автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Загитова, Лилия Чулпановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ МУЗЫКИ.
1.1. Онтологическое значение звука как универсального космического явления.
2.2. Трансцендентальное понимание музыки в религиозно-философских учениях Востока.
3.3. Философские воззрения на музыку в Западной Европе.
ГЛАВА II. ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА.
2.1. Онто-гносеологическая роль музыкальных понятий «гармония», «ритм» и «мелодия» в философском познании.
2.2. Принципы музыкального отражения и резонанса как формы симметрии в системе отношений «макрокосм и микрокосм».
2.3. О воздействии энергетики звуковой материи на бытие человека.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Загитова, Лилия Чулпановна
Актуальность темы исследования Музыка представляется наиболее духовным из искусств и одним из наиболее загадочных феноменов человеческого бытия. Магическое воздействие музыки и звука на людей привлекало к себе внимание человека с глубокой древности. Магия звука ощущается в его «нематериальности». Звук подчас не выдает своих источников, обладает способностью исчезать, растворяться, уходя в «никуда». Это не могло не породить предположений об особом, неземном происхождении звука как средства общения не столько между людьми, сколько между людьми и «иными мирами». Так в культуре Востока, где музыка с давних времен была неотъемлемой частью жизни общины, музыканты и певцы окружались большим почетом, поскольку рассматривались как посредники между миром людей и божественным миром.
В историческом плане феномен музыки был всегда тесно связан с мировоззренческими представлениями человека. Входя в звуковую среду, древний человек включался в музыкальную деятельность, объемы которой расширяли его опыт, сознание. Такая «музыкально-гносеологическая» деятельность человека была обусловлена его глубинной внутренней потребностью познания мира, самого себя, своего места в мире. В жизни он стремился найти точку опоры в виде закона гармонии, объясняющего целесообразность переживаемых им внешних и внутренних состояний.
Музыка была и остается особым видом философского познания мира — музыкальной гносеологией, а также предметом нравственно-философского анализа человеческой души, т.е. этико-нравственной гносеологией. Формирование и событийное развитие социальных процессов современного человечества происходит при самом непосредственном и мощном воздействии на них музыки. В социуме музыка реализует общемировоззренческую, гносеологическую, нравственно-воспитательную, медико-терапевтическую и другие функции. Нарастающее многообразие феноменов информационного общества глубоко изменяет природу музыки, качественно расширяя ее возможности в синтезировании новых культурных, моральных и социальных ценностей, в формировании определенного стиля и образа жизни.
Музыка живет только в звучании, но сказать, что музыка есть звучание, значит, низвести ее на уровень слуховых ощущений, редуцировать этот удивительный феномен, наполненный глубоким смыслом, до уровня инструментального мастерства извлечения звуков. Музыка представляет собой нечто неизмеримо большее и иное: она дает человеку шанс вступать в жизненно важный контакт с труднодоступными уровнями существования человека и мира, указывает на нечто «впереди» себя, но то, на что она указывает, неотделимо и неотличимо от звучания.
Мир музыкальной формы - идеальный мир, в котором синтезируются ритмические движения космической жизни. Именно в музыке изначально заложена основа творения, гармонизации всего сущего, базовая созидательная сила. Музыка и ее основа - звук — являются своеобразным резонатором природы. Музыка вызывает в душе человека глубокие чувства, отражая в ней великие движения мирового бытия. Благодаря глубоким и тайным взаимосвязям человека и космоса значение музыкальных звуков безмерно возвышается над звуками как таковыми. Неадекватное отражение в музыке небесной гармонии отрицательно воздействует на жизнь человека и разрушает гармонию его духа. Человек одухотворенной и совершенной души всегда стремится к возвышенному, прекрасному, гармоничному и мелодичному. Когда человек все это понимает, он пытается создать совершенную музыку. Только та душа, которая живет в соответствии с космическим порядком, способна улавливать ритмы Вселенской гармонии и созерцать сущность вещей земного плана. Об этом свидетельствуют многие древнейшие учения, как Востока, так и Запада. Погружение в мир таинственной музыки приводит человека в состояние покоя и гармонии, направляет его к совершенству.
В музыке человек интуитивно ощущает непосредственную связь со своим абсолютным началом. И когда эта связь сознательно установлена, это начало вызывает движение истинной человеческой души, т.е. гармонию. Такой человек знает, что абсолютное начало невозможно выразить словами. Но это в некоторой степени под силу музыке.
Через музыку познается единство мира, сущность человека, смысл его жизни и истинное назначение. Осмысливая это, философия подходит к изучению сущности музыки, понимая, что истоки ее лежат в древних пластах культуры, рассматривавших ее как универсальную, созидательную силу. В этих условиях философское осмысление онтологических и теоретико-познавательных проблем музыки становится настоятельной потребностью. Поэтому актуальность заявленной темы определяется необходимостью философски осмыслить понятие «музыка» с целью вернуть ему статус универсальной социокультурной доминанты в бытии человека.
Степень разработанности проблемы. Музыка как феномен культуры является предметом изучения различных областей знания. На протяжении веков шел постоянный обмен философскими идеями, художественным опытом, достижениями в области музыкального искусства, педагогики. Особое развитие получает, например, наука о музыке, повлиявшая на систему музыкального воспитания и образования народов стран Востока. О музыке писали крупнейшие ученые Дуань Анцзе, Конфуций, Цай Юэнь Дин, Шэнь Юань Цинь, Юэцзи (Китай); Матанга, Шарнгадева (Индия).
Для мыслителей Запада музыка являлась одним из важнейших средств познания мира и нравственно-духовного становления человека. В исследовании проблем генезиса понятия гармонии и идеи о вселенской музыке как универсальной основы познания мира человеком значительный вклад в мировую философию внесли Пифагор, Платон, И. Кеплер, Ф. Шеллинг, И. Кант, В. Вернадский.
Проблема генезиса звука, взаимодействия физических и метафизических его компонентов, а также эволюция представлений на развитие музыкального звука исследовали Платон, Плутарх, Гермес Трисмегист, Аполлоний Родосский, X. Альвен, А. И. Асова, Б.В. Асафьев, Р. Дикке, Я. Беме, Г. Гегель, А. Данте, В. Н. Демин, Диодор Сицилийский, Дионисий Ареопагит, Э. Сведенборг; онтология числа и меры, которая воспринимала космос как музыку, а музыку как космос характерна для учений Пифагора, Платона, Августина, Алкунина, Боэция, Макробия.
Проблема генезиса гармонии как универсальной основы музыкальных связей во взаимосвязи с другими системамии знания исследовались Гиппасом, Гераклитом Эфесским, Диогеном Лаэртским, А.В. Амбросом; И. Кеплером, У. Одингтоном, А. Блоком, В. Вернадским, М. Генделем, Е.В. Герцманом, В.Е. Еремеевым, И. Кантом, Г. М. Идлисом, М.А. Коростовцевым, М. Мер-сенном, Дж. Царлино.
Связь «гармония - музыка - число», известная как пифагорейская числовая теория музыки, в теоретико-познавательном плане анализировалась Сократом, Платоном, Аристотелем, Б. Бреди, Дж. Бруно, Н. А. Васютинским, Я. Жмудь, А. А. Зиновьевым, А. В. Зиновьевым, В. В. Ильиным, А.Т. Калинки-ным, Н. В. Мамуном, Д. Мережковским, Ч. Мизнером, П. Мэнлином, Дж. Уи-лером, Р. Рагхавой, Н. Рерихом и др.
Сущность музыки с математическо-философских позиций стремились выявить Пифагор, Аристотель, Боэций, Алкунин, Гвидо Ареццио.
Анализом и структурой музыкального мышления и его художественных особенностей занимались Пифагор, Платон, Аристоксен, Кирхер, Маттесон, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг.
Разработку онтологических и гносеологических аспектов музыкального искусства мы находим в работах современных отечественных философов В. А. Апрелевой, М. В. Ильчук, А. Клюева, Ф. Селиванова. Музыка как проявление идеи «трансцендентального субъекта» активно изучается А.В. Лукьяновым; музыку как предмет логики исследовал А.Ф. Лосев, определивший её сущность как становление.
Внутриакустические возможности музыки, сопоставляемые с математическими и физическими закономерностями звука, силовые воздействия звуков, а также новые пути компьютерной музыкальной композиции прослеживаются в работах Л.Г. Бергера, П. Булеза. Значительное влияние на исследование данной проблематики оказали работы современных физиков и кибернетиков А.Е. Акимова, Б.В. Бирюкова, Б.Б. Кадомцева, М. Мерсена, В. И. Рыд-ника, Ж. Совер, E.JI. Фейнберга, Н. Хакен, Л. А. Хиллера.
Основу философского материала онто-гносеологического характера, на которую опирается данное исследование, составили работы Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, И. Фихте, Г. Гегеля; ученых-энциклопедистов Востока Бхараты, Ибн-Сины, Аль-Газали, Вивекананды, а также отечественных философов В. Ф. Асмуса, А. Ф. Лосева, В. О. Соловьева.
Духовный мир человека, сущность ценностных ориентаций, исследовались нами с привлечением трудов В. Аликина, С. Анисимова, В. Апраксина, Ю. Бессонова, Л. Буевой, М. Бобнева, У.С. Вильданова, И. Витаньи, В. Во-дзинского, А. Ворониной, Б.С. Галимова, Н. Злобина, А.Я. Канапацкого, Л. Косовой, В. Кочура, А. Леонтьева, К. Лосева, В.Межуева, Н. Моисеева, М. Петрова, О. Ромах, Э. Соколова, Ф. С. Файзуллина, B.C. Хазиева и др.
Между тем, изучение литературы по теме исследования обнаружило недостаточную степень разработанности проблемы сущности феномена музыки как универсального явления в гармонизации всего сущего и его значимости для бытия человека. Взятая в онто-гносеологическом аспекте данная проблема еще слабо представлена в работах современных исследователей. Вместе с тем, как представляется, использование современных достижений науки и древнейших учений Востока и Запада, позволит на основе синтетического видения выявить новые сущностные аспекты рассматриваемого вопроса.
Объектом диссертационного исследования является феномен музыки в контексте бытия человека.
Предметом диссертационного исследования являются онтологические и гносеологические аспекты музыки как способа гармонизации внутреннего мира человека с бытием Универсума и как основы познания мира.
Целью диссертационного исследования является изучение природы музыки как уникального и универсального вселенского явления в контексте бытия человека.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач: -выявить онтологические основания понятия «звук», на основе чего выработать понимание феномена музыки как универсального феномена бытия, гармонизирующего все сущее;
-исследовать основные идеи философских концепций музыки в историко-философской мысли Востока и Запада, выявляя общие и отличительные черты представлений о музыке в рамках этих культурных традиций;
-определить онто-гносеологическую роль музыкальных понятий «гармония», «ритм» и «мелодия» в философском познании на базе обращения к древнейшим традициям Востока и Запада и современным научным воззрениям;
-раскрыть идею симметрии в системе отношений «человек (микрокосма) и Вселенная (макрокосма)» на основе принципов музыкального отражения и резонанса;
-определить особенности воздействия энергетики звуковой материи на бытие человека.
На защиту выносится следующее положение: несмотря на зависимость феноменологических проявлений музыки (ее звучания, типа, характера, исторической роли в жизни человека и общества) от культурных традиций, музыка как уникально-универсальный феномен обладает всеобщим онто-гносеологическим значением для бытия человека как микрокосма, подобного макрокосму, Вселенной.
Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический метод, позволяющий осуществить синтетический анализ восточной и западноевропейской традиций с использованием современных научных знаний, структурно-функциональный, компаративистский и сравнительно-исторический методы. В процессе исследования также были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, единство исторического и логического методов, восхождения от абстрактного к конкретному.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-на основе интерпретации звука как универсального космического явления дано авторское определение феномена музыки как гармонии порядка в движении звука;
-выявлены общие и отличительные особенности восточной и западноевропейской философских традиций в понимании музыки;
-обоснована идея, что музыка предстает как отражение гармонии, ритма и мелодии универсально-космического бытия (макрокосма) в индивидуально-человеческом бытии (микрокосме);
-определено, что по принципам отражения и резонанса человек как «музыкальный микрокосм» трансформирует «музыкальный макрокосм», создавая музыкальное равновесие, гармоничность, синхронность внешних и внутренних жизненных ритмов;
- выявлено, что музыка представляет собой единство рационального и иррационального: при тонкой настройке чувственно-ментального аппарата человек способен «иррационально» воспринимать звуковую гармонию пространственно-временного континуума («мировую музыку»), а затем «рационально» извлечь из своего сознания ее образ, созданный по статическим и динамическим законам природной гармонии Вселенной и, облекая его в форму гармонической «инструментальной» музыки, транслировать вовне;
-обосновано, что звуковые вибрации, воздействуя на человека на различных уровнях (физическом, психофизиологическом, биоэнергетическом и духовном) обладают как созидательной, так и разрушительной силой;
-выявлено, что творящая сила музыкального звука действует на человека, преобразуя духовно-психологическую сферу его сознания, погружает человека в состояние самоуглубления, способствуя духовному росту, «непосредственной недвойственности сознания».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения работы могут быть использованы в качестве онто-гносеологических оснований дальнейшего философского осмысления таких феноменов, как «музыка», «звук», «гармония», «ритм» в контексте бытия человека, а также в качестве методологического инструментария научных изысканий в этой области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основании материалов диссертации разработана авторская программа по истории музыкального образования для студентов музыкального факультета Сибай-ского института БГУ, методические рекомендации по музыкально-эстетическому воспитанию. Материалы работы могут быть использованы в рамках базового курса философии, а также при разработке соответствующих спецкурсов по онтологии и теории познания.
Апробация работы: По материалам исследования опубликовано 9 публикаций. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях «Неделя науки» в 2001-2006 гг. в Сибайском институте Башкирского государственного университета; на научно-практической конференции «Педагогические и философские аспекты образования» (МаГУ, 2005); на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя в условиях обновления содержания образования» (СИ БГУ, 2006). Результаты исследования были апробированы также на семинарских занятиях по философии на различных факультетах Сибайского института Башкирского государственного университета. Диссертация обсуждена 26 мая 2006 года на кафедре философии Магнитогорского государственного университета и рекомендована к защите.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии (233 наименования). Основной текст диссертации составляет 151 страницу.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен музыки в контексте бытия человека: опыт философского анализа"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанный в диссертации анализ музыкального искусства как онтологической и гносеологической проблемы, позволяет ответить на ряд актуальных теоретических и практических вопросов, а также позволяет показать феномен музыки в контексте бытия человека.
В первой главе на богатом историко-философском и историко-культурном материале в диссертации выявлены и проанализированы онтологические и методологические основания понятий «звук» и «музыка», как самостоятельные сущности и носители идеальной субстанции.
Гносеологический анализ музыкального искусства позволил автору прийти к единому устоявшемуся философскому определению природы музыкального звука. Выявили, что звук - это орудие трансформации. В природе существуют различные виды звуков и классифицируются они следующим образом: 1) звуки членораздельные: гласные, согласные, магические формулы; 2) звуки нечленораздельные: музыкальные звуки, шумы (ветра, воды). Мы же в своей работе не ставили цель показать классификацию звуков, а также дать характеристику музыкальным звукам, проявляющих себя в музыкальном искусстве. Цель нашего исследования состоит в том, что через знание и восприятие звука человек может не только проникнуть в тайну собственных мыслей и чувств, но и познавать трансцендентное, а именно отзвук самой Реальности, услышанный и воспроизводимый человеком. Поэтому такое могущественное средство, как звук, предназначен для духовного роста человека. Ему необходимо осознать, что он ни в какой ситуации не бывает совершенно бессильным и что его сознание - это главный источник творчества.
Анализ онтологических и гносеологических аспектов музыкального искусства, а также исследование историко-философских концепций различных эпох и культур позволили ещё раз раскрыть и обосновать значение звука в формовании материи, а также постичь сущностной смысл звука и показать воздействие звуковой материи на окружающее пространство.
Проведён гносеологический анализ музыкальных систем Востока и Запада, представляющих гармоничное отражение Всеобщего космического порядка. Удалось обнаружить, что человек как микрокосм есть подобие и отражение макрокосма-вселенной. Исследование музыки в контексте отношений микро и макрокосмоса показывает, что творящая сила музыкального звука трансформирующе действует на субъективном и объективном уровнях, преобразуя как ментально-психологическую сферу человеческого сознания, так и среду обитания человека - социальную и природную, синтезируя все законы эволюции и всю природу в своём психосоматическом теле.
Во второй главе раскрыли сущность и природу музыки в контексте бытия человека, а также законы симметрии и пропорции, осуществляемые в музыке на основе гармонических сочетаний музыкальных звуков и соотношений музыкальных вибраций. А также был проведён гносеологический анализ соотношений музыкальных вибраций, звука, ритма в музыке.
Нами доказано, что Вселенная есть единый механизм, работающий по законам ритма. С естественнонаучной точки зрения, любая мелодия представляет собой совокупность гармонических колебаний в звуковом диапазоне частот. Человек также является сложной колебательной системой со многими степенями свободы, тесно связанной с пространством, временем, природой, окружающей социальной средой. Кроме того, звуковая материя, будучи ритмически организованным феноменом, влияет на ритмы человеческого организма, тела.
Обосновано, что явлению резонанса подчинены разнообразные биоритмы человеческого организма, работа его отдельных органов и само ощущение человеком прекрасного. Каждая клетка человеческого организма, каждый его орган включены в эту грандиозную симфонию и направлены к тому, чтобы в соответствии с законом резонанса, гармонично звучать с окружающим миром.
Музыка есть единство рационального и иррационального. При тонкой настройке чувственно-ментального аппарата человек способен «иррационально» воспринять звуковую гармонию пространственно-временного континуума, а затем «рационально» извлечь из своего сознания её образ, созданный по статическим и динамическим законам природной гармонии Вселенной и, облекая его в музыкальную форму, транслировать вовне.
Погружение в мир религиозно-духовной музыки приводит человека в состояние покоя и гармонии, направляет его к совершенству. Музыка образует согласие и единство Единого, бытия и небытия, мира феноменального и ноуменального. Человек интуитивно ощущает свою непосредственную связь с абсолютным началом. И когда эта связь сознательно устанавливается человеком, абсолютный разум вызывает движение истинной человеческой души, т.е. гармонию. Такой человек знает, что абсолютное начало невозможно выразить словами. Но это в некоторой степени под силу музыке, так как музыкальный мир макрокосма, создаёт музыкальное равновесие, и благодаря равновесию достигается освобождение в этом мире.
Вся Вселенная жива, вибрирует и пульсирует во всех её проявлениях жизни, энергии и дыхания. То, что звуковые колебания воздействуют на человека и на систему его организма, несомненно. Примером тому служит уникальное явление: медитация с помощью музыки. Мир подобен вибрирующему звуку, а люди в нём струны. В общении с внешним миром человек воспринимает определённый диапазон частот — частотно-импульсивный код, один из наиболее эффективных средств воздействия на психическое состояние человека. Однако далеко не всякая музыка положительно влияет на настроение, психику и здоровье человека.
В диссертации доказали, что гармонические звучания меняют восприятие человеком мира. Определённые комбинации звуков, проигранные через человеческое тело, открывают частоты знаний и чистого разума. Храня молчание и медитативное созерцание в течение длительного времени после окончания гармонических звучаний, человек использует своё тело как инструмент, принимающий и поглощающий гармоничные звучания. При помощи дыхания он может перевести состояние гармонии в состояние экстаза.
Музыка как искусство становления человека и окружающего его мира со своим мелодическим движением непосредственно воспроизводит движение человеческой души. Только та душа, настроенная на космический лад, способна улавливать ритмы Вселенской гармонии и созерцать сущность вещей земного плана. Об этом свидетельствуют все древнейшие учения, как Востока, так и Запада.
В диссертации аргументировали мысль о взаимосвязи трансцендентного и трансцендентального пластов духовности. Человеческий дух, погружая себя в музыкальное искусство, трансцендирует, осмысливая важнейшие ценности и онтологические основы бытия. Поэтому музыка издревле почиталась как путь постижения трансцендентного и трансцендентального. На Западе в ней видели носительницу мудрости, истины и красоты, приближающую человека к вечной сущности мира и жизни. На Востоке связи музыки с трансцендентным опирались не на условности конвенций, а на безусловности веры, на переживаниях гораздо более реальных, чем способности человека воспринимать эмпирический мир.
Таким образом, в диссертации обосновали мысль, что в музыке изначально заложена основа творения, гармонизации всего сущего, базовая созидательная сила. В результате решения поставленных задач мы можем констатировать, что поставленная цель диссертационного исследования в изучение природы музыки как уникального и универсального вселенского явления в контексте бытия человека достигнута.
На основе полученных результатов открывается возможность разработки нового направления в исследовании философии музыки, а именно определения Дао музыки. Материалы и выводы данной работы могут быть использованы не только в научных и культурно-просветительских целях, но и в плане личного самосовершенствования и расширения духовного бытия человека.
Список научной литературыЗагитова, Лилия Чулпановна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абдуллазаде, Г. А. Философская сущность музыкального искусства / Г. А. Абдуллазаде. Баку : Ишыг, 1985. - 284 с.
2. Айванхов, О. М. Гармония и здоровье / О. М. Айванхов. М., 1993.
3. Акимов, А. Е. Размышления физика об эстетике философских картин Н. К. Рериха / А. Е.Акимов // Пути восхождения : матер, междунар. общ.-науч. конф., 1993-1994. -М.: МЦР, 1995. С. 332.
4. Акчурин, Б. Г. Духовная и телесная организация человека / Б. Г. Ак-чурин. Уфа, 2001.-260 с.
5. Антипова, Т. В. Бытие и музыка / Т. В. Антипова. М., 1997. - 250 с.
6. Античная музыкальная эстетика / вступит, очерк и собр. текстов проф. А. Ф. Лосева; ред. В. П. Шестаков. М. : Музгиз, 1960. - 304 с.
7. Апрелева, В. А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей её развития : дис. . д-ра филос. наук / В. А. Апрелева. М., 1999. - 187 с.
8. Ардаширова, Э. Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе / Э. Т. Ардаширова. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 67 с.
9. Архипова, И. К. Музыка жизни / И. К. Архипова. М. : Вагриус, 1997.-381 с.
10. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. Л. : Музыка, 1965. - 151 с.
11. Асафьев, Б. В. Кризис музыки / Б. В. Асафьев // Музыкальная культура. 1924. - № 2. - С. 99-120.
12. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — Л., 1971.-376 с.
13. Асафьев, Б. В. Ценности музыки Б. В. Асафьев // De Musika. 1923.
14. Баллон, Д. К вопросу о философском содержании музыки / Д. Баллон // Эстетические очерки. М., 1963. - С. 101.
15. Бачинин, В. А. Духовная культура личности / В. А. Бачинин. — М. : Политиздат. 1986.
16. Белый А. Глоссалогия. Поэма о звуке / А. Белый. — Берлин, 1922.
17. Бергер, J1. Г. Древние традиции мугама. Выявление музыки в движении и танце / JI. Г. Белый // Журнал Кобустан. — Баку, 1982. — № 2.
18. Бергер, Л. Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля / Л. Г. Бергер. Изд-во Тбилиси, 1989. — 215 с.
19. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. — М. : Мысль, 1990.
20. Библия. Царств. II. 3, 15. Исайя, 5. 11-12.
21. Блок, А. Дневники 1919 г. // Собр. соч. : в 8 т. — Т. 7. — 360 с.
22. Бойко, В. Л. Музыка как ценность и образ человеческого мира : дис. . канд. филос. наук/В. Л.Бойко. Красноярск, 142 с.
23. Большой путеводитель по Библии. — М. : Республика, 1993. — 479 с.
24. Бонфельд, М. Введение в музыкознание / М. Бонфельд. — М., 2001.
25. Борев, Ю. Эстетика : учебник для вузов / Ю. Бореев. — М., 1988.
26. Боэций, А. М. Утешение философией / А. М. Боэций. — М. : Наука, 1990.-415 с.
27. Брайан, Т. Достижение максимума / Т. Брайан. — М. : Политиздат. —260 с.
28. Брамбо, Р. С. Философы Древней Греции / Р. С. Брамо. — М. : ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. 242 с.
29. Брюсова, Н. Я. Революционная музыка / Н. Я. Брюсова // Музыкальное образование. 1926. - № 1. - С. 28-37.
30. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. — М., 1995. — С. 67.
31. Буддийская мудрость / сост. В. В. Лавский. — М. : ИГГ «Лотаць», 2000. 400 с.
32. Вайкль, Бренд. О пении и прочем умении / Бренд Вайкль. М. : Аграф, 2000. - 224 с.
33. Валицкая, А. П. Русская эстетика XVII в. / А. П. Валицкая. М. : Искусство, 1983.
34. Вартофский, М. Репрезентация и научное понимание / М. Вартоф-ский. -М. : Прогресс, 1988. 588 с.
35. Васютинский, Н. А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. -М.,1990 148 с.
36. Великие мыслители Востока: Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведение Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира. М. : Крон-Пресс, 1999.
37. Великие Посвященные: Очерк эзотеризма религий. М. : 2001.
38. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.П. Верная. -М. : Прогресс, 1988.
39. Вильданов, У. С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости) : монография / У. С. Вильданов. Уфа : БашГУ. 2004. - 249 с.
40. Вильданов, X. С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ / X. С. Вильданов, Ф. С. Файзуллин. Уфа : БашГУ, 2002. - 178 с.
41. Вильданова, Г. Б. Гносеологический анализ мудрости и истины / Г. Б. Вильданова. Уфа : БашГУ, 2001. - 159 с.
42. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. М. : Наука, 1993.
43. Волков, К. Е. Слово о музыке / К. Е. Волков. М. : Советский композитор, 1991. - 63 с.
44. Воронин, Г. Современная музыкальная система как самоотражение организации бессознательного / Г. Воронин // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования : в 4 т. Тбилиси, 1978. — Т. 2. — 609 с.
45. Воронцов, Ю. А. Пространственно-временные отношения в понимании музыки как философская проблема / Ю. А. Воронцов // Философские исследования, 1999.-С. 69-78.
46. Галимов, Б. С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека / Б. С. Галимов, И. Г. Васильева; препринт. Уфа : БашГУ, 2001. - 54 с.
47. Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик. — М., 1910.154 с.
48. Гегель, Г. Ф. Эстетика : собр. соч. : в 3 т. / Г. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1968.-Т.3.-621 с.
49. Гегель, Г. Ф. Эстетика : собр. соч. : в 3 т. / Г. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1968.-Т. 1.-С. 186-187.
50. Герасимова, И. А. Музыка и духовное творчество / И. А. Герасимова // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С.87.
51. Гита. Альтернатива выбора. Философия, религия, история, поэзия : под ред. А. П. Кулаичева / энцикл. сб. - М.: Тривола, 1999. — 768 с.
52. Голубева, Н. А. Человек и музыкальная реальность в философии / Н. А. Голубева. Калуга, 2003. - 250 с.
53. Гольдин, Л. И. Космическое и земное / Л. И. Гольдин. — М. : Знание, 1989.-64 с.
54. Гомперц, Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц // Собр. соч. : в 2 т. — СПб. : «Алетейя», 1999. Т. 1.
55. Григорий Нисский. Толкование к надписям псалмов / Г. Нисский // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М., 1974.-С. 107-108.
56. Гуревич, А. Я. Критерии средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М., 1972.
57. Гуревич, В. Е. Философия культуры / В. Е. Гуревич. — М. : Наука, 1994.- 165 с.
58. Дворецкий, Л. И. Музыка и медицина. Размышления врача о музыке и музыкантах / Л. И. Дворецкий. М. : Анкил, 2002. - 40 с.
59. Дева, Б. Чайтанья. Индийская музыка / Б. Дева. — М. : Музыка, 1980. 207 с.
60. Дёмин, В. Н. Тайны Вселенной / В. Н. Дёмин. М., 2002.
61. Диллон, Джон. Средние платоники / Джон Диллон. — СПб. : Але-тейя, 2003.
62. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Лаэртский Диоген. М. : Мысль, 1986. - 309 с.
63. Древнеиндийская философия. -М. : Наука, 1972. 237 с.
64. Древнекитайская философия : в 2 т. М. : Мысль, 1972. - Т. 1. - С.142.
65. Дубров, А. П. Парапсихология и современное естествознание / А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. -М., 1989.
66. Дхаммапада/ пер. с пали В. Н. Топорова. Рига : «Угунс», 1991.
67. Еврипид. Трагедии / Еврипид.- М., 1969. Т. 1. - 432 с.
68. Еремеев, В. Е. Чертёж антропокосмоса / В. Е. Еремеев. — М., 1993.143 с.
69. Жаворонкова, Т. П. Музыка и философское осмысление мира / Т. П. Жаворонкова. СПб., 2001.
70. Жак, Бросс. Духовные учителя / Жак Бросс; пер. с фр. С. Васильевой и Н. Мультатули. СПб. : «Академический проект», 1998. — 336 с.7 . Жмудь, Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л.Я. Жмудь. СПб, 1994.
71. Жмудь, Л. Я. Пифагор и его школа / Л. Я. Жмудь. Л., 1990.
72. Жмудь, Л. Я. Пифагор как математик / Л. Я. Жмудь. ИМИ, 32-33, Л., 1990.-С. 300-324.
73. Журавлёв, А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлёв. М., 1981. - 157 с.
74. Зарипов, P. X. Кибернетика и музыка / P. X. Зарипов. — М., 1971.235 с.
75. Зарубина, Л. П. Философия и музыка / Л. П. Зарубина. — Челябинск, 2002.-250 с.
76. Зись, А. Я. Философское мышление и художественное творчество / А. Я. Зись. -М. : Искусство, 1984. 349 с.
77. Золотые стихи Пифагора / пер. Фабра д. Оливе; Шюре Э. Великие Посвященные: Очерк эзотеризма религий. М. : 2001. - 250 с.
78. Идлис, Г. М. Закономерности развития космических цивилизаций / Г. М. Идлис.-М., 1981.-218 с.
79. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М. : Политиздат, 1991.- 464 с.
80. Ильчук, М. В. Феномен музыки в системе гуманизма : дис. . канд. филос. наук / М. В. Ильчук. Тамбов, 2003. - 149 с.
81. Инайят, Хан. Мистицизм звука / Инайят Хан // Наука и религия. -1997.-№9.-С. 22-24.
82. Иосиф Владимиров. Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу / Иосиф Владимиров И Древнерусское искусство. М., 1964.
83. История эстетики / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 2000.
84. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
85. Кадомцев, Б. Б. Волны вокруг нас / Б. Б. Кадомцев, В. И. Рыдник. -М. : Знание, 1981.-234 с.
86. Казначеев, В. П. Феномен человека: космические и земные истоки / В. П. Казначеев. Новосибирск, 1991. — 128 с.
87. Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность / А. Я. Канапацкий. Уфа : БашГу, 2003. - 172 с.
88. Кантемир, А. Д. Сочинения, письма, избранные переводы князя А. Д. Кантемира / А. Д. Кантемир; под ред. П. А. Ефремова, прим. В. Я. Сто-юнина // Собр. соч. : в 2 т. СПб., 1867-1868. - Т. 2. - С.69.
89. Карпова, Е. Г. Духовность как фактор развития музыкально-эстетиче-ской культуры / Е. Г. Карпова. — Нюрингри, 2000.
90. Кашапова, JI. М. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория и практика / JT. М. Кашапова. Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. - 204 с.
91. Киященко, Н. И. Искусство и духовный мир человека / Н. И. Кия-щенко. -М., 1983.
92. Классическая йога. М., 1992. — 171 с.
93. Клюев, А. С. Музыка и жизнь: О месте музыкального искусства в развивающемся мире : монография / А. С. Клюев. СПб. : UT. 1997. — 252 с.
94. Клюев, А. С. О роли музыки в формировании гуманистического сознания личности / А. С. Клюев // Диалоги о гуманизме : межвуз. сб. науч. тр. -СПб., 1992.-С. 92-98.
95. Коган, JI. Н. Художественный вкус / Jl. Н. Коган. М. : Мысль, 1966.-213 с.
96. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX в. / Ц. Когоутек. — М. : Музыка, 1976.
97. Коллинз, С. Классическая музыка от и до. Пространство, наполненное гармонией / С. Коллинз. М. : ФАИР-Пресс, 2000. - 288 с.
98. Кольман, Э. История математики в древности / Э. Кольман. — М.,1961.
99. Копленд, А. Разговор о музыке / А. Копленд // Musik and life. — 1990,-№2.
100. Кремлёв, Ю. А. Познавательная роль музыки / Ю. А. Кремлёв. — М. : Музгиз, 1963.-61 с.
101. Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Н. А. Кун. — М.,1955.
102. Лебедев, А. В. Фрагменты ранних греческих философов / А. В. Лебедев. -М.: Наука, 1989.
103. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. — М., 1990. -232 с.
104. Липский, В. Н. Эстетическая культура и личность / В. Н. Липский. -М.-.Знание, 1987.-145 с.
105. Литинская, Е. Музыка лечит: О музыкотерапии / Е. Литинская // Музыкальная жизнь. 1986. - № 11. — С. 23.
106. Лосев, А. Ф. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев. М. : Музгиз, 1960.
107. Лосев, А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. М., 1990. —330 с.
108. Лосев, А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика) / А. Ф. Лосев. -М. : Наука, 1963.-583 с.
109. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. -М. : Высш. шк., 1963.-364 с.
110. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев // Из ранних произведений. -М. : Правда, 1990. 655 с.
111. Лосев, А. Ф. Понятие художественного канона / А.Ф. Лосев // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973.
112. Лукач, Д. Своеобразие эстетического / Д. Лукач // Собр. соч. : в 4 т. -М„ 1987.-Т. 4.-548 с.
113. Лукьянов, А. В. Идея метакритики «чистой любви» (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики) / А. В. Лукьянов. Уфа : Изд-во БашГУ, 2001. - 226 с.
114. Лукьянов, А. В. Мысли о культуре и философии России / А. В. Лукьянов // Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева. — Уфа : Изд-во БашГУ, 1998.
115. Лукьянов, А. В. Проблема духовного «Я» в философии И. Г. Фихте /А. В. Лукьянов. Уфа, 1993.- 190 с.
116. Лукьянов, А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А. В. Лукьянов. М. : издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.-384 с.
117. Лурье, С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования / С. Я. Лурье // Фрагмент. 823. Л. : Наука, 1970.
118. Лурье, С. Я. Очерки по истории античной науки / С. Я. Лурье. Л.,1947.
119. Лысенко, В. Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В. Г. Лысенко. М. : Восточная литература, 1994. - 241 с.
120. Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки (Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции) / Л. А. Мазель. — М. : Музыка, 1991. -80 с.
121. Маковельский, А. О. Древнегреческие атомисты / А. О. Маковель-ский. Баку : Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1946. - 165 с.
122. Малявин, В. В. Антология даосской философии / В. В. Малявин, Б. Б. Виноградский. -М. : 1994. 367 с.
123. Мамардашвили, М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили. -М. : «Аграф», 1997.
124. Мантек, Чиа. Космические звуки. Звуки, которые лечат / Мантек Чиа. М. : Путь Востока, 2002. - 52 с.
125. Мартынов, А. В. Исповедимый путь / А. В. Мартынов. — М., 1989. 167 с.
126. Масол, Л. М. Музыкальное образование в зеркале синергетики / JI. М. Масол // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : матер, междунар. конф. М., 1999. - С. 55-59.128. Матфей, 3, 12.
127. Махабхарата. Философские тексты. Вып. V. Кн. 1. («Мокшадхар-ма»). Гл. 240. А. : Ылым, 1983.
128. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В.В. Медушевский. М. : Композитор, 1993. - 262 с.
129. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М. : Музыка, 1976. — 256 с.
130. Менон, Рагхава. Звуки индийской музыки. Путь к pare / М. Рагхава.-М. : Музыка, 1982.
131. Меркулов, А. Великая сила креста / А. Меркулов // Совершенно секретно. -2001. -№ 16. С. 3.
132. Михайлова, JI. М. Музыкальная эстетика XIX века / Л. М. Михайлова, В .Г1. Шестаков. М., 1981. - Т. 1. - С. 13.
133. Моисеев, Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. М. : Аграф, 1998.-480 с.
134. Морозов, Н. А. История человеческой культуры в естественнонаучном изложении «Христос» / Н. А. Морозов // Собр. соч. : в 3 т. М., 1998. — Т.З.-С.41.
135. Музыка: большой энциклопедический словарь // гл. ред. Г. В. Келдыш. М. : Большая Российская энциклопедия. 1998. - 672 с.
136. Музыкальная энциклопедия. М. : СЭ, 1974. — Т. 2. — 511 с.
137. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения.-М., 1966.-С. 157.
138. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. М. : Музыка, 1971. - 688 с.
139. Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. / сост. текстов и общ. вступ. ст. А. И. Рогова. М. : Музыка, 1973. - 246 с.
140. Музыкальная эстетика стран Востока / под ред. В. П. Шестакова М. : Музыка, 1967.-414 с.
141. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. -М. : СЭ, 1991.-672 с.
142. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1988.-254 с.
143. Новиков, И. «Эхо Большого взрыва» / И. Новиков, В. Лукаш // Наука и жизнь. 1981. - № 7. - С. 4.
144. Орбелиани-Муравьёва-Апостол, Т. Остановите музыку / Т. Орбелиа-ни-Муравьёва-Апостол // Чудеса и приключения. 2000. - № 1. - С. 28-29.
145. Орлов, Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов. СПб., 1992. - 340 с.
146. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1997.-384 с.
147. Петру шин, В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Петрушин. М. : Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
148. Планк, М. Религия и естествознание / М. Планк // Вопросы философии. 1990. - №8. - С.34-35.
149. Платон. Государство : кн. VI., 505 / Платон // Соч. Ч. III. - С. 334336.
150. Платон. Государство. Законы. Политика / Платон. М. : Мысль, 1998.-798 с.
151. Платон. Собр. соч. :4т/ Платон. М. : Мысль, 1990. - Т. 1.860 с.
152. Платонов, Г. В. Проблема духовности личности / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестник МГУ. Сер, Философия. 1998. - №3. - С. 16-33.
153. Плутарх. О музыке / Плутарх. Пг.Д922.
154. Плыкин, В. Д. В начале было слово или след на воде / В. Д. Плы-кин. Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 1995. - 41 с.
155. Покотило, О. А. Жизнь музыки: Музыкальный процесс как целостное образование / О. А. Покотило; Рос. Филос. о-во. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. 152 с.
156. Поликарпов, В. С. Феномен «Жизнь после смерти» / В. С. Поликарпов. Ростов н / Д.: Феникс, 1995. - 576 с.
157. Почему ошибочна теория относительности Альберта Энштейна: Беседа с академиком Ф. Я. Шипуновьтм // На грани невозможного. 2001. - № 10.-С. 16.
158. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. -М. : Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
159. Рав Матитьягу, Глазерсон. Музыка и каббала / Рав Матитьягу Гла-зерсон.-М., 1998.-142 с.
160. Радищев, А. Н. Полн. собр. соч. : в 3 т. / А. Н. Радищев. М.; Л., 1941.-Т.З.-С.51.
161. Радищев, А. Н. Собр. соч. : в 3 т. / А. Н. Радищев. М.; Л., 1952. -Т.1.-288 с.
162. Радхакришнан, С. «Индийская философия». М. : Изд-во иностр. лит., 1956.-Т. 1.-С. 197-202.
163. Раппопорт, С. X. Книга по эстетике для музыкантов / С. X. Раппопорт.-М., 1982.-213 с.
164. Рогов, А. Н. Музыкальная эстетика В России XV-XVIII веков / А. Н. Рогов. М., 1973. - 105 с.
165. Рожанский, И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки / И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1972.
166. Рожанский, И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе» / И. Д. Рожанский. М. : Наука, 1979.
167. Рудь, И. Коды искусства / И. Рудь, Цуккерман // Наука и жизнь. -1983.-№9.-С. 91-96.
168. Рыбников, A. JI. У каждого есть выбор духовного пути / А. Л. Рыбников // Известия. 2001. - 16 март. - С. 1,8.
169. Свами, Вивекананда. Философия Йоги / Свами Вивекананда. -Магнитогорск : Изд-во «Амритата», 1992. 512 с.
170. Светасвара Упанишад, VI, 17-18.
171. Секст, Эмпирик. Кн. VI. Против музыкантов / Секст Эмпирик // Соч. : в 2 т. -М. : Мысль, 1976. Т. 2. - С. 192.
172. Симонов, П. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества / П. Симонов. М., 1993.
173. Симонов, П. Темперамент. Характер. Личность / П. Симонов, П. Ершов. М., 1984.
174. Слепнёвы А. и Дм. Руки в музыке искупай: Мелодии здоровья // А. и Дм. Слепнёвы. -М. : ФАИР-ПРЕЕС, 2000. 256 с.
175. Современный словарь иностранных слов. -М., 1993. — 136 с.
176. Спафарий, Николай. Эстетические трактаты / Н. Спафарий. М.,1978.
177. Стнявер Л. Музыка Индии / Л. Стнявер. М., 1958.
178. Столович, Л. Н. Жизнь творчество - человек / Л. Н. Столович. -М. : Политиздат, 1985. - 415 с.
179. Столович, Л. Н. Мудрость и знание / Л. Н. Столович // Вопросы философии. 2003. - №11. - С. 151 -159.
180. Стоянов, С. Ф. Вопросы динамики музыкального пространства / С. Ф. Стоянов. Киев, 1982.
181. Существует ли заботливый творец? Brooklin, New York, U.S.A., 1998.-40 с.
182. Табеева, Д. М. Руководство по иглорефлексотерапии / Д. М. Та-беева. М., 1982.
183. Тахо-Гори, А.А. Три письма А.Ф. Лосева // Вопросы философии. -1989. №7.-С. 149-152.
184. Тейяр де Шарден. Феномен человека / Тейяр де Шарден. М.,1987.
185. Тензин, Вангьял. Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен тибетской традиции Бон / Вангьял Тензин. -М., 1997 304 с.
186. Тимофеев, Н. А. Превращаемость простых канонов / Н. А. Тимофеев. -М., СК, 1981.
187. Тихоплав, В. Ю. Начало начал / В. Ю Тихоплав, Т. С. Тихоплав. -СПб. : ИД «ВЕСЬ», 2003. 288 с.
188. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник МГУ. 1998. - № 4. - С. 3-17.
189. Третьякова, Л. С. Русская музыка XIX в. / Л. С. Третьякова. М. : Просвещение, 1976.
190. Уитроу, Дж. Естественная философия времени. — М., 1969.
191. Уледов, А. К. Духовная жизнь общества / А. К. У ледов. М. : Просвещение, 1986. - 167 с.
192. Федотова, В. Г. Влияние искусства на формирование личности / В. Г. Федотова. М., 1971.
193. Фейенберг, Е. К проблеме сопоставления синтеза наук и синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. - 205 с.
194. Философия и музыка: диалог противоположностей? / под ред. М. С. Уварова. Тирасполь : Изд-во Приднепровского университета, 1993. -300 с.
195. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. М. : Политическая литература, 1986. - 588 с.
196. Философский энциклопедический словарь. -М. : Инфра-М., 1997.-590 с.
197. Фихте И. Г. Избр. соч./И. Г. Фихте.-М., 1916.-Т. 1.-С.552.
198. Флоренский, П. А. Анализ пространственного к времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М., 1993. - 324 с.
199. Фомина, 3. В. Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты : дис. . д-ра филос. наук / 3. В. Фомина. Саратов, 1997.-318 с.
200. Фрагменты ранних греческих философов. -М. : Наука, 1989.
201. Франкфорт, Г. А. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. А. Франкфорт, Дж. Филсон., Т. Якобсен. М. : Наука, 1984.
202. Хазиев, В. С. Философские эссе / В. С. Хазиев. Уфа,: 2003.152 с.
203. Хакен, Н. Синергетика / Н. Хакен. М. : Мир, 1980.
204. Хлебников, В. Творения / В. Хлебников. М. : Сов. Писатель,1986.
205. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. -СПб. : Изд-во «Лань», 2000. 320 с.
206. Цветаева, А. И. Н. К.Сараджев — мастер волшебного звона / А. И. Цветаева. М. : Музыка, 1 986.
207. Цыпин, В. Г. Аристоксен. Начало науки о музыке / В. Г. Цыпин. -М. : Московская государственная консерватория, 1998. 112 с.
208. Цыпин, В. Г. Перевод и комментарий. Аристоксен. Элементы гармоники / В. Г. Цыпин. М. : Московская государственная консерватория, 1997.- 134 с.
209. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира : учебник для вузов / А. Н. Чанышев. -М. : Высшая школа, 2001.
210. Чередниченко, Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики / Т. В. Чередниченко. М., 1989.
211. Чижевский, A. JI. Космический пульс жизни / A. JI. Чижевский. -М., 1995.-508 с.
212. Шейнина, Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. М. : ООО «Издательство ACT»; Харьков : «Торсинг», 2003. - 591 с.
213. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. М. : Мысль, 1966.
214. Шнеерсон, Г. М. Музыкальная культура Китая / Г. М. Шнеерсон. -М. : Гос. муз. изд-во, 1952. 250 с.
215. Шопенгауэр, А. Полн. собр. соч. / А. Шопенгауэр. Т. I - С. 266.
216. Шри, Ауробиндо. Синтез йоги / Ауробиндо Шри; пер. Н. И. Дорофеева. -М. : Благовест, 1993. 174 с.
217. Щетников, А. И. Пифагорейское учение о числе и величине / А. И. Щетников. Новосибирск : АНТ, 1997. - 131 с.
218. Энциклопедический словарь символов / авт.-сост. Н. А. Истомина. -М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. 1056 с.
219. Эстетика Ренессанса : антология : в 2 т. М. : Искусство, 1981. - Т. 2.-613 с.
220. Юань, Кэ. Мифы древнего Китая / Кэ Юань. М., 1965.
221. Яворский, Б. JI. Статьи. Воспоминания. Переписка / Б. JI. Яворский // Собр. соч. М. : Советский композитор, 1972. - Т. 1. - 712 с.
222. Ян, Хин-Шун. Древнекитайская философия / Ян Хин-Шун. М. : Наука, 1990.-382 с.
223. Adorno, Th. W. Einleitung in die Musik-soziologie. Zwoelf theortische Vorlesungen / Frankfurt a. M., 1962.
224. Die Fragmente der Vorsokratiker, ed. H. Diels, W. Kranz, Berlin,1960.
225. F.M. Conford, plato s Cosmology, 1937, p. 322.
226. Edelstein, L., Kidd I.G., Posidonius: vol. 1. The Fragments. Cambridge, 1972; vol. 2-3. Commentary. Cambridge, 1982.
227. Hofstadter, D.R. Godel, Escher, Bach. An Eternal Golden Braid. N.Y., Basic Books, 1979.
228. Jamblich., De vita pythagor. Berlin, 1960, p. 88.
229. Philosophy in a New Key, Cambridge, The Harward University Press, 1942, Preface, p. 240.
230. The harmoniks of Aristoxenus, ed. H.S.Macran, Oxford, 1902, p. 196.
231. Zhmud, L. Some notes on Philolaus and the Pythagoreans. Hyperboreus, 4. 1998, p. 243-270.