автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Дегтяникова, Надежда Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства"

На правах рукописи УДК 7.03

ДЕГТЯНИКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Специальность 17.00.09 - теория и история искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 2004

Работа выполнена на кафедре рисунка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

Научный руководитель:

Петр Александрович Кудин,

доктор искусствоведения, профессор РШУ

им. А.И.Герцена

Официальные оппоненты:

Леняшина Наталия Михайловна, доктор искусствоведения, профессор

Махлина Светлана Тевельевна, доктор философских наук, профессор

Ведущая организация:

Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия

Защита состоится 17 ноября 2004 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.199.11 в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена

по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 6, ауд. 31.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 5.

Автореферат разослан 15.10. 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета: кандидат искусствоведения,

Общая характеристикаработы.

Работа посвящена искусствоведческому исследованию эвристических методов, как системы комплексного анализа композиции произведений изобразительного искусства.

Актуальность исследования.

История исследований, посвященных меюдам анализа композиции произведений изобразительного искусства, имеет старые и славные традиции, веками складывавшиеся в таких областях научного знания, как эстетика и история искусства. Создание научной теории композиции невозможно без привлечения научных знаний и методов различных областей современной науки. Однако теория композиции, как любая другая наука, имеющая свою специфику и предмет изучения, выстраивает собственный теоретический фундамент и разрабатывает собственную методологию.

Современное состояние науки «теории композиции» характеризуется разработанностью отдельных теоретических вопросов, посвященных генезису формообразования в искусстве, что представляется недостаточным для формирования целостной системы знания о законах художественно-композиционного творчества. Неразработанность логико-методологических основ теории композиции требует привлечения специальных методов теоретического обобщения накопленного опыта и формирования на этой основе нового знания, что обусловливает необходимость применения эвристических методов анализа структуры и содержания произведений изобразительного искусства.

Эвристический метод — это способ открытия нового, рассматриваемый как совокупность приемов и способов теоретического освоения (познания) действительности, которые могут выражаться в форме ассоциаций, аналогий, приемов устранения противоречий.

Творчество художника - это всегда открытие, в котором разрешается противоречие между устоявшимся известным и рождающимся неизвестным, что и приводит к поиску нового смысла. Поэтому художник, участвующий в дальнейшем развитии теории композиции, неизбежно стремится обогатить имеющийся у него фонд теоретико-методических знаний. Методы эвристики особенно близки ему, так как являясь способами активизации психических процессов, способствующих возникновению новых суждений и идей, во многом сродни художественному творчеству.

Искусствовед, исследующий различные вопросы изобразительного искусства, всегда устремлен к тому, чтобы найти наиболее эффективные методы анализа результатов художественного творчества, приблизиться к познанию сущности законов красоты. Методы эвристики ожидаются им как новый мыслительный «инструмент» в его науч1ю-творческш^4з«швнисг^еняются времена, меняется понимание выразительно-Фкй^^^^^щры! произведения.

|

-ч ' " ''

«Каждый этап человеческого мышления - это новый горизонт смыслопорожде-ния, в котором ставятся новые вопросы и отыскиваются новые ответы. Тем самым каждое новое поколение исследователей обречено на отыскание новых смыслов даже в известных и изученных фактах культуры»1.

Современная педагогика, занимающаяся воспитанием и обучением художественному творчеству, также нацелена на поиск хаких педагогических методов, которые способствовали бы развитию творческого мышления студентов - основы практической работы над учебными заданиями по специальным дисциплинам, а также при обучении молодых художников теории композиции. Методы эвристики во многом имманентны педагогическому процессу подготовки художников изобразительного искусства

Специалисты смежных с изобразительным искусством областей знаний постоянно проводят параллели, наводят «мостики», позволяющие им использовать принципы композиции в решении задач, например, эстетики, психологии искусства, художественной культуры. Эвристические методы будут тем элементом, фактором вспомоществования, который позволит обнаружить новые грани в предмете их исследования, увидеть пути решения трудных проблем науки.

Степень научной разработанности проблемы. Эвристические методы постижения истины широко применялись в античности. Примером является система свободного диалога Сократа. Термин «эвристика» появился в Ш в.н.э. у древнегреческого математика Паппа Александрийского в трактате «Искусство решать задачи».

В трудах Г.Галилея, Ф.Бэкона и других ученых получили дальнейшее развитие эвристические подходы в науке и технике в XVI-XVII в.в. Построением теории научного творчества занимались также Г.В .Лейбниц (1646-1716 гг.), Х.Вольф (1679-1754 гг.). В труде «Наукоучение» чешский математик Б.Больцано (1781-1848 гг.) изложил эвристические методы и приемы решения математических задач.

'В России теорией эвристики в начале XX века занимались инженер П.К.Энгельмейер («Теория творчества», 1910), С.О.Грузенберг, К.Эрберг.

Во второй половине XX в. «эвристика» (от гр. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю) сформировалась в самостоятельную область научных методов, способствующих получению нового (суждений, идей, способов действия) в знании и деятельности человека. В отечественной науке определились следующие направления эвристики:

- кибернетическое;

- изобретательское;

Никифорова Л В Феномен культуры / Культурологические исследования '03 Под ред Г К Щедриной СПб Изд во РГПУ им А И Герцена, ЗООЗ - С 11

- психолого-педагогическое;

- философско-эстетическое;

- искусствоведческое.

Кибернетическое направление эвристики выражено в разработке машинных программ, основой которых является перебирание вариантов решения задач, как прохождение лабиринта. Проблемам программирования посвящены работы Е.Галантера, А.Г.Ивахненко, Ю.К.Кулюткина, Д.Миллера, К.Прибрама.

Изобретательский подход относится к созданию новых технических, производственных, социальных и иных решений в области инженерно-конструкторских и дизайнерских разработок. Эвристические методы освещены в публикациях Е.А.Александрова, Г.С.Альтшуллера, А.В.Антонова, Г.Я.Буша, Б.И.Клубикова, М.В.Мдивани, Д.А.Троицкого. В медицине разработана эвристическая методика лечения, которая названа «Терапия творческим самовыражением» (М.Б.Бурно, 1989).

Так как природу и механизмы эвристических мыслительных операций человека рассматривали физиологи В.М.Бехтерев, Г.Гельмгольц, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, в психологии эвристика понимается как творческое мышление и творческая деятельность, направленные на создание нового «продукта», мысленного, чувственного. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления рассматривались психологами К.К.Платоновым, А.М.Столяровым, психологическим вопросам творческой деятельности посвящены работы ПЛХальперина, И.П.Калопшной, Я.А.Пономарева. В современной педагогике под эвристикой понимается «система логических приемов и методических правил теоретического исследования»2. Эвристические методы и формы обучения нашли свое отражение в работах СИ. Архангельского, П.Ф.Каптерева, А.В .Хуторского и других авторов.

Проблемы эвристики оказываются на границе межпредметных взаимосвязей философии, психологии, логики, математики и других наук. Универсальность творческих принципов дает возможность использования эвристических методов в различных областях науки и образования. Семантическое поле эвристики трактуется в науках по-разному: как «метод открытия нового», «раздел современной психологии мышления»; «учение о решении задач продуктивным, творческим мышлением». Философы исследуют эвристическую роль философских понятий и категорий в научном познании - В.П.Бранский, А.Ф.Кудряшов.

Философско-эстетический подход, рассматривающий специфику художественного творчества, нашел свое отражение в работах Н.А.Бердясва, Ю.Б.Борева, Л.С.Выготского, В.В.Ванслова, М.С.Кагана, Э.Панофского, П.Л.Флоренского. Вопросам психологии художественного творчества посвя-

2 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А.Сластенин, И.ФИсаев, А.И.Мищенко,Е.Н.Шиянов -М.:Школа-Пресс, 1997.-С. 18.

щены работы И.П.Волкова, С.С.Гольдентрихт, И.П.Гончаренко, Ц.П.Короленко, А.А.Мелик-Пашаева, Г.Ф.Фроловой. Психологические закономерности восприятия изобразительного искусства рассматриваются как проблема сотворчества зрителем произведения искусства - Р.Арнхейм, С.М.Даниэль, П.А.Кудин, Н.А.Яковлева. Изучение композиции произведений изобразительного искусства эвристическими методами невозможно вне контекста общей теории композиции (М.В.Алпатов, ЕЛ.Басин, Н.Н.Волков, Б.А.Дехтерев, Г.С.Дунаев, С.А.Гавриляченко, А.С.Зайцев, А.В.Иконников, Е.А.Кибрик, В.Ф.Кринский, И.В.Ламцов, Г.П.Степанов, М.А.Туркус, Н.М.Тарабукин, Н.Н.Третьяков, Б.А.Успенский, В.А.Фаворский, И.Ш.Шевелев, Е.В.Шорохов).

- Разработанность отдельных теоретических проблем теории композиции (различные способы построения пространства в живописи - Б.В.Раушенбах; взаимосвязь зрительного восприятия и геометрических построений в картине -Л.Ф.Жегин; целостность конструкции, единая структура произведения -К.Ф.Юон) представляется недостаточной базой для формирования научных взглядов на фундаментальные вопросы искусствознания в ситуации нового исторического этапа, предоставившего некоторую свободу в научном осмыслении формально-содержательного аспекта художественного творчества.

Объект исследования - теория композиции в изобразительном искусстве.

Предмет исследования - эвристические методы, как способы теоретического осмысления, анализа композиционно-художественных закономерностей в теории композиции изобразительного искусства.

Границы исследования определены изучением, анализом структуры, обоснованием эффективности использования пяти эвристических методов анализа композиции произведений живописи.

Цель исследования - теоретически обосновать характеристики тех сторон эвристических методов, которые возможно адаптировать, приложить к анализу композиции произведений изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: эвристические методы включают в себя приемы раскрытия таких особенностей художественного образа, которые составляют его сущность, но находятся в произведении имплицитно, в виде его контекста.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

- обосновать совокупность эвристических методов и выработать критерии их

отбора;

-наметить пути применения эвристических методов в анализе композиции ' произведений изобразительного искусства;

- охарактеризовать эвристические методы с композиционно-художественных,

психологических и философско-эстетических позиций.

Методологическая основа и методы исследования. Методика исследования комплексная, что предполагает изучение в совокупности теоретических концепций и художественной практики на основе принципа художественной преемственности и взаимодействие разноплановых общенаучных исследовательских методов.

Объект и предмет исследования обусловили сочетание философско-эстетического и искусствоведческою подходов, что обеспечило возможность соошошения художественно-эстетического наследия с современностью; сравнительно-исторический метод способствовал выявлению связей между общехудожественными вопросами и задачами теории искусства; предметный и функциональный анализ композиционных элементов позволили конкретизировать их взаимосвязи, а также определить их роль в формировании художественного образа произведения.

Ретроспективный обзор исследовательской литературы в области теории композиции, искусствоведения и эвристики подтвердил необходимость привлечения новых методов в анализе композиции произведений изобразительного искусства.

Применение герменевтико-феноменологического метода дает возможность интерпретации различных произведений изобразительного искусства, выявления всевозможных скрытых смыслов, заложенных в них, и включения их в новый текст. На нем основываются специальные методы исследования - эвристические.

Научная новизна исследования:

-впервые эвристические методы адаптированы к задачам исследования вопросов теории композиции: «парадокса», «диапазона» («вилки»), «параллелей», «разрешения противоречий», «повторения целого в его частях»; -впервые сформулированы и теоретически обоснованы направления и пути применения эвристических меюдов в анализе композиции произведений изобразительного искусства;

-впервые в исследовании эвристических методов применены компьютерные технологии.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предложенный эвристический подход к исследованию закономерностей композиции в изобразительном искусстве позволяет:

- выявить синергетику парадоксальною - логичного, сходного - различного, пересекающегося — параллельного при установлении взаимосвязей струк1уры и содержания в картине;

- расширить меюдологическую базу в исследовании искусства, активнее использовать внутренние и противоречивые тенденции художествен-

ного образа для выявления скрытых моментов семантики художественных произведений;

- создать возможность зрителю более творчески «открывать» для себя сущность художественного образа.

Практическая значимость заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в научных исследованиях и практической деятельности искусствоведов, музейных работников, в учебно-модической работе по совершенствованию художественного образования в средних специальных и в высших учебных заведениях.

Рекомендации по использованию результатов исследования заключаются в том, что материалы диссертации могут быть применены при дальнейшей разработке теоретических курсов композиции для художественных учебных заведений; результаты исследования могут быть использованы в теоретико-практической музейной работе; при разработке специальных компьютерных программ для искусствоведов.

Апробация исследования. Основные положения исследования получили отражение в докладах и сообщениях на международных и российских научно-практических конференциях: «Художественное образование на рубеже веков. Традиции и новаторство» (Научно-практическая конференция художественных учебных заведений Уральской зоны, 30 октября - 1 ноября 2000 г.); «Проблемы гармонизации мироотношения» (Межвузовская научно-методическая конференция. Челябинский гуманитарный институт, 2001 г.); «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» (XX Международная научно-практическая конференция, 17-19 апреля 2003 г.); «Развитие российского и зарубежного дизайн-проектирования: теория и практика» (Научно-практическая конференция, посвященная 10-летию кафедры художественного проектирования, ХГФ Магнитогорского государственного университета, 25-26 апреля 2003 г.); Всероссийская научно-практическая конференция и Всероссийская выставка академической живописи студентов художественных училищ и художественных отделений училищ культуры и искусств, посвященных 100-летию Екатеринбургского художественного училища им. И.Д.Шадра (30 ноября - 6 декабря 2002 г.); «Современные проблемы преподавания композиции в контексте традиций русской реалистической школы» (Областная научно-практическая конференция преподавателей Челябинского художественного училища, ДХШ и ДШИ, 15-16 декабря 2003 г.); «Проблемы гармонизации мироотнонтения» (УН Межвузовская научно-ческая конференция, 6 февраля 2004 г.); «Современные тенденции преподавания декоравно-прикладного искусства и художественного конструирования» (Научно-практическая конференция, ХГФ Магнитогорского государственного университета, апрель 2004 г.); «Россия и регионы: взаимодействие гражданско-

го общества, бизнеса и власти» (ХХ1-я Международная научно-практическая конференция, 15-16 апреля 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

-эвристические методы исследования композиции произведений изобразительного искусства обладают относительной самостоятельностью, не вступают в противоречие с методолошей, уже сложившейся в искусствознании;

- эвристический метод «парадоксальной трактовки» способствует более глубокому осмыслению художественной идеи произведения;

-эвристический метод «повторение целого в его частях» позволяет полнее раскрыть особенности композиции, рассмотреть ее как целое с нескольких точек зрения;

-эвристический метод «диапазона» («вилки») позволяет выявить внутреннюю драматургию художественного образа, определить степень единства и противостояния признаков, характеризующих его.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается выбранной методикой проведения исследования, базирующейся на фундаментальных положениях теории композиции, истории искусства, эстетики; выводы подкреплены трудами авторитетных исследователей теоретико-методологических основ искусства.

Структура и объем диссертации определились в ходе постановки и

задач, обусловивших решение и доказательство проблемных вопросов в рамках темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария терминов и иллюстративного блока (30 наименований), представленных на 152 страницах, библиографического списка, состоящего из 194 наименований на русском языке.

Основное содержание работы.

Введение содержит обоснование актуальности включения эвристических методов в анализ композиции произведений изобразительного искусства; выделяется научная гипотеза, формулируются цели и задачи, определяются методологические основы исследования, раскрывается степень изученности проблемы, отмечается научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Эвристика и проблемы теоретического изучения вопросов композиции в изобразительном искусстве» определяется проблема исследования; раскрывается исюрия развития эвристики как науки и формирование основных ее методов; дается характеристика эвристических методов, используемых в изучении композиции произведений изобразительного искусства.

В первом разделе «Из истории развития методов эвристического исследования проблемных вопросов композиции» рассматривается происхождение термина «эвристика» и эвристические подходы, известные в науке, как имеющие перспективу их использования для решения проблем в теории композиции. Проводится параллель между понятиями «эвристика» и «творчество».

В целях раскрьпия исторических корней эвристики приводится метод свободного диалога Сократа в философии, а в математике - Паппа Александрийского, обозначившего методы решения задач, отличные от логических и математических. Дается более широкое трактование эвристики в философии.

Показывается развитие эвристики как науки в 60-е годы XX века. Описываются эвристические методы, применяемые отечественными учеными в теории творчества (Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, С.Х.Раппопорт, А.М.Столяров и др.). Кратко обсуждаются вопросы эвристики, разработанные в области естественных и технических наук (Г.С.Альтшуллер, Г.Я.Буш, П.К.Энгельмейер).

В отечественной педагогике второй половины XX века эвристика рассматривается как один из методов, форм и/или приемов обучения (В.И.Андреев, Ю.М.Кулюткин, А. В.Хуторской). В теоретическом исследовании художественного творчества центральным и фундаментальным всегда являлось понятие творчества как эвристического процесса.

Акцентируется положение, что методы эвристики имеют большое значение в исследовании теории композиции изобразительного искусства.

Во втором разделе «Об эффективности использования эвристических методов при исследовании композиции в изобразительном искусстве» осуществляется обзор методов, применяемых в изучении композиции, обосновывается необходимость привлечения эвристических методов, дается их краткая характеристика. Показываются отдельные стороны проявления эвристики в существующих методах, таких как системно-исторический, сравнительный, структурный и понятийный анализ, применяемых в теории композиции. Отмечаются их ограничения.

Исходя из необходимости дальнейшей разработки теории композиции, в диссертации сделана попытка привлечь эвристические методы для решения этого вопроса.

Теория композиции имеет свою специфику, включает в себя два фактора: объективный и субъективный, поэтому в данном исследовании представлены те эвристические методы, которые соответствуют задачам исследования композиции произведений искусства.

Метод «парадокса» - предполагает поиск неожиданного «поворота», другого ракурса рассмотрения общепризнанной или спорной темы, ее трактовку в ином

«ключе». Метод позволяет увидеть наиболее существенное в произведении, например, частично скрытую сторону сущности художественного образа.

Метод «диапазона» («випки») — помогает выявить гармоничную середину, относительно тенденций выражения содержания в зримой форме его проявления, минимального и максимального. Оценить меру контрастности в каждом элементе, в соответствии с его функциональной особенностью, ролью а решении основной задачи - наиболее полного раскрытия художественного образа произведения.

Метод «повторения целого в его частях» («большое в малом») — нацелен на поиск в произведении признаков, свойств, представляющих собой совокупность важнейших характеристик художественного образа. Все характеристики, по отдельности или в составе нескольких из них, должны присутствовать, хотя и в преобразованном виде, в любой части (элементе) композиции. Данный эвристический метод обязывает исследователя к выявлению таких, не всегда явных признаков целого и составить из них целостное впечатление (хотя и приближенное) об имплицитной стороне художественного образа.

Метод «параллелей» - это выход за пределы исследуемого объекта, проведение аналогий, раскрытие признаков иносказательности через посредство описания характеристик широко известного объекта или явления природы. Это метод уточнения, конкретизации при определении художественной идеи, шей художника, и выраженной им в данном произведении.

Метод «разрешения противоречий» — используется исследователем для анализа факторов композиции, обуславливающих отражение противоположных сил, столкновение стремлений, интересов в содержании, противоборства направлений движения и пластики форм, цветотональных отношений, в целях объяснения законов, положенных в основу сохранения самодостаточной целостности композиции. Анализ конструктивных и композиционных взаимосвязей элементов композиции позволяет интерпретировать степень единства-целостности, необходимую для понимания напряженности в одной характеристике образа и ее разрешения в другой стороне содержания и формы произведения.

В третьем разделе «Элементы психологии восприятия в структуре эвристических методов исследования композиции» рассматривается влияние психологических факторов на художественное творчество, психология восприятия композиции в изобразительном искусстве с позиций эвристических методов исследования.

Вопросы психологии художественного творчества, в различной степени полноты и глубины, исследовали Б.Г.Ананьев, П.П.Волков, В.С.Кузин, Л.С.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Л.И.Фридман. В диссертации рассматриваются те стороны человеческих свойств (индивидуальность, личностность, субъек-

тивность) которые важны при обсуждении творческих характеристик, таких как способность, талант, тот есть такие характеристики психологии творчества, которые в своей основе собирательны, интегративны. Являются необходимым условием для проявления и реализации творческих возможностей в изобразительном искусстве, определяют возможность проявления у художника (и зрителя) эвристических процессов. В современной психологии интегративную способность к творчеству приняш называть творческий потенциал или креативность (воображение, ассоциативность, фантазия, представление). Поскольку процесс творчества сопровождается процессом познания, то наряду с креативной деятельностью происходят и познавательные, когнитивные процессы, что отмечается в диссертации. Обращается внимание также на то, что для творческого акта необходимы организационно-деятельностные способности (целеустремленность, планируемость, самоопределение). Отмечается, что креативные, когнитивные и организационно-деятельностные эвристические способности в своей совокупности создают условия для проявления творческого процесса.

Художественное творчество - это процесс, в который активно включается его вторая сторона - зритель, воспринимающий произведение. Изучением вопросов специфики художественного восприятия изобразительного искусства занимались Р.Арнхейм, Н.Н.Волков, С.М.Даниэль, Л.Ф.Жегин, П.А.Кудин, А.Л.Ярбус. В этом параграфе диссертации кратко обсуждаются исследования указанных и других авторов. Акцентируется, что картину зритель охватывает симультанно, воспринимает целиком. Дальнейшие движения глаз выполняют множество иных функций, к примеру, идентификации, мышления, определения последовательности образов и т.д. Смотреть, видеть и понимать искусство - это разные уровни его восприятия (С.М.Даниэль). Важнейшая закономерность в психологии восприятия определяется как принцип фазности. Обычно выделяют три этапа восприятия произведения искусства. Первая стадия - целостное видение (активизация креативных способностей); вторая стадия — процесс более глубокого познания художественного образа (усилие когнитивных способностей), третья стадия - осознание целостного образа на более высоком уровне мышления, чувств. Таким образом, процесс восприятия картины - это эвристи-1 ческая деятельность, требующая от зрителя не просто определенной работы, но приложения творческих усилий, связанных с открытием новых, ранее не осознанных сторон, качеств художественного образа.

Эвристические способности художника и зрителя, эвристические методы исследования изобразительного искусства помогают проникнуть в тонкости содержания произведения, постигать тайны творчества. Такой вид исследования Э.Панофский называл «иконологической интерпретацией». «Чтобы уловить принципы создания и интерпретации образов ... нужна внутренняя способность - «синтетическая интуиция». Такая интерпретация требует использования бо-

лее широкого спектра методов исследования: исторического, психологическо-

3

го, критического» .

В четвертом разделе «Методы эвристики в композиционном анализе произведений живописи» на примерах отечественного и мирового искусства живописи поочередно раскрываются эвристические методы анализа композиции произведений.

Чтобы попытаться теоретически исследовать композицию картины, необходимо «задействовать» все вышеуказанные эвристические методы, однако такое исследование будет слишком громоздким, поэтому методически целесообразнее рассмотреть методы эвристики раздельно и в какой-либо последовательности. При этом существенно выбрать такие художественные произведения, которые были бы в достаточной мере адекватными применяемому в анализе эвристическому методу.

Метод «парадокса» - неожиданного поворота, взгляда, идеи рассмотрения, нетривиальной трактовки художественно-образного содержания произведения и композиционной структуры его выражения, зримого проявления. Адекватность эвристического метода композиционной сущности произведения означает, что его автор создал в картине образ, реализовал в ней такую художественную идею, которая близка понятию рассматриваемого эвристического метода «парадокса». В качестве примера парадоксальности содержания приводится фреска Рафаэля «Афинская школа», в которой собраны в едином пространстве -времени древнегреческие мыслители, жившие в различные века - от ранней классики до позднего эллинизма. Парадокс перехода пространства из трехмерного в иное измерение продемонстрирован также на примере произведения Рафаэля «Сикстинская мадонна». Видов проявления парадоксальности в произведениях изобразительного искусства множество. В диссертации рассматривается картина К.С.Петрова-Водкина «Мать», где изображены три неожиданных, парадоксальных проявления общепринятых, обычных представлений: мать, кормящая грудью младенца, резко отвернулась от него; в киоте почему-то нет икон; косые линии интерьера создают впечатление нестабильности деревенского уклада жизни в изображенный отрезок времени (1915 г.).

Обсуждение эвристического метода «диапазона» («вилки») проводится в процессе структурного анализа композиции. Например, в работе И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» показано своеобразие индивидуальных характеристик персонажей картины. Крайний слева - коренной бурлак, обладает, по-видимому, большой силой, поэтому несет основную нагрузку. Крайний справа («вилка»), завершающий, обессилен и повис на лямке. Между этими крайностями, в центре диапазона, изображен в движении протеста,

3 Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб: Академический проект, 1999. С.49-55.

еще не привыкший к лямке, юноша (Ларька). В диссертации также проводится анализ композиции картины Эль Греко «Воскресение» с помощью эвристического метода «диапазона».

Обосновывается положение, что эвристический метод «диапазона» позволяет точнее и глубже осознать место и роль каждого персонажа, атрибута образа, вещи и явления природы в композиционном ряду, определенной, но часто не явной последовательности элементов содержания картины.

Эвристический метод «параллелей» используется в диссертации как способ выявления тонких оттенков идейно-образного замысла картины. Процесс сравнения осуществляется с опорой на широко зарекомендовавшее себя художественное произведение, ставшее образцом в искусстве, парадигмой в раскрытии аналогичной темы. Проводится параллель между картинами К.С. Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна» и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и обращается внимание, что в «Петроградской Мадонне» отражена аналогичная идея, трагическая, либо драматическая - мать держит на руках ребенка, судьба которого предрешена. Холодная петроградская улица периода гражданской войны (1919 г.), очередь за продуктами, нищие женщины и дети, показанные в картине, с большой силой выражают настоящее.

Эвристический метод «разрешения противоречий» раскрывается при анализе художественного образа картины Н.Н.Ге «Что есть истина». Процесс поиска элементов композиции или контекста в содержании приближает исследователя к пониманию тех характеристик композиции, через посредство которых художник разрешает противоречия, составляющие ядро художественного образа. Вопрос, поставленный в названии картины, не может разрешить властный, богатый, ярко освещенный Пилат. Разрешение вопроса находится в образе несправедливо обвиняемого Христа, которого, как человека проповедующего истину (Бога - Отца), пытаются увести в тень, небытие.

В данном параграфе диссертации настоятельно акцентируется, что не бывает картин, композицию и художественный образ которых можно проанализировать на основе только какого-то одного эвристического метода. Исследователь выбирает тот метод, который наиболее ярко отражен в существе картины, или же более соответствует решению задачи композиционного анализа.

Эвристический метод «повторение целого в его частях» («большое в малом») рассматривается в процессе анализа картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Прежде всего, отмечается, что в период написания портрета Леонардо оставил в своей рукописи заметку по поводу отношений между мужчиной и женщиной: Если «женщина к требованию страсти» дает «... ответ отрицательный, он (мужчина) затем, не услышав подтверждения, доверяет злобе своей»4. Такое высказывание Леонардо служит ключом к пониманию особен-

4 Леонардо. Жизнь и творчество - СПб : Белый город, 2001. - С.8.

ностей художественного образа его бессмертного творения «Дама с горностаем». Данная реплика художника как бы повторяется во всех частях картины. Становится понятным, почему аккуратная прическа, форма и пластика головы Чечилии (Цецилии) Галлерани имеет заметное подобие с головкой горностая. В этой связи заметим, что картина-портрет каждого выдающегося мастера живописи не может являться простой конструкцией психофизиологических свойств и модного наряда портретируемой молодой знатной дамы. Это всегда создание художественного образа, навеянного натурой.

Таким образом, в первой главе диссертации представлен ряд важнейших эвристических методов исследования произведений изобразительного искусства. Определены главные характеристики методов и показана их непротиворечивость друг другу. Выявлена относительная независимость этих методов и относительная самодостаточность сформированной совокупности. Функциональные характеристики эвристических методов раскрылись в процессе общего анализа произведений отечественного и мирового искусства живописи.

Глава вторая «Эвристические методы в исследовании композиционно' художественных средств изобразительного искусства» состоит из пяти разделов. В каждом из них рассматриваются способы анализа двух, взаимодополняющих друг друга, композиционно-художественных средств. Анализ основывается на тех эвристических методах, которые в наибольшей степени задачам раскрытия специфики выбранных средств достижения гармонии в художественном произведении.

В первом разделе «Эвристическиеметоды в исследовании функциональности и масштабной значимости композиционного целого и его частей» обосновывается возможность и результативность использования отдельных эвристических методов для выявления и описания важнейших признаков композиции, определяющих своеобразие художественного произведения. Акцентируется положение, что в станковой реалистической картине ее оригинальность, необычность «вкладывается» художником в самую ее основу - тему. Отмечается также, что одна из сторон таланта художника состоит в том, чтобы увидеть в, казалось бы, незначительном явлении действительности событие весомой масштабной значимости. Используя все композиционно-художественные средства, каждое в своем месте и в свою меру, живописец создает произведение, художественный образ которого несет в себе не только общечеловеческие, нравственные и эмоционально-чувственные признаки, свойства. Тональность созданного образа будет иметь этносоциальные характеристики народа, воспитавшего художника. Именно в этом случае следует говорить о высоком предназначении обсуждаемого живописного полотна. Такая картина содержит несколько ф у н к : произведения искусства как квинтэссенции гармонии; произведения продолжающего и развивающего традиции национальной художественной школы; выражения величия исторического события страны; раскрытия кра-

соты родной природы, уклада жизни и так далее. Совокупность отдельных функций образуют функциональный строй картины — ее функциональность. Так как функциональность (предназначение данной картины) определяет наиболее значимое сущностное в произведении, поэтому художник не делает функциональность явной, легко доступной, что резко снизило бы к ней интерес зрителя. Он «уводит» функциональность в контекст художественного образа, чтобы эту «квинтэссенцию» каршны возможно было изучать. Все элементы композиции связаны между собой и с целым функционально. Определение функциональных взаимосвязей элементов композиции позволяет выявить смысл произведения, определить художественный образ.

Искусствовед должен использовать в композиционном анализе такие методы, которые являются адекватными предмету исследования. В диссертации показывается, что одним из наиболее действенных методов эвристического исследования такого рода задач является метод «парадокса». Обращается внимание на то, что, «парадоксальность» как необычное сопоставление отдельных функций элементов композиции или сторон художественного образа, также в большинстве случаев, не выступает в явном виде. Исследователь должен выявить эту «пятую сущность». Эвристический метод парадокса, во взаимодействии с другими определяемыми исследованием, методами эвристики дают возможность теоретику, хохя и в некоторую меру, решить эту проблему.

Во втором разделе «Структурно-пластические характеристики композиции картины и вопросы применения эвристических методов в их исследовании» рассматриваются вопросы формообразования произведений изобразительного искусства. Отмечается, что важнейшая роль в решении вопросов становления формы элементов картины (персонажей, предметов, явлений природы) принадлежит композиционно-художественным средствам - структуре и пластике. Акцентируется положение о том, что композиция произведения представляет собой два взаимообусловленных компонента: семантику и структуру, где определяющая роль принадлежит семантике. Соответствие структуры и семантики произведения составляет то гармоническое единство, которое называется композицией картины.

Уровень знания этих характеристик произведения определяет результативность применения эвристических методов исследования. При этом еще раз отмечается, что в формообразовании участвуют все композиционно-художественные средства. Выделение некоторых из них для решения хотя и локального вопроса, но в целостном охвате всего произведения, прием искусственный, условный, но необходимый. Этот логический прием достаточно часто применяется в научном исследовании, используется для лучшего различения и последующего изучения свойств означенной проблемы. Более того, это относительно самоедельная часть творческого процесса художника в его работе

над произведением. В подтверждение этого приводится высказывание Гете о методе его литературного и естественно-научного исследования: «... нам не раз приходилось разобщать события, протекающие одновременно, дабы придать им должную наглядность, и, напротив, воссоединять другие, смысл которых проясняется лишь при сведении их воедино»5. Поэтому при определении ведущих формообразующих средств цветовым отношениям отведена последующая роль, несмотря на то, что в ряде произведений цвет имеет главенствующее значение. В данном параграфе композиционное понятие «форма» произведения изучается на уровне однотонового (ахроматического) структурно-пластического решения композиции.

В исследовании вопросов формообразования в диссертации предлагается применять (в качестве главенствующего) эвристический метод «повторение целого в его частях» («большое в малом»). Хорошей теоретической базой для этого могут быть основные положения о законах визуального восприятия, сформулированные в гештальтпеихологии (М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин). «Гештальт» - новое целостное качество формы, возникающее за счет такой структуры, которая особенным образом объединяет элементы композиции, создает необходимые условия для успешного применения в анализе картины эвристического метода «повторение целого в его частях». Соответствие данного эвристического метода принципам «гештальта» просматривается в их определении: «принцип сходства» («подобие») - группировка родственных форм; «принцип общей судьбы» («соучастие») - объединение форм по общности характера изменения; «принцип замкнутости» («закрытость») - дополнение к завершению формы; «принцип хорошего продолжения» («преемственность»)

- визуальное продолжение движения формы; «принцип соседства» («близость»)

- объединение форм по расположению. Таким образом, само смысловое значение слов, описывающих принципы гештальт-теории, показывают их соответствие эвристическому методу «повторение целого в его частях» («большое в малом»),

В третьем разделе «Ритмо-пропорциональные отношения композиции и ее частей как предмет исследования картины методами эвристики» обсуждается неразрывное единство ритмов и пропорций как фактор, обуславливающий их раздельно-целостное взаимодействие. Вместе с тем ритмы и пропорции в картине открыто чаще всего не проявляются. Художник «растворяет» их в предметно-содержательном пространстве композиции. Это «заинтриговывает» - «увлекает» зрителя и он следует скрытому ритмо-пропорциональному воздействию. Сокрытость ритмов способствует тому, что каждый зритель при восприятии одного и того же произведения строит свой «маршрут» восприятия. В этом состоит одна из особенностей произведений изобразительного искусст-

Гете И В Поэзия и правда. Из моей жизни. - М : Художественная литература, 1969 -С. 481.

ва, которые каждый раз воспринимаются по-новому. Сложные ритмы могут создавать впечатление аритмии, что не является верным для высокохудожественных произведений искусства. В шедеврах живописи путем эвристического анализа композиции выявляются хотя и скрытые, но в высшей степени закономерно построенные ритмы. Когда совокупность простых ритмов соединяемся в сложную взаимозависимость, тогда в произведении возникает их взаимодействие -ритмичность, которое создает у зрителя, образно говоря, «ритмическую пульсацию» процессов восприятия.

В диссертации показывается, что назначение пропорций как композиционно-художественного средства состоит в том, чтобы скреплять парными отношениями все стороны композиции с целым: длины, площади, пластические и цве-тотональные характеристики, структурные связи, тектонические (силовые) взаимодействия (визуальное притяжение и отталкивание форм друг от друга) и так далее. Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных пропорций образуют пропорциональный строй картины, ее пропорциональность. . Количественную сторону единства ритмов и пропорций в картине фактически возможно изучать (хотя и в незначительную меру) методами точных наук. Для исследования качественных характеристик необходимо проводить аналогии с другими искусствами, в которых ритмо-пропорциональные отношения в достаточной степени разработаны. То есть следует применить эвристический метод «параллелей».

Если искусства живописи, поэзии и музыки рассматривать с их общих позиций - композиционных закономерностей, тогда аналогии и параллели между ними отчетливо видны. В качестве подтверждения этого в диссертации приводится высказывание Гете, который в вышеназванном труде замечает, что при чтении «Лаоко-она» Лессинга он лучше понял изречение Горация - «Поэзия - та же живопись»: «... различие между пластическим и словесным искусством стало нам ясным; оказалось что вершины этих искусств разделены, основания же их друг с другом со-прикасаются»6. О родстве законов и средств поэзии и живописи Лессинг высказывался следующим образом: «...В одном случае поэзия может помогать живописи примерами и объяснениями, в другом случае - живопись поэзии»7.

Изучение композиционных средств искусства живописи и музыки показывает, что большинство их композиционных сторон настолько сближаются, что следует говорить не только об их аналогии и параллели между ними, но и о единстве законов их формообразования . Совсем не случайно в изобразительном искусстве говорят: «звонкий цвет»; «красочный аккорд»; «цветовая гамма». В то же время в музыке присутствует множество терминов из области изо-

6 Гете И В Указ соч,С244

7 Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М.: Художественная литература, 1957. - С.66.

' Ванслов В В Изобразительное искусство и музыка - Л . Художник РСФСР, 1977. - С.227.

бразительного искусства: «колорит гаммы»; «хроматический строй»; «тембровый колорит»; «тектоника лада»; «мелодический рисунок» и так далее. Если в музыке и живописи профессиональные термины этих искусств настолько прочно укоренились и взаимопроникают, значит, многие их важные характеристики невозможно выразить иным способом, как только установить между музыкой и живописью аналогии и параллели. Добавим, что в композиционном анализе ритмо-пропорциональных отношений методу «параллелей» отводится ведущая роль. Вес другие методы обязательно участвуют в этом процессе, каждый в свою меру.

В четвертом разделе «Анализ тектонических взаимодействий элементов асимметричной композиции методами эвристики» дается описание композиционно-художественных средств «симметрия» и «тектоника». Обращается внимание на те их стороны и свойства, которые определяют характер динамики, выражающий и соответствующий своеобразию темы произведения, а также обеспечивают устойчивое равновесие композиционного целого. Полная симметрия есть математическое понятие. В произведениях изобразительного искусства в зеркальном виде не встречается, а выступает в виде «вариационной» симметрии, а чаще всего в виде асимметрии. Поэтому в диссертации данное средство рассматривается как закономерность, создающая условия для неожиданного, но строго упорядоченного ния форм в пространстве композиции.

Другое композиционно-художественное средство — тектоника, наделено функцией сохранения взаимосвязей асимметрично расположенных форм. Отдаляющиеся друг от друга элементы композиции (персонажи, предметы, формы природы) наделяются художником такими признаками, которые в процессе их восприятия «тяготеют» друг к другу, «стягиваются», что не позволяет им визуально распадаться на разрозненные части целого. Аналогично этому, сближенные формы имеют тенденцию зрительно «стягиваться», «сливаться» друг с другом. В этом случае перед художником возникает задача найти для этих форм такие признаки, наделить их такими свойствами, которые будут способствовать их визуальному «отталкиванию», разъединению.

При создании художественного образа постоянно разрешаются противоречия во взаимодействии композиционных форм, противостояния событий содержания картины. Эти факторы требуют от художника напряженного поиска сдерживающего момента, осознания критической точки, относительно которой образ получаст необходимую остроту и оптимистичность. Художники в своих ин-троспекциях о работе над композицией или в ее анализе указывают на различные композиционные факторы, которые вызывают противоречивость чувств. Так, К.С.Петров-Водкин замечает: «Сквозь живые образы обнаружились передо мной схемы и оси, врезавшиеся в картинную плоскость и выступавшие вовне

на зрителя. Я понял, что это они и производят во мне или бурю зрительного воздействия, или радость и покой равновесия»9. Эвристический метод «разрешение противоречий» является для исследователя эффективным средством такого анализа композиции художественных произведений. Данный метод создает у исследователя (также, как у художника и зрителя) теоретико-методическую установку на целенаправленное выявление противоречий и поиск тех композиционных моментов, в которых осуществляется их разрешение.

В пятом разделе «Вопросы исследования гармонии контрастов и цветото-нальных отношений методами эвристики» изучаются проблемы преодоления чрезмерного единообразия или излишнего разнообразия композиции. Обсуждаются вопросы осознания меры, обусловленной особенностями художественного образа произведения. Указывается на необходимость выявления художником зоны («диапазона», «вилки»), на границах которой одни качества композиции переходят в другие ее свойства (не обязательно противоположные). Сбалансированность этих двух разнонаправленных факторов способствует установлению гармонии в композиции - цвета, пластики, контрастов, масштабов и других композиционно-художественных средств достижения красоты.

Достижение гармонии осуществляется прежде всего по ведущей стороне художественного образа. Если образ картины создается на высоком уровне контраста (аналогично - среднем, низком), художник, а впоследствии теоретик-исследователь искусства, определяют диапазоны контрастов по всем «срезам» композиции: масштабного и цветового строя, ритмам (активным, пассивным), пропорциям и так далее.

При изучении композиции всегда необходимо помнить, что художественное произведение представляет собой такое переплетение различных факторов, которые вычленить, образно говоря «отпрепарировать» из живого организма картины невозмбжно. Эвристические методы позволяют (в свою меру) проделать такой анализ, как бы «сфокусировать» внимание на синергетически взаимодействующих парных композиционно-художественных средствах. Так, определяя цветовой строй картины и соотнося его со шкалой спектральных цветов дневного света, при использовании эвристического метода «диапазона» («вилки») исследователь может с большей уверенностью вынести суждение о соответствии среднего (высокого, низкого) уровня цветовых тонов на шкале контрастов художественному образу картины в целом или ее отдельных частей.

Представляется, что показанные в диссертационном исследовании методы эвристики коррелируют с подходом к анализу эстетических феноменов, выдвинутых Л С.Выготским: «От формы художественного произведения через функ-

9 Петров Водкин К С Хлыновск Пространство Эвклида Самаркандия -Л Искусство, 1982 -С 332

циональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов»10.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу и исследовательские концепции автора. Выводы:

1) на основе проведенного диссертационного исследования эвристических методов, применяемых в изучении композиции произведений изобразительного искусства, можно сделать главный вывод: эвристические методы содержат в себе возможности выявления таких особенностей художественного образа композиции, которые являются контекстом произведения и составляют его скрытую сущность;

2) сформулированы определения и дана характеристика эвристических методов, применяемых в анализе композиции произведений изобразительного искусства: «парадокса», «повторения целого в его частях», «параллелей», «разрешения противоречий», «диапазона» («вилки»);

3) эвристические методы исследования композиции произведений изобразительного искусства обладают относительной самостоятельностью и не вступают в противоречие с методологией, уже сложившейся в теории композиции и искусствознании;

4) выявлена взаимообусловленность психологических факторов и эвристических процессов художественного творчества и особенностей восприятия композиции произведений изобразительного искусства;

5) с помощью эвристических методов обоснованы и доказаны взаимозависимости художественного образа и композиционно-художественных средств изобразительного искусства.

Перспективы применения эвристических методов видятся в развитии следующих направлений:

- эвристические методы теоретического исследования композиции произведений изобразительного искусства будут способствовать дальнейшему изучению фундаментальных композиционных понятий;

- развитие эвристических методов исследования композиции произведений изобразительного искусства послужит дальнейшему совершенствованию методологии теории композиции;

- более углубленное изучение композиционных закономерностей с помощью эвристических методов позволит создавать новые методики обучения теории композиции, которая тесно связана с художественно-творческими задачами практического курса композиции отечественной школы изобразительного искусства;

1 Выготский Л.С. Психология искусства. - М * Искусство, 1965. - С.35.

- адаптация эвристических методов исследования композиции произведений искусства к смежным областям знания, таким, как искусствоведение, художественная культурология, психология творчества будет способствовать рождению новых идей в их научно-творческих изысканиях.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Дегтяникова Н.И. Эвристический подход в художественном образовании. Развитие творческой личности. // Проблемы гармонизации мироотношения. Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2001. -С.75 - 78 (0,31 п.л.).

2. Дегтяникова Н.И. Эвристический подход в образовании дизайнеров. // Развитие российского и зарубежного дизайн-проектирования: теория и практика. Материа-, лы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры художественного проектирования. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного университета, 2003. - С.111 -115 (0,31 п.л.).

3. Дегтяникова Н.И. Формирование творческой личности - основа духовного богатства общества. Эвристика как приоритетное направление современных образовательных систем. // Художественное образование. Традиции и новаторство. Сборник научно-методических статей. - Челябинск: Изд-во Челябинского художественного училища, 2003. - С. 12 - 16 (0,25 п.л.).

4. Дегтяникова Н.И. Эвристика и проблемы теоретического изучения художественного творчества. // Проблемы гармонизации мироотношения. Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2003. - С. 93 - 95 (0,23 п.л.).

5. Дегтяникова Н.И. Психологические факторы как составная часть эвристических методов в исследовании художественного творчества./ / Проблемы гармонизации мироотношения. / Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2003. -С. 95-99 (0,37п.л.).

6. Дегтяникова Н.И. Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства. // Проблемы гармонизации мироотноше-ния. Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2003. - С. 99 - 101 (0,18 п.л.).

7. Дегтяникова Н.И. Эвристическое дизайн образование как потребность социокультурного развития общества. // Современные тенденции преподавания

декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования. Материалы научно-практической конференции кафедры художественного проектирования. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного университета, 2004.-С. 146-151 (0,33 п.л.).

8. Дегтяникова Н.И. Эвристические методы в исследовании композиции произведений живописи. // Динамика художественного образования '04: Сборник научно-методических статей. Челябинск: Челябинское художественное училище, 2004. -С.36-47(0,76п.л.).

Общий объем опубликованных работ, представленных Дегтяниковой Н.И., составляет 2,7 п.л.

Отпечатано в ООО «АкадемПринт». С-Пб. ул. Миллионная, 19 Тел.: 315-11-41. Подписано в печать 15.10.04. Тираж 1и0 экз.

#19764

РНБ Русский фонд

2005-4 17369

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Дегтяникова, Надежда Ивановна

Введение.

Глава 1. Эвристика и проблемы теоретического изучения вопросов композиции в изобразительном искусстве.

1.1. Из истории развития методов эвристического исследования проблемных вопросов композиции.

2.1. Об эффективности использования эвристических методов при исследовании композиции в изобразительном искусстве.

3.1. Элементы психологии восприятия в структуре эвристических методов исследования композиции.

4.1. Методы эвристики в композиционном анализе произведений живописи.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Эвристические методы в исследовании композиционно-художественных средств изобразительного искусства.

1.2. Эвристические методы в исследовании функциональности и масштабной значимости композиционного целого и его частей.

2.2. Структурно-пластические характеристики композиции картины и вопросы применения эвристических методов в их исследовании.

3.2. Ритмо-пропорциональные отношения композиции и ее частей как предмет исследования картины методами эвристики.

4.2. Анализ тектонических взаимодействий элементов асимметричной композиции методами эвристики.

5.2. Вопросы исследования гармонии контрастов и цветотональных отношений методами эвристики.

Выводы по второй главе.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Дегтяникова, Надежда Ивановна

Проблемы композиции в изобразительном искусстве всегда были и до сих пор находятся в центре внимания художников-практиков и теоретиков искусства. Над их решением издавна работали художники, ученые и педагоги. Однако сравнительно недавно эти проблемы определились в самостоятельную область научного знания - теорию композиции. Как наука теория композиции находится в тесной взаимосвязи с историей искусства, которая служит для нее как бы «развернутым фоном». Теория композиции имеет свои задачи - комплексное изучение предмета композиции, как явления искусства, что в свою очередь требует включения в ее структуру целого ряда наук: философии, эстетики, истории, социологии, психологии, математики и других наук.

По этому поводу в одной из своих работ М.С.Каган писал: «. многообразие научных подходов к изучению искусства не только оправдано, но необходимо, однако плодотворность его комплексного исследования обуславливается не самой множественностью познавательных углов зрения, но их скоординиро-ванностью, согласованностью, взаимосоотнесенностью как выражением теоретически обоснованного «разделения труда» между всеми изучающими искусство науками. А это «разделение труда» детализируется строением познаваемого ими совместно объекта, которое может быть выявлено лишь при его целостном рассмотрении.»1.

Совершенство произведения изобразительного искусства - социально-культурное качество, имеющее смысл только в рамках данных общественных отношений и данной культуры, так как отражают эстетические и этические принципы миропонимания данного общества в данный исторический период.

Категории композиции отражают особые культурные формы творческой и исследовательской деятельности, которые в процессе исторического развития общества приобрели универсальное значение и эстетический смысл. Трактовка

1 Каган М С. Методологические проблемы современного искусствознания. - Л.: 1980 - С. 51 — 52 категорий композиции имеет принципиальное значение для проблематики теории композиции. Методологический подход к определению содержания категорий композиции - через анализ их социально-культурного смысла, открывающегося различными сторонами в разные исторические эпохи, поможет найти точки соприкосновения между прошлой и современной культурой.

В настоящее время состояние науки «теории композиции» характеризуется разработкой лишь отдельных теоретических вопросов, посвященных генезису композиционного формообразования. Отсутствие системы комплексного анализа композиции, Неразработанность логико-методологических основ теории композиции требует привлечения специальных методов теоретического обобщения накопленного опыта и формирования научных взглядов на фундаментальные вопросы искусствознания в ситуации нового исторического этапа, предоставившего некоторую свободу в научном осмыслении формально-содержательного аспекта художественно-композиционного творчества.

На основе целостного философского охвата всей динамики искусства теория композиции создает свою логику, свои законы и формирует свой понятийный аппарат, свою методологию, а также объективные критерии понимания искусства.

Творчество художника - это всегда открытие, в котором разрешается противоречие между устоявшимся известным: коллективный опыт предшествующих поколений; и новым неизвестным: индивидуальный опыт художника, что и приводит к поиску нового смысла. Поэтому художник, участвующий в дальнейшем развитии теории композиции неизбежно стремится обогатить имеющийся у него фонд теоретико-методических знаний. Методы эвристики особенно близки ему, так как являясь способами активизации психических процессов, способствующих возникновению новых суждений и идей, во многом сродни художественному творчеству.

Меняются времена, меняется понимание выразительно-смысловой структуры произведения. Произведение искусства всегда имеет духовно-ценностную ориентацию и каждое время расставляет свои акценты. В связи с этим

М.В.Алпатов писал: «. главные открытия ждут современного искусствоведа не столько на чердаках и в кладовых [.], сколько в музейных залах, где вы2 ставлены широко известные, но до сих пор еще недооцененные шедевры» . Проходят столетия, но с течением времени картина не утрачивает своего индивидуального «генетического кода», неоднозначность прочтения которого и побуждает искусствоведов к последующему познанию как эвристическому открытию законов художественного творчества. Искусствовед, исследующий различные вопросы изобразительного искусства, всегда устремлен к тому, чтобы найти наиболее эффективные методы анализа результатов художественного творчества, приблизиться к познанию сущности законов красоты. Методы эвристики ожидаются им как новый мыслительный «инструментарий» в его научно-творческих изысканиях.

Современная педагогика, занимающаяся воспитанием и обучением художественному творчеству, также нацелена на поиск таких педагогических методов, которые способствовали бы развитию творческого мышления студентов - основы практической работы над учебными заданиями по специальным художест

I ^ венным дисциплинам, а также при обучении молодых художников теории композиции. Методы эвристики во многом имманентны педагогическому процессу подготовки художников изобразительного искусства.

Специалисты смежных с изобразительным искусством областей знаний постоянно проводят параллели, наводят «мостики», позволяющие им использовать принципы композиции в решении задач, например, эстетики, психологии искусства, художественной культуры. Широта научного пространства, требуя от исследователя обстоятельной аргументации научных суждений, побуждает к вторжению в параллельные академические дисциплины и к использованию

2 Алпатов М В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М.: Изд Академии художеств СССР, 1963.-С. 391. чужой» собственности3. Эвристические методы будут тем фактором вспомоществования, который позволит обнаружить новые грани в предмете их исследования, увидеть пути решения трудных проблем науки.

Актуальность исследования обусловливается необходимостью привлечения к разработке в теории композиции эвристических методов анализа структуры и содержания художественных произведений изобразительного искусства. Представляется, что данные методы будут являться той необходимой предпосылкой общей разработки теоретических основ композиции, которая позволит целенаправленно исследовать основной круг понятий и категорий теории композиции, раскрывать многоаспектность семантики произведений изобразительного искусства.

Степень научной разработанности проблемы. Эвристические способы постижения истины широко применялись в античности. Примером является система свободного диалога Сократа. Термин «эвристика» появился в III веке нашей эры у древнегреческого математика Паппа Александрийского в трактате «Искусство решать задачи».

В трудах Г.Галилея, Ф.Бэкона и других ученых получили дальнейшее развитие эвристические подходы в науке и технике в XVI-XVII веках. Построением теории научного творчества занимались также Г.В.Лейбниц (1646-1716 гг.), Х.Вольф (1679-1754 гг.). В труде «Наукоучение» чешский математик Б.Больцано (1781-1848 гг.) изложил эвристические методы и приемы решения математических задач.

В России теорией эвристики в начале XX века занимались инженер П.К.Энгельмейер («Теория творчества», 1910), С.О.Грузенберг, К.Эрберг.

Во второй половине XX века эвристика сформировалась в самостоятельную область научных методов, способствующих получению нового (суждений,

3 Никифорова Л В Феномен культуры / Культурологические исследования'03. Под ред Г К Щедриной - СПб : Изд-во РГПУ им А И Герцена, 2003. - С. 11. идей, способов действия) в знании и деятельности человека. В отечественной науке определились следующие направления эвристики:

- кибернетический;

- изобретательский;

- психолого-педагогический;

- философско-эстетический;

- искусствоведческий.

Кибернетическое направление эвристики выражено в разработке машинных программ, основой которых является перебирание вариантов решения задач, как прохождение лабиринта. Проблемам программирования посвящены работы Е.Галантера, А.Г.Ивахненко, Ю.К.Кулюткина, Д.Миллера, К.Прибрама.

Изобретательский подход относится к созданию новых технических, производственных, социальных и иных решений в области инженерно-конструкторских и дизайнерских разработок. Эвристические методы освещены в публикациях Е.А.Александрова, Г.С.Альтшуллера, А.В.Антонова; Г.Я.Буша, Б.И.Клубикова, М.В.Мдивани, Д.А.Троицкого. В медицине разработана эвристическая методика лечения, которая названа «Терапия творческим самовыраt жением» (М.Б.Бурно, 1989)

Так как природу и механизмы эвристических мыслительных операций человека рассматривали физиологи В.М.Бехтерев, Г.Гельмгольц, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, поэтому в психологии эвристика понимается как творческое мышление и творческая деятельность, направленные на создание нового «продукта», мысленного, чувственного.

Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления рассматривались психологами В.М.Пушкиным, К.К.Платоновым, А.М.Столяровым, психологическим вопросам творческой деятельности посвящены работы П.Я.Гальперина, И.П.Калошиной, Я.А.Пономарева. В современной педагогике под эвристикой понимается «система логических приемов и методических правил теоретического исследования»4. Эвристические методы и формы обучения нашли свое отражение в работах С.И.Архангельского, П.Ф.Каптерева, А.В.Хуторского и других авторов.

Проблемы эвристики оказываются на границе межпредметных взаимосвязей философии, психологии, логики, математики и других наук. Универсальность творческих принципов дает возможность использования эвристических методов в различных областях науки и образования. Семантическое поле эвристики трактуется в науках по-разному: как «метод открытия нового», «раздел современной психологии мышления»; «учение о решении задач продуктивным, творческим мышлением». Философы исследуют эвристическую роль философских понятий и категорий в научном познании - В.П.Бранский, А.Ф.Кудряшов.

Философско-эстетический подход, рассматривающий специфику художественного творчества, нашел свое отражение в работах Н.А.Бердяева, Ю.Б.Борева, Л.С.Выготского, В.В.Ванслова, М.С.Кагана, Э.Панофского, П.Флоренского. Вопросам психологии художественного творчества посвящены работы И.П.Волкова, С.С.Гольдентрихт, И.П.Гончаренко, Ц.П.Коро-ленко, А.А.Мелик-Пашаева, Г.Ф.Фроловой. Психологические закономерности восприятия изобразительного искусства рассматриваются как проблема сотворчества зрителем произведения искусства - Р.Арнхейм, С.М.Даниэль, П.А.Кудин, Н.А.Яковлева. Изучение композиции произведений изобразительного искусства эвристическими методами невозможно вне контекста общей теории композиции (М.В.Алпатов, Е.Я.Басин, Н.Н.Волков, Б.А.Дехтерев, Г.С.Дунаев, С.А.Гавриляченко, А.С.Зайцев, А.В.Иконников, Е.А.Кибрик, В.Ф.Кринский, И.В.Ламцов, Г.П.Степанов, М.А.Туркус, Н.М.Тарабукин, Н.Н.Третьяков, Б.А.Успенский, В.А.Фаворский, И.Ш.Шевелев, Е.В.Шорохов).

Разработанность отдельных теоретических вопросов (различные способы построения пространства в живописи - Б.В.Раушенбах; взаимосвязь зрительного 4

Педагогика Учебное пособие Д1я студентов педагогических учебных заведений. / В.А Сластенин, И Ф Исаев, А И Мищенко, Е Н Шиянов - М.: Школа-Пресс, 1997. - С. 18 восприятия и геометрических построений в картине - Л.Ф.Жегин; целостность конструкции, единая структура произведения - К.Ф.Юон) представляется недостаточным условием для формирования системно-сформулированной, логически построенной, самостоятельной науки. Универсальность и значимость эвристических методов познания дает основания для их использования в исследовании композиции произведений изобразительного искусства.

Объект исследования - теория композиции в изобразительном искусстве.

Предмет исследования - эвристические методы, как способы теоретического исследования, анализа композиционно-художественных закономерностей в теории композиции изобразительного искусства.

Цель исследования - теоретически обосновать характеристики тех сторон эвристических методов, которые возможно адаптировать, приложить к анализу композиции произведений изобразительного искусства.

Гипотеза. Эвристические методы включают в себя приемы и способы раскрытия тех особенностей художественного образа, которые составляют его i сущность, но находятся в произведении имплицитно, в виде его контекста.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

- обосновать совокупность эвристических методов и выработать критерии их отбора;

- наметить пути применения эвристических методов в анализе композиции произведений изобразительного искусства;

- охарактеризовать эвристические методы с композиционно-художественных, психологических и философско-эстетических позиций.

Методологическая основа и методы исследования. Методика исследования комплексная, что предполагает изучение в совокупности теоретических концепций и художественной практики на основе принципа художественной преемственности и взаимодействие разноплановых общенаучных исследовательских методов.

Объект и предмет исследования обусловили сочетание философско-эстетического и искусствоведческого подходов, что обеспечило возможность соотношения художественно-эстетического наследия с современностью; сравнительно-исторический метод способствовал выявлению связей между общехудожественными вопросами и задачами теории искусства; предметный и функциональный анализ композиционных элементов позволили конкретизировать их взаимосвязи, а также определить их роль в формировании художественного образа произведения.

Ретроспективный обзор исследовательской литературы в области теории композиции, искусствоведения и эвристики подтвердил необходимость привлечения новых методов в анализе композиции произведений изобразительного искусства.

Применение герменевтико-феноменологического метода дает возможность интерпретации различных произведений изобразительного искусства, выявления всевозможных скрытых смыслов, заложенных в них, и включения их в новый текст. На нем основываются специальные методы исследования - эвристические.

Научная новизна исследования:

- впервые разработаны эвристические методы: «парадокса», «диапазона» («вилки»), «параллелей», «разрешения противоречий», «повторения целого в его частях»', теоретически обосновано их применение в анализе композиции произведений изобразительного искусства;

- впервые сформулированы определения эвристических методов в аспекте их проявления в изобразительном искусстве;

- впервые в исследовании эвристических методов применены компьютерные технологии.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

- предложенный эвристический подход к исследованию закономерностей изобразительного искусства позволяет выявить парадоксальность и логичность; противоположения, сходство и различие; провести параллели при установлении взаимосвязей в конструктивном построении картины;

- эвристические методы в анализе композиции позволяют расширить теоретико-методологическую базу теории искусства; активнее использовать внутренние, противоречивые тенденции художественного образа для выявления скрытых моментов семантики художественных произведений;

- применение методов эвристики дает возможность зрителю более творчески «открывать» для себя сущность художественного образа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке теории композиции в искусствознании; при разработке теоретических курсов композиции для художественных учебных заведений; результаты исследования могут быть применены в теоретико-практической музейной работе; при разработке специальных компьютерных программ для искусствоведов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эвристические методы в исследовании композиции произведений изобразительного искусства"

Выводы по второй главе.

Эвристические методы открывают новые возможности в изучении композиционно-художественных средств изобразительного искусства:

- эвристический метод «парадокса» способствует определению функциональности и обоснованию масштабной значимости композиционного целого и его частей;

- эвристический метод «повторения целого в его частях» способствует выявлению взаимосвязей структурно-пластических характеристик формы и содержания произведения;

- эвристический метод «параллелей» позволяет выявить ритмо-пропорциональные отношения в композиции, как одно из необходимых условий достижения единства и гармонии в произведении изобразительного искусства;

- эвристический метод «разрешения противоречий» в анализе тектонических взаимодействий элементов ассиметричной композиции позволяет наиболее полно раскрыть противоречивые тенденции художественного образа;

- эвристический метод «диапазона» («вилки») помогает определить меру композиционных контрастов и цветотональных отношений в зависимости от идейного замысла произведения.

Заключение.

На основе проведенного диссертационного исследования эвристических методов, применяемых в изучении композиции произведений изобразительного искусства, можно сделать главный вывод: эвристические методы содержат в себе возможности выявления таких особенностей художественного образа композиции, которые являются контекстом произведения и составляют его скрытую сущность.

Основные итоги диссертационной работы могут быть представлены в виде следующих положений:

- сформулированы определения и дана характеристика эвристических методов, применяемых в анализе композиции произведений изобразительного искусства: метод «парадокса», метод «повторения целого в его частях», метод «параллелей», метод «разрешения противоречий», метод «диапазона» («вилки»);

- эвристические методы исследования композиции произведений изобразительного искусства обладают относительной самостоятельностью и не вступают в противоречие с методологией, уже сложившейся в теории композиции и и ску сств ознании;

- выявлена взаимообусловленность психологических факторов и эвристических процессов художественного творчества и особенностей восприятия композиции произведений изобразительного искусства;

- с помощью эвристических методов обоснованы и доказаны взаимозависимости художественного образа и композиционно-художественных средств изобразительного искусства.

Перспективы применения эвристических методов видятся в развитии следующих направлений:

- эвристические методы теоретического исследования композиции произведений изобразительного искусства будут способствовать дальнейшему изучению фундаментальных композиционных понятий;

- развитие эвристических методов исследования композиции произведений изобразительного искусства послужит дальнейшему совершенствованию методологии теории композиции;

- более углубленное изучение композиционных закономерностей с помощью эвристических методов позволит создавать новые методики обучения теории композиции, которая тесно связана с художественно-творческими задачами практического курса композиции отечественной школы изобразительного искусства;

- адаптация эвристических методов исследования композиции произведений искусства к смежным областям знания, таким, как искусствоведение, художественная культурология, психология творчества будет способствовать рождению новых идей в их научно-творческих изысканиях.

Глоссарий.

1. Антиципация - [ лат. anticipatio] - предвосхищение, предугадывание событий.

2. Ассертивность - [лат. assertorius — утвердительный] - способность к утвердительным суждениям.

3. Глоссарий - [лат. glossarium - словарь глосс, от гр. glossa - устаревшее или малоупотребительное слово] - толковый словарь.

4. Иконография - [гр. eikon - изображение + графия] - систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов.

5. Имманентный - [лат. immnens] - свойственный, присущий, пребывающий в чем-либо.

6. Имплицитный - скрытый, явно не выраженный, подразумеваемый.

7. Инсайт - мгновенное и четкое научение или понимание, состояние внезапного озарения (гештальт-психолог В.Кёлер).

8. Катарсис - [гр. katharsis - очищение] - душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания.

9. Когнитивный - [лат. cognitio] - познаваемый, соответствующий знаниям.

10. Композиция - средство структурной организации целостной (замкнутой) системы художественного произведения; способы визуального мышления и построения изображения, организующие идейно-художественное целое.

11. Конструкция - замкнутая структура.

12. Контекст - [лат. contextus - тесная связь, соединение] - то, что рассматривается как целое, связующее и объясняющее какие-либо явления, факты.

13. Корреляция - [позднелат. correlation - связь, соотношение] - взаимозависимость предметов, понятий, явлений; в логике: соотношение, взаимное соответствие.

14. Космогония - [гр. kosmogonia] - происхождение мира.

15.

16,

17,

18

19,

20

21

22

23

24

25

26

27

Креативный - [лат. creatura - создание] - способный осуществлять нечто новое: новый метод или инструмент, новое решение проблемы, новое произведение искусства.

Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

Модификация - [фр. modifier - видоизменять, от лат. modificare - размерять, соблюдать меру] - видоизменение чего-либо.

Мутагенез - [лат. mutantis - изменяющийся] - процесс возникновения изменений.

Семантика - [гр. ^emantikos — обозначающий] - смысловая сторона языка слов; 2. - раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла, интерпретация знаков. Семиотика - [гр. ^emeiotike] - учение о знаках.

Синектика - [гр. ^vsktikoc; - содержащий в себе следствие, основополагающий] - 2. - метод творческого мышления — 3 вида аналогий: «я» - объект, «я» и объект, «я» внутри объекта (Д.Гордон). Синергия - [гр. synergos - совместно действующий] - взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии; общий темп развития, как принцип согласования частей в целое. Система — объект, обладающий целостностью. Структура - организация связей между элементами чего-либо. Феноменологический анализ - [гр. phainomenon - являющееся] - исследование значения и смысла; 2. - наука о созерцании сущности (Э.Гуссерль).

Фрактальность - [фр. fraction - доля, часть] — повторяемость частей. Эмпатия - [гр. ецжхтЗсос;] - сопереживание, страстность, взволнованность; 2. - применяется по отношению к эстетическим переживаниям.

 

Список научной литературыДегтяникова, Надежда Ивановна, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Адамов Е.Б. Книга как художественный предмет. - М.: Книга, 1990. - 400 с.

2. Айан Дж. Эврика! 10 способов освободить творческий гений. СПб.: Пи-тер-Паблишинг, 1997. - 352 с.

3. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983.-368 с.

4. Алексеев С.С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952. - 148 с.

5. Алленов М. Александр Иванов. М.: Трилистник, 1997. - 103 с.

6. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.; JL: Искусство, 1940. - 132 с.

7. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990. - 303 с.

8. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. — М.: Искусство, 1976. 288 с.

9. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.: Академия художеств СССР, 1963. - 425 с.

10. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.

11. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.

12. Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1984. - т. 4: Поэтика - 645 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

14. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. -352 с.

15. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184 с.

16. Архитектурно-композиционное образование. Под ред. Иовлева В.И. Екатеринбург: Архитектон, 2000. - 366 с.

17. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. - 440 с.18,1920,21,2225,26