалом», «Байкал», «Байгал» до 1953 г.

Автором диссертационного исследования были переведены на русский язык рецензии Д. Бизияни «Уран угэсын шэмэг» (Красота художественного слова) (1927), Ж. Балданжабона «Дольен Мадасонии уран зохёол» (Творчество Дольена Мадасона) (1932), «Оршол» (Предисловие) Ц. Дона (1931), рецензия на сборник стихов Б. Абидуева «Наранай туяа», статьи «Агууехэ хугжэлтын зам дээрэ» (На пути интенсивного развития) (1936), «УндэЬэн уран зохёолые анхарха шухала» (Забота о родной литературе) (1936).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые литературно-критические работы бурятских авторов изучены с точки зрения особенностей жанровой природы;

- в диссертации выявлено значение жанров рецензии, критического обзора, критической статьи в период становления литературной критики Бурятии в первой половине XX в.;

- раскрыто идейно-художественное и жанровое своеобразие критических работ писателей С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона;

- выявлены основные закономерности развития литературного процесса и жанров литературной критики в 1950-1960-е гг.;

- определены роль и место жанра литературного портрета в литературном процессе последней трети XX в.;

- проанализированы закономерности функционирования жанра критической статьи в 70—80-е гг. XX в.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ становления жанров литературной критики, принципов их формирования в идейно-художественном контексте эпохи способствует созданию целостной концепции развития литературно-критического процесса Бурятии XX в.

2. В процессе оформления критической мысли Бурятйи 19201930-х гг. ключевое значение имеет освоение жанра рецензии. Рецензия как непосредственный отклик на прочитанные произведения играет большую роль на начальном этапе становления бурятской критики.

3. Литературно-критические работы С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона, принадлежащие писательской критике, представляют собой форму не только идеологического, но и эстетического самосознания литературы.

4. Профессиональное становление бурятской литературной критики, совпавшее с периодом расцвета социалистического реализма, опирается на методологию социологической критики, в рамках которой происходит оформление основных жанровых характеристик критического обзора.

5. Особенностями развития литературного процесса и литературной критики в 1950-1960-е гг. являются доминирование проблемного анализа произведений, развитие жанра полемической критической статьи.

6. Спецификой жанра литературного портрета в бурятской критике последней трети XX в. является доминирование таких жанроц'ых разновидностей, как критико-биографический очерк и очерк творчества.

7. Возникновение широкого поля публицистики во второй половине XX в. позволяет критике стать самостоятельной частью в литературном процессе эпохи, что способствовало формированию и дальнейшему развитию жанра критической статьи.

Теоретическая н практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по истории бурятской литературы, по истории литературной критики и национальных литератур Сибири, России. Систематизированный в работе материал по бурятской критике может быть использован в обобщающих сравнительно-типологических исследованиях национальных литератур Сибири и Дальнего Востока. Работа может быть использована в преподавании и изучении бурятской литературы в школах и вузах. Теоретическое осмысление опыта критики, литературоведения может оказать воздействие на дальнейшее развитие самой литературно-критической мысли - углубление исследований, совершенствование методов, приемов анализа, способствующих ее жанровому обогащению. В условиях переживаемого обществом переходного времени, в том числе и литературы, работы, посвященные проблемам литературно-критического наследия Бурятии, могут служить задаче сохранения ценностей и утверждения идеи национального самосознания.

Степень достоверности результатов исследования. Были подготовлены доклады на научных конференциях «Тюрко-монгольские встречи: диалог культур» (2003), «Бурятский язык и культура в условиях глобализации» (2005), «К 100-летию про-

фессора Т.А. Бертагаева» (2005) в Бурятском государственном университете. Автор диссертационного исследования выступил с докладом на конференции «Буриад угсаатны гарал уусэл> хэл бичи г, соёлын асуудал» (Вопросы истории, языка и культуры бурят) (2013) в Монгольском университете образования (г. Улаан-баатар).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа посвящена исследованию жанров в процессе становления и развития бурятской критики 20-80-х гг. XX в. Полученные результаты соответствуют формуле специальности 10.01.02 - литература народов Российской Федерации (сибирские литературы: алтайская, бурятская, тувинская, хакасская, якутская), пунктам 5, 9 области ее исследования.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и литературы. Общий объем диссертации составляет 174 с. Список литературы включает 219 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении данного исследования представлен анализ степени разработанности научной темы, обосновываются ее актуальность, выбор проблемы изучения, раскрывается новизна, а также определяются цель, объект, предмет, задачи работы, теоретико-методологические принципы и основы, раскрывается ее теоретическая и практическая значимость, представляются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Формирование жанров литературной критики Бурятии 20-40-х гг. XX в.» состоит из четырех разделов, в которых рассматривается теоретико-методологическое основание анализируемой темы, становление и развитие рецензии, писательской критики, обзора как доминирующих жанров бурятской критики в первой половине XX в.

В первом разделе первой главы «Проблема жанра в функционировании литературной критики» исследуется методология изучения жанров литературно-художественной критики, определяются предмет, цели, задачи, основные свойства критики, признаки критических жанров. ,

При исследовании теоретической литературы по критериям различения основных жанров и выделения жанровых признаков критики рассматривается концепция В.И. Баранова, А.Г. Бочарова, Ю.И. Суровцева. Авторы называют опорными жанрами профессиональной критики рецензию, творческий (литературный) портрет,,' статью.

В данном разделе диссертант также обращается к классификации критических жанров Б.Ф. Егорова, который осмысливает семнадцать жанров Л.П. Гроссмана и предлагает их соединить по методу критика, по литературному роду и по широте охвата объектов.

Большой вклад в теорию классификации критических жанров внес М.Я. Поляков, который группирует жанры по структурно-композиционному соотношению в публикации литературного факта и проблематики и выделяет интерпретационный, идеологизированный, рефлективный, полемический типы жанров. Концепция М.Я. Полякова оценивается как плодотворная для исследования истории становления и развития жанров литературной критики и используется в последующих разделах диссертационной работы.

Анализ различных подходов к теории критических жанров свидетельствует о том, что существуют некоторые сложности в определении жанровых границ, что обусловлено творческой сущностью критики. Проблема жанра в литературно-художественной критике объясняется существованием разнообразных критериев определения жанров и заключается также в соотношении эстетического и публицистического типов объектов. Автор диссертации приходит к выводу о том, что изучение процесса формирования тех или иных моделей критических жанров в определенных исторических условиях в конкретной национальной литературе способствует выявлению закономерностей как в самом литературном процессе, так и в духовно-идейных исканиях эпохи в целом.

Во втором разделе первой главы «Рецензия как ядро литературной критики в период ее становления» рассматривается период зарождения и становления бурятской критики через возникновение и развитие первичного жанра рецензии. Исследование в данном разделе велось с опорой на жанровые доминанты

рецензии, представленные Т. Колядович и Ф. Капицей, и классификацию критических жанров М.Я. Полякова.

Рецензия как ключевой жанр литературной критики Бурятии зарождается в 1910-х гг. и оформляется в 1920-е гг. в виде аннотации, содержащей непосредственный отклик на произведение и некоторые суждения о культурном контексте того времени. Первые примеры аннотаций, кратких рецензий, информационных заметок Б. Барадина, Д. Бизияни, С. Туя, С. Балдаева, М. Сарида-ка представляют собой идеологизированный тип критических жанров, где от проблем складывающегося социалистического реализма авторы переходят к конкретным литературным фактам современности.

Ознакомительные рецензии Д. Бизияни, Н. Занданова, С. Ширабона, А. Хамгашалова посвящены художественному наследию прошлого, бурятскому фольклору, перспективам бурятской литературы, где немало внимания критики уделяют вопросам литературной теории и нового искусства. К жанру ознакомительной рецензии обращались и в 1930-е гг. (Ц. Дон, Н. Бахан-цев, Н. Занданов и др.), и во второй половине XX в., что свидетельствует о популярности этого жанра в национальной критике Бурятии.

Более поздние рецензии 1920-х гг. углубляют дедуктивный принцип построения публикаций. Развитие литературы и потребности читательской общественности определяли поворот в сторону качественной трансформации рецензии, и критик не останавливался на констатации литературного факта, а все больше обращался к оценке прочитанного материала. Первые признаки оценочное™ появляются в творчестве Гара, Б. Барадина, М. За-банова, Н. Саганова, С. Туя, их публикации привлекают внимание, поскольку они отражают широкий политический, культурный, образовательный контекст происходящих в то время событий.

Большой вклад в развитие полемической рецензии внесли писатели-критики С. Туя, М. Саридак, Ц. Дон, чьи выступления на страницах периодики постепенно вводили дискуссию в критическую деятельность эпохи. Движение от интерпретации и осмысления произведений к литературному процессу порождает интерпретационный тип жанров критики и ведет к усилению аналитического начала рецензии. В последующие годы бурятская ли-

тературная критика начинает глубже разрабатывать жанр рецензии и расширяет функциональные характеристики этого жанра.

Третий раздел первой главы «Особенности писательской критики (критические статьи С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона) посвящен анализу литературно-критических публикаций писателей Ц. Дона, С. Туя и М. Саридака. В своем исследовании писательской критики диссертант использует методологические принципы, разработанные В.И. Барановым, А.Г. Бочаровым, Ю.И. Суровцевым, М.Я. Поляковым.

На этапе зарождения и становления бурятской критики были опубликованы статьи о состоянии бурятской литературы и о путях ее дальнейшего развития самими писателями, которые поднимали важные вопросы литературной жизни Бурятии.

Стоящий у истоков писательской критики С. Туя вначале разрабатывает жанр заметок, находясь между собственно художественной критикой и публицистикой. В диссертации доказывается, что этого требовало время, и С. Туя выступил трибуном, организатором, мобилизующим молодое поколение литераторов. Поэтому в его творчестве превалируют полемические проблемные статьи, он закладывает первые ростки жанра литературного портрета, оказавшегося столь востребованным несколькими десятилетиями позже.

Благодаря другому представителю писательской критики М. Саридаку литературная критика приблизилась к процессу теоретизирования. В его литературной критике впервые появляются дискуссии методологического характера, где эмоционально обсуждаются вопросы поэтики и теории литературы. В его критических статьях имеет место профессионально грамотный разговор о современном литературном процессе и мастерстве поэтов. Для молодой бурятской литературы это был существенный шаг вперед. М. Саридак взял на себя ответственность в дальнейшей разработке жанра проблемной теоретической статьи.

Далее анализируется критика Ц. Дона, пишущего на бурятском языке. Тематика его статей вовлекает читателей не только в идеологическую полемику, как это было у М. Саридака, но и заставляет задуматься над некоторыми проблемами современности. Литературная критика Ц. Дона по-особому лирична, глубже всех использует эмоциональный фон и субъективную позицию автора статьи, поэтому в бурятской литературной критике впервые по-

являются критические статьи, имеющие некоторые свойства эссе с поэтическими комментариями.

Среди факторов, влияющих на жанровую специфику писательской критики Бурятии, диссертант выделяет оригинальную художественную концепцию действительности, которая заложена в эстетической позиции писателя; позитивную направленность и избирательность писательской критики, а также склонность к субъективным оценкам, эмоционально-образному стилевому оформлению мыслей.

Обращение писателей-критиков к полемическим, проблемным критическим статьям диссертант связывает с особенностями творческого, общегражданского, партийного подхода к литературной критике С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона, поскольку для них было важно находиться на переднем крае динамичного строительства социализма.

В четвертом разделе первой главы «Жанр критического обзора в литературном процессе 30-х гг. XX в.» рассматривается критический обзор как ведущий жанр бурятской критики 30-х гг. XX в. Автор диссертации концентрирует внимание на самых значительных обзорах того времени, отражающих основные тенденции развития бурятской литературной критики. Проведенное исследование критического обзора базируется на жанровых характеристиках, представленных в концепциях М. Полякова, Т. Коля-дович, Ф. Капицы.

Критические статьи этих лет отличаются стремлением охватить всю литературу в целом или рассмотреть ее в наиболее конкретных, наиболее характерных проявлениях, в результате чего возникает тенденция обобщения в жанре критического обзора.

Диссертантом были проанализированы обзоры ведущих литературных критиков 1930-х гг. - Н. Занданова, С. Ширабона, А. Хамгашалова, Д. Чернинова, творчество которых явилось визитной карточкой становления и развития художественной публицистики данного периода. Жанровая природа обзора, ее структура в основном отражают характеристики, установившиеся в русской литературной критике. По структурно-композиционному соотношению анализируемых литературных явлений и проблематики обзоры бурятских критиков этого периода иллюстрируют идеологизированный тип критической статьи, поскольку подбор произведений для анализа в проблемно-тематическом плане в обзо-

pax бурятских критиков свидетельствует о стремлении охватить широкий масштаб литературного процесса в бурятской литературе.

Обзоры бурятских критиков 1930-х гг. выносят на суд общественности самые значительные произведения, разнообразные по принадлежности литературным родам и жанрам. Намерение критиков осветить некоторые тенденции развития литературно-художественной жизни Бурятии порождало потребность подойти к обозрению глубже, чем это предполагает тематическое обозрение. Поэтому все проанализированные обзоры диссертант определяет как проблемные, среди которых обзоры Н. Ширабона, Д. Чернинова можно назвать больше номинативными, а обзорные статьи А. Хамгашалова и Н. Занданова сочетают черты номинативных и сравнительных обзоров.

Доминирование жанра обзора в литературной критике 1930-х гг. объясняется потребностью осмыслить бурно развивающуюся литературу. В период 1930-1940-х гг. наблюдается значительный рост художественного уровня бурятской литературы, который и дал материал для дальнейшего развития критики. В ходе проведенного анализа было выявлено, что бурятская литературная критика 1920-1930-х гг. заняла определенное место в литературном процессе, содействовала росту идейно-художественного уровня литературы, мастерства писателей и воспитанию культуры бурятского читателя. Автор диссертации отмечает более эффективное и динамичное развитие литературно-критической деятельности в Бурятии в 1930-х гг., что подготовило основу для восхождения ее на новую ступень, связанную с формированием профессиональной критики и появлением в 1950-е г. более глубоких критических и литературоведческих исследований о бурятской литературе.

Вторая глава «Развитие жанров в литературной критике второй половины XX в.» посвящена анализу ведущих критических жанров Бурятии XX в. Первый раздел второй главы «Развитие литературного процесса 1950-1960-х гг. и своеобразие жанров литературной критики» выявляет закономерности развития литературного процесса первых послевоенных десятилетий. В диссертации отмечается существенная роль критики в литературном процессе эпохи, поскольку критика, находясь на переднем крае современности, становится важной формой идеоло-

гической пропаганды. В разделе рассматривается влияние партийных документов по вопросам литературы и искусства 1940-1950-х гг. и отмечается значительная активизация литературной жизни.

В области литературной критики наблюдается разнообразие жанров на страницах газет и журналов республики. В разделе осмысливаются работы И.А. Кима, Ц.А. Дугар-Нимаева, чье творчество продолжает традиции авторов проблемных обзоров 1930-х гг., литературных критиков С. Ширабона, Н. Занданова, Д. Чернинова. Проблемный обзор в истории развития бурятской критики 1950-х гг. иллюстрирует методологические характеристики, по определению Б. Егорова5, «смешанного жанра» и выполняет сложные задачи своего времени: обзор призван выявлять верность писателей методу социалистического реализма, идеологическим установкам партии, соответствие принципу народности.

Поднимается на новый этап художественного и публицистического мастерства в данный период и жанр рецензии (Г. О. Ту-денов, А.Б. Соктоев). В результате анализа жанрового своеобразия литературной критики 1950-1960-х гг. автор диссертации приходит к выводу, что система жанров обогащается и представлена теперь не только рецензиями и критическими обзорами, но и очерками творчества (В.Ц. Найдаков).

Уровень мастерства литературных критиков существенно вырос и поэтому жанровое своеобразие их творчества выражает более глубокое осмысление литературного процесса. В 1950- 1960-е гг. в области жанров литературной критики наблюдается тенденция к усложнению содержания и поэтики. Критическая мысль становится на путь подлинно научной, взыскательной и вдумчивой работы, основанной на глубоком понимании природы и особенностей художественного творчества, все шире и глубже проникает в закономерности историко-литературного развития, совершенствует принципы анализа литературных процессов.

Во втором разделе второй главы «Жанр литературного портрета в процессе развития критики» определены роль и место литературного портрета как одного из доминирующих жанров в литературно-критическом процессе последней четверти XX в. Исследование литературного портрета было произведено с

5 Егоров Б. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. — Л.: Советский писатель, 1980.

опорой на точку зрения В.И. Баранова, А.Г. Бочарова, Ю.И. Суровцева, B.C. Барахова.

В разделе анализируются и выделяются жанровые признаки литературного портрета в творчестве Ц.-А. Дугар-Нимаев, в его работах в такой жанровой разновидности, как очерк творчества, посвященных X. Намсараеву, в критической монографии о Ж. Тумунове. Критик внес значительный вклад в осознание жанровой специфики литературного портрета, он определил одну из важнейших функций этого литературно-критического жанра -выделение устойчивых черт изображаемой личности, показ богатого художественного мира через анализ и оценку конкретных литературных произведений.

Диссертантом осмысливаются очерки творчества В.Ц. Найда-кова, посвященные Ц. Шагжину, Н. Дамдинову. Литературные портреты критика В.Ц. Найдакова широко представлены в разных жанровых модификациях. В разделе анализируются критико-биографические очерки о Н. Балдано, Ч. Цыдендамбаеве, Д. Ба-тожабае, Д. Улзытуеве, А. Бальбурове, В. Митыпове.

Жанровая разновидность очерк творчества развивается в творчестве критика Г. Туденова, который раскрывает литературные портреты Д. Дашинимаеву, С. Туя. Ц. Дону критик посвящает биографический очерк, позволивший ему подчеркнуть индивидуальные черты художника.

Критик И.А. Ким также обращается к жанру литературного портрета. В диссертации изучаются очерки творчества критика о Ц. Галсанове, Д. Дашинимаеве, приводятся примеры критико-биографических очерков, посвященных Д. Жалсараеву, Ц.-Ж. Жимбиеву, Д.-Р. Батожабаю, Н. Дамдинову.

Анализ работ бурятских критиков свидетельствует о том, что в центре их внимания оказывается художественный мир писателя, биография, раскрываемые через хронологию творчества. В процессе изучения жанровой природы литературного портрета диссертант доказывает, что данный жанр имеет некоторые общие черты со многими другими жанровыми образованиями в критике, что позволяет говорить о синтетической природе жанра литературного портрета. Синтетичность обнаруживается прежде всего в соединении биографических очерков, элементов научно-документального исследования, творческих очерков.

В результате анализа диссертант приходит к выводу, что очерк творчества доминирует в литературной критике, потому что многим критикам именно этот жанр удается лучше других. Жанровая разновидность литературного портрета «биографический очерк» встречается значительно реже, что объясняется потребностью освещать актуальные проблемы поэтики, идейно-эстетического своеобразия произведений писателя. Развитие жанра творческого портрета вело к пониманию истоков художественного творчества, факторов его формирования, позволяло выявлять художественные открытия писателей, определять закономерности работы в индивидуальной творческой лаборатории писателя, исследовать вопросы и проблемы стиля, то есть осваивать собственно эстетический смысл литературных явлений.

В третьем разделе второй главы «Функционирование жанра критической статьи в 70-80-е гг. XX в.» анализируются закономерности развития самого востребованного и зрелого жанра критической статьи в последней трети XX в. Автор в своем исследовании опирается на определение жанра В.И. Баранова, А.Г. Бочарова, Ю.И. Суровцева.

В 1970-е годы литературная критика Бурятии вступила в новый этап, который характеризуется более углубленным анализом как общих проблем литературного процесса, так и творчества отдельных писателей и произведений всех родов и жанров национальной литературы и их сравнительным изучением в контексте прошлых традиций. К этой плеяде можно отнести С.Ш. Чагдурова, Б.Д. Баяртуева, С.Ж. Балданова, Е.Е. Балданмаксарову и др. «Традиции и новаторские искания в совокупности определяют непрерывность развития литературного процесса, его преемственность. Истинно художественная традиция, в которой сконцентрирован опыт предшествующих поколений, расширяет и углубляет показ реальной действительности. Она активно способствует поиску нового содержания и совершенствованию формы. Новые формы, как и новые идеи, рождаются из суммы знаний и опыта», - пишет Е.Е. Балданмаксарова6. Достижения современных бурятских писателей изучали С.С. Имихелова, С.И. Гармаева, А.Л. Ангархаев, Т.М. Дугаржапова, Э.А. Уланов и др.

6 Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. -2-е изд., испр. и доп. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005. - С. 218.

В данном разделе рассматриваются критические статьи

B.Ц. Найдакова, А. и Ю. Серебряковых, Н.Д. Хосомоева, Ц. Галсанова, Г. Туденова, И. Кима, А. Паликовой, Э. Уланова,

C. Балданова. В критическом методе статей 1970-1980-х гг. ярко выраженным штрихом является синтез художественности, публицистичности и научности, что можно объяснить повышающимся уровнем специального литературного образования критиков и все большим вовлечением в критику ученых-литературоведов.

В жанре критической статьи, особенно в такой её разновидности, как проблемная, критики обсуждали самые различные вопросы: о тематическом содержании и идейной направленности бурятской литературы, об отражении важнейших сторон жизни народа, о новом герое, о художественном мастерстве писателей, о языке произведений, об умелом использовании фольклорных средств и творческой учебе у классиков и русских писателей. В совокупности эти проблемы сводились к проблеме творческого метода, а именно: необходимости выработки бурятскими писателями такой методологии художественного творчества, поиска таких форм художественного освоения жизни, которые бы соответствовали новой реальной действительности и новой эпохе.

В результате анализа функционирования критической статьи автор диссертации делает следующие выводы. В развитии критической мысли и оформления жанра критической статьи важную роль сыграла деятельность журнала «Байкал». В целом для критической мысли этого периода характерны оперативность, идейно-тематическая и эстетическая аргументированность, аналитичность суждений и оценок, воздействие ее на литературный процесс.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по процессу становления и развития жанров литературной критики Бурятии XX века. Эволюционируя от ознакомительных рецензий, критических обзоров, критических статей писателей, жанры проходят путь восхождения от простого к более сложному содержанию и структуре. Для первой половины XX в. характерно доминирование принципа деления критических жанров по объекту анализа, в центре которого находятся произведение и процесс.

Система жанров во второй половине XX в. становится более разнообразной и включает не только интерпретационные и идео-

логизированные, но и рефлективные жанры, что включают не только рецензии и обзоры, но и литературные портреты, и полемические критические статьи.

В заключении также говорится о том, что изучение эволюции литературно-критической мысли в Бурятии, анализ становления и развития жанров литературной критики позволяют сегодня по-новому оценить общественно-политические, культурные процессы XX века.

Список публикаций по теме исследования

Статьи в реферируемых изданиях:

1. Найданова, В. А. Зарождение и становление литературной критики [Текст] / В. А. Найданова // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2009. - № 10. - С. 42-47.

2. Найданова, В. А. Эволюция жанров в бурятской литературной критике XX в. [Текст] / В. А. Найданова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 09. -С. 121-128.

3. Болдонова, И. С., Найданова, В. А. Жанр литературного портрета в литературной критике Бурятии XX в.: закономерности возникновения и пути развития [Текст] / И. С. Болдонова, В. А. Найданова И Вестник Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 09. - С. 98-103.

Иные публикации:

4. Найданова, В. А. Литературная критика Бурятии как фактор этнической устойчивости [Текст] / В. А. Найданова // Бурятский язык и культура в условиях глобализации: материалы международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2005. - С. 218218.

5. Найданова, В. А. Из истории литературно-критической мысли Бурятии [Текст] / В. А. Найданова // К 100-летию Т. А. Бер-тагаева : материалы международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2005. - С. 89-91.

6. Найданова, В. А. Литературно-критическая мысль Бурятии как выражение национальной идеи и эстетического сознания [Текст] / В. А. Найданова // Методологические проблемы изучения истории литератур народов Сибири: материалы региональной научной конференции. - Кызыл, 2006. - С. 156-158.

7. Найданова, В. А. Буряад уран зохеолой шуумжэлэлэй хугжэлтэ тухай (О развитии бурятской литературной критики) [Текст] / В. А. Найданова // Найдаковские чтения - 2: материалы научной конференции. - Улан-Удэ, 2006. - Ч. 1, 2. - С. 97-102.

8. Найданова, В. А. К вопросу о становлении бурятской литературной критики [Текст] / В. А. Найданова // Гадаад хэл заах арга зуйн асуудал = Вопросы преподавания иностранных языков. - Ула-анбаатар, 2006. - № 12. - С. 87-88.

9. Найданова, В. А. Из истории развития бурятской литературной критики [Текст] / В. А. Найданова // Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов: материалы международной научной конференции. - Иркутск, 2006. - С. 328-329.

10. Найданова, В. А. Ц. Дон тухай мунео уеьш зураглал (Современные зарисовки о Ц. Доне) // Буриад судлал. - Улаанбаатар, 2014. - №4. - С. 83-89.

11. Найданова, В. А. Формирование жанра портрета в бурятской литературной критике // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов. - Москва: АР-Консалт, 2013. - Ч. 1. -С. 152-153.

Подписано в печать 09.04.2014. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100. Заказ 53. Цена договорная. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: riobsu@gmail.com

 

Текст диссертации на тему "Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии XX века"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

04201 455565 пРавахрукописи

НАЙДАНОВА Виктория Аюшеевна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ XX ВЕКА

10.01.02 - литература народов Российской Федерации (сибирские литературы: алтайская, бурятская, тувинская, хакасская, якутская)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доктор педагогических

наук, профессор [Махатов В.Б. доктор философских наук, доцент Болдонова И.С.

Улан-Удэ, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................... 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ 20-40-х ГОДОВ XX ВЕКА...................... 16

1.1. Проблема жанра в функционировании литературной критики.............................................................................................. 16

1.2. Рецензия как ядро литературной критики в период ее становления............................................................... 28

1.3. Особенности писательской критики: (критические статьи

С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона).......................................... 43

1.4. Жанр критического обзора в литературном процессе 30-х гг. XX века.............................................................................. 66

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА...................................................... 92

2.1. Развитие литературного процесса в 50-60-е гг. и своеобразие жанров литературной критики................................. 92

2.2. Жанр литературного портрета в бурятской критике............. 104

2.3. Функционирование жанра критической статьи в 70-80-е годы XX века...................................................................... 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................... 149

ЛИТЕРАТУРА................................................................... 154

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Литературно-критическое наследие неизбежно получает в историческом контексте новую значимость, иные грани гносеологической и эстетической ценности, поэтому национальная литературно-критическая мысль на территории бывшего Советского Союза нуждается в обновленном прочтении, свободном от идеологического налета переосмыслении, основанном на достижениях современной филологической науки и с учетом вызовов современности. Новое прочтение должно стать не «переоценкой ценностей», а более глубоким обнаружением вечного и непреходящего в работах критиков и литературоведов недавнего прошлого.

Актуальность данного исследования обусловлена как малоизученпостыо творчества известных бурятских критиков и литературоведов в целом, так и необходимостью осмыслить литературно-критическую мысль Бурятии с точки зрения жанрового содержания, потому что без глубокого знания творческих исканий критиков и их достижений в области разработки публицистических и литературоведческих жанров невозможно представить себе целостную картину развития бурятского литературного процесса.

При этом термин «литературно-критическая мысль» употребляется в данном исследовании в широком смысле для обозначения системы теоретико-эстетических принципов деятельности литературных критиков, многие из которых были писателями, поэтами, литературоведами. Автор не смешивает понятия «критика» и «литературоведение», отчетливо осознавая разницу и в предмете исследования, и в научно-теоретических основаниях.

Проблема изучения жанров критики в процессе функционирования и

развития критики должна ставиться для осознания прежде всего

закономерностей литературного процесса. Категория жанра позволяет

проследить как содержательные моменты, так и процесс структуризации

3

этого содержания, его оформления. Именно в движении жанров отражается и воплощается суть идейных исканий эпохи, изменение всего историко-литературного контекста.

В критике и литературоведении Бурятии сегодня происходят закономерные изменения, вызванные как сложными и противоречивыми социально-экономическими, общественно-политическими, так и идеологическими процессами развития общества, государства и литературы. В культурной и духовной жизни Бурятии формируются эстетические принципы, литературно-критические ориентиры, их осмысление в связи с пересмотром, а порой и разрушением отдельных сложившихся взглядов. Диахронический анализ процесса становления и развития жанров литературной критики открывает новые возможности для понимания современного литературного процесса и дальнейшего развития критики и литературоведения Бурятии.

Надо отметить, что система жанров литературной критики как свидетельство самосознания литературы и показатель достигнутого ею уровня была достаточно разнообразна. Многие жанры зарождаются в 20-х годах XX века, проходят эволюционный путь развития от простых заметок и рецензий до проблемных критических статей и монографических очерков.

Между тем процесс формирования и развития жанров бурятской литературной критики еще не становился предметом специального научного исследования. Необходимо дифференцированное изучение отдельных этапов его развития, выявление преемственности и закономерностей становления научно-критической мысли, рассмотрение наследия ведущих представителей бурятского литературоведения и критики. Необходимостью также является обновленная оценка роли творческой индивидуальности критиков в выборе определенных жанров с целыо осмысления главных эстетических и литературных проблем времени.

Основное внимание в работе уделено изучению становления системы

основных жанров литературной критики в логической временной

4

последовательности и диалектическом взаимодействии, в диссертации изучаются основные тенденции эволюции критических жанров в историко-литературном процессе Бурятии XX века.

Поскольку развитие литературной критики происходит в широком поле общественного мнения и связано со средствами массовой информации, в диссертации рассматриваются исторические и политические условия появления и функционирования первых газет, журналов и альманахов, а также отражение культурного, социального, экономического и политического положения в стране в данный период.

Нами определены хронологические рамки развития бурятской критики, литературоведения, охватывающие следующие периоды:

- 1920 - 1940-е годы - зарождение и становление бурятской литературно-критической мысли, появление первых рецензий, аннотаций и библиографических заметок и читательских откликов, создание первых литературно-критических статей обзорного и программного характера, формирование писательской критики.

- 1950 - 1980-е годы - зарождение профессиональной бурятской критики и литературоведения, оформление основных жанров литературной критики, развитие литературно-критических жанров.

Основное внимание в работе уделено проблеме становления системы основных жанров литературной критики в логической временной последовательности и диалектическом взаимодействии, в диссертации изучаются основные тенденции эволюции критических жанров в историко-литературном процессе Бурятии XX века. С учетом того, что анализируется большой промежуток времени с 1920-х по 1980-е годы, в каждом периоде рассматривается по преимуществу один доминирующий жанр литературной критики Бурятии XX века.

Степень научной разработанности проблемы

Изучению жанров русской литературной критики посвящен ряд работ М.Я. Полякова1, Б.И. Бурсова2, Б.Ф. Егорова3. В их трудах рассматривается развитие критических жанров на основе изучения наследия В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского и др.

Существенный вклад в изучение проблемы жанра в критике внесли Л.П. Гроссман4, В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев5, B.C. Барахов6, A.M. Штейнгольд7, О.В. Маркова8, Т.М. Колядович, Ф.С. Капица9 и др.

Одним из первых осуществил попытку классификации жанров литературной критики Л.П. Гроссман, в работе которого насчитывается семнадцать жанров без объединения в более крупные образования или группы. В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев характеризуют теоретическое понятие критики как общественное явление, анализируют природу критической деятельности, определяют степень ее художественности, определяют критерии различения жанров. Ориентируясь на объект исследования (произведение, автор, процесс), ученые выделяют три опорных критических жанра - рецензию, творческий портрет, статью. Анализируя теоретические проблемы литературной критики, B.C. Барахов рассматривает поэтику литературного портрета, раскрывает его эстетические возможности и определяет разновидности типологии жанра. A.M. Штейнгольд выделяет значимость полемичности и диалогичности

1 Поляков М.Я. Поэзия кршической мысли. О мастерстве Белинского и некоторых вопросах литературной теории. - М.: Советский писатель, 1968. - 344 с.

2 Бурсов Б.И. Критика как литература. -Л.: Леииздат, 1976. -320 с.

3 Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиции, стиль. - Л.: Советский писатель, 1980. - 320 с.

4 Гроссман Л.П. Жанры литературной критики. - Т. 2. - М.: Искусство, 1925. - 219 с.

5 Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. - М: Высш. шк., 1982.-С. 207 с.

6 Барахов B.C. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр). - Л.: Паука. Лснингр. отд-е, 1995.-312 с.

7 Штейнгольд A.M. Анатомия литературной критики. (Природа, структура, поэтика). - СПб.. Дмитрий Буланип, 2003.-203 с.

8 Маркова О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007.- 116 с.

9 Колядович Т., Капица Ф. Русская проза XXI века в критике (Рефлексия. Оценки. Методика описания): учеб. пособие. - М.: Флинта. Наука, 2010. - 359 с.

критических статей. О.В. Маркова противопоставляет литературные и живописные портреты, показывая их в системе биографических жанров. Т.М. Колядович, Ф.С. Капица обосновывают классификацию и композиционное устройство ведущих критических жанров в контексте современного литературного процесса.

Заслуживают внимания исследования национальной критической мысли. Т. Какишев в диссертации «Пути зарождения и становления казахской литературной критики»10 рассматривает проблему соотношения литературной критики и литературоведения в Казахстане, подчеркивая непосредственное влияние критической мысли на становление литературоведения. К. Рысалиев в диссертации «Становление и развитие киргизской советской литературной критики (1926-1954 гг.)»11 обращается к анализу особенностей литературно-художественной критики данного периода и изучает историю, теорию и методологию художественной критики в Киргизстапе. Диссертационное исследование М.П. Татаринцевой «Развитие литературно-критической мысли в Туве»12 посвящено изучению процесса формирования тувинской критической мысли в период 30-70-х годов XX века. В своей диссертации «Эстонская советская литературная критика

1 о

1958-1972 гг. (Отношение к литературе. Метод. Поэтика)» Р. Вейдемапн рассматривает возрастание воспитательной роли литературной критики в сознании и духовной культуре эстонского народа в период развитого социализма. Представляет интерес и диссертация монгольского исследователя Цэвээний Максара «Современная монгольская литературная критика: художественный опыт и уроки»'4, в которой автор характеризует

10 Какишев Т. Пути зарождения и становления казахской литературной критики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Алма-Ата, 1971.

11 Рысалиев К. Становление и развитие киргизской советской литературной критики (19261954 гг.): автореф. дис... канд. филол. наук. - Фрунзе. - 1971.

12 Татаринцева М.П. Развитие литературно-критической мысли в Туве: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Кызыл, 1983.

13 Вейдемапн Р. Эстонская советская литературная критика. 1958-1972 гг. (Отношение к литературе. Метод. Поэтика): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Таллин. - 1984.

14 Цэвээний М. Современная монгольская литературная критика: художетвенный опыт и уроки: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Улаанбаатар, 1996. - 19 с.

7

жанровые разновидности современной монгольской литературной критики и анализирует процесс ее развития через призму жанровой системы.

Что касается бурятской литературной критики, то мы лишь располагаем несколькими публикациями ученых. Это прежде всего статья М.П. Хамаганова «Критические заметки о бурят-монгольской литературе»13 1948 г., в которой рассматриваются первые критические выступления и полемические заметки. В справочнике «Писатели советской Бурятии»16 1959 г. впервые был подготовлен раздел «Критики и литературоведы», в котором даются краткие сведения о биографии и творчестве самых известных критиков. Библиография по литературоведешо и критике в

1 *7

«Истории бурятской советской литературы» 1967 г. включает развернутый перечень работ, начиная с 1955 г. В работе А.Б. Соктоева «Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода»18 изучается литературная критика 20-30-х годов, отмечается появление первых критических заметок, в которых констатируется создание новой художественной литературы «национальной по форме, социалистической по содержанию».

В разделе «Критика и литературоведение» «Истории бурятской литературы»19 дана оценка литературно-критических и литературоведческих взглядов, отмечен вклад бурятских ученых-литературоведов, представлен в хронологическом порядке обзор основных литературно-критических трудов с выявлением основных тематических и идейно-художественных тенденций в области поэзии, прозы, драмы и детской литературы.

15 Хамаганов М.П. Критические заметки о бурят-монгольской литературе // Записки БМНИИК. - Улан-Удэ, 1948. - Вып. 8. - С. 181.

16 Писатели советской Бурятии. Биобиблиографический справочник. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.- 187 с.

17 История бурятской советской литературы / АН СССР Сибирское отделение БФ БИОН-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1967.-475 с.

18 Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьског о периода. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976.-492 с.

19 История буряткой литературы. Т. III. Современная бурятская литература (1956-1995) / РАМ СО БНЦ ИОН. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 298 с.

Научному наследию известных сибирских литературоведов, критиков и фольклористов посвящен сборник статей «Творческое наследие ученых-

20 т-1

литературоведов» . В нем рассматриваются как вопросы творческого, обобщающего характера, так и проблемы, решение которых имеет практическую направленность, связанную с пропагандой литературно-критического и фольклорного наследия.

В.Б. Махатов в научном издании «Литературно-критическая мысль Бурятии»21 проводит исторический обзор малоисследованной литературной критики, тем самым заполняя лакуну, образовавшуюся в бурятском литературоведении.

99

Г.О. Туденов в работе «Творчество Солбонэ Туя»"", С.Ж. Балданов в

23

статье «В.Ц. Найдаков и бурятское литературоведение» , Б.Д. Баяртуев в работе «Научное наследие Ц.-А. Дугар-Нимаева»24 и другие исследователи анализируют, осмысливают литературное наследие бурятских критиков.

По вопросам развития критики и литературоведения пишут Ц.Ж. Дамдинжапов в статье «За решительный подъем литературной критики»" , В.Ц. Найдаков в работах «Уран зохеолой шэнжэлгэ, шуумжэлгэ тухай (О литературоведении и критике)»" , «Высокий долг литературно-

97

художественной критики»" , С.С. Имихелова в статье «Современное

20 Творческое наследие ученых-литературоведов: сб. ст. / Институт монголоведения, буддологии и тибетологии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 143 с.

21 Махатов В.Б. Литературно-критическая мысль Бурятии. - Улан-Удэ: Буряад унэн, 2004. -56 с.

22 Туденов Г.О. Творчество Солбонэ Туя // Советская литература и фольклор Бурятии. - 1961. -Вып. 1.-С. 29-35.

23 Балданов С.Ж. В.Ц. Найдаков и бурятское литературоведение // Филологический сборник. -Улан-Удэ, - 1998.-С. 14

24

Баяртуев Б.Д. Научное наследие Ц.-А. Дугар-Нимаева // Творческое наследие ученых-литературоведов. - Улан-Удэ. -2001. - С. 38-53.

Дамдинжапов Ц. За решительный подъем литературной критики // Байкал. - 1950. - № 2. -С. 137-147.

\ 26 Найдаков В.Ц. Уран зохеолой шэнжэлгэ, шуумжэлгэ тухай (О литературоведении и ррнтике) I! Буряад Унэн. - 1972. -24 февр.

27 Найдаков В.Ц. Высокий долг литературно-художественной критики // Правда Бурятии. -1983. - 9 сент.

литературоведение и ситуация духовного кризиса на рубеже ХХ-ХХ1 вв.»" , Е.Е. Балданмаксарова в работе «Культурно-исторические основы зарождения литературы монгольских народов (XIII - нач. XX вв)29. В трудах отмечается мастерство писателей, определяются существующие проблемы и задачи, общие тенденции развития литературно-критической мысли Бурятии.

Таким образом, исходя из анализа степени научной разработанности проблемы, мы пришли к следующему выводу. В настоящее время в бурятской литературной критике и литературоведении отсутствуют научные исследования, посвященные проблеме становления и развития жанров; не обобщены труды бурятских ученых по данной проблеме, не намечены пути развития литератур