автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Феномен фронтира в культуре Америки и России

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Панарина, Дарья Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Феномен фронтира в культуре Америки и России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен фронтира в культуре Америки и России"

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет иностранных языков и регионоведения

005010803

Панарина Дарья Сергеевна

ФЕНОМЕН ФРОНТИРА В КУЛЬТУРЕ АМЕРИКИ И РОССИИ (США И СИБИРЬ)

Специальность 24.00.01-«Теория и история культуры»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

- 1 [" р ¿£¡2

Москва — 2012

005010803

Работа выполнена на кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор Ващенко Александр Владимирович

Официальные оппоненты

доктор культурологии Замятин Дмитрий Николаевич

кандидат культурологии, доцент Дидковская Наталья Александровна

Ведущая организация

Иркутский государственный университет

Защита диссертации состоится » фщи<л£2§\2 г. в ш часов на заседании диссертационного совета Д.501.00]/.28./ факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект, д. 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд./ДО

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан « /Ь » ¿/(4&М 2012 года.

Учёный секретарь диссертационного совета

Е.В. Жбанкова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Понятие «граница» встречается во многих областях общественного бытия и сознания, в силу чего имеет многоуровневую систему функционирования. Современный этап развития мировой цивилизации обнаруживает устойчивые тенденции к активизации глобализационных и локализационных процессов, планомерному расширению единого коммуникационного пространства, видимому стиранию экономических, исторических, культурных, политических разграничительных линий на карте мира. Все это актуализирует исследования, связанные с культурным феноменом «границы», которые призваны осветить историю его бытования, и эволюцию значений в различных культурах и эпохах.

В целях более глубокого изучения представлений о границе в культурах и цивилизациях Северной Америки и России целесообразно обратиться к такому уникальному явлению, как «фронтир», возникшему на американской почве в момент появления в Северной Америке первых колоний-штатов, в полной мере развернувшемуся в процессе динамичной колонизации европейцами североамериканского континента.

Отдельный интерес представляет изучение феномена фронтира в других странах, особенно в России, где это явление представлено в частности регионом Сибири и имеет не менее длительную и насыщенную культурную историю, чем история Дикого Запада США.

Уникальность фронтира может быть проанализирована с помощью культурологии через призму его «образов», что позволяет рассмотреть это явление во всей полноте проявлений и значений. В данном случае «образ» понимается как художественная репрезентация фронтира в литературном и живописном выражении, отражающая совокупность ментальных представлений, составляющих бытовое содержание фронтирной жизни. Имеются в виду образы по преимуществу типизированные, мифологизированные, созданные в различных областях культуротворчества и укоренившиеся в национальном массовом сознании. Среди изучаемых сфер бытования образов фронтира применительно к различным культурам нами выделяются как «высокие», элитарные (классическая литература, живопись), так и «низкие», рассчитанные на массового потребителя (в сфере киноискусства, беллетристики).

Степень изученности проблемы. Термин «фронтир» в научный оборот был введен американским ученым-историком Фредериком Дж. Тернером в конце XIX - начале XX века. Его концепция о фронтире была изложена в работе «Значение фронтира в американской истории» 1 , породив целое направление исследований - «тёрнерианство», представленное в основном американскими последователями Тернера.

' Тёрнер, Фр. Дж. Фронтир в американской истории. - М.: Весь мир, 2009.

До Тернера теорией фронтира отчасти занимался историк и мыслитель Алексис де Токвиль, описавший феномен и значение фронтира в Труде «Демократия в Америке»2.

Новая школа ученых, занимающихся американским Западом, возникла в 30-е гг. XX века и представлена работами таких авторов, как Н. И Лимерик, Р. Слоткин, Д. Мёрдоу и др.

Из наиболее значимых исследований общеисторического, социального и экономического характера следует назвать работы Д. Бурстина, Т. Кларка, Р.А. Биллингтона, Д. Джеймса3, а также два сборника статей, вышедшие под редакцией Дж. Стеффена и Д. Эллиса 4 . Основополагающими работами о мифе на фронтире и о собственно мифе американского Запада являются, также исследования Э. Фёрнисс, Г.С. Кирка, Дж. Тирмана, Дж. Фолсома, Дж. Калдер, Дж. Фарагера, Э. Уайта5; не потеряла своего значения и вышедшая свыше 60 лет назад книга Г.Н. Смита6.

В России процессы колонизации рассматривались учеными начиная с XVIII века, со времени знаменитого высказывания М.В. Ломоносова о том, что «Россия будет прирастать Сибирью». В дальнейшем этот подход использовал историк В.О. Ключевский 7 , который называл Россию «страной колонизующейся». Непосредственно историей освоения Сибири занимались историки Г.Ф. Миллер, автор первой сводной истории края, историк и этнограф П.И. Небольсин, издавший фундаментальный труд о

2 Первые две части «Демократии в Америке» вышли в 1835 г, вторые две части были опубликованы в 1840 г. во Франции. // В. Бутенко. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - М.: «Русское слово», 1996. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL:http://larevolution.ru/BE-Tocqueville.html

'Boorstln D.J. The Americans, Vol. 1. The colonial experience, 1965. Vol. 2. The national experience, 1969; Clark T.D. Three American frontiers. Lexington, Univ. of Kentucky Press, 1968; Billington R. A. The Far Western Frontier, 1830-1860. London, Hamilton, 1956; James D.E. Frontier America, 1800-1840: A comparative demographic analysis of the settlement process. - Glendale (Calif.): Clark, 1977. 4 The American West: New perspectives, new dimensions. / Ed. and with an introduction by Jerome O. Steffen. -Norman: University of Oklahoma press, cop. 1979; The Frontier in American development. Ed. by David M. Ellis. Ithaca-London, Cornell University press, 1969.

3 Furniss E. Imagining the frontier: comparative perspectives from Canada and Australia // Dislocating the Frontier: Essaying the mystique of the Outback. - Canberra: ANU E Press, 2005; Kirk G.S. On defining myths.

Sacred narratives, readings in the theory of myth. - University of California Press. Berkley and Los Angeles, California University Press, Ltd. London, England. 1984; Tirman J. The Future of the American Frontier. / The American Scholar. Essays. Winter, 2009; Folsom J.K. The American Western Novel. - College and University Press Services, Inc. New Heaven, Conn. 1966; Calder J. There Must Be A Lone Ranger. The Myth and Reality of the American Wild West - ABACUS edition, Sphere Books Ltd., London, 1976; FaragherJ.M. The Myth of

the Frontier: Progress or Lost Freedom. - The American West. # 9, September 2006. The Gilder Lehrman Institute of American History; White E.G. The Eastern establishment and the Western experience. The West of Frederic Remington, Theodore Roosevelt and Owen Wister. - New Heaven. - London, Yale University Press, 1968.

6 Smith H. N. Virgin Land. The American West as Symbol and Myth. - Vintage Books, Harvard University Press, New York, 1950.

1 Ключевский B.O. Курс русской истории. Лекция 2. / Ключевский В.О. Соч. в 9 тт. Т.1. - М.: Мысль, 1987. С. 50.

покорении Сибири, B.K. Андриевич, М.К. Любавский8, написавший два обширных труда на тему русской колонизации, и некоторые другие. Помимо исторических исследований выделяются работы, касающиеся образа Сибири-ссылки авторства отечественных и зарубежных исследователей, таких, как русский офицер и путешественник С.И. Турбин и американский журналист, путешественник и писатель Дж. Кеннан.

В советский период колонизацию Сибири и различные аспекты ее истории изучали М.К. Азадовский, А.Д. Марголис, Р.Г. Скрынников, Б.О. Долгих, JIM. Дамешек и другие. В постсоветский период сибирская историческая школа значительно пополнила коллекцию своих трудов за счет работ академика В.А. Ламина, Б.Е. Андюсева, М.В. Шиловского, И.Л. Дамешек, A.B. Ремнёва, и сборника «Сибирь в составе Российской империи»9.

Определенный интерес для понимания истории развития Сибири представляют научные сборники геополитической10, региональной11 и этносоциальной 1 направленности. Отдельного внимания заслуживают сборники по сибирской тематике широкого проблемного охвата13.

При рассмотрении процессов колонизации Сибири актуально изучение взаимоотношений и взаимовлияния русских переселенцев и аборигенного населения края. Демография коренных народов Сибири представлена в работах С.Г. Скобелева, а история взаимоотношений русских и сибирских коренных народов обстоятельно рассмотрена Б.П. Шишло.

Особняком стоят не строго научные работы декабристов и представителей сибирского сепаратистского движения - областничества. Публицистические произведения декабриста Н.В. Басаргина,

8 Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.1. - М., 1999; История Сибири. Т.2. - М., 2000; Небольсин П.И. Покорение Сибири. - Репринтное изд-е. 1849 г. - СПб., Альфарет, 2008; Андриевич В. К. История Сибири. 4. 1-2. - СПб.: Типография и литография В.В. Комарова, 1889; Сибирь в XIX столетии. Ч. 1-2. - СПб.: Типография и литография В.В. Комарова, 1889; Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией / Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: Лань, 2000; Обзор истории русской колонизации с древнейших времён и до XX века. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1996.

9 Сибирь в составе Российской Империи. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.

10 Напр., сборник Сибирское измерение российской геополитики. История и перспективы. - Новосибирск, Изд. компания «Научная книга», 1995.

" Напр., Восточносибирский регионализм: социокультурный, экономический, политический и международный аспекты. / Мат-лы международ, науч. конференции «Восточносибирский регионализм: социокультурный, экономический, политический и международный аспекты», г. Иркутск, 10-12 апреля 2000 г. Московский общественный научный фонд, вып. 2. - М., 2001.

12 Например, От средневековья к Новому времени: этносоциальные процессы в Сибири ХУИ-начала XX в. / Сборник научных трудов. - Новосибирск, 2005.

13 Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала XX века. / Сборник материалов региональной научной конференции «Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала XX века». - Новосибирск: РИПЭЛ, 2007; Сибирский плавильный котёл: социально-демографические процессы в Северной Азии XVI - начала XX века. / Сборник научных статей. - Новосибирск, «Сибирский Хронограф», 2004; Сибирское общество в контексте модернизации. ХУШ-ХХ вв. / Сборник материалов конференции «Сибирское общество в контексте модернизации. ХУШ-ХХ вв.». - Новосибирск, РИЦ НГУ, 2003.

воспоминания В.И. Штейнгеля о Сибири, рассуждения И.И. Пущина в письмах к Е.А. Энгельгарту, труды областников Н.М. Ддринцева, Г.Н. Потанина, И.И. Серебренникова, А.П. Щапова, и сибирского историка П.А. Словдова14 стали первыми предпосылками к рассмотрению темы фронтира на территории Сибири, с них же началось проведение параллелей между развитием Сибири и американского Запада.

Весомое место в изучении сибирского фронтира занимает история областничества, представленная в сибирской историографии работами И.Л. Дамешек, И.В. Бахлова и Д.В. Давыдова, JIM. Горюшкина, A.B. Ремнёва, A.B. Старцева. Следует также отметить исследование Н.Н Болоцких, посвященное взглядам декабристов на перспективы развития Сибири.

Исследования непосредственно по сибирскому фронтиру и сравнительные исследования на означенную тему начали появляться в постсоветское время и пока не слишком многочисленны. Из крупных компаративных работ выделяются исследования Д.Я. Резуна в соавторстве с М.В. Шиловским, P.C. Василевского в соавторстве с Д.Я. Резуном, статья И.М. Супоницкой и монография А.Д. Агеева, публикации материалов Всероссийской научной конференции «Американский и сибирский фронтир» 15 . Среди работ более частного характера, в том числе историографического плана, опубликованных в виде статей в научных журналах заслуживают внимания диссертационная работа A.C. Хромых, статья Д.И. Олейникова «Фронтир и колонизация», рассматривающая сходства в ходе колонизации США и Сибири и статья Д.Я. Резуна «Россия без Сибири»16.

14 Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. - 544 с. - (Серия «Полярная звезда»); Штейнгелъ В.И. Сочинения и письма. Т.1-2. Записки и письма. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. - (Серия "Полярная звезда"); Пущин И.И. Записки о Пушкине и письма. М. - Л., 1927; Ядринцев Н.М. Русская народность на Востоке // Дело. 1875. N» 4; Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. - СПб., Изд-ие И.М. Сибирякова, 1892; Потанин Г.Н. Письма. Иркутск, 1977; Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1983; Серебренников И.И. Об автономии Сибири. -Иркутск, 1917; Щапов А.П. Историко-географические и этнологические заметки... Т. 3. № 5; Сибирские народные дети и их воспитание. - Иркутск, 1938; Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.1-3. -М., 1838.

" РезунД.Я.. Шилоеский М. В. Сибирь, конец XVI-начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. - Новосибирск. 2005; Васильевский P.C., Резун Д.Я. К вопросу о некоторых принципиальных моментах общности процессов колонизации Сибири и Северной Америки в XVII - XVIII вв. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII - XVIII вв. (Историко-археологические исследования). Владивосток, 1998. Т. 3; Супонщкая И.М. Колонизация земель: Сибирь и американский Запад (вторая половина XIX в.) / Одиссей 2005. М.: Наука, 2005; Агеев А.Д. Сибирь и Американский Запад: движение фронтиров. - Иркутск, Иркутский гос. ун-т, 2002; Американский и сибирский фронтир: материалы Всероссийской научной конференции «Американский и сибирский фронтир», 6-8 февраля, 2001. I Томск, гос. ун-т, Томск, 2001. Вып. 3: Европейские исследования в Сибири. - Томск, 2001; Вып. 5.: Американские исследования в Сибири. - Томск, 2001.

16Хромых A.C. Русская колонизация Сибири последней трети XVI-первой четверти XVII века в свете теории фронтира. / Автореферат дисс. - Томск, 2008; Олейников, Д.И. Фронтир в русской истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://mion.sgu.ru/empires/docs/Oleynikovfrontier.doc

Отдельный и чрезвычайно интересный комплекс составляют имагологические исследования, в которых рассматриваются образы сибирского фронтира. Это работы Д.Н. Замятина, Н.Ю. Замятиной, В.А. Ламина и Д.Я. Резуна, Е.Н. Эртнер, Н.Н. Родигиной17.

Цели и задачи исследования заключались в том, чтобы рассмотреть феномен фронтира в историко-культурной ретроспективе, его влияние на массовое сознание американцев и русских через типизированные художественные образы, обретшие на протяжении истории данного феномена силу мифа и выразившиеся в разных сферах культуры. Автор диссертационного исследования также ставил перед собой цель провести сравнительный анализ феномена фронтира на двух выбранных территориях - американского Дикого Запада и русской Сибири, выявив сходства и различия в освоении данных регионов, проанализировав реальные и возможные результаты этого процесса.

В соответствии с указанными целями ставились следующие задачи:

• проследить формирование понятия фронтира в рамках общей теории границы;

• изучить закономерности колонизационных процессов, разработать типологию колоний по определенным критериям и в соответствии с ней провести типологизирующее сопоставление Американского Запада и Сибири;

• обобщить историю фронтира в Соединенных Штатах и в России в культурологическом аспекте;

• рассмотреть процесс формирования мифа о фронтире и его образов на примере Запада США и Сибири;

• выявить характер и степень влияния мифа и образов фронтира на идеологию нации в исторической перспективе;

• проанализировать взаимосвязь феномена фронтира, процесса и результатов формирования национальных американских черт, американского и русского характера.

- 12/02/2010/; РезунД. Я. Россия без Сибири. / Журнал «Родина», № 5, 2000. // [Электронный ресурс] -Режим доступа: WWW.URL: http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=274&n=15. " Замятин Д.Н. Социокультурное развитие Сибири и его образно-географические контексты. / Проблемы сибирской ментальное™ - СПб.: Астерион, 2004; Замятина Н.Ю. Сибирь и Дикий Запад: образ территории него роль в общественной жизни //Восток. 1998. №6; С 5-19. Замятина Н.Ю. Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурах. / Журнал «Общественные науки и современность, № 5,1995; Ламин В.А., РезунДЯ. Метаморфозы фронтира в истории Сибири, Северной Америки и Австралии (к постановке проблемы) (XVII - XIX вв.) // Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. Новосибирск, 1998; Эртнер E.H. Образ Сибири в русской литературе XIX в. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL:http://frgf.utmn.ru/Iast/No6/textl6.htm; Родигина H.H. Образ Сибири в массовом сознании россиян во второй половине XIX века: к постановке проблемы. / Сибирское общество в контексте модернизации XVIII-XX вв. Сборник материалов конференции. - Новосибирск, РИЦ НГУ, 2003; Родигина H.H. Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX-начала XX веков. -Новосибирск, 2006.

Объект исследования представляет собой две фронтирные зоны, занимающие территорию Запада в Соединенных Штатах Америки и Сибири в России. Обзорно рассматривается история их колонизации с акцентом на социальные и культурные явления и процессы, выявившиеся в ходе освоения.

Предметом исследования выступает феномен фронтира во всем его многообразии, включая историю появления данного понятия, процесс его формирования, рассмотрение фронтира в американской и российской науке, отражение фронтира в культуре конкретных стран, его влияние на идеологическую составляющую и мифологичность общественного сознания, на национальный характер и непосредственно на жителей фронтира.

Хронологические рамки выбранной темы исследования охватывают период с начала колонизационных процессов на означенных выше территориях вплоть до начала XX века. При этом основное внимание уделяется второй половине XIX в., когда, по разным причинам, но практически одновременно и в США, и в России получает развитие рефлексия общества по поводу фронтирных территорий этих стран.

Начало освоения США англичанами, выбранное в качестве отправной временной точки, приходится на 1620 г 8., когда состоялось прибытие первой партии пуритан-британцев к берегам Нового Света на корабле «Мэйфлауэр». Финальная временная точка освоения Запада приходится на конец XIX века, а именно 1890 год — год официального «закрытия» фронтира. Под закрытием фронтира имеется в виду прекращение освоения Американского Запада в связи с тем, что все территории США считаются освоенными19.

Для сибирского фронтира отсчет временного промежутка начинается с 1581-1582 гг., а именно с похода Ермака и покорения Сибирского ханства Московской Русью при Иване IV Грозном, а заканчивается 1917 годом, установлением советской власти. XX век в историко-фактологическом ключе специально не рассматривается, но отчасти затрагивается вопрос о влиянии феномена фронтира на текущую ситуацию в регионах Американского Запада и Сибири.

Территориальные рамки исследования ограничиваются в случае с США зоной подвижного фронтира, который в процессе освоения составлял территорию Новой Англии с 13 штатами, затем регион Великих равнин или часть Среднего Запада и, наконец, собственно Запад, включающий в себя регион Скалистых гор - ныне

" Эта дата представляется более символичной и значимой в истории США, нежели 1607 год, когда была основана первая английская колония Виргиния со столицей в городе Джеймстаун. " В соответствии с заявлением, сделанным в 1890 году федеральным суперинтендантом по переписи населения: «Вплоть до 1880 г. включительно у страны имелся фронтир для заселения, но в настоящее время в безлюдных районах появилось столько изолированных поселений, что вряд ли можно говорить о линии границы». // Тернер, Фр.Дж. Указ. соч.-С. 13.

штаты Айдахо, Колорадо, Монтана, Юта, Вайоминг - и Дальний Запад, который в наше время складывается из таких штатов, как Калифорния, Орегон, Вашингтон, Невада, Аляска и Гавайи (на момент «закрытия» фронтира не включая два последних).

Выделение границ сибирского фронтира более затруднительно. Его формальное освоение происходило отчасти, и в особенности на первых этапах, быстрее, чем освоение американского фронтира, представлявшее собой процесс основательной колонизации со сменой населения. Русские землепроходцы достигли берега Охотского моря менее чем через полвека после того, как Ермак перевалил через Уральские горы. При такой стремительности их движения на восток границы промежуточных фронтиров просто не успевали обозначиться и на местности, и в массовом сознании.

Не менее сложно обстоит дело и с представлениями о территориальных границах Сибири в целом. В географическом плане Сибирь рассматривается часто без Дальнего Востока как пространство, простирающееся от Уральских гор до водораздела рек, текущих в Северный Ледовитый и Тихий океаны. При этом из региона Сибири могут исключаться, в силу их специфических природно-климатических характеристик, Заполярье и вся зона тундры, Забайкалье и Алтайский край.

С исторической точки зрения Дальний Восток обычно включался в состав Сибири, его четкое обособление от нее характерно уже для советской эпохи. Но следует заметить, что крупнейшие русские ученые интересовавшиеся проблемой районирования, такие, как П.П. Семенов Тян-Шанский20, Д.И. Менделеев21 или В.И. Ламанский22, тоже не отделяли Дальний Восток от Сибири.

В рамках темы диссертации рассматривается территория Сибири с историко-политической точки зрения, т.е. все пространство Российской империи от Уральских гор и до Тихого океана с Запада на восток и от Северного Ледовитого океана до казахской Степи, Монголии и Маньчжурии - с севера на юг.

Методология исследования. При анализе фактологического материала и выстраивании структуры работы за основу был взят компаративный метод.

Хронология исторической базы исследования дается с применением диахронического метода, в последовательности вычлененных периодов и эпох. В то же время, закономерности и тенденции, равно как и социальные и культурные явления, характерные для отдельно взятых периодов истории

20 Ремнёв A.B. Географические, административные и ментальные границы Сибири XIX - начало XX в. / Электронный журнал «Сибирская заимка». № 8,2002.

21 Менделеев Д. И. К познанию России. - М., 2002. С. 50-53;

22 Беленький И.Л. Морфология российского пространства у евразийцев (к проблеме истоков и генезиса теоретических построений)//Россия и современный мир. 2001. Xs 2(31). С. 155.

(в частности для второй половины XIX в.), рассматриваются и трактуются с применением синхронического метода.

Посредством типологического метода в исследовании автором разработан ряд критериев для определения отдельно взятых колоний по типам, позволяющий создать оригинальную колониальную типологию.

Междисциплинарный характер исследования на стыке истории и культурологии, как и то важное обстоятельство, что в работе широко используется литературный материал не научной, а художественной направленности, предполагал привлечение определенных элементов филологического анализа в отношении приведенных в работе цитат - с целью выявления эмоционального фона как средства отражения, и, одновременно, формирования образов фронтира, его «героев» и •тяготевших к нему социальных групп.

Кроме того, необходимость учитывать этнокультурные и социокультурные характеристики этих групп, особенности их поведения и восприятия, сложившиеся под влиянием фронтира в обоих регионах, побуждала в определенной степени задействовать и психологический метод исследования.

Источниковая база исследования состоит из правовых актов, официальных государственных договоров, законов, принимавшихся правительствами США и России в отношении осваиваемых территорий в ходе их колонизации. В качестве наглядного дополнительного материала в приложениях используются карты разных веков, отражающие различные аспекты освоения Запада и Сибири. При написании культурологической части исследования, изучении мифов и образов фронтира в качестве источников, для анализа использовался публицистический и литературно-художественный материал, представленный рядом путевых заметок, воспоминаний путешественников, а также произведений профессиональных писателей. Для освещения мифа об Американском Западе анализировались в большей степени фильмы, снятые в жанре вестерн.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выделении сугубо культурологического пласта проблемы фронтира, рассмотрен вопрос непосредственно о формировании мифа и образов на территориях американского Запада и Сибири. Объединение в компаративном анализе указанных территорий остается на данный момент достаточно редким явлением, а немногие существующие сравнительные исследования американского Запада и Сибири в аспекте фронтира фокусируются преимущественно на их природно-климатических, экономических, политических и социальных особенностях, в то время как темы образов и мифов затрагиваются попутно, а то и поверхностно. Заявленная в данном исследовании авторская концепция фронтира позволяет восполнить этот пробел.

В диссертации впервые сделан акцент на взаимосвязи реалий фронтира и процесса формирования в массовом сознании населения страны мифа о фронтире, с одновременным, либо с последующим созданием стереотипных образов региона. При этом впервые сделана попытка разграничить и показать различия между реальностью, существовавшей в зонах фронтира, и тем видением этих территорий, которое с течением времени прочно укоренилось в ментальных представлениях нации.

Отдельно сравниваются история появления и главные характеристики героев фронтира в США и Сибири, проводится различение их типов, приводится объяснение и обоснование особенностей «американского» и «сибирского» героя, причины более яркого проявления у них строго определенных черт. Подчеркивается взаимовлияние «мифа» о фронтире и «национального героя», порожденного этим «мифом».

Теоретическая значимость исследования заключается в первую очередь в возможности применения диссертационной работы в дальнейших исследованиях, связанных с формированием мифов и множественных образов в рамках феномена фронтира как в историческом контексте колонизационных процессов, так и в современном мире. Результаты исследования могут рассматриваться как одна из составляющих опорной культурологической базы для изучении проблем идеологии, национального характера, национального сознания и идентичности, массовых воззрений одной отдельно взятой нации.

Материалы исследования могут способствовать дальнейшему осмыслению феномена фронтира, стать отправной точкой для изучения этого явления в рамках не только истории и культурологии, но и других наук, в частности, политологии и психологии.

Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов проведенной работы в учебном процессе в качестве материала лекций, семинаров и спецкурсов по культурологии, истории, философии, социологии, этнологии, политологии, филологии.

Положения, выносимые на защиту: • Понятие «фронтира» сложное по содержанию; оно выделилось из общей теории границы, сформировав вокруг себя целую ветвь концепций, начиная с тёрнерианства - теории Фредерика Дж. Тернера о фронтире и заканчивая теориями западных ученых XX века, рассматривавших фронтир как место встречи более чем двух культур, зону мультикультурного взаимодействия. В свою очередь, термин «граница» на протяжении своей истории и, в частности, определялся в качестве:

1. линии, обозначающей пределы военного завоевания;

2. линии, показывающей географические контуры определенной территории;

3. линии, ограничивающей политические пределы суверенного государства;

4. линии взаимодействия и символического (в том числе ментального) противопоставления оппозиций, как например «варварство-цивилизация», «свой-чужой»;

5. зоны с постоянно меняющимися условиями существования и развития общества, охватывающей сразу несколько перечисленных пунктов.

Изучение фронтира как явления, возникшего в ходе колонизационных процессов, требует исследования понятий «колонизация» и «освоение». «Колонизация» понимается как феномен присваивания и окультуривания диких, нецивилизованных территорий силами народных масс, т. е. «снизу», и в то же время при участии государства, заинтересованного в обладании и использовании осваиваемой территории, т. е. «сверху». «Освоение» рассматривается как процесс исследования и возделывания диких территорий, заселения их колонистами исключительно «снизу», без политической подоплеки и без акцента на выраженные правительственные экономические и стратегические интересы. Результатом «колонизации» и «освоения» является образование различных колоний, которые необходимо типологизировать по определенным признакам, с тем, чтобы определить, к какому из типов относятся США и Сибирь. Типологизация колоний предполагает наличие трех основных типов: колонии-владения, колонии-поселения и колонии смешанного типа, объединяющего в себе черты первых двух.

В период зависимости от метрополии США определяются как поселенческая колония, впоследствии выделившаяся в отдельное государство, а Американский Запад признается полноправной частью страны, территорией планомерного освоения новых земель, входящих в состав США и не превратившихся в их колонию. Сибирь в период XVII - начала XX в., с одной стороны, в качестве внутренней колонии России, находится в сильной экономической зависимости от метрополии, с другой, обнаруживает зачатки национализма, сепаратистского движения и стремление к отделению от России в возможном будущем. В таком понимании статуса Сибири акцент делается в первую очередь на восприятии региона в роли колонии, нежели на официальный статус края. Понятие «мифа», многозначное и противоречивое в целом, в связи с феноменом фронтира рассматривается в культуре Америки как процесс мифологизации массового сознания жителей порубежья и

как результат этой мифологизации, существующий в виде набора типизированных образов фронтира, отразившихся в литературных, художественных, бытовых источниках.

• Влияние и значимость мифа о фронтире на историческое развитие и культуру США выражается в мифологизированном постулате об уникальности фронтира как явления, полностью сформировавшего американскую демократию, американскую нацию и американский характер. Реальное значение фронтира заключается при этом в огромной роли, которую он сыграл в процессе создания сильнейшего мифа, вплоть до наших дней оказывающего глобальное влияние на общественное сознание американской нации.

• В противовес мифу об американском фронтире миф о сибирском фронтире нельзя назвать полноценно сформировавшимся. В случае с Сибирью можно говорить лишь о создании множества типизированных образов региона, альтернативах дальнейшего обретения законченного мифа о Сибири. Отсутствие мифа о сибирском фронтире объясняется рядом объективных причин, в результате которых не сложилось образа положительного героя, взывающего к подражанию. Это приводит к невозможности реактуализации истории освоения Сибири как мифа. Апробация работы. Основные положения работы представлены в

докладах, зачитанных на конференциях: III международная конференция «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения», (2008); XIII международная конференция «Россия и Запад: диалог культур», (2009); XIV международная конференция «Россия и Запад: диалог культур», (2011).

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии из 303 наименований и приложений.

Основное содержание работы Во Введении обосновывается актуальность исследования, анализируется разработанность историографии и степень изученности темы, определяются предмет и объект исследования, ставятся цели и задачи, формулируются основные положения, выносимые на защиту, выделяются новизна изучаемой проблематики, методология исследования, источниковая база, хронологические и территориальные рамки обозначенной темы.

В первой главе «Теория фронтира и теория колонизации в культурологии США и России» рассматриваются основополагающие составляющие теории границы и процесс выделения непосредственно концепции фронтира, вводятся понятия линейной и зональной границы и «фронтира», дается этимологический разбор терминов «фронтир»,

«граница», «рубеж», «порубежье». При этом учитываются, как русские, так и английские термины, соответствующие одним и тем же понятиям. В историческом экскурсе разбираются концепции различных научных школ в изучении феномена границы. В частности, рассматриваются теории о границе как линии военных укреплений, как линии, четко отграничивающей государственную территорию и как линии, разделяющей символический мир «своего» и «чужого». Ставятся задачи проанализировать развитие теорий фронтира в США и России, определить то влияние, которое «западный» и «сибирский» фронтир номинально и фактически оказали на США и Россию.

В первом параграфе, «Фронтир в американской общественной мысли: основные взгляды на его значение», анализируются и сравниваются фронтиры США, Канады, Австралии и Индии, выявляются их сходство и различия, обзорно рассматривается вопрос формирования или отсутствия мифов на означенных фронтирах и делается вывод о том, что исходный тип границы (будь то граница как линия или граница как символ) рождает с течением времени другой дериватный тип, и в результате наложения этих двух типов друг на друга появляется феномен фронтира во всем его многообразии - таким, каким он был в США. Далее затрагивается вопрос, касающийся роли фронтира в истории Соединенных Штатов, и научного и общественного мнения о значении западного фронтира для Америки.

В первой главе рассматриваются основные теории в рамках американской историографии, авторства Фр.Дж. Тернера и его ближайших учеников и последователей, в полемике с его идеологическими противниками, представленными учеными нового поколения 30-х годов XX века, такими, как Н.П. Лимерик, Р. Слоткин, Д. Мёрдоу. В рамках зарубежных исследований, посвященных США, рассматриваются положения французского мыслителя и путешественника XIX в. А. де Токвиля.

Основополагающим тезисом концепции Тернера о фронтире является утверждение ученого о решающем значении фронтира как неистощимого запаса земель, ставшего главным фактором в формировании американской демократии, основанной на свободе и равенстве, американского мировоззрения, американской мечты, американской нации и образа американского героя. Тезис Тёрнера о том, что фронтир является местом встречи и столкновения дикости и цивилизации, преобразовался в концепцию фронтира-зоны, где сталкиваются и взаимодействуют несколько ранее замкнутых обществ с их индивидуальными, равно уникальными культурами и ценностями23.

21 Lamar H. and Thompson L. The Frontier in History: North America and Southern Africa Compared. New Heaven, Conn., Yale University Press, 1981. P. 7.

Критика тёрнеровской теории переросла в новые тенденции изучения фронтира и определения его как термина и феномена. В частности, Лимерик характеризует термин как националистический, расистский и этноцентричный и определяет как «место встречи» общностей, различающихся не столько стадиально (цивилизация versus дикость), сколько культурно. И не двух только общностей - покоренного аборигенного населения и его покорителей, - а сразу нескольких, представленных, наряду с потомками индейцев и белых колонистов, испано-американцами, афро-американцами, китайцами и т.д. При таком подходе фронтир воспринимается не как подвижный вал западной экспансии, а скорее как мультикультурное пространство, постепенно изменяющееся в процессе взаимодействия его различных составляющих25.

В свою очередь, Ричард Слоткин развенчивает и саму теорию фронтира, и миф о нем, делая акцент на «возрождении через насилие» как дискурсе, прошедшем через всю историю развития западного фронтира и США в целом. В трех томах своего капитального исследования он базируется на материале ранних автобиографий XVIII века, бульварных романов и романов о пионерах, а также на материале первых ковбойских шоу, современных голливудских фильмов и на политическом дискурсе XIX и XX веков. Слоткин выдвигает идею о том, что в рамках мифа и в сознании рядовых американцев фронтир до сих пор выступает конституирующим элементом в воцарении «европейской цивилизации Добра» над «варварской дикостью Зла», а насилие и стремление к разрушению, ставшие основополагающей чертой американского характера в условиях дикости фронтира, получали полное оправдание.

Дэвид Мёрдоу делает акцент на развенчании мифа о фронтире, последовательно разбирая каждую из его составляющих. Он анализирует элементы этого мифа в хронологической последовательности - от мифа о фронтирсменах до мифа об американском герое и «американской мечте» -и приводит в доказательства их несостоятельности исторические факты, описывающие действительность, существовавшую на момент появления того или иного мифа27.

Вопрос о значимости фронтира для формирования американской демократии рассматривается А. де Токвилем несколько с других позиций,

24 Limerick P.N. 'What on Earth is the New Western History?' / Trails: Towards a New Western History. Lawrence, Kansas. University of Kansas Press, 1991, P. 85. Изложено no: FurnissE. Imagining the frontier.. .P. 27.

25 Furniss E. Imagining the frontier... P.27. See also: Aron S. Lessons in Conquest: Towards a Greater Western History. // Pacific Historical Review, May 1994. P. 63.

26 Slolktn R. Regeneration through violence: the mythology of the American frontier, 1600-1860. / University of Oklahoma Press, Norman. 2000. The fatal environment: the myth of the frontier in the age industrialization, 1800-1890. / University of Oklahoma Press, Norman. 1998. Gunfighter nation: the myth of the frontier in twentieth-century America. / University of Oklahoma Press, Norman. 1998.

27 Murdoh D.H. The American West. The Invention of the Myth. - Welsh Academic Press. Ashley Drake Publishing Ltd., Cardiff. 2001.

нежели Тернером. Французский мыслитель признает значение фронтира для американской демократии, но при этом полагает, что фронтир не играл определяющей роли, и без ряда других условий, даже при наличии свободных неосвоенных земель, США не достигли бы той формы демократического устройства общества, которой они так гордятся.

Во втором параграфе «Теория колонизации России: историческое значение освоения Сибири» дается краткий экскурс, описывающий ход освоения, включая первые контакты Руси с народами Сибири, этапные периоды освоения в исторической ретроспективе, отмечаются установившиеся, но размытые границы региона.

Здесь затрагивается ключевой для данной главы вопрос о значении Сибири как фронтира для прошлой истории России и для развития страны в будущем. Приводится концепция областников - представителей сепаратистского сибирского движения: а именно, о возможности отделения Сибири от России и формировании «второй Америки» на сибирских землях, подробно разбирается вопрос о вероятности воплощения этой теории в реальность и делается вывод о невозможности реализации подобной идеи в связи с отсутствием в России ряда факторов, которые были бы необходимы для полного типологического и фактического сходства в освоении Сибири с освоением американского Запада, и соответственно, для получения аналогичных результатов. В качестве недостающих необходимых условий либо условий, препятствующих «правильному» развитию колонизации, приводятся: 1) отсутствие развитого капитализма в России и системы внутреннего рынка в Сибири; 2) плохое транспортное сообщение между регионом и основной частью страны; 3) отсутствие развитого гражданского общества и гражданского сознания у населения России и Сибири; 4) влияние общинного крестьянского уклада и консерватизма крестьян на темпы и объем вольно-народной колонизации и, следовательно, процесс качественного заселения края.

В целях лучшего понимания тенденций и закономерностей в процессе колонизации Сибирской земли, рассматривается правительственная политика в отношении Сибири на протяжении XVII-начала XX веков, анализируются мотивы правительства в стремлении освоить данный регион, столкновение или совпадение этих интересов с интересами простого народа, разбираются результаты и последствия по большей части патерналистской, потребительской политики Российской Империи. В заключении параграфа затрагивается тема реального значения Сибири для России.

Во второй главе «Процесс освоения американского и сибирского фронтира» вводятся понятия «колонизация» и «колониализм», «колония», проводится типологизация колоний с выделением трех типов: эксплуатируемой, поселенческой и колонии смешанного характера, а

также определяется, к какому из типов относятся США, Американский Запад и Сибирь.

В первом параграфе, «Тип освоения на американском и сибирском фронтире», проводится анализ типов колоний и выявляются критерии по которым колония может считаться принадлежащей к одному из трех перечисленных типов, даются наглядные примеры подобных колоний с разбором по предложенным критериям; выводятся общие характеристики колоний любого типа, к которым относятся: 1) зависимость колонии от метрополии, 2) удаленность колонии от метрополии, 3) факт освоения колонии гражданами страны-метрополии, 4) уничтожение, ассимиляция и/или маргинализация местного населения колонии в ходе освоения, 5) восприятие колонии метрополией в качестве ресурсной базы.

В подпараграфе «США: тип поселенческой колонии» приводится исторический обзор освоения США англичанами с начала XVII века, дается описание первых колоний, их устройства, управления, тенденций развития. Рассматривается вопрос взаимоотношений колонистов с местным аборигенным населением, а также позиция колонистов по отношению к власти метрополии и тенденции к самоуправлению и отделению от Соединенного Королевства. В результате анализа делается вывод о колониальной природе США до обретения независимости и об отнесении ее к типу поселенческой колонии.

В этом же подпараграфе ставится вопрос об определении статуса Американского Запада. Проводится обзор продвижения фронтира вглубь страны с выделением исторических этапов после обретения Штатами независимости в 1776 году, приводятся статистические данные относительно темпов продвижения фронтира, описываются общие тенденции в политике правительства в отношении вольного движения фронтирсменов и делается вывод о том, что Запад США являлся органичной частью страны, последовательно вписывающейся в ее границы.

Во втором параграфе «Статус Сибири как колонии и как части России» приводится обзор понятия «колонизация» в русской историографии и тенденций применения соответствующего термина наравне и в сравнении с терминами «переселение» и «заселение» начиная с середины XIX в., вводится понятие «колонии» в историческом понимании и рассматривается вопрос о типологизации Сибири как эксплуатируемой колонии или как интегральной части России, претендующей на полную независимость, делается предварительный вывод о колониальном характере Сибири с учетом анализа Сибири по выделенным ранее критериям колониальности.

Здесь приводится исторический обзор освоения Сибири в XVI веке, анализируется политика правительства в отношении сибирских инородцев, рассматривается мнение о мирном присоединении Сибири в противовес

«геноциду» индейцев в США и ставится под сомнение вопрос о спорности утверждения о мирном присоединении Сибири. Посредством анализа поселенческой политики России в Сибири в XIX веке выявляется тенденция потребительского отношения российского правительства к Сибири и делается окончательный вывод о том, что российское правительство видело в Сибири по большей части ресурсную базу и подходящий «буфер» со странами Востока, такими, как, например, Китай. Здесь же затрагивается оппозиционная официальной точка зрения декабристов, а позднее областников, о Сибири как о регионе, стремящемся к независимости и достойном более высокого, нежели колониальный, статуса. Делается вывод о невозможности отделения Сибири от России и выделении ее в независимое государство в силу большой экономической зависимости Сибири от России и неразвитости демократических и гражданских начал в общественном сознании местного населения.

В заключение главы подводится итог, выразившийся в мысли, что с учетом восприятия сибирского региона правительством, и в то же время с учетом роста населения и превращения Сибири в одно большое поселение с зачатками национализма, ее можно отнести к колониям 3-го, смешанного типа.

В третьей главе «Фронтир в общественном сознании американцев и русских» речь идет об отражении феномена фронтира непосредственно в культуре двух стран через мифы и образы, возникшие в общественном сознании в ходе освоения и развития территорий Американского Запада и Сибири.

Первый параграф, «Мифология фронтира в США. Единый образ Американского Запада», вводит широкое и более узкое культурологическое понимание мифа. Миф в традиционном понимании обычно поясняет историю появления мира, и в тех обществах, в которых он пересказывается из поколения в поколение, выступает в качестве неоспоримой истины28; тогда как в позднейшем понимании он видится вымыслом, сказкой29. Миф рассматривался в данном диссертационном исследовании как история, фактически являющаяся вымыслом, но воспринимаемая в обществе как истинная, которая при этом отражает культуру, формируемую в обществе, и одновременно способствует сотворению идеологии страны, закрепляемой в национальном сознании. Акцентируется внимание на постоянном присутствии мифа в человеческой жизни, его каждодневной реактуализации и участии в современном мире не в меньшей степени, нежели в прошлом. В подтверждение этого

28 Myth. Myths and myth-making in the contemporary world. / Cited after Jan Brunvand: "Myths, then, may be defined as 'traditional prose narratives, which, in the society in which they are told, are considered to be truthful accounts of what happened in the remote past'." // [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic213433.files/21_Myth.pdf

29 Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1984, с. 317. Цит по: Вашенко А.В. Суд Париса: Сравнительная мифология в культуре и цивилизации. - M., МГУ им. M. В. Ломоносова, 2008. - С.6.

постулата проводится анализ мифа об американском фронтире, затрагивается вопрос о его значении в американской истории, истоках его формирования и процессе его создания.

Вкратце миф о фронтире в Соединенных Штатах можно описать как явление, которое сформировало и поныне определяет «политическую риторику прогресса пионеров, миссии США в мире и вечную борьбу с силами тьмы и варварства»30. Миф о фронтире зиждется на идее, которую привезли с собой отцы-пилигримы, о том, что они и все последующие поколения американцев - избранная Богом нация, призванная создать «рай на земле», которую Господь даровал им как землю обетованную на Северо-Американском континенте. Идея об американской исключительности со временем нашла воплощение в представлении о Manifest Destiny - доктрине о явном предначертании США нести плоды, зерно Добра и истинной веры и демократии не только варварам-индейцам, но и всему миру в целом. Необходимость «завоевания новых территорий», следование пуританской вере в достижение всего своими силами, «упрощение жизни» на фронтире в условиях дикости — снимали ограничения на использование средств насилия в достижении целей освоения и формировали характер американца как индивида, живущего по принципам социального дарвинизма.

Процесс формирования идеологии фронтира проходит через постоянную актуализацию мифа, создание исторических образов-клише, отражающих определенные факты истории, но описывающих их метафорическим языком, присущим мифу, так что прошлое страны идеализируется посредством мифа, позволяя образам фронтира прочно держаться в американском обществе, в сознании американцев вплоть до наших дней.

Фронтир представляет собой, таким образом, единый миф, и множество разнообразных отдельных мифов, рождавшихся в процессе освоения американского Запада и в ходе развития США: миф об американской исключительности, миф о неограниченных свободных землях, миф о природном богатстве Западных территорий, миф об американском индивидуализме, миф об американской демократии и миф о прогрессе. Это также мифы об индивидуумах или, скорее, типизированные мифологизированные образы пионера, траппера, виджилянта, ковбоя, существующие и по отдельности, и слитно - в цельном образе американского героя как такового, кем бы он ни был по происхождению и роду деятельности. Американские аборигены и их взаимоотношения с белыми колонистами также вплетены в структуру мифа. Все эти множественные мифы, которые, в свою очередь, породили не менее многочисленные образы, являются составляющими элементами одного

30 Slotkin R. The fatal environment: The myth of the frontier in the age of industrialization, 1800-1890. - New York, Atheneum, 1985.-P. 12.

единого мифа о фронтире. Завершение параграфа посвящено краткому разбору некоторых из перечисленных отдельных мифов и освещению образов американских героев фронтира - таких, как фронтирсмен, траппер, скаут и ковбой. Рассматривается эволюция образов героев от исторически более не менее обоснованных к образам, полностью созданным литературными усилиями журналистов, писателей и других агентов мифотворчества. Особо выделяется романтическая эпоха в истории фронтирного мифа, и жанр вестерна, оказавший огромное влияние на сохранение идеи фронтира и его героя начиная с конца XIX до конца XX веков.

Во втором параграфе «Мифология фронтира в России: множественные образы Сибири», дается обоснование тезиса о несформированности «сибирского мифа» по сравнению с мифом западным, но признается факт существования огромного пласта сугубо положительных и отрицательных типизированных образов Сибири, нашедших отражение в литературных, художественных и медиаисточниках на протяжении Х1Х-ХХ веков.

В анализе образов Сибири структурно выделяются образы природы края и людей, его населяющих. «Дикий край каторги и ссылки» соотносится с образом «бродяги-преступника, изгоя общества», «прекрасная Даурия, богатая различными дарами» совпадает с образом «сибиряка - хитрого, целеустремленного, гостеприимного индивидуалиста». В доказательство правомерности этих утверждений приводятся многочисленные свидетельства различных путешественников и насельников Сибири из разных слоев общества, разных по роду деятельности: от писателей до собственно самих сибиряков и ссыльнопоселенцев. Упоминаются также некоторые тенденции восприятия Сибири иностранцами.

Попытка выделить образ сибирского героя, подобный герою американскому, приводит к выводу о том, что подобный образ на сибирской почве не был сформирован, а герой сибирского фронтира имеет трагический характер, неявен и не взывает к стремлению повторить подвиг борьбы с сибирской природой и суровой жизнью, хотя и вызывает всяческое уважение. И, наконец, подводится общий итог о том, что формирование мифа о сибирском фронтире является делом будущего развития региона, и на данном этапе не может считаться полноценно завершенным.

В Заключении даются общие выводы по всем поставленным в исследовании вопросам. Здесь резюмируются тезисы о том, что: западный фронтир США являлся важным, но не решающим фактором для развития Америки; фронтир США обладает сильным мифологическим влиянием, во многом сформировавшим и до сих пор поддерживающим стереотипизированные представления американцев о действительности и

образ США в массовом сознании их граждан, тогда как вопрос о том, какое влияние может оказать миф о фронтире в будущем, остается открытым; Сибирь в существовавших исторических условиях потребительского отношения к ней власти и при отсутствии развитого рынка и гражданского сознания у населения не могла отделиться от России и оформится во «вторую Америку»; дальнейшее развитие региона принадлежит иной эпохе и требует отдельного изучения.

Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. «Вклад декабристов в изменение в российском сознании образа Сибири». // Сборник Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения, 24 - 25 октября 2008 г. / Отв. ред. A.B. Ващенко, М.Д. Потапова. - М.: ФИЯР МГУ, 2009. - С.352-367

2. «Фронтир как один из факторов и мифов американской истории» // Вест. Моск. ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4. С. 80-88. (Входит в список ВАК).

3. США: классическая колония-поселение // Вест. Моск. ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4. С. 44-50. (Входит в список ВАК).

4. Сибирь - колония или интегральная часть России? // Сборник материалов XIV международной конференции «Россия и Запад: диалог культур», 24-26 ноября 2011. (В печати).

Отпечатано в ООО «Компания Спутник-н» ПД № 1-00007 от 26.09.2000 г. Подписано в печатьЮ.01.2012 г. Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,5 Печать авторефератов (495)730-47-74,778-45-60

 

Текст диссертации на тему "Феномен фронтира в культуре Америки и России"

61 12-24/65

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Факультет иностранных языков и регионоведения Кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур

На правах рукописи

ПАНАРИНА Дарья Сергеевна Феномен фронтира в культуре Америки и России (США и Сибирь)

24.00.01 - Теория и история культуры (культурология, исторические науки)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор A.B. Ващенко

Москва 2011

Оглавление

Введение.........................................................................................3

Глава 1. Теория фронтира и теория колонизации в культурологии США и России...............................................................................27

1.1 Фронтир в американской общественной мысли: основные взгляды на его значение..........................................................................34

1.2 Теория колонизации России: историческое значение освоения Сибири.....................................................................................55

Гпава 2. Процесс освоения американского и сибирского фронтира.....................................................................................83

2.1 Тип освоения на американском и сибирском фронтире.................83

2.2 США: тип поселенческой колонии..............................................93

2.3 Сибирь: проблема определения типа региона.............................109

Глава 5. Фронтир в общественном сознании американцев и русских.......................................................................................735

3.1 Мифология фронтира в США: единый образ Американского Запада........................................................................................735

3.2 Мифология фронтира в России: множественные образы Сибири.......................................................................................¡62

Заключение................................................................................у 86

Библиография............................................................................¡90

Приложения..............................................................................208

Введение

Актуальность темы исследования. Изучение феномена границы было актуально в любую эпоху, поскольку сама проблематика этого феномена затрагивает многие области общественного бытия и общественного сознания. На современном этапе исследование вопросов границы представляется еще более необходимым в условиях глобализации, тенденции к постоянному расширению единого коммуникационного пространства, к стиранию множества прежде высоко значимых разграничительных линий на карте мира - экономических, исторических, культурных, вплоть до политических.

В то же время сильный интерес к феномену границы в самых разнообразных его проявлениях вызывают последствия распада СССР. С выделением из Советского Союза ряда новых независимых государств, ранее бывших частями одного централизованного целого, заново актуализировалась проблема пограничных пространств. При этом в фокус исследовательского внимания попадают не только специализированные вопросы трансграничных взаимоотношений между различными нациями, но и сама роль границы, а также примыкающих к границам территорий как коридоров формального и неформального взаимодействия и взаимовлияния соседних, когда близких, когда ощутимо различающихся экономик, политических систем и культур.

Все вышесказанное побуждает обращаться к истории данного феномена, к вопросу об изменении его значений в различные эпохи, в том числе и к уникальному явлению фронтира, возникшему на американской почве в XVII веке с появлением в Северной Америке первых колоний-штатов, развернувшемуся в процессе динамичной колонизации европейцами североамериканского континента, но научно осознанному лишь к концу XIX столетия.

Отдельный интерес представляет изучение фронтира в других странах,

в особенности в России, где это явление представлено различными

з

территориями, в том числе регионом Сибири и имеет не менее длительную и насыщенную историю, чем история Запада США. Неслучайно в последнее время стали появляться сравнительные работы, рассматривающие под разными углами зрения и в разных аспектах особенности освоения американского и русского фронтиров. Специально хотелось бы упомянуть здесь наиболее полное сравнительное исследование Запада США и Сибири, осуществленное А.Д. Агеевым1. Но и после опубликования его монографии компаративистика фронтиров не может считаться достаточно разработанной, в особенности когда речь идет о культурологических подходах к проблеме.

Рассматривая фронтир, его роль и место в культуре выбранных для сравнения стран, то есть США и России, необходимо учитывать обширность самого понятия «культура». О том, насколько оно неисчерпаемо, свидетельствует множественность его известных определений: по подсчетам И.П. Вейнберга2, в начале 1960-х годов их насчитывалось 250, спустя полвека их численность как минимум удвоилась. Следовательно, необходимо четко обозначить те его функциональные рамки, пребывая в которых, можно получить оптимальные возможности для раскрытия особенностей фронтира именно как культурного феномена.

Можно проанализировать явление фронтира непосредственно через его отражение в плодах культурного развития человечества - в фольклоре и художественной литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Можно опереться на крайне разнообразную, хотя часто и поверхностную, информацию, полученную из газет, журналов, электронных СМИ. Однако оба этих подхода требует значительно более широких границ исследования, нежели кандидатская диссертационная работа, а его результат будет претендовать на статус объемной монографии. В связи с этим, мы пришли к заключению, что искомые оптимальные возможности для культурологического анализа фронтира будут обеспечены в том случае, если

1 Агеев А.Д. Сибирь и Американский Запад: движение фронтиров. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 334 с.

2 Вейнберг И.Д. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986. С. 7.

этот феномен будет рассмотрен через призму его «образов». Под образом здесь понимается социальная репрезентация типизированных, эмоционально окрашенных представлений нации, народа, этнической, конфессиональной и/или социальной группы о фактах, явлениях, событиях истории; о географически, этнически и социально очерченных территориях; о реалиях жизни в прошлом и настоящем и их проекциях в будущее. Образ репрезентируется путем отражения в искусстве, в повседневной жизни, быте, стереотипах и мировоззрении конкретной группы людей, в том числе о себе и своем бытие. Имеются в виду не все вообще образы в сознании различных слоев населения США и России и в мировоззрении самих жителей пограничья, фронтирсменов, но образы по преимуществу типизированные, мифологизированные и именно в таком виде отразившиеся как в «высоких», элитарных (художественная литература), так и в «низких», рассчитанных на массового потребителя (беллетристика, киноискусство), областях культуротворчества, а также проявившиеся в языке, бытовых каждодневных реалиях, по сути, не входящих в сферу целенаправленного мифо- и культуротворчества.

Обзор историографии темы. Степень ее изученности. Выбранная тема вписывается в рамки более общих теорий границы, получивших развитие с древнейших времен - с древних китайских хроник 1 и представлений о границе великого китайского историка Сыма Цяня, разделявшего мнение о том, что Китай окружен варварской периферией, которую он как цивилизованный мир должен «окультурить» или как минимум отодвинуть2. Более конкретное осмысление понятие «фронтир» получает в Средние века. Период с XIV по XVI вв. характеризуется пониманием фронтира как укрепленной линии, являющейся преградой нападению, т. е. термин «фронтир» имеет военно-фортификационное значение. В эпоху Великих географических открытий понятие «фронтир»

1 Lien-Sheng Yang. Historical Notes on the Chinese World Order // J.K. Fairbank (Ed.). The Chinese World Order. -Cambridge, 1968. P. 21.

2 Сыма Цянь. Исторические записки. - М.: Восточная литература, 2002. Т. VIII, гл. 110.

начинает приобретать зональное значение, которое окончательно оформляется в научном мире в течение XIX-XX веков. С появлением первой цельной теории фронтира и введением этого понятия в научный оборот в новом его понимании американским ученым-историком Фредериком Джексоном Тёрнером происходит и окончательное размежевание терминов «фронтир» и «граница».

Предложенная Тёрнером концепция фронтира как места встречи дикости и цивилизации и как явления, в полной мере сформировавшего американскую демократию, американский национальный характер и мировоззрение американцев, породила целое направление исследований -«тёрнерианство», представленное в основном американскими учеными -последователями Тернера. Самим Тернером она была впервые изложена в статье «Проблемы американской истории», вышедшей в печать в сборнике университета Висконсина "Aegis". В дальнейшем она легла в основу более полной работы Тёрнера о «Значении фронтира в американской истории», опубликованной в «Актах исторического общества» штата Висконсин. Широкое публичное освещение концепция Тёрнера получила в 1893 г. на ежегодном заседании Американского исторического общества, где Тёрнер выступил с одноименным докладом1.

Концепция Тёрнера многогранна и противоречива. Основные ее положения сводятся к тезису об уникальности развития Соединенных Штатов в силу наличия западного фронтира, т. е. неограниченных свободных земель и неограниченных же возможностей для продвижения вперед2. В упрощенном виде сущность концепции Тёрнера наиболее ярко выразил один из его последователей и любимых учеников Э.М. Саймоне, писавший: «Пока существовала такая подвижная пограничная полоса, Соединенные Штаты являлись единственной страной в мире, где в течение многих поколений

^Ефимов A.B. Очерки истории США. 1492 - 1870 гг. - М.: Учпедгиз, 1958. [Электронный ресурс] доступа: WWW.URL:http://www.biografia.ru/arhiv/amerika69.html. Последнее посещение: 5.12.2011.

2 Тёрнер Фр. Дж. Фронтир в американской истории. - М.: Весь мир, 2009.

- Режим 6

жители могли по собственному усмотрению выбирать, в какой из исторических эпох социального развития им жить»1.

Теория Тернера также ставила насущную проблему дальнейшего развития страны в условиях закрытия фронтира и, следовательно, утраты американцами их уникального ресурса свободы - Запада.

Начиная с 30-х гг. XX века теоретические построения Тернера подверглись серьезной критике со стороны новой школы ученых, занимающихся американским Западом, которые опровергали основные положения тёрнеровской концепции. Ярким представителей этой школы является Нельсон Патриция Лимерик; она рассматривает термин «фронтир» как националистический, расистский и этноцентричный2, а также спорит с Тернером по факту закрытия географического фронтира, полагая, что в четко

о

очерченных границах от Миссисипи до побережья Тихого океана этот регион остается характерным и самобытным, и, по сути, является местом встречи более чем двух общностей, различающихся не столько стадиально (цивилизация vs. дикость), сколько культурно. Таким образом, в интерпретации Лимерик фронтир выступает не как подвижной вал западной экспансии, а скорее как мультикультурное пространство, постепенно изменяющееся в процессе взаимодействия его составляющих4.

Является ли верным утверждение Лимерик о сохранении географического фронтира, остается спорным вопросом, однако большой популярностью и распространенностью пользуется точка зрения о сохранении цивилизационного значения фронтира в качестве социокультурного архетипа в американской ментальности5.

1 Цит. по: А. В. Ефимов. Указ. соч. С. 91

2 Limerick, P.N. 'What on Earth is the New Western History?' // P.N. Limerick, C.A. Milner II, and Ch.E. Rankin (eds.). Trails: Towards a New Western History. - Lawrence, Kansas: University of Kansas Press,1991. P. 85. См. также: The Frontier in American Culture. / Essays by R. White and P.N. Limerick. / Ed. by J.R. Grossman. -Berkley and Los Angeles: University of California Press, 1994.

3 У Тернера в целом, если не рассматривать смещение различных фронтиров в хронологическом аспекте, территория Дикого Запада включала в себя регион от Аллеганских гор до Тихого океана. См.: Тёрнер, Фредерик. Фронтир в американской истории. - М.: Весь мир, 2009. С. 222.

4 Furniss, Е. Imagining the frontier... P. 27. See also: Aron, Stephen. Lessons in Conquest: Towards a Greater Western History // Pacific Historical Review, May 1994. P. 63.

5 Согрин B.B., Троицкая Jl.M. От редакторов // Тёрнер Фр. Дж. Указ. соч. С. 8.

Наравне с Лимерик, в современном американском историческом дискурсе о фронтире выступает Ричард Слоткин, подвергший критическому анализу саму идею фронтира США. Он последовательно рассмотрел1 процесс создания мифа о фронтире в том виде, в каком тот отразился в литературных трудах XIX-XX веков и пришел к выводу о том, что миф о фронтире - это миф о Северной Америке как свободной территории, на которой, используя плоды высшей цивилизации, можно построить рай на земле руками белых колонистов, задействуя при этом любые доступные методы и «возрождаясь через насилие». Это «возрождение через насилие» в значительной степени определяет американскую идентичность, которая в дальнейшем многократно подтверждается и через акты политической и военной агрессии со стороны США, и через «культурную» составляющую разнообразных голливудских фильмов, прославляющих борьбу и победу методами насилия .

Если Слоткин критикует идею фронтира в целом, то Дэвид Мёрдоу (David Murdoh) делает акцент на развенчании мифа о фронтире, последовательно разбирая каждую из его составляющих. Он анализирует элементы этого мифа в хронологической последовательности их возникновения - от мифа о фронтирсменах до мифа об американском герое и «американской мечте» - и приводит в качестве опровержения их состоятельности исторические факты, описывающие действительность, существовавшую на момент появления того или иного мифа3.

Нельзя не сказать в рамках темы и о знаменитой работе французского философа, мыслителя и историка Алексиса де Токвиля, который задолго до Тернера задался вопросом об истоках и содержании американской демократии и опубликовал свои размышления и наблюдения в труде

1 Slotkin, R. Regeneration through Violnce: The Mythology of the American Frontier, 1600 - 1860. - Middletown, (Conn): Wesleyan University Press, 1973; The fatal environment: the myth of the frontier in the age industrialization, 1800 - 1890. -Norman: The Oklahoma University Press, 1998; Gunfighter nation: the myth of the frontier in twentieth-century America. - Norman: The Oklahoma University Press, 2000.

2 Cm.: Slotkin, R. Regeneration through Violence...

3 Murdoh, D.H. The American West. The Invention of the Myth. - Cardiff: Welsh Academic Press; Ashley Drake Publishing Ltd., 2001.

«Демократия в Америке»1. Он признает значение фронтира для американской истории и в частности для формирования американской демократии, но, в отличие от Тернера, придерживается мнения, что фронтир не являлся единственным или ключевым фактором ее рождения. Согласно Токвилю, процесс создания американской демократия и американской нации был обусловлен также рядом других причин и сочетанием множества условий2.

В целом историей Запада, колонизации и освоения Америки, равно как и отдельными экономическими, политическими, социальными, культурными и другими процессами, имевшими место на фронтире, занимались многие авторы. Из наиболее значимых исследований общеисторического, социального и экономического характера следует назвать работы

Д. Бурстина3, Т.К. Кларка4, P.A. Биллингтона5, Д. Джеймса6, а также два

1 8

сборника статей, вышедшие под редакцией Дж. Стеффена и Д. Эллиса . Основополагающими работами о мифе на фронтире и о собственно мифе Запада являются, помимо уже упоминавшихся трудов Лимерик, Слоткина и Мёрдоу, исследования Э. Фёрнисс 9 , Г.С. Кирка 10 , Дж. Тирмана 11 , Дж. Фолсома12, Дж. Калдер13, Дж. Фарагера14, Э. Уайта1; не потеряла своего

1 Первые две части «Демократии в Америке» вышли в 1835 г, вторые две части были опубликованы в 1840 г., все во Франции. См.: Бутенко В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - М.: Русское слово, 1996 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL:http://larevolution.ru/BE-Tocqueville.html

2 Токвилъ, Алексис де. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1992.

3 Boorstin, D.J. The Americans. Vol. 1. The colonial experience, 1965. Vol. 2. The national experience, 1969.

4 Clark, T.D. Three American frontiers. Writing of Thomas D. Clark. Ed. with an introduction by H. Hamilton. -Lexington: University of Kentucky Press, 1968.

5 Billington R.A. The Far Western Frontier, 1830 - 1860. - London: Hamilton, 1956.

6 James, D.E. Frontier America, 1800 - 840: A comparative demographic analysis of the settlement process. -Glendale (Calif.): Clark, 1977.

7 The American West: New perspectives, new dimensions. / Ed. and with an introduction by J.O. Steffen. - Norman: University of Oklahoma Press, 1979.

8 The Frontier in American development. Essays in honour of Paul Wallace Gates. Ed. by D.M. Ellis. - Ithaca-London: Cornell University Press, 1969.

9 Furniss, E. Imagining the frontier: comparative perspectives from Canada and Australia // D.B. Rose, R. Davis (Eds.). Dislocating the Frontier: Essaying the Mystique of the Outback. - Canberra: ANUE Press, 2005.

10 Kirk G.S. On defining myths. Sacred narratives, readings in the theory of myth. / Ed. by A. Dundes. -Berkley and Los Angeles: California University Press, 1984.

11 Tirman, J. The Future of the American Frontier // The American Scholar Essays, Winter 2009.

12 Folsom, J.K. The American Western Novel. - New Heaven (Conn.): College and University Press, 1966.

13 Calder, J. There Must Be A Lone Ranger. The Myth and Reality of the American Wild West. - London: ABACUS edition, Sphere Books Ltd., 1976.

14 Faragher, J.M. The Myth of the Frontier: Progress or Lost Freedom //The American West. September 2006, No. 9. The Gilder Lehrman Institute of American History.

значения и вышедшая свыше 60 лет назад этапная для своего времени книга Г.Н. Смита2.

Колонизационные процессы в России рассматривались учеными, начиная с XVIII века, со времени знаменитого высказывания М.В. Ломоносова о том, что «Россия будет при�