автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Тихонов, Геннадий Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа"

ШСТЕРСТВО НАТКИ, ВНС11ЕЙ ЖОЛЫ И

ШИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1ЛЬСК!1Й ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ■^ДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

Т/КОНОВ Геннадий Михайлович

ФЗНОГШ ОДИНОЧЕСТВА: ОПЫТ «КШОСОФСКО-ООЩЮЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА '

09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук .

ЕКАТЕРИНБУРГ - 1392

Работа выполнена на кафедра истории и философии религии Трал: ского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. А.М.Горького,

Научный руководителе -Официальные оппоненты:

Ведущее учреждение -

доктор философских наук, профессор Д.В.Пивоваров.

доктор философских наук, В.А.Андрусенко;

кандидат философских наук, А..Б.Франц.

Удмуртский государственный университет, кафедра философии.

Защита состоится/¿1 июня 1992 г. в часов на заседании специализированного совег а Д 063.78.01 по защите диссертаций на с.о.ю-каште ученой степени доктора философских наук в Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени.. А.М.Горького /620083, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51, комн.248/.

О диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского университета.

Автореферат разослан "_"_' _ 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

доктор философских наук, профессор в Т.П.Орлов

;; : ОБЩАЯ ШЧКГЗРИСТЛХА РАБОТЫ

¿^--¿!А1<туаяъность те-ти исследования. "Одиночество" принадлокит к . шслу тех понятий, реальный жизненный смисл которых, казалось бы, ■ >тчетливо представляется дата обыденному сознанию, однако подобная юность обманчива, ибо она скрывает сло-чное, противоречивое Философское содержание, как бы ускзльзаодее от рационального анализа.Сло-иости начинается уке с определения данного феномена и его интерпре-•ации. Имеет ли одиночество биологические корни или ото только фено-гея сознания? В чем разница ме;;су добровольным уединением и неволь-:ой' изоляцией, пребыванием наедине с самим собой, остракизмом, нос-■альгией, тоской по дому, скукой, замкнутостью, аиомт'чй, бесделыю-ть:о существования, депрессией и т. п.? Является ли одиночество '¡'юр-гай социальной болезни или оно "метафизически" прпсуце человеку?

По этому поводу в нау.се ведутся многочисленнее спорм. Различные оедставления и воззрения конкурирует друг с другом, однако до сих ор не удалось прийти к одной многосторонней теоретической модели, оторая бч давала достаточно полное объяснение, своеобразную диалек-ическуо картину этого явления.

Исследования совокупности причин проявлений одиночества предс-авляют собой интердисциплинарную научну:о задачу. Ни одна из наук ама по себе не располагает всеми лэнятийними и научнют средствами, оторне необходимы для освещения этого явления и разработки яредуп-езда'ощих его общественных действий. Линь группа наук '/социология, сихология, история, педагогика, криминалистика, психиатрия, косовская медицина, Философия/ мокет позволить дать совокупней анализ сех форм одиночества и организовать полученные да:пп;е з объясняло одель. Прежде всего "зигасоЛия призвана решить эту задачу и моздт, а наи взгляд, претендовать на то, чтобы на уровне личности осветить ак конкретный генезис дачного явления, так и оптимальные лособк спе'пной интеграции .личности в социум.

Рассмотрение одиночества с философской точки зрения представля-гся нам нерспективнкл направлением в исследованиях феномена челове-а. Оно вполне сочетается с тем, что ранее было достигнуто, в области зучения этой проблемы, и вместе с тем позволяет более системно и зленадравлено подходить ко многим ванным аспектам изуч тля человека.

Однако до настоящего времени ни сам феномен, ни способ его бц-яя не были достаточно изучены. Актуальность и вместе с тем надоста-эчная теоретическая разработанность перечисленных вопросов для ре-5гая практических зэаач обуслозпла вибор теми диссертации.

Состояние научной -разработки т°.-;. Теоретическое, художественна и религиозное ос-псление феномена одиночества имеет давние тра-

диции. Укв в ветхозаветной книга Екклесиаста даны примеры мучител! ной экспрессии одиночества. Христианство с са.йго начала восприна) и аккумулировало в себе чувство цемяцего.одиночества, превратило! в идейный нерв всего вероучения. Мотивы неизбывного одиночества ш ствэнно просматриваются в се шивниях отцов цертсви, например у Аврс лия Августина, в понимании которого первородная греховность и смех тность человека сами по себе определяют его одиночество перед лице Бога, Еце более отчетливо эта тенденция, усугубляющая земную изолн рованность человека и абсолютизирующая его сутубо интимное общение с Богом, заявляла о се^е в раннем протестантизме. 2ан Кальвин фактически освящал одиночество. Своеобразно преломленные мотивы проте стантского одиночества стали одной из.исходных точек развития фига софской концепции трансцэндвнталистов. В разнообразной восточной, философской и религиозной литературе, человек понимается как одино пая душа, заключенная в область земной нереальности. Об этом говорит опнт конфуцианства, даосизма, буддизма.

Начиная с античности феномен одиночества так или иначе освеща лея у классиков философской мысли: Марка Аврелия, Аристотеля, Платона, Протагора, Санек*.', Эпикура. В более поздний период он нашел свое отражение в трудах Т.Гегеля, ЭЛуссерля, С.Кьеркегора, Ф.Ншце Б.Паскаля, романтиков, Г.Торо, И.Фихте. Большое внимание проблеме одиночества уделяюсь философайш экзистенциалистам Н.А.Бдрдяевым, М.Е^берои, А.К&мга, Ж.-Я.Саргром, С.Л.Франком, М.Хайдеггэром, К.Яс-ппрсом. Одиночество как психическое состояние человека исследовалось в работах: 3.Берна, М.Гарта, Р.Гольцапфеля, У.Джемса, Э.Дюркго! ма, Ф.П.Куклярского, К.Тофмана, В.Франкла,, З.Фрейда, 3,.Фромма,Г.Цда мермана, К.Юнга. Таким образом, преемственность в осмыслении феномена одиночества сохранялась всегда.

Сегодня эта проблема активно разрабатывается на Западе - окзис тенциализмом, неофрейдизмом, представителями психоаналитических тес рп". Западное обществозканив у же не менее столетия вплотную исследует феномен одиночества во всех его аспектах. Что касается исследования этого явления в философском плане отечественными учеными, т по,понятным причинам', нана философская и социологическая масль долгие годы обходила данный феномен. Развитие в обществе феномена одиночества признают многие ученые и неспециалисты, но сама проблема не становится яснее от простой констатация факта. Как правило, исследование этой проблемы происходит в каком-либо контексте, например сугаестготания человека в экстремальных условиях. Здесь мы мочем назвать ря'отн П.А.\Лаврова, Л.Н.Бо-тко, В.В.Борискина, И.П.Волкова,

.В.Вудзена, Л. С.Вн готского, А.А.Габишш, Ф.Д.Горбова, Л.П.Ррчг.глака, .И.Лебедева, Б.Ф.Ломова, Н.Л.Маслова, В.Н.Мясшцева, А.Р.Ратинова, .Б.Слввича, Е.Н.Терещэнко, В.М.Грубникова, Н.Ю.Храдевой, А.Ю.Шало-), С.Г.Юрских: и др.

В работах названных авторов одиночество трактуется как угроаав->9 здоровью человека состояние, приводящее к определенным степеням ;ихоза и связанное, в первую очередь, с вынужденной одиночной-или )упповой изоляцией, своеобразной реакцией на дефицит ма:ш!чностннх »нтактов.

Людей холостах, незаму:ших или разведенных традиционно иазиг-х-: одинок::-.®. И в этом есть доля правда. Проблемам брака, семьи и даиочоства посвлщенн работи А.И.Антонова, Н.Б.Аристовой, А.Н.Волко-1, Л.В.Гозман, Т.С.Гурко, Г.М.Коростелева,' Н.Н.Лакизы-Сачук, И.К.Ла-7ввой, О.Н.Лосевой, Е.Л.Маршгаиой, А.А.Петракова, В.И.Переведенцв-I, М.С.Поккратова, АЛ.Рубннова, Л.С.Сальниковой, Г.В.Отар'аенбауиа, А.Снсенко, М.С.Тольца, В.И.Токаревой, З.Т.Шнабль. В центре внима-:я этих авторов стоят проблемы, связанные с браком как социальным ¡статутом, причинами разводов, невозчо'шостью создать се.дыа. В разд одиноких здесь попадает большинство разведенных .'.ту эти н и чэнщик, ;1штнващих чувство обездоленности и социальной ущербности, потерю 1я36й и безнадежности в отношения будущего. Одиночество, связанное потерей люба-лого человека. В лябом случав одиночество понимается д нвгатир'шй результат взаимодействия субъектов.

В ГШШЩИП0 это? »зглнд но нов. Большинство исследователей схо-:тся па том, что одиночество в самой обдам приближения связано с рэтаваялем чел зека его оторванности от сообщества йодей, сежи, торнческой реальности, собственного "Я". Но что стоит за понятиен торванность"? Идет ет речь о физической изолированности или же о рушении контекста слочашх духовных связей, объединяющих личность эе социальным окружением. Совроменный человек о:цущает. одиночество иболее остро в ситуациях интенсивного а подчас принудительного •денля: в городской толпе, в кругу собственной сети, в среда дру-Р. Выдвинутый в 50-е гг. американским социологом Давидом Рисменом армии "одинокая толпа" превратился в знамение нашего времени. Гуэ-|тюе количество поверхностных связай уже не является для человека оводником нравственного созвучия, единения с другими людьми. Уве-чение контактов составляет внешто-о сторону общения. ВнутрашгаЙ хе, дер'хателыюй стороной являются отношения морального плана. Но как з эта содержательная сторона оказывается выхолощенной в общении, рагру-югогом контактами и поверхностными связями, что ведет к о.ци-

Ночеству. Одиночество здесь понимается как невозможность найти эмоциональны!: отклик в процессе обценяя. Данной точки зрения придерживается К.Л.Абудьхачова-Славская, л.Г.Аибрумова, А.В.Баранов,А.З.Вв-депов, П.'.МЪловаха, '/.А.Дтидарьян, О.К.Даниленко, А.Г.Ковалев, Н.Т.Козакова, К.С.Кон, Ц.П.Короленко, А.А.Леонтьев, Г.П.Орлов, И.В.Панпна, Б.Д.Парыгик, ЛЛ.Постовалова, Л.В.Ракова, Р.Рихта и др.

Следует подчерюг/ть возросний в последнее время интерес к проблеме одиночества нанэй философской общественности и связанные с ни попытки философского осмысления этого феномена. В этой связи хотелось бы отметить работа Н.Е.Покровского, внесшего большой вклад в разработку данного понятия, а такхе работы ¡О.М.Швалба и О.В.Данче-вой, исследусдих меномек одиночества в социально-психологическом ко нтексте. Анализ сходных с одиночеством состояний и вне .них чувств, та ких как лчбовь, взаимопонимание, вина, грех, милосердие, надежда,от чу'^егсте, общение, проводится в работах С.А.Азаренко, В.К.Баклутова Г.М.Брагина, Н.В.Кванчука, Л.Н.Когана, ВЛГ.Колосницина, В.И.Копалов

B.Е.Кемерова, Р.Л.Лкфшща, К.Н.Л'обутина, М.А.Малышева, А.В.Медведев

C.П.Орехова, Д.М.Оедяава, А.Б.Франца. Своеобразные точки зрения "а "одиночество" как фило'.о^зкуо категории ¡маются у А.С.Гагарина,--Я.Л.Дончешсо, А.ВЛудрик, Д.В.Пявоварова, Я.В.Скворцова, А.И.Титарэ 1гко, 'Д.М.Пятикова. Тесная связь состояний .одиночества и страха выяв. лона в работах В.А.Андрусенко.

Цэлнй ряд наименований, работ зарубе-жос фиософов, занимазиросс. проблемой изучении одиночества, мы поместили в библиография. Круг точек зрения этих авторов довольно широк. Это. социобиологическио трактовки одиночества и экзистенциалистские исследования, фрейдистские теории и социально-психологические изыскания, также весьма интересные и во многом поучительные. Разумеется, нет орнований'абсолютизировать эти исследования, принимая их за истину высшего порядка, н» осуществить своеобразий синтез этих альтернативных моделей, думается, весьма полезно. За всей этой пестротой позиций и подходов стоит трово:иое осознание все более и более интенсивного наступления одиночества на внутренний мир современного человека. Вместе с тем одиночество оборачивается не только злом, но и в известной мере благом, Поэтому изучение негативных к позитивных аспектов данного феномена является насущной задачей.

Сель и задачи исследования. Главной цельто диссертэцяи является философоко-социояогпческиГа анализ категории- одиночества, осмысление одиночества как важного и внутренне противоречивого компонента ду-.хо.зного мира человека. .. -

Реализация указанной цели предполагает постановку и ранение идущих взаимосвязанных задач:

осуществить философско-социологический анализ альтернативных щелей одиночества;

показать "штосы" и "минусы" одиночества как грани духовного роотнотания;

на основа теории рефлексии Гегеля рассмотреть онто-огию■оди-чества;

исследовать причинн возникновения и функционирования одино-

ства;

показать особенности феномена одиночества в условиях НТР; произвести типологию одиночества.

Теоретической и '.тето дологической ^азой исследования послучшли уды видных отечестветшх и эарубешта философов и психологов. Со-асно утвердившейся в европейской Философии парадигма, природе че-века свойственно не столько страдательное начало, сколько активное, Яственноо отношение к миру. Это положение явилось одним из главных годологических принципов данной работа. В качестве обдвметодологиях оснований исследования феномена одиночества автор признает збования сочетать: исторический и логический подходи к изучению того явления, метода анализа и синтеза, абстрагирования и конкре-тции, принципы элементамизма и целостности.

Научная новизна исследования. Положения диссертации, содержащие оделенную философскую новизну и выносимые на залдоту, заключатся ¡ледущем:

впервые в современной отечественной-литера.уре'на основе сис-атичаского философско-социологического анализа предложена и обое->ана обобщенная теоретическая модель феномена одиночества, учитывая деструктивные и творческие моменты одиночества, его обусловкость как природой самосознания, так и характером социальных свя-четовека с ■ЪжхаГяпгл окружением и обществом в целом;

выявлено онтологическое основание феномена одиночества; изучена, иерархия причин возникновения и функционирования оди-ества;

дан аначяз соотношения типов одиночества; ;

показаны особенности феномена одиночества в современную эпоху.

Научно-практическая значимость работ». Идеи изложенного в дис-гагак подхода могут содействовать привлечению общественного вн:х-ия к проблемам одиноких л'одей и благодаря этому - осознанию необ-:мости соотватстзуодих организационных мер и научного поиска. Ряд

теоретических утверждений диссертации могут быть использованы в преподавании философии, социологии, культурологии. Некоторые выво автора могут ямэть прикладное значение в, деле организации системы различных филантропических институтов: обцеств милосердия, обдаст зациты от одиночества, клуб.в знакомств и т.п. Поскольку проблема одиночества является пограничной, то ее философский анализ может оказаться полезным психологам, психиатрам, медицинским работникам Апробация диссертации. Материалы диссертации докладывались а тором на научных конференциях ДЬкевск, 1989, 1992} Уфа, 1990/, та ретичвских семинарах /Екатеринбург, 1990, 1992/, Уральских соцлол гичоских чтениях /Курган, 1991/, а также использовались автором в его лекционной и пропагандистской работе. .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения к списка литературы. Содертсание изложено на 160 страницах маташописного текста. Описок литературы включает 28о на! мено^аний.

КРАТКОЕ С0ДЕР1АШ1Е РАБОТЫ

Введение включает в себя обоснование актуальности исследован! в нем излагается степень разработанности проблематики, определяли цели и задачи исследования, аргументируются научная новизна и нау< но-практическая значимость диссертации.

Первая глава "Отражение Феномена одиночества в художественной литературе, религии и философии" посвящена викснекию места категории "одиночество" в содерчсании различных форм общественного сознания. Как всякая категория, имеющая сложный состав, одиночество тре бует комплексного анализа. Это'обусловлено определенными различия» в подхода к изучению человека со стороны искусства, философии и ре лигии. •

Освещение феномена одиночества имеет давние традиции в мировс худотество'нной литотатуре. Мотив отделенного от человеческого общества героя-одиночки обнарутсзвается уяе в "Одиссее" Гомера, драме Софокла "Филокгет" шш "Приключениях Сиыдбаца-Морехода". Его доносят до нас мифа к философские диалоги античности. Доминантой в низ проходит мислъ, что человек должен быть целостным в своей сущности й ото возможно ли-нь в единении с другим человеком. Вместе с тем пр первом обращении к античным первоисточникам возникает иллязия, буд то литературно-художественное и философское сознание людей Древней Греции характеризовать отсутствием в нам теш одиночества. Так, Гегель в своих сочинениях представлял эллинское сознание хсак счаст лизоо сознание, омытое солнечным енотом и наполненное пространство

теплом; это сознание виделось ему как универсальное целое, где >т места темним и мрачным оттенкам индивидуальной изоляции - в ютивополотаость несчастному сознанию. Однако, вероятно, истина в , и, что татэлей Эллады интересовала на столько сло-шая сочность оди-'чества и еа познание, сколько возможность избегания одиночества, бавлениа виделось ими в развитии и наслаждении благами дру кбы. В ой связи заметим, что, согласно Платону, условием успеш-ого продления к истине, добру я красота является путь дружбы.

Так или иначе, но уже античные авторы осознавали и пришивали иночество как одну из вачшых граней духовного состояния личност I. нако одиночество преимущественно толковалось ими как физическое стояние человека, как степень пространственной изолированности ин~ вида от общественного целого. Свидетельства древних мыслителей данам лишь фрагментарные представления о различных раалышх ситуа-ях одиночества. И тем не менеэ одиночество как особая категория сия заявляет о себе в их произведениях достаточно убедительно, а звние описания основных форм этого бытия и сегодня узнаваемы среда ггях уке изученных компонактов экзистенции человека.

В более поздний период феномен одиночества напел свое отражение гавеллах М.до Наварра. /1558/, Гарсилазо да Лавага /1609/, Х.Невиля, 'риммельсхаузена /1о39/ и др. Однако и в этих текстах он упоминал-окольным путем и яе привлекал к себэ внимания как особый объект ¡л о довалит. Качественно новый уровень понимания этого (Теномена де-гстрируат роман Л.Дефо "'Приклочения Робинзона Крузо','/1712/, про-гласявтгий эру литературной интроспекции, интереса к личности, ее стального вглстнвания в человека. Этот роман м^-шо 'считать первым рчеотввпно-классичееким вирамниа;л впечатляющей "экзистенциаляст-¡1" темы человечвсн&ро одиночества. .

С тах пор феномен одиночества находился в фокусе писательского ереса. Тема одиночества баз бремена в мировой художественной лите-уре. Сегодня едва ли модно создать универсальный путеводитель в в публикаций, посвященных одиночеству. Диссертант ограничивается смотрением лишь самых ярких воплощений этого явления в худотаст-ннх произведениях.

Спектр проявлений одиночества в исследованных диссертантом прошениях чрезвычайно пирок: от -щущения индивидом потери внеаией т с обществом и утратк чувства сопричастности с другими лвдьчи. 5о Д. Приключения Робинзона Крузо/ до невозможности постичь и человеческого бытия /Лермонтов М.Ю. "Герой нашего времени/, на-нгая целостности человеческого "Я" /Гессе Г. Степной волк/. При-

рода одиночества амбивалентна. С одной"стороны, оно оборачивается чрезвычайно гнетущим, безысходным и разрушающим личность чувством /Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича/, с другой - "минаретом духа", необходимом звеном в осмыслении мира и себя в нем, своеобразным средством раскрытия новых форл своооды, дагацих человеку независимость /Мозм С. Луна и грои/; в отдельных случаях оно является знаком аристократического достоинства, избранности и приподнятости над людьми /Астафьев В.П. Царь-рыба/. Болов того, в одиночестве подчас находят утешение. Оно является подобием ширин, заслоняющей нас от суеты повседневности и от открытие фанта тщетности всяких попыток построить свою :я1знь на справедливых и искренних человеческих отношениях, от невозможности сделать жизнь осмысленной и содержательной /Сэлинджер Над пропастью во рта/. Одиночество штат слушть механизмом зациты индивида от насильственного воздействия социума, но в то ке время, за-цядая одного человека, оно спос.обно своими проявлениями больно задевать связанного с ним другого человека и дакэ качечить его судьбу /Распутин В.Г. Потар/.

Большинство переживаний одиночества, рассказанных словами гехэ-ев литературных произведений, внзьднн либо ощущением своей покинутости, невозмо-люоти найти душевный отклик в другой чоловэко, либо обстоятельствами их выну жденного уединения. Если судить только по состоянию литерагурно-худозестБвнйого анализа причин одиночества человека, то можно было бы заключить, что одиночество прездо всаго обус-лоьлено зависимостью личных установок субъекта от внешних факторов. Итак, литературно-художественная рефлексия обнаруживает двойатвон-иооть природа одиночества, сопряженной с дефицитом эмоциональных юл социадышх связей.

Обратившись к характеристикам феномена одиночества в истстэтп религиозных учэн;г"!. автор обнаружит, что эта тема волнует всо мировые религич без исключения. Надо, однако, отметить, что проблема одиночества преломляется в религиозных текстах сквозь призму сюжета отшельничества. Уход от мирских дел, уединенность, предполагающая внутреннюю сосредоточенность п преодоление в седа низменных начагг, является первостепенными атрибутами отшельнического образа жизни. В то г/.е время устремленность к познанию шешей сущности - непременное требование всех мировых религий.

Отшельничество, скорее всего, возникает-в период распада родо-племэнных отно'пений и, судя по (Тактам, предопределено складыванием миоових религий. История иудаизма свидетельствует, что от'нельиичест-ео било достаточно распространенным у~е начиная с середины первого

тысячелетия до нашей эры. Примерно в то те са\юэ время в Индшг образуется особа» каста тронов /браманов/, которые вели строго уединенный образ зшзни. Отшельничество всегда расценивалось монотеизмом как особый вид подвига, ведуши;] к спасению душ и состоянию соединения с Богом. Достижение такого состояния - апофеоз отшельничества. Уединение поро'клало ао внутреннем миро отшельника не столько ра^судочно-познаватвльний эффект, сколько мистическое, иррациональное и созерцательно-духовное понимание, позволяющее охватить и мир,и дух, л Душу как едино-жизненное и целостное.

Социокультурная потрэбногть понять целостность общественной ■гизнп лучше всого реализуется пути умозрения, медитации, спокойной эофлоксии. Обнаружение эффективности такого рода путей постижения тотальности социума вызвало к жизни многообразие форм отшельничества и их широкое распространенна в разных странах - начиная от варианта ' буддийского брахманизма и кончая православным старчеством. Сроден-Пость индивида с общиной, слабая расчлененность индивидуального я социального, зачаточный характер индивидуальности психологически тормозили самостоятолышй прорыв членов сообщества к знаниям и куль-'туре. Но прорыв все-таки в известной мере осуществлялся - его обеспечивало обращение людей к Богу как высшему существу и носителе Абсолютного Знания, Разума и Совершенства. Такая форма ухода от коммунальной повседневности есть ускользание в сферу личного созерцания Духа к собственного ИЯ". Твч самим творилась новая культура, новая система идеалов. Культура умозрения была исторически роализована через уединение. Социальное закрепление найденной формы самосознания постепенно превращало механизм уединения и одиночества в чеобходшше условия полноценного обособления, автояомизации и развития личности. Диссертант приходит к вчводу, что одиночество - сильнейший мотиг-иру-щий фактор, облегчгшщй человеку путь к той пли иной религиозной вере, открытия емнелов предельных космических и социальных целостно-стай. Вели учесть при этом состоятельный тезис о религии как г.юдяоГт силе солидаризации лщей в масштабе псе более укрушотацихся и качественно услоя-снятлихся сопиалыппс групп, то одиночество является предпосылкой восхождения социума к более вгеоким уровня:.} своего единства /правда, если одиночество его членов но чрезмерно/. Отталкиваясь от толкования одиночества в ролягиозннх текстах, диссертант питается о.бьяснпть причины прихода людей в лоно церкви. В этой связи, в частности, исследуется компенсаторная функция ретогая, првдегаэдягаал' собой своеобразней способ ззддетн пшдавядя от с^ь-эктиэтогэ и су-5ьэч-.тивного состояний одиночества.

Философское осмысление Феномена одиночества восходит корнши к самым древним попыткам осознания людьми своего предназначения на Земле и в Космосе. Подобно другим мировоззренческим понятиям "одиночество" сняло в себе главные фазы своего длительного концептуального развития. Оно углублялось и уточнялось, отражая в своем абстрактной содержании - на каадом историческом этапе - интегтальные знания людей о мира и о себе. Чей выше был общечеловеческий уровень освоения объективной и субъективной реальности, тем содержательнее становилось и само йонятив одиночества. По сутя, практически все философские гаколы и направления в той иди иной мере и в соответствии со своими мировоззренческими пршщипашсосвещали феномен одиночества. Но, по-видимому, наибольший вклад в его разработку и осмысление на протяжении истории профессиональной философской мысли внесли философа экзистенциального крыла. Поэтоцу в овоем исследовании автор сосредоточился на произведешь философов экзистенциалистов 4

Предстоятели данного направления рассматривает одиночество с различных, порой совсем неожиданных сторон. Так, согласно Б.Псскалю, человек совершенно одинок и забрслен в бессмысленное бытие. Окрутган-ный со всех сторон бесконечной и пустой Вселенной он в у:касе наталкивается на стену собственного одиночества. Именно бесконечность обусловливает многообразные парадоксы человеческого бытия, в том числе и парадокс одиночества объединенных ходей. Одиночество, согласно мысли Паскаля, имеет и гносеологические основания, выраяащпеся ' и утверждении невозможности все знать i: все понимать. Таким образом, Яаскаль различает внешние и внутренние причины, обусловливавшее оде-ночество.

Утонченную трактовку одиночества находим у С.Кьеркегора. "Одиночество" Кьеркегора - это замкнутый мир внутреннего самосознания, mrp, принципиально яе размыкаемый никем, кроме Бога. Личность у Кьеркегора поглощена собой, глубоко интровертирована. Человек обречен на страдание и на одиночество. Так /задолго до А.Калга/, Хьеркегор философски связал воед'/.ко одиночество и абсурдность бытия. Человек, согласно Кьеркегору, существует ли'яь для Бога, поскольку Бог существует для него. Бог отчу-эдает от мира, замнкаат человека в c&wÍm себе.йнт-ровертпрованная личность, существующая в субъективной самоизоляции, чуеда водкой социальности, что неизменно пороэдает одиночество.

• Парадоксальная концепция одиночества предложена К.Ясперсом. Парадоксальность философом видится в том, что душ вступления в "под-/дашнуга,_ коммуникацию" /т. е. такие социальные отношения, в которых бы тэловек выступая самим собой/ индивид должен порвать свои социаль-

ш связи и противопоставить себя '»другим и своему ми^у". Таким образом, условием подлинной коммуникации оказывается одиночество, человека, трактуемое Яспэрсом как социально-психологическая изолированность. ' '

Много общего в понимании одиночества'у русского мыслителя Н.А.Бердяева и американского философа и психолога Э.Фромма. 3 основу их философского мировоззрения положено особое толкование категории свобода. Одиночество также шра?латся яда через эту категорию. Но если, по Бердяеву, личностью можно стать через момент одиночества -именно в одиночества шэреялвагтея единственность и неповторимость человеческого "Я*, а потому свободный человек стремится к одиночеству - то, по Фромму, индивид бежит от своей свободы, несущей ему одиночество, неуверенность и страх. Поэтому одиночество для Фромма -состояние, патологически разрушающее личность» Фромму также принадлежит определение морального одиночества как неспособности соотноситься: не только с другими людьми, но п с ценностями и идеалами вообще.

Ж.-П.Сартр рассматривал одиночество как Глубинную основу бытия Ьвдяввда. Как бы человек ни бил вовлечен в пэреяивашэ общности, он все-таки стремится разрушать ее, сохраняя одиночество своего "Я". Сартр стремился решительно субъективировать мир. Причем субъективизм з его понимании имеет два смысла. Субъективизм означает, с одной стороны, что субъект сам себя выбирает, а с другой - что человек но молет выйти за пределы человеческой субъективности, т. е. он изначально одинок. Именно второй смысл, по ого словам, и ость глубокий ашел якзистенцяалйзка, В философия Сартра одиночество становится принципом замкнутого антропологического универсума. Внутренне изолированность человека - . осаова любого .индивидуального бнтия как -такового. "'Ли одиноки, и нам нет извинений"- /2.-П.Сартр/.

При всем г,многообразии подходов у философов экзистенциалистов боть нечто обцее: все отт считают одиночество необходимым и неотъемлемым компонентом экзистенции человека. Одиночество принадлежит к "пограничным ситуациям", которые суть символ человеческого положения в мира и без которых человек но достиг бы подлинного существования. Поэтому их устранение не только невозможно, но и нежелательно.

Итак, литературно-художественный, религиозный и философский образы одиночества -- продукт различающихся и взаимодополнящих способов рефлексии над этим феноменом. Но в их разнообразии четко прослеживаются две основные тенденции. Первая тенденция состоит в по-нт/лгош одиночества как такого- негативного или рассадного состояния,

которое разрушает человеческую личность. При атом ее сторонники широко используют эпитеты: вынужденное„ гяякоа, безысходное, пугающее. Вторая тенденция сопрякэна с квалификацией одиночества как творческого, активного, желанного, необходимого, неотъемлемого начала, из которого роядается полноценная личность. Таким образом, если учесть оба эти тенденции как стороны единого процесса становления личности, то нельзя не признать, что природа одиночества изначально противоречива, многолика и вред ли исчерпаема, оборачиваясь то саморазрушением и подавлением личности, то ее творчески« и свободным началом.

, Во второй главе "Теоретические подходи к одиночеству; философс-ко-оопиологаческий анализ альтетаггтквтгх моделей" предпринята попытка представить обобщенную онтологическую модель одиночества, реально отражающую динамику его появления как системного целого.

На основе теории рефлексии Гегеля делается вывод, что одиночество - особый сохраняющий индивидуальность и неповторимость "нечто" процесс соотношения потенций самобытия, стремящегося быть субъектом, с противостоящими ему силами инобытия. В зависимости от характера случающегося дисбаланса со средой самобытие перетавает состояние вынузденного или благоприятного одиночества. Идея процесса неравновесного взаимодействия'качеств слу;гат предельной объяснительной моделью одиночества. В процессе взаимодействия противостоящих друг другу -качеств всякое отдельное наличное бытие, с одной стороны,стремится сохранить свои границы, не впустить другое, оттолкнуть его. С •другой стороны, самобытие пытается ра. мрить свои границы, проткнуть в другое бытие. Б зависимости от одних конкретных результатов притяжения и отталкивания качеств и нарушения гомеостазиса становящееся одиночество может быть добровольно принятым /сознательно выбранным человеком/, оказываясь такой реакцией на идущее извне 9трахаемое индивидом содержание, когда нечто либо добровольно принимает другое и делает его своим внутренним либо признает его избыточным для самэбытия и не способствующим гармонии со средой. В иных случаях одиночество бывает вынужденным -, как активное отталкивание нежелаемого внешнего содержания в силу явной враждебности этого содержания, его угрозы индивидуальности нечто. В этой связи правомерно говорить с двух категориях одиночества,- о добровольном одиночестве /уединении/ и о вынужденном одиночестве. Далее диссертант подробно рассматривает эти два вида.

Анализ одиночества в свете теории рефлексии Гегеля обнаруживает, что итог нэравновеснс л> взаимодействия отличающихся друг от друга качеств /"индивидов"/ имеет специфический эмерджентный. характер.

Роадаххцевся в этом процесса повоа качество не всегда "рэдсказуомо на основа анализа исходных взаимодайствуицих качеств. Например, на уро-* вне преобразовательной деятельности п общения лодей такой эмерджент оказывается иногда прямо противоположным по с ваш! проявлениям ранее поставленным рациональным человеческим цейям, вектору человеческой практики. Нередко иррациональный эффект деятельности начинагт выполнять функцию порабощения человека*. Учитывая, что эмерджент подчас оборачивается в отношении целэполагащего субъекта иррациональной реальностью, молю выводить из такого рода допущений представления об иррациональных (формах одиночества.

. В диссертационном исследовании была предпринята поттса вычле-'шть и описать основные причины возникновения одиночества. 11а основе факторного анализа выявлено пять воспроизводящих исслодуамый фз-гомоп факторов. Первый фактор обычно ассоциируется с чувством отчаяния и объясняется в основном специфическими трудностями семейного юлозхения человека. Второй фактор сопряжен о шреодячесни случающимся перешгваниом собственной никчемности, невниманием со стороны хрутих, а такш неимением близких друзей. Третий фактор связан с ситуацией физического отсутствия рядом с человеком каких-либо других шц и ассоциируется с чувством покинутости. Четвертый фактор доминирует в условиях отсутствия средств передвижения, прикованности чело-зека к постели и т.п. Пятый фактор предполагает как средство объяс-¡ения одиночества модэль социального перемещения и погружения чело— юка в новую социальную среду. В диссертации- охарактеризованы чув-¡тва, ассощпфуемыз с одиночеством. Гстойчивти оказались: отчаянно, ;епрессия, невыносимая скука и самоуничи'кение. Многообразно действующих причин объясняется тем, что состояние 'одиночества - сложное : многоуровневое явление, возникновение которого обязано взашодейс-■вшо макросоциаинн", социально-психологических и индивидуаяьно-лкч-:остшх факторов.

Самовыражение чувств, ассоциируемых с одиночеством, и причины го возникновения в основном .структурированы, и эти структуры впол-г-в согласуются с предложенным Р.Вейсом различением типов одиночества: моциональной или социальной изоляция^.

См.¡Пивоваров Д.В. Иррациональное, сверхъестественное и предмет философского атеизма // Отношение человека к иррациональному.. Свердловск, 1989. С.9-38.

См.:Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. П., 1989. С.114-123.

Под первым тютоц ,понимается отсутствие тесной эмоциональной привязанности, неспособность найти лущенный' отклик п пошпланга у других ладей. Лодп, перэзшванцив подобное одиночество, склонны исш-тывать чувство глубокого уединения независимо от того, доступно шш недоступно им общество других. Находясь в током состояшш, индивзд, например, описывает непосредственно окружающий его мир как опустошенный, безлодшй и бессодержательный. Чувство глубокого уединения может бить описано и в понятиях внутренне/! опустошенности - лвдивцд испытывает собственную пустоту, оцепенение, безразличие. Однако такого _ рода одиночество не только негативно, но способно такха быть импульсом к санопостроении индивида, является тол^тсом г. творчеству.

Под вторым типом понимается отсутствие привлекательных социальных связей у он проявляется в фордах изгнания, остракизма, неприятия, вшг/вденного увольнения. До.чинирущкми снштомамп тахсого типа одиночества, наряду с чувством марганальноста, является скука, бесцельность жизни, ощуценио намеренного отторз&ння. Но к в этом случае индивида способны не только на отчаяние, но и на творческую компенсация, генерацию особой шкросрзды л специфических казненных смыспов. Данные, получошше в хода комплексных исследований, позволяют предположить, что когда на человека обрушивается одиночество только одного типа, то он обычно способен переносить возникавдио в связи с этим состоянием страдания, нить и творить с ними. Однако когда одиночество наступает сразу в двух типах одновременно, то душевный ;(г;тросс - вырастает до масштабов'существе .ного растройства личности человека. Следствием этого является депрессия, апатия, аномия. В диссертации проводится анализ такого рода последствий и выясняется их обусловленность езшячивой природой одиночества.

При"взве1Ш1ванни"двух основных альтернативных теоретически^ моделей источника одиночества автор обнаруживает их равносильность, односторонность и взашодополяигальность. Сторонники' одной школы сходятся на тем, что одиночество - скорае. субъективное переживание.недели особое шешэе соатояшо человека, Сргласио такому взгляду, одиночество обязано своим происхоздением спецафичвской склонности индивкду-ачьного сознания; главная причина одиночества якобы скрыСа в базовой •структуре личности и произрастает из внутренней природы индивидуальности человека. Душавная конституция индивида такова, что с необходимостью возбуждает либо ощущение самодостаточности, либо обделенное та полноценным батяем. Если указанная альтернатива верна и источник одиночества - самосознание человека, то тем не менее это идущее из гдуапы личности самосознание грубо искажает истину о действительном

пололенил игодшща в миро и, прониэвая все су'цютво человека, на • практнко оборачивает ото смыслояизцеггауп ориентацию иррациональными -эффектам.

Согласно второй альтернатива, шмивид не виновен в своем одиночестве: одиночество - плод саецнфгческих. Социальных условий, вынуждающих индивидов маскировать свои намерения, замыкаться в с»" бе, подавлять шяанио быть искренними и открытыми другим людям, убегать от враждебного окружения в свой внутренний мир. Поэтому причины одиночества якобы коренятся исключительно в обществе, а не в индивиде. Следовательно, чтобы искоренить враэдебноо природе человека одиночество, нужно радикально преобразовать характер социальных связей -к такому шводу приходят, например, ряд отечественных философов.

Обо эта альтернативы, думается, являются односторонними л на отражают гсоЛ сложности структуры фэномена одиночества. Одна из них • построена на методологии первенства части над целым, другая - целого над частью. Но классическая диалектика части и целого не столь однобока и одномерна. Дпссэртанг предлагает синтетическую модель, учлтп-вакцуи оба альтернативы и основанную па методологии взаимного формирования целого л части. Феномен одиночества обусловлен как яндивяду-ачьным ощущением самодостаточности /личность - микрокосм/, таге и характером социальных связей, враздебннх индивиду или притягательных /личность - социальная роль/. Пропорции внутренних и внешних Акторов одиночества всегда своеобразны, различии, конкретны, а отсюда и многообразие форм одиночества. Саш по себе недостаток, изобилие и особенности социальных связей автоматически не пороздают у индивида состояния одиночества. Оно может возникнуть в зависимости от реакции личностного микромира индивида на эти связи, привлекающие ого или отталкивающие, соответствующие или не соответствующие его потребностям и исполняемой им социальной роли.'Так что в зависимости от конкретного контакта индивида и социума "виновником" одиночества в той или иной степени оказываются н индивид, и социальная, среда, я микрокосм "Я", и исполняемая социальная роль.

С проблемами ситуаций и характера личности, приводящими к оди-ючсстау, тесно связаны проблемы таких демографических групп, в ко-горнх Ф-зкомен одиночества проявляется особенно интенсивно. В этой звязи в диссртатащга рассмагриаается степень проявлетш одиночества г его причины у.детей, взрослых и стариков, а такче анализируются особенности глубокого и венского одиночоства. Констатируется, что -одиночество - проблема главннм образом молодих .тозз?. Л'одп старого зояраста менее одиноки, хотя и в больаей стананк про зрасполотлт!

жить одни. Обнаруживается любопытная особенность: чувство одиночества с возрастом убывает. Изучая мужское и женское одиночество, диссертант отметил различную предрасположенность к одиночеству у различных нолов. Одинокие мужчины гораздо меньше приспособлены к окружавшей обстановке, нежели одинокие женщины, а жизни в одиночку под-1_зржены именно мужчины. Датское одиночество отличается своими нюансами от одиночества взрослых, но в своей основа это одно и то же переживание. Произведенный анализ позволяет сделать вывод, что в основе одиночества,•вне зависимости от возраста и принадлежности к той или иной демографической группе, лежит обдий круг переживаний человеком его оторванности от сообщества лвдей, семьи, своего "Я", единый для всех.

Одиночество,если оно чрезмерно и перестает играть конструктивную роль в жизни индивида, представляет собой одну из разрушительных болезней. Такое нарушение гармонии конструктивных и деструктивных составля. .дах одиночества в пользу деструктивных элементов характерно для нашего столетия. В этой связи диссертантом рассматривается вопрос об отрицательных модификациях одиночества в эпоху НТР. Нравственная изолированность лодей достигла сегодня небывалого размаха, хотя в разных странах ее величина различна. Лоди строят отношения .. друг с другом в большинстве своем на бездумной функциональной основе, которая мешает личностному общению, развитие п искренности, и интимности. Внутренняя эрозия общества проникает в глубинные основа-'деия личной жизни. В своей субъективной самоизоляции индивид не находит внутреннего удовлетворения.'Его личная свобода оборачивается тоскливым одиночеством. С другой стороны, в тексте диссертации отмечается, что хотя урбанизация и НТР серьезно влия-от на характер межличностного общения, но связанное с этими обстоятельствами одиночество нельзя рассматривать как проявление в современную эпоху глобального процесса отчуждения к деивдквидуализащш человека. Форма, степень и содержанке феномена одиночества зависят презде всего от взаимодействия социально-экономических и психологических факторов. И прежде, а в особенности теперь, человеку для выживания его индивидуальности ну.ъзн достаточный запас не только биологнчеакой.Пко и нравственной прочности.

В заключении подводятся основные итоги, раскрывается научная новизна текста, намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Основные положения диссертации изложены в следущих публикациях

1г. К проблеме одиночества и интеграции личности в социум //

Гроблэми молодэяш: Исследования по социально! ;ьдагопгх9 я психолога. Ижэвск, 1983. С.200-205.

Одиночество а здоровье чоловека // Фалософсиая» и социальные"пробами гедицани а здравоохроьйнпя: Таз. докл. Уфа» 1590. С.32-33. I. Проблема одиночества:. социолсгичзскай. аспект // Восылно Уральскпа юциологические чтения: Социология - народному хозяйству и культуре !тралнг Теэ. докл. Кургал, 1991. С.40-42.

!. Одшочество в структура духовного гетра человека // Гченна Ияово-:ого моханачзского института - производству г Тоз. докл. Ияовся, Ш2. С. 19-