автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Феминистская теология

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сазоненко, Анна Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Феминистская теология'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феминистская теология"

CAI КТ-ПЕТЕРЕУ PTC 1Сй ГССШРЗТЗЕШай ЛЕЗВРСШТ

Па прглах ру коп по и

0A30HGÍK0 Anna Анатольевна

ЙЕЖПСТСКАЯ ТЗОШГКЯ

Спэцпальноогь 09.00.CS - история к теория религии, овободок.коляя я атеазаа

А В Т С Р 3 Ф Е Р А Т дисовртедии аа соискание ученой степени кандидата фглооо^кзз: наук

Саакт-Петарбург 1 9 9 2'

Работа Ешолвона аа кафёдрэ поторчи а фалооофаи роли-г»я ф'ллооофокого факультета Сеикт-Пвторбуфгекого гооуадр-огнеаиого университета.

Научакй руководитель - доктор филооофоклх еаук,

профессор 7Й1С1ЕА Л.II.

Офганадьиш оггаоаонтн - доктор философская паук,

грсфессор «¡ЛРКОВ Ь.Б.

- «аэдпд яг фяЕософсккх чау к, доноат ПРЯДЖОЗА Е.К.

Бвдуаак оргаевзатеиг - Санкт-Петербургскпй нияоэврно-

экопоюачс-окпЗ институт

"пакта цксоэрташа состоится "__1992 г.

яа эеавц&ния опвпяалкзировравого ссвета К 063.57.18 по пркоуздеияю учеао5 степени кандидата фялооофокшс наук пре Сепкт-Цвтлрбургокои -госуцпротсеекоы увгверситето. по адросу: 159034, Спзнт-Петарбург, Мепцолоевская лгакя, д.5, фажоооф-ский факультет.

С диссортание!! иоево огшшжятьсл в йаучрой библиотека в«.А.М.Горького Сабкт-Потврбуртокого университета.

Авторэфорат разослав "_"_;______;__1952 г.

УчеиыУ секретарь саешадизированзого совета

И.АЛтПЕ

- 3 -

ОК'ЛЯ ХАРАК-ЕГГ-ОЖА РАНЯЫ

Аетузлтлоптв, йопладовап'щ. Учо белое '¿О лет западное обсестао пзпзтгеоот П09х<32атг>?.я тпх назняээмоЯ язвото:' рг— волютой-. En эта год!' ¡ух*»Л!пагк превратился тз особое «про^оь-зроиие, соотапллтазэ веотъе^локую часть оо:изс?т-е:шо;: г; культурной еизяп стран ЗалодкоЗ 1>^гюпи, СМ я Кзнади.

ленская тзология сло::ил::сь ч русле *e'/aancTa:tcro дяят.-г-нпя. Попятно "ítamuaou", иосиотря со распроотпэаопиооть ото-го тер«mía, аэ поддается одаозаячаоиу опрочолоап:1). 3 специально?! лат'врзтуш, посзж'евио'? нсояоловаагт Aevntmnve, ирод-прпапкалиоь попытки определить ого как "доктрпау ocsmac прав" (Р.Этзанс), как "борьбу за полишоапе экономического, социального и политического .статуса пеням» и ра»чатав. плоского ооыооозаеаия" (Г..корнер), Д.Еоухотз уттзерпчаэт, что (тузгщщзы подплзуыаппот "некоторые (Горкн опиоэьши по отношению к социальной, личьоЧ, яконоиачеокой дчскргшнаалпп,которой подпергазотся зеяпшвн из-за своего поля"а. Нероцко под гюапапзвои повоют нозологию, цель которой яокоэчвдь с дне-крпмвнгливЯ девала. Обянп для б-змлаистоа ячляотся убзядеапв, 'что "обтэстю иесирочедлшзо к жовааяеи в они имвэт доотзточ-по оснований для его кратп'л)"^.

Слошшшоь в XIX чека как дчиаеаие за ряввое избиратель» аое право, йеаачаза характеризуется сегодня не только борь- • боЛ за -экономические а сопаальаые изменения, tío п "aopiraou" женских. оаучинх доследований во всех областях ззаичя: культурологии , психологии, фзлософяп а т.д. В освотю .всех фо».*'я-аистских исследовааиЯ деяит убеадеаае в андроцентрпзао (му-жеотвегасоти) совреиеваой культуры, которую необходимо подвергнуть критике с точки зрения "уаикальвого жеоокого опыта'.'

Дояаоя соль .о критике пе-грпархальпоста обаества прянад-лежт ФеииаистстюЗ теологии. Иаеаа таких теуинисток-теоло-тов, как Р.Руэта, А'.Дэля, I.Рассел, Е.Фаоренза взвестпы'се-X Ьои-e-hilr .-О, Tire. 5fe»->t"''$t Cha. Biénr^e .* 77«.e-.

■rhoue,nen-i ufomen'í c¿-> éeratic^ ¿nftrifain

cx-ntí USA. -¿, „ , ... '

2 Q-r i mSh o J, Jem.nSt PKléoSophfS- JrtfA"*,.-

!9g6, P 3'¿

' годая далеко за пределам родтш кеде до?! теологии' CSÍA.

Христ^заокад <Геыаичстокая теология стремятся кодерйпзп-/ гопать хрвотиапотяо, одолев ого адеотатиш оонремэпаому опыту зевтаяч. Реаов эту .задачу ,*е?/ивиста-тзолога, тю-пердкх,исследует анцропеитризм хрпстпавстга, во-вторых, предлагают собетиэипое рзтоипе тпядишовтвс теолог 1гсеск:»х проблем.

Отвозганке к ^оивиизку и хепсдоЗ теологии, по стороан отдельных концессия иоодиозипчао. Наяболое безболесаойчпэ эта иотаз ядлоппя культурк бкля ассимплиропапы ииэдетгвокпк про-тостаатзэион; Протестантская 'Т^'инеттстсал теология ста па одно:" из ипоглх тк:.р-.:ат1:г;> па тоаи бо'честпепоого. Сэгодвя, .папри-' нор, более половины студевтсо aaeptraacrax протеотзатеких те-ологкчз-зкзх окол - ¡¡»подан. п- 1975 году Главный Сп;юд Ла-глпп зпяза-i, что "тзологоческих прсшк.ч!тдяй" пза рукояоло-se-кап пент.ан нот. 3-IS75 году хевдипы получали иозкоздоегь оу-кополосетпш в опискостальной иэокзя. 3 -аогликаиокой соркпи Кп-вздк ог)д;г!оп.:<л. зввяпц. началось тгоке с 1975 г., ti H6»oü 8о-•лопдпк - с 1977 г. 3 .-яагля'-фяедоЯ кзркиа мтата "япоэтуоето в (Т<?вр?ло 1082 года шердго в сап опяскОла была рукоположена гнзшаяко. ' .'.'..

Кптоличзская пореочь, которой вплоть до серэдгтач XX века оставалась ввриоЗ доктрисэ о биологической неполиопэваос-тя rj;ü"u::nj, приняла -Зеиипази более сдзпгсятшо. Однако с сере-дгаш 00-х годо« ЛэрЦйруетоя и котолячзста® ^екпиизи: перо-скатрглоттся одшэпшш «ариодогли, обоугхдаэтея пробяека тдуко-полоадаия язичше ij сан, -двРстдукт. н2е'.!сдаи церковь", ";&шсу-аасоцазй оевз Ся.йоаава" 'я .другаэ йеапиистскпе язтолжчэскЕе оргаекзапнд. . •

•Ззикапсхохая теология часто подпергаотоя критике как , .тбодвапкозоая я пцеодогиздрсватшая, .эаатирудаая публяку■ нестандартны« рвгюинеч птюблзы хрястодогйа и карпологии, тол-копач nof.: образа Бога а дп. Однако, сользд не otvotkti. »ля- ' япия Лемпапетокого ааправлеоия аа 'теологические нсслэдонааяя V а ..Амврзке. fáaorae ?>илооофи, спеппалвстк по .этике,'-теологи пз только изыаяилп под его.влияние« образ «ноли, во а пораклю-чялцоь на разработку.сугубо'Леаиоастских проблок.

?аккг/ образом, хркствпаский. феванязк -■ достаточно но- .

пое» по 720 зазчнтельаоо я&язшнэ пухочпоЯ жвзпп. Спо отози-вает элпяаяе ая согроиенниС теологачестай пропзос .по'Удпгет роргтеп яэроонатрагааю» тчдгютоаако позипап, прп9.че:т.уг к со-бэ тзааг/аипе исследователей.

Оостоясчц йсс.лоду-рзяч пробладд. Степень азучеьяосги г'а-«пшпотс«о5! теслогг.п ио отпечаат оголена ео зппчпиостг. п соч-реиочной нпра. В отечостаемюП ^шосск^окоЛ латерг-туре кот пи о.'рзоЗ опепааяьпоЛ мсаогр^гд, поепялоиаоЯ зто:! тег .т. Протока-звроаапн л'.н:!.ь отчэльагго проблем! ^йм'пьпзиа в статьях ТЛТ.Блл-гочоЯ, Т.А.КлпкоаколоЗ, И.Д.И'даииа и А.З.Любаыогой.Ч.С.Юлпаой, опубдикотгаавих ч 80-е гогц;.

В з&пгдчо« литооо?.урв Аокпиэза наследуется ъ розлпчаюс аспектах. Ссионмтолъао изучена асторяя жовского Ячаяевля, определены ого оснснше этапы, дяпа опенка борьбы зошааи за счоп сошальапэ п полатаческаэ прота. Результаты этих асолодочаивр балк обобвояи г. аспользоэеан в работе.

Тооротпческоа обосиоэапяз йемпяизча только стпиоаатся яро дзотом спэ1тогльвого взучевпя. <5э«яэпотская психология, лпаг-тшстпяа, тоологая, как относительно аэвне лялею чя а духовной май а, зызнззат ив отолью пкзце«ическп2 интерес, сколько рэз-ку:э о(/огт!ючальиуто рзакпжэ. По отаошевию к феияаиотскви коа-тгелшяь проолегпвазтоя дою ярко тыпатеааш нозпппп: лябо аэ-пшятяе из: протвтшакаки, либо апологзтпка.

Изучээие. ¡Т-оапчиотскоЯ теологии аз Западе та;пе ирчэлось ие отоль- д»шо. 3 ваотоялео тзр'еая- обпелрааятоЯ' является клав- . сп^пкатшя (Т'сниппстстсой теологии, согласно котоъоП ч пей тагзге-ляютоя ят;а глп^шх згпрэздояпя: христианское веоязотеское. Клзявтда понятней фекакпотскоЯ теологии призааао понятие "хеаского реллгпозаого пероотваапя", которое, по слонам из-чоотпоЯ пропстотзигельявш это'.? тзологип .Р.Руэти, "било совор-иоиао меютиеио пз теолснноской роЛлзконп а прощио«"*.

¿.отеэтерво!} чортоЗ кэпс?;о'! теологии считается ее "холизм" , т.е. намерение преодолеть троцптаювице цлч богоолоипя прогчгеопостгвлоаня Есга и человека, сакрального и секулярао-го и пр. Однако ов ^свстороаоцй азаллз только зпааястся.

Цзл& а яачачя аослб'кпаапд. Достагнутцо позультстн и ае-Д2.11 - »седо^очаняа: Фе^панстско:!. т-зологгш опре-

1 Й.ы,е1Ьег Я Я а пс( О-ос/- Гс£еК : Тобаго'

додели ооиоэауа т;ель дошлой работы: зсслододать вапболзо оах-

Н1ТВ Проблеял -Т^иИЛСТСКОЛ ТООЛОГИП И методы ИХ РОШвЕШЯ, опро-

додвдаь со "¿есто в' сот:роыенво« теологическом протесе.- Указанная цель определяла постешоаку хоикретачх задач исследования, коториэ состоят1 и то;;, чтобы:

- енявпть солиалышо и.теоретические нродпооалпн ^енияастской. теологии; • >

- »»окрить пробустчэрвооть «еаской теологии и ¡щей Гтэииалзка •з пелои ;■'..■■ "

- к о с до подать йемппястекую тр:?кто"аяу тро?датюникх теологических лгроблоа: христологад, ооторповог«и, бябдеПской экзо-Гйтаки,'попятил Гогь;

- тясскотрэть методологи» храсткачского '"омииютэ;

- пютестк сравпвтзльвый ааалив методология. решения. проблей

. п ?«>.<нвпстско!5 ,"черао!|" к -яэтиаоааервкяшскоЗ теологаа ос-Р0б07л£0впя;

- определить. место йензнистокой теологии в созрадешюй• 'Гволс-пгчооеой ныоле.

додлчдэравцд. На осзовазин паалаэа фемпаяс'тской теология, росскютреввсЯ, .'во-поршх, в райках идей ((«»иаизыа ■ к иэло.7, ц, зо-вторчх, в'качестаэ •эаряазта теология освобождения Сааряцу с '"чорзо8"' теологной к детиаоа«ерякааокой тео- . логзей), р. дтсоертшги получеэн следующие результаты, нкнвса-ыке и о защиту: •, . • •

1.'Авелиз фокцпязма в двух аспектах -•социальном я теоретическом - прчзол к чнроду о тоы, что ^еыивиотсхоя теология оакралпзует зоаехое двааеаад и хеиввоо зауовае мира.'

2. Ня основе ноолэдогаапя разлитая'(Т^ыявястской библейской экзегетика раскрнто:ее'своеобразие,•обусловленное ва-ходвкми идеодогачеекпии установками Яечннпзма.'

2, Српваателъанй апалаз феаиакстскъй, "червой" и лативо-анвряпааокой теояотпа. освобоздекпя, одпрашеПоя'па- трядшт . неортодоксальной теологии козполал уокдоть и них конкретные ¿Торчи единой теологии освобождения. Этот внвоц обоснованна конкретной•матераглв, посредством обращения к теологии П.Тнл-лиха.и вкячлевая ее.звачеввя для феаиааатотюй теологии.

4. Маргинальный характер фекоаяотс'кой теология предопределил еэ выход за рамки тпадиппоапого•богословия а обусловил

- 7 -

оиязь о «тиологиея н сотгоа-плоП *'1лосо;т«о1).

оодэржгтшЯся п п©1! материал, ооиоиада поюпэппя п «даодн позволят получить более полное ирздетчпяовпе о оот>рдоаппгх па-терпротаталх христианства, хапактерз рзлпгнозиого иодориягкл, взам'одейеттязя теологпи и социальных дчагюа.чЗ- даза пшп, о Тро-американцев, арродов Латв«схю?! Аиерагл.

¡Ллтепярли дпссертягош иогут'бчгь использо-гоон пш чтеняп оолах курсов по аеторич п Философия религия, ооорочяияой западной Л!;юсо">!:'1, а также при рпзрг.йоткв спзпяа.'.'ьичх курсов по соврдаваоому тоологкчоскоуу кодераязку.

Аигобллря аоояаяоваайя. По катеряядаы дкосэрташп бтша оделгон сообашапч оя теоротпчадкпх семипирах каФадрн истории я фллосоЛт .религии фадосоЯского Факультета Саихт-Петзрй^рг-окого уаивороятота. Содераааиа дпсоегтаяип осязгсоио в дчух нуйлзчапшзх.

Стчуктупа днозетгуг.ттчн. Робота состоит пз вчадевая, двух 1'ляв, ргоделоьанх аа параграфах, захслючеаая п списка использованной литературы.

ОСЯСШОЗ С0ДЗЕ£АЯ!Е ДЦЗСЗОТГРТАПйИ

Во Лчедоапа обоспот?дазбтся актуальность каолотго^анпя,характеризуется степов* разработанпоста допаой проблечн, определяются цблп и задачи работа, чгапляэтея оочиэна, о такга тюзкоглюстп иаучэо-практичеоного пепользочавпя материалов дпо-соптогом, сопочаих положен л!' п внводов..

окой теологпп" посаятева- рсссиогревтго (Чзиппйзп/а кач соштльио-го двтчзяея-а осночпкх ашрачлоапй развитая фэемаиотакоА иые-

ли. '

3 первом пдраграбе опрвдалевн ооиоваио этапы разчшпш мэаскочо дчпяенпя, пх специфическое оодоряюаив, определявшееся пешей дчпиовая я (Зошаып его оргясязащш. ■

Традиция йоциассгокой «ноли чедет стюэ поторао по »фаЯввЯ а ере о ХЖ чека. Ззжиш йоктороа становления рои и его Лзиввпзаа явался рп.дн-гальщй характер идеологических я фадосстских учеши", вщвэиуадпх идеи свободн, раиеосгва и прогресса, Развитая доктрину вс.гесрпосзнх прлв, английская апоотельанпа Гг.Уол.эдуо-

увкрий?, тру ¡w которой всяага г' клзосатсу ^емпанотокой латора-турн, доказпрада, что нет рязучвнх основгвий ne распространять обтдо лрава человека на шшвау.

3 7. С -зеке <т>с;л1н;п« складыэяотся тек обгазогзсяиое дчиже-няэ. Перчой отравой, гдз он воэвпк и разнился, были CiilA.Oora-иазацповво дчакгвко оЛодуяяооъ в 154.0 году иоьг руководством З.Стэнгоя и Л.Уото вг. I-ov оъозчв тепико в Пью-Ь'орко.Эга нор- ~ т:ая чолнн йочпяг.згщ кзчеотна ïn:î дкцздяпе за ровенеттю с&бяра-тепьтах прят?, ::огя это яе являлось петоотепеэинк треботчапдек. С=юк главную задачу «'тот свопов дчикеице тащейс тз утизтдчшш-:.ротоппстеа.-\;зпяя!щ» со глета сзуой оиропо.'шть сТ-еру дзятельво-ст«!. После рпт'И'Такаспч з IS20 году е США 19 нопрочкр. к Койота-- ■ тунпа, кпадостатг.гдаеЕ изборотвЕьвоэ право vshiíihücv', птшзоаед спад их по лет ¡папкой октксиоотв.

В 1950-г. год« западное общество rovpensroae? вот>нй юига-(ñevíwaOTororo дшаепал, которое часто вазчзавт "воина квасквк • • дтзтайяи?'-/". Ойо не было однородны« пи по свооау состапу.ии по т'о.вд. Идэолодичбсхав и стрвтегстзсяио эецачи разцодили его u а дне болклпу. rflTT'ü: либеральную и рздт?ады?уо.

Лийоральвсе ваиравловив боролось за ооушеотчлэвие-аолята-pcfopM, реиадяе. проблзи »радячоското и эяовоклчеокогс» характера. Доле цвтовйя теобевали оргаапзапии его ч нащопапь-по« иасштябе, о тагка продиоллгзли опрэдеюивую. степень imo-'Т'оосповэлпэ^а. . •

Сердгт nono'! оолнн был, одаако, сочогдазио другой сад падвипзка. ?то 6w. гТдаЕнгзк гадвиальпоЯ, лечой оразвтелпи, ne огропачппяваа^ся ядевй равенства зювааиы с куггезвоЗ. Слэдуот-otustptó, что для радикального ••'««ияпзыя, ч -отличие от шк5о-рр.льаого, поаятглеск'ле po^optm'никогда на били гляпвой полно.• Он сосредотачивает видагайко па сгегочучствозянпп -кеастэц- а со-зрвйазк^к мире. Его ноль закл?кг.ется'а той, чтобы постичь п помоиить саа способ щодеапя и деятельности. 'С ср.його начала "чожю оочооодятольноо дчиедазо" стремилось к пзиэпепик стпля а образа кизви, к созданию воиих челопочэскпх отиошапЯ и - в конечном итого - к подио2 гунасг.эаттк обдастна. • Рьволэтая шзи-стпвтшоста, а чо адептатгая кэййив к мужской ролям. янляетоя . основой ьо^оЗ•цдеологяи. '

Во втором параграфе раосуатрпяаются оовеэвш пгпраэлэппя

- 9 - .

<*юика потеках исс.тедо-зави?, анализируется понятая пг.тржтохяль-ност'1 соврзиевпого общества, хеасгого вид-знан

ОЧпромопниэ феминистские теоваи пэ яадяэтоя чэ'.'-то ода-ош и логически взаумосвязячагаг, т1 яях оборру.<2Ч<кмся- с:0';еп-шэлао цротг.вопояогшто ааяравдеипя. Ндапствоаное, что их о&ъц-дпилэг* - это ориентация аа слои патрпархальапх тр-эдпгаЯ и создавав .вовоЛ аерархш шааостзА.

Оочременаая фзмиапетская ышзль предпринимает иотггкп со-зцааля альтораатта»« <?еор!1й поахог.паляза п лиэдвнстакл ,яктзрпг туроводааия а Лаяооофш,. асторка и культуролога:!. Кточет/м для всех дзнекааай является понятно "¡.гоаскп;! опьт". •Т-емпипстские 'последователя всех ораевгаотЯ утверлдаот, что пеаскоэ задавав мара имеет свои особзваоотп, В работе рассматривается коплеп-епя аморлкааского психолога Н.Чадороу о формпрэвавгш осоЧеаао-стеИ мукского и човсксго тюсцриятяя реальности.

Стремлеаае осознать бытие жоииаи о созревеивом «ире побуждает теоретиков феминизма обращаться к разработке $одосо$-окнх проблем: предлагается новое ведение проблей эпистемологии, этики, культурологии и т.д. Едва ла мояио упрекнуть минастсв в том, что они увцдели в людях муачив н глвшип .Какая образом праиацлэлвооть я тол шш ппо?! почозапе человечества определяет способ реиоаая философских проблем - вочроо интерес нй? в совнЯ.

В фшмэаяотокиг. филосо-Тяких последоваваях мояво выцеиюз дне воцуояв тенденции. Зо-пэрзкх, стремлоаае раскроть суанооть "муаестзешюстп" философии с точки эрэаая "уникального жзвоуо-го отта". Зо-вторих, намерение вняеать онепафаку иешгаото деияя рсальноста.

В диссевташш ■ рассмотрены различные подходы к опрвдвлевив "мукеотвеаностс" фчлософап. Так Дх.Флэко утверждает, что некоторые проблемы являются типично муяскими, возвякеюшики аз дилемм хлубоко корзняпахся в мужском бессознательном. Это идеи индивидуализма, автономия индивидуальной воли, проблемы соотношения духа и матераа, доли я страсти, разума и-чувства, субъекта и объекта. Типично мужской является проблема коитродя вад чувствами и страх утраты этого контроля. И, наконец, девальвация всего, что связано с йеашкаой - неясность, дяуемда-йопвооть, ■-•овнсказаивость. X этим выводам иоледовзтельазпа

- 10 - '

приходую в результата анализа-Лялософокпх ученай Платова,Де-каота, Гоббса и Руссо. 3 работа подчеркивается произвольность этого '/етода, пскадашаоя потери» (¡елособяи.

Согласно цругому поводу к определенно "к.уаестве»поста"" • йилоооуип (С.Гордо, .'ДДаукеоворг, В.'.Рут) ,оиа проявляется пе столы», а- аалачил аугекпт. те«, сколько в семо«- способа ооотю— леапя (голосовою!* проблей. . . . • '

•¿иогне феняа'псты'в качестве отслоив, "узску.лпнасаоота" я Философа рассматривал! ^члосогГЖ) Декарта. Хараяторане для него твебовазлб отчетлачоотп и ясности, пвалятпчассгъ,- прлацгл яствллоктуальаоЗ аатукпзп рассматривается как теппчаив черты аум'.ого ышлетш. Совроаеаняя паука кок тсплоаеаио осьовацх ятатптов картезианского рашоаадязыа предс-кшяязт сзбо->; "су-пер^аскуляпазапи-о" эпаеах. Оупзооть "суперааскуланазсила1' - в вазвлтаи "инструментального разума", которое иячатооь с. опти-кистйчоскоЯ веш а безгрпапччке возкоъвостп преобразоэзапя и покоронпя прародн. Философы (Т«аиа'пстокой ораевтгсциа считает, что господство каструуонтальаого рязуаа а соврзеенаск созза-' паи угроа?.ет лизиа.аа планете.

■ЗйлсооЛ'я йочкаазыа предложила осбстоевное толкование кшзвоа современной цагшшзшгаа. Она попкталась такие дать спой "ратгепт" исполеипя тэхвократачесиоЯ •культура.Вслед за мвогами Г'ч/аваствнп XX века поминисгн говорят о пеобхоцпаоотя вссстано-в.пеиая талостеостЕ чвдозджа п его б'ггая,. санонпмом которой в Фачшпдаа «тала пеастпешгозть.

Глава П "Одупачстская тоологая осюбо.-зтузнпя - носвшева , здалазу. коикротаого содер.-пипя "ааско:, .теологии,«кявлевав ос . своеобразия а значения длл развитая согреиесксй теологической «кола, .

П серпом параграфу/ рассматривается методология интерпретация .Епблпа в Феышшзиа, пговодйтоя сравнптедъниЛ анапаз иотоцов (Т,екиаястокоЯ, "червой" к латааог&'эвидгиоксА теологгк осэдбоадо-

Н'Ш.

Ге^ошртювапнэ традотз'З, открытие новых значена:" старых символов прэдпокггяют анализ библейских текстов. В работе рас-сгаотреан первые попытка йомиваотской экзегетика. XIX ,сег:а, связан ше с развитее«- лрянпяпа "вдагого критицизма".

Основой спег'ннпстскон зтоегетакв XX века явилась контекс-

rryfOi!-u¿i тоpuesоптика, согласна которой Библия даеет пзпозвод-сэтовнсо ртзстапдо ir перегатзявяп п осглгадоап» ворудапил сов ре-, «еииостя. 'Зекппистсг.уи экзегетику, резччздаг Л.Т'асаел, Е.Ззореп-за п кн. др. 3*о?лачго от дгюях протшостюзапа XIX чека, оап ав просто коан.'ептпру.ог отрцлкв из • Enten, касадалася говташ,. во прегсдо всего отронятоя г-крабогать odrina прлитган ез поппчгэдя.

Ссзре«свске пекяуястскпв житврпэетаторк. отпочгают тр-.дгкш-оивэе noonvaano Сяягсеапого Озслаая, как ц болыгваоето его сова-ологпчзс.кях !.' исторических инторпретатай, поскольку, по-ах «ивтаэ, спз явадстся эпдроцоптряческяап.

Фен'.геистн-теолегп поеледупт проблему ядекготоостп 'перевода Вяблпз, стропятся' преодолеть авдротоярпгы бяблог.сгото давка, оэдягагоийЗ, по ах чиекпп, '■ истинное слоэо Юга. В двссерте-шя на ар:аорэ язвогтяоЯ книги .З.Зноропзн "8 па'/кхЬ о hcí'i" ;:аа-лкзпруется по,>лш:атокал ооковструтося христианских погочияков,-где кавчотн предстают как ебрзкэ учепккк Хряста, «ноововерч и лпдврн пепкч.ч.

Развчвая свои гораегючтяку "лодорреаяя", З.й'.ореааа приходят к шчоду, что yno«:ia?aaa Чоилоа s "Послаипп к ррилдарк" покоторнк тензин должно рассматриваться как "верхушка айсберга", указкпадная,как много яиЯоркадиц потзвяпо иахсогда.

3 работе отмечается, что фадчппстокая рэкоаструкигя даи-вего христианства яаляется лпгеъ о.дпой из возу.ожпгх Яорк катзр-преташя, отнюдь со- разрояашей всо яробломн ьстсриа раннего хрзсгиапства.

Методологическая ссаоча контекстуальной repueas-тпт'п сближает !Т|й'П!н::стскум интерпретаций) Еиблип с латиноамериканской и "черной" уеологаоЗ освобождают. Согласно иорчеззотвчвота'-г пряппяпем теология освобождения, олово Бога раскрывается• только в дпздзятпческОм взагхкоотвсыеепа ыочеду читателе'* я такстон, иеячу всгсросок и ответ-ot:поэтому теологические птккйдан сча-эапи с глзако тох соупальптс групп, интересы которых они пред-стт»\шг.

Согласно 'кзто.ду "соответствия оггпозвапЯ", разрзботсаасау К.Ро'гюи, бпйле2ская чатордретопля зависят от оотгаялмо-полд-тического контекста тлзап интерпретатора. Это становптзя в 'отологии освободдопвя ос по во?) для развития "идеологического по-дозреиня" ко веек яреддостзушя» • иптекпкзтйдида. Лолч "яояозро-

иая" йекииясгокой герменевтики осиопзпк на тоы, что оэ:« бгли выполнены ууачазайП, то латгдюэкэраканскач теология осзобо'кде- • нзя отрмцает эта потэрпретапаи т.з-sa их западио-европеЛского пропсхо'зденпя, а "черная" теологпя рассматривает как имечвгае отзоитенао только к белим, .иод та.

. Метод бпблэаокой интетзпрзтоют является частые обяеЯ ието-цозогие теологии оодобокдеяяя, озргщелячшеЙ единство ст.емязпст-ской,"черной" я латииогиериканскоп теологкА с пешепни проблей хрпстолош'р и сотеряологвд, пспхологпа религии и ич.др. Всей эти« валразленаяк сбойотеопоо расзаяттсчать -Бога•как ехтзвао-• го участника сециальзого переустройства tripa,

Очовкдчо, что т«кое поопиазие окисла христианства,а такае обздапае собственны:: перг.Езй, параллельных о*алазльной перкви, ' прэцполага*!)? разрыв с гсепоцствуааей религиозно*! традкип«2£.Ва-чаотуа все аапраллоапя тзологла освобсждеапя рассматриваются как ио Et/едапе отаошваля к церковной трядаюаи вообяв. Их единство не случайно, йэчп'.шстская "черпая" и датииоааернканская теология освобождения пмеэт обяше кораи в "теологии кризиса" • ала неортодоксальной теологии, представленной Х.Ь'артоа.П.Тяяли-хог«, Р.Еультианок.

Теолог мл ?1.Тцлл!1ха, и особенно его ыетод корреляции,заолу-кавоот особого внимания. Прэдлокеввио аи повке понятия "коночного свгереса", "безусловной реальности", "теоиокии" широко не пользуются теологами всех направлений тшенатэльво к их области собственных аатаресов.

Зо второе.', пеэяграфв расс«о-греин оезоваыо понятия теологии Я.Тиллаха, иетод корродяпйи и его аопользолавав в феипнцстской , теологеп осчобоздеияя.

Тзологяя, по замыслу П.Тиллпха, дол>ша интерпретировать истину христианской' еести для каждого нового поколения так, чтобы трсцигаоракэ саыволи, ставшие во «¿ногой бэсоинслишютн для аовреневннх ходей, сброд:! свою сплу п значение.

Согласно П.Тяллаху, суэдствоваапе coBpeveunoro' человека отчукдеао от его божественной ¡основы. Этот разрыв преодолевается в Иисусе как Христе. Зочпая христианская истина, проявавиа-яся в пен, опосредована пзиеияхшЯоя казнью человечества,посто-«у теология - oto eme я "творческая яптерпретапря самой кчэаг".

Объектом теология является вся глубина «олонеческой йшзып,

а вепа лоопмротоя кг,к "коончвеЙ", "безусглсчаый антврес" к зпютёя'лзь битая, каждого. й.Тпллкх отбивает 'тзру как сиеяоот«-человека "беть пере- угрозой идбктия", прввраппачя н •зэпп» о года других. Для кудырурпой етзак, по "Г.Тпллпху, губптплмн. как обяая ^про^апза'кзя а. дооядра.таэанпя яаяил" (автоеоиия ■ культуру), так и по.д1!1веэ!'9 зазвп перковаоку авторитету (тоте-роромзя). ТЬчрягсйкьчо? суаестконаачв культуру и религии г.ри-подят ч коогТпякту «егчду пэгкорм л государство»/, ке-гду истсус-отэоа л- дультод, догмой п ааукой. Главой чозтоЯ облястча стеаоввтся сумэстяовзнпе вдойпоП потлиа, двойкой «орала. Оа преодолевает эту дуальность культу иг п тимягип р троаог'ии» -где-"рзяпгзя- есть сушпосуь дультури, а культура - торуа релдгдд". Теологическая культура 'чя^лет ч сяопх тчореапях "безусловное" , тряводоидеатчое ае кок почто чуг.дое, ко как овоэ ооб-ствеспу» ду хорную осиоау. С этой точки зрсаия нельзя говорить сб особой рйлигпозиоЯ с^еое кудьтурн. Кяядея, деяе секу.дярч-зеваиэая культура ааоет релпгпогмгве коре к ? "доаодйо« , безусловной я чее опрэделя-мем нвтэреее". ' .

Соглзсяо разпавооаоку- П.Тплулхои иото.ду корреляпйа,задя-ча (¡¡ялооо^яп - стаэнть пробломи; исхода пз ааллдза человеческого суяестч.отачд.д. Теология додква оооткес'оп т-оэультатв ё:;досо?дкого яиплчза о хрястиэаекиип понятиями я ошвояагш, показав, что а.чопао оая яеляются ответом на экздетенциальаие вопроси человечества.

Хотя П.Тпллих на говорит иг,чего тоадротього о перекачавчя очозй "экзпетенпяалыюй" езтуэдкк а^ро-аыеракаипд'ш,- теячр.паип п.ад латйао-аиорпдаашягп, оочочвдо принципы его метода гтоечоля-тат патеркротзропать храстиеводуч) традиция и Бибадэ в соотт-е^ стдш со спрца^пческпка перекчвгияяУч уолорпл счоего битяя этот группами. Боквстчеипое откро;?епче во всех отих яеправзе-апчх тсологая освоЗокдзнэя раскриравтся. т? пх "культурной с.ату-аппп".

интеряретаная хрчстаааскях евкволоч ярякеватольпо к куль-тургюй.сптуатдгп: певстяи бияа предпринята Р.Т^этоЗ. Отвергая брачинй и члтвт>иг:СКйй сданогази .кэрква, раэ»Ш58с*и1Т еппскопо- • льнои' традирдей, она считает, чхо о^кшзальвая церковь ис счо-собиа передать кдтзоэ. прпоутствг.о Еога. Вслед за П.Тлллзхо« оаа полагает, что обра^юаяо к текста?.' в поисках исконного

ела - ■всегда лишь стрэкловио сделетъ бпблвйскуга нору адегаат-чоС, ооврекенаоьу опыту.

Прздотапленпв П.Тллячха о Ео.Га как ячмаавитной сила бн-?м киевт ¡гдечеаав для (Т'аикниатско:'! теология, так как позволяет с&даарсгаать тоологко, которая киелз би отнопюове тк к oóaofl icyjibTypiiOíi опту arrui, тате п к хопстяпаскоЯ иеркоапоГ; ойяяоэ. Ля основе предло?.энвсго П.1!илвмхея понятия тоономна Р.Рузта создает уечач1?сто::ум теохопш культуры. Она строот.т-ся придать статус csEpaíSiiojo зое^у, что находится под угрозой 5ШПИЛИЯ II ПР0"!Д(> ЕС ОГО ПРПРОДО.

Ирвдоттолоипе с шрота как "ойавостп исхода" - ооаова форчзрованпя резлст?нх "асроденх" иеркосЯ вэ только в рг.нкэх фздппястского '.зппг.ецпя. но и в социальных дспсе&пях в(Т.то--аь-орпкавиев г. народов Ялтинской Америки.

Обаая иетодологпческая основа ^еааапотской, "чврноК", лотпяоаиэргпсааско?) теология оспободдеаля позволяет говорить во о «йогах теологкях, а об одной еципстчааноЗ • теологаа, поскольку ее сугааооть определяется ее иотодоа.

3 третье» »»parpado обсуддачтся' проблекн, связанные с попыткам:! пэреосвшслать' яатриярг.аяьык образ Бога в христианской традидап, родить вопроси карпологии а хрпстологаи с точке зрения Яечинг.зиа, а такко раосаатрпиаотся радикальным ча-ряент стзакнпотеке?! теологии.обрэтяшойся к додатрзархальпщ культам.

Одна из самых саоракх кроблеа с>«шимтокой тоологяп -ото проблема .цоплтпя и обпаза Еога. <Тчз«шикетокпе теологп убеждены, что псе чмепа для Бога 'аналогии. Бог подобен и но подобен аорбальйоЯ еаялогяп, т.о. Бог ость uyasuua к яешчпаа, аз г.;у:1чгша п яз аюпшша. С это;; точки эронйя поклонение кагсо-му-лкбо человеческой'/ его образу - пдолопоклонство. А если так, то f/yacKOfi ofipas Бога доякеи утратить своз прячалагиро-раааоа подэяоаае.

3 поисках новых символов боеастноапсго гТчзкчнпстская теология обращается к его белое чевстчепиш бормаи, которые ащег й сяходлт п ярквтескскоЯ трэдишп.

Рита Гросс, исоледокательвицо. пудапзма и рпинего хсастп-шгстпа, ут«5вр«цовт, что нет прпчгш пэ незетать Bora "ous". Апсяларуя к Вотхо«у ¡Завету, ?.Гросс обрекает чшг/яилэ на то,

что иногда Яхэо .уподобляется натори,-или, как в каптв пророка Исайи, сравнивается-о posaraefi -emannoi!. Об это» ае писал и А'.'Грайбл, когда указывая нп использование аетаЗорн "лоно" для-чцразеояя ооотргдэвяя Бо^а к ладя».

Божественное "отпочстяо" в фоипвлстскоА интерпретации символизирует по биологическое отцовство, а авторитет и ответственность, иатерпаство ко - заботу. '3 христианской твг.дшгаа символ отпу всегда бал более значителен, чои символ матера,Для фекинастсе ваето изменить ото ооотаопенаэ н пользу матерапоко-го аспекта Бога, поскольку чмовво патриархальпнй.'Еог, оправди-шишЯ дуализм на всех уровнях, тшаовэа в' кдеюяое пивплпэакяа-XX пека." •

Знрааопяэ гктиввоЗ, творчесгоЯ салн катерппства оов находят в представления о" Свято»! Л,у:са кви -я-еадпае. Зшдоош'о *оте-ряьоках аспектов библейского Бога пс приводят к создают концепции "женственного Еога", поскольку оаа'всз-тэки в Библии во доминируют. Скорее формируются коиггзшгап бокостпсвкой. аадвогаз-вости, сочетавшие в образе Бога каа, иужсхпе, так и конские черты.

3 работе показано, что христология'феминизма сегодня исходит за рамка абстрактных понятий о Храоте как "эвдрогние'' дли "фгл'инзстб". На основе анализа Нового Завэта, особенно синоптических евангелий, в-феминистской тоологйа создаются копяошюи личности Ииоуеа как освободителя и рэформатора.

Стремясь преодолеть раскол межу хвчстологаей к сотерао-' логяей, феминистская теология освобождения подчеркивает пего- . рпч'аость ймуса. Хоиотологяя феминизма, таким образом, - зто . Ухристология снизу" (В.Пааиевберг).

Представление об аоторачоскои.Иасуоо как преобразователе летат в основе всех направлений тэологиа.освобождения» но р .завасамооти от социального контекста йпсув может боть понят пс—разному; как "черпнЯ мессия" в кнтврпретацвв афро-ямэрпкаа- ' ского теолога Д'х.Коуоа или южо-африканекого теолога Л.Боос ка, »uin как Хрпстоа в "фнлппцппском контексте". Зое ввправяе-бяя стремятся преодолеть дуализм Бога и мира, спаеепяя и человеческого освобождения, сакрального и с окуляра ого.

Представите льпиш радикального крыла феминистской тэологиа п'аут основу, для нового понимания бояестчеваого за продела-

«я патриархата, в дохристианских религиях. Рассматривая древние ии'и ц «вдволн, "нооязнчзство" на сгават пород собой . . оер:.эзвых исследовательских задач. Для радикальных феминистов гораздо нетвэа определить значение образа древией богявп. для сгиооозплавя совро«еапих ¡хешпи,-

"тот образ, по их мэеиюо, внражая петостиопть, единство «ира я человека, является о av волок, соответствующим глубока« психологическим потребностям оовремеваого человека. Независимо ст того, как определяется сущность бога«а тейп пли дацми ее прпваркэаи.ами, для "псоязнчагш" важно, чтобы она на являлась пераэерпутш образок "мугакого" Бога.

Обращаясь к црэвнойяка тэолпгияи, <Jof¿:iaasu стречптся возродить утрачеианй выбор человечества. Идеи 'Зеышшотов об альтераатасаоП культуре, пмеше?. потока в cavo« начале человеческом история, представляются в достаточно:! степени vnrTo-логичоума, хотя oowo их обраменпэ' к древности в поисках ífa-тори-Богааа, одшиеттюряшей ъчата и жавотвваиость, небезосновательно.

3 работа рассмотрены некоторое соврэаезаш культы,сфор-млроваияаеоя на основа ядей аеоязнчеотва.

Ti Вакточаапв кратко оформулсродовн вывода дассерталдоа-. него исследования. Отмечается, что дальнейшее развитие феминистском теологии в. США будет зависеть от двух факторов: во-первих, от характера сяаиппнстсксго двпкеапя в полон, и во—вторих, от ооогиошеопя иодернмтских «арытов теологии а (Цущаязяталвстекпх в ипавохрпстиансках форм религиозной' идеологии.

•Содерзание дассеотаява нашло отражение в следующих публикациях:

1. йотод автерпрот&наа Баблац в теология освобождения / Ред.е. Зеотппк СПбГУ, 'Тл'.лосо^ая. 8 с,- Баблпогр.9 назв.- Рус. -Леи. в !Ш0Н РЛ1Т 47543 от 4.XI.92 г.

2. Пекоторцо иробло!.'м cfHtoooiTiaa (Тга(«:наЗ!/а. / Ред.«. Вестипк

СПбГУ, йилооо*ия. 7 с-.*- Елблпогп.7 назв. - Рус. -

Деа. в ЕИЙШ Р?Л £.47242 от.4.XI.92 г.