автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Фалары конской упряжи на территории степной Евразии в III в. до н.э. — первой половине II в.н.э.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фалары конской упряжи на территории степной Евразии в III в. до н.э. — первой половине II в.н.э."
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
РГб од
1 з МАЙ 1SSS
*" • 'l ! ■>-<'•-'и На правах рукописи
М О / л/7 ¡rJMJ^I Ii L-:H/\ Валентинга
"ФАЛАРЫ КОНСКОЙ УПРЯЖИ НА ТЕРРИТОРИИ СТЕПНОЙ ЕВРАЗИИ В I I X в - до Н.Э.— ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IX В _ Н _ Э - _ "
Исторические науки 07.00.06. - археология.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербурр 1996
Работа выполнена на кафедре археологии, древней и средневековой истории Волгоградского государственного университета.
Научные руководители:
кандидат исторических наук Железчиков Б.Ф. кандидат исторических наук Засецкая И. П. Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Щукин М.Б.
кандидат исторических наук Виноградов Ю.А. Ведущая организация: Государственный исторический музей
Защита состоится "29" мая 1996 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д200.15.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории материальной культуры РАН, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д.18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории материальной культуры РАН, в библиотеке Волгоградского государственного университета.
Автореферат разослан "29" апреля 1996 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета, к.н.н.
Синицына Г. В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуллытптъ тпмы. Наборы фаларов III и - до н.э,-начала II в.н.э., найденные на территории Восточной Европы, Урала и Западной Сибири, являются важным источником по изучению культуры сарматов. Как источник, они несут в себе различную информацию. Будучи частью конского убора, они свидетельствуют о традициях, связанных с искусством управления лошадью, о принятых формах ее украшения у кочевников. Кроме того, фалары, помимо своего основного Функционального назначения, представляют большой интерес как произведения искусства. В частности, они составляют значительную часть предметов торевтики, найденных в ранне- и срелнесарматских комплексах. В связи с этим встает вопрос о центрах производства и путях попадания этих вещей к сарматам. Ответ на этот вопрос напрямую связан с выделением групп фаларов по стилистическим приэнахам, тщательным изучением особенностей их конструкции и техники
производства.
Нельм, задачи .ипс-ледшхшин, Мель исследования -анализ и систематизация Фаларов конской упряяи, использование полученных данных для уточнения
этнополитической обстановки в степях Восточной Европы в III в.до н.э. - начале II в.н.э.. В связи с этим были поставлены следующие задачи: 1) разделение фаларов по морфологическим признакам (материал, техника производства, Функциональное назначение, способ крепления к сбруе, форма) и поиск закономерностей развития этих характеристик во времени и пространстве; 2) изучение стилистических
особенностей декоративного оформления фшшроы и выделение
среди них групп по стилю; 3) создание типологии Фаларов и выделение типов упряжи; 4) соотнесение распространения определенных типов упряжи с этнополитической обстановкой в восточноевропейских степях в различные хронологические периоды.
Специфика источника предполагает применение традиционной археологической методики изучения собранного материала (метод аналогий, сравнительно-статистический метод) с элементами искусствоведческого анализа.
Идгочники. Источниковедческую базу исследования составляют 106 фаларов из 45 комплексов III в.до н.э. - II в.н.э., т.е. подавляющее большинство фаларов, известных к настоящему времени. Почти все они опубликованы ранее в различных изданиях. Большая часть находок происходит с территории степей Восточной Европы". Некоторые из них найдены в более восточных районах степной Евразии (Урал, Западная Сибирь). С основной частью вещей автор познакомился, работая •в фондах Гос.Эрмитажа, ГИМа, овластных краеведческих музеев Волгограда, Краснодара и Астрахани.
Ikixmma.naaimtux.. Фаларам III в.до н.э. - начала 11 в.н.э., найденным на территории Восточной Европы, Урала и Западной Сибири, посвящена довольно немногочисленная литература. Комплексного исследования этой категории инвентаря ни разу не проводилось. В то же время, изучение украшений конской упряжи самым непосредственным образом касается широкого спектра проблем. Большое значение имеет выделение различных региональных стилей в торевтике эллинистического и раннсримского периодов. Определение хронологических рамок и территории бытования различных типов упряяи, поиск центров производства фаларов позволяют пролить
свет ни хронологический и этнический аспекты изучения сарматских культур.
Практическая ичшю сть___тбутг-и. Результаты
исследования могут использоваться для написания обобщающих работ по торевтике эллинистического и раннеримского периодов, по археологии и истории сарматов, для разработки спецкурсов в ВУЗах, составления каталогов, а такзе при построении музейных экспозиций.
положения диссертации изложены в публикациях. Они обсуждались на ежегодных краеведческих чтениях в Волгоградском областном крзеведческмм музее, еаеголных научных конференциях в Волгоградском государственном университете, на IV Международном семинаре "Античная цивилизация и варварский мир" (Анапа, 1ЭЭЗ г.) на Международной конференции "Проблемы истории и культуры сарматов" (Волгоград, 1994 г.), на семинаре "Ювелирное искусство и материальная культура" (С.-Леторбург, 1900).
Стяуктугхч пнботы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы. Предваряет диссертацию иллюстрированный каталог, в котором собраны сведения об обстоятельствах ннхллки фаларов, дается их описание, библиография и обоснование датировки.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Иш'лслис^ Обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования.
Глсшз. 1. ИстттчсриФич. !! данном разделе работы дается обзор литературы по фаларам. Так как в рамках одной работы практически никогда одновременно не рассматривались фалары эллинистического и раннеримского времени, история их
изучения показана раздельно.
ifcL1UI"J JTl-I i3tt.no н.э.. Впервые бляхами конской упряжи эллинистической эпохи, как особой категорией инвентаря, заинтересовался А.А.Спицин (Спицын A.A., 1909). Распространение в степях южной России фаларов особого "греко-ирано-индийского стиля" М.И.Ростовцев связывал с проникновением в III в.до н.э. в степи Восточной Европы нового иранского этноса, отождествляемого им с сарматами. (Rostovtseff М., 1922, р.136, 232; Ростовцев М.И., 1925, с.551-587; Ростовцев М.И., 1926). Точку зрения
М.И.Ростовцева о восточном происхождении наборов упряжи, найденных на территории степей Восточной Европы, в 30-х годах поддераала К.В.'Гревер, которая отнесла все известные ей находки блох эллинистического времени, к памятникам искусства Греко-Бактрии (Тревер К.В., 1940). Дальнейшие исследования показали, что некоторые вещи, для которых К.В.Тренер определила греко-бактрийокое происхождение, были сделаны н Северо-Западном Причерноморье (Fetl.ieh N., 1953; Allen D., 1971) и на Боспоре (Берхин И.П., 1962). Однако, выводы, сделанные авторами перечисленных работ, почти не получили отзвука в отечественной литературе. Термин "рреко бактрийокий стиль", • применение которого в ряде случаев Сило вполне обоснованно, стал постоянно
употребляться по отношению к целой группе вещей
эллинистического времени, не имеющих непосредственного отношения к Гр^ко—Бдктрин. В первую очередь это касается Фаларов из Янчокрака, Таганрога, Старобельска, Балаклеи, близость которых фракийской торевтике основательно была доказана Н.Феттихом.
-ь-
Довольно полную сводку Фаларов эллинистической эпохи содержит книга К.Ф.Смирнова (Смирнов К,Ф., 1904). Богатые упряжные наборы интересовали К.Ф.Смирнова, главным образом, в хронологическом и этнокультурном аспектах. Как и М.И.Ростовцев, К.Ф.Смирнов связывал находки фаларов в степях Восточной Европы с сарматами. Он стремился показать на примере комплексов с богатыми конскими уборами постепенное продвижение сарматских племен на запад. Вопросы, связанные с хронологической атрибуцией и культурно-историческим фоном бытования фаларов эллинистической эпохи, затрагиваются также в работах М.Б.Щукина (Щукин М.Б., 19946, с.138, 145-146; Щукин М.Б., 1994в).
В 1993 г. в книге М.Пфроммера (Р£готюег М., 1993), посвященной публикации одной из коллекций музея П.Гетти (Малибу, Калифорния), впервые была предпринята попытка типологии фаларов эллинистической и раннеримской серий, где автор наметил разделение фаларов по принадлежности к разным типам упряжи. Однако, полного анализа источника автором проведено не било.
Фамары Т—ТТ пп.н.п.. Впервые внимание к сред-несарматским парадным упряжным наборам проявилось в связи с раскопками "Садового" кургана (Клейн Л.С., 1902; Капошина С.И., 19653). Больший интерес вызвал стиль фаларов из этого кургана, их связь с вещами из кургана "Хохлач" и Сибирским золотом. В дальнейшем, изучение фаларов из среднесарматских погребений шло параллельно с исследованием своеобразного звериного стиля того же культурно-исторического диапазона. Определенным этапом в этом отношении было издание в 1976 г. серии статей в сборнике, посвященном скифо-сибирскому звериному стилю (Смирнов К.Ф., 1976; Млнцович А.II., 1976;
• в
Клейн JI.С., 1976). К. ф. Смирной предположил боспорское происхождение вещей из среднееарматских погребений,
выполненых и зверином стиле, и указал на связь их с искусством савроматской эпохи (Смирнов К.Ф., 1.976, с.83, ÜB). А.П.Манцевич поместила центр производства наборов Фаларов, аналогичных найденным в Запорожском кургане, на Балканах (Маниевич А.П., 1976, с.170-182). Л.С.Клейн
появление в погребениях Нижнего Дона изделий нового звериного стиля связал с аорсами, что совпадало с мнением Ц.П.Шилова (Шилов Н.П., 195G, с.42-45; Шилов В.П., 1959, с . 4tj2-2ö'l) . При этом он исходил из датировки царских курганов Подонья рубежом н.э., с оговоркой о принадлежности памятников второй половины I в.н.э. аланам (Клейн Л.С., 197(i, с.233). В 1D7!) г. выходит статья Б.А.Роена, в которой, автор делает заключение об изготовлении богатых упряжных набо!>ов (Жутово, Тифлисская, Усть-Лабинскап, "Садовый", Запорожье, Кирсановский Iii) в городах и поселениях Северного Кавказа и Северо-Восточного Причерноморья, и датирует их концом 1 - 1 пол. II вв.н.э., отождествляя указанные выше комплексы с захоронениями аланской знати (Раев Б.Л., 1979, с.210-211; Raev В.А., 19В6, р.63, di ■"!(',г<"Ш1Ш) . К такому же выводу, на основе стилистического анализа "нового сарматского звериного стиля", одновременно приходит И . II. Злсецкая (Засецкаи И.П., 1900, c.i>4).
Мнение об аланской принадлежности погребений с конскими уборами, выполненными в "зверином стиле" поддержал А.С.Скрипкин (Окрипкип A.C., 1909, с.179). По его мнению, распространение комплексов с богатыми упряжными наборами совпадает с определенными периодами активизации сарматов. Он вилолист три -таких периода, соответствующих по времени трем
сарматским культурам.
Вааным итогом по исследованию сарматского звериного стиля, в том числе его этнического аспекта, является статья И.П.Заоецкой, d которой дается обзор раэличтсс точек зрении.-на природу этого феномена (Засецкая И.П., 1989). Подробно, останавливаясь на достоинствах и слабых сторонах большинства работ, посвященных данной проблематике, И.П.Засецкая указала на их, в большинстве своем, случайный, выборочный характер., Как основную причину бездоказательности большинства
выдвигаемых различными авторими гипотез, она полагает отсутствие полноценного анализа самого источника (Засецкая И.П., 1.909, с.44-4Ь>. .
Дальнейшие исследования по фаларам выходят, в основном, в рамках публикаций новооткрытых комплексов. (Гросу В.И., 19UK; Впаокин М.В., 1990; Гугуев В.К., Еезуглов, С.И., .1990; Беспалый Е.И. , 1992; Гугуев В.К. , 1992;, Прохорова Т.Л., Гугуев U.K., 1992; Дворннченко В.В., Федоров-Давидов Г.А., 1993). Какие-либо общие исследования
I
по всей совокупности находок фаларов среднссарматского,
г
периода, как и предшествующего времени, не проводились.
Таким обрамом, обзор литературы по фаларам II] в.до н.э. - начала II в.н.э. показал, с одной стороны, отсутствие системного подхода в их исследовании и, в то же время, вполне очевидную необходимость привлечения этого источника при решении вопросов, снизанных с хронологией и
этнокультурной атрибуцией сарматсхих культур.
L'siava__хашктег.чсгткл исха'иикп^.
В главе подробно анализируются 1) материал, из которого были сделаны основный конструктивные части фаларов;
-82) техника изготовления декоративной части, способ соединения ее с петлями и доработка орнамента; 3) Функциональное назначение различных блях (наплечные, нагрудные, оголовные); 4) способ крепления фаларов к ремням упряжи (3 петли в виде скоб, 2 петли в виде полос, расположенных крест-накрест, 3 петли в виде подвижных колец, 1 петля в виде скобы, 2 петли в виде скоб, келевидное отверстие в центре); 5) форма Фаларов• (размеры, форма в плане, форма в разрезе, в том числе, форма края, выпуклость фаларов и форма заклепок).
В данной части исследования был произведен разбор основных по смыслу, центральны;-:
композиций с поиском иконографических параллелей. Сюжеты и мотивы рассматривались в 4 разделах: 1) геометрические; 2) растительные; 3) зооморфные; 4) антропоморфны« изображения -
В итоге, тематика изображений была разделен;.! на группы: 1) греческие (сцены и персонажи из греческой мифологии, монетарные типы); 2) варварские (изображения,
I
отражающие варварские культы) и 3) "кочевнические" (особо выделенные из числа варварских изображений популярные у кочевников иконографические чипы: животное, свернувшееся в кольцо, сцены терзания). Эти группы били распределен!.' по трем хронологическим периодам: 1) конец 1.11-11 вв.до н.э.; 2) конец 11-1 вв.до н.з.; 3) I - начало II вв.н.э.. В Результате били выявлены определенные тенденции в изменении репертуара изображений на фаларах в различные промежутки нремени. Так, для конца Ш-1Т. вв.до и.о. поровну встречаются греческие и варварские сюжеты, "кочевнические"
не встречены ни разу. Определенные изменения в репертуаре происходят в конце 11-1 вв.до и.о.. Превалируют в это время варварские сюжеты (53,3 %), довольно редко встречаются греческие (13,3 %). Новацией является появление
"кочевнических" сюжетов (мотив свернувшегося в кольцо зверя),- они составляют треть репертуара.: Наконец, в третий период (I - начало II вв.н.э.) удельный вес "кочевнических" сюжетов оказывается преобладающим (85,7 %)■, остальные сюжеты (14,3 %) - варварские.
Орнамент является одним из самых характерных стилистических признаков. В нем наиболее ярко и точно отражаются формальные особенности того или иного
художественного стиля. Поэтому для выделения определенных стилистических групп фаларов, изображения на них, были разделены на составные элементы. В результате корреляции между собой 98 признаков, а также корреляции между собой фаларов по данным признакам, были выделены13 стилистические группы. Первая группа характеризуется 1 малочисленностью употребляемых элементов орнамента или ' даже их полным отсутствием. Вторая группа отличается большим количеством разнообразных прочерченных растительных 'и геометрических орнаментов. Основную роль в орнаментике фаларов третьей группы играют каменные и стеклянные вставки различных Форм. Эти стилистические направления разделяются по ряду признаков на более мелкие группы, которые можно характеризовать, как их локальные и/или хронологические варианты.
■2---Схиаасхтю скип.__щастк_______пэ о_ чжсшм
Формалыю- стилистический анализ элементов орнамента не отражает во всей полноте реальную степень сходства сравниваемых предметов. Для более объективной картины был проведен сравнительный стилистический анализ помещенных в центре блях зооморфных и антропоморфных сюлетов и мотивов.
проведенного исследования были выделены стилистические группы фаларов.
Группа 1. Ионийский стимг,_ Проникал в материковую Грецию в течение длительного времени из Малой Азии. В репертуаре преобладают сцены и персонажи из греческой мифологии. Зооморфные и антропоморфные образы, а такзе орнаменты, выполнены в реалистичной манере. Для них характерны идеализация образа, симметрия, пропорциональность и статичность, "телесность", "осязаемость" формы. Персонажи обычно изображаются в высоком рельефе, почти скульптурно, с тщательной проработкой деталей различными чеканами и пунсонами. Наиболее характерными элементами орнамента этого стиля являются венок из остроконечных листьев лавра и пышные аканфовые ветви. Серебряные вещи подвергались частичному золочению, с помощью которого изделие приобретало полихромность. К данному стилю относятся фалары Федуловского клада (лев), Успенской находки (розетка) и Лхтанизовки (Горгона). Наиболее вероятно их боспорское или малоазийское происхождение. Дата производства этих фаларов конец III -начало II вв.до н.э.. В то же время, фалары и другие вещи ионийского стиля известны в восточноевропейских степях и в более раннее время, в IV в.до н.э..
Группа 2. Стиль изобрааений данной группы родился в
греческих городах Северного Причерноморья эллинистической эпохи, видимо, как подражание ионийскому стилю. Среди сюжетов и мотивов в данной группе превалируют образы из греческой мифологии. Они живописны и пластичны, но, в отличие от изображений предыдущей группы, отличаются скупостью изобразительных средств и выполнены в более условной манере. Группа характеризуется почти полным
отсутствием мелких элементов декора и "бордюрных
орнаментов", представленных только окантовками в виде "жемчужин" или узкого шишка с насечками. В качестве основного изобразительного средства всех этих изображений выступает объем. Выразительность персонажей и других Фигур достигается за счет контраста углубленных и выпуклых линий. Некоторые детали антропоморфных и зооморфных изображений (например, глаза, волосы) скупо подчеркиваются резцом. Бляхи этого стиля сделаны из довольно тонкого листа серебра, поэтому все они имеют подкладку из бронзы или железа, а также слой специальной пасты для предохранения рельефной бляшки от повреждения. К этой группе относятся часть фаларов ФедулоЕского клада (Афина, Аполлон, всадник), находок у ст-цц Успенской (протома быка), х.Верхнего, Ахтанизовки, х.Клименковского. Все они были сделаны в различных
ремесленных центрах Северного Причерноморья и Прикубанья. Дата фаларов этого стиля - III-II вв.до н.э..
кий стиль получил свое оформление в городах эллинистической Бактрии. Он является результатом тесного сплетения древне-персидской, греческой, индийской и китайской художественных традиций. Сюжетный ряд этой стилистической группы весьма
разнообраэен. Он представлен и чисто греческими, и варварскими сюжетами. Характерными чертами греко-бактрийского стиля являются противоречие между содержанием и формой (первое играет подчиненную роль), подражание классическим формам, статичность, подчеркнутая декоративность и тщательная
разработка мелких деталей. Не претендуя на всестороннюю характеристику всех вещей греко-бактрийского стиля, отметим некоторые черты, маркирующие фалары данной группы. Они сделаны из серебра (в том числе и петли), отдельные части изображения покрыты позолотой. Для фаларов характерна определенная Форма: это довольно крупные (Д=24-26 см), низкие (Н/Д=0,01-0,1) бляхи с закругленным краем. Они отличаются также особенностями композиции, состоящей из трех частей, - 1) центральной части, по размерам составляющей примерно половину поверхности бляхи, 2) расположенного вокруг нее выпуклого венка (в случае с фаларами Новоузенска и Сидоровки, - это тела грифонов) и 3) плавно опускающегося бортика. В центре композиции обычно помещена какая-то сцена или популярный мотив. По краю бортика обязательно проходит тонкая орнаментальная полоска, покрытая позолотой. Чаще всего, это ряд кружочков, набитых пунсоном трубочкой. К данной стилистической группе относятся фалары Сибирской коллекции, находок около г.Новоузенска, д.Сидоровки,
с.Володарки, а также Фалар с берегов Ишима. Фалары этой группы, скорее всего, были сделаны в ремесленных центрах (или даже одном ремесленном центре) Греко-Бактрии. Дата фаларов этой группы I] - начало I вв.до н.э..
Группа 4._Пуичсуномпрский "графический" стиль. В
степях Восточной Европы в эпоху позднего эдлиннзма были весьма популярны вещи, сделанные в особом стиле, наиболее характерными чертами которого являются графичность и плоскостность изображений, своеобразное декоративное оформление. Декор фаларов этого стиля отличается большим количеством и разнообразием растительных и геометрических орнаментов. Наибольшее распространение среди центральных изображений на Фаларах этой группы получили разного рода растительные розетки. Гораздо ' реже• встречаются
антропоморфные и зооморфные образы, в основном, варварского репертуара, в создании которых преимущественную роль играют контур, силуэт и разного рода штриховые и линейные орнаменты. Кроме того, фалары данной стилистической группы отличаются своеобразной формой. Они сильно выпуклые, у большинства из них высота составляет от трети до половины диаметра. Закраина имеет треугольную форму. Эта группа представлена фаларами из Булаховки, Янчокрака, Таганрога, Балаклеи, Жутопо, Старобельска, Твердице, Кривой Луки, Ахтанизовки (часть фаларов), Новоджерелневской, Сергеевской, Кореновска, Зубовского кургана (фалары с "птичками") и Давыдовского клада (розетка). В составе данной группы в ходе формально-стилистического анализа оказалось возможным выделить 2 более мелкие подгруппы, отличающиеся друг от друга по ряду стилистических признаков. В первую подгруппу входят крупные Фалары Старобельского клада и находка у с.Твердице. Для них существенно отметить особую тщательность и аккуратность отделки, в том числе наложения позолоты. Маркирующими стиль данной подгруппы «алгпотся такие элоиеити орнамента, как широкий лист водяной лилии, листы аканфа с
плавными очертаниями и заполнение элементов орнамента рядами черточек. Во вторую подгруппу входят фалары из Жутово (розетки), Булаховки, Кореновска, Балаклеи, Янчокрака и Таганрога. Средняя степень сходства по элементам орнамента, отмеченная между фаларами Таганрогского клада и остальными находками, дополняется значительным сходством стиля
зооморфных и антропоморфных изображений на таганрогских и янчокракских бляхах. Для этой группы особенно характерны листы аканфа со стреловидными окончаниями и ряды "ов", сделанные с помощью специального пунсона. Большинство ФалароЕ данного стиля, видимо, было изготовлено в мастерских греческих городов Северного Причерноморья. Основная часть их датируется концом 11-1 вв.до н.э.. Что же касается фаларов Старобельского клада и Твердице, то учитывая выявленные отличия в элементах орнамента, особо тщательный характер их отделки, близость зооморфных изображений на одном из фаларов Твердины классическим греческим образцам, а также находку в комплексе с фаларами Старобельского клада блях-лунниц, аналогичных скифским, можно предположить несколько более раннюю их дату,- не позднее первой половины II в.до н.э.. Не исключено также, судя по стилистическим особенностям зооморфных изображений и некоторых деталей орнамента (пышные листья аканфа и водяной лилии), что изготовлены они были не на Боспоре, а в другом месте, например, в одном из производственных центров Малой Азии. Таким образом, общая дата фаларов этого стиля - 11-1 вь.до н.э., отдельные их экземпляры встречаются в комплексах 1 в.н.э..
В сарматских
погребениях I - начала II вв. н.э. появляются вещи,
сделанные в особом стиле, в котором угадывается влияние восточноскифского (сибирского), иранского и эллинистического искусства. Особый колорит этим изделиям придает сочетание золота и разнообразных вставок из природных камней или стеклянной смальты, подчеркивающих отдельные части тел изображаемых животных. Для вещей, выполненных в данном стиле, характерна высокая степень геометризации изобраБений, большую роль в построении которых играет симметрия. В репертуаре преобладают зооморфные мотивы. Все элементы композиции, в том числе многочисленные вставки, ритмически организованы, они состоят из повторяющихся раппортов. Черты персонажей передаются с помощью рельефа, отдельные детали скупо подчеркиваются резцом. Среди наиболее характерных орнаментов^ отметим ряды "ововидных" вставок, в которых следует видеть подразание эллинистическим образцам. фалары данного стиля имеют определенную форму и размеры (у крупных блях Д=12-14 см, у маленьких Д=3-4 см; Н/Д=0,2-0,3). Край золотой пластины пашут на оборотную сторону. Конструкция состоит из драгоценной декоративной части, плоской бронзовой пластины с петлями и слоя специальной мастики,
предохраняющей рельефную обкладку от помятостей. К данному стилистическому направлению относится фалары из Сибирской коллекции (свернувшийся олень), Зубовского (сцена терзания) и Садового курганов, Косики, а такие; другие находки. Часть вещей этого стиля была сделана, видимо, в Бактрии. Остальные происходят из производственного центра, скорее всего, расположенного в парфянском Иране. Они датируются второй половиной I в.до н.э. - началом II в.н.э..
з«:рипым с.тилн ТТ. Вещи данной
стилистической группы появляются как подражание стилю, разобранному выше. В их репертуаре также преобладают зооморфные мотивы, хотя определенную долю составляют и розетки, а в декоре применяются большей частью стеклянные, реже каменные вставки. Их коренное отличие от изделий предыдущей группы состоит в том, что здесь вставки уже не составляют особо организованного геометрического узора. Часто вставки заменяются их прочерченными копиями. Иконография отдельных частей тела (разделка конечностей, дублирование контура лап тонкой полосой "веревочки" и др.) имеет много общего с изображениями эллинистической эпохи. Позы животных подчинены схеме, при этом пропорции различных частей тела по отношению друг к другу часто нарушаются. В качестве орнаментальных поясков обычно употребляются валики с разного рода насечками (в виде "веревочки", "астрагалов" и т.д.), характерные для блях, сделанных на эллинистическом Боспоре. К данной стилистической группе относятся Фалары из Кобяково, Запорожья, Ж/топо (к.28), Ветютнева,
Усть-Лабинской, Ладожской, Октябрьского, Кирсановского и Тифлисской. Все они представляют собой продукцию
северопричерноморских мастерских первых веков н.э..
Г2ЖППа^У_._ Стиль данной группы вещей характерен для богатой самоцветами Бактрии. Основную роль в оформлении Фаларов этого стиля играют крупные центральные вставки природных камней (агата, граната, халцедона). Качества, присущие камню (форма, цвет), являются определяющими в выборе остальных элементов декора. К данной стилистической группе относятся фалары из могильника Дачи, сделанные, гю всей видимости, в Бактрии. Их дата: вторая половина I -
-1.7-
начало II вв.н.э..
Фал^Шж. ие^аклкяатша.м^СЕУапы^ Ряд фаларов вообще не имеет каких-либо изображений, и в изобразительном плане представляют собой круг с рантом по краю. Такие бляхи имеют очень широкие рамки бытования. Представляется, что массивные золотые фалары из Сибирской коллекции были произведены на Востоке (возможно, в Вактрии), о чем говорит их вес (875,4 и 800 г), а также количество и расположенно петель, сделанных из золота. Другие бляхи являются продукцией боспорских мастерских. Остальные фалары, имеющие различные изображения, в силу своей уникальности, не могут быть отнесены ни к одной из представленных выше стилистических групп. К мастерским Боспора были отнесены часть фаларов федуловского и Старобельского кладов, а также воронежские и воздш'.жонекие фалары, бляхи из погребения у с-Грушка и из состава Давыдовского клада (с тамгой). Местом произведет!« грубых блях с изображением льва (Новодяерелпевская) било, по всей видимости, Прикубанье„ а блях г; 'виде шкуры медведя
(Новоуэенск) - Приуралье. В различных производственных центрах Средней Азии б|хли скорее всего изготовлены Фалары из Жутовского кургана 27 (свернувшийся козел) и Северской находки (грифон)..
£яашх..1 У.^Л'игм __к.
S-JLlL.ii. ла-И.-З
По функциональному признаку Фалары были разделены на 3 класса: наплечные, нагрудные и оголовные бляхи. Внутри классов фалары образуют типы по способу крепления к сбруе. Хронологические и локальные варианты типов определяются
признаками материала, конструкции, Формы и стиля.
I. Наплечные фалары.
Тип 1. Фалари о тремя петлями в виде скоб на обороте. В комплексе обычно находят пару таких фаларов, причем центральный мотив или сюжет дается на парной бляхе всегда в зеркальном отражении. Данный тип насчитывает 11 вариантов (а л).
Тип 2. Фалары с двумя перекрещивающимися железными полосами на обороте. В комплексе обычно находят 4 фалара, незначительно различающихся орнаментацией. Одна пара таких фаларов крепились на плечах, другая - на бедрах лошади. Этот тип фаларов не имеет вариантов.
Тип 3. Фалары а иелевидным отверстием в центре. В комплексе обычно находят одну пару таких блях, которые подвешивались к сбруе. Тип насчитывает 2 варианта (а-б).
II. Нагрудные фалары.
Тип I. Фалары с двумя железными полосами для крепления к сбруе. Имеет два варианта (а-б).
Тип 2. Фалари с тремя петлями в виде колец, подвижно закрепленных с лицевой стороны. Тип имеет два варианта (a-б).
III. Фалари ремпий оголовья.
Тип I. Налобные бляхи с одной или двумя петлями на обороте. Тип не подразделяется на варианты.
Тип 2. Налобные бляхи с двумя железными полосами на обороте. Тип не подразделяется на варианты.
Тип 3. Наносные бляхи с одной или двумя поперечными петлями на обороте. Тип не подразделяется на варианты.
Тип 4. Нащечные бляхи. Количество петель не
miiuuriui. Тип но под раздел ноте и на варианты.
Тип 5. Бляхи ремней оголовья о одной петлей ц виде скоби на обороте. Упряжные набора, в которых найдены такие бляхи, ^ состоят из одинаковых по форме и размерам экземпляров, поэтому невозможно среди них выделить налобные, наносные или нащечные бляхи. Данный тип насчитивает 15 вариантов (а-п).
Па основе взанмовстрочаемости в комплексах Фаларов
i
различных типов был сделан вывод о существовании у кочевых племен степей Восточной Кировы, Приуралья и Западной Сибири в 1I.I в.до н.э.- начале II в.н.э. нескольких типов упряжи.
I тип упряжи. И состав упряжи входят наплечные Фалары 1 типа и уздечка. В этом типе упряжи отсутствуют нагрудные бляхи и Фалары, крепящиеся на бедрах лошади. Набедренный ремень крепился прямо у. седлу, без посредства фаларон. По составу упдечпих блях тип разделяется на una варианта:
Вариант 1. В состав упряжи входят наплечные фалары
I типа и оголовные бляхи типов 1, 3 и 4, т.е. налобные,
г
напоены^ и нащечные фалары, характерные для греко-скифских конских уборов. Упряжные наборы этого варианта встречены в Прикубаньс и па Пианом Дону и комплексах копна III начала
II вв.до. н.э. (Федуловский, Успенская, Ахтанизовская).
Вариант 'Z. В состав упряги входят наплечные Фалары 1 типа и оголовные бляхи 5а б, 5с, 5з, 5л-п. Судя по находкам и погребениях узды, не потревоженной грабителями (Ветмтнен, Сндивый, Жутово, Дачи), уздечка состояла обычно из 0 9 небольших по размеру, одинаковых фаларов (н наборах 1 II вв.н.з. 4 таких же бляхи украшали окончания псадиеп).
Иаиболее ранние упряжные наборы этого варианта и их изображения происходят со степной территории Евразии восточнее Волги, где датируются III-II вв.до н.э. (Прохоровка, Володарка, Ишимская находка, фалары со слонами и золотые бляхи из Сибирской коллекции). В конце II-I вв.до н.э. они появляются в Поволжье и Прикубанье (Новоузенск, Кривая Лука, Северская, Воронежская, Воздвиженская, Зубовский). Такие находки известны и на территории Западной Сибири того же времени (Сидоровка). В первых веках н.э. находки узды типа 1.2 сосредоточены на Нижнем Дону (Садовый, Дачи) и в Волго-Донских степях (Косика, Жутово). Изображения и нахалки фаларов от узды данного типа происходят также из Сирии, Бактрии, Индии и Монголии.
II тип упряжи. В состав упряжи входят наплечные фалары 2 типа, нагрудная бляха X типа и фалары уздечки типов 2, 5в-д, 5и_
Все находки конских уборов II типа происходят с территории степей Северного и Северо-Западного
Причерноморья, а также Прикубаньн. Изображения
верховых коней с таким убором встречаются среди памятников Северного Причерноморья и Европы. Данный тип упряжи считается характерным также для кельто-римского конского снаряжении. Хронологические рамки бытования данного типа упряжи степях Восточной Европы: II в.до н.э.- I в.н.э..
III тип упряжи. В состав упряжи входят наплечные фалары 3 типа и бляхи ремней оголовья типа 5п. Для этого типа упряжи характерно -гакже украшение ремней упряжи золотой фольгой. Находки упряжи III типа происходят с территории Нижнего Дона и Полго Донского междуречья. 1'амки битопання
данного типа упряжи: конец I-III вв.н.э..
Таким образом, в эллинистический период к востоку от Дона бил распространен I тип упряжи, а к западу от него II тип упряги. 13 Ирикубаньс оба типа упряжи были в употреблении у местного населения одновременно. В первые века н.э. I тип упряжи широко представлен в погребениях сарматской знати в Поволжье и на Нижнем Дону. Для этого же времени известна только одна находка упряжи II типа,- на Среднем Дону. В первые века н.э. впервые появляются погребения с упряжью III типа.
Подобные смены упряжных наборов несомненно были связаны с этническими процессами, происходившими в степях Восточной Европы на протяжении указанного времени.
_Зхнолалихшшсх&п._обстановка_ах.
Посточной Европы в III в.ло н. э_____па^лзх&ршшзы.
Появленио и распространение различных
стилистических групп фаларов и разных типов узды, функциональными и декоративными деталями которой они являлись, следует рассматривать в' общем контексте
этноисторическои ситуации, складывавшейся в евразийских степях в III в.до н.э. - начале II в.н.э.. Формирование I типа упряжи было связано с оформлением в IV в.до и.о. раннесарматской (прохоровской) культуры в Приуралье. Появление в Подонье и Прикубанье первого варианта этой упряжи, видимо, произошло в результате продвижения части сарматских племен на запад и участия их в
военно-политических событиях в Восточном Средиземноморье. Однако, упряжные наборы I типа не получили широкого
раснроотраиении У кочееых племен Прикубанья, Подонья и Ноднепровья. Ьо II в. до и.о., возможно в результате связей с малоазийскими гс с у да р с тоам и, в Северном Причерноморье появляются конские уборы II типа. В дальнейшем (конец II-1 вв.до Н.З.), изготовление таких наборов упряжи было налажено в мастерских Ьосгюра и Сип. пи и для сарматской знати наиболее западных кочевых оь-ъединений (роксоланов и язцгов). В это se самое время (11-1 im.до н.э.) в Нриуралье и более восточных районах продолжает бытовать I тип упряжи, причем он представлен, в основном, грнко-бактрийскими изделиями.
Широкое распространение узды I типа второго варианта и одновременное и>:ч::зногяи1ие упряжных наборов II типа связано с появлением в 1 в.н.з. на Дону аланов, продвинувшихся из Средней Азии в Восточную Европу через iresjDiii Прикаспий. В конце X — 31 вв.н.э. в степях Подонья вырабатывается новый тип узды (тип Iii), быпший в употреблении у сарматских племен до начала III в.н.э..
ЗаtiZWWimtJ-... В данной работе ставилась относительно узкая задача,- систематизация определенной категории инвентаря. Изучение итого круга древностей касается самого широкого спектра проблем, от технических и искусствоведческих до зтно1;о.:1ичичеокил. I! результате разделения по основным морфологическим признакам (материал, техника производства, Функциональное назначение, способ килшения к сбруе, форма), Фаларп конской упряжи были определенным образом
систематизированы, что сделало возможным их дальнейшее исследование. Па основании анализа содержания центральных сюжетов и мотивов. Формально стилистического анализа плементов орнамента, сравнительно-сопоставительного анализа
эооморфньгх и антропоморфных образов были выделены 7 групп Фаларов по стилю. Выявленные группы достаточно четко разделяются хронологически на две части,— 111-1 вв.до и.о. и 1-11 вв.н.э.. Кромв того, в результате стилистического анализа было установлено производство украшений конской упряжи п различных античных производственных центрах. До конца II в.до н.э. парадные конские уборы поступали в Прикубанье, Подопьн и Поднепровье из мастерских Боспора и Малой Азии, а в районы Заволжья, Приуралья и Западной Сибири - из Ирана (прохоровскне блюда-фалари) и Греко-Бактрии. В дальнейшем картина меняется. С конца II в. до н.э. среднеазиатские импорти появляются в прикубанских и волго-донских комплексах, а в 1. в.н.э. вое находки фаларов, как боспорского, так и бактрийского, и иранского производства, относятся к территории к западу от Волги.
Выделение различных типов упряжи показало
практически одновременное существование у сарматов в III—I вв.до н.э. двух стандартных упряжных наборов, характерных для восточного (I тип) и западного (II тип) районов обитания сарматских племен. Существенны!:; изменения в составе упряжных наборов происходят в I в.н.э.. Весьма вероятно, что парадная узда различных типов принадлежала разным этническим группам кочевников. Появление фаларов конской упряжи определенных типов и стиля является важным индикатором перемен, происходящих в степях Восточной Европы.
Некоторые вопроси, поднятые и диссертации, выходят за рамки основной цели исследования. Прежде всего, это касается соотнесения различных предметов торевтики с
конкретными производственными центрами древнего мира.
Материал, рассмотренный в диссертации, является лишь
небольшой частью известных х настоящему времени предметов тореЕтики. Расширение круга исследуемых вещей позволит уточнить и дополнить многие положения предлагаемой работы.
По теме диссертации автором опубликованы следующие
работы:
1. Украшения конской упряжи в раннесарматское время.// Вопросы краеведения. Вып.З. Волгоград, 1994. С.44-47.
2. Серебряные Фалары из Жутовского курганного могильника.// ПАВ N 8. С.-Пб. 1994. С.96-101.
3. Импорты в сарматских погребениях (из фондов ВОКМ).// Античная цивилизация и варварский мир. Тезисы. Новочеркасск, 1994. С.29-32-
4. Сарматские фалары и некоторые вопросы истории и культуры сарматов.// Проблемы истории и культуры сарматов. Тезисы Международной конференции. Волгоград, 1994. С.70-73.
5. 0 назначении прохоровских блюд.// РА N 2, 1996.
В печати.
6. Курганы I - начала II вв.до н.э. у х.Ветютнев.// Древности Волго-Донских степей N 6. Волгоград, 1996. Совместно с В.М.Клепиковым. В печати.
7. Стилистические группы фаларов 111-1 вв.до н.э. из музеев России и Украины.// Памятники ювелирного искусства в музейных собраниях. Тезисы конференции. С.-Пб., 1996. С.36-37.
Тираж 100 чкч. З.и.мз N Отпечатано IV -ПРИНТ" 19.96